Как леворукость влияет на характер. Особенности развития ребенка левши: диагностика леворукости, вопросы переучивания и маленькие подсказки для родителей. Феномен зеркального восприятия


Выполнение ребенком типичных действий левой рукой наталкивается на негативный отклик со стороны многих родителей, некоторые из которых воспринимают данную особенность в качестве ниспосланного свыше наказания или кармы.

Понятия леворукости и левшества

Под леворукостью понимают индивидуальную (зачастую врожденную) особенность устройства мозга, идентичную изначально дарованной природой окраске волос и темпу речи. Ее нельзя воспринимать в качестве плохой привычки или прихоти. Присущее ребенку свойство нуждается в принятии, а не в отторжении. Предпринимаемые взрослыми попытки переподчинения чреваты тяжелыми последствиями.

Левшество целесообразно рассматривать как одно из направлений развития человеческого организма. Для левшей характерно отсутствие межполушарного взаимодействия. Не прослеживается в их случае также специализация полушарий.

При изучении особенностей людей подобного типа важно помнить следующее: левши не образуют однородной массы. Термин «леворукость» ограничивается выявлением ведущей руки, а «левшество» идентифицируется с комплексным параметром, подразумевающим фиксацию большей активности со стороны правого полушария (у правшей наблюдается доминирование левого полушария головного мозга).

Выполнение малюткой преобладающей части действий левой рукой — предпосылка к констатации леворукости. Левшой малыша можно признать лишь после определения других ведущих органов: глаза, уха и ноги. Для этого придется понаблюдать за интенсивностью использования малышом парных органов. Наиболее важной в рамках школьного обучения характеристикой продолжает оставаться ведущая рука, от выбора которой зависит степень успешности освоения столь нелегкой для детей дисциплины, как письмо.

Предпосылки появления левшей

Ученые утверждают, что уникальное на первый взгляд явление по сути таковым не является. Проявления асимметрии типичны для всех живых организмов. Не входят в перечень исключений и парные органы человека, один из которых ориентирован на подчинение, а второй — на главенство. На присвоении одной из рук статуса ведущей сказываются три фактора, имеющие отношение к наследственности, воспитательным моментам и нарушениям, являющимся следствием травм, полученных в ходе родов. Как правило, прослеживается четкая связь между доминирующей рукой и противоположным полушарием головного мозга: правое полушарие обеспечивает подчинение левой руки и наоборот.

Согласно статистическим данным наличие в супружеской паре хотя бы одного левши повышает шанс рождения младенца с проявлениями леворукости в 10-12 раз. О «вынужденном» левшестве идет речь в случае невозможности выбора правой руки в качестве ведущей вследствие полученных травм. Иногда подобный выбор объясняется стойким желанием подражания близким родственникам либо друзьям. «Компенсаторному» левшеству сопутствуют разнообразные деформации участков мозга, преобладающая часть которых затрагивает левое полушарие. Перенесенные болезни и полученные травмы, как правило, приходятся на ранний период развития дошкольника. При псевдолеворукости фиксируется отсутствие доминирующего по отношению к руке полушария. В такой ситуации наблюдается приблизительно равноценное задействование обеих рук.

3 1

Особенности работы полушарий головного мозга

Полушария головного мозга обрабатывают поступающие сведения по разному. Левое полушарие идентифицируется как «логическое». Обработка данных осуществляется последовательно (путем анализа всех возможных вариантов). Рациональная половина мозга отвечает за логическое, аналитическое и абстрактное мышления. Левое полушарие ориентировано на прием информации, поступающей с правой части тела.

Для правого («образного») полушария характерно мгновенное восприятие информации в качестве целостного образа. Одномоментность обработки составляет основу интуиции, образного мышления и эмоционального восприятия, воображения и зрительно-пространственных функций. Обслуживание левой стороны тела находится в ведении правого полушария, которому присвоен статус эмоционального.

Завершение формирования ведущих руки, уха и глаза обычно фиксируется в возрасте 4-5 лет. Об активности правого полушария свидетельствует наличие ведущей левой руки/уха/глаза. До этого периода допустимо попеременное задействование обеих рук для удержания ложки и других предметов или выполнения простых действий, имеющих отношение к рисованию, лепке, аппликации и т.д. Доминантность полушария на данном этапе не фиксируется. Ее установление должно осуществляться природным путем. Принуждение ребенка к выполнению действий исключительно правой рукой признано недопустимым.

