Органы власти и управления при петре i. Военная реформа Петра. Полки назывались не по месту своего пребывания, а по «шефствующей» губернии

Реформы центральных органов управления при Петре 1.

Около 1700 г. Петр I упразднил Боярскую думу, заменив её Конзилией министров в составе 8–14 (в разные годы) своих ближайших сподвижни­ков. Орган этот назывался ещё Ближней Канцелярией, которая ведала де­лами во время многочисленных отлучек Петра из столицы. В 1711 г. с от­бытием на фронт Петр издал указ об учреждении Правительствующего Сената, 9 членов которого были назначены царем. Им поручалось руко­водство страной в его отсутствие. Чуть позже определились и функции Сената: ведать торговлей, комплектованием армии, сбором налогов, су­дом, установлена строгая процедура обсуждения вопросов и принятия решений (на основе единогласия). Позднее Сенат расширил свой состав: в него стали входить президенты коллегий, с 1722 г. – только основных 4, а также по 2 «комиссара» от каждой губернии.

Сенат являлся по сути высшим законодательным, судебным и кон­трольным органом империи. Он издавал указы по всем вопросам внешней и внутренней политики, являлся судом первой инстанции для высших должностных лиц и рассматривал дела по апелляции нижних судов, реви­зовал деятельность губернского начальства, осуществлял контрольные функции. Для исполнения последней при Сенате учреждалась тайная должность фискала, который имел штат подчиненных и должен был «тайно проведывать» и «доносить» о злоупотреблениях должностных лиц, получая при этом четвертую часть обнаруженных у казнокрадов и взяточ­ников сумм. Институт фискалов вскоре разросся, под руководством на­значаемого царем генерал-фискала трудились обер-фискал, фискалы при коллегиях, провинциал-фискалы в губерниях и городовые фискалы в го­родах.

Функции полицейского надзора вменялись и в обязанность генерал-прокурора,чья должность была учреждена в 1722 г. Задуманная как «полиция над администрацией» должность быстро обросла необходимым штатом (обер-прокуроры, прокуроры при коллегиях и надворных судах) и превратилась в недремлющее «око государя». Полицейские функции по отношению к населению возлагались на администрацию всех рангов, обя­занную контролировать на только общественную, но и частную жизнь подданных. С 1718 г. введена и должность полицмейстера в городах, ему подчинялись местная администрация и старосты.

Пётр I, проводя преобразования в области экономики, попытался при­способить к новым задачам старую приказную систему управления. Но попытка не увенчалась успехом, пришлось провести коренную реформу, реорганизовав и частично упразднив приказы и создав на их месте новые органы – коллегии (по образу Швеции). Сначала, в 1718 г., появились 10 коллегий (Чужестранных дел, Камер-, Штатс-, Ревизион-контор, Юстиц-, Коммерц-, Берг-, Мануфактур-коллегии, Военная и Адмиралтейская), ко­торым было поручено заниматься армией и флотом, промышленностью и торговлей, финансами. Чуть позже к ним добавились Вотчинная коллегия и Главный магистрат.

Структура и порядок деятельности коллегий регулировались Гене­ральным регламентом 1720 г. - своеобразным уставом гражданской службы. Кроме него были изданы регламенты каждой коллегии. Штаты коллегий были невелики: президент (русский), вице-президент (немец), 4 советника и 4 асессора (при Екатерине II число последних сократилось до 2-х, а весь штат до 6 человек). Решения принимались на общем собрании большинством голосов.

С упразднением приказов реформировалось и старое делопроизводст­во. Петр I запретил столбцы-свитки, ушли в прошлое дьяки и подьячие, памяти и отписки. Появились новые служители канцелярии: секретари, нотариусы, регистраторы, актуариусы, переводчики, писари. С петровско­го времени стали сочиняться протоколы, доклады, отчеты, заявления, прошения и пр.

Отношение Петра I к церкви было двояким. С одной стороны, Петр не терпел «отеитства» (атеизма) и понимал значение религии и церкви в строительстве государства. С другой, создавая государство светское, он попытался ликвидировать духовное лидерство церкви и превратить ее в часть государственного аппарата. И это ему удалось. Помогая ортодок­сальной церкви в борьбе с расколом, Петр развернул массовые репрессии против раскольников, но одновременно с этим упразднил патриаршество. Когда умер в 1700 г. патриарх Адриан, конфликтовавший с царем в во­просе о веротерпимости, об отношениях с Западом, Пётр не стал прово­дить выборы нового, а поручил управление церковью рязанскому митро­политу Стефану Яворскому, объявленному «местоблюстителем патриар­шего престола». После того как недовольный натиском царя на матери­альные блага церкви Яворский «крикнул речь» в 1712 г. против царя, он был фактически отстранен от духовных дел, перешедших в руки других фаворитов, Ф. Прокоповича в частности. В 1721 г. на месте Монастырско­го приказа появился Синод -духовная коллегия для управления делами церкви. Синод состоял из 12 персон, высших иерархов, назначенных ца­рем. Обер-прокурором Синода, имевшим право наложить вето на любое решение иерархов, назначался светский человек, как правило, отставной офицер. Синод наблюдал за чистотой веры (переход из православия в дру­гую веру был запрещен), толкованием церковных догматов, ведал делами о браках. Синоду подчинялись при Петре и все иноверческие церкви, лю­теранского, католического и отчасти нехристианского исповедания.

История

Ответ на билет №26

Государственные и административные реформы Петра

А. Бюрократический аппарат. Высшие органы власти

1. При Петре I был создан новый государственный аппарат. Реформа органов власти во многом была продиктована войной, так как старая государственная машина не справлялась с усложнившимися задачами и новыми функциями. При осуществлении нового государственного устройства Петр опирался на труды европейских ученых по теории государства, а также заимствовал кое-что из практики европейских государств, в частности Швеции.

2. Царь считал, что он знает, в чем состоит счастье державы, и что его воля есть закон. Он писал в одном из указов: “Наш народ яко дети неучение ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят...” Поэтому выполнение своей воли Петр начал с обновления аппарата управления.

3. Прежде всего, Петр I перестал советоваться с Боярской думой, а в 1701 г. создал “консилию министров” из 8 доверенных лиц. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В консилии был установлен определенный режим работы, каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность, протоколы заседаний, т. е. происходит бюрократизация управления. В 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую думу. Это был верховный орган управления страной, состоящий из девяти человек, назначаемых царем. Сенат распоряжался судебными, финансовыми, военными, иностранными, торговыми делами, но вся законодательная власть принадлежала царю. Решения сенаторами принимались коллегиально. Были введены должности фискалов в центре и на местах, которые выявляли факты нарушения указов, взяточничества и доносили об этом Сенату и царю. Но в 1722 г. царь организовал контроль за самим Сенатом: генерал-прокурор и его помощники наблюдали за работой Сената.

Б. Создание коллегий. Местные органы власти

1. В 1718 г. на смену громоздкой системе приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления, все вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем был вице-президент, несколько советников и асессоров. Всего было создано 11 коллегий:

> коллегия Чужестранных (иностранных) дел;

> Воинская коллегия (занимавшаяся комплектованием, вооружением, снаряжением и обучением армии);

> Адмиралтейская коллегия (ведавшая военно-морскими делами);

> Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов);

> Штатс-Контор-коллегия (ведавшая расходами государства; главные статьи расхода - содержание армии и флота);

> Ревизион-коллегия (осуществляла контроль за расходованием денежных средств);

> Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью);

> Мануфактур-коллегия (ведавшая предприятиями легкой промышленности);

> Юстиц-коллегия (ведавшая вопросами гражданского судопроизводства; коллегия имела Крепостную контору, в которой регистрировались различные акты: купчие, акты о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства и др.);

> Вотчинная коллегия (преемница Поместного приказа, рассматривала земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, вопросы сыска беглых крестьян, рекрутов и т. д.).

Особое место занимала образованная в 1721 г. Духовная коллегия, или Синод, управлявшая делами церкви.

