Личным установкам учителя фасилитатора. Фасилитация в педагогике и психологии - принципы и правила. Выходные данные сборника

Личностно ориентированное взаимодействие - это педагогическое общение субъектов образования (пе­дагогов и обучаемых), которое создает наилучшие условия для развития учебно-профессиональной мо­тивации, придает обучению характер сотрудничест­ва, обеспечивает достижение целей и задач образова­ния, способствует развитию обучаемых и позволяет педагогу повышать свой профессионально-педагоги­ческий потенциал.

Из приведенного определения вытекают следую­щие функции педагогического взаимодействия: мотивационная образовательная (обучение и воспита­ние), развивающая, фасилитационная. Остановимся подробнее на фасилитационной функции.

Фасилитация (от англ. fasility - благоприятные условия) - усиление доминантных реакций, дейст­вий в присутствии других людей - наблюдателей и содеятелей.

Педагогическая фасилитация - это усиление про­дуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогиче­ского процесса за счет их особого стиля общения и личности педагога.

К. Роджерс выделил три условия гуманизации лю­бых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные личностные изменения: 1) безоце­ночное позитивное принятие другого человека; 2) ак­тивное эмпатийное слушание; 3) конгруэнтное (адекватное, подлинное и искреннее) самовыраже­ние в общении. Последователи К. Роджерса под­черкивают, что обучение должно стать средством личностного роста обучаемых и педагогов. Педагогу в общении следует быть фасилитатором - человеком, облегчающим проявление инициативы и личностное взаимодействие обучаемых, содействующим процес­су их психического развития. В. Н. Смирнов указыва­ет, что феномен фасилитации возникает только в том случае, если педагог является авторитетным, рефе­рентным, признанным.

В результате педагогического взаимодействия возникают различные психологические новообразо­вания личностного и межличностного характера, ко­торые принято называть изменениями или эффекта­ми. В последнее время эти новообразования получи­ли название феноменов. Они могут иметь конструк тивный (развивающий) и деструктивный (разрушаю­щий) характер. Одним из значимых конструктивных феноменов педагогического взаимодействия являет­ся психологический статус личности, без обретения которого не может осуществляться процесс активно­го, последовательного, прогрессивного развития и са­моразвития личности. Статус характеризует не только реальное место учащегося в системе межличностных отношений, но и положение в учебной группе, семье, группах сверстников, которое он приписывает само­му себе.

Потребность в построении себя как личности, в самосовершенствовании не возникает спонтанно, она развивается в процессе педагогического взаимо­действия. Именно педагогическое влияние позволя­ет учащемуся осознать несовпадение «Я» -реального и «Я» - идеального без чего невозможно развитие. Педагогическая поддержка не только выполняет функцию защиты учащегося от неуверенности, страха невыполнения учебных заданий, но и помогает в утверждении его статуса.

Феномен авторитета педагога имеет особое значе­ние в реализации используемых им стратегий педаго­гического взаимодействия. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что педагог может быть ав­торитетным лицом для учащихся любого возраста, но основания его авторитета различны.

В процессе педагогического взаимодействия мо­гут возникать психологические феномены, зачастую не осознаваемые ни учащимися, ни педагогами. Эти воздействия можно назвать ненаправленными и непроизвольными. Нередко возникают ситуации, когда педагог тормозит активность учащихся, вызы­вая у них негативное отношение не только к себе, но и к деятельности, в которую они включены. Эти про­явления известны как феномен негативной фасилитации. Она ведет к возникновению психологических барьеров и комплексов, а затем реализуется в защитных функциях организма: повторных действиях, грубости, болтливости.

В.Н.Смирнов подчеркивает необходимость учета следующих подходов для создания на занятиях среды, оптимальной для решения образовательной задачи на основе личностно ориентированного взаимодействия педагога с учащимися:

Интерактивного, основанного на свободе обу­чающегося, решающего образовательную задачу, на обратной связи в системе «преподаватель - ученик»,
непрерывном общении преподавателя и учащихся, учете реакций обучаемых и оптимизации образовательной среды для повышения эффективности про­цесса обучения. К интерактивным методам обучения относятся, в частности, направленная дискуссия и
разнообразные по форме ролевые и имитационные игры, моделирующие ситуации, появляющиеся в процессе решения проблем;

Фасилитационного, предполагающего создание на занятиях среды, оптимальной для решения образовательной задачи на основе сотрудничества педагога с учащимися, их принятия и постоянной поддержки, веры в их способности, взаимоуважение и доверия. Фасилитационный подход содействует развитию активной личностной позиции, наиболее полному удовлетворению познавательных и творческих потребностей, а следовательно и самореализации учащихся.

В зарубежной психологии изучалась связь между фасилитационными способностями педагогов и уровнем их общефизиологического развития.

Установле­но, что общефизическое развитие является важным условием межличностного общения поскольку фа силитация учения требует высокого уровня психиче­ского и психофизиологического функционирования педагога. В этой связи можно предположить, что боль­шинство педагогов, характеризующихся низким уров­нем общефизического развития (страдающих, на­пример, от излишнего веса, повышенного артериаль­ного давления, сердечной недостаточности, имею­щих другие соматические отклонения), по чисто при­способительным причинам неосознанно избегают работы в напряженном режиме фасилитации учения. Анализ отечественной и зарубежной психоло­го-педагогической литературы по проблеме фасили­тации позволил определить основные концептуаль­ные положения развития педагогической фасилита­ции.

