Домашнее обучение эссе. Плюсы и минусы домашнего обучения детей. Плюсы домашнего обучения

 /  Домашнее обучение ребёнка: плюсы и минусы

Все родители хотят дать своему ребёнку качественное образование в совокупности с хорошим воспитанием. Где это взять? По наитию, конечно, в ближайшей районной школе, куда за знаниями бегут миллионы детишек по всей стране. Но что делать, если страх за юного школьника оставляет гору сомнений, и вариант домашнего обучения вам кажется лучшим выходом?

В этой статье мы поговорим о преимуществах, недостатках и формах домашнего обучения ребёнка.

Закон и документация

Начнем с того, что в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации сказано, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (физическое и психологическое развитие), которые, в свою очередь, подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией, могут получать знания дистанционно.


В Министерстве здравоохранения Красноярского края поясняют, что, если ребёнок имеет инвалидность, долго болеет, лечится амбулаторно и по состоянию здоровья не может посещать школу, то он имеет полное право на домашнее обучение. Необходимо посетить соответствующего врача, чтобы он дал специальные рекомендации. Далее - педиатр, который выдаст справку для комиссии. Эта последняя инстанция тоже выдает вам бумажку, в которой будет указан диагноз и срок рекомендуемого обучения. В среднем, на изготовление справки уходит около недели. Родители должны написать заявление на имя директора школы и приложить к нему документ из поликлиники.

«Что касается нездоровых детей, то здесь, конечно, домашняя форма обучения будет очень и очень комфортна для ребёнка - в этом случае учителя обязаны приходить к вам домой. Это касается не только детей-инвалидов, которые, например, не могут ходить. У нас в школе есть мальчик с серьезными проблемами со зрением - он тоже имеет право «вызывать» преподавателей на дом. Сейчас он уже в 11 классе и некоторые занятия посещает самостоятельно.

Есть также и другой пример: очень умный одаренный парень, совершенной здоровый, но вот не может он находиться в коллективе - очень вспыльчивый, агрессивный и упрямый не там, где нужно. В такой ситуации родители должны понимать, что необходимо проявить максимальное терпение и некоторого рода заботу. Ну и про соответствующие затраты не стоит забывать - это очень дорогостоящее мероприятие.

Ещё в нашей школе существуют особые условия для детей-спортсменов. Окончательный вердикт относительно домашнего обучения выносит педсовет - с этим ребёнком учителя занимаются во вне урочное время через стимулирующую оплату (баллы), из которых складывается дополнительный заработок преподавателя».

Галина Владимировна Орешкова, учитель средних и старших классов школы №1 им. Сурикова

Если у вашего ребёнка нет таких проблем, то он тоже имеет возможность получать образование в «тепличных» условиях, об этом также говорится в законе: «Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения».


Большая база преподавателей нашего города с телефонами и отзывами.

Чтобы принять взвешенное решение о переходе на новую форму образования, необходимо все тщательно продумать, взвесив плюсы и минусы домашнего обучения.

Что же может дать домашнее обучение Вам и Вашему ребенку?

1. Индивидуальную программу – индивидуальное, а не стандартизированное обучение. На домашнем обучении Вы можете самостоятельно выстроить и образовательную программу, и учебный план, основываясь на интересах, особенностях характера и успеваемости Вашего ребенка. Вы можете углубиться в изучение одной темы и пройти интенсивно другую, поставить сами эксперимент, сделать проект, провести исследование или отправиться в познавательное путешествие. Никто больше не будет указывать Вам, когда и какую тему проходить, какие задания делать и по каким учебникам учиться. Обучение станет захватывающим процессом, полным удивительных открытий и неожиданностей. Конечно, не стоит забывать о сроках аттестации, чтобы подготовиться к этому времени.

