Иду на таран. Последняя цель Екатерины Зеленко

Памятник в Курске
Мемориальная доска в Курске
Аннотационная доска в Сумах
Памятный стенд в Ромнах
Мемориальная доска в Воронеже


З еленко Екатерина Ивановна - заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка 16-й смешанной авиационной дивизии военно-воздушных сил 6-й армии Юго-Западного фронта, старший лейтенант.

Родилась 1 (14) сентября 1916 года в селе Корощин ныне Бельского района Ровенской области (Украина). Украинка. С 1921 года проживала в Курске, окончила 7 классов неполной средней школы № 10. С переездом матери в Воронеж поступила в Воронежский авиационный техникум. В октябре 1933 года окончила Воронежский аэроклуб и по комсомольской путёвке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К.Е.Ворошилова.

В Красной Армии с 1933 года. В декабре 1934 года с отличием окончила авиационную школу и была направлена в Харьков в 19-ю лёгкую бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолёты и авиационное оборудование. За четыре года освоила семь типов самолётов.

Участница советско-финляндской войны 1939-1940 годов (единственная женщина среди лётчиков). Воевала в составе 3-й эскадрильи 11-го лёгко-бомбардировочного авиационного полка (ВВС 8-й армии). Совершила восемь боевых вылетов на самолёте «Р-2» на бомбардировку финских войск. Уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, за что награждена орденом Красного Знамени. Затем в качестве лётчика-инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава семи авиационных полков на новый самолёт «Су-2».

На фронтах Великой Отечественной войны с первого её дня. Совершила 40 успешных боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

12 сентября 1941 года, в ходе воздушного боя, израсходовав боекомплект, старший лейтенант Е.И.Зеленко таранным ударом, ценой собственной жизни, уничтожила вражеский «Me-109».

У казом Президента СССР от 5 мая 1990 года за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, старшему лейтенанту Зеленко Екатерине Ивановне присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Награждена 2 орденами Ленина (29.12.1941; 5.05.1990, посмертно), орденом Красного Знамени (1940).

Е.И.Зеленко была единственной женщиной, применившей воздушный таран. На месте её гибели установлен обелиск. В Курске ей открыты памятник и мемориальная доска на доме, где она жила в детские годы. В Воронеже, где она жила в молодости, так же установлена мемориальная доска. В Берестовке, где находился аэродром и откуда она ушла в свой последний боевой вылет, установлен памятник. В честь её малая планета Солнечной системы, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Т.Смирновой, носит имя Катюша. Её имя носили морское судно, улицы в Воронеже, Курске, Сумах, школы и пионерские дружины. Её комсомольский билет долгое время хранился у учительницы Анастасьевской школы А.М.Марченко, а затем был передан в Оренбургское высшее лётное военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков имени И.С.Полбина. Музеи лётчицы были созданы в Анастасьевке и в курской школе № 10, в которой она училась. В городе Ромны Сумской области (Украина) на Аллее Героев установлен памятный стенд Е.А.Зеленко.

В одном из боевых вылетов в июле 1941 года группа бомбардировщиков под её командованием в районе города Пропойска [ныне город Славгород Могилёвской области Белоруссии] уничтожила 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и без потерь вернулась назад.

12 сентября 1941 года совершила 2 боевых вылета на разведку. Во втором вылете её Су-2 был повреждён. После обеда поступило сообщение о том, что немецкие танки прорвали фронт. Нужно было срочно разведать обстановку в районе Ромен - Нежина - Прилуки - Пирятина - Лубен. Зеленко вместе с лётчиком-наблюдателем лейтенантом Н.Павлыком вылетела на самолёте заместителя командира полка А.И.Пушкина в паре с экипажем капитана Лебедева. При возвращении с задания в районе города Ромны их атаковали 7 вражеских истребителей Me-109. Наши лётчики приняли неравный воздушный бой, но в облаках потеряли друг друга. Вскоре самолёт Лебедева был подбит и он вышел из боя. Зеленко осталась одна против семи врагов. Немцы взяли её самолёт в кольцо. Как только один из них оказался в прицеле, Зеленко нажала гашетку. "Мессершмитт" загорелся и пошёл к земле. Но и Су-2 был подбит, оба члена экипажа получили ранения, а у Павлыка, к тому же, кончился боезапас. Зеленко приказала ему покинуть самолёт, а сама продолжила вести бой. Вскоре и у неё патроны кончились. Тогда она вышла на курс атаковавшего её фашиста и повела бомбардировщик на сближение. От удара крылом по фюзеляжу "мессершмитт" разломился пополам, а Су-2 взорвался, при этом лётчицу выбросило из кабины. Обломки обоих самолётов упали на землю возле села Анастасьевка Сумской области.

Тело Екатерины Зеленко было обнаружено местными жителями М. Хоменко, А.М. Марченко, И. Сильченко, В. Петриченко, М. Бутко, С. Балыкиным и опознано по комсомольскому билету № 7463250, орденской книжке и удостоверению личности. В полк они сообщить не успели, так как на следующий день село захватили немцы. Первоначально была похоронена в центре села Анастасьевка. За свой подвиг в декабре 1941 года посмертно награждена орденом Ленина.