Все коллегии имели конторы в Москве, некоторые - Камер- и Юстиц-коллегия - располагали сетью учреждений на местах. Местные органы Берг-коллегии и Адмиралтейства были в местах сосредоточения металлургической промышленности и кораблестроения.

2. В 1707-1711 гг. была изменена система местного управления. Россия была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Они обладали огромной властью: ведали сбором налогов, правосудием, набором рекрутов. Губернии были разделены, в свою очередь, на 50 провинций во главе с воеводой, а провинции - на уезды (дистрикты). Городские магистраты собирали налоги с населения и судили горожан. Городское население делилось на “регулярных” (имущих) и “нерегулярных” (неимущих).

3. Главную роль в системе управления играл царь Петр I. Например, в военной присяге говорилось об обязанности служить царю, а не России. Петр был высшей законодательной и судебной инстанцией. Была создана личная царская канцелярия - Кабинет, который готовил дела для докладов Петру. Принятие Петром I в 1721 г. титула императора явилось выражением и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.

В. Церковная реформа

1. Серьезные изменения произошли в положении церкви, которые также отразили тенденцию бюрократизации и централизации управления. В 1700 г. умер патриарх Адриан. Приближенные царя посоветовали ему подождать с избранием нового патриарха, так как от патриаршества, по их мнению, добра не будет. Долго убеждать царя не пришлось, ему хорошо была известна история борьбы патриарха Никона с его отцом, знал он и об отрицательном отношении большинства духовенства к своим нововведениям. Местоблюстителем Патриаршего Престола был объявлен рязанский митрополит Стефан Яворский, имуществом церкви распоряжался Монастырский приказ.

2. В 1721 г. был образован Синод, высший орган, управляющий церковными делами. Его вице-президент псковский архиепископ Феофан Прокопович, убежденный сторонник Петра, сочинил регламент Синода - Духовный регламент, который определял его функции и обязанности. Регламент устанавливал, что членов Синода назначает царь, тем самым приравняв их к чиновникам других государственных учреждений. Его основными обязанностями было наблюдение за чистотой православия и борьба с раскольниками. Церковным служителям предписывалось в “мирские дела и обряды не входить ни для чего”. Нарушалась тайна исповеди. По указу Синода 1722 г. все священники были обязаны доносить властям о намерениях исповедавшегося совершить “измену или бунт”. В том же 1722 г. была установлена должность обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишалась самостоятельности и превращалась в составную часть государственного бюрократического аппарата.

Г. Порядок прохождения службы. Табель о рангах

1. Бюрократический характер государства требовал изменить и порядок прохождения службы. До Петра I служебное продвижение зависело от происхождения, знатности. Петр перестал обращать внимание на происхождение человека, главным стал принцип личной выслуги. Молодой человек начинал службу рядовым в гвардейском полку или мелким чиновником и должен был пройти все ступени - от низших до высших.

2. В 1722 г. была разработана “Табель о рангах”, которая определяла порядок прохождения службы. Вводились три чиновничьи категории:

> военные;

> гражданские;

> придворные.

Все чины делились на 14 рангов-классов, 14-й ранг считался низшим (коллежский регистратор, прапорщик), а 1-й ранг - высшим (фельдмаршал, канцлер). Присвоение очередного ранга производилось за служебные заслуги. Выходцы из низших сословий, достигнув 8-го ранга на гражданской службе (коллежский асессор) или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство.

3. Служба была пожизненной, выход в досрочную отставку запрещался. Имения по наследству передавались лишь одному из сыновей, остальные должны были добывать средства к жизни службой. Различия между поместьем и вотчиной ликвидировались. Сам царь Петр получал очередные звания только за конкретные заслуги.

Д. Военные реформы

1. Война со Швецией показала необходимость реорганизации армии. Ее сущность состояла в ликвидации дворянского ополчения и стрелецкого войска и формировании регулярной армии с едиными организацией, вооружением, обмундированием, дисциплиной; уставами. Одновременно с этим как часть вооруженных сил сохранялись украинское, донское, яицкое и терское казачество, а также нерегулярные национальные формирования (башкиры и калмыки). Комплектовалась армия путем рекрутских наборов: ежегодно все податное население (крестьяне, ремесленники, посадские люди и др.) обязано было поставлять с определенного числа душ (от 100 до 500) одного рекрута. Служба в армии была пожизненной. Население всячески уклонялось от рекрутского набора. Однако беглецов подвергали жестоким наказаниям.

2. Офицерский состав формировался прежде всего из дворян. Недоросль из дворян начинал службу солдатом в гвардейских полках, которые были своеобразной офицерской школой. Проявивших интерес к военно-морской науке определяли в школы - артиллерийскую, навигационную, фортификационную, Морскую академию. Создание отечественных школ и обучение молодых людей за границей постепенно изменяли национальный состав военных и гражданских специалистов страны и позволили освободить от иностранцев-наемников прежде всего офицерский корпус. В 20-х годах XVIII в. он на девять десятых состоял из русских.

3. Создание регулярной армии потребовало оснащения ее современным вооружением. Устаревшая разнокалиберная артиллерия стала заменяться орудиями новых образцов, возросло производство артиллерийских орудий, боеприпасов и ружей. К 1725 г. в пехотных, кавалерийских, артиллерийских полках вместе с казачьей конницей насчитывалось 300 тысяч человек.

4. Наряду с сухопутной армией невиданными темпами шло создание военно-морского флота. Быстрое развитие флота началось после завоевания Азова. С основанием Петербурга почти вся постройка кораблей сосредоточивается в северной столице.

Таким образом, в результате государственного, административного и военного реформирования Россия получила более четкую структуру государственного управления с разветвленным бюрократическим аппаратом. Во главе стоял император, у которого сосредоточивались все нити правления; император, в свою очередь, опирался на чиновников. Все подлежало строгому регламенту - от выступлений в Сенате до порядка занятия должностей. Военная реформа укрепила армию, позволила России выиграть Северную войну со Швецией и выйти к Балтийскому морю.

Реформа центрального управления Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., приня­то подразделять на три этапа:

1699-1710 гг. - частичные преобразования;

1710-1719 гг.

Ликвидация прежних центральных органов вла­сти и управления, создание Сената, появление новой столицы;

1719-1725 гг. - образование новых органов отраслевого управ­

ления, проведение второй областной реформы, реформы цер­ковного управления и финансово-налоговой.

К 1704 г. относится упоминание о последнем заседании Бояр­ской думы. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия - учреждение, осуществлявшее администра­тивно-финансовый контроль в государстве. В 1705 г. в заседаниях это­го органа принимало участие не более 20 человек. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия минист­ров - совет глав важнейших ведомств при царе, управлявший прика­зами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необхо­димым, ведавший финансами и строительством. После образования Сената Ближняя канцелярия (1719) и Консилия министров (1711) прекращают свое существование.

Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. Он был образован в 1711 г. как чрезвычайный ор­ган перед отъездом царя в Прутский поход. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинал­ся фразой: «Определили быть для отлучек Наших Правительствую­щий Сенат для управления». Содержание этой фразы дало повод историкам до сих пор спорить о том, каким учреждением представ­лялся Петру Сенат: временным или постоянным. 2 марта 1711 г. царь издал несколько указов о компетенции Сената и правосудия,

об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства. Сенату предписывалось:

«Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать от­нятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует».

«Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особ­ливо напрасные, отставить».

«Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия войны».

Члены Сената назначались царем. В его состав первоначально вхо­дило всего девять человек, которые решали дела коллективно. В основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компе­тентности, выслуги и близости к царю. М.М. Самарин был военным казначеем, князь Г.И. Волконский - управителем тульских казенных заводов, ВА Апухтин (Опухтин) - генерал-квартирмейстером. Они хорошо разбирались в военном деле, «важнейшем предмете сенатор­ского ведения, ...украсть могли, наверное, меньше Меншикова, если же сенатор князь М. Долгорукий не умел писать, то и Меншиков немного опередил его в этом искусстве, с трудом рисуя буквы своей фамилии».

