«Нас всех зароют в шар земной…. Его зарыли в шар земной…

«Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей.

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

Сергей Орлов

«…В октябре семьдесят седьмого года, на Кунцевском кладбище,

над свежей могилой, прозвучал воинский салют. Салют потому,

что жил и умер С.Орлов как солдат: всегда был им, независимо

от званий и должностей. Ему было всего пятьдесят шесть.

Не каждому дано, чтобы на могильном камне - собственные

строки: как имя и фамилия, как биография и судьба:

«Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат…»

Иван Панкеев, статья «Поэт вопреки войне»,

журнал «Литература в школе», N 6, 1991

«Нас всех зароют в шар земной», именно так, наверное, можно было закончить затронутую Сергеем Орловым тему, в стихотворении: «Его зарыли в шар земной», которое я, совсем недавно, прочитал в журнале «Литература в школе» , N 6, за 1991 год. И перейти к прочтению других произведений поэта. Но мне захотелось подумать над прочитанным и по рассуждать, не зря же ведь автор писал, старался.

«Его зарыли в шар земной…»

Эта строчка заставляет поразмышлять читателя. Вообще то, зарывают в землю, которая в виде шара, но не в сам шар. И сравнивать с ним Землю можно лишь условно, потому, что Земля, как известно, с полюсов сплюснута и форму шара, ровного и круглого, а тем более, вытянутого или перетянутого в нескольких местах, не имеет. Следовательно, утверждать, что «его» зарыли в шар, да еще и не в простой, а в земной, я бы, например, не стал.

«А был он лишь всего солдат…»

Вот для чего в этой строке частица «лишь»? Может быть, она поставлена поэтом потому, что, ему не хватило одного ударного слога, для соблюдения размера? Но будем надеется, что это не так, и что она, частица, служит для смыслового усиления. Тогда мне, тем более, кое-что, не ясно.

Синонимом частицы «лишь», в русском языке, является другая частица - «только». Попробуем в данной строке сделать перестановку и заменить одно слово - другим, близким по значению. А что? От перемены мест слагаемых, сумма не меняется. «Золотое» и, единственное, правило, которое мне удалось запомнить из всего курса «царицы наук».

Посмотрим, что у нас получится: « А был он только (!) солдат». Судя по всему, автор жалеет зарытого в шар (земной), потому что он был солдат! (А далее, для непонятливых, таких, как я, утверждает: «…солдат простой…).

У меня возникает вопрос: «А что на войне воевали и погибали в своем большинстве, разве не солдаты? Или поэт сожалеет, что солдату не дала судьба возможность дослужиться до ефрейтора, капитана, генерала? И только после этого боец мог бы быть «зарытым в шар».

Но, согласитесь, на фронтах, в первую очередь и воевали солдаты. А офицерский, командующий состав, по численности, всегда им уступал.

И потом, беречь жизнь командиров, старались сами же их подчиненные. Одним словом, у поэта получается, что погибнуть на поле, имея какое то воинское звание почетнее, чем быть просто рядовым? Ведь в следующей строке об этом так и говорится:

«Без званий и наград»

Но не стану спорить с танкистом, кем, кстати, и являлся в молодости, С.Орлов, воюя с фашистами.

«Ему как мавзолей земля…»

Не думаю, что здесь удачное сравнение «мавзолей-земля». Ведь мавзолей, это «большое надгробное мемориальное сооружение». И как, и чем, оно может быть схоже с землей, не ясно. Да и причем тут, вообще, земля, если «его, (солдата), зарыли в шар»? Наверное, при том, что, шар был сделан, все - таки, из земли, раз он - земной.

А зарыли в него бойца, к счастью это или нет, не знаю, - временно! Ведь поэт указывает точный срок:

« На миллион веков…»

Согласитесь, какая-то странная единица измерения - миллион веков. Миллион лет, я еще понимаю. (Очень много.) Можно так же сказать: « пять, десять, веков назад», (или вперед, следуя мыслям С. Орлова).

Но вот, чтобы говорилось: « сто, двести, веков», как - то мне незнакомо. А тут такая «тяжелая» математика - миллион веков!

Мне интересно, а что станет с солдатом, потом, по истечении отведенного ему судьбой, срока? Наверное, его выкопают. Или он сам вылезет из «шара земного»? Сплошные безответные вопросы.

«И Млечные Пути пылят»

Я в школе астрономию не изучал и вообще, был троечником, поэтому, что бы уточнить, что такое - «Млечный Путь», открыл энциклопедию. Где и прочитал, что это «пересекающая звездное небо, неярко светящаяся полоса. Представляющая собой, огромное количество визуально неразличимых звезд…».

