Чем опасны системы развития личности. Что такое личностный рост? Теории личностного роста. Всестороннее и гармоничное развитие личности. Личностное развитие: гуманизм

Мы глубоко убеждены, что человеку даны силы достичь всего того, чего ему хватает смелости пожелать. А ежедневник — это инструмент, который помогает воплощать эти мечты в жизнь. Древнекитайский философ Лао-Цзы говорил: «Путешествие длиной в тысячу ли начинается с первого шага». Мы считаем, что путешествие к большой цели начинается с первой записи в блокноте.

Магазин стильных ежедневников и канцелярии LeonaBureau помогает мечтательницам достигать любых поставленных задач. Наша команда волшебниц создает записные книги с оригинальным авторским дизайном , чтобы ваш рабочий процесс протекал не только эффективно, но и эффектно и красиво.

Для воплощения в жизнь ваших желаний мы предлагаем в первую очередь ежедневники , еженедельники и планировщики . Планирование целей на каждый день или неделю позволяет не только шаг за шагом двигаться вперед, но и видеть реальные результаты своей деятельности. Сравните свою записную книгу на текущий год и книгу двухлетней давности — сегодня перед вами будет совсем другой человек, но с теми же желаниями и амбициями. Человек, который благодаря своей активности и дисциплине поднялся на качественно новый уровень. С помощью этих простых инструментов можно добиться абсолютно любых целей.

Также в нашем магазине вы можете приобрести оригинальные блокноты , тетради и ToDo листы . Свободная форма заполнения позволяет делать заметки на самые разнообразные темы: от списка покупок на выходные до записи гениальной идеи, посетившей вас в самый неожиданный момент. Вы ограничены только вашей фантазией!

Почему столько споров ходит вокруг такой темы, как личностное развитие человека? Люди живут в эпоху комфорта. Возвращаясь с работы домой, мы не рискуем, что на нас выльются помои с верхних этажей, как это происходило в Средневековой Франции. Кажется, сейчас достигнуты все удобства, которые только нужны человеку. Что же провоцирует людей на размышление о таком вопросе, как личностное развитие? Совесть? Желание реализовать себя? Сотворить нечто величественно или оставить след потомкам?

Этот вопрос далеко не абстрактный, несмотря на то, что он входит в категорию духовных исканий. Он имеет серьезную практическую базу. Каждый человек старается как можно лучше сориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Он задается вопросом, что делать со своими способностями, так как если они не востребованы, то человек обречен чувствовать себя несчастным. Политические проблемы, семейные дрязги, бедность – все эти горы стоят на пути самореализации человека. Экономка даже обладает специальным термином – , который может с математической точностью предсказать, добьется ли успеха в самореализации житель той или иной страны. Но что, в конце концов, каждый из нас должен делать с собой? Существует кредо, которое, несмотря на свою известность, не теряет своего глубинного смысла. О нем должен помнить каждый, кто избрал тропу развития личности: человек – это то, что он сотворил из себя сам.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Мечтать о достижениях или оценивать себя реально?

«На что я способен?», «Каков максимум моего потенциала?» — задумывается менеджер по продажам дверных ручек за чашкой кофе с утра, возводя свои вопросы в общефилософский ранг. Но абстрактные, оторванные от действительности размышления бесплодны. Реально ли сделать личностное развитие объектом собственного научного мини-исследования? Изучить объем своего внимания, уровень эмоциональной устойчивости, время протекания разных психических реакций? Ведь без этих показателей невозможна объективная оценка индекса развития человеческого потенциала. Известный патофизиолог Ганс Селье, интересовавшийся вопросами влияния стресса на организм, на основании своих исследований выдвигал очень дерзкие утверждения. Он говорил, что в коре головного мозга человека находится такое же количество энергии мыслительной, сколько и физической энергии содержит кора планеты Земля. Однако его заявление не ново. Многие ученые хором гласят: возможности человека практически безграничны. Природой людям дан огромный кредит, которым, увы, они практически не пользуются, ленясь тренировать разум. Пристальное изучение своих личностных и физиологических показателей позволяет во многом расширить возможности личностного развития человека. В самых простых формах такая оценка – это обычный подсчет калорий, часов сна, времени, потраченного на изучение какой-либо дисциплины.

