Основные принципы русской орфографии. Принципы и написания в русской орфографии

Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари.

Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений, своих и заимствованных. Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией ученого-орфографиста В.В.Лопатина (М., 2000).

Русская орфография – это система правил написания слов.

Она состоит из пяти основных разделов:

1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
3) употребления прописных и строчных букв;
4) перенос части слова с одной строки на другую;
5) графические сокращения слов.


Разделы орфографии
– это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме. Каждый раздел орфографии характеризуется определёнными принципами, лежащими в основе орфографической системы..

Принципы русской орфографии

В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов. Основным из них является МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП , сущность которого в следующем:
морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание , хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.

Так, корень хлеб во всех родственных словах пишется одинаково, но произносится по-разному в зависимости от того, какое место в слове занимают гласный или согласный звуки, ср.: [хл"иэба], [хл"ьбавос] ; приставка под- в словах подпилить и подбить одна и та же, несмотря на разное произношение, ср.: [пътп"ил"ит"] [падб"ит"] ; прилагательные насмешливый и хвастливый имеют один и тот же суффикс -лив- ; безударное окончание и ударное обозначаются одинаково: в столе - в книге, большого - великого, синего - моего и т.п.

Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем истинность той или иной морфемы путем подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы Морфема оказалась в сильной позиции (под ударением, перед р, л, м, н, j и т.д.), т.е. была бы четко обозначена.

Роль морфологического принципа в орфографии велика, если иметь в виду, что в русском языке широко развита система внутриморфемных чередований, обусловленных разными причинами.
Наряду с морфологическим действует и ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП , в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся .

Например, приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через- ), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с , ср.: возразить - воскликнуть, избить - испить, низвергнуть - ниспослать и т.п.

Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о - ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок - ножичек, парчовый - кочевой, свечой - тучей и т.п.

Корневой гласный и после русских приставок на согласный переходит в ы и обозначается этой буквой тоже в соответствии с фонетическим принципом, т.е. пишется так, как слышится и произносится: предыстория, предыюльский, розыгрыш, разыгрывать и т.п.

Действует в нашей орфографии также ИСТОРИЧЕСКИЙ, или ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП , по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину .

Так, написание гласных и , а , у после шипящих - это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка в целом.

Существует в современной орфографии и ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАПИСАНИЯ (смысловой принцип ), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения , ср.: ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки).

Кроме названных в правописании необходимо отметить и ПРИНЦИП СЛИТНОГО, ДЕФИСНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ : сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов - раздельно.

Подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой - взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.

Принципы русской орфографии

Фонематический принцип

Сущностьфонематического (фонологического) принципа за­ключается в том, что значимая часть слова (корень, суффикс, при­ставка, грамматическое окончание) сохраняет свое написание не­зависимо от его произносительных реализаций.

Иными словами, речевая репрезентация фонемы (фонема в сигнификативно слабой позиции) обозначается на письме тем знаком, который используется для ее обозначения в основной, сигнификативно сильной позиции. Русское письмо является фо­немным, т. е. ведущий принцип русской орфографии - фонема­тический (фонологический).

Основные требования орфографии, основанные на фонема­тическом принципе, т.е. ее фонематичность, сводятся к следую­щим: «1) чтобы знать, как писать безударную гласную, надо по­ставить ее под ударение; 2) чтобы знать, как писать звонкую или глухую согласную, надо поставить эту согласную перед гласны­ми или звуками [м], [н], [л], [р], [в], [j]; 3) чтобы знать, надо или не надо писать ь после согласной перед другой согласной, надо изменить слово так, чтобы вторая согласная стала твердой; если при этом первая согласная остается мягкой, то надо писать мягкий знак; 4) правописание слов честный, прелестно, поздно, уездный и пр. проверяется словами честен, прелесть, опоздать, уезд и т.д.; 5) после ч в сочетаниях чк, чн, чт не пишется мяг­кий знак; 6) после ж, ш, щ, ч пишутся не буквы я, ю, ы, а бук­вы а, у, и (т. е. те, которые не обозначают качества предшеству­ющего согласного)».

В соответствии с фонологическим принципом не принимают­ся во внимание характеристики звука в сигнификативно слабых позициях, а вариант фонемы проверяется ее основной реализаци­ей, которая представлена в сигнификативно сильной позиции. Таким образом, корневые и грамматические морфемы в русской орфографии имеют постоянный графический облик. «Морфематизм» фонологического принципа сближает его с морфологиче­ским принципом.

