Отвечает каждое полушарие мозга. За что отвечают левое и правое полушарие мозга и как их развить

Мозг – важнейший орган нашего организма. От его правильной работы зависит состояние всех органов и человека в целом. Оба полушария мозга работают в системе, но у каждого из них свои функции. Чем лучше взаимодействуют полушария, тем гармоничнее развитие человека.

Левое полушарие

Главная функция – логическое мышление. То есть в левом полушарии происходит анализ полученной информации и делаются выводы. Обрабатываются данные поэтапно. Дословное понимание значений выражений.

Распознание математических знаков и чисел, решение задач, основанных на вычислениях.

Координация движений правосторонних частей тела.

Обработка сведений, полученных не прямым путем, а за счет восприятия образов, символов, знаков. То есть за интуицию.

Ориентация в пространстве и определение местоположения.

Способность понимать иносказательные выражения – например, метафоры.

Возможность проникаться музыкальными произведениями. Но за обучение музыке в ответе левое полушарие.

Способность мечтать, придумывать, воображать, сочинять, рисовать.

Получение удовольствия от сексуальных отношений. Возможность отдаться ощущениям.

Мистические способности, религиозность, фанатизм.

Возможность видеть ситуацию в общем.

Координация движений левосторонних частей тела.

Полушария мозга отвечают за разные процессы. У одних хорошо развита логика, а у других – интуиция. Но для гармоничного развития личности оба полушария должны хорошо, слаженно работать. Ведь что толку в хорошем аналитическом уме, если ничего нового придумать не в состоянии. Или, наоборот, иметь множество идей, но не реализовывать их из-за непоследовательных действий.

Учеными доказано, что руки – наилучший инструмент совершенствования мозга. Не зря развитию мелкой моторики у детей уделяется повышенное внимание. Если обе руки работают, то и оба полушария взаимодействуют.

Идеально помогает музыка. Так, для восприятия музыки, работает одно полушарие, а для обучения игре на инструменте – другое. А игра, например, на пианино, во время которой обе руки согласовано работают – наилучшая тренировка обоих полушарий.

Существует ряд упражнений для тренировки мозга. Подходят и детям, и взрослым.

  1. Правую руку кладут на кончик носа, левую – на правое ухо; затем руками делают хлопок и руки меняют местами: левой берутся за нос, правой – за левое ухо.
  2. Двумя руками одновременно стараются рисовать зеркальные, симметричные узоры или пишут буквы.
  3. Выполняют упражнение из комплекса утренней зарядки: левую руку к правой поднятой ноге и наоборот.
  • пальцев делают колечко, соединяя поочередно большой палец с остальными. Делать максимально быстро, от указательного пальца к мизинцу и в обратном направлении. Сначала одной рукой, потом обеими.
  • Нужно вслух как можно быстрее назвать цвет, которым написано слово.
  • Эти упражнения отлично тренируют мозг, улучшают связь между полушариями.

    А чтобы понять насколько наш мозг умеет приспосабливаться, попробуйте прочитать текст:

    Развить интуицию и даже ясновидение можно через развитие правого полушария.

    Отметим, что у детей с рождения более развито правое полушарие, ведь они воспринимают мир только через ощущения.

    Интуитивное восприятие основано на образах, символах, неуловимых деталях. То, что человек замечает, не фиксируя этого в своем сознании. Но в подсознании эти факты откладываются и обрабатываются, так получаются интуитивные догадки.

    Следующей ступенью развития интуиции будет ясновидение. Ведь последние исследования указывают на то, что эти способности можно выработать.

    Целые учения основаны на мнении, что наши мысли материальны и вокруг нас огромное море информации. Нужно только найти путь к нужным сведениям.

    В нашей голове постоянно варится «каша» из мыслей. Это препятствует получению внешней информации. Но если удается остановить диалог внутри себя, то мозг настраивается на внешнюю среду. И, в виде образов, звуков, символов или знания, человек может получить нужные сведения из информационного мира.

