Общественные деятели 16 века. Выдающиеся деятели российской культуры XVI в. Великие деятели медицины XV—XVI веков

Введение

Вся наша история складывается из отдельных лиц, без исторических деятелей нет истории. Именно благодаря ярким, выдающимся личностям натурам изучение данной науки становится не только полезным, но и интересным и увлекательным занятием. Люди – творцы истории, под чьей властью находиться её ход, придача определенного направления историческому процессу. Именитые деятели истории, чьи имена навсегда останутся в нашей памяти, позволяют представить и оценить эпоху, с которой связана их деятельность, более наглядно и объективно, пропуская время и события через себя. Именно по этой причине я решила писать реферат на тему «Государственные деятели, политические и духовные лидеры России в 16- начале 17 веков». Изучение истории становиться не принужденным делом, а позволяет мирить простых граждан с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явление во все времена; утишает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; оно питает нравственное чувство и праведным судом свом располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества .

16 век – это время богатое историческими событиями, порой некоторые из них кажутся необычайно жестокими и таинственными, как например, опричнина, учреждение патриаршества, начало книгопечатания на Руси, да и в целом время правления Ивана Васильевича Грозного, пронизано заговорами, террористическими мероприятиями, тайнами. А кто же, как не люди той эпохи сделали её настолько интересной для будущих поколений.

Историческая наука, как и отдельные её деятели есть зерцало бытия и деятельности народов, завет предков к потомству, дополнение и изъяснение настоящего и прогнозирование будущего. История, отверзая гробы и поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердца и слово в уста, из тления вновь созидая царства и представляя воображению ряд веков с их отличительными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; её творческую силою, мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим; ещё не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум или питают чувствительность . Личность каждого тесно связана с отечеством, именно по этому в моем реферате освящены жизненный путь и деятельность лидеров 16 – начала 17 веков, их основные заслуги, вклад в отечественную и мировую историю, взаимодействие и влияние на других людей и события. Для выполнения данной цели необходимо подобрать достаточное количество материала, внимательно ознакомиться с ним, выделить основное, скомпоновать по определенной классификации и создать новый текст, то есть провести аналитико-синтеическую переработку различных документов.


Глава 1. Государственные деятели

1.1 Скуратов-Бельский Григорий Лукьянович (Малюта) (? – 1573)

Прозвище Малюта значит «маленький», «низкорослый», а Скуратовыми звали либо его отца, либо деда, видимо у мужчин в этом роду была плохая кожа(«скурат» - «вытертая замша». Его имя стало символом средневековой жестокости. Этот человек выступает на равных с самыми знаменитыми злодеями. Михаил Булгаков говорил о нем: «Ни Гай Кесарь Калигула, ни Мессалина уже не заинтересовали Маргариту, как не заинтересовал ни Олин из королей, герцогов, тюремщиков, доносчиков, изменников, безумцев, сыщиков, растрителей. Все их лица слились в одну громадную лепешку, и только дно сидело мучительно в памяти лицо, окаймленное действительно рыжей бородой, лицо Малюты Скуратова…». Как только его не называли: царским палачам, «верным псом государевым», политическим авантюристом, «мужем каменносердечным».В то же время о его биографии известно совсем мало, неизвестно когда и где он родился, как точно он выглядел, где похоронен, такая ситуация совсем не удивительна, в 1568 году по приказу Ивана Грозного в России официально оборвали летописание.

Скуратовы – дворянский род, происходящий, по сказаниям древних родословцев, от польского шляхтича Станислава Бельского, по другим источникам Малюта родом из крещеных татар; либо он был мелкопоместным дворянином, служащим в крепости Белой под Смоленском. Другие утверждают, что Скуратовы происходят из Переяславля-Залесского. Ключевский считает, что Малюта происходит из знатного рода московских бояр Плещеевых. Как и когда оказался Скуратов в Москве неизвестно. Думный дворянин с 1570 по 1572 года, государственный, военный и политический деятель, приближенный Ивана 4 Грозного с 1569 года, глава опричного террора. Выходец из среды провинциального дворянства, он довольно медленно врастал в систему государственного управления, и первое время был больше на второстепенных ролях. В 1567 впервые упомянут в документах в 1567 году, где Григорий Бельский участвует в походе на Ливонию, но занимает там самую низшую должность «головы» (сотника) в одном из полков. Во время начавшихся опричных репрессий 1569–1570 он резко выдвинулся в число самых приближенных к Ивану Грозному опричников благодаря «бездумному следованию царских прихотей». Совершал налеты на дома московских бояр, воевод, дьяков, отбирая у них жен и дочерей для потехи царя и его приближенных. Малюте царь поручил в 1569 «зачитывать вины» старицкого князя Владимира Андреевича перед его убийством. В декабре того же года Малюта лично участвовал в расправе над митрополитом Филиппом Колычевым, «сведенным» с митрополии в 1568 и сосланным в Тверской Отроч монастырь за то, что он отказал царю в благословении на опричные казни и всячески осуждавшего царский опричный произвол. Малюта прибыл в монастырь, распорядился связать митрополита прямо во время его службы в Успенском соборе и сам лично задушил его.

Московский митрополит Филипп Калычев так отзывается об опричнине: «Полк сатанинский, собрался на пагубу христианскую». Князь Андрей Курбский в одном из своих писем Грозному писал: «…собрал себе со всея Русские земли человеков скверных и веяниями злостными испорченных». Вопреки распространенному мнению, Скуратов не стоял у истоков опричнины, согласно Пискарьевскому летописанию, опричнина была создана по совету «злых бояр» Алексея Босманова и Василия Юрьева. Именно им царь приказал проводить отбор в ряды опричников, причем отсев был огромный: из 12 тысяч кандидатов в опричнину попали всего 570 человек. Малюта попал в Александровскую слободу, но в «черном братстве» занимал самый низший пост – был параклисиархом (пономарем). Опричники выполняли функции политической полиции – вели следствие и карали «изменников», проявляя при этом поистине изобретательную жестокость: четвертовали, колесовали, сажали на кол, поджаривали на огромных сковородах, зашивали в медвежью шкуру, травили собаками. Одетые в униформу – черные рясы, на черных лошадях, опричники привязывали к своим седлам собачью голову и метлу, как символ своего стремления, вымести с Руси измену, убивая таким образом ежегодно до 40 человек. В «Синодики опальных» - списки казненных, составленные в конце правления Ивана Грозного, в нем помещалась статья следующего содержания: в поместье опального дворянина Ивана Челядина-Федорова Малюта убил 39 человек, подозреваемых в заговоре. Совершались налеты на дворы опальных вельмож, у них отбирались жены и дочери «на блуд» царю и его приближенным. В 1569 году царь поручил Скуратову арестовать своего двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого.

Именно Малюта заложил основы политического сыска в России, при Скуратове свыскное ведомство не подчинялось ни Боярской думе, ни опричному правительству – фактически руководителем «Пыточного двора» являлся сам царь. В обязанности Скуратова входили организация тотальной слежки за политическими неблагонадежными, в выслушивании «изветчиков» (доносчиков). Главное орудие опричных следователей была пытка «Были сделаны для мук особенные мечи, железные клещи, острые ногти, длинные иглы; разрезывали людей по суставам, сдирали с них кожу, выкраивали ремни из спины» . Все это происходило по причине постоянного страха царя за свою жизнь и трон.

Казни следовали одна за другой. Рядом с церковью Николы на Берсеневке, на месте, где находились палаты Скуратова, было обнаружено около сотни черепов. В 1569 году Малюта получил секретную информацию о том, что архиепископ Пимен и бояре желают Новгород и Псков отдать литовскому королю них Сигизмунду 2 Августу. Дознание вел Скуратов, подозреваемых жгли «повесили за руки и подожгли у них на челе пламя, затем осужденных бросили в прорубь». В «Синодиках опальных» есть запись: «По Малютиной сказке в ноугороцкой посылке убили тысящу четыреста девяностно человек ручным усечением, и с пищали отдельно пятнадцать человек, им же имена сам Скуратов Господи веси». Собственноручно уничтожить такое количество людей он просто физически не мог, следовательно, это результат деятельности карательного отряда, под его руководством. С тех времен сохранилось выражение «которыми улицами ехал Малюта Скуратович, и теми улицами кура не пила»– то есть ничего живого не сохранилось.

Парадоксально, но имеено он сыграл решающую роль в процессе ликвидации опричнины. Постепенно правительство начало терять контроль над ситуацией в стране, опричники убивали по своему желанию, якобы от имени царя, на самом же деле по своим собственным прихотям и желаниям. Опричники представляли собой хорошо организованную военную структуру, ликвидировать кровавых палачей можно было только ещё большей кровью. 25 июня 1570 года на Красную площадь было выведено на казнь 300 человек, обвиненных в заговоре, не без содействия Малюты, 184 человека царь помиловал, 116 велел замучать. Начал казнь сам Малюта, собственноручно отрезав ухо у одного из главных обвиненных – «канцлера» Ивана Висковатого. Окончательное разочарование царя в опричнине произошло весной 1552 года, во время полного сожжения Москвы крымцами, защитить которую опричное войско не смогло. После следствия о причине катастрофы, Малюта Скуратов был назначен главнокомандующим и третьим опричным воеводой. В 1572 войско «кромешников» было распушено и употребление слова «опричнина» запрещено.