«Гуглить» самого себя – новый тренд

Для оценки факторов, непосредственно влияющих на личностное развитие, нелишним будет также и количественная оценка. Приведем пример. Вы замечаете, что наибольшая продуктивность в работе достигается после съедения на десерт определенного фрукта. А если бы можно было сказать с точностью, что самое лучшее время для «откровенных» разговоров с супругой или супругом – это ровно половина девятого утра? Умение правильно составить распорядок дня – ценнейший инструмент для личностного развития человека. Учеными было проведено занимательное исследование. Предметом его были решения относительно амнистии заключенных израильских тюрем. Исследователи решили заняться изучением принятия решений, которые «вызваны усталостью». Они получили потрясающие результаты: заключенные, которые подавали свои заявления на амнистию в утренние часы, в 70% случаев получали положительные ответы. Процент счастливчиков из тех, кто делал это вечером, едва достигал призрачных 10%. На самом деле, этот подход лег в основу одной из главных концепций, вокруг которых была построена поисковая система Google. Каждую секунду эта мега-корпорация собирает мельчайшие крупицы информации от пользователей всего мира. Какие сайты посещают люди, кому они пишут свои письма, и даже то, о чем в них идет речь – вся эта информация пропускается через сложные программы. Как результат – открывая очередную страницу, вы видите подходящее именно вам рекламное объявление. Почему бы не применить подобный подход и к самому себе? Ведь дьявол кроется в мелочах. Конечно, для многих такая жизнь может показаться странной. Что скажет ваша девушка, когда услышит: «О, я забыл включить шагомер, пока поднимался по лестнице!»? Но именно такой дотошный подход дает реальные результаты. Постепенно мы приходим к выводу о том, что личностное развитие сводится к умению управлять собой. Популярность психологического знания в 21 веке обрела немыслимые масштабы. Однако же при этом, например, довольно непросто определить значение всем известного слова «характер». Можно сказать: «у этого хороший характер», « у этого – плохой». Человек может отличаться сильным складом личности. Или же его могут называть бесхребетным.

Как развить характер: личностное развитие человека

Характер в общих чертах – это определенный способ реагировать на сигналы окружающей среды. Манера эта является устойчивой, поскольку формируется в раннем детстве. Сам же процесс формирования подвержен трем факторам. Это наследственность, окружающая среда, а также работа над собой. Характер непосредственным образом связан с человеческой волей, которая является сознательным и целенаправленным способом регулировать и свою деятельность, и восприятие окружающего мира. Воля же – это способность к напряжению сил при встрече с преградами. Когда нет борьбы, сопротивления – тогда и отсутствует необходимость проявлять волевое усилие. Известен пример великого скульптора и художника Микеланджело. Когда он расписывал потолок Сикстинской капеллы, ему приходилось работать, запрокинув голову. Итогом такой работы лично для Микеланджело стало то, что на определенное время он превратился в калеку. Гений не мог просто опустить голову, чтобы прочитать какое-нибудь письмо. Но, поговаривают, он ни на минуту не пожалел об этом увечье. К счастью, терпеть ему пришлось недолго. Сила его воли помогла противостоять физическим страданиям. Микеланджело закончил свою капеллу, так как созидательный процесс доставлял ему истинное счастье. Личностное развитие не должно переходить в фанатизм. Если человек ставит перед собой цель, совершает при этом волевые и физические усилия, и при этом не получает удовольствия от процесса, нужно заметить: при этом происходит пустое насилие над той природой, которой он наделен. Подобные случаи нередки, когда, к примеру, от проявляющего способности к математике ребенка требуют идеального знания иностранного языка. Так можно принести вред не только себе, но и другим. Сигналом о том, что личностное развитие происходит в правильном направлении, является чувство удовлетворенности от волевых усилий. Волей нельзя назвать упорное достижение цели, выбранной наобум. Важным моментом волевого усилия является борьба между пресловутыми «не хочу» и «надо». Некоторым задатки сильной воли даются по наследству. Большинству же приходится работать над развитием личности и воли самостоятельно. Это всегда происходит посредством небольших, но регулярных шагов по достижению нужной цели. Какие упражнения помогают развить волю?