Гласные

В соответствии с фонологическим принципом русской орфо­графии вариант гласной фонемы, то есть фонемы в сигнифика­тивно слабой позиции, без ударения, проверяется сигнификатив­но сильной позицией в пределах той же морфемы:

1) в корне - гроза - грозы, дерево - деревья, полоса - полосы - полоска,

сторона - стороны - сторонка, на дворе - двор, на снегу - снег,

окно - окон, бедны - беден, короткий - короток, глядеть - взгляд,

протянуть - тянет и др.;

2) в суффиксах - лестничка, пуговичка, уличка, табличка, во­дичка, петличка;

3) в приставках - побежал, побелел, поболтал, погулять, по­бродить, порван.

сорвать, совпасть, собрать, согреть, создать, создан, сорван,

возвысить, воздать, возносить, возродить, воткнутый, вогнутый и др.

4) в окончании - о стуле, о доме, о городе - о столе, о листе и др.

о раме, о парте, о сумке, о зиме, о доске и др.

о поле, о море, о деле, о селе, об окне и др.

прибежали, приготовили, разрешай, шли, нашли и др.

Согласные,

противопоставленные по признаку глухости/звонкости

Согласную фонему в позиции нейтрализации по признаку глу­хости/звонкости в соответствии с фонематическим принципом написания необходимо возвести к сильной позиции, т.е. поста­вить в одно из возможных положений:

1) перед гласной;

2) перед сонорной согласной;

3) перед <в> + сонорный или гласный.

В одной из этих позиций, релевантных по признаку глухости/ звонкости, проверка также осуществляется в пределах функцио­нально тождественных морфем:

4) в корне - мороз - мороза, снег - снега, свеж - свежа, свет - света, хорош - хороша, слез - слезла, тряпки - тряпок, низкий - низок, ловчее - ловок и др.;

4) в приставках - сделать, скрепить, сжать, сдать, сглупить, слепить, снять, подковать, подглядеть, подпилить, поднять, под­учить и др.

Согласные,

противопоставленные по признаку твердости/мягкости

Обозначение на письме согласной фонемы в позиции нейтра­лизации по признаку твердости/мягкости тоже подчиняется пра­вилу, построенному на фонемных основаниях. В связи с этим сле­дует различать мягкость фонематическую (независимую, самосто­ятельную) и мягкость позиционную, обусловленную.

Различие их заключается в том, что фонематическая мягкость согласного сохраняется в сочетании не только с мягким соглас­ным, но и с твердым. Поскольку она независима, она отмечена на письме. Способом обозначения мягкости согласного в таких труд­ных для написания случаях служит мягкий знак, например: возьмешь - возьму, восьми - восьмой; коньки - коньком; борьбой - борьба; Кузьме - Кузьма и др.

Однако позиционная мягкость, мягкость под влиянием после­дующей мягкой согласной фонемы (несамостоятельная), не сохрааняется в позиции перед твердым согласным. Для обозначения такой мягкости не употребляется мягкий знак: ба[н"д"]ит - ба [нд]а; к о[с"т"]и - ко[ст]очка, о рома[н"с"]е -рома [нс]; би[н"т"]ик - би [нт]а; ти[с"н"]ение - ти [сн]уть; ро[с"л"]и - ро [сл]а и др.

Задание № 1. Затранскрибируйте данные слова. Определите, в каких случаях мягкость согласного не имеет фонемного значения.

День, режьте, пень, судья, брать, бантик, конь, сырьё, навзничь, мышь, дочь, лечь, винтик, увлекаешься, почтальон, коньки.

Задание № 2 . Найдите в тексте орфограммы, написанные в соответствии с фо­нологическим принципом, и обозначьте их над словом буквой ф.

В левом крыле барского дома, внизу, помещалась очень боль­шая столовая; рядом с нею - буфет и три запасные комнаты для гостей. Правое крыло было занято двусветною залой, миновав которую попадали в домашний театр с нескольким рядами кресел и ложами по бокам. Еще несколько комнат было расположено позади сцены.

(В.Ходасевич)

Морфологический (морфематический) принцип

Сущность этого принципа заключается в соблюдении едино­образного написания одних и тех же морфем. Это имеет значение при передаче фонемного состава слов, когда одна и та же морфема имеет разный фонемный состав в разных словах и формах этих слов. Вопрос о морфологическом принципе по-разному решается представителями Санкт-Петербургской (СПФШ) и Московской (МФШ) фонологической школ.

