На шаг впереди работы будущего кем быть. Будьте на шаг впереди. Станьте лучшим в своей сфере

Только опережая своих конкурентов в применении новых технологий, во владении информацией, все время привлекая к сотрудничеству новых партнеров, влиятельных людей в бизнесе и т. д., можно удержаться на волнах рынка, не потеряв своего влияния и рынка сбыта.

Толкование закона

Конкуренция есть не что иное, как средство, позволяющее превратить совершенствование в бесконечный процесс. Конкуренция – это двигатель развития, способность пересматривать свои жизненные установки, улавливать новые веяния и максимально использовать свой потенциал. В этом отношении многое зависит от руководителя, который должен показать подчиненным пример своим поведением. Если же он не сделает этого, то говорить о дальнейшем процветании компании будет невозможно, так как она вряд ли выдержит конкуренцию на мировом рынке.

Конкуренции не следует бояться. На самом деле, зачем бояться естественного атрибута любого масштабного дела? Это по меньшей мере странно. Однако то, как будут относиться к конкуренции сотрудники, зависит от руководителя, поскольку именно он должен дать установку и своим примером показать наиболее оптимальное отношение. Если сам начальник трясется при мысли о том, что компании предстоит вступить в схватку с конкурентами, то что можно будет сказать о его подчиненных? Руководитель должен излучать силу и уверенность в своих силах, иначе его подчиненные непременно заметят его колебания, и это наверняка отразится на производственном процессе.

Однако здоровое отношение к конкуренции во многом зависит от того, как обстоят дела на предприятии в действительности. Конечно, руководитель может постараться пустить пыль в глаза своим конкурентам, представив им ход развития компании не в том виде, каково оно на самом деле. Но относительно сотрудников предприятия этот номер не пройдет. Они должны абсолютно точно понимать истинное положение дел. Разумеется, это касается главным образом проверенных и надежных работников.

Итак, чтобы у работников сложилось нормальное и ровное отношение к конкуренции, они должны сознавать, что она им ничем не угрожает. То есть они должны быть уверены, что компания стоит на шаг впереди других, и это не единовременное положение, а вполне постоянное и закономерное явление. Выражаясь современным языком, компания должна быть более «продвинутой», чем те, которые являются ее конкурентами.

Очень важно найти свою нишу. Как много предприятий, похожих друг на друга, образуются в последнее время! Что же удивительного в том, что значительная часть их не выдерживает конкуренции? Напротив, удивительным было бы то, если бы все компании удерживались на мировом рынке.

Но что же заставляет доблестных бизнесменов образовывать однотипные предприятия? Отсутствие воображения или достойные примеры своих знакомых? И разве так сложно понять, что то, что лучшим образом получилось у одного, необязательно должно выйти и у другого?

Наверное, главной причиной того, что та или иная компания не выдерживает конкуренции, является не то, что руководитель не стремится к использованию в ее деятельности новейших достижений, а то, что он выбирает несколько не то, чем ему действительно следовало бы заниматься. Ведь у каждого человека есть личные склонности, и в большей степени, чем чего бы то ни было, это касается бизнеса.

Образ

Спортсмен, пытающийся одержать рекорд не в том виде спорта, которым он занимался всю жизнь. Он старается покорить вершину, которая доступна другим профессионалам благодаря особой подготовке. Одержать победу и побить рекорд спортсмену не удается и в своей области тоже, поскольку он не тренируется должным образом, полностью занятый идеей завоевания мировой славы спортсмена-универсала. В результате он терпит поражение в том, что должно являться его основной деятельностью.

Доказательства закона

Стремление обойти своих соперников предполагает получение личной выгоды. Разумеется, это ни у кого не вызывает удивления. Однако далеко не все рассматривают получение прибыли как нечто естественное. Дело в том, что очень важную роль играет то, каким способом была получена прибыль. Выгода, достигнутая грязным путем, часто приводит к серьезным и тяжелым последствиям для компании.

Тем не менее можно сказать вполне определенно: выгода, полученная одним человеком или конкретной компанией, напрямую связана с ущербом, понесенным другой организацией. Как писал один философ эпохи Возрождения, «нет такой выгоды, которая не была бы связана с ущербом для других. Купец наживается на мотовстве молодежи; земледелец – благодаря высокой цене на хлеб; строитель – вследствие того, что здания приходят в упадок и разрушаются; судейские – на ссорах и тяжбах между людьми; священники обязаны как почетом, которым их окружают, так и самой своей деятельностью нашей смерти и нашим порокам».