Способы развития силы воли

Выделяют два типа силы воли – так называемая «короткая» и «длинная». Личностное развитие предполагает тренировку обоих типов волевых усилий. «Короткая» нужна для того, чтобы сдержаться и не съесть, на ночь глядя, кусок торта. Длинная сила воли необходима там, где перед нами стоят требующие больших временных и эмоциональных затрат проекты – построение бизнеса «с нуля», воспитание детей, умение управлять эмоциями. Для начала можно поставить перед собой простейшую цель – например, делать каждое утро зарядку. Потом можно расширить это упражнение до более сложного. В течение дня для этого нужно делать те дела, выполнять которые хочется меньше всего. На начальной стадии за день нужно совершать от пяти до десяти таких волевых актов. Эти упражнения развивают «короткую» силу воли. Некоторые специалисты дают и такое упражнение. Для его выполнения требуется коробок спичек и десять минут свободного времени. Смысл его состоит в том, что спички нужно рассыпать по поверхности в полном беспорядке, а затем снова собрать в коробок. Проделывать это нужно каждый день в течение двух недель. Первое, что напрашивается у любого здравомыслящего человека, слышащего об этом упражнении – зачем его вообще нужно выполнять? Каков смысл разбрасывать и затем снова собирать спички? Именно в вопросе и заключается ответ. Бессмысленность упражнения – это тот фактор, который провоцирует не заниматься «этой ерундой». Но если добросовестно продолжать делать эту работу, игнорируя внутреннее сопротивление, можно достаточно в короткий срок «накачать» волевую мышцу. Можно попробовать и такой способ, как намеренное поддержание хорошего настроения в течение определенного промежутка времени. Оптимальный отрезок для старта – два часа. В это время нельзя позволять себе никакого ворчания, жалоб, нытья. Этот способ хорош для тренировки «длинной» силы воли. Слово «воля» имеет двоякое значение в русском языке. Первый смысл в него вкладывают, когда говорят об усилиях по преодолению трудностей. Второе значение слова «воля» — свобода. Не добавляет ли тренированная сила воли у человека большую степень свободы в его жизни?

Узкая специализация или всестороннее развитие?

О том, что такое были написаны тонны трудов и исследований ученых. Но в большинстве своем они приводят читателя выводу: то, что ученые называют «способностями», на самом деле представляет собой не более, чем «обрывками» истинной мощности человеческого разума. Предполагает ли такой термин, как личностное развитие человека всестороннее развитие способностей? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к воспоминаниям русского кораблестроителя академика Алексей Крылова. Для начала приведем небольшую биографическую справку. А.Н. Крылов родился 3.08.1863 года в поселке Висяга. В 1787 г. он поступил в Морское училище, которое закончил с наградой в 1884г. Портрет Крылова был вынесен на доску почета. Охваченный желанием найти прикладное применение своим способностям, выпускник выбрал своей отраслью кораблестроение. В 1908 году он получил новую должность – инспектора по данной отрасли. А затем Крылов становится председателем Морского комитета. Его исследовательская деятельность, которая продолжалась порядка шести десятков лет, была посвящена самым разным отраслям физических и математических наук. Современные кораблестроители по праву считают Крылова отцом современного кораблестроения. Над какой бы проблемой не приходилось трудиться ученому, он всегда умел подойти к любым задачам просто. Даже трудности, которые его современники называли неразрешимыми, Крылов решал легко. Он решительно проливал свет истины на ошибки иностранных кораблестроителей. Вернемся к вопросу о том, возможно ли всестороннее развитие личности. Воспоминания кораблестроителя Крылова наглядно показывают, что оно не только возможно, но и нередко было обязательным условием в образовательной сфере прошлого. Ученый вспоминает, как проходили экзамены в Германии и Франции. Студенты сдавали их по принципу так называемого «конвейера», где они должны были переходить от одного экзаменатора к другому, которые принимали у них разные предметы. Если хотя бы на один вопрос у одного из экзаменаторов студент не мог ответить, он был лишен возможности продолжать сдавать свой экзамен. Такого студента гнали вон. Таким образом, выпускники кораблестроительных учебных заведений тех времен к своему выпуску должны были помнить все предметы, пройденные ими за четыре года, и плюс к этому уметь самостоятельно составлять проект корабля. Поэтому, специализироваться ли на одной сфере или быть разностороннее развитым специалистом – решать лишь вам. Оба пути имеют свои плюсы и минусы. Важно лишь одно – умение посвящать себя делу.

