Что такое предрассудок. Значение слова предрассудок. Предрассудки - что это

Ежедневно мы взаимодействуем с различными людьми, давая им личную оценку. Однако мы почти никогда не задумываемся, что это может быть не наше собственное мнение о человеке или явлении, а предрассудки и стереотипы, навязанные обществом.

Для того чтобы это понять, разберемся с определением данного понятия. Что такое предрассудок? Предрассудок – это суждение о человеке или предмете, имеющее негативную эмоциональную окраску и, как правило, не обладающее обоснованием . Определения, сформулированные экспертами, могут отличаться, но каждое из них подразумевает наличие стереотипов или клише, ограничивающих здравое восприятие действительности.

Для более глубокого понимания дадим определение понятиям: стереотип, предубеждение и предрассудок. Объясним эту разницу на примере расовых различий.

  • Расовый стереотип – устоявшееся отношение к другой расе, сформированное на базе определенной системы ценностей. Он будет существовать до тех пор, пока существуют расовые различия. Он не плох и не хорош сам по себе. Это лишь попытка классификации окружающего мира для проведения его анализа.
  • Предубеждение характеризуется негативными эмоциями по отношению к другой расовой общности, уклонением от контактов с ней. Предрассудок отличается нарастанием негатива по отношению к другой расе, возвышением своей и принижением других.
  • Расовые предрассудки проявляются уже не просто в негативных эмоциях, а в конкретных действиях, направленных против другой расы.

Согласно мнению некоторых психологов, стереотипы необходимы для анализа окружающего мира. Анализируя общество, мы подразделяем его на группы, чтобы сделать более простым для анализа. Отмечается также, что люди склонны нивелировать различия между членами одной группы и увеличивать их между представителями разных групп.

В большинстве случаев именно стереотипы становятся основой предрассудков. Стереотип – представление о чем-либо, полученное на основе прошлого опыта или опыта других людей. Они могут иметь как положительную, так и отрицательную оценку. Источником их являются семья и социальное окружение.

Пока ребенок маленький, на его картину мира оказывают влияние родители. Как только он взрослеет и начинает существовать в обществе, оно также оставляет отпечаток на мировоззрении. Какие-то из родительских установок останутся неизменными, другие же подвергнутся корректировке.

Виды предрассудков

Предубеждения основываются на характеристиках человека. В зависимости от этого выделяются их виды:

  • Гендерные предрассудки (половые, гомосексуальные) – одни из самых распространенных. К ним можно отнести утверждение о том, что мужчины успешнее женщин.
  • Этнические предрассудки основаны на принадлежности индивида к определенной национальности или расе.
  • Религиозные – приобретают широкую распространенность в современном мире. Нарастание религиозных конфликтов, основанных на возвышении одной религии над другими, приводит к дестабилизации всего мира.
  • Социальные. Принадлежность к определенной социальной группе особенно ярко начинает проявляться в школьный период и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни.
  • Возрастные – связаны с разделением общества на группы по возрастному признаку и установлении различий между ними. Ярким примером служит представление детей о том, что их родители отстали от жизни и не понимают современных веяний.

Преодоление предрассудков

Отмечается, что человек, на решения которого не оказывают воздействие предрассудки и стереотипы, открытый миру, постоянно развивающийся и готовый изменить свои убеждения под воздействием здравых аргументов, сохраняет свою . А индивид, подчиняющийся мнению большинства и неспособный принимать самостоятельные решения, теряет свою уникальность, становится частью толпы и очень часто – орудием в чужих руках.

Эта проблема крайне актуальна в современном мире. Информационное управление массами людей используется и правительствами стран, и компаниями, производящими продукцию, и маргинальными группировками (в том числе террористическими). Человек, не способный мыслить критически, попадая под воздействие, основанное на стереотипах, принимает это как норму и не стремится подвергать ее сомнению.

Возьмем, например, рекламу. В ней часто эксперты рекомендуют нам тот или иной продукт. Но почти никто из нас не задумывается над тем, что другие эксперты могут рекомендовать товар конкурентов. Стереотип, основанный на компетентности экспертного мнения, мешает нам подвергнуть сомнению предлагаемую информацию.

На таком же принципе основана система идеологии, применяемая руководством стран с тоталитарной формой правления. Создается определенная картина мира, навязываемая через авторитетные средства массовой информации. Распространение противоречащей ей информации жестко пресекается.