Её муж - командир 4-й эскадрильи того же полка Павел Игнатенко погиб в воздушном бою в 1943 году.


Екатерина Ивановна Зеленко старший лейтенант - заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт) . Родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощин ныне Бельского района Ровенской области. Украинка. Окончила 7 классов неполной средней школы ¦10 города Курска. С переездом матери в Воронеж поступила в Воронежский авиационный техникум. В октябре 1933 года окончила Воронежский аэроклуб и по комсомольской путевке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу летчиков и летчиков-наблюдателей имени К.Е.Ворошилова. В декабре 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в Харьков в 19-ю легкую бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолеты и авиационное оборудование. За 4 года освоила 7 типов самолетов. Участница советско-финляндской войны 1939-1940 годов (единственная женщина среди летчиков). Воевала в составе 3-й эскадрильи 11-го легко-бомбардировочного авиационого полка (ВВС 8-й армии). Совершила 8 боевых вылетов на Р-Z на бомбардировку финских войск. Уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, за что награждена орденом Красного Знамени. Затем в качестве летчика-инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава семи авиационных полков на новый самолет Су-2. На фронтах Великой Отечественной войны с первого ее дня. Совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

Звание Героя Советского Союза Зеленко Екатерине Ивановне присвоено посмертно Указом Президента СССР 5 мая 1990 года.

В одном из боевых вылетов в июле 1941 года группа бомбардировщиков под ее командованием в районе города Пропойска уничтожила 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и без потерь вернулась назад.

12 сентября 1941 года совершила 2 боевых вылета на разведку. Во втором вылете ее Су-2 был поврежден. После обеда поступило сообщение о том, что немецкие танки прорвали фронт. Нужно было срочно разведать обстановку в районе Ромен - Нежина - Прилуки - Пирятина - Лубен. Зеленко вместе с летчиком-наблюдателем лейтенантом Н.Павлыком вылетела на самолете заместителя командира полка А.И.Пушкина в паре с экипажем капитана Лебедева. При возвращении с задания в районе города Ромны их атаковали 7 вражеских истребителей Me-109. Наши летчики приняли неравный воздушный бой, но в облаках потеряли друг друга. Вскоре самолет Лебедева был подбит и он вышел из боя. Зеленко осталась одна против семи врагов. Немцы взяли ее самолет в кольцо. Как только один из них оказался в прицеле, Зеленко нажала гашетку. "Мессершмитт" загорелся и пошел к земле. Но и Су-2 был подбит, оба члена экипажа получили ранения, а у Павлыка, к тому же, кончился боезапас. Зеленко приказала ему покинуть самолет, а сама продолжила вести бой. Вскоре и у нее патроны кончились. Тогда она вышла на курс атаковавшего ее фашиста и повела бомбардировщик на сближение. От удара крылом по фюзеляжу "мессершмитт" разломился пополам, а Су-2 взорвался, при этом летчицу выбросило из кабины. Обломки обоих самолетов упали на землю возле села Анастасьевка Сумской области.

Тело Екатерины Зеленко было обнаружено местными жителями М.Хоменко, А.М.Марченко, И.Сильченко, В.Петриченко, М.Бутко, С.Балыкиным и опознано по комсомольскому билету ¦7463250, орденской книжке и удостоверению личности. В полк они сообщить не успели, так как на следующий день село захватили немцы. Первоначально была похоронена в центре села Анастасьевка. После войны ее останки были перевезены в город Курск. За свой подвиг в декабре 1941 года посмертно награждена орденом Ленина.

Екатерина Ивановна Зеленко была единственной женщиной, применившей воздушный таран. На месте ее гибели установлен обелиск. В Курске Екатерине Ивановне сооружен памятник и мемориальная доска на доме, где она жила в детские годы. В Берестовке, где находился аэродром и откуда она ушла в свой последний боевой вылет, установлен памятник. В честь ее малая планета Солнечной системы, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Т.Смирновой, носит имя Катюша. Ее имя носили морское судно, улицы в Курске, Воронеже, Сумах, школы и пионерские дружины. Ее комсомольский билет долгое время хранился у учительницы Анастасьевской школы А.М.Марченко, а затем был передан в Оренбургское высшее летное военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина. Музеи летчицы были созданы в Анастасьевке и в курской школе ¦10, в которой она училась. 5 мая 1990 года Указом Президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ее муж - командир 4-й эскадрильи того же полка Павел Игнатенко - погиб в воздушном бою в 1943 году.

Единственная женщина в мире, применившая воздушный таран.

Екатерина Ивановна Зеленко, Герой Советского Союза (посмертно), родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощино, Ровенской области (Украина). Окончила 7 классов неполной средней школы в городе Курске, затем - авиационный техникум и Воронежский аэроклуб в 1933 году. По комсомольской путёвке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков - наблюдателей имени К. Е. Ворошилова.

