Массаж лого по дьяковой купить. Елена Дьякова: Логопедический массаж при разных формах дизартрии. Учебное пособие

Год выпуска: 2005

Жанр: Логопедия, массаж

Формат: PDF

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М. Б. Эйдиновой, О. В. Прав-диной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и др. Тем не менее приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание.
Несмотря на то что существуют отдельные публикации, в которых описываются различные виды массажа при речевых нарушениях, до настоящего времени не было учебника, представляющего логопедический массаж в качестве целостной системы приемов, используемых при той или иной форме речевой патологии.
Цель данного учебника - описание методики и техники логопедического массажа, в учебнике также приведены показания к его применению при различных речевых нарушениях. Мы стремились наиболее полно представить и систематизировать приемы логопедического массажа, как уже известные по публикациям [И. И. Панченко, 1979; Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, 1985; Е. Е. Шевцова, 1993; Е. П. Не-дорезова, 1995; И. В. Блыскина, В. А. Ковшиков, 1995; О.Г.Приходько, 1999; Е.В.Новикова, 2000; и др.], так и являющиеся результатом практического опыта автора данной книги, а также дать физиологическое обоснование целесообразности использования массажа в логопедической практике.
Известно, что многие логопеды, работающие как в медицинских, так и в педагогических учреждениях, используют приемы логопедического массажа в своей работе и стремятся получить квалифицированные знания в этой области. Однако до последнего времени обучение специализированному массажу не носило целенаправленного, систематизированного характера, с учетом этиопатогенетических механизмов тех речевых расстройств, при которых целесообразно его использование. В настоящее время курс «Логопедический массаж» включен в систему подготовки логопедов в Московском городском педагогическом университете и проводится в виде специального семинара, в соответствии с разработанной учебной программой.
Учебник адресован студентам педагогических институтов, обучающимся по специальности «Логопедия», логопедам, дефектологам, медицинским работникам, а также родителям, имеющим детей с речевой патологией.

Глава 1. Метод массажа в коррекции речевых нарушений

Показания к применению массажа в логопедической практике

Место массажа в комплексной системе коррекдионно-педагогического воздействия
Физиологическое действие массажа

Глава 2. Краткие анатомо-физиологические сведения
2.1. Голова и шея
2.2. Полость рта
2.3. Шея
2.4. Кровоснабжение лица и шеи
2.5. Нервы головы и шеи
Глава 3. Предварительная диагностика
Глава 4. Рекомендации к проведению логопедического массажа

4.1. Методические указания к проведению массажа

Виды массажа, используемые в логопедической практике
Противопоказания к назначению массажа
Общие рекомендации к проведению массажа
Подготовка к массажу
Положения тела при массаже

4.2. Основные приемы массажа
4.3. Гимнастика
Глава 5. Методика проведения логопедического массажа. Комплексы массажных движений

Методические указания к проведению расслабляющего массажа

Методические указания к проведению активизирующего массажа

5.1. Массаж плечевого пояса и шеи
5.2. Массаж в области гортани
5.3. Массаж лицевой мускулатуры

Массаж в области лба
Массаж в области глаз
Массаж в области щек и подбородка
Массаж мышц губ
Массаж мышц языка
Массаж мягкого нёба
Массаж уздечки языка
Массаж слизистой оболочки десен и твердого нёба
Инструментальные методы воздействия в логопедическом массаже

Глава 6. Методика точечного массажа (массаж биологически активных точек)

Техника точечного массажа
Приемы точечного массажа
Методические указания к проведению точечного массажа

6.1. Биологически активные точки, используемые в логопедическом массаже
6.2. Точечный массаж в сочетании с фонационной гимнастикой.
6.3. Массаж ушных раковин
Глава 7. Использование приемов самомассажа в логопедической практике

Самомассаж мышц головы и шеи
Самомассаж мышц лица
Самомассаж мышц языка
Самомассаж ушных раковин

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТ У Т РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ INTERNATIONAL INSTITUTE OF SPEECH PATHOLOGY Е.А. ДЬЯКОВА КРИТИЧЕСКИХ ОШИБОК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 1

p. 2

СОДЕРЖАНИЕ Вступление............................................................................................ 3 Ошибка № 1. Не подготовлены руки логопеда.... 13 Ошибка № 2. Выбор средств для проведения массажа........................................................ 20 Ошибка № 3. Отсутствие предварительной диагностики.......................................... 26 Ошибка № 4. Поза ребенка во время массажа.... 29 Ошибка № 5. Последовательность массажных движений............................................................... 35 Ошибка № 6. Отсутствие адаптации к массажу................................................................. 36 Ошибка № 7. Боль........................................................................ 37 Ошибка № 8. Психологическое состояние логопеда...................................................................... 38 Ошибка № 9. Положение рук и техника выполнения массажных движений.... 40 Ошибка № 10. Массаж и постановка звуков разделены по времени........................................... 45 Ошибка № 11. Нарушение правил дезинфекции................................................................. 46 Ошибка № 12. Больной ребенок...................................... 47 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может переиздаваться или распространяться в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, звукозапись, любые запоминающие устройства и системы поиска информации, без письменного разрешения правообладателя. 2 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 3

Кому адресована эта книга: логопедам и дефектологам, а также всем специалистам, практикующим логопедический массаж; специалистам, которые хотели бы обучиться логопедическому массажу; родителям, чьи дети нуждаются в логопедическом массаже. ВСТУПЛЕНИЕ К сожалению, в последнее время появилось очень много курсов по логопедическому массажу, на которых проводится недостаточно квалифицированное обучение данной технологии. Это приводит к тому, что логопеды, формально имеющие сертификат по логопедическому массажу, не могут выполнять его правильно, с учетом всех тонкостей и специфики, которой можно обучиться только на практических курсах, где не только проводится «постановка рук», но и отрабатывается каждое специфическое движение, с учетом показаний и противопоказаний. Однако обучение логопедическому массажу в ряде случаев проводится либо теоретически с использованием демонстрации видео, либо дистанционно, либо слушателей обучают по довольной упрощенной программе. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 3

p. 4

К сожалению, я начала получать ряд откликов с вопросами, почему использование тех или иных приемов массажа не приносит ожидаемого результата, особенно если логопед, прошедший «упрощенный» курс, пытается сравнить свои результаты с результатами специалиста, прошедшего обучение на моих мастер-классах. Мы выясняем причину, и оказывается, что данный логопед был обучен массажу неправильно, без учета важных приемов, с нарушением техники безопасности и основных принципов использования логопедического массажа. Я не удивлюсь, что те логопеды, которые решили пройти такое «скоростное» обучение по принципу «быстро и дешево», могут нанести вред ребенку, поскольку, как правило, не имеют понятия о специфике выполнения крайне тонких движений в полости рта, нарушая при этом все правила техники безопасности выполнения этих приемов. Я могу это наблюдать и по многочисленным видео, представленным в «ютубе», где ряд «специалистов» пытается показать приемы, которые на самом деле являются бесполезными, а в некоторых случаях и опасными для ребенка. Понятно, что каждый метод, как бы высокоэффективно он не действовал, имеет свои четкие показания и противопоказания. Любой метод, попадающий в руки псевдоспециалиста или псевдоучителя либо перестает работать, либо может нанести вред пациенту. 4 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 5

