Какой я увидел лирику блока. Александр Блок: любовная лирика. "Стихи о прекрасной даме". Основные мотивы лирики Блока

Лирика Александра Блока

В начале своего творческого пути Блок выступает как крупнейший поэт символизма, пытаясь создать не только «поэзию намеков», но и другую, философски осмысленную действительность. Поэта занимают вечная красота, загадка жизни, любовь и искусство.

Им проповедуется платоническая, неземная любовь, исполненная культа «Прекрасной Дамы», «Таинственной Девы», «Вечно юной», с внешне соблюдаемыми перипетиями любовного романа, с томлениями перед встречами, разлуками, изменами, отчаянием. Поэт – служитель искусства – тоже предстает в разных ликах, но в сущности объединяемых признаками вдохновенного безумца, жреца, монаха или рыцаря. Но нет подлинной страсти в этой поэзии. Вся страсть «Стихов о Прекрасной Даме» проявляется в том, что они от начала до конца являются отрицанием никчемности окружающей реальной жизни, которой поэт хочет противопоставить воображаемую гармонию:

Забудем дальний шум.

Явись ко мне без гнева,

Закатная Таинственная Дева,

И завтра, и вчера

Огнем соедини.

Дисгармонии мира поэт противопоставляет свое «заклятие» хаоса. В «Стихах о Прекрасной Даме» протест, неприятие, жажда гармонии переполняют душу поэта:

И тогда, поднявшись выше тлена,

Ты откроешь Лучезарный Лик.

И, свободный от земного плена,

Я пролью всю жизнь в последний крик.

В «Незнакомке» уже не противопоставление «земного плена» «Прекрасной Даме», а контрастное их соединение. Параллелизм дает особый поэтический эффект. «Земной плен» оборачивается кабаками, ресторанами. «Прекрасная Дама» приближена к земной жизни, в ней узнаются черты земной и неземной красоты. За ее вуалью поэт видит в ее глазах «берег очарованный и очарованную даль».

А. Блок разделил свою лирику на три книги (или три тома), и каждая из них, как настойчиво указывал поэт, знаменует определенный этап его жизненного и творческого пути.

Третий том стихов Блока – вершина его лирического творчества – весь, от первой строки до последней, овеян дыханием жизни, бушевавшей вокруг поэта. Но чувство исторической современности выражено в стихах не прямолинейно, в форме лозунгов или сентенций, а в самой художественной образно-словесной ткани его поэзии, во всей совокупности тем и сюжетов, которые слагаются в «дневник» лирического героя. И на любой странице этого интимного дневника просвечивает богатый исторический подтекст, потому что герой не изолирован от мира, но всегда и во всем ощущает свои связи с ним, связи сложные и противоречивые, но очень тесные и неразрывные («И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь»). Не случайно Блок говорил о своей лирике: «Это все о России».

Из всего многообразия творческих тем зрелого Блока можно выделить несколько основных, главенствующих в его поэзии. Такова прежде всего тема «страшного мира», где человек, обреченный варварскими законами этого мира на одиночество и глухое отчаяние, невольно забывает обо всем великом и прекрасном – «о доблести, о подвигах, о славе».

Поглядите, вот бессильный,

Не умевший жизнь спасти,

И она, как дух могильный,

Тяжко дремлет взаперти.

Быть может, эта тема с наибольшей глубиной разработана в цикле «Пляски смерти». Здесь отчетливо проступает ее идейная трактовка – над «страшным миром» уже стоит знак исторической гибели.

Вторая тема – это тема нового человека. Идеалом поэта был духовно сильный «человек-артист», который знает цену и радость творческого труда, умеет «жадно жить и действовать». В этом отношении программное значение имеет поэма «Соловьиный сад» – одно из лучших, самых глубоких и художественно совершенных созданий Блока.

Всем своим содержанием – сюжетом, логикой образов поэма говорит о том, что бегство от жизни и труда – не более, чем иллюзия, что это всегда мнимое освобождение, ибо жизнь жестоко мстит за измену, мстит человеку непоправимой утратой его места в мире:

А с тропинки, протоптанной мною,

Там, где хижина прежде была,

Стал спускаться рабочий с киркою,

Погоняя чужого осла.

Идея поэмы сводится к тому, что если человек обладает сильной волей, то никакие сладостные «соловьиные песни» не способны заглушить в его душе и сознании всегда призывный рокот житейского моря.