Осенью 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в 19-ю бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолёты и авиационное оборудование. За 4 года освоила такие типы самолётов, как У-2 (ПО-2), Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2.
Участница советско-финской войны 1939-1940 (единственная женщина среди лётчиков) в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка, входившего в состав ВВС 8-й армии. Совершила 8 боевых вылетов на самолёте Р-Z, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, была награждена Орденом Красного Знамени. Документы авиаполка свидетельствовали: «На боевые задания летает с большим желанием, в плохих метеоусловиях и сложной обстановке хладнокровна и расчётлива. Обстрелянная зенитной артиллерией, смело продолжает вести бой, задание выполняет отлично. Разведывательные данные, доставляемые Зеленко, всегда отличаются точностью не только в пределах срока и объёма задания, но и дополнялись ценными сведениями, добываемыми разумной инициативой».
Р-Z авиаполка, в котором воевала Екатерина.

После окончания войны с белофиннами, Зеленко служила в 19-й авиационной бригаде Харьковского военного округа. В мае 1940 года, как опытный пилот, она была назначена командиром звена во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку. Знания, полученные в авиатехникуме, помогли ей быстро разобраться в новых самолётах. Она бывала в цехах, где собирали Су-2, проводила их испытания. С октября 1940 года по май 1941 года в качестве лётчика - инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава 9 авиационных полков на новый самолёт Су-2. Кате было неполных 24 года, когда она помогала осваивать новые самолёты командному составу, где встречались ученики гораздо старше её по возрасту. Но умела молодая лётчица учить других так, что никто не считал зазорным учиться у женщины, сдавать ей технику пилотирования и не обижался на суровую требовательность.
Бомбардировщик СУ-2.

С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. В июле 1941 года, ранним утром командир полка полковник Б. Янсен поставил командиру звена Зеленко задачу: разгромить колонну немецких танков и автомашин в районе Пропойска (ныне Славгород, Беларусь). Командование не случайно именно ей поручило выполнение этого ответственного задания: лётчица, в отличии от многих других офицеров полка, уже имела боевой опыт.

Спустя некоторое время группа бомбардировщиков Су-2, возглавляемая Екатериной Зеленко, поднялась в воздух. В чётком строю они приблизились к указанному району. Обнаружили цель: вражеская техника двигалась по дороге на восток. Ударили зенитки. Маневрируя среди дыма и огня, наши самолёты вышли на боевой курс. Путь им прокладывал Су-2, который вела Зеленко. По её сигналу все устремились на цель. На земле возникли яркие вспышки разрывов, загорелись танки, автомашины, цистерны. Выполнив задание, группа без потерь возвратилась на аэродром. Фотоконтроль подтвердил точность бомбового удара. За период своего участия в Великой Отечественной войне, заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Н. И. Зеленко совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

Таран и гибель.
Тот роковой день, 12 сентября 1941 года, выдался серый, пасмурный, словом, «невесёлый», как говорят лётчики. Командир 135-го ближнебомбардировочного авиаполка полковник Янсен вернулся из разведывательного полёта с тревожной вестью: к Лохвице (Украина) с двух сторон движутся танковые соединения. В полку после тяжёлых боёв первых недель войны осталась едва половина самолётов, а из оставшихся - многие повреждены. Истребителей, которые должны сопровождать бомбардировщики, на фронте не хватало. Выручал железный закон бомбардировщиков – плотный боевой строй.
- Товарищ командир! Разрешите мне лететь? - подошла к Янсену старший лейтенант Зеленко.
За плечами Екатерины Зеленко, к 12 сентября было 40 боевых вылетов, 12 воздушных боёв, 60 уничтоженных танков и автомашин и до батальона немецкой пехоты. Командование полка собиралось представить её к высокой правительственной награде. Но было в полку и негласное решение: Катю беречь, в боевые полёты пускать пореже - единственная она в полку была женщина. И Янсен отдал приказание лететь экипажу Лебедева. А Катя не уходила, стояла навытяжку, смотрела умоляюще.
- Летите в паре с Лебедевым, - решил командир.
- Можно на вашем самолёте? - спросила Катя, обратившись к Пушкину.
- Можно.
Уже из кабины Су-2 Катя крикнула:
- Товарищ командир! Тут ваши планшет и краги.
- Ладно, пусть там будут! - махнул рукой Пушкин.
- «Синенький, скромный платочек!» - донеслось сквозь рокот мотора: с этой песней всегда уходила в полёт Катя Зеленко.
Су-2 капитана А. И. Пушкина. Именно на нём Е. И. Зеленко провела свой последний бой.

Пушкин ждал экипажи минут через 45 - 50, а пока занялся неотложными делами: из штаба ВВС 21-й армии извещали, что вероятно срочное перебазирование полка в город Лебедин Сумской области. К Берестовке, где располагался полк, подходили немцы.
Но ни через 45, ни через 50 минут экипажи не вернулись. Только через час из штаба Воздушной армии позвонил Лебедев и доложил, что они со штурманом капитаном Гавричевым находятся на аэродроме в Лебедине. На них напали 7 Ме-109, бомбардировщики приняли бой, но в облачности потеряли друг друга. О судьбе экипажа Зеленко он ничего не знает.
Вслед за звонком Лебедева в полку появился усталый, раненный в руку штурман Кати, лейтенант Павлык. Все бросились к нему:
- Что с Катей? Где она?
- "После выполнения задания мы возвращались на аэродром. Самолёты атаковали 7 Ме-109. Экипаж Лебедева потеряли в ходе боя. Я вёл заградительный огонь. Катя, атакуя «Мессеров», вела огонь из крыльевых пулемётов. Один из «мессершмиттов» оказался в прицеле Кати. Она нажала на гашетку. Фашист задымил. У нас в кабине запахло гарью. «Павлык, куда смотришь!» - закричала Катя, подумав, что меня ранили и приказала прыгать. Я успел вывалиться из самолета, увидев, как Зеленко ударила немца, и потерял сознание. Очнулся от рывка раскрывшегося парашюта. Видел, как на землю падали обломки «сушки» и фашистского самолета".