Не только в древности, но и сейчас продолжают существовать расовые предрассудки, причем в современном мире они носят скрытый характер. Отрицательное отношение к другим расам проявляется в виде гиперболизации национальных отличий, негативной реакции на иностранных рабочих – то есть происходит дискриминация, якобы не имеющая отношения к национальным различиям.

Никуда не исчезли и гендерные стереотипы. Проведенные исследования показывают, что их основы закладываются еще в школе: считается, что мальчики более склонны к точным наукам, а девочки – к гуманитарным. Определение женской социальной роли как маминой помощницы, а в будущем матери и хранительницы домашнего очага, а мужской – как помощника по хозяйству, а в дальнейшем добытчика и главы семьи, способствует стереотипизации общества по половому признаку.

Закрепление социальных ролей со школьного возраста, конечно, нельзя считать отрицательным явлением, ведь оно позитивно влияет на систему ценностей формирующегося человека (в том числе в отношении института семьи и брака, являющегося основой здорового общества). Однако именно на этой основе в социуме формируются гендерные предрассудки.

В обществе до сих пор преобладают такие стереотипы, как «женщины – плохие руководители» или «все мужья изменяют женам». Ни для кого не секрет и мнение руководителей о том, что женщины более склонны прерывать свою карьеру из-за семейных обстоятельств, чем мужчины. Исследования также показывают, что женщинам сложнее найти работу, нежели мужчинам, а некоторые профессии по сей день считаются мужскими или, наоборот, женскими.

Как можно преодолеть предрассудки? В целом борьба с предрассудками основывается на искоренении причин их появления. В обществе существуют следующие способы:

  • Создание правил, обязывающих одинаково обращаться с членами разных групп.
  • Общественное осуждение предубеждений и предрассудков.
  • Разъяснение людям нестабильности их убеждений.
  • Формирование взаимоотношений между социальными группами.

При этом каждый человек в отдельности самостоятельно может снижать степень влияния предрассудков и стереотипов на свое мышление через:

  • Повышение уровня образования людей, развитие разносторонности их знаний и умений.
  • Отказ от категорических суждений.
  • Формирование критического мышления.
  • Развитие гибкости мышления.
  • Оценку реальности с различных точек зрения.
  • Умение находить позитивные моменты в негативных явлениях.

В заключение можно сказать, что стереотипы сами по себе не являются отрицательным или положительным явлением, но могут стать основой для предрассудков. Человек, находящийся в плену предрассудков, не способен мыслить здраво и рационально, он становится зависимым от мнения большинства. Борьба с предрассудками возможна как со стороны общества, так и со стороны зависимого от них индивида. Автор: Ольга Лупандина

Предрассудок

Предрассудок буквально - мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. Это иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания - суеверия и предубеждения .

Предрассудок - взгляды и мнения, основанные на неточном или искаженном знании, чаще всего принимаемые на веру со слов других людей (См. Пралогическое мышление).

Предрассудок отличается от рассудка , являющегося ступенью логического мышления , основанного на достоверных фактах, с учётом реальных условий, исключающего искажение действительности, и связывающего суждения и понятия последовательно, непротиворечиво и обоснованно .

Сущность понятия

Чаще всего, говоря о предрассудках, имеют в виду представления, разделяемые достаточно большим количеством людей. Это могут быть циркулирующие в массовом сознании элементы существующих или уже исчезнувших религиозных верований (различного рода суеверия), устаревшие научные гипотезы («все рептилии были холоднокровные», «Атом невозможно расщепить», «Масса и энергия - независимые физические величины »), рекламы («чем дороже товар - тем он лучше»).

Виды

Половые предрассудки

Половые предрассудки - предрассудки, касающиеся половой принадлежности, по данным многочисленных исследований [каких? ] - одни из самых распространенных в мире. На их основе формируются стереотипы, «оправдывающие» дискриминационные практики. Это стереотипы, зачастую определяющие и моделирующие половые роли в обществе.

Расовые предрассудки

Предрассудки представителей одной расы в отношениях с представителями всех (или некоторых) других или какой-то одной иной являются основой расизма .

Возрастные предрассудки

В каждой фазе развития организма и личности человека существуют особенности, которые воспринимаются им и другими как признаки неполноценности.

