Два полушария мозга - тела человека - самопознание - каталог статей - любовь безусловная. Правополушарное мышление: значение и упражнения для развития. Задачи правой половины

Кто такие лево и правополушарные и в чём их отличие? Информированность каждого полушария строго ограничивается подчиненной ему половиной тела (левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое – левой). Правое полушарие отличный конструктор. Способность на основе части рисунка экстраполировать целое изображение – функция правого полушария. Правое полушарие уверенно обнаруживает абсолютно одинаковые рисунки. Левому полушарию, напротив, легче даются задания по поиску различий. Оно обрабатывает информацию по частям, соблюдая строгую очередность анализа деталей. Правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Левополушарные обладают чувством времени, мышечно выносливы. Правополушарные более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе. Алгебра требует логики, последовательного мышления, что является преимуществом левополушарных учащихся. Правое полушарие не понимает знаков "отнять", "умножить", "разделить" и не способно выполнить эти действия. Разве что справится со сложением, и то, если задания будут наилегчайшими, вроде 1 + 2 или 2 + 3. Оно прекрасно справляется с различными заданиями на обобщение и систематизацию. Схватывание целостного образа изображения вместо его поэтапного дискретного анализа мешает правому полушарию овладеть чтением, что и объясняет неуспехи в обучении чтению левополушарными методами. Если у ребенка ведущий глаз левый (что является признаком правополушарности), он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда, как малышу надо помочь.

Способность к активному воспроизводству речи у правого полушария выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов. Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен. Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Правое полушарие совершенно не владеет грамматикой. А вот наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Вот насколько они разные! Хорошо об их различиях сказал Б. Белый: "Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные - за отдельными деревьями не видят леса". Созревание правого полушария идет более быстрыми темпами, чем левого, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9-10 лет ребенок является правополушарным существом. По некоторым данным, существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам, то есть к началу школьного обучения. Толчком к активизации левого полушария считается появление у ребенка сознания себя, это происходит в двухлетнем возрасте. В это же время максимально выражено упрямство.

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. И. Соньер (Франция) утверждал: "Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг". Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении. Таким образом, сдвиг межполушарной асимметрии в сторону абсолютного господства левополушарной стратегии мышления является не только биологической функцией взросления, но и результатом культурных традиций, социальных влияний и обучения. Добиться такого доминирования можно только ценой больших усилий учителя, родителей и ученика. Но всегда ли оправданы эти усилия? Ещё немецкий педагог Гербард писал, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить. Ведущий специалист в области нейропедагогики, например, профессор Н.Н.Трауготт говорит: "Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации". Профессор Т.П.Хризман тоже предупреждает: "Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию". С ними соглашается и профессор Д.В.Колесов: "Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно". Доказательством положительного воздействия развития правополушарности на общеинтеллектуальное развитие личности служат последние исследования американских, швейцарских и австрийских ученых, которыми были проведены эксперименты среди детей от пяти до пятнадцати лет. Контрольная группа обучалась по стандартной школьной программе, а в экспериментальной программе было увеличено количество уроков музыки за счет уменьшения часов занятий математики и языками. За три года дети не только не отстали от сверстников из контрольной группы, но даже показали лучшие результаты, особенно в изучении иностранных языков (вербально-аналитическое мышление).

