Кто сильнее ниндзя или самурай. Самурай против ниндзя: кто победит

Вот уж совсем не к месту –
У парня длинный кинжал!
Мукай Кёрай (1651 – 1704). Пер. В. Марковой


Ну, вот и пришло наконец-то время рассказать о так называемых ниндзя – японских шпионах и убийцах, людей поистине необычной судьбы. Разве что только о рыцарях тамплиерах ходит столько всевозможных слухов, откровенных выдумок, легенд и мифов, как будто бы людям заняться нечем, кроме как сочинять про них всевозможные ужастики. К тому же, наверное, нет человека, который бы об этих самых ниндзя не слышал. В японских (и не только японских!) кинофильмах они встречаются едва ли не на каждом шагу, «меч ниндзя», можно купить через Интернет, но всем ли известно, что при этом 80 процентов информации о них носит сугубо вторичный характер! На это обратил внимание ещё английский историк Стивен Тёрнбулл, сам написавший немало книг о военном деле Японии в стародавние времена. Он отметил, что слово ниндзя и синонимичное ему слово синоби довольно часто встречаются в японских исторических хрониках. Мицуо Курэ использует слова разведчики, шпионы, ниндзя. Причем название «ниндзя» родилось в начале ХХ века. До того в различных регионах Японии этих людей называли по-разному: уками, дакко, курохабаки, кёдан, нокидзару. К XIX веку общеупотребительным названием сделалось синоби-но-моно, в переводе на русский – «тот, кто крадется». Считается, что очень многие политические убийства сделаны были именно ниндзя. Вот только это и всё, информация на уровне «одна бабушка сказала», потому что более конкретная информация о них отсутствует и почему так, в общем-то, если подумать, понятно.

Музей ниндзя в Ига.

У благородных воинов, какими являлись (или должны были являться) японские самураи, коварные удары исподтишка не одобрялись, хотя к ним и прибегали очень часто. Но как совместить благородство в помыслах и в делах с обращением к людям низшего сословия (а ниндзя, естественно, к самураям не принадлежали), которые должны сделать для тебя такую грязную работу, которую ты сам, однако, сделать не мог? А ведь обращаясь к ниндзя, самурай ставил себя от них в зависимость, которая вряд ли была ему по вкусу. Так что неудивительно, что самураи предпочитали о ниндзя особо не распространяться, а тем в свою очередь громкая слава была и вовсе не нужна. Но они все-таки в Японии были? Да – были, но не совсем такими, какими их рисуют многие романисты, а также наше современное кино!


Экспозиции, демонстрирующие ниндзя.

Обычно древние источники сообщают, что тогда-то и тогда-то… в нужное место прокрался «весьма искусный синоби, который и поджег храм», или же напротив, что ниндзя-неудачника зарубили в таком-то замке, но это и все! Есть, впрочем, очень подробное описание убийства в стиле ниндзя, вот только совершил его 13-летний мальчик, желающий отомстить за своего отца. Поскольку убить ему предстояло монаха-послушника, жившего в том же монастыре, что и он сам, этот мальчик по имени Кумавака сначала притворился больным, а затем, дождавшись ночи с ветром и дождем, приступил к исполнению своего замысла.

Естественно, что стражники в эту ночь спали. Жертва – некий Хомма Сабуро, в ту ночь спальню поменяла, однако мальчик его все равно обнаружил, но почему-то у него при себе не оказалось ни ножа, ни кинжала. Тогда он решил воспользоваться мечом Сабуро, но решил, что если он вытащит его из ножен, то блеск его клинка, на который может упасть свет от горящей в комнате лампы, может его разбудить. То есть это говорит о том, что в Японии многие спали при свете. Но он заметил множество ночных бабочек, облепивших раздвижные двери-седзи снаружи и рвущихся на свет. Он приоткрыл седзи, и множество насекомых тут же залетели в комнату, затмив её свет. После этого Кумавака осторожно вытащил меч из ножен, покончил с ненавистным Сабуро, и опять-таки в стиле ниндзя, сбежал. Поскольку ров был для него слишком широким и глубоким, подросток забрался на росший на его краю бамбук, и начал подниматься по стволу, отчего тот согнулся под его тяжестью, и он как по мостику оказался на противоположной стороне рва! Однако следует подчеркнуть, что он нигде специально таким приемам не учился, как не учились специально на ниндзя и те воины-самураи, которых их военачальники посылали разведать неприятеля во время войны.

С другой стороны у каждого японского феодала были, скорее всего, специальные люди, целью которых являлось создание специальных шпионских сетей в княжествах противника, чтобы их господин был осведомлен о замыслах тамошних князей. Они организовывали поджоги, похищали и убивали нужных им людей, сеяли ложные слухи, подбрасывали компрометирующие документы – то есть делали все, чтобы сбить, обмануть врага и посеять в его стане раздоры. Естественно, что это были люди «вне общества», поскольку признать их существование значило бы нарушить все писаные и не писаные законы и вот поэтому-то так и сложилось, что они превратились в весьма замкнутую и таинственную касту, корни которой опять-таки ведут в древний Китай!