Педагоги, работающие в русле личности ориен­тированной парадигмы, допускают самостоятель­ность и ответственную свободу учащихся при состав­лении учебной программы, постановке учебных це­лей, оценивании результатов учебной работы. При этом педагог выступает не только как руководитель, но и как фасилитатор учения, т. е. человек, создаю­щий благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизирующий и стимули­рующий любознательность и познавательные моти­вы учащихся, групповую учебную работу, поддержи­вающий проявления в ней кооперативных тенден­ций, предоставляющий учащимся разнообразный учебный материал.

Переход традиционно работающего педагога к та­кому новому для него стилю деятельности происхо­дит постепенно, поскольку он связан с глубокой и, следовательно, достаточно медленной личностной перестройкой и педагога и учащихся. При этом веду­щими являются не столько изменения содержания и методов преподавания, сколько становление и укрепление основных личностных установок, постоянный личностный профессиональный рост педагога-фасилитатора.

Анализ поведения учащихся на занятиях педагогов-фасилитаторов показывает, что (по сравнению с поведением на традиционных занятиях) они более инициативны в речевом общении, задают больше во­просов, больше времени заняты решением собствен­но учебных задач, обнаруживают более высокий уровень когнитивного функционирования, например, больше времени затрачивают на различные мысли­тельные действия и меньше - на мнемонические). Они также реже пропускают занятия, демонстрируют высокие академические достижения по всем учебным дисциплинам, создают меньше проблем для педагога на занятиях. Установлено, что выражен­ность всех этих различий прямо пропорциональна продолжительности работы педагога-фасилитатора с учащимися.

В исследовании И.В.Жижиной установлены следующие основные индикаторы фасилитационных пособностей педагогв: эмпатия, интроверсия – экстраверсия, лидерство, коммуникативность, рефлексия, искренность.

Опытно-поисковая работа в Нижнетагильском педагогическом колледже № 2 позволила ей определить уровень развития фасилитации у педагогов. Исследования показали, что у 14 % преподавателей высокий уровень педагогической фасилитации. Это выражается в том, что они очень критично относятся к себе, пытаются всегда выявить причинно-следственные связи явлений, хорошо работают в коллективе и для коллектива, легко устанавливают и поддерживают контакты, воспринимают студентов как значи­мых, открыты в общении, жизнерадостны, направле­ны к внешнему миру окружающих людей и событий, имеют ярко выраженные лидерские качества, доста­точно развитые деловые качества. Эти педагоги чув­ствительны к потребностям и проблемам окружаю­щих, великодушны, с неподдельным интересом от­носятся к людям, эмоционально отзывчивы, стре­мятся к поддержанию хороших отношений с людьми, всегда готовы прийти на помощь другим.

Средний уровень педагогической фасилитации отмечен у 59 % преподавателей. Это выражается в том, что педагоги не всегда контролируют свои дей­ствия и поступки, недостаточно критично оценивают их. Поведение таких педагогов устойчиво, и они не считают нужным его изменять в зависимости от ситу­ации. Пытаясь выявить причины возникшей пробле­мы, они обвиняют других и не видят, что сами явля­ются главным ее источником. Эти педагоги менее от­крыты в общении, необходимость новых контактов иногда выводит их из равновесия. У них недостаточ­но развиты лидерские качества, они склонны к по­давлению других, к конфликтам. Педагоги со сред­ним уровнем фасилитации не относятся к числу осо­бо чувствительных людей, в межличностных отноше­ниях они в большей степени склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечат­лениям, им не чужды эмоциональные проявления, но отсутствует раскованность чувств, и это мешает полноценному восприятию людей.

Низкий уровень педагогической фасилитации выявлен у 27 % преподавателей. Это выражается в том, что педагоги слышат только себя и никак не ре­агируют на окружающих, проявляют к ним эмоцио­нальную холодность, не контролируют свои дейст­вия и поступки, некритичны по отношению к себе, небрежны в отношениях с людьми, непредсказуемы в силу закрытости личности.

Обобщение результатов исследования педагоги­ческой фасилитации показало следующее:

1. Необходимо усиление психологизации содержания и технологий обучения, приведение их в соот­ветствие с данными современной психологической
пауки.

2. Наиболее благоприятные условия для реализа­ции фасилитационного подхода создаются при личностно ориентированном обучении.

Необходимо изменение представлений о педа­гогическом мастерстве как о совокупности профес­сиональных знаний, умений и навыков, развиваемых в процессе выполнения педагогической деятельно­сти и в значительной степени определяемых стажем работы как мерой педагогического опыта. Педагоги­ческое мастерство - это результат личностного роста педагога в своей профессии, совершенствования целостного творческого и личностного потенциала, неразрывно связанного со спецификой личностной позиции педагога в социально-психологическом контексте учебно-воспитательного процесса.

