Какие произведения созвучны несжатой полосе. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Анализ стихотворения «Несжатая полоса

Русская поэзия 1840 – 60-х годов

Тема осени в стихотворениях Н. Некрасова "Несжатая полоса", Ф. Тютчева "Осенний вечер", А. Фета "Ласточки пропали"


Введение

Прежде чем начать анализ, мне кажется, стоит пару слов сказать об общей ситуации русской поэзии 1840 – 1860-х годов.

Расцвет творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета приходится на 40-е годы XIX века, которые знаменовались растущей популярностью революционно-демократической идеологии, влекущей за собой социальную направленность лирики поэтов демократической ориентации, ярчайшим представителем которой стал Н.А.Некрасов.

В России 60-х годов происходило размежевание литературных и общественных сил под влиянием новых революционных веяний. Когда громогласно отвергалось "чистое искусство" во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на коренное преобразование всего государственного строя России.

Анализ стихотворений я буду делать монографический с выводами сопоставительного характера.


Ф.И.Тютчев «Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерёв,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

В первых строфах автор, казалось бы, только знакомит нас с осенним пейзажем. Но меня как читателя охватывает не только осеннее настроение, но и осеннее состояние, созвучное состоянию автора. Тютчевское представление осени показано с помощью различных синтаксических средств выражения: это и синтетические эпитеты («зловещий блеск и пестрота дерев»), цветовые («багряных листьев»); олицетворения («томный» шелест листьев).

Особенно сильно отражает состояние природы, используемый Ф.И.Тютчевым, прием аллитерации. Мы будто слышим шелест падающих листьев («Багряных лист ьев т омный, лёгк ий ш елест …»). И сразу можем сделать вывод о том, что речь идет о ранней осени, и во всем ее состоянии автор видит какую-то прелесть.

Вторые строфы стихотворения переполнены чувством безысходной грусти, искреннего страдания. Такие выводы мы можем сделать благодаря Тютчевсвкому прекрасному описанию природы. Герой в стихотворении словно жалеет о чем-то, нехотя расстается с частичкой осени.

И «багряных листьев» шелест, и «туманная лазурь», и «таинственная прелесть» осени – все это дорого, таинственно для героя стихотворения. Буквально в этих двух строфах нарастает напряжение, сгущаются краски…мы будто чувствуем пронизывающее дыхание ветра (аллитерация: «И, как пр едч увствие сходящ их бур ь, Пор ывистый, холодный ветр пор ою...»).

В работе Гаспарова М.Л. «Композиция пейзажа у Тютчева»он отмечает, что на протяжении всего стихотворения поле зрения героя меняется. Здесь виден переход от суммарной картины к детализации (светлость осенних вечеров – дерева, листья, лазурь, ветер) и то же постепенное нарастание одушевленности – к концовке (умильная прелесть – грустно сиротеющая земля – кроткая улыбка божественной стыдливости страданья). То есть более крупный план сменяется более общим планом.

А.А.Фет «Ласточки пропали»

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь - поневоле

Тяжело - хоть плачь!

Смотришь - через поле

Перекати-поле

Прыгает как мяч.

Прочитав стихотворение, мы сразу можем сказать, что автор изображает осень здесь в позднем ее состоянии. Наиболее важной для понимания смысла и пафоса стихотворения является фраза «Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад!». На первый взгляд, здесь мы имеем традиционное продолжение пейзажной темы. Однако речь здесь идет не просто об ожидании зимы, а возникает ощущение, что герой стихотворения как бы идет навстречу стихиям.

Образ стаи грачей в стихотворении не случаен, он как образ-переживание уходящего времени. Осень как переходное время между летом и зимой угнетает героя стихотворения («Лучше б снег да вьюгу..», «Выйдешь - поневоле тяжело - хоть плачь»).

Лейтмотив стихотворения А.А. Фета – одухотворённость природы, переплетающейся, связанной с человеком сложностью и неповторимостью жизненных ощущений.