А было так, что там примерно в VI веке было очень много буддийских монахов, бродивших по стране и живущих подаянием. Местные власти повели с ними серьезную борьбу, обвинив в извращении буддийского учения и, конечно же, в колдовстве. Монахи, в борьбе со своими притеснителями заходили так далеко, что вступали в отряды повстанцев или даже в разбойничьи шайки, где действовали подобно монаху Туку из романа Вальтера Скотта «Айвенго». Постепенно среди них сложилась собственная система выживания в экстремальных условиях, включавшая умение маскироваться и перевоплощаться, приемы оказания медицинской помощи, приготовления лекарственных снадобий, научились гипнозу и технике вхождения в транс, и ещё многому другому, что давало им шанс выжить среди опасностей, подстерегающих их повсеместно.

Один из способов спастись было перебраться в Японию, но и там эта повторилась. Крестьяне, видя бедных людей, учивших их добру, стали считать этих бродяг и отшельников единственными настоящими последователями Будды, тогда как лоснящихся от жира местных бонз совсем не уважали. Доходы их от этого упали, и правительство обрушилось на бродячих монахов с репрессиями, от которых они поспешили скрыться в горах. Вот так и появились целые кланы воинствующих монахов («сохей»). И вот в них-то, помимо всех прочих боевых искусств, и культивировались ниндзюцу («искусство скрытности»), выходящее за рамки того, что умели самураи и… вот так-то ниндзя на свет и появились! То есть сначала это были различные школы боевых искусств, а затем те люди, что в них обучались, нашли себе «занятие по вкусу»! Причем, если обобщить высказывания японских мастеров ниндзюцу, можно сделать вывод, что это всего лишь один из способов духовного и физического развития человека с целью приобретения им способностей управлять своим телом и… другими людьми с целью обеспечить выживание самому себе, своим близким, роду и племени.

То есть первоначально школы ниндзюцу с военными организациями ничего общего не имели, ни по методам подготовки своих адептов, ни по своей философии. Существенные изменения в этом произошли в 1460 – 1600 годах, когда в Японии шли войны, и был большой спрос на людей подобных специальностей, а всего по стране в это время существовало около 70 кланов ниндзя. Наибольшей известностью пользовались кланы уезда Кога и провинции Ига. Уезд Кога был, можно и так сказать, под властью коалиции кланов «53 семьи Кога», а вот провинция Ига была поделена сразу между тремя большими кланами: Момоти на юге, Хаттори в центре и Фудзибаяси на севере. В двух последних районах сформировались и такие важнейшие школы ниндзя, как Кога-рю и Ига-рю. Третьим крупным центром ниндзюцу была провинция Кии. Ну, а задания «воины ночи» выполняли самые разные и далеко не всегда это были именно заказные убийства. Например, ниндзя пробирались в деревни, которыми владели чужие даймё, и пересчитывали число домов, чтобы затем понять, как много людей князья смогут призвать в случае войны. Забавно, что перед тем, как считать дома на улице, они прятали в левом и правом рукавах по две горсти камешков, а проходя рядом с домом, роняли эти камешки. После оставалось только сосчитать, сколько камней у ниндзя осталось, и задание было выполнено, так как недостача соответствовала числу домов. Так что ниндзя умели также и считать, и считали неплохо!

Но при этом ниндзя никому никогда не служили, они выполняли свою работу за деньги. То есть воины-монахи, пошедшие по этому пути, были вне сложившейся в Японии системы феодальных отношений, хотя сами и обладали строгой иерархией. Высшим лидером организации был дзёнин. Его ближайшие помощники назывались тюнины. Затем следовали гэнины – бойцы. С течением времени в ряды гэнинов и даже тюнинов стали попадать не только свои, но и пришлые люди «со стороны» и в первую очередь ронины – «самураи, потерявшие своего господина». Женщины – и те становились ниндзя. В этом случае их называли куноити, а действовали они, полагаясь не так на силу, сколько на свои женские чары.

Со временем у них также выработалась и своя философия (ничуть не уступающая по содержанию философии обычных, «не воинственных» монашеских школ) и свои собственные, специфические приёмы обучения. Например, считалось, что следует побеждать не противника, а сложившуюся ситуацию. Мастера ниндзюцу не рассматривали поединок с противником как самоцель, кроме самых уж крайних обстоятельств. Противника следовало устранить, если того требовали интересы дела, и когда он мешал исполнению планов, но убивать просто так никого не следовало. Ведь грамотная операция не должна была оставлять никаких компрометирующих следов, кроме тех случаев, когда такие следы специально акцентировались, чтобы направить врагов по ложному следу. Соперника воспринимали обычно как препятствие, но не объект воздействия. Добиться победы – значило выполнить порученное тебе задание, а отнюдь не прикончить оказавшуюся на твоем пути живую помеху.