  • Суждение взрослых, что «все дети неразумны» (поскольку многие дети верят, что сказочные герои или, например, Дед Мороз и т. п., существуют на самом деле).
  • Мнение взрослых и пожилых, что «все молодые - безответственны»
  • Мнение молодых, что «все старые не годны» к активной жизненной деятельности (физические нагрузки, секс, спорт и т.п.).

Бытовые

Не все предрассудки относятся к общению разных людей между собой или с другими видами животных. Существуют также предрассудки по отношению к собственному поведению или внешности (т. н. комплексы), к предметам и событиям (вера в различные приметы и суеверия), к продуктам питания и прочее.

См. также

  • Предубеждение
  • Пралогическое мышление

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Предрассудок" в других словарях:

    В современном русском языке нет прямой семантической связи между словами рассудок и предрассудок. Предрассудок это ложный, но укоренившийся в сознании взгляд на что нибудь. Например: «Самый страшный враг прогресса предрассудок: он тормозит, он… … История слов

    предрассудок - см. предубеждение. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. предрассудок … Большая психологическая энциклопедия

    Заблуждение, поверье, суеверие, мнительность. Ср. суеверие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. предрассудок заблуждение, поверье, суеверие, мнительность, недоверие;… … Словарь синонимов

    ПРЕДРАССУДОК, предрассудка, муж. Ложный взгляд на что нибудь, превратившийся в привычку. Буржуазный предрассудок. Бороться с религиозными предрассудками. «Дома новы, да предрассудки стары,… не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.» Грибоедов.… … Толковый словарь Ушакова

    Мнение, казавшееся когда то самоочевидным, разделявшееся всеми и сохраняющееся в дальнейшем, после обнаружения его ошибочности, по инерции или привычке. Мышления беспредпосылочного, ничего не предполагающего и никаким горизонтом не ограниченного … Философская энциклопедия

    Предрассудок - Предрассудок ♦ Préjugé Оценка, вынесенная заранее, то есть до того. До чего именно? До настоящего и взвешенного обдумывания. Предрассудок – классический уничижительный синоним предвзятого мнения (именно в этом смысле его употребляет Декарт) … Философский словарь Спонвиля

    ПРЕДРАССУДОК, буквально мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому либо… … Современная энциклопедия

    Буквально мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому либо явлению; не… … Большой Энциклопедический словарь

    ПРЕДРАССУДОК, дка, муж. Ставший привычным ложный, суеверный взгляд на что н. Укоренившийся п. Дома новы, но предрассудки стары (книжн.). | прил. предрассудочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Если спросить любого из нас есть ли у нас предрассудки, то, наверное, девять из десяти ответят, что нет. Для образованных и интеллигентных людей, каковыми мы все себя считаем, иметь предрассудки – это почти моветон. Но если разобраться, то только у одного из десяти их нет.

Предрассудки, стереотипы, предубеждения – это чужие суждения, которые сложились в обществе задолго до нашего рождения, но которым мы почему-то безоговорочно верим. Даже не то, чтобы верим, а просто не считаем нужным их проверять. Буквально, предрассудок – это мнение, которое предшествовало рассудку, т.е. сложилось без рассуждения, без логического размышления. Оно основано на неточном или искаженном знании о чем-либо и часто принимается нами на веру со слов других людей. Предрассудки не имеют фактического подтверждения, часто не соответствуют действительности, а иногда и вообще недоказуемы. Например, «всем мужчинам нужно только одно», «все блондинки – глупы и легкомысленны», «секретарша обязательно спит с шефом», «ревнует – значит, любит», «женщина за рулем – потенциальный преступник», «все русские – пьяницы», «все хохлы жадные». Ну, как тут проверишь достоверность! И этот список можно продолжать очень долго, а если в реальной жизни мы сталкивается с обратными примерами, то считаем это скорее исключением из правил. А имя этим правилам – предрассудки!

«Дома новы, но предрассудки, стары… не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары» еще в 19 веке писал А.С. Грибоедов в комедии «Горе о т ума». Так почему же предрассудки так живучи? Во-первых, потому что на первый взгляд они выглядят очень правдоподобно. Во-вторых, потому что эти суждения мы слышим в своей жизни не один раз и начинаем воспринимать их почти как народную мудрость или традицию, даже не задумываясь о том, что послужило причиной появления на свет того или иного стереотипа. Люди с предрассудками обычно не могут привести логичные аргументы в защиту своих предубеждений. Их аргументы, как правило, таковы: "так принято", " так было испокон веков ", "все так делают", «не нами это придумано – не нам это и менять» и т.п.