Отличия левшей от правшей

Активное использование левой либо правой руки — отнюдь не единственное отличие ребенка-левши от малыша-правши. Различные по своей сути способы обработки данных объясняют существование отличных друг от друга эмоциональных откликов на поступающую извне информацию. Ниже приведены основные психологические особенности детей, подпадающих под определение левшей:

  • Наличие «чувства тела», превосходная ориентация в пространстве, повышенная в сравнении с правшами подвижность, четкая координация движений;
  • Склонность к изучению геометрии и проблематичность постижения арифметических азов. Пространственные задачи даются левшам легче, чем логические. Последние немыслимы без последовательного мышления, за которое ответственно левое полушарие;
  • Отсутствие проблем с обобщением и необходимость приложения усилий в сфере обучения чтению. Овладение жизненно важным навыком базируется на поэтапном анализе. Восприятие целостных образов препятствует успешному протеканию процесса;
  • Наличие сложностей при осуществлении видов деятельности, степень успешности которых зависит от постоянного самоконтроля;
  • Склонность к фантазиям, богатое воображение;
  • Повышенные по сравнению с правшами ранимость, впечатлительность и эмоциональность. В моменты пребывания в затруднительной ситуации могут наблюдаться проявления раздражительности, гнева или обиды;
  • Проблематичность грамотного использования как письменной, так и устной разновидностей речи при полноценном понимании отдельных слов.

Левши опережают правшей по показателю наличия творческих способностей. Повышение стандартности мышления может наблюдаться при жесткой фиксации устоявшихся связей. В то же время такие дети отстают от праворуких сверстников в сфере формирования и закрепления навыков, реализация которых предполагает взаимодействие двух полушарий.

На первый взгляд, все предельно просто и понятно. Маленькие детки находятся под опекой и присмотром родителей, которые и оберегают своих наследников о...

При рассмотрении эмоциональной стороны вопроса удалось установить следующие: правши склонны к испытыванию положительных эмоций, тогда как левши и амбидекстры (индивиды, равнозначно использующие обе руки) склонны к проявлениям пессимизма, обусловленным настроенностью на отрицательные эмоции. Жизнь левшей омрачена эмоциональной несдержанностью, боязливостью, страхом, гневом и частыми приступами плохого настроения. Робкие и совестливые по натуре люди поражают окружающих чувственностью и эстетической впечатлительностью. Склонность к повышенной тревожности прививает им любовь к пребыванию в комфортных условиях.

Согласно проведенным психологами исследованиям для левшей типично возникновение трудностей на этапе посещения общеобразовательных учреждений. С подобными проблемами дети-левши сталкиваются в 2,5 раза чаще, чем правши.

Для малыша-левши типичны проблемы с запоминанием направления движения стрелок на часах. Таким детям свойственно испытывать затруднения с понятиями вправо/влево, выше/ниже. Что интересно, левши допускают написание и прочтение цифровых и буквенных символов как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Подобная особенность характерна и для более сложных действий: интерпретации сюжетных изображений, счета, воспоминаний и т.п. Проблематичным может оказаться и столь простая на первый взгляд разновидность деятельности, как рисование. Неадекватное распределение поверхности листа приводит к накладыванию изображений. Подобное явление наблюдается при наличии на бумаге достаточного количества свободного пространства. Освоение разноплановых умений роднит общая для перечисленных навыков отправная точка, в качестве которой выступает зрительное восприятие. Изъяны в зрительно-моторной координации, зрительной памяти и зрительно-пространственном восприятии сопряжены с определенными трудностями, связанными с:

  • замедленным темпом чтения, обусловленным проблематичностью восприятия и запоминания непростых для малыша сочетаний букв;
  • неустойчивостью почерка, выраженной неровностью штрихов, растянутостью либо различным наклоном/размером буквенных символов;
  • распознаванием геометрических фигур либо их заменой сходными по форме аналогами (овал — круг, прямоугольник — квадрат — ромб);
  • формированием зрительных представлений о цифровых и буквенных символах (фиксируется путаница в сходных между собой цифрах и буквах, присутствует написание лишних элементов либо неполное написание символов, сопровождающееся нарушением соотношения их отдельных частей);
  • медленной скоростью письма;
  • копированием;
  • зеркальностью воспроизведения элементов графического характера, цифровых и буквенных символов.

Феномен зеркального восприятия

С зеркальностью движений сталкивались многие супружеские пары, воспитывающие левшей. Некоторые дети ограничиваются зеркальным написанием слов. Буквы при этом воспроизводятся с конца: начальная, предпоследняя и т.д . Также встречаются случаи зеркального восприятия. Помимо этого дети могут прибегать к зеркальному чтению и зеркальному рисованию. Последнее нарушение сопровождается специфическим искажением рисунка, объясняемым путаницей горизонтального и вертикального, верха и низа, левого и правого. Что интересно, необычные для большинства людей изображения не вызывают у малыша ощущения неправильности.

10 3

Едва ли не в каждой группе детей - в детском саду или школьном классе - обязательно найдется мальчик или девочка, к которому все остальные...

Сохранение зеркальности восприятия по истечении 10 лет — предпосылка к проведению тщательного анализа воспроизводимых ребенком зеркальных движений, поиску причин подобного явления и организации тематических занятий, ориентированных на закрепление навыков самоконтроля и корректировку недостатков, имеющих отношение к сфере координации, внимания и пространственного восприятия.

