Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом). Открытое занятие с элементами экспериментирования «Воздух-невидимка

C. 40

1. Солнце — это газообразный раскалённый шар.

2. Созвездие Большая медведица.
— Орион, Лев, Лебедь, Кассиопея, Большая Медведица.

— 12 созвездий.

Заглянем в кладовые Земли

С. 44

Мы познакомились с гранитом. С помощью атласа-определителя.

1. Гранит — это горная порода, состоящая из трёх минералов: полевого шпата, кварца и слюды.
2. Из практической работы.
3. Горные породы можно увидеть на обрывистых склонах оврагов и по берегам рек.
4. Человек с давних пор использует богатства земных кладовых. Одни в строительстве, другие — для изготовления украшений.

Про воздух…

С. 48

1. Ветер — это погодное явление.
2. Воздух загрязняют выхлопные газы автомобилей, дым заводов и фабрик.
— Воздух можно почувствовать, если сильно побежать, или одновременно открыть окно и дверь.
— Воздух необходим для дыхания человека, животных растений.

— Воздух загрязняют своими выхлопами машины, фабрики, заводы — своими отходами. Это плохо влияет на состояние природы вокруг. Для того, чтобы воздух был чистым, на фабриках и заводах нужно устанавливать очистные сооружения.

1. Почувствовать воздух можно: если резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер.
2. Воздух имеет очень важное значение. Человек, растения и животные не могут жить без воздуха, потому что они им дышат.
4. На заводах и фабриках должны работать установки, которые улавливают вредные вещества, загрязняющие воздух.

…И про воду

С. 52

1. Вода испаряется и, поднимаясь вверх в виде пара, образует облака и тучи. В тучах маленькие частицы воды сливаются, тяжелеют и падают вниз в виде дождя.
2. В холодное время года капельки воды замерзают и падают на землю в виде снега. При сильном понижении температуры вода замерзает и превращается в лёд.
3. При попадании в воду вредных веществ с фабрик и заводов вода загрязняется.
— Вода необходима для умывания, с помощью воды мы удаляем загрязнения. Используем воду для приготовления пищи…
— Без воды жизнь растений и животных невозможна. Воду можно увидеть в многочисленных водоёмах, в виде дождя…
— Воду загрязняют фабрики и заводы, сбрасывающие отходы в водоёмы. Это плохо влияет на растения и животных, обитающих в этих водоёмах. На таких фабриках и заводах нужно ставить очистные фильтры и запрещать им сбрасывать отходы.

— Можно экономно использовать воду при чистке зубов. Чтобы вода не лилась понапрасну, пока чистишь зубы, нужно налить её в стакан, и затем полоскать ею рот.

— Красив и безбрежен океан! Можно часами любоваться его красотой и величием. Огромные волны с шумом несутся к берегу и с силой обрушиваются на камни, распадаясь на тысячи разноцветных брызг. Потом океан как бы отступает, но только для того, чтобы вновь атаковать берег. Он будто бы живой, дышит, движется, рвёт…

1. Вода встречается в морях, океанах, реках и озёрах. Дома в кране на кухне и в ванной комнате. В фонтанах и в бутылках в магазине.
2. Вода, как и воздух, имеет очень важное значение для человека, животных и растений. Она необходима им для жизнедеятельности.
4. Воду нужно использовать бережно, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран. Чтобы вода не загрязнялась, на заводах и фабриках необходимо строить очистные сооружения.

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе.

