Иван бунин одиночество история создания. Тема одиночества в одноименном стихотворении И. А. Бунина. Особенности образа природы в стихотворении «Одиночество»

Одним из ключевых направлений в творчестве великого русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина было раскрытие темы одиночества. Многие лирические герои его творений знакомы с этим чувством. Они стали зеркалом души автора, который долгое время прожил в одиночестве, был не понятым ни у себя на родине, ни за ее пределами.

Вчитываясь в строки стихотворения «Одиночество», складывается впечатление, что оно носит автобиографичный характер, но это не так. Свое творение Иван Алексеевич посвятил своему близкому другу Петру Нилусу, который был одесским художником по прозвищу «поэт живописи».

Работу над стихотворением «Одиночество» Бунин начал в 1903 году, находясь в Константинополе. Стоит отметить, что хотя этот отрезок времени является одним из самых плодотворных в творчестве автора, эго душа была наполнена грустью и печалью. Иван Алексеевич так же, как и герой его творения страдал от одиночества. Именно поэтому, посвящая «Одиночество» своему другу, Бунин словно объединяет его судьбу со своей и говорит, что одиночество это удел всех талантливых людей, которые остаются непонятыми даже близкими и родными людьми.

Перед отъездом в Константинополь, Иван Алексеевич пережил личную драму, расставание с любимой супругой Анной Цакни. Это событие не могло пройти не замеченным и нашло свое отражение в творчестве поэта и писателя.

Так, не смотря на то, что работа над стихотворением «Одиночество» велась в знойный летний день, его строки пропитаны осенней сыростью и холодным ветром. Мы видим, как герой произведения остается один в дачном домике, его душа наполнена болью расставания. Каждая строчка стихотворения лишь усиливает эти чувства.

Дальше перед нами открывается история разрыва героя стихотворения с его любимой женщиной. Виной всему стала потеря заинтересованности и увлечения любимым человеком. Результатом всему стало серое одиночество.

Нужно отметить, что герой стихотворения воспринимает свое одиночество, как свершившийся факт и ни чего не пытается изменить. Он не пробует вернуть свою возлюбленную, не пытается заговорить с ней. Она уходит под шум осеннего ветра. У героя произведения остается лишь одна надежда о том, что скоро придет весна, и дачный городок вновь наполнится голосами.

Стоит отметить, что герой стихотворения не торопит время, он покорно и безразлично воспринимает все, что приготовила ему судьба.

Бунин заканчивает свое произведение словами о том, что неплохо было бы завести собаку. Этим он намекает на то, что животное ни когда не бросит своего хозяина.

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…

Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина

Тема одиночества стала одной из ключевых на творческом пути выдающегося поэта и писателя Ивана Бунина. Лирические герои его произведений часто сталкиваются с этим чувством. В них автор раскрыл собственное одиночество не только на Родине, но и за рубежом.

При прочтении стихотворения «Одиночество» складывается впечатление, что это автобиографическое произведение. Однако известно, что Иван Бунин посвятил стихотворение близкому другу Петру Нилусу, художнику из Одессы, знаменитому широкой публике по прозвищу «поэт живописи».

Иван принялся за написание произведения в 1903 году в городе Константинополь. Именно этот период считается самым продуктивным за весь творческий путь Бунина. Стихотворением «Одиночество» автор хотел показать, что с непониманием сталкиваются все талантливые люди. Объединив свою и судьбу Петра, Иван подтвердил свои догадки на конкретном примере.

Перед свои отъездом в Константинополь Бунин расстался с супругой, что нашло отображение в его творчестве. Не смотря на то, что стихотворение написано в прекрасный летний день, в нем отчетливо прослеживается хандра, характерная для осенней поры.

Перед читателем предстает лирический герой, который оказывается один на один с собой в дачном домике. С каждой строчкой настроение одиночества и грусти усиливается, погружая в эту атмосферу.

В процессе повествования становится известно о потерянной любви лирического героя. Причиной этому послужило отсутствие притяжения и увлечения любимым человеком. В результате душевных переживаний герой погружается в собственный серый мир, лишенный всяких красок.

Автор изображает образ человека, который принимает свое одиночество как должное, не стараясь ничего изменить. Лирический герой находится в состоянии апатии. В связи с чем он не желает попытаться вернуть свою любовь, поговорить с ней и объясниться. Герой надеется, что с приходом весны дачный домик вновь наполнится голосами.

Лирический герой изображается, как к человеку, привыкший идти по течению, принимая все «подарки», которые приготовила судьба. Ему все безразлично, и он готов смириться со всеми событиями.