А раз так, то я не стану отрицать, того, чего сам не знаю. И лучше, поверю автору, что Млечных Путей, (полос света), может быть несколько, и все они могут пылить. (Так вот, откуда ещё загрязняется окружающая среда! А все упрекают меня какой то мелочью - табачным дымом!)

Но интересно другое. Оказывается, эти самые Млечные Пути, пылят не просто так, и не как им захочется. А именно:

«Вокруг него с боков…»

Тут не вольно призадумаешься. Вокруг кого, него? Вокруг солдата, который зарыт в шар, или вокруг шара, в котором солдат. («…Который пугает и ловит синицу, которая ловко ворует пшеницу, которая в тёмном чулане хранится, в доме, который построил Джек».., так и хочется добавить…)

Но, давайте же, не станем отвлекаться. Пылят эти самые Пути - вокруг них обоих - вокруг шара и солдата, но, только, с боков. А, поскольку, «бока», как известно, всего два, то, следовательно, и пылят Пути только слева или справа. Ведь если бы в тексте речь шла не о боках, а о сторонах, тогда бы их было четыре. Но Млечные Пути, они свое дело знают. И, повторюсь, пылят только слева и справа.

«На рыжих скатах тучи спят…»

Кто не знает, что такое «скат», пусть посмотрит в «Толковом словаре Ожегова». А там написано, что это - «наклонная поверхность чего-нибудь, пологий спуск». И вот на этих спусках, которые, ко всему прочему, почему-то, рыжие, и спят тучи у С. Орлова. Что он этим хотел сказать, к чему, и почему, я не разобрал.

В трех следующих строках, поэт пишет о «метелице, громах», (почему-то, делая в этом слове ударение на букве «а») и о «ветрах». Причем, «ветра и громы», (а никак не «грома»), у него стоят не в уменьшительно ласкательной форме, а «метелицы», он решил именно так назвать, что, на мой взгляд, является несогласованием в тексте.

В конце стиха, поэт пишет о том, что

«Давным-давно окончен бой…

Но, опять же, не просто так, а

«Руками всех друзей».

Интересное выражение, да? Бой окончен руками! Раньше, никогда и ничего подобного, мне не приходилось слышать. Хотя, нет. Может быть, здесь идёт речь, о каких то кулачных боях, примерно таких, что проводились, прежде на Руси? Или же, о битве с врагом, целой армии каратистов. Ведь, «кара тэ» переводится, как «пустая рука». Тогда, пожалуй.

Но почему автор утверждает, что победа досталась «руками всех друзей»? Это говорит или о том, что поэт был в дружбе абсолютно со всеми солдатами. Или о том, что в данный момент, воевали только его друзья, а остальные, с кем С. Орлов близко не общался, отсиживались в сторонке.

К концу стихотворения мне, все же, удалось вникнуть в строчки, написанные поэтом-фронтовиком:

«Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей»

Тут все предельно ясно, кроме одного. Какого вероисповедания был боец, если его хотели похоронить в мавзолее? А, поскольку, на поле боя, судя по всему, ничего более подходящего из строй материала не нашлось, то, и был, на «скорую руку», изготовлен шар - земной, т.е. из земли. Куда,

«Как будто в мавзолей»,

И был «положен парень». Скорее всего, так. А Вы как думаете?

