К которому он принадлежит усвоение. Как называется процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценостей того общества,к которому принадлежит?помогите пожа. A. прежде всего, в детском возрасте

Социализация процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации, у индивида формируются социально значимые качества, необходимые личности для исполнения социальных ролей.

Формирование личности возможно только в человеческом обществе. Люди, в отличие от животных, не обладают врожденными образцами поведения, в их генах не запрограммированы сложные социальные отношения. Например, детеныши обезьян уже через три – шесть месяцев после рождения сами добывают себе пищу; птенец горной куропатки вылупляется из яйца оперенным, способным летать и добывать себе пищу; мальки некоторых видов живородящих акул рождаются уже «матерыми» хищниками. Человек же без длительного периода социализации не может стать полноценной личностью.

История знает немало случаев, когда малолетние дети попадали в стаю животных (волков, обезьян и др.) и там росли до определенного возраста. Возвращенные в общество, они не обладали необходимыми для личности социальными качествами (абстрактным мышлением, культурой, навыками деятельности). Кроме того, они утрачивали способности усвоения социальных качеств и не могли адаптироваться в обществе.

Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека методами воспитания, образования и пр., так и под влиянием различных факторов окружающей среды (различных форм общения, средств массовой информации, искусства и др.). Методы и цели социализации зависят от того, какие качества личности ценятся в той или иной культуре, какие статусы и роли являются наиболее востребованными в обществе. Совокупность различных механизмов (институтов) социализации (семьи, школы, трудового коллектива, неформальных объединений и др.), создает относительно устойчивую систему социализации.

От эффективности системы социализации зависит перспектива развития не только отдельных индивидов (социальных групп), но и будущее всего общества. Подрастающие поколения, приобретая социальный опыт, усваивая необходимые роли, занимают статусы старших поколений. И если общество (государство) не уделяет должного внимания совершенствованию системы социализации, то оно обречено на застой и деградацию.



Когда результаты социализации не оправдывают наши ожидания, то мы говорим об отклонениях от общепринятых стандартов – девиации (см. вопрос 49).

Процесс социализации индивида условно делится на несколько возрастных этапов (стадий). Одни ученые считают, что социализация включает в себя три основные стадии (Дж. Г. Мид); другие – четыре стадии (З. Фрейд); третьи – восемь (Э. Эриксон) и т. д. Возьмем за основу градации четыре основных периода жизни человека: детство, юность, зрелость, старость. Каждому из названных периодов свойственны свои особенности социализации. Например, в раннем и среднем детском возрасте ребенок стремится подражать родителям или старшим товарищам (быть, как все); в подростковом и юношеском возрасте – формировать собственное «Я», развивать индивидуальность (отличаться от других); в зрелом возрасте – соответствовать общепринятым стандартам; в старости – сохранять достигнутый ранее социальный статус.

В процессе социализации личности можно выделить два качественных уровня, два этапа – социальную адаптацию и интернализацию (переход внешних факторов во внутреннюю сущность человека).

Социальная адаптация – это процесс приспособления индивида к новым (меняющимся) социальным условиям (ролевым функциям, социальным нормам, институтам и пр.). Он (процесс) помогает личности усвоить новые «правила игры» и адекватно реагировать на внешние обстоятельства.

Интернализация (от лат. interims – внутренний) – процесс включения социальных норм, ценностей, установок и т. п. во внутренний мир человека. Говорить об интернализации индивида можно тогда, когда те или иные аспекты внешней среды стали для него неотъемлемой частью его внутреннего мира. Например, когда человек идентифицирует (отождествляет) себя с определенной ролью, профессией, социальной группой, организацией и др. (я – шахтер, мы – русские, моя семья, мой класс, мои друзья, мой народ).

Социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь. Первичная социализация происходит в семье и в детских дошкольных учреждениях. В формировании социально значимых качеств личности особенно велика роль семейной социализации. В семье ребенок усваивает основы социального взаимодействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, «что такое – хорошо, а что такое – плохо». Поэтому индивид, не прошедший этапа семейной социализации, или прошедший его не в достаточной степени, впоследствии может ощущать сложности в исполнении тех или иных социальных ролей.