Вывод

Один из авторов как-то утверждал о том, что «Все люди – гении», поскольку каждый хотя бы в чем-то, но превосходит других. Пусть это утверждение слегка и преувеличено. Но в нем заложена изрядная доля истины. Существует огромное количество талантливых и одаренных людей, которые никогда не реализуют свой внутренний потенциал. Разница между неудачниками и теми, кто сможет выточить себя, как Пигмалиона, из камня – в реальном действии.

Что такое личностный рост? Теории личностного роста. Всестороннее и гармоничное развитие личности Reviewed by Владислав Челпаченко on Jun 22 Rating: 4.5

Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья!

В нашем удивительном мире есть масса вещей, которые нельзя назвать однозначными, особенно если речь идет о мире внутреннем. Рост личности – один из самых важных путей, которые каждому из нас предстоит пройти, ну или хотя бы попробовать это сделать, или решить что сделали, а на самом деле даже не пробовать.

От того, как рано, или как поздно мы поймем важность личностного роста, зависит вся наша жизнь, ее качество, ее яркость, и тот след, который она после себя оставит.

Что такое личностный рост?

Личностный рост – понятие, которое совсем не обязательно должно иметь позитивный оттенок для окружающих. Это, прежде всего, победа над своими слабостями , над страхами, над приросшими фобиями, над всем, что мешает нам быть такими, какими мы хотим быть и какими мы можем быть.

Личностный рост – это, прежде всего, осознанное саморазвитие человека, его стремление стать лучше, умнее, активнее, значимее (может быть популярнее) и перспективнее.

Личностный рост – это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой. Личность - это живой организм, который должен постоянно расти и развиваться. Как это правильно сделать? Читайте дальше...

Теория личностного роста

Теорий, касательно личностного роста, довольно много, большинство из них очень тонкие и сложные для не подготовленного ума. Но есть также и более ясные позиции на этот счет, упрощение в объяснении которых совсем необязательно. С них, пожалуй, и начнем.

Бихевиоризм – это тот редкий случай, когда простейшая теория названа сложнейшим словом. Сама же суть данной теории очень проста и имеет широкое распространение. Согласно ей все мы изначально не имеем никакого особенного, а главное отличного от других потенциала . Все мы равны как на подбор! Но это лишь в начале пути. Наш личностный рост зависит исключительно от окружающих нас обстоятельств и факторов, которые, в итоге, и проводят нас по пути роста личности.

Никто тебя не будет тянуть за уши в этой жизни и никто не будет занимать тобой, кроме самого себя... Чтобы добиться чего-то в жизни, нужно самому головой проламывать стены!

Экзистенциальный подход в чем-то схож с предыдущим, но сходства не велики. В данном случае, в начале пути мы все так же не имеем ничего, и обретаем все в процессе самопознания, поиска душевой гармонии и, как следствие, – нового восприятия всего окружающего.

Ну и, пожалуй, самая распространенная из теорий – «неизбежно позитивная» , назовем так. Исходя из нее, каждый из нас полон огромного количества потенциала , который так и рвется на волю, но выход находит только при соответствующих условиях, причем не всегда позитивных. Последнее делает эту теорию действительно позитивной, ведь как не крути, а рост таки состоится! Но не будем забывать, это тоже теория. Все учения хороши, но действовать нужно не смотря ни на что!

Все, что будет написано ниже, напрямую имеет отношение к тому, как именно вы относитесь к данному понятию, и как его воспринимаете.

Зачем нужен личностный рост?

Да, а зачем же? Зачем напрягаться, если и так жить хорошо? Если кто из вас задался этим вопросом, то вы наверняка счастливы, довольны собой и своим положением. Либо же, очень стары и считаете, что рост – слово к вам неприменимое.