Сначала это учреждение представляло собой собрание лиц, на­значенных царем для присутствования в нем, затем с 1718 по 1722 гг. Сенат стал собранием президентов коллегий. В 1722 г. он был ре­формирован тремя указами императора. Изменен состав, включаю­щий как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых. Указом «О должности Сената» он получил право издавать собст­венные указы.

Круг вопросов, которые находились в его ведении, был доста­точно широк: вопросы правосудия, расходы казны и налоги, тор­говля, контроль за администрацией разных уровней. Сразу же вновь созданное учреждение получило канцелярию с многочисленными отделами - «столами», где работали подьячие. Реформа 1722 г. пре­вратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом.

Своеобразие эпохи петровских реформ состояло в усилении ор­ганов и средств государственного контроля. Для надзора за дея­тельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому подчинялись провинциал-фискалы (1711). Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная па­лата, которая была восстановлена в 1712 г. В ее обязанность входи­ло рассмотрение дел местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции. Недостаточная надежность фискалитета привела в свою очередь к возникновению в 1715 г. при Сенате должности генерального ревизора, или надзирателя, указов. Главное дело ревизора - «чтобы все исполнено было». В 1720 г. был сделан

1 Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Ч. IV. М., 1989. С. 150.

более сильный нажим на Сенат: предписано было наблюдать, чтобы здесь «все было сделано порядочно, и суетных разговоров, крика и про­чего не было». Когда и это не помогло, через год обязанности и ге­нерального прокурора и обер-секретаря возложили на военных: один из штаб-офицеров армии дежурил в Сенате помесячно для наблюдения за порядком, а «кто из сенаторов бранился или невеж­ливо поступал, того дежурный офицер арестовывал и отводил в кре­пость, давая, разумеется, знать государю».

Наконец в 1722 г. эти функции возложили на специально на­значенного генерал-прокурора, который «должен был накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно по­ступал», иметь надзор над прокурорами и фискалами и вообще быть «оком государевым» и «стряпчим в делах государственных». Первым генерал-прокурором Сената был П.И. Ягужинский (1683-1738), че­ловек весьма деятельный и властный, умевший придать своей должности высокий престиж.

В том же 1722 г. учреждены были еще должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый ведал «правлением дел челобитчиковых», принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегии, доносил о том Сенату и требовал решения, а в не­которых случаях докладывал дело самому государю. Герольдмейстер заведовал дворянством и его службой, должен был представлять дворян к делам, «когда спросят» для замещения должностей и ис­полнения поручений. Таким образом, царь-реформатор вынужден был постоянно расширять созданную им специальную систему ор­ганизованного недоверия и доносительства, дополняя существую­щие органы контроля новыми.

Анализируя работу Сената, В.О. Ключевский писал:

В недостатке подготовки, в привычке вести дела кое-как, в от­сутствии служебной дисциплины Сенат показывал пример подчи­ненному управлению... В Сенате шли ожесточенные раздоры и разыг­рывались непристойные сцены... Больше того: редкий из сенаторов миновал суда или подозрения в нечистых делах... , казнокрадство и взя­точничество достигли размеров, небывалых прежде... Петр терялся в до­гадках, как изловить казенные деньги, «которые по зарукавьям идут».

Раз, слушая в Сенате доклады о хищениях, он вышел из себя и сгоряча тотчас велел обнародовать именной указ, гласивший, что, если кто ук­радет у казны лишь столько, чтобы купить веревку, будет на ней по­вешен. Генерал-прокурор Ягужинский, око государево при Сенате, возразил Петру: «Разве, ваше величество, хотите остаться императором один, без подданных? Мы все воруем, только один больше и примет­нее, чем другой». Петр рассмеялся и не издал указа".

Создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы. В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов коллегиальная система (1717-1719 гг.) предусматривала систематиче­ское разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации.

Сенат назначил президентов и вице-президентов, определил шта­ты и порядок работы. Кроме руководителей, в состав коллегий вхо­дили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, ак­туариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указом предписывалось с 1720 г. начать производство дел новым порядком.

Петр стремился создать в России аппарат власти по образцу за­падноевропейского государства. Об этом у него был разговор с извест­ным немецким математиком и философом Г. Лейбницем, который государственный механизм уподоблял хорошо отлаженному механизму часов. Лейбниц, в частности, говорил: «Опыт достаточно показал, что государство можно привести в цветущее состояние только посредством учреждения хороших коллегий, ибо, как в часах одно колесо приво­дится в движение другим, так и в великой государственной машине одна коллегия должна приводить в движение другую, и если все уст­роено с точною соразмеренностью и гармонией, то стрелка жизни непременно будет показывать стране счастливые часы».

В 1717-1718 гг. система приказов была заменена коллегиями, которые выгодно отличались от приказов:

В коллегиях устанавливался совместный (коллегиальный) прин­цип рассмотрения и решения всех дел;

Каждая из коллегий ведала определенными отраслями или сфе­рами руководства и управления в масштабах всей страны;

В основе коллегиальной системы лежала высокая степень цен­трализации.

Вот как выглядел состав и компетенция новых ведомств соглас­но «Реестру коллегий» Петра от 12 декабря 1718 г.:

1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякие иностранный и посольский дела и пересылка со всеми окрестными го- сударствы и приезды послов и посланников и приезды курьеров и дру­гих иноземцев. 2. Камер (или казенных сборов). Всякое расположе­ние и ведение доходов денежных всего государства. 3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судныя и розыскныя дела в той же коллегии и ведении и Поместный приказ. 4. Ревизион. Счет всех го­сударственных приходов и расходов. 5. Воинской. Армия и гарнизо­ны и все воинские дела... 6. Адмиралтейской. Флот со всеми мор­скими воинскими служители,... 7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действиями. 8. Штатс-контор (казенный дом). Ведение всех государственных расходов. 19. Берг и Мануфактур. Ру­докопные заводы и все прочия ремесла... 1

В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заменившая Поме­стный приказ, в ведении которой находилось дворянское землевла­дение. На правах коллегий были Главный магистрат, который управ­лял городским сословием, и Святейший правительствующий Синод. Его появление свидетельствовало о ликвидации автономии церкви.

Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другие находились в ведении приказов, палат и контор. Политиче­ским сыском на протяжении всей Петровской эпохи занимался Пре­ображенский приказ, созданный еще в 1689 г. С 1697 г. в нем оказа­лись сосредоточенными розыск и суд по важнейшим политическим и воинским делам; он превратился в центральный орган, ведавший политическим сыском. Им руководил князь Ф.Ю. Ромодановский (ок. 1640-1717).

В 1699 г. с целью улучшить поступление в казну прямых нало­гов была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. К 1708 г. она превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В нее вошли двенадцать старых финансовых при­казов. В 1722 г. из единой Берг-мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической поли­тики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции гор­нодобычи и монетного дела.

В 1722 г. в Глухове была учреждена Малороссийская коллегия для регулярного управления «малороссийским народом».

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределе­ние ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредо­точение управления финансами в едином учреждении - все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

К выработке регламентов были привлечены иностранные правове­ды, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании.

Коллегиальное управление в России было учреждено по швед­скому образцу. В 1718 г. Петр указал сочинить регламенты для всех коллегий на основании «шведского устава», изменив те «пункты, которые в шведском регламенте неудобны, или с ситуацией сего государства не сходны». Коллегия состояла из 11 членов: президен­та, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров. В качестве кон­сультантов к ним добавлялись по одному советнику или асессору из иностранцев, один из двух секретарей коллежской канцелярии так­же назначался из иностранцев. Президентами коллегий были на­значены русские, вице-президенты в большинстве коллегий были иностранцы. Коллегиям подчинялась губернская, провинциальная и уездная администрации.

В отличие от приказов, действовавших на основании обычая и пре­цедента, коллегии должны были руководствоваться четкими право-

выми нормами и должностными инструкциями. Наиболее общим законодательным актом в этой области был Генеральный регламент (1720), представлявший собой устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определявший состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности. Принятые в даль­нейшем регламенты коллегий конкретизировали общие положения применительно к сфере их компетенции.

