Компетентность и базовые критерии компетентности ппс. Определение уровня невербальной компетентности4

Инструкция: Прочитайте внимательно каждый вопрос и выберете один из предложенных вариантов ответа (а, б, в).

1. Хорошо ли Вы разбираетесь в языке жестов?

а) да; б) и да и нет; в) нет.

2. Чувствительны ли Вы к чужим нуждам?

а) да, чувствителен; 6) не знаю; в) нет, не чувствителен.

3. Сразу ли Вы замечаете, что кому-то стало скучно при разговоре с Вами?

а) сразу; 6) верно нечто среднее; в) не замечаю вообще.

4. Вы умеете слушать других?

а) да, умею; б) и да, и нет; в) нет, не умею.

5. Всегда ли Вы одинаково обходительны в общении?

а) да, всегда; б) л зависимости от обстоятельств; в) никогда.

6. Можете ли Вы тотчас определить, что кто-то из собеседников осуждает Вас?

а) да, могу; б) не всегда; в) нет, не могу.

7. Всегда ли Вы верно оцениваете других людей?

а) да, всегда; б) от случая к случаю; в) никогда.

8. Можете ли Вы сразу почувствовать, что вызываете у собеседника симпатию, расположение?

а) да, могу; б) и да, и нет; в) нет, не могу.

9. Способны ли Вы предсказать, между кем из Ваших знакомых может завязаться дружба?

а) да, способен; б) не знаю; в) нет, не способен.

10. Всегда ли Вы чувствуете, что у собеседника есть что-то скрытое на уме?

а) да, всегда; б) в зависимости от обстоятельств; в) не всегда.

11. Умеете ли Вы вовремя почувствовать, когда не следует быть слишком настойчивым?

а) да, умею; б) когда так; в) нет, не умею.

12. Часто ли люди приходят к Вам со своими проблемами?

а) часто; б) от случая к случаю; в) редко.

13. Как Вы думаете, всегда ли Вам удается распознать ложь?

а) думаю, что всегда; б) не знаю; в) думаю, что нет.

14. Сразу ли Вы чувствуете, что собеседник находится в плохом расположении духа?

а) да, сразу; б) и да, и нет; в) нет, не сразу.

15. Предчувствуете ли Вы, что собеседник может вот-вот неожиданно разрыдаться (или взорваться)?

а) да, предчувствую; б) когда как; в) нет, не предчувствую.

КЛЮЧ: ответы а – 2 балла; б – 1 балл; в – 0 баллов.

Обработка результатов : Вначале суммируйте оценки по пунктам опросника, затем преобразуйте сырые баллы в стены с помощью таблицы.

1-3 ст. – низкий уровень невербальной компетентности. Лица, отнесенные к этой группе, поглощены своими собственными проблемами и недостаточно внимательны к проблемам других. Они обнаруживают неспособность к установлению отношений и пониманию характера межличностного взаимодействия, в которое они вовлечены.

4-7 ст. – умеренный уровень невербальной компетентности.

8-10 ст. – высокий уровень невербальной компетентности. Лица, отнесенные к этой, группе, характеризуются поглощенностью проблемами других людей и невниманием к своим собственным Они также обнаруживают способность к установлению отношений и умению прочитывать контекст межличностных отношений.

Определение стиля взаимодействия5

Инструкция : Внимательно прочтите каждое утверждение и оцените по 5-ти бальной системе частоту проявления того или иного действия в Вашем обычном взаимодействии с другими людьми.

Действия

Часто Редко

Указываю людям, что надо делать

Выслушиваю мнения других людей

Даю возможность другим участвовать в принятии решения

Даю возможность другим действовать самостоятельно

Настойчиво объясняю, как надо что-либо делать

Обучаю людей умению работать

Советуюсь с другими

Не мешаю другим работать

Указываю, когда надо делать работу

Учитываю успехи других

Поддерживаю инициативу

Не вмешиваюсь в процесс определения целей деятельности другими

Показываю как надо работать

Иногда даю возможность другим принимать участие в обдумывании проблемы

Внимательно выслушиваю собеседников

Если вмешиваюсь в дела Других, то по-деловому

Мнения других не разделяю

Прилагаю усилия с целью улаживания разногласий

Стараюсь улаживать разногласия

Считаю, что каждый должен применять свой талант как может

Обработка результатов.

A. Действия 1, 5, 9, 13, 17 – указывают на приверженность к директивному стилю.

Б. Действия 3, 7, 11, 15, 19 – свидетельствуют о выраженности коллегиального стиля.

B. Действия 4, 8, 12, 16, 20 – являются индикаторами невмешательства в действия других людей.

Г. Действия 2, 6, 10, 14, 18 – дают основание судить о приверженности к деловому стилю.

В каждой группе максимально можно набрать 25 балов. 20 и более баллов свидетельствуют о том, что опрашиваемый является приверженцем стиля А, Б, В, или Г. Если в какой-то группе набрано 12-14 баллов, значит опрашиваемый склонен иногда проявлять данный стиль взаимодействия. Общий показатель (по всему опроснику) в 70-80 баллов указывает на устремленность к взаимодействию с людьми. Показатель в 30-40 баллов характеризует пассивность личности в групповой деятельности.

Относительно данного задания, как и в отношении предыдущих, также желательно сопоставление самооценочных характеристик с оценками со стороны – от учащихся, коллег. Именно на основе такого сравнения возможна сознательная коррекция педагогом своего индивидуального стиля педагогической деятельности.

Большая часть исследователей, изучающая понятие компетенций и их виды, отмечают их многосторонний, системный и разноплановый характер. При этом проблема выбора наиболее универсальных из них считается одной из центральных. Рассмотрим далее, какие существуют виды и уровни развития компетенций.