Что касается ее боя, очевидцы рассказывали, фашистские летчики были настолько потрясены тараном советского пилота, что забыли о висевшем на парашюте штурмане и не стали его расстреливать в воздухе. Катя погибла в нескольких минутах лета от своего аэродрома, находившегося в соседнем районе возле села Берестовка. Не дожила двух дней до своего 25-летия. Однополчане не смогли организовать поиски ее тела, так как были вынуждены срочно отступать. Противник занял территорию, где она упала.

В 1943 году, когда Сумская область была освобождена от фашистов, в областной военкомат пришла учительница Анастасия Пантелеймоновна Марченко и принесла комсомольский билет с пятнами крови. Вот что рассказала она:
- Это билет лётчицы, таранившей фашистский самолёт. Мы, жители села Анастасьевка, в тот день, 12 сентября 1941 года, спешили убрать урожай в поле и спрятать. Ждали, что вот-вот появятся немцы. Над нами разыгрался бой: 7 фашистских самолётов окружили один советский. Он отстреливался, и один вражеский самолёт загорелся и понёсся к земле. Потом советский самолёт ринулся на фашистский с налёту, и оба рухнули наземь. Фашистский - на лес, а наш - на край поля, в казацкую могилу - так у нас скифские курганы зовут.
Старый Мусий Хоменко, бывалый солдат, и Анастасия Марченко первыми подбежали к самолёту. Среди его обломков лежал пилот в обгоревшем комбинезоне. Достали из нагрудного кармана документы.
- Це дивчина! Та яка молодэнька! - печально сказал старый Мусий и склонил голову.
Анастасия Пантелеймоновна посмотрела документы - удостоверение личности, орденскую книжку, комсомольский билет.
- Комсомольский билет № 7463250… Екатерина Ивановна Зеленко… Год рождения 1916-й…
- Надо схоронить дивчину, а то скоро немцы могут нагрянуть, - спохватился старый Хоменко.
Похоронили Катю на опушке, неподалёку от того места, где упал её самолёт (после войны её останки были перевезены в город Курск). А вечером Анастасьевку заняли немцы…
Памятник Кате в Курске.

В 1971 году на месте гибели Е. И. Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара. Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко был установлен обелиск.
Екатерина Ивановна Зеленко - единственная женщина в мире, применившая воздушный таран.
В честь неё была названа малая планета Солнечной системы «Катюша».

Вопросы истории

Екатерина Зеленко. Фото: РИА Новости

Забытый подвиг: история смертельного тарана Кати Зеленко
Кирилл Яблочкин

Самыми известными в истории отечественной авиации стали тараны Петра Нестерова и Виктора Талалихина. Но история знает и другой, не менее уникальный случай, когда на такой подвиг пошла хрупкая девушка. Ко дню рождения легендарной летчицы Екатерины Зеленко сайт телеканала «Звезда» подготовил материал о первой женщине, совершившей воздушный таран.

К полудню 12 сентября 1941 года лётчица Екатерина Зеленко совершила два разведывательных вылета. На экипажи уже накатывала усталость, однако вскоре два Су-2 поднялись в небо в третий раз. В полк пришло тревожное сообщение о том, что немецкие танки прорвали фронт, поэтому провести разведку и уточнить ситуацию было жизненно важно. Выполнив задание, самолёты повернули назад, однако вернуться домой без потерь им суждено не было. В районе села Анастасьевка они были атакованы семью самолётами Messerschmitt Bf.109.

Учитывая превосходство немецких истребителей по скорости, советским пилотам не оставалось ничего другого, кроме как вступить в неравный бой.

Катя, мечтавшая о небе

Екатерина Зеленко родилась в 1916 году в селе Корощино Сумской области. Катя довольно быстро определилась со своим призванием и после окончания семи классов прошла курс обучения в Воронежском аэроклубе. Затем была 3-я Оренбургская военная авиационная школа лётчиков, которую она закончила с отличием.

Важно подчеркнуть, что в 1941 году Зеленко было всего 24 года, но она уже имела серьёзный боевой опыт. Она была единственной женщиной-пилотом, участвовавшей в советско-финской войне, во время которой совершила восемь боевых вылетов, уничтожив артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника. За это она была
награждена Орденом Красного Знамени.

Чудо лётчицы Зеленко

Стоит отдельно сказать о том, что из себя представлял самолёт, на котором лётчица ввязалась в бой с одними из лучших истребителей второй мировой. Су-2 - лёгкий бомбардировщик, создававшийся в конце 1930-х годов как универсальный самолёт, который можно было бы применять как разведчик, лёгкий бомбардировщик, штурмовик, и даже как истребитель сопровождения. По разным причинам по-настоящему массовым Су-2 не стал, было построено 893 самолёта.