Логопедический массаж - это достаточно сложная технология, и она не ограничивается лишь набором определенных движений, по принципу «1-2-3 - и готово». Массаж требует очень серьезного обучения, длительной тренировки, знаний в диагностике и постоянного прохождения курсов, которые дают возможность логопеду совершенствовать навыки использования этой технологии. Данное руководство является результатом анализа материалов, представленных в интернете, в «ютубе», где я могу наблюдать конкретные ошибки, которые допускаются при проведении логопедического массажа. Конечно, «12 ошибок» - это далеко не всё, о чем можно было бы говорить, однако это наиболее распространенные ошибки, которых можно легко избежать, если о них знать. Надеюсь мои советы будут полезны всем, кто использует логопедический массаж в своей практике, а также родителям, чьи дети нуждаются в логопедическом массаже, чтобы ознакомиться с основной «техникой безопасности» при работе с вашим ребенком. Хотела бы выразить признательность логопеду Елене Степановой за помощь в подготовке данного руководства. Ваша Елена Александровна © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 5

p. 6

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ КАК МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫШЕЧНУЮ СИСТЕМУ Логопедический массаж является одним из наиболее эффективных методов: коррекции произносительной стороны речи, что включает в себя звукопроизношение, голосовую функцию, речевое дыхание, интонацию, темпо-ритмическую сторону речи; запуска и формирования механизмов, связанных с осуществлением кормления ребенка (сосания, глотания, жевания); формирования кинестетических ощущений при диспраксиях и апраксиях; профилактики нарушений речи у детей 1-2 года жизни; возможности коррекции зубо-челюстной системы и неправильного прикуса; коррекции проблем, связанных с нарушения сна (апнея, храп); коррекции проблем, связанных с нарушением работы височно-нижнечелюстного сустава; коррекции эстетических проблем, связанных с возрастными изменениями лица; нормализации эмоционального состояния. 6 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 7

Основным воздействием логопедического массажа является воздействие на мышцы и кожные покровы шеи, лица и полости рта. Это в первую очередь: мышцы лица: группа жевательных мышц; мышцы окружности рта, щек, скуловые мышцы; мышцы полости рта: язык, мягкое небо, мышцы дна полости рта, а также слизистая оболочка в области десен, твердого неба; мышцы шеи, в том числе и мышцы, связанные с работой голосового аппарата. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 7

p. 8

Важным моментом в физиологическом воздействии массажа является нормализация эмоционального состояния, которое может меняться в зависимости от техники массажных движений. Другой важной характеристикой физиологического воздействия массажа является активизация различных областей не только периферической, но и центральной нервной системы. Полость рта снабжается нервными окончаниями пяти пар черепно-мозговых нервов (напомню, что их всего 12). Они обеспечивают осуществление: Чувствительности: тактильной, температурной и болевой как кожных покровов лица, так и полости рта (тройничный нерв). Вкусовых ощущений (лицевой нерв). Двигательной функции языка, мягкого неба, т.е. функций сосания, глотания, жевания и звукопроизношения (подъязычный, языкоглоточный, блуждающий и ветки лицевого нервов). Кинестетических ощущений от совершаемых движений (нижние отделы премоторной и постмоторной извилины ее нижней трети доминантного полушария коры головного мозга). Нельзя забывать также и о тонких перцептивных ощущениях со слизистой оболочки, которым выстлана вся полость рта. 8 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 9

Через эту богатейшую систему иннервации, полость рта связана практически со всеми отделами мозга, в том числе и с корой головного мозга. На самом деле, ни одна область человеческого тела не имеет такого мощного «выхода наружу»: во-первых в область ствола головного мозга, где находятся ядра черепно-мозговых нервов, а во-вторых через достаточно объемное представительство в коре больших полушарий. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 9

p. 10

В частности, тройничный нерв обладает исключительно богатой системой связей. В ядрах тройничного нерва содержится большое количество интернейронов, на которые проецируется значительная часть афферентного потока, что позволяет осуществлять сложные взаимодействия с другими стволовыми структурами, а также лимбической и мозжечковой системами и оказывать мощное активирующее воздействие на кору мозга. Благодаря этому, воздействие на слизистую полости рта и кожные покровы лица способно вызвать существенные положительные изменения как в эмоциональном состоянии человека, так и состоянии центральной нервной системы в целом. 10 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 11

Вот почему правильно и грамотно выполненный массаж оказывает воздействие не только на улучшение речи, но и функцию произвольного внимания, памяти, и в целом состояния высших корковых функций. Хотя это воздействие не прямое, а опосредованное, но позитивные изменения в состоянии ребенка, как правило, отмечаются всегда. ДЛЯ КОГО И ДЛЯ ЧЕГО НАПИСАНА ЭТА КНИГА Теперь поговорим о том, что в первую очередь может мешать достигать высокого и достаточно быстрого положительного результата логопедам, использующим логопедический массаж. Это может касаться как очень простых и, я бы даже сказала, очевидных, но достаточно важных моментов для грамотного использования данной технологии. Итак, поговорим об основных ошибках которые могут: затруднять получение результата, приводить к отсутствию результата и даже приводить к негативным последствиям! © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 11

p. 12

Вот почему наряду с логопедами, я рекомендовала бы прочитать эту книгу и родителям, чтобы знать чего НЕ должно быть в технологии массажа, и что должно быть обязательно. Поскольку именно родители приглашают логопеда для работы с ребенком, и в данном случае родители должны быть осведомлены в достаточной мере о следующих наиболее важных моментах: технике безопасности или правиле «не навреди»; как должен быть организован массаж, чтобы он был эффективным для вашего ребенка. Итак, 12 критических ошибок в логопедическом массаже 12 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 13

ОШИБКА № 1. НЕ ПОДГОТОВЛЕНЫ РУКИ ЛОГОПЕДА К сожалению, приходится наблюдать в интернете и на «ютубе» большое количество роликов, которые у меня вызывают ужас. длинные ногти 1 С длинными ногтями невозможно выполнить целый ряд очень важных движений, которые направлены на коррекцию тонких мышечных структур. Выполнение целого ряда движений требует опору на кончики пальцев, и при наличии длинных ногтей это сделать невозможно, т.е. эти движения фактически исключены из массажа. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 13

p. 14

2 Это возможность травматизма. Дети не лежат спокойно. Это не манекены. Одно неловкое движение или поворот головы ребенка может повлечь за собой попадание в глаз, травматизацию кожных покровов, тем более, что у многих детей они очень ранимые с близкой сосудистой сеткой. 3 С длинными ногтями полностью исключается воздействие в полости рта, поскольку слизистая рта очень тонкая, ранимая, снабжена большим количеством кровеносных сосудов и болевых рецепторов. Точечное воздействие кончиками пальцев внутри полости рта, а особенно на языке становится невозможным. 14 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 15

4 Под ногтями могут скапливается чешуйки поверхностных кожных покровов, которые становятся впоследствии источником инфекции, так как тщательно очистить длинную выступающую ногтевую пластинку крайне сложно. (Представьте себе хирурга или зубного врача с длинными ногтями и ярким маникюром! Представили? Захотите пойти к такому «специалисту?) 5 При покрытии лаком необходимо избегать ярких цветов, и если уж вы покрываете коротко остриженные ногти лаком, цвет должен быть приближен к телесному. Это уже чисто профессиональная этика. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 15

Доступным и живым языком, ярко и занимательно Елена Александровна Дьякова повествует о праздниках Православной церкви, об исторических событиях, легших в их основу, о традициях и народных верованиях, связанных с ними.

Представляем Вашему вниманию главы ее книги, рассказывающие о двунадесятых праздниках.

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Как таинственно-разумно строение круга праздников! От которого бы дня ни отсчитывали время народы – на первые дни Новолетия приходится один из двунадесятых праздников. Золотой свет Смысла, обещание Радости ложатся от этого дня на все, идущие за ним.

Если начинается год с 1 марта – как в Древней Иудее, Древнем Риме, Киевской Руси – первым праздником становится Благовещение, обещание скорого Пришествия Спасителя.

Если начинается год с 1 января – как в странах Европы, как в России – с 1700 года, первый праздник – Рождество Христово.

А если начинается год с 1 сентября – как в Византии, как в церковном календаре, первый праздник года – Рождество Богородицы.

В Галилее, в малом городе Назарете живут в каменном домике двое старых людей – Иоаким и Анна.

От древних царей и пророков происходят оба.

Тихо живут они в городе Назарете, оплакивая свое горе: много лет прошло со дня свадьбы Анны и Иоакима, а детей у них нет.

Пуст их домик...

Однажды в праздник Иоаким в лучших одеждах ушел по горной дороге в Иерусалим: принести жертву в Храм.