Табель о рангах Последующее развитие принципа чиновной, бюро­кратической выслуги нашло отражение в петровской «Табели о рангах» (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий, получивший чин 8-го класса, становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.

Принятие «Табели о рангах» свидетельствовало о том, что бю­рократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональ­ные качества, личная преданность и выслуга становятся опреде­ляющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в чет­кую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями зако­на, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бю­рократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность; отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

Сформулированная «Табелью о рангах» новая система чинов и долж­ностей юридически оформила статус правящего класса. Были под­черкнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть при­своен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах.

«Табель о рангах» уравнивала службу военную со службой граж­данской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными, на практике, конечно, это не всегда соблюдалось, и феодальная знать получала определен­ные преимущества при получении чинов и замещении должностей. Но в целом закон был выгоден прежде всего рядовому дворянству, его представители получали реальную возможность подниматься на такие вершины власти, которой они не имели раньше.

Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осу­ществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образова­нием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от службы налагалось взыскание).

Церковная реформа Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. Преобразования Петра I вызывали протест со стороны консервативного боярства и духовенства. Глава право­славной церкви патриарх Андриан открыто высказывался против ношения иноземного платья и бритья бороды. Во время казни бун- товщиков-стрельцов на Красной площади патриарх, моля об их по­щаде, с крестным ходом пришел к Петру в Преображенское, но царь его не принял. После смерти партриарха Андриана в 1700 г. Петр I запретил избирать ему преемника, вокруг которого могли бы сосре­доточиться противники преобразований. Он назначил «местоблюсти­телем патриаршего престола» рязанского митрополита Стефана Яворского, но не предоставил ему прав, принадлежавших патриарху.

В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью была создана Духовная коллегия - Святейший правитель­ствующий Синод. В проведении церковной реформы деятельно участвовал псковский епископ, умный и образованный Феофан Прокопович. В 1719 г. им был написан «Духовный регламент», тщательно отредактированный самим Петром I. В «Духовном рег­ламенте» отмена патриаршества объяснялась несовершенством еди­ноличного управления церкви и политическими неудобствами, происходившими от возвеличения церковной высшей власти как «равносильной царской власти и даже выше ее».

В Синод входили назначенный президентом Стефан Яворский, два вице-президента и восемь членов из представителей высшего черного и белого духовенства. После смерти Стефана Яворского Петр не назначил ему преемника, а фактической главой Духовной коллегии являлся светский обер-прокурор Синода, который должен был следить за действиями Духовной коллегии.

Учреждением Синода Петр подчинил церковную власть светской.

Реформа местного управления В начале своего царствования Петр пытался использовать прежнюю систему местного управления, по­степенно вводя взамен назначаемых выборные элементы управле­ния. Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управ­лении с главными традиционными администраторами (воеводами) выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.

В 1708 г. в стране была проведена реформа, которая совершенно изменила систему местного управления.

Ей был посвящен указ «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов» (18 декабря 1708). Основная цель этой реформы - обеспечение армии всем не­обходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, ус­танавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров. Согласно этому указу вся территория стра­ны была разделена на восемь губерний. Московская включала в свой

состав 39 городов. Ингерманландская (позднее С.-Петербургская) - 29 городов. Еще два города этой губернии - Ямбург и Копорье бы­ли отданы во владение князю Меншикову. К Киевской губернии было приписано 56 городов, к Смоленской - 17 городов, к Архан­гелогородской (позднее Архангельской) - 20 городов, к Казанской - 71 городской и сельский населенный пункт. К Азовской губернии, кроме 52 городов, были отнесены 25 городов, приписанных к кора­бельным делам. К Сибирской губернии было приписано 26 городов, «да к Вятке 4 пригородка». В 1711 г. группа городов Азовской гу­бернии, приписанная к корабельным делам в Воронеже, стала Во­ронежской губернией. Губерний стало девять. В 1713-1714 гг. чис­ло губерний возросло до 11.

Так началась реформа областного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй област­ной реформы.

По второй реформе одиннадцать губерний были разделены на 45 провинций, во главе которых были поставлены губернаторы, ви­це-губернаторы или воеводы. Провинции делились на округа - дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредст­венно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора, Юсти­ции и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев. В 1713 г. в областное управление было введено коллегиальное начало: при губернаторах учреждены коллегии ландратов (от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством.

Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, была в то же время следствием развития бюрократической тенденции, характерной уже для предшествующе­го периода. Именно с помощью усиления бюрократического эле­мента в правлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансо­вых и административных полномочий в руках нескольких губерна­торов - представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреж­дений с большим штатом чиновников. Прежняя система «приказ - уезд» была удвоена: «приказ {или канцелярия) - губерния - провин­ция - уезд». Губернатору подчинялись четыре его непосредствен­ных подчиненных: обер-комендант отвечал за военные дела, обер- комиссар и обер-провиантмейстер - за денежные и хлебные сборы, ландрихтер - за судебные дела. Во главе провинции обычно стоял воевода, в уезде финансовое и полицейское управление возлагалось на земских комиссаров, частично избираемых уездными дворянами, частично назначаемых сверху.

Губернаторам перешла часть функций приказов (особенно тер­риториальных), их количество было сокращено.

Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы местного управления. Губернское управление осуществлялось губер­наторами и вице-губернаторами, выполнявшими в основном воен­ные и финансовые функции управления. Однако это деление оказа­лось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике управление губерниями, особенно при существовавших тогда комму­никациях. Поэтому в каждой губернии были крупные города, в кото­рых управление осуществляла прежняя городская администрация.

Реформа городского управления Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить городскому сословию полное самоуправление по типу Запада, приказал учредить бурмистерскую палату. В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магист­раты. Стало оформляться юридически городское сословие. В 1720 г. в Санкт-Петербурге бвт учрежден Главный магистрат, которому было поручено «ведать все городское сословие в России».

По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало делиться на регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. Первая гильдия - банкиры, куп­цы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера. Вторая гильдия - ремеслен­ники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы. Гильдии управ­лялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского населения («обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подоб­ные») выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить об их удовлетворении.

По европейскому образцу создавались цеховые организации, в ко­торых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые стар­шинами. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания.

Деление на гильдии оказалось чистейшей формальностью, так как проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения.

Государство и армия Военная реформа бвша одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695-1696) прекратило свое существова­ние дворянское конное ополчение. Образцом для преобразований во­енных частей стали полки личной охраны Петра I - Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило лик­видацию старых стрелецких подразделений и их расформирование.

С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Указ от 19 ноября 1699 г. предусматривал формирование 30 пехотных солдатских полков из «даточных» и «охочих» людей. А указ 1705 г. завершил «складывание» рекрутчины.

Офицерский корпус, как правило, состоял из дворян. Служба в ар­мии как для солдат, так и для офицеров стала пожизненной. Офи­церы, как указывалось, перестали получать за службу поместные оклады землей и крестьянами и были переведены на государственное денежное жалованье (солдаты также получали жалованье). Все это ста­вило солдат и офицеров в зависимость от царской власти и превраща­ло в надежную опору абсолютизма.

К 1705 г. было собрано уже 27 полков, набор осуществлялся по установленным рекрутским округам. Первый набор был произведен в 1705 г., до 1710 г. наборы производились ежегодно по норме - один рекрут с 20 тягловых дворов. Каждый набор составлял около 30 тыс. рекрутов. С 1723 г. на основе переписи была введена систе­ма подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора, давших 284 тыс. солдат). Закрепленный поря­док позволил сформировать многочисленную армию. Если в 1699 г. было создано 2 гвардейских, 27 пехотных и 2 драгунских полка, то к 1708 г. петровская армия насчитывала уже 52 только пехотных полка. К концу правления Петра 130-тысячная армия состояла из трех родов войск - пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тыс. находилось в гарнизонных войсках, 6 тыс. - в ландмилиции (опол­чении) и свыше 105 тыс. - в казачьих и иных иррегулярных частях. Система рекрутских наборов оказалась устойчивой и достаточно эффективной, просуществовав без изменений 170 лет - до 1874 г.