Большинство из нас, к счастью, имеют мечты. Не многие из нас знают, что именно им мешает осуществить эту мечту. И лишь единицы мечтают, замечают свои оплошности, и находят путь к мечте. Причем, забавно и то, что слово «мечта», только у первых вызывает ассоциации с чем-то несбыточным. Смирение – главный показатель того, что мы стоим на месте, что не растем (имеется в виду не православное понимание как добродетели, а отсутствие желания достигать большего).

Это и есть ответ на вопрос «Зачем?» Личностный рост нужен нам как воздух, мы не можем отказаться от него, и при этом остаться собой, мы будем деградировать, и уже совсем скоро займем последнее место в очереди за… нет, уже не за мечтой - за нормальной жизнью, за уважением и проявлением интереса со стороны дорогих нам людей.

Личностный рост – это современная модель истины о том, что выживает сильнейший! Только в нашем случае выживать - это проиграть, а жить – победить. Без личностного роста нам придется выживать, а не жить.

Как развить рост личности?

Есть масса различных тренингов, есть и масса тех, кто эти тренинги проводит, обещая вам скорое преображение, тем самым оскорбляя вас уже на первом занятии. Нет, конечно есть и те, кому хватит обычного «пинка», те кто был в шаге от того чтобы осознать важность и нужность роста, но не решался действовать. Но таких людей не так много. Форсировать эту процедуру далеко не всегда хорошо, и не редко, эффекта нет, а если нет результата, то вы не только не сможете начать то, что задумали, но и сделаете большой шаг назад. Это как похудеть на 50 килограмм за один месяц. Мы не можем изменить все, что желали в один миг, даже если в наши головы пришла та самая ясность, то прозрение, которое было нам так нужно.

Первый шаг на пути к развитию – признать, что насущное положение дел – это не то чего мы так желали, о чем так много думали и рассуждали, не то. Не обязательно пускать под откос всю прожитую жизнь, ведь в ней наверняка масса приятных моментов. Личностный рост редко бывает всесторонним, многие из нас имеют сильные стороны, и наш рост как личностей, прежде всего, проявляется в признании сторон слабых, и действий которые будут направлены на их усиление. Ведь признаться нужно, прежде всего, себе, и не редко, только себе. Пусть ваш прогресс станет для других приятным сюрпризом.

Психология развития личности

Все мы хотим видеть позитивный подтекст во всех направлениях, даже в тех, где он и не совсем уместный. Не редко бывает так, что личностный рост происходит на фоне отнюдь не позитивных моментов. Та же зависть может стать сильнейшим толчком, и, в итоге, позитивным стимулом, это довольно распространенная практика.

Так уж вышло, что те, кто задаются этим вопросом, редко желают роста от хорошей жизни, нет, конечно, есть и такие, но об исключениях не будем. Зачастую, вопрос о личностном росте становится актуальным тогда, когда мы чем-то недовольны, когда нас годами поедает воспоминание о какой-то личной неудаче, о чем-то, чего мы могли достичь, но не успели, или нам помешали это сделать. Или что-то менее значимое, но от того, не менее неприятное.

Как бы там ни было, желание расти, практически, всегда рождает именно недовольство. Это вполне нормально. Ведь перерабатывают же мусор, делают из него прекрасные вещи, так почему же нам не переработать свой душевный мусор на нечто более полезное и нужное нам. Очень важно признаться себе в том, что, порой, желание стать лучше нам подсказано одной из самых сильных неудач. Это как раз тот случай, когда мы смело можем рассчитывать на поимку двоих зайцев. Мы можем стать лучше, и в награду за это получить побежденную проблему.

Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, Вы будете глубоко несчастной личностью!

Абрахам Маслоу

Бывает и так, что личностный рост обусловлен появлением в вашей жизни новой цели, на пути к достижению которой вам неизбежно придется . Это целью может стать более высокая должность на работе, или же, ваша заинтересованность в отдельном человеке. Любовь может быть очень серьезным стимулом на пути к росту личности, она будет отличным помощником, и даже сопроводителем, если все получится так, как вы запланировали. Кто не согласен, напишите в комментария, я буду рад Вашему мнению!