2. Более высокие по сравнению с традиционной формой обучения результаты. Доказанный факт – дети на домашнем обучении учатся лучше своих школьных сверстников и получают лучшие результаты. И наш опыт подтверждает это. Наши учащиеся проходили тестирование Московского центра качества образования, участвовали во Всероссийских проверочных работах, сдавали ОГЭ и ЕГЭ. Все результаты стабильно выше средних московских результатов. Среди наших выпускников есть стобалльники, медалисты, призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

3. Возможность посвятить учебное время только учебе. Ни у кого не вызывает сомнений, что огромное количество учебного времени в школе тратится не просто неэффективно, а просто-напросто впустую. А если прибавить к этому классные и школьные мероприятия, время на дорогу, то получается, что домашнее обучение можно построить намного эффективнее школьного.

4. Использование новейших технологий и подходов. Домашнее обучение – самая быстро растущая альтернативная форма обучения. Поскольку семейное обучение выбирают родители, по-настоящему заинтересованные в образовании своего ребенка, то и предлагаемые программы, материалы и методики – наивысшего стандарта. Современные технологии способны сделать обучение более гибким и разнообразным. Дети сейчас осваивают новейшие технологии зачастую быстрее родителей, поэтому новые формы обучения воспринимаются «на ура».

5. На занятия тратится существенно меньше времени, чем в школе. Это тот плюс, который отмечают почти все дети на домашнем обучении. И причина совсем не в том, что семейные ученики проходят какую-то «сокращенную» программу или относятся к учебе несерьезно. Как раз напротив. Именно ответственный подход к занятиям позволяет пройти за учебное время существенно больше, чем в традиционной школе. Как результат, дети осваивают темы быстрее своих школьных товарищей.

6. Больше творчества, меньше скуки. Кто сказал, что обучение – это то, что происходит в стенах школы, за партой, с учебником в руках и учительницей у доски? И пусть большинство учится именно так. Что мешает Вам пойти в парк для изучения ботаники или посетить планетарий, когда проходите звездную систему? Вы не ограничены школьными рамками, и для Вас весь мир – образовательное пространство. Возможность получать знания не из учебников, а из первоисточников не только повышает эффективность, но и развивает «увлеченность» предметом.

7. Учёба – это нечто большее. В школе все измеряется оценками в дневнике и баллами за ОГЭ и ЕГЭ. На домашнем обучении дети учатся формировать собственное портфолио, которое показывает реальные знания и умения. А наглядные результаты становятся все более важными и для ВУЗов, и в последующем для работодателей.

8. Цели и задачи ставите Вы сами. В школе дети изучают то, что сформулировал кто-то, не знающий Вашего ребенка и его потребностей, для целей, поставленных безликой государственной машиной. На домашнем обучении Вы сами выбираете, что, как и когда Вы будете изучать.

9. Бессмысленные тесты, задания и отчеты останутся в прошлом . Сухой язык школьных учебников, формальный подход к подаче материала и скучные задания, оторванные от реальной жизни – это знакомо, пожалуй, каждому школьнику. Разве может у школьников возникнуть желание учиться, если их заставляют выполнять однотипные задания и бессмысленные тесты? А при домашнем обучении дети после прочтения интересной книги могут написать отзыв-пост в блогах или на форуме и почитать мнения других, узнать больше об авторе и прочитать другие его произведения.

10. Гибкость и удобство. Вам больше не нужно в определенное время отвозить, а затем забирать ребенка из школы. А отпуск можно запланировать на любое время, а не только на «горячий сезон» летних каникул.

Однако могут возникнуть и определенные сложности:

1. Ответственность . При переходе на домашнее обучение Вы будете полностью отвечать за образование детей. Если что-то пойдет не так, Вы уже не сможете обвинить плохих учителей или закостенелую систему. Хотя родители детей в традиционных школах тоже несут ответственность за обучение своих детей, но, во-первых, разделяют ее со школой, во-вторых, у них в разы меньше возможностей повлиять на результат.

2. Время . Кроме редкого вечера или выходного, когда дети у бабушек или дедушек, они будут вместе с Вами: каждый день, целый день. Но это - и одно из достоинств семейного образования. У Вас наконец-то появится время построить тесные отношения с детьми, по-настоящему сблизиться и узнать друг друга.

