Что такое ямб и хорей? Ямбы это

Согласно сведениям журнала «Ethnologue», на сегодняшний день в мире насчитывается более 7000 живых языков. Наверное, почти на каждом из них была написана хотя бы одна песня, зарифмовано хотя бы несколько строк. Но все языки разные, зачастую отличающиеся в основополагающих вещах. Значит ли это, что везде стихи пишутся по своим правилам, подчиняются разным принципам?

На самом деле существует несколько основных систем стихосложения:

  • Силлабическая – фиксируется число слогов, а ударение стоит на фиксированном слоге (французский, итальянский или польский языки)
  • Тоническая – фиксируется число ударений (часто встречается в английской и немецкой поэзии; яркий представитель русской тонической поэзии – Маяковский).
  • Метрическая – фиксируется совокупная просодическая длина стиха, то есть длина с учетом ударности и протяженности (античная и арабская поэзия).
  • Силлабо-метрическая – фиксируется число слогов и их позиции по долготе и кратности (греческая и древнегреческая поэзия).
  • Силлабо-тоническая – фиксируется число слогов и количество ударных позиций (современная русская, английская, немецкая поэзия).

Каждая из систем имеет свои особенности и свою длинную историю, но подробно останавливаться на каждой мы не будем. А рассмотрим именно силлабо-тоническое стихосложение - как основу современной русской поэзии.

Правила русской силлаботоники были впервые сформулированы Василием Тредиаковским в 1735 году, а годом позже дополнены Михаилом Ломоносовым. В XIX и XX веках силлаботоника была господствующей в России и остается такой по сей день, несмотря на тенденции к общему размытию правил стихосложения в последние годы.

Дадим определение:

Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Силлаботоника напрямую связана с понятием стопы, обобщенное определение которого было дано в прошлой статье. Теперь его следует уточнить применительно к силлаботонике. Здесь, стопа – последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога. Эта последовательность определяется стихотворным размером.

Стихотворный размер – правило чередования слабых и сильных слогов в стихе.

В классических стихотворных размерах стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трех (дактиль, амфибрахий, анапест). Название размера может уточняться количеством стоп в строке. Рассмотрим каждый из размеров отдельно.

Хорей – двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный и следующий за ним безударный слоги.


Рассмотрим конкретный пример:

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
Б. Пастернак «Гамлет»

В этом отрывке все строки начинаются с ударного слога, а затем ударные и безударные слоги повторяются, как и должно быть по определению хорея. Главное, что сейчас нужно понять – стихотворения, написанные двухсложным размером не обязаны состоять из двухсложных слов. Посмотрите, например, на слово «отголоске» в третьей строке. Ударение в нем приходится на третий слог. Первый же должен быть ударным по определению хорея. В этом случае говорят, что слог – сильный. Сила этого слога не всегда заметна при чтении, но если произнести строку, специально выделяя сильные слоги: «Я ловЛЮ в даЛЕком ОТгоЛОСке…» , то это будет выглядеть совершенно естественно. Точно также односложное слово (например, «Я» в первой строке) может попасть на слабое место и не выделяться ударением. Этот прием называется пиррихием и он будет более подробно рассмотрен в следующей статье.

Есть еще одна тонкость. Выше было сказано, что шаблон ударений должен быть неизменен во всех строках стихотворения. Но существует прием, который является небольшим исключением из этого правила. Рассмотрим последние слоги каждой строки. В первой и третьей строке они безударные. Во второй и четвертой – ударные. Это допустимо и дополнительно разнообразит ритм стихотворения. Естественно, порядок чередования в этом случае может быть другим, это зависит от системы рифмовки, которым будет посвящена отдельная статья.

Рассмотренные выше особенности, конечно же, характерны не только для хорея, но и для любого размера. Например, ямба:

Ямб – двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный и следующий за ним ударный слоги.


Получилась прямая противоположность хорею:

Не часто к нам слетает вдохновенье,
И краткий миг в душе оно горит;
Но этот миг любитель муз ценит,
Как мученик с землею разлученье.
А. Дельвиг «Вдохновение»

Здесь можно отметить те же самые моменты, что и в предыдущем примере. И коснуться еще одного. Раньше, еще со времен Ломоносова считалось, что хорей лучше подходит для передачи веселья, плясок, элегий; ямб же наоборот – для печали, торжественности. Насколько это верно, сказать сложно, и сейчас принято думать, что сам по себе размер роли не играет, и поэт волен выбирать любой.

