Контроль поведения: обучаем ребенка. Управление мотивацией. Фрирайтинг, или «утренние страницы»

Общие положения

Умение владеть собой - обязательный элемент подготовленности человека к действиям в экстремаль-

ных условиях и преодолению как объективных, так и субъективных трудностей. Выдержка, самообладание, восстановление душевного равновесия, уверенные действия человека во многом зависят, как отмечалось выше, от: мало меняющихся психофизиологических особенностей личности (возбудимости, эмоциональной реактивности, тревожности, устойчивости к риску, уравновешенности нервных процессов и др.), а также от поддающихся формированию экстремальных знаний, навыков, умений, качеств. Необходима и такая составляющая экстремальной подготовленности, как умение владеть собой. Древний философ Цицерон, почти 2000 лет назад писал: «Человек, наделенный совершенной мудростью (такого человека еще нам не встречалось, но по суждениям философов, можно описать, каким он будет, если будет), вернее сказать - его разум, достигший в нем совершенства, будет так распоряжаться нижними частями души, как справедливый отец достойными сыновьями: ему довольно будет одного лишь знака, чтобы без всякого труда и усилия достигнуть цели: он сам себя ободрит, поставит на ноги, научит, вооружит, чтобы выйти на боль, как на неприятеля» 1 .

Разработкой конкретных методов и приемов самоуправления человечество занималось еще на заре нашей эры. Особенно этим отличались страны Востока - Индия, Китай, Корея, Япония. Формировались целые школы, порой приобретавшие религиозный и религиозно-мистический характер 2 .

1 Цицерон. Избранные сочинения. - М., 1975. - С. 265.

2 Такова, например, система йога, основанная на религиозно-философских взглядах буддизма. Ее упражнения тела и психики, в которых самовнушению отводится главная роль, до сих пор удивляют возможностями достижения почти невероятных результатов. Специфической дальневосточной модификацией буддизма стал дзен-буддизм (от санкритского слова «дхъяна» - в китайской транскрипции «чань») - что означает молчаливое созерцание, самоуглубление, внутреннее сосредоточение. В отличие от классического буддизма, ориентирующегося на тихое созерцание, дзен-буддизм делает акцент на достижение внезапного просветления - сатори. Оно достигается специальной техникой тренировок, направленной на то, чтобы выбить человека из круга привычных представлений и связей, подавить логическое мышление, разбудить дремлющую внутреннюю энергию, создать свой собственный замкнутый внутренний мир благополучия и всесилия. Идеи дзен-буддизма, зародившись примерно в VI веке до н.э. в Индии, перекочевали затем в Китай, в средние века - в Корею и Японию, где и достигли своего полного развития. Методы дзен использовались при подготовке воинов и легли в основу восточного рыцарского кодекса чести «бусидо» («путь воина»). Подробнее см.: Гримах Л.П. Резервы человеческой психики. - М., 1989. - С. 28-35.



Все нынешние психотехники берут из них самое ценное, теоретически и методически осовременивая их и имея сходства друг с другом 1 .

Практически все техники саморегуляции построены на внутреннем общении человека с самим собой - активизации, направлении и использовании внутренней речи, повышении ее влияния на общее состояние психики и организма. Это один из видов саморефлексии человека, обращенности к своему внутреннему миру, своему «Я», самоубеждения, показатель высокого уровня самоорганизации и личностного развития. Используется и внушение - воздействие на психику, при котором слова начинают восприниматься «на веру», без критики и сомнений, бездумно, без доказательств. Человеку, сидящему в комнате, можно внушить, что он на спутнике, но убедить его в этом невозможно. Часто внушение и убеждение применяются одновременно.

Мысленное произнесение слов во внутренней речи - не только психологический, но и физиологический феномен. Специальными приборами можно, например, зафиксировать при этом усиление биоэлектрической активности в речевом анализаторе человека - языке, гортани, полости рта, губах, щеках, а так же соответствующих областях головного мозга. Более того, при произнесении многих слов и возникновении связанных с ними мысленных образов-представлений, сигналы возбуждения по нервам направляются и в соответствующие части тела. Например, если читатель вытянет сейчас вперед руку и раскроет ладонь, а затем мысленно представит («увидит»), как его пальцы сжимаются в кулак (но фактически их не сжимать), то в этот момент из центральной нервной системы направится в мышцы ладони и пальцев целый залп нервных импульсов-команд, которые будут такими же как при фактическом сжатии кулака, но более слабыми. «Думаю - делаю», - так сформулировал этот феномен великий русский ученый И.М. Сеченов (1829-1905).

Один из летчиков-испытателей рассказывал о случае из его практики. Испытывался прибор-автопилот, предназначенный для автоматической посадки самолета на землю.

1 Родионов А.В. справедливо пишет: «Нельзя считать механизм внушения, т.е. прямого, относительно некритического восприятия человеком данных ему заранее заготовленных утверждений, чуть ли не единственным средством управления спортсменом. Такого рода некритическим заимствованием различных «психологических наркотиков» в виде формул внушения, без обращения к сознанию спортсмена, без применения педагогических средств воздействия иногда еще «грешат» некоторые спортивные психологи» (Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М., 1995. - С. 96). Несомненно это относится и к другим видам деятельности.

Мне дали задание многократно проверить действие прибора в воздухе, убедиться в его исправной работе по удержанию самолета на заданном курсе и выполнению разных маневров, а перед заходом на посадку включить его на выполнение посадки. Все сделал, прибор работал исправно. Захожу на посадку, включаю прибор, кладу свои руки на колени. Вижу перед собой быстро приближающуюся взлетно-посадочную полосу. Она все ближе, ближе..., высота уменьшается... Все идет как надо. Но руки, мои руки! Они рвутся к привычному месту на органах управления. Еле сдерживаю их на коленях! Чувствую, как в пальцах сильно пульсирует кровь, и они дрожат. Вспотел. Трудно мне далась та посадка.