Все, что делали ниндзя было строго рационально. Зачем, к примеру, тратить силы на бой с противником, если можно того ослепить и незаметно от него ускользнуть? Зачем красться к часовому по осенней шуршащей траве, рискуя быть услышанным, если в него можно выстрелить ядовитой иглой из духовой трубки? Зачем вступать в групповой бой, когда можно направить преследователей по ложному следу? Да, ниндзя использовали достаточно широкий арсенал различных боевых средств. Но они также широко использовали и любые оказавшиеся под рукой предметы. И это также очень логично: ведь удушение при помощи палки намного эффективнее удушения его руками, а ударить камнем эффективнее, чем драться пустым кулаком.

Однако средневековая Япония была полицейским государством в самом худшем смысле этого слова. На всех дорогах, у каждой городской и деревенской заставы стояли патрули из самураев. Если путник казался подозрительным, тщательный обыск ему гарантировался. Вот почему ниндзя должны были действовать тайно, и никак не выделяться в среде окружающих, и избегать с ними малейших столкновений. Поэтому-то они и имели при себе самый минимум снаряжения. Моток верёвки («в хозяйстве и веревочка сгодится!») или цепь, полотенце вытирать пот, посох, небольшой крестьянский нож, серп, немного еды и лекарств, кремень для добывания огня, вот и всё, что мог себе позволить тот же ниндзя, передвигающийся по дорогам Японии. Имея все это, он мог не опасаться проверки, ну а уже на месте назначения, он из подручных средств делал нужные ему приспособления, а оружие всегда мог отобрать у врага. После выполнения задания, он своё «оборудование» либо прятал, либо вообще уничтожал и вновь становился безобидным путником, идущим по своим надобностям!

Вот поэтому-то для ниндзя были очень важны различные посохи, а отнюдь не мечи и кинжалы. Правда, существует путаница в их размерах. Так вот чтобы её избежать, возьмем за основу средний рост японского мужчины в начале XVII века, составлявший около 150 см. Это сегодня японцы стали намного выше благодаря пище, богатой животными белками, а в то время это было совсем не так. Длина же посоха не превышала человеческого роста (плюс высота деревянных сандалий – «гэта»), но чаще всего соответствовала расстоянию от земли до плеча. То есть она колебалась в пределах 140-160 см. Но кроме деревянного шеста это мог быть и посох буддийского монаха и тогда эффективность его как оружия, благодаря имевшимся на нем металлическим деталям обычно возрастала. Нередко применяли одновременно и два серпа: «о-гама», серп с длинной рукояткой (до 120 см) использовали, чтобы парировать и отклонять вражеские удары, а малым серпом, «ната-гама» (лезвие 15-30 см, ручка 20-45 см.) наносили удары противнику.


Кусарикама – серп с цепью, применялась как самураями, так и ниндзя.

Весьма «продвинутыми» (как это принято сегодня говорить) были ниндзя и в части применения различных новинок в области оружия. Так, они очень активно использовали огнестрельное оружие – в частности пытались застрелить из мушкетов Ода Набунага, и также применяли разрывные снаряды нескольких типов. Среди них были «бомбы» в мягкой, матерчатой оболочке, наполненные порохом и человеческими экскрементами, взрывы которых сеяли панику и отвлекали внимание, и настоящие «гранаты» в виде металлических шаров, с порохом и мушкетными пулями внутри. Поджигались они фитилем, пропитанным селитрой, а их взрыв внутри помещения мог привести к серьезным последствиям, будь то разрушения, а также ранения и гибель людей. Использовались разбрасываемые в траве и в темных коридорах металлические шипы, смазанные навозом либо ядом, метательные стрелки, выдуваемые из воздушных трубок – одним словом самые разные приспособления, позволяющие эффективно и быстро умертвить своего ближнего.


Фури-дзуэ или тигирики – «маховая трость». Практически это большой, походный кистень с рукоятью в виде посоха монаха фури-дзуэ был схож с металлической либо бамбуковой палкой длиной около 1 метра 50 см со скрытой внутри цепью с грузиком-кистенем. Это прекрасное комбинированное оружие, которым можно колоть и наносить рубящие удары.

Рукопашный бой ниндзя состоял из ударов руками и ногами в наиболее уязвимые места тела, а также разнообразные уклонения от захватов противника, падения, кувырки с перекатами и даже прыжки. Причем все, чтобы ни делал при этом ниндзя, было неожиданностью для противника!

Забавно, но столь любимое киношниками черное одеяние ниндзя, никак не принадлежит им самим, хотя оно и описано в романах и мы видим эту одежду в кино. «Ночью все кошки серы» – люди заметили ещё в незапамятные времена. Поэтому и ночные одеяния ниндзя были пепельного, желтовато-коричневого или темно-серого цветов и оттенков, так как чёрный костюм был заметен в темноте на фоне более светлых предметов. При этом оно имело мешковатые очертания, деформирующие очертания фигуры. Ну, а днём ниндзя надевали одежду крестьян, ремесленников, монахов, которая позволяла им слиться с толпой.


Ниндзя - рисунок знаменитого Хокусая.

Да, но откуда же взялся тогда чёрный костюм, приписываемый ниндзя? А это одеяние мастеров-кукловодов в японском кукольном театре бунраку. Кукловод, одетый во все черное находился во время спектакля прямо на сцене, и зрители его «не видели». И вот когда в пьесе уже другого театра – кабуки хотели показать убийство, которое якобы совершил ниндзя, то убийцу одевали в этот черный костюм кукольника – чем подчеркивали, что его никто не видел!