Проблематично для левшей и определение времени по часам, оснащенным циферблатом. Для подобных детей типично зеркальное восприятие одной либо обеих стрелок. Не удается им избежать и ошибок метрического характера. Разница между реальным и определенным малышом временем может достигать четверти часа. Некоторые из промахов могут быть связаны с часовой стрелкой.

Среди левшей велика доля ребят, у которых фиксируются задержки в речевом развитии (как письменном, так и устном). Аналогичные проблемы могут наблюдаться в сфере чтения и вычислений. В некоторых случаях заходит речь об искажении эмоций и заторможенности конструктивных процессов. Предпринимаемые некомпетентными лицами попытки переобучения чреваты усилением начальных диспропорций.

Маленькие герои

Дети-левши вынуждены контролировать собственную психическую деятельность. В этом направлении им удается достигать впечатляющих результатов. При этом надо понимать, что для достижения поставленной цели такие дошкольники зачастую используют обходные пути, предполагающие поиск немыслимых для среднестатистического человека внутренних и внешних средств. Предсказать течение процесса, как правило, невозможно.

Окружающий мир заточен под удовлетворение нужд правшей. Обделенным в этом плане детям-левшам приходится изобретать собственные способы взаимодействия с людьми и предметами. Каждое действие и любая мысль при этом пропускаются через мозг — тончайший и поражающий своим совершенством инструмент, наделенный определенным и, что немаловажно, конечным объемом энергии. Нейропсихологи предупреждают, что у левшей может наблюдаться перерасход энергии в сфере высших психических процессов, в число которых вошли речь, счет и мышление. Базальные структуры психики (соматические, эмоциональные и т.д.) при этом оказываются обделенными. Благодаря данной особенности дети-левши нуждаются в повышенном внимании со стороны опекающих их взрослых.

Перечень табу

О переучивании левшей желательно забыть раз и навсегда. Категоричность требования объясняется невозможностью переделывания биологической природы ребенка, основу которой составляет определенная организация головного мозга. Положительное на первый взгляд намерение должно восприниматься не иначе как насилие над детским мозгом. Удержание ручки или ложки в правой руке приводит к перекладыванию врожденных функций с правого на левое полушарие, которое ведущим для левши не является. Более того, в нем отсутствует так называемая проекционная база, без которой немыслимы работа артикуляционного аппарата и осуществление пальцами тонких движений. К печальным последствиям подобных действий могут быть отнесены:

41 3

Давайте разберемся - плохо или хорошо, когда дети смотрят мультики? Что нас, взрослых, устраивает в том, что дети заняты мультфильмами? Представьте с...

  • задержка формирования речи и многочисленные проблемы логопедического характера;
  • невозможность восприятия музыки и совершения танцевальных движений;
  • отсутствие навыка ориентации на местности;
  • укачивание в транспортных средствах;
  • неустойчивость почерка;
  • появление навязчивых мыслей о собственной неполноценности;
  • страх перед возможными неудачами;
  • негативные изменения в сфере эмоционального состояния, в число которых вошли раздражительность, вспыльчивость, капризность, повышенная утомляемость и т.д.;
  • невротизация, проявляющаяся в виде вялости, заикания и энуреза, болей в области головы и живота, нарушений аппетита, сна и пищеварения, разнообразных неврозов и нервных тиков (подергивание носом и сморщивание лба, мигание и облизывание губ) и т.д.

Леворукость ребенка не должна восприниматься окружающими как нечто неординарное. Заострять внимание малыша на данной особенности также не следует. Несоблюдение данного правила чревато для левши ассоциированием себя с неудачником. Такие дети довольно часто страдают из-за застенчивости и заниженной самооценки.

Недопустимо и повышение голоса на левшу. Громкие крики могут повлечь за собой потерю связи с родителями. С этого шага для малыша может начаться путь к замкнутости. Матери, отцы и близкие родственники не должны забывать о том, что дети-левши ранимы от природы и склонны к повышенной впечатлительности.

Нельзя принуждать ребенка-левшу к безотрывному и правонаклонному письму. В качестве альтернативы может быть предложено прямое либо левонаклонное написание букв и цифр. Недопустимо снижение отметок детям-левшам за почерк. Соответствующее требование изложено в методических рекомендациях, изданных Министерством здравоохранения в 1985 году.

Посильная помощь

Успокоительное действие на маленьких левшей оказывают рассказы о личностях, прославившихся на весь мир вопреки наличию аналогичной особенности. Перечень принесших пользу человечеству левшей довольно обширен. В нем нашлось место для полководцев Юлия Цезаря и Александра Македонского, композиторов Людвига ван Бетховена и Иоганна Себастьяна Баха, художников Пабло Пикассо и Леонардо да Винчи. Приведенный список можно расширять до бесконечности.

Доминирование левой руки предполагает учет указанной особенности в процессах обучения и общения. При поступлении малыша в детский сад или школу необходимо уведомить воспитателя и учителя о том, что на их попечении будет находиться ребенок левша. Такой подход оградит кроху от множества как мелких, так и крупных неприятностей.