На этом я предлагаю закончить разговор о двухсложных размерах. А в следующий раз разобраться с трехсложными размерами, узнать о существовании ещё более сложных, а также познакомиться с новыми понятиями, такими как спондей и пиррихий. До новых встреч!

Цели урока:

  • формирование знаний стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте;
  • развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы;
  • воспитание любви к родному языку, чувства гордости за его богатство и многообразие.

ХОД УРОКА

I. ОГМОМЕНТ.

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Слово учителя.

Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.

Русская поэзия, как правило (но не исключительно!) предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых - безударные слоги.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.

(Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ , тогда двусложные стопы можно будет изобразить следующим образом: хорей _/ _, ямб _ _/; а трехсложные так:

дактиль _/ _ _ , амфибрахий _ _/ _, анапест _ _ _/)

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить:-

Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?

Конечно же, нет. Просто-напросто, ни Евгений, ни его учителя не знали одной небольшой формулы-схемы, всего лишь одного простого слова. Вы легко запомните его и сможете не только отличать ямб от хорея, но даже амфибрахий от дактиля или анапеста.

Вот так-то! Итак, запомните одно слово ХЯДАМАН

Да, непростое словечко!

"И что же делать с этим словом?" - спросите вы.

А давайте-ка, ребята, построим пирамиду из этого слова.

Только начнем мы ее строить несколько необычно, не с фундамента, а с крыши.

ХЯ
ДАмАн

2. Определение стихотворных размеров

А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Вспомним

ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч

Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х - ХОРЕЙ )

ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба "Зелёная лампа" придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:

Хорей _/_ (вОды)

Хор хореем распевает:
Раз - удар, два - пропускает, -
Третий, пятый слог - ударный,
Безударен каждый парный.
Чтоб услышать ритм хорея,
Повторяй в уме скорее:
"Воды - воды - воды лей", -
Получается хорей.

Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.

Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) - первый кирпичик.

Вспомним снова "Евгения Онегина".


ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
(А.С.Пушкин)

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.

Любители поэзии из школьного клуба "Зелёная лампа" придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.

Ямб _ _/ (вода)

В России ямбами поэты
Предпочитают сочинять.
В стопе такой одна примета:
Где чётный слог - там "ударять".
Поможет выявить нам ямб
Повтор: "ВодА - водА- водА,
ВодА - водА - водА - водА", -
Звучит так ямба ритм всегда.

Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха.

Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) - второй кирпичик.

Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

1. ДАКТИЛЬ

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:
(М.Ю. Лермонтов)

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль )

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:

Дактиль _/ _ _ (золото)

Дактиль - он первый размер из трёхсложных,
Пальцем считать ударения можно.
Первый, четвёртый, седьмой и десятый
Слоги ударные в строчке крылатой.

Ключик для дактиля слово литое
Как ключик, Тартилы оно золотое.
"Золото - золото", - вы повторяйте
И средь стихов всегда дактиль узнаете.

2) АМФИБРАХИЙ

Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам ):

На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.
(М.Ю. Лермонтов)

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо. Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:

Амфибрахий _ _/ _ (железо)

Второй из трёхсложных размер - амфибрахий.
Здесь в каждой стопе ударение в центре.
Ударные слоги в кольце безударных
Укрыты от зноя, дождя и от ветра.
Секрет амфибрахия в слове "железо",
Оно нам не менее злата полезно.
"Железо - железо", - подряд повторяйте,
И вы без труда амфибрахий узнаете.

3. АНАПЕСТ

И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.
(А. Блок)

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Анапест _ _ _/ (серебро)

А анапест - последний трёхсложный размер,
И здесь слог каждый третий ударный в стопе,
Он, как зеркало, дактиль он наоборот,
Он протяжные песни обычно поёт.
Ритм анапеста нам помогает узнать
Колокольчика нежный серебряный звон.
"Серебро - серебро", - надо вам повторять,
Чтоб анапест услышать за тем серебром.

В. ВЫВОД. ДОМИК-ПИРАМИДКА

ХЯ
ДАмАн

А теперь давайте посмотрим, зачем же мы строили всю эту пирамиду.