3. Свобода . Сейчас Вы можете отправить детей в школу и уехать по своим делам. С другой стороны, домашнее обучение поможет Вам научиться лучше распоряжаться своим временем и стать креативнее. Можно воспользоваться сопровождением домашнего обучения, обратиться к специалистам, которые предложат оптимальную для Вашего ребенка программу обучения, а Вы сможете работать удаленно и находить время и для себя.

4. Квалификация . Многие родители не уверены, что им хватит знаний, умений и терпения учить своих детей. Но ведь всему можно научиться. Домашнее обучение научило уже стольких родителей сохранять спокойствие, когда дети шумят, проявлять гибкость, если они устали, становиться волшебниками, если им скучно. Нет идеальных родителей, как нет и идеальных учителей, но все мы развиваемся и учимся на собственном опыте.

5. Нехватка знаний . Вы боитесь, что у Ваших детей будут пробелы в знаниях, что в итоге они что-то, да не будут знать? Что они будут задавать Вам вопросы, на которые Вы не знаете ответа? Вы не можете знать все, да это и не нужно. Главное - дать детям инструменты поиска необходимой информации и научить с ней работать. К тому же это так интересно – искать ответы и учиться вместе с детьми!

6. Ограничения дома . Скорее всего, в Вашем доме нет игровой площадки, бассейна или музыкального класса, но ведь жизнь не ограничивается только домом. Вы можете выбрать те площадки и кружки, которые наиболее полно отвечают потребностям Ваших детей.

7. Независимость . Рано или поздно Вам будет нужно «оторвать ребенка от фартука», но не в 7 лет. Резкий толчок к самостоятельной жизни в школе заставляет детей полагаться друг на друга, а ведь у сверстников Вашего ребенка так же мало жизненного опыта. Как результат «слепой ведет слепого». Семейное обучение предоставляет родителям возможность дольше служить авторитетом для детей и сохранять на них свое влияние, давая им столько свободы и независимости, сколько они способны понести.

8. Критика . Скорее всего, часть Ваших знакомых и родственников не поддержит Ваше решение. Что ж, всем угодить невозможно. Просто помните, что школьное обучение очень далеко от идеала и подвергается еще большей критике. Но большинство привыкло идти по проторенной дорожке и не пытается искать лучших путей.

9. Отсутствие социализации . Некоторые полагают, что дети на домашнем обучении целые сутки проводят в четырех стенах и, как результат, не умеют общаться со сверстниками. Безусловно, при переходе на семейное обучение вся ответственность за социализацию ребенка ложится на Ваши плечи. Но есть огромное количество мест, где Ваш ребенок может общаться со сверстниками и не чувствовать себя изолированным от общества. Кружки и секции, развивающие центры и дома творчества - у Вас выбор будет намного шире, чем у родителей, предпочитающих традиционное обучение, ведь у Вас будет намного больше возможностей самим построить график занятий своего ребенка. К тому же, школьный опыт не всегда бывает положительным, а домашнее обучение позволит Вам оградить ребенка от негативного влияния и дать ему возможность развиваться полноценно.

10. Переход на очное обучение . Может получиться так, что с семейного обучения Вам нужно будет вновь перевести ребенка на традиционное. Это процесс сложный, но он пройдет легче, если ребенок владеет навыками самостоятельной работы. К тому же эти навыки помогут ему на очном обучении добиться более высоких по сравнению со сверстниками результатов.

Как и в любом вопросе, плюсы и минусы - понятие относительное. Даже если возникают трудности, их преодоление может стать плюсом в будущем, ведь при поступлении в вуз у ребёнка будут развиты все навыки для успешного обучения. самообразования, развития карьеры.

Дело в том, что первое полугодие дочка ходила в школу, а с нового года мы перевели ее на домашнее обучение и сейчас у меня есть возможность сравнить эти два подхода в полной мере.

Конечно же, это выводы и наблюдения, которые касаются нас и только нас. В другой семье у другого ребенка ситуация может быть совсем иной. Поэтому в данном случае это лишь описание нашего опыта.