Первосвященник не захотел принять жертву Иоакима, потому что у Иоакима не было детей.

– Не должно, – говорил он, – принимать от тебя жертву, потому что ты не имеешь детей, а значит и благословения Божия. Наверное, у тебя есть какие–нибудь тайные грехи.

Опустив седую голову, ушел Иоаким из ликующего города высоко в горы, к пастухам. И там плакал о том, что не имеет детей. Плакал о несправедливых укорах и обвинениях, сделанных ему.

А соседи Иоакима, вернувшись с праздника домой, в Назарет, рассказали Анне обо всем, что случилось с ее мужем в Иерусалиме.

Много дней прожила она в тихом и пустом домике совсем одна.

И однажды, на рассвете, вышла в сад, опустив голову...

Пока горевала она – в горы Галилеи пришла весна. Синие анемоны, белые нарциссы, лиловые гиацинты пробивались из земли – но некому было плести венки в ее доме...

А в ветвях старого лавра во дворе хлопотала птица, без устали таская червяка за червяком в гнездо птенцам.

Бедная Анна заплакала еще горше:

– Господи! – говорила она, – хуже я этой птицы, выведшей птенцов во славу Тебе! Хуже зверей – рождающих и воспитывающих, и утешенных своими детьми, хуже лозы на стене дома, ибо и лоза принесет виноградные гроздья к осени!

Я бесплодней воды – рыбы снуют в ее струях, я хуже земли – ибо и она, в весеннем холоде прозябая, прославляет первыми стеблями Тебя, Господи! Я одна, я одна как выжженная степь, без жизни и растения!

И тогда в весеннем ветре предстал перед старой женщиной ангел Господень.

– Воздыхания твои проникли облака, и слезы твои канули пред Господом, – сказал Анне ангел. – Ты родишь Дочь благословенную, Ею дастся спасение всему миру, и наречется она Марией. А теперь иди в Иерусалим – там, у Золотых ворот города, встретишь ты мужа своего.

У Золотых ворот встретилась Анна с мужем. У подножия лестницы, ведущей к Иерусалимскому храму, дали супруги обет: отдать будущего ребенка на служение Богу.

В начале сентября родилась у них темноглазая Девочка Мария.

Ежегодно, вспоминая тот осенний день в Назарете, колыбель Марии в саду, Церковь поет:

Величаем Тя, Пресвятая Дева, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

ВОЗДВИЖЕНИЕ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Воздвижение – второй двунадесятый праздник, который отмечает Церковь в начале церковного года. Есть в этом глубокий смысл:

Сегодня, братья, крест святой воздвигается... всякий год обновляя воздвижением своим.

Так говорил когда – то Иоанн Златоуст.

Для христиан I – III веков, эпохи гонений и мученичества, крест был орудием пытки и казни. Император Константин Великий запретил крестную казнь.

В 326 году из Константинополя в Иерусалим отправилась мать императора Константина, царица Елена.

Она обошла места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа.

Но главное – царица Елена хотела найти на Голгофском холме Крест Господень.

Триста лет прошло с той поры... В 70 году от Рождества Христова Иерусалим был разорен римлянами. Во II веке император Адриан велел поставить в святых местах статуи языческих богов – чтобы не приходили к тем местам христиане. На Голгофе, на месте Распятия встала мраморная статуя Венеры – античной богини любви.

Когда прибыла в Иерусалим царица Елена, оказалось, что уже никто из жителей города не помнит, который из холмов на окраинах – Голгофский. Но привели к Елене глубокого старца, потомка первого мученика христианского, убитого толпой в Иерусалиме.

Только старец Иуда, с детства запуганный страшным рассказом о гибели диакона Стефана в руках разъяренной толпы, думать не хотел о христианстве. Смиренно сложив руки, стоял он перед Еленой и повторял:

– Триста лет прошло, госпожа, не было меня в ту пору на свете – откуда мне знать?

– Как же тогда рати прежних веков помнятся под солнцем, и умершие поминаются, и гробы их? – гневно вопрошала царица.

– То по книжному писанию, госпожа, – отвечал Иуда. И замолкал окончательно...

Не смиренной паломницей – властной императрицей была Елена. Шесть дней, по ее приказанию, держали старца в темнице. Испугавшись, он открыл тайну, которую хранили три столетия его предки – христиане, указал Елене и Иерусалимскому патриарху Макарию путь к Голгофе.

Землекопы, снимая насыпь, трехвековую толщу земли, пробивались вглубь. Зодчие, прибывшие с Еленой из Константинополя, стояли рядом, с циркулями и свитками, ждали: когда захочет взглянуть царица на планы храмов, что выстроены будут по ее велению в святых местах Вифлеема и Назарета. Но не обращалась к зодчим старая царица, следила напряженно за работой землекопов. Голгофская земля рассыпалась под заступами – красноватая, полная корней.

Вскоре землекопы нашли три побуревших от времени креста. Между ними лежала табличка со словами: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».

Именно такую табличку прибили римские солдаты к Кресту Христову перед Распятием.

Но который же их трех крестов – Господень? Ведь вместе с Ним казнены были на Голгофе двое разбойников.

Погребальный плач послышался вдали. Мимо Голгофского холма несли хоронить одного человека.

– Остановим их, – сказал царице Елене Макарий, патриарх Иерусалимский, – приложим кресты к телу покойного. Не будет ли нам знамения?

Тяжелая, холодная рука возложена была на изъеденное временем перекрестье – и упала бессильно. Второй крест поднесли – и упала вновь рука. Тревожно зашептались люди вокруг, жалея усопшего.

Но Елена, сияя, уверенная в близости чуда, велела властно – и на третий крест положили руку мертвого.

Легкое пламя воссияло над бурым деревом. Порозовели восковые пальцы. И восстал умерший, изумленно озираясь!

С той поры зовут Крест Господень – Животворящим.

Народ, стоявший по склонам Голгофы и видевший чудо, упал на колени. А патриарх Макарий взошел на вершину холма, поднял (воздвиг) Крест на плечи, показал народу!

Так обретена была заново главная святыня христианства – Крест Господень. И доныне, в день Крестовоздвижения, выносят на середину каждого православного храма Крест.

Часть Древа Креста Господня, заключенную в золотой ковчежец, увезла царица Елена с собою за море, в Константинополь. Везла с собою царица и Терновый венец Иисусов, найденный на Голгофе, и Гвозди, которыми был распят Иисус.

Сын же царицы Елены, император Константин в память о чудесном обретении Креста Господня велел воздвигнуть на трех площадях своей столицы три обелиска из цветного камня, увенчанных драгоценными крестами.

Особо почитали в Константинополе красный порфиритовый столб с чеканным крестом, поставленный Константином на хлеботорговой площади. Говорили даже:

– Если когда–нибудь волны Босфора и Дарданелл затопят Константинополь – один этот столп вознесется над водою. Тогда корабли, идущие из Италии, Египта и Тавриды, будут бросать якорь возле креста и оплакивать великий город.

Говорили также:

– Трижды в год, по ночам, Ангел Господень с серебряной лютней в руках сходит на хлеботорговую площадь, идет вокруг порфиритового столпа, восхваляя Господа. Бывает же это Великим постом, в неделю Крестопоклонную, в ночь на седьмое мая – в память о явлении Креста императору Константину перед взятием Рима, – и в ночь на Крестовоздвижение.

Сам же Крест Господень оставлен был царицей Еленой в Иерусалиме.

В начале VII века персидский царь Хозрой покорил Египет, Африку и Палестину, взял штурмом Иерусалим и увез Крест Господень в Персию. Старый Захария, патриарх Иерусалимский, добровольно отправился в плен – охранять Крест.

Ираклий, император Византийский, собрал войска, чтобы освободить свои земли от Хозроя, вернуть святыню. Гонец из Константинополя вошел в шатер персидского царя, объявил слова царя Ираклия:

– Стройся на меня, а я на тебя!

Четырнадцать лет шла война за Крест Господень!