С позиций СПФШ морфологический принцип - это «такой способ обозначения фонем, при котором фонемы, находящиеся в слабых позициях и связанные отношением позиционного чередо­вания с фонемами сильных позиций, обозначаются - с целью сохранения графического единообразия морфем - буквами, адек­ватными фонемам сильных позиций». Этот принцип необозначения позиционных чередований считается ведущим принципом русской орфографии. В соответствии с ним русское письмо со­храняет графическое однообразие одних и тех же морфем (кор­ней, приставок, суффиксов, окончаний) там, где это возможно. В словах [во]ды - [вΛ]да - [въ]дяной позиционно чередующиеся звуки [о], [л], [ъ] представляют разные фонемы, <о>, <а>, <а> соответственно, но передаются по сильной позиции, и этим достигается единство морфемы. В словах пру [д]ы - пру [т] позиционно чередующие звуки [д] и [т] тоже представляют разные фонемы <д> и <т> соответственно, но передаются на письме по сильной позиции, и этим тоже достигается единство морфемы.

С позиций МФШ позиционно чередующиеся звуки относятся не к разным, а к одной фонеме, и на письме одной буквой обо­значается весь ряд чередующихся звуков, но это проявление фо­нематического принципа.

На морфологическом принципе с позиций МФШ вопреки фонологическому принципу построена орфография лишь отдель­ных слов.

Так, в корнях слов чёрный и чернеть под ударением выступают разные гласные фонемы: чёрный - <о>; чернеть - <э>, но это чередование передается графически близкими буквами, и этим соблюдается орфографическое единство морфемы: шёпот - шеп­тать, жёлтый - желтеть и под.

В соответствии с морфологическим принципом пишется воз­вратный постфикс -ся в глагольных формах, где может выступать не только фонема <с"> (дуй<с"ь> ), но <ц> (учи<ць> ) и <с> (взял<сь>). Но орфографический облик этой морфемы не отража­ет произносительных особенностей этого постфикса.

Морфематический принцип распространяется и на такие на­писания, как сверхизысканный, межирригационный, контригра, дез­информация и др., где буква и после твердой согласной (вопреки графическому правилу писать ы после твердых согласных - поды­тожить, безынтересный и др.) помогает сохранить единство мор­фемы - корня.

Задание № 3. Найдите в данном списке слова, написанные в соответствии с морфологическим принципом (по МФШ) и обозначьте их над орфограммой буквой м.

Бечёвка, надындивидуальный, шёлковый, боится, шёпот, сым­провизировать, решётка, трещотка, дезинформация, жёны, тру­щоба, назвался, ночёвка, чёлка, занялся, контригра, открылся, пединститут, грошовый .

Фонетический принцип

При фонетическом принципе орфографии на письме обозна­чается не фонема, а звук. Фонетические написания поэтому по­хожи в некоторой степени на транскрипцию: слово пишется так, как оно произносится. Этот принцип является ведущим в орфо­графической системе некоторых языков. Это такие языки, где ос­новой для написания является произношение. Например, орфо­графия белорусского языка имеет такие написания: горад (город) - гарады (города); лес (лес) - лясы (леса); мора (море) - марски (морской); ноч (ночь) - начны (ночной); рэчка (речка) - рака (река); арэнда (аренда) - арандатор (арендатор); галава (голова) - галоука (головка).

Орфография сербохорватского литературного языка, которая подверглась радикальной реформе в начале XIX в., также отража­ет речевые изменения фонемы: ербин (серб) - српски (сербский); сладак (сладкий) - слатка (сладкая); створити (создать) - здру- жити (сдружить); бег (бег) - бекство (бегство); ножак (ножек) - ношка (ножка); вршидба (молотьба) - вршити (молотить); назеб (простуда) - назепсти (простудиться).

Совершенно очевидно, что орфография этих языков не дает возможности идентифицировать морфемы: они пишутся по-раз­ному, в соответствии с произношением.

В русской орфографии в соответствии с фонетическим прин­ципом пишутся а/о в приставках слов розыск - разыскной, хотя фонемный состав приставок одинаковый в соответствии с силь­ной позицией - <роз>.