    Итак, если поставить себе цель – добиться ясновидения, то работать над собой придется много. Задания направлены на развитие правого полушария головного мозга. Ведь в повседневной жизни в основном работает левое.

    Этапы развития ясновидения:

    1. Нужно стимулировать работу правого полушария мозга. Хорошо, если человек творчески развит, это значит, что правое полушарие и так доминирует. В другом случае нужно над собой работать.
    2. Стараться воспринимать какой-либо предмет без слов, опираясь только на образы, ассоциации, чувства, ощущения. К примеру, какие ощущения возникают при виде апельсина.
    3. Остановить ход мыслей в своей голове. То есть нужно научиться на время прекращать думать. В этом помогут техники медитации. В случае успешного опыта, наш мозг освободится и будет готов принимать информацию извне.

    Для удачного отключения мыслей, нужно:

    • расслабиться;
    • занять удобную позу;
    • сосредоточиться на одной мысли или созерцать один предмет;
    • можно слушать музыку, лучше без слов.

    При правильном выполнении инструкции в какое-то время наступит состояние транса.

    И, наконец, самым сложным будет понять и принять себя. Осознать, что именно вы достойны управлять своей жизнью. Нужно верить в себя, потому что неверие блокирует поток информации.

    Может сложиться впечатление, что заниматься развитием интуиции и ясновидения лучше в полном одиночестве, чтобы никто не отвлекал. Но практика доказывает обратное. Дело в том, что неодушевленные предметы обладают не такой сильной энергетикой, как люди. При занятиях с человеком гораздо проще уловить исходящую от него информацию.

    Вот несколько коллективных упражнений для развития способностей правого полушария:

    1. Каждый из участвующих пишет на бумаге свои данные.
    2. Во время письма нужно представлять, как листок заряжается личной энергетикой. Затем бумажки складываются и смешиваются.
    3. Каждый берет себе одну. И, не открывая, пытается прочувствовать личность писавшего. То есть нужно описать ощущения, которые возникают от свернутого листа. Это может быть чувство холода, тепла, злости… Могут быть и зрительные или звуковые образы.
    4. Затем листок разворачивается и сопоставляется личность человека и образ, который почувствовали.

    Следующее упражнение основано на тактильных ощущениях.

    1. Одному из участников закрывают глаза. И поочередно остальные подходят и прикасаются к нему: либо вкладывают руки в руки, или прикасаются ко лбу, или к затылку. А испытуемому нужно почувствовать информационный поток, исходящий от человека.
    2. В начале занятий нужно просто пытаться чувствовать, без анализа. Со временем различные ощущения будут складываться в конкретный образ.
    3. Упражнение направлено на калибровку внутренних часов. Нужно засечь определенный временной интервал – минуту, две, пять. Затем с закрытыми глазами, не считая, определить такой же период. Делать это следует до тех пор, пока биологические часы не выровняются с реальным временем.
    4. Если внутренние часы спешат – вам мешает чувство тревоги, а когда отстают – вы не уверены в себе.
    5. После устранения внутренних проблем, вам удастся настроиться на нужную волну.
    6. Развивать моторику левой части тела. Стараться выполнять действия левой рукой.

    Мы живем в век логики. Люди чаще всего опираются на факты, числа, доказательства, исследования. А интуиция, творческое восприятие находятся на втором плане. Поэтому так много говорится о развитии именно левого полушария.

    Для гармоничного развития личности оба полушария мозга должны работать хорошо. Но в случае если развита эмоциональная сфера и плохо работает логическое восприятие, нужно деликатно помочь «отстающему» полушарию. Что делать если доминирует правое?

    У детей изначально доминирует правое полушарие. Левое полушарие вступает в работу после года, ближе к двум. Когда у ребенка формируется речь. Примерно в это время современные родители отдают своих детей в школы развития, с самым разнообразным профилем.

