Чем отличается высшее образование от высшего профессионального. Специалист, бакалавр или магистр — какой диплом лучше? В чем специфика понимания образованности

Существуют два очень близких понятия - образование и образованность. В чем специфика их понимания?

В чем специфика понимания образования?

Понятие образования чаще всего соответствует совокупности знаний, получаемых человеком. Чем больше их объем - тем выше уровень образования. Значение имеет также разнообразие и качество знаний, а еще, что очень важно, - навыков, связанных с их применением.

Еще один важный аспект - востребованность получаемых человеком знаний. Весьма желательно, чтобы их освоение имело значение с точки зрения практической применимости. Но даже если человек осваивает знания для себя, тем не менее значительный их объем он, как правило, может прямо или косвенно применять на практике.

Образование может быть получено человеком:

  1. посредством посещения специализированных учреждений - школ, средне-профессиональных заведений, вузов;
  2. посредством обучения на онлайновых курсах (как по записям, так и в режиме вебинаров);
  3. посредством самостоятельного обучения - по книгам, тем же онлайновым источникам;
  4. в порядке индивидуальных коммуникаций с носителями знаний и навыков - наставниками, тренерами, консультантами.

Образование в специализированных учреждениях, как правило, требует подтверждения полученных знаний, а в некоторых случаях - умений их применять, на экзаменах и посредством иных форматов проверки компетенций учащихся.

Самообразование, в свою очередь, может сопровождаться тестированием обучающегося с помощью методов, которые он разрабатывает сам. В некоторых случаях он может обратиться за содействием и в специализированное учреждение - например, в целях прохождения теста на получение сертификата об оценке знаний, который не предполагает обязательного участия человека в обучении в данном учреждении.

Образование - это процесс. Он может иметь любую длительность и содержание - это определяет сам человек.

В чем специфика понимания образованности?

Под образованностью понимается фактическое наличие у человека существенного объема знаний, а также навыков, позволяющих ему данные знания применять на практике. Образованность - это конкретный результат получения человеком образования. Пусть в некоторых случаях и весьма скромный - но в достаточной мере ощутимый и позволяющий носителю знаний впоследствии успешно увеличивать их объем.

В современном обществе принят ряд критериев достаточности данного результата - то есть приемлемого уровня образованности человека. В России это наличие у гражданина как минимум среднего образования - или хотя бы 9 классов. Это позволит человеку, к примеру, продолжить обучение в лицее, а по его окончании - в вузе.

Образованность - важнейший социальный атрибут гражданина практически любой развитой страны. Его наличие предопределяет появление у человека карьерных перспектив, становится ресурсом для приобретения им более высоких социальных статусов.

Распространена точка зрения, что в современном обществе не менее востребовано образование неформального характера - полученное не в школе или вузе, а в ходе приобретения человеком житейского опыта, в процессе общения с другими людьми. Однако данный способ получения образования имеет недостаток - он характеризуется узостью. Человек, приобретая знания и навыки неформально, может применять их только в тех отношениях, в рамках которых они, собственно, получены - но на практике участвовать в таких коммуникациях он будет не всегда. У человека могут возникнуть сложности при общении в других сферах.

В свою очередь, образованность, достигнутая в рамках системного обучения - в школе и в вузе, позволяет гражданину более или менее уверенно чувствовать себя в разных отношениях. Разумеется, при условии, что учебные программы будут составлены качественно.

Сравнение

Главное отличие образования от образованности заключается в том, что первый термин обозначает процесс приобретения знаний и навыков человеком, а второй - некий сформировавшийся их объем, ощутимый результат обучения, на основе которого впоследствии можно наращивать знания и навыки. Насколько качественным является уровень образования человека - настолько фундаментальной будет и его образованность.

Определив, в чем разница между образованием и образованностью, отразим выводы в таблице.

Когда речь заходит об образовании, здесь определенно необходимо уточнить, что именно мы имеем в виду под этим весьма и весьма широким понятием. Часто образование путают с образованностью, но это, как говорят в одном небезызвестном городе, – «две большие разницы».