Во второй половине войны они использовались чаще всего как корректировщики артиллерийского огня, однако в 1941 году пилотам приходилось выполнять на этих самолётах задачи, для которых они не вполне подходили, и даже ввязываться в бои с истребителями, которым Су-2 сильно уступал почти по всем параметрам.

Сам факт того, что Зеленко смогла на Су-2 уничтожить два Messerschmitt Bf.109 кажется чудом.

Одна против семи фашистов

Ведущий в паре, Капитан Лебедев был атакован истребителями противника первым, его самолёт получил серьёзные повреждения и он вынужден был выйти из боя, уведя за собой часть истребителей противника. Оставшись одна, Зеленко вместе со штурманом Николаем Павлыком приняла бой.

«После выполнения разведывательной задачи мы повернули на свой аэродром. Наш Су-2 атаковали семь "мессершмиттов". Я вёл заградительный огонь. Боеприпасы кончались. В этот момент один из фашистских истребителей заслонил смотровое стекло, Зеленко нажала гашетку ШКАСов. Гитлеровский самолёт загорелся и круто ушёл к земле. Однако нас тоже зацепило. Я доложил ей, что ранен. Зеленко отдала приказ покинуть машину и во что бы то ни стало добраться до своих, чтобы доложить о результатах разведки. Сама продолжила вести бой», - вспоминал напарник Зеленко.

Павлык благополучно приземлился на своей территории и вернулся в часть, однако о том, что происходило дальше с Зеленко он ничего не знал. На аэродром лётчица не вернулась, и в документах 35-го полка появилась запись: «Судьба неизвестна».

Лишь после войны от местных жителей села Анастасьевка удалось узнать подробности о последних минутах жизни пилота. Согласно их воспоминаниям, Зеленко продолжала бой с самолётами противника до тех пор, пока у нее не кончился боекомплект. Ее самолёт имел серьёзные повреждения, и она могла спастись, выпрыгнув с парашютом, но вместо этого пошла на таран.

После столкновения советский самолёт сразу полетел вниз. Немецкий истребитель смог пролететь ещё два километра и также разбился. По другим данным, Зеленко пыталась посадить Су-2, однако её сбили оставшиеся в небе немецкие истребители. После падения бомбардировщик загорелся и подоспевшие жители смогли вытащить из кабины лишь сильно обгоревший труп.

О том, что это была девушка, они узнали из документов: рядом с разбившимся самолётом была обнаружена орденская книжка, удостоверение личности и орден Боевого Красного знамени. Лётчицу похоронили, завернув в парашют, а документы спрятала и сохранила местная учительница Анастасия Марченко.

До своего 25-летия Екатерина Зеленко не дожила всего лишь два дня.

Астероид «Катюша»

Командование полка представило лётчицу к званию Героя Советского Союза, однако она была награждена орденом Ленина посмертно. Возможно, причиной этому послужила неясность её судьбы.

После войны однополчане Зеленко многие годы добивались того, чтобы первая в истории женщина, совершившая воздушный таран была удостоена звания Героя Советского Союза. Их усилия увенчались успехом лишь через 55 лет: соответствующий приказ был подписан Михаилом Горбачёвым в 1990 году.

В честь лётчицы названо несколько улиц в городах России и Украины. В Курске на здании дома, где она жила, установлена мемориальная доска, а на месте гибели пилота местные жители после войны за свой счёт установили обелиск.

В 1998 году астроном Тамара Смирнова открыла астероид светлого спектрального класса S и дала ему имя «Катюша» в честь лётчицы Зеленко.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Екатерина Ивановна Зеленко (14 сентября 1916, село Корощино ныне Олевского района Житомирской области - 12 сентября 1941, близ села Анастасьевки Сумской области) - лётчица, старший лейтенант, единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран, Герой Советского Союза (5 мая 1990).

С первого дня Великой Отечественной войны участвовала в боях, будучи заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт). Всего успела совершить 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941 командовала группой бомбардировщиков, уничтоживших в районе Пропойска 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника
и вернувшейся назад без потерь.

В 1971 году на месте гибели Е. И. Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара. Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко был установлен обелиск.
Ей также установлены памятники в Берестовке (там находился аэродром, с которого она совершила свой последний боевой вылет) и в Курске.
Её именем были названы улицы в Курске, Воронеже, Ромнах, Сумах, школы и пионерские дружины.
В честь неё была названа малая планета Солнечной системы (1900) Катюша.
В Курске на доме № 23 по улице Горького, где она жила, установлена мемориальная доска.
В Анастасьевке и в школе № 10 города Курска, в которой она училась, созданы музеи Екатерины Зеленко.
В честь Зеленко было названо сухогрузное судно, построенное на ЛСЗ им. Д. Д. Жданова.
В честь Е. И. Зеленко на родине Героя в Олевском районе Житомирской области проводится ежегодный волейбольный турнир среди школьников.
В 1998 году решением главы администрации г. Воронежа аэроклубу присвоено имя Е. И. Зеленко.

