Французский абсолютизм. Реформы Ришелье. Центральное и местное управление. Французы и бизнес. Умение жить и наслаждаться жизнью

В 18 веке Франция пребывала в периоде активного развития капитализма. В это время страна готовилась к интенсивным изменениям и перестройке — это окончилось всем известной Именно под таким углом и развивалась философия французского просвещения.

При подобном течении развития страна, как и нация, нуждалась в определенном объяснении событий, систематизации знаний. Период Ренессанса во Франции характеризируется очень негативным отношением к феодальному устрою, к привилегиям представителей дворянского происхождения. Философия французского просвещения критиковала религию и воспринимала церковь лишь как орган социального влияния и способ манипуляции населением.

С другой стороны, самые великие умы того времени считали, что корень всех зол в невежестве простых граждан, так как ограниченность умственного развития мешала нормальному восприятию действительности, пониманию своих прав как человека. французского просвещения базировалась на идее образования. При этом считалось, что в образовании нуждается и дворянство, и королевская семья — им необходимо было объяснить все тонкости правления.

Философия и ее основные направления . В этот период развития были четко сформировано три основных точки зрения, каждая из которых имела своих приверженцев и последователей:

  • Деизм — это направление отвергало идею личного Бога и возможность того, что божественное начало имеет какое-либо влияние на ход событий;
  • Материализм — развивался под влиянием науки, особенно механики. Приверженцы этого направления считали, что философия должна обобщить все научные данные. Конечно же, существование Бога отвергалось категорически. Существование мира ученые объясняли только с точки зрения естествознания;
  • Социалистическое, или утопическое, направление — развилось уже после революции;

Философия французского просвещения: Вольтер . Пожалуй, это один из самых известных в истории деятель культуры и философии. Этот известный писатель в определенное время отказался от религии и ее законов, примкнув к группе деистов. Конечно же, Вольтер не отказывался от Но он считал, что Бог всего лишь создает мир, задает ему определенное движение и не мешает вещам идти своим ходом.

Этот известный мыслитель проповедовал гуманное отношение к простому народу. Тем не менее, он считал, что лишь монархия — это единственная идеальная Проблему же он видел лишь в правителях и их нежелании заботиться о необразованном бедном народе.

Философия французского просвещения и ее представители .

Ж.Ж.Руссо— еще один довольно писатель и педагог. Он отвергал власть церкви за ее суеверие, неоправданную жестокость и фанатизм. Вместе с тем он признавал, что государство нуждается в религии, которая делала бы граждан полезными членами общества. Он даже создал концепцию «гражданской» религии, которая подразумевала веру в справедливую отплату за поступки, награду за добро и кару за зло.

Ламетри — был убежденным атеистом и отвергал вероятность существования Бога. Более того, он отрицал важность религии для человечества и считал, что настоящая нравственность приходит лишь с опытом. Этот философ склонялся к мысли о том, что каждый человек рождается злым, коварным и порочным. А добродетель и другие положительные качества приобретаются в процессе правильного воспитания.

Дидро — этот ученый имел немного другие взгляды на жизнь. Он считал, что человек от природы рождается хорошим. Зло возникает при взрослении человека. Нравственность нации зависит от законов, общественной системы управления и способа жизни.

Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс Бурин Сергей Николаевич

§ 6. Франция в XVI–XVII веках: торжество абсолютизма

Основные черты французского абсолютизма

Франция вступила в XVI в. сильным и богатым государством, с населением не менее 15 млн. человек, готовым к борьбе за главенство своей страны в Европе. Но объединение страны не означало ещё её централизации, предполагавшей подчинение всех подданных власти монарха.

В XVI в. во Франции, как и во многих других странах Европы, складывалось новое устройство государства – абсолютная монархия, или абсолютизм; своего высшего уровня развития он достиг лишь во второй половине XVII в. Королевская власть постепенно преодолевала стоявшие перед ней препятствия (права и привилегии отдельных провинций, городов, судебных органов, групп населения). В теории она становилась ничем не ограниченной, или абсолютной.

Уже в первой половине XVI в. короли, не созывая Генеральных штатов, сами решали важнейшие вопросы управления. Франци?ск I (правил в 1515–1547 гг.) подчинил себе французскую Церковь, получив по соглашению с Папой Римским право назначать на должности епископов и аббатов. Его сына Генриха II первым из французских монархов стали именовать «Ваше величество» – раньше такой титул носили только германские императоры.

Всё более важную роль играл королевский двор, собиравший знатнейших дворян Франции и стоивший казне огромных средств. В его пышном церемониале воплощалось могущество королевской власти. Благодаря двору монарх имел возможность контролировать поведение верхушки дворянства. Дворяне же получали шанс обратить на себя внимание государя и поправить своё положение за счёт королевских милостей. Обделённые ими организовывали заговоры против королевских министров и фаворитов.

