Ах, кто не любит первый снег! «Первый снег» Н. Рубцов

Вспоминая Антона Куманькова (1958 - 2010)

Уже шесть лет нет с нами замечательного неслышащего художника Антона Куманькова.



Он ушел из жизни 3 августа жарким летом 2010 г., запомнившимся москвичам пожарами и смогом. Не выдержало сердце.

Антон Куманьков

Но о художнике помнят. В этом году был хороший материал о нем журналиста Юрия Роста в "Новой газете". А эти заметки я написал для журнала "ВЕС" пять лет назад. Жалею, что мало общался с художником лично, познакомился с ним всего за пару месяцев до его преждевременной смерти. Антон почти не пользовался жестами, но все отлично понимал по губам. И разговаривать с ним было легко и интересно. Договаривались встретиться и более обстоятельно побеседовать, мне уже тогда хотелось написать о его творчестве, но не получилось…


Лось

Несколько лет назад мне попалась в руки детская книга рассказов писателя Василия Белова и стихов Николая Рубцова. Этот сборник, объединивший под одной обложкой стихи и прозу, прекрасно проиллюстрировал художник Антон Куманьков. Я с большим интересом рассматривал иллюстрации, потому что знал, что Антон – с детства не слышит. О нем мне рассказывала живописец и модельер Галина Валиуллина, которая училась с Антоном в одной художественной школе, а потом и в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова.

Портрет Народной артистки СССР Е. Гоголевой

В этой книжке есть строки:

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

Стихотворение помещено на целом развороте сборника, и Антон проиллюстрировал его видом заснеженной северной деревни, где на одном берегу реки стоит мальчик, восторженно ловящий снежинки, а на другом берегу – вышедший из леса лось. Рисунки и акварели животных в этой книге получились очень выразительными.

А еще есть книга "История дома", где рассказана история, как Антон рисовал портреты детей из одного подмосковного детского дома, и собраны его лучшие работы этой серии. Художник почувствовал беду и одиночество детей, оказавшихся без родителей, как свои собственные. Портреты различны – часто без всякого сюжетного фона, и почти на каждом живут своей глубинной жизнью совсем не детские глаза.

Наташа и Пиф

В этой книге Антон рассказывает поразительную историю, как отец нашел своего сына благодаря рисунку художника: "На портрете, опубликованном все в той же подборке, мальчика узнал отец, давно потерявший из виду след своей бывшей жены, увезшей с собой двух сыновей. Вскоре мать этих мальчиков была лишена судом родительских прав из-за хронического алкоголизма. Ребята попали в детдом… Отец немедленно мчится в Москву и здесь находит обоих своих сыновей…"

Антон Куманьков говорил: "…Каждый раз, взявшись за портрет взрослого человека или рисунки к взрослой книге, я думаю о том, много ли в этой книге или во взрослом человеке, позирующем для портрета, осталось от детства. И если много – работа идет быстро и весело… Какие замечательные люди встречаются среди детей, какие уникальные характеры, взгляды на мир, жизненные позиции! Я дружу с ними, я их глубоко уважаю…"


Друзья из детского дома. Хорольский Андрей и Репин Дима

Антон работал в разных направлениях, это не только портреты и книжная иллюстрация, но и театр, оформление спектаклей. Осталось много портретов артистов и режиссеров, его персональная посмертная выставка, состоялась в ЦДРИ в феврале 2011 г. Мне довелось побывать на ней. Кроме избранных работ, включающих рисунки воспитанников детского дома, там были представлены портреты многих деятелей культуры современной России. Удивительно, как тонко чувствовал художник характеры своих моделей, их лица и руки предельно выразительны. Композитор Г. Свиридов будто дирижирует невидимой музыкой, лицо его вдохновенно и отрешено от окружающей действительности. Историк С. Шмидт показан на фоне книг в редкий момент отдыха. А как отличаются Е. Гоголева и А. Калягин, очевидно, увиденные Антоном в домашней обстановке! Если знаменитая артистка Малого театра безупречно одета, то режиссер театра "Et cetera", наоборот показан в домашней одежде, но обоих объединяет сосредоточенный взгляд глаз, говорящей о сложной духовной жизни этих людей.


Американский профессор

Отец Антона – известный художник театра Евгений Куманьков, также создавший прекрасные графические листы, отразившие облик Москвы 60-70-х гг. прошлого века. Сыну признанного мастера утвердить себя в искусстве одновременно труднее и легче, чем обычному одаренному юноше. Труднее, потому что необходимо найти свою манеру, свой стиль, не похожий на отцовский… У Антона это получилось. А легче – ну, в нашем мире пока действуют знакомства и связи, и даже заказы на картину или оформительские работы получить проще… Хотя и здесь Антону удавалось находить свой путь, вспомним его серию работ из детского дома.

