Биография Крылова Ивана Андреевича. Где и когда родился Иван Андреевич Крылов? Не пора ли помыться

Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – русский поэт, автор более 200 басен, публицист, занимался издательством сатирико-просветительских журналов.

Детство

Отец, Крылов Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Когда усмиряли пугачёвский бунт в 1772 году, он состоял на службе в драгунском полку и проявил себя героем, но никаких чинов и медалей за это не получил. Наукам особо отец не обучался, но писать и читать умел. Выйдя в отставку, он был переведён на государственную службу в должность председателя магистрата Твери. Хорошего дохода такая служба не приносила, поэтому семья жила очень бедно.

Мама поэта, Крылова Мария Алексеевна, рано осталась вдовой. Муж умер на 42-ом году жизни, старшему сыну Ивану было только 9 лет. После смерти главы семейства жизнь Крыловых стала ещё беднее. Ранние детские годы Ивана прошли в разъездах, так как по долгу отцовской службы семья очень часто переезжала.

Образование

У Ивана Крылова не было возможности получать хорошее образование. Когда он был маленьким, отец научил его читать. Сам старший Крылов чтение очень любил и оставил в наследство сыну большой сундук, полный книжек.

Рядом проживали состоятельные соседи, разрешившие мальчику присутствовать на уроках французского языка, который преподавали их детям. Так Иван постепенно выучил иностранный язык. В общем, всё своё образование Крылов получил в основном только за счёт того, что очень много читал.

А вот, что его сильно привлекало в подростковом возрасте, – так это шумные ярмарки и кулачные бои, торговые площади и народные сборища, он любил потолкаться среди люда простого и послушать, о чём они речи ведут. Одно время он даже принимал участие в уличных боях, которые назывались «стенка на стенку», сам парень был очень крепким и рослым, поэтому зачастую выходил победителем.

Трудовая деятельность

Ввиду того, что семья испытывала нужду, Крылов очень рано начал работать. В 1777 году его взяли в магистрат Твери, где до смерти служил отец, на должность подканцеляриста. Платили там копейки, но так семья, по крайней мере, не умирала с голода.

В 1782 году мать с сыновьями переехала в Санкт-Петербург, чтобы хлопотать о пенсии. Здесь Иван устроился на работу в казённую палату с жалованием 80-90 рублей.

В 1788 году умерла мать, и на Крылова полностью легли обязанности по воспитанию младшего брата Льва. Иван Андреевич всю жизнь потом заботился о нём, как о родном сыне. Работа в казённой палате перестала устраивать Крылова и он перешёл трудиться в Кабинет Её Величества (это было учреждение типа личной канцелярии Императрицы).

Литературная деятельность

В 1784 году Крылов написал своё первое произведение – оперное либретто «Кофейница». В последующие два года он сочинил ещё две трагедии «Клеопатра» и «Филомела», затем последовали комедии «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей». Так молодой драматург стал близко сотрудничать с театральным комитетом, получив при этом даровой билет.

Следующая комедия «Проказники» отличалась от двух предыдущих, она уже была по-новому смелой, живой и остроумной.

В 1788 году в журнале «Утренние часы» были напечатаны первые басни Крылова. Едкие и полные сарказма одобрения у читателей и критиков они не получили.

Крылов принял решение забросить государственную службу и заняться издательской деятельностью. В течение нескольких лет он занимался выпуском сатирических журналов:

  • «Почта духов»;
  • «Зритель»;
  • «Санкт-Петербургский Меркурий».

В этих журналах он печатал свои басни и некоторые прозаические произведения.

Власти не слишком жаловали такой сарказм Крылова, Императрица даже предложила ему уехать за границу на некоторое время. Но Иван Андреевич отказался и переехал в Зубриловку – имение князя Голицына. Там он работал в качестве секретаря, учил детей, а также писал пьесы для домашних спектаклей.

К активной литературной деятельности Крылов вернулся в 1806 году. Он приехал в Санкт-Петербург, где поставил одну за другой две комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», имевшие огромный успех.

А в 1809 году начался взлёт Крылова как баснописца. Первый сборник его басен включал в себя 23 произведения, среди них знаменитая «Слон и Моська». Книга оказалась весьма популярной, и читатели стали с нетерпением ждать новых басен Крылова.

Наряду с этим Иван Андреевич вернулся к государственной службе, почти 30 лет он проработал в Императорской публичной библиотеке.

Из-под пера Крылова вышло более 200 басен, в них он обличал и человеческие пороки, и русскую действительность. Каждому ребёнку известны такие его произведения:

  • «Волк и Ягнёнок»;
  • «Ворона и Лисица»;
  • «Стрекоза и Муравей»;
  • «Лебедь, Рак и Щука»;
  • «Мартышка и очки»;
  • «Квартет».

Многие выражения из его басен прочно вошли в разговорную русскую речь и стали крылатыми.

Последние годы жизни

В последние годы своей жизни Крылов был на хорошем счету у царской власти, получил должность статского советника и имел предостаточное пенсионное пособие. Он разленился, не стеснялся слыть неряхой и обжорой. Можно сказать, что весь его талант под конец жизни растворился в гурманстве и лени.

Официально Крылов не был никогда женат, но его современники утверждали, что он жил в гражданском браке со своей кухаркой Феней, и от него она родила дочь Сашу. Когда Феня умерла, Саша жила в доме Крылова, потом он выдал её замуж, нянчил детишек и после смерти всё своё состояние отписал Сашиному мужу.