В 629 году с победой вошли в палестинские гавани боевые галеры Ираклия. У ворот Иерусалима, освобожденного от персов, Крест Господень встречали ликующие люди со свечами и светильниками, с ветвями финиковых пальм! В полном императорском облачении сошел Ираклий с боевого коня, чтобы самому внести святыню на Голгофу, в храм Воскресения Господня.

Но невидимая сила преградила путь победителю.

Встал перед царем Ираклием и патриархом Захарией Ангел Господень и сказал с укоризной:

– Не так Господь наш нес сюда древо сие, как несете вы... И тогда победитель персов, властитель полумира снял царскую багряницу, шлем и сапоги – и босой, в одном полотняном хитоне, с Крестом на плечах взошел на Голгофу. И не меньше, а больше стала его победа.

А в синем небе над освобожденным городом появился в тот час иной крест – Огненный.

И уже сложены были и пелись, быть может, в тот день у врат Иерусалима эти слова:

Крест безнадежных надежда,

Крест плавающих окормитель,

Крест обуреваемым пристанище,

Крест ратуемых победа.

Именно в день Крестовоздвижения старались русские зодчие поднять крест над новым храмом.

В этот праздник ставили – в благодарность за исцеление от болезни, за спасение на войне, за урожайный год – обетные кресты. На развилках дорог, по берегам рек стояли они: иногда – каменные, резные, иногда – чугунные, литые, а чаще – деревянные кресты – голубцы, с образом на перекладине, с шатровым деревянным навершием – защитой от непогоды.

Молились в праздник за больных – чтобы воздвигнуты они были от одра болезни, чтобы встали на ноги.

И вспоминали старое сказание:

На Крестовоздвижение не осенняя буря шатает леса: где – то в Заволжье, в чаще идет великий бой.

Каждый год в этот день сходятся в открытом бою на мечах Правда и Кривда, бьются неутомимо, и нет победителя в их поединке.

Но когда–нибудь, рядом с местом битвы дрогнет и расступится земля, из глубин ее вознесется блистающий Крест Господень.

И тогда Правда оботрет лоб и отложит меч.

А Кривда, содрогнувшись, рухнет в пропасть, и земля сомкнется над ней – навеки.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Ангел у лаврового дерева возвестил святой Анне о грядущем Рождестве Дочери ее – Девы Марии.

В Иерусалиме, у Золотых ворот дали Иоаким и Анна обет посвятить свое Дитя Господу, отдать Ему на служение...

Три года росла Дева в родительском доме. А в начале четвертого года, ясным осенним днем двинулось из Назарета в Иерусалим, горными тропами, праздничное шествие.

Своих родных, потомков великих мужей Иудеи, позвали Иоаким и Анна в этот путь.

Три дня шли они горными дорогами, провожая Деву в Иерусалим, на воспитание при Храме Господнем.

Трехлетняя Девочка в светлых, нарядных одеждах, вытканных Анной, ступает впервые на улицы Иерусалима.

Через много лет принесет Она сюда Своего Сына Иисуса.

И по этим улицам и площадям пойдет Мать к подножию Голгофы.

По этим улицам, одинокая и незаметная, будет Она ходить в Гефсиманию – молиться и плакать о Сыне.

Но о том неведомо еще никому – ныне, в день Введения.

Светлый облачный круг движется над Ней, над головами дев, над горящими свечами. Ангельское пение вторит псалмам, «ибо ангелы, хотя и не знали... тайны, однако же, по велению Господню, служили при входе Ее во храм».

Белая мраморная лестница вела к Святилищу Храма. Только священники могли подыматься по ней, только первосвященник мог входить в сердце Храма – в Святая Святых.

Но трехлетняя Девочка, оказавшись у подножия лестницы, вступила на нее и начала подыматься, преодолев все пятнадцать ступеней.

Удивленные священники, много лет ожидавшие Пришествия Месии, шептали друг другу:

– Не на Ней ли сбудутся предсказания? Не Она ли – цель нашего ожидания? Не Эта ли будет Матерью Спасителя?

– Прими Дочь мою, данную мне Богом, – сказала первосвященнику Анна.

И он, взяв Деву Марию за руку, ввел Ее в Святая Святых.

Церковь славит этот день такими словами:

Водворили Тебя в Доме Господнем воспитатися честно и приуготовиться Ему в Матери.

Значит – даже Ей, отмеченной до рождения волей Творца, Ей Самой должно было воспитаться и приуготовиться к тому, чтобы исполнить Свое Служение, чтобы стать истинной Матерью Спасителя. И недаром Лестница – та, по которой подымалась Она в день Введения, – станет потом для христиан символом трудной работы, вмененной Богом в обязанность каждому человеку, – воспитания своей души и разума, восхождения – со ступени на ступень.

Двенадцать лет прожила Мария при Храме. Здесь учили Ее и других девочек Священному Писанию, грамоте, пению и рукоделию.

Шерсть и лен пряла Дева Мария, вышивала. И Ангелы Небесные порой спускались и говорили с Ней ласково, приносили Ей в круглой плетеной корзине райский хлеб, сияющий теплым пламенем...

Работала Девочка, напевая тихо псалмы и еще не зная о Своей грядущей судьбе: о Благовещении и Рождестве Христовом, о Сретении и Распятии, о Воскресении и Вознесении Сына Ее.

РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО

ИИСУСА ХРИСТА

Шестое января – канун, навечерие Рождества. В синих зимних сумерках люди подымают лица к небу в ожидании звезды – первой, Рождественской.

Вот так же две тысячи лет назад ждали люди пришествия в мир Мессии – Спасителя.

Думали, Он сойдет с Небес в силе и славе, в пурпурных ризах, с блистающей Ангельской ратью.

Он же пришел в образе Младенца, Рожденного зимней ночью, в пещере, на соломе. Зимней ночью, в окрестностях малого города.

В пути родился Христос, в завоеванной стране явился на свет. За шесть лет до Рождества Его – солдаты Римской империи вошли в Иерусалим, столицу гористой Иудеи, Его земной родины, древней страны, пророкам которой не раз было возвещено о Его грядущем Пришествии.

В самый канун Рождества объявили завоеватели – римляне: каждый житель Иудеи должен явиться в город, где жили его предки. Так удобнее будет новым правителям переписать и счесть население этой страны. И потянулись по крутым тропам, под зимним ветром потоки людей.

Шел из города Назарета в город Вифлеем седобородый плотник Иосиф. Вел он темноглазую Деву, окутанную грубошерстным плащом. И все, кто обгонял их на пути, не вглядываясь, думали мельком: Трудно Ей идти зимней ночью по нагорной тропе.

Скоро должна Она родить Ребенка.

Медленно шли Дева Мария и седобородый плотник. Все, кто добирался к переписи в Вифлеем верхом или шел налегке, – обогнали их по пути к городу. Дома Вифлеема были полны пришельцами.

На постоялом дворе не хватило места старому плотнику и молчаливой Марии.

И они побрели прочь, к востоку от города, по зимним полям, по невысоким холмам окрест Вифлеема. Колючий терновник впивался в их плащи. Пещера – вертеп приютила их.

Обычно в эту пещеру пастухи загоняли стада на ночь.

Рано осталась сиротой Дева Мария из города Назарета. Обручившись с Марией, назвался Ее мужем добрый плотник Иосиф, потомок Давида–псалмопевца, пророка и царя. Знал Иосиф: перед Рождением Марии Ангел Господень явился Ее матери, Анне, и предрек:

– ТЫ РОДИШЬ ДОЧЬ БЛАГОСЛОВЕННУЮ. ЕЮ ДАСТСЯ СПАСЕНИЕ ВСЕМУ МИРУ.

Знал Иосиф: за три четверти года до сего дня, до трудного зимнего странствия в Вифлеем, – Марии явился Архангел Гавриил, Вестник Божественных Тайн.

И сказал Ей ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего...

(Евангелие от Луки. 1, 30 – 32).

Но не думали, наверное, Дева Мария и Иосиф, что Сын Божий, Спаситель – родится в пещере–хлеву, на золотой соломе, под тихие вздохи овец и дальний вой ветра.