Общие сведения

В настоящее время существует огромное разнообразие подходов к их классификации. При этом основные виды компетенций определяются с использованием как европейской, так и отечественной систем. В глоссарии ФГОС приводятся определения базовых категорий. В частности, указаны отличия компетенции от компетентности. Первая представляет собой комплекс определенных знаний, навыков и умений, в которых человек осведомлен и имеет практический опыт. Компетентностью именуют способность активно пользоваться полученными профессиональными и личными знаниями в ходе своей деятельности.

Актуальность вопроса

Следует сказать, что в настоящее время отсутствует единое семантическое пространство определения "ключевые компетенции". Более того, в различных источниках они именуются по-разному. Выделяя виды ключевых компетенций в образовании, исследователи обнаруживают размытость и нестрогость деления самих этих категорий. Примером может служить классификация Г. К. Селевко. По мнению исследователя, существуют такие виды компетенций, как:

  1. Коммуникативная.
  2. Математическая.
  3. Информационная.
  4. Продуктивная.
  5. Автономизационная.
  6. Нравственная.
  7. Социальная.

Пересекаемость классов (нестрогость) выражена в этой классификации в том, что, к примеру, продуктивность можно рассматривать в качестве общего свойства любой деятельности: общения или решения математических заданий. Информационная категория пересекается с прочими, и так далее. Таким образом, эти виды компетенций не могут выделяться как обособленные. Пересекающиеся значения обнаруживаются также и в классификации А. В. Хуторского. Он определяет следующие виды компетенций:

  1. Учебно-познавательную.
  2. Ценностно-смысловую.
  3. Социально-трудовую.
  4. Коммуникативную.
  5. Общекультурную.
  6. Личностную.
  7. Информационную.

Отечественная классификация

Наиболее комплексно, по мнению экспертов, виды профессиональных компетенций определены И. А. Зимней. Ее классификация базируется на категории деятельности. Зимняя выделяет следующие виды профессиональных компетенций:

  1. Относящиеся к человеку как к личности, как к субъекту общения, деятельности.
  2. Касающиеся социального взаимодействия людей и окружающей среды.
  3. Относящиеся непосредственно к деятельности человека.

Для каждой группы предусматриваются свои виды ключевых компетенций. Так, в первую включаются следующие категории:

  1. Здоровьесбережение.
  2. Ценностно-смысловая ориентация в мире.
  3. Гражданственность.
  4. Интеграция.
  5. Предметная и личная рефлексия.
  6. Саморазвитие.
  7. Саморегулирование.
  8. Профессиональное развитие.
  9. Речевое и языковое развитие.
  10. Смысл жизни.
  11. Владение культурой родного языка.

В рамках второй группы к основным видам компетенций относятся навыки:

  1. Общения.
  2. Социального взаимодействия.

В последний блок включены компетенции:

  1. Деятельности.
  2. Информационных технологий.
  3. Познавательные.

Структурные элементы

Если анализировать выделенные авторами виды компетенций в образовании, то обнаружить принципиальные различия между ними достаточно сложно. В этой связи, целесообразно рассматривать категории в качестве взаимоподчиненных компонентов активности субъекта. В рамках какой-либо сферы деятельности компетенция включает в себя следующие компоненты:


Важный момент

Виды компетенций учителя, по мнению ряда исследователей, должны включать в себя два базовых элемента. Первым выступает социально-психологический аспект. Он предполагает стремление и готовность сосуществовать в гармонии с другими и собой. Второй элемент - профессиональный. Он предусматривает готовность и стремление работать в конкретной сфере деятельности. Каждый из указанных компонентов, в свою очередь, можно разделить на определенные виды компетенций. В педагогическом процессе присутствуют базовые и специальные элементы. Первые относятся к выпускникам всех вузов. Вторые являются важными для конкретной специальности.

Компетенции (виды в педагогике)

Для будущих специалистов разработана система, состоящая из 4-х блоков. В каждом из них определены виды педагога:

  1. Общая социально-психологическая.
  2. Специальная профессиональная.
  3. Специальная социально-психологическая.
  4. Общая профессиональная.

Последняя определяется, как базовые навыки, знания, способности, умения и готовность к их актуализации в рамках группы специальностей. В этот блок могут включаться такие виды компетенций учащихся, как:

  1. Административно-управленческая.
  2. Научно-исследовательская.
  3. Производственная.
  4. Проектно-конструктивная.
  5. Педагогическая.

Специальная категория предполагает уровень и тип подготовки выпускника, наличие у него стремления и готовности, необходимых для осуществления конкретной деятельности. Их содержание определяется в соответствии с государственными квалификационными показателями. Общие социально-психологические компетенции представляют собой стремление и готовность к эффективному взаимодействию с окружающими, способность понимать других и себя на фоне постоянно изменяющихся психических состояний, условий среды, межличностных отношений. В соответствии с этим, выделяют базовые категории, составляющие данный блок. В него входят такие виды компетенций, как:


Специальные социально-психологические компетенции предполагают наличие умений мобилизовать важные, с профессиональной точки зрения, качества, которыми обеспечивается продуктивность непосредственной работы.

Базовые навыки

Виды компетенций учащихся выступают в качестве главных критериев качества их подготовки, степени сформированности базовых умений. В числе последних присутствуют следующие навыки:

  • самоуправления;
  • коммуникации;
  • социальные и гражданские;
  • предпринимательские;
  • управленческие;
  • анализаторские.

В базовый блок также включаются:

  • психомоторные умения;
  • познавательные способности;
  • общетрудовые качества;
  • социальные способности;
  • индивидуально-ориентированные умения.

Здесь же присутствуют:

  • персональные и сенсомоторные квалификации;
  • социально-профессиональные навыки;
  • поливалентная компетентность;
  • специальные и пр.

Характеристики

Анализируя навыки, указанные выше, можно отметить, что с ними согласуются базовые виды компетенций в образовании. Так, социальный блок состоит из способности принимать на себя ответственность, совместно прорабатывать решения и участвовать в их реализации. К относят и толерантность к разнообразным религиям и этнокультурам, проявление сопряженности индивидуальных интересов с нуждами общества и предприятия. В когнитивный блок входят готовность к повышению уровня знаний, потребность в реализации и актуализации личного опыта, потребность в изучении новой информации и приобретении новых навыков, способность к самосовершенствованию.