Казалось бы изображение осени, сравнение стаи грачей с сетью кажется чисто изобразительным, однако в контексте стихотворения оказывается не менее важной и его словесно-выразительная сторона: слово «сеть» вызывает в нашем сознании представление о плене, неволе.

А.Некрасов «Поздняя осень»

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет...

Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?

Или не дружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других - и давно

В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осенний развеял?..»

Ветер несет им печальный ответ: -

Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге - не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли как плети,

Что заунывную песню певал,

Как, на соху налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою.

Отчаянием и безысходностью пронизан образ-пейзаж в стихотворении "Несжатая полоса". Осиротевшая земля тщетно ждет своего хозяина, который сломлен непосильным изнурительным трудом.

Н.А.Некрасов наделяет природу человеческими чувствами и переживаниями.

Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа. Теми же мрачными красками рисует поэт осенний пейзаж в стихотворении.

Добивается он такого ощущения использованием эпитетов («грустную думу», «печальный ответ», «сердце больное», «заунывную песню»); и олицетворений («лес обнажился», «шепчут колосья», «руки высохли в щепку»).

Шепот созревших колосьев, которые некому убирать, рассказывает печальную повесть о судьбе крестьянина, погубленного невыносимыми условиями жизни. Безнадежно больной пахарь так и не появляется в стихотворении, но кажется, что слышишь его заунывную песню, видишь, как он задумчиво шагает по полосе, налегая на соху.

Пожалуй, начнем сопоставительный анализ со стихотворений Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» и А.А.Фета «Ласточки пропали», потому что мировоззрение этих поэтов во многом совпадает.

Постараемся ответить на вопрос какова же эмоциональная оценка осени, изображенная в этих двух стихотворениях.

В творчестве Тютчева пейзажная лирика настолько тесно сплетена с его философскими раздумьями о жизни, что рассматривать эти основные мотивы его поэзии следует в их неразрывном единстве.

Не зря в работе Соловьева В.С. «О поэзии Тютчева» он отмечает, «что преимущество Тютчева перед многими из них состоит в том, что он вполне и сознательно верил в то, что чувствовал - ощущаемую им живую красоту принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину».

В этом стихотворении, рисующем наступление осени, Ф.И.Тютчев очень точно передает настроение светлой грусти, мысль о скоротечности и прелести жизни.

В этом проникновенном осеннем пейзаже, помимо конкретности и точности реалистических деталей, проявляется замечательная способность Тютчева - пробуждать воображение читателя.

Не смотря на какую-то тоску и обреченность поэзия Тютчева оптимистична. Он заостряет внимание в изображении своей осени, как я уже писала, на таинственной красоте осеннего вечера.

А. Фет, как и Ф. Тютчев, достиг в пейзажной лирике блистательных художественных высот. А. К. Толстой очень тонко уловил неповторимое фетовское качество - способность передать природные ощущения в их органическом единстве, когда «запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук».

Пейзажная лирика Фета, в данном случае изображение осени, как и у Тютчева, неотделимо от человеческой личности, его мечтаний, стремлений и порывов.

Это и образ стаи грачей, которая кружится на фоне вечерней зари, напоминая прихотливо извивающуюся, непрерывно меняющую свою форму сеть. Это и конкретные детали, передающие атмосферу поздней осени: ранние сумерки, обвальный листопад, резкий порывистый ветер. Это и образы осеннего кочевья - вереницы птиц, летящие на юг, кусты перекати-поле, несущиеся по степи.

То, что скрывается в первой части «между строк», оставаясь вне «светлого поля сознания» читателя, во второй части выводится наружу, становится более доступным для восприятия. Так, мотив неволи получает прямое выражение во фразе: «Выйдешь - поневоле Тяжело - хоть плачь».

Более глубокого понимания стихотворений мы можем достичь, обратившись к их конструкционным особенностям.

При внимательном рассмотрении мы можем убедиться, что стихотворение А. Фета, написанное трехстопным хореем, в своем ритмическом строении отчетливо делится на две равные части. В первой из них (1-2 строфы) наблюдается относительно спокойный ритм, при этом 5 стихов имеют тождественный ритмический рисунок.