Уже при рождении существуют предпосылки к функциональной асимметрии головного мозга. Но исследования подтвердили, что развитие того или иного полушария, несмотря на генетическую предопределенность к доминированию, связано с особенностями образования и развития. То есть врожденные предпосылки - это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Именно поэтому образование должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. А наиболее прогрессивно и целесообразно развитие обоих полушарий мозга. Так кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Виктория Юркевич считает, что нежесткое разделение полушарных функций способствует креативности (творческому мышлению), а жесткое - ее снижает. В книге А. Л. Сиротюк "Обучение детей с разным типом мышления" говорится о том, что чем больше усилий приложено в процессе воспитания к доминированию логико-знакового мышления (левополушарное образование), тем больше усилий потребуется в дальнейшем для преодоления его ограниченности. Иными словами, для того чтобы раскрепостить образное мышление и высвободить творческие силы, надо заняться переделкой того, что было заложено в детстве. А перевоспитывать, как известно, сложнее, чем воспитывать. Автор утверждает, что при неврозах и психосоматических заболеваниях происходит как бы частичное изъятие правополушарного вклада, в результате снижается способность к нестандартным решениям. Другими словами, если ребёнок часто болеет из-за постоянного перегруза и стресса, то образное, то есть творческое мышление у него развивается плохо. А так как способность к воображению в детском возрасте является предпосылкой мышления взрослого человека, то ребёнок не получает должного развития. Но взрослый думает, что если малыш опережает сверстников в знании и умении, то у него лучше развито и мышление. Что же происходит, когда такой ребёнок оканчивает школу, а затем и высшее учебное заведение и приходит на работу? К сожалению, всё чаще руководители различных сфер отмечают, что современные молодые специалисты с высшим образованием менее креативны и самостоятельны в своих решениях, чем их предыдущее поколение.