Уровни развития компетенций

Характеристика поведенческих индикаторов, несомненно, имеет большое значение при оценке навыков субъекта. Однако немаловажно также выделить уровни развития существующих компетенций. Наиболее универсальной считается система описания, используемая в некоторых западных компаниях. В рамках этой классификации можно определить важные качества, поместив их на соответствующие ступени. В классическом варианте для каждой компетенции предусматривается 5 уровней:

  1. Лидерский - А.
  2. Сильный - В.
  3. Базовый - С.
  4. Недостаточный - D.
  5. Неудовлетворительный - Е.

Последняя степень показывает, что субъект не обладает необходимыми навыками. Более того, он даже не пытается их развить. Этот уровень считается неудовлетворительным, так как человек не только не использует никаких навыков, но и не понимает их важность. Недостаточная степень отражает частичное проявление умений. Субъект стремится, пытается использовать необходимые навыки, включенные в компетенцию, понимает их важность, однако эффект от этого наступает не во всех случаях. Базовая степень считается достаточной и необходимой для человека. Этот уровень показывает, какие конкретно способности и поведенческие акты свойственны данной компетенции. Базовая степень считается оптимальной для осуществления эффективной деятельности. Сильный уровень развития компетенций необходим для руководящих кадров среднего звена. Он предполагает очень хорошую сформированность навыков. Субъект, владеющий сложными умениями, может оказывать активное воздействие на происходящее, решать оперативные вопросы в критических ситуациях. Этот уровень также предполагает способность предвидеть и предупреждать негативные явления. Самая высокая степень сформированности навыков необходима для топ-менеджеров. Лидерский уровень требуется для руководителей, принимающих стратегически важные решения. Эта ступень предполагает, что субъект не только в состоянии самостоятельно применять имеющиеся необходимые навыки, но и может формировать для других лиц соответствующие возможности. Человек, обладающий лидерским уровнем развития компетенций, организует мероприятия, формулирует правила, нормы, порядок, способствующие проявлению умений и способностей.

Условия реализации

Для эффективного применения компетенций они должны обладать рядом обязательных признаков. В частности, они должны быть:

  1. Исчерпывающими . Перечнем компетенций должны охватываться все элементы деятельности.
  2. Дискретными . Конкретная компетенция должна соответствовать определенной деятельности, четко обособленной от других. В случае, когда навыки перекрываются, возникают сложности при оценке работы или субъектов.
  3. Сфокусированными . Компетенции должны иметь четкие определения. Нет необходимости стремиться к охвату в одном навыке максимального количества сфер деятельности.
  4. Доступными . Формулировка каждой компетенции должна быть такой, чтобы ее можно было универсально использовать.
  5. Конкретными . Компетенции призваны укреплять организационную систему и усиливать цели в долгосрочном периоде. Если они будут абстрактными, то должного эффекта от них не будет.
  6. Современными . Комплекс компетенций должен постоянно пересматриваться и корректироваться, в соответствии с действительностью. В них должны учитываться как текущие, так и предстоящие потребности субъекта, общества, предприятия, государства.

Особенности формирования

В рамках компетентностного подхода в качестве непосредственного результата педагогической деятельности выступает формирование базовых навыков. К ним относят способности:

  1. Объяснять текущие явления, их суть, причины, взаимосвязи между ними, используя при этом соответствующие знания.
  2. Учиться - решать проблемы в области учебной деятельности.
  3. Ориентироваться в актуальных проблемах современности. К ним, в частности, относят политические, экологические, межкультурные вопросы.
  4. Решать задачи, являющиеся общими для различных видов профессиональной и прочей деятельности.
  5. Ориентироваться в духовной сфере.
  6. Решать проблемы, касающиеся реализации конкретных социальных ролей.

Задачи преподавателей

Формирование компетенций обуславливается реализацией не только нового содержания образования, но и технологий и методов обучения, адекватных современным условиям. Их перечень достаточно широк, а возможности весьма разноплановы. В этой связи следует определить ключевые стратегические направления. К примеру, достаточно высок потенциал продуктивных технологий и методик. Его реализация воздействует на достижение компетентности и приобретение компетенций. В перечень базовых задач преподавателей, таким образом, входят:


Для реализации указанных выше задач следует руководствоваться некоторыми правилами:

  1. В первую очередь, преподаватель должен понимать, что главным в его деятельности выступает не предмет, а личность, которая формируется при его участии.
  2. Не следует жалеть времени и сил на воспитание активности. Необходимо помогать детям в освоении наиболее продуктивных методов образовательно-познавательной деятельности.
  3. Для развития мыслительного процесса следует чаще применять вопрос "Почему?". Понимание причинно-следственной связи выступает в качестве неотъемлемого условия эффективной работы.
  4. Развитие творческого потенциала осуществляется посредством всестороннего анализа проблем.
  5. При решении познавательных задач следует использовать несколько способов.
  6. Ученики должны понимать перспективы своего обучения. В этой связи им чаще необходимо разъяснять последствия тех или иных действий, результаты, которые они принесут.
  7. Для лучшего усвоения системы знаний целесообразно использовать планы и схемы.
  8. В ходе образовательного процесса обязательно необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Для облегчения решения воспитательных задач следует условно объединять их в дифференцированные группы. В них целесообразно включать детей с примерно одинаковыми знаниями. Для лучшего понимания индивидуальных особенностей целесообразно беседовать с родителями и другими преподавателями.
  9. Необходимо учитывать жизненный опыт каждого ребенка, его интересы, специфику развития. Школа должна тесно взаимодействовать с семьей.
  10. Исследовательская работа детей должна поощряться. Необходимо найти возможность познакомить учеников с техникой экспериментальной деятельности, алгоритмами, которые используются при решении задач или обработке информации из различных источников.
  11. Следует объяснять детям, что для каждого человека найдется место в жизни, если он овладеет всем, что в будущем будет способствовать реализации его планов.
  12. Обучать нужно так, чтобы каждый ребенок понимал, что знание для него - жизненная потребность.