ДУХОВНЫЕ БОГАТСТВА РОССИИ

Познавательные викторины о культуре России

Жизнь коротка, искусство вечно.

(Гиппократ)

Какова душа такие и песни.
(Русская пословица.)
Если у искусства и нет родины, у художников она есть.
(К. Сен-Санс)

Отечественная литература

Пушкиниана

Гоголевская викторина

Лермонтовская викторина

Чеховская викторина

Русские пословицы и поговорки

Русские народные и авторские сказки

Русская музыка

Русский балет

Русский драматический театр

Российское кино

Русская живопись и графика

Русская скульптура

Русская архитектура

КРЫЛОВСКАЯ ВИКТОРИНА

Где маленький Иван Крылов обучался грамоте, арифметике и молитвам?
а) В лицее;
б) В пансионе;
в) В церковно-приходской школе;
г) Дома.

(Отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг.)

В каком качестве Иван Андреевич Крылов начал свою литературную деятельность?
а) Критика;

б) Драматурга;
в) Переводчика;

г) Фантаста.
(Но прославился он своими баснями.)

Какой литературный псевдоним имел Иван Андреевич Крылов?
а) Человек без селезёнки;
б) Нави Волырк;
в) Брат моего брата;
г) Антоша Чехонте.
(Чтобы убедиться, прочтите этот псевдоним справа налево. А другие три псевдонима принадлежали А.П. Чехову. )

В работе над каким произведением А.С. Пушкину очень помогли детские воспоминания баснописца И.А. Крылова, сына боевого офицера?
а) «Кавказский пленник»;
б) «Полтава»;
в) «Капитанская дочка»;
г) «Медный всадник».
(Крылов был очевидцем осады Оренбурга отрядами Е. Пугачева.)

Кем НЕ являлся Иван Андреевич Крылов?
а) Драматургом;
б) Журналистом;
в) Баснописцем;
г) Художником.

Как называлось первое произведение Крылова, написанное им в 15 лет?
а) «Кофейница»;
б) «Сахарница»;
в) «Сухарница»;
г) «Молочница».
(Это была комическая опера.)

Сколько басен было написано И.А. Крыловым?
а) Около 50;
б) Около 100;
в) Около 150;
г) Около 200.

Как называлась последняя басня, написанная И.А. Крыловым?
а) «Вельможа»;
б) «Похороны»;
в) «Лев состарившийся»;
г) «Бедный богач».

За что в 1820 году И.А. Крылов получил орден св. Владимира 4-й степени?
а) За издание 6 томов басен;
б) За составление каталога русских книг;
в) Зв написание оперы «Илья-Богатырь»;
г) За журналистскую деятельность.
(Иван Андреевич Крылов работал в Императорской Публичной библиотеке с 1812 года сначала «библиотекарским помощником», а затем и библиотекарем Русского отдела. Он прослужил в Публичной библиотеке почти 30 лет.)

Кто автор памятника И.А.Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга?
а) Э.П. Фальконе;
б) П.К. Клодт;
в) И.П. Витали;
г) А.М. Опекушин.
(Клодт установил бронзовую статую баснописца на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми изображениями людей и животных - персонажей басен Крылова. Монумент является одним из первых памятников русским литераторам и первым, установленным в Петербурге. Памятник Крылову явился последней крупной работой прославленного скульптора-анималиста.)

Сколько басен Ивана Крылова показаны скульптором Клодтом на пьедестале памятника баснописцу в Летнем саду?
а) Пять;
б) Двенадцать;
в) Двадцать четыре;
г) Тридцать шесть.
(Бронзовые фигуры животных, изображенные горельефом, заполняют сплошь весь пьедестал, от них рябит в глазах, из-за этой тесноты порой нелегко разобраться в персонажах и сценах басен.)

На каком известном памятнике можно увидеть фигуру писателя И.А. Крылова?
а) «Тысячелетие России»;
б) «Родина-мать»;
в) «Александровская колонна»;
г) «Царь-колокол».
(Это монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь.)

Каким музыкальным инструментом виртуозно владел баснописец Крылов?
а) Скрипка;
б) Аккордеон ;
в) Труба;
г) Орган.
(Иван Андреевич Крылов писал свою басню про Мартышку, Осла, Козла и косолапого Мишку, которые «задумали сыграть квартет», с полным знанием исполнительского дела: он был виртуозным скрипачом-баснописцем. В составе ансамбля как вторая скрипка Крылов выступал довольно часто. Но он давал и сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения.)

В день пятидесятилетия творческой деятельности Ивана Андреевича Крылова Пётр Вяземский назвал его так, как до сих пор его называем все мы. Как?
а) Солнце русской поэзии;
б) Дядя Ваня;
в) Дедушка Крылов;
г) Эзопов сын.

Какой из предложенных фразеологизмов пришёл НЕ из басен И.А. Крылова?
а) А ларчик просто открывался;
б) Слона-то я и не приметил;
в) А Васька слушает, да ест;
г) Остаться у разбитого корыта.
(Из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.)

Какое из предложенных названий литературных произведений НЕ является названием басни Крылова?
а) «Слон и радио»;

б) «Слон и Моська»;
в) «Слон на воеводстве»;

г) «Слон в случае».
(Это рассказ Виктора Драгунского.)

Какое выражение из басни Крылова стало поговоркой о разобщённости и стоящем на месте деле?
а) А воз и ныне там;
б) Хоть видит око, да зуб неймёт;
в) А Васька слушает да ест;
г) Медвежья услуга.
(Из басни «Лебедь, Щука и Рак».)