Влияние произносимых про себя слов и предложений усиливается, когда человек, многократно повторяя их, одновременно оживляет представления памяти - следы ощущений, восприятий, переживаний, действий, имеющиеся в его прошлом опыте. При этом психологически и физиологически он вновь погружает себя в реальность, повышая свою готовность к преодолению ее трудностей, обеспечивая, как отмечал доктор медицинских и доктор психологических наук К.К. Платонов, баланс возбуждения и торможения, эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями 1 . Слова - формулы, команды должны быть кратки, выразительны, утвердительны, позитивны (говорить, например, о наличии здоровья, а не об отсутствии болезни), предваряться чаще всего словами «я», «у меня», «мне», произноситься медленно, в такт дыхания, а ключевые слова могут проговариваться с расстановкой.

Умение владеть собой - продукт знания человеком состояний, возникающих в трудных условиях, веры в возможности их регуляции, желание научиться подчинять их своей воле, знания методов и приемов самоуправления и отработанности их использования до автоматизма. Тут одних знаний и навыков мало. Надо осуществить в себе глубокую психофизиологическую перестройку, сформировать психофизиологический механизм саморегуляции, при действии которого внутренняя речь (разговор с собой, слова про себя, мысли, образы) ассоциативно и рефлекторно начинает вызывать внутренние, психологические и физиологические изменения. Для этого нужен систематический (по два-три и более раз в день) и длительный (минимум шесть-восемь месяцев) тренинг, результаты которого затем должны периодически поддерживаться. Какой-то результат дадут и менее систематичные тренинги, но он может оказаться непригодным для управления собой в критические минуты. Очевидно, что обучающий может помочь начать такой тренинг, научить ему, а ос-

Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М., 1982. - С. 112.

тальное зависит от обучающегося, его желания, целеустремленности и организованности. Как никакое другое, умение владеть собой зависит в конечном счете не столько от обучающего, сколько от обучающегося, от его собственных усилий. Поэтому тренинг обычно лучше получается у людей, в своей основе уже достаточно сложившихся как личности, испытывающих страстное желание научиться управлять своими состояниями, проявляющих организованность и волю.

Волевая саморегуляция

Волевая саморегуляция - один из видов и составная часть комплексного умения владеть собой. Она довольно подробно разработана в педагогике и пси-

хологии, описана в немалом числе книг и достаточно широко используется опытными практиками. Волевая саморегуляция заключается в применении приемов самоуправления: концентрации внимания 1 и сил, самоконтроля, самооценки, самоуспокоения и самоободрения, самопобуждения, самопринуждения.

Любое дело, а трудное тем более, зависит от целеустремленности, нацеленности на результат, концентрации внимания и сип в определенный момент, отрезок времени на достижение чего-то признаваемого важным и необходимым.

Показательный пример роли сосредоточенного внимания приводит К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой» (М., 1951. С. 122).

Индийский магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по крепостной стене вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие желающие стать министром делали попытку. На пути по стене их специально окликали, отвлекали, пугали, и они, волнуясь и вздрагивая, разливали молоко. «Это не министры» - говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни пугания, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда.

Стреляйте! - крикнул повелитель. Стреляли, но это не помогло.

Это министр! - сказал магараджа. - Ты слышал крики? - спросил он удачника.

Ты видел, как тебя пугали?

Нет. Я смотрел на молоко.

Ты слышал выстрелы?

Нет, повелитель! Я смотрел на молоко.

Самоконтроль - сличение собственного поведения и состояния с требуемыми оптимальными показателями. Техника его заключается в постановке себе контрольных вопросов типа:

См.: Родионов А.В. Психофизическая тренировка. - С. 36-42, 48-52.

Поведение - «Веду ли я себя сейчас так, как надо, как этого требуют долг, честь, моя ответственность, задача?»;

Действие - «Все ли делаю для достижения успеха? Работаю ли с должной самоотдачей? Правильно ли действую?»;

Наблюдение - «Внимательно ли наблюдаю? За всем, что надо? Бдительно?»;

Мышление - «На что направлены мои мысли? Все ли правильно понимаю. С умом ли действую?»;

Состояние - «Оптимально ли мое состояние? Способствует ли решению задачи или мешает?».

Самооценка - результирующая самопознания - рефлексии. Она строится на основе честных ответов на поставленные контрольные вопросы, критической оценке фактических результатов своих действий, сравнения достигнутого с возможным и требуемым, себя с другими. При этом полезно:

Судить о себе не по словам и мнению о себе, а по делам, достижениям, учитывать мнения других о себе;

Сравнивать себя не с теми, кто заведомо хуже и слабее, а с лучшими;

Оценивать не внешние показатели своей личности, а внутренние, психологические (реальные мысли, мотивы, желания и пр.);

Сопоставлять то, чего планировал, что намеревался добиться с тем, что получилось, и отвечать на вопрос «почему?»;

Объясняя себе причины неудач, не лукавить, искать причины в себе, а не в других;

Честно отвечать себе на вопрос: все ли сделал, чтобы добиться успеха, какие слабости проявил, что и как можно улучшить.

Самооценка правильна и эффективна, если делается по большому счету. Надо приучить себя каждый день, неделю, месяц, год завершать самоконтролем и самооценкой.

Самоуспокоение и самоободрение может осуществляться регуляцией мыслительной и двигательной активности:

Произвольным воспроизведением в своем сознании мыслей, образов, воспоминаний, которые сопряжены с приятными чувствами;

Отключением от сильно и негативно действующего на психику фактора, переключением внимания, мыслей, двигательной активности на что-то другое.

Известны разные приемы отвлечения и переключения внимания на что-то другое, желательно приятное, успокаивающее или нейтральное.

Есть и такие:

Напишите в течении нескольких минут 10 наименований предметов или вещей, о которых вы мечтаете;

Медленно сосчитайте предметы, которые эмоционально нейтральны: листья на цветке, находящемся перед вами;

Вспомните и посчитайте 20 осуществленных вчера действий (где бывали, что делали), «обходя» мысленно эмоционально негативные;

В течение 2 мин. займитесь перечислением около десятка качеств, которые есть у вас, вам нравятся и вы относите к своим достоинствам 1 .