«Соловьиный сад» – это гимн активной, творческой жизни и разоблачение красивой, упоительной, но призрачной и бесплодной мечты. Той мечты, в которую был погружен лирический герой «Стихов о Прекрасной Даме». Теперь «иной мир» поэта уже не имеет ничего общего с его юношескими «иными мирами», созданиями мистического воображения. Это уже романтический образ будущего лучшего мира, который может быть создан волей и творчеством освобожденного человека. Источником этой веры для поэта была его родина, Россия. Образ России в поэзии Блока не есть нечто неподвижное, данное раз и навсегда. Он складывался и обогащался постепенно. Сначала Россия Блока – это даже еще не Россия, а вневременная сказочная Русь – то умиротворенно-нестеровская, со скромными березками и елками, убегающими в овраг; то таинственно-врубелевская, «с заветными преданьями старины».

Другой аспект образа – Россия-цыганка, живое воплощение свободной и могучей стихии, окрыляющей душу восторгом.

В дальнейшем Блок приходит к пониманию России как исторической реальности данного времени. Точка поворота в истолковании этой темы – знаменитый цикл «На поле Куликовом». Главное здесь – чувство будущего . Отталкиваясь от гоголевской необгонимой тройки, Блок создает динамический образ Родины, устремленной вперед, «в даль веков».

О, Русь моя! Жена моя!

До боли нам ясен долгий путь!

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Россия Блока – утешение, и надежда, и вера. С нею «и невозможное возможно, дорога долгая легка». Эта строка громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Не случайно, конечно, мотив «долгого пути», лежащего перед Родиной, проходит через всю патриотическую лирику Блока.

Цикл «На поле Куликовом» (1908) – этапное произведение поэта. В третьем томе собрания своих стихотворений (1912) Блок сопроводил цикл весьма многозначительным примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Смысл этих строк глубже распространенных среди символистов неославянофильских упований на уготованную России исключительную роль в переиначении судеб мира. Существеннее для Блока опрокидывание исторической темы в современность («Опять над полем Куликовым...») и примечательное первое лицо множественного числа повествователя («...Пусть ночь. Домчимся, озарим кострами / Степную даль... / И вечный бой! Покой нам только снится...»). Одной из важнейших для Блока в эти годы была проблема единения интеллигенции и народа, и то, что его герой находит свое место в битве за спасение отечества среди русских ратников, говорит об авторской вере в возможность такого единства.

Александр Блок утверждал, что вся его поэзия-это единое произведение, своего рода роман в стихах, лирическая «трилогия, посвященная одному кругу чувств и мыслей». Не случайно незадолго до смерти он «выстроил», собрал свою лирику в три тома и настаивал на строгом соблюдении предложенного им порядка. Три тома лирики соответствуют трем этапам судьбы, или, по собственному определению Блока, «пути».

Книга первая: 1898-1904 гг.: «ANTE LUCEM» (до света), «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья».

Книга вторая: 1904-1908 гг.: «Пузыри земли», «Ночная фиалка», разные стихотворения, «Город», «Снежная маска», «Фаина» и «Вольные мысли».

Книга третья: 1907-1916 гг.: «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Итальянские стихи», разные стихотворения, «Арфы и скрипки», «Кармен», «Соловьиный сад», «Родина» и «О чем поет ветер».

Кроме того, в основное собрание не вошли циклы «За гранью прошлых дней», разные стихотворения, поэмы «Возмездие» и «Двенадцать».

Говоря о лирике Блока, необходимо рассматривать не отдельные стихотворения сами по себе, а ряд стихотворений как некое единство (одноэлементная лирическая система). Наиболее простая жанровая форма здесь -ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, в котором стихи связаны только хронологической последовательнос тью, с чего обычно начинают юные поэты. С этого начинал М.Ю. Лермонтов, с этого начинал Блок. Единство более высокого уровня-ЛИРИЧЕСКИ Й ЦИКЛ, объединенный сквозной темой и посвященный общей идее.