По фонетическому принципу пишутся окончания существи­тельных на -ия, -ие, -ий (о революции, в здании, в санатории), хотя формально они могут быть отнесены к 1-му склонению (на -ия) или ко 2-му склонению (на -ие, -ий) и иметь соответствующее окончание. Фонетическому принципу соответствует написание ы после ц (вопреки фонематическому требованию обозначать фо­нему <и> соответствующим ей знаком - буквой и. Приставки на з- (раз-, низ-, воз-, без-, чрез-, через-, из-) меняют согласную в зависимости от последующего звонкого/глухого звука: безмерный, но беспечный.

Задание № 4. . Найдите в данных предложениях орфограммы, написанные в соответствии с фонетическим принципом и обозначьте их над словом буквой п (основан на произношении).

1) Разбитому кораблю нет попутного ветра. 2) Изжил нужду, забыл и дружбу. 3) Цыплят по осени считают. 4) Бесстыжего гостя из избы пивом не выгонишь. 5) В марте цыган шубу продает. 6) Расшумелся, как воробей к дождю. 7) Все эти россказни дале­че. 8) Несколько мгновений прошло в молчании.

Традиционный принцип

Традиционный принцип орфографии заключается в том, что те написания, которые соответствовали произношению в дале­ком прошлом языка, сохраняются, хотя далеки от его совре­менных норм. Такие написания не могут быть объяснены ни фонетическими, ни морфологическими особенностями языка. Они отражают произносительные нормы прошлого или слу­чайные написания, которые когда-то стали орфографической нормой.

Традиционные написания связывают современное состояние языка с его историей, и их объяснение связано с историей языка и историей орфографии. Например, в древнерусском языке напи­сание флексий прилагательных, притяжательных местоимений и причастий -аго, -яго соответствовало произношению. В процессе же длительной истории языка фонетическая система подверглась изменениям, но произношение флексии с согласным в современ­ной орфографии отражается по правилам, которые сложились в далеком прошлом языка, т.е. произносим сине[ в]о, твое[ в]о, крас­но[ в]о, друго[ в]о, но на письме по традиции обозначаем фонему <в> буквой г: синего, твоего, другого.

Максимально традиционна орфография английского языка. В среднеанглийский период (до XVI в.) правописание англий­ского языка соответствовало произношению. Для него было ха­рактерно отсутствие строго установленных орфографических норм, поскольку всякий пишущий ориентировался на свое произноше­ние, а оно заключало в себе некоторые отличия диалектного про­исхождения.

Введение книгопечатания (в XVI в.) потребовало установления орфографических норм, и орфография английского языка, при­нятая Кэгстоном в его печатных изданиях, стала базисом англий­ской орфографии, которая сохранилась в основных своих чертах до современности.

В процессе развития языка и его фонетико-фонологической системы новоанглийского периода произошли изменения, но ор­фография осталась в основном такой же, как в среднеанглийский период. Поэтому между графическим и фонетическим обликом большинства слов английского языка существуют значительные расхождения, что создает определенные сложности овладения английской орфографией.

Многие английские ученые (начиная с XVI в.) были заняты вопросом усовершенствования английского письма. В течение трех столетий было предложено несколько проектов реформы, но ни один из них не реализован на практике.

В XIX в. были созданы общества по улучшению правописания в Англии и США, но деятельность этих обществ, как и проекты

реформы, которые рассматривались английским парламентом, не привели к положительным результатам.

В английском языке не достаточно услышать слово, чтобы пра­вильно его написать, поэтому для него характерен вопрос о напи­сании слова: How do you spell it? What is the spelling of this word?

Сложность английской орфографии выражает известная пого­ворка: Написано Манчестер - читай Ливерпуль.

Традиционные орфографические системы представляют наи­большую трудность при изучении языка, поскольку написания не подвергаются никакой проверке и требуют автоматического запо­минания.

Английская орфография не удовлетворяет и самих носителей языка. Известно, например, что состояние английской орфогра­фии необычайно волновало Б. Шоу. Он завещал крупную сумму тому, кто найдет наиболее рациональные способы ее упрощения; кто приблизит орфографию к современному состоянию англий­ского языка. Однако завещанная сумма до сих пор никем не по­лучена.

В русском письме традиционны написания, когда выбор буквы не мотивирован фонематическим составом сло­ва, - буква пишется по традиций. Так, окончания при­лагательных, причастий, притяжательных местоимений в Р. п. ед. ч. м. р. пишутся по традиционному Принципу вопреки фоне­матическому: фонема в сигнификативно сильной позиции обо­значается знаком другой фонемы по традиции, как сформирова­лось в церковно-славянском письме: произносим твое[ в]о, крас­но[ в]о, друго[ в]о, настояще[ в]о, а пишем твоего, красного, другого, настоящего. Выбор буквы не мотивирован фонематически: фо­нема в сигнификативно сильной позиции не имеет адекватного обозначения, и это противоречит основному принципу русского письма.