Среди рекомендаций американским управляющим порой содержится такая. Иметь в выдвижном ящике письменного стола интересные и эмоционально не безразличные фотографии или картинки: фотографию любимого человека, семьи, детей или даже изображения фривольного типа. Когда возникает остро волнующая ситуация (вызванная, например, посетителем, телефонным звонком, поступившим документом), ему советуют открыть ящик стола и хотя бы секунд 10 разглядывать то, что лежит в ящике. Успокоившись, браться за работу.

Сделать паузу в общении (помолчать несколько минут вместо того, чтобы

реагировать с раздражением);

Перебрать на столе или рабочем месте бумаги, полить цветы на подоконнике, заварить чай;

Выйти из комнаты, переместиться в другое место и поговорить с симпатичными людьми на нейтральные темы (о погоде, покупках, планах на выходные дни); . подойти к окну и посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу,

дождю или снегу; . обратить внимание на идущих по улице людей. Попробовать вообразить

о чем думают один, другой пешеходы;

Зайти в туалетную комнату и на 2-3 мин. подставить ладони под холодную воду 2 ;

Отключением от тревожных мыслей о возможных неблагоприятных последствиях и концентрации внимания на способах и приемах, технике умелого выполнения действий;

Переключением мыслей на свою подготовленность, напоминанием себе о собственном профессионализме, самоубеждением в отличной подготовленности, воспоминаниями об успехах и достижениях, имевшихся в опыте;

Занятием себя хоть каким-то делом в ситуациях тревожного бездеятельного (пассивного) ожидания.

" Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. - М., 2001. - С. 86. 2 Самоукина Н.В. Экстремальная психология. - М., 2000. - С. 19.

Во время Великой Отечественной войны был случай, когда одна из наших дизельных подводных лодок, находясь в Баренцевом море, из-за повреждения лишилась возможности быть под водой, двигаться и вынуждена была всплыть. Исправить вышедший из строя двигатель своими силами было невозможно, и лодка была на поверхности моря обездвиженной и беспомощной. К тому же стоял полярный день, до побережья Норвегии, занятого фашистами, 400 миль (чуть больше 700 км). Лодка могла быть в любой момент обнаружена и подвергнута бомбардировке вражескими самолетами, регулярно осуществлявшими разведывательные полеты над всей акваторией моря.

Об аварии и опасном положении командир подводной лодки сообщил командованию Северного флота. Оно выслало на помощь корабли, которые, однако, могли подойти к лодке только часов через 15, а гибелью грозила каждая минута. В мучительном ожидании спасения или гибели находилась вся команда. Понимая психологическую сложность ситуации, командир приказал провести большую приборку всех помещений, проверить действие всех механизмов и вооружения, устранить малейшие неполадки. Находясь сам на мостике, он послал своего помощника обойти помещения, проконтролировать выполнение приказа, ход работ, убедиться в полной исправности и готовности к действию всех средств. Вскоре помощник доложил ему о результатах обхода и особо отметил, что лица подводников посветлели, в глазах появился живой блеск, люди готовы ко всему.

К счастью лодка оказалась не обнаруженной врагом, и подошедшие корабли отбуксировали ее на ремонт в базу.

Волевым сдерживанием порывистых движений, суеты, намеренным замедленным их выполнением (походка, жесты, повороты, наклоны);

Приданием мимике лица спокойного, слегка улыбчивого и уверенного выражения (выражением глаз, разглаживанием складок лба, ослаблением напряжения челюстных и губных мышц);

Занятием уверенной в себе, спокойной позы;

Потряхиванием свисающими вниз руками и плечами;

Поглаживанием или легким ободряющим похлопыванием себя по бедрам, груди;

«умыванием» лица обеими ладонями;

Выполнением нескольких глубоких вдохов и уверенных выдохов;

Использованием средств, вызывающих резкие ощущения и чувство «встряхивания»: обтирание холодной водой или льдом, жевание кусочка лимона, соленого огурца или чего-нибудь горького, употребление крепкого кофе, освежающего и тонизирующего напитка;

Имитацией нескольких коронных, «побеждающих» движений;

Резкими движениями руками с решительным сжатием или соударением кулаков или ладоней;

Изданием возгласов, выражающих готовность к действию, уверенность и решимость.

Самопобуждение - метод активизации своих устремлений, мобилизации сил, напряжения воли. Он осуществляется самооценкой, самоубеждением, самообязательством, самопоощрением, самоодобрением, самокритикой, самоосуждением, следованием идеалу, примеру. Самокритика может выражаться в остром и невыгодном сравнении себя с другими («Что я хуже других? Неужели я такой слабовольный, что не могу заставить себя?»). Можно поднять себя на выполнение нужного дела (например, отказаться от какой-то вредной привычки) гласным самообязательством, клятвенным обещанием перед товарищами, коллективом сделать нужное с какими бы трудностями ни встретился. Самопоощрения и самонаказания - мысленное про-говаривание поощрений и наказаний себе (Примеры: «Ты сегодня молодец! Можешь позволить себе сегодня вечером отдохнуть!», «Вчера потерял день по своей вине, проявил слабость воли. Сегодня и завтра - никаких развлечений! Работать с полной отдачей до полуночи!»).

Самопринуждение - способ заставить себя делать что-то и так,как нужно, даже если этого не хочется. Наиболее эффективно он реализуется с помощью самоприказов - мысленной формулировки и проговаривании про себя (нередко многократном) приказа себе, выраженному категорично, резко, повелительно, кратко. Хорошо сопровождать его резкими и решительными жестами (сжатием кистей в кулак, рубящим движением руки, спокойным поглаживанием и пр.), занятием соответствующей позы (расслабленной или предельно собранной для начала действия и др.), возгласом определенной интонации и громкости, мимикой. Самоприказы могут быть такими: «Хватит валяться! Сядь за стол, берись за работу! Пока не кончишь, не вставать!», «Держись! «Не хныкать!», «Возьми себя в руки!», «Хватит колебаться! Действуй!», «Не торопись! Спокойно!», «Не отвлекайся!», «Расслабься! Успокойся!», «Собрать силы!» и пр. При обучении их использованию, самоприказы произносятся вслух, можно в группе под руководством преподавателя, последовательно отрабатывая голос, мимику, жест, позу и в комплексе.