Марина Султанова


Заключение

Подводя итог всему вышеописанному в разделе "Неосознанное общение", можно сказать следующее. Немой диалог посредством инстинктивного языка немого общения сопровождает речевое общение от начала и до конца, но не осознаётся, осознан только его результат, так как поведение людей соответственно изменяется. Это можно объяснить наличием двух сознаний.
В 70-х годах прошлого века после операций на мозге, отделяющих полушария друг от друга, обнаружилось, что у человека есть два сознания, которые мыслят и ведут себя по-разному. После разделения мозга левое сознание пациентки (владеющее речью и логическим мышлением) всегда пыталось объяснять вслух действия её правого сознания (немого, но понимающего речь). И делало это неправильно, так как не знало о побудительных причинах этих действий, не было у него той информации, которая была у правого сознания. Поскольку экспериментатор не просил об этом пациентку, очевидно, таким путём её мозг пытался частично восстановить утраченную связь между полушариями. Речевое сознание названо доминирующим, работу немого сознания люди не ощущают и не осознают. Пациентка с разделёнными полушариями также не ощущала, что у неё - два сознания.
Роджер Сперри, впервые осуществивший операцию по разделению мозга в 1974г, писал что «каждое полушарие... имеет свои собственные... отдельные ощущения, восприятия, мысли и идеи, полностью обособленные от соответствующих внутренних переживаний другого полушария. Каждое полушарие - левое и правое - имеет свою собственную отдельную цепь воспоминаний и усвоенных знаний, недоступных для другого. Во многих отношениях каждое из них имеет как бы отдельное собственное мышление» (курсив мой).
Путём самоанализа легко заметить, что существует осознанное последовательное логическое мышление, которым руководит доминирующее речевое сознание, и неосознаваемая работа мозга, результат которой доминирующее сознание получает в виде «интуитивного» знания или чувства.
Во время осознанного мышления речевое сознание задаёт своему мозгу вопрос в виде мысли, выраженной словами, цифрами или понятием. Ответ на поставленную задачу это сознание всегда получает в виде смыслового понятия (кода, общего для всех народов), которое мозг сразу или через некоторое время оформляет в слова (на соответствующем языке), цифры, формулы и т.д.
Неосознанное мышление человека, вероятно, подобно тому, которое есть у животных с развитым мозгом, но, естественно, на более высоком уровне. Роль доминирующего сознания заключается только в ощущении ЖЕЛАНИЯ достичь цели. Всё, что нужно, просчитывается мозгом по желанию этого сознания, но без его участия. Мозг сообщает ему своё заключение в виде "интуитивного" совета (без логического объяснения), ощущения, или эмоции (22.02.2009, свидетельство о публикации №1902220412).
Внимательно наблюдая за людьми, можно заметить, что осознанное и неосознанное общение происходит не одновременно, а попеременно, сменяя друг друга. Очевидно, что и обработка информации, полученной во время этого общения, происходит так же поочерёдно, путём осознанного и неосознанного мышления. Вне общения это происходит по-разному.
Примеры неосознанного мышления.
Приведу случай, когда я автоматически, без участия сознания, спускалась со скалы. Сначала у меня работало осознанное восприятие и мышление. Осознанно я увидела мелкие уступы, а опыт показал, что они слишком малы, и мои ноги не могут на них удержаться. И осознанное мышление оценило мелкие уступы, как непригодные для спуска. Вывод: спуск для жизни не опасен, но спуститься я не смогу. И я решила возвращаться. Но я очень устала, у меня не было сил возвращаться назад по крутому подъёму. Я сильно огорчилась, на глазах появились слёзы. Через минуту слёзы исчезли, и я около пяти минут БЕЗ МЫСЛЕЙ смотрела на скалу, не видя на ней ничего нового. После чего у меня появилось ЧУВСТВО УВЕРЕННОСТИ в том, что я могу спуститься. Я легко и без напряжения спустилась, ощущая, что моими движениями управляет нечто помимо моей воли, но как бы с моего согласия.
Надо думать, при повторном созерцании скалы у меня было неосознанное восприятие, во время которого мой мозг изучил мелкие уступы, соразмеряя их с моей стопой, нашёл среди них подходящие для спуска, - не покатые, чуть более крупные, чем остальные (10-15см), - и создал для меня программу автоматических действий. Неосознанное восприятие и мышление у меня включились после осознанного, В ОТВЕТ НА ЧУВСТВА усталости и сильного огорчения, граничащего с отчаянием, чтобы найти для меня выход более приемлемый, чем тот, который нашло осознанное мышление (возвращение назад). И свой вывод неосознанное мышление сообщило мне, моему доминирующему сознанию, ТОЖЕ В ВИДЕ ЧУВСТВА уверенности, что я могу спуститься.
А вот другой пример. После длительного подъёма на гору и последующего длительного спуска, я очень сильно устала. Остановилась у большой скалы, по которой хотела спуститься, оценила спуск, как опасный для жизни, но возможный. Другой дороги не было, и я решила рискнуть. Это было осознанное восприятие и осознанное мышление. Я хотела идти вперёд, а мои ноги сделали два шага назад. Я снова хотела идти вперёд, но мои ноги снова сделали два шага назад. Видимо, в то время, когда я осознанно рассуждала, моё неосознанное мышление анализировало ту же самую информацию (плюс информацию, недоступную для меня, и информацию, о которой я забыла), и оценило риск, как неоправданный. И при попытке неправильных действий мозг включил инстинкт самосохранения (аналогичное поведение я наблюдала у животного в ситуации, опасной для его жизни). После этого я неожиданно вспомнила, что видела другую дорогу, безопасную, о которой я забыла, но мой мозг о ней помнил. Позже я узнала, что спуска с той скалы не было. На этот раз неосознанное мышление воспринимало и анализировало информацию одновременно с осознанным мышлением, и, видимо, с учётом его выводов. Здесь тоже имели место переживания чувств сильной усталости, огорчения и обоснованного опасения, желание определённого действия, не ради забавы (удовольствия), а как необходимость. Только на этот раз мозг отреагировал на них не советом в виде интуитивного знания, а решительными действиями, совершив над доминирующим сознанием насилие.