Следующим этапом в становлении личности является школьная социализация. Она представляет собой двуединый процесс воспитания и обучения. Основными задачами школьной социализации являются: сформировать у индивида общее представление об обществе и мире; научить его выделять приоритеты в социальных отношениях; подготовить к будущей самостоятельной жизни.

Послешкольная социализация индивида может происходить в средних и высших учебных заведениях, армейской среде, трудовом коллективе и т. д. Значительное влияние на процесс социализации личности оказывают средства массовой информации, художественная литература, искусство, а также различные неформальные группы (друзья, соседи, родственники и др.).

В течение жизни индивид может неоднократно менять место жительства и место работы, вступать в брак и разводиться, осваивать новые роли и виды деятельности, терять старые и приобретать новые статусы, менять свои взгляды, убеждения и ценностные ориентации. Процесс замещения ранее усвоенных индивидом знаний, норм, ценностей и ролей новыми называется ресоциализацией.

Социализация - это процесс и результат усвоения и последую­щего активного воспро­изводства индивидом социального опыта.

Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различно. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывается единство двух противопо­ложных процессов - социализации и индивидуализации.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным со­циальным институтам, одной из важнейших функций которых является социали­зация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (проф­техучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объедине­ния. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социали­зация может быть и регулируемой, и спонтанной. При этом, например, в школе усваиваются не только те знания, которые являются целью урока, не только пра­вила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и вос­питания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что, с точки зре­ния учителя или воспитателя, может показаться сопутствующим, «случайным». Это не только закрепление определенных правил и норм, но и реально испытыва­емый или наблюдаемый опыт социального взаимодействия учителей с учениками и учителей между собой. Он может быть как положительным, то есть совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социали­зации личности), так и отрицательным, то есть противоречащим поставленным целям.

В знаменитом романе Дж. Апдайка «Кентавр», посвященном отчасти и проблемам аме­риканской школы, одну из основных сюжетных линий составляет травля директором по­жилого преподавателя астрономии Колдуэлла. Это единственный человек во всей школе, который вносит в свои уроки элемент творчества. В романе есть эпизод, где директор на­чинает выяснять отношения с учителем прямо во время урока, якобы посетив класс ради ежемесячного «контрольного визита». Понятно, что школьники при этом не столько на­капливают информацию об эпохах геологического развития Земли, сколько наглядно по­стигают безнаказанность того, кто выше стоит на социальной лестнице. Итак, перед нами одновременно накопление и учебного материала, и отрицательного, как бы «случайного», социального опыта. Неудивительно, что, наблюдая такие эпизоды, ученики Колдуэлла ве­дут себя так же, как директор школы: Дефендорф, сильный, спортивный мальчик, бьет дру­гого, болезненного и слабого.

Как в этой связи соотносятся понятия «воспитание» и «социализация»? Воспи­тание, по существу, представляет собой регулируемый и целенаправленный про­цесс социализации. Однако неверным будет представление о том, что в официаль­ных социальных институтах (например, в школе) социализация всегда имеет це­ленаправленный характер, а в неформальных объединениях - наоборот.

Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем про­сто обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительнос­ти. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и со­ответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторич­ная социализация представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и несколько иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.

Социализация - не противоположность индивидуализации, процесс социали­зации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Мы уже говорили, что усвоение социального опыта всегда глубоко индивидуально. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному пе­реживаются различными личностями. Соответственно, и социальный опыт, кото­рый выносится из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно раз­личным. Таким образом, социальный опыт, лежащий в основе процесса социали­зации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

Распространенная в науках о личности парадигма «от социального к индивиду­альному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответствующее развитие лишает человека субъектного начала или же рассматривает его как незначимое. Исходя из таких предпосылок, невозможно построить подлинную персонологию, т. е. науку о лич­ности. Нельзя не учитывать того, что человек - это прежде всего субъект соци­ального развития и, что не менее важно, активный субъект саморазвития, в том числе и самовоспитания. Важно не только говорить об усвоении социального опы­та индивидом, но и рассматривать личность в качестве активного субъекта со­циализации. В данном контексте наиболее продуктивна идея, согласно ко­торой индивид социален изначально и потому способен развиваться в самых разнообразных направлениях, а не только от общественного к индивидуальному (А.В. Брушлинский). Стремясь избежать крайностей, мы хотели бы подчеркнуть, что дальнейшее становление этого подхода не предполагает полного отказа от кон­цепции развития личности в процессе социализации.