Волевая регуляция может осуществляться и с помощью личных правил поведения, которые следует сформулировать, написать, заучить, хранить (вывесить) так, чтобы они попадались почаще на глаза, напоминая о себе.

К таким правилам относятся:

«оцени прожитый день» - ежедневное самокритическое подведение итогов;

«мой распорядок дня» - все по плану, ежедневная физзарядка или аэробика, самостоятельная работа не менее трех часов в день и др.;

«деловые правила» - «наметил - сделай», «не выполнил намеченное на день - спать не ложись» и др.;

«маленькие победы над собой» - «не хочется лезть под душ? А ну-ка!», «Три часа не курить!» и пр.;

«береги каждый час и минуту!» и т.п.

При формулировке правил можно пользоваться своим жизненным опытом, информацией, почерпнутой у других, высказываниями выдающихся людей прошлого и настоящего, из книг. Например, достаточно полезны рекомендации, содержащиеся в популярных книгах Дейла Карнеги (1888-1955), воплотивших в себе обобщенный житейский опыт. Одна из них, например, называется «Как перестать беспокоиться и начать жить» 1 . Во всяком случае внимательное прочтение ее позволит самостоятельно избрать нечто поучительное для себя при определении собственных правил.

Как дети учатся управлять своим поведением? Почему один ребенок просто выхватывает у обидчика отобранную игрушку, а другой в такой же ситуации использует слова? Какая часть мозга отвечает за то, чтобы дети сначала думали, а потом делали? Авторы новой книги рассказывают, как помочь ребенку развить свои организационные навыки.

Организационные навыки: что это такое?

Сегодня ученые сходятся во мнении, что именно лобные доли мозга играют ключевую роль в развитии организационных навыков. Предлобная область мозга развивается позже других, в конце подросткового периода или в самом начале взрослого возраста. Это общая область, где обрабатывается информация и принимается решение о том, как мы будем себя вести. Рассматривая важнейшие функции лобных долей, легко увидеть, насколько важны эти структуры в развитии организационных навыков.

  1. Лобные доли определяют наше поведение, помогая решить, на что стоит обращать внимание и какие действия нужно предпринять. Пример: семилетний мальчик видит, что его брат смотрит телевизор. Он хочет сесть рядом, но решает, что сначала закончит домашнюю работу, поскольку знает, что иначе отец будет недоволен.
  2. Лобные доли объединяют наши модели поведения. Поэтому мы можем использовать предыдущий опыт, чтобы управлять своим поведением и принимать решения. Пример: десятилетняя девочка помнит, что на прошлой неделе после того, как она убралась в своей комнате, мама разрешила пригласить подружку в гости. Она решает провести уборку в надежде, что сможет сделать это снова.
  3. Лобные доли помогают нам контролировать свои эмоции и поведение, учитывая внешние и внутренние ограничения при удовлетворении наших потребностей и желаний. Лобные доли, регулирующие эмоции и взаимодействия с окружающими, помогают удовлетворить наши потребности, не доставляя проблем себе и другим. Пример: мама говорит шестилетнему сыну, что они купят видеоигру в магазине. Но, придя туда, они видят, что нужной игры в наличии нет. Мальчик злится, но не устраивает истерику на месте, а берет с мамы обещание, что они поищут игру в других магазинах.
  4. Лобные доли изучают, оценивают и "настраивают" ситуацию, позволяя нам корректировать свое поведение или выбирать новую стратегию с учетом новых данных. Пример: двенадцатилетний мальчик не попал на экскурсию с классом, поскольку он единственный не принес записку от родителей. В следующий раз он вспомнит о ней и вечером накануне поездки проверит, лежит ли записка в портфеле.

Возникнут ли организационные навыки у ребенка самостоятельно, без нашего вмешательства — просто благодаря естественному развитию мозга? Ведь при рождении они потенциально уже существуют. Сегодня известно, что лобным долям и, соответственно, организационным навыкам для полноценного развития требуется 18-20 лет — от рождения ребенка и примерно до его совершеннолетия.

Ясно, что при управлении своим поведением в младенчестве и позже дети не могут опираться только на свои лобные доли. Что же делать? Мы можем "одолжить" им собственные лобные доли. Ведь быть родителем — значит и поддерживать развитие организационных навыков, и выполнять некоторые задачи за ребенка.

Развитие рабочей памяти у ребенка

На самых ранних этапах жизни ребенка вы, в сущности, и становитесь его лобными долями. Сам он может пока очень немногое. Вы планируете и организуете его окружение, чтобы оно было безопасным и комфортным, следите за его состоянием (сон, питание), начинаете взаимодействие и решаете проблемы, когда ребенок расстроен.

Управление поведением и сдерживание эмоций

Пора обсудить второй ключевой навык, который начинает развиваться в младенчестве примерно в то же время, что и рабочая память: задержку реакции. Способность реагировать или не реагировать на человека (событие) лежит в основе управления поведением. Мы все знаем, в какие трудные ситуации могут попадать — и попадают — наши дети, когда они сначала действуют, а потом думают. И нас поражает самоконтроль ребенка, который видит соблазнительный объект и не трогает его.

Когда у ребенка начинает формироваться рабочая память (примерно в 6 месяцев), мы не наблюдаем никаких очевидных изменений. Однако с 6 до 12 месяцев способность младенца сдерживать реакцию развивается стремительно. Вот девятимесячный малыш ползет за мамой в соседнюю комнату. Еще месяцем раньше он бы отвлекся по пути на любимую игрушку, а теперь движется мимо нее прямо к маме. В этот же период малыш уже может сдерживать некоторые эмоции и проявлять другие в зависимости от ситуации.

Вероятно, и вы пытались вовлечь ребенка этого возраста в какое-то занятие, а он никак не реагировал и даже отворачивался. Похоже на отказ, правда? Уже в этом возрасте ребенок начинает осознавать мощный эффект реагирования или нереагирования на человека или ситуацию. Трех- или четырехлетний малыш демонстрирует этот навык, "используя слова", вместо того чтобы ударить обидчика, который пытается выхватить у него игрушку. Девятилетний ребенок использует его же, когда прежде чем перебегать улицу за мячиком, смотрит по сторонам. А семнадцатилетний подросток демонстрирует этот навык, соблюдая скоростной режим, вместо того чтобы согласиться на предложение друга: "Давай посмотрим, на что способна эта тачка".