В XVI–XVII вв. заметно выросла численность французской армии, следовательно, увеличились и военные расходы. Для их покрытия власть повышала прежние налоги и вводила новые. Развитие налоговой системы способствовало укреплению абсолютизма. Но управлять усложнившимся государственным механизмом было бы невозможно без профессиональных чиновников, численность которых возросла в XVI–XVII вв. во много раз. Именно чиновники, жившие на доходы от своей должности и потому зависевшие от государя, были самой надёжной опорой королевской власти в деле централизации страны. В то же время роль сословно-представительного органа – Генеральных штатов – стала меньше, чем прежде.

Франциск I и Карл V, самые могущественные монархи первой половины XVI в., въезжают в Париж. Художник Ф. Цуккари

Пустая казна часто заставляла монархов продавать должности, в том числе с правом передачи их по наследству. Многие должности давали право на дворянское звание. Постепенно их покупатели составили особое «дворянство мантии» (названное так по характерному судейскому одеянию). Оно заметно отличалось от традиционного «дворянства шпаги», по-прежнему стремившегося к военной службе и презиравшего «судейских».

Первая половина XVI в. – время процветания Франции, эпоха укрепления королевской власти, завоевательных походов в Италию – Итальянских войн (1494–1559), расцвета культуры. Но тогда же в страну проникли идеи Реформации, которые способствовали сползанию Франции в пучину Религиозных войн и стали препятствием на пути дальнейшего утверждения абсолютизма.

Чем отличается объединение страны от её централизации?

Религиозные войны

В середине XVI в. во Франции, особенно на юге страны, быстро распространялся кальвинизм. Французских кальвинистов называли гугенотами (от нем. Eidgenossen – союзники, т. е. жители Швейцарской Конфедерации; именно оттуда проникла во Францию новая вера). Число сторонников Реформации росло.

В 1559 г. на рыцарском турнире погиб король Генрих II. Его сыновьям Франциску II, Карлу IX и Генриху III, последовательно правившим после смерти отца, не хватало твёрдости. Ослабел контроль королевской власти над склонной к мятежам знатью. В результате возникли две партии с разной религиозной ориентацией, стремившиеся захватить власть. Католиков возглавляли герцоги Ги?зы, вождями протестантов стали родственники правящей династии, короли Нава?рры из рода Бурбо?нов. Обе стороны искали иностранной помощи: католики – у короля Испании, гугеноты – у Елизаветы I Английской, немецких лютеран и швейцарцев. К этим партиям примыкали многие французские дворяне, после завершения Итальянских войн оставшиеся без дела. Напряжение в стране нарастало.

Варфоломеевская ночь. Художник Ф. Дюбуа

В 1562 г. католики устроили резню гугенотов, те предприняли ответные действия. Начались Религиозные войны, являвшиеся в то же время и гражданскими. Страну захлестнула волна насилия.

В 1572 г., казалось, произошло примирение. Многие дворяне-гугеноты съехались тогда в Париж на свадьбу своего лидера – протестанта Генриха Наваррского с сестрой французского короля Карла IX – католичкой Маргаритой Валуа?. И тут Гизы нанесли жестокий удар, организовав массовое избиение гугенотов. Оно началось в Париже в ночь на День святого Варфоломея и вошло в историю как Варфоломеевская ночь. В столице и провинциях были перебиты тысячи протестантов. В ответ гугеноты взяли под контроль большую территорию на юге Франции.

В ходе дальнейшей борьбы французская королевская династия Валуа пресеклась, ближайшим наследником короны оказался гугенот Генрих Наваррский. Он и взошёл на трон в 1589 г. под именем Генриха IV, положив начало правлению династии Бурбонов. Это был бесстрашный воин и изворотливый политик, который не раз менял веру по политическим соображениям. Его поддержали и протестанты, и многие католики, уставшие от бесконечных войн. Но вскоре Генрих IV убедился, что только католицизм принесёт ему поддержку большинства французов, особенно парижан. Решив, что «Париж стоит мессы», он в очередной раз сменил веру, и столица Франции приняла его сторону.

В чём смысл выражения «Париж стоит мессы»? Почему именно мессы?

Уставшая Франция жаждала мира. К этому подталкивали и восстания разорённого войной крестьянства. В 1598 г. в Нанте король издал эдикт (указ) о веротерпимости. Официальной религией Франции остался католицизм, но гугеноты уравнивались в правах с католиками; им дозволялось совершать богослужения по своему обряду везде, кроме Парижа. В качестве гарантии исполнения эдикта гугенотам передали Ла-Роше?ль и некоторые другие города-крепости на юге государства.

Генриху IV удалось быстро восстановить экономику страны после разрушительных войн и укрепить свою власть и международный престиж Франции. Однако в 1610 г. он был убит фанатичным католиком.

Государственная деятельность кардинала Ришелье

Сын Генриха IV король Людовик XIII переложил государственные дела на своего первого министра. В 1624–1642 гг. во главе правительства стоял кардинал Ришелье. Непревзойдённый мастер интриги, он удерживал свой пост до самой смерти, хотя его врагами были жена, мать и брат короля. Выдающийся политик, кардинал разработал и последовательно выполнял широкую программу действий, стремясь сделать Францию могущественной державой, управляемой сильной центральной властью. Права и привилегии провинций или учреждений, сословных и религиозных групп соблюдались лишь тогда, когда это не противоречило интересам монархии.