Тема: « ВОЗДУХ ВОКРУГ НАС». (Свойства воздуха)

Интеграция образовательных областей :
"Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая"
Цель : Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи :
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Образовательные:
1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
3. Активизировать речевую деятельность детей.
Методы и приемы :
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные: (Рассматривание картин)
3. Словесные: (Вопросы, пояснения, выводы)
Материал : Набор букв, стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2свечки, спички.
Демонстрационный: карточки-символы, картины «Город» и «Деревня в лесу».
Раздаточный материал: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целлофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки.
Дидактический: «Экологический светофор», «Электробытовая техника».
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: дыхательная гимнастика, физкультурная минутка.
Игровая: дидактическая игра: «Экологический светофор», «Электробытовая техника», игровые упражнения.
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. А чтобы узнать, с чем мы будем знакомиться, мы должны отгадать зашифрованное слово. Я буду называть слово, а вы должны сказать, какой звук в слове первый.
Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные.
ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В».
ОБЛАКО – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК - «О».
ЗЕМЛЯ – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «З».
ДЕРЕВО – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Д».
УТРО – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «У».
ХЛЕБ – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х».
- Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ».
- Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то, чем мы дышим).
- А где есть воздух? (везде).
- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
- А можно жить без воздуха? (ответы детей).
-Почему? (ответы детей).
-Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.

1. Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (Ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан. Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).
-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)
-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Вывод: Воздух занимает место (Карточка-символ)

Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(Медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(Продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.)

2. Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.
- Как можно его обнаружить? (ответы). - А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?
Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? ВОЗДУХ. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;
Воздух можно почувствовать кожей. (Карточки-символы)

3. Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т.д.)
Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух? - А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? Звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух. Надуваем целлофановый пакет, демонстрируем его форму и упругость. Затем показывает не надутый шарик, обращает внимание на то, что он мягкий, бесформенный. Надувает его. Завязывает, все легко нажимают – пробуют упругость. Воздух заполняет собой весь предмет. Что у него внутри? Воздух. Поясняю, что только надутым шариком интересно играть.
Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточки-символы)

4. Продолжим исследования. Ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (нет) А где находится слой воды? (в нижней половине банки). А где слой воздуха? (в верхней половине банки). А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже, чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды. - Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку. Пузырьки воздуха поднимаются на поверхность воды. Отсюда вывод: Воздух легче воды. (Карточка символ)
Физкультминутка
Мы с вами поработали, а теперь давайте немного отдохнем и сделаем массаж спины: Льется с неба синий свет, и конца у неба нет… (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинам друг друга)
Отчего оно такое? Кто нам сможет дать ответ? (Постукивают пальчиками)
Торопливый дождь косой скачет по полю босой. (Поколачивают кулачками.)
Солнце небо разделило разноцветной полосой. (Растирают ребрами ладоней)
Где ложится ветер спать? Можно ль молнию поймать? (Кладут ладони на плечи и большими пальцами круговыми движениями растирают плечи.)
До чего же интересно все на свете узнавать! (Поглаживание ладонями).

5. Давайте поиграем. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку использовать воздух? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор). Выберите нужные и объясните, для чего они нужны.
Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.
- Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как она поднимается и опускается – происходит дыхание: вдох (человек вдыхает хороший воздух) и выдох (человек выпускает из себя плохой воздух). Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?
- При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. В помещениях, где люди долго находятся, скапливается плохой воздух, поэтому надо их проветривать. Провожу детей в спальню, где няня проветрила комнату. Предлагаю подышать, почувствовать воздух, спрашиваю, чем он отличается от воздуха в группе. Прошу объяснить, почему в спальне прохладный и свежий воздух, а в группе теплый и не совсем свежий. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

6. А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
- Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.Здоровье человека зависит от того как мы дышим (Вдох через нос), и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?
Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)
- Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. - Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей). - Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны - поднимите зеленый кружок, если не согласны - красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да, зеленый.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да, зеленый.
Воздух тяжелее воды. Нет, красный.

Воздух можно почувствовать. Да, зеленый.

Воздух можно услышать. Да, зеленый.

Воздух имеет свою форму. Нет, красный.

На сегодня работа в нашей лаборатории закончилась. Всем спасибо за работу.

Римма Наширванова
Открытое занятие с элементами экспериментирования «Воздух-невидимка»

Программные задачи :

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха , расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека , животных, растений;

Научить детей проводить элементарные опыты с воздухом ; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

Организовать познание детей пол теме «Воздух » через самостоятельный поиск;

Ознакомить с экологическими проблемами воздуха ;

Развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха .

Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки;.