Все эти правила и рекомендации - только незначительная часть преподавательской мудрости и мастерства, опыта предыдущих поколений. Их использование, тем не менее, существенно облегчает процесс реализации задач и способствует более быстрому достижению целей образования, состоящих в формировании и развитии личности. Несомненно, все эти правила необходимо адаптировать под современные условия. Быстро меняющаяся жизнь предъявляет новые требования к качеству образования, квалификации, профессионализму, личным качествам всех участников процесса. При планировании своей деятельности преподаватель должен При соблюдении этого условия его деятельность принесет ожидаемый результат.

  • IV. Определение компенсирующего объёма реализации при изменении анализируемого фактора
  • А. Определение удельного электрического сопротивления максимально влажных пород мостовым способом переменного тока.
  • Автоматические регуляторы. Определение закона регулирования регулятора (на примере САР теплообменника). Классификация линейных регуляторов. Нелинейный регулятор (пример)
  • Стандарт ИСО 9000:2000 определяет компетентность как выраженную способность применять знания и умения.

    Определение уровня компетентности для результативного выполнения работы - важный инструмент для найма персонала, выявления возможностей для продвижения по службе, а также потребностей в подготовке кадров.

    Знание уровня компетентности персонала может помочь организации и в определении необходимой степени документирования системы менеджмента качества. Для этого важно не пройти мимо подсказки, которую дает МС ИСО 9001:2000, где в разделе 4.2.1 определено: «объем документации системы менеджмента качества одной организации может отличаться от объема другой в зависимости от размера организации и вида деятельности, сложности процессов и их взаимодействия между собой, а также компетентности персонала».

    Объемы компетентности должны быть установлены, начиная с персонала низшего уровня и до руководителей и инспекторов. При этом организации следует помнить, что объемы компетентности должны быть установлены для каждого конкретного рабочего места. Другое дело, что эти рабочие места могут быть одинаковы - как, например, у операторов одинаковых установок или у сотрудников, занимающих в подразделении одну и ту же должность. Поэтому, когда в подразделении работает несколько инженеров-проектировщиков, на них могут распространяться одни и те же требования к компетентности.

    В некоторых случаях организации уже имеют описания соответствующих уровней компетентности в должностных инструкциях. Но анализ показывает, что многие из этих инструкций грешат смешением ответственности, конкретных обязанностей и требований к компетентности. Это приводит к трудностям в вычленении требований именно к компетентности.

    При рассмотрении вопроса о компетентности важно разделять два ее типа: «мягкую» и «твердую». Для описания «мягкой» компетентности применяют, например, фразы: «несомненный лидер», «демонстрирует способность со всеми находить общий язык», «действует как учитель или наставник», «является активным слушателем».

    «Твердая» компетентность определяется по способности сотрудника осуществлять планирование, управление и контроль деятельности или процессов. К ней относится также способность устанавливать цели, разрабатывать процедуры, осуществлять менеджмент проектов, проводить обучение подчиненных, способность к самообразованию, изложению мыслей, математическим расчетам.



    Приведем фрагмент должностной инструкции одной из организаций по оказанию услуг. Вначале она содержала только перечень ответственности, затем руководство все же решило определить основные требования к компетентности лиц, занимающих данную должность:

    Основные требования к компетентности :

    · хорошо развитые навыки коммуникации и публичных выступлений;

    · знание политики, процедур и философии агентства;

    · навыки планирования и проведения обучения подчиненных, позволяющего им впоследствии выполнять работу так, чтобы удовлетворять потребности клиентов;

    · навыки пользования компьютерными программами и базами данных для регистрации контактов с потребителями.

    Ответственность:

    · продвижение, маркетинговые исследования и продажа программных продуктов для баз данных потребителя;

    · связь с филиалами фирмы;

    · консультирование фирмы и потребителей, связь с потребителями.

    Устанавливая основные требования к компетентности, руководство может измерять деятельность своих сотрудников, определять потребность в подготовке кадров и возможности для продвижения по службе.

    1

    Рассматриваются различные концепции сущности феномена «социальная компетентность», указываются методики и шкалы определения уровня сформированности социальной компетентности личности. Акцентируется внимание на различии социологического и психологического предмета исследования данного конструкта. Приводится авторская трактовка понятия «социальная компетентность» и ее структуры, где социальная компетентность рассматривается в свете социологического предмета исследования. Автор выявляет социальную сущность феномена «социальная компетентность» и «поле» ее проявления, определяет современные механизмы ее формирования. Социальное развитие в структуре личности автор соотносит с процессом построения значимых жизненных перспектив, социальной адаптацией в социуме, а также способностью оказывать на него преобразующее воздействие. В статье приводится авторская методика определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся высшей школы, состоящая из анкет, шкал, «экспертной оценки», «оценки «ближнего другого»». Авторский инструментарий апробирован в ходе исследования уровня сформированности социальной компетентности обучающихся на примере вузов Тюменской области.

    структура социальной компетентности

    социальная компетентность

    1. Захарова И.Г. Формирование социальной компетенции будущих инженеров: Автореф. дис. канд. пед.наук. – Саратов, 2010. –22с.

    2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://metod.dvpion.ru/asp/article/download.asp?id=3 (дата обращения 25.12.2014).

    3. Масягина Г.П. Формирование социальной компетенции будущих педагогов: Автореф. дис. канд.пед.наук. – Астрахань, 2008. –24с.

    4. Новикова А.А. Формирование социальной компетентности студентов в современных условиях: монография. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – 120с.