Термин «фасилитация» от англ. глагола «facilitate» переводится, как облегчать, помогать, способствовать. Краткий психологический словарь разъясняет это понятие так: «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида». Таким образом, метод «Фасилитации» рассматривается,
как профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на достижение целей занятия, решения, в процессе обучения, вопросов повышенной сложности и важности. Особенное положительное фасилитирующее влияния ярко проявляется при работе над проблемными задачами, не имеющими не только очевидного, но и “единственно
верного” решения и требующими творческого подхода. При профессиональном подходе, применение метода «фасилитации» в обучении может приводить к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности, повышению заинтересованности участников, а так же максимальному раскрытию их потенциала.

Цель применения «фасилитации » в образовательном процессе может сводиться к решению кейсов, конкретных бизнес-ситуаций, где требуется найти решения, проанализировать проблемы, собрать идеи, уточнить задачи, спланировать действия и т.д.

Продукт, полученный с помощью применения метода «фасилитации», можно представить как принятое, зафиксированное на бумаге (на фотографиях, на любом другом носителе) организационное решение или предложение.

Фасилитатор - это ведущий, преподаватель, в основную задачу которого входит стимулирование, мягкое направление процесса умственной деятельности в группе обучающихся, направленное на поиск и анализ информации по конкретному
вопросу или поставленной задаче. Однако возникает совершенно закономерный вопрос о том, существует ли ринципиальная разница между понятиями «фасилитатор» и «модератор»? При условии, что и «фасилитатор»,
и «модератор» организуют работу в группе и направляют ее к достижению поставленной цели. На наш взгляд, особенностью модерирования групповых процессов является то, что модератор в большей степени должен владеть
предметной областью, в которой ведется обсуждение и больше вмешиваться в процесс, чем «фасилитатор», цель работы которого ограничивается побуждением к действию и соблюдением регламента обсуждения. Таким образом, «фасилитатор» – это нейтральный лидер, который делает процесс групповой работы легким и эффективным. «Фасилитатор» не предлагает готовых решений, не навязывает своего мнения, он предоставляет определенные средства, с помощью которых группа сама находит решение. Поэтому роль «фасилитатора» должна сводиться к выбору темы и вопросов для обсуждения, организации процесса работы, а именно созданию творческой, свободной, позитивной атмосферы.

Возможные методы фасилитации : технология “Open Space”, технология “интернациональное кафе”, динамическая фасилитация, классический мозговой штурм, метод Дельфи, стратегия Уолта Диснея, негативный мозговой штурм, фасилитированная дискуссия, технология “идея-лог”, «скампер», грейп-коктейли.

Фасилитационные сессии могут продолжаться от 4 часов до 3 дней. Размер группы: от 8 до 50 участников.

Примениение метода «фассилитации». Метод групповой работы в форме «фасилитации» актуален в обсуждении вопросов организационного развития, процессе обучения (проведении конференций, семинарских занятий), при
стратегическом планировании, анализе ситуаций или проблем, выработке новых идей, в проектной работе, и т.д.

Адаптация метода «фассилитации» к преподаваемой дисциплине.

Учебная дисциплина: «Финансы» . Тема занятия: «Финансы предприятий».

Рассматриваемый вопрос темы : «разработка стратегии анализа деятельности предприятия».

Цель занятия – систематизировать знания в области «управления финансами предприятий», «разработки стратегии анализа деятельности предприятия», отработать деловые навыки принятия решений, потренироваться в
возможности анализировать полученную информацию, освоить новые модели поведения в интерактивном общении, умении аргументировано, грамотно представлять свою позицию (мнение).

Задача: «генеральный директор крупной диверсифицированной компании по строительным изделиям обратился к нам за помощью. Он просит проверить производственную деятельность компании «Керамо», выпускающего эмалированную керамическую продукцию. Эту продукцию составляют: ванны, унитазы, писсуары. Генеральный директор хочет знать, следует ли одобрить капитальные затраты в 200 млн. долларов на новые производственные мощности?!

Информация о компании «Керамо»:

  1. Это одна из семи крупнейших производителей в России (доля рынка 15%)
  2. Цены на продукцию «Керамо» долгое время оставались неизменными
  3. «Керамо» работает на уровне безубыточности, его конкуренты получают небольшую прибыль
  4. Самый крупный конкурент компании«Керамо» объявил, что намеревается построить крупный современный завод

Для повышения эффективности работы в группе воспользуемся методом «Фасилитации». Для решения «заданной ситуации» воспользуемся одним из методов фасилитации, а именно методом «Grape-коктейль».ГРЕЙП КОКТЕЛЬ (Grape-коктейль) – это инструмент, который способен решать одновременно несколько задач этапа открытия
сессии.

План работы в группе:

  • 1-й шаг: «Трейлер » – инструмент раскрытия спектра мнений по заданной теме. Выявляем направление
    «движения мысли» по заданному вопросу.

Время: 10 минут

  • 2-й шаг: «MeWeUs » – техника вовлечения в обсуждение «молчаливых» и получения
    вклада каждого участника. Каждый из участников команды фиксирует письменно или устно свое
    мнение по обсуждаемому вопросу.