    Если у ребенка отстает развитие левого полушария, ему трудно в социуме. Как помочь ребенку в этом случае:

    • Основными упражнениями в таком случае будет игры, направленные на развитие речи малыша, расширение словарного запаса.
    • Нужно учить детей выражать свои мысли словами, так им легче будет взаимодействовать с другими людьми.
    • Не менее важны и ролевые игры. С помощью таких занятий можно просто и доступно научить ребенка вести себя в больнице, школе, магазине; объяснить, чем занимаются люди разных профессий и многое другое.

    Не следует увлекаться развитием только левого полушария. Наряду с интеллектом, нужно уделять внимание и физическому развитию, не забывать о творчестве.

    Левое полушарие выполняет важнейшие функции. Очень важно, чтобы логическое мышление было развито на должном уровне. Особенно это касается взрослых, ведь любая работа требует применения логики.

    Для развития левого полушария можно выполнять упражнения:

    • Ежедневно заниматься решением задач по логике, математике. Чем больше, тем лучше.
    • Решение кроссвордов также отлично тренирует левое полушарие мозга.
    • Стараться выполнять большинство действий правой рукой.

    Для всестороннего развития человека очень важна синхронность в работе левого и правого полушарий. Ведь их функции не заменяют, а дополняют друг друга. Заниматься улучшением работы мозга никогда не поздно. Ученые доказали, что и 60 лет можно развиваться.

    Доброго времени суток, уважаемый читатель! Сегодня обсудим уникальное творение природы — человеческий мозг, точнее его правое полушарие, а развить и активизировать его функции помогут упражнения которые найдете в данной статье. Сейчас объясню почему мне захотелось сделать акцент именно на этой теме. Во-первых, оно отвечает за творческие способности, и его развитие поможет раскрыть заложенный в нас потенциал. Во-вторых, уже давно система образования и воспитания направлена только на левое полушарие, что привело к дисбалансу нашего мышления. Поэтому необходимо гармонизировать работу всего мозга.

    Если вы аналитик и логик чистой воды (это означает, что у вас ведущее левое полушарие) и чувствуете, что вам не хватает творчества и креатива, не спешите расстраиваться. Существуют методы и упражнения, которые помогут включить спящее правое полушарие. Эти способы я подробно опишу в конце статьи, а пока что рассмотрим роль, которую выполняет правое полушарие.

    Функции правого полушария

    1. Интуиция
    2. Воображение
    3. Ориентация в пространстве
    4. Обработка невербальной информации
    5. Целостное восприятие
    6. Понимание метафор и юмора
    7. Музыкальность
    8. Рисование
    9. Эмоции
    10. Мечты

    Благодаря правому полушарию мы можем целостно воспринимать лица людей, эмоции, различать интонации голоса. Метафоры и анекдоты воспринимаются не в буквальном смысле, а становятся понятными их скрытое значение, используются ассоциации и воображение. Кроме этого правое полушарие контролирует левую сторону тела.

    Согласитесь,это немаловажные функции, которые развиты в большей или меньшей степени у всех людей. А теперь представьте себе, какие возможности могут открыться если заставить работать свой мозг еще продуктивнее. Интуиция станет более острой, разовьется эмпатия и чуткость, раскроются скрытые способности и таланты.

    У кого развито правостороннее мышление

    Обычно у женщин правое полушарие работает лучше, чем у мужчин. Это одна из причин, почему между слабым и сильным полом так часто возникает непонимание. Благодаря такому мышлению у женщин преобладают такие свойства, как интуиция, воображение, мечтательность, а у мужчин — логика, аналитичность.

    Раньше считалось, что у правшей более развито левостороннее мышление, а у левшей — правое. Сейчас специалисты нейропсихологии приходят в выводу, что это не совсем верно. Исследования проводились с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). Когда писал правша, повышалась активность волн от левого полушария, когда писал левша — наоборот. Данный тест лишь еще раз доказал, что каждая сторона мозга отвечает за противоположную сторону тела.

    У многих известных художников, скульпторов, композиторов более активна правая сторона мозга, но и левое полушарие работает не ниже среднего. Поэтому, необходимо совершенствовать свой мозг, чтобы добиться баланса в его работе.