А. Толстой в «Князе серебряном» так описывает Малюту: «Наружность его вселяла ужас в самых неробких…Казалось, никакое великодушное чувство, никакая мысль, выходящая их круга животных побуждений, не могла проникнуть в этот узкий мозг, покрытый толстенным черепом и густой щетиной. В выражении этого лица было что-то неумолимое и безнадежное…Он нравственно уединил себя от людей, жил посреди их особняком…перестал быть человеком и сделал из себя царскую собаку, готовую растерзать без разбора всякого, на кого Иоанну ни вздумалось натравить её». Скуратов забавлялся тем, что придумывал новые, ранее неведомые на Руси казни. Но вот его дипломатические качества были крайне слабыми, из-за его переговоров Русь чуть не потеряла Астрахань.

Когда Григорий Лукьянович возглавил царскую армию во время отечественной войны с Ливонией, то погиб в первом же сражении 1января 1573 года во время взятия ливонской крепости Вейсенштейн (ныне Пайде в Эстонии), что ярко характеризует его полководческие способности. Он не искал высоких чинов и поместий, после смерти Скуратова его вдова получала пожизненно пенсию, уникальный случай по тем временам. Малюта обладал поистине «собачьей преданностью». Похоронили Скуратова с почестями в «цитадели православия» - Иосифо-Воламском монастыре. Царь «дал по холопе своем по Григорье по Маляте Лукьяновиче Скуратове вклад в 150 рублей – больше, чем по своему брату Юрию или по жене Марфе». В 1577 году Штаден записал: «По указу Великого князя его поминают в церквах и по сей день…».

У Скуратова не было прямых наследников по мужской линии, однако трех своих дочерей он пристроил весьма удачно. Одна из дочерей Малюты Скуратова – Мария – была выдана замуж за боярина, будущего царя Бориса Годуноваи стала впоследствии царицей, другая – Екатерина, будущая отравительница М.В.Скопина-Щуйского, за Димитрием Ивановичем Шуйским, избранным во время смуты царем (князь Дмитрий считался наследником престола, поэтому теоретически Екатерина тоже могла стать царицей). В январе 1570 в связи с подозрением Новгорода в измене Малюта руководил грабежами и погромами в городе. Были вырезаны тысячи жителей. Все это сохранилось в народной памяти («Не так страшен царь как его Малюта»). Некоторые факты его биографии обросли вымышленными легендами, в том числе об обнаруженном Иваном Грозным «отсутствии девства» у княжны Долгорукой и приказе царя немедленно утопить «юницу», что – якобы – было беспрекословно выполнено Малютой. После победы крымского хана Девлет-Гирея над русским войском Малюта по поручению царя вел следствие с целью выяснить причины поражения, в 1572 вел дипломатические переговоры с гонцом из Крыма. В конце 1572 во время Ливонской войны царь вместе с войском вступил в Эстонию. Малюта был в одном из полков и погиб в бою при взятии замка Вейсенштейн (ныне г. Пайде в Эстонии) 1 января I573. По приказу царя тело было отвезено в Иосифо-Волоколамский монастырь. Родственники Скуратова продолжали пользоваться царскими милостями, а его вдова получала пожизненную пенсию, что было уникальным фактом в то время. Решительность и жестокость, с которыми Малюта выполнял все поручения царя, вызывали гнев и осуждение у окружающих. Образ послужного и бездушного исполнителя бесчеловечных приказов царя раскрыт в исторических песнях русского народа, на века сохранившего в своей памяти имя палача и душегуба Малюты Скуратова. В эпоху, когда палачи востребованы, они возникали как по заказу, Малюта Скуратов был лишь одним из первых.

1.2 Адашев Алексей Федорович (? – около 1563)

Сын незначительного по происхождению служилого человека Федора Григорьевича Адашева, прославил свое имя во время царствования Ивана Грозного. Впервые Адашев упоминается в 1547 году на царской свадьбе в должности ложничего и мовника, то есть он стелил брачную постель государя и сопровождал новобрачного в баню. Большим влиянием на царя Адашев стал пользоваться вместе со знаменитым благовещенским священником Сильвестром после страшных московских пожаров (в апреле и в июне 1547 г.) и убиения возмутившимся народом царского дяди князя Юрия Глинского. Эти события, рассматриваемые как кара Божия за грехи, произвели нравственный переворот в молодом впечатлительном царе. Вот что говорит он сам: «Вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, смирился дух мой, умилился я и познал свои согрешения». С этого времени царь, нерасположенный к знатным боярам, приблизил к себе двух неродовитых, но лучших людей своего времени, Сильвестра и Адашева. Иван нашел в них, а также в царице Анастасии и в митрополите Макарии, нравственную опору и поддержку своей испорченной с детства природы и направил мысли свои ко благу России.

В 1550 г. Иван 4 пожаловал Адашева в окольничие и при этом сказал ему речь, по которой всего лучше судить об отношениях царя к его любимцу: «Алексей! взял я тебя из нищих и из самых молодых людей. Слышал я о твоих добрых делах и теперь взыскал тебя выше меры твоей ради помощи душе моей; хотя твоего желания и нет на это, но я тебя пожелал, и не одного тебя, но и других таких же, кто б печаль мою утолил и на людей, врученных мне Богом, призрел. Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и славных, похитивших почести и губящих своим насилием бедных и немощных; не смотря и на ложные слезы бедного, клевещущего на богатых, ложными слезами, хотящего быть правым: но все рассматривай внимательно и приноси к нам истину, боясь суда Божия; избери судей правдивых от бояр и вельмож». Во внутренних делах государства деятельность Адашева можно характеризовать словами Курбского: «был он общей вещи зело полезен», «Если бы все подробно писать об этом человеке, то это показалось бы совсем невероятным посреди грубых людей; он, можно сказать, был подобен ангелу». По словам Костомарова «Адашев случайно попал в число тех, которых Иван приблизил к себе ради забавы». В этой среде Алексей Федорович Адашев резко выделялся умом, честностью и высокой нравственностью. Как позже писал хорошо знавший его а. М. Курбский «Посреди грубых людей, он можно сказать, был подобен Ангелу». Под влиянием Сильвестра, Иван предался Адашеву всей душой. Царь пожаловал Алексея Федоровича в почетный чин опального и поручил ему важный Челобитенный приказ. Оттуда Адашев вскоре перешел в Казенный приказ, где за успешную службу получил чин государственного казначея.

Время так называемого правления Сильвестра и Адашева было временем широкой и благотворной для земли деятельности правительства (созвание 1-го земского собора для утверждения судебника в 1550-м году, создание церковного собора Стоглава в 1551 г., покорение Казани в 1552 г. и Астрахани (1554 г.); дарование уставных грамот, определивших самостоятельные суды общин: большое разверстание поместий, упрочившее содержание служилых людей в 1553 г.).

Несомненно, что Иван Васильевич, одаренный от природы блестящими способностями и необыкновенно проникнутый сознанием своей самодержавной власти, играл в этих славных событиях не пассивную роль, как говорят некоторые историки, но во всяком случае он действовал по совету с Сильвестром и Адашевым, а потому за последними надо признать великие исторические заслуги.

Выдавалась и дипломатическая деятельность Адашева по ведению множества возлагавшихся на него переговоров: с казанским царем Шиг-Алеем (1551 и 1552), ногайцами (1553), Ливониею (1554, 1557, 1558), Польшею (1558, 1560), Данией (1559). Значение Сильвестра и Адашева при дворе создало им и врагов, из коих главными были Захарьины, родственники царицы Анастасии. Его враги особенно воспользовались неблагоприятно для Адашева сложившимися обстоятельствами во время болезни царя в 1553 г.

Опасно заболев, царь написал духовную и потребовал, чтобы двоюродный брат его князь Владимир Андреевич Старицкий и бояре присягнули его сыну, младенцу Дмитрию. Но Владимир Андреевич отказался присягать, выставляя собственные права на престол по смерти Иоанна и стараясь составить себе партию.

Сильвестр видимо склонялся на сторону Владимира Андреевича. Алексей Адашев, правда, присягнул беспрекословно Дмитрию, но отец его, окольничий Фёдор Адашев, прямо объявил больному царю, что они не хотят повиноваться Романовым, которые будут управлять за малолетством Дмитрия.

Иоанн выздоровел и уже другими глазами стал смотреть на прежних друзей. Равным образом сторонники Сильвестра потеряли теперь расположение царицы Анастасии, которая могла подозревать их в нежелании видеть сына ее на престоле. Однако царь на первое время не обнаружил враждебного чувства, или под радостным впечатлением выздоровления, или из боязни затронуть могущественную партию и порвать старые отношения, и даже в том же 1553-м году пожаловал Федора Адашева боярской шапкой.