У нас есть "два этажа". Верхний - это два слога, один из которых ударный. Нижний - это три слога, где также на один падает ударение. В литературоведении эти "этажи" называются стопами.

Х стоит первым в стопе из двух слогов. Значит, если из двух слогов ударение падает на первый, то это именно хорей:

ТУча мглОю нЕбо крОет..

Я стоит вторым. Ударение падает на второй слог, следовательно, это ямб:

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

Д означает, что в стопе из трех слогов, ударение падает на первый слог и этот размер называется дактиль:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники...

Ам стоит вторым, следовательно, стопа с ударением на втором слоге называется амфибрахий:

На сЕвере дИком стоИт одинОко

Ан - последний в этом ряду. Значит, если ударение падает на него, это анапест.

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных...

Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Теперь вы можете почувствовать себя настоящими поэтами! Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие. Может, у него не получалось именно оттого, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить"?

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ТЕСТ с использованием перфокарт. Перфокарты на 8 вопросов с 4 вариантами ответов.

Задание: поставить крестик в окошечке, соответствующем варианту ответа:

а - хорей; б - ямб; в - дактиль; г - амфибрахий; если ответ "анапест" - все окошечки в строчке остаются пустыми.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. (Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу...
С холоду щёки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! (Дактиль)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (Амфибрахий)

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Амфибрахий)

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (Ямб)

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах. (Амфибрахий)

(Комментирование ответов.)

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Урок за уроком. - М.: "Русское слово", 2002, с.81.
  2. screen.ru/school/razmer/

(греч. iambos), 1) тип стопы в силлабо-метрическом стихосложении из двух слогов: первый – краткий, второй – долгий (u -).
2) Тип силлабо-тонического метра . В его стопах – по два слога, ударение стоит на втором. В случае пропуска ударения стопа ямба превращается в стопу пиррихия, при сверхсхемном ударении – в стопу спондея (см. ст. Силлабо-тоника ). Ямб 4-стопный – самый распространённый русский размер со времён М. В. Ломоносова . Во второй пол. 18 в. обращение поэтов-классицистов к ямбу в «высоком» жанре оды подчёркивает тематический контраст между одическим творчеством и «лёгкой поэзией» (преимущественно хореической). В 19 в. ямб теряет связь с конкретными темами, приобретает статус универсальной стиховой формы и применяется в разных жанрах (у А. С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро», в поэме «Медный всадник», в романе в стихах «Евгений Онегин»). Другие популярные размеры: 5-стопный нерифмованный (белый стих ) и рифмованный («Последний катаклизм» Ф. И. Тютчева ), 6-стопный («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» А. А. Фета ; см. Александрийский стих ).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

ЯМБ в греческой метрике двухсложная стопа с первым кратким и вторым долгим слогом. Музыкальная нотация греков не предполагала анакрусы, и потому ритм считался восходящим (ямбическим) или нисходящим (хореическим), в зависимости от того, слабым или сильным временем начиналась музыкальная фраза. Однако, по тогдашним воззрениям, ямбический и трохеический (хореический) ритмы могли быть обращены один в другой путем добавления или уничтожения начального арсиса (краткого слога). Это, конечно, лишь вопрос обозначения, который не позволяет заключить о том, с каким ритмом имеем дело в данном случае - восходящим или нисходящим. У древних метриков ямб и хорей объединялись под именем стоп, имеющих ямбический ритм, на том основании, что ямб чаще встречался (и встречается, разумеется), нежели трохей. Эксперимент показывает, что изохронизм стоп (см.) достигается лишь при нисходящем, трохаическом ритме, где, - в случае ямба, - неударный слог должно считать безударным приступом (анакрусой). Статистическое обследование показывает, что в нашем ударном четырехстопном ямбе первый неударный слог представляет собою нечто совершенно отдельное от строки и вполне заслуживает названия анакрусы, как самостоятельное целое. Так называемые спондеи в ямбе почти исключительно находятся на первой стопе (79% всех учтенных нами спондеев на полтора десятка тысяч строк ямба), обилие употребляемого при этом слова «в» близит эти стихи к формоупотреблению хореев. В случае хориямба, за единичными, почти небывалыми в классическом стихе (и сравнительно редкими у футуристов) исключениями, хориямб всегда пользовался слором «в», давая схему:

⌣ | ⌣ ⌣ - ⌣ - ....