Есть также и те, кто растет не ради каких-то целей, не ради любви и успешной работы. Это люди, которые стремятся жить в гармонии с окружающим миром, они ставят акцент на самопознание . Для них важнее переосмыслить подход к жизненным истинам, изменить восприятие всего, что кажется слишком острым и чужим, чтобы в итоге, даже проблемы казались частью успеха, или как минимум, интересным и полезным материалом для размышления. Прежде всего, такие люди стремятся избавиться от внутренних противоречий, считая их основами всех проблем. Это одно из самых грамотных и безболезненных начал пути, ведущему к развитию личности.

Саморазвитие личности

В данном случае, если говорить проще, то саморазвитие – это автономный режим, тот, в котором живет большинство из нас. Мы развиваемся, не контролируя русла, и получаем рост только в тех местах, куда направлены наши потребности. Есть случаи, в которых человек проживал жизнь, и при этом никогда не ставил акцентов на вопросе о развитии себя в каком-то из направлений. Все просто складывалось само собой, все получалось. Но это конечно очередные исключения, и в процентном соотношении таких людей очень мало. Потому и получается, что есть сферы, в которых мы являемся своего рода гуру, а есть и те, в которых мы остались малыми детьми, которые и пары слов связать не могут, не говоря уже о действиях.

Не редко, саморазвитию способствуют проблемы, которые мы переживаем. Часто эти проблемы остаются нерешенными, но сам факт того, что мы через них прошли, либо ломает нас, либо делает сильнее. Путь личностного роста переполнен проблемными участками, и чтобы расти, мы должны научиться не только принимать, но и отдавать, терять. Никогда не наступит тот момент, когда проблемы совсем перестанут нас касаться, но мы можем научиться принимать их иначе, как часть пути к положительному результату – это и будет лучшим показателем личностного роста.

Методики личностного роста

Разновидностей настолько много, что перечислять их все, наверное, не имеет смысла, формат статьи несколько иной. Так или иначе, все они подразумевают действие, или ряд нужных действий, которые нужно повторять с определенной периодичностью. Это как комплекс физических упражнений только направлены они, прежде всего, на усиление слабых участков вашего психологического состояния. Кто-то часто повторяет нужный набор слов для получения дополнительной уверенности, кто-то заставляет себя менять поведение в нужных для этого ситуациях, тем самым закаляя дух. Примеров и наглядных пособий по различным методам развития личностного роста - масса. Большинство из них, как ни странно, действуют, только тоже большинство, имеют локальный характер, и могут помочь решить лишь некоторые мелочные слабости. Впрочем, грамотный комплекс таких методик может вывести вас на качественно новый уровень. Но это определенно потребует участия профессионала, по меньшей мере, на первых парах.

Всестороннее развитие личности

В современном обществе очень сложно развиваться всесторонне, и при этом не прикладывать осознанных усилий. Как бы мы не старались жить правильно, всегда будут отстающие направления, это нормально. Хотя, почти каждый из нас видит в этом свою маленькую трагедию, которую, как кажется, пришлось прочувствовать только нам одним.

Если не углубляться во все тонкости этого вопроса, то сторон не так уж и много:

- Желание быть успешными в работе.

- Желание уметь любить и быть любимыми.

- Желание быть здоровыми и сильными духом.

- Желание чувствовать в себе решимость и силу для любых свершений.

Все эти направления можно поменять местами, в зависимости от ваших личных приоритетов, но ни одно из них не противоречит другому. Они вполне совместимы, а значит, стремиться к воплощению их в жизнь можно и нужно. Другое дело, сможете Вы наступать на всех фронтах одновременно, или же нет. Тут очень важно здраво и объективно оценить свои возможности. Неудачное начало работы над собой может лишить вас желания развивать эту идею дальше, и на неопределенный срок заставит вас топтаться на месте.

Движущие силы развития личности

Можно подвести некоторые итоги, и обозначить главные факторы, которые способствуют росту личности. Хотелось бы также обозначить высокую долю субъективности в расстановке определяющих факторов. На мой взгляд, основными стимуляторами на пути к личностному росту являются:

  1. Неудовлетворенность положением дел, иногда одного направления вашей жизни, иногда целой их группы.
  2. Цель. Ей может стать человек, которого вы полюбили, или работа, о которой давно мечтали - это к примеру. Цели могут быть и другими.
  3. Посторонние факторы. Обстоятельства различного характера, которые за относительно короткий промежуток времени могут внести весомые коррективы в вашу жизнь.
  4. Осознанное желание стать лучше. Увы, это бывает крайне редко. Такова природа человека, мы не спешим что либо менять, если все не так уж плохо. Но есть и те, в ком стремление к развитию живет постоянно.