Все родители прекрасно осознают важность навыка задержки реакции: его отсутствие может быть опасным или приводить к конфликтам. Когда ваш ребенок был еще младенцем, особенно когда начинал ползать, вы "одолжили" ему свои лобные доли и их функции, устанавливая для него границы, закрывая двери, используя заглушки для розеток и даже просто убирая опасные предметы из его зоны доступа. Кроме того, вы обеспечивали ему постоянный контроль. Конечно, вы использовали слова — резкое "Нет!" или "Горячо!".

Задачи родителей, "одалживающих" ребенку свои лобные доли, можно разделить на два типа: организацию окружения и прямое руководство. Наблюдая за вашим поведением, стараясь копировать его, ребенок осваивает и использует новые навыки. Здесь поможет разумная последовательность ритуалов и ожиданий. Вы также используете язык, давая ребенку инструкции. Через какое-то время он начнет применять эти же слова, поначалу говоря их громко самому себе, чтобы управлять своим поведением. Постепенно разовьется "внутренний голос", который будет слышать только он сам. Нам не придется заменять лобные доли ребенка всю его жизнь. Как только у него появится внутренний голос, он сможет сам выполнять эти функции.

Пэг Доусон
Ричард Гуар

Комментировать статью "Поведение ребенка: как научиться управлять собой?"

Недавно в Интернете был опубликован материал ([ссылка-1]) о том, как к девятилетней девочке в самолете приставал злоумышленник. Возникает вопрос: «Что надо сделать для того, чтобы ребенок смог защитить себя в такой ситуации?» Ребенок не смог обеспечить свою безопасность потому, что не знал, что делать. Девочка считала, что сама виновата в том, что происходит, и, не имея опыта противостояния взрослому человеку, промолчала. Необходимо объяснять ребенку, что если кто-то кроме родителей без их...

Подобно тому, как некоторые дети рождаются с необузданным темпераментом, так другие рождаются стеснительными и робкими. Стеснительность часто является симптомом сдержанного темперамента, который передается по наследству подобно кудрявым волосам и голубым глазам. Как научиться вести себя в обществе других Подобно тому, как некоторые дети рождаются с необузданным темпераментом, так другие рождаются стеснительными и робкими. Стеснительность часто является симптомом сдержанного темперамента...

Безусловно, в воспитании ребёнка важна роль как матери, так и отца. Именно отец должен показать сыну как должен вести себя настоящий мужчина, а дочь направить на правильный путь в выборе партнёра в будущем. Но это всё в общем. Ниже хотелось бы затронуть роль отца в воспитании дочери подробнее. Не стоит отгораживаться от дочери. Самой распространённо ошибкой в поведении отца является уход на второй план в воспитании девочки. Это, прежде всего, связано с тем, что они разных полов. По мнению...

Прошлый текст был не плохо принят, на основном сайте. Но мы понимаем, что он был написан несколько не стандартно и странно. Приближаясь к обычным записям, предлагаем вам ознакомиться с новой заметкой, которая не ответит на все вопросы, но которая может подтолкнуть вас к правильному решению и поведению в различных ситуациях, связанных с детьми. Невыполнение обещаний Часто ли вы с таким сталкивались, когда договорились с ребенком, что он что-либо сделает или, наоборот, больше не будет делать...

1. Найдите в себе силы сохранять спокойствие. Представьте себе что-то приятное, например, вкус любимого напитка, массируйте виски, считайте до 10-15-100... Но ни в коем случае не повышайте голос на ребенка. Так Вы вредите и ему, и себе. 2. Уйдите из «эпицентра». Необходимо физически вывести и себя, и ребенка из ситуации. Если Ваш ребенок устроил истерику в общественном месте, лучшее, что можно сделать – вывести его. Вывести из общественного транспорта, из магазина, с пляжа. Смена обстановки...

Всё больше людей усыновляют детей или становятся приёмными родителями. Я не исключение. И всё больше людей испытывают трудности с детьми, разочарования, крах надежд, выгорают... Мне повезло, у меня замечальный сыночек, здоровый, красивый, умненький, любимый роднюлечка. Но как любить детей, если они не такие, как хотелось и мечталось? Несмотря на то, мой любимый малыш ещё очень маленький, я знаю, что буду любить его всегда, какие бы трудности нас не ждали. Хотя я знаю, что всё у нас будет и...

Обсуждение

От гордыни не избавляют. От неё отрекаются (с) Мать Тереза Отречение от гордыни=смирение. Смирение - это думать о себе не плохо. Это думать о себе мало.(с)

Я ухожу из этой темы, обсудить которую, не получилось, к сожалению.
На последок, прочтите пжта мудрую притчу.

ЗАБИРАЙТЕ СВОЁ СЕБЕ

Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.Он повернулся к ученикам и сказал:

Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?

Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:

Вы все сказали? Если вы не все сказали, у вас еще будет возможность высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.

Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:
- Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?
- Вы - свободные люди, и то, что вы сделали - ваше право. Я на это не реагирую.

Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: “Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу”. Теперь я спрашиваю вас: “Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?”

Один человек из толпы сказал:

Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.

Будда улыбнулся:

Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним все, что хотите.

Очень серьезный вопрос в воспитании ребенка – формирование здоровой самооценки малыша. Многие из нас нередко встречали очень талантливых людей, которые сдерживали свою деятельность и не развивались из-за низкой самооценки или неверия в себя. Такие люди занижают свои способности и настраивают себя на неудачу еще до того, как принимаются за работу. Чтобы избежать такого поведения у своих детей, необходимо с ранних лет развивать у ребенка положительную самооценку и чувство уверенности в себе...

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. К 9 годам сын более-менее научился управлять собой, хотя также злится, когда проигрывает. Но такой уж у него характер - надо быть всегда первым.