Что ещё входило в снаряжение ниндзя, так это шесть очень важных предметов (рокугу), хотя он и не всегда имел их при себе все. Это амигаса (сплетенная из соломы шляпа), кагинава («кошка»), сэкихицу (грифель для письма) или ядатэ (чернильница с пеналом для кисточки), якухин (небольшая сумка с лекарствами), цукэдаке или утидакэ (емкость для тлеющих углей), и сандзяку-тэнугуи (полотенце), ведь в Японии климат душный и влажный.

Самое интересное, что развитие сословия ниндзя шло практически параллельно со становлением самурайского сословия, хотя в японской культуре их всегда противопоставляют друг другу и вот почему. Если самурай считал безнравственным убивать из засады, то за него это делал ниндзя. Если самурай считал для себя непристойным тайно проникнуть в дом врага, то он опять-таки нанимал для этого ниндзя. Ну, а в итоге получалось так, что белое, как ему и положено, оставалось белым, а черное – черным. Честь самурая оставалась незапятнанной, а враг лежал на татами с клинком в груди. То есть друг без друга они обходиться не могли, ведь самураи обеспечивали ниндзя заработком, но и для самураев признать наличие своей зависимости от ниндзя было бы совершенно невозможно.

Можно сказать, что в основе всей японской культуры лежит перфекционизм. Достигнуть совершенства в своей профессии, стать настоящим мастером дела считается здесь высшей целью каждого человека. Может быть, именно поэтому Япония стала родиной для самых смертоносных воинов во всей истории мира — скрытных шиноби и следовавших Бусидо самураев. Мы решили столкнуть этих легендарных бойцов лбами, чтобы понять, кто выйдет живым из такой схватки.

Наемники

Высококвалифицированные шпионы и наемные убийцы не слишком-то обременяли себя высокими моральными установками. Воины-ниндзя могли предать, могли покинуть поле боя и даже сменить хозяина, что для самураев было просто немыслимо. Такая свобода дарила ниндзя некоторые преимущества. Проиграв схватку, воин тени мог ретироваться и подготовиться для решающей битвы, а вот не выполнившие приказ самураи часто должны были расплачиваться за промах собственной жизнью.

Бусидо

Вся жизнь самурая проходила в точном соотвествии с морально-этическим кодексом, Бусидо. Слепое подчинение приказам старшего позволяло дайме провинций с уверенностью опираться на свои войска, но оно же делало самураев не самыми гибкими (в тактическом плане) противниками. Сегодня историки считают, что всего 10% населения Японии принадлежало к этому военному сословию — самураем мог стать только сын самурая.

Маскировка ниндзя

Ниндзя не зря остались в истории великими мастерами шпионажа и маскировки. Разрекламированный голливудскими фильмами черный комбинезон шиноби на самом деле обычный миф: грамотный шпион умел подбирать одежду по случаю, не ограничивая себя вопросами стиля. Сбежав от погони ниндзя мог перекинуться в крестьянина или священника, а затем неожиданно напасть на преследователей.

Кимоно самурая

Цвет кимоно определял статус самурая в обществе. Наемникам было довольно легко определить важную цель в стане врага, что ставила честных приверженцев Бусидо под удар. В зимний период самураи носили тяжелые кимоно, затруднявшие движения, тогда как закалявшиеся с детства шиноби могли выбираться на короткие вылазки в легкой экипировке, получая соответственный выигрыш маневренности в схватке.

Стиль боя

Ниндзюцу древних шиноби до сих пор считается чуть ли не самым смертоносным боевым стилем мира. Считается, что именно ниндзюцу практикуют в японских спецподразделениях, найти же настоящего мастера на Западе просто нереально. В отличие от самураев, всю жизнь оттачивающих рукопашный бой и схватку на мечах, ниндзя были экипированы лучше. Арсенал шпиона включал в себя отравленные дротики, метательные ножи, сюрикены и боевые цепы. Арсенал самурая состоял из двух мечей: длинной катаны и короткого кинжала-вакидзаси. С другой стороны, на открытом пространстве самурай имел бы преимущество за счет длинны меча — лезвие традиционного ниндзя-то редко превышало 60 сантиметров.

Кто кого

Резюмируя, можно сказать, что исход схватки между ниндзя и самураем зависел бы сразу от нескольких факторов. В ограниченном пространстве шиноби явно выигрывает за счет более высокой маневренности, удобного меча и разнообразного арсенала. А вот открытая местность больше на руку самураю — с детства обучавшийся владению длинным мечом воин просто не подпустил бы к себе противника.

Для тех, кто любит фильмы про самураев и ниндзя, мы собрали список лучших фильмов, куда в основном вошли японские и другие азиатские шедевры кино.