Предполагаемые итоги реализации занятия :

Умение включаться и самостоятельно проводить эксперимент ;

Расширение знаний детей о воздухе и его признаках ;

Развить у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки;

Сформировать навыки и умения самостоятельного ведения эксперимента и использование его итогов в творческой деятельности;

Научить делать выводы, из полученных результатов.

Предшествующая работа :

Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, наблюдение за дождевыми червями, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.

Словарная работа : Обогащать и активировать словарь детей : лёгкий, прозрачный, невидимый, бесцветный.

Методы и приёмы : сюрпризный момент и игровой, словесные указания, художественное слово, отгадывание загадок вопросы к детям, индивидуальное и хоровое проговаривание, поощрение.

Оборудование и материалы : полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка; салфетки на каждого ребёнка; стаканчики с водой, соломинки для коктейля.

Для воспитателя : «Коробка-сюрприз»

Дети входят в зал, становятся полукругом

1. Организационный момент

Воспитатель : Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте

2. Ход занятия

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с этим веществом при помощи опытов. (Дети на столе видят красивую коробку. Воспитатель обращает внимание на нее.)

Воспитатель :- Ребята, вы любите получать подарки? Карлсон передал вам подарок. Он считает, что в коробке находится самая дорогая и ценная вещь для человека. Как вы думаете, а можно узнать, что находится в этой коробке не открывая ее ? (Дети пробуют наощупь, нюхают, слушают – ничего не находят)

Воспитатель : Ребята, я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать.

Воспитатель : Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

(Ответы детей)

Воспитатель : Ребята, Карлсон прислал нам подсказку, но для этого мы должны проделать опыт.

I.Опыт : “Что внутри”.

Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей) .

А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей) .

Его раздуло.

Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей) .

Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)

В мешке был воздух .

Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый . Но его можно обнаружить.

Вывод : воздух невидимый

II. Опыт : “Определи движение воздуха” .

А как нам убедиться в существовании воздуха ? Ведь увидеть мы его не можем.

- Воздух окружает нас повсюду : на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть , но его можно почувствовать, если …

-Педагог : Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Движение воздуха .

Чтобы почувствовать воздух , надо заставить его двигаться.

А как называется движущийся воздух ?

(ветер)

А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух . Теплый воздух легче холодного . Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

- Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует .

Вывод : Он прозрачный, невидимый можно почувствовать при его движении

III. Опыт : “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”.

-Педагог : Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.

Что получается? Попадает ли вода в стаканчик (ответы детей) .

Вывод : в стаканчике есть воздух , он не пускает туда воду. Воздух невидимый , прозрачный, бесцветный.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны) .

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки) .

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте) .

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся) .

Воспитатель : А теперь мы с вами попробуем «поймать» воздух

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, как нам поймать воздух и где его хранить ? (ответы) .

Вывод : многие игрушки : мячи, шары и другие, с которыми мы обычно играем, наполнены воздухом . (слайд : спасательные круги, мячи, воздушные шары )

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, есть воздух внутри человека ? Давайте проверим.

iv. Опыт : “Пускание пузырьков из воды”.

Воспитатель : А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть ? (ответы детей) .

Воспитатель : Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте) . Что видите? (ответы детей)

Это пузырьки, которые мы выдыхаем.

Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы) .

Воспитатель : Потому что воздух легче воды .

Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.

Зачем же нужен воздух ?

Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе ? (ответы детей)

Воспитатель : Потому что растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха .

Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.

Ребята давайте подышим носом Отлично.

Как вы думаете, воздух имеет запах ? (ответы детей) .

(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха ).

Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. - Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать ?

Источники загрязнения воздуха :

1) машины,

2) заводы и фабрики,

3) пыль, дым.

Полезно ли дышать человеку, таким воздухом ? (ответы детей) .

Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете ? (ответы детей)

Воспитатель : посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива, создание организаций по охране окружающей среды,

Нужен ли всем воздух ? (ответы детей) .

Вывод : воздух нужен всем : человеку, животным и растениям.