Обсуждение

Почитайте книгу Таунсенд "Дети, границы, границы." Нам психолог порекомендовал.
Многое встало на свои места. Только надо трудиться. Воспитание в этом вопросе требует самодисциплины родителей. Но работает. Нам очень помогло с сыном. Ну и плюс консультации. Причины могут быть разные. Как нам объяснили, что 7 лет кризис - отделение от родителей, школа, новая роль ученики и тп. много в интернете написано
А книгу очень очень рекомендую.

Я считаю, что в таком возрасте истерики должны присутствовать.

Программы проходят на базе детского оздоровительного лагеря «Юный Строитель», расположенного в экологически чистой зоне Подмосковья - Истринском районе в окружении хвойного леса. Каждую смену школьникам старшей группы в рамках Звездной Академии предлагается принять участие в мини-тренинах в игровой форме, направленных на самопознание, развитие и личностный рост, тренингах о любви к себе и принятии себя. А также выезды Лагеря Выходного Дня (на 2-3 дня) именно на тренинговую программу "Пойми...

Обсуждение

Мы, взрослые, хорошо понимаем, что общение для подростка - это важно. И, конечно, хотим, чтобы оно было полезным и безопасным. Имхо, такие тренинги в Созвездиях - именно то место, где ребятам помогут разобраться в себе, поверить в свои силы, научат понимать себя и других. А еще это хорошая возможность пообщаться с единомышленниками в тёплой и доброжелательной атмосфере.

08.12.2012 22:36:18, Калинина36

Мы решили воспользоваться предложением. Для нашего сына это актуально. О Созвездиях читали много хороших отзывов. И знакомая рекомендовала. Поэтому, приедем. Спасибо.

04.12.2012 15:54:26, granita

Обсуждение

сменить школу нельзя? иногда очень помогает. если ей там не комфортно, так и будет мучиться, наверно.

можно попробовать сломать стереотип домашнего (вашего) поведения. Например, перестать расспрашивать про школу, перестать приставать со сбором рюкзака и тп. Ничего, вырулит как-нибудь, не младенец уже. Или попросить помощи по каким-то вопросам, которые раньше ее не касались (например, бюджет обсудить - "как ты думаешь, что стоит купить в следующем месяце, то или это? а то я думаю-думаю, никак не решу". Что-то в этом духе). Или обсудить фильм-книгу, где есть что-то про подростков или про школу, как бы попросить ее объяснить Вам как ей видится ситуация "изнутри" :) Ломая свой стереотип, Вы можете помочь ей сломать свой. ИМХО, конечно, поскольку я не психолог.

Мне кажется, вам надо сделать полное психолого-педагогическое тестирование - у нас в Канаде этим занимaются клинические психологи. К ним может направить школа, а можно и самим пойти. Меня смущают трудности в учебе, проблемы с вниманием. Трудно сказать, не видя ребенка, но возможно это и не распущенность, а следствие каких-то особенностей развития. Например, дислексикам, чтобы успевать за всеми, надо работать в несколько раз интенсивнее, от постоянного перенапряжения накапливается стресс. Бывает, что одаренные дети так себя ведут, когда их потребности не удовлетворены, если им скучно. Я думаю, что психолог по результатам теста сможет дать вам рекомендации. Я делала своим детям (они у меня оба с особенностями развития и непростыми характерами) - очень информативно, оказалось очень полезно, только дорого, к сожалению.

Как снова научиться верить? Подскажите, или дайте пинков, пожалуйста... Была несколько месяцев назад влюбленность у мужа в одну девушку Это не любовь. Это контроль. Вы хотите управлять взрослым самостоятельным человеком. Это нереально. И этого никто не любит.

Обсуждение

Вам не нужно контролировать ситуацию, а Вы пытаетесь ее контролировать. Вам силы нужно направить не на дергание, а на построение с ним отношений. Любите? Ну и любите без оглядки! Дарите себя ему, каждое мгновение дарите безвозмездно и не назначайте цену (его свобода), он к Вам должен прийти не потому, что Вы самая что ни наесть любимая. вам же самой будет противно, если он просто из чвства долга будет с Вами. Так и до дурки недалеко) с бесконечным контролем)

10.09.2011 22:23:15, Пролетом

Никак. Дети очень жестоки.. Берегите психику ребенка. Уходите. Ищите другое детское общество (дети друзей, кружки)
У меня было то же с сыном. И я пробовала все что вам советуют внизу. Очень жалею. Надо было сразу уходить. Но у нас это было в спорте. Ушли в другой клуб и к другому тренеру - все нормально сейчас.
Еще говорят психологи школьные иногда помогают в подобных случаях.

Например, прыгнуть с прашютом:) Ну, или машиной научиться управлять. Просто тогда сразу понимаешь,что если у тебя выходит управлять машиной/лошадью/своим телом - то и своей жизнью ты тоже вполне можешь управлять.

Обсуждение

Обычно очень помогает, если можешь чего-то достичь. Например, прыгнуть с прашютом:) Ну, или машиной научиться управлять. Или станцевать так, что все рот раскроют. Или сшить чего-нибудь офигительное. Или научиться ездить верхом. Что угодно. Просто тогда сразу понимаешь,что если у тебя выходит управлять машиной/лошадью/своим телом - то и своей жизнью ты тоже вполне можешь управлять. И от этого комплексы проходят. Да, и амбиции реализуются, кстати.

Могу рассказать о себе. 8 лет назад в моей жизни появилась подруга психолог, до этого 2 года изучения психологи в школе, на очень высоком уровне, в основном самопознание, и 2 в институте, на уравне теорий. дальше было года 1,5 разговоров, м я пошла на консультацию, за несколько занятий разобралась с кругом основных проблем, потом работа, книги, группа поддержки (до сих пор в фоновом режиме) консультации по мере необходимости (4 за все это время) Сейчас начались новые отношения и поняла что западаю, начала ходить на психотерапевтическую группу и работать постоянно, т е отслеживаю не правильное поведени, моменты в которых западаю и т д. Кстати можно тут прописавать проблемы, и если чье то мнение Вас сильно задело, то или критика не конструктивна (переход на личности, и т д) или тут больное место и чувства подпимаются:) отслеживайте свои чувства.

на первом плане Вы должны научится переключать свое сознание так, что бы чувствовать только ощущения.. можно сказать, что Вы ждать, то..... поэтому нужно просто поготовиться к такому событию, а затем пустить на самотек... со временем науитесь этим управлять, ну а...