Черепашки-ниндзя (2007)

В Нью-Йорке происходят необъяснимые вещи. Леонардо выясняет, что городу угрожает сумасшедший ученый Марк Уинтерс и его армия древних демонов. Для того, чтобы противостоять, им нужна вся команда черепашек, но Рафаэль, Донателло и Микеланджело словно провалились сквозь землю. Леонардо сделает все возможное, чтобы объединить друзей.

Ниндзя (1962)

Оди Набунаги прилагает немало сил, чтобы объединить Японию, разрозненную местными феодалами. Так он сумеет добиться власти. Ничто не может остановить его на пути к цели. Единственный человек, способный противостоять ему, – Сандэйу Момочи. Именно он является главой клана ниндзя, в который попадает на обучение Ишико. Молодой самурай поклялся убить Набунаги.

Скотт Пилигрим против всех (2010)

Встретив девушку своей мечты, Скотт Пилигрим не предполагал, что его жизнь теперь круто изменится. Ему предстоит познакомиться и сразиться с семью парнями, которые до недавнего времени пользовались благосклонностью избранницы Скотта.

Неуязвимый (1977)

На военного министра Лиу совершено вооруженное нападение. Все улики указывают на генерала Хсяо. Его поимку поручают Ченгу. Никто не догадывается о том, что именно он является истинным заказчиком убийства. Теперь у него появилась возможность не только устранить соперника, но и убрать исполнителя, который может его выдать.

Ниндзя в логове дракона (1982)

Молодой ниндзя Черная тень поклялся отомстить за смерть своего отца. Поэтому, оставив организацию, несмотря на прекрасные перспективы роста, он отправляется в Китай по следам убийцы отца. Здесь он находит того, кого считает главным виновником своих бед, но внезапно за того заступается молодой китаец, который за много лет привык считать Дядю Ли самым добрым и безобидным человеком.

Крадущийся тигр, затаившийся дракон (2000)

Становится известно об исчезновении магического зеленого меча. Это сулит неприятности людям, тем более, если он попадет в руки злодеев. На его поиски уходит высший мастер боевых искусств Ли Мубай. На пути к артефакту его будет поджидать наемник, с которым Мубайю уже приходилось сталкиваться в боях. Теперь давних врагов ожидает еще одна схватка.

Дуэль до смерти (1983)

С давних времен раз в десять лет проводятся турниры между лучшими войнами Китая и Японии. На сей раз в смертельном поединке должны сойтись Дамиан Лау и Норман Чу. Чтобы обеспечить победу японскому воину Чу, его генерал отправляет группу ниндзя для похищения священных артефактов Китая и моральной дестабилизации Дамиана Лау. Однако Норман Чу против нечестного поединка и противостоит ниндзя.

Синоби (2005)

В 1614 году в Японии к власти приходит сегун Такугава. Он останавливает все военные действия и провозглашает мир в стране. Однако это не относится к жителям двух деревень на окраине страны, которые на протяжении 400 лет совершенствовали разработанную систему борьбы – синоби. Чтобы избавиться от строптивых подданных, сегун стравливает две деревни. Замыслам правителя могут помешать только дети глав кланов, которые влюблены друг в друга.

Убийца сегуна (1980)

Долгие годы, служивший верой и правдой жестокому сегуну самурай, выполнял все его приказы. Неуравновешенный правитель был скор на расправу и отдавал приказы о казни, не разбираясь в виновности человека. Однажды и к самураю в дом сегун отправил отряд ниндзя. Не застав воина дома, они убивают его жену. Теперь самурай на руках с маленьким сыном отправляется мстить правителю.

Путь воина (2010)

Сердце даже самого жестокого война может смягчиться под взглядом невинных детских глаз. Так, однажды, расправляясь с врагами своего клана, самурай пощадил маленькую девочку. Чтобы скрыться от преследователей и спасти ребенка, он уезжает с ней в Америку. Здесь он селится в небольшом городке, жителей которого терроризирует некий Полковник. Но боевое прошлое не даст самураю спокойно жить даже вдали от дома, и он вновь вынужден будет вступить в бой.

Ниндзя пяти стихий (1982)

Чтобы выяснить, какой клан сильнее, решено провести турнир, на котором лучшие воины кунг-фу должны отстоять честь школы. После поражения один из воинов обращается за помощью к воинам Ниндзя Пяти стихий, которые легко расправляются с кланом победителей, практически полностью их уничтожив. Чудом уцелевший молодой воин отправляется в Китай, чтобы лично изучить боевое искусство пяти стихий и отомстить врагам.

Шаолинь вызывает ниндзя (1978)

Богатый китайский промышленник женит своего сына А-То на японке. Молодой человек доволен выбором отца, ведь его невеста - настоящая красавица. Но в первые же дни медового месяца парень начинает упрекать жену в неправильном поведении. Девушка активно занимается карате, а А-То это не нравится. Обиженная Кудо уезжает в Японию, а на смену ей приезжает группа бойцов, которые на деле готовы выяснить, какое боевое искусство лучше.

Последний самурай (2003)

В середине 19 века Японский правитель начинает осознавать, что ведение боевых действий, полагаясь только на искусство воинов-самураев в современном мире, невозможно. Чтобы провести реформы в армии и государственном устройстве, он приглашает американского военного офицера для обучения японской армии современным методам ведения боевых действий.