Людовик XIII

Против такой политики выступали гугеноты. Ришелье действовал решительно: руководимые им королевские войска осадили и взяли Ла-Рошель. Гугенотов помиловали, однако отобрали у них политические права, а заодно и города-крепости, которые эти права гарантировали. Был сделан важный шаг на пути к религиозному и вместе с тем политическому единству страны.

Высшая знать всеми силами отстаивала свою независимость от государства. Интригам и заговорам вельмож против Ришелье не было конца.

Но король полностью доверял ему, и заговоры кончались провалом.

Подлинным бедствием для Франции XVII в. были дуэли, на которых ежегодно гибли сотни дворян. Ришелье видел в дворянстве главную опору королевства, а потому считал, что дворяне имеют право жертвовать своей жизнью только во имя Франции и короля. Кардинал издавал эдикты против дуэлей и жестоко карал их нарушителей.

Кардинал Ришелье. Художник Ф. де Шампень

Кипучая деятельность Ришелье охватывала самые разные стороны жизни государства. Он реформировал финансы, покровительствовал развитию промышленности и торговли, поощрял захват колоний. Будучи щедрым меценатом, кардинал считал, что литература и искусство тоже должны пропагандировать идеалы абсолютизма. По его инициативе начала выходить первая французская газета.

Главными противниками Франции в Европе оставались при Ришелье испанские и австрийские Габсбурги. В ходе Тридцатилетней войны (1618–1648) Франция ценой крайнего напряжения сил всё же одолела Испанию. В результате победы страна расширила свои границы и добилась главенства в Европе.

«Король-солнце»

После смерти Людовика XIII на престол взошёл его пятилетний сын Людовик XIV (правил в 1643–1715 гг.). Реальная власть перешла к королеве-матери Анне Австрийской и первому министру кардиналу Мазари?ни, продолжавшему политику Ришелье. Положение Франции было тяжёлым: страна разорена Тридцатилетней войной, налоги непрерывно растут. Общее недовольство народа выразил парижский парламент. (В то время во Франции парламентами назывались верховные суды, обладавшие немалыми правами; самым влиятельным из них был парижский.) Его члены потребовали ограничить рост налогов и прекратить злоупотребления властей. Своё несогласие с правительством выражали и аристократия, и народные массы. В 1648 г. начался мятеж, направленный против политики Мазарини; он получил название Фронда (фр. fronde – праща). Волнения продолжались до 1653 г., после чего Мазарини стал проводить прежнюю политику.

Когда в 1661 г. кардинал Мазарини умер, 22-летний Людовик XIV заявил, что отныне сам будет первым министром, и с тех пор не выпускал власть из своих рук. Убеждённый в её Божественном происхождении, король не терпел противодействия своей воле. Он стремился укрепить единство страны, расширить её границы и упрочить главенство Франции в Европе.

Людовик XIV. Художник Г. Риго

«Король-солнце» – так называли Людовика XIV придворные льстецы – управлял страной с помощью королевского совета. Но совет только обсуждал дела, решения всегда принимал монарх. Он же назначал министров и других чиновников, вершил суд. На основании его письма любого человека без суда и следствия могли посадить в тюрьму. От всех подданных, даже самых знатных, король требовал выполнения любых своих прихотей. «Прав у подданных нет, – говорил он, – есть одни обязанности».

Подлинным воплощением духа абсолютизма стала грандиозная королевская резиденция, построенная по приказу Людовика XIV в Версале, недалеко от Парижа. Строительство дворца и обустройство парка продолжались несколько десятилетий, обойдясь казне в астрономическую сумму. Уже сама композиция ансамбля ставила монарха в центр всей жизни: ось симметрии незримо проходила через статую короля в парадном дворе и королевскую спальню, расположенную в центре дворца. И действительно, вся жизнь двора вращалась вокруг персоны монарха: его одевание и трапезы были превращены в торжественные церемонии с участием всей высшей знати. Дворец с парком и пышные придворные празднества служили другим монархам образцом для подражания.

Вид Версальского дворца. Художник П. Патель

Начало долгого правления Людовика XIV было отмечено немалыми успехами. Король умел находить способных и преданных помощников. Среди них выделялся Жан Батист Кольбе?р (1619–1683), в течение 20 лет руководивший финансами и экономикой страны. Кольбер покровительствовал развитию мануфактур, защищал их от иностранной конкуренции с помощью высоких пошлин на ввоз соответствующих изделий из-за границы. Такая политика получила название «протекционизм» . По инициативе Кольбера во Франции улучшались дороги, строился флот, создавались торговые компании. Под заботливой опекой власти экономика страны окрепла, хотя Франция в этом отношении отставала от Англии и Нидерландов.