Что и говорить, в наше время, когда так много компаний, ведущих дела не совсем честным образом, приведенное высказывание приобретает особый смысл. И в самом деле, в стремлении обойти своих конкурентов можно увидеть нечто не совсем этическое. Однако с этим приходится мириться, если, конечно, руководитель заинтересован в успехе компании. А заодно начинающий начальник должен примириться и с тем, что его поступки будут вызывать самые разные толки. В частности, тот или иной поступок может вызвать общее неодобрение масс. Руководителю важно не обращать внимания на подобные умонастроения, даже если они исходят от его сотрудников. Следует уяснить простую истину: начальник обладает властью, и если он в чем-то твердо уверен, если решает провести что-то в жизнь, но не встречает в ком-то поддержки, то это еще не повод отказываться от задуманного.

Афинский государственный деятель Демад, непревзойденный оратор и дипломат, осудил одного из своих сограждан– торговца атрибутами, необходимыми для погребения. Аргументом Демада было то, что торговец стремился к слишком большой выгоде для себя, но получение им прибыли возможно было только в том случае, если бы многие люди умерли.

При руководстве компанией очень важным моментом является то, насколько руководитель проникнут идеей соперничества. Дело в том, что при нормальном положении дел и слаженном функционировании предприятия дух соперничества будет непременно присутствовать, и это вполне естественно. Однако то, как видит соперничество сам руководитель, во многом обусловливает успех его компании. Если начальник постоянно сравнивает себя с конкурентами, подмечая малейшие детали и расстраиваясь из-за их несоответствия, то в скором времени вряд ли можно будет говорить об удаче, которая сопутствует его предприятию.

Каждая компания должна быть в какой-то степени неповторимой. Нужно сравнивать не каждый отдельный момент ее существования, а общие картины, то, как обстоят дела в целом. Потому что глупо и нелогично переживать по поводу расхождений в некоторых деталях конкурирующих компаний, ведь этот факт не означает ровным счетом ничего. И, конечно, он не свидетельствует о том, что у одного предприятия дела идут лучше, чем у другого.

Немаловажен и такой фактор, как удача. И хотя многие люди уверены, что она является главной составляющей успеха, но сейчас речь идет не об этом. Просто у разных людей имеются разные склонности. Тот, кто пытается всеми силами достичь того, что так хорошо выходит у другого человека, но несмотря на неудачи продолжает по-прежнему идти напролом, совершает большую глупость. И этот принцип нужно соблюдать и в деле руководства компанией. Не стоит бросаться в омут страстей, если конкурирующая фирма легко справляется с тем, что у собственной не выходит. Значит, это не та форма деятельности, которая должна проводиться в жизнь на конкретной компании. Самым лучшим выходом будет оставить попытки достигнуть ненужную цель и заняться чем-то более подходящим, тем, что удается лучше.

Если наглядно проиллюстрировать сказанное историческим примером, то можно вспомнить, что великий Юлий Цезарь провел множество сражений и при этом ни разу не был более или менее серьезно ранен, тогда как многие люди погибали при гораздо меньших опасностях или же буквально в первой битве. Но разве в том была его личная заслуга? Могли ли другие полководцы, желая снискать себе славу, подобную той, которой обладал Цезарь, стремиться к достижению такого же благоволения судьбы, коим обладал римский военачальник? Едва ли их стремления увенчались успехом. А значит, вывод напрашивается сам собой: каждый человек должен выполнять то, что удается ему лучшим образом: как раз это и будет являться его стремлением быть конкурентоспособным.

Авторитетное мнение

Никакая изворотливость, никакая гибкость ума не могли бы направить наши шаги, вздумай бы мы следовать за столь беспорядочным и бестолковым вожатым... Не будем же ставить себе такой переменчивой и неустойчивой цели; давайте неуклонно идти за разумом, и пусть общественное одобрение, если ему будет угодно, последует за нами на этом пути. И так как оно зависит исключительно от удачи, то у нас нет решительно никаких оснований считать, что мы обретем его скорее на каком-либо другом пути, чем на этом...