Причем, последовательность пунктов выставлена не случайно. Мощность движущей силы убывает, начиная с первого пункта. Также последовательность подходит и для измерения «популярности» причин, по которым многие из нас задумываются над этим вопросом.

Влияние личностного роста на успешность

Только сильные личности могут быть успешными! Добиться успеха может каждый, но далеко не все могут быть стабильными, и часто, после подъема, следует долгий и болезненный спуск. Без личностного роста нам никогда не добиться значимых результатов, и при этом не потерять себя где-то на пути к поставленной цели.

Успешность – продукт личностного роста, а не его причина!

Каждое качественное улучшение, которое мы приобретаем, в итоге дает ощутимый результат. Чем больше мы работаем над самосовершенствованием, тем больше шансов, и тем меньше расстояние до цели, которую мы себе поставили. Говоря о целях, следует понимать, что одна единственная, пусть даже самая значимая в вашей жизни цель, не сможет помочь личностному росту, так как для ее выполнения, вы будете развивать в себе только нужные для достижения качества. Очень важно иметь попутные стремления, они позволят нам стать более универсальными, и помогут приблизиться к равномерному, всестороннему развитию. Поспешность редко бывает полезной, и в нашем случае она тоже ни к чему. Комплекс локальных, разноплановых стремлений, куда более важный, нежели погоня за призрачной мечтой.

Полезные книги по личностному росту

Есть очень много книг, связанных с вопросом личностного роста. Некоторые из них более полезные и содержательные, некоторые менее. Представлю вашему вниманию несколько (на мой взгляд) отличных работ разных авторов:

Морган Скотт Пек - "НЕПРОТОРЕННАЯ ДОРОГА"

«Вся наша жизнь - это "дорога", которую проторяем мы сами. И очень важно, чтобы это проторение шло в правильном направлении.» - Довольно интересная работа, которая затрагивает многие аспекты личностного роста.

Джим Рон "СЕЗОННОСТЬ ЖИЗНИ"

Книга о том, что жизнь сезонна, как и течение года. В ней рассказывается о том, как найти пути к решению внутренних противоречий.

Алан Лакейн "ИСКУССТВО ПЛАНИРОВАТЬ "

Книга о том, как овладеть умением планировать свою жизнь. Очень полезная информация, так как в личностном росте очень важна планировка дальнейших действий.

Пауль Тиллих "МУЖЕСТВО БЫТЬ"

Книга о том, как научиться жить, не смотря ни на что, вопреки всем трудностям и невзгодам.

Билл Ньюмен "Парите вместе с орлами"

Книга, о том, как при любых обстоятельствах сохранить гордость и спокойствие, как прожить жизнь не опуская глаз.

И в качестве бонуса еще одна книга Джима Рона

Это лишь малая часть полезной литературы по данному вопросу. Каждый из вас сам сможет найти нужный рецепт успеха, главное – это желание расти, остальное придет само. Успехов и роста!

Личность - это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Ребенок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определенных условиях.

Исходным и естественным условием становления личности является нормальная (без патологических отклонений) биологическая природа (индивидная организация) ребенка. Наличие соответствующих отклонений или затрудняет, или делает вообще невозможным развитие личности. Особенно это касается головного мозга и органов чувств. Например, при врожденной или ранее приобретенной аномалии головного мозга у ребенка может возникнуть такое психическое заболевание, как олигофрения. Оно выражается в недоразвитии (умственной отсталости) и личности в целом. При глубокой олигофрении (в стадии идиотии) ребенок вообще не может стать личностью даже при самых благоприятных условиях . Он обречен на индивидное (животное) существование.

Врожденные аномалии зрения (слепота) или слуха (глухота) тоже существенно затрудняют процесс воспитания личности.