Формоупотребление таких хориямбизованных строк начисто совпадает с формоупотреблением хореических. Если обозначим четыре формы двудольной (ямбической, анакрусу не отмечаем) четырехстопной строки с ускорением на первой стопе по ее слорам, получим:

1| А - а а... ⌣ ⌣̲ ⌣ - | ⌣ - | ⌣

2| A - a b ... ⌣ ⌣̲ ⌣ - | ⌣ - ⌣ | -

3| А - b а... ⌣ ⌣̲ ⌣ - ⌣ | - | ⌣ -

4| A - b b ... ⌣ ⌣̲ ⌣ - ⌣ | - ⌣ | -

⌣̅ | ⌣̲ ⌣ - | ⌣ - | ⌣ - и т. д.

и для хорея:

⌣̲ ⌣ - | ⌣ - | ⌣ - и т. д.

Очевидно, что если откинуть в ямбе его анакрусу, то между строением ямбических и хореических строк разницы никакой не будет. Априорно, казалось бы, что строки хориямбизованного ямба должны иметь формоупотребление ямбических и хореических строк, поскольку хориямбические строки заключены в стихотворениях, писанных ямбом, и не выходят из общей тенденции анакрусованного двудольника. Однако, опыт дает для формоупотребления этих четырех типов в трех указанных случаях (ямб, хориямб и хорей) следующее:

Табличка указывает, что цифры ямба и хориямба не только не совпадают, но прямо противоположны: ямб падает, хориямб поднимается, и наоборот. Хорей же близок своей кривой и хориямбу с той только разницей, что интенсивнее пользуется первым типом строки и менее пренебрегает четвертым. Хорей вообще ригористичнее ямба: хориямб представляет нам формоупотребление хорея, несколько смягченное общей ямбической тенденцией. Такая чужеродность хориямба определенно показывает, что в тех случаях, когда анакруса ямба отделяется от базы стиха слором, стих, как бы пользуясь удобным случаем, немедля возвращается к исконной своей трохеической, нисходящей схеме. Это обстоятельство очевидно указывает, что мы здесь имеем дело не с восходящим ритмом ямба, а о нисходящим ритмом хорея, меняющегося анакрусой. Раз анакруса может быть отделена, ямбическая тенденция не только ослабевает, но заменяется противоположной. Однако, не надо бы преуменьшать влияние анакрусы: оно чрезвычайно велико. Анакруса начисто меняет формоупотребление стиха, делает его более гибким, более разнообразным, более способным к передаче мелких деталей ритма. Она ослабляет в достаточной степени влияние главных диподических ударений, выдвигает именно поэтому на первый план смысловое содержание, она ослабляет влияние грубых тонических ходов, ритмизомен при ней принимает значительно более тонкий и отчетливый характер. Именно этим, конечно, чрезвычайное распространение во всех языках анакрусованного двудольного ритма. У нас до последнего времени ямб занимал превалирующее положение. История русского четырехстопного ямба в кратких словах сводится к следующему: после Ломоносова русский ямб начинает освобождаться от того медленного ритма, который придается ему раздвиганием диподии при помощи полуударения на второй стопе или сдвоенных полуударений на второй и третьей стопах, вроде:

Изволила Елисавет

И кланялся непринужденно

и т. п. Уже у Державина этих строк значительно меньше. Если у Ломоносова на сто строк их 28, 66, то у Державина - 21, 98, в «Графе Нулине» - 13, 26, в «Медном Всаднике» - 4, 29, у Баратынского - 4, 67. Тютчев несколько возвращается к старой тенденции: стихотворцы упадка к диподии, символисты припоминают Тютчева (Блок) или вообще интересуются полуударениями (Брюсов). Ямб футуристов, сравнительно редкий у них, характерен отчеканенными фонемами и грубым противоположением гомофонических ходов. Что касается многостопных ямбов, то такие главным образом были сконструированы Пушкиным; можно сказать, что до Пушкина пятистопный ямб не существовал; начиная уже с «Гаврилиады», Пушкин дает совершенно новое формоупотребление пятиямба, кстати сказать, несомненно устанавливающее принадлежность «Гаврилиады» Пушкину, а не кому-нибудь другому (до Пушкина еще не было стиха, которым написана эта поэма). Пушкин был очень ригористичен во всем, что касалось введения разговорного языка в стих (любопытно, что о Кантемире современники отзывались с похвалой именно потому, что он для стиха брал разговорный язык своего времени); пятиямб Пушкина доходит до следующих примеров разговорности:

Представь себе... кого бы?