Какая птица в басне Крылова «хвалилась, что хочет море сжечь»?
а) Ворона;

б) Синица;
в) Петух;

г) Лебедь.

Чем к старости стала слаба крыловская мартышка?
а) Ушами;

б) Зубами;
в) Ногами;

г) Глазами.

Кто из этих зверей НЕ входил в басенный квартет И.А. Крылова?
а) Лиса;

б) Козёл;
в) Медведь;

г) Осёл.

Какая птица рассудила героев басни Крылова «Квартет»?
а) Петух;
б) Ворона;
в) Соловей;
г) Синица.

В какой из этих басен И.А. Крылова лиса борется за кусок сыра?
а) «Волк и Лисица»;

б) «Ворона и Лисица»;
в) «Лисица и Орёл»;

г) «Лисица и Сурок».

На какое дерево уселась крыловская Ворона, собираясь позавтракать?
а) На дуб;

б) На берёзу;
в) На ель;

г) На бук.
(«Ворона и лисица».)

В какой басне Крылова утверждалось, что «лесть гнусна и вредна»?
а) «Кукушка и Петух»;
б) «Ворона и Лисица»;
в) «Слон и Моська»;
г) «Стрекоза и Муравей».

У кого посоветовал Соловью поучиться пению Осёл из басни И.А. Крылова?
а) У скворца;

б) У петуха;
в) У жаворонка;

г) У кукушки.

Чего в басне Ивана Крылова объелся Фока?
а) Блинов;
б) Пирогов;
в) Ухи;
г) Щей.
(«Демьянова уха».)

Какое насекомое Иван Крылов в своей басне назвал попрыгуньей?
а) Бабочку;

б) Стрекозу;
в) Блоху;

г) Саранчу.
(«Стрекоза и Муравей ».)

Где, согласно тексту басни И.А.Крылова, водили Слона?
а) По улицам;
б) По проспектам;
в) По бульварам;
г) По посудным лавкам.

Как называется одна из басен И.А. Крылова?

а) «Богатый бедняк»;
б) «Бедный богач»;
в) «Тонкий толстяк»;
г) «Злой добряк».

Из какой басни И.А. Крылова «выпорхнула» крылатая фраза «Глазами съесть»?
а) «Волк на псарне»;

б) «Кот и Повар»;
в) «Лисица и Виноград»;

г) «Ворона и Лисица».
(«Глазами, кажется, хотел бы всех их съесть».)

На кого лаяла собака Моська в басне Ивана Крылова?
а) На медведя;

б) На кошку;
в) На слона;

г) На луну.

Что, согласно басне И. Крылова, НЕ смогли сдвинуть с места Лебедь, Рак и Щука?
а) Камень;

б) Лошадь;
в) Воз;

г) Карету.

Под каким деревом рылась Свинья в басне И.А. Крылова?
а) Ель;

б) Дуб;
в) Липа;

г) Яблоня.

Какая басня Крылова поможет легко запомнить состав струнного квартета?
а) «Лебедь, Шука и Рак»;
б) «Вельможа и Поэт»;
в) «Квартет»;
г) «Павлин и Соловей».
(«Квартет». «Достали нот, баса, альта, две скрипки...». Басом тогда называли виолончель.)

Как называется картина П.А. Федотова, написанная на сюжет одноимённой басни И.А. Крылова?
а) «Разборчивая невеста»;
б) «Сватовство майора»;
в) «Свежий кавалер»;
г) «Бедной девушке краса – смертная коса».

Какое животное встречается в баснях И. Крылова всего один раз?
а) Медведь;

б) Заяц;
в) Лиса;

г) Волк.
(Басня «Заяц на ловле».)

В какой басне, связанной с Отечественной войной 1812 года, Иван Крылов утверждает, что борьба с Наполеоном должна вестись оружием, а не дипломатическими увещеваниями?
а) «Демьянова уха»;

б) «Кот и повар»;
в) «Лисица и виноград»;

г) «Ворона и Лисица».

В какой басне И.А. Крылов пишет о попытке Наполеона заключить мир?
а) «Волк на псарне»;

б) «Свинья под дубом»;
в) «Мартышка и Очки»;

На занятии учащиеся познакомятся с малоизвестными фактами из жизни И.А. Крылова, с отрывком из комедии "Урок дочкам". Также они инсценируют басни, примут участие в конкурсе знатоков басен И.А. Крылова.

Занятие на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/klybnayka

Конкурс знатоков «В гостях у дедушки Крылова»

для учащихся 5-6 классов.

Номинация «Предметы предметы гуманитарного цикла»

(внеклассная деятельность по литературе)

Музыкина Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ ООШ № 164 п. Амзас Таштагольского района Кемеровской области

«Басни Крылова – книга мудрости самого народа». Н. В. Гоголь

«Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе, –

Чин человека.»

(«К другу моему», 1793)

Цели:
● познакомить учащихся с малоизвестными для них страницами биографии И.А.Крылова,
● расширить круг чтения учащихся 5-6 классов,
● обобщить знания о жанре басни, ее жанровых признаках,
● развивать навыки выразительного чтения,
● воспитывать культуру общения.

Оформление: портрет И.А.Крылова, эпиграф «Басни Крылова – книга мудрости самого народа» (Н. В. Гоголь), выставка его книг, рисунки учащихся, кроссворд «Басни Крылова», два черных ящика, презентация, мультфильм.