Таким образом, в неразделённом мозге каждый вид мышления анализирует самостоятельно, постоянно обмениваясь полученными выводами. Осознанное мышление использует информацию от пяти органов чувств, личный опыт и знания, полученные во время обучения. Неосознанное мышление, судя по его результатам, использует всю доступную мозгу информацию, включая готовые выводы осознанного логического мышления. Но при обоих видах мышления, осознанном и неосознанном, работает весь мозг, оба его полушария. Это можно заметить и без специальных исследований. Например, мозг проводит длительную работу по решению какой-либо задачи, которую осознанному мышлению не удалось решить сразу, Мозг делает это и днём, и ночью, когда оба сознания отключаются. Ибо человеку очень нужно решить эту задачу, он испытывает страстное желание найти ответ, или чувство сильного опасения (страх), обословленное грозящими ему неприятностями, если он не найдёт решения. Или ему просто интересно её решить, хочется, но быстро не получилось, и он отложил это на время, или, огорчившись, отказался от своего намерения. Человек уже занят другим делом, или отдыхает, а мозг (“неосознанное мышление”), стимулированный этими чувствами, продолжает искать решение. Или происходит заданная доминирующим сознанием работа по извлечению из памяти давно забытых мгновений, которые вдруг, оказались очень важными для жизни человека. И неожиданно, к нему приходит или решение отложенной задачи, или искомое воспоминание. (“Сознание и мышление”. © Copyright: Лариса Викторовна Светличная, 2009. Свидетельство о публикации №2911200555). Очевидно, именно неосознанное мышление проделало эту работу.
На уровне неосознанного мышления решаются очень многие повседневные вопросы. Можно сказать, все, которые не требуют осознанного мышления, ибо решать всё на уровне осознанного мышления сложно, долго и нерационально. Доминирующее сознание получает готовую оценку или «интуитивную» рекомендацию к действию.
Мозг мгновенно переключает каналы управления общением и поведением: с речевого сознания на немое, с сознательного управления на инстинктивное и обратно. Очевидно, что для этого должна быть особая структура, которая связана со всеми отделами мозга и владеет всей информацией, "внутренний оператор". Логично предположить, что в этой структуре должны сходиться все проводящие пути и содержаться скопления нейронов, которые обрабатывают информацию и передают её в кору для дальнейшего анализа, откуда готовое решение вновь поступает к внутреннему оператору. Известно, что таламус работает как сложное реле. Он связан со всем мозгом, с корой обоих полушарий и с подкоркой, и в нём имеются несколько крупных скоплений нейронов (“ядра”). Возможно, именно таламус и является “внутренним оператором”?
Существуют способы неосознанного общения, которые не зависят от воли сознания, ни речевого, ни немого. Это – неосознанное рефлекторное общение посредством излучения мозга и другие (см. "Неосознанное общение"). Очень многие человеческие реакции имеют двойное происхождение: обусловленные разумным сознанием, и обусловленные инстинктом, неосознанные. Человек, ощущая то или иное инстинктивное чувство, не осознаёт, что оно возникло рефлекторным путём, и объясняет его себе с позиции осознанного восприятия мира. Например, инстинктивная радость победы является рефлекторной реакцией на чувство поражения противника в психической борьбе, а радость победы мыслящего сознания возникает от достижения своей цели. Разумом люди уважают друг друга за ум, знания, умения, честность, мужество, великодушие и прочие достоинства. А рефлекторно презирают или уважают только за поражение или победу в инстинктивном психическом сражении, не осознавая этого.
Осознанным поведением руководит доминирующее сознание, владеющее речью и логическим мышлением. Всё инстинктивное поведение основано на сознательном, но не осознанном общении. Это может означать, что во время инстинктивного социального поведения доминирующее сознание отключается, а немое сознание продолжает общение на неосознанном уровне, посредством инстинктивного языка немого общения и инстинктивных программ поведения. Эти программы состоят из множества безусловных рефлексов, в промежутках между которыми включается доминирующее сознание, и человек уверен, что всё его общественное поведение – осознанное.
В социальном инстинкте соответственно двум видам сознания и мышления имеются две различные лидерские программы управления. Одна из них управляет только инстинктивным поведением членов социальной группы, вторая предназначена для управления как сознательным, так и инстинктивным поведением. Вероятно, каждая из них находится в своём полушарии, в одной из миндалин. Так как из опыта удаления обеих миндалин у макака-резуса известно, что программы стадного поведения расположены именно в миндалинах («Мозг, разум и поведение». Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер, Москва, «Мир», 1988).
Между всеми видами управления поведением существует взаимное влияние. Доминирующее сознание может прекратить инстинктивные действия усилием воли или не подчиниться подсказке неосознанного мышления («интуиции»). Сложные инстинкты воздействуют на доминирующее сознание, внушая ему влечение к определённой цели и направляя его поведение эмоциями. А простой инстинкт самосохранения совершает над доминирующим сознанием насилие. Впрочем, после окончания его действия, человек и животные с развитым мозгом могут поступать так, как они считают нужным.