Самурай сегуна (1978)

Династия Токугава-Хидэтада внезапно теряет своего второго сегуна. Его старший сын узнает, что отец хотел оставить правление не ему, а младшему сыну. Иэмицу начинает подозревать, что смерть отца не была случайной. После расследования становится понятно, что в смерти сегуна виноват учитель фехтования Ягю, который не хотел, чтобы его любимый ученик Иэмицу остался не у дел.

Самурай-шпион (1965)

Бывших шпионов не бывает. Сасуке, верой и правдой отслуживший много лет своей родине, уже 14 лет живет спокойно и старается держаться в стороне от войны двух кланов. Но однажды по просьбе своего друга решает помочь ему в поимке двойного агента Татеваки Корияма, в руках у которого есть данные о шпионах всей страны.

Выход Дракона (1973)

На далеком острове в Японском море открылась новая школа боевых искусств. Ее основателем является человек с темным прошлым. Чтобы выяснить истинную цель такой благотворительности, герой Брюса Ли отправляется на турнир, проводимый на острове. Теперь всем становится ясно, что школа - лишь прикрытие для грязных дел боевиков.

Харакири 3D (2011)

Хаширо - бедный самурай. Он желает только одного - умереть достойной смертью. Для этого парень обращается к родовой резиденции клана Ли и просит разрешения на совершение ритуального самоубийства. Старый воин по имени Кагею пытается отговорить парня, рассказав одну историю о молодом парне. Хоть герой и был шокирован таким рассказом, Хаширо не готов отказаться от своей цели.

13 убийц (2010)

События фильма развиваются в эпоху сегунов. Главные герои - 13 убийц, собирающиеся устранить злого правителя. Но сделать это будет совсем не просто по той причине, что у главы слишком много телохранителей, даже больше по численности тех, кто желает его смерти.

Любовь и честь (2006)

Главный герой киноленты – самурай. Он занимается опасной работой - проверяет пищу на наличие яда. Однажды герой пробует моллюска-трубача и в результате этого теряет зрение. Теперь его семья оказалась под угрозой. И тогда супруга решает обратиться за помощью к лучшему воину страны, хотя это совсем не нравится ослепшему мужчине.

Затойчи (2003)

Слепой странник Затоичи зарабатывает на свою жизнь тем, что играет в кости и делает массажи. Но на самом деле он - великий боец и довольно хорошо владеет мечом. Он с точностью всегда наносит удар. И вот однажды он оказывается в горном городе, где правит безжалостный Гиндзо. Здесь Затоичи предстоит бороться за свою жизнь.

Сумрачный самурай (2002)

До конца правления Сегуната Токугова начали терять свою былую силу самурайские кланы. Но вскоре они станут и вовсе не пригодными, так как княжества решат объединить свои силы. В тот момент на улицах начинает твориться настоящий беспредел. Сейбей совсем недавно похоронил любимую супругу и считал, что на этом его жизнь окончена. Но он не ожидал того, какие перемены в скором времени с ним могут произойти.

Битва самураев (1990)

Во второй половине 16 века в Японии происходили жестокие войны, каждый хотел заполучить в свои владения не только власть, но и земли, которые принадлежали кланам самураев. Нагао Кагеторо и Такэда Сингэн - два заклятых противника, и они снова и снова выходили на бой, чтобы заполучить власть в свои руки.

Наблюдая эпоху заходящего солнца (1974)

События фильма развиваются с 1864 по 1877 года. Именно в этот период предотвратили пожар в Киото. Судзи - главный герой и достойный воином. Он принимал участие в боях на мечах. Ему пришлось стать свидетелем того, как рушился мир самураев, когда меч начал терять смысл как оружие. Его товарищи приняли участие в гражданской войне, но по разные стороны баррикад. Теперь и Судзи придется сделать самый важный выбор в жизни.

Заговор Затойчи (1973)

Массажист и фехтовальщик Затойчи ослеп. Спустя 20 лет судьба его снова заносит в родной город. Там на пути он встречает людей, которые помнили его с детства. Кроме этого он встречает сестру, о существовании которой даже не догадывался.

Затойчи в отчаянии (1972)

Однажды произошла встреча Затойчи на старом подвесном мосту со старой женщиной. Последняя пожертвовала жизнью ради спасения Затойчи. Герою необходимо отыскать ее родную дочь, чтобы отдать почести. Узнав, что дочь сильной духом женщины зарабатывает на жизнь телом, Затойчи обязан спасти девушку. Но для этого нужны деньги.

Однорукий самурай (1971)

Ванг Конг – меченосец, проживающий в Китае. Но, несмотря на то, что у него была всего лишь одна рука, это не помешало ему спасти маленького несчастного мальчика. Кое-кому не понравилось такое вмешательство в чужие дела и теперь злодеи открыли настоящую охоту за самим Ванг Конгом. А вскоре с этим мальчиком знакомится и Затоичи.