Чего стоит одно только укоренившееся «испокон веков» утверждение, что «порядочная девушка до двадцати пяти лет обязательно должна выйти замуж!» И начинается: «Подружки замужем давно, а мне (о, ужас) уже двадцать четыре года, а я все в девках сижу!» И чтобы не быть хуже других – выходит замуж за того, кто первым сделает предложение, лишь бы успеть до двадцати пяти. Спустя какое-то время понимает, что оно того не стоило, но на руках уже ребенок. Ей бы взять, да и развестись с нелюбимым или недостойным мужем, но тут на пути как стена встает следующий предрассудок «женщине с ребёнком практически невозможно выйти замуж, да и кому нужны чужие дети, а разведенная женщина – это уже неприлично». Вот так всю жизнь и живет, обрастая новыми предрассудками и передавая их по наследству своим детям.

Снобизм – еще одна причина возникновения предрассудков. Люди, привыкшие считать себя лучше какой-либо определенной социальной группы, порождают массу неискоренимых предубеждений. У таких людей появляется предвзятое отношение к людям из определенных социальных слоев. Избавиться от такого подхода, можно только познакомившись и узнав поближе представителей столь презираемой социальной группы. Именно снобизм дает начало такому опасному предрассудку как расизм (предубеждения по отношению к этническим и расовым группам).

В нашем современном мире мощным генератором предрассудков стали производители различных товаров массового потребления в союзе с маркетологами, которые с помощью СМИ задают нам определенную систему материальных (а иногда и духовных) ценностей. Если ты принадлежишь к определенной социальной группе или занимаешь соответствующую должность, то уж, будь добр, соответствуй! И чтобы не уронить себя на этой ярмарке тщеславия люди поступаются собственными вкусами, привычками и тратят огромные деньги на то, без чего спокойно могли бы обойтись.

Чем же опасны предрассудки и можно ли им противостоять? Во-первых, наличие у человека предрассудка искажает процесс восприятия людей или фактов. Такой человек воспринимает окружающую действительность необъективно и предвзято – он видит только то, что хочет видеть и только так, как ему хочется. В результате он принимает неправильные или неадекватные решения. Во-вторых, у такого человека невольно возникает страх перед людьми или явлениями в отношении которых он испытывает предубеждения. Предрассудки и предубеждения формируют в людях комплексы, которые мешают им в жизни. Сами того не замечая, люди становятся рабами своих предрассудков и противостоять им очень трудно.

Предрассудки мешают нам воспринимать жизнь во всем ее многообразии. Поэтому давайте разберемся в себе, покончим с собственными предубеждениями и освободимся от предрассудков. Я, например, (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) не верю в предрассудки!

С течением жизни мы становимся все более и более предвзятыми. Мы не может позволить своей гордости уйти на второй план. Многие люди, из-за отсутствия стремлений и желания учиться, мыслят очень стереотипно , что делает из них сгусток предрассудков.

Что такое предрассудки

Это неправильное и предвзятое мнение человека или группы людей, основанное на нехватке знаний или их искаженности, невозможности проверить их на практике.

Предрассудки появляются от нехватки информации. Например, по телевизору нам говорят, что американцы плохие. Люди слышат это и принимают за чистую правду, хотя делать этого просто нельзя. Это люди необразованные и ведомые. Они следуют за массами, поэтому не могут иметь своего мнения в таком глобальном масштабе.

Есть и другая причина появления предрассудков — человек имеет завышенную самооценку и какой-то объем знаний, но не имеет ни грамма дипломатичности, гибкости. Он верит только тому, что видит сам и принимает решение о формировании мнения на основе скудных данных. Например, человек приходит на новую работу, а там оказывается, что все дураки. Мнение составлено на основе двух-трех людей, хотя там работает 200 человек. Предвзятый человек приходит домой и пишет в интернете, что туда лучше не устраиваться, потому что там работают только дураки и невоспитанные. Это предрассудок локального уровня.