Изучая недра Земли и глубокий космос, человечество еще мало знает о том, как функционирует мозг, его возможности и особенности. Неоднократно предпринимались попытки объяснить принципы его работы, однако до сих пор не ясно до конца предназначение некоторых областей мозга. Ученые предполагают, что мозг человека обладает большой мощностью, позволяющей делать невероятные вещи, однако пока не найден ключ к этому самому загадочному органу.

Мозг и сверх способности

На протяжении всей истории человечества, регулярно появлялись люди, обладающие некими необычными способностями, позволяющими делать невозможные вещи с точки зрения обычных людей. При этом все такие возможности можно разделить условно на физические и психические. К первым относится нечувствительность к болевым ощущениям, высокой или низкой температуре, способность глотать без последствий острые предметы и другие подобные им. Известны случаи, когда у человека вообще отсутствовал мозг, и при этом он проживал вполне полноценную жизнь. К психическим же способностям относится умение запоминать моментально большой объем информации, оперировать в уме большими числами. Способность к ясновидению и чтению мыслей так же относится к числу сверх способностей мозга.

В последнее время исследования мозга продвинулись сравнительно далеко, однако существует еще немало загадок, связанных с его функционированием. Так, доподлинно известно, что каждая область мозга отвечает за свой определенный вид деятельности. Кроме того, было установлено, что мозговая активность не прекращается никогда, даже во время сна, а его производительность в обычном состоянии не превышает 12%.

Сновидения и измененные состояния сознания

Одной из главных физиологических потребностей людей является сон. Если не давать спать человеку несколько суток, он может сойти с ума и в итоге умереть. При этом если ранее считалось, что сон необходим только для полноценного отдыха, то последние исследования показали, что это не так. При детальном изучении состояния мозга во время сна было установлено, что его активность не только не снижается в этом состоянии, но даже несколько выше, чем в период бодрствования.

Что касается сновидений, они являются не менее парадоксальным явлением. Согласно традиционным представлениям в сновидениях отражаются произошедшие с человеком днем события, наслаиваясь на его мысли и причудливо переплетаясь. Но последние эксперименты показали, что не все так просто, в частности неясно, каким образом человек видит вещие сны, где в деталях можно увидеть события, которые еще не произошли. Одновременно имеются случаи, когда именно во сне на человека снисходило озарение, и он находил решение мучающей его проблемы. Так, самой известной можно назвать историю о том, как Д. Менделеев увидел свою периодическую таблицу именно во сне. Оккультисты при этом полагают, что во сне человек попадает в другой, параллельный мир, когда его мозг меняет свой ритм, и настраивается на частоту другой вселенной. Подобного состояния можно достичь и при бодрствовании, примером чему служат буддийские монахи и йоги, практикующие сложные психотехники.

Две вселенные в одном человеке

Если ранее считалось, что мозг является единой и неделимой структурой, то в настоящее время получены данные о его двойственности. Так, при повреждении определенной области, орган продолжает работать, причем, если разделить правое и левое полушария, они все равно будут функционировать, как два полноценных мозга. Но при этом, каждое из них будет по-разному реагировать на внешние сигналы.

Результаты этого исследования позволили сделать вывод о том, что мозг представляет собой 2 полноценных мира, существенно отличающихся друг от друга. Данный факт подтверждает теорию параллельных миров, существующих одновременно в одной вселенной. Есть предположения, что каждое полушарие мозга контролирует свое тело, при этом оба этих тела существуют в пределах одной физической оболочки и находятся в разных мирах. Такие предположения подтверждают оккультные представления – существование параллельного тонкого мира и других измерений, которые ранее не вписывались в логическую картину мира.