Задача данной статьи - выяснить, как заложена гибель лётчицы, единственнОЙ в мире женщинЫ, совершившЕЙ воздушный таран, Героя Советского Союза, ЕКАТЕРИНЫ ИВАНОВНЫ ЗЕЛЕНКО в её код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\

9 15 27 33 47 58 73 79 90 91 110 116 133 143 157 158 168 171 172 186 201 204 218 219
З Е Л Е Н К О Е К А Т Е Р И Н А И В А Н О В Н А
219 210 204 192 186 172 161 146 140 129 128 109 103 86 76 62 61 51 48 47 33 18 15 1

6 17 18 37 43 60 70 84 85 95 98 99 113 128 131 145 146 155 161 173 179 193 204 219
Е К А Т Е Р И Н А И В А Н О В Н А З Е Л Е Н К О
219 213 202 201 182 176 159 149 135 134 124 121 120 106 91 88 74 73 64 58 46 40 26 15

219 = 146-В АВИАКАТАСТРОФЕ-(ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА) + 73-КОНЕЦ В А\ виакатастрофе \-(ЗЕЛЕНКО).

Проверим дешифровку таблицей:

3 4 7 17* 18** 29 30 49 50 68 87 104 119 140*146**
В А В И А К А Т А С Т Р О Ф Е +
219* 216 215 212 202**201*190 189 170 169 151 132 115 100 79**

157*172*186**192**215 218 219**
К О Н Е Ц В А (виакатастрофе)
73* 62* 47** 33** 27* 4 1**

А также 5 совпадающих столбцов: 18**\\202** 79**\\146** 47**\\186** 33**\\192** 219**\\1**

Проверим дешифровку таблицами:

5 8 14* 28 29 34* 57 58 77* 92** 98** 116 122 136*155 187 189*206 238*
Д В Е Н А Д Ц А Т О Е С Е Н Т Я Б Р Я
238*233 230 224*210 209 204*181 180 161**146** 140*122 116 102* 83 51 49* 32

4 14* 16 22 34* 63 77* 92** 98** 99 102*112 113 129 146*161**171 189*214 220 238*
Г И Б Е Л Ь Н О Е А В И А П Р О И С Ш Е С \ твие \
238*234 224*222 216 204*175 161**146** 140* 139 136*126 125 109 92** 77* 67 49* 24 18

Таблицы содержат 2 цепочки из 3 идущих последовательно друг за другом цифр: 77-92-98 140-146-161

А также 3 совпадающих столбца: 92**\\161** 98**\\146** 161**\\92**

Справка:

Авиапроисшествие - Авиационное происшествие (ранее лётное происшествие, общепринятое сокращение: ЛП) событие, связанное с лётной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого либо лица, находившегося… … Википедия

Рассмотрим иную дешифровку: 238 = 28-(в)НЕБЕ + 124-АВИАКРУШЕНИЕ + 86-КАБИНА САМО\ лёта \ = (86-самолёта).

14* 20 22 28* 29** 32* 42 43 54 71 91 116*122**136**146*152
(в) Н Е Б Е А В И А К Р У Ш Е Н И Е
238*224*218 216 210**209*206*196 195 184 167 147 122**116**102* 92*

163 164 166 176 190 191 209*210**223 238*
К А Б И Н А С А М О \лёта \
86 75 74 72 62 48 47 29** 28* 15

А также 4 совпадающих столбца: 29**\\210** 122**\\122** 136**\\116** 210**\\29**

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 86-ДВАДЦАТЬ + 96-ПЯТЬ = 182.

Следует заметить, что при дешифровке мы встречаемся с неким ПРОВИДЕНИЕМ!..

5 8 9 14* 37 38* 57 86* 102**134**153 182*
Д В А Д Ц А Т Ь П Я Т Ь
182*177 174 173 168*145 144*125 96** 80** 48* 29

1 4 14* 15 38* 48* 80** 96** 113 128 131 141 146 152 166 176 182*
А В И А Ц И Я + П Р О В И Д Е Н И Е
182*181 178 168*167 144*134** 102** 86* 69 54 51 41 36 30 16 6

Таблицы содержат 2 цепочки из 3 идущих последовательно друг за другом цифр: 48-80-96 86-102-134

А также 2 совпадающих столбца: 102**\\96** 134**\\80**

Много лет назад люди поняли, что во Вселенной они далеко не одни. Существует что-то высшее, что-то более развитое, чем всё человечество вместе взятое. Во все времена это «что-то» имело разные названия: мессия, бог, демон, высший разум, однако, суть этого не меняется. Все верования в подобную сверхъестественную силу основываются на том, что она находится по своему уровню развития выше, а это, в свою очередь, даёт ей возможность управлять делами и судьбой человечества. Но тут возникает один каверзный вопрос. Как высший разум «регулирует» людские деяния? В процессе изучения этого нелёгкого вопроса учёные назвали подобный феномен провидением.

Провидение:

Общая характеристика термина. В самом узком понимании провидение – это процесс влияния, регулирования и координирования людей, их поведения, судьбы, процесса жизнедеятельности, чувств и эмоций неким сверхъестественным существом, другими словами, божеством. Подобная дефиниция термина очень сложна и непонятна, но даже тут можно выделить рациональное зерно. Учёные предположили, что бог всё-таки существует. Более того, имея разум и силу, он способен влиять на мир людей.
Таким образом, провидение – это деятельность сверхъестественного существа, называемого богом. - Читайте подробнее на FB.ru:

102-ПРОВИДЕНИЕ - 80-АВИАЦИЯ = 22 = ГИБЕ\ ль \.