Стихотворение Тютчева написано пятистопным ямбом, и мы видим насколько разные настроения они передают!

Как я уже писала, если стихотворение Тютчева проникнуто светлой грустью, при этом оно оптимистично, то стихотворение Фета, изображение осени проникнуто мрачным настроением, угнетающим.

Такое же настроение возникает и при чтении стихотворения Н.А.Некрасова.

В отличие от Тютчева, стихи Некрасова всегда сопровождаются неким конфликтом, разочарованием, безысходностью. В стихотворении "Несжатая полоса" есть фразы такого рода.

Осень у Некрасова неравнодушна к человеческим страданиям, она скорбит вместе со всем русским народом о его несчастной судьбе.

Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа.

Продолжая сопоставление Некрасова с поэтами предшественниками и современниками необходимо отметить, что, к примеру, в творчестве Фета, содержание лирики замыкается на внутреннем состоянии субъекта, и нет сколько-либо видимого выхода «во внешний мир».

Некрасов занимает в этом отношении принципиально иную позицию. Его творчество не замыкается на «внешнем» или «внутреннем» аспекте. Его позицию в этом вопросе можно охарактеризовать как «среднюю». Некрасовская лирика вбирает в себя всё пространство окружающего и внутреннего мира. В его стихах тесно переплетены социальные мотивы, внутреннее состояние, мировоззрение, пейзажи и описания.

Используя такие изобразительные средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет осенний пейзаж человеческими чувствами и переживаниями.

Еще из раздела Литература: зарубежная:

  • Контрольная работа: Своеобразие пушкинского психологизма
  • Курсовая работа: Особливості трактування міфологічних образів у трагедіях Расіна (на матеріалі трагедії "Андромаха")

Что составляет главную тему "Несжатой полосы" и какие произведения русских писателей созвучны некрасовскому стихотворению?

Несжатая полоса
Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна... Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу: "Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет... Где же наш пахарь? чего еще ждет?
Или мы хуже других уродились? Или недружно цвели-колосились?
Нет! мы не хуже других - и давно В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял Чтобы нас ветер осенний развеял?.."
Ветер несет им печальный ответ: "Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал он и сеял, Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге - не ест и не пьет, Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли, как плети.
Очи потускли, и голос пропал, Что заунывную песню певал,
Как, на соху налегая рукою, Пахарь задумчиво шел полосою".

Показать текст целиком

Жизнь простого человека,крестьянина - была непосильна и тяжела в России на протяжении долгого времени.Именно это и стало главной темой стихотворения "Несжатая полоса".

Этой же теме посвящено ещё одно стихотворение Некрасова - "Железная дорога". В нём рассказывается об истинных строителях дороги. Лирический герой подчёркивает,что именно простой труженик вкладывал свои силы в строительство,"надрываясь под зноем,под холодом".

Так же,этой теме посвящено стихотворение С.

«Несжатая полоса» – одно из многих стихотворений Н. Некрасова, развивающее крестьянскую тему. Оно вышло из-под пера в 1854 году. Поэт вырос в семье помещика, который жестоко обходился не только с крестьянами, но и с членами своей семьи. Николай Алексеевич с детства наблюдал за тяжелым трудом людей и их страданиями. Он рано покинул порог родного дома, но никогда не забывал о боли и страдании, увиденных там когда-то.

Тема анализируемого стиха – хлеборобский труд в условиях крепостничества. Автор показывает, как тяжелый труд подрывал здоровье крестьян, больные же люди не были нужны помещикам.

В центре произведения необычный персонаж – несжатая полоса. К ней автор подводит читателя постепенно. Сначала он подает хмурую осеннюю зарисовку природы: голый лес и пустые поля, вокруг тишина, ведь даже грачи уже улетели на юг. Такая картина природы навевает тоску. Посреди поля одиноко виднеется полоса колосьев, но она не радует глаз, а «грустную думу наводит». За полосой наблюдает лирический герой, в какой-то момент ему кажется, что колосья перешептываются между собой.