Для проведения конкурса учащиеся разделились на две команды, которым было дано задание прочитать басни, написать небольшие сочинения о героях-животных, сделать рисунки к басням, подготовить инсценировки понравившихся басен. В роли ведущих выступят учащиеся старших классов, помогавшие отбирать материал для мероприятия. Некоторые факты ребята позволили себе подправить, интерпретировали. Старшеклассники могут быть членами жюри.

Конкурс начинается с выразительного чтения стихотворения М. Исаковского об И.А. Крылове подготовленным старшеклассником:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

К добру и правде открывал сердца.

Слово учителя. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об Иване Андреевиче Крылове, великом русском баснописце. Скоро будет отмечаться его юбилей – 250 лет со дня рождения. В нашей стране его любят и взрослые, и дети. Не сразу Крылов стал популярным, только в 37 лет к нему приходит первый успех. В печати появляются новые басни, сборники выходят отдельными изданиями, общий тираж которых при жизни баснописца составил 77 тысяч, неслыханные цифры в то время. Любимым блюдом всякого литературного вечера были басни Крылова.

Давайте с вами подумаем над следующими вопросами. Почему его творчество не стареет? Почему так актуальны его басни в наше непростое время? Почему в литературе и в нашем сознании возникает образ «дедушки Крылова»? Итак, идем в гости к «дедушке».

1 ведущий. С самого раннего детства образ дедушки Крылова, еще не вполне осознанный, но бесконечно дорогой, входит в нашу жизнь и сопровождает нас до ее конца. Он неожиданно появляется где-то рядом, а мы даже не задумываемся – кто он – писатель, драматург, баснописец.

2 ведущий. Сами по себе идут с нами по жизни крыловские умные звери с их человеческими мыслями, поступками, размышлениями и рассуждениями. В своем просторном халате и в окружении своих удивительных героев Крылов невольно смыкается с миром народной сказки.

В зале гаснет свет, включается иллюминация, звучит космическая музыка. В кабинете за столом сидит Крылов с растрепанными волосами в старом домашнем халате и что-то пишет гусиным пером. К нему в кабинет входит Алексей Николаевич Оленин.

1 ведущий. Историческая справка. Алексей Николаевич Оленин (1763-1843) – президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки, член Государственного совета. Знаток античности и русских древностей. Дом Олениных в Петербурге и дача привлекали литераторов, художников, музыкантов, где частым гостем был и Крылов.

Оленин. Что пишете новенькое, Иван Андреевич?

Крылов. Да вот изучаю греческий. Не хочу, чтобы Гнедич при чтении перевода «Илиады» мне говорил, что я не знаю греческого, поэтому должен молчать и не высказывать свои замечания о переводе. Скоро я ему докажу, что он переводит неправильно.

Оленин. Похвально, Иван Андреевич. А я зашел пригласить вас пожить некоторое время у меня на даче, в Приютино.

2 ведущий. Историческая справка. Николай Гнедич – знаменитый переводчик 19 века. Читая перевод Оленину, литератор Гнедич был совершенно поражен, когда Крылов, вступивший с ним в спор, взял подлинник, прочитал стих по-гречески и перевел, а потом просто ответил, что выучился языку недавно.

1 ведущий. Историческая справка. Сам Крылов чем дальше, тем больше воспринимался современниками как своего рода литературный персонаж. Он подчеркнуто отстранялся от всех общественных событий, в обществе нарочито подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие, неряшливость, увлеченность картами). Пока Крылов гостил на даче, в его доме, где он жил довольно грязно, Елисавета Марковна Оленина с Варварой Алексеевной велели переделать и вычистить всю квартиру Крылова; купили также новую мебель. Как отнесся к такой заботливости Иван Андреевич – неизвестно; но когда, недели через две, Елисавета Марковна с Варварой Алексеевной навестили Крылова, то в ново отделанной ими квартире они увидели множество голубей, которые разгуливали по мебели, столам.

2 ведущий. В отшельнической жизни своей Крылов нашел забаву, обучая детей грамоте и прослушивая их уроки музыки. Он усыновил семейство крестницы своей, которое и поместил на квартире с собой. Ему весело было, когда около него играли дети, с которыми дома обедал он и пил чай.

Равнодушие и беспечность еще заметнее сделались в нем в последние годы жизни. В доме, смежном с его квартирой, случился пожар.

Крылов у себя в кабинете, развалившись на диване (можно заменить широким стулом), читает журнал.

Слуга. Иван Андреевич! Пожар! Горим! (Люди бегают, выносят вещи). Иван Андреевич! Соберите свои бумаги и дорогие вещи, поспешите! (В доме крик, суета, беготня.)

Крылов. Подать мне чаю! (Не торопясь, выпивает, начинает одеваться как бы нехотя. Выходит на улицу и смотрит на горящее здание.) Не для чего мне перебираться! (Возвращается к себе и ложится спать.)

1 ведущий. Всегда ли таким беспечным был Крылов?

Крылов сидит в кресле, рядом мальчик и девочка.

Девочка. Дедушка, расскажи о своем детстве.

Крылов. Жизнь моя сложилась так, что мне не пришлось даже учиться. Мой отец - Андрей Прохорович Крылов - армейский офицер. Во время пугачевского бунта он руководил обороной Яицкого городка. Пугачев, бравший до этого одну крепость за другой, не сломил оборону и обещал повесить Крылова с его семейством. Я с матушкой находился в Оренбурге. В 1775 отец вышел в отставку и поступил на место в палату уголовного суда Тверского наместничества, а в 1778 умер. Тяжело было. Пришлось мне в губернском суде очинивать перья, переписывать бумаги, разносить пакеты.