Я не изучала вопрос домашнего обучения, не готовилась к этому, не изучала мнение и опыт других мам, т.к. мы не планировали такой поворот событий и не собирались переводить дочку на ДО. Решение пришлось принимать быстро, времени на раздумья практически не было, поэтому – с места в карьер… Абсолютно не готовая внутренне, с множеством страхов, с непониманием, как вообще все это будет… Глубокий вдох-выдох, “все к лучшему” и – ныряем…

Школа . Плюсы и минусы.

Режим дня.

Когда дочка ходила в школу, то наш день выглядел примерно так. Подъем в 6.30, чтобы в 7.30 уже выйти из дома и к 8 быть в школе. Это было очень тяжело для дочки. С 8 до 13.00 она в школе, в 13.30 приходим домой. обедаем. Ложу дочу поспать часик, чтобы отдохнула (14.30-15.30). Пока встали, поиграли, поделали уроки - 19.00. Ужин, вечерние процедуры, сказка на ночь, сон. Это меня смущало больше всего. Ощущение было такое, что ни она, ни я не успеваем жить…

Я не представляла, как в таком плотном графике другие мамы успевали еще детей водить на какие-то кружки и секции - это ведь сразу после школы нужно идти! И дети как-то ходили. Я же решила первый класс дочь не трогать и не перегружать - пусть адаптируется в школе, а во втором классе, если будет желание, поведу ее на какие-то секции.

Из минусов хочу отметить еще такие пункты:

1. То, что происходит с ребенком в школе, находится вне зоны контроля родителей (это и к вопросу общения с учителями и к вопросу общения со сверстниками).

2. Самые важные вопросы развития ребенка - как ни крути - все равно остаются в компетенции родителей. А заниматься этим фактически некогда из-за плотного графика.

3. Сложно учителю отследить успешность каждого ребенка, помочь каждому, уделить время и внимание (у нас в классе 36 детей…). А родителям не всегда легко помочь, потому что даже в первом классе нужны специальные знания, например, о каллиграфии, о правильном соединении букв, наклоне и т.д.

Все плюсы школы перечислять не буду, выделю только те, которые кажутся важными мне.

1. В группе ребенок работает совсем не так, как дома. Он смотрит на своих одноклассников, видит, что они делают, и делает тоже, его не нужно дополнительно мотивировать, объяснять, зачем нужно это делать.

2. В классе ребенок сравнивает, как можно сделать одну и ту же работу (например, как по-разному можно слепить, нарисовать, написать) - это богатый материал для анализа.

3. В классе дети тянутся друг за другом, стараются сделать лучше, чтобы и его работу повесили на стенд, чтобы и его работу похвалили (кстати, для отстающих в классе это скорее минус).

Дружба и общение в нашем случае момент спорный. Дочка хорошо общалась с детьми, находила общий язык со всеми, но особой привязанности к коллективу или друзьям я не заметила, так же как и какого-то положительного влияния на дочку этого фактора. В нашем случае - это фактор нейтральный.

Детские праздники тоже особо не вдохновляли ее. Она к ним относилась достаточно прохладно и редко испытывала энтузиазм, ожидая даже Новый Год.

У нас была причина перевести дочку на ДО, и касалась она здоровья. Я очень переживала. Решение далось нелегко (хотя другого выхода у нас и не было). Тем не менее…

Плюсы и минусы домашнего обучения. Наш опыт.

Для начала, как выглядит ДО с организационной точки зрения. К нам приходила учительница 2 раза в неделю на полтора часа. Сейчас, когда стало тепло, мы сами приходим в школу после уроков. За эти полтора часа учитель дает основной материал (в большинстве своем это короткий ликбез для мамы, которая потом будет все это доносить до ребенка), дает ДЗ, проверяет их выполнение, корректирует и направляет.