Сочинение

Прошло уже более половины столетия с того дня, когда закончилась война. Она сломала и унесла миллионы судеб и жизней. Война украла у людей их юность, одев подростков в шинели и отправив на фронт. И только их слезами, потом и кровью была достигнута победа.
О войне написано очень много. Первые произведения появились еще в военные годы, и до сих пор писатели вновь и вновь возвращаются к этой теме. Постепенно углубляется представление о войне, ее быте, о не всегда героическом поведении человека в военных условиях.
Одним из лучших произведений, объективно и правдиво показывающих суровые будни войны, является повесть В. Быкова “Сотников”. Писатель сам прошел через все ужасы войны, которая оказала большое влияние на творчество автора. В. Быков пришел в литературу с большим желанием рассказать всю правду о войне от имени целого поколения, своих ровесников, которые не смогли вернуться домой. Основной темой произведений писателя является фронтовая жизнь, партизанская и подпольная борьба народа против фашистов. В повести “Сотников” автор показывает своих героев в таких ситуациях, когда было необходимо проявить мужество и непокоренность. Партизан Сотников боролся с врагами до последней минуты. Для него было важно жить, когда он был командиром в армии, когда от него зависела жизнь людей. Попав в фашистский плен, Сотников уже завидовал тем солдатам, которые погибли на поле битвы. Он жертвовал собой ради других, хотел взять всю вину на себя, лишь бы только отпустили остальных. И в то же время в этой повести идет противопоставление. Писатель показывает нам другого героя, который из-за своей трусости покорился врагам. Однако В. Быков не осуждает таких людей, потому что сам на себе прочувствовал влияние войны на человека. И тем не менее писатель восхищается такими людьми, как Сотников, который проявил великое мужество, благородство и самоотверженность в эти трудные для нашей страны времена.
Также правдиво показана война и в повести Воробьева “Убиты под Москвой”. Она предстает тут во всем своем трагическом величии и грязных кровавых буднях. В этой повести рассказывается о том, как роту кремлевских курсантов, совсем еще не знавших войны, посылают на фронт. По сравнению с немцами, у которых были танки, самолеты, сбрасывающие бомбы, у этих молодых ребят были лишь “игрушечные” автоматы и бутылки с какой-то взрывчатой смесью. Рота была окружена и уничтожена, а командир Рюмин предпочел смерть плену. Война в повести показана не “человеком со стороны”, а через восприятие непосредственных участников событий. К. Воробьев твердо уверен, что именно солдат делает войну, что человек на войне - не только боевая единица, а живое, со слабостями и достоинствами, страстно жаждущее жить существо. Самое страшное на войне - это не свистящие пули, не разрывающиеся бомбы, не разрушающиеся на глазах дома. Самое страшное - видеть смерть человека.
Поэтому мне кажется, что именно простой солдат заслуживает всех почестей, именно он больше всех претерпел на войне. Такие люди не задумываются над потерей своей жизни во имя Родины, они могут погибнуть, защищая жизнь товарища. Наша задача - хранить вечную память об этих людях и сделать все, чтобы война не повторилась никогда.

Прошло уже более половины столетия с того дня, когда закончилась война. Она сломала и унесла миллионы судеб и жизней. Война украла у людей их юность, одев подростков в шинели и отправив на фронт. И только их слезами, потом и кровью была достигнута победа.

О войне написано очень много. Первые произведения появились еще в военные годы, и до сих пор писатели вновь и вновь возвращаются к этой теме. Постепенно углубляется представление о войне, ее быте, о не всегда героическом поведении человека в военных условиях.

Одним из лучших произведений, объективно и правдиво показывающих суровые будни войны, является повесть В. Быкова “Сотников”. Писатель сам прошел через все ужасы войны, которая оказала большое влияние на творчество автора. В. Быков пришел в литературу с большим желанием рассказать всю правду о войне от имени целого поколения, своих ровесников, которые не смогли вернуться домой. Основной темой произведений писателя является фронтовая жизнь, партизанская и подпольная борьба народа против фашистов. В повести “Сотников” автор показывает своих героев в таких ситуациях, когда было необходимо проявить мужество и непокоренность. Партизан Сотников боролся с врагами до последней минуты. Для него было важно жить, когда он был командиром в армии, когда от него зависела жизнь людей. Попав в фашистский плен, Сотников уже завидовал тем солдатам, которые погибли на поле битвы. Он жертвовал собой ради других, хотел взять всю вину на себя, лишь бы только отпустили остальных. И в то же время в этой повести идет противопоставление. Писатель показывает нам другого героя, который из-за своей трусости покорился врагам. Однако В. Быков не осуждает таких людей, потому что сам на себе прочувствовал влияние войны на человека. И тем не менее писатель восхищается такими людьми, как Сотников, который проявил великое мужество, благородство и самоотверженность в эти трудные для нашей страны времена.

Также правдиво показана война и в повести Воробьева “Убиты под Москвой”. Она предстает тут во всем своем трагическом величии и грязных кровавых буднях. В этой повести рассказывается о том, как роту кремлевских курсантов, совсем еще не знавших войны, посылают на фронт. По сравнению с немцами, у которых были танки, самолеты, сбрасывающие бомбы, у этих молодых ребят были лишь “игрушечные” автоматы и бутылки с какой-то взрывчатой смесью. Рота была окружена и уничтожена, а командир Рюмин предпочел смерть плену. Война в повести показана не “человеком со стороны”, а через восприятие непосредственных участников событий. К. Воробьев твердо уверен, что именно солдат делает войну, что человек на войне - не только боевая единица, а живое, со слабостями и достоинствами, страстно жаждущее жить существо. Самое страшное на войне - это не свистящие пули, не разрывающиеся бомбы, не разрушающиеся на глазах дома. Самое страшное - видеть смерть человека.