Мишель Монтень

Обратная сторона закона

Стремление бизнесменов-руководителей быть сильнейшими среди подобных компаний вряд ли может явиться побудительным импульсом, который приведет к желаемой цели. Дело в том, что руководитель такой компании будет хвататься за любую возможность выделиться, тратя на это значительные материальные средства и собственную энергию. Силы сотрудников такой компании в основном будут работать впустую, не для реального благосостояния предприятия, а для опережения противников. Вместо того чтобы налаживать рабочий процесс, руководитель будет пытаться всеми возможными способами обойти конкурентов. Что удивительного в том, что через некоторое время компания непременно понесет убытки, встретившись с какими-либо незначительными трудностями.

На самом деле для успеха своей компании руководитель должен проводить в жизнь определенную модель управления. Он должен внушить своим работникам азарт, стремление обойти соперников, но это стремление должно быть побуждено не страхом лишения премий, а желанием, вполне естественным для работника, который искренне заинтересован в своей работе.

Что означает выражение «Быть на шаг впереди своих конкурентов»? Значит ли это, что компания должна использовать в своей деятельности более современные средства? Но ведь сейчас это вряд ли возможно, так как появляющиеся новинки быстро становятся известными, и информация о них становится доступной всем интересующимся людям. На самом деле быть впереди вовсе не означает оснащать работу своего предприятия чем-то особенным. Это расхожее выражение означает, что деятельность компании является в какой-то степени индивидуальной. И хотя, конечно, невозможно, чтобы предприятие производило что-то принципиально новое, но его деятельность должна хоть чем-то отличаться от деятельности подобных фирм. Должен быть какой-то секрет, который бы помогал компании выживать в самые трудные времена. Отсутствие этого секрета сделает предприятие безликим, и его можно будет по праву считать неконкурентоспособным.

Байка

При дворе одного короля, который правил очень маленьким государством, служили два доблестных юноши. Они составляли личную охрану государя, и до некоторых пор выполняемые обязанности вполне устраивали обоих. Более того, юноши дружили между собой, делились своими мыслями и могли подолгу разговаривать на разные темы.

Проходили годы, и взросление юношей стало набирать все большие и большие темпы. Но если поначалу это никак не отражалось на их отношении друг к другу, то по прошествии времени стала все острее чувствоваться конкуренция, возникшая между ними. В еще большей степени она усугубилась с появлением при дворе одной фрейлины потрясающей красоты, от которой они буквально потеряли голову.

Отношения между молодыми людьми вскоре были совсем испорчены. Их распределили по разным постам, а при встрече они долгое время не здоровались, только с ненавистью смотрели друг на друга. Дружба кончилась, и у каждого осталось только недовольство друг другом, а вместе с тем и самим собой, потому что выполнение служебных обязанностей продолжало оставаться прежним.

Современный лидер всегда должен смотреть вперед, чтобы увидеть как опасности, так и перспективы, скрытые за горизонтом. Видение - это что-то вроде радара дальнего обнаружения; оно сродни шахматной партии, когда шахматист стремится предвидеть свой ответ на все воз-можные варианты ходов соперника и его последствия. Хороший лидер заставляет себя смотреть за линию горизонта, одновременно поддержи-вая прочную связь с реальным положением дел в настоящий момент.
Как стать провидцем
Для определения видения лидер должен быть еще и провидцем, чело-веком, который может предвидеть некий результат при наличии опреде-ленных условий. Провидец, который обычно - но не всегда - выступа-ет в качестве лидера, должен, оценив уже имеющиеся результаты работы коллектива, уметь четко сказать: “Мы в состоянии сделать нашу работу намного лучше, если добьемся выполнения пунктов А и Б”.
Вот два примера.
 Инженеры Гордон Мур, Роберт Нойс и Эндрю Гроув имели собственное видение: они стремились создать компьютер с помощью чипа - микропроцессор. Видение это было сформировано лишь в результате произошедших последо-вательных событий, которые позволили ученым поверить в его реальность.
 Во-первых, сначала был изобретен транзистор. Затем поя-вилась интегральная схема, позволившая расположить не-сколько транзисторов вместе на одной кремниевой пла-стине. Затем, чтобы получить программное обеспечение, нужно было совместить определенное количество инте-гральных схем, каждая из которых имела свой логический узел. Работа продолжалась на протяжении долгих лет - начиная с изобретения транзистора в 1948 году и вплоть до 1971 года, когда компания Intel, основанная Муром, Нойсом и Грувом, представила миру микропроцессор 4004. Претворение в жизнь видения о создании микропро-цессора было невозможно до тех пор, пока в науке не произошли все шаги, предшествующие этому изобрете-нию.
 Но Гордон Мур, выступавший в коллективе в роли про-видца, всегда верил в реальность воплощения видения, и главное - знал, как его достичь. Он определил плотность транзисторов на кремниевых чипах и развил некую тео-рию, которая сегодня называется “Закон Мура”. Согласно этой теории, количество транзисторов на чипе удваивает-ся каждые 18 месяцев. Мур вычислил, что на определен-ном этапе удвоения количество схем станет достаточно высоким, чтобы удвоить функции постоянной памяти компьютера. И оказался прав.
 Чернокожий футболист Мэл Фарр в 1980-х годах высту-пал за команду Detroit Lions. Он мечтал после завершения спортивной карьеры стать преуспевающим бизнесменом. Будучи жителем Детройта - американской Мекки авто-мобилестроения, Фарр считал самым реальным путем к успеху бизнес, основанный на продаже автомобилей. Он выяснил, что в городе практически не было торговых представительств, принадлежащих чернокожим. Положе-ние чернокожих американцев в сфере розничной торговли автомобилями осложнялось двумя факторами - недос-татком финансовых средств и всеобщим нежеланием де-лать бизнес в районах проживания чернокожих. Фарр изучил проблему и пришел к выводу, что все же именно низкую конкурентоспособность его клиентов следует рас-сматривать как самое сложное препятствие для автомо-бильного бизнеса, о котором он мечтал. Поэтому он начал свое дело с продажи подержанных машин, введя жесткую политику выплат по кредитам. Однако при этом он одно-временно разработал программы, помогающие клиентам правильно рассчитать свои средства. В результате бизнес Мэла Фарра развивался очень успешно, и сегодня, имея доход с продаж в размере 400 млн. долл. в год, он - са-мый крупный чернокожий владелец дилерской компании в стране.