Вначале было очень сложно. Нужно было перестраивать режим дня. Дочка начала, что называется, дрыхнуть по утрам, как сурок (видимо, отсыпалась за каждый день раннего подъема). Иногда мне было трудно разбудить ее даже в 9 утра.

Мой день, который уже обрел довольно приятные для меня очертания, стал похож на хаос. Вся школьная нагрузка легла на меня. Если в 5 классе ребенок на домашнем обучении может сесть и самостоятельно освоить новый материал (или с минимальной помощью взрослого), то с первоклашкой нужно сидеть. Нужно следить за каждым соединением букв в прописях, поправлять, подсказывать, нужно объяснять математику (и дело даже не в сложности материала, а в умении донести его до ребенка понятным ему языком). Нужно его как-то мотивировать к учебе, объяснять, уговаривать. Это уже не дошкольный период, где можно ориентироваться на желание ребенка и . Тут есть программа, есть домашние задания на неделю - от сих до сих, есть обязаловка.

Еще один трудный для меня момент: раньше ребенок основной материал проходил в школе, а дома с мамой только домашние задания делал. А теперь дома приходится освоить то, что нужно пройти в школе, плюс ДЗ. Это достаточно много по объему. Мама, которая раньше так много с ребенком играла, теперь стала, простите, училкой (такое у меня внутри было ощущение). От этого эмоционально уставала не только я, но и дочка тоже.

В общем, первые два месяца домашнего обучения мы пытались вжиться в новые роли, договориться друг с другом, как-то привести в порядок режим дня, занятий, свои чувства и ощущения…

Это из минусов домашнего обучения - и это то, что касается конкретно первого класса и конкретно нас (учитывая все особенности дочки, а также учитывая мою неготовность и, честно сказать, нежелание заниматься домашним обучением). В более старших классах наверняка все гораздо проще.

Конечно, дети все разные. Кому-то ДО дается легко, кому-то трудно, кому-то лучше в школе. Как всегда - нужно чувствовать ситуацию.

А теперь плюсы домашнего обучения .

Сразу же после перехода на ДО, я предложила дочке попробовать театральную студию . Артистизм и театральные задатки я видела в дочке давно, но не было времени ходить на дополнительные занятия. Сейчас же встал вопрос еще организации дополнительного общения и я сразу поняла, что театр – хороший вариант.

Театр сразу захватил ее целиком! Это чудесное переживание, я вижу в ней необыкновенный артистизм и рада тому, что эти задатки раскрываются. Она очень легко влилась в коллектив и буквально на первом занятии показала небольшой этюд, продемонстрировав то, чему детей в студии учили уже полгода (к большому удивлению и восхищению преподавателей).

Через 2 месяца домашнего обучения, отоспавшись, отдохнув от режима школы, приспособившись к графику и научившись осваивать школьную программу с «наименьшими потерями», дочка начала оглядываться по сторонам и искать нового вдохновения.

«Мама, я хочу играть на скрипке », — это меня немного шокировало. Дома стоит , я играю на нем, но дочка к нему особого интереса не проявляла и учиться не хотела, не смотря на мои попытки увлечь ее этим занятием. Хотя иногда она садилась за инструмент и выдавала невероятные по красоте экспромты, как будто чувствовала пианино и разговаривала с ним.

И вдруг - скрипка… Откуда такое желание? Вспомнилось, что когда она была маленькой и мы не могли ее уложить спать, она всегда

Поговорив с дочерью и выяснив, насколько серьезно ее желание, поняла, что нужно идти в музыкалку. И вот, в конце учебного года мы записались на скрипку. И снова восторг, удовольствие, вдохновение! Нотную грамоту, которую дети осваивали на протяжении полугода, она освоила за 3 занятия (с моей помощью, конечно, но факт). На 4-м уже разучивает первое произведение. Расстраивается немного, что медленно все происходит и она до сих пор не играет, как Ванесса Мей.

Вот яркий пример того, как дети могут осваивать что-то, к чему лежит душа. Но как сделать так, чтобы ребенок с таким же вдохновением писал прописи и делал прочие ДЗ - я пока не знаю. Хотя прописи и все то, что дают в школе, считаю важным и нужным. Все волшебство познания убивает обязаловка.