Жан Батист Кольбер. Художник К. Лефевр

Стремясь к политическому и религиозному единству страны, Людовик XIV жестоко преследовал гугенотов и принуждал их переходить в католичество. В 1685 г. король отменил Нантский эдикт о веротерпимости и запретил в стране протестантскую веру. Это решение имело тяжёлые последствия для Франции. Около 200 тыс. гугенотов нашли убежище в протестантских странах. Экономика сильно пострадала от массовой эмиграции ремесленников и деловых людей. Религиозного единства достичь так и не удалось: оставшиеся гугеноты втайне сохраняли свою веру. Эмиграция гугенотов и народные восстания, голод и запустение внутри страны, тяжёлые поражения на полях сражений – таков был печальный итог правления «короля-солнца».

Чем внутренняя политика Людовика XIV была похожа на действия его предшественников и чем отличалась от них?

Подведём итоги

В XVI–XVII вв. во Франции, как и в ряде других стран, утвердилась абсолютная монархия. Она опиралась на дворянство, но учитывала и интересы предпринимательских слоев. Пережив тяжёлые испытания в годы Религиозных войн, абсолютизм усилился при правлении Ришелье и достиг своего расцвета во время правления Людовика XIV.

Абсолютизм – форма монархического государства, при которой правитель, опирающийся прежде всего на дворянство, обладает теоретически ничем не ограниченной верховной властью, а органы сословного представительства теряют прежнее значение.

Фаворит (от лат. favor – благосклонность) – любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства.

Меценат – богатый покровитель наук и искусств; слово происходит от имени римлянина, прославившегося покровительством поэтам и художникам.

Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции.

1562–1598 – Религиозные войны во Франции.

1624–1642 – правление Ришелье.

1. Какие черты характеризуют абсолютную монархию?

2. Как получилось, что распространение во Франции протестантских идей привело к Религиозным войнам? Было ли это неизбежным?

3. Почему король Людовик XIII неизменно поддерживал Ришелье, даже когда тот враждовал с его женой, матерью и братом?

4. В чём проявлялись абсолютистские черты правления Людовика XIV?

5. Что такое протекционизм? Какими методами он осуществлялся? К каким результатам приводил?

1. Сравните политику по отношению к гугенотам при Генрихе IV, Ришелье и Людовике XIV Чем объясняются её изменения?

2. Выпишите в тетрадь и объясните следующие понятия и термины: «абсолютизм», «дворянство мантии», «дворянство шпаги», «гугеноты», «эдикт».

3. Прочитайте отрывки из «Политического завещания» Ришелье, обращенного к Людовику XIII и подытоживающего опыт политической деятельности кардинала:

«Я обещал вашему величеству… сокрушить партию гугенотов, сломить спесь вельмож, привести всех подданных к исполнению их обязанностей и поднять ваше имя среди иностранных наций на ту ступень, на которой оно должно находиться…

Дворянство надо рассматривать как один из главнейших нервов государства, могущий много способствовать его сохранению и упрочению… Хотя дворяне заслуживают того, чтобы с ними обращались хорошо, когда они поступают хорошо, но нужно быть с ними строгим, если они пренебрегают тем, к чему обязывает их рождение. Те, кто, отстав от доблести предков, уклоняется от того, чтобы служить короне шпагой и жизнью, заслуживают быть лишёнными выгод своего происхождения и принуждёнными нести часть бремени народа…

Если бы народ слишком благоденствовал, его нельзя было бы удержать в границах его обязанностей… Его следует сравнивать с мулом, который, привыкнув к тяжести, портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы…

Многие государи потеряли свои государства и своих подданных потому, что они не держали войск, необходимых для их сохранения, из боязни излишне обременить налогами своих подданных, и некоторые подданные попали в рабство к врагам потому, что излишне желали свободы под властью их прирождённого монарха…»

В чём Ришелье видел свои заслуги? Проанализируйте представления Ришелье о дворянстве и простом народе.

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора

§ 18. Англия и Франция в XI–XIII веках Последствия нормандского завоевания АнглииНормандское завоевание изменило жизнь Англии. По всей стране захватчики, пришедшие из Франции, выстроили свои замки, а в Лондоне возвели мрачную громаду – королевскую крепость Тауэр. У местных

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 6. Франция в XVI–XVII веках: торжество абсолютизма Основные черты французского абсолютизмаФранция вступила в XVI в. сильным и богатым государством, с населением не менее 15 млн. человек, готовым к борьбе за главенство своей страны в Европе. Но объединение страны не означало

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

5. Фальсификация истории в XVII–XVII веках Романовские археологи-погромщикиВ , гл. 1:13.1 и [ЦРИМ], гл. 9, мы рассказываем о раскопках в Центральной России, проведенных романовскими археологами середины XIX века. В частности, в 1851–1854 годах граф А.С. Уваров, которого сегодня

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. 3 Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя Х - ХШ веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

§ 1 Франция в XVI–XVII вв

Из книги Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года. С предисловием Николая Старикова автора Платонов Сергей Федорович

Литва и Польша в XVI–XVII веках § 91. Люблинская уния 1569 года; ее значение и следствия. Мы видели (§ 41), что, несмотря на постоянное стремление Литвы к самостоятельности и обособлению от Польши, польское влияние в Литве после Витовта продолжало расти. Его проводили великие