Поездка царя в Кириллов монастырь, предпринятая в том же 1553-м году с царицей и сыном Дмитрием, сопровождалась обстоятельствами, также неблагоприятными для Адашева: во-первых, дорогой скончался царевич Дмитрий, и тем исполнилось предсказание Максима Грека, переданное царю Адашевым. Во-вторых, Иоанн увидался во время этой поездки с бывшим коломенским владыкой Вассианом Топорковым, любимцем отца Ивана 4, и, конечно, беседа Вассиана была не в пользу Сильвестра и его партии.

С того времени царь стал тяготиться своими прежними советниками, тем более, что он был дальновиднее их в делах политических: Ливонская война была начата вопреки Сильвестру, который советовал завоевать Крым. Болезненная подозрительность Ивана, усиливаемая наговорами враждебных партии Сильвестра людей, вражда сторонников Сильвестра к Анастасии и ее родным, неумелое старание Сильвестра сохранить влияние на царя грозой Божия гнева произвели постепенно полный разрыв Иоанна с его прежними советниками.

В конце 1560 года Адашев был отставлен от руководства правительством, в мае 1560 г. отношение царя к Адашеву были таковы, что последний нашел неудобным оставаться при дворе и отправился в почетную ссылку в Ливонию в город Феллин (Вильян) 3-м воеводой большого полка, под предводительством князя Мстиславского и Морозова. По смерти царицы Анастасии (7 августа 1560 г.) нерасположение Ивана к Адашеву усилилось; царь приказал перевести его в Дерпт в городе Юрьеве (ныне Тарту в Эстонии) и посадить под стражу. Здесь Адашев заболел горячкою и через два месяца скончался. Естественная смерть спасла его, быть может, от дальнейшего мщения царя, но клеветники распустили слух, будто он от страха отравил себя ядом. Долговременная близость его к царю и управление государственными делами давали ему возможность приобретать большие богатства, но он не оставил после себя никакого состояния, потому что всё, что он приобретал, раздавал он нуждающимся.


Глава 2. Политические лидеры

2.1. Сильвестр (начало 16 века – до 1568)

Выходец из новгородской зажиточной торгово-промышленной среды, был близок к новгородскому архиепископу Макарию, после избрания которого митрополитом переехал в Москву и с 1545 года стал протопопом придворного Благовещенского собора в Кремле.

Во время беспорядков в Москве, вызванных страшным пожаром и выступлением людей протии Глинских, которые считались виновниками пожара, «Княгиня Анна Глинская со своими детьми и со своими людьми вынимала сердца человеческие и погружала их в воду, и тою водою кропила московские улицы и от того Москва выгорала», так гласил народ.

Самодержавие верховной власти, казалось, утрачивало в эти минуты свое влияние над народом, потерявшим терпение. Иван Васильевич Грозный до этого слишком верил в свое всемогущество, и поэтому держал себя нагло и необузданно, теперь впал в крайнюю трусость и совершенно растерялся. И во время этих событий к нему приходит человек в священной одежде, по имени Сильвестр. В его речи было что-то потрясающее, он представил царю печальное положение московской земли, указал причиной всех несчастий пороки царя «Небесная кара уже нависла над Иваном Васильевичем в виде народного бунта». Скорее всего, священник поразил правителя ещё какими-то чудесами и знамениями, потому что всегда сильный и властный Иван вдруг начал каяться, плакать и дал обещание с этих пор во всем слушаться своего наставника. Так с 1547 года Сильвестр стал оказывать большое влияние на царя.

Очутившись опекуном царя Сильвестр со своим другом Алексеем Адашевым под руководством Ивана Грозного подбирает кружок людей, отстаивающих сильную государственную власть – единодержавие. То были люди знатных родов: князь Дмитрий Курлятов, князь Андрей Курбский, Воротынский, Одоевский, Серебряный, Горбатый, Шереметьевы и другие. Кроме того Сильвестр и Адашев стали приглашать из толпы людей не знатных, но честных и полезных для них и водворять их в различные должности, раздавая им поместья и вотчины. Государство, таким образом, стало управляться кружком любимцев, который Курбский называет «Избранною радою». Сильвестр до такой степени подчиняет себе волю царя, что Иван не делает без его одобрения ни шагу, священник вмешивается даже в его супружеские отношения. При этом опекуны правителя старались по возможности вести дело так, чтобы он не почувствовал тягости опек, и ему бы казалось, это он по-прежнему самодержавец.

Но постепенно влияние Сильвестра на царя начинает падать. Главными врагами Сильвестра были Захарьины, вооружившие против него сестру свою царицу Анастасию. «Царь – нашептывали Ивану – должен быть самодержавен, всем повелевать, никого не слушаться; а если будет делать то, что другие постановят, то это значит, что он только почтен честью царского представителя, а на деле не лучше раба. И пророк сказал горе граду тому, если им многие обладают. Русские владыки и прежде никому не повиновались, а вольны были подданных своих миловать и казнить. Священнику отнюдь не подобает властвовать и управлять; их дело священнодействовать, а не творить людского правления». В довершение всего Ивана убедили, что Сильвестр чародей, силой волшебства опутал его и держит в неволи. Сторонники монаха сознаются, что Сильвестр обманывал царя, представлялся в глазах его богоугодным человеком, облеченным необыкновенной силой чудотворения, что он, одним словом, дурачил царя ложными чудесами, и оправдывают его поступки только тем, что все это делалось для хороших целей. Враги Сильвестра также представляли его царю чудотворцем, но только получившим силу не от Бога, а от темных властей. Сильвестра не терпели многие за его проницательность и желали удалить его. Так в конце 1559 года произошло у царя с Сильвестром и Адашевым какое-то крупное столкновение, подробности которого не известны; известно только, что Сильвестр и его друзья старались удержать Ивана от путешествия по монастырям и от принесения благочестивых обетов. Но после этого столкновения, Сильвестр и Адашев сами нашли невозможным оставаться при царе. Сильвестр (вероятно, тогда уже овдовевший) удалился в какой-то отдаленный монастырь, а Алексий Адашев отправился к войску в Ливонию. В этом деле участие Анастасии почти несомненно, сторонники Сильвестра, по поводу его удаления, сравнили его с Иоанном Златоустом, потерпевшим от злобы царицы Евдокии. В августе 1560 года, царица Анастасия умерла. Враги Сильвестра начали уверять царя, что Анастасию извели лихие люди Сильвестра и Адашева, своими чарами. Друзья сообщили об этом тотчас тому и другому; последние через посредство митрополита Макария, просили суда над собой и дозволения прибыть в Москву для оправдания. Но враги не допустили этого.

Собор осудил Сильвестра на заточение в Соловки, где он занимался перепиской книг, некоторые из которых сохранились, основное произведение писателя - «Домострой», заключающее в себе ряд наставлений сыну и всем людям – религиозных, нравственных и хозяйственных.


Глава 3. Духовные лидеры

3.1 Патриарх Иов (1589 – 1605)

Родом из посадских людей города Старицы, он рано стал подвизаться в Старицком Успенском монастыре, где прошли детство и юность будущего патриарха. Главной его страстью было чтение церковных книг и освоение в совершенстве литургии. Как первый чтец и певец, понравился в 1556 Ивану Грозному и был возведен в сан архимандрита. В 1571 году – архимандрит Симонова монастыря в Москве. Через четыре года он ещё больше приближается к царской семье, возглавляет Новоспасский монастырь, где находиться усыпальница ближайших родственников царя. В 1581 году – епископ Коломенский, в 1586 – архиепископ Ростовский, в том же году – митрополии Московский и всея Руси. С 26 января 1589 года – патриарх. В лице нового митрополита царский дом нашел ревностного защитника, в благодарность царствующие особы щедро одаривали и самого Иова и Русскую церковь.

Из константинопольских заявлений патриарха Иеремии – главного участника учреждения патриаршества в России, «так как ветхий Рим пал от аполлинариевой ереси, а второй Рим – Константинополь – находился в обладании у безбожных турок, то… великое Российское царство – третий Рим – превзошло благочестием все прежние царства, они соединились воедино… царство (Московское) и один (русский царь) теперь именуется христианским царем во всей вселенной; поэтому и это превеликое дело (учреждение патриаршества) по Божию промыслу, молитвами чудотворцев русских и по… царскому прошению у Бога и … совету исполняется».

Существовало несколько причин, способствующих учреждения патриаршества на Руси: во-первых, высота православного благочестия в Русской церкви; во-вторых, положение русского царя, как единственного в мире православного государя; в-третьих, необходимость увенчать церковь в его царстве патриаршеством с тем, чтобы оно, следовательно, имело попечение обо все Вселенском православии. Хотя, согласно соборному определению Восточной церкви 1593 года, русский патриарх занимает пятое место в диптихе восточных патриархов, но всё же он становиться опорой всего православия. В результате чего о патриаршестве в России хлопочет, прежде всего, царская власть при полном почти бездействии власти церковной. В данном случае это внешнее воздействие – лишь знак совершенного согласия русской иерархии с действиями государственной власти.