В начале XVIII в. управление армией осуществляли Разрядный приказ и Приказ военных дел, созданный для руководства полками «нового строя». Были упразднены Иноземский и Рейтарский при­казы. Обеспечением армии ведали Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии (1700) и Провиантский приказ (1700). Стрельцы находились в подчинении Приказа земских дел. После создания Сената часть военного управления переходит к нему и часть Воен­ной канцелярии, созданной из слившихся военных приказов. Цен­трализация военного управления завершилась созданием Военной коллегии (1719) и Адмиралтейства (1718).

В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. Устав воинский, регламенти­ровавший состав и организацию армии, отношения командиров и под­чиненных, обязанности армейских чинов.

Одновременно с регулярной армией создавался военно-морской флот. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтий­ского флота. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике. Через 20 лет российский флот на Балтике был самым мощ­ным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и других мелких судов. Набор осуществлялся также из рекрутов (первый в 1705).

Для обучения морскому делу составлялись инструкции: «Артикул корабельный», «Инструкция и артикулы военные Российскому флоту» и «Регламент адмиралтейский» (1722). В 1720 г. был при­нят Морской устав. Над воинским уставом Петр I работал целый год, а над морским - пять лет.

Для вновь создаваемой регулярной армии требовались обмунди­рование и амуниция. Необходимые для этого средства правительст­во выискивало, увеличивая косвенные налоги. Следует отметить, что из расходного бюджета страны, последнего бюджета, составлен­ного при Петре I на 1724 г., на статью «военный расход» приходи­лось: на сухопутное войско (из подушной подати) - 4 596 493 руб., на флот - 1 200 000 руб. Расход на войско и флот составлял 67% всего сметного дохода бюджета. Войско стало обходиться стране до­роже, чем до Петра I, когда на него расходовалось менее 50% смет­ного дохода, хотя сам доход был значительно выше. В.О. Ключев­ский, приводя сопоставимые данные бюджетов 1680 и 1724 гг. «на наши деньги» называет следующие цифры: бюджет 1680 г. равнялся 20 млн руб., а бюджет 1724 г. - 70 млн руб.

Петровская государственная реформа, а также преобразование армии привели, с одной стороны, к достаточно четкому разделению военной и гражданской служб, а с другой - ознаменовались широ­ким распространением практики участия профессиональных воен­ных в государственном управлении. Это выражалось, прежде всего, в регулярном использовании военных, особенно гвардейцев, в ка­честве эмиссаров царя, наделенных для исполнения своего сроч­ного задания чрезвычайными полномочиями, что открывало им дорогу к применению репрессий и насилия в отношении админи­страции и населения. Такое сложное мероприятие государственной важности, как перепись населения - ревизия, также было осущест­влено силами военных.

Подушная перепись привела к введению нового порядка содер­жания и размещения войск. Полки были расселены на землях тех крестьян, с «подушного числа» которых взималась подать на нужды этого полка. В итоге воинские части 200-тысячной армии размеща­лись практически в каждом уезде страны (за исключением окраин), причем постойная повинность, ранее временная, становилась для большинства крестьян постоянной. Претворение в жизнь этой идеи стало тяжелым бременем для крестьян.

Изданные законы о поселении полков - «Плакат» 1724 г. - должны были регулировать отношения населения с войсками, од­нако на практике власть командира полка была выше власти мест­ной гражданской администрации.

Реформа судебной системы Переход к абсолютизму знаменовался и судебной реформой. Высшей судебной инстанцией был монарх. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной.

Следующей инстанцией был Сенат, подчиняющий себе Юстиц- коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учрежде­ний. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его ре­шения были окончательными. Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии. Коммерц- коллегия рассматривала торговые и вексельные споры, Вотчинная коллегия - земельные споры, Мануфактур-коллегия - дела членов цехов (мастеров, рабочих и учеников), Камер-коллегия - финансо­вые правонарушения. Юстиц-коллегия была апелляционной инстан­цией для нижестоящих судов, проводила для них работу по обобще­нию судебной практики и подбору кадров.

Судебные органы были многообразными. В 1713 г. в губерниях учреждались ландрихтеры. Указом 8 января 1719 г. было предписано учредить 11 надворных судов, из них только пять совпадали с губер­ниями, в трех губерниях (Петербургской, Рижской и Сибирской) было по два надворных суда, но в Архангельской и Астраханской не было ни одного. Надворные суды состояли из президента, вице­президента и членов суда (до шести человек). Надворный суд рас­сматривал дела по доносам фискалов, уголовные и гражданские дела, выступал в качестве апелляционной инстанции к нижним судам.

Низшей инстанцией служили нижние суды двух составов: колле­гиальные, называвшиеся провинциальными, назначенные в наиболее важных городах, и единоличные, городовые или земские суды по не­значительным городам с их уездами.

С 1720 г. при надворных судах учреждались прокуроры, следив­шие за правильностью судопроизводства.

Надворному суду подчинялись нижние суды двух видов: колле­гиальные и единоличные. Их юрисдикция распространялась на дворянское сословие. Крестьян по малозначительным делам судили помещики. Горожане судились в магистратах, духовенство - в кон­систории при епархиальных архиереях, в Управлении духовных дел и в Синоде. Политические дела рассматривались в Преображенском приказе или в Тайной канцелярии.

В 1722 г. была проведена радикальная судебная реформа. Были упразднены нижние суды. В провинциях судебная власть была воз­вращена провинциальным воеводам единолично или с асессорами. В отдаленных от провинциального центра городах воевода назначал судебного комиссара, получавшего право рассматривать незначитель­ные уголовные и гражданские дела.

В качестве апелляционной инстанции для провинциальных судов сохранялись надворные суды, исключительным правом которых яв­лялось рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь.

Параллельно с гражданской судебной системой образовывались военные суды. Высшей инстанцией в этой системе был генеральный кригсрехт, рассматривающий наиболее важные дела, связанные с госу­дарственными или воинскими преступлениями. Нижней инстанцией

был полковой кригсрехт, рассматривающий все остальные дела. Воен­ные суды также были коллегиальными, при каждом из них состоял аудитор, наблюдавший за законностью правосудия. Приговоры гене­рального кригсрехта выносились на утверждение в военную коллегию.

Новыми чертами организационной судебной системы в первой четверти XVIII в. стали:

Коллегиальное устройство судов;

Попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию и функцию от административной;

Учреждение контроля за деятельностью судов со стороны спе­циально учрежденных органов (прокуроров, фискалов, аудито­ров), совмещение гражданской и военной юстиции.

Итоги петровских преобразований управления В 1718 г. была образована Тайная канцелярия, ликвидированная в 1726 г. В 1729 г. ликвидируется Преображенский приказ и розыскные функции пе­редаются Верховному тайному совету, ас 1731 г. - Канцелярии тай- ныхрозыскныхдел.

Петровское законодательство отличается от предыдущего значи­тельно меньшей казуистичностью, более высоким уровнем обобще­ний, более четкой схемой и последовательностью. От формулировки закона Петр требовал четкости и ясности: «Надлежит законы писать ясно, чтобы их не перетолковывать». Вместе с тем и в содержании законов, и даже в их названиях, нашла отражение его любовь ко всему западному. Петровский идеал рационального и справедливого государства, регулируемого хорошими законами, оказался утопией.

В итоге административных преобразований в России было за­вершено оформление абсолютной монархии. Царь получил возмож­ность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помо­щи полностью зависимых от него чиновников. Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикуле Воинско­го устава и Духовном регламенте: власть монархов есть самодержав­ная, которой повиноваться сам Бог повелевает. Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие в 1721 г. Петром I титула императора и наименования «Великий».