Если рассматривать социальность как врожденное свойство индивида, то и процесс социальной адаптации следует определить как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный. Хотя, возможно, именно здесь будет уместно заметить, что никакой процесс развития не состоит только из приобрете­ний и что всякому процессу развития присуща внутренняя динамика приобрете­ний и потерь (Пол Б. Балтс, 1994).

Процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте, он продолжается непрерывно на протяжении всего жизненного пути. А значит, социализация не только никогда не завершается, но и «никогда не бывает полной» (П. Бергер, Т. Лукман, 1995). Возможно, кто-то увидит в этом основу для пессимизма, ставя­щего под сомнение возможность достичь совершенства. Но это не так: здесь зало­жено больше позитивных тенденций, ибо отмеченную незавершенность и непол­ноту развития можно проинтерпретировать как свидетельство бесконечности и неограниченности самораскрытия личности.



Резюме

Образовательные системы, как и любые системы вообще, имеют свою структуру, состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой. Взаи­модействие различных элементов образовательной системы или ее подсистем на­правлено на достижение общей для системы цели, общего позитивного результа­та. Такой конечной целью любой образовательной системы является обучение, воспитание и развитие личности. Все элементы образовательной системы вклю­чены не просто в процесс взаимодействия, но главной особенностью их связи яв­ляется взаимоСОдействие, направленное на достижение целей обучения, воспи­тания и развития личности. Социализация не сводится лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельнос­ти - это обязательно: 1) развитие интеллекта, 2) развитие эмоциональной сфе­ры, 3) развитие устойчивости к стрессорам, 4) развитие уверенности в себе и са­мопринятия, 5) развитие позитивного отношения к миру и принятия других, 6) развитие самостоятельности, автономности, 7) развитие мотивации самоакту­ализации, самосовершенствования. Социализация - это процесс и результат ус­воения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опы­та. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятель­ностью людей. Человек - не просто объект социальных воздействий, но он прежде всего субъект социального развития, а также активный субъект само­развития, в том числе и самовоспитания. Важно не только говорить об усвоении социального опыта индивидом, но и рассматривать личность в качестве активно­го субъекта социализации.

Загайнов И.А. «Психология личности»

1. Человека как индивида характеризует…

A. средний рост

b. креативность

c. мотивационная направленность

d. индивидуальный стиль деятельности

2. Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется…

A. прежде всего, в детском возрасте

b. на протяжении всей жизни

c. в период зрелости

d. после завершения обучения в школе

3. К микрофакторам социализации личности относится…

A. семья

c. культура

d. государство

5. Интеракционисты в структуре личности выделяют такие три компонента, как…

A. I, Me, Self (Я, Те, Самость)

b. Id, Ego, Super-Ego (Оно, Я, Сверх-Я)

c . Parent , Adult , Child (Родитель, Взрослый, Ребенок)

d. Conscious, Personal unconscious, Collective unconscious (сознательное, личное бессознательное, коллективное бессознательное)

6. Механизм социализации, который действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества,/ называется…

A. Институциональным

b. рефлексивным

c. стилизованным

d. традиционным

7. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, называется…

A. социализацией

b. воспитанием

c. общением

d. образованием

8. В психоаналитической теории этическое или моральное образование в структуре личности, которое представляет собой систему социальных норм и стандартов поведения, полученную от родителей посредством поощрения и наказания, называется ___________.