Патриарх Иов был человеком глубокой молитвы, доброго православного полвига и выдающихся личных способностей. Всех удивляло его богослужение. Оно отличалось не только чинностью и благочестием, но и тем, что Иов наизусть служил литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, чин великого освящения воды на Богоявление, даже все просторнейшие коленопреклоненные молитвы праздника Троицы читал наизусть… Но в то же время патриарх имел пристрастие к дорогим вещам, что вызывало недовольство, «лютое напастье, озлобление, клевету и укоризну», но покладистый характер и умение ладить с «сильными мира сего» помогли ему стать первым московским патриархом и почти двадцать лет возглавлять церковь. Во время трехлетнего голода в 1601-1603 годов Иов не поддержал благотворительного мероприятия Бориса по раздаче милостыни и продаже дешевого хлеба нуждающимся, напротив, желая получить сверхприбыль, он продавал свои хлеба по завышенной цене, тысячи голодающих умирали прямо на церковной паперти, где пытались получить помощь и подаяние.

После смерти царя Федора перед патриархом Иовом встала сложнейшая задача вывести страну из династического кризиса и решить вопрос о новом кандидате на трон. В кратчайший срок мирным путем патриарх всё устоил. 21 февраля 1598 года, то есть через 45 дней после смерти царя Федора новым государем был объявлен Борис Годунов. Успех патриарха свидетельствует о его весьма выдающихся государственных способностях и большом авторитете в стране. Иов оказал огромную помощь Годунову в достижении трона. При патриаршестве Иова произошло убийство царевича Димитрия (1591 год). Иов поддержал официальную версию о том, что это дело рук Бориса Годунова, после избрания Годунова новым государем, патриарх занял сторону царя. Во время хаоса, в котором находилась страна в это время (неурожаи, страшный голод, постоянные грабежи и разбои), появляется в 1603 году лжецарь – Лжедмитрий 1, представившийся чудом спасшимся в 1591 году «царевичем Дмитрием».

Патриарх Иов в устных проповедях, и в особых патриарших посланиях по всем епархиям обличал Лжедмитрия как самозванца, расстриженного дьякона Чудовского монастыря Григория Отрепьева, приводил свидетельства действительности смерти царевича Дмитрия, указывал на то, что король Сигизмунд использует самозванца ля попрания на Руси православной веры (что было в действительности правдой).

Однако миф о чудом спасшемся царевиче был очень силен, после внезапной кончины царя Бориса Годунова 13 апреля 1605 года, в Москве нарастал бунт. В июне бунтовщики разнесли патриарший двор и ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы физически расправиться с патриархом Иовом. Став на колени пред чудотворной Владимирской иконой Богоматери, святитель Иов громко молился, говоря между прочим: «Я, грешный, 19 лет правил слово истины, хранил целость Православия; ныне же, по грехам нашим, как видим, на православную веру наступает еретическая. Молим тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами твоими Православие!» Бунтовщики набросились на патриарха, били его, трепали, вытащили на Лобное место. Иов готов был умереть, но его оставили в живых. Большинство русских архиереев признали Лжедмитрия. К их Собору Иов обратился с просьбой позволить ему удалиться в Старицкий монастырь. Самозванец распорядился отправить туда Иова, «взяв за пристав», и содержать «во озлоблении скорбнем». Не только бинтующая чернь, не только многие архиереи, но и видные бояре, и даже родная мать царевича Дмитрия инокиня Марфа из страха перед самозванцем признали в нем «подлинного» царевича, якобы чудесно спасшегося от рук убийцы, и присягнули ему.

Лжедмитрий поставил на русское патриаршество выгодного ему архиепископа Игнатия, но над ним не было совершено полного чина архиерейской хиротонии, что в свое время было совершено над Иовом.

17 мая 1606 года боярская партия В.Шуйского подняла восстание в Москве, в результате чего Лжедмитрий был убит, а Игнатий сослан на заточение в Чудской монастырь.

25 мая 1606 года Василий Шуйский стал царем и сразу позвал на патриарший престол законного патриарха Иова, находившегося в Старице. Но Иов не мог больше нести тяжелый крест такого Служения по причине глубокой старости и почти полной слепоты. И он добровольно отказался вернуться к правлению, благословив на избрание митрополита Казанского Гермогена, который вместе с царем в январе 1607 года организовал церемонию всеобщего покаяния, на неё был приглашен и Иов. На Соборной площади москвичи со слезами и плачем подходили к слепому патриарху и просили прошения, он никого не обвинял и всех простил.

Патриаршество Иова ознаменовалось не только великими потрясениями, но и важными церковными деяниями, по его инициативе были канонизированы Василий Блаженный, Иосиф Волоцкий, казанские святители Гурий и Варсонофий Мощи святителя Германа Казанского были перенесены в Свияжск, мощи святителя Филиппа Московского – на Соловки. В канонизации святых патриарх Иов видел дальнейшее умножение славы Русской церкви, ибо он вполне разделял идею «Москва – третий Рим», что запечатлел в своем «Завещании» и в «Повести о царе Феодоре Иоанновиче», проявив себя тем самым и как церковный писатель. При патриархе Иове в ранг митрополий были возведены епархии Новгородская. Ростовская, казанская и Крутицкая, архиепископиями стали Вологодская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Смоленская и Нижегородская кафедры. Вновь образованы епископии Астраханская, Псковская, Карельская. Смута и потеря зрения прервали деятельность выдающегося святителя. 19 июня 1607 года Иов умирает в Старицком монастыре, где начинал в юности свой духовный подвиг.

3.2 Максим Грек (в миру Михаил Триволис) (около 1475 – 1555)

Монах Афонской горы, Вятопедской обители, публицист, богослов, философ, переводчик, филолог. В 1518 году приехал из Вятоподского монастыря на святом Афоне в Русское государство, сблизился с церковной оппозицией, был осужден на соборах 1525 и 1531 годах. Оставил обширное литературное наследие: публицистические статьи («Стязание о известном иноческом жительстве», «Главы поучительны начальствующим правоверно»), философские и богословские рассуждения, переводы, статьи по грамматике и лингвистике. Канонизирован русской церковью в 1988 году.

Многие историки считают, что он был призван в Россию для перевода греческих книг, в огромном количестве находившихся в Москве после осаждения Царьграда, но его ученики (Монах Зиновия, Нил) опровергают это предположение, так как до приезда в Москву он не знал славянского языка и научился ему только в России. Более вероятная причина его вызова, обозначенная в одном из его Жизнеописаний, где сказано, что Великий Князь Василий Иванович в Царских сокровищах своих предков нашел бесчисленное количество греческих книг, а перевести их было некому, и на помощь ему из Константинополя в 1506 году был выслан Максим, поселившийся в Чудове монастыре.

Максим Грек родом из Албанского города Арша, отец его Мануил, мать- Ирина, словесным наукам и философии учился он в Париже у Иоанна Ласкаря, во Флоренции и в других Европейских знатных Училищах, после постригся в Ватопедской Обители на Афонской горе.

Первым его переводом сначала на латинский, и только потом на славянский по Латинским Толмачам Димитрия и Василия, был «Псалтырь Толковый семи Толкователей», переведенный за год и пять месяцев. Писцами его были Монах Сильван и Михаил Медоварцов. После чего он хотел оставить переводческую деятельность, но согласился на работу над «Златоустовыми беседами». Затем занялся поправлениями прежних переводов Славянских Церковно-служебных Книг, в сих трудах провел он девять лет, найдя множество неточностей и ошибок, о которых всенародно заявил, вызвав эти всеобщее негодование и неодобрение. Святые Отцы Российские обвинили его в порче Славянских книг. В одном из писаний Максим нашел даже неправославную книгу О Вочеловечевании Христове, писаную Афродитианом, которую почитали и уважали, что вызвало волну неудовольствия. Не перевел Максим Грек на славянский язык Церковную Историю Феодорита, Епископа Курбского, ссылаясь на наличие в них антиправославных аспектов, чем вызвал неудовольствие митрополита Даниила. Наконец на него обрушивается немилость самого царя. После отказа принять развод царя с первой супругой Соломонией Юрьевной за её бесплодие, и выписать Каноническое мнение о расторжении его брака, и принять вторую супругу Княжну Елену Васильевну Глинскую, Максим объявил, что «Правила Святых Отцов ради неплодия разводиться не позволяют». В результате чего он был предан суду и в январе 1525 года осужден Собором, отлучившим его от церкви и заточившим в Волоколамском Иосифовне, потом в Тверском монастыре, и всех учеников его тоже разослали по монастырям. Более двенадцати лет пребывает он в совершенном заключении, митрополит Макарий облегчает его заточение, разрешая посещать церковь, более ни один из митрополитов не осмелился вопреки всеобщей ненависти Царской фамилии, освободить или оправдать Максима.