(воспитатель показывает воздушный шарик )

Воспитатель : Почему он называются воздушными ? (ответы детей)

V. Опыт “Надуй шарик”.

Воспитатель : Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике

Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха , и поэтому такие шары могут улететь вверх. Есть шары, на которых можно путешествовать

Воспитатель : Ребята, а как же люди научились использовать воздух ?

Мы узнаем, поиграв в игру

(В сундучке лежат иллюстрации и игрушки - предметы : мельница, фен, веер, велосипед, утюг, фотоаппарат, ложка, вертолёт, парусник, телефон, книга, мячик, свистулька и др.)

Игра «Чудесный сундучок»

Воспитатель : Правила игры : я загадываю загадку о том, что лежит в сундучке (предмет или картинка? Вы должны отгадать загадку и ответить на вопрос используется ли воздух (или его свойства) при работе этого предмета? Кто больше даёт правильных ответов, тот выиграл.

1) Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился (парашют)

2) Маленький, удаленький

Громко кричит. (свисток)

3) Кинешь в речку - не тонет,

Бьешь о стенку - не стонет,

Будешь о земь кидать -

Станет кверху летать. (мяч)

4) На что взглянет этот глаз -

Всё картинке передаст. (фотоаппарат)

5) Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем.

Только лучше правь рулем, (велосипед)

6) Что всегда идет, а с места не сойдет? (часы)

7) Плывет белый гусь- Брюхо деревянное

Крыло полотняное. (парусник)

8) Без разгона в высь взлетает

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Наш военный. (вертолет)

9) Он с хоботом резиновым

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор. (пылесос)

10) Он горяч, как сковородка.

Так и пышет жаром.

На рубашке разровняет

Складки влажным паром. (утюг)

11) Всю жизнь крыльями машет,

А улететь не может. (ветряная мельница)

12) Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней. (Книга)

13) Угадай, кто ветром дует

И над головой колдует?

Смыв с волос густую пену,

Сушат их все люди. (Фен)

(Подводятся итоги игры)

Воспитатель : Но мы совсем забыли про наш подарок. Мы ведь так и не узнали, что лежит в этой коробке. Открывают , находят воздух . Ребята, так почему Карлсон думает, что воздух – это самое дорогое и ценное для человека? (Ответы детей) .

Воздух окружает нас повсюду, однако мы не можем его увидеть или ощутить на вкус. Нам дано лишь почувствовать движение воздуха, когда дует ветер. Если бы воздуха не было, наша планета оказалась бы безводной пустыней без единого живого существа. Воздух - это смесь газов, главным образом азота и кислорода. Мы вдыхаем воздух, чтобы получить кислород, необходимый нам для жизни. В помещении размером со школьный актовый зал содержится более тонны воздуха. Это больше, чем масса небольшого автомобиля. Неон и аргон - два инертных газа, содержащиеся в воздухе. Если через них пропустить электрический ток, возникает разноцветное свечение. Фигурные осветительные трубки в ярких рекламных вывесках заполняют именно неоном и аргоном.

В воздухе содержится небольшое количество углекислого газа. Это очень важно: углекислый газ вместе с водой необходим зеленым растениям для питания. При этом растения производят кислород, нужный людям и другим живым существам для дыхания. В воздухе содержится также много других примесей: инертные газы (например, неон и аргон), пыль, водяной пар, пыльца и семена растений, крошечные микроорганизмы, бактерии и сажа от автомобилей и заводов.

Атмосферное давление:

Ведро воздуха весит примерно столько же, сколько две страницы этой книги. Вес воздуха всегда давит на нас сверху. Эту силу, воздействующую на определенный участок поверхности, называют атмосферным давлением. На уровне моря атмосферное давление эквивалентно (равноценно) массе примерно в 1 кг, давящей на каждый квадратный сантиметр. Это давление не расплющивает наше тело, так как воздух находится не только снаружи, но и внутри нас.