Не зря мы привели в пример цитату Эйнштейна. Ведь в современном мире образование – это весьма абстрактное понятие, которое подразумевает скорее учебные заведения, чем реальные знания. Для некоторых это – годы, потраченные если не впустую, то чаще всего без особой пользы. Это устаревшие знания, полученные из устаревших книг, неправильные ответы, полученные на неграмотные вопросы от неквалифицированного преподавательского состава. С другой стороны, образование – это самые лучшие, яркие и эффективные годы жизни, потраченные отнюдь не в пустоту, но на благо себе и другим

В чем разница

Пожалуй, вся разница в том, как человек воспринимает возможность для образования и как поступает с ней, даже если она не оправдала его надежд. Некоторые из нас, разочаровавшись в современной образовательной системе, опускают руки и перестают стремиться к академическим высотам. Другие же, напротив, зарываются в глубины самопознания и стараются дать образование себе самому – с помощью огромного количества информации, появившейся в открытом доступе с распространением сети.

Но образованность это совершенно другое понятие. Образованность подразумевает эрудицию, энциклопедические знания, определенный уровень познаний и навыков. И, несмотря на тесную связь, априори, эмпирика показывает, что образованность и образование могут быть не связаны между собой (хотя в идеале они должны дополнять друг друга).

Так что же в итоге важнее из этих двух понятий для современного человека? Давайте попробуем разобраться в этом нелегком вопросе. Образование, бесспорно, является важным критерием, как профессионального роста, так и социального статуса. Конечно, мир знал и исключения из этого правила, но они обычно это правило и подтверждали.

Академический минимум всегда был тесно и неразрывно связан с положением в обществе. На поверку практические знания и образованность порой оказываются важнее. История знает много случаев, когда человек с образованием этого самого образования, по сути, не имел. И наоборот: человек без научных степеней с высоким уровнем образованности прекрасно разбирался в том или ином предмете, и был на высоте.

Процесс и результат

Среди педагогов также существует версия, что образование – это процесс, а образованность – результат. Версия, конечно же, имеет право на существование, но с ней трудно согласиться на все сто процентов. Ведь, если образование – это процесс, почему он воспринимается многими как результат? «Получить образование», «я получил образование», «у меня теперь есть образование» - знакомые каждому фразы, которые заставляют усомниться в данном варианте толкования понятия. И, напротив, образованность – скорее не результат, а состояние, в котором человек находится. Вместо «я получил образованность» мы говорим «я стал образованным», «я образован», воспринимая образованность как новое, улучшенное состояние человеческого «я», его сознания и совокупности мыслей.

Вот почему, несмотря на все различия и толкования, к образованности надо стремиться, не забывая и об образовании. Идеальный вариант – это тот случай, когда одно соседствует с другим и дополняет его. Однако, зная, что идеала в жизни не достичь, хочется посоветовать будущим светлым умам лишь одно: не гонитесь за степенями, не имея реальных практических знаний. Уж лучше прослыть образованным неучем, чем дилетантом со степенью доктора наук.

Любой родитель мечтает о том, чтобы его ребенок получил качественное образование, не только стал успешным в школе, но и смог поступить в престижное высшее учебное заведение на бюджетной основе, получить после завершения обучения хорошую должность. Попробуем выяснить, чем гимназия отличается от школы, оценить уровень преподавания в обычном и специализированном учебном заведении.

Общие и отличительные черты школ и гимназий

Рассуждая над тем, выявим для начала их общие черты. Они относятся к общеобразовательным учреждениям, где у школьников есть возможность получать аттестаты государственного образца. Рассуждая над тем, чем гимназия отличается от школы, отметим разницу в правилах приема в учебное заведение.

Достаточно часто у школьников появляются серьезные проблемы с усвоением учебного материала из-за того, что неправильно был выбран тип учебного заведения.

Лицеи и гимназии: сходные характеристики

Между лицеем и гимназией, например, есть определенное сходство. Например, в обоих учебных заведениях процесс обучения основывается на федеральных образовательных стандартах. Преподаватели в такие заведения приглашаются на конкурсной основе.