Антон умел дружить – и не только с детьми, но и со своими ровесниками. Галина Валиуллина вспоминает: "С Антошей учились в одной школе, но он опережал меня на два класса, потому что по возрасту старше меня на два года. Для меня он был как старший брат. Помогал решать задачки, если я была в затруднении. Опекал и защищал от наших школьных хулиганов. Его неисправимый оптимизм очень поддерживал в трудные моменты, когда я "плакалась ему в жилетку". Он помогал решить мои проблемы, умел успокоить и при этом приговаривал: "Все будет х"оккей!". В институте он сохранял все свои тетрадки с лекциями и конспектами, которые после окончания своего курса передавал, как он говорил, мне по наследству. И никогда не забывал день моего рождения. А жестового языка он почти не знал, ведь учился все время со слышащими ребятами. Но мы прекрасно понимали друг друга по губам.

Портрет режиссера А. Калягина

Антоша был большим мастером портрета. Во всех его работах независимо от того кого он рисовал – людей или животных – главную роль играли глаза портретируемых. Он не только иллюстрировал детские книги, но и писал портреты большого размера на бумаге. Его излюбленной техникой была цветная пастель, которой он владел виртуозно".

А вот что рассказал друг Антона, глухой физик Ильдар Ибрагимов: "Еще до школы мы вместе занимались раз в неделю у сурдопедагога Лидии Виноградовой дома. Помню, что мы даже вместе рисовали. А через несколько лет Антон стал серьезно заниматься графикой и с ним уже невозможно было конкурировать. Антон постоянно приглашал меня на свои персональные выставки. Все его работы отличаются теплотой, искренностью, правдивостью и имеют большую положительную энергетику, так как автор старался вкладывать в них душу…

С Антоном мне было очень приятно общаться, меня привлекала его доброта и отзывчивость. Он располагал к себе раскованностью и непринужденностью.

Был большим эрудитом. С ним было интересно разговаривать на любые темы. Широте его кругозора способствовали и его интеллигентные родители Евгений Иванович и Марианна Владимировна, брат Никита. Особенно мы любили обсуждать спортивные новости. Мы вместе ходили на соревнования Олимпиады-80… Он не терпел никакой фальши, обмана. И был очень чувствительным, легкоранимым человеком…"

К Антону Куманькову заслуженно пришло признание. В 1997 г. ему присудили премию Британского совета за лучшее оформление современной английской литературы. В 2002 г. художник получил почётный дипломом Академии художеств России за серию портретов современников. В 2008 г. он стал лауреатом премии "Общественное признание" города Москвы в номинации "Человек года". А еще через год вышел его большой альбом репродукций "Благослови детей и зверей", где сам Антон рассказывает о своем творческом пути… Работы Антона Евгеньевича Куманькова находятся в частных галереях в России и многих зарубежных стран. Но сколько бы еще он успел сделать…

Ярослав Пичугин
http://www.voginfo.ru

«Первый снег» Николай Рубцов

Ах, кто не любит первый снег


Слегка гудящем на ветру!

В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.

Зачем ты держишь кнут в ладони?
Легко в упряжке скачут кони,
И по дорогам меж полей,
Как стаи белых голубей,
Взлетает снег из-под саней…

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

Анализ стихотворения Рубцова «Первый снег»

В произведении раннего периода творчества перед читателем предстает картина русской природы - гармоничной, торжественной и светлой.

Восхищение, которое задается с первым «ах», лишено шумной силы: это спокойное любование естественной красотой, рождающее у лирического героя умиротворенное настроение. Оно подтверждается неторопливым ритмом и сложным синтаксисом стихотворного текста. Замедляет движение и аллитерация: «замерзших руслах», «слегка гудящем». Она опирается на повторы глухих согласных, особенно шипящих - как отдельных, так и в сочетании с сонорными звуками.

Поэтом применяется метод смены плана, как при съемке кинофильма. В первой строфе читатель «видит» бескрайнюю зимнюю панораму. Во второй - средний, крупный и общий план следуют друг за другом: они соотносятся с сельским праздником, снежинками на гармони и видом «отдаленного берега», на котором появляется лось. В третьем четверостишии «камера» движется вместе с повозкой.

Неопределенно-личное «празднуют» отделяет лирического героя от сельских жителей, участвующих в гуляньях. Герой, который слышит лишь отголоски веселья, больше интересуется видами природы. В них преобладают белые оттенки, свет, блеск и тишина. Последнюю не нарушают даже скачущие кони: их образ лишен конкретики и скорее является символом воли, удали и свободного полета души. Показательно, что снег, вылетающий из-под копыт, сравнивается с белыми голубиными стаями.