В произведении Иван Бунин затрагивает тему взаимоотношений собаки и человека, намекая эти на то, что собака никогда не оставит человека в беде и не уйдет в трудный период. Лирический герой также приходит к выводу, что ему следует завести собаку.

За время своей деятельности Иван Алексеевич Бунин создал большое количество рассказов и стихотворений. В большинстве своих произведений он использовал тему любви, одиночества, а также расставания с любимыми людьми. Именно эти жизненные вопросы вызывали у писателя особенный интерес, так как в той или иной мере касались определенных жизненных ситуаций, которые происходили в личной жизни.

Представленная читателю проза по-особенному поэтична, стихотворения полны простоты и лаконичности. Ярким примером достойного творения является произведение «Одиночество».

Сюжет стихотворения рассказывает о лирическом герое, который очень сильно переживает после расставания с любимым человеком. В произведении нет особенных возвышенных фраз, а сюжет сложен на основе ироничной печали. Именно о прошедшей любви, которая привела к расставанию и рассказывает произведение «Одиночество». Чтобы ощутить необыкновенный поэтический замысел. Потребуется тщательно проанализировать произведение.

Одиночество

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой...
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один - без жены...

Сегодня идут без конца
Те же тучи - гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльця
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!"
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила - и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить...
Хорошо бы собаку купить.

Одиночество писателя

В стихотворении «Одиночество» Бунина любовь представлена в качестве определенного мимолетного счастья. Такие чувства всегда рано или поздно заканчиваются и приводят к расставанию. Но следует отметить, что в произведении данные ощущение плотно переплелись с философскими рассуждениями.

Автор задает сам себе вопрос: «Что же на самом деле испытывает душа в момент разлуки? Как пережить такое расставание?» Именно эти проблемы затронуты в произведении. Поэт постарался максимально плотно и открыто передать читателю ощущения, которые располагаются внутри у человека.

Все творчество поэта переполнено размышлениями о любви. Это говорит о том, что Иван Алексеевич нередко сам испытывал данные эмоции. Практически все произведения писателя выводят тему одиночества на центральное место.

Присутствие данных эмоций у Бунина легко объясняется. Он на протяжении длительного времени проживал вдалеке от своей родины. Писатель постоянно путешествовал и сменял один населенный пункт за другим. Место жительства было постоянно различным и это очень сильно сказалось на его личной жизни и мировоззрении.

Следует отметить, что стихотворение «Одиночество» написано в то время, когда автор еще не отправился в эмиграцию. До ключевых в его жизни событий было еще весьма далеко. Но произведение, созданное в далеком 1903 году, сразу вызвало ажиотаж.

Проведя тщательный анализ произведения, становится понятно, что уже по достижении 33 лет автор прекрасно понимал, что такое боль от потери. Хотя у него вся жизнь еще была впереди, ему уже были понятны многие «правила игры».

История написания произведения «Одиночество»

Изначально необходимо отметить, что представленное читателю стихотворение посвящается близкому для автора человеку – художнику-живописцу Петру Нилусу. Бунин отмечает, что данный деятель также в свое время переживал похожие ощущения, которые описаны в произведении.

Уже первые строки стиха объясняют, что человек, который описан в произведении, представляет собой творческую и покинутую личность. В таком же образе предстает и сам автор произведения – Иван Бунин. Автор описывает самого себя как талантливого и одинокого художника, который передает свои картины в виде слов. Посвящая произведение своему другу, он старался максимально раскрыто передать поэтичность стихотворения, в которое помещает свои чувства и переживания.

В тот жизненный момент, когда Иван Алексеевич писал свое произведение, автор был еще женат. Следует отметить, что данные узы просуществовали недолго, хотя развод оформили очень нескоро. Невеста Бунина не любила и не ценила его, а предпочитала посещать различные развлекательные заведения и специализированно организованные вечера. Она не понимала самого поэта и не разделяла с ним его интересов. Её не интересовало, что пишет муж и о чем, его произведения никогда не были ею прочитаны. Все это придавало писателю ощущение одиночества, да и сам Бунин, после признавался, что разлюбил свою жену.

Следует также ещё отметить, что произведение создавалось именно в летний период года, но в нём описывалась осень. Здесь присутствует большое количество приемов из стилистики, а также читателю представлены особенные образы.