Но как научиться любить секс, не знаю. Эх, хоть тут выговорилась... Все тут пишут при эмоционалную сторону секса, но физиологическая играет не меньшую роль! А управлять ею проше.

Обсуждение

Девочки, а вы не смотрели вебинар в сексрф "Маша, давай! Пробуждения женского оргазма"? Вот это класс)! Мне так она понравилась, как она обьясняет для чего нужны игрушки. Я помню, пришла в секс- шоп и стыдно и желание есть купить игрушку. А вот не знаешь, что надо. А там мужчина продавец. Ты же не скажешь ему для чего пришла. Вот так постояла минут 10 и ушла. Стыдно мне стало. А посмотрев вебинар этот, уже знаю что мне надо. Любви и всем и ярких оргазмов)

Бторая сторона проблемы.
Все тут пишут при эмоционалную сторону секса, но физиологическая играет не меньшую роль! А управлять ею проше.
Я сеичас вынесу это обсуждение отдельным топиком, а то каждый день про это в ответах пишу разным лудюм - пусть теперь все скажут, что по этому поводу думают.

25.12.2002 17:03:31, Та ДИСЦИПЛИНА-более широкое понятие, чем просто наказание в ответ на проступок. Дисциплина предполагает обучение детей подобающему поведению. Дети должны подчиняться установленным правилам. Дети считают, что правила – это форма защиты, созданная заботливыми родителями. Это часть цикла их развития.

Приемами дисциплины являются объятия, поцелуи, похвала, объяснения, установление правил и моделирование подобающего поведения. Все эти приемы используются в комплексе, чтобы добиться желаемого результата.

РАССМАТРИВАЙТЕ МОТИВЫ. В жизни часто возникают ситуации, когда родители сердятся на своих детей. Но ребенок редко имеет намерения поступить плохо. Нежелательное поведение детей часто является побочным продуктом их любознательности. Мышление детей не настолько развито, чтобы они могли предвидеть последствия своих поступков. Главная забота родителей – принять меры предосторожности, чтобы избежать повторения необдуманных действий своих детей. Разумеется, родители, излив гнев, отведут душу, но не решат воспитательных проблем. Ребенок огорчается, поскольку его родители расстроены, но не знает, что сделал не так. Почему нельзя заниматься исследованиями, как ученый? Разве плохо быть любознательным?

Когда не ребенка кричат, когда его стыдят, страдает его самолюбие. Родители не назвали плохим его поведение. Они сказали, что плохой он сам. А если так, то нет смысла пытаться вести себя лучше. Кроме того, ребенок будет считать, что в случае разногласий с другими людьми он может применять физическую силу.

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛ. Позитивная дисциплина предполагает воспитание у ребенка чувства ответственности. Правила должны быть изложены четко и определенно. Правила надо последовательно проводить в жизнь. Дети начинают понимать и воспринимать разумные доводы, они следуют правилам сознательно, а не по принуждению. Правила должны соответствовать уровню развития ребенка. Не следует бранить ребенка, например, за то, что он рассказывает выдуманную историю или плохо ведет себя в магазине(ему трудно приспособиться к необычной обстановке). Главное – его безопасность и уважение им прав других людей. Можно спокойно игнорировать незначительные, неопасные отклонения в его поведении. Как только ребенок поймет, что таким поведением он не привлечет ничьего внимания, он прекратит это делать.

Обязанность родителей – сделать ребенка таким, чтобы его любили окружающие. Избалованный ребенок всегда стремиться настоять на своем, и ему трудно находить общий язык с людьми. В результате он будет страдать из-за недостатка уважения к себе.

ИЗБЕГАЙТЕ КОНФЛИКТОВ. Родители должны признать, что иногда сами создают конфликтные ситуации. Это касается препирательств с ребенком по поводу еды. Он уже достаточно созрел, чтобы иметь собственные желания. Если на него давить, это только усилит его сопротивление. Лучше всего похвалить ребенка, когда он ест хорошо, и не сердиться на него, если он отказывается от какого-нибудь блюда. Если ребенок собирается сделать что-нибудь запрещенное, вовремя отвлеките его.

ЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Ребенка нужно научить задумываться о последствиях плохого поведения. Если он разобьет чашку, то новую ему дадут не сразу. Естественно, такая стратегия годится, только когда нарушение правил не может привести к несчастному случаю. Разумеется, нельзя позволить ребенку самому узнать, почему при переходе улицы он должен держаться за руку взрослого.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ. Дети нуждаются в постоянном внимании. Они даже могут нарочно вести себя плохо, чтобы привлечь внимание взрослых. Детям нужны положительные эмоции. Они должны получать их гораздо больше, чем отрицательных. По меньшей мере, раз 20 в день родителям следует сказать ребенку, как он хорошо себя ведет. Подойдите к нему, когда он тихо играет с игрушкой или смотрит телевизор, положите руку на плечо или поцелуйте, скажите ему: «Мне нравится, как ты играешь с кубиками».

Свое положительное отношение нужно выразить быстро, чтобы не нарушить игры. Просто дайте понять, что его хорошее поведение не осталось незамеченным. Похвала развивает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребенок легче переносит замечания, он понимает, что они касаются его поведения, а не его лично.

Родители должны следить за своим поведением и показывать ребенку хороший пример. Дети очень наблюдательны и копируют поведение взрослых. Если родитель кричит, так же делает и ребенок. Он употребляет слова, которые слышит от родителей, подражает им в манерах за столом. Ребенок считает, что все, что делают родители, это хорошо.

Ольга Горшкова
Интегративное качество «Способность управлять своим поведением»

Интегративное качество : «Способность управлять своим поведением »

На сегодняшний день в целом системе образования (дошкольном, среднем, высшем) актуальным является использование активных методов и новых технологий в обучении и воспитании подрастающего поколения

Одним из основополагающих факторов эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является формирование интегративных качеств личности ребенка .

По своей сути личность представляет собой целостную систему. В процессе личностного развития ребенок постепенно обретает самостоятельность и социальную активность.