Во время заточения Максим пишет множество сочинений Догматических о Вере и Обрядах Церкви; Обличительных на Иудеев, Еллинов, Латинов и Агарян и часто на Россиян; Филологических о разных предметах относительно переводов и толкований; Толковательных о разных неудобопонятных вещах Богословских, Церковных, Обрядных и Философских; Нравоучительных в наставление многим высшего и низшего звания; Ответных на разные вопросы, и Собеседований с самим собой, или Молитв, и прочие. Сочинения его в основном духовного содержания, но в них и довольно много исторических и характеристических сведений о современной ему России, обращений к духовным лидерам. К Великому Князю он обращается с просьбой предать его Цареградскому суду, потому что не «есть я подданный России», но все его старания тщетны.

Умер Максим Грек в Троице Сергиевом монастыре в 1556 году, после тридцати трех лет страданий, погребен близ Церкви Сошествия Святого Духа, где московским митрополитом Платоном устроена часовня.

3.3 Митрополит Макарий (1482 – 1563)

Митрополит Московский и Всея Руси с 1542 года. Глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. В 1551 году добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Редактор «Четей-Миней» и «Степенной книги».

Родился не в дворянской семье, принял пострижение в Боровске в Пафнутьевском монастыре. Затем в Можайске был назначен архимандритом Можайского Лужицкого монастыря. Снискал расположение Василия Третьего, благословив его на второй брак с Еленой Глинской. Сразу после свадьбы Макарий был посвящен в сан архиепископа. Заняв митрополический стол, святитель, по утверждению псковского летописца, творил «людем заступление велие и сиротам кормитель бысть», по словам Максима Грека, немало «Обидемых из темниц и от уз разрешил».

Мечтая о духовном обновлении общества, Макарий выдвинул грандиозную задачу, собрать все «святые книги, которые в Русской земле обретаются», исправить, переработать или сочинить заново новые священные книги, слова, жития, послания и церковные акты. В результате чего в 1552 году создается сборник для ежедневного чтения «Четьи-Минеи». Прежде Минеи-Четьи включали исключительно жития святых и некоторые поучения и предназначались только для чтения духовенства. К работе было привлечено много славянских, русских, сербских писателей. Великие Четьи-Минеи включали Священное писание, евангелия, патерики, книги Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иосифа Волоцкого, «Кормчую книгу», ряд церковных актов, « Иудейскую войну» Иосифа Флавия, «Космографию» Кузьмы Индикоплова; сборники «Измарагд», «Златая цепь»; «Хождение игумена Даниила», апокрифы, жития новых чудотворцев. Минеи состояли из 12 томов, объемом более 13 тысяч листов большого формата.

Во времена смуты в политической сферы Митрополит пытался остановить кровопролития, но не мог помешать Ивану казнить Шуйских. Замысел короновать царя Макарий воспринял с воодушевлением, торжество самодержавия он олицетворял с торжеством православной веры. В 1547 году Макарий короновал в Успенском соборе Ивана Четвертого, благословив его «богом возлюбленного и богом избранного», «богом венчанного» православного царя.

Во время пожара в Москве 1547 года Макарий едва не погиб на своем дворе, через тайник в Кремлевской стене его спустили «на взруб» к Москве-реке, но он сорвался и получил множество ушибов. После венчания на царство Иван с благословения митрополита женился на боярышне Анастасии Романовой

В 1547 и 1549 годах Макарий провел два церковных собора, учредивших общерусский культ почти сорока новых чудотворцев, причем влияние Ивана на составление списков не было определяющим.

Макарий пользовался у царя доверием не смотря на бывшую приверженность Ивану Третьему (отправляясь под Казань, Иван Васильевич наказал боярам «о всех своих делах приходити к Макарию митрополиту»), поскольку в своих проповедях с успехом развивал идею божественного происхождения царской власти, царь которую превосходно усвоил.

На Священном соборе, созванном Макарием, он же от имени духовенства отвечал на вопросы, вообще митрополии был хорошим дипломатом, умевшим аккуратно разрешать политические и другие вопросы. Его ответы легли в основу «Стоглавого собора».

31 декабря 1563 года митрополит Макарий умер примерно в восьмидесятилетнем возрасте. Церковь лишилась авторитетного руководителя в весьма трудное для страны время. Проекты реформ были окончательно преданы забвенью, наступило время террора и насилия.

Миллер в похвалу митрополита заметил, что «благоразумие и прочие его душевные качества из того явствуют, что он, при таком правительстве, каково Царя Иоанна Васильевича, был 22 года в непрерывном почтении и по кончине своей оставил блаженную память». В завещании своем, писаном незадолго до смерти, Макарий говорил, что от прискорбий многократно хотел он оставить чин и удалиться в пустыню, но удерживан был неотступными убеждениями Царя и Святителей.


Заключение

Целью своей работы я ставила рассмотрение исторических деятелей 16-начала 17 веков для выявления цельной картины этой эпохи. Представленные мною Малюта Скуратов, Алексей Адашев, Сильвестр, патриарх Иов, Максим грек, митрополит Макарий являются каждый по-своему особенной, достопримечательной и удивительной личностью, но на каждого из них неизгладимо наложила печать эпоха, представителями которой они были. Время жестокого, безнравственного и разнузданного террора против своего же народа с целью «вымести с Руси измену», время заговоров и страха всех и вся.

Но и в это жестокое время дают о себе знать люди сильных характеров, благородные, смелые, проницательные, заботящиеся о благе государства первоочередно, нежели о личном обогащении и чинах. К таким деятелям можно отнести митрополита Макария, который мечтает о духовном обновлении общества, желает остановить кровопролития, навести порядок, как в среде светских людей, так и в духовенстве, которое тоже подвержено мирским порокам и грехопадению. Максим Грек всенародно заявляет о неверности переводов Славянских Церковных служебных книг, тем самым, ополчая против себя большинство духовных лидеров.

Встречаются и персоналии, чья деятельность и жизнь вызывает исключительно негативные эмоции, к таким «палачам народа» относиться Малюта Скуратов, его рабская преданность царю, невероятная жестокость и безнравственность вызывают отвращение и возможно даже сострадание. Ведь без нужды такие люди не появляются, именно время виновно в порождении людей различных характеров и моральных устоев. Если бы не Малюта, то кто-либо другой выполнял бы его роль, потому что Ивану Грозному и его приближенным необходимы были слуги, готовые беспрекословно выполнять любой приказ, дабы личность царя осталась не маранной и не тронутой.

Встречаются и люди по своим внутренним качествам допропрядочные и проницательные, но зараженные исторической ситуацией. К таким деятелям относятся Иов и Сильвестр. С одной стороны Иов выказывал невероятное усердие при богослужении, проявлял незаурядные ораторские и дипломатические способности, но в то же время за услуги царю был щедро жалован, что привело к алчности, скупости и лицемерию. Сильвестр, пользуясь своей властью над Иваном Грозным, фактически отстранил его от власти и управлял соответственно со своими желаниями, идеями и мыслями.

Изучив автобиографии и роли различных персоналий в истории 16-начала 17 веков, я пришла к выводу, что любая деятельность, любого человека, почти не зависимо от его личных ценностных приоритетов и жизненных установок в большей или меньшей степени зависит от той эпохи, в которой живет личность. Историческое время и «сильные мира сего» управляют судьбами, подчиняют их своим интересам и помыслам, а ослушивающихся и слишком дальновидных устраняют от себя.


Список использованных источников

1. Болховитинов, Е. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской церкви / Е. Болховитинов; Свято-Троицкая Сергиева Лавра. – М.: Русский двор, 1995. – 416 с.

2. Великие люди мира: энциклопедия. Т. 27. / ред. кол.: М. Аксенова, Е. Хлебалина, О. Елисеева. – М.: Аванта +, 2005. – 640 с.

3. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского: кн. 1; Т. 1-4 / Н. М. Карамзин. - М.: Просвещение, 1990. – 384 с. – (Б-ка учителя истории, основ Советского государства и права, обществоведения).

4. Кобрин, В. Б. Малюта Скуратов / В. Б. Кобрин // Вопросы истории. – 1966. - № 11. – С. 210-212.

5. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей: кн. 1 / Н. И. Костомаров. – М.: Книга, 1990. – 894 с.

6. Крылов, И. Заплечных дел мастер Малюта Скуратов и «Тайная полиция» Ивана Грозного / И. Крылов // Культура. – 2006. – 13-19 апр. – С. 14.

7. Лебедев, Л. Москва патриаршая / Л. Лебедев. – М.: Вече, 1995. – 448 с.

8. Морозова, Л. Е. Патриарх Иов / Л. Е. Морозова // Преподавание ист. в шк. – 2000. - № 8. – С. 23-27.

9. Российская государственная библиотека [электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. krugosvet. ru. / Literature. htm.

10. Скрынников, Р. Г. Святители и власти / Р. Г. Скрынников. – М., 1990. – 298 с.

Все еще имела тесную связь с религией. Несмотря на это, развита она была достаточно хорошо. В это время сделано множество открытий в анатомии и физиологии. Появился ряд выдающихся деятелей науки. Предложены новые химические соединения, лекарственные препараты и способы лечения некоторых заболеваний.

Врачи XV—XVI века

В Средневековье наиболее развита была практическая медицина. Занимались ею банщики-цирюльники. Наиболее распространенными процедурами были кровопускания, вправления суставов и ампутации. Их профессия долгое время считалась нечистой, так как была связана с болезнью и смертью.