Ну, хоть меня - немного помоложе;

Влюбленного - не слишком, а слегка -

С красоткой или с другом - хоть с тобой, -

Я весел... Вдруг виденье гробовое,

Внезапный мрак иль что-нибудь такое...

Именно эта приспособляемость ямба, легко допускающего самую разнообразную игру цезурой (как в приведенном отрывке), слорами, гомофонией, и в то же время сильно наполненного суждением, очень ярким и острым, и создает ту тягу к ямбу, которая наблюдается у нас. Но язык ширится, полнится провинциализмами и выражениями, которые тому назад десять-пятнадцать лет не признавались никак литературными, аудитория стихотворца увеличивается и упрощается, - и классифические формы стиха становятся узкими. На сцену все чаще выходит паузованный стих, где зачастую трудно даже уследить основу ритма: двудольную или трехдольную.

С. П. Бобров. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "ямб" в других словарях:

    Ямб, а … Русское словесное ударение

    ямб - ямб, а … Русский орфографический словарь

    ямб - ямб/ … Морфемно-орфографический словарь

    Ямб - ЯМБ в греческой метрике двухсложная стопа с первым кратким и вторым долгим слогом. Музыкальная нотация греков не предполагала анакрусы, и потому ритм считался восходящим (ямбическим) или нисходящим (хореическим), в зависимости от того, слабым … Словарь литературных терминов

    - (греч.). Стихотворный размерь, состоящий из двухсложной стопы с ударением на втором слоге. Напр. Цветы последние милей…. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЯМБ 1) в стихосложении стопа, состоящая из… … Словарь иностранных слов русского языка

    А; м. [греч. iambos] Двухсложная стопа в силлабо тоническом стихосложении с ударением на втором слоге, например: Гирей сидел поту/пя взор (Пушкин). Четырёхстопный ямб. Разностопный ямб. * Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить… … Энциклопедический словарь

    Толковый словарь Даля

    Муж. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (ямб). Ямбические стихи, писанные ямбами. II. ЯМБ муж., сиб. китайское серебро в слитках разного весу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    ямб - (греч. ἴαμβος) в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий ⌣⌣̅⌣̅. Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога… … Поэтический словарь

    ЯМБ, ямба, муж. (греч. iambos) (лит.). Стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге, напр. мой дя/дя са/мых че/стных пра/вил (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить.» Пушкин. «Он выкрикивал нараспев свои… … Толковый словарь Ушакова

Ямбы это античный литературный жанр; сатирическое произведение, написанное ямбическим метром.

Стихотворные размеры ямбов

В античных ямбах преобладают ямбические двустопные стихотворные размеры – диметр или триметр. Реже применялся трохей (хорей) или холиямб.
Произведение жанра в силу сатирической интонации зачастую содержит разностопные стихи, т. е. длина строк неоднократно меняется на протяжении текста.

Происхождение


Деметра – богиня плодородия и земледелия

Ямбы происходят от бранных песен как обязательной ритуальной части торжеств в честь греческой богини плодородия и земледелия Деметры и бога растительности и покровителя виноградарства Диониса, позже трансформируются в обличительный публичный жанр.

Название этого комедийного жанра также связывают с греческим мифом о служанке по имени Ямба, которая однажды непристойными щутками сумела развеселить Деметру.

Первым автором ямбической поэзии , созданной из народных песен обличительного и насмешливого характера, считается древнегреческий сатирический поэт Архилох (VII в. до н. э.). Поэт изобрел ямбический триметр – наиболее распространённый размер античных ямбов. Его современник Семонид Аморгский сочинял ямбическую поэзию о женщинах, близкую к басенному жанру. В подражание жанровой форме Архилоха написаны «Эподы» древнеримского поэта Горация (І в. до н. э.).

Последователь Архилоха Гиппонакт (VI век до н. э.) продолжил традицию ямбов резко критической комедийной направленности. Гиппонакт ввел в античную метрику холиямб (скадзон), т. е. «хромой ямб», который использовал в своих сатирических инвективах. Ритм холиямба подходил для осмеивающей и остро саркастической поэзии писателя.