    5. Новикова А.А. Гуманизация высшего образования как фактор формирования социальной компетентности студентов: Автореф. дис. канд. соц. наук. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. – 26 с.

    6. Пушкарева Т.Г. Методики диагностики уровня сформированности социальной компетентности будущих педагогов сельской школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - № 13. – С.135-140.

    7. Rose-Krasnor L. // Social Development. – 1997. –V.6, №1. –Р.111-129.

    8. Selman R.L. The growth in interpersonal understanding. – N.Y.: Askad. Press, 1980.

    В свете происходящих в нашем обществе трансформационных процессов во всех сферах жизнедеятельности, в научном дискурсе все чаще активизируется признание актуальности феномена социальной компетентности. Потребность в адекватном социальном развитии личности диктует состояние современного социума, когда возникает необходимость успешного выстраивания взаимоотношений во всех системах интеракции, предполагающее наличие определенных компетенций и личностных характеристик индивида.

    Цель: На основании социологического предмета исследования дать трактовку и указать структуру социальной компетентности личности; рассмотреть методики определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся высшей школы.

    Методы исследования : метод анкетирования, принципы системного подхода, основные общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, научное обобщение.

    Результаты исследования: авторское определение конструкта «социальная компетентность» и ее структуры. На основании применения авторского инструментария определен «средний» (на границе «нижний») уровень сформированности социальной компетентности обучающихся высшей школы Тюменского региона.

    На необходимость формирования социальных компетентностей на западе обратили внимание еще в 1970-80-хх гг., с целью научить обучающихся самовыражаться, думать, искать, анализировать, сотрудничать (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен).

    Как показывает анализ понятия «социальная компетентность» единого принятого определения социальной компетентности нет, поэтому часто выделяют отдельные задачи, которые решаются с использованием данного конструкта: способность индивида эффективно и адекватно разрешать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается; эффективность индивида в повседневном взаимодействии со своим окружением; умение достигать поставленных социальных целей в специфических условиях с использованием соответствующих средств; способность пользоваться ресурсами социального окружения и личностными ресурсами с целью достижения хороших результатов; способность эффективно участвовать в сложных межличностных взаимодействиях, понимая и используя других людей, и др..

    Среди отечественных авторов, внесших большой вклад в разработку проблем компетентности, необходимо назвать В.И. Байденко, Л.А. Петровскую, А.К. Маркову, И.А. Зимнюю и др. Социальный аспект ключевых компетенций исследуется в работах Л.П. Алексеевой, Э.Ф. Зеером, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, Л.А. Петровской и др.

    В большинстве своем социальная компетентность рассматривается под призмой социально-психологического предмета исследования. Анализ источников позволяют сделать вывод, что психологические исследования нацелены на определение связи личностных характеристик с уровнем и адекватностью самооценки личности. Для сформированности высокого уровня социальной компетентности необходимо наличие следующих черт: уверенность в себе, самоконтроль, адаптивность, настойчивость, использование ресурсов, доверие. Социальная компетентность анализируется факторами: планомерность; целеустремленность и стремление к ее достижению; настойчивость (склонность субъекта к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности); фиксация ранее запланированной структуры, привязанность к ней; самоорганизация, ориентация на настоящее и будущее. Разработаны различные методики и шкалы определения уровня социальной компетентности: методика личностного дифференциала (Д. А. Марьяненко); опросник самоорга-низации деятельности; методика определения уровня жизнестойкости; определение уровня социального интеллекта (А. Демчук), индекс толерантности; шкала Е. Долла, шкала А. Пригожина и т.д.

    Автор данной статьи рассматривает социальную компетентность в свете социологического предмета исследования, выявляя социальную сущность феномена «социальная компетентность» и «поле» ее проявления, определяет современные механизмы ее формирования. Социальное развитие в структуре личности автор соотносит с процессом построения значимых жизненных перспектив, социальной адаптацией в социуме, а также способностью оказывать на него преобразующее воздействие.

    На основании анализа источников, автор статьи определяет социальную компетентность как интегрированную категорию, качественное новообразование, свойство личности, включающую в себя совокупность социальных знаний, умений, навыков, способов деятельности, а также социально-значимых качеств и характеристик личности, необходимых для качественной продуктивной профессионально-общественной и личностной жизнедеятельности .

    Базируясь на теории компетентностного подхода, разработанной Г. Халаж, В.И. Байденко, А.А. Вербицким, И.А. Зимней, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторским и др. автор считает, что социальная компетентность включает в себя политическую и социально-экономическую, поликультурную, социально-коммуникативную, индивидуально-личностную, информационно-инструментальную компетентности, т.е. компетентности, овладение которыми обеспечивают успешность жизнедеятельности личности в социуме - «ключевые социальные компетентности». Личностные же характеристики определяют успешность овладения личностью социальными компетентностями . Ценностные ориентации (ценности, установки, система диспозиций); когнитивные способности (индивидуальность мышления, социальные знания, умения); поведенческий и эмоционально-волевые подсистемы (опыт; навыки общения, саморегуляции; культура поведения) способствуют овладению личностью социальными компетенциями (рефлексии) и определяют успешность ее социального развития.

    Автором был разработан инструментарий определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся в высшей школе, состоящий из анкеты, шкалы оценки уровня социальной компетентности (см. таб.1,). Уровень сформированности социальной компетентности оценивался согласно результатам положительного выбора из предложенных вариантов ответа: «всегда», «иногда», «никогда».