Дети-левши нуждаются в изменении наклона тетради в процессе письма. Предплечья в момент занятий должны находиться в правильном положении. Аналогичное требование выдвигается и к удерживаемой пальцами ручке. Из других особенностей организации рабочего места необходимо отметить правостороннее освещение.

Приветствуются пошаговые объяснения и раскладывание действий двигательного характера на составляющие. К выполнению каждого элемента ребенок должен подходить осознанно. К положительным моментам могут быть отнесены игры, нацеленные на развитие зрительно-моторной координации и зрительного восприятия.

Очень часто родители отмечают, что их ребенок отвлекается даже от самой интересной игры, не может сосредоточиться на выполнении различных заданий, не...

Взрослые должны помнить о том, что отсутствие негатива в отношении леворукости способствует привитию уважения к индивидуальным особенностям личности. На примере левшей дети учатся проявлять терпимость к свойствам, не присущим преобладающей части сообщества.

На этапе обучения леворуких малышей целесообразно делать упор на чувственных ощущениях (в первую очередь зрительных и осязательных). Лучшему пониманию и запоминанию учебного материала способствуют наглядные пособия, схемы, снимки и рисунки.

Левши не приспособлены к строгому следованию правилам и соблюдению регламента. Посещения детского сада, военной школы или училища могут превратить жизнь подобных детей в череду постоянных стрессов.

Родителям и учителям рекомендовано хвалить левшей даже за небольшие достижения. Левая рука не должна ассоциироваться у малыша с чем-то плохим. При общении взрослые должны избегать сравнений левшей со сверстниками. Мамы и папы не должны забывать о том, что в их семье подрастает неординарная личность, способная удивить мир уникальным мышлением и добиться определенных успехов в жизни.

9 0

Еще статьи

От десяти до пятнадцати процентов населения планеты являются левшами - людьми, которые пишут и выполняют большинство задач при помощи левой руки

Какая из рук возьмет на себя главенствующую роль зависит от воспитания, наследственности и особенностей внутриутробного развития будущего ребенка. Мужчины бывают левшами гораздо чаще, нежели женщины. Также замечено, что среди эпилептиков, детей с задержкой развития, синдромом Дауна, аутизмом, дислексией достаточно большой процент левшей. Нередко встречаются левши и среди лиц, имеющих отклонения в сексуальной сфере.

Впрочем, вся эта статистика абсолютно не говорит о том, что левшами могут быть лишь люди с теми или иными отклонениями, просто мозг левшей действительно работает несколько иначе. За доминирование той или иной руки обычно отвечает противоположное руке полушарие головного мозга. У левшей доминирует правое полушарие. Эта особенность является врожденной и ее необходимо принимать как данность.

Левши, в силу доминирования правого полушария, склонны очень быстро воспринимать и обрабатывать информацию, которая им представляется в виде целостного образа. Они отлично ориентируются в пространстве, имеют хорошую координацию движений и большую, по сравнению с правшами, подвижность. Левшам достаточно сложно справляться с задачами на логику, последовательное мышление, поэтапный анализ, поэтому у них могут возникать проблемы с чтением, арифметикой, грамматикой в устной форме и на письме. Это связано с тем, что за счет, логику, речь отвечает левое полушарие, которое у левшей не так активно развито.

Зато хорошо развитое правое полушарие обеспечивает левшам отлично развитое воображение, пространственную и временную ориентацию, музыкальность и художественный вкус. Они могут добиться успехов в геометрии, архитектуре, музыке, живописи, спорте. Вообще для левшей отсутствуют какие-либо ограничения в выборе рода деятельности, поскольку их умственные способности нисколько не уступают правшам, просто, выбирая то или иное занятие, следует отдавать предпочтение деятельности, за которую отвечает правое полушарие. Левши любят занятия, где можно проявить собственную инициативу, задействовать интуицию. Работа в коллективе со строгой субординацией, подчинением, жестким графиком выполнения работ и выхода на службу для них практически неприемлема.

Левши являются более эмоциональными и ранимыми по сравнению с правшами, часто поддаются тревоге, зато более устойчивы к изменениям климата, обладают хорошей способностью к адаптации.

Ранее считалось, что доминирование левой руки является своего рода отклонением, от которого необходимо избавиться, переучив ребенка пользоваться вместо левой руки правой. Многолетние исследования и наблюдения специалистов показали, что переучивание леворуких детей способно нанести таким детям настоящую психологическую травму, надолго задержать их в развитии, вызвать дефекты речи, заикание, неврозы, нарушения сна и аппетита, энурез, головные боли и множество других проблем. Любящим и заботливым родителям вообще не стоит акцентировать внимание ребенка на его отличии от большинства детей. Леворукость не является отклонением от нормы, это всего лишь индивидуальная особенность человека. Не стоит заставлять ребенка больше использовать правую руку, отказавшись от левой. Не стоит позволять это делать воспитателям и школьным учителям, которые во многом влияют на развитие и эмоциональное состояние малыша. Левшами таких людей создала природа, а она, как известно, не терпит над собой никакого насилия.