Также дочка увлеклась пением , мы начали разучивать народные мелодичные песни, изучать культуру нашего народа, шить этнические вещи, делать веночки. Просто появилось время для творчества.

Дочка попросилась еще на пение и в мае месяце нам разрешили присоединиться к хору .

Вообще дочка очень любит спорт и просилась еще на гимнастику или акробатику, но время неудобное и в наш график это уже никак не вписывается. Так что довольствуемся пока акробатическими этюдами на нашем спорткомплексе дома.

Но! Мы начали бегать по утрам и это тоже инициатива дочки. Легкий подъем в 7 утра (а раньше в 9 утра ее не поднять), в 7.30 на пробежку. Отлично заряжает это занятие, приятно бегать с дочей утром! На стадионе она самая маленькая))

Когда мы первый раз вышли на стадион, я думала, что она пробежит круг и сдуется. Но нет. Я в тот раз пробежала 9 кругов, она - 11 с половиной… (круг 200 метров).

Сейчас у нас есть время нормально погулять на улице в удобное время, насладиться природой. У нас появилось время для творчества.

А еще мне очень нравится, что осваивать школьную программу можно на улице, на свежем воздухе, а перемены проходят во дворе нашего дома.

Вся жизнь сейчас наполнена удивительными вещами . Дочка ищет, проявляет инициативу (чего не было в период, когда мы ходили в школу - просто не было для этого ни времени, ни сил). И если раньше меня пугало ДО, то сейчас я рада, что все так получилось. Я в этом вижу больше плюсов, чем минусов.

Каждый раз, думая о том, было бы это все возможно, если бы дочь ходила в школу, однозначно понимаю, что нет.

Сегодня спросила ее, как ей больше хочется - так, как было первые полгода, когда она ходила в школу, или так, как сейчас - ведь нужно определяться на следующий год. Дочка твердо сказала, что ей больше нравится на ДО и в следующем году она хочет так же.

Еще из плюсов ДО есть момент, что с ребенком работают индивидуально и прорабатывают все его слабые моменты. Два раза в неделю по полтора часа достаточно для нас, чтобы успешно осваивать школьную программу.

Про домашнее обучение ходит много мифов, я сама раньше переживала о многом в этом вопросе. Сейчас я смотрю на ДО с оптимизмом. Хотя понимаю, что для успешной организации процесса обучения дома нужно учесть очень много разных факторов…

Интересно, есть ли среди читательниц те, у кого дети тоже на ДО. Отзовитесь)) Поделитесь в комментариях своими впечатлениями! Интересен опыт других мам.

Изначально домашнее образование считалось хорошим способом обучения для детей с ограниченными возможностями и проблемами со здоровьем, однако все больше родителей выбирает такой вид образования для своих абсолютно здоровых детей. У «хомскулинга» есть ряд минусов и плюсов.

Плюсы домашнего обучения

Один из главных плюсов такого обучения – индивидуальный подход к ребенку. Неважно, занимается ли с ним кто-то из родителей или специально нанятый приходящий учитель, домашнее образование позволяет уделять максимум внимания развитию сильных сторон ученика. Кроме того, индивидуальный подход позволяет значительно сократить время получения занятий, так как одному ребенку гораздо быстрее объяснить учебный материал, нежели целому классу.

«Хомскулинг» довольно удобен для детей-интровертов, которые с трудом могут социализироваться в школьных стенах. При домашнем обучении снимается достаточно устойчивая негативная связь «учеба равно насилие над психикой», и ребенок с радостью принимает новые знания. Аналогично образование в может помочь детям, которые подвергались в школе насмешкам со стороны сверстников и учителей.

Отсутствие оценочной системы – один из главных доводов «за» «хомскулинг». С точки зрения психологии как науки, постоянное учителем может стать причиной последующих неврозов во взрослом возрасте. Домашнее обучение, направленное не на внешнюю оценку, а на внутреннее принятие необходимых знаний, позволяет вырастить более гармоничную и развитую личность.