Концепция интегральной индивидуальности принадлежит известному психологу В. С. Мерлину. В. С. Мерлин тоже исходил из целостного понимания индивидуальности, только слово целостность поменял на «интегральность » . В основе его понимания индивидуальности лежит принцип системности, общая теория живых саморегулирующих и самоактуализирующихся систем. Интегральная индивидуальность - это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека.

Интегральная же индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.

Проведено очень много психолого-педагогических исследований по проблеме развития произвольного поведения детей дошкольного возраста.

Существуют два различных и относительно независимых подхода к определению сущности понятия произвольность : в контексте сознания (Выготский, Лурия, Эльконин) ; в связи с мотивационной сферой человека (Леонтьев, Рубинштейн,Божович)

Первый подход суть : Наиболее универсальной системой знаковых средств выступает речь. «С помощью речи ребенок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением , относясь к самому себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект Речь помогает овладеть этим объектом посредством организации и планирования собственных действий и поведения » Однако речь не является единственным средством осознания своего поведения . В качестве такого средства могут выступать образцы, способы действия , правила. Сравнение с образцом и есть осознание своего поведения ,личное сознание, формирование которого связано со становлением произвольного управления собственным поведением .

Другой, достаточно распространенный подход это рассмотрение в контексте мотивационно - потребностной сферы человека. Согласно представлениям А. Н. Леонтьева в дошкольном возрасте впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности. Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определит все его поведение . Ребенок дошкольного возраста становится способным подчинять свои непосредственные желания сознательно принятым намерениям и правильно воспроизводить социальные нормы поведения . Во главе возникшей иерархии становятся чисто человеческие, опосредованные по своей структуре. У дошкольника они опосредуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксируемыми соответствующих нравственных представлениях.

Система соподчиненных мотивов по А. Н. Леонтьеву

игровые мотивы

познавательные мотивы

стремление к самоутверждению и признанию

мотивы общения со сверстниками

мотивы поощрения и взыскания

нравственные мотивы

Л. С. Выготский подчеркивал, что истоки произвольности, воли, саморегуляции ребенка лежат не внутри организма ребенка и не в его индивидуальной деятельности, а в его отношениях с другими людьми. Исходя из закона высших психических функций, произвольность, «как всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва-социальном, потом-психологическом,овол сперва между людьми как категория интерпсихическая (внешняя, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая (внутренняя)

Наиболее важным и ответственным периодом формирования интегративного качества умения управлять своим поведением является дошкольный возраст. Е. О. Смирнова отмечает, что произвольное поведение формируется прежде всего в ведущей для дошкольников игровой деятельности.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением .

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции :

развлекательную (это основная функция игры- развлечь,доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес )

коммуникативную : освоение диалектики общения

игротерапевтическую : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую : выявление отклонений от нормативного поведения ,

самопознание в процессе игры;

коррекционную : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

социальную : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития

Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, именно создание игровой технологии позволит оптимизировать - образовательный процесс в дошкольном учреждении, и будет способствовать формированию необходимых психических функций и .

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в психолого-педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социально-психологической природы, значения для развития обучаемого в отечественной психологии занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин.

Целью создания игровой технологии в дошкольном учреждении является :

Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка

Подготовка детей к новой социальной ситуации развития

побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности

отбор и применение эффективных игровых методов работы, направленных на развитие

Планируемые результаты освоения технологии :

Сформированность у дошкольников интегративных качеств (все качества )

Приоритетные направления :

1. Физическая культура и здоровье

2. Познание

3. Коммуникация

4. Социализация

5. Художественное творчество и музыка

По каждому из данных направлений можно создать подборку игр, игровых упражнений и этюдов .

По направлению познание : «Подарок» , «Волшебная шляпа» , «Смешная сказка» , дидактические игры «Профессии» . «Времена года»

По направлению коммуникация : «Кто в домике живет» , «Зеркало» , «Добавь слово»

Игры на социально-личностное развитие : «Комплименты» , «Фруктовый компот» , «Слепой и поводырь»

Данная игровая технология ориентирована на совместную деятельность всех участников образовательного процесса в различных сочетаниях : педагог-ребенок, ребенок-ребенок, дети-родители.

В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства , у него развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Как свидетельствуют результаты многих экспериментальных исследований по дошкольному возрасту использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания дошкольников способствуют повышения у детей показателей сформированности таких интегративных качеств личности , как «любознательность, активность» , «способность управлять своим поведением и планировать действия», «Эмоциональная отзывчивость» , а также произвольность психических процессов и творческая активность.

В настоящее время важная роль взрослого в становлении разных форм произвольного поведения подчеркивается практически всеми исследователями- как отечественными, так и зарубежными.

В большинстве экспериментальных исследований и теоретических построений взрослый выступает лишь как носитель средств человеческой деятельности (знаков, способов ,норм, правил) .Но как показали исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной взрослый выступает для ребенка не только как носитель средств и способов деятельности , но и как реальное, живое олицетворение тех мотивационных и смысловых уровней, которыми он еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым-через общение, совместную деятельность и общие переживания.

М. И. Лисина полагала, что внеситуативно-личностное общение является решающим условием преодоления ситуативности в поведении дошкольников и становления саморегуляции.

Однако в дошкольном возрасте интенсивно развивается сфера общения ребенка со сверстниками. Намного уступая сфере общения со взрослыми, она имеет большое значение в развитии ребенка-дошкольника.

Исследования Лисиной М. И, А. Г. Рузской, что в этой сфере общения создаются условия, своеобразно обеспечивающие самопознание и самооценку ребенка. Общение с другими детьми помогает дошкольнику лучше выделить и осознать самого себя, обрести инициативность и самостоятельность.

В сфере общения создаются условия, своеобразно обеспечивающие самопознание и самооценку ребенка. Здесь дети могут проверить, как они усвоили опыт и наставления старших, прямо сопоставляя свое поведение с действиями других детей, в споре и обсуждении с ними того, что и как следует делать.

Литература : «Развитие интегративных качеств дошкольников » Афонькина Ю. А. - методический конструктор. - Волгоград, Учитель,2013г.