Орфография слова помощник также традиционна вопреки фо­нематическому принципу: фонему <ш> в сигнификативно силь­ной позиции обозначаем буквой щ - помощник, хотя произносим помо[ ш]ник.

Орфография гиперфонем

Гиперфонемная ситуация возникает тогда, когда фонема в сиг­нификативно слабой позиции не может быть определена, так как невозможно ее возведение в сигнификативно сильную позицию в пределах той же морфемы. В таком случае мы имеем дело с особой фонемой, которую принято называть гиперфонема. Гиперфонема определяется как фонологическая единица, пред­ставляющая собой совокупность фонем, нейтрализующихся (совпадающих) в слабых позициях, где невозможна проверка функционально тождественной морфемой. (Кузьмина С. М. Теория русской орфографии: Русская орф. и ее отношение к фонетике и фонологии – М. 1981 – С. 232.) Таким образом, поскольку гиперфонема представлена только звуками слабых позиций или, по словам Р. И. Аванесова, являет собой фонемный ряд, не возглавляемый сильной фонемой, то иногда ее называют «дефектной» фонемой, единицей «низшего ранга». (Аванесов Р. И. Фонетика совр. лит. яз. – М., 1956. – с. 33)

Выбор (дизъюнкция) фонем возможен для разных групп звуков:

1) д. гласных.

2) д. согласных. Противопост – х по гл./зв.

3) Д. согл., против – х по ТВ./мяг.

При наличии выбора фонем орфография традиционно избирает д. обучения фонемы один из двух или > подходящих знаков.

Гласные гиперфонемы

< и/э > - экзамен, интерес, цыган, железо и т.д.

< о/а > - калач, афиша, собака. Корова, барабан…

< и/э/о/а > - пескарь, минута, шагать,…

< э/о/а > - январь, японский, енот, едва, еще,…

Согласные гиперфонемы .

<г/к> - вдруг, впросак. натощак…

<т/д> - футбол, этот, тот, будто…

<з/с> - воздух, сторож и др.

<с/с"> - снег, слепок, слезы, слизнуть …

<с/с"/з/з"> - степь, стены, стяг, стерлядь, …

<т/т"/д/д"/ц> - двадцать, тридцать, пятнадцать и др.


Похожая информация.


Буквы русского алфавита обозначают не звуки, а фонемы. Так, в формах слова Пётр, о Петре, Петру на месте буквы р произносятся звуки [р], [р’], [р°]. Но буква р обозначает не эти звуки, а фонему <р>, воплощенную в этих звуках. Один из самых частых звуков русского языка - [ъ], но у него нет «своей» буквы, так как [ъ] не представляет особой фонемы. Например, в слове травяной он вариант фонемы <а> а, в слове водяной - вариант фонемы <о>, которая обозначается буквой о.

Если алфавитные значения букв сопоставить со звуковой системой современного русского языка, то обнаружится следующее:

1) в алфавитных значениях букв отражены лишь основные варианты фонем; только одна буква й обозначает не основной, а слабый вариант фонемы йот - [и] неслоговое;

2) количество букв не совпадает с количеством фонем: 33 буквы при 42 или более фонемах - не хватает около 10 знаков. Но такое соотношение для алфавита в целом сложилось только за счет согласных; у гласных же, напротив, букв больше, чем фонем:

а) согласных букв 21, фонем 36; не хватает 16 знаков, так как нет специальных букв для мягких парных согласных;

б) гласных букв 10, а фонем 6; «лишних» букв 4. Если считать, что гласных фонем шесть (звук [ы] - самостоятельная фонемы), то каждая гласная фонема имеет двоякое буквенное обозначение: (1) буква обозначает только соответствующую фонему (ее основной вариант) - буквы а, о, у, э, и; (2) буква обозначает соответствующую фонему с предшествующим йотом - буквы я, ё, ю, е - или вариацию соответствующей фонемы - буква ы. При шестифонемной системе соотношения будут несколько иными.

Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных и звуков слабых позиций является «объективным пробелом» алфавита.

Данный пробел алфавита восполняется графикой, ее позиционным принципом.

Позиционный принцип графики (слоговой и буквосочетательный)

Позиционный принцип графики заключается в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции - соседних букв и других графических знаков.