Только в Позднем Средневековье авторитет банщиков-цирюльников стал возрастать, повысились и требования к врачам. Так, чтобы получить возможность лечить людей, нужно было пройти восьмилетнее обучение, а потом еще и сдать экзамен. К концу XV века в ряде городов Европы некоторые из числа банщиков отделились в цеха врачей-хирургов.

Медицина и религия

Религия неразрывно перекрещивалась с медициной. В качестве лечения активно использовались амулеты с христианской символикой, молитвы, поклонения реликвиям и мощам. К XV—XVI векам культ святых достиг наибольшего расцвета. Десятки паломников стекались к местам их погребения с желанием излечиться от болезни. Существовали святые, специализирующиеся на лечении того или иного заболевания.

Лекарственная терапия и больницы в XV—XVI веке

Для лечения в основном пользовались святой водой и целебными травами. Сбор растений также часто приурочивали к христианским праздникам и сопровождали определенными ритуалами. Целительным считались также причастие, крещение и даже ряд продуктов (хлеб, соль, вода, мёд, пасхальные яйца, молоко).

Первые подобия больниц появлялись еще в Раннем Средневековье при монастырях и церквях. Они в основном были рассчитаны на нищих и странников, а лечением занимались монахи. Позже стали возникать больницы в городах, открываемые состоятельными горожанами, а затем - местными властями. Простому народу вход в них был закрыт, а чтобы туда попасть, нужно было сделать определенный взнос.

Наиболее страшными заболеваниями, которые приобрели характер эпидемий, были чума, лепра, оспа, дизентерия, туберкулез, сифилис и некоторые другие. Их возникновение, согласно христианскому учению, было связано с грехом и испытаниями.

Великие деятели медицины XV—XVI веков

Из-за попыток все объяснить религией и божественным вмешательством, знания анатомии, физиологии и других дисциплин долгое время оставались на уровне медицины Древней Греции и Рима. Однако к XV веку у многих врачей появилось стремление изучать в полном виде труды Гиппократа, Галена, Диоскорида и других видных деятелей прошлого.

К XVI веку стало популярным открытие анатомических театров и кафедр. Основателем анатомии считался Везалий, который опроверг многие ошибки в своем сочинении «De corporis humani fabrica». Он открыл дорогу остальным выдающимся исследователям: Фаллопию, Евстахию, Арентию, Варолию и другим. Начала развиваться патологическая анатомия.

Серве открыл малый круг кровообращения, доказал роль печени в процессах кроветворения. Санкторием были изобретены термометр, гигрометр и методы определения пульса. Открыты многие новые химические соединения и лекарственные вещества. Получены способы распознавания ряда заболеваний, а также впервые возник вопрос о заразности инфекционных болезней.

Наиболее полная справочная таблица основных дат и событий истории России с 15 по 16 век . Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Основные события 15 -16 век

Начало 15 в.

Создание Андреем Рублевым иконы «Троица» для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря

Взятие Смоленска войском великого князя Литовского Витовта. Присоединение Смоленского княжества к Литве

Признание великим князем Московским власти Литвы над Смоленском и Верховскими княжествами (в верховьях Оки)

Вторжение ордынских войск Едигея в Северо-Восточную Русь. Осада Москвы

Грюнвальдская битва. Разгром объединенным польско-литовско-русским войском рыцарей Тевтонского войска

Начало чеканки монет в Новгороде

1425 – 1462 с перерывами

Великое княжение Василия II Васильевича Темного в Москве

Междоусобная война в Великом Московском княжестве

Княжение в Твери Бориса Александровича

Походы великого князя Литовского Витовта на Новгород и Псков

Начало открытой борьбы Галицких князей за Московский великокняжеский стол

Основание Соловецкого монастыря

Миссия митрополита Исидора во Флоренцию для участия в церковном соборе, обсуждавшем вопрос об унии православной и католической церквей под главенством Папы Римского

Признание Литвой самостоятельности Пскова

Возвращение в Москву митрополита Исидора с грамотой о Флорентийской унии православной и католической церквей. Смещение его великим князем Василием II Темным с митрополичьего престола

Война Ливонии с Новгородом с Псковом, завершившаяся 25-летним миром

Захват Москвы удельным князем Дмитрием Шемякой – братом Василия Косого. Ослепление по его приказу великого князя Василия II Темного

Провозглашение автокефалии русской церкви. Избрание Ионы, епископа Рязанского, митрополитом Московским и всея Руси

Признание Москвой и Литвой самостоятельности Новгорода и Пскова

Изгнание Дмитрия Шемяки из Галича (умер в 1453)

Первые упоминания ограничения перехода крестьян

Поход великого князя Василия II Темного на Новгород. Поражение новгородцев под Старой Руссой. Заключение Ялжебицкого договора между Москвой и Новгородом, ограничевшего новгородские вольности

Окончательное разделение Киевской митрополии на Киевскую и Московскую

Присоединение Ярославского княжества к Москве

Путешествие Тверского купца Афанасия Никитина в Индию («Хождение за три моря»)

Походы московского войска на Казань

Появление в Новгороде ереси «жидовствующих», отрицавших божественную природу Христа

Первый поход Ивана III на Новгород. Разгром новгородцев на р. Шелонь. Признание Новгорода «отчиной» великого князя Московского

Бракосочетание Ивана III с Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего византийского императора

Окончательное присоединение Пермской земли к Москве

Присоединение Ростовского княжества к Москве

Строительство каменного Успенского собора в Московском Кремле (архитектор Аристотель Фьораванти)

Второй поход Ивана III на Новгород. Присоединение Новгорода к Москве

Поход хана Ахмата на Москву; стояние ордынского и русского войск на р. Угра. Отступление Ахмата. Фактическая ликвидация ордынского ига на Руси

Поход московского войска в Зауралье и Югорскую землю

Формирование в Москве еретического кружка Фёдора Курицына (отрицание монастырей и монашества, проповедь идеи свободы воли)

Тайный союз князя Михаила Тверского с Польским королем и великим князем Литовским Казимиром IV. Походы Ивана III на Тверь. Присоединение Твери к Москве

Строительство итальянскими мастерами кирпичных стен и башен Московского Кремля

«Вывод» боярских семей из Новгорода и поселение их на землях Московского великого княжества

Поход московского войска на Казань. Приход к власти в Казани промосковской партии

Поход московского войска на Вятку. Окончательное присоединение Вятки, а также Арской земли (Удмуртия) к Москве

Осуждение на церковном соборе ереси «жидовствующих»

Распространение идей нестяжательства (Нил Сорский) и иосифлянства (Иосиф Волоцкий)

Основание крепости Ивангород на р. Нарва (напротив шведской крепости)

Война великого князя Ивана III с Литвой. Присоединение к Москве Вязьмы и Верховских княжеств

Прекращение ганзейской торговли в Новгороде

Война со Швецией

Первое русское посольство в Стамбул к султану Баязету II

Издание «Судебника» Ивана III; установление единого срока перехода крестьян (неделя до и неделя после осеннего Юрьева дня, 26 ноября)

Составление «сказания о князьях Владимирских» с обоснованием происхождения правящей династии (Рюриковичей) от римского императора Августа

Полемика между Нилом Сорским (умер в 1508) и Иосифом Волоцким (умер в 1515)

Перемирие на 10 лет между Иваном III и великим князем Литовским Александром Казимировичем. За Московским государством закреплялись Чернигов, Брянск, Путивль, Гомель и часть Смоленской земли

Строительство Алевизрм Фрязином (Новым) Архангельского собора и укреплений Московского Кремля

Первый набег крымских татар на Москву

Присоединение Пскова к Москве

Послание монаха Псковского Елеазарова монастыря Филофея к великому князю Василию III, в котором выдвигается идея «Москва – Третий Рим»

Взятие Смоленска войсками великого князя Василия III

Разгром литовскими войсками войск великого князя Василия III под Оршей

Договор Василия III с Данией о военном союзе против Швеции и Польши

Заключение Василием III военного союза с Крымским ханом Мухаммед-Гиреем против короля Польского и великого князя Литовского Сигизмунда I и Казанского ханства

Нашествие Крымского хана Мухаммед-Гирея и Казанского хана Сагиб-Гирея на Москву

Церковные соборы, осудившие Максима Грека, И. Н. Берсеня-Беклемишева и др.

Великое княжение (с 1547 - царствование) Ивана IV Васильевича Грозного

Регентство великой княгини Елены Глинской, вдовы Василия III

Завершение создания единой монетной системы Русского государства

Венчание Ивана IV на царство, официальное принятие Иваном IV титула «царя и великого князя всея Руси»

Восстание посадских людей в Москве

Неудачные походы русских войск на Казань

Созыв Земского собора. Создание системы приказов

Кон. 1540-х – 1550-е гг.