Поэтическому стилю Гиппонакта следовали александрийские поэты. Ямбы писал Каллимах из Кирены (IV-III вв. до н. э.), его цикл стихотворений «Ямбы» состоял из 13-ти разных по тематике и ямбических размерах произведений. Например, первый из них написанный холиямбом, представляет собой притчу о путешествии в подземное царство мёртвых от имени сатирика Гиппонакта).

Ямбы во французской поэзии

Особенного развития жанр ямбов достиг во французской революционной сатире XVIII-XIX вв. Тематическая аморфность ямбов способствовала появлению элегических за жанровой интонацией образцов. К произведениям лирической сатиры относятся «Ямбы» (1794 г.) Андре Шенье, известного античными пристрастиями, и написанный по их образцу сборник «Ямбы» (1831 г.) Огюста Барбье. Классическим примером обращения новой европейской поэзии к ямбам также является стих Луи Менара «Ямбы» (1850 г.).

Ямбы в русской поэзии

В русской литературе ХХ века ямбическая поэзия являлась новаторским направлением преимущественно философского характера. Образцами русских лирических ямбов являются «Ямбы» (1906 г.) И. Ф. Анненского и «Мирные ямбы» (1913 г.) В. И. Иванова. А. А. Блок в жанре ямбов написал цикл стихотворений «Ямбы» (1907-1914 гг.), состоящий из 12-ти стихотворений на темы любви, жизни, вечности, свободы т. д. А. С. Пушкин, впечатлившись «Ямбами» А. Шенье, написал элегию о судьбе автора «Андрей Шенье» (1826 г.).

Слово ямбы произошло от греческого jambos, что в переводе означает насмешка.

В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь - размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры - это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.

Как определить размер в стихотворении

Инструкция

В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.

Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы), которые получились ударными. Например:

мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил

когдА не в шУтку зАнемОг…

Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер - ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе - на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.

Пример хорея:

мОй весЁлый звОнкий мЯч

тЫ кудА помчАлся вскАчь

Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.

Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог - этот размер называется дактиль, если на второй - амфибрахий, на третий - анапест.


Пример дактиля:

тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники

Пример амфибрахия:

конЯ на скакУ останОвит,

в горЯщую Избу войдЁт

Пример анапеста:

Я люблЮ тебя жИзнь,

что самО по себЕ и не нОво

Чтобы определить количество стоп (стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче - четырехстопный хорей.

Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».

ЕСЛИ СЛОЖНО, ПОДСКАЗКА!

Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест


Ямб
Ямб энергичен, деловит;
Как вечный демократ,
Всегда он чуточку спешит,
И всем поэтам рад.
Но есть величия секрет,
В стихах, простых на вид:
Ведь ямбом пишется сонет,-
Традиция гласит.

Хорей
У хорея ритм двусложный
Безударный - на второй.
Бодрой песенкой дорожной
Он вдруг чудится порой,
То капелью утро будит,
То кукушкой прокричит…
Как природа данный людям,
Часто он вокруг звучит.

Дактиль
Дактиль задумчив и полон покоя,
Взмахами пальца считая размер.
Это его шестистопной строкою
В мире гекзаметр прославил Гомер.
Есть в нём величия странная сила,
Отзвук вопроса, дерзаний святых,
И дорогой, по-старинному милый,
Истинный блеск непростой красоты.

Амфибрахий
Для русского слуха хорош амфибрахий,
В нём есть широта и простор,
Отчаянье удали в снежном размахе,
Неспешный степной разговор,
Бескрайних лесов потаённые чащи,
В безбрежности рек - облака,
Им вдруг заклинанья читающий пращур
Посмотрит в глаза сквозь века.

Анапест
У анапеста нрав непростой:
И упрямым он слышен порой нам,
Выделяя незримой чертой
Звуки в чередовании стройном.
В нём приказ, утвержденье, напор…
С отголоском обыденной речи.
Может он рифмовать милый вздор
И романсом украсить наш вечер.

Помощник поэта

Оригинальная компьютерная программа от разработчиков сервера Стихи.ру поможет вам подобрать рифму к любому слову. Программа предлагает словарь рифм, которые были использованы авторами нашего сервера, а также в стихах классиков. Мы не гарантируем точное совпадение всех рифм, поскольку в базе присутствуют также белые стихи без рифмы.