Предрассудки могут быть не только национальными, локальными но и гендерными. Многие мужчины думают, что красивые дамы — пиявки, которые питаются деньгами и что им ничего кроме денег не нужно. Естественно, что это не правда, несмотря на многочисленные опровержения. Также можно сказать и о мужчинах, что они выбирают спутницу по длине ног, что тоже неверно. Даже если вам из 10 девушек попалось 9 мелочных, то это не значит, что десятая будет такой же. Предвзятость убивает дружбу, любовь, веру в себя.

Многие из нас предвзято относят даже к самим себе. Психологически настроиться на работу и эффективный труд сложно, поэтому все думают, что богатые люди воруют деньги у бедных. Вам не хватает уверенности, чтобы победить эту предвзятость к самим себе.

Источники стереотипов

Предрассудки и стереотипы рождаются в семье, потому что дети растут среди своих близких. Первые уроки дети извлекают из взрослых разговоров, поэтому стоит избегать политических тем и дискуссий рядом с ребенком. Нужно позволять малышам самим анализировать мир. Даже детские сказки полны предвзятости. Например, волк злой и страшный, хотя это свойственно только дикой природе. Принц всегда прекрасный в сказках, хотя его «прекрасность» зависит только от предпочтений принцессы.

Словом, это нормально, что все мы растем в условиях стереотипного мышления. Нужно ограждать детей от того, чтобы они учились руководствоваться стереотипами. Предрассудки относительно соседей — яркий пример. Ребенок слышит, что дядя Петя из соседней квартиры — дурак, поэтому крайне негативно настраивается относительно него. С родителями не поспоришь, но есть большая вероятность того, что дядя Петя — нормальный человек, а родители ребенка сами дураки. Вы можете вырастить беспринципного человека, который судит обо всем лишь по словам других людей. Это не значит, что вы не правы. Это значит, что нужно осторожно вешать ярлыки или не делать этого вовсе.

И всё же психологи - это такие же люди, как и все мы. Поэтому иногда от них можно услышать дельную мысль. Я хочу сказать несколько похвальных слов о книге американского психоаналитика Рудольфа Дрейкурса "Дети: задача на сообразительность" (на русский язык она переведена почему-то под названием "Манифест счастливого детства").

Данное руководство по воспитанию, впервые опубликованное почти пятьдесят лет назад, по праву считается классическим произведением жанра. Многие нынешние авторы до сих пор охотно переписывают оттуда свои рецепты.

Помимо пустого психологизирования на основе высосанных из пальца теорий, Рудольф Дрейкурс приводит несколько действительно полезных воспитательных приемов. Композиционно книга построена почти как задачник по какой-нибудь геометрии.

За вводным описанием приемов следуют сценки из реальной жизни, в которых дети своим непослушанием как бы ставят родителей перед той или иной проблемой. Читателю вначале предлагается самостоятельно поразмыслить о том, какими из описанных методов эту проблему можно решить, и только после этого приводится правильный, с точки зрения автора, ответ.

Следует, однако, сразу оговориться, что Дрейкурс, как и подавляющее большинство профессиональных помощников, не предполагает, что родители могут ставить перед собой сколь-нибудь амбициозные цели, как-то: вырастить светлого гения, или харизматического лидера, или хотя бы успешного бизнесмена.

Всё воспитание, по мнению специалистов, сводится исключительно к тому, чтобы избегать при общении с детьми мелких житейских неурядиц. Вот список типичных проблем, в которые нас погружает книга Дрейкурса:

  • Дети не желают по утрам вставать с постели;
  • А встав, едва шевелятся, словно не собираются идти в садик или в школу;
  • Проявляют не соответствующую возрасту беспомощность;
  • Плохо едят, демонстрируя при этом дурные манеры;
  • Выказывают полную небрежность к одежде, игрушкам, книгам;
  • Разводят страшный беспорядок в комнате;
  • Уклоняются от каких бы то ни было обязанностей по хозяйству;
  • Ссорятся и дерутся с братьями и сестрами;
  • Устраивают безобразные сцены в общественных местах;
  • Не возвращаются в условленный час домой с улицы;
  • Не ложатся по вечерам спать вовремя.
Разумеется, Дрейкурс категорически отвергает шлепки по попе и другие способы болевого воздействия - на том основании, что это, как он уверяет, не работает: шлепки будто бы не вызывают у ребенка ничего, кроме жгучего желания отомстить, и он становится еще более неуправляемым.