    Как активизировать правое полушарие

    Для того чтобы улучшить деятельность мозга, необходимы тренировки. Для левого полушария поможет решение математических задач, разгадывание кроссвордов, а для правого - занятие творчеством. Здесь логично возмутиться «Как же нам заниматься творчеством, если наше правое полушарие не работает?!». Я развею ваши страхи, начать можно с небольших шагов, доступных каждому.

    Слушайте музыку. Конечно, здесь речь не идет о любой музыке. Современная музыкальная культура (поп, рок, хип-хоп) способны только замусорить мозг. Лучше добавьте в свой плей-лист несколько композиций медитативной музыки, либо как советуют современные психологи что то из классики (Чайковский, Бах, Моцарт, Вагнер и другие). Закройте глаза и визуализируйте образы и картинки, которые ассоциируются с данной мелодией.

    Созерцайте. Наиболее удачный выбор для созерцания - мандала. Это схематичный узор, который символизирует модель вселенной. Подберите изображение мандалы на свой вкус, расслабьтесь и смотрите в центр несколько минут. Через некоторое время вы можете заметить эффект калейдоскопа, не пугайтесь, так и должно быть. Буддийские монахи используют мандалу в духовных практиках. В течении нескольких дней они выкладывают ее из цветных зернышек, а после медитации стирают прекрасный плод своего долгого труда.

    Рисуйте. Даже если у вас нет художественных способностей, вы можете рисовать картины не для выставки или продажи, а с целью активизировать правое полушарие. Например, нарисуйте мандалу или любой другой узор, не требующий технических навыков. Лучше всего использовать краски или цветные мелки.

    Медитируйте. Техник по медитации безграничное множество. Совсем не обязательно искать ту, что направлена на развитие правостороннего мышления. Любая медитация улучшает активность всего головного мозга. Прочтите статью Медитация для начинающих в домашних условиях, чтобы узнать больше о медитации. Самое главное научиться наблюдать и направлять свои мысли в необходимое русло, хотя бы на короткое время. У медитирующих людей хорошо работает интуиция, воображение, раскрываются природные таланты, это признаки правостороннего мышления.

    Упражнения на развитие

    Арабское письмо. Как вам наверное известно, арабский язык пишется и читается справа налево. Такой стиль письма развивает правостороннее мышление. Предлагаю и вам попробовать такую письменность. Для этого совсем не обязательно изучать арабский. Просто пишите справа налево на своем родном языке, только главное, чтобы это не вошло у вас в привычку!

    Зеркальное рисование. Приготовьте лист бумаги и два карандаша, один возьмите в левую руку, другой - в правую. Начинайте рисовать одновременно обеими руками одинаковые, простенькие геометрические фигуры. Данное упражнение помогает сбалансировать работу двух полушарий.

    Черчение в воздухе. Этот метод также направлен на гармонизацию работы двух сторон мозга, только он чуть сложнее, чем предыдущий. Одной рукой рисуйте в воздухе треугольник, а другой круг. Когда у вас начнет получаться, то можно поменять фигуры.

    Поглаживания и похлопывания. Наверное все в детстве пробовали такой прием. Одной рукой делается круговое движение по животу, а другой легкое похлопывание по голове, затем нужно руки поменять местами. Казалось бы, что же тут сложного? Но людям с дисбалансом работы двух полушарий данное упражнение дается нелегко.

    Вот собственно, такие простенькие упражнения, которые помогут раскрыть затаенный в вас потенциал.Если вам понравилась статья поделитесь ей пожалуйста с друзьями, нажав одну из кнопок социальных сетей. А также буду очень рад вашим комментариям и дополнениям.

    С уважением, Руслан Цвиркун

    Головной мозг – главный орган ЦНС, который состоит из огромного количества нервных клеток и их отростков, взаимосвязанных между собой. Этим органом практически полностью занята полость мозгового отдела черепа. Он обеспечивает защиту мозга от внешних повреждений. По мере развития и взросления человека мозг постепенно принимает форму черепной коробки.