Деятельность Избранной рады

Издание «Судебника» Ивана IV. Создание стрелецкого войска

Основание ярмарки у Макарьевского монастыря на Волге

«Стоглавый собор» Русской церкви

Присоединение Чувашии к Русскому государству

Поход русского войска во главе с царем Иваном IV на Казанское ханство. Взятие Казани (2 октября). Присоединение Казанского ханства к Русскому государству

Присоединение большей части Башкирии к Русскому государству

Образование в Англии Московской (Русской) торговой компании и предоставление ей привилегий на торговлю в Русском государстве

Признание сибирским ханством вассальной зависимости от Москвы

Строительство Покровского собора (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве

Взятие русскими войсками Астрахани. Присоединение Астраханского ханства к Русскому государству

Перемирие с Ливонским орденом

Распад Ливонского ордена

1563, 18 фев.

Взятие русскими войсками Полоцка

Издание Иваном Федоровым в Москве «Апостола» - первой русской печатной книги

Поражение русских войск под Оршей

Отъезд царя Ивана IV из Москвы в Александровскую Слободу

Возвращение Ивана IV в Москву. Учреждение (3 февраля) опричнины .

Заключение перемирия между царем Иваном IV и Польским королем Сигизмундом II Августом

Поход царя Ивана IV на Новгород и Псков

Первый русский военный устав – «Уложение о станичной службе»

Поход Крымского хана Девлет-Гирея на Москву. Сожжение Москвы.

Прекращение выплаты дани Сибирским ханом Кучумом царю Ивану IV

Упразднение опричнины

Выступление русских войск против Швеции

Вторжение шведских войск в новгородские земли

Объявление королем Речи Посполитой Стефаном Баторием войны Русском государству

Взятие польскими войсками Полоцка

Кон. 1570-х – Нач. 1580-х

Поход Ермака Тимофеевича в Сибирь

Приговор церковного собора об ограничении монастырского землевладения

Начало введения заповедных лет (запрет перехода крестьян)

Взятие шведскими войсками крепостей Нарва, Ивангород, Ям, Копорье

Осада Пскова войсками Стефана Батория

Вступление дружины Ермака в столицу Сибирского ханства Кашлык

Смерть старшего сына Ивана IV, царевича Ивана

Ям-Запольский мир с Речью Посполитой

Плюсское перемирие со Швецией

Основание Архангельска

Царствование Федора Ивановича

Разгром Сибирским ханом Кучумом отряда Ермака. Гибель Ермака

Основание Воронежа, Тюмени, Самары, Уфы, Тобольска

Учреждение Патриаршества в Русском государстве. Избрание патриархом митрополита Иова (умер в 1605)

«Судебник» царя Федора Ивановича

Война со Швецией. Возвращение крепостей Ивангород, Ям, Копорье

Смерть в Угличе младшего сына Ивана IV царевича Дмитрия

Поход на Москву Крымского хана Казы-Гирея, сражение (4 июля) у Данилова монастыря близ Москвы (отступление татарских войск)

Около 1593 – 1593

Завершение введения заповедных лет. Отмена Юрьева дня (осеннего)

Официальное назначение боярина Бориса Годунова правителем государства при царе Федоре Ивановиче

Тявзинский «вечный мир» между Русским государством и Швецией. Швеция уступала Ям, Корелы, Ивангород, Копорье, Ниеншанц, Орешек

Провозглашение Брестским церковным собором унии православной и католической церквей на территории Речи Посполитой

Установление 5-летнего срока сыска беглых и насильно вывезенных крестьян для возвращения их назад

Смерть царя Федора Ивановича. Прекращение династии Рюриковичей

Царствование Бориса Федоровича Годунова


Изучая историю императорской России, исследователи, как правило, фокусируют своё внимание на монархах, определявших принципиальные положения внутренней и внешней политики государства. Это естественный подход при изучении абсолютизма. Тем не менее, отдельные чиновники и полководцы также нередко играли важную роль в принятии ключевых решений. При слабых монархах они нередко становились фактическими правителями империи. А при глубинных изменениях в годы правления Петра I, Екатерины II и Александра I они становились опорой для монарха-реформатора.

Большинство населения, включая консервативное дворянство, не было готово воспринять коренные изменения, инициированные монархами. Без поддержки видных государственных деятелей, таких как Александр Меншиков, Михаил Воронцов или Николай Сперанский, полноценное воплощение государевых замыслов было бы невозможно. Ниже в таблице представлена краткая характеристика деятельности некоторых гражданских и военных чиновников, существенно повлиявших на ход истории России в ХVIII и ХIХ веках.

М. Скопин-Шуйский

Князь, боярин, русский полководец. Участник подавления восстания И.И.Болотникова. В 1610г. во главе русско-шведской армии освободил Москву от осады тушинцев.

А. Ордин-Нащокин

(ок. 1605-1680г.)

Русский дипломат, боярин, воевода. Руководил внешней политикой в 1667-71гг., Посольским и др. приказами. Заключил Андрусовское перемирие 1667г. В 1672г. постригся в монахи.

П.А. Толстой

Граф, русский государственный деятель, посол в османской империи (1702-14). С 1718 начальник Тайной канцелярии. С 1726 член Верховного тайного совета. В 1727 выступил против Меншикова, заточен в Соловецкий монастырь.

Ф. Лефорт

Адмирал, швейцарец. С 1678г. на русской службе. Сподвижник Петра I, командовал флотом в Азовских походах. В 1697-98 один из руководителей Великого посольства.

Ф.М. Апраксин

Граф, сподвижник Петра I. Командовал русским флотом в Северной войне и Персидском походе. С 1718г. президент Адмиралтейств-коллегии, с 1726 член Верховного Тайного совета.

Д.М. Голицын

Князь, один из вождей «верховников», составитель «Кондиций». В 1736г. осужден по обвинению в заговоре.

В.В. Долгорукий

Князь, участник Северной войны. Руководил подавлением Булавинского восстания. С 1728 член Верховного Тайного совета. В 1731 арестован, в 1739 заточен в Соловецкий монастырь. С 1741 президент Военной коллегии.

В.Л. Долгорукий

(ок. 1670-1739г.)

Князь, русский дипломант. С 1727 член Верховного тайного совета. В 1730 заточен в Соловецкий монастырь. Казнен.

Русский государственный и военный деятель, сподвижник Петра I, сенатор, президент Берг- и Мануфактур-коллегии (1717). Переводил иностранные книги, ведал Московской гражданской типографией.

А. Меншиков

Сподвижник Петра I, светлейший князь (1707), генералиссимус (1727). Сын придворного конюха. Крупный военачальник во время Северной войны. При Екатерине I фактический правитель государства. Петром II сослан в Березов.

А.В. Макаров

Русский государственный деятель, кабинет-секретарь Петра I (с 1710г.). Содействовал воцарению Екатерины I. При Петре II – президент Камер-коллегии.

Б.И. Куракин

Князь, сподвижник Петра I, дипломат. Участник Азовских походов и Северной войны. Командовал Семеновским полком в Полтавской битве.

А.М. Черкасский

Князь, русский государственный деятель. В 1730 возглавил дворянскую оппозицию «верховникам», с 1731г. - кабинет-мин., в 1740-41гг. – канцлер, президент Коллегии иностранных дел.

П.И. Ягужинский

Граф, русский государственный деятель и дипломат, один из ближайших помощников Петра I, генерал-прокурор Сената.

Б.Х. Миних

Граф, русский военный и государственный деятель. При императрице Анне Иоанновне – президент Военной коллегии, командовал русской армией в русско-турецкой войне 1735-1739гг. В 1742 сослан Елизаветой Петровной, возвращен из ссылки Петром III в 1762.

В.Н. Татищев

Русский историк, государственный деятель. В 1720-22 и 1734-37 управлял казенными заводами на Урале. В 1741-45гг. – астраханский губернатор.

А.И. Остерман

Русский государственный деятель, дипломат, граф (1730). Член Верховного Тайного совета. Фактический руководитель внутренней и внешней политики России при Анне Иоанновне. В 1741г. сослан Елизаветой Петровной в Березов.

Э.И. Бирон

Граф, фаворит императрицы Анны Иоанновны, герцог Курляндский (с 1737), создатель реакционного режима – бироновщины. После дворцового переворота 1741 арестован и сослан. Помилован и возвращен в Петербург Петром III.

А.П. Бестужев

Граф, русский государственный деятель и дипломат. В 1740-41гг. - кабинет-министр, в 1744-58гг. – канцлер. С 1762 первоприсутствующий в Сенате.

А.Б. Бутурлин

Граф, фаворит Елизаветы Петровны. Во время Семилетней войны в 1760-61гг. – главнокомандующий русской армией.

А.Г. Разумовский

Граф, генеральный фельдмаршал (1756). Участник дворцового переворота 1741. С 1742г. – морганатический супруг Елизаветы Петровны.

М.Г. Головкин

Русский государственный деятель, выступил в поддержку Анны Иоанновны против «верховников», противник Э.Бирона. После воцарения Елизаветы Петровны сослан в Якутию.

П.И. Шувалов

Граф, русский государственный деятель. Участник дворцового переворота 1741г. Фактический руководитель правительства при Елизавете Петровне. Отменил внутренние пошлины. Один из организаторов русской армии в Семилетней войне, усовершенствовал русскую артиллерию.