Как же так получилось, что это прекрасно работало на протяжении тысячелетий, а теперь вдруг перестало? - Опережая этот вопрос, Дрейкурс авторитетно заявляет, что с появлением демократического общества внутренняя природа детей изменилась, и они сделались нетерпимыми к насилию.

Но оставим на совести благонравного американца этот политкорректный вздор. Перейдем лучше к позитивной части его книги. Он предлагает родителям строить взаимоотношения с ребенком на основе принципа "если можно тебе, так можно и мне" (вполне в духе демократического равноправия). Если ребенок ведет себя нехорошо, то и мама с папой могут себе позволить перестать на какое-то время быть "хорошими родителями". Вот типичная ситуация, выстроенная по рецептам Дрейкурса.


Семилетний мальчик Ганс относился к своим домашним обязанностям с полным пренебрежением. Вот и на этот раз он пообещал матери вынести мусорное ведро, но выполнять свое обещание, конечно, не торопился. На ее очередное напоминание он только недовольно процедил сквозь зубы:

Почему это должен делать всегда я?

Тогда мама, которая как раз вернулась домой с курсов для родителей, пригласила его на небольшой разговор.

Как бы ты отнесся к тому, - спросила она, - если бы ты мог целую неделю делать только то, что ты хочешь? Ты будешь свободен ото всех своих обязанностей по дому.

Ганс не поверил своим ушам:

Ты это серьезно? Мне что, можно будет не убираться за собой? Можно не мыть руки перед едой и не выносить мусор?

Да, целую неделю. Но при одном условии.

"Я так и знал, - подумал Ганс, - тут должна быть какая-то ловушка. Слишком уж это похоже на сказку".

Мы будем с тобой полностью уравнены в правах, - продолжала мама. - И всё, что позволено тебе, будет позволено и мне. Ну как, согласен?

"Что за странный вопрос! - удивился про себя Ганс. - Взрослые и без того всегда делают всё, что хотят. Зачем ей нужно еще мое согласие?"

Договор был заключен, и мальчик отправился на ночь в свою комнату, радуясь предстоящей неделе полной свободы.

Когда на следующее утро он пришел завтракать, он застал лишь пустой стол.

- Мама! - позвал он. - А где наш завтрак?

Мама еще нежилась в кровати, почитывая книжку, и на его вопрос ответила, что у нее нет ни малейшего желания вставать.

Ты можешь сам сообразить себе что-нибудь поесть, если хочешь, - добавила она.

Пришлось Гансу перекусывать чем попало. Хотя это было и не очень приятно, но представлялось всё же приемлемой ценой за свободу.

Когда наступило время обедать, никакого обеда готово не было.

Знаешь, - сказала мама, - мне что-то сегодня неохота самой готовить. Пойду-ка я пообедаю у подруги.

Весь оставшийся день мама занималась себе в удовольствие какими-то своими делами и отказывалась обслуживать Ганса. Она не отвезла его на любимый театральный кружок и не стала пришивать оторвавшуюся от штанов пуговицу.

Вечером Ганс по собственному почину вынес мусорное ведро и попросил маму, чтобы она стала такой, как прежде.

Подобными же методами разрешаются и большинство других проблем воспитания из списка Дрейкурса. Если, к примеру, младший школьник не желает по утрам вставать с постели и не стремится попасть в школу вовремя, то и родители вполне могут оставаться равнодушными на сей счет.

Им следует купить ребенку будильник и больше никакого участия в сборах в школу не принимать. Разумеется, в первый же день ребенок, скорее всего, проспит и опоздает на занятия. Ну и ладно! Пусть себе конфликтует с учительницей, раз уж ему это так нравится.

В конце концов, дети обучаются правильному поведению вовсе не благодаря родительским понуканиям, а через обратную связь, получаемую от реальных последствий поступков. Всё, что требуется от родителей, - это ограничить до минимума свое участие в событиях, позволяя последствиям реализовываться в самой естественной, логической форме. Иногда, впрочем, кратковременное вмешательство в ситуацию всё же необходимо.

Трехлетнюю Кетрин отпустили погулять во двор, однако она постоянно выбегает со двора на проезжую часть улицы.