Так, ё может обозначать сочетание фонем (ёлка ); <’о>, т.е. гласную фонему и часть предшествующей согласной фонемы - ее мягкость (тётка <т"отка>); <о> (шёлка <шолка>). Значение буквы ё определяется занимаемой ею позицией - предшествующими буквами и пробелом.

Некоторые буквы обозначают фонему только вместе с другими буквами. Так, в обозначении фонемы <в"> в слове вёл принимают участие буквы в и ё , а в обозначении фонемы <в> в слове вол - буквы в и о . Поэтому, если видна только буква в , то мы не сможем определить, какая фонема - <в> или <в"> - выступает в слове. Это можно сделать, только увидев, что стоит после буквы в, т. е. определив ее позицию.

Позиционный принцип графики проявляется в тех случаях, когда буква многозначна или передает не все содержание фонемы. Таковы почти все буквы.

Таким образом, если фонематический принцип графики связан с тем, чтó обозначают буквы, то позиционный принцип связан с тем, как обозначаются фонемы на письме.

Орфография (< гр. orthos - правильный + grapho - пишу; буквально означает "правописание") – это наука о правильном, нормативном написании значимых единиц (морфем и слов). Но значения слов «орфография» и «правописание» не совпадают: второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию.

Буквенное обозначение звукового состава слова - э то основной раздел орфографии. Он непосредственно связан с графикой, также устанавливающей зависимость между буквами и фонемами. Но графика определяет значения букв в их сочетаниях друг с другом вне зависимости от конкретных слов, а орфография дает правила написания букв в конкретных словах и морфемах. Кроме того, графика устанавливает соответствие букв и фонем в сильных позициях, а область орфографии - слабые позиции фонем.

В отдельных случаях орфография «вмешивается» и в область графики - область сильных позиций. Так, в соответствии с и с <о> под ударением после парных мягких согласных графика устанавливает написание ё: ёлка, мёд, а орфография разрешает написание е: елка, мед; в соответствии с <о> под ударением после шипящих графика требует написания о: шов, чопорный, а орфография «добавляет» написания с е: шел, печенка; с точки зрения графики <э> после парных твердых согласных должна передаваться на письме буквой э: мэр, Улан-Удэ, но орфография в большинстве подобных случаев устанавливает написание е: модель, тире; по законам графики <и> после согласных фонем, полностью отраженных соответствующими буквами, передается на письме буквой и : цинк, вакцина, как и шило, ножи, а орфография вводит правило написания с ы: цыкать, отцы.

Фонематический принцип опирается на связь письма с произношением и, выдвигая на первый план фонему , устанавливает случаи, когда письмо воспроизводит и когда не воспроизводит фонемы. Основой данного принципа орфографии является понимание того, что буквами алфавита изображаются не реально произносимые звуки, а фонемы но их основному виду, г.е. независимо от позиции. Например, буква о в словах вода и воды передаёт фонему одинаково, т.е. на письме выражается одной и той же буквой, хотя в первом слове находится в слабой позиции, а во втором - в сильной. В словах газы и газ одинаково пишется буква з , хотя обозначаемые ею звуки произносятся по-разному: в первом случае это звонкий согласный, а во втором - глухой. Отсюда вытекают практические правила:

  • - безударные гласные следует писать так же, как и под ударением (мореход, морской - потому что море);
  • - звонкие и глухие согласные следует писать в любой позиции так, как они пишутся в положении перед гласными, сонорными согласными и перед в (труд - потому что труда, а трут - потому что трутень).

Данные правила практически вытекают из морфологического принципа правописания, но между гем и другим принципами (морфологическим и фонематическим) отмечается ряд расхождений, в первую очередь теоретических:

  • 1. Каждый принцип имеет различные отправные позиции: морфологический принцип исходит из графическорго единообразия морфемы, и для него важно сохранение графического единообразия морфем; фонематический принцип исходит из понятия фонемы и для него важно сохранение обозначенное™ фонем (но сильной позиции). Конечно, морфологический принцип не может не учитывать позиционные и традиционные (ненозиционные) чередования; только последние передаются на письме, и тогда стабильный вид морфемы сохраняется.
  • 2. Оба принципа различаются пониманием значения произношения для письма.

Кроме того, есть расхождения в обосновании орфограмм, в объяснении бесироверочных написаний и др.

Принципы русского правописания отражают особенности русской речи, способствуют сохранению информации на письме и точной её передаче.