наша рассылка Материалы сайта 1 раз в неделю

Материалы по теме

Последние материалы сайта

Отношения

Серьезно настроенный мужчина, мечтающий о дружной семье и детях, это ли не мечта каждой представительницы слабого пола?

Все человечество можно разделить на множество групп, используя разные критерии: нацию, религию, цвет кожи, половые признаки, на любителей чая или кофе и так далее. Еще одно существенное различие, которое поделило всю человеческую расу на два лагеря - это доминантная деятельность правой или левой руки. Чем левша отличается от правши? Попробуем разобраться.

Знаменитые левши

Левшами были такие выдающиеся личности, как Юлий Цезарь, А. Македонский, У. Черчилль, оба Буша, Б. Обама, Л. да Винчи, А. Эйнштейн, Н. Тесла, И. Ньютон, П. Пикассо, многие актеры кино.

Несколько фактов про левшей из истории

Попросту говоря, одни люди являются левшами, другие - правшами. Чем левша отличается от правши - это очевидно, исходя из самих терминов. Однако, помимо наглядных отличий, существуют еще и те, которые не видно невооруженным взглядом. Например, у левшей более развито мозга, отвечающее за и память.

И действительно, многие творческие люди "леворукие". В давние времена сильно обращали внимание на то, чем левша отличается от правши.

Кстати говоря, на протяжении веков одни народы уважали таких людей, другие, наоборот, всячески их дискредитировали. Так, в Древней Греции они были в почете, так как им приписывали ни больше ни меньше - родство с богами, и считалось, что такие люди приносят удачу. Подобные верования преобладали в Индии и Китае.

Средневековая Европа не отличалась особой толерантностью, поэтому здесь левшей подозревали в сговоре с дьяволом, обвиняли во всех смертных грехах и подвергали страшным пыткам. Те, кто выжил, развили у себя поразительную ловкость и приспосабливаемость, качества, кторые начали передаваться по наследству и сделали левшей лишь сильнее.

Судьба левшей в 20 столетии

В начале и середине 20 столетия отказались от столь радикальных методов и с малых лет ребенка просто переучивали, то есть вырабатывали привычку больше задействовать правую руку. Подобный пример хорошо описан в романе ""Поющие в терновнике"", где главная героиня, маленькая Мэгги, подвергалась подобной практике.

Этому было вполне разумное объяснение. Практически вся сельскохозяйственная и военная техника собиралась под правшей. Левшам просто тяжело было бы приспосабливаться к ним в более позднем возрасте.

Позже психологами было доказано, что навязывание левшам противоречащих их природе навыков негативно сказывается на психологическом и физическом самочувствии. По мнению других авторитетных исследователей, в процессе подавления своей естественной природы они теряют и свои уникальные способности.

Различия между левшами и правшами

Чем отличаются левши от правшей - становится видно с раннего возраста. Больше половины левшей обладают более быстрыми темпами развития, по сравнению со своими праворукими одногодками. Процент людей с задатками гениальности среди левшей значительно выше.

Давно доказано, что это качество передается по наследству, начиная со второго и далее поколений. У одних и тех же родителей дети могут быть разными.

Левша и правша: отличия

Интересный факт, основанный на исследовании: на тысячу правшей рождается один левша. Есть и другие любопытные наблюдения:

  • Не все открыто признаются, но анонимный опрос выяснил, что у почти 68 процентов правшей среди 1000 опрошенных левши не вызывают доверия, и у них нет желания заводить с ними более близкие отношения.
  • В бывшие времена на территории некоторых стран левши предпочитали заключать брачные союзы с себе подобными, чтобы их потомки также обладали данной особенностью. Это было связано со сказочной теорией, которая гласила, что леворукость означает наличие у человека божественных генов.
  • Левши быстро осваивают и адаптируют под себя все необходимые им технические приспособления.

Несколько фактов о левшах

Можно выделить несколько пунктов о том, чем отличается левша от правши, в чем разница между ними:

  1. У левшей более развито правое У правшей, соответственно, наоборот. В первом случае это креативность, эмоциональность, впечатлительность, резкая смена настроения, развитая интуиция; во втором - логическое мышление, способности к математике и другим точным наукам. Оба полушария осуществляют контроль за движениями тела, но делают это перекрестно.
  2. Многие спортсмены являются левшами. Это касается различных единоборств, бокса, фехтования, где они отрабатывают удобную им и проблематичную для соперника тактику.
  3. Каждый пятый выдающийся человек - левша. Проводили исследование: "левым" и "правым" предлагали решить одну и ту же задачу. Левши справлялись быстрее и почти всегда находили больше вариантов решения.
  4. В сложных обстоятельствах правши действуют более оперативно, однако левши находят оригинальные выходы из положения.
  5. Переученные леворукие люди при возврате к своим природным данным могут вернуть и свой ""божественный дар"".
  6. Есть и обратная сторона. Многие психически больные, известные серийные убийцы, маньяки и насильники являлись левшами либо проявляли скрытую "леворукость".