Для преодоления и компенсации подобных отклонений приходится использовать специальное коррекционное обучение, развитие и воспитание. В целом, индивидные свойства и особенности человека выступают как факторы, облегчающие или затрудняющие развитие тех или иных личностных образований: интересов, черт характера, самооценки и др. Поэтому их необходимо хорошо знать и принимать во внимание при разработке стратегии и тактики воспитания. Надо сказать, что они недостаточно хорошо изучены. Эти вопросы являются предметом такой отрасли психологии, как .

Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребенком социальных норм и соответствующих им способов поведения. Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчинение их социальной необходимости (как надо). Например, ребенку не хочется собирать свои игрушки, но он должен овладеть умением преодолевать это непосредственное побуждение и следовать соответствующей социальной норме. Поэтому другое основное условие становления личности -наличие социальной среды, то есть конкретных людей - носителей и трансляторов социальных норм. В качестве таковых выступают люди, с которыми ребенок связан значимыми отношениями: родители, члены семьи, родственники, воспитатели, учителя, сверстники, соседи, герои художественных произведений и кинофильмов, исторические деятели, священнослужители и др. Отсутствие социальной среды делает невозможным развитие личности. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи «воспитания» детей среди животных.

По своей психологической сущности они были похожи на своих «воспитателей» и не имели ничего личностного. Все возможные аномалии и дефекты социальной среды приводят к соответствующим личностным дефектам воспитанных в таких условиях детей. Примером таковых могут служить дети, выросшие в неблагополучных семьях, детских домах, исправительных колониях и т.п.

Процесс передачи ребенку социальных норм называется воспитанием. Он может быть целенаправленным или стихийным. Целенаправленное воспитание является специально организованным и упорядоченным педагогическим процессом, состоящим из таких педагогических актов, как ознакомление с социальными нормами, демонстрация эталонных способов поведения, организация упражнений, контроль, поощрение и наказание и др. Стихийное воспитание как бы встроено в реальную повседневную жизнедеятельность воспитателя и воспитанника. Оно складывается из тех же самых педагогических актов, хотя и не преследует специальных педагогических целей. Поэтому получение некоторых воспитательных результатов является, скорее всего, побочным продуктом иных действий.

Воспитание не следует понимать как процесс односторонней педагогов. Социальные нормы и соответствующие им способы поведения не «вкладываются» в ребенка, а усваиваются (присваиваются) им на основе собственной активной деятельности и общения. Другие люди (родители, воспитатели и т.д.) лишь содействуют этому с той или иной долей успешности. Например, для того чтобы воспитать у первоклассника ответственное отношение к учебе, родители и учителя могут предпринять множество приемов педагогического воздействия: объяснение, демонстрация положительных примеров, организация деятельности, поощрение, наказание и др. Однако они не могут выполнить за него ту систему конкретных учебных действий, из которых складывается и на основе которых формируется ответственное отношение к учебе. Это ежедневное выполнение домашнего задания, записывание в дневник, складывание необходимых учебников и вещей и т. п. Каждое из них требует от ребенка определенных умений, а самое главное - способности преодолеть собственную индивидную сущность, которая может выражаться в естественном отсутствии желания это делать.

Таким образом, следующее чрезвычайно важное условие развития личности - это активная деятельность ребенка, направленная на усвоение социальных норм и способов поведения. Ее можно рассматривать как своеобразный инструмент усвоения социального опыта. Для того чтобы деятельность (бытийная активность) имела развивающий эффект, она должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего это касается ее содержательного соответствия усваиваемым социальным нормам. Например, нельзя воспитать смелость (смелое поведение) вне ситуаций преодоления опасности. Существует также множество других психологических усло-вий организации бытия (общения и деятельности), при которых становится возможным эффективное усвоение социальных норм и формирование устойчивых личностных образований. Сюда относится фактор соответствия воспитания возрастным срокам, количество упражнений, характер мотивации и др.

Закономерности развития личности человека . Развитие личности - это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.

Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребенка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребенок изначально обладает свойством развиваться. Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д. Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребенка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребенке. Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания. Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.

Развитие личности человека носит не плавный, а скачкообразный характер . Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений. Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами. Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.

Развитие личности человека осуществляется этапно и последовательно. Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего. Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств. Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития:
1) младенческий возраст (от рождения до года);
2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет);
3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);
4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет);
5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет);
6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.

Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости. Это исключает всякую возможность еще раз повторить какой-то возрастной период. Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим. Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.