автора Коллектив авторов

КАВКАЗ В XVI–XVII ВЕКАХ В XVI–XVII вв. территория Кавказа и Закавказья была поделена на множество более или менее крупных государственных образований и обществ. Часть из них, находившаяся в относительно легкодоступных зонах, оказывалась в вассальной зависимости или

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ФРАНЦИЯ В XVII ВЕКЕ НАНТСКИЙ ЭДИКТ И ВОЗРОЖДЕНИЕ СТРАНЫ В 1598 г., заключив Вервенский мир с Испанией и завершив изданием Нантского эдикта эпоху длительных религиозных войн, французская монархия первого короля из династии Бурбонов Генриха IV (1589–1610) вступила в полосу

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

КАВКАЗ В XVI–XVII ВЕКАХ Кушева Е.П. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963.Лемерсье-Келькеже Ш. Социальная, политическая и религиозная структура Северного Кавказа в XVI в. // Восточная Европа средневековья и раннего нового времени глазами французских

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ФРАНЦИЯ В XVII ВЕКЕ Люблинская А.Д. Франция в начале XVII в. (1610–1620). Л., 1959.Люблинская А.Д. Французский абсолютизм в первой трети XVII в. М.; Л., 1965.Люблинская А.Д. Франция при Ришелье. Французский абсолютизм в 1630–1642 гг. Л., 1982.Малов В.Н. Ж.-Б. Кольбер. Абсолютистская бюрократия и

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Культура Грузии в ХVI – XVII веках XVI–XVII века – один из самых тяжелых периодов в истории Грузии. Страна была раздроблена на части. В результате ирано-турецкой агрессии резко сократилось население, экономика пришла в полный упадок. Все это, естественно, оказало свое

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

11. ФРАНЦИЯ В XVI–XVII ВВ К концу XV в., завершив свое объединение, Франция стала самым большим по числу жителей (15 млн человек) государством Европы. По уровню экономического развития она превосходила Испанию, Южную Италию, Скандинавские страны, но отставала от Голландии и

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 20. Англия и Франция в XI–XIII веках Последствия нормандского завоевания АнглииНормандское завоевание изменило жизнь Англии. По всей стране захватчики, пришедшие из Франции, выстроили свои замки, а в Лондоне возвели мрачную громаду – королевскую крепость Тауэр. У местных

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Политическое развитие Франции в XVI – начале XVII в. и особенности французского абсолютизма В конце XV в. завершилось «собирание» французских земель, к которым были присоединены Бургундия, Прованс и Бретань. Франция превратилась в крупнейшее государство континента с

Из книги История государства и права России автора Тимофеева Алла Александровна

Формирование и эволюция абсолютизма в России. Развитие российского права (вторая пол. XVII-XVIII вв.) Вариант 1.1. Из перечисленных ниже утверждений правильно следующееа) Россия встала на путь преобразований, потому что так захотел Петр I;б) Россия нуждалась в преобразованиях,

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. э Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя X–XIII веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

1. Охарактеризуйте исторические условия во Франции, сложившиеся к концу XVIII в. Заполните таблицу.

Исторические условия во Франции накануне революции были тяжёлыми. К созыву Генеральных штатов короля подталкивали как социальные и экономические, так и политические причины. Несмотря на то, что в Северной Америке союзник Франции одержал победу, в войне в целом Франция проиграла. Главное, Франции не удалось захватить значительных владений в Карибском регионе, а ведь именно за счёт них правительство надеялось покрыть военные расходы благодаря весьма прибыльной в те времена торговле сахаром. Во многом благодаря этому в королевстве сложилась революционная ситуация вызванная, прежде всего, экономическими причинами. При этом они, естественно, не были единственными.

2. С какой целью король созвал Генеральные штаты? Как развивался конфликт между королем и депутатами?

Король созвал Генеральные штаты для того, чтобы они одобрили введение новых налогов. Возможно, он хотел предложить отмену пенсий и других выплат аристократам, опираясь в этом своём решении на авторитет всех сословий. Но он не успел внести такого предложения. Генеральные штаты проявили неповиновение ещё при выяснении вопроса о порядке голосования: будет ли приниматься решение числом голосов палат (тогда III сословие оказывалось в проигрыше перед двумя высшими), или числом депутатских голосов (представители III сословия составляли половину Генеральных штатов). В ответ на приказ короля разойтись депутаты отказались это сделать. Представители III сословия вместе с некоторыми депутатами от двух высших образовали из себя 17 июня Национальное, а 9 июля – Учредительное собрание.

3. Выделите и охарактеризуйте основные этапы Великой французской революции.

Этапы революции.

Первый период характеризуется активной борьбой двора и Учредительного собрания с победой последнего. Отмечен многочисленными завоеваниями революции. Закончился штурмом королевского дворца Тюильри и свержением монархии. При этом выявились и разногласия в революционном лагере, наиболее наглядно проявившиеся в ходе следующего периода.

Характеризуется борьбой радикальных и умеренных сил в революционном лагере. При этом методы борьбы становились всё более кровавыми, именно тогда обычным средство политической борьбы стал смертный судебный приговор. При этом на внешних границах усиливались войны с интервентами и иммигрантами, что нагнетало обстановку внутри страны.