Время: 10 -15 минут

  • 3-й шаг: «World -cafe» – мощный метод глубокой проработки решений за счет вклада каждого. На этом этапе
    анализируем мнения участников дискуссии, обобщаем их предложения. Всю без
    исключения информацию фиксируем в таблице.

Время: 15 минут

  • 4-й шаг: « IDEA -лог»- интерактивный метод, дающий максимум диалога. С помощью этого метода
    организовываем диалог в группе, обсуждаем, голосуем. В таблице оставляем самые сильные, целесообразные предложения и мнения.

Время: 15 минут

  • 5-й шаг:Road -map» – техника «мягкого» структурирования и согласования плана действий. С помощью
    преподавателя-фасилитатора выявляем финальный план действий. Формируем предложение или ответ на заданный в начале обсуждения вопрос. В нашем случае мы для директора предприятия, обосновываем с экономической точки зрения, целесообразность капитальных затрат в размере 200 млн. долларов.

Время: 10-15 минут

Таким образом, целью применения интерактивных форм в обучении, в том числе и применение в образовательном
процессе метода фасилитации ставят целью активизировать учебно-познавательную деятельность, максимально раскрыть потенциала всех участников педагогического процесса. Наиболее точно суть метода «фассилитации», на наш
взгляд сформулировал Лао Цзы в своем гениальном труде «Дао Дэ Цзын», где он называет фасилитатора – «совершенномудрым», потому что «он никуда не зовет, а все идут куда нужно; он молчит, а все его слушают; он находится позади всех, а все его видят».

Фасилитация – ведущая компетенЦИЯ современного педагога

Сегодня в российском образовании происходят качественные перемены, необходимым условием которых является изменение роли учителя в процессе обучения. Если мы ориентируемся на требования Федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях образования, необходимо перенести акцент с преподавания на учение. Возникает потребность организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как фасилитацию (от англ. to facilitate – облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия) процессов осмысленного учения . Основоположником понятия фасилитации является представитель гуманистической педагогики К. Роджерс.

Применительно к школе под фасилитацией следует понимать развивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.

В настоящее время профессиография педагогического труда насчитывает свыше 100 профессионально значимых и личностных качеств педагога. Нельзя не согласиться, что действительная реформа образования должна основываться на перестройке определенных личностных установок учителя, реализующихся в процессах его межличностного взаимодействия с учащимися.

Новый уровень задач требует от учителя в некоторой степени «эталонных» личностных характеристик. Определяющими для реализации фасилитации педагога является развитие трех качеств личности: аттрактивность (от лат. attrahere привлекать естественное состояние чего-либо, не вызывающее раздражение, а наоборот манящее, вызывающее некое притяжение, симпатию), толерантность (от лат. tolerantia терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам) и ассертивность (от англ. assertiveness настойчивость, утвердительность – у веренная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей).

К. Роджерс назвал этот комплекс личностных качеств учителя «необусловленным позитивным вниманием к человеку». Учитель, понимающий и принимающий внутренний мир своих учащихся, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относящийся к учащимся, создает тем самым все необходимые условия для обеспечения и поддержки (фасилитации) их осмысленного учения и личностного развития в целом.

Сегодня в области развития фасилитационных компетенций педагогов существуют проблемы, связанные с недостаточной разработанностью темы применительно к школьной среде. Новизна моего педагогического опыта заключается в следующем:

    выявлены и опытным путем обоснованы педагогические условия, обеспечивающие фасилитационную поддержку процесса обучения;

    определены и классифицированы наиболее эффективные методы работы педагога-фасилитатора.

Можно отметить универсальность большинства предлагаемых мною методов и технологий, возможность применения их в обучении разным дисциплинам. Процесс взаимодействия учителя и ученика на уроке направлен на полный комплекс ориентиров (ценности, цели, мотивы, нормы и так далее), а не только на узко предметные цели.

Итак, какие цел и я ставлю перед собой, обеспечивая фасилитационную поддержку в обучении? Формирование личности ученика, выявление и развитие его потенциальных способностей, задатков; создание условий для саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации личности ученика.

Что приобретают мои ученики? Личностную мотивацию к учению, творчеству, достижению целей; навыки взаимодействия с учителями, родителями, сверстниками в процессе познания; продвижение по индивидуальной образовательной и жизненной траектории; ориентацию на успех в учении и творчестве.

Каковы ожидаемые результаты выбранного мною уровня взаимодействия? Сформированность личности ученика; ценностная, эмоциональная, поведенческая, коммуникативная, политическая, правовая социализация личности; достижение ситуации успеха, самореализация личности.

Обозначу главные принципы, которыми я руководствуюсь как учитель-фасилитатор.

    Стремлюсь всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Ведь способность самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия – основные признаки развитой личности.

2. Н е боюсь неожиданных вопросов. Вопросы детей – это свидетельство их интереса, а нестандартный вопрос, может быть, не что иное, как свидетельство творческого взгляда на мир.