    За счет деятельности головного мозга человек видит, слышит, ходит, работает, испытывает эмоции, способен общаться с другими людьми, анализировать, мыслить.

    Структура

    У взрослых мужчин и женщин общая масса органа составляет около 1,3-1,5 кг. Мужской и женский мозг по весу различаются мало (у женщин он немного легче), в то время как у новорожденных вес органа составляет не более 350-400 г, а у 12-летнего ребенка – ~800-1000 г. Расположен мозг в черепной коробке и закрыт тремя оболочками. Он имеет специфическое строение. Наиболее существенными частями органа являются: продолговатый и задний (который включает мост и мозжечок, расположенный сзади моста) передний, промежуточный, средний мозг.

    Правое и левое полушарие мозга ответственны за регулирование высшей нервной деятельности, т.к. в них расположены отделы, которые отвечают за письмо, речь, слух, зрение. Благодаря мозжечку обеспечивается равновесие, а ствол содержит в себе развитые центры, управляющие дыхательной и сердечно-сосудистой системами.

    У мужчин головной мозг полностью перестает увеличиваться в размерах примерно к 25-ти годам, в то время как у женщин этот процесс завершается уже к 15-ти годам.

    Между двумя половинами органа идет продольная щель, основу которой составляет мозолистое тело, соединяющее полушария, обеспечивающее координацию их работы между собой. Еще со школьных времен из анатомии мы знаем, что половины отвечают за работу противоположных сторон тела. Например, правая половина отвечает за функционирование левой стороны туловища.

    Функции левого полушария

    Полушария мозга взаимосвязаны с остальными частями центральной нервной системы, поэтому функционируют совместно с подкорковыми структурами.

    Если одна из гемисфер будет повреждена, то частично ее функции может взять другая. Это свидетельствует о сопряженном обеспечении работы движений, высшей нервной деятельности, чувствительности, органов чувств.

    В коре имеется сразу несколько зон, которые отвечают за выполнение конкретных функций. Эти зоны работают только сообща. К примеру, если человек хочет о чем-то сказать, то он думает, анализирует, просчитывает, а потом только говорит. В процессе общения люди выражают эмоции: печалятся, радуются, тревожатся, смеются и т. д., жестикулируют, задействовав для этого лицевые мышцы и руки. Подобная работа обеспечивается общим функционированием:

    • нескольких зон коры;
    • подкорковыми ядрами;
    • спинальными и черепными нервами.

    На данный момент головной мозг человека изучен мировой наукой менее чем на 50%, но процесс беспрерывно продолжается.

    Лобная доля левого полушария

    Если говорить о том, за что отвечает левое полушарие, то сначала следует рассказать о лобной доли, за счет которой обеспечивается способность говорить и мышление человека. Это одна из важнейших частей головного мозга. Благодаря ей появляются и проявляются эмоции, контролируются поведение и мыслительные процессы.

    Речедвигательная зона

    Позволяет обеспечить нормальное функционирование лицевых мышц, что необходимо для произнесения сложных фраз и слов. Выражаясь по-другому, благодаря речедвигательной зоне у человека в целом формируется речь. Если тот правша, то в левой гемисфере речедвигательная зона занимает куда больше места, чем в правой, а если левша – всё ровно наоборот.

    Если зона будет разрушена или сильно повреждена, то автоматически утрачивается способность говорить. При этом человек сможет петь и кричать без слов. Также при повреждении теряется способность чтения про себя, формулирования своих мыслей. На функции понимания речи других людей такие повреждения никак не сказываются.

    Есть распространённый миф о том, что человек использует только 5-10% возможностей своего мозга. Это не так, потому что клетки, которые не задействуются, попросту отмирают.

    Моторная зона

    Левое и правое полушарие содержат моторную зону коры, необходимую для обеспечения активности поперечнополосатой мускулатуры. В левой гемисфере контролируется активность правой стороны туловища, координация точности движений, ориентация на местности. В эту зону внутренние органы отправляют свои импульсы.