Якобинская диктатура. Период наиболее радикальных преобразований и одновременно самого массового террора.

Правление Директории. Во многом возвращение к дореволюционной роскоши и части дореволюционных порядков, но хозяевами на этом новом празднике жизни были те, кто разбогател в ходе предыдущих этапов. Практически окончание революции.

4. Какое значение имело принятие Декларации прав человека и гражданина? Какие идеи легли в её основу?

Основным идеями Декларации прав человека и гражданина были:

Всеобщее равенство в правах;

Государственные гарантии естественных прав;

Бессословное общество;

Опора власти лишь на волю народа;

Свобода личности и воли, свобода волеизъявления.

Декларация стала первой реализацией на практике многих идей эпохи Просвещения. Она заложили основу практически всех последующих реформ времён революции. И до сегодняшнего дня Декларация является одной из основ французского законодательства.

5. Почему реформы первого этапа революции не сняли противоречий во французском обществе?

Не были удовлетворены многие особенно экономические требования беднейших слоёв населения. При этом решение данных вопросов вызывало противодействие со стороны имущих слоёв революционного лагеря. Таким образом, наметились существенные противоречия в самом революционном движении, без разрешения которых дальнейшая программа действий представлялась туманной. Данный конфликт отражал и противоречие в обществе в целом уже не между привилегированными и непривилегированными, а между имущими и неимущими.

6. Укажите внутренние и внешние факторы, способствовавшие углублению революционных процессов.

К внешним факторам относится война Франции с рядом европейских антифранцузских коалиций, очередные наступления их армий.

Внутренние факторы гораздо более разнообразны:

Неудачная попытка Людовика XVI с семьёй бежать за границу;

Публичные дебаты в политических клубах, которые подогревали страсти;

Частые смены королём правительств;

7. Дайте оценку политике якобинской диктатуры. Какими методами якобинцы боролись с экономическими и политическими трудностями?

Конечно, наиболее мрачной страницей якобинской диктатуры является революционный террор, унёсший много жизней. Но эта не была единственная ошибка со стороны властей I республики. На самом деле они не смогли предложить решения стоявших перед Францией проблем: экономика страны рушилась, её деньги неимоверно обесценивались, беднота не стала жить лучше, несмотря на казни и конфискации, внешнеполитические проблемы были далеки от разрешения. При этом действительно удалось решить многие проблемы в деревне, подавить контрреволюционные выступления. Однако это не снимало с повестки дня насущных кризисных для государства явлений.

8. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику Директории. Почему режим термидорианцев терял опору в стране?

Во внешней политике Директория добилась больших успехов благодаря демонстрации своей гораздо меньшей революционности. В 1795 году был заключён мир с Пруссией и Испанией. Голландия в результате побед французских войск была в этом же году превращена в марионеточную Батавскую республику. В следующие годы полководцы Директории, включая Наполеона Бонапарта, одержали ряд внушительных побед в битвах против остальных членов коалиции. Потому можно утверждать, что внешняя политика оказалось успешной: положение Франции стабилизировалось и начало заметно улучшаться.

Внутренняя политика Директории была более противоречивой. С одной стороны, удалось стабилизировать экономическую ситуацию путём отмены закона о «максимуме» и других директивных мер якобинцев. С другой это вызвало резкий рост цен, резкие ухудшения в жизни бедняков. Важным было и то, что лидеры страны открыто отказались от революционных идеалов и публично демонстрировали своё богатство. Такое правительство не может рассчитывать на народную любовь.

9. Каким было государственное устройство и управление Франции по конституции 1799 г.? Как Наполеон постепенно укреплял свою власть? Как ему удалось примирить разные слои французского общества?

Согласно новой конституции фактически отменялись разделение властей, муниципальная власть, независимость судов, свободы слова и т. д. Управление страны подчинялось жёсткой вертикали власти во главе с тремя консулами. Изначально генерал Бонапарт был всего лишь первым из этих консулов, потому стал единственным и пожизненным. Остальную систему менять не потребовалось потому, что она и до того была подчинена консулам. Потому когда в 1804 году Наполеон короновал себя как император, он лишь принял титул, по сути, государство и до этого уже представляло из себя монархию.

Разные слои французского общества были примерены во многом ещё до Наполеона, во время упорной борьба времён революции – недовольные просто уничтожались или иммигрировали. В результате революционных войн в стране не осталось силы, которая могла бы соперничать с армией (тем более, что в условиях всеобщей воинской повинности она представляла действительно большую часть населения), а в армии у Наполеона был непререкаемый авторитет благодаря его победам.

10. Какое влияние оказала Великая французская революция на страны Европы?