Разговор растений грустный. Им надоело слушать вьюгу осени и склонять к земле свои головки. Колосья вспоминают о своих сжатых братьях, сравнивают себя с ними. Они осознают, что не хуже других, но не понимают, почему их бросил несжатыми. От этого колосьям становится обидно.

Ветер приносит колоскам ответ. Он с печалью рассказывает, что пахарь заболел, ведь «не по силам работу затеял». Теперь же у него нет мочи ни есть, ни пить. Хлебороб очень исхудал, его руки теперь напоминают плети. У мужчины пропал голос и погасли очи. Теперь остается только вспоминать, как когда-то хлебороб душевно выводил свою песню на поле. Описанием измученного хлебороба заканчивается анализируемое произведение. Автор не говорит, выздоровел мужчина или нет, об этом читатель должен догадаться сам. Хотя портрет исхудавшего пахаря с потухшими глазами наводит на мысли о его смерти.

В стихотворении есть и человеческие образы, и образы, взятые из природы. Для создания их поэт использует разнообразные художественные средства. Главную роль играют олицетворения, при помощи них Н. Некрасов оживляет колосья и ветер: «шепчут колосья друг другу», «ветер несет им печальный ответ». Метафоры помогают изобразить портрет изнеможенного пахаря: «руки… высохли в щепку», «очи потускли», «червь ему сердце больное сосет». Вспомогательную роль играют эпитеты: «поздняя осень», «осенняя вьюга», «тучные зерна», «заунывная песня». Сравнение в тексте всего одно: руки, «как плети».

Анализируемое стихотворение состоит из пятнадцати двустиший. Каждая строфа является продолжением предыдущей. По смыслу его можно поделить на три части: короткое пейзажное вступление, разговор колосьев и ответ ветра. Написаны строки трехстопным дактилем, что замедляет темп повествования, придает ему унылости. Для передачи печального настроения также используется аллитерация согласных «з», «с», «ч».

Н.А. Некрасов был дворянского происхождения и видел, как жестоко обращались с крепостными. Поэтому одной из главных тем его творчества было крепостничество. Поэт надеялся на то, что отмена крепостного права улучшит положение людей, но она отняла у них самое главное - землю. В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" по плану эта тема будет рассмотрена подробнее.

Тема крепостничества

В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" показан образ бесправного крестьянина. Для поэта это была важная тема: его отец был жестоким помещиком, и Некрасов не раз видел грубое и злое отцовское обращение с крестьянами. Поэт показал отношение всего дворянства к ним - их не считали какой-то значимой частью общества.

Самое ценное, что было у крепостных крестьян, - это земля. Это показано и в стихотворении: на самом деле было немыслимо, чтобы мужик оставил урожай хлеба неубранным, в который было вложено столько сил и труда. Но крестьянин не смог его собрать, потому что заболел. И никому не было до этого дела - все равнодушно смотрели на его трудности.

Этим равнодушием Некрасов подчеркнул пренебрежительное отношение к простому народу. Болезни, голод, высокая смертность были обыденным делом, поэтому в конце произведения показан крестьянин, который, видя неубранный хлеб, продолжал делать свою работу. В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" следует подчеркнуть, что крепостничество - ключевая тема его творения.

Особенности композиции

Следующий пункт в анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" - это построение произведения. Его можно поделить на три части. В первой описывается природа в лучших традициях пейзажной лирики. Описание поздней осени настраивает читателя на умиротворенный, но в то же время печальный лад.

Во второй части колосья показаны как живое существо, которое жалуется, что о нем позабыли и оставили одного. Они задаются вопросом, что, может, они недостойны того, чтобы их убрал пахарь? Но потом колосья сами отвечают, что не хуже других, в них вложено столько же любви и заботы, как и в других.

В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" следует отметить, почему именно через поле поэт решил рассказать о проблеме крепостных. Потому что крестьяне - это земледельцы, для них самое ценное - это земля, которая дает им пропитание. И только серьезные обстоятельства могли заставить пахаря не выйти на поле. Но кроме него некому было позаботиться о сборе урожая.