182 = 80-АВИАЦИЯ + 102-СМЕРТЬ.

1 4 14* 15 38* 48* 80** 98 111 117 134*153**182**
А В И А Ц И Я + С М Е Р Т Ь
182*181 178 168*167 144*134** 102* 84 71 65 48** 29**

Таблица содержат 1 цепочку из 3 идущих последовательно друг за другом цифр: 134-153-182

А также 3 совпадающих столбца: 134**\\80** 153**\\48** 182**\\29**

182 = 125-\ 23-(у)ДАР + 102-СМЕРТЬ \ + 57-(ка)ТАСТ\ рофа \.

5** 6 23 41 54 60 77 96*125** 144**145**163 182*
(у) Д А Р + С М Е Р Т Ь + (ка) Т А С Т\ рофа \
182**177*176 159 141 128 122 105 86** 57** 38** 37* 19

Таблицы содержат 2 цепочки из 4 идущих последовательно друг за другом цифр: 96-125-144-145 37-38-57-86

А также по 4 совпадающих столбца: 5**\\182** 86**\\125** 57**\\144** 38**\\145**

Смотрим столбец в нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

43 = УДАР
______________________
182 = ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ

182 - 43 = 139 = 55-ГИБНЕТ + 84-АВИАКАТАСТ\ рофа \.

Единственная женщина в мире, применившая воздушный таран.

Екатерина Ивановна Зеленко, Герой Советского Союза (посмертно), родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощино, Ровенской области (Украина). Окончила 7 классов неполной средней школы в городе Курске, затем - авиационный техникум и Воронежский аэроклуб в 1933 году. По комсомольской путёвке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков - наблюдателей имени К. Е. Ворошилова.

Осенью 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в 19-ю бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолёты и авиационное оборудование. За 4 года освоила такие типы самолётов, как У-2 (ПО-2), Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2.

Участница советско-финской войны 1939-1940 (единственная женщина среди лётчиков) в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка, входившего в состав ВВС 8-й армии. Совершила 8 боевых вылетов на самолёте Р-Z, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, была награждена Орденом Красного Знамени. Документы авиаполка свидетельствовали: «На боевые задания летает с большим желанием, в плохих метеоусловиях и сложной обстановке хладнокровна и расчётлива. Обстрелянная зенитной артиллерией, смело продолжает вести бой, задание выполняет отлично. Разведывательные данные, доставляемые Зеленко, всегда отличаются точностью не только в пределах срока и объёма задания, но и дополнялись ценными сведениями, добываемыми разумной инициативой».

Р-Z авиаполка, в котором воевала Екатерина.

После окончания войны с белофиннами, Зеленко служила в 19-й авиационной бригаде Харьковского военного округа. В мае 1940 года, как опытный пилот, она была назначена командиром звена во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку. Знания, полученные в авиатехникуме, помогли ей быстро разобраться в новых самолётах. Она бывала в цехах, где собирали Су-2, проводила их испытания. С октября 1940 года по май 1941 года в качестве лётчика - инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава 9 авиационных полков на новый самолёт Су-2. Кате было неполных 24 года, когда она помогала осваивать новые самолёты командному составу, где встречались ученики гораздо старше её по возрасту. Но умела молодая лётчица учить других так, что никто не считал зазорным учиться у женщины, сдавать ей технику пилотирования и не обижался на суровую требовательность.

Бомбардировщик СУ-2.

С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. В июле 1941 года, ранним утром командир полка полковник Б. Янсен поставил командиру звена Зеленко задачу: разгромить колонну немецких танков и автомашин в районе Пропойска (ныне Славгород, Беларусь). Командование не случайно именно ей поручило выполнение этого ответственного задания: лётчица, в отличии от многих других офицеров полка, уже имела боевой опыт.

Спустя некоторое время группа бомбардировщиков Су-2, возглавляемая Екатериной Зеленко, поднялась в воздух. В чётком строю они приблизились к указанному району. Обнаружили цель: вражеская техника двигалась по дороге на восток. Ударили зенитки. Маневрируя среди дыма и огня, наши самолёты вышли на боевой курс. Путь им прокладывал Су-2, который вела Зеленко. По её сигналу все устремились на цель. На земле возникли яркие вспышки разрывов, загорелись танки, автомашины, цистерны. Выполнив задание, группа без потерь возвратилась на аэродром. Фотоконтроль подтвердил точность бомбового удара. За период своего участия в Великой Отечественной войне, заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Н. И. Зеленко совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

Таран и гибель.

Тот роковой день, 12 сентября 1941 года, выдался серый, пасмурный, словом, «невесёлый», как говорят лётчики. Командир 135-го ближнебомбардировочного авиаполка полковник Янсен вернулся из разведывательного полёта с тревожной вестью: к Лохвице (Украина) с двух сторон движутся танковые соединения. В полку после тяжёлых боёв первых недель войны осталась едва половина самолётов, а из оставшихся - многие повреждены. Истребителей, которые должны сопровождать бомбардировщики, на фронте не хватало. Выручал железный закон бомбардировщиков – плотный боевой строй.