Изначально революция была встречена с энтузиазмом некоторыми просвещёнными кругами Европы. Со временем высказались и правящие круги региона – радикальность революции их испугала, именно поэтому был организован ряд коалиций европейских государств с целью силой оружия подавить народное движение во Франции. При этом Париж активно пропагандировал расширение революции и на другие страны, провозгласив лозунг «Мир – хижинам, война – дворцам». Такие призывы иногда встречали горячие отклики в некоторых кругах, например, Голландии, Италии и т. д. Но профранцузские симпатии никогда не оказывали решающего значения, та или иная территория поддерживала Францию только после победы на ней французских войск. Со временем население рассмотрело оккупационных характер этих войск. В ходе Наполеоновских войн известны уже случаи народной ненависти и отношения к французским войскам просто как к захватчикам. Особенно ярко такие настроения проявились в Испании, где развернулась настоящая партизанская война. Именно под влиянием этих антиоккупационных настроений ярко проявило себя национальное самосознание одних народов, у других оно получило мощный импульс.

11. Сравните ход, этапы развития и итоги Английской буржуазной революции и Великой французской революции. Какие общие черты и различия вы можете выделить?

В обеих революциях много общих черт. Их этапы были различными, потому что определялись конкретной ситуацией, но ход обнаруживал много общего. В обоих случаях королю противостояли законодательные органы власти, оба проигравшие короли были казнены согласно судебным приговорам. В ходе обеих революций были установлены республики. Обе революции включали борьбу разных партий в рамках революционного лагеря и приход к власти удачливого полководца. Но в Англии и Франции эти события происходили в разном порядке.

Однако различия между революциями были существеннее. В Англии парламент действовал в рамках религиозной протестантской идеологи. При этом изначально предполагалось только закрепить исконные права парламента, идея о переустройстве государства возникла уже в ходе революции. Французские революционеры изначально действовали в рамках светской идеологии и сразу стремились к разумному переустройству общества в рамках идей, предложенных просветителями. Именно поэтому только Великая французская революция имела последователей, именно на неё ориентировались весь XIX век те, кто стремился к преобразованию государственного строя в своих странах.

Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII вв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.
В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью.
Когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.
Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII-XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.
Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине XVIII в. , когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли "могилой нации".
Усиление королевской власти. Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.
Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года.

Трудности в определении и сравнении национальных характеров вызывают длительные научные дискуссии, которые продолжаются более века, но еще не привели к окончательным выводам. Часть ученых считает, что национальный характер - это реальность, проявляющаяся в истории, образе жизни, культуре, психологии нации. Другая часть полагает, что национальный характер - это лишь миф, устойчивый психологический стереотип, третьи думают, что национальный характер - это и то, и другое, т.е. миф и реальность. Не претендуя на решение этих сложных вопросов, обратимся к тем чертам национального характера французов, которые чаще всего встречаются в литературе.

Природа Франции очень разнообразна. Климатические особенности отдельных частей Франции влияет на характер их населения. Южные провинции отличаются яркостью красок, выразительностью пейзажей. Их жители тоже славятся яркой эмоциональностью. На севере раскинулись бесконечные пастбища, поля, фруктовые сады. Французы-северяне спокойнее и солиднее южан. Не случайно, при знакомстве французы стараются, прежде всего, выяснить место рождения. Внешне коренастые, смуглые южане тоже отличаются от худощавых голубоглазых северян.

Знание происхождения человека играет такую важную роль потому, что во Франции чрезвычайно сильны стереотипы относительно жителей различных провинций. В соответствии с этим француз будет строить модель своего поведения. Нормандцы считаются осторожными, сдержанными, предпочитающими неопределенные двусмысленные ответы. Бретонцы славятся своим упрямством, которое редко кому удается побороть. Марсельцы слывут хвастунами, а лионцы скупыми. О корсиканцах говорят как о гордецах, свято верных родственным связям, не прощающих обид.

Объединяющей чертой для всех французов является патриотизм. Они с глубоким уважением относятся к своей истории и культуре. Французы считают, что именно на их родине возникли стандарты демократии, науки, философии, военного искусства, изысканной кухни, высокой моды и т.д. Относясь к иностранцам дружелюбно и по-французски неизменно любезно, французы не утрачивают чувства своей исключительности.

Еще одним характерным качеством французов является острый ум и рационализм, тяготение к ясной, точной, логической, изящно сформулированной мысли. Основатель французского рационализма Рене Декарт требовал ничего не принимать на веру, ясно излагать и строго доказывать свои мнения. От натурального варианта имени Декарта - Картезиус - пошло выражение «картезианство», т.е. строгость, ясность, логичность, которые в высокой степени свойственны француза. Во Франции любят повторять: «Тот, кто ясно мыслит, ясно излагает»; «неясно - это не по-французски».

Наряду с логичностью и рационализмом характерным признаком французского характера считается скептический склад ума, сочетающийся вольнодумством и нежеланием подчиняться властям, авторитетам и установленным нормам поведения. Критика и самокритика являются во Франции своего рода «национальным видом спорта». Французы не без удовольствия признают, что они, в отличие от немцев, недисциплинированны, своевольны, любят спорить, склонны к противодействию властям. Склонность французов к критике и протесту нередко связывают с тем качеством, которое они называют индивидуализмом.

Бережливость - одно из национальных качеств французов. Они стремятся обеспечить себе достойную старость и боятся унизительной нищеты. Французы не любят рискованных финансовых операций, и в них всегда присутствует желание сэкономить больше, чем заработать. Нередко французская бережливость перерастает в некую форму скупости.