Мальчик. Неужели ты не учился? Кто были твои учителя?

Крылов. Именно в это время я оказался на торговой площади среди простого народа, где мне вдруг «пробило ухо» и я открыл для себя чудесную русскую речь. С тех пор люблю, растворившись в толпе, оказаться среди прачек и водовозов, прислушиваться, как они говорят. Здесь русская речь раздольно звучит во всем блеске – образная, меткая. Это заменило мне школьные классы. В 1782 переехал в Петербург, активно стал заниматься самообразованием. Хорошо научился играть на скрипке, выучил теорию музыки, принимал участие в квартетах известных мастеров. Выучился читать и писать по-французски и по-немецки, а моя любовь к музыке Николо Паганини подтолкнула к изучению итальянского языка. А еще я разбирался в математике и познакомился практически со всеми литераторами и того времени, в числе которых был и Г.Р.Державин с женой.

2 ведущий. Иван Андреевич был носителем идей Просвещения, убежденным и последовательным гуманистом, высоко ценил человека, человеческое достоинство.

Чинов я пышных не искал,

И счастья в том не полагал,

Что в низком важничать народе, –

В прихожих ползать не ходил.

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе, –

Чин человека; - в нем лишь быть

Я ставил должностью, забавой

Считал одной не ложно славой.

(«К другу моему», 1793)

2 ведущий. Крылов прожил нелегкую жизнь: скитался по разным губерниям, общался с представителями различных слоев общества, что способствовало широкому кругу знакомств с разными сторонами и явлениями русской жизни, обогащению внутреннего мира Крылова. В своем творчестве баснописец стремился показать русскую жизнь такой, какой она была на самом деле.

1 ведущий. Сотрудничая в литературных журналах, Крылов пишет комическую оперу «Кофейница», сатирические комедии: «Проказники», «Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам». В последних талант Крылова – сатирика проявился в наибольшей степени. Сейчас мы увидим сценку из комедии «Урок дочкам», в которой две дочери дворянина Валькарова мечтают познакомиться с настоящим маркизом, а им оказывается слуга Семен.

Действующие лица:

Валькаров, дворянин.

Фекла и Лукерья, его дочери.

Горничная Даша.

«Француз» Семен.

Валькаров. Молчать! Молчать! Что за воспитание? Стыдно, государыни, стыдно!.. В чем ваше знание? Как одеться или над которой бровью поманерней развесить волосы? Какие ваши дарования? Несколько модных песенок и неутомимость прыгать и кружиться на балах? Да болтать по-французски, но так, что не приведи Бог рассудительному человеку слышать ни на каком языке!

Слуга. Какой-то маркиз-француз просит позволения войти.

Валькаров. Спроси кто и зачем.

Фекла. Француз, душенька, хоть бы взглянуть на него.

Лукерья. Сестрица душенька, маркиз!

Фекла. Батюшка, задержите маркиза хоть на несколько дней!

Лукерья. Сестрица! Чай, мы уроды уродами! Посмотри, что за платье, что за рукавчики! Как мы маркизу покажемся? Даша, принеси нам шали, мы их накинем. А носят ли в Париже шали?

Фекла. Нет, нет, останемся лучше так. Дай-ка, Даша, румяна, кажется в Париже румянятся. (Обе услуживают друг другу.) Как же нам его принять? Займемся работой, как будто ничего не знаем. Даша, подай нам работу.

Даша. Да какую вам работу? Вы же никогда не работаете? (В сторону.) Ну право, они одурели.

Лукерья. Ох, нет! И не надо? Знаешь ли что, сестрица, сядем, будто мы что-то читаем.

Фекла. Прекрасно! Дай нам, Даша, две книжки да надвинь волосы на левый глаз!

Даша. Да какие книги? У вас же только модный журнал, и тот батюшка приказал выбросить, а из библиотеки вы книг не читаете. Да что с вами происходит?

Лукерья. У нас будет гостить маркиз из Парижа.

Фекла. Как воображу, что он из Парижа, так сердце бьется, я в такой радости, что выразить не могу! (Говорит на ломаном французском языке.)

Даша. Что за гость! Что за маркиз!

Появляется «маркиз» - слуга Семен, одетый во фрак и причесанный на французский манер.

Даша. Ах, этот негодный Семен! Что это он затеял?

Занавес закрывается.

2 ведущий: Так изобразил Иван Андреевич быт и нравы помещичьей усадьбы. Несмотря на шумные постановки на сцене, Крылов не сразу нашел свой род литературы. Как было ранее сказано, только в 37 лет к нему приходит первый успех и в печати появляются басни, а сборники выходят отдельными изданиями. Народная слава и признание помогли ему в 1812 году выиграть в конкурсе на место в Петербургской публичной библиотеке.

Крылов в милом, семейном кружку Олениных был довольно словоохотлив. Однажды, на масленице, Иван Андреевич пришел к Оленину раздосадованный, сердитый.

Оленин. Что ты такой пасмурный?

Крылов. Ходил под балаганы гулять и ужасно прозяб.

Оленин. Охота тебе туда таскаться.