А. Шувалов

Граф, участник дворцового переворота 1741г. В 1746-63 начальник Тайной канцелярии.

М.И. Воронцов

Граф, русский государственный деятель и дипломат. В 1741г. – участник дворцового переворота и ареста правительницы Анны Леопольдовны.

И. Шувалов

Русский государственный деятель, фаворит Елизаветы Петровны, ген.адъютант (1760). Покровительствовал просвещению. 1-й куратор Московского университета, президент Академии художеств.

Н.И. Панин

Граф, русский государственный деятель и дипломат. С 1747г. посланник в Дании, Швеции. Участник дворцового переворота 1762г. Воспитатель Павла I. Автор конституционных проектов.

Г.Г. Орлов

Граф, фаворит Екатерины II. Один из организаторов дворцового переворота 1762г. 1-й президент Вольного экономического общества.

А.Г. Орлов

Граф, генерал-аншеф. Один из главных участников дворцового переворота 1762г. Командовал русской эскадрой в Средиземном море. За победы у Наварина и Чесмы получил титул Чесменского. С 1775г. в отставке.

Г. Потемкин

Русский гос. и военный деятель, генерал-фельдмаршал (1784), организатор дворцового переворота 1762, фаворит и ближайший помощник Екатерины II. Способствовал освоению Сев. Причерноморья. После присоединения Крыма получил титул светлейшего князя Таврического.

П.А. Пален

Граф, русский генерал от кавалерии. В 1798г.-1801г. – петербургский ген-губернатор. Один из организаторов и участников убийства императора Павла I.

А.А. Аракчеев

Русский государственный деятель, граф, генерал, фаворит Павла I, всесильный временщик при Александре I. В 1815-25гг. – фактический руководитель государства (аракчеевщина), организатор и главный начальник военных поселений.

М.М. Сперанский

Граф, русский государственный деятель. С 1808г. – ближайший советник Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания госсовета (1810). В 1812-16 в ссылке, в 1819-21гг. – генеральный губернатор Сибири.

А.Ф. Орлов

Князь, русский государственный деятель. Участник подавления восстания декабристов. В 1844-1856гг. – шеф жандармов. В 1856г. – первый уполномоченный России на Парижском конгрессе. В 1856-60гг. – председатель госсовета и кабинета министров.

П. Киселев

Граф, русский государственный деятель. В 1837-56гг. – министр госимуществ, провел реформу управления государственные крестьянами. Сторонник отмены крепостного права.

Н. Милютин

Русский государственный деятель. Принадлежал к группе «либеральных бюрократов». Руководитель работ по подготовке к крестьянской реформе 1861г.

М.Т. Лорис-Меликов

Граф, русский государственный деятель. Фактический руководитель военных действий на Кавказе в 1877-78гг. Сочетал репрессии против революционеров с уступками либералам.

Прежде чем произошла научная революция в 17 веке около 2,3 миллиона лет назад наши самые ранние предки стали применять первый примитивный инструмент: камень, который они использовали для резки и выскабливания.

Для следующих 1 миллион лет ранние люди постепенно научились изготавливать каменные орудия производства и использовать огонь.

Современные люди впервые появились около 200000 лет назад. Около 50 000 лет назад они (или должно быть мы?) начали использовать язык, символы и более сложные инструменты общения.

Так изобретения и открытия особенно с XVII века, добавлялись друг к другу в человеческой цивилизации, так технологии и науки развивались. Слово «наука» происходит от латинского слова «scientia », что означает «знание». Наука, вероятно, наиболее важная и полезная область исследования для человеческой расы.

Наиболее известные ученые и изобретатели 17 века в истории

Начало науки и научного метода во многом распространялось от древнего греческого мира, который охватывал восточную часть Средиземного моря.

Имена великих ученых философов того времени, такие как Пифагор, Архимед, Аристотель, Эратосфен и Фалес, до сих пор известны и сегодня, спустя более чем 2000 лет.

С 17 века начинается эра современной науки

Наука вступила в новую эру с эпохи Возрождения, которая началась в Италии в 14 веке. С 17 века новая эра науки расширялась и расцвела на территории большей части Европы.

Падения Константинополя в 1453 году привело в большому количеству беженцев в Европу, принеся с собой греческие и римские книги неиспользованные на протяжении веков. Эти книги, а также изобретение печатного станка в 1450 ускорило темпы обучения в Европе в эпоху Возрождения. Однако в те времена большинство интеллигенции сосредоточилось на художественных или гуманитарных дисциплинах.

Но ученые 17 века совершили быструю научную революцию.

Хронология развития научной революции:

  • c 1600 - Галилео Галилей обнаруживает принцип инерции на этапе представления рационального движения.
  • 1600-Уильям Гилберт считает, что Земля имеет магнитные полюса и действует как огромный магнит.
  • 1600 - Галилео Галилей обнаруживает, что снаряды двигаются по параболической траектории.
  • 1608 - Ханс Липерсгей изобретает рефрактор, который Галилео Галилей применял для использования.
  • 1609 - Галилео Галилей отмечает спутники Юпитера, опровергающие церковную догму, что все движение во Вселенной связано с Землей.
  • 1609 - Иоганн Кеплер публикует первые два закона движения планет, показывая, что планеты двигаются по эллиптической орбите вокруг Солнца.
  • 1610 - Джон Непер публикует таблицы логарифмов, показывая, как они могут использоваться для ускорения расчетов.
  • 1619 - Иоганн Кеплер публикует свой третий закон движения планет с учетом времени вращения планет вокруг Солнца.
  • 1621 - Виллеброрд Снелл обнаруживает закон преломления света.
  • 1628 -Иоганн Кеплер публикует планетарную таблицу, в расчетах которых применены логарифмы Непера.
  • 1629 -Николая Кабеуса находит существование двух типов электрического заряда и отмечает силы притяжения и отталкивания.
  • 1632-Уильям Отред изобретает логарифмическую линейку. С применением логарифмов развивается математика.
  • 1632 - Галилео Галилей считает, что законы движения являются одинаковыми во всех инерциальных точках отсчета.
  • 1637 - Рене Декарт изобретает декартовую систему координат – т.е. x-y оси для графики, позволяя изменения в количествах и времени.
  • 1645-Блез Паскаль изобретает Арифмометр.
  • 1652-Томас Бартолин обнаруживает лимфатическую систему человека.
  • 1662-Роберт Бойль публикует свой закон давления и объема в газах.
  • 1654-Блез Паскаль и Пьер де Ферма развивают вероятность и статистику в математике.
  • 1656-Христиан Гюйгенс обнаруживает кольца Сатурна после создания нового телескопа самого лучшего в мире на то время.
  • 1657-Пьер де Ферма использует принцип наименьшего времени в оптике.
  • 1658 - Ян Сваммердам обнаруживает красные кровяные клетки.
  • c 1660 – Отто фон Герике строит вращающуюся сферу от которой исходят искры. Это была машина по созданию статического электричества. Он демонстрирует также силу электростатического отталкивания.
  • c 1660-Роберт Гук доказывает силу растяжений, сжатий и изгибов, которая прямо пропорционально приложенной силе.
  • 1661-Роберт Бойль установил выдающийся газовый закон (закон Бойля – Мариотта), а также пишет манифест химии, объясняя роли элементов и соединений.
  • 1633 - Джеймс Грегори публикует проект зеркального телескопа.
  • 1664 - Роберт Гук использует Микроскоп за наблюдением жизни.
  • 1665-Исаак Ньютон изобретает исчисление механики и астрономии, закон всемирного тяготения, разработал дифференциальное и интегральное исчисления без которых нельзя понять современный мир.
  • 1666 - Исаак Ньютон обнаруживает, что свет состоит из всех цветов радуги, которые преломляются в различные цвета в стеклянной призме.
  • 1667 – Исаак Ньютон строит первый в мире рефлектор.
  • 1668 - Джон Валлис обнаруживает принцип сохранения импульса – одна из основ современной физики.
  • 1669 – Хенниг Бранд первый идентифицировал новый химический элемент – фосфор.
  • 1674- Антони Ван Левенгук обнаруживает микроорганизмы.
  • 1675- Роберт Бойль показывает, что электрическое отталкивание и притягивание действуют и в вакууме.
  • 1676 - Олаф Кристенсен Рёмер измеряет скорость света в первый раз.
  • 1676 - Христиан Гюйгенс находит, что свет может преломляться и дифрагировать и это должно рассматриваться как явление волны.
  • 1684 - Готфрид Лейбниц публикует исчисления, которые он обнаружил независимо от Исаака Ньютона по математическому анализу: дифференциальное и интегральное исчисления, основанные на бесконечно малых величинах.
  • 1687 - Исаак Ньютон публикует один из самых важных научных книг: “Математические начала натуральной философии”.

Это был знаменательный век, в котором наука переместилась из состояния знаний, который был во многих отношениях, проложив путь для промышленной революции 1700-х годов и для открытий и изобретений многих других известных ученых.