Поэтому мне кажется, что именно простой солдат заслуживает всех почестей, именно он больше всех претерпел на войне. Такие люди не задумываются над потерей своей жизни во имя Родины, они могут погибнуть, защищая жизнь товарища. Наша задача - хранить вечную память об этих людях и сделать все, чтобы война не повторилась никогда.


«Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей.

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

Сергей Орлов

N 6, 1991

«Его зарыли в шар земной…»

«Без званий и наград»

«Ему как мавзолей земля…»

« На миллион веков…»

«И Млечные Пути пылят»

«Вокруг него с боков…»

«Давным-давно окончен бой…

«Руками всех друзей».

Как будто в мавзолей»

«Как будто в мавзолей»,

Г.Семей, 2012

Регистрационный номер 0035377 выдан для произведения:

«Нас всех зароют в шар земной…»

«Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей.

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

Сергей Орлов

«…В октябре семьдесят седьмого года, на Кунцевском кладбище,

Над свежей могилой, прозвучал воинский салют. Салют потому,

Что жил и умер С.Орлов как солдат: всегда был им, независимо

От званий и должностей. Ему было всего пятьдесят шесть.

Не каждому дано, чтобы на могильном камне - собственные

Строки: как имя и фамилия, как биография и судьба:

«Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат…»

Иван Панкеев, статья «Поэт вопреки войне»,

Журнал «Литература в школе», N 6, 1991

«Нас всех зароют в шар земной», именно так, наверное, можно было закончить затронутую Сергеем Орловым тему, в стихотворении: «Его зарыли в шар земной», которое я, совсем недавно, прочитал в журнале «Литература в школе» , N 6, за 1991 год. И перейти к прочтению других произведений поэта. Но мне захотелось подумать над прочитанным и по рассуждать, не зря же ведь автор писал, старался.

«Его зарыли в шар земной…»

Эта строчка заставляет поразмышлять читателя. Вообще то, зарывают в землю, которая в виде шара, но не в сам шар. И сравнивать с ним Землю можно лишь условно, потому, что Земля, как известно, с полюсов сплюснута и форму шара, ровного и круглого, а тем более, вытянутого или перетянутого в нескольких местах, не имеет. Следовательно, утверждать, что «его» зарыли в шар, да еще и не в простой, а в земной, я бы, например, не стал.

«А был он лишь всего солдат…»

Вот для чего в этой строке частица «лишь»? Может быть, она поставлена поэтом потому, что, ему не хватило одного ударного слога, для соблюдения размера? Но будем надеется, что это не так, и что она, частица, служит для смыслового усиления. Тогда мне, тем более, кое-что, не ясно.

Синонимом частицы «лишь», в русском языке, является другая частица - «только». Попробуем в данной строке сделать перестановку и заменить одно слово - другим, близким по значению. А что? От перемены мест слагаемых, сумма не меняется. «Золотое» и, единственное, правило, которое мне удалось запомнить из всего курса «царицы наук».

Посмотрим, что у нас получится: « А был он только (!) солдат». Судя по всему, автор жалеет зарытого в шар (земной), потому что он был солдат! (А далее, для непонятливых, таких, как я, утверждает: «…солдат простой…).

У меня возникает вопрос: «А что на войне воевали и погибали в своем большинстве, разве не солдаты? Или поэт сожалеет, что солдату не дала судьба возможность дослужиться до ефрейтора, капитана, генерала? И только после этого боец мог бы быть «зарытым в шар».

Но, согласитесь, на фронтах, в первую очередь и воевали солдаты. А офицерский, командующий состав, по численности, всегда им уступал.

И потом, беречь жизнь командиров, старались сами же их подчиненные. Одним словом, у поэта получается, что погибнуть на поле, имея какое то воинское звание почетнее, чем быть просто рядовым? Ведь в следующей строке об этом так и говорится:

«Без званий и наград»

Но не стану спорить с танкистом, кем, кстати, и являлся в молодости, С.Орлов, воюя с фашистами.

«Ему как мавзолей земля…»

Не думаю, что здесь удачное сравнение «мавзолей-земля». Ведь мавзолей, это «большое надгробное мемориальное сооружение». И как, и чем, оно может быть схоже с землей, не ясно. Да и причем тут, вообще, земля, если «его, (солдата), зарыли в шар»? Наверное, при том, что, шар был сделан, все - таки, из земли, раз он - земной.