В стихах первого тома три персонажа-лириче ский герой и две его возлюбленные, одна из которых-страсть, вторая-возвышенн ая любовь. Реальные прототипы-Ксения Михайловна Садовская и Любовь Дмитриевна Менделеева.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» посвящён ЛЮБОВИ ДМИТРИЕВНЕ МЕНДЕЛЕЕВОЙ. Меняется настроение лирического героя-не усталость от жизни, а ожидание светлого счастья. Идет погружение в сны и туманы, язык полон таинственных намеков и иносказаний (символизм). Раннему Блоку было практически безразлично, в какой стране, в какой среде обитает его Прекрасная Дама. Однако ледяное дыхание “страшного мира”, прежде всего революция 1905 года, заставили его в буквальном и переносном смыслах ощутить почву под ногами. В начало второго тома Блок поставил стихотворение, написанное несколько позже-в апреле 1905 г.: «Ты в поля отошла без возврата…», которое непосредственно связано с предыдущим циклом и продолжает тему прощания с Вечной Женственностью. Но это стихотворение обращено не к ЛЮБОВИ ДМИТРИЕВНЕ МЕНДЕЛЕЕВОЙ, а к самой идее. Сущность этого периода-крушение прежней концепции мира и поиск новой. Об отсутствии прежней цельности говорят даже сами названия циклов. Расчет с прежней верой -«Балаганчик»-па родийность стиля Прекрасной Дамы, пародийность самой пары и т.п.

В попытке осмыслить «стихию» действительности, поэт обращается к ближайшему-теме города. 1905 год-общепринятая гражданственност ь. Выделяются «Барка жизни встала…» и «Сытые»-подлинно е переживание русского культурного человека перед лицом надвигающейся революции, воспринимаемой как расплату за безобразие жизни «сытых». Но бесповоротного отказа от идеи Вечной Женственности нет. Синтез нового и старого-«Незнако мка». Поворот Блока к реальности был ускорен и его личным кризисом - земная женщина Прекрасной Дамой и Вечной Женственностью быть не желала. Но здесь опять возникает конфликт («Все кричали у круглых столов…»)-Любо вь Дмитриевна Менделеева не воплощение Вечной Женственности, а реальная, земная женщина. В прежний мир-мир двоих-входят третьи лица…(цикл «Распутья»).

«О доблестях…»-с этого момента образ ЛДМ и тема «Прекрасной дамы» навсегда и бесповоротно исчезают из поэзии Блока. Но еще раньше в стихах возникает усталость от любви вообще, появляются идеи «отречения», «чистоты», «долга», противопоставлен ного «счастью». Таким образом, Россия оказалась для Блока выходом из кризиса, духовной опорой. В отличие от земной женщины родина была надежна, вечна, а невзаимность такой любви предполагалась заранее и потому не вызывала горечи.

Эта антитеза окончательно оформляется летом 1908 г.-«На поле Куликовом». Этот цикл стал духовным итогом всех предыдущих лет, здесь сошлись воедино все переживания Блока-и личного, и общего характера. Новая философия жизни, новое представление о ее сущности, как бы синтез прежних концепций «храма» и «стихии». Новой концепции мира-«боя» соответствует и новое представление о предназначении человека-«долг». И герой уже не «инок» и не «бродяга»-теперь он «воин», один из многих. Здесь возникает и особенный, сообразный остальному женский образ. В нем нет ничего от земных женщин, это словно возвращение в поэзию Блока самой Вечной Женственности-но преобразившейся, с другим лицом («О Русь моя! Жена моя! До боли…»). Впервые в поэзии Блока мы видим такое сильное, проникновенное национальное чувство.

Обращение к прошлому необходимо Блоку для того, чтобы показать - в широком смысле - судьбы России, ее настоящее и будущее. Прежде всего Блок обращается к прошлому России, Однако Блок не был бы символистом, если бы просто зарифмовал учебник истории, даже выбирая (как мы видим) судьбоносные, переломные моменты этого прошлого.

Именно начиная с «Поля Куликова» можно говорить о нем как о великом русском национальном поэте. Интимный характер блоковской любви выразился в неожиданном образе родины. Если у Гоголя Русь - “тройка”, у Некрасова - “родина-мать”, то у Блока Россия - жена, любовница.

Но своеобразие и особое воздействие блоковского патриотизма в том и заключается, что Россия выступает для него в женственном облике-как здесь, так и позже (Россия). Но что означает по существу это олицетворение? То именно, что национальное чувство поэта порождено крушением всех возможностей личного счастья, питается неудовлетворенны м чувством любви. В этом обаяние блоковского патриотизма-но в этом и его идейная слабость.