    Таблица 1

    Оценка и определение уровня социальной компетентности (шкала)

    варианты

    количество

    избраний-баллы:

    оценка и уровень сформированности

    социальной компетентности:

    26-35 (включая 4

    вопрос № ответа-1)

    Социальная компетентность сформирована

    достаточно хорошо - «высокий» уровень

    Социальная компетентность сформирована средне - «средний»

    Социальная компетентность сформирована недостаточно - «низкий» уровень

    Анкета определения уровня сформированных социальных компетентностей студентов

    состоит из следующих вопросов:

    Варианты:

    1. Предлагаю собственные идеи в решении проблем

    2. Проявляю интерес к точке зрения членов команды

    3. Помогаю группе достичь результата

    4. Стремлюсь достичь консенсуса

    5. В случае возникновения конфликта стремлюсь его разрешать

    4. Поставьте галочку или обведите кружком тот вариант ответа, который соответствует вашему типу поведения в следующих ситуациях:

    Варианты ответов:

    В стрессовых ситуациях помогаю другим сохранять спокойствие, веру в успех. Мобилизую товарищей, организую к выполнению необходимой работы

    Реагирую спокойно на сложные ситуации. Эффективно работаю под давлением, сохраняя качество работы, спокойствие и объективизм

    Не контролирую эмоции, срываюсь, разговариваю на повышенных тонах, теряю объективность, самообладание в стрессовых ситуациях

    Избегаю людей или ситуации, которые провоцируют негативные эмоции,

    замыкаюсь в себе. Не могу выполнять какую -либо работу в напряжѐнной ситуации, требуется время, чтобы успокоиться

    6. В оценивании креативности укажите, пожалуйста:

    7. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    8. В оценке социальной активности, укажите следующие свои действия:

    9. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    Варианты ответов:

    1.Постоянно повышаю свой профессиональный уровень: читаю спец.лит-ру, обсуждаю тематику с экспертами и т.д.

    2.Читаю интересующую меня литературу, стараюсь повысить свой культурный уровень, уровень энциклопедических знаний и т.д.

    3.Проявляю интерес к не профессиональным видам деятельности (спорт, вокал, шахматы и т.д.)

    10. В оценке информационной грамотности, укажите, пожалуйста:

    11. В оценке взаимодействия с представителями других культур, укажите:

    качество

    выражено достаточно высоко

    качество

    выражено средне

    качество

    выражено недостаточно

    1.Мотивация на успех

    2.Духовность, культура, гуманность

    3.Приверженность здорового обр.жизни

    4.Творческое воображение, креативность

    5.Самообладание,устойчивость,толерантность

    6.Образованность

    7.Работоспособность,трудолюбие,ответственность

    8.Доброжелательность

    К определению социально-коммуникативной компетентности относятся вопросы анкеты №№ 1,4,7. Социально-коммуникативную компетентность определяют компетенции, способствующие успешному взаимодействию в команде. Уровень самоконтроля, стрессоустойчивости, самообладания определяется вопросом № 4; уровень коммуникативности - вопросом № 7; индивидуально-личностную компетентность определяют вопросы №№ 2, 3, 5, 6, 9, 12 авторской анкеты; компетенцию: «Уверенность в себе, своих силах, своих действиях» можно оценить посредством ответов на вопрос № 3; Вопрос № 5 позволяет оценить компетенцию: «Умение принимать решения»; Вопрос № 6 - компетенцию: «Креативность, творческое воображение»; компетенцию: «Потребность личностного роста, самообразования, саморазвития» определяет вопрос № 9. Ответы на вопрос № 12 позволяют оценить личностные качества. Политическую и социально-экономическую компетентность определяет вопрос № 8 - «Социальная активность»; Поликультурную компетентность определяет вопрос № 11 - «Взаимодействие с представителями других культур». Информационно-инструментальную компетентность определяет вопрос № 10. Автором разработаны «вспомогательные шкалы» оценки уровня сформированности всех выше обозначенных компетенций .

    С целью определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся в высшей школе, автор данной статьи провел исследования среди студентов вузов Тюменского региона в возрасте 18-24 лет, применив разработанный инструментарий. В рамках авторского исследования применялись методы самооценки, оценки «другого» (представители «малой группы» и вторичных социальных групп - «работодатели»). В вопросах анкеты, разработанной с целью оценки социального развития «молодого профессионала», только что закончившего высшую школу автор, среди прочего, включил следующие вопросы, например: «Устаивают ли Вас социальные, личностные качества молодых специалистов, закончивших вузы нашего региона»? (умение работать в команде, адекватно реагировать на критику, умение принимать решение, ответственность, творческий подход и т.д.); «Оцените уровень сформированных социальных компетентностей работающих выпускников вузов региона» (название компетенций и уровни оценки); «Назовите профессиональные, социальные и личные качества специалиста, которые Выхотели бы видеть в своих сотрудниках и т.д.

    Авторское исследование выявило «средний», ближе к оценке «ниже среднего» уровень сформированных социальных компетентностей студентов. Показало недостаточную удовлетворенность экспертов (работодателей) уровнем профессиональной подготовки, социальными и личностными качествами молодых специалистов, закончивших вузы Тюменской области. Подавляющее большинство экспертов считают, что социально-политическая, экономическая и социально-коммуникативная компетентности сформированы у работающих выпускников в недостаточной степени. Поликультурная и инструментально-информационная компетентности сформированы в достаточной степени. Индивидуально- личностная компетентность сформирована «средне». Вместе с формированием профессионализма, эксперты акцентируют внимание на необходимости развития социальных, личностных качеств обучающихся - будущих выпускников вузов, включая образованность, культурность, трудолюбие, активность, творческое мышление и т.д.

    В заключение автор статьи акцентирует внимание на необходимости активизации плодотворных совместных психологических и социологических исследований, направленных как на дальнейшее изучение социального развития личности, так и на разработку адекватных методик, позволяющих определять не только уровень, но и проводить корреляцию с определяющими социальную компетентность факторами, условиями ее формирования.

    Рецензенты:

    Мехришвили Л.Л., д.с.н., профессор, профессор кафедры социологии, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

    Барбаков О.М., д.с.н., профессор, профессор кафедры Бизнес-информатики и математики, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.