Ответ: суперэго

9. Архетип в теории К.Г. Юнга, означающий роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиями со стороны окружающих; «публичное лицо» человека, которое видят окружающие, называется ________________. Ответ укажите в единственном числе в именительном падеже.

Ответ: персона.

10. Высший аспекты жизни, достигаемый самоактуализирующимися индивидами, который включают такие ценности, как истина, добро, красота, справедливость и совершенство, называется _____________. Ответ укажите в единственном числе в творительном падеже.

Ответ: метаценность.

11. Согласно идеям А. Бандура, ощущение индивидом своих способностей, своих возможностей справляться с определенным набором ситуаций, которые возникают в его жизни, называется ________________. Ответ укажите в единственном числе в именительном падеже.

Ответ: самоэффективность

12. Разновидность защитного механизма личности, заключающегося в том, что человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри него самого, называется ____________. Ответ укажите в единственном числе в творительном падеже.

Социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации у индивида формируются социально значимые качества, необходимые личности для исполнения социальных ролей.

Формирование личности возможно только в человеческом об­ществе. Люди, в отличие от животных, не обладают врожденными образцами поведения, в их генах не запрограммированы сложные социальные отношения. Например, детеныши обезьян уже через три-шесть месяцев после рождения сами добывают себе пищу; птенец горной куропатки вылупляется из яйца оперенным, способным летать и добывать себе пищу; мальки некоторых видов живородящих акул рождаются уже «матерыми» хищниками. Человек же без длительного периода социализации не может стать полноценной личностью.

История знает немало случаев, когда малолетние дети попадали в стаю животных (волков, обезьян и др.) и росли среди них. Возвращенные в общество, они не обладали необходимыми для личности социальными качествами (абстрактным мышлением, культурой, навыками деятельности). Кроме того, они утрачивали способность усвоения социальных качеств и не могли адаптироваться в обществе.

Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека методами воспитания, образования, так и под влиянием различных факторов окружающей среды (различных форм общения, средств массовой информации, искусства и др.). Методы и цели социализации зависят от того, какие качества личности ценятся в той или иной культуре, какие статусы и роли являются наиболее востребованными в обществе. Совокупность различных механизмов (институтов) социализации (семьи, школы, трудового коллектива, неформальных объединений и др.), создает относительно устойчивую систему социализации.

От эффективности системы социализации зависит перспектива развития не только отдельных индивидов (социальных групп), но и будущее всего общества. Подрастающие поколения, приобретая социальный опыт, усваивая необходимые роли, занимают статусы старших поколений. И если общество (государство) не уделяет должного внимания совершенствованию системы социализации, то оно обречено на застой и деградацию.

Когда результаты социализации не оправдывают наши ожида­ния, то мы говорим об отклонениях от общепринятых стандартов - девиации.

Девиация (от лат. devistio - отклонение) - отклоняющееся от общепризнанных стандартов поведение индивида или группы (преступность, правонарушения, наркомания, проституция, алкоголизм, самоубийство и пр.) Девиация бывает

индивидуальной и групповой.

Индивидуальная девиация свойственна любой социальной группе (семье, учебному классу, трудовому коллективу и др.). Она в большей мере обусловлена не объективными условиями социализации, а индивидуальными свойствами личности, случайными обстоятельствами, микросредой, в которой индивид может оказаться. В случаях индивидуальной девиации принять говорить - «в семье не без урода».

Групповая девиация - более негативное социальное явление. Она в большей степени свидетельствует не об индивидуальных отклонениях в структуре социализации, а о том, что общие объективные условия не позволяют целым социальным группам найти свое место в социальной структуре общества, самореализоваться, не нарушая общепринятых ценностей и норм. Общая криминализация современного российского общества - наглядное проявление групповой девиации.

Групповая девиация - это своего рода показатель того, что су­ществующие в обществе социальные отношения не отвечают интересам многих социальных групп. Кризисное состояние общества способствует разрастанию масштабов девиантного поведения, и оно становится обыденным, повседневным явлением, т. е. воспринимается как должное или неизбежное.