Крылов. Да нет, позвольте. Я подошел к одному балагану; вышел «дед», снял с головы шляпу и, показывая ее публике, спрашивает: «В шляпе ничего нет, господа?» Ответили, что ничего. «Ну, так погодите», - сказал «дед», поставил шляпу на перила и скрылся. Это меня заинтересовало; я решился
подождать, чем кончится дело. Ждал, ждал, а «деда» нет. Наконец, через полчаса, он вышел, приподнял с перил шляпу и, опять показывая ее публике, сказал: «Ничего нет в шляпе?» Отвечают: «Ничего». «Старик» заглянул в шляпу и преспокойно говорит: «А ведь и в самом деле ничего!» Одурачил всех нас совершенно: каково, с добрых полчаса ждал я его выхода, какую-де он штуку выкинет! А штука-то самая простая.

1 ведущий: Эпиграфом к нашему мероприятию взяты слова Н.В.Гоголя, который сказал, что у Крылова «всюду Русью пахнет» и что его «басни – книга мудрости самого народа».

Героями басен являются самые обычные люди: молодая девушка, сумевшая отказать всем женихам и в итоге вышедшая замуж за калеку («Разборчивая невеста»); крестьянин, призывающий смерть, так как иссох «весь от нужды и трудов», но «увидевший ее свирепую осанку», смог подшутить, что звал ее, «чтоб помогла поднять ему вязанку» дров («Крестьянин и смерть»); купец, хвастающийся перед племянником, как он продал гнилой и старый отрез сукна, но все-таки попавший в олухи, потому что «взял фальшивую бумажку» («Купец»).

2 ведущий. Не менее популярны герои-животные, такие как Лиса и Ворона, Стрекоза и Муравей, Волк и Ягненок, Мартышка и Медведь, Осел и Соловей, а также другие животные, птицы, насекомые. Они могут быть мудрыми, как люди, а могут быть носителями худших человеческих качеств: зависти, жадности, угодничества, лести. У каждого персонажа свой характер, свой порок.

А сейчас у нас будет возможность проверить, как вы знаете басни Крылова. Познакомившись с его героями однажды, их уже трудно забыть. Победители будут приглашены «дедушкой» на чаепитие.

Проводит конкурс знатоков «дедушка Крылов».

Конкурс «Что мы знаем о басне?»

На конкурс знатоков допускаются только те ребята, которые докажут своими знаниями, что они достойные мои наследники. Ответьте на вопросы (за каждый правильный ответ получаете один балл).

1. Дайте определение басни. (Небольшое иносказательное произведение эпического характера, обычно в стихах, содержащее нравоучение.)

2. Какова основная цель басни? (Посмеяться над забавными героями, указать на пороки людей.)

3. Назовите родственные басне жанры. (Притча, сказка, пословица, загадка.)

5. Назовите обязательные элементы басни. (Мораль, зачин, повторы, постоянные эпитеты, аллегория, поэтический образ.)

6. Назовите синонимы термина «аллегория» (Иносказание, эзопов язык.)

Конкурс «Кто больше?»

Задание 1 команде. Назовите как можно больше басен, в которых персонажами являются животные.

Задание 2 команде. Назовите как можно больше басен, в которых персонажами являются представители пернатого мира.

Конкурс «Черный ящик»

Задание 1 команде. С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть «что там за рожа». Что это такое? (Зеркало.)

Задание 2 команде. Здесь лежит предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала». Что это за предмет? (Очки.)

Конкурс «Продолжи афоризм»

Я начну крылатое выражение, а вы закончите фразу. Отвечаете по очереди.
Ты все пела? это дело... (Так поди же попляши!)
Беда, коль пироги начнет печи сапожник... (А сапоги тачать пирожник).
А вы друзья, как ни садитесь... (Все в музыканты не годитесь).
Кукушка хвалит Петуха... (За то, что хвалит он Кукушку).
Вот друга я люблю…(Зато уж чванных не терплю).
Наделала Синица славы... (А море не зажгла).
Чем кумушек считать трудиться... (Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет).
Ты виноват уж тем…(Что хочется мне кушать).
Вперед чужой беде…(Не смейся голубок).

Конкурс «Кто это?»

Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет», взялись «с поклажей воз везти».

Конкурс «Отгадай басню» Пришло время узнать, из каких басен следующие строчки:
«Друзья! К чему весь этот шум? Я ваш старинный сват и кум». («Волк на псарне».)
«Уж сколько раз твердили миру…». («Ворона и лисица».)
«Вся слава Лисоньке и честь! Богатое дано ей награжденье». («Лиса-строитель».)
«А ларчик просто открывался». («Ларчик».)
«У сильного всегда бессильный виноват». («Волк и Ягненок».)
«В семье не без урода». («Слон на воеводстве».)
«А жаль, что не знаком ты с нашим петухом». («Осел и Соловей».)
«Слона-то я и не приметил». («Любопытный».)
«А вы, друзья как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» («Квартет»)
«А кисти сочные, как яхонты горят; Лишь то беда, висят они высоко» («Лисица и виноград».)

Конкурс «Инсценировка басни».

Давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием, какие подготовили декорации и костюмы для инсценировки своей басни.

Конкурс «Расскажите анекдот»

При моей жизни благодаря необычайной известности обо мне ходило много анекдотов. Многие были основаны на достоверных фактах. Какие вы знаете? По-моему, с этим заданием справятся только капитаны.

1. Траектория падения

В комнате Крылова над его любимым диваном висела большая картина в массивной раме. Кто-то из его друзей заметил, что один из двух гвоздей, на которых она висит, непрочен и рано или поздно картина сорвется и убьет Крылова.