Сегодня мы общаемся с Натальей Алексеевной Саватеевой, генеральным директором компании «Луч».

Ваша компания по праву считается лидером в своей отрасли. Причем на протяжении уже весьма длительного времени. Трудно ли быть лидером? Что позволяет вам сохранять эту позицию столько лет? Можете ли вы назвать «Луч» инновационной компанией?

Быть инновационной компанией — звучит очень амбициозно. У нас, конечно, есть здоровые амбиции. Но мы никогда не пускали пыль в глаза своим клиентам, не обещали невозможного, мы всегда делали и делаем то, что умеем и любим.

Могу сказать, что у нашей компании всегда были и есть ключевые цели, к реализации которых мы стремились все годы, что существуем.

Во-первых, создать современное и максимально эффективное производство. К этому мы шли планомерно. Ежегодно инвестировали значительные суммы на приобретение нового современного оборудования, замену устаревшего. Привлекали специалистов. Сегодня «Луч» — это современный завод, способный производить продукцию для разных отраслей промышленности.

Во-вторых, как вы отметили, мы стали лидерами в своей отрасли. Быть первым, всегда сложно, это большая ответственность. Но что значит быть первым? Это значит быть всегда на шаг впереди остальных. Нужно постоянно двигаться вперед. Рынок всегда ждет от тебя чего-то нового.

Мы первые и единственные в России запустили производство восковых карандашей (мелков).

Все формы для литья пластмассы делаем сами, и это позволяет быть более мобильными в отличии от конкурентов. Мы единственные выпускаем фигурную акварель, акварель 32 цвета. У акварелей Zoo, «Престиж» и «Фантазия» — уникальные донышки с увеличенными кюветами тех цветов, которые больше всего используются.

Широкая линейка трафаретов: от классических, которые впоследствии повторили и другие производители, до уникальных рельефных и фигурных.

Благодаря специалистам технического центра, мы первыми выпустили пластилин 24 цвета, сначала восковой, а затем и классический. Первыми разработали рецептуру мягкого воска и выпустили наборы «Лепим свечи». Многие идеи, которые мы использовали в своих наборах, сейчас подхватили и другие производители. Немного обидно, но с другой стороны, это говорит о том, что на нас равняются, а наши разработки востребованы рынком.

В-третьих, качество и безопасность продукции. Мы очень ответственно относимся к этому вопросу, чётко соблюдая установленные законы и нормы, понимая всю ответственность, которая ложится на нас. Поэтому, мы никогда не будем торопиться выводить на рынок новый продукт, пока не будем уверены, что он соответствует всем критериям качества и безопасности.