Тесты: как определить левшу в ребенке

Существует несколько способов определить принадлежность новорожденного к той или иной группе. Если в течение первых недель жизни младенец, лежа на спине, поднимает левую руку вверх, плотно прижав правую к себе - он левша. В первые три дня после рождения ребенок преимущественно наклоняет голову вправо - он правша, влево - левша.

Для более старших детей достаточно понаблюдать за их повседневными действиями: какой рукой держит расческу, столовые приборы, какую руку протягивает, чтобы что- то взять. Вывод сделать очень легко.

Дети-левши

Стоит упомянуть, что существует еще третий вид людей, который называется амбидекстры. Это люди, в равной степени владеющие как правой, так и левой рукой. Это очень редкое явление, которым владеют менее 1 процента человечества.

Вот чем отличается левша от правши в юном возрасте, так это упрямством и хорошо развитой мелкой моторикой. Не удивляйтесь, если ребенок-левша в трехлетнем возрасте рисует лучше, чем это делали вы в старших классах, поет мелодичнее, чем соловей, и проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах.

Доверчивость, можно даже сказать наивность, - вот чем отличаются левши от правшей. Бывает, что такие дети позже начинают разговаривать и имеют затруднения в произношении определенных звуков.

Психологи утверждают, что для формирования полноценного и здорового развития у детей-левшей необходимо создать для них обстановку любви и понимания. Не указывать на неаккуратность, что поначалу у них проявляется, а также не сравнивать с другими детьми. Ребенок не должен чувствовать себя изгоем из-за своей врожденной особенности. Задача родителей - привить таким детям самоуважение и помогать осваивать окружающие вещи в их собственном ритме.

Способность стойко выносить трудности - вот чем левша отличается от правши. Возможно, эта черта характера была унаследована ими от предков, подвергавшихся различного рода дискриминациям.

Последствия неправильного обучения левшей

Конечно же, не все так просто и очевидно. Не надо сразу вешать ярлыки на людей исходя из того, какая у них рука ведущая. Практически все специалисты в области образования и развития личности в один голос заявляют о вреде переучивания левшей. Ведь в дальнейшем это может привести к нарушению режима сна и бодрствования, вызвать расстройства пищеварения, частые мигрени, болевые ощущения в правой руке и много других отступлений от нормы.

Чем отличаются левши от правшей? Список этот большой. Но не следует забывать, что способность писать той или иной рукой - далеко не самое главное качество человека.

Отличие левшей от правшей довольно многогранно, но в целом их поведение может нести в себе много общего.

анна основа

За развитие и мышление человека отвечает ведущее полушарие головного мозга: у левшей – правое, и левое у правшей. Однако рабочая рука еще не определяет главное полушарие. Есть абсолютные и парциальные левши и правши. У первых одно из полушарий сильно доминирует над другим, у вторых такого явного различия нет. Если у человека развиты оба полушария, то он амбидекстр.

Левое полушарие отвечает за речь, а так же рациональное и конструктивное мышление, восприятие вербальных сигналов. Оно стремится к постоянности и конкретности. Правшам проще концентрировать внимание, в отличие от рассеянных левшей.

Правое полушарие «ассоциативное». У левшей развита интуиция. Они постоянно тесно контактируют со своим подсознанием, поэтому у них развиты творческие способности, ведь именно бессознательное обрабатывают всю воспринимаемую человеком информацию. Если уметь к нему прислушиваться, оно точно подкинет самую невообразимую и гениальную идею. Это ответ на вопрос, почему среди левшей было так много .

Немного статистики

Левши в мире правшей

Ученые выдвигают несколько гипотез о том, почему же правшей больше, чем левшей: это и естественный отбор, и изначальная предрасположенность. Вот самая убедительная из них: левая половина мозга стала резко преобладать над правой в тот момент, когда человек овладел речью и мышлением. Случилось это в незапамятные времена, когда первобытные люди жили в пещерах, охотились на диких зверей и выживали любыми способами. На древних рисунках времен позднего палеолита человек уже изображается с копьем-металкой или дубинкой в правой руке.

Естественно, что орудия труда изготавливались под нужды большинства. Хозяйство и быт формировались таким образом, чтобы им занималась основная часть человечества — праворукая. Так строился жестокий мир правшей. Для леворуких детей он был суров и беспощаден. В Средние века матери из страха пеленали и фиксировали левую руку младенца, пока занимались кормлением грудью. Леворукий ребенок становился не только бесполезным для общества, но и опасным. Во время покоса пшеницы крестьянин–левша мог ранить другого работника серпом или сломать пилу, работая в паре. Девушкам–рукодельницам тоже приходилось несладко, многие навыки требовали активного использования правой руки.