Нет, - успокоил заботливого друга Иван Андреевич, - я прикинул траекторию падения картины: угол рамы опишет дугу и минует мою голову.

2. Лягушки квакают к дождю

Крылов любил гулять в Летнем саду. Однажды, прогуливаясь, он столкнулся с группой молодых повес, не знавших его в лицо. Один из них, смеясь над его громоздкой фигурой, громко произнес:

Вот так туча приближается, сейчас пойдет дождь!
- Да, - подхватил баснописец, проходя мимо них, - потому, видно, и лягушки расквакались.

3. Много и мало

Один из почитателей таланта знаменитого баснописца спросил его, почему он так мало пишет.

Так и должно быть, - ответил Крылов. - Пусть лучше нарекают, что пишу мало, чем допустить, чтобы спрашивали, зачем я пишу много.

4. Богач и рудник
- А знаете ли, граф, какая разница между богачом и рудником? - спросил однажды Крылов богатого графа.
- Какая, батюшка? - спросил граф.
- Рудник хорош, когда его разроют, а богач, когда его зароют.

5. Стерлядь

Как-то за обедом приезжий помещик, который любил приврать, рассказывал о стерляди, которую рыбаки ловят на Волге.

Один раз прямо перед моим домом люди вытащили стерлядь. Вы не поверите, но я вас уверяю, длина ее вот отсюда и до - помещик протянул руку с одного конца стола к другому, где сидел Крылов.

Иван Андреевич встал, отодвинув стул, и сказал:

Позвольте, я пропущу вашу стерлядь.

Как-то в компании обсуждали богатого купца. Говорили о том, что он имеет более шести миллионов дохода.

Это уж слишком много, - заметил Крылов, который любил полежать на диване под одеялом. - Все равно если бы я имел одеяло в двадцать метров.

Конкурс «Найди пару»

Многие басни мы уже сегодня вспомнили, некоторые даже увидели, поэтому легко справитесь с последним заданием. Найдите герою басни пару. Посмотрим, чья команда наберет больше правильных ответов.

Мартышка (Медведь).

Фока (Демьян).

Повар (Кот).

Кукушка (Петух).

Моська (Слон).

Свинья (Дуб).

Ягненок (Волк).

Ворона (Лисица).

Муравей (Стрекоза).

Федя (Сеня)

Жюри подводит итоги конкурса, объявляет победителей.

Слово учителя. Вот таким мы увидели Ивана Андреевича Крылова: внешне простодушным, лукавым, презирающим быт, сонливым ленивцем, любящим поесть. А под маской билось сердце философа, патриота и гражданина. При жизни он не стремился к известности, к власти, не достиг он знатности, не обладал богатством и жил – то почти затворником, но наполнил собою помышления миллионов людей, вселился в их душу и навек остался присутственным в их уме и памяти. Древние говорили о Гомере: «Он каждому, и юноше, и мужу, и старцу, столько дает, сколько кто взять может». Словами современника великого баснописца, дедушки Крылова, Михаила Плетнева мы и закончим наше мероприятие.

Спасибо за внимание и участие!

Методическая разработка предназначена помочь учителям-словесникам, особенно начинающим, составить план урока и провести его содержательно и интересно. Предлагается разнообразный материал по совершенствованию речи учащихся, развитию умения грамотно и полно отвечать на вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мир басен И.А. Крылова

Урок внеклассного чтения по литературе

5 – 6 класс

Цели:

● проверить знания, полученные на уроках литературы;

● выявить восприятие учащихся;

● активизировать творческие способности учащихся;

● побудить к чтению.

Образовательные задачи

:●обучающая – расширение словарного запаса учащихся;

●воспитательная – формирование интереса и любви к литературе;

●развивающая – развитие внимания, культуры речи, творчества детей.

Оборудование:

● выставка книг по теме «Басни Крылова»;

● выставка рисунков учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Выявление отсутствующих , проверка готовности учащихся к уроку.

2.Сообщение цели и задачи урока

3. Вступительное слово учителя

И. А. Крылов – русский баснописец. Он писал свои басни и для детей, и для

взрослых. Эти произведения принесли ему всенародную любовь. Люди читали их и

смеялись над своими пороками. Басни И.А. Крылова актуальны и в наше время. Сами

по себе входят в нашу жизнь умные крыловские звери с их вполне человеческими

мыслями, поступками, рассуждениями и остаются в памяти долгие годы.

Талант баснописца настолько могуч, что никто не мог превзойти его. Дедушка

Крылов безраздельно царствует в басенном мире. Его басни читали в веке XIX и XX,

читают их и в XXI веке.

1 слайд Эпиграф к уроку

Что сделалось смешным, не может быть опасным . Вольтер.

2 слайд Портрет Крылова

Его басни – книга мудрости самого народа. Н.В. Гогол ь

4. Ученик (слайды 3,4)

За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических

и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как

баснописец.

К концу жизни И.А. Крылова его басни были переведены на многие языки мира.

писателю, сооруженный Клодом на народные деньги.

5. Учитель

Что такое басня? Что такое мораль басни? (слайд 5)

Аллегория? (слайд 6)

6 Конкурс «Читаем внимательно» (слайд 7, 8)

Из каких басен извлечена мораль?

1. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет… («Лебедь, Рак, Щука»)

2. Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то все у них пустяк («Петух и жемчужное зерно»)

3. А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь («Квартет»)

4. Хоть видит око, да зуб неймет («Лиса и виноград»)

5. Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку. («Две бочки»)

7. Конкурс – загадка (слайд 9)

● Какое отношение эти цифры имеют к творчеству И.А. Крылова? (слайды 9,10)

8 Конкурс «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?» (слайды 11,12)

●Назовите басни, в которых действует Волк

1. «Волк и ягненок»

2. «Волк на псарне»

3. «Волк и кот»

4. «Волк и журавль»

5. «Волк и пастух»

6. «Волк и лисица»

7. «Волк и волчонок»

8. «Волк и кукушка»

9 Конкурс «Узнайте басню по ключевым словам» (слайды 13,14)

Лещик, потроха, соседушка. («Демьянова уха»)

Вертит, прижмет, понюхает, полижет. («Мартышка и очки»)

Волк, кость, Журавль, коварный. («Волк и журавль»)

10. Конкурс «Черный ящик» (слайды 15,16)

● С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть, «что

там за рожа» (зеркало)

● Героиня одной из басен таких «с полдюжины себе достала» (очки)

● Какая вещь пустая. Не глупо ль, что его высоко так ценят (жемчуг)

● На взгляд-то он хорош, да зелен (виноград)

11 Конкурс «Красна речь пословицами» (слайды 17,18)

● Назовите басню, из которой вышла поговорка

● Ты виноват, что хочется мне кушать («Волк и ягненок»)

● Делом, не сведя конца, не надобно хвалиться («Синица»)

● Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет («Лебедь, Щука и Рак»)

● А Васька слушает да ест («Кот и повар»)

● А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь («Квартет»)

12 Творческий тур «Иллюстрируют дети» (слайды 19,20)

● Рассмотрите иллюстрации, назовите эти басни

13 Конкурс «Розыск» (слайды 21,22)

Учитель За одну встречу невозможно вспомнить 200 басен. Царство басен ждет вас снова. Книги И. А. Крылова стоят на полках в библиотеке и всегда рады оказаться в любящих руках юных читателей (слайды 23,24,25)

14 Исторические анекдоты о И.А. Крылове (слайды 26,27)

15 Подведение итогов урока. Оценка знаний учащихся (слайд 28)

Кто на уроке был самым активным?

Кто заслужил отличные оценки и почему?

Я тоже хотела бы наградить особенно отличившихся из вас, ребята. Сертификаты на

оценку «5» получают…

16 Домашнее задание

Какая басня понравилась? Почему?

К следующему уроку подготовить инсценировку понравившей басни


Елена Меркурьева

Задачи : углублять и расширять знания детей о творчестве И . А. Крылова , продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни , развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни .

Развивающая среда : портрет И. А. Крылова , иллюстрации к басням , театральная ширма, куклы би-ба-бо лиса и ворона, игрушечный сыр, маленькая ёлочка, сундучок.

Предварительная работа : чтение басен И. А. Крылова , рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов по сюжетам басен.

1. Ребята, сегодня мы свами продолжим знакомство с творчеством И. А. Крылова (демонстрация портрета автора) . Кто это? Чем знаменит этот человек? (Это И. А. Крылов , он писал басни ) . Вы уже знаете, что басня - это короткая , поучительная история. Басни придумываются для того, чтобы сделать людей лучше, показать им их недостатки, но при этом не обидеть. Поэтому в басне говорится про животных, но имеются в виду люди. С какими баснями вы уже знакомы ? (дети называют знакомые им басни ) . Вы молодцы, давайте сегодня поиграем в одну из басен.

2. Я принесла вам "Волшебный сундучок", в котором спрятала героев сегодняшней басни . Отгадав загадки, вы узнаете их. Готовы? Начинаем!

Окраской сероватая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона,

Кто она?. (ворона)

Молодцы, первую загадку вы отгадали (воспитатель достает куклу би-ба-бо - ворону) . Слушайте вторую загадку.

Рыжая плутовка,

Хитрая и ловкая.

Хвост пушистый,

Рыжий, золотистый.

Живёт в норе, в лесах.

Кто это?. (лиса)

Здорово, вторая загадка отгадана. Достаём вторую игрушку. Посмотрите (воспитатель одевает кукол на руки и "оживляет" их) , вы догадались, в какую басню мы сегодня играем ? ("Ворона и лисица") Дети вместе с воспитателем выставляют ширму и начинают разыгрывать басню по ролям . Театрализованная игра повторяется 2 - 3 раза. Педагог следит, чтобы басня рассказывалась близко к тексту. Для первого выступления можно вызвать заранее подготовленных детей . Молодцы! Аплодисменты нашим артистам!

3. Подумайте, за что можно похвалить человека (Ответы детей ) . Хвалить - это значит перечислять заслуженные достоинства людей. Подумайте, лиса хвалила ворону заслуженно? (нет) Она ворону не хвалила, а льстила ей. Чем лесть отличается от похвалы? (хвалят за дело, а лесть - это неискренняя похвала. Кто в этой сказке был льстецом? (лиса) Как вы думаете, зачем она льстила вороне (хотела её обмануть, полакомиться сыром) . Какой в этой басне нам автор показывает ворону? (глупая, наивная, доверчивая) . А лисица какая? (хитрая, коварная)

4. О какой басне мы сегодня говорили ?

Кто её написал? Какие басни Крылова вы знаете ?

После занятия можно предложить детям нарисовать или слепить героев басни .