    Стараюсь быть гибкой, следовать ситуации. Мудрый человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

    Развиваю в себе черты креативной личности. Я всегда готова к шагу за пределы комфортной зоны для создания новой техники или адаптирования инструмента, который был бы наиболее эффективен в конкретной ситуации.

Мною исследованы и классифицированы методы и приемы обучения, приемлемые и наиболее эффективные в работе педагога-фасилитатора (таблица 1) .

Таблица 1

Дискуссионные методы

Круглый стол

Сократовская дискуссия

Панельная дискуссия

Форум

Симпозиум

Дебаты

«Займи позицию»

Подиум-дискуссия

Аквариум

Метод-ПРЕСС

Результаты применения:

    Осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу.

    Формирование уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов.

    Развитие умений осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, формулировать вопросы, вести полемику.

Игровые методы

Ролевая игра

Драматизация

Деловая игра

Суд

Результаты применения:

    Обеспечение условий для развития воображение и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.

    Развитие умения ориентироваться в собственных чувствах и формирование навыков их культур­ного выражения.

    Обеспечение ученику возможности включаться в кол­лективную деятельность и общение.

Методы организации мыследеятельности

Мозговой штурм

Мировое кафе

Метод Дельфи

Мыслерешето

Дерево ответов (дерево решений)

Обучение в парах

Интерактивная лекция

Пресс-конференция

Незаконченное предложение

Чтение с пометками

Результаты применения:

    Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.

    Развитие навыка самостоятельного поиска решения, привлечения информации из разных областей и источников.

    Развитие умения работать в группе.

    Развитие способности продуцировать множество решений.

    Развитие умения выступать публично.

    Обеспечение подготовки учеников к последующей научной деятельности.

Методы организации творческой деятельности

Метод символического видения

Метод сравнения версий

Метод «Если бы…»

Метод ключевых слов

Метод вживания

Метод конструирования вопросов

Метод смысловых ассоциаций

Результаты применения:

    Обеспечение условий для развития интеллектуально-творческих способностей.

    Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.

    Создание условий для формирования целостного восприятия мира в единстве чувственных и конкретных представлений.

Методы рефлексии

Ключевое слово

Рефлексивный экран

Синквейн

Метод пяти пальцев

Корзина мнений

Ступени

Плюс – минус – интересно

Экспертная комиссия

Результаты применения:

    Обеспечение условий для развития универсальных рефлексивных умений.

    Обеспечение педагогической поддержки каждого обучающегося.

    Обеспечение взаимопонимания и согласованности действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации.

    Обеспечение стабилизации и гармонизации эмоционального мира ученика, мобилизации волевого потенциала.

Основная форма организации деятельности на уроке учителя-фасилитатора – групповая. Для успешной организации такой работы необходимо

    во-первых, уметь ставить четкую цель, к которой придет группа в конечном результате, формулировка не должна быть расплывчатой и должна быть понятна всем;

    во-вторых, уделить большое внимание уделить разработке процесса, в котором участвует группа, а так же последовательности выполняемых заданий;

    в-третьих, налаживать продуктивное общение между членами групп, уметь управлять конфликтами и направлять в нужное русло ход дискуссий;

    в-четвертых, в процессе работы суметь раскрыть способности участников, оценить имеющиеся навыки и помочь развить новые скрытые потенциалы, отыскать движущие силы и направить энергию на эффективное решение учебной задачи;

    в-пятых, поддерживать участников групп и, используя диалог, учитывать мнение каждого члена группы;

    в-шестых, всячески поощрять лидерские качества в других членах группы.

Высшее достижение фасилитатора - это создание у членов группы впечатления, что всю работу они выполнили самостоятельно.

Я убедилась, что фасилитаторская позиция учителя имеет свои «плюсы» и «минусы».

«Плюсы»

«Минусы»

    активность учеников;

    обращение к их личному опыту;

    творчество учеников;

    возможность их личностного роста;

    шлифовка мастерства учителя.

    сложность изложения теории;

    сложность соблюдения временных рамок;

    большие энергозатраты учителя.

Главная же трудность в том, что феномен фасилитации не возникает вдруг. Ему предшествуют саморазвитие и самообразование педагога. Переход традиционно работающего учителя к та­кому новому для него стилю деятельности происхо­дит постепенно, поскольку он связан с глубокой и, следовательно, достаточно медленной личностной перестройкой и его самого, и учащихся. Поэтому веду­щими являются не столько изменения содержания и методов преподавания, сколько становление и укрепление основных личностных установок, посто­янный профессиональный рост педагога-фасилитатора.

Максимальная раскрепощенность, полная свобода слова, уважение достоинства каждого, поощрение различных идей безотносительно к их ценности – вот та среда, которая в полном объеме будет отвечать принципу фасилитации и формировать у обучающихся ценности современного общества.

УЧИТЕЛЬ-ФАСИЛИТАТОР - учитель, работающий в парадигме личностно ориентированной педагогики и руководствующийся следующими установками в работе с детьми: открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности учителя в возможностях и способностях учащихся; «эмпатическое понимание» (видение поведения учащегося, его реакций, действий, навыков).