Слово «левый» ассоциировалось с чем-то плохим, негативным. В Испании Дьявола считали левшой. На иконах с изображением страшного суда грешники обязательно рисовались с левой стороны от Христа. При Петре Первом свидетелями в суде не допускали кривых, рыжих и леворуких.

В XXI веке в цивилизованных странах создают удобные условия для жизни леворуких людей. Выпускаются предметы бытового назначения для левшей, и даже изготавливаются рабочие станки, машины и прочая серьезная техника.

Исторические исключения

На греческих вазах встречаются изображения воинов-левшей: они держат щит правой рукой, а меч – левой.
В армии Александра Македонского существовал отряд блестящих воинов из 700 человек. Все они были левшами и назывались «Левой дивизией».
У египтян войти в дом с левой ноги было хорошей приметой.
Леворукость считалась большим счастьем у инков.
У эскимосов принято с почтением относиться к каждому левше, потому что он носитель колдовской силы.

Как определить главное полушарие

Определить, левша или правша ребенок, можно только с 1,5-2 лет. До этого возраста детям свойственна «оберукость». Они используют то одну, то другую руку в разные промежутки развития, их длительность от 1 до 3 месяцев. С двух лет понять, какая рука будет ведущей, уже несложно. Понаблюдайте за ребенком, какой рукой он рисует, играет, причесывается, одевается, кушает.

Для детей старшего возраста и взрослых подойдут следующие тесты, которые помогут определить главное полушарие:

Сложите руки на груди в позе Наполеона. Какая из них сверху? Левая рука — преобладает правое полушарие, а если правая – левое.
Переплетите пальцы рук. Большой палец, оказавшийся сверху, покажет, какое полушарие доминирует. Закономерность та же, что и в предыдущем тесте.
При прыжке человек отталкивается от земли ведущей ногой. Попрыгайте.
Чтобы определить ведущий глаз, выберите предмет и укажите на него карандашом или ручкой. Сфокусируйтесь на цели двумя глазами. Закройте левый, затем правый. Ведущий глаз тот, при зажмуривании которого цель смещается сильнее.

Левши и правши различия

Леворукие люди впечатлительны и эмоционально возбудимы, они сильно и глубоко переживают негативные события в своей жизни, легко обижаются. Левшам свойственна повышенная капризность.
Левши подвержены влиянию и настроению окружающих больше, чем правши.
Левшам свойственна затрудненность в произношении некоторых звуков и сложности с речью. Часто у них возникают проблемы с написанием букв, иногда целых слов и даже фраз: они пишут зеркально (феномен да Винчи). Правши с подобным не сталкиваются.
Правши более практичны и стабильны, в отличие от непостоянных, чувствительных и переменчивых левшей.
Праворуким детям проще концентрироваться на учебе, чем их леворуким одноклассникам с рассеянным вниманием.

Выдающиеся левши

Многие известные деятели изобразительного искусства, писатели, музыканты и ученые обладали правосторонним мышлением: Леонардо да Винчи, В.И. Даль, Н.Л. Павлов, Наполеон Бонапарт, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Альберт Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Юлий Цезарь, Моцарт, Билл Гейтс, Льюис Кэрролл…И это далеко не полный список.

15 февраля 2014

Человек левша

Есть люди, не похожие на других. Они резко отличаются от большинства особенностями поведения, мировоззрения, отношения к происходящему вокруг – соответственно и чувствуют себя иначе, зачастую, будто пришельцы с чужой планеты. Белые вороны, готы, «ботаники» – вот лишь малая крупица представителей homo sapiens, не признающих общепринятые рамки социума. Но мой рассказ будет о категории людей, на первый взгляд ничем не выделяющихся из толпы. Единственное их отличие от окружающих – использование в ряде манипуляций непривычного для подавляющего числа населения средства. Предмет нашей сегодняшней дискуссии – левши.

  • Человек левша: путешествие в прошлое

Субъекты, с легкостью держащие ложку и карандаш в левой руке, как эксперимент матери-природы существовали еще до нашей эры. Причем, отношение к левшам у разных народов было неоднозначным. К примеру, древние греки считали этих неординарных людей сверхъестественными созданиями, общение с которыми дарует удачу. В похожем ключе мыслили индийцы того времени. Древними римлянами левши ценились также очень высоко, но несколько в ином качестве: из них получались отличные наемные убийцы. Соответственно, большая часть населения относилась к необычной категории граждан с опаской.
Средневековье стало достаточно тяжелым периодом для левшей. Если помните, вездесущая инквизиция уличала в чернокнижии любого, кто хоть немного выделялся из «серой массы». В случае с левшами, зачастую в самом деле обладавшими эзотерическими способностями, приговоры, не имевшие под собой практической основы доказательств, регулярно приводились в исполнение. Немалую роль в этом сыграл тот факт, что, согласно учению церкви, левой рукой вместо правой пользовался Князь Тьмы – Сатана.
Но минула страшная эпоха, и для людей от природы леворуких наступило относительно спокойное время. По крайней мере, их больше никто не преследовал с целью уничтожить. Сейчас же левша воспринимается как человек-загадка, а вовсе не в качестве врага или урода, несмотря на нелицеприятное значение обозначающего его термина (например, английское «sinister» переводится как «мрачный», вторая суть итальянского «sinistra» - зловещий).