    Библиографическая ссылка

    Новикова А.А. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17693 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Определение компетенций

    Существует множество различных определений компетенций . Это не должно никогда смущать. Разные организации и экс­перты по компетенциям собственные определения этого понятия предпочитают «чужим», которые появились раньше. Но большинство определений - это всего лишь вариации двух тем, которые отличаются источниками происхождения.

    Основные темы

    Две основополагающие темы, порождающие разноречия в определении компетенций :

    - Описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы. Эти описания ведут свое происхождение от нацио­нальных систем обучения, таких как National/Scottish Vocational Qualifications и Management Charter Initiative (MCI).

    В этих системах компетенции определяются, как «способность менеджера действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации» (MCI, 1992).

    - Описание поведения. Эта тема возникла в деятельности исследователей и консультантов, специализирующихся в области эффективного управления.

    Различные определения поведенческой компетенции -это разные вариации одного по сути определения: « компетенция - это основная характеристика личности, обладатель которой способен добиться высоких результатов в работе» (Klemp, 1980).

    Конкретная вариация обычно дополняется указанием на то, какие качества включает основная характеристика. Например: к этому часто цитируемому определению компе­тенции добавляются - мотивы, особенности характера, спо­собности, самооценка, социальная роль, знания, которые личность использует в работе (Boyatzis, 1982).

    Разнообразие вариантов определения указывает на то, что хотя компетенция состоит из многих личностных параметров (мо­тивов, особенностей характера, способностей и т.д.), но все эти параметры можно выявить и оценить по тому, как ведет себя личность. Например: коммуникационные способности полнос­тью проявляются в том, насколько эффективно человек ведет переговоры, как он влияет на людей и как работает в команде. Поведенческая компетенция описывает поведение людей, на­блюдаемое тогда, когда эффективно действующие исполните­ли проявляют личные мотивы, черты характера и способности в процессе решения задач, ведущих к достижению нужных ре­зультатов в работе.

    Определение и внедрение ценностей

    Кроме мотивов, особенностей характера и способностей, на индивидуальное поведение оказывают влияние ценности и принципы, принятые в организации. Многие компании уста­новили, каким принципам они привержены, и донесли эти принципы до сведения своих работников, особенно выделяя то, какую роль эти ценности должны играть в ежедневной деятель­ности. Некоторые компании корпоративные принципы и цен­ности включили в модель компетенций и заботятся о том, что­бы поведение персонала соответствовало принятым установкам.

    «Украшение месяца»


    Муниципальная служба опубликовала заявление о ценностях компании. Эти ценности не отражались в инструкциях по поведению, используе­мых при отборе персонала и при контроле за качеством работы. На­пример, заявленные принципы деятельности гласили: «клиентов и по­ставщиков следует рассматривать как партнеров». А критерии поведения включали такие указания: «в переговорах настаивайте на получении наилучшего обслуживания за наименьшую цену» и «устанавливайте и удерживайте цены, приносящие максимальную выгоду». Если бы цен­ности и принципы муниципальной службы определяли критерии пове­дения сотрудников, мы бы увидели такие указания: «победа в перего­ворах - это победа в борьбе за высокое качество обслуживания» и «обеспечивай клиентам высококачественные поставки по выгодной цене». Разделение правил поведения и принципов деятельности компании оче­видно: сотрудники не обязаны всегда и везде вести себя в соответствии с опубликованными принципами, несмотря на прекрасные намерения компании. Это разделение ценностей и повседневной работы создава­ло впечатление, что ценности - всего лишь «украшение месяца», а в практическом смысле они не так уж и важны.

    В чем различие между «компетенцией» и «компетентностью»?

    Многие хотят знать, есть ли разница между компетентностью и компетенцией . Сформировалось общее убеждение, согласно которому понятия «компетенция» и «компетентность» передают следующие смыслы:

    Способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы, чаще все­го определяется как компетентность.

    Способность, отражающая необходимые стандарты пове­дения, определяется как компетенция.

    На практике многие организации задачи, результаты работы и поведение включают в описание и компетентности и компетен­ции и объединяют эти два понятия. Но более типично описание компетенций связывать со способностями, отражающими стан­дарты поведения, чем с решением задач или с результатами работы.

    Предмет этой книги - компетенции. А понятие компетенции мы определяем через стандарты поведения.

    Типичная схема структуры компетенций

    Разные организации понимают по-разному компетенции . Но в большинстве случаев компетенции представляются в форме какой-то структуры, подобно схеме на рис. 1.

    В структуре, представленной на рис. 1, поведенческими ин­дикаторами являются основные элементы каждой компетен­ции. Родственные компетенции объединены в кластеры.

    Рисунок 1 ТИПИЧНАЯ СХЕМА СТРУКТУРЫ КОМПЕТЕНЦИИ

    Каждая компетенция описана ниже, начиная с основных блоков - с индикаторов поведения.

    Индикаторы поведения

    Поведенческие индикаторы - это стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией. Предметом наблюдения избирается проявление высокой компетенции. Проявления слабой, неэф­фективной «отрицательной» компетенции, тоже могут стать предметом наблюдения и изучения, но такой подход исполь­зуется редко.

    Пример. Поведенческие индикаторы компетенции «РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ», то есть действия в процессе сбора и анализа информации, включают такие способности работников:

    Находит и использует плодотворные источники информации.

    Точно определяет тип и форму необходимой информации.

    Получает нужную информацию и сохраняет ее в удобном для работы формате.

    Компетенции

    Каждая компетенция - это набор родственных поведенческих индикаторов. Эти индикаторы объединяются в один или не­сколько блоков - в зависимости от смыслового объема компе­тенции.

    Компетенции без уровней

    Простая модель, то есть модель, которая охватывает виды работ с простыми стандартами поведения, может иметь один перечень индикаторов для всех компетенций. В этой модели все поведен­ческие индикаторы относятся ко всем видам деятельности. На­пример: модель, которая описывает работу только старших ме­неджеров компании, в разделе «Планирование и организация» может включать следующие индикаторы поведения:

    Составляет планы, которые распределяют работу по сро­кам и приоритетам (от нескольких недель до трех лет).