Своими победами Петр присоединил к России Эстляндию, Лиф- ляндию с прилегающими островами Финляндии и закончил Швед­скую войну Ништадским миром, в 1721 г. заключив который, по хо­датайству всех сословий государства, принял титул Императора Всероссийского, Отца Отечества и Великого, и с того времени была установлена следующая форма его царского титула: «Божьею Мило­стью Мы, Петр I Император и Самодержец Всероссийский» (Иллю- стрированнаяхронология... С. 39).

К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократиза­ция аппарата управления и его централизация. Новая государствен­ная машина в целом работала гораздо эффективнее старой. Но в нее

была заложена «мина замедленного действия» - отечественная бю­рократия. Е.В. Анисимов в книге «Время петровских времен» пишет: Бюрократия - необходимый элемент структуры государства но­вого времени. Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха - единственный ис­точник права, когда чиновник не ответственен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической машины стало и свое­образной «бюрократической революцией», в ходе которой был запу­щен вечный двигатель бюрократии.

Реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената - в центре до воевод­ской канцелярии - в уездах.

Органы власти в России в XVII в.

  • Вспомните систему органов власти и управления в XVII в.


  • Петра не устраивала старая система государственного управления.

  • Она была медлительна, «патриархальна», в Думе и приказах почти не велась документация, а потому было невозможно установить персональную ответственность за исполнение решений.

  • Петр стремился заимствовать западные модели управления.


Идейные основы преобразований

  • XVII век - эпоха торжества рационализма.

  • Рационализм (от лат. Ratio – разум), философская теория, признающая разум основным источником истины, считающая основным фактором общественного развития человеческий разум, а не Божественное Провидение.

  • Рационализм породил представление о государстве не как о проявлении воли Бога, а как о результате деятельности людей.

  • Появилась теория общественного договора .

  • В чем состоит важнейшее утверждение теории общественного договора?


Идейные основы преобразований

  • Рационалисты считали: если государство было создано людьми для обеспечения своей безопасности, то люди могут и улучшить его.

  • Что следовало, с точки зрения рационалистов, сделать для создания идеального государства?

  • Написать идеальные законы и улучшить работу чиновников.

  • Почему Петру I взгляды рационалистов на теорию государственного управления пришлись по душе?

  • Потому что они убеждали: для создания идеального государства нужны лишь разум и воля.


Взгляды Петра I на систему управления

  • Подумайте, зачем здесь картина В. Серова.

  • Петр I был уверен, что твердо знает, в чем состоит счастье державы, а всякое сопротивление происходит лишь от неразумия и лени.

  • Роль монарха он видел в том, чтобы принудить народ к разумным действиям.

  • Для этого требовался сильный государственный аппарат.


Новые высшие органы власти

  • В 1701 г. Петр создал новый, ранее неизвестный в России орган власти – консилию министров .

  • Консилия (от лат. сonsilium – совещание) – совет.

  • На время отлучек царя из Москвы она сосредоточивала в своих руках всю полному власти.

  • Консилию возглавлял «князь-кесарь».

  • В консилии велись регистрация бумаг, протоколы заседаний, отчеты.

  • У каждого члена консилии был определенный круг обязанностей.


Новые высшие органы власти

  • Так в деятельности консилии Петр начал воплощать на практике теорию камерализма , согласно которой управление должно опираться на строгую отчетность и четкое разделение полномочий.

  • Патриархальный стиль работы сменился бюрократическим.

  • Петр – Ф.Ю. Ромодановскому в 1707 г.:

  • «Изволь объявить всем министрам, чтоб они всякие дела, о которых советуют, записывали, и каждый бы министр своею рукою подписывали.

  • И тем дурость каждого явлена будет!»


Сенат

  • В 1711 г. Петр создал Правительствующий Сенат .

  • На время отсутствия царя Сенат – коллективный глава государства.

  • Функции Сената:

  • Контроль за министрами, назначение чиновников, высшая судебная инстанция, законосовещательный орган при царе.

  • Решения в Сенате принимались единогласно .


Исчезновение Боярской думы

  • Петр I не издавал указа о ликвидации Боярской думы. Но с 1704 г. он перестал ее собирать.

  • Прекратились и пожалования в бояре. Старые бояре умирали, новые не появлялись. Дума постепенно исчезла сама собой.

  • Почему же Петр не жаловал боярство своим соратникам?

  • Традиция требовала, чтобы боярами становились выходцы из знатных семей.

  • Даже Петру было сложно идти против этой традиции.

  • К тому же для него само боярское звание было связано с ненавистной московской стариной.


Коллегии

  • В 1717–1721 гг. проведена реформа отраслевого управления.

  • Созданы коллегии.

  • Коллегия – группа лиц, образующих руководящий совещательный или распорядительный орган.

  • Группы коллегий:

  • Коллегии «вне групп»:

  • Юстиц-коллегия, вотчинная коллегия, Главный магистрат.


Функции коллегий

  • Иностранная – внешняя политика.

  • Военная – армия, строительство укреплений.

  • Адмиралтейская – флот, портовые сооружения.

  • Камер-коллегия – сбор доходов.

  • Штатс-коллегия – бюджетные расходы.

  • Ревизион-коллегия – контроль за деятельностью

  • штатс- и камер-коллегий.

  • Берг-коллегия – тяжелая промышленность.

  • Мануфактур-коллегия – легкая промышленность.

  • Коммерц-коллегия – торговля (внутренняя и внешняя)

  • Юстиц-коллегия – законодательство и судопроизводство.

  • Вотчинная коллегия – оформление юридических прав на

  • имения, разрешение поземельных споров, наследование.

  • Главный магистрат – управление городами.


Порядок работы коллегий

  • Коллегию возглавлял президент.

  • Его заместитель именовался вице-президентом.

  • Решения принимались большинством голосов членов коллегии.

  • При равенстве голосов голос президента коллегии считался за два голоса.

  • На практике могущественный президент коллегии почти всегда мог навязать рядовым членам коллегии выгодное ему решение.

  • Первые президенты «первейших» коллегий :

  • Иностранная – Г.И. Головкин.

  • Военная – А.Д. Меншиков.

  • Адмиралтейская – Ф.М. Апраксин.


Коллегии и приказы

  • Чем же отличались коллегии от приказов?

  • Коллегий было значительно меньше, сфера деятельности каждой – гораздо шире.

  • Не было областных коллегий, коллегии опирались на местные органы управления.

  • В коллегиях велось подробное делопроизводство, стиль их работы был не патриархальным, а бюрократическим.

  • Петр о коллегиях :

  • «Собрания многих персон…, в которых президенты или председатели не такую мочь имеют, как старые судьи – делали что хотели».


Местное управление

  • Реформа местного управления осуществлена раньше сенатской и коллежской – в 1707–1710 гг.

  • Россия разделена на губернии :


Местное управление

  • В 1711 г. армейские полки «расписаны» по губерниям, которые обязаны были их содержать:

  • Астраханский полк, Казанский полк, Московский полк…

  • Полки назывались не по месту своего пребывания, а по «шефствующей» губернии.

  • Для удобства управления губернии делились на провинции, провинции – на уезды (дистрикты).

  • Как создание такой системы управления повлияло на численность чиновничества?

  • Чиновничий аппарат многократно возрос.


Местное управление

  • Местное управление создавалось по шведскому образцу.

  • В Швеции низшим звеном управления был кирхшпиль (приход). Приходской совет состоял из пастора и выборных прихожан.

  • В России приходы звеном управления не стали.

  • Сенатское постановление :

  • «Всякие наряды и посылки бывают по указом из городов, а не от церквей; к тому ж и в уезде ис крестьянства умных людей нет».

  • О чем свидетельствует исключение приходов из системы государственного управления?


  • Для контроля за чиновниками Петр в 1711 г. учредил должность фискала (лат. Fiscalis – относящийся к казне).

  • Всех фискалов возглавлял обер-фискал , ему подчинялись провинциальные фискалы, им – фискалы.

  • Фискалы должны были следить, чтобы «никто от службы не ухоранивался и никакого худа не чинил», доносить о любых злоупотреблениях, поддерживать обвинения в суде.