  • Почему человек стал левшой

Разница между обычными правшами и нестандартными, с точки зрения общества, левшами предельно проста. Все дело в распределении функций между полушариями мозга. Сферу управления левого составляют логическое мышление, склонность к анализу, способность к точным наукам, грамотность. Во власти правого находятся инстинкты, тактильные ощущения, чувство прекрасного, ориентировка на гуманитарные науки, абстрактное, ассоциативное мышление. Наивысшая степень развития того или иного полушария и определяет принадлежность человека к многочисленной группе правшей либо малогабаритной категории левшей. Вывод напрашивается сам собой: субъект, чья правая рука участвует в осуществлении различных операций в качестве помощницы, но не ведущей, более эмоционален и гораздо острее чувствует окружающий мир по сравнению со своим левополушарным собратом. Такой человек выберет скорее профессию художника или актера, нежели бухгалтера либо физика.
Следом возникает вопрос: а как, собственно говоря, субъект становится левшой?
Существует несколько факторов, под воздействием которых у человека формируется леворукость. Первым является наследственность, и таких граждан на планете Земля около 10% от общего количества левшей. Второй фактор более прозаичен и носит случайный характер – это травма правой руки. Таким образом, у человека просто не остается другого выхода, как пустить ход здоровую верхнюю конечность. Еще один фактор – подражание. Может, из чистого любопытства опробовать возможность переучиться, либо по иной причине, но это вполне реально - стать левшой, задавшись такой целью. Наконец, влияние последнего фактора происходит в момент поздней беременности, когда возраст женщины приближается к 40-летнему рубежу или миновал его. В результате процесс вынашивания плода сопровождается необратимыми изменениями, отражающимися на функциях головного мозга. Таким образом, малыш вынужден перестраиваться на приоритетную работу правого полушария, и рождается левшой.
Копнув чуть глубже, можно обнаружить и генетическую причину возникновения леворукости. Оказывается, учеными выделен ген, отвечающий за специфику назначения полушарий головного мозга. Из этого следует, что в приоритетном значении левой руки у некоторой части населения с научной точки зрения нет ничего паранормального.

  • Аспекты личности человека левши

По статистике количество левшей на земном шаре сейчас приблизительно 0,5 миллиарда. Это не так уж мало, если учесть, что с каждым годом в роддомах появляется все больше «нестандартных» малышей. Но как их можно заметить в повседневной суете, и легко ли самим левшам жить в нашем мире?
По утверждению педагогов, леворуких детей вычислить из массы школьников реально. Умственные способности таких учеников вызывают зависть сверстников, но это не часто определяет их как отличников или даже хорошистов. Многие дети-левши рассеяны и ленивы. Обязательность, усидчивость – не их кредо. Предпочитая математике увлекательный иностранный язык, нередко общий уровень успеваемости талантливых левшей оставляет желать лучшего. Зато в области знаний, к которой необычный ребенок испытывает непреодолимую тягу, он может добиться больших успехов.
Не зря ведь множество знаменитых людей были леворукими: великие императоры Наполеон и Юлий Цезарь, незабвенный Чарли Чаплин, гениальный Исаак Ньютон, неподражаемый Моцарт... Язык не повернется назвать личностей, внесших неоценимый вклад в развитие искусства, науки, политики «ненормальными».
Так почему же к левшам из обычных слоев населения должно возникать какое-то предубеждение? Тем более что среди них нет ни одного заурядного. Уровень IQ у взрослых личностей превосходит таковой у правшей. Кроме того, леворукие более чувствительны, обладают мощной интуицией, граничащей с ясновидением; им дано мыслить образами, дольше хранить яркие воспоминания, несколько иначе ощущать музыкальную и цветовую гамму. Но самая главная их особенность – богатство души и способность замыкаться в своем собственном мире, куда вход открыт лишь избранным.
Впрочем, у этих незаурядных личностей есть и минусы, затрудняющие контакты левшей с окружающими, делающие их неприспособленными к праворукому земному миру: это излишняя эмоциональность, психическая неуравновешенность, как следствие – вспыльчивость, непостоянство, проявляющееся в поступках и суждениях, нестандартность мышления, одних повергающая в шок, других – в дикий восторг. Но несмотря ни на что левшу нельзя переучивать, как это делали раньше. Ведь природа не совершает ошибок: то, что мы считаем грубым нарушением, изъяном – на самом деле свойство, назначение и механизм которого нам не дано до конца понять.
Левша – необыкновенный индивидуум. Возможно, человек будущего: далекого и прекрасного, когда для земного населения культом будет не материальное, а тонкая связь с космосом, из которого можно без устали черпать вдохновение для истинных шедевров, заставляющих сердце замирать от восхищения…