Атмосферное давление измеряют барометром. Самый распространенный барометр - анероид - представляет собой плоскую металлическую коробочку, из которой выкачан почти весь воздух. Атмосферное давление старается раздавить коробочку, однако, поскольку металл упругий, она полностью не расплющивается. При изменении атмосферного давления крышка коробочки поднимается и опускается, двигая вдоль циферблата стрелку, указывающую величину давления. Показания барометра часто выражаются в миллибарах (мбар) или в гектопаскалях (гПа). Одну из разновидностей барометра - барограф - используют для прогноза погоды.

Атмосферное давление - один из примеров давления воздуха (силы, с которой воздух давит на определенный участок поверхности). Можно увеличить давление воздуха, к примеру, в шине велосипеда, закачивая в ее полое пространство все больше воздуха.

Вакуум:

Вакуум - это совершенно пустое пространство, из которого удален даже воздух. Поскольку удалить весь воздух полностью очень трудно, под словом «вакуум» обычно понимают частичный вакуум, из которого удалена большая часть воздуха. Космическое пространство - это вакуум, хотя в нем содержится некоторое количество пыли и частиц газа. Вакуум используют в термосах и внутри некоторых электрических приборов, например в телевизорах и пылесосах. В термосе вакуум находится в промежутке между внутренней и внешней стенками сосуда. Жидкости остаются горячими или холодными, так как тепло через вакуум передается плохо. Оно удерживается в горячем напитке и не допускается к холодному.

Кондиционирование воздуха:

Система кондиционирования поддерживает в помещении наиболее благоприятную (комфортную) для человека температуру и влажность воздуха (обычно температура между 20 и 25 °С, а относительная влажность 35 - 70%). Свежий воздух с улицы и воздух комнаты перемешиваются в кондиционере - устройстве размером с большую коробку. Часть воздуха подогревается, проходя через его горячие трубы, а остальная часть охлаждается над трубами с холодной водой. Смесь теплого и холодного воздуха и создает необходимую температуру.

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

ЗАДАЧИ:

· Показать способы обнаружения воздуха.

· Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений.

· Развивать интерес к познавательной деятельности.

· Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;

· Расширять и активизировать словарь детей;

· Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;

· Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование:

Целлофановые мешочки.

Стаканы большие и маленькие.

Стаканы с водой и трубочки.

Воздушные шары.

Сказочный персонаж кукла – Незнайка

Орг.момент

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с этим веществом при помощи опытов. К нам сегодня в гости пришел Незнайка, который тоже желает познакомиться с интересным веществом.

I.Опыт: “Что внутри”.

Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).

А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).

Его раздуло.

Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей).

Так кто же прав? (ребенок прокалывает свой мешочек и струю направляет на себя).

Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)

В мешке был воздух.

Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.

А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем.

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если …

Педагог: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Движение воздуха.

Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.

А как называется движущийся воздух?

А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

Вывод: воздух невидимый.

Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать.

Незнайка

Подожди незнайка, я тебе сейчас это докажу.

(демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

Педагог: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.

Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?

Незнайка: У меня в стаканчике вода.(ответы детей: А у меня стаканчик сухой, вода в него не попала).

Почему у Незнайки в стаканчике оказалась вода? (ответы детей).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

Педагог: А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).

Незнайка: конечно, нет, он же невидимый.

Педагог: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)

Это пузырьки, которые мы выдыхаем.

Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).

Незнайка: им так нравится.

Педагог: Потому что воздух легче воды.

Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.

Зачем же нужен воздух?

Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)

Нет, незнайка ты не прав, растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха.

Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.

Ребята давайте подышим носом Отлично.

Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).

Незнайка: Неет, я знаю точно, воздух не имеет запаха.

(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха).

Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. - Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?

Источники загрязнения воздуха:

1) машины,

2) заводы и фабрики,

3) пыль, дым.

Полезно ли дышать человеку, таким воздухом? (ответы детей).

Незнайка: Конечно, полезно, что в этом плохого?

Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.

Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)

Способы охраны воздуха: (рисунки) фильтры на заводах и фабриках,

посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива, создание организаций по охране окружающей среды,

Нужен ли всем воздух?