А зарыли в него бойца, к счастью это или нет, не знаю, - временно! Ведь поэт указывает точный срок:

« На миллион веков…»

Согласитесь, какая-то странная единица измерения - миллион веков. Миллион лет, я еще понимаю. (Очень много.) Можно так же сказать: « пять, десять, веков назад», (или вперед, следуя мыслям С. Орлова).

Но вот, чтобы говорилось: « сто, двести, веков», как - то мне незнакомо. А тут такая «тяжелая» математика - миллион веков!

Мне интересно, а что станет с солдатом, потом, по истечении отведенного ему судьбой, срока? Наверное, его выкопают. Или он сам вылезет из «шара земного»? Сплошные безответные вопросы.

«И Млечные Пути пылят»

Я в школе астрономию не изучал и вообще, был троечником, поэтому, что бы уточнить, что такое - «Млечный Путь», открыл энциклопедию. Где и прочитал, что это «пересекающая звездное небо, неярко светящаяся полоса. Представляющая собой, огромное количество визуально неразличимых звезд…».

А раз так, то я не стану отрицать, того, чего сам не знаю. И лучше, поверю автору, что Млечных Путей, (полос света), может быть несколько, и все они могут пылить. (Так вот, откуда ещё загрязняется окружающая среда! А все упрекают меня какой то мелочью - табачным дымом!)

Но интересно другое. Оказывается, эти самые Млечные Пути, пылят не просто так, и не как им захочется. А именно:

«Вокруг него с боков…»

Тут не вольно призадумаешься. Вокруг кого, него? Вокруг солдата, который зарыт в шар, или вокруг шара, в котором солдат. («…Который пугает и ловит синицу, которая ловко ворует пшеницу, которая в тёмном чулане хранится, в доме, который построил Джек».., так и хочется добавить…)

Но, давайте же, не станем отвлекаться. Пылят эти самые Пути - вокруг них обоих - вокруг шара и солдата, но, только, с боков. А, поскольку, «бока», как известно, всего два, то, следовательно, и пылят Пути только слева или справа. Ведь если бы в тексте речь шла не о боках, а о сторонах, тогда бы их было четыре. Но Млечные Пути, они свое дело знают. И, повторюсь, пылят только слева и справа.

«На рыжих скатах тучи спят…»

Кто не знает, что такое «скат», пусть посмотрит в «Толковом словаре Ожегова». А там написано, что это - «наклонная поверхность чего-нибудь, пологий спуск». И вот на этих спусках, которые, ко всему прочему, почему-то, рыжие, и спят тучи у С. Орлова. Что он этим хотел сказать, к чему, и почему, я не разобрал.

В трех следующих строках, поэт пишет о «метелице, громах», (почему-то, делая в этом слове ударение на букве «а») и о «ветрах». Причем, «ветра и громы», (а никак не «грома»), у него стоят не в уменьшительно ласкательной форме, а «метелицы», он решил именно так назвать, что, на мой взгляд, является несогласованием в тексте.

В конце стиха, поэт пишет о том, что

«Давным-давно окончен бой…

Но, опять же, не просто так, а

«Руками всех друзей».

Интересное выражение, да? Бой окончен руками! Раньше, никогда и ничего подобного, мне не приходилось слышать. Хотя, нет. Может быть, здесь идёт речь, о каких то кулачных боях, примерно таких, что проводились, прежде на Руси? Или же, о битве с врагом, целой армии каратистов. Ведь, «кара тэ» переводится, как «пустая рука». Тогда, пожалуй.

Но почему автор утверждает, что победа досталась «руками всех друзей»? Это говорит или о том, что поэт был в дружбе абсолютно со всеми солдатами. Или о том, что в данный момент, воевали только его друзья, а остальные, с кем С. Орлов близко не общался, отсиживались в сторонке.

К концу стихотворения мне, все же, удалось вникнуть в строчки, написанные поэтом-фронтовиком:

«Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей»

Тут все предельно ясно, кроме одного. Какого вероисповедания был боец, если его хотели похоронить в мавзолее? А, поскольку, на поле боя, судя по всему, ничего более подходящего из строй материала не нашлось, то, и был, на «скорую руку», изготовлен шар - земной, т.е. из земли. Куда,

«Как будто в мавзолей»,

И был «положен парень». Скорее всего, так. А Вы как думаете?

Г.Семей, 2012