  • Для поощрения усердия фискалов им полагалось вознаграждение в виде половины штрафа, наложенного на уличенного ими преступника.

  • Фискалы не несли ответственности за ложный донос: «то отнюдь в вину не ставить, ниже досадовать, под жестоким наказанием и разорением всего имения».


Органы государственного надзора

  • Почему Петр освободил фискалов от ответственности за ложный донос?

  • Царь предпочитал обвинить невиновного, нежели пропустить реальное преступление.

  • В результате ложных доносов оказалось очень много.

  • В 1714 г. после протестов митрополита Стефана Яворского ответственность за ложный донос была установлена: фискал получал то наказание, которое полагалось виновному, если бы донос подтвердился.

  • Однако и после этого преодолеть злоупотребления фискалов не удалось.

  • В 1722 г. обер-фискал А.Я. Нестеров был казнен за казнокрадство.


Органы государственного надзора

  • В 1722 г. гласный контроль за деятельностью государственных органов и судов был поручен прокуратуре .

  • Ее возглавлял генерал-прокурор – «око государево».

  • Ему подчинялись коллежские и губернские прокуроры.

  • Прокуроры обязаны были хранить «государев интерес» и предупреждать должностные правонарушения, особенно казнокрадство.


Государев Кабинет

  • Петр создал стройную систему государственных органов.

  • Эта стройность, однако, нарушалась самим положением монарха.

  • Как неограниченный монарх, Петр, с одной стороны, стоял во главе всей государственной машины, с другой стороны – мог вмешиваться в работу любого ее звена через голову вышестоящих звеньев.

  • Обладая колоссальной энергией, Петр постоянно лично вмешивался в работу, подгоняя своих соратников и, в то же время, контролируя их.


Государев Кабинет

  • Объем ежедневной работы Петра был огромен.

  • Царь даже писал:

  • «Возможно ль одному человеку за так многими усмотрить, воистину не точию человеку – ниже ангелу»

  • Поэтому в 1704 г. Петр создал собственную канцелярию – Кабинет.

  • Во главе Кабинета стоял кабинет-секретарь А.В. Макаров.

  • Через его руки проходили все направляемые царю документы.

  • На этом было основано могущество Макарова, перед которым заискивали многие крупные сановники.


Реформа церкви

  • После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Пётр не разрешил избрать нового патриарха.

  • Как вы думаете, чем руководствовался Петр, запрещая выборы патриарха?

  • Церковь возглавил митрополит Стефан Яворский, избранный местоблюстителем патриаршего престола.

  • Имуществом церкви стал распоряжаться Монастырский приказ (упраздненный в 1667 г. и восстановленный в 1701 г.).


Реформа церкви

  • В 1721 г. был опубликован «Духовный регламент», написанный близким к царю архиепископом Феофаном Прокоповичем.

  • Феофан осуждающе писал, что народ помышляет, будто Высочайший Пастырь (патриарх) есть «второй Государь, Самодержцу равный», отчего «простые сердца развращаются».

  • Согласно Духовному регламенту патриаршество отменялось, а высшая власть в церкви передавалась Духовной коллегии – Святейшему Синоду.


Реформа церкви

  • По просьбе Петра восточные патриархи признали Св. Синод своим «братом во Христе», обладающим «равнопатриаршим достоинством».

  • Митрополитов и епископов назначал членами Св. Синода царь.

  • Св. Синод возглавлял президент (первоприсутствующий), ему были приданы два вице-президента.

  • Надзирал за деятельностью Синода светский чиновник – обер-прокурор Св. Синода, подчиненный генерал-прокурору.

  • Синод являлся государственным учреждением.


Реформа церкви

  • Священники под угрозой лишения сана и смертной казни обязывались доносить об антигосударственных замыслах, ставших им известными на исповеди.

  • Таким образом, духовенство принуждалось к нарушению тайны исповеди.

  • Число священников и монахов сокращено. Установлена норма – 1 священник на 150 дворов.

  • «Лишние» исключены из духовного сословия и записаны в подушный оклад.

  • Те из них, кто жил на помещичьей земле, стали крепостными.

  • Как сказались проведенные изменения на уважении к церкви?


Реформа церкви

  • Церковь полностью утратила свою независимость. Она не просто подчинилась светской власти, как при Алексее Михайловиче, но стала частью государственного аппарата.

  • Важнейшими функциями церкви стали: проповедь преданности государю, идеологическое обоснование действий государства, контроль за умами и настроениями подданных.

  • В свою очередь, государство заботилось об укреплении церковного контроля над подданными: преследовало раскольников, карало уклоняющихся от исповеди, поощряло иноверцев к переходу в православие.


Органы власти к 1725 г.


Дворянская служба

  • Как вы думаете: служба при Петре стала для дворян легче или тяжелее?

  • В XVII в. дворянин, хотя и служил пожизненно, пребывал на службе только во время походов и смотров, В петровскую эпоху он находился на службе (военной или гражданской) постоянно, годами не бывая в своем имении.

  • Правда, офицерам и чиновникам стали платить денежное жалование.

  • В 1714 г. Петр издал указ о единонаследии , запретив помещикам дробить имения при передаче их по наследству.

  • Имение получал один из сыновей, остальные должны были добывать пропитание на службе.

  • Пётр полагал, что это усилит служебное рвение.


Служба и чины

  • Какой принцип лежал в основе карьеры служилого человека в Русском государстве XV–XVII вв.?

  • Принцип местничества, основанный на служебных заслугах рода .

  • Когда было официально отменено местничество?

  • При Федоре Алексеевиче в 1682 г.

  • Несмотря на отмену местничества, продвижение по службе по-прежнему во многом зависело от «породы», т.е. от происхождения.


Служба и чины

  • Петр с самого начала царствования обращал внимания не на происхождение своих приближенных, а на их таланты.

  • Даже знатным дворянам пришлось начинать службу рядовыми в гвардии или мелкими канцеляристами.

  • Не пройдя низших ступеней службы, сделать карьеру было невозможно.

  • Как вы думаете: это укрепляло или ослабляло контроль государства над дворянством?

  • Укрепляло, поскольку единственным источником карьеры стали личные заслуги перед государством.

  • На предложение Военной коллегии определять знатность дворянина по числу принадлежащих ему дворов Пётр ответил: «Знатное шляхетство по годности считать!»


Табель о рангах


Табель о рангах


Подводим итоги

  • Государственный аппарат при Петре стал работать на основе профессиональных бюрократических принципов управления.

  • Была создана единая система управления и надзора в центре и на местах.

  • Армия стала регулярной.

  • Церковь окончательно превратилась в элемент государственного аппарата.

  • Карьера дворянина стала зависеть не от происхождения, а исключительно от личных служебных заслуг.

  • Зависимость дворянства от государственной власти возросла.

  • Как называется такая политическая система?


Подводим итоги

  • Петровская эпоха – время окончательного утверждения в России абсолютизма.

  • Абсолютизм – монархия, в которой власть монарха не ограничен выборными представительными органами, опирается на развитой бюрократический аппарат и подчиняется закону.

  • Сам Пётр I называл созданное им государство регулярным .


Источники иллюстраций

  • Слайд №3. http://www.artsait.ru/art/m/matveev/main2.htm

  • Слайд №6. http://www.artsait.ru/foto.php?art=s/serov/img/83&n=%20%D1%E5%F0%EE%E2%20%C2%E0%EB%E5%ED%F2%E8%ED%20%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%EE%E2%E8%F7.%20%CF%E5%F2%F0%20I.%20%D4%F0%E0%E3%EC%E5%ED%F2.%201907

  • Слайд №7. http://21region.org/news/world_news/38751-mistika-ropshinskogo-dvorca.html

  • Петр Первый (1672 — 1725) — русский царь, самостоятельно правил с 1689 по 1725 годы. Провел масштабную реформу всех областей жизни России. Художник Валентин Серов, посвятивший Петру целый ряд произведений Петру так описывал его: «Он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека. В лице его был постоянный тик, и он вечно «кроил рожи»: мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом» .