А сталось – именно так. В ту бесприютную, зимнюю вифлеемскую ночь – Бог пришел в мир.

Родился Младенец Христос.

Мария, Матерь Божия, спеленала Сына Своего, положила Его в ясли, в которых держали корм для овец.

А город Вифлеем спал.

Пастухи, не ведая о Пришествии, сидели у костров в холмах. Самой обычной казалась им Рождественская ночь – пока не озарило небеса дальнее сияние. Раскинув златые крылья, спускался к пастушьему костру Ангел Господень.

Не царям, не воинам, не мудрецам – пастухам первым открыл Ангел Тайну этой ночи:

И сказал им ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

Ибо ныне родился вам... Спаситель, Который есть Христос Господь;

И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, Лежащего в яслях.

И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

(Евангелие от Луки. 2, 10 – 14)

К пещере, откуда каждое утро выгоняли стадо, поспешили пастухи. Поклонясь, встали перед Марией, оглядывались изумленно:

– Неужели сюда, неужели так может прийти Бог на землю?

Но сиял, как ясное пламя, Младенец в яслях, на соломе. И, склонясь перед Ним, пастухи поняли:

жизнь их будет прежней – простой и бедной, грубой и обыденной.

Потому что именно в эту людскую, земную жизнь вошло Чудо.

Хлев не будет отныне только хлевом, солома – только соломой. Зимний день, полный работы и заботы, – только холодным зимним днем. Золотое сияние Чуда и Смысла легло на жизнь человеческую.

А еще – в тот час, когда родился Младенец, ясная, огромная звезда взошла на Востоке. Дойдя до Вифлеема, она озарила весь мир:

над Иерусалимом и рекою Иордан, над великим городом Римом и глухими, заснеженными лесами по берегам Днепра и Волхова сияла звезда – вестница Рождества.

Саму историю человечества разделил надвое ее восход. От звезды в синем небе, от Рождества Христова отсчитываем мы теперь годы и века.

В тот час, когда взошла звезда на небо – пустились в странствие три мудреца, три восточных царя в пышных одеяниях. ВОЛХВАМИ зовет царей–путников Евангелие от Матфея.

Пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

(Евангелие от Матфея. 2, 1 – 3)

Царь? Сам Он, Пришедший в Рождественскую ночь, скажет много позже:

Царство Мое не от мира сего; ...Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о Истине...

(Евангелие от Иоанна. 18, 36 – 37)

Но Ирод, правитель Иудеи, понял слова волхвов по–своему: ныне родился Тот, Кто отнимет у него, Ирода, власть над страной.

И просил восточных царей–странников:

Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня...

(Евангелие от Матфея. 2, 8)

Звезда плыла по небу – все ближе к Вифлеему. Шли за звездой по нагорьям с караваном волхвы.

В Иерусалиме – ждал известий царь Ирод.

До дома, где находилось Святое Семейство, дошли волхвы, ведомые звездой:

И пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Евангелие от Матфея. 2, 11

А потом Ангел, явившийся им во сне, велел волхвам не возвращаться к Ироду, а идти на Восток другими дорогами.

И тогда царь Ирод послал ратников с неслыханно жестоким приказом: истребить всех младенцев – мальчиков младше двух лет, рожденных в окрестностях города Вифлеема.

Бедные вифлеемские младенцы...

Но Того, Кого хотел убить Ирод, – не было среди погибших детей. Накануне прихода воинов Ангел явился во сне Иосифу и повелел:

Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе...

(Евангелие от Матфея. 2, 13)

Таинство странное вижу и преславное, небо – вертеп, престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в них же возлеже Невместимый, Христос Бог, Его же воспевающе величаем.

Такими словами славит Рождественскую ночь Церковь.

Рождественская ночь – ночь милосердия, ночь тихих, сияющих чудес.

По старому поверью – в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердцем.

И церковное предание знает примеры тому.

Через пять с половиной веков после Рождества Христова на берегу пролива Босфор, в великом городе Константинополе, столице Византийской империи, жил юный диакон Роман.

Диакон помогал священнику служить в храме. Чистым, полным, звонким голосом он должен был обращаться к Богу перед молящимися. А Роман был косноязычен. И весь город смеялся над диаконом–заикой.

Однажды после службы, в самую Рождественскую ночь, бедный Роман взмолился Богородице, прося себе исцеления или смерти. Горько жить тому, кого попрекают болезнью или уродством.

Матерь Божия явилась ему в сонном видении. Она протянула темный лист пергамента и юноша съел его.

А утром, стоя в храме, думал смиренно: это был сон. И ждал обреченно: вот сейчас заговорит, мучительно борясь со звуками, – и прикусят улыбку прихожане.

Но вместо того, неожиданно – Роман запел неведомую песнь:

Дева днесь Пресущественного раждает,

И земля вертеп Неприступному приносит,

Ангели с пастырьми славословят,

Волсви же со звездою путешествуют,

Нас бо ради родися

Отроча Младо, Предвечный Бог.

В это рождественское утро косноязычный диакон по воле Божией Матери стал поэтом. Романом Сладкопевцем звали отныне косноязычного диакона – столь прекрасны были его строфы. А первую песнь константинопольского диакона – рождественский кондак Романа Сладкопевца – поют в православных храмах на Рождество с того дня и до нынешнего вот уже полторы тысячи лет.

Как принято было встречать Рождество Христово в России?

Вечер шестого января предпраздничный. Называют его Сочельником. А произошло это слово, звенящее льдинкой, мерцающее елочной свечкой – от названия обыкновенной каши.

Впрочем – не обыкновенной. Праздничной.

В Рождественский сочельник по столу раскидывали солому – чистую, золотую. Поверх стелили скатерть. В крестьянских домах – ставили в красный угол, под иконы – снопы ржи и овса, увитые лентами, сухими цветами.

На стол в Сочельник обязательно подавали коливо – кашу, сваренную из пшеницы с медом. В Рождественское коливо можно добавлять изюм и орехи, сухие вишни и мак.

В некоторых местностях России коливо звали сочивом. Отсюда и пошло слово Сочельник. А в южных областях сочивом называли взвар – нечто вроде компота из сухих вишен, яблок, слив. Взвар тоже обязательно подавался в предрождественский вечер.

Еще – ставили на стол овощи, грибы, пироги, оладьи, варенье, яблоки и орехи. Но вся еда обязательно была постной – приготовленной без мяса, без яиц, без молока, без сливочного масла. С утра в Рождественский Сочельник люди держат строгий пост, есть разрешается после того, как взойдет первая звезда, та самая звезда, что указала трем волхвам путь к Младенцу.

Звезда Рождества.

Тихо, с молитвой садились люди за стол.

А... где же в это время стояла елка? Рождественская елка со звездой на верхушке – в память о той, Вифлеемской звезде?

А елки – еще не было.

Обычай наряжать ее на Рождество кажется вечным. И нет, наверное, человека, который бы этот обычай не любил. Но Рождественской елке – не так уж много лет.

Этот обычай родился в горах Германии. И придумали наряжать деревце под праздник пастухи. Как бы в благодарность за то, что именно их, пастухов, позвал когда – то Ангел Господень первыми поклониться Младенцу Христу.

А в другие страны Европы приносили этот обычай принцессы. Во всяком случае, именно немецкая принцесса, выданная замуж за английского принца, нарядила первую елку на Британских островах – для маленьких братьев ее мужа.

Было это в конце XVIII века. Чуть позже – другая принцесса из Германии научила французов наряжать елку на Рождество.

А в России эта традиция появилась примерно в 1830–е годы. У Жуковского, Пушкина, Гоголя елки в детстве не было. И это очень грустно, они бы непременно полюбили этот обычай. И только представь себе, какие «елочные» стихи мог бы написать Пушкин!

Но зато в старину люди всех сословий России знали, любили, праздновали зимние, веселые, пестрые СВЯТКИ.