Повесть о Затойчи (1962)

Сукедзоро Ииока находится в опасности, и он не сомневается, что рано или поздно, но ему придется встретиться со своим давним врагом Сигезо Сасагава. И ради своего спасения он решает нанять Затоичи, не сомневаясь, что вложит деньги не напрасно. Враг же нанимает Мики Хиратэ. Кто бы мог подумать, что Затоичи и Хиратэ в итоге заведут дружбу.

Затойчи и беглецы (1968)

Оказавшись в небольшом городе, Затоичи находит прибежище у доктора Джунан и его дочери. Матсугоро представляет власть в этом городе и скрывает группу опасных преступников, лидером которых становится сын доктора. И только Затойчи может разобраться во всем, что происходит в этом месте.

Затойчи и обреченный (1965)

Ичи наказан за то, что принимал участие в азартных играх. Вскоре он знакомится с еще одним заключенным, которому грозила смертная казнь, хотя тот был невиновен. Освободившись, Ичи мог разыскать человека, способного доказать непричастность нового приятеля к преступлению. Но Ичи поступает иначе.

Самурай: Путь воина (1954)

Такезо - смелый и отважный парень, его очень любит Оцу. Вскоре они должны были пожениться, но планы рушатся из-за гражданской войны. Парень решает принять участие в битве при Секигахаре. Но после возвращения он слишком изменился, погрубел. Священник Такуану узнал о внутренних терзаниях Такезо и решил превратить парня в настоящего самурая.

Затойчи и праздник фейерверков (1970)

Затоичи оказывается в деревне, где люди живут под страхом Ямикубо, опасного преступника. Он слеп, как и Затоичи, и раскрывает ему жизненные тайны. Умеджи - сутенер и он становится наставником для Затоичи, собираясь научить героя важным мужским делам.

Скрытый клинок (2004)

События киноленты развиваются в XIX веке, в последние дни сегунов и самураев. Главный герой фильма - Мунедзо, ему хорошо известна техника борьбы под названием «Коготь дьявола». Именно потому самураи и не готовы допустить освобождения Мунедзо.

Кагемуся: Тень воина (1980)

16 век. Япония. Кагемуся - вор, приговоренный к казни. Неожиданно смертный приговор отменяют, потому что преступник был слишком похож на Такеду, местного авторитетного правителя. Кагемуся выпал второй шанс, потому что Такеда скончался.

Это все лучшие японские фильмы про самураев и ниндзя. Если вы знаете хорошее похожее кино, то дополняйте наш список лучших в комментариях. 😉

В военной истории Японии можно выделить трех основных фигурантов - полководцы, воины-самураи и шпионы-ниндзя. Поскольку наш сайт - не исследование всех перипетий истории Японии, то о выдающихся полководцах нам сказать в данный момент практически нечего. Зато мы намерены сообщить кое-что о двух других категориях участников японских войн.

Самураи

Слово "самурай" происходит от древнего глагола "самурау" - "служить". Таким образом, "самурай" - это "служивый", "слуга". Другое популярное в Японии слово, обозначающее самурая - "буси" ("воин"). Отсюда "бусидо" - "Путь Воина".

Как особое сословие самураи существовали на протяжении всей истории Японии. Первоначально они были в услужении аристократических родов, корни которых лежали в древнейшей японской иерархии жрецов. В конце эпохи Хэйан крупнейшие кланы самураев обрели самостоятельный политический и военный вес, и аристократам уже нечего было им противопоставить. В течение веков одни самурайские кланы сменяли другие, сражаясь за титул сёгуна - военного правителя страны.

Основой идеологии самураев стали дзэн-буддизм и складывающееся веками учение бусидо, базирующееся на конфуцианстве. Во главу угла оно ставило полное подчинение самурая своему господину. Последнее, однако, не означало готовность подчиненного на совершение любой подлости и злодеяния по слову повелителя. Если самураю отдавался заведомо преступный приказ, то он должен был смиренно пытаться переубедить господина. Если же это было невозможно - совершить сэппуку - ритуальное самоубийство. Также самурай должен был совершать самоубийство в случае "потери лица" - когда он был чем-либо опозорен.

Идеологический смысл сэппуку заключался в том, что, вскрывая живот, воин обнажал перед всем миром свою душу и давал возможность судить себя по тем законам, по которым будет угодно его господину. Важно понимать, что сэппуку - это не самоубийство в обычном смысле слова. Все классики бусидо постоянно подчеркивали различие между "недостойной" и "достойной" смертью. Во втором случае это смерть, в которой есть смысл (очищение рода, указание господину на его промахи, выполнение приказа господина). В первом же - это бессмысленная смерть, пусть даже и "героическая" (в том числе и "глупая" смерть на поле боя).

Могущество самурая определялось доходом от пожалованных ему земель. Чем больше был этот доход, тем больший отряд мог привести самурай в армию господина. Пожалованные земли не воспринимались как реальная собственность самурая. Они могли быть легко отняты или переданы другому воину.

Важнейшим богатством для самурая были лошади. Природные условия Японии плохо приспособлены для выращивания этих животных, поэтому позволить себе содержать лошадей мог только состоятельный самурай. Также на это не был способен "ронин" - самурай без хозяина. Поэтому последние, в отличие от европейских "странствующих рыцарей", всегда путешествовали пешком. Также некоторые факты о самурайском оружии можно подчерпнуть .