    Составляет планы, которые точно соответствуют целям де­ятельности отдела.

    Координирует деятельность отдела с бизнес-планом ком­пании.

    Единый перечень индикаторов поведения - это то, что и требу­ется, потому что все индикаторы поведения необходимы в ра­боте всех старших менеджеров.

    Компетенции по уровням

    Когда модель компетенций охватывает широкий спектр работ с различной категоричностью требований, поведенческие инди­каторы в рамках каждой компетенции можно свести в отдель­ные перечни или разделить по «уровням». Это позволяет целый ряд элементов разных компетенций сводить под один заголо­вок, что удобно и необходимо, когда модель компетенций долж­на охватывать широкий диапазон видов деятельности, работ и функциональных ролей.

    Например: содержание компетенции «планирование и орга­низация» может подходить и для административной роли и для роли менеджера. Критерии, предъявляемые к поведению лю­дей, занятых планированием и организацией деятельности, различны для разных ролей, но распределение критериев по уровням позволяет включить однородные индикаторы поведе­ния, необходимые при организации и планировании, в одну модель компетенций и не разрабатывать отдельные модели для каждой роли. При этом некоторые компетенции будут иметь всего один или два уровня, а другие - несколько уровней.

    Другой метод распределения компетенций по уровням - разделение по профессиональным качествам, которые необходимы работнику. Этот метод используется тогда, когда модель компетенций относится к одной ступени работы или одной роли. Например, модель может включать перечень следующих индикаторов:

    Исходные компетенции - обычно это минимальный набор требований, необходимых для допуска к выполнению работы

    Выдающиеся компетенции - уровень деятельности опытного сотрудника

    Отрицательные компетенции - обычно это такие стандарты поведения, которые контрпродуктивны для эффектив­ной работы на любом уровне

    Этот метод используется, когда необходимо оценить различные степени компетенции группы работников. Примеры. При оценке кандидатов на работу можно применить исходные (мини­мальные) стандарты поведения. При оценке рабочих качеств опытного персонала можно применить более сложные компе­тенции. В обоих случаях для выявления дисквалифицирующих факторов и разработки модели компетенций могут использо­ваться и отрицательные индикаторы поведения. С помощью введения уровней можно точно оценить персональные компе­тенции, не усложняя структуру модели компетенций.

    Модели компетенций, построенные по уровням, будут иметь один набор стандартов поведения для каждого уровня.

    Названия компетенций и их описание

    Чтобы помочь пониманию, компетенции обычно обозначаются определенным названием, которому дается соответствующее описание.

    Название - как правило, очень короткий термин, который выделяет одну компетенцию из числа других, являясь одновре­менно содержательным и легко запоминающимся.

    Типичные названия компетенций :

    управление отношениями

    работа в группе

    влияние

    сбор и анализ информации

    принятие решений

    личное развитие

    генерирование и накопление идей

    планирование и организация

    управление выполнением задачи к установленному сроку

    постановка цели

    Кроме названия компетенции, многие модели компетенций включают и описание компетенции. Первый подход - это со­здание набора критериев поведения, соответствующих конк­ретной компетенции. Например: компетенция под названием «Планирование и организация» может расшифровываться так:

    «Достигает результатов благодаря детальному планированию и организации работников и ресурсов в соответствии с постав­ленными целями и задачами в пределах согласованных сроков».

    Там, где содержание компетенции охватывает один список кри­териев поведения, этот подход работает очень хорошо.

    Второй подход - разумное объяснение того, что изложено кратко, то есть аргументация, почему именно эта компетен­ция важна для организации. Этот подход лучше всего исполь­зовать, когда модель компетенции отражает несколько уров­ней поведения, потому что в таких ситуациях трудно кратко изложить все то, что должно охватить все персональные роли, существующие в компании, и все стандарты поведения для разных уровней компетенции.

    Например. Модель компетенции под названием «Влияние» может иметь 5 уровней. На одном уровне влияние осуществля­ется путем представления ясных аргументов и фактов в под­держку конкретного продукта. На другом уровне влияние вклю­чает разработку и представление собственного видения своей компании и влияния компании на рынок и разные профессиональные группы. Вместо того чтобы пытаться кратко изложить такой широкий спектр стандартов поведения, компания может представить это следующим образом:

    «Склонить других людей к какой-нибудь идее или образу дей­ствий с помощью эффективного убеждения. Это очень важно при обучении, приобретении нового знания, для инноваций, принятия решений и для создания атмосферы доверия».

    Во многих случаях такая формулировка намного полезнее крат­кого перечисления стандартов поведения, входящих в компе­тенцию, так как развернутое описание раскрывает, почему фирма выбирает именно эту модель компетенции, и, кроме того, это описание объясняет особые нюансы, свойственные избран­ной модели компетенции.

    Кластеры компетенций

    Кластер компетенций - это набор тесно связанных между собой компетенций (обычно от трех до пяти в одной связке). Большинство моделей компетенций включают кластеры, относящиеся к:

    Интеллектуальной деятельности, например, к анализу про­блем и принятию решений

    Действиям, например, к достижению конкретных резуль­татов

    Взаимодействию, например, к работе с людьми.

    Все фразы в описании моделей компетенций должны излагать­ся на общепринятом и доступном персоналу языке.

    Кластерам компетенций обычно даются названия, подобные ука­занным, чтобы модель компетенций понимали все сотрудники.

    Некоторые организации представляют описание целых «пуч­ков» компетенций, чтобы раскрыть характер компетенций, вхо­дящих в каждый набор. Например, кластер компетенц ий «Работа с информацией» может быть представлен такой фразой:

    «Работа с информацией включает в себя всевозможные формы информации, способы сбора и анализа информации, необ­ходимые для принятия эффективных решений - текущих, оперативных и перспективных».