На правах любящего человека Блок может себе позволить не закрывать глаза на то, что он презирает в российской современности, в русском национальном характере, но тем не менее, как Рыцарь видит смысл жизни в служении Прекрасной Даме, так зрелый Блок не отделяет своей судьбы от судьбы родины. А когда наступили предсказанные Блоком “невиданные перемены, неслыханные мятежи”, он даже ради самоспасения не покинул страну, которой стал не нужен, и честно попытался понять и принять происходящее.

Незадолго до смерти Блок сказал: “Слопала меня … матушка Россия, как чушка своего поросенка”. Впервые звучит некрасовское «родина-мать», но с совершенно иной интонацией. Наверно, не стоит винить Блока в грубости и измене своему идеалу. Ведь, к сожалению, это правда - Россия издавна именно так поступала со своими пророками, героями и поэтами…

Поставь оценку статье

Александр Блок – одна из ярчайший фигур русской литературы начала XX столетие. Его поэзия от сборника до сборника отбивает не только развитие его таланта, а и сложную эволюцию личности поэта. Сам Блок называл три тома своих стихов поэтическим дневником, “романом в стихах”, главная тема которого – “история вочеловеченья”. Блок ощущал себя потомком огромного культурного наследства и, как никто другой, отвечал за ее судьбу, так как сознавал, что его родину ждут страшные потрясения и испытания. Как каждый настоящий поэт, он не отделял личное и общественное. В первом сборнике “Стихи в Прекрасной Даме” возникают ведущие образа и символы его творчества. На первый взгляд, поэт рассказывает только историю своей любви к молодой девушке. Образ любимой четко не определен, идеальный, она олицетворяет “вечную женственность”. Но уже в этом сборнике внимательный читатель заметит, как изменяется сам поэт: высокая и идеальная любовь вырастает в сложную и трагическую земную любовь.

Мы встречались с тобой на запалах. Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Ни тоски, ни любви, ни обмана. Все померкло, прошло, отошло… Очертания белого стана. И твое золотое весло.

Эту трансформацию чувств поэт воспринимает как свою измену высокому идеалу, но для него это важный шаг на пути “очеловечивания”. Неслучайно следующий сборник его произведений имел название “Распутья”. Земная любовь принуждает его обратиться к реальности, увидеть в будничному высокое, осознать свою ответственность за свое время, за свою страну, ее историю и будущее. Так из образа-символа Прекрасной Дамы рождается образ-символ России, один из труднейших в своей символике и наиболее противоречивый. Россия для Блока – жена, с которой навеки связанная его жизнь.

О, Русь моя! Жена моя! К боли Нам ясень долгий путь!

Он отвечает, как мужчина за женщину, за все, что происходит с его родиной. Исторические события начала XX столетие не могли не вызвать ощущения трагизма эпохи. Он не принимает бездуховности “пьяниц с глазами кроликов”. Он определенный, что Россия имеет свой исторический путь, на котором “невозможное возможно”. Еще один ведущий символ Блока – дорога. Это символ побежалости.

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи… И невозможное возможно, Дорога долгая легкая, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..

В этом стихи очень выразительно проявляется поэтическая символика Блока. Начало стиха вызывает ассоциацию с известным образом “тройки” из поэмы Гоголя “Мертвые души”. С помощью этой ассоциации поэт соединяет прошлое и современное, вводит один из важнейших для него символов – символ дороги, пути, которым идут и страна, и поэт. Так возникает тема общности судьбы народа и Поэта, Россия для него, как “слезы первые любви”. Он знает, что ее ждут страшные испытания, но верит в ее историческую миссию: “Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит твои прекрасные черты”. Символические образа Александра Блока помогают поэту установить связь между прошлым, современным, будущим, между внутренним миром, интимным переживанием и общественной, общественной жизням, между идеальным, космическим и реальным, земным.