В течение более 40 лет педагогические идеи Карла Роджерса оказывают колоссальное влияние на методы и практику современного образования. Роджерс- единственный, кто создал свою собственную концепцию обучения, выделяющую 2 основных типа обучения, значимые для человека: традиционное и человекоцентрированное. Он выступает противником некоторых положений традиционной педагогики, при которых обучающийся пассивно получает интеллектуальные знания, которыми обладает учитель. А именно: учитель обладает знаниями, учащиеся должны их усвоить; базисные элементы - это уроки, экзамены; учитель является руководителем, а обучаемый - подчиненным; обучаемый не определяет ни целей, ни методов, ни содержания и не имеет права выбирать учителей, взаимное доверие учителя к обучаемому минимальное. Альтернативная педагогика выделяет ряд отличительных черт, которые изменяют поведение, установки и личность обучающегося - это личностная вовлеченность, самоинициируемая вовлеченность и его проникающая способность.

Роджерс делает ударение на необходимости переноса акцента с преподавания на учение в процессе обучения, создания таких условий для преподавания, чтобы оно перестало быть простым переносом информации, а являлось фасилитацией осмысленного учения. Под фасилитацией К. Роджерс понимает и облегчение, и стимулирование процесса учения для учащегося. Это означает создание интеллектуальной и эмоциональной обстановки в аудитории, а также атмосферы педагогической и психологической поддержки.

Роджерсом было сформулировано 9 основных положений человекоцентрированного подхода:

1. фасилитатор достаточно уважает себя и учащихся, чтобы убедиться в том, что они, как и он сам, думают о себе и учатся для себя;

2. он руководствуется своим опытом;

3. он разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание;

4. обучаемый выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими;

5. учащийся сам оценивает уровень обученности и воспитанности;



6. он собирает информацию от других членов группы и преподавателя;

7. постепенно создается климат, облегчающий учение;

8. все направлено на постоянное поддержание учебно-воспитательного процесса;

9. самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.

Согласно теории Роджерса, учитель должен мотивировать обучающихся к значимому учению. Он рассматривает 3 главные установки учителя-фасилитатора:

Первая установка - «конгруэнтность» учителя, то есть его «истинность». Она подразумевает, что учитель в отношениях с обучающимися должен быть таким, какой он есть на самом деле.

Вторая, описываемая терминами «принятие», «доверие», означает внутреннюю уверенность учителя в возможностях и способностях каждого обучаемого.

Третья установка - «эмпатическое понимание». Это умение учителя видеть внутренний мир и поведение каждого студента именно с его точки зрения.

Итак, преподаватель, который ведет себя естественно и в безоценочной манере понимает и принимает внутренний мир своих обучаемых, создает нужные условия для фасилитации их значимого обучения и в целом развития личности. Если необходимые составляющие отсутствуют, преподаватель оказывает гибельное влияние на личность обучающихся.

Выделяя основные установки учителя-фасилитатора, Роджерс руководствуется некоторыми методическими приемами:

1) применение ресурсов учения и создание особых условий, которые облегчают обучающимся их использование и обеспечивают им психологическую и физическую доступность;

2) формирование различных обратных связей между преподавателем и учащимися в процессе обучения;

3) заключение групповых и индивидуальных контрактов с обучающимися;

4) формирование процесса обучения в разновозрастных группах;

5) распределение обучающихся на 2 группы - склонных к гуманистическому и к традиционному обучению;

6) создание групп свободного общения для повышения уровня психологической культуры межличностного общения и актуализации личностных установок.



Идеи Карла Роджерса нашли свое теоретическое и практическое применение. Теоретически педагогические идеи Роджерса применил в своем методе «Советник-ученик» Чарльз Карран, который рассматривает учащихся как группу людей, нуждающихся в консультировании и терапии со стороны учителя. Целью преподавателя являлось создание необходимых межличностных отношений в группе, способствующих понижению уровня тревожности и повышению самооценки, эмпатии и раскованности. Человекоцентрированный подход на практике применяется в Полуостровной школе, ШИВИ (Школа Изобразительных и Визуальных Искусств).

Существует заблуждение относительно человекоцентриованного подхода к обучению, что он применим только к определенным предметам и особым ситуациям. Это ложное представление успешно опровергли учителя - фасилитаторы Б. Ромей, Э. Уайт, Л. Канн, Дж. Бакхэм, Дж. Аллендер, Р. Маучник-Питрик, преподающие математику, информатику, экологию, геологию, литературу и иностранный язык. В России концепция человекоцентрированного подхода в обучении с позиций психологии разработана И.С. Якиманской. Многие российские школы находят свое практическое применение основных положений концепции К. Роджерса. Они используются Т.В. Дмитриевой, Н.М. Басалаевой, М.А. Зарай.

Педагогические идеи К. Роджерса о значимом обучении, роли преподавателя и о его взаимоотношениях с учащимися составляют основу гуманизации обучения за рубежом. По результатам такого обучения происходит развитие учащихся, а именно, повышается самооценка учащихся, увеличивается IQ, развиваются познавательные способности. Это все в конце концов приводит к повышению успеваемости и улучшению посещаемости и здоровья. Анализ работы преподавателей показывает, что чем выше их способности, тем более творческим, дифференцированным и индивидуализированным является их подход к учащимся.