    Если моторная зона коры будет повреждена, то наблюдаются следующие проблемы:

    • нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов;
    • парез конечностей;
    • атаксия.

    Теменная доля

    Здесь располагается зона чувствительности мышц, суставов, кожных покровов. В левое полушарие поступают импульсы от рецепторов правой стороны тела.

    Если эта зона будет повреждена, то, в большинстве случаев, у человека наблюдаются нарушения чувствительности на некоторых участках тела, он утратит способность определять вещи на ощупь. Также происходит утрата осязания, восприимчивости температуры окружающей среды, не чувствуются болевые ощущения в правой части тела.

    Височная доля

    Её основные функции – вестибулярная чувствительность и слух. Если зона повредится, то правое ухо слышать перестанет, утратиться способность левого уха нормально слышать. Человек будет двигаться менее точно, при ходьбе начнет шататься. Неподалеку от височной доли располагается слуховой центр речи, за счет которого мы можем понять обращенную речь и слышать собственную.

    Затылочная доля

    На основании головного мозга происходит перекрещивание зрительных и слуховых волокон. Поэтому в зрительную зону левой гемисферы поступают импульсы от сетчатки правого и левого глаза. При этом если область будет повреждена, то полной слепоты у человека не возникнет – нарушения наблюдаются только в левом глазу.

    Затылочная часть головы также необходима для обеспечения нормальной работы зрительного речевого центра – с его помощью мы распознаем написанные слова и буквы, читаем.

    Специализации полушарий

    Левое и правое полушарие мозга отвечают за определенные функции.

    Главная специализация левой гемисферы – логическое мышление, поэтому раньше было активно распространено мнение, что именно левая сторона является доминирующей. Но доминирование левой гемисферы наблюдается только при осуществлении определенных функций:

    • Языковые способности, обеспечение контроля речи, возможности читать и писать, память (запоминание фактов, имен, дат и т.п., их написание), изучение иностранных языков.
    • Понимание слов (левое полушарие может понимать смысл сказанного только буквально).
    • Аналитическое мышление (распознание чисел и математических символов, логика, анализ фактов).
    • Последовательная обработка информации (левая гемисфера выполняет обработку получаемой информации поэтапно). Левой стороной рассматриваются все имеющиеся детали – она не видит картину в целом, в отличие от правой стороны, поэтому не способна собрать воедино полученную информацию.
    • Математические способности (левая сторона распознает символы, числа, для решения математических задач используется логический и аналитический подход, которые также обеспечиваются этой гемисферой).
    • Контроль правой стороны туловища (если приподнять правую ногу, то это будет указывать на то, что соответствующая команда поступила с левого полушария).

    Полушария человеческого головного мозга находятся во взаимодействии друг с другом, поэтому при мыслительной деятельности центральная нервная система задействует их вместе. Происходит синхронизация функционирования двух полушарий. Активирует их и соединяет полученные результаты центральная нервная система. Но всё равно принято четко разделять их психические функции.

    Распространено мнение, что чем больше мозг, тем человек умнее и гениальнее, но это заблуждение. У Альберта Эйнштейна был сравнительно небольшой мозг, который весил около 1,2 кг. Размеры органа никак не влияют на качество мыслительной деятельности.

    Существует точное разделение определенных функций. Правое полушарие отвечает в большей степени за интуицию, поэтому доминировать оно не может. К его основным функциям также можно отнести:

    • Обработка невербальной информации (символы, образы).
    • Пространственная ориентация. Гемисфера позволяет человеку ориентироваться в пространстве, правильно воспринимать своё месторасположение. За счет работы этой стороны мозга человек способен грамотно находить путь в нужное место, принимая во внимание различные факторы, создавать мозаичные изображения-головоломки.
    • Метафоры. Благодаря работе полушария люди могут правильно воспринимать метафоры, отгадывать загадки, распознавать результаты деятельности воображения другого человека. Если левое полушарие позволяет нам буквально понять и проанализировать смысл того, что было написано, то правая гемисфера применяет творческий подход. Например, если мы услышим такую метафору: «Простой, как валенок», то за счет работы полушария мы поймем то, что до нас хотели донести.