    Предпосылки реформ Петра Первого

    Петр принял Россию отсталой, находящейся на задворках Европы, страной. Московия не имела выходов к морю, за исключением Белого, регулярной армии, флота, развитой промышленности, торговли, система государственного управления была допотопной и неэффективной, отсутствовали высшие учебные заведения (только в 1687 гуду в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия), книгопечатание, театр, живопись, библиотеки, не только народ, но многие представители элиты: бояре, дворяне, — не знали грамоты. Не развивались науки. Властвовало крепостное право.

    Реформа государственного управления

    - Петр заменил приказы, не имевшие четких обязанностей, коллегиями, прообразом будущих министерств

    • Коллегия иностранных дел
    • Коллегия военная
    • Коллегия морская
    • Коллегия для торговых дел
    • Коллегия юстиции…

    Коллегии состояли из нескольких чиновников, старший назывался председателем или президентом. Все они подчинялись генерал-губернатору, входившему в Сенат. Всего было 12 коллегий.
    - В марте 1711 года Петр создал Правительствующий сенат. Сначала его функцией было управлением страной в отсутствии царя, затем он стал постоянным учреждением. В Сенат входили президенты коллегий и сенаторы — назначенные царем люди.
    - В январе 1722 года Петр издал «табель о рангах», насчитывающую 14 классных чинов от Государственного канцлера (первый ранг) до коллежского регистратора (четырнадцатый)
    - Петр реорганизовал систему тайной полиции. С 1718 года Преображенский приказ, ведавший делами политических преступлений, был преобразован в Тайную розыскных дел канцелярию

    Церковная реформа Петра

    Петр упразднил патриаршество — практически независимую от государства церковную организацию, и создал вместо неё Святейший Синод, все члены которого назначались царем, чем ликвидировал автономию духовенства. Петр проводил политику веротерпимости, облегчив существование старообрядцев и разрешив свободно исповедовать свою веру иностранцам.

    Административная реформа Петра

    Россия была разделена на губернии, губернии делились на провинции, провинции — на уезды.
    Губернии:

    • Московская
    • Ингермандландская
    • Киевская
    • Смоленская
    • Азовская
    • Казанская
    • Архангелогородская
    • Сибирская
    • Рижская
    • Астраханская
    • Нижегородская

    Военная реформа Петра

    Петр заменил иррегулярное и дворянское ополчение постоянной регулярной армией, комплектовавшейся рекрутами, набиравшимися по одному с каждого из 20 крестьянских или мещанских дворов в великорусских губерниях. Построил мощный военный флот, сам написал воинский устав, приняв за основу шведский.

    Петр превратил Россию в одну из сильнейших морских держав мира, имеющую 48 линейных и 788 галерных и прочих судов

    Экономическая реформа Петра

    Современная армия не могла существовать без государственной системы снабжения. Для снабжения армии и флота: оружием, обмундированием, продовольствием, расходными материалами — требовалось создать мощное промышленное производство. К концу царствования Петра в России действовало около 230 фабрик и заводов. Были созданы фабрики, ориентированные на производство стекольной продукции, пороха, бумаги, парусины, полотна, сукна, красок, канатов, даже шляп, организована металлургическая, лесопильная, кожевенная промышленность. Для того, чтобы изделия русских мастеров были конкурентноспособны на рынке, были введены высокие таможенные пошлины на европейские товары. Поощряя предпринимательскую деятельность, Петр широко пользовался выдачей кредитов для создания новых мануфактур, торговых компаний. Крупнейшими предприятиями, возникшими в эпоху петровских преобразования, были, созданные в Москве, Петербурге, Урале, Туле, Астрахани, Архангельске, Самаре

    • Адмиралтейская верфь
    • Арсенал
    • Пороховые заводы
    • Металлургические заводы
    • Полотняное производство
    • Производство поташа, серы, селитры

    К концу царствования Петра I Россия имела 233 завода, в том числе более 90 крупных мануфактур, построенных в течение его царствования. За первую четверть ХVIII века на верфях Петербурга и Архангельска построено 386 разных кораблей, в начале века России выплавляли около 150 тысяч пудов чугуна, в 1725 году — более 800 тысяч пудов, Россия догнала Англию по выплавке чугуна

    Реформа Петра в области образования

    Армии и флоту требовались квалифицированные специалисты. Поэтому Петр большое внимание уделял их подготовке. В годы его правления были организованы в Москве и Петербурге

    • школа математических и навигационных наук
    • артиллерийская школа
    • инженерная школа
    • медицинская школа
    • морская академия
    • горные школы при Олонецких и Уральских заводах
    • Цифирные школы для «детей всякого чина»
    • Гарнизонные школы для детей солдат
    • Духовные школы
    • Академия наук (открылась через несколько месяцев после смерти императора)

    Реформы Петра в области культуры

    • Издание первой в России газеты «Санкт-Петербургские ведомости»
    • Запрет на ношение боярами бород
    • Учреждение первого русского музея — Кунскамеры
    • Требование к дворянству носит европейское платье
    • Создание ассамблей, где дворяне должны были появляться вместе с женами
    • Создание новых типографий и перевод на русский многих европейских книг

    Реформы Петра Первого. Хронология

    • 1690 — Созданы первые гвардейские полки Семеновский и Преображенский
    • 1693 — Создание верфи в Архангельске
    • 1696 — Создание верфи в Воронеже
    • 1696 — Указ о создании в Тобольске оружейного завода
    • 1698 — Указ о запрете ношения бороды и предписывающий дворянам ношение европейской одежды
    • 1699 — Роспуск стрелецкого войска
    • 1699 — создание торговых и промышленных предприятий, пользующихся монополией
    • 1699, 15 декабря — Указ о реформе календаря. Новый год начинается 1 января
    • 1700 — Создание Правительственного Сената
    • 1701 — Указ, запрещающий опускаться на колени при виде государя и снимать шапку зимой, проходя мимо его дворца
    • 1701 — Открытие в Москве школы математических и навигационных наук
    • 1703, январь — выход в Москве первой русской газеты
    • 1704 — Замена Боярской думы консилией министров — Советом начальников приказов
    • 1705 — Первый указ о рекрутском наборе
    • 1708, ноябрь — Реформа административного управления
    • 1710, 18 января — указ об официальном введении русского гражданского алфавита вместо церковнославянского
    • 1710 — Основание в Петербурге Александро-Невской лавры
    • 1711 — вместо Боярской думы создан Сенат из 9 членов и обер-секретаря. Денежная реформа: чеканка золотой, серебряной и медной монет
    • 1712 — Перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург
    • 1712 — Указ о создании коневодческих хозяйств в Казанской, Азовской и Киевской губерниях
    • 1714 , февраль — Указ об открытии цифирных школдля детей дьяков и священников
    • 1714, 23 марта — Указ о майорате (единонаследии)
    • 1714 — Основание в Петербурге государственной библиотеки
    • 1715 — Создание приютов для неимущих во всех городах России
    • 1715 — Поручение коммрец-коллегии организовать обучение русских купцов за границей
    • 1715 — Указ о поощрении выращивания льна, конопли, табака, тутовых деревьев для шелкопрядов
    • 1716 — Перепись всех раскольников для двойного налогообложения
    • 1716, 30 марта — Принятие воинского устава
    • 1717 — Введение свободной торговли зерном, аннулирование некоторых привилегий иностранным купцам
    • 1718 — Замена Приказов Коллегиями
    • 1718 — Судебная реформа. реформа налогообложения
    • 1718 — Начало переписи населения (продолжалась до 1721 года)
    • 1719, 26 ноября — Указ об учреждении ассамблей — вольных собраний для забавы и дела
    • 1719 — Создание инженерной школы, учреждение Берг-коллегии для управления горнорудной промышленностью
    • 1720 — Принят Морской устав
    • 1721, 14 января — Указ о создании Духовной коллегии (будущего Священного Синода)