(No Ratings Yet)

ЛИРИКА А. БЛОКА

Другие сочинения по теме:

  1. Назовите ведущие темы и расположения духа лирики А. Блока. 2. В какой родственной атмосфере рос А. Блок? Как семейные традиции...
  2. Сочинения по литературе: Россия в творчестве блока Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир прекрасен. А. Блок “Жизнь –...
  3. А. Блок жил и творил в эпоху исторических и социальных перемен, когда всю Россию лихорадило. Блок начал свой путь в...
  4. Тема Родины – тема России – занимала особое место в жизни А. Блока, она была для него поистине всеобъемлющей. Он...
  5. Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил...
  6. Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт...
  7. Сочинения по литературе: Россия в лирике А. Блока и С. Есенина Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в...
  8. Отечество для Блока – маяк, который освещает весь его творческий путь. Если проследить этот путь от начала до конца, то...
  9. “Родина” для Блока – понятие широкое, поэтому он посчитал возможным включить в цикл “Родина” (вершинный цикл всего творчества Блока) стихотворения...
  10. Когда поэт по-настоящему талантлив, его поэзия всеохватывающая и очень тяжело вычленить главные темы его творчества. Так и с поэзией А....
  11. Сочинения по литературе: Анализ стихотворения А. Блока “Осенняя воля” Александр Блок “нашел” себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений...
  12. Поэзия Александра Блока была, есть и будет современной всегда. Так как не может иметь категорию времени гуманизм и духовность, гражданственность...

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Блок Александр Александрович (1880 -1921), русский поэт, драматург. Серьёзно писать стихи начал с 18 лет, все они отмечены влиянием В. А. Жуковского, А.А. Фета, затем поэт увлёкся философией и поэзией В. С. Соловьёва и сблизился с символистами. У Жуковского Блок перенял трепетное отношение к красоте окружающего мира, полного тайн и загадок, возвышенность чувств, а у Соловьёва – образ Вечной Жены, которая является синтезом гармонии, красоты и добра. В 1903 г. Блок женился на дочери знаменитого учёного-химика Д. И. Менделеева Любови Дмитриевне. Ей была посвящена первая книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904). Любовь трактуется здесь как неземное и святое чувство, дарованное Богом. Это и чувство к конкретной женщине, и воплощение соловьёвского культа женщины-Богоматери. Блок стал одним из лидеров рус. символизма , но чуждым мистическим настроениям некоторых поэтов этого направления, их нежеланию знать реальную жизнь. Успех книги определили выразительность и метафоричность языка поэта, тяготение к цветовой и звуковой выразительности, сложная структура образов. В 1907 г. вышла его вторая книга «Нечаянная радость», где лирический герой как бы спустился на землю с небесных высот. В этом цикле самым популярным стало стихотворение «Незнакомка», героиня которого ещё напоминает героиню «Прекрасной Дамы», но уже приходит в самое земное из земных мест – кабак. Так Блок пытается соединить возвышенное и низкое; это сказывается и в лексике стихотворения: романтической и обыденно-разговорной. Герой жадно всматривается в окружающую жизнь, он – очевидец происходящих событий, демонстраций на шумных улицах, митингов, общего недовольства. В этом сборнике появилось первое стихотворение, посвящённое теме Родины.
1906-07 гг. – переломные для Блока, это время переоценки ценностей, развенчания иллюзий, отказ от мистицизма. В это время он обращается к драматургии. В 1906 г. написаны три лирические драмы: «Незнакомка» (развивает тему одноимённого стихотворения), «Король на площади» (остросовременное отрицание канонов прошлого), «Балаганчик» (отказ от былых верований, поворот в сторону реальности). Цикл стихов «Вольные мысли» (1907) отражает изменившиеся взгляды поэта, он отходит от подчёркнутого лиризма и намеренной асоциальности, новый герой тесно связан с окружающим миром, с судьбами народа и страны. Меняется и лирическая героиня поэта – в 1910 г. Блок пишет стихотворение «В ресторане», где лирическая героиня уже хорошо освоилась в обстановке пьяного веселья; исчезает возвышенное: цыганка «визжала заре о любви». Но и возвышенное не перестаёт быть предметом поэтического внимания Блока – драма «Роза и Крест» (1912–13), поэма «Соловьиный сад» (1915).

Образ Родины стал одним из важнейших в творчестве Блока, в его изображении это двуликая страна – нищая, богомольная и одновременно разбойная и вольная, выразителен в этом отношении цикл «На поле Куликовом» (1908) – этапное произведение поэта. Блок проводит параллели между событиями давно прошедшими и современными, его герой находит себя в битве за спасение Отечества. Поэт верит в возможность единения народа и интеллигенции в борьбе за будущее России.

Последние годы жизни поэта были отданы общественным темам, судьбе России. Он давно предчувствовал, что его родину ждут потрясения. В 1917 г. он прямо призывает «слушать музыку революции». Блок-символист искал теперь новую социальную символику – в происходящих событиях. Завершением его художественных исканий и кульминацией творчества стала поэма «Двенадцать» (1918). Блок не осуждает тех, кто кричит:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнём-ка пулей в святую Русь -

В кондовую, в избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без Креста! -

и временами почти любуется стройным движением двенадцати красногвардейцев-«апостолов». Но его пугает, что они легко совершают самосуд, убивают девушку, изменившую их товарищу, и грозят пальнуть в идущего впереди Христа, некий символ обновления и чистоты. Блок всего в нескольких строках создаёт выпуклый, зримый образ рухнувшего мира:

Стоит буржуй, как пёс голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос,

И старый мир, как пёс безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Революция у Блока – всепобеждающая стихия, очищающий огонь, в котором погибнет старый мир. Утверждению революции подчинена и композиция поэмы (постепенное поглощение личного темой общественного долга, доходящее до пафоса), и интонация (ироническая, насмешливая в изображении старого мира и возвышенно-патетическая в теме революции), и ритм, и символика.

Драматическое мироощущение ещё ярче в поэме «Скифы» (1918). Поэт осознаёт, что рус. народ не един со всей мировой цивилизацией, он противостоит всем и предупреждает:

Мильоны вас.

Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы,

Попробуйте, сразитесь с нами!

Блок принял революцию 1917 г., сотрудничал с новой властью, работал в издательстве «Всемирная литература», возглавляемом М. Горьким. Но вскоре разочарование в реальном воплощении громких лозунгов революции, события Гражданской войны, столкновения с мощной машиной новой бюрократии привели к трагическому разочарованию:

Что за пламенные дали

Открывала нам река!

Но не эти дни мы звали,

А грядущие века.

(«Пушкинскому дому»)

Болезнь ускорила его конец. Первый поэт «серебряного век а» русской культуры скончался на 41-м году жизни.

Сочинение на тему: "Своеобразие интимной лирики А. А. Блока".

Творчество талантливого поэта - это отображение его внутреннего состояния. В любом литературном тексте есть частичка души автора. Как истинный поэт, Александр Александрович Блок выражал на бумаге свои мысли и душевные терзания, щедро раскрывая их читателям. Творчество А. Блока можно назвать его мемуарами, ведь в нем отражены все искания, мечты и надежды поэта.

Романтичность и безграничная нежность присуща всей любовной поэтике автора. Поэт передает читателю трагичность собственных любовных отношений с помощью своих сборников. Разнообразие интимной лирики поэта поражает воображение. Строчки его стихотворений могут угнетать, а могут заставить мечтать и надеяться.

Поэзия А. Блока ассоциируется с созданным им образом Прекрасной Дамы. Поэт на протяжении жизненного пути находился в поисках женского идеала, пытаясь найти его формулу. Женщина стала для него объектом преклонения, в женственности автор видел природную гармонию. Многие стихотворения поэт посвятил своей жене, но все же большая часть их посвящена женственности в целом. Соответственно, главной героиней своего творчества А. Блок выбрал идеальную женщину, которая навсегда останется недостижимой мечтой. Поэт с трепетом ждет ее появления, но при этом опасается, предчувствуя возможную боль разочарований.

Поэт осознает неосуществимость своих грез, поэтому постоянно противопоставляет вымышленное реальности. В этом заключается самобытность его интимной лирики. Яркие антитезы, параллелизм и мистичность образов выделяют поэтику Александра Блока среди других авторов. Лирика писателя очень музыкальна, его стихи можно без усилий положить на музыку. Считается, что эта особенность поэтического мира автора связана с его увлечением романсами.

Произведения поэта эмоциональны, страстны, они переносят нас в другую, романтичную реальность. Любовь и одиночество всегда ходят рядом, поэтому тема отрешенности неизменно присутствует в стихах автора.

Интимная лирика А. Блока не ограничивается мотивами романтической любви к женщине.

Он восхищается любовью вообще, видя настоящее чувство в любви к родной земле.

Однажды он даже назвал родину своей «женой».

Поэта можно назвать филантропом, ведь он любил всех людей, закрывая глаза на их несовершенство и прощая их ошибки. Автор в каждом человеке ищет что-то доброе, возможно поэтому его называют певцом добра и света:

«Храню я к людям на безлюдьи

Неразделенную любовь».

Каждое из стихотворений Александра Блока без преувеличений можно назвать шедевром классической литературы.