    • Мистика. Религия, мистические явления, суеверия и многое другое из этих областей – за всё это отвечает правое полушарие нашего мозга.
    • Музыкальность. Творчество относят также к сфере деятельности правого полушария. Таланты в сфере музыки, способность восприятия музыкальных произведений и многое другое, связанное с музыкой и другим творчеством, обеспечивается работой этой стороны мозга. Интересно отметить, что за получение музыкального образования будет отвечать не правая, а левая гемисфера.
    • Воображение. Благодаря правой стороне мозга мы можем мечтать, воображать, фантазировать. Полушарие полностью контролирует эти процессы, позволяет нам придумывать всевозможные истории, развивает мысли, связанные с придумыванием новых решений и путей, давать прогнозы, соединять воспоминания в единое целое и т.п. К примеру, именно правая сторона задает вопросы, наподобие «А что, если?» и многие другие, связанные с творческим мыслительным процессом.
    • Эмоции. Если говорить о том, за что отвечает наше правое полушарие, то к списку также можно отнести эмоции, которые, по сути, продуктом деятельности данной гемисферы не являются. Одновременно с этим, они связаны с правой стороной намного больше, чем с левой, что уже давно смогли доказать ученые.

    Правое и левое полушарии мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности, а правое полушарие воспринимает образы, общее содержание основываясь на интуиции, воображении, творчестве правое полушарие обрабатывает факты, детали, поступающие из левого полушария, собирая их в единый образ и целостную картину. Левое полушарие стремиться к анализу, логической последовательности, деталям, причинно- следственным связям. Правое полушарие осуществляет ориентировку в пространстве, восприятие целостной картины, фиксирует образ и эмоции человеческих лиц.

    Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.

    Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция). Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. особый интерес представляет изображение с двойным вращением

    Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

    Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.

    Похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.

    Скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.

    Определите ведущий глаз.

    Как можно развить способности полушарий.

    Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п. Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой. Развить полушарие помогут упражнения, на осознание правого и левого полушария мозга.

    Ухо-нос

    Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

    Зеркальное рисование

    Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

    Колечко

    Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

    4. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

    А Б В Г Д

    Л П П В Л

    Е Ж З И К

    В Л П В Л

    Л М Н О П

    Л П Л Л П

    Р С Т У Ф

    В П Л П В

    Х Ц Ч Ш Я

    Л В В П Л

    Все вышеописанные упражнения, направленные на развитие правого полушария можно применить и с детьми.

    Упражнения на визуализацию .

    Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.

    Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь - зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым.

    А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!

    А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.

    Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

    Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.

    А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.

    Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: "Как интересно!", "Ну надо же!", "Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!".

    Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование - медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут.

    Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать - помогите: "Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?"

    Теперь игра окончена, можно отдохнуть.

    Вы, наверное, догадались, в чем ее суть. Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.

    Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: "Имя-цветок " - рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; "Я взрослый " - пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); "Воображаемый подарок " - пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.

    Вы застряли в пробке, долго едете в поезде, скучаете дома или в очереди к врачу - поиграйте в предложенные игры. Малыш в восторге и не канючит: "Мне скучно, ну когда же наконец...", а родительское сердце ликует - ребенок-то развивается!

    Предлагаем вам еще одно упражнение на визуализацию, которое называется "Стирание из памяти стрессовой информации ".

    Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги – если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.

    Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

    5. Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.

    Вот так можно привести в гармонию работу полушарий мозга.

    Человек – универсальное существо. Он, в отличие от животного, может чувствовать, сопереживать, радоваться, огорчаться, мечтать. Ни одно из существ на планете не способно на такие эмоции. Так почему людям дарована возможность испытывать такие необычные чувства? Чем человек отличается от примата? Мозг – вот главная особенность организма. Именно он контролирует эмоции, мечты, действия, однако и тут не всё так просто