Контрольные вопросы

  • 1. Как называются основные принципы русской орфографии?
  • 2. В чем состоит морфологический принцип правописания?
  • 3. Когда нарушается единообразие в правописании морфем? Каковы их причины?
  • 4. В чем состоит фонематический принцип правописания?
  • 5. На чем основывается раздельное написание слов?
  • 6. На чем основываются правила переноса?

Практикум

Упражнение 1. Прочитайте примеры и укажите:

  • 1) проверяемые морфологические написания приставок и корней;
  • 2) непроверяемые морфологические (традиционные) написания корней;
  • 3) написания приставок и корней, отступающие от морфлологического принципа.
  • 1. Посадил, сбегал, низкий, река, степной, сознаваться, сторожка, собака, баран, аппарат, вокзал расклеить, разбить, воскликнуть, роспись, расписка, загар, загорел, касательная, прикосновение, просьба.
  • 2. Бездарный, беспомощный, запах, шефство,глинистый, кабина, багровый, спрыгнуть, сгибать, скользкий, асфальт, нарастать, заросль, собирать, соберут, коридор, галерея, коллектив.

Упражнение 2. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните устно, на чем основано раздельное или слитное написание выделенных слов.

Укрыться от дождя под (на) вес, ценить (на) вес золота, умчаться (в) даль, всматриваться (в) даль степи, продвигаться (в) глубь пустыни, отойти (в) глубь, вернуться домой (во) время, заболеть (во) время каникул, войти (в) плотную массу облаков, подойти (в) плотную к берегу, насыпать кофе (в) ручную мельницу, обрабатывать деталь (в) ручную.

Упражнение 3. Перепишите, выбирая из скобок нужную букву - строчную или прописную. Объясните устно, на чем основано употребление прописных букв.

Наблюдать (С,с)свсрную ночь на побережье (С,с)свсрного моря; пересечь (К,к)авказскис горы, пышная (К,к)авказская растительность, послать космический корабль с (3,з)емли на се спутник - (Л,л)уну, любоваться светом (Л,л) уны, бороться за мир на (3,з)смле, спускаться по мраморной (Д,д)ворцовой лестнице, Побывать в Москве на (К,к)расной площади.

Упражнение 4. Прочитайте и укажите, какие буквы пропущены в словах.

Ф...нарь, лок..мотив, н...гформа, сем...фор, п...ррон, б...гаж, в...гон, к...ндукгор, пасс...жир, в...стибюль, квитанция.

Орфография построена на трёх основных принципах:

1. Фонемном (фонематическом, морфологическом),

2. фонетическом,

3. традиционном (историческом).

I. Фонемный принцип - это принцип, лежащий в основе русской орфографии. Примерно 90% слов пишутся по этому принципу.

Суть его заключается в том, что одной и той же буквой на письме обозначается фонема независимо от того, каким звуком она реализуется в речи в том или ином положении.

Фонема - это незначимая единица языка, которая в речи реализуется рядом позиционно чередующихся звуков. Основная функция фонемы – различительная. На письме мы обозначаем фонему в сильной позиции. В результате получается, что каждая морфема, раз она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.

Например: дом - дом а – дом овой ;

< o >: [ о ] - [ a ] - [ ъ ]

гриб ы - гриб

< б >: [ б ] - [ п ]

Основные орфографические правила сводятся к следующим положениям:

1. «Сомнительную» гласную нужно поставить под ударение в той же

Например: приходит – при был, дела - де ло, льняной – песча ный, дело - село .

2. «Сомнительную» согласную нужно поставить перед гласным или сонорным.

Например: зуб – зубы – зубн ой .

Фонематический принцип русской орфографии определяет написание всех морфем слова.

Например: город – города – города – пригород – пригородный – городской

[горът] - [гър ٨ д] - [горъд] - [гърът]- [гъръд] - [гър ٨ ц]

Написание город- во всех этих случаях отражает фонемный состав корня <город> , т.к. все корневые фонемы можно поставить в сильную позицию (го род, иногоро дний, город а ).

Подданство – подвластный – подосиновик – подпись – подсолнух - подписать

[под] - [п ٨ д] - [пъд] - [пот] - [п ٨ т] - [път]

Написание под- во всех этих случаях отражает фонемный состав приставки <под> , т.к. её фонемы можно поставить в сильную позицию (по дданство, под осиновик ).

В суффиксе слов берёзовый, осиновый мы пишем букву о, т.к. в том же суффиксе под ударением произносится звук [о], который является основным видом фонемы

< о >: дубо вый, клено вый .