От всех прочих самураи отличались двумя вещами - особой прической с выбритым лбом и зачесанными назад волосами и правом носить два меча - большой и малый . Право носить малый меч имели все совершеннолетние мужчины.

До начала правления клана Токугава самураем мог стать любой достаточно удачливый человек, в том числе и крестьянин, и горожанин. Четкого разделения между кастами тогда еще не было, а звание самурая присваивал князь за какие-либо военные заслуги. Среди самураев проводились своего рода "соревнования" с награждениями, скажем, первого взобравшегося на стену вражеской крепости или первого воина, вступившего в бой с противником.

Принято считать самураев мастерами не только меча, но и кисти. Действительно, многие самураи из влиятельных семей получали неплохое образование, умели писать стихи, практиковали каллиграфию и чайную церемонию и т.д. Конечно, самураи из семей бедных и незнатных отличались этим далеко не всегда.

Часто считается, что самураи военных периодов истории Японии руководствовались бусидо в том виде, в каком оно было описано в книгах вроде "Сокрытое в листве" Ямамото Цунэтомо или "Книге пяти колец" Миямото Мусаси . Это не вполне соответствует действительности.

Дело в том, что эти и им подобные книги были написаны в поздние времена, когда самураи, оставаясь военным сословием, практически не воевали. Как, кстати, и авторы этих книг. Их представление о военном искусстве большей частью было подчерпнуто из хроник, легенд, рассказов престарелых очевидцев (речь именно именно о военном искусстве, а не об искусстве одиночных поединков).

Писалась такого рода литература для того, что закрепить в письменном виде и передать последующим поколениям военное искусство, которому в современной жизни места нет. Однако из этого отнюдь не следует, что древние воины действительно руководствовались правилами, выведенными самураями-писателями в период Токугава.

В реальности же все обстояло несколько иначе. То, на основании чего формулировались принципы бусидо - высшие достижения, подвиги наиболее выдающихся воинов. Очевидно, что, раз этот подвиг запомнился очевидцам, в целом самураи вели себя далеко не так героически. Однако подвиг фиксировался в хронике и действительно служил предметом изучения, преклонения и подражания для следующих поколений.

Возникла парадоксальная ситуация - наиболее суровые и строгие правила бусидо стали общеизвестны и канонизированы тогда, когда потеряли практический смысл. В разгар периода гражданских войн самураи считали для себя вполне возможным поменять господина, но когда войны кончились - это стало считаться страшным позором, хотя теперь уже не угрожало жизни господина.

Продуктивную аналогию можно провести с подвигами воинов Красной Армии и партизан в период Великой Отечественной войны. Они также были канонизированы существенно позже того времени, когда произошли, однако теперь аналогичные подвиги совершают воины Российской Армии в Чечне. Очевидно, уже в том числе и под влиянием прочитанных в детстве книг. Нечто в этом роде происходило и в Японии.

Поэтому не стоит рассматривать книги по бусидо как учебник по повседневной жизни самураев древности. Это лишь идеал, к которому стремились и которого достигали лучшие из них.

Ниндзя

Несмотря на то, что о ниндзя известно довольно много, определенно писать о них довольно трудно. Слишком уж много легенд о них бытует в Японии и за ее пределами.

Ниндзя (или "синоби" - "прячущиеся") - это те же самураи, но наделенные несколько другим кругом задач. Если самураи должны были воевать за своего господина лицом к лицу с противником, то ниндзя занимались шпионажем и терроризмом, отслеживая передвижения войск противника и совершая покушения на его полководцев.

Изначально ниндзя становились самураи пограничных земель, находившихся на границе с землями противника. Затем специфика их подготовки вызвала необходимость выделения из массы остальных "буси". Объединившись в кланы, ниндзя предлагали свои услуги то одним, то другим князьям, выполняя самые разнообразные поручения и распространяя о себе легенды.

Кое-что в этих легендах было правдой, многое - ложью или полуправдой. Так, насколько мы можем об этом судить, ниндзя редко носили черные одежды, в которых они изображаются, поскольку лучший способ остаться незамеченным - это одеваться как все. Мало кто из них действительно был мастером боевых искусств, поскольку им это было не нужно, и мало кто из них мог в открытом бою рассчитывать на победу над самураем. Также, видимо, ниндзя-то (некий особый "меч ниндзя") - это позднейшее литературное "изобретение". В реальности ниндзя пользовались обычными короткими мечами. Их основным козырем была внезапность, а также активное использование метательного ("сюрикэн" - метательный кинжал, а также "звездочка" и дротик) и отравленного оружия.

Объединяя Японию, Ода Нобунага уничтожил основные поселения ниндзя в провинциях Кога и Ига . Оставшиеся в живых ниндзя в период правления клана Токугава переквалифицировались в сотрудников О-мэцукэ (тайной полиции) и шпионов, выведывавших секреты ремесленников. Так, впервые в истории человечества, возник профессиональный промышленный шпионаж.