Особенности образа природы в стихотворении «Одиночество»

В произведении автор особое внимание уделяет именно осени. Именно ненастье и увядание природы в полной мере передают ностальгическое настроение автора. Поэту навряд ли бы удалось создать настроение печали и особенной грусти, если бы он описывал, к примеру, пение веселых птиц, или радужный пейзаж, насыщенный солнцем. Несмотря на то что писалось произведение летним и теплым днем, внутреннее состояние автора было весьма печальным. Это и отражено в грустном повествовании.

Для каждого поэта и писателя того времени пейзаж и натуральная природа – это были основные художественные образы, которые способны максимально точно передать обстановку, которая окружала на тот момент главного лирического героя. Природа всегда помогала литераторам максимально точно передавать внутреннее состояние.

Особое внимание требуется уделить первым строфам. Здесь поэт описывает окружающее его пространство. Это и дождь, и мгла, и постоянный холод. Такие образы сразу передают читателю особенности настроения, переполненного печалью и грустью. Вся созданная картина, представленная в виде унылого пейзажа, говорит читателю о том, что жизнь замерла. Автор также отмечает, что такое будет продолжаться не всегда и рано или поздно наступит весна на жизненном пути.

Особенности лирического героя в произведении «Одиночество»

Понять, насколько откровенен образ героя перед читателем, можно сразу после первичного описания заоконной обстановки. Автор не уделяет сильного внимания личности, представленной в творении, и излагает его описание в краткой форме. Стоит отметить, что сразу же становится ясно, что данная личность является художником-живописцем.

Произведение Бунина «Одиночество» представляет собой нечто среднее между особенным признанием и монологом о жизненном пути. Автор рассказывает, что человек принадлежит к миру печали и грусти.

На протяжении многих веков у поэтов и писателей образ художника представляет собой символ определенной печали, а также несбывшейся мечты. Ведь истинный живописец постоянно стремится к созданию своего собственного мира, который иногда, на самом деле, вовсе не существует. Художники всегда мечтают о том, что никогда в реальной жизни не сможет сбыться, и свои мечты описывают на полотнах. Именно таким и является лирический герой, который представлен в произведении Ивана Алексеевича. Он постоянно страдает от одиночества и переполнен тоской, но надеется, что такое состояние рано или поздно его покинет.

Анализ стихотворения «Одиночество»

Большинство строк в произведении указывают именно на одиночество, которое испытывал автор в тот период жизни.

Следует отметить, что произведение написано в виде трехстопного анапеста. Этот стиль позволяет обратить внимание читателя на художественное дарование, представленное автором. Именно оно является признаком мастерства изящной словесности. В стихотворении описаны жизненные моменты. Фрагменты из истории самого поэта и его трагедии. Писатель смог в полной мере передать тонкие оттенки чувств, которые постоянно испытывает человек, находящийся в одиночестве.

В произведении показан лирический герой, который остался один. Все чувства и переживания главного персонажа сливаются с описанием природы, которая не оставляет шансов на быстрое исправление. Пейзаж полностью гармонирует с опустошенностью внутреннего состояния: слякоть, бесконечные тучи, леденящий дождь.

Расставание оказалось тяжёлым грузом, от которого трудно освободится в короткие сроки. Смятения от одиночества терзают главного героя. Но на помощь приходит смирение, и даже какое-то безразличие. Больше не остаётся никаких иллюзий. Придётся ждать весны: в природе, в отношениях, в жизни.

Данное стихотворение начинается с описания пейзажа. Перед глазами читателя всплывает мрачная картина. В начале первой строчки присутствует многосоюзие (И ветер, и дождик, и мгла), оно помогает читателю ощутить и холод и темноту. “Над холодной пустыней воды” еще больше усиливает это ощущение.

Читая первые строки, начинаешь понимать, как воспринимает этот мир автор. Безжизненность внешнего мира показана оксюмороном “жизнь умерла” , но у героя стиха остается надежда, выражая это у в фразе “слово до весны”, которая повторяется при переходе из третьей в четвертую строку. также эту фразу можно увидеть во второй строфе, но здесь она имеет другое значение, здесь говорится о чувствах героя стиха. Однако эта фраза все равно является тягостной для героя и выражает его безрадостное будущее существование.

В третьей строчке читатель представляет пейзаж, который уже отличается от пейзажа в первой строчке. Идет, как бы усугубление обстоятельств. Дождик из первого пейзажа превращается в дождь, а мгла становится серой тьмой. Чувства лирического героя также изменяются: если сначала герой испытывал холод и темноту, то сейчас мы видим, как герой переживает уже свою душевную боль.