В окончаниях слов от пули, строит мы пишем букву и , т.к. в тех же окончаниях под ударением произносится звук [и], который является основным видом фонемы

< и >: от земли, летит .

Наблюдаются отступления от фонемного принципа, например,

при правописании буквы ь после шипящих на конце слова.

Согласные [ж], [ш] - всегда твёрдые, а согласные [ч], [ш’] долгий – всегда мягкие, поэтому написание буквы ь после них излишне.

По существующим сегодняшним правилам ь на конце после шипящих пишется в следующих случаях:

У существительных 3 склонения (мышь, рожь);

У глаголов в форме изъявительного наклонения, настоящего или будущего времени, 2 лица, единственного числа (читаешь, запоешь);

У глаголов в форме повелительного наклонения, 2 лица, единственного и множественного числа (отрежь, отрежьте, съешь, съешьте);

У наречий (наотмашь, навзничь, настежь ). Исключения: уж, замуж, невтерпёж .

II. Фонетический принцип проявляется в небольшом количестве случаев (8%). Суть его состоит в том, что одна и та же морфема пишется по-разному, в зависимости от её произношения (как слышим, так и пишем). Буква на письме обозначает не фонему, а звук.

Фонетический принцип проявляется в следующих случаях:

1. При правописании согласных в приставках, оканчивающихся на з-/ с- : без-/бес-, раз-/ рас-, воз-/вос- и др.

Например: раз бить- [б’]- звонкий; раз ыграть - [ы] – гласный;

рас пилить- [п’] – глухой

2. При правописании гласных в приставках роз-/ раз-, рос-/ рас- . Под ударением пишется буква о , без ударения – а .

Например: ро зданный - ра здать, ро спись - ра списать, ро звальни – ра звалить, ро зыск – ра зыскивать, ро ссыпь - ра ссыпать.

3. При правописании буквы ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Например: и гра – сы грать, и дея – безы дейный и в других случаях.

III. По традиционному (историческому) принципу пишется немногочисленная группа слов (2%). Такое правописание не подвергается ни фонемному, ни фонетическому объяснению. Традиционные написания надо запоминать. В таких случаях мы говорим о гиперфонемах (в школьной практике слова с гиперфонемами называют словарными словами ).

Например: са пог, со бака, накло нение (ср. кло нится, кла няться), бе ру, заби раю, фут бол, вок зал, жи ть, ци рк, новог о.

Дифференцирующие написания

Дифференцирующие написания в русском языке незначительны, и их употребление регулируется частными правилами. Это такие нраписания двух слов или форм, которые фонетически совпадают, являются омофонами, но имеют разное значение.

Например: поджо г (сущ.) – поджё г (глаг.), о рёл (птица) – О рёл (город),

ко мпания (круг людей) – ка мпания (мероприятие), бал (мероприятие) – балл (оценка), плач (сущ.) – плачь (глагол в форме повелительного наклонения) .

Правила переноса слов

Если слово не умещается на строке, часть слова переносится на другую строку. Правила переноса вырабатывались постепенно. В древности, когда не было ещё раздельного написания слов, на другую строку переносилась оставшаяся часть текста. Систему правил переноса впервые дал Я.К.Грот в «Русском правописании» (1885 г.). Но не все из 17 предложенных им правил оказались целесообразными и необходимыми.

В современном русском языке при переносе слов учитывается фонетическое членение слова на слоги: го-ро-да , го-рода , горо-да . На этом принципе основаны правила, запрещающие оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога (например, нельзя переносить мо-ст , ст-рах ). Нельзя также отделять согласную от следующей за ней гласной. Следует переносить: дя-денька или дядень-ка , лю-бовь (а не дяд-енька , люб-овь ).

Но при переносе учитывается также и морфемный состав слова . Слова с производными основами следует переносить так, чтобы сохранялась целостность частей слова. Так, слово лесник содержит два слога ле-сник , но при переносе букву с , входящую в состав корня, следует оставлять на предыдущей строке. Нельзя переносить соз-нание , прис-лать , по-дбить , спе-цодежда .

Есть и другие ограничения переноса. Например, русские слова не начинаются с букв й, ь, ъ, ы , поэтому переносить часть слова, начинающуюся с этих букв, не разрешается. Следует переносить: сай-ра , май-ор , маль-чик , боль-шой , подъ-езд , ра-зыскать .

Нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку одну букву.