Именно об этом и говорит ветер колосьям, когда дает им ответ на их вопрос. Он пытается объяснить им, что это не вина пахаря, что он оставил их несжатыми. И о самом крестьянине не позаботится никто, потому что у всех было столько забот, что просто не оставалось времени на помощь другим. И крепостные оказались брошенными и бесправными, и это угнетало поэта и находило отражение в его стихах.

Жанр произведения

В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" следующий пункт - это определение литературной направленности и жанра. Оно относится к гражданской элегии. В произведении поднимаются важные вопросы о бесправности крестьян и заболеваниях крепостных, которые были актуальными во времена поэта.

Поэтому здесь в роли лирического героя выступает заболевший пахарь. И читателя не сможет обмануть сказочный образ ветра, который должен принести с собой прохладу, но принес он не успокоение, а печальный ответ. В анализе стихотворения Некрасова "Несжатая полоса" следует отметить, что отличительной особенностью этого произведения является реалистичный взгляд поэта, а одушевление колосьев и ветра - это лишь сказочное оформление.

Образ природы

Пейзаж поздней осени вызывает в читателе чувства спокойствия и грусти. Природа готовится к зиме, птицы улетают в теплые края, а земля благодарит тех, кто за ней ухаживал и заботился, щедрыми дарами. Так и в этом случае, пахарь за свои земледельческие труды был вознагражден. Красивые, золотистые колосья терпеливо ждали, когда их соберет крестьянин.

Для землепашца не было красивее пейзажа, чем бесконечные золотые поля. Ведь для него это не только прекрасно, но и результат его труда и обеспеченность семьи. Поэтому выбранный поэтом пейзаж лучше всего подчеркивает образ земледельца.

Художественные средства выразительности

В анализе стихотворения Н.А. Некрасова "Несжатая полоса" следующее - это определение использованных тропов и образов. Глаголы и эпитеты связаны с поздней осенью, а синтаксический параллелизм состояния природы и состояния человека (грустной задумчивости) позволяет одухотворить пейзаж, и читатель может услышать разговор колосьев.

Использованные метафоры и олицетворение сил природы позволяют сделать стихотворение выразительнее. Описание внутреннего мира пахаря показывает связь крестьянина с землей. Это стихотворение Некрасова показывает не только красоту хлебного поля, но и поднимает вопросы, касающиеся крепостничества. Поэт хотел, чтобы общество задумалось, как непросто крестьянам, и что о них тоже нужно заботиться. И все это на фоне красивого пейзажа.

Стихотворение «Несжатая полоса» Некрасова звучит, как монотонная народная песня. И построено оно, как произведение народного жанра. Первые строки рисуют картину поздней осени. На фоне осеннего пейзажа автор увидел несжатую полоску пшеницы, которая навеяла ему «грустную думу» . Невозможно представить, чтобы крестьянин, который вырастил хлеб, так пренебрежительно к нему отнесся, потому что от собранного урожая зависит, придется крестьянину зимой голодать или нет. Некрасов использует приём олицетворения: одушевлены пшеничные колосья и ветер. Спелые колосья спрашивают: «Где же наш пахарь? чего ещё ждёт? » А ветер приносит в ответ печальную историю о больном и немощном пахаре. Отчаянием и безысходностью пронизаны эти строчки. Осиротевшая земля напрасно ждёт своего хозяина, сломленного непосильным трудом.

Через всё стихотворение проходит рефрен: «скучно нам», создавая тяжёлое настроение. Поэт также использует художественный приём, ещё более усиливающий впечатление: он противопоставляет поэтические образы, например, тучные зёрна и высохшие в щепку руки пахаря, Безнадёжностью, страхом и смирением веет от нарисованного Некрасовым осеннего пейзажа. Изображенная картина невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа. Добивается автор этого ощущения парной рифмовкой стиха, повторами (рефренами), параллелизмом образов — всё это характерные черты русской народной песни. Необходимо отметить также основные средства выразительности: использование эпитетов (грустная дума; печальный ответ; больное сердце; заунывная
песня) и олицетворений (лес обнажился; шепчут колосья; ветер несёт. ответ). Стихотворение написано четырёхстопным дактилем.