Лирический герой становится несчастным. Все его переживания показаны показаны на протяжении всего стиха. И чем сильнее привязывается герой к своей любимой, тем дальше отдаляется она от него. Автор стиха показывает смену чувств героя при помощи специальных антонимов, а именно: стала казаться женой – стал чужой, сроднился – разлюбила.

В этом стихотворении герой пытается понять суть происходящего, но он не в силе его изменить, это показано в безличных предложениях – “мне больно”, “мне темно”, “мне крикнуть хотелось”. Герой не в силе подчинить своему контролю над тем, что творится в его окружающем мире, точно так же, как и не имеет возможности изменить погоду.
Герой, который осознал всю глубину своих чувств, уже не верит в возвращение любимой и поэтому уже не имеет желания в открытую выражать свои чувства:

Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!».
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила – и стал ей чужой.

В этом стихотворении читатель понимает, что счастье невозможно, что люди постоянно расстаются друг с другом, а изменить мы ничего не можем, поэтому и приходится мирится с одиночеством.

Тема стихотворения Бунина «Одиночество» – также прощание с любимой женщиной. Стилевая доминанта – особого рода психологизм, основанный на подтексте, на косвенном воспроизведении душевных движений. В нем уже явственно ощущается поэтика рубежа веков: такой психологизм оказывался возможен только после художественных открытий Достоевского, Чехова, Тютчева, Анненского и др.

Прямое изображение душевных процессов в стихотворении встречается лишь однажды («И мне больно глядеть одному в предвечернюю серую тьму»), в остальном же внутреннее состояние передается косвенно, через систему внешних деталей, ритмику, прием умолчания и т.п. Эмоциональный тон задает образная заставка в первой строфе: через изображение природы чувствуется определенный психологический настрой. Образы природы затем будут поддерживать эту тональность на протяжении всего стихотворения. Психологическое изображение двупланово – на первый взгляд внутреннее состояние лирического героя можно охарактеризовать как уныние, элегическое смирение перед неизбежным (дважды повторенное «Что ж...»).

Кажется, что лирический герой смирился с разлукой, успокоился. Но через отдельные психологические детали и еще больше через умолчание пробивается более глубокий пласт душевной жизни – боль, загнанная внутрь. Динамика стихотворения строится на психологической борьбе, на попытке подавить чувство горечи и, может быть, отчаяния, сжиться с ним, успокоиться. Эта психологическая борьба выходит наружу в опорных точках композиции – там, где Бунин дает читателю более или менее прямые указания на психологическое состояние («Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один – без жены...», «Что ж! Камин затоплю, буду пить... Хорошо бы собаку купить»). Особенно же четко эмоциональная неоднозначность внутреннего мира, заложенная в подтексте и «реконструируемая» читателем, выступает в концовке стихотворения, где боль одиночества скрыта под нейтральными, внешне спокойными фразами. Двуплановость психологического мира отражается и в одном из самых мощных средств подтекстового психологического изображения – в темпоритме фразы.

Стихотворение написано трехсложным размером, его ритмической основой является трехстопный анапест – один из самых элегических размеров русской поэзии, великолепно передающий тоску и уныние в своем неторопливом ритме с безнадежными ударениями на конце стопы (и – обратим внимание – и абсолютном конце стихотворных строк. В бунинском стихотворении только мужские рифмы; на создаваемое этим приемом ощущение тяжести, мрачности, безнадежности указывал еще Белинский в анализе лермонтовской поэмы «Мцыри»).

Но стихотворение написано не чистым анапестом: первые строчки каждого четверостишья и третьи в первой – третьей строфе – трехстопный амфибрахий, а это ломает ритм (не слишком резко – ведь амфибрахий тоже трехсложный размер и замена им анапеста в данном стихотворении воспринимается, пожалуй, как потеря начального безударного слога в строке анапеста), показывая тем самым, что внутренняя жизнь героя далеко не так монотонна, как кажется на первый взгляд.

Элегия, уныние предполагают успокоенность, в стихотворении же Бунина перед нами лишь желание успокоиться, перевести душевную боль и надрыв в элегическую тональность, на самом же деле для нее еще не настало время, потому что еще слишком свежа душевная рана. Тот же принцип психологического подтекста осуществляется и на уровне художественной речи: стилистика стихотворения сдержанная, в основном нейтральная, стилевая доминанта – номинативность. И это так и должно быть, поскольку психологизм здесь подтекстовый, а не напоказ, сам переживания предполагает сдержанное выражение, чувство прячется, и на поверхности остается спокойствие. Перед нами характерный для Бунина реалистический стиль конца XIX – начала XX в., основанный, как уже говорилось, на достижениях психологизма русской классической литературы.