В коррумпированных государственных структурах принципиальный, честный работник (чиновник, следователь, судья и др.) воспринимается как инородное тело (как человек с отклонениями), а преуспевающий преступник - как образец для подражания.

Процесс социализации индивида условно делится на несколько возрастных этапов (стадий). Однозначного мнения о количестве стадий не существует. Одни ученые считают, что социализация включает три основные стадии (Дж. Г. Мид); другие - четыре (3. Фрейд); третьи - восемь (Э. Эриксон) и т. д. Не вдаваясь в дета­ли дискуссии, возьмем за основу градации четыре основных периода жизни человека: детство, юность, зрелость, старость. Каждому из названных периодов свойственны свои особенности социализации. Например, в раннем и среднем детском возрасте ребенок стремится подражать родителям или старшим товарищам (быть, как все); в подростковом и юношеском возрасте - формировать собственное «я», развивать индивидуальность (отличаться от других); в зрелом возрасте - соответствовать общепринятым стандартам; в старости - сохранять достигнутый ранее социальный статус.

В процессе социализации личности можно выделить два качест­венных уровня, два этапа - социальную адаптацию и интернализацию (переход внешних факторов во внутреннюю сущность человека).

Социальная адаптация - это процесс приспособления индивида к новым (меняющимся) социальным условиям (ролевым функциям, социальным нормам, институтам и др.), помогающий личности усвоить новые «правила игры» и адекватно реагировать на внешние обстоятельства.

Интернализация (от лат. internus - внутренний) - процесс включения социальных норм, ценностей, установок и т. п. во внутренний мир человека. Говорить об интернализации индивида можно тогда, когда те или иные аспекты внешней среды стали для него неотъемлемой частью его внутреннего мира. Например, когда человек идентифицирует (отождествляет) себя с определенной ролью, профессией, социальной группой, организацией и др. (я - шахтер; мы - русские; моя семья; мой класс; мои друзья; мой народ).

Социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь. Первичная социализация происходит в семье и в детских дошкольных учреждениях. В формировании социально значимых качеств личности особенно велика роль семейной социализации. В семье ребенок усваивает основы социального взаимодействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, «что такое - хорошо, а что такое - плохо». Поэтому индивид, не прошедший этапа семейной социализации или прошедший его не в достаточной степени, впоследствии может испытывать трудности в исполнении тех или иных социальных ролей.

Следующим этапом в становлении личности является школьная социализация. Она представляет собой двуединый процесс воспитания и обучения. Основными задачами школьной социализации являются: сформировать у индивида общее

представление об обществе и мире; научить его выделять приоритеты в социальных отношениях; подготовить к будущей самостоятельной жизни.

Послешкольная социализация индивида может происходить в средних и высших учебных заведениях, армейской среде, трудовом коллективе и т. д. Значительное влияние на процесс социализации личности оказывают средства массовой информации, художественная литература, искусство, а также различные неформальные группы (друзья, соседи, родственники и др.).

В течение жизни индивид может неоднократно менять место жительства и место работы, вступать в брак и разводиться, осваивать новые роли и виды деятельности, терять старые и приобретать новые статусы, менять свои взгляды, убеждения и ценностные ориентации. Процесс замещения ранее усвоенных индивидом знаний, норм, ценностей и ролей новыми называется ресоциализацией.

А. Только духовная культура определяет жизнь общества.

Б. Духовная культура не оказывает существенного влияния на жизнь общества.

A. верно только А
b. верно только Б
c. верно и А и Б
d. неверно ни А, ни Б

2)Как называется процесс воздействия человека на самого себя?

A. обучение;
b. самовоспитание;
c. воспитание;
d. все ответы верны.

3)Какое из приведенных определений соответствует термину «культура»?