У каждого лицея, гимназии существует определенный спонсор, помогающий учебному заведению решать вопросы, касающиеся материально-технического обеспечения. Кроме того, среди сходных параметров можно назвать изучение некоторых предметов на профильном (углубленном) уровне.

Отличия между гимназиями и лицеями

Попасть в государственный лицей можно только после окончания семи или восьми лет обучения в основной школе. Большая часть лицеев, существующих в нашей стране, имеет техническую направленность. У каждого лицея существует определенный договор с высшим учебным заведением о поступлении выпускников, именно для конкретного вуза и осуществляется подготовка.

Рассуждая над тем, чем гимназии и лицеи отличаются от обычных школ, отметим, что в лицее особое внимание уделяется практической деятельности. Выпускник такого учебного заведения покидает его не только с классическим аттестатом об образовании, но и с конкретной специальностью.

К проведению занятий здесь привлекаются ведущие специалисты тех высших учебных заведений, с которыми у лицея заключен договор о плодотворном сотрудничестве.

У особо успешных ребят есть не только возможность приоритетного поступления, но и шанс сразу стать студентами второго курса вуза, закрепленного за лицеем.

Отличительные характеристики гимназии

Для того чтобы ответить на вопрос о том, чем отличается гимназия от общеобразовательной школы, выявим основные параметры данного типа учебных заведений. Поступить слюда может любой талантливый ребенок, который окончил обучение в начальной школе или в прогимназии.

Чем отличается гимназия от средней школы, помимо условий приема? Здесь можно получить крепкие теоретические знания, подготовиться к успешному поступлению в престижные высшие учебные заведения.

В отличие от лицея, специализирующегося на практических навыках, в гимназии уделяется пристальное внимание теоретическим знаниям, для этого в процессе обучения используются авторские программы и педагогические методики.

Учебная деятельность

Чем отличается гимназия от обычной школы в плане организации учебного процесса? Профиль в гимназиях школьники выбирают в старшем звене. К этому моменту ребята уже определяются со сферой своих интересов, будущей профессиональной деятельностью.

И лицеи, и гимназии обладают преимуществами по сравнению с муниципальными бюджетными школами, в материальном, техническом оснащении, а также в укомплектовании педагогическими кадрами.

Внеурочная работа

Чем гимназия отличается от школы по организации внеурочной деятельности? Все мероприятия, проводимые в гимназиях, направлены на совершенствование знаний и навыков гимназистов.

Например, для профильной химико-биологической группы, помимо специального учебного плана, в качестве дополнительных мероприятий организуются экскурсии, касающиеся химии и биологии. Ребята под руководством опытных наставников создают собственные учебные проекты , представляют результаты своей деятельности на научных конференциях.

Рассуждая над тем, чем отличается гимназия от школы, отметим и существование в гимназиях научных, патриотических, хореографических обществ и клубов.

Далеко не каждая школа, особенно если она располагается в сельской местности, располагает современной технической базой, позволяющей школьникам проводить исследования, создавать школьные проекты.

Педагогические кадры

Для того чтобы работать в лицеях и гимназиях, педагоги должны иметь высокую квалификационную категорию, принимать участие в различных конкурсах педагогического мастерства. При подаче документов в лицей либо гимназию учителя предоставляют результаты своей деятельности, и только на конкурсной основе происходит набор преподавательского состава гимназии и лицея.

Не секрет, что во многих общеобразовательных школах наблюдается нехватка учителей, а потому принимают на работу не только молодых специалистов, не имеющих опыта работы с детьми, но и людей, которые не обучались в профильных учебных заведениях, не имеют ни категории, ни диплома..

Безусловно, ни о каком внедрении инновационных педагогических технологий в таких ситуациях не идет речи. Основная задача, которую решает директор, заключается в укомплектовании школы работниками, обеспечении бесперебойного учебного процесса.