Незнайка: предлагает детям: закрыть нос и рот и не дышать.

Ребята, что вам хочется сделать в этой ситуации? (ответы детей).

Незнайка предлагает детям шары.

Почему они называются воздушными? (ответы детей)

VII. Опыт “Надуй шарик”.

Педагог: Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике

Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шары могут улететь вверх.

Незнайка: есть шары на которых можно путешествовать и я хочу предложить вам на рисовать для меня проект такого воздушного шара и его устройства Договорились? Ну, тогда, до свидания! До встречи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

на тему:

"Воздух – невидимка"

учитель начальных классов:

Степанова Дарья Николаевна

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

ЗАДАЧИ:

  • Показать способы обнаружения воздуха.
  • Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений.
  • Развивать интерес к познавательной деятельности.
  • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
  • Расширять и активизировать словарь детей;
  • Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
  • Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование:

Целлофановые мешочки.

Стаканы большие и маленькие.

Стаканы с водой и трубочки.

Воздушные шары.

Сказочный персонаж кукла – Незнайка

Орг.момент

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с этим веществом при помощи опытов. К нам сегодня в гости пришел Незнайка, который тоже желает познакомиться с интересным веществом.

I.Опыт: “Что внутри”.

Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).

А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).

Его раздуло.

Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей).

Незнайка: А я считаю, что внутри ничего нет.

Так кто же прав? (ребенок прокалывает свой мешочек и струю направляет на себя).

Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)

В мешке был воздух.

Незнайка: Воздух? Я его не вижу.

Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.

II. Опыт: “Определи движение воздуха”.

А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем.

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если …

Педагог: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Движение воздуха.

Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.

А как называется движущийся воздух?

(ветер)

А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

Вывод: воздух невидимый.

Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать.

Незнайка : Ха- ха – ха услышать, чего придумали. Разве воздух можно услышать, это же не музыка.

Подожди незнайка, я тебе сейчас это докажу.

(демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

III. Опыт: “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”.

Педагог: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.

Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?

Незнайка: У меня в стаканчике вода.(ответы детей: А у меня стаканчик сухой, вода в него не попала).

Почему у Незнайки в стаканчике оказалась вода? (ответы детей).

Вывод: в стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Он прозрачный, невидимый.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

V. Опыт: “Пускание пузырьков из воды”.

Педагог: А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).

Незнайка: конечно, нет, он же невидимый.

Педагог: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)

Это пузырьки, которые мы выдыхаем.

Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).

Незнайка: им так нравится.

Педагог: Потому что воздух легче воды.

Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.

Зачем же нужен воздух?

Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)

Незнайка: А я знаю, а я знаю, воздух нам привозят в мешках с луны, берут мешок, закручивают и везут к вам.

Нет, незнайка ты не прав, растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха.

Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.

Ребята давайте подышим носом Отлично.

Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).

Незнайка: Неет, я знаю точно, воздух не имеет запаха.

(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха).

Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. - Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?

Источники загрязнения воздуха:

1) машины,

2) заводы и фабрики,

3) пыль, дым.

Полезно ли дышать человеку, таким воздухом? (ответы детей).

Незнайка: Конечно, полезно, что в этом плохого?

Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.

Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)

Способы охраны воздуха: (рисунки) фильтры на заводах и фабриках,

посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива, создание организаций по охране окружающей среды,

Молодцы ребята, вы правы, в нашей стране есть даже День защиты окружающей среды – 5 июня.

Нужен ли всем воздух?

Незнайка: предлагает детям: закрыть нос и рот и не дышать.

Ребята, что вам хочется сделать в этой ситуации? (ответы детей).

Вывод: воздух нужен всем: человеку, животным и растениям.

Незнайка предлагает детям шары.

Почему они называются воздушными? (ответы детей)

VII. Опыт “Надуй шарик”.

Педагог: Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике

Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шары могут улететь вверх.

Незнайка: есть шары на которых можно путешествовать и я хочу предложить вам на рисовать для меня проект такого воздушного шара и его устройства Договорились? Ну, тогда, до свидания! До встречи.