Мотив движения, возникающий с образом конной упряжки, не противостоит мотиву покоя, заявленному в первой строфе. Плавный бег саней, подчиненный ритму падающего снега, не мешает неторопливому созерцанию.

Риторический вопрос, ставящий под сомнение необходимость подстегивать лошадей, появляется неслучайно. Герой противится попыткам разрушить умиротворенность, возникшую при виде прекрасного пейзажа, тронутого первыми холодами. Кольцевая композиция также подчинена идее гармонии: она придает законченность и усиливает музыкальное начало стихотворения.

Мотивы снега и света связаны между собой, они символизируют покой, внутреннее равновесие и надежду. Природное явление становится бесценным подарком для внимательного созерцателя и в позднем произведении «Выпал снег». Оно сходно по тематике, но содержит новые оттенки смысла: событие не только приносит радость, но излечивает душу, помогая забыть о былых тревогах.

В прошлом году я стала классным руководителем пятиклашек. Это второе моё классное руководство. Первых ребят любила очень, как-то даже не «по-учительски», как мама, переживала, как сложится у них жизнь после школы, на год от классного руководства отказалась. Всё первое – всегда незабываемое!

К новому классу привыкала долго, но и эти ребятки постепенно становятся родными. Класс активный, творческий. В любой проект включаются моментально. Каждый классный огонёк – театральное представление, песни, танцы, игры.

Хочется рассказать об одном интересно проведённом незапланированном мероприятии, на котором я смогла реализовать учебно-воспитательные задачи: развитие речи, креативного мышления, укрепление здоровья учащихся, сплочённости ученического коллектива. Буду рада, если мой опыт кому-нибудь пригодится.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ах, кто не любит первый снег

В замерзших руслах тихих рек,

В полях, в селеньях и в бору,

Слегка гудящем на ветру!

Николай Рубцов

Первый снег в прошлом году выпал поздно, задерживалась матушка-зима. Тем более, эмоции детей при виде первого снега было не сдержать!

Прозвенел звонок. Вхожу в класс: на партах - вода, на полу - прозрачные комочки мокрого снега, дети - взъерошенные и раскрасневшиеся. Понятно, переменку провели весело, сбегали на улицу, принесли первого снега, а дальше – всё на лицо, как говорится…

Откладываю программный материал назавтра. Сегодня будем говорить о первом снеге, проведём урок развития речи. Главное – не растерять азарта, эмоций. Дети с удовольствием включаются в учебный процесс: вспоминают поэтические строчки о зиме, о первом снеге, составляют предложения, пишут сочинения-зарисовки, кто-то умудряется продолжить стихотворную строчку «Гуляет снег по улице…»

А как меняются их лица, когда они узнают, что в «наказание» за наведённый беспорядок в классе после уроков идём на улицу лепить снеговиков и играть в снежки! Поминутно подбегают ко мне и по-детски наивно снова и снова спрашивают: «А вы, правда, пойдёте с нами играть в снежки? И вы будете с нами лепить снеговиков?!»

Конечно, пойду, ребята! Всё понимаю: нужно проверить тетради, подготовиться к урокам, сдать отчёт. А за окном – лёгкие пушистые снежинки превращают серые по-осеннему грязные улицы в кипельно-белые покрывала. Завтра эта хрупкая иллюзия чистоты и порядка превратится в хлюпающую под ногами грязь. Но это будет завтра… А сейчас хочется почувствовать себя ребёнком, пробежаться по этому пушистому ковру, набрать в ладошки сотни хрупких затейливых снежинок и слепить плотный снежок.

Берём с собой акварельные краски, выходим на заснеженную улицу. Первый снег не хрустит под ногами, но издаёт приятный звук и оставляет чёткие отпечатки подошв. Идём на школьный двор. Визг, смех, шум! Ребята подставляют лицо, руки падающим снежинкам. Пытаются катать снежные комы, но снега не так много, лепится плохо. Решено: лепим первых снеговичков, снеговичков-новорождённых. Тут-то и акварель пригодилась, снеговички сразу повеселели. Теперь можно и в снежки поиграть, в снегу побарахтаться!

Уходить не хотелось. Боялись спугнуть ощущение праздника. Ведь дома - уроки, учебники, тетради. И всё-таки все были счастливы, как-то по-детски счастлива была и я.

А потом были интересные сочинения, забавные рисунки и, конечно же, презентация для родителей «Ах, кто не любит первый снег…»

Дорогие учителя, у нас есть необыкновенная возможность оставаться детьми, сколько бы нам не было лет, ощущать радость детства, играть в снежки, лепить снеговиков и снежных баб.

С первым СНЕГОМ!!!