Товарищ командир! Разрешите мне лететь? - подошла к Янсену старший лейтенант Зеленко.

За плечами Екатерины Зеленко, к 12 сентября было 40 боевых вылетов, 12 воздушных боёв, 60 уничтоженных танков и автомашин и до батальона немецкой пехоты. Командование полка собиралось представить её к высокой правительственной награде. Но было в полку и негласное решение: Катю беречь, в боевые полёты пускать пореже - единственная она в полку была женщина. И Янсен отдал приказание лететь экипажу Лебедева. А Катя не уходила, стояла навытяжку, смотрела умоляюще.

Летите в паре с Лебедевым, - решил командир.

Можно на вашем самолёте? - спросила Катя, обратившись к Пушкину.

Уже из кабины Су-2 Катя крикнула:

Товарищ командир! Тут ваши планшет и краги.

Ладно, пусть там будут! - махнул рукой Пушкин.

- «Синенький, скромный платочек!» - донеслось сквозь рокот мотора: с этой песней всегда уходила в полёт Катя Зеленко.

Су-2 капитана А. И. Пушкина. Именно на нём Е. И. Зеленко провела свой последний бой.

Пушкин ждал экипажи минут через 45 - 50, а пока занялся неотложными делами: из штаба ВВС 21-й армии извещали, что вероятно срочное перебазирование полка в город Лебедин Сумской области. К Берестовке, где располагался полк, подходили немцы.

Но ни через 45, ни через 50 минут экипажи не вернулись. Только через час из штаба Воздушной армии позвонил Лебедев и доложил, что они со штурманом капитаном Гавричевым находятся на аэродроме в Лебедине. На них напали 7 Ме-109, бомбардировщики приняли бой, но в облачности потеряли друг друга. О судьбе экипажа Зеленко он ничего не знает.

Вслед за звонком Лебедева в полку появился усталый, раненный в руку штурман Кати, лейтенант Павлык. Все бросились к нему:

Что с Катей? Где она?

- «После выполнения задания мы возвращались на аэродром. Самолёты атаковали 7 Ме-109. Экипаж Лебедева потеряли в ходе боя. Я вёл заградительный огонь. Катя, атакуя «Мессеров», вела огонь из крыльевых пулемётов. Один из «мессершмиттов» оказался в прицеле Кати. Она нажала на гашетку. Фашист задымил. У нас в кабине запахло гарью. «Павлык, куда смотришь!» - закричала Катя, подумав, что меня ранили и приказала прыгать. Я успел вывалиться из самолета, увидев, как Зеленко ударила немца, и потерял сознание. Очнулся от рывка раскрывшегося парашюта. Видел, как на землю падали обломки «сушки» и фашистского самолета».

Что касается ее боя, очевидцы рассказывали, фашистские летчики были настолько потрясены тараном советского пилота, что забыли о висевшем на парашюте штурмане и не стали его расстреливать в воздухе. Катя погибла в нескольких минутах лета от своего аэродрома, находившегося в соседнем районе возле села Берестовка. Не дожила двух дней до своего 25-летия. Однополчане не смогли организовать поиски ее тела, так как были вынуждены срочно отступать. Противник занял территорию, где она упала.

В 1943 году, когда Сумская область была освобождена от фашистов, в областной военкомат пришла учительница Анастасия Пантелеймоновна Марченко и принесла комсомольский билет с пятнами крови. Вот что рассказала она:

Это билет лётчицы, таранившей фашистский самолёт. Мы, жители села Анастасьевка, в тот день, 12 сентября 1941 года, спешили убрать урожай в поле и спрятать. Ждали, что вот-вот появятся немцы. Над нами разыгрался бой: 7 фашистских самолётов окружили один советский. Он отстреливался, и один вражеский самолёт загорелся и понёсся к земле. Потом советский самолёт ринулся на фашистский с налёту, и оба рухнули наземь. Фашистский - на лес, а наш - на край поля, в казацкую могилу - так у нас скифские курганы зовут.

Старый Мусий Хоменко, бывалый солдат, и Анастасия Марченко первыми подбежали к самолёту. Среди его обломков лежал пилот в обгоревшем комбинезоне. Достали из нагрудного кармана документы.

Це дивчина! Та яка молодэнька! - печально сказал старый Мусий и склонил голову.

Анастасия Пантелеймоновна посмотрела документы - удостоверение личности, орденскую книжку, комсомольский билет.

Комсомольский билет № 7463250… Екатерина Ивановна Зеленко… Год рождения 1916-й…

Надо схоронить дивчину, а то скоро немцы могут нагрянуть, - спохватился старый Хоменко.

Похоронили Катю на опушке, неподалёку от того места, где упал её самолёт (после войны её останки были перевезены в город Курск). А вечером Анастасьевку заняли немцы…

Памятник Кате в Курске.

В 1971 году на месте гибели Е. И. Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара. Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко был установлен обелиск.

Екатерина Ивановна Зеленко - единственная женщина в мире, применившая воздушный таран.

В честь неё была названа малая планета Солнечной системы «Катюша».