Далеко не в каждой образовательной школе уделяют внимание развитию талантливых и одаренных детей, обучение ориентируется на «среднего» ученика. Ребенок, имеющий повышенный интеллектуальный уровень, не сможет самореализоваться в такой школе.

Заключение

Для того чтобы создавать оптимальные условия для гармонического развития подрастающего поколения, формирования не только интеллектуальных способностей, но и гражданственности, патриотизма, в нашей стране предлагаются разные типы учебных заведений.

Благодаря многочисленным методикам выявления ранней одаренности, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях, детские психологи оказывают родителям реальную помощь в правильном выборе не только направления обучения, но и в подборе школы, гимназии, лицея с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Не всегда удается понять к 7-8 летнему возрасту основные наклонности ребенка, поэтому многие родители, судя по отзывам, предпочитают отправлять детей в начальную школу обычного вида, а уже после ее окончания они отправляют ребенка в гимназию. При высоком интеллектуальном развитии школьника, отличном физическом здоровье, желании ребенка получать полноценное образование, а также одновременно заниматься исследовательской и научной деятельностью лучше выбирать лицей.

Более того, современные родители говорят, что после введения в российские образовательные учреждения федеральных стандартов второго поколения ситуация с образовательным и воспитательным процессом изменилась в лучшую сторону и в обычных школах. Все большее внимание отводится внеурочной деятельности, внедрению проектной и исследовательской технологий в школьное обучение, причем не только в лицеях и гимназиях, но и в обычных общеобразовательных учреждениях.

Человек – существо социальное. И так уж устроен мир, что человеку свойственно учиться в течение всей его жизни, он постоянно приобретает новые знания и умения. Давайте разберёмся, какие есть уровни образования в системе образования России. Согласно Закону РФ об образовании система образования включает следующие уровни:

  • Дошкольное;
  • Общее;
  • Профессиональное (среднее и высшее);
  • После ВУЗовское профессиональное образование;

Поскольку для нас с вами дошкольное и общее образование уже пройденный этап, остановимся более подробно на уровнях профессионального образования.

Какие есть уровни образования?

Профессиональное образование в России подразделяется на:

  1. Среднее специальное;
  2. Высшее, которое, в свою очередь имеет 2 уровня: бакалавриат, а также специалитет и магистратура.

Среднее специальное образование подразумевает получение специальности в учреждениях образования I-II уровня аккредитации (колледжи, техникумы) на базе общего основного или полного образования. Как правило, средне специальные учебные заведения готовят специалистов среднего звена практически по всем направлениям. Процесс обучения длится 2-3 года.

Высшее образование можно получить в ВУЗах страны (университетах, институтах, академиях) на базе полного общего или среднего специального образования. Первым уровнем высшего образования является бакалавриат. По сути, диплом бакалавра представляет собой полноценное высшее образование, в более сжатые сроки (4 года). Этот уровень высшего образования появился в России после её присоединения к Болонскому процессу. Получив диплом бакалавра возможно продолжение обучения с более узкой специализацией в магистратуре.

Подготовка по программам специалитета сохранилась по немногим специальностям, утвержденным Правительством РФ, она подразумевает обучение в течение 5 лет и более. После окончания курса специалитета студент становится дипломированным специалистом и может при желании продолжить обучение в магистратуре. Однако, получив звание специалиста, поступить в магистратуру на бюджет не получится, поскольку это будет приравниваться ко второму высшему образованию.

Специалитет и магистратура находятся на одном уровне высшего образования, отличие лишь в том, что специалист считается профессионалом более узкой сферы. Диплом специалиста в России высоко ценится (больше, чем диплом бакалавра), но в Европе могут возникнуть проблемы с признанием диплома специалиста, поскольку там существует лишь степени бакалавра и магистра.

В отличие от специалитета магистратура предполагает более углублённую специализацию и возможность решения сложных задач. Профессионалы, выпущенные из магистратуры, могут заниматься научно-исследовательской и аналитической работой. В магистратуре потребуется учиться 2 года.

Надеемся, что данный материал помог вам разобраться в том, какие есть уровни образования в нашей стране, и выбрать для себя оптимальный вариант.