Если предположить, что существуют другие миры, отличные от нашего, связь с которыми поддерживается благодаря мозгу, можно объяснить многие необъяснимые феномены, например, выход из тела.

Что касается вещих снов и озарений в этом состоянии, есть предположения, допускающие существование некоего информационного поля. В этом поле записаны все события, которые произошли, и еще только должны произойти, а так же все знания, даже не доступные пока человечеству. В определенные моменты сознание человека может спонтанно подключаться к этому полю и черпать оттуда информацию. Чаще всего это происходит неосознанно, в измененном состоянии сознания.

Человеческий мозг таит в себе еще очень много загадок, и открывает свои тайны постепенно. Именно изучение этого важнейшего органа может открыть дорогу в новые, неизведанные миры, но одновременно таит в себе немало опасностей.

No related links found



Слышали ли вы когда-нибудь о том, что все люди представляют собой две категории – «художники» и «мыслители». Что это значит? А то, что у одних людей лучше всего развито правое полушарие мозга, которое обеспечивает образное мышление, а у других – левое полушарие, которое отвечает за логическое . Конечно, эта теория множество раз подвергалась научной критике, однако при этом в сознании современного человека прочно закрепилось понятие, что творческое и логическое начало личности напрямую зависит от преобладания деятельности правого либо левого полушарий. Некоторые психологи и нейрофизиологи считают, что то, какое полушарие работает лучше, напрямую отражается в способностях человека, его характере. Некоторые учёные утверждают, что гораздо большей ценностью обладает развитое правополушарное мышление. Почему? Ответ вы найдёте в нашем материале.

О работе двух полушарий

Исследователь процессов интеллекта и творчества Пол Торренс был в числе первых, кто обратил внимание на особенности работы полушарий головного мозга человека. Учёный провёл эксперимент, в ходе которого было установлено 4 типа мышления:

  • левополушарное мышление — то, которое строится на логике и анализе
  • правополушарное мышление – где мыслительным процессом движут эмоции, и образы
  • смешанное мышление – где в равной степени активно и правое, и левое полушарие, каждое из которых включается в нужный момент
  • интегрированное мышление – когда правополушарное и левополушарное мышление работают одновременно.

Торренс подчёркивал, что среди выделенных типов мышления нет хороших и плохих: каждый имеет свои преимущества и недостатки. Однако учёные в последнее время всё больше придают значение развитию именно правополушарного мышления.

Как узнать, какое полушарие преобладает?

Узнать, какое полушарие у вас доминирует можно с помощью специальных тестов. А самый простой способ это выяснить – прислушаться к себе. Если вы полагаетесь на интуицию при принятии решений, доверяете своим чувствам и ощущениям, если не особенно стремитесь к и управлению человеческими ресурсами, если музыка способна вызвать у вас переживания, а кинолента – сильные эмоции, — у вас преобладает деятельность правого полушария. Если же вам нравится быть лидером и организатором, Вам не сложно произнести , вы склонны анализировать любую проблему, раскладывая её на составляющие, — у вас левополушарный тип мышления.

Характеристики правополушарного мышления

Человек, у которого преобладает правополушарное мышление, часто использует интуитивный подход к решению жизненных проблем и профессиональных задач. Логику такая личность подключает в ситуациях крайней необходимости. Для правополушарного человека имеют ценность высокие идеалы и нравственные ориентиры, он склонен философствовать. «Художнику» не нравится, когда им кто-то управляет: он предпочитает действовать по собственной инициативе. Для правополушарного человека важны отношения с окружающими. Такой человек способен рождать уникальные идеи, создавать нечто новое, прекрасное.