A. совокупность достижений человеческого общест­ва в производственной, общественной и духовной жизни;
b. просвещенность, образованность, начитанность;
c. умение, творческие способности, находчивость, воображение, образное мышление человека;
d. все приведенные определения соответствуют термину "Культура"

А1

Какое из приведенных в списке понятий объединяет, обобщает по смыслу остальные?
1)
политика
2)

Общество
3)
экономика
4)
культура
А2

Общество в наиболее широком смысле этого слова означает
1)
объединение людей по сфере деятельности
2)
исторический этап в развитии человечества
3)

Все человечество в целом на протяжении его истории
4)
специфические свойства определенного этноса
А3

Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:
1)
строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен - зиккуратов
2)

Развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата
3)
возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках
4)
составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей
А4

Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является
1)
нарушение экологического баланса степных районов, их опустынивание
2)
исчезновение многих видов морской флоры и фауны, сокращение морских биоресурсов
3)

Законодательное ограничение использования генномодифицированных продуктов
4)
выведение экологически «грязных» производств в страны «третьего» мира.
А5

В каком из приведенных предложений понятие «общество» употреблено в смысле «объединение людей, проживающих на определенной территории, население страны»?
1)
Традиционное общество отличает сращивание власти и собственности на землю
2)
Общество любителей миниатюрной книги провело свой ежегодный съезд
3)

По мнению ученых, для российского общества характерны коллективистские начала и патриархальное отношение к власти.
4)
Человеческое общество издревле почитает богов, верит в сверхъестественные силы.
А6

Общество как динамическую систему отличает признак:
1)
наличие определенных социальных институтов и подсистем.
2)
обособление от природной среды, утрачивание связи с ней.
3)

Возникновение новых социальных институтов и отмирание старых
4)
вхождение природы и общества в единый материальный мир.
А7

В столичном центре прошла конференция по проблемам развития образования. Были озвучены данные о том, что средний возраст учительства в стране приближается к 50 годам и 85% учительского корпуса – женщины. Молодежь и мужчины не идут работать в школу из-за низких заработных плат. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как
1)
экономическая, политическая.
2)

Социальная, экономическая, духовная.
3)
духовная, политическая, экономическая.
4)
экономическая, социальная.
А8

Какой ряд понятий, терминов и социальных фактов связан с политической жизнью общества?
1)
этнос, социальный конфликт, статус и престиж, малая группа.
2)
духовность, научное сообщество, художественный образ.
3)

Власть, закон, элита и массы, демократические традиции.
4)
рынок, страховые фонды, ценные бумаги, венчурные фирмы, издержки.

Часть 1А1. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А2. Человек от животного отличается тем, что он …
1) имеет природные инстинкты
2) обладает наиболее совершенным слухом
3) не зависит от природных условий
4) обладает членораздельной речью
А3. Что характеризует рыночную экономику?
1) частная собственность на средства производства
2) уравнительное распределение производимых продуктов
3) государственное регулирование ценообразования
4) централизованное планирование производства
А5. Репродуктивная функция семьи проявляется в …
1) организации потребления
2) моральной регламентации поведения
3) в воспитании детей в традициях семьи
4) биологическом воспроизводстве
А6. Немецкий гуманист прошлого писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга
2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего хозяйства
4) воспитание детей
А7. В отличие от животного человек способен
1) реагировать с помощью органов чувств
2) вырабатывать условные рефлексы
3) удовлетворять потребности
4) предвидеть результаты своих действий
А8. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Стремление сторон отстоять свои взгляды –одна из причин социального конфликта.
Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
А9. Дефицит государственного бюджета - это…
1) уменьшение числа налоговых поступлений
2) превышение государственных расходов над доходами
3) сокращение объёма денежной массы
4) снижение внешнего долга
А10. К какой сфере относятся производство, конкуренция, рынок?
1) экономическая
2) социальная
3) политическая
4) духовная
А11. Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как
1) гражданина
2) индивида
3) личность
4) сына
А12. Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?
А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.
Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А13. Отличительным признаком нации как этнической общности является
1) общность языка и духовной культуры
2) суверенность во внешней политике
3) наличие публичной власти
4) многообразие отношений собственности
А14. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?
1) традиционному
2) индустриальному
3) аграрному
4) информационному
А15. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны