Когнитивная карта для общения с. Что такое когнитивные карты? Смотреть что такое "Когнитивная карта" в других словарях

Когнитивная карта (карта познания, cognitive mapping) − это вид математической модели, представленной в виде графа и позволяющей описывать субъективное восприятие человеком или группой людей какого-либо сложного объекта, проблемы или функционирования системы.

Когнитивная карта — термин, предложенный амер. необихевиористом Э.Ч. Толменом (1886-1959) для обозначения целостного образа (представления) некоторой обстановки, сложившегося в ходе предшествующего опыта животного или человека и определяющего их поведение. Толмен ввел это понятие в статье «К. к. у крыс и человека» (1948) след. образом: «поступающие стимулы перерабатываются в центральной управляющей инстанции в особую структуру, которую можно было бы назвать К. к, окружающей обстановки. И именно эта примерная карта, указывающая пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, окончательно определяет, какие именно ответные реакции… будет в конечном счете осуществлять животное».

Элементы изучаемой системы или объекта называются концептами . Концепты в графе представляются вершинами, причинно-следственные связи − направленными дугами, связывающими концепты.

Пример Тимура Василенко ()

Итак, будем считать, что в моей жизни есть три существенных ценности – семья, работа и хобби. Также будем считать, что все свое продуктивное время я посвящаю либо работе, либо хобби (это не значит, что у меня нет времени на семью). Хобби – это в частности написание вот таких статей, что напрямую с работой не связано, хотя некоторые области пересечения есть. Что на этой карте делают деньги, думаю, объяснять не надо. Основные связи тривиальны, но несколько связей требуют пояснений. Отрицательное влияние удовлетворенности жизнью на работу в психологии называется пароксизмом довольства (не зря же у меня деньги не входят в список ценностей) – когда мне хорошо, работаю более продуктивно (+0,2 к успехам в работе), но стараюсь работать поменьше (-0,5 к времени работы).

Все веса дуг относятся к процентам изменения. К примеру, если я буду работать на 10% больше, то хобби я буду посвящать на 8% меньше времени и на 8% возрастут успехи в работе. Эти изменения повысят мои заработки на 4% (=8%*0,5) и повысят удовлетворенность жизнью на 11,2% (=8%*0,7+8%*0,7).

Популярность когнитивных карт объясняется относительной легкостью представления причинных связей (отношений) между концептами и общей структурой изучаемого объекта.

Формирование когнитивной карты может стать также исходными данными для последующих этапов генерации решения.

При анализе когнитивной карты рассматривают отношения причинности, которые могут иметь различные значения: положительное, отрицательное и ноль. При положительном значении тех двух переменных, которые она связывает, изменения происходят в одном направлении (необязательно со знаком плюс).

Когнитивные карты – это достаточно простые в своей основе модели нашего мышления, представляющие картинки со стрелками. А теперь напряжем память – а есть ли еще какие-нибудь картинки с вершинами и стрелками? Оказывается, есть – во-первых, это дерево целей , а во-вторых, «рыбья кость» Ишикавы . Каждая из них отражает какую-то грань когнитивных карт – дерево целей имеет только положительные связи , но схожий характер взаимодействий элементов. А вот

cognitio - знание, познание) - образ знакомого пространственного окружения.

Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться когнитивные карты различной степени общности, «масштаба» и организации (например, карта-обозрение или карта-путь в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчета). Это - субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Выделяют карту-путь как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту, и карту-обозрение как одновременное представление пространственного расположения объектов.

Когнитивное моделирование

Методология когнитивного моделирования, предназначенная для анализа и принятия решений в плохо определенных ситуациях, была предложена Аксельродом . Она основана на моделировании субъективных представлений экспертов о ситуации и включает: - методологию структуризации ситуации: модель представления знаний эксперта в виде знакового орграфа (когнитивной карты) (F, W), где F – множество факторов ситуации, W – множество причинно-следственных отношений между факторами ситуации; - методы анализа ситуации. В настоящее время методология когнитивного моделирования развивается в направлении совершенствования аппарата анализа и моделирования ситуации. Здесь предложены модели прогноза развития ситуации; методы решения обратных задач

Происхождение термина

Термин предложен в в работе американского психолога Э. Толмена "Когнитивные карты у крыс и человека".

Ссылки

  • Максимов В.И., Корноушенко Е.К., Качаев С.В. Когнитивные технологии для поддержки принятия управленческих решений

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Когнитивная карта" в других словарях:

    когнитивная карта - (от лат. cognitio знание, познание) образ знакомого пространственного окружения. К. к. создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться К. к. различной степени общности,… …

    Субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Выделяют карту путь как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту, и карту… … Психологический словарь

    КОГНИТИВНАЯ КАРТА - Термин, предложенный Э. Толменом для описания его теоретического представления о поведении животного при научении в лабиринте. Толмен утверждал, что у животного скорее формируется система пространственных связей – когнитивная карта, чем просто… … Толковый словарь по психологии

    - (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… … Википедия

    Когнитивная карта (от лат. cognitio знание, познание) образ знакомого пространственного окружения. Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться… … Википедия

    Направление географии, изучающее пространственные представления, механизмы их формирования и использования в различных аспектах человеческой деятельности. Содержание 1 Общие сведения 2 Когнитивная география в России … Википедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия

    карта когнитивная - субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в коей локализованы отдельные воспринимаемые предметы; образы ситуаций знакомого пространственного окружения. Создаются и изменяются в ходе активного взаимодействия субъекта… … Большая психологическая энциклопедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Когнитивно … Википедия

    - (от англ. слов: cognitive «познавательный» и dissonance «отсутствие гармонии») состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого… … Википедия

Книги

  • Идентичность. Личность, общество, политика , Семененко Ирина Станиславовна, Самаркина И. В., Фадеева Л. А.. В фокусе внимания авторов энциклопедического издания - понятие идентичности и его использование в современном научном и политическом дискурсах. Дана оценка когнитивного потенциала концепта…

Когнитивную карту можно понимать как схематичное, упрощенное описание картины мира индивида, точнее – ее фрагмента, относящегося к данной проблемной ситуации. Специалисты по когнитивной психологии считают, что каузальная (причинная) схема рисует путь размышлений человека о возможных причинах в связи с данным следствием. Это обеспечивает человека средствами делать причинные атрибуции на основе ограниченной информации. Допускается также, что у каждого человека есть некий репертуар мыслительных моделей для анализа причин (множество каузальных схем).

Итак, когнитивная карта может быть визуализирована в виде множества вершин, каждая из которых соответствует одному фактору или элементу картины мира индивида. Дуга, связывающая вершины А и В, соответствует причинно-следственной связи А → В, где А - причина, В - следствие.

Итак, целью построения когнитивной карты сети причинно-следственных взаимодействий является нахождение оптимального сочетания составляющих контур обратной связи показателей, обуславливающего условия стабильности или нестабильности системы. Важнейшим звеном в проведении причинного анализа является выделение контрольного показателя системы, в отношении которого проявляется встречное воздействие со стороны петли обратной связи, устанавливающей положительную или отрицательную связь.

Выбор контрольного показателя продиктован целями производственной системы, установленными в ней приоритетами. Признаком управляемости системы является наличие в ней механизма отрицательной обратной связи, стабилизирующей значение контрольного показателя. фиксированный диапазон его вариации является условием динамического равновесия между образующими контур показателями, - равновесия, обеспечивающего режим саморегуляции системы.

Основные задачи составления когнитивных карт:

Выявление индикаторных переменных, т.е. переменных, изменения в значении которых способствуют разрушению данной системы;

Определение естественных условий равновесия между параметрами системы;

Определение возможных сценариев нарушения равновесия в исследуемых системах.

Рассмотрим пример когнитивной карты для анализа проблемы потребления электроэнергии в регионе (рис.).

Ф. Роберте считает, что исследуемую проблему достаточно полно можно описать семью факторами F, J, P, Q, R, С, U. Дуги на рис. определяют существенные причинно-следственные отношения, влиянием остальных можно пренебречь. Дуга (Q, P) имеет знак "+", так как улучшение окружающей среды ведет к увеличению числа жителей, а ухудшение состояния окружающей среды вызывает отток населения. Дуга (U,Q) имеет знак "-", так как увеличение потребления энергии ухудшает состояние окружающей среды, а уменьшение потребления энергии благотворно сказывается на ее состоянии. Дуга (Р, U) имеет знак "+" ввиду того, что рост числа жителей вызывает увеличение потребления энергии и, наоборот, уменьшение населения приводит к падению потребления энергии.



Рассмотрим взаимодействие факторов в контуре P, U, Q, Р. Предположим, что численность населения возросла. Это приведет к увеличению потребления энергии и, следовательно, ухудшит состояние окружающей среды, что в свою очередь приведет к уменьшению числа жителей. Таким образом, влияние импульса в вершине Р будет компенсироваться действием контура P, U, Q, Р и поведение системы стабилизируется. Три фактора Р, U, Q образуют контур, противодействующий отклонению. В контуре U, С, F все дуги со знаком "+", и легко заметить, что увеличение (уменьшение) любой переменной в этом контуре будет усилено.

Контуры в когнитивной карте соответствуют контурам обратной связи. Данная схема анализа в основном соответствует интуитивным представлениям о причинности. Ясно, что взаимодействие двух факторов может подчиняться более сложным, нелинейным, закономерностям, но в этом случае для описания исследуемого процесса следует использовать языки функциональных взаимосвязей.

Опыт использования когнитивных карт показывает, что исследователь часто чрезмерно упрощает ситуацию из-за ограниченных когнитивных возможностей, трудностей одновременного учета большого числа факторов, их динамического взаимодействия. М. Вертгеймер писал, что исследователю часто не хватает широты видения в сложных ситуациях, включающих несколько подпроблем, теряется понимание целого, сам собой навязывается узкий взгляд на проблему. Д.Хейс подчеркивает, что лишь немногие интересные явления в общественных науках зависят только от одной причины. Общественные явления обычно включают в себя много различных событий, тенденций, определяемых несколькими факторами, причем каждый в свою очередь влияет на некоторое число других факторов. Образуются сети причинных отношений, т.е. причинность носит системный характер. Причинная обусловленность порождает модель социальных явлений, а изучение моделей обеспечивает углубление понимания причинных отношений, которые их порождали.

Анализируя свои и чужие когнитивные карты, исследователь может быстро углубить понимание проблемы, улучшить качество и обоснованность принимаемых решений. Кроме того, когнитивная карта является удобным средством для изменения устоявшихся стереотипов, способствует генерации новых точек зрения. Так, М. Маруяма приводит пример ошибочного убеждения (когнитивного клише), что торговля двух стран является игрой с нулевой суммой. Если один партнер выигрывает, то другой столько же проигрывает. Это убеждение является психологической подоплекой войны ограничений на ввоз товаров (импорт).

Для страны, имеющей дефицит в торговле с другой страной, на первый взгляд есть два равноценных способа улучшить торговый баланс: сократить импорт и увеличить экспорт. Однако война ограничений ведет к отрицательному суммарному эффекту: из-за сокращения оборота капитала между двумя государствами, увеличения безработицы, теряют обе стороны. Напротив, взаимная экспортная экспансия увеличивает скорость циркуляции капитала и дает положительный эффект для обоих государств.

Когнитивная карта особенно полезна для анализа действия трудно формализуемых факторов, измерение которых часто является очень сложной проблемой. Английский ученый К.Иден предложил использовать когнитивные карты для коллективной выработки и принятия решений. Иден подчеркивает, что эффективность взаимодействия в группе лиц, занимавшихся принятием решений, существенно зависит от того, насколько каждый участник понимает способы интерпретации ситуаций другими членами группы. Важную роль в получении консенсуса играют достижение членами группы единства в способе конструирования будущих событий, процессы "усиления понимания", "изменения символов", выявления новых точек зрения. Необходим инструмент для фиксации и анализа резонов, мнений, которые часто основываются на опыте и интуиции экспертов. Важно при этом уметь записывать противоречивые точки зрения экспертов без потери богатства аргументации. Когнитивная карта дает возможность проследить взаимосвязи между будущим, настоящим и прошлым изучаемого процесса.

Ясно, что использование когнитивных карт для планирования в организации может потребовать фиксации нескольких тысяч взаимосвязанных утверждений. Следовательно, для записи и хранения, поиска и анализа информации необходимо использовать ЭВМ и специальное программное обеспечение. В настоящее время разработан ряд коммерческих пакетов для анализа когнитивных карт (NIPPER, Cope, GISMO).

Когнитивная карта - образ знакомого пространственного окружения. Это понятие широко используется в психологии и было заимствовано в других областях. Методологии когнитивного моделирования, предназначена для принятия решений и анализа в плохо формализованных ситуациях, впервые была предложена Аксельродом.

При принятии решений в неструктурированных случаях у субъекта – эксперта или лица принимающего решение появляется модель проблемной области, на базе которой он пробует объяснить происходящие процессы в реальном мире. При этом объективные правила реальности описываются субъективными экспертными оценками. В конечном итоге модель наблюдаемой ситуации отражает не только правила и законы ситуации, но и мировоззрение субъекта, его систему ценностей, убеждений, уровень образования, опыт и т.д.

В такой обстановке процесс принятия решений - это искусство, включающее в себя логические, рациональные и интуитивные начала. В синтезе рационального и интуитивного у лица принимающего решения возникает способность предпринимать своевременные и адекватные решения.

Когнитивный метод к поддержке принятия решений направлен на то, чтобы стимулировать интеллектуальные процессы субъекта и предоставить ему возможность определить представление проблемной ситуации в виде формальной модели. В качестве данной модели и используется когнитивная карта, представляющая известные субъекту главные законы и правила наблюдаемой ситуации в виде ориентированного знакового графа, в котором вершины графа – это факторы (признаки, характеристики ситуации), а дуги между факторами – причинно-следственные связи между факторами. Дуги имеют вес, который отражает силу влияющих факторов.

В когнитивной модели можно выделить два типа причинно-следственных связей: положительные связи и отрицательные связи. При положительной связи увеличение значения фактора-причины приводит к увеличению значения фактора-следствия, а при отрицательной связи увеличение значения фактора-причины приводит к уменьшению значения фактора-следствия.

Цель когнитивного моделирования состоит в создании и проверке гипотез о функциональной системе наблюдаемой ситуации до получения функциональной системы, которая способна объяснить закономерности в поведении наблюдаемой ситуации.

Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, то есть соотноше­ние, на основе которого происходит обмен валют разных стран. Таким образом, валютный курс – это цена одной валюты, выраженная в другой валюте. Валютный курс показывает, сколько единиц валюты какой-либо страны нужно для покупки одной единицы иностранной валюты. В качестве исключения в Великобритании, валютный курс определяется в количестве единиц иностранной валюты, которое можно купить на одну единицу иностранной валюты. Валютный курс представлен в виде двух показателей – цены продажи и цены покупки. Разница между данными курсами составляет прибыль, или комиссию, требуемую организацией, осуществляющей обмен.

Факторы, влияющие на валютный курс.

Как и любая цена, валютный курс может отклоняться от стоимостной основы - покупательной способности валют - находящаяся под влиянием спроса и предложения валюты. Соотношение данного спроса и предложения зависит от определённого ряда факторов. Многофакторность валютного курса говорит о его связи с другими экономическими категориями - стоимостью, процентом, деньгами, ценой, платежным балансом и т.д. Более того происходит сложное переплетение между данными факторами и определение в качестве определяющих то одних, то других факторов. Среди них можно выделить следующие.

Темп инфляции.

Соотношение валют по их покупательным возможностям, отражает действие закона стоимости и служит так называемой осью валютного курса. Из-за этого темп инфляции оказывает значительное влияние на валютный курс. Чем больше темп инфляции в стране, тем ниже опускается курс ее валюты, при условии отсутствия иных факторов. Обесценивание денег в стране посредством инфляции вызывает снижение уровня покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам тех стран, где темп инфляции меньше. Данную тенденцию можно проследить в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Выравнивание и стабилизация валютного курса, приведение его в соразмерность с паритетом покупательной способности происходят в течение двух, трёх лет. Объясняется это тем, что каждодневная котировка курса валют не изменяется по их покупательной способности, а также работают другие курсо-образующие факторы.

Корреляция валютного курса к темпу инфляции особенно заметна у стран с большим и развитым объемом международного обмена капиталами, товарами и услугами. Данное обстоятельство объясняется тем, что наиболее сильная связь между котировками валютного курса и темпом инфляции проявляет себя при расчете курса на основе экспортных цен. Цены глобального рынка представляют из себя денежное выражение интернациональной стоимости. Что касается цен за импорт, то они менее пригодны для расчета относительного паритета покупательной способности валют, так как сами в основном зависят от динамики валютного курса. Индекс цен, завязанных на оптовых продажах применим для такого расчета только для экономически-развитых стран, где система оптовой внутренней торговли и экспорта в наибольшей мере одна и та-же. В остальных странах в данный индекс многие экспортируемые товары не входят. Подобный расчет на основе розничных цен может представить не достоверную картину, так как включает в себя некоторые услуги, не являющиеся объектом мировой торговли. В итоге на глобальном рынке происходит стихийное выравнивание курсов национальных денежных единиц в соответствии с реальной покупательной способностью.

Реальный валютный курс рассчитывается как номинальный курс помноженный на отношение уровня цен в России иуровня цен в США, на примере данных двух стран. Это объясняется тем, что международные расчеты проводятся методом купли-продажи нужной иностранной валюты участниками внешнеэкономических связей.

Состояние платежного баланса.

Активный платежный баланс содействует укреплению курса национальной валюты, так как при этом повышается спрос на нее со стороны иностранных заемщиков. Пассивный платежный баланс ведет к тенденции снижения курса национальной валюты, так как заёмщики стараются продать ее на иностранную валюту что бы погасить свои внешние обязательства. Волатильность платежного баланса ведёт к тяжело прогнозируемому и резкому изменению спроса на соответствующие валюты и их предложение. В текущих условиях выросло влияние международного движения капиталов на платежный баланс и, как следствие, на валютный курс.

Разница процентных ставок в разных странах.

Влияние данного фактора на валютный курс можно объяснить двумя превалирующими обстоятельствами. Во-первых, изменение процентной ставки в стране влияет на международные течения капиталов, прежде всего на краткосрочные. Повышение процентной ставки побуждает к притоку иностранных капиталов, а ее понижение стимулирует к отливу капиталов, в том числе и национальных, в иностранные банки. Течения капиталов, в особенности спекулятивных денег, увеличивает нестабильность платежных балансов. Во-вторых, процентные ставки определяют количество сделок на валютных рынках и рынках ссудных капиталов. При проведении сделок банки берут во внимание разницу процентных ставок на национальном и мировом рынках капиталов с целью извлечения максимальной прибыли. Банки хотят получать более дешевые кредиты на иностранных рынках ссудных капиталов, где ставки значительно ниже, и размещать иностранную валюту на национальных кредитных рынках, где процентные ставки традиционно выше.

Спекулятивные валютные операции.

Если курс какой-либо валюты ориентирован на понижение, то организации и банки заблаговременно стараются продать ее на более перспективные валюты, что еще больше ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные рынки мгновенно реагируют на те или иные изменения в экономике и политике, на колебания курсовых соотношений. Таким образом они преумножают возможности валютной спекуляции и стихийного движения денег.

Изменение в уровне оборачиваемости денежной массы

Если оборачиваемость денежных средств при прочих равных растёт, то уровень инфляции повышается. Специалисты долгое время не могли решить из-за чего обращение денежной массы меняется по истечению времени. Одним из определяющих факторов является технологический прогресс. Данный фактор изменяет порядок накопления денег, и варианты как потребители тратят деньги, таким образом, влияя на оборачиваемость денег. В условиях гиперинфляции потребители не желают накапливать наличные суммы денег и предпочитают покупать реальные товары. Данное нежелание ведёт к ускорению оборачиваемости денег. Следовательно, если центральный банк быстро увеличивает денежную массу, то это неизбежно приведёт к повышению уровня инфляции.

Изменение в реальном объеме производства

Если объем производства начинает увеличивается при других параметрах константах, то уровень инфляции понижается. Зачастую это является главным аргументом сторонников школы Кейнса для смягчения монетаристской политики во времена спадов в экономике. Они утверждают, что рост денежной массы ведёт к сопутствующему росту реальных объемов в производстве и инфляционные процессы при этом заметно сокращаются или вовсе пропадают.

Степень доверия к валюте .

Степень доверия определяется состоянием в экономике и политической обстановкой в стране, а также рассмотренными выше факторами, которые оказывают воздействие на валютный курс. Дилеры принимают во внимание не только данные темпы экономического роста, инфляции, уровень покупательной способности валюты, соотношение спроса и предложения валюты, но и возможности и перспективы их динамики. Иногда даже само ожидание размещения официальных данных о торговом и платежном балансах или результатах выборов сказывается на соотношении спроса и предложения и курсе валюты.

Составим матрицу влияния факторов:

Проведём динамический анализ, для этого поочередно изменим некоторые факторы:

    Увеличим фактор степени доверия к валюте на 10%.

На графике видно, что доверие к валюте положительно сказывается на факторах, влияющих на рост покупательной способности и отрицательно на факторе уровня спекулятивных операций.


График показывает, что увеличение уровня спекулятивных операций крайне негативно сказывается на факторе покупательной способности валют.

    Увеличим оборачиваемость денежной массы на 10%.

Увеличение фактора оборачиваемости денежной массы дает незначительный рост покупательной способности и резкий одномоментный скачек объёмов производства.

    Увеличим объёмы производства на 10%.

Увеличение объёмов производства дает незначительный рост покупательной способности валюты, как и незначительный спад уровня спекулятивных операций и темпа инфляции.

    Увеличим темп инфляции на 10%.

При увеличении темпа инфляции на графике виден резкий спад покупательной способности валюты, как и всех, положительно влияющих, на нее факторов и резкий рост уровня спекулятивных операций.

    Увеличим покупательную способность валюты.

Все положительные факторы увеличиваются, уровень спекулятивных операций уменьшается.

    Увеличим на 10% покупательную способность и темп инфляции.

На графике видно, что после небольшой волатильности все показатели не изменяются.

    Увеличим на 10% покупательную способность, темп инфляции, степень доверия к валюте.

На графике видно, что все положительно влияющие факторы растут, в то время как уровень спекулятивных операций стремится вниз.

Таким образом можно сделать вывод, что фактор степени доверия к валюте в наибольшей мере положительно влияет на покупательную способность валюты, а следовательно, и на рост курса валюты, в то время как спекулятивные операции в наибольшей степени обрушивают курс валюты.