Надо сказать, что классическая система образования построена так, чтобы развивать преимущественно левополушарное мышление, практически полностью игнорируя развитие правополушарных навыков. Это выражено в том, что детей и студентов учат лишь запоминать и воспроизводить информацию в рамках учебной программы, максимум – мыслить логически, и очень мало уделяют внимание развитию образного мышления, фантазии, интуиции, творчества. К сожалению, правополушарное, творческое мышление не культивируется в традиционных учебных заведениях и, в результате, учащиеся становятся обычными «стандартными» взрослыми. Такой подход значительно ограничивает процесс развития личности, делает его односторонним.

Зачем развивать правополушарное мышление?

Немало учёных подчёркивали особую ценность правополушарного мышления. Один из основателей научной педагогики, немецкий исследователь Иоганн Фридрих Гербарт отмечал, что плохой педагог преподносит истину, а хороший учит её находить. Нейропедагог Наталия Трауготт говорила, что «нужно предостеречь образовательную систему от левополушарного обучения, так как это воспитывает людей, которые не будут способны осуществлять реальные действия в реальных ситуациях». Профессор Т. П. Хризман сетовал, что «исчезают правополушарники – генераторы идей. Вопрос стоит серьёзно: надо спасать нацию».

«Эксперимент в области педагогики и психологии, проведённый американскими, швейцарскими и австрийскими учёными показал, что школьники начали значительно преуспевать во всех дисциплинах, когда обычную школьную программу уменьшили за счёт увеличения часов уроков музыки».

В последнее время актуализировался вопрос интенсивного развития правополушарного мышления. К примеру, способность образно и комплексно мыслить, быстро генерировать идеи – важнейшие навыки современного топ-менеджера, который работает зачастую в условиях хаоса и стресса. Крупнейшие компании – банки, ритейлеры, производители – не пренебрегают развитием интуитивно-сенсорного мышления своих сотрудников, в том числе и руководящего состава. Следовательно, правополушарное мышление следует развивать для того, чтобы преуспеть и улучшить качество жизни.

Упражнения для активизации правого полушария

«Рекомендация. Интуицию, внутреннее образное видение, комплексный подход – все эти проявления правополушарного мышления можно развивать. Делать это можно как самостоятельно (с помощью известных методик , Майкла Микалко, Джулии Камерон, Мерили Зденек и других), а можно, заняться интенсивной тренировкой креативности в группе на специальном тренинге».

Начните тренировку правого полушария с помощью несложных упражнений, которые выполняются в паре.

  1. Упражнение «Образы». Удобно сядьте и закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своём дыхании: дышите глубоко, с каждым вдохом всё более успокаиваясь и сосредотачиваясь на собственных ощущениях. Вдыхайте и выдыхайте легко, свободно. Почувствуйте, что вам тепло, уютно, комфортно и вы вдыхаете чистый, свежий и прохладный воздух. Так вы успокаиваетесь и настраиваетесь для нового вида деятельности. Теперь ваш партнёр будет медленно зачитывать слова, которые нужно почувствовать, ощутить максимально реалистично. Сосредоточьтесь на содержании слов. Проговаривайте слова про себя и представляйте услышанное в своём воображении.

Вначале зрительные образы : банан, река, лес, цветок, пчела, красный, игра, ласковый, мастерить, плести.

Телесные образы : поглаживание меха, тающая снежинка, тёплый пар, хождение по мягкому ковру, горячая вода, острая игла, рыбная чешуя, мягкий пух.

И в конце – обонятельные и осязательные образы : аромат свежей розы, запах сена, запах хвои, вкус только что разрезанного апельсина, ломтик шоколада, канапе с красной крупной икрой.

  1. Упражнение «Пословицы». Ваш партнёр по упражнению загадывает какую-либо хорошо знакомую всем пословицу или поговорку и пытается объяснить молча, невербально (только с помощью мимики и жестов), что он загадал. Вы угадываете. Потом – меняетесь ролями.

Удачи в развитии правополушарного мышления! Ваше мнение: каким образом правополушарное, интуитивно-образное мышление связано с лидерством?