В подобного рода случаях было бы, разумеется, неправильно дожидаться наступления естественного финала, который заключается в том, что малышка рано или поздно попадет под машину.

Перед тем как отправить дочку гулять, мама должна получить от нее заверение, что та не будет выходить за пределы двора. Как только Кетрин выбежит на проезжую часть, мама безо всякой ругани и упреков возьмет ее за руку и отведет домой, где девочка и проведет оставшуюся часть дня.

На другой день у Кетрин будет новый шанс, но если она и в следующий раз проявит непонимание, то останется дома уже на три дня. Маленькие девочки, не способные позаботиться о своей безопасности на улице, сидят дома. Логично? - Вполне. Так, собственно, Дрейкурс и называет этот воспитательный прием - применение логических последствий.

Для обсуждения всех назревших проблем Дрейкурс настоятельно рекомендует с периодичностью один раз в неделю устраивать семейный совет, на котором у каждого, включая малолетних детей, есть возможность высказать всё, что лежит на душе, и выдвинуть свои предложения. Все решения, по демократически, принимаются большинством голосов, причем детский голос весит ничуть не меньше, чем взрослый. Однажды принятое решение действует, как минимум, в течение недели и может быть отменено не раньше, чем на следующем семейном совете.

Наибольшую воспитательную ценность имеют, как ни странно, "неудачные", "безответственные" решения, навязанные родителям со стороны младшего поколения.

Три девочки-подростка, пользуясь своим численным перевесом, добились на семейном совете принятия новых правил касательно своего вечернего времяпрепровождения. По этим правилам, они в любое время могли уходить из дому и не обязаны были никому докладывать, куда они направляются и когда они вернутся обратно. Даже если им понадобилось бы задержаться до поздней ночи, они не должны были звонить домой и предупреждать об этом родителей. Мать, разумеется, выступила решительно против, однако была вынуждена подчиниться мнению большинства.

На следующий день мать отправилась в гости к подруге, поставив об этом в известность только мужа. Она осталась там ночевать и вернулась домой лишь поздним утром. Не на шутку встревоженные дочери обступили ее с упреками:

Где ты была? Почему ты нам ничего не сказала?

На что мать спокойно ответила:

На последнем совете мы решили, что можно гулять хоть всю ночь и ни перед кем не отчитываться. Я полагаю, что это относится ко мне ничуть не меньше, чем к вам.

На ближайшем же семейном совете девочки с готовностью согласились принять более разумные правила.

Дрейкурс является горячим сторонником принципа: "Никогда не делать за ребенка то, что он способен сделать сам". Это касается не только застегивания пуговиц и завязывания шнурков, но и такой сложной деятельности, как выстраивание отношений с другими людьми.

Артур прибежал на кухню, отчаянно рыдая:

Мама, мама! Папа меня ударил!

Мать отложила дела в сторону, обняла сына и стала его утешать:

Что такое случилось, радость моя?

Он сказал, что я ему нагрубил, а потом дал мне подзатыльник.

Ничего, ничего, сынок. Не плачь! Я сейчас во всём разберусь.

Успокоив сына, мать отправилась в гараж, где отец в это время что-то мастерил. Между родителями разразилась громкая ссора. Мать (в сотый раз) пыталась втолковать отцу, что телесные наказания - это неправильный метод воспитания. Отец же утверждал, что Артур - в такой же мере его сын, как и ее, и если отец говорит сыну убрать с дороги велосипед, то вовсе не для того, чтобы услышать в ответ откровенное хамство. Сам же Артур стоял неподалеку и наблюдал за ссорой родителей с самодовольной ухмылкой.

Дрейкурс сопровождает эту сцену следующими любопытными комментариями:

Взаимоотношения между двумя людьми - это личное дело этих двух людей и ничье больше. То, что происходит между Артуром и его отцом, касается только Артура и его отца. Мать не должна пытаться брать на себя роль регулировщика. Если сын приходит к ней, чтобы "наябедничать" на отца, она может просто сказать:

Жаль, что так получилось, Артур. Если ты не хочешь, чтобы отец тебя бил, тебе имеет смысл подумать, как ты должен себя вести, чтобы этого не случалось.

Мать имеет полное право, в соответствии со своими убеждениями, никогда не бить сына. Однако у нее нет ни малейшего права диктовать мужу, как тому следует обращаться с ребенком. Если Артур недоволен манерами отца, то эта проблема принадлежит не ей, а ему.