Начинаются Святки сразу после РождестваХристова. 6 января, в Сочельник заканчивается сорокадневный Рождественский пост.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Днем Богоявления назван этот праздник. При Крещении Своем на берегу реки Иордан Иисус Христос впервые явлен народу, как Сын Божий.

В Египет бежало Святое Семейство, чтобы спасти Младенца Иисуса от царя Ирода. После смерти жестокого властителя вернулись Мария, Иосиф и Иисус в Галилею, в город Назарет. Тихо жили они в Назарете: святой Иосиф плотничал, а Иисус помогал названному отцу. Когда Ему исполнилось тридцать лет – вышел Он на проповедь.

Но прежде того – пришел к людям пророк Иоанн Креститель. За много столетий до Рождества Христова жили пророки: Моисей, Давид–Псалмопевец, Илия, Исайя, Даниил, Захария и другие – вестники воли Бога. Иоанн же был старше Иисуса всего на шесть месяцев.

Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему.

И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

(Евангелие от Матфея. 3, 4 – 5)

Много лет провел Иоанн Креститель в пустыне за рекой Иордан, в жарких, красных песках. Солнце пустыни обожгло лик пророка. Ветер иссушил и выдубил кожу Иоанна.

С благоговейным страхом смотрели на него люди.

«Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!» – говорил Иоанн. За легкомысленную, грешную, глухую к чужой беде жизнь строго обличал он жителей Иудеи.

И спрашивал его народ: что же нам делать?

Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же (Евангелие от Луки. 3, 11)

И спрашивали его люди: не он ли – Мессия, долгожданный Спаситель?

Иоанн отвечал им:

Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем...

(Евангелие от Матфея. 3, 11)

И настал день, когда из Назарета к реке Иордан пришел Иисус – принять от Иоанна крещение.

«Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Евангелие от Матфея. 3, 14), – сказал Иоанн, узнав Сына Божия.

Но Иисус смиренно вошел в воды Иордана.

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Евангелие от Матфея. 3, 16 – 17)

Так Глас Бога Отца указал людям Спасителя – Сына Своего, пришедшего в мир не царем, но Странником, в простом льняном хитоне, с натруженными руками.

После Крещения Иисус сорок дней постился в пустыне за рекой Иордан (Об этом можно прочитать в Евангелии от Матфея: 4, 1 – 11). После этого Он стал проповедовать Своим соплеменникам о Царстве Божием. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить:

Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное.

И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из – за Иордана.

(Евангелие от Матфея. 4, 17, 25)

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное,

блаженны плачущие, ибо они утешатся.

блаженны кроткие, ибо они наследуют землю,

блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся,

блаженны милостивые, ибо они помилованы будут,

блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят,

блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими,

блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное,

блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

(Евангелие от Матфея. 5, 2 – 11)

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

На сороковой день после Рождества Христова Матерь Божия, по древнему обычаю Иудеи, принесла новорожденного Сына Своего в древний Иерусалимский Храм.

Этот Храм был главной святыней людей ветхозаветной церкви. При этом Храме воспитана была и сама Матерь Божия.

Седобородый старец встретил Ее у входа, на пригретых предвесенним солнцем плитах храмового двора. Он протянул руки к Младенцу – и Дева Мария дала незнакомцу Свое Дитя.

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый... Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

И пришел он по вдохновению в храм.

(Евангелие от Луки. 2, 25 – 27)

Так говорит Евангелие от Луки, а предание добавляет: был Симеон книжником и мудрецом, одним из тех семидесяти мудрецов, которые перевели книги Ветхого Завета на греческий язык – язык всех образованных людей Средиземноморья.

Теперь в языческой Элладе и гордом Риме могли люди прочесть о Боге – Творце всего сущего, о пророках Его, их видениях и предсказаниях.

Когда Симеон переводил пророчество о грядущем Пришествии Христа, явился ему Ангел и сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит Сына Божия своими глазами.

За двести лет до Рождения Христа перевели Ветхий Завет семьдесят мудрецов.

Значит – два века ждал Пришествия Сына Божия старый книжник.

И, держа на руках Младенца, старец произнес:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

Ибо видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех народов, Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Евангелие от Луки. 2, 29 – 32).

Молитвой стали его слова – Молитвой Симеона–Богоприимца. И сегодня каждый день в каждом храме повторяется она за вечерним богослужением.

Старая женщина стояла рядом с Симеоном – пророчица Анна восьмидесяти четырех лет. Рано потеряв мужа, она оставшуюся жизнь провела при храме в молитвах и частых постах.

Анна, должно быть, помнила Матерь Божию маленькой Девочкой.

И в день Сретения –

Славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Евангелие от Луки. 2, 38).

А Симеон, поглядев внимательно и печально в глаза Марии, сказал Ей:

Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –

и Тебе самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Евангелие от Луки. 2, 34 – 35).

Через три десятилетия, когда будет Она стоять на Голгофском холме, у подножия Креста Господня – ясным станет пророчество.

Старец Симеон, благословив Младенца и Деву Марию, уже шел к выходу из храма, навстречу смерти.

На Сретение зима с весной встречаются! – говорили на Руси.

На Сретение, под пригорок, «солнышко «из–за гор – горы»:

Встретило весну

Солнцеву сестру.

Откликнется солнышко, выглянет перед закатом – значит не будет больше морозов в этом году.

Сретение – день предвесенний. По старому, обычаю сразу после праздника начинаются Починки: плуг, борону, конскую упряжь осматривают заранее, чинят, готовят к пахоте и к севу...

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

НЕДЕЛЯ ВАИЙ – ЦВЕТОНОСНАЯ

(ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ)

В Иерусалиме нетерпеливо ждали люди Иисуса, гадали – придет ли Он к празднику Пасхи?

Уже положено было тайно у первосвященников – отыскать и убить Его.

Он же – шел в Иерусалим с Двенадцатью учениками.

Гора Елеонская, покрытая рощами узколистных маслин, встала перед ними. Гефсиманский сад зеленел у подножия горы, темные воды потока Кедрон шумели под горой. Глядя на гору и врата столицы, Иисус велел ученикам отыскать в селении Виффагия молодого ослика и привести к Нему.

Ученики привели осла, и Иисус въехал на нем в ворота Иерусалима.

Люди толпились у ворот, встречая Его.

Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;

Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?

Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского (Евангелие от Матфея. 21, 8 – 11).

Его восхищенным ученикам казалось: должно быть, эта ликующая встреча у врат Иерусалима – добрый знак. Весь народ древней страны пойдет за их Учителем – как некогда за Моисеем.

Они забыли, ликуя, что перед тем, как войти в город, Учитель сказал им:

Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,

Ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,

И будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.

(Евангелие от Луки. 18, 31 – 33)

Но Двенадцать учеников не поняли: вход Господень в Иерусалим – канун страданий Иисуса.

Почему неделей Ваий, неделей Цветоносной, Вербным воскресеньем зовется праздник?

Ветви пальм, что растут у ворот Иерусалима, стелили люди под ноги Иисусу, ветвями пальм размахивали в знак радости.

А вайя – это ветвь финиковой пальмы.

На Руси пальмовую ветвь заменила весенняя ветка вербы. С пучками вербных ветвей идут люди в храм в последнее воскресенье перед Пасхой, в праздник Входа Господня в Иерусалим. С зажженными свечами стоят в церкви: зеленеющие ветви и светильники – знак радости тех, кто вышел встречать Господа.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

40–й день после Пасхи

Сорок дней после Воскресения Своего пребывал Христос на земле. Вознесение Господне, восхождение Иисуса к Своему Отцу Небесному – сороковой день после Пасхи.

В день Воскресения Господня шли дно ученика Его в селение Эммаус, находящееся недалеко от Иерусалима.

И разговаривали между собою о всех сих событиях (Евангелие от Луки,. 24, 14) и горевали, еще не ведая о Воскресении.

Путник в пыльных сандалиях нагнал их на дороге, пошел с ними и спросил:

О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? (Евангелие от Луки. 24. 17)

Тогда рассказали ученики о Пути Христовом – от берега реки Иордан до Голгофы. Качали они головами и повторяли, вздыхая:

А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Евангелие от Луки. 24, 21).