Традиционалисты не всегда положительно относятся к гуманистическому обучению. Это связано, прежде всего, с отказом от контроля и власти над учащимися, с предоставлением свободы и личной ответственности. Но опыт школ США показывает, что возможен человекоцентрированный подход в условиях преобладания традиционного обучения.

Для демократизации и гуманизации школ и общества особую значимость приобретают гуманистические идеи Карла Роджерса, способствующие умножению потенциала обучения. Однако заимствуя опыт любой образовательной системы, нельзя забывать о национальных особенностях. Необходимо творчески использовать педагогические идеи зарубежного опыта и адаптировать их к новым социокультурным условиям.

Эффективные инструменты влияния и помощи нужны в разных областях социума: на уровне государства, компаний, и отдельно взятой личности. Фасилитация и есть тот инструмент, который помогает справиться с различными целями и задачами, выйти из кризиса и направить человека или группу людей к качественно новым изменениям.

Фасилитация - что это такое?

Феномен фасилитации охватывает сферой влияния как групповые динамики, так и личностные. Фасилитация - это (от англ. facilitate - помогать, направлять, облегчать) недирективная технология направления и помощи, использующая в своем арсенале эффективные психологические, стратегические инструменты и техники, помогающие человеку или коллективу найти лучшее решение для достижения результатов в поставленных целях.

Фасилитатор - кто это?

Личность фасилитатора уже сама по себе мощный инструмент влияния. Фасилитатор - это тренер, специально обученный технологиям эффективной коммуникации и ведущий процесс фасилитации. Международная ассоциация фасилитаторов была образована в 1989 г. и включает в себя ≈ 1300 человек из 63 стран – все это специалисты высочайшего уровня, облегчающие переговоры и сотрудничество в разных областях. Тони Манн - ведущий эксперт по фасилитации, наделяет личность фасилитатора следующими навыками:

  • умеет направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
  • отличает удачные решения от кажущихся, на первый взгляд успешных, но со скрытыми «подводными камнями» решений;
  • берет на себя риски, не боится выйти из зоны комфорта для создания новой техники и ее к текущей подходящей ситуации;
  • умеет управлять разного рода группами;
  • ориентируется во всех форматах бесед и встреч;
  • комбинирует различные инструменты и техники для нахождения решений;
  • быстро реагирует на затруднения, возникшие среди участников и запускает процесс по преодолению;
  • обладает ;
  • всегда открыт для людей и личностных изменений.

Чем фасилитация отличается от модерации?

Существует несколько отличных друг от друга мнений о процессах фасилитации и модерации. Одними специалистами заявляется, что фасилитация и модерация – суть есть один и тот же процесс, объясняя тем, что модерация слово немецкого происхождения, описывающая те же функции, что и фасилитация. Другие специалисты-фасилитаторы видят эти процессы схожими между собой, дополняющими друг друга, но имеющими различия:

  1. Модерация (нем. сдерживать, обуздывать) – более жесткая технология: структурирование идет в четком формате беседы, без возможности отвлечься на другую тему.
  2. Фасилитация – гибкая технология, использующая модерацию, как один из инструментов. В процессе используются разные вспомогательные инструменты для наглядности (визуализации): конструкторы Лего, коллажи, рисунки. Участники свободны в выборе тем и могут перемещаться и взаимодействовать по разным темам в других группах.
  3. Модерация может быть применима как технология в формате встречи: «обсуждение проблемы», совещание у руководителя.
  4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, принятия новых сложных комплексных решений, при внедрении новых технологий.

Социальная фасилитация и ингибиция

Два противоположных друг другу социальных феномена, фасилитация и ингибиция, могут наблюдаться одновременно в группе людей, которые оказались в одной ситуации и в казалось бы, одинаковых условиях. Ингибиция предполагает ухудшение деятельности человека, попавшего под наблюдение сторонних людей, в отличие от фасилитации, когда присутствие наблюдателей вызывает всплеск активности у членов группы занимающихся каким-либо делом. Почему возникает тот или иной эффект, Д. Майерс (амер. психолог) выявил несколько причин:

  1. Настроение – плохое вызывает эффект , хорошее усиливает фасилитацию.
  2. Боязнь оценивания – присутствие незнакомых людей, или тех, чье мнение небезразлично может повышать возбуждение и активность у одних участников, но и провоцировать торможение продуктивности у других.
  3. Представители другого пола в аудитории – женщины и мужчины могут начать ошибаться в сложных заданиях, если в аудитории находятся наблюдатели противоположного пола. При феномене фасилитации, процессы деятельности наоборот улучшаются.

Социальная фасилитация и леность

Эффект фасилитации в деятельности коллектива возрастает, если признается и оценивается часть вклада каждого участника в общее дело. Социальная леность – явление, впервые изученное французским профессором в сфере агроинженерии М. Рингельманом. Ученый провел ряд экспериментов по перетягиванию каната и поднятию тяжестей - пришел к заключению: чем больше группа людей, тем меньше усилий прилагает каждый член группы. Происходит расслабление и снижение ответственности и мотивации – эффект лености.