Ораторское искусство очень высоко ценится во Франции. Форма при этом не менее важна, чем содержание. Речь французов богата эпитетами, гиперболами и сравнениями. Сам оратор рассчитывает не только на то, что слушатели примут его позиции, но и на то, что они оценят красоту речи.

Еще одной отличительной чертой французов является чувство юмора. Остроумие во Франции считается ценнейшим качеством оратора. Однако французский юмор не самокритичен, и обычно его острие направлено на собеседников. Очень часто французская шутка граничит с насмешкой. В то же время француз больше всего боится сам оказаться в смешной ситуации. Поэтому для француза юмор - это своеобразная форма обороны. Иностранцы также отмечают некоторый цинизм: для француза нет запретных тем для насмешек.

Французы - великие снобы. Их снобизм проявляется, например, в том, какие породы собак они предпочитают заводить. В Великобритании эти породы давно уже вышли из моды, а французы упорно продолжают держать именно таких собак (во Франции по-прежнему считается «шикарным» кокер-спаниель, скотч). Снобизм французов чувствуется также в одежде, которую они носят, в выборе района, где они намерены жить, или школы, в которой будут учиться их дети. Снобизм французов проявляется в том, где они покупают вещи и продукты, где едят и играют в теннис, где берут уроки танцев, где проводят отпуск и какую посещают церковь. Французский снобизм воспринимается легче снобизма других наций благодаря тому, что в его основе лежит, скорее, хороший вкус, а не дедовские принципы того, что правильно, а что нет.

Французы склонны к повышенной экспрессивности. Если, например, подписывая письмо, малознакомый француз заверяет вас в самых сердечных чувствах, его не следует понимать буквально так же, как и распространенные в XIX веке заверения в готовности быть покорнейшим слугой. Это просто желание быть любезным. Сам по себе французский язык отличается живостью и выразительностью. Обилие синонимов, несущих смысловую и эмоциональную нагрузку, позволяет выразить малейшие оттенки многозначного понятия. Количество французских эпитетов сравнительно только с русским языком: в различных ситуациях применяются такие слова, как Parfaitement, Divinement, Magnifiquement, Drфlement, Remarquablement, Parfaitement, Parfaitement bien (прекрасно, божественно, великолепно, чудно, замечательно и др.). Это обеспечивает возможность достаточно четко выражать свои мысли как в устной речи, так и в письме. Французский язык - хорошее средство для спора и отстаивания собственной точки зрения. Для французов это своеобразная игра -- владение искусством дискуссии, сбивать с толку и, по возможности, загонять в угол своего оппонента, не давая ему передохнуть и возразить. Французская система образования с детства поощряет ясность и красноречивость выражения. Французский был когда-то признанным во всем мире языком дипломатии, и на нем много разговаривали на четырех континентах. Это клинически точный язык; многие иностранцы находят его также прекрасным.

Помимо языка французы активно пользуются жестикуляцией. Во время беседы руки француза никогда не бывают спокойны. Именно руки придают его мыслям форму, очертания, объем. По движениям рук можно догадаться о душевном состоянии своего собеседника, об уровне его интеллекта и о сердечных привязанностях. В тех случаях, когда другие обходятся интонационным рисунком и модуляцией голоса, желая лучше выразить свои чувства и переживания, французы используют также глаза, руки, губы и плечи, обнажая, таким образом, всю богатейшую гамму человеческих чувств. Они целуют кончики пальцев, если что-нибудь очень пришлось им по душе. Они подносят ладонь ко лбу, словно намереваясь снять с себя скальп, когда сыты. Они скорбно поднимают плечи, если их покоробила какая-нибудь нелепость. Они похлопывают по щекам тыльной стороной ладони, когда им скучно. Они делают длинный выдох, когда раздражены. Даже не зная ни слова по-французски, можно понять, что тебя оскорбляют, т.к. французы при этом разыгрывают целое дипломатическое действо, пользуясь непристойными жестами и отвратительными гримасами. Французы отлично умеют пользоваться оскорблениями. У них есть жесты для всего на свете - для неодобрения, недоверия, превосходства, извинений и сожалений, мягкого недоумения и чрезвычайного удивления, для растерянности и тоски. Именно поэтому французы считают ужасно невежливым, если вы разговариваете с ними, сунув руки в карманы. Такая живость языков еще раз подтверждает, что французы эмоциональны.

Французы общительны, их трудно чем-либо смутить, и они прямо-таки созданы для всяких торжественных банкетов, свадеб, фестивалей, праздников, которые превращаются в настоящие спектакли. Именно празднества, развлечения, зрелища, вина, кухня, любовные приключения занимают большое место в их жизни. Вместе с тем, французы уверены, что они обладают здравым смыслом, практичны, экономичны, привержены к собственности, умеют считать, копить деньги.

Все эти противоречивые качества трудно объединить в общую картину: одни из них дают основания для уважения, другие - для критики. Тем не менее, все эти качества дают представление о характере нации и позволяют выявить специфику общения французов на общественном и деловом уровне.