И сказал им Путник в пыльных сандалиях:

И шёл с ними до самого селения Эммаус, толкуя им Писание.

Когда же дошли до селения – Путник хотел их покинуть. Но ученики удержали Его: день клонился к вечеру. Вместе остались они в Эммаусе на ночлег.

И когда Он возлежал с ними, то взяв хлеб, благословил, преломил и подал им,

Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

(Евангелие от Луки. 24. 30 – 32)

В продолжение сорока дней являлся Он ученикам – в Гефсиманском саду и на пыльной пригородной дороге, в бедных горницах Иерусалима, где собирались Апостолы. На сороковой день вновь предстал перед ними. За трапезой сидели Его ученики – почти как в тот предпасхальный, страшный вечер Великого Четверга.

Иисус стал посреди них и сказал: мир вам...

И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день,

И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

Вы же свидетели сему.

И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше.

(Евангелие от Луки. 24, 36, 46–49)

Не отлучаться ИЗ Иерусалима, но ожидать крещения Духом Снятым велел Он ученикам. И вывел иx из горницы, и повел по улицам Иерусалима – тем же путем, что и Великий Четверг – через темные поды потока Кедрон, мимо олив Гефсимании на гору Елеонскую.

Там Он благословил учеников,

И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Евангелие от Луки, 24, 15).

Над водами потока, над листьями олив, над горой Елеонской подымался Тот, Кто был уведен отсюда рабами и воинами как разбойник. Ныне – сияющее облако одевало Его белым хитоном.

Облако поднялось над Вифанией, над домом Лазаря воскресшего и сестёр его – Марфы и Марии. Над той дорогой, по которой шел Господь к Иерусалиму с учениками. Над теми воротами, которыми входил Он в Иерусалим в неделю Ваий – при ликовании народном, навстречу Своим Страданиям.

Но теперь не городские ворота – Небеса раскрывались Ему. Не иерусалимляне – а Ангелы с ликованием встречали Его.

А внизу стояли апостолы и смотрели на небо.

Вдруг предстали им два мужа в белой одежде

И сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

(Книги Деяний Святых Апостолов. 1, 10–11)

Белизна, золото, синева – цвета Вознесения. В старину рассказывали на Руси: в день Вознесения после обедни разверзаются небеса, и блистающая золотая лестница спускается к церковному куполу. На ступенях её – пылая золотым и синим огнем, блистая радугой крыл – стоят Ангелы. Господни, всех девяти чинов, хваля и славя Христа, восходящего к Отцу Своему.

А видеть это дано только праведным.

Сорок дней прошло от Пасхи до Вознесения. Кончилась пора, в которую – помнишь поверие? – Христос и Апостолы под видом нищих ходят по земле, испытуя души человеческие. Что же – лишь сорок дней в году должны мы быть милосердны?

Старый духовный стих говорит по–иному:

Как вознесся Христос на небеса.

Расплакалась нищая братья,

Расплакались бедные, убогие, слепые и хромые:

«Уж ты истинный Христос, Царь Небесах!

Чем мы будем, бедные, питаться?

Чем мы будем, бедные, обуваться, одеваться?

И оставил Он нищим – имя Свое, – говорит старинный стих. А ведь и правда: когда просит убогий человек милостыню Христа ради или просто протягивает за подаянием худую, дрожащую ладонь, – точно звучат в сердце те самые Евангельские слова, которые читались в старой Москве, в день действа Страшного Суда:

Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

(Евангелие от Матфея. 25.40)

Вот какой смысл в старинном стихе о Вознесении.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

50–й день после Пасхи

Вознесение Господне – сороковой день по Пасхе, а День Святой Троицы – пятидесятый.

В день Вознесения Своего Христос сказал Апостолам:

Оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь СИЛОЮ свыше (Евангелие от Луки. 24, 49).

И они оставались в Иерусалиме, ожидая обещанного.

Прошло десять дней после Вознесения. Наступил Ветхозаветный праздник Пятидесятницы.

По древнему обычаю Иерусалимский Храм и дома горожан украшены были в этот день древесными ветвями, душистые травы устилали полы.

В тот день, день Пятидесятницы Новозаветной, Небывалый Свет наполнил горницу, озарил тесаный камень стен, древесные ветви, потрясенные лица учеников Господних.

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

И исполнились все Духа Святого...

(Книга Деяний Святых Апостолов. 2, 2 – 4).

В тот же день начали Апостолы свою проповедь в Иерусалиме. В тот лее день апостол Петр крестил три тысячи человек, а вослед им – еще пять тысяч приняли крещение.

То были первые христиане, первая церковь – общество верующих.

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

Все же верующие были вместе и имели все общее.

И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого....

Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

(Книга Деяний Святых Апостолов. 2, 42, 44 – 45, 47)

В день Святой Троицы положено было начало вселенской Церкви.

Те, кто осудил на смерть Христа, угрожали ученикам его – Петру и Иоанну. Но Апостолы, «люди некнижные и простые», отвечали на угрозы:

МЫ НЕ МОЖЕМ НЕ ГОВОРИТЬ ТОГО, ЧТО ВИДЕЛИ И СЛЫШАЛИ (Книга Деяний Святых Апостолов. 4, 20).

И вскоре разошлись ученики Иисусовы из Иерусалима по разным странам. Шли – глашатаи Благой Вести, свидетели Воскресения. Шли, проповедуя и крестя, повторяя каждому на его языке:

ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО.

ДНЕМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ зовется этот праздник, день сошествия Святого Духа. Христиане веруют:. Бог – Один, но существует в трех ипостасях (личностях) – Бог–Отец, Бог–Сын, Бог–Дух Святой – в виде Святой Троицы.

Бог Отец, Творец всего Сущего, Бог Сын и Дух Святой, сошедший на Апостолов языками Небесного Огня, – едины, неслиянны и нераздельны.

За двадцать веков до Рождества Христова Бог явился старцу Аврааму в виде Трех прекрасных Юношей, Трех Ангелов – Странников. Пока старец готовил им угощение – Странники отдыхали в тени исполинского Мамврийского дуба.

Перед тобой одна из лучших икон, посвященных этому празднику, – «ТРОИЦА» Андрея Рублева.

Посмотри: неслиянны (у Каждого – свой Лик и образ) и нераздельны, едины Три Ангела, Три ипостаси.

А вдали, под защитой светлых крыл – древо и дом – все цветущее и произрастающее на земле, труд и созидание человеческое.

В 1420–е годы написал эту икону великий мастер, инок – иконописец Андрей Рублев. Написал – для Троицкой обители, по просьбе ее иноков – учеников преподобного Сергия Радонежского, «в похвалу святому Сергию».

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

В этот день Церковь вспоминает как незадолго до Своих страданий Иисус взял с Собою трех Апостолов – Петра, Иакова, Иоанна – и поднялся с ними на вершину горы Фавор.

В день Преображения, на вершине горы Фавор Он впервые явился Апостолам в Божественном облике.

Просияло лице Его как солнце (Евангелие от Матфея. 17, 2).

Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.

(Евангелие от Марка. 9, 3)

Так записали все это Евангелисты Матфей и Марк.

А ученики смотрели, онемев, как спускаются с небес и встают по правую и по левую руку Его Илия и Моисей.

На глазах у Петра, Иакова, Иоанна сошло с небес сияющее облако и из него раздался Глас:

Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

(Евангелие от Марка 9, 7)

Исчезли Илия и Моисей.

Перед учениками в простой одежде стоял их Учитель. И нельзя было даже рассказать о Преображении Господнем, потому что Учитель повелел:

Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

(Евангелие от Матфея. 17, 9)

И лишь после страшных дней в Иерусалиме, тяжелого сна в Гефсиманском саду, после Воскресения и Вознесения, после того, как сойдет на них самих Божественный Огонь Пятидесятницы, Петр, Иаков и Иоанн поймут: что вело Учителя с вершины Фаворской – вниз, к людям.