Один из плюсов образование дома – развитие -технологий, появление огромного множества образовательных курсов, развивающих телефильмов, приложений для планшетом и программ для ПК. С помощью них можно не только обучить ребенка, но и повысить собственный уровень знаний.

Минусы домашнего обучения

У «хомскулинга» в России существует целый ряд минусов. Первый из них: неподготовленность родителей. Не являясь педагогом по образованию, довольно сложно спланировать свой день и выбрать правильный метод обучения для конкретного ребенка.

Вторым минусом можно считать отсутствие социума вокруг. Если ребенок не посещает кружки и секции, внешкольное образование может оказать влияние на социальность человека, и в будущем ему будет сложно контактировать с окружающими.

Если родители выбирают «хомскулинг» или «анскулинг» как один из способов постоянного контроля над жизнью ребенка, домашнее образование может послужить причиной возникновения инфантилизма или, напротив, психологического бунта против родителя.
В целом, перед тем как перевести ребенка на подобный вид обучения, стоит довольно серьезно задуматься над тем, необходимо ли это ему самому и родителям.

Водить ребенка в школу или доверить учебную программу приходящим педагогам? А может быть, стать учителем для собственного чада?

Давайте рассмотрим положительные и отрицательные стороны хоумскулинга (от англ. homeschooling - «обучение дома»), чтобы понять, насколько такая тактика подходит вашей семье.

Почему родители делают выбор в пользу домашнего образования

В нашей стране формат домашнего обучения становится все более популярным. «Почему?» - спросите вы. Причин этому может быть немало:

Состояние здоровья ребенка;

Недовольство качеством школьного образования;

Недоверие к образовательным структурам;

Проблемы с социализацией ребенка;

Опережение одноклассников по умственным способностям;

Интересы в другой сфере деятельности (спорт, актерство и т. д.);

Постоянные переезды.

Виды домашнего обучения

Надомное образование - индивидуальное образование, осуществляемое школой (доступно детям с инвалидностью и тем, кто по медицинским показаниям не может посещать образовательное учреждение).

Семейное обучение - изучение общеобразовательной программы в домашних условиях, где в роли преподавателей выступают родители.

Дистанционное образование - процесс обучения, который полностью или частично совершается на расстоянии при помощи компьютерных технологий.

Преимущества и недостатки хоумскулинга

Положительные стороны

Полное освоение программы

На домашнем обучении проще понять, какие темы ребенку даются тяжелее, чтобы в дальнейшем восполнить пробелы в знаниях.

Экономия времени

Самостоятельно освоить учебную программу можно в более короткие сроки. Так появляется больше свободного времени на походы в театры, кино и музеи.

Индивидуальная программа

Видимое преимущество домашнего образования - это возможность самостоятельно выбирать дополнительные предметы. Например, древние языки, искусствоведение и другое.

Отсутствие конфликтных ситуаций

Негативная социализация (излишние придирки со стороны учителей, травля среди сверстников) - нередкое явление для детей, которые получают образование в обычной школе. На домашнем обучении ребенок изолирован от подобных проблем.

Развитие индивидуального образа мышления

Ребенок, обучающийся дома, не подвергается чужим стереотипным влияниям.

Отрицательные стороны

Отсутствие общения со сверстниками

При домашнем обучении дети выстраивают отношения только с теми детьми, с которыми им хочется продолжать общение. Социализация же предполагает умение общаться даже с неприятными людьми и готовность решать конфликтные ситуации в случае необходимости.

Постоянный контроль родителей

Некоторые родители выбирают домашнее образование, чтобы максимально контролировать жизнь ребенка. К чему приведет подобная гиперопека в будущем - сложно сказать.

Отсутствие дисциплины

Для некоторых детей наличие большого количества свободного времени становится причиной несобранности и безответственности. Родителям, которые сделали выбор в пользу семейного образования, нужно внимательно относиться к планированию и учить ребенка правильно составлять расписание.