У многих этот момент вызывает трудности с пониманием. Разве мы не должны позаботиться о том, чтобы все окружающие правильно обращались с нашим ребенком? Разве не в этом заключается наш родительский долг? Но тогда возникает вопрос: что такое "правильное" обращение? Кто это решает? Тут требуется наличие некоего "авторитета", который дал бы нам единственно верный ответ. Однако в демократическом обществе такого авторитета просто не существует.

Вполне естественно, что родители, будучи двумя разными индивидуальностями, могут придерживаться разных мнений по поводу массы вещей. Если вдруг окажется, что их представления о воспитании полностью совпадают, - тем лучше. Однако такое единство взглядов вовсе не является обязательным.

Ребенок строит отношения с каждым человеком из своего окружения в индивидуальном порядке, принимая в этом самую активную роль. Как бы по разному ни обращались с ним папа, мама, дедушки, бабушки и другие родственники, - это только обогащает его социальный опыт и никоим образом не может дезорганизовать его психику.

По нашим наблюдениям, существует любопытная взаимосвязь между убежденностью матери в своих воспитательных способностях и ее склонностью к критике окружающих. Чем более беспомощной чувствует себя мать, тем лучше она знает, как должны вести себя другие члены семьи.

Точно так же, родители не должны вмешиваться в ссоры детей. В тех семьях, где родители не берутся всякий раз судить, кто прав, кто виноват, дети ссорятся на удивление редко.

Восьмилетняя Люсия и пятилетний Карл сидели на диване и смотрели телевизор. Карл сделал движение в сторону Люсии, та отодвинулась подальше. Он положил свою ногу ей на колени. Она толкнула его прочь. Он навалился на нее всем телом.

Отстань, - сказала Люсия, всё еще погруженная в телевизор.

Он стал водить пальцами по краю ее блузки. Она ударила его по руке:

Отстань, тебе говорят!

Он самодовольно хихикнул и полез пальцем ей в ухо. Она изловчилась и укусила его в предплечье.

Ай! - вскричал Карл и принялся громко плакать.

На крик прибежала мама. Кинувшись к плачущему сыну, она стала его обнимать и утешать. Он показал ей свою руку, на которой отчетливо виднелись следы зубов.

Люсия, это еще что такое! - гневно вскричала мама.

А что, я должна терпеть, как он ко мне пристает?

То, что он делает, это совершенно не важно. Ты не имеешь права так обращаться со своим маленьким братом. Немедленно попроси у него прощенья! И смотри у меня! Чтоб больше такое никогда не повторялось!

Глаза Карла осветились счастливым торжеством.

Совершенно очевидно, что Карл не стал бы затевать всю эту ссору, если бы не предвидел заранее, что вмешательство мамы обеспечит ему полную победу.

Пожалуй, самый интересный рецепт Дрейкурса заключается в том, что за неправильное поведение одного ребенка должны нести ответственность все дети, принадлежащие данной семье.

Восьмилетний Макс был в семье средним ребенком. С его старательным старшим братом и послушной младшей сестренкой у родителей проблем никогда не возникало. Однако сам Макс представлял собой сущее наказание. Он постоянно портил мебель, лгал, воровал и уже два раза был пойман за разведением костра в подвале.

Его любимым занятием было разрисовывать стены цветными карандашами. Мать пребывала в полном отчаянии. Она пошла на курсы для родителей, и там ей посоветовали привлекать к ответственности за выходки Макса всех детей сразу, относясь к ним ко всем как к некой единой и неделимой совокупности.

Когда Макс изрисовал стены в очередной раз, мать потребовала, чтобы все трое принимали участие в их отмывании. Сам Макс, впрочем, от этого мероприятия уклонился, однако ж и стен впредь больше не пачкал. На вопрос, почему он перестал это делать, он ответил:

Это потеряло теперь всякий смысл. Ведь отмывать заставляют других.

Во многих случаях ребенок совершает неправильные поступки лишь для того, чтобы как-то выделиться, чтобы обратить на себя особое внимание. Как только внимание перестает доставаться исключительно ему, так пропадает и весь смысл его проделок.

Из книги Леонида Некина "Воспитание без предрассудков"