И разрешено им будет рассказать и засвидетельствовать, как на вершине горы Фавор видели они Лице Христово, просиявшее как солнце, одежды – блистающие, весьма белые, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.

В начале августа на берегах Средиземного моря созревает виноград. В древности римляне сжигали в эту пору первые гроздья, лиловые, синие и золотые, на мраморных жертвенниках – в честь пенатов – античных малых божеств, покровителей дома и очага.

Церковь порицала этот обычай – но он жил, преображенный. В день Преображенья виноградные гроздья приносили в храм – и священник после литургии благословлял урожай плодов земных.

В России вместо винограда в храм приносили созревшие яблоки. Дух малиновки, грушовки, ранета, коричных яблок, яблок «фонарик, или царский шип», дух райской китайки, мелкой и румяной, витал в церкви, сплетаясь с запахом ладана и воска...

А перед обедней яблоки раскладывали на траве, на чистых белых платках – напоказ.

И потому, хотя приходится Спас – Преображение на время Успенского поста, об этом дне говорят:

– Второй спас яблочком разговляется!

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

В слезах стояла Дева Мария у подножия Креста Господня. Рядом с Ней находился любимый ученик Христа – Иоанн.

Иисус, увидав Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

(Евангелие от Иоанна. 19, 26 – 27)

Так Иисус передал заботу о Своей Матери – Апостолу Иоанну.

По вечерам спадала жара. Мария зажигала в доме Иоанна глиняный светильник на столе. Хлеб со свеклой – пищу бедняков, оливки, мелкую рыбу и сладкий черный виноград, выращенный на южной стене дома, делила Она между пришедшими.

А люди шли в дом Апостола неустанно.

Приходили из дальних земель уверовавшие во Христа – увидеть Мать Иисуса.

Приходили матери бедных иерусалимских семей, привыкшие делиться с Нею заботами и горем.

Приходили девы – христианки – помочь Ей по дому.

А в глубине горницы тихо двигался темнобородый Иоанн, и старался сесть поближе к светильнику грек Лука – врач и живописец. Бронзовой, заостренной палочкой для письма – стилосом – записывал Лука на дощечке, натертой воском, рассказ Божией Матери о детстве Иисуса.

«Неутомимая в чтении, бодрая в трудах... никого не обидевшая, ни над кем не посмеявшаяся, но всем желавшая добра» – такой запомнили Ее первые христиане.

И каждый день ходила Пречистая через поток Кедрон в Гефсиманию – молиться и плакать о Сыне. И когда вставала Она на колени – оливы Гефсиманского сада склоняли ветви к Ее плечам, плача вместе с Нею.

Здесь, в Гефсимании, вновь увидала Мария посланца Господня, Архангела Гавриила. Пылающая ветвь райского пальмового древа была у него в руках.

– Ждет Тебя Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, и всеми душами праведных, – сказал Богородице Архангел. – Он примет Тебя, Матерь Свою, в горнее царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним в бесконечные веки.

Горнее царство – рай. Мария улыбнулась: скоро увидит Она Сына! И попросила об одном: чтобы все Апостолы успели из дальних земель прийти в Иерусалим – проститься с Нею.

А домой вернулась радостная, показала всем пришедшим прекрасную, пылающую райскую ветвь и просила Иоанна похоронить Ее около Гефсиманского сада, рядом с родителями – Иоакимом и Анной, рядом с мужем – праведным плотником Иосифом.

Ничего не было у Матери Божией на земле...

Два стареньких платья, что носила Она десятилетиями, завещала Она двум бедным вдовам, часто Ее навещавшим.

Одна из них хранила Ризу Богоматери до самой смерти, а умирая – завещала внучке. Так, переходя от бабушки к внучке, хранилась Риза в этой семье.

Позже Риза была перенесена в Константинополь, пребывала во Влахернском храме Пресвятой Богородицы.

На следующее утро после того, как вернулась Матерь Божия из Гефсимании с пылающей ветвью, – у дверей дома Иоанна послышались тяжелые, глухие хлопки: точно сырые паруса сталкивались в воздухе.

Это в разных концах земли были подхвачены Ангелами и доставлены в Иерусалим во мгновение ока странники–Апостолы.

Мария простилась с учениками Сына, легла на грубое ложе, покрытое истертой шерстью. А любившие Ее сошлись вокруг, стояли, глотая слезы.

День заканчивался, сумерки ползли с горы. Потрескивало масло в глиняном светильнике, и пылала в углу райская ветвь, бросая отблеск на лица.

И внезапно – ослепительный белый Свет залил комнату, и Сам Иисус встал у смертного ложа Матери.

– Приди, Ближняя Моя, и войди в хранилище вечной жизни, – сказал Он ласково и печально. И вознесся окруженный Ангелами, с душою Матери на руках.

Все вернулось к истокам своим, все было совсем по – иному. Не Мать держала ныне Младенца на руках – Сын нес, точно младенца, Ее душу...

Так тиха и ясна была Ее смерть, что походила на сон. Оттого зовется этот день – Днем Успения, засыпания.

Через весь Иерусалим, от горы Сион к горе Елеонской, по пути, которым ходила Она в Гефсиманию, – несли Апостолы Богородицу. Впереди шел Иоанн с пылающей ветвью в руках, в небесах же над шествием – тихо двигалось облако, пронизанное Светом.

А через три дня в Иерусалим пришел Апостол Фома.

Он горько заплакал, узнав, что не успел проститься с Богородицей, и тотчас пошел в Гефсиманию – поклониться Ей хотя бы после смерти.

В саду между оливами Фома увидел: Гроб Богородицы, как некогда Гроб Ее Сына – открыт и пуст...

Вечером, когда Апостолы сидели в доме Иоанна, тихо толкуя о чуде, сама Мария явилась им.

Матерь Божия – во Успении Своем, преобразившись, стала Матерью, Заступницей, Утешительницей всего мира.

И Церковь в день Успения, прославляя Ее, поет:

Молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Успение – один из самых заветных праздников на Руси.

Успенской была Десятинная церковь князя Владимира.

Успенский собор заложил в Киево–Печерской обители святой Феодосий.

Строить этот храм – «пришли из Царьграда четыре мастера церковных, мастера же эти рассказали»:

– Однажды рано, на восходе солнца, пришли к каждому из нас, говоря: «Зовет вас царица во Влахерну». И вот увидели мы царицу, поклонились Ей и Она сказала нам:

– Хочу церковь построить Себе на Руси, в Киеве, повелеваю же это вам... Я и Сама приду посмотреть церковь и в ней буду жить.

– И сказала Она нам: выйдите наружу, посмотрите церковь, и увидели мы церковь на небе и, вернувшись, поклонились царице – рассказали в Киеве цареградские зодчие.

Увидав в небесах начертанье будущей церкви, поняли они: не с царицей дальних северных земель говорили – с Самой Богоматерью.

В XII веке князь Андрей Боголюбский выстроил Успенский собор во Владимире. Был он главным собором Владимиро – Суздальской Руси два столетия: здесь венчали на княжение великих князей, здесь служил Митрополит Всея Руси.

А когда стал расти в лесах за Окою городок Москва, то первый каменный храм будущей столицы, – стал Успенским: как в Киеве, как во Владимире.

К середине XV века обветшал старый Успенский собор в Кремле. И тогда Иван III, правивший в ту пору Русью, велел послу в Италии найти искусного зодчего.

Звали зодчего Аристотель Фиораванти.

В 1475 – 1479 годах, когда Фиораванти в Кремле возводил свой собор, – люди толпились у лесов, уходили и приходили заново. Со времен Батыева нашествия не строили таких храмов на Руси.

В Успенском соборе Кремля хоронили московских митрополитов, патриархов Всея Руси.

В Успенском соборе венчали на царство русских царей – от Ивана Грозного до Николая II. В виде спеленутого младенца изображают душу Марии на Успенских иконах.

Приводится по кн.: Дьякова Е. А. Перед праздником. Рассказы для детей о православном предании и народном календаре России. М.: Космополис, 1994.