Виды фасилитации

Фасилитация как помогающий метод, востребована во многих сферах жизнедеятельности человека и подразделена на виды:

  1. Социальная фасилитация – наблюдение и изучение деятельности людей в условиях присутствия сторонних наблюдателей.
  2. Психологическая фасилитация – техника, вышедшая из таких направлений как клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса и позитивная психология. Фасилитация в психологии это - преобразующий процессинг, в котором ведущее значение имеют отношения человека с окружающим миром. Навыки фасилитации в работе психолога помогают определить, когда следует начать процесс изменений для личности, содействовать развитию и менять представление клиента о мире на более полезное.
  3. Экофасилитация – взаимодействие и коммуникация человека с окружающей средой.
  4. Спортивная фасилитация – поддержка команд или отдельных спортсменов для повышения их эффективности.
  5. Педагогическая фасилитация – раскрытие способностей ребенка.

Правила фасилитации

Проведение фасилитации в коллективной и личностной работе подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач. Общие правила фасилитатора:

  • исследование процесса в противовес всеведению;
  • открытость и искренность к людям;
  • все участники процесса равны;
  • каждое мнение важно;
  • все люди умны, и могут эффективно решать задачи.

Техники фасилитации

Инструменты фасилитации многочисленны и их применение зависит от численности группы и состава участников. Основные техники фасилитации:

  1. «Поиск будущего/ Future Search» - достоинство метода в том, что помогает включить в работу всю компанию вплоть до рядовых сотрудников. Проводится в формате корпоративной конференции.
  2. «Выход за рамки/ Work out» - техника обеспечивает быстрый прорыв компании, разработку инноваций, культуры. Предполагает – открытый диалог руководителей с сотрудниками по целям и задачам. Внедрение лучших решений в практику.
  3. «Мозговой штурм/ Brainstorming» - происходит сбор всех идей без сортировки на «плохие» и «хорошие». Цель найти «свежие», нестандартные, но эффективные решения.
  4. «Поляризация мнений/Polarization of opinion» - метод помогающий определить пессимистическое и оптимистическое прогнозирование ситуации. Фасилитатор делит участников на «оптимистов» и «пессимистов». «Оптимисты» описывают, что компания получит от внедрения новой технологии, «пессимисты» прогнозируют предполагаемые потери.
  5. «Открытое пространство/Open Space» - позволяет за короткий период времени (1,5 – 2 часа) осуществить сбор всех имеющихся идей, мнений. Сотрудникам задается много вопросов по темам. Огромным плюсом техники является ощущение причастности каждого сотрудника к процессам, происходящим в компании.

Фасилитация в педагогике

Эффект социальной фасилитации ярко проявляет себя и в образовательных учреждениях. Педагог-фасилитатор, как личность отвечает всем современным требованиям и запросам образования – так считал К. Роджерс. Феномен фасилитации в деятельности педагога выражается в следующих моментах:

  • атмосфера психологической поддержки учащегося;
  • интерес к потребностям и запросам учеников;
  • умело организованный образовательный процесс;
  • понимание внутреннего мира детей;
  • способность открыто выражать свои переживания.

Фасилитация в бизнесе

Феномен социальной фасилитации активно используется фасилитаторами в проведении совещаний, конференций, круглых столов в компаниях и корпорациях. Фасилитация в бизнесе имеет положительные аспекты:

  • повышение эффективности деятельности сотрудников;
  • увеличение мотивации персонала;
  • развитие интеллектуального потенциала сотрудников;
  • создание безопасного психологического пространства;
  • внедрение новых технологий в бизнес.

Фасилитация в спорте

Принцип фасилитации в основан на ситуациях, в которых спортсмен или команда находятся под наблюдением огромного количества людей. Цель тренера усилить и поддержать все позитивные изменения, которые приведут спортсменов к наилучшим показателям и снизят риск возникновения ингибиции. Фасилитация в спорте направлена на:

  • обучение игре в команде;
  • усиление командного духа;
  • повышение мотивации и ответственности за результат;
  • эффективное взаимодействие между тренером и спортсменами.

Фасилитация - литература

Фасилитация - востребованная в современном мире технология, содержащая полезный инструментарий для психологов, педагогов, руководителей компаний. Литература по фасилитации:

  1. «Межличностные отношения в фасилитации учения» К.Р. Роджерс. Кто такой фасилитатор в педагогике – монография, полезная к прочтению для учителей.
  2. «Преобразующие диалоги» Фл. Фанч . Простые, но эффективные техники для личностного преобразования.
  3. «Общие модули процессинга» Фл. Фанч . В книге описаны методы, помогающие запустить у клиента процесс изменений.
  4. «Как добывать золото, работая с группами. Фасилитация на практике» Т. Кайзер . Методики, изложенные в руководстве помогут бизнес-тренеру вывести группу на новый эффективный уровень.
  5. «Социальная психология» Д. Майерс . Научный трактат, в доступной форме объясняющий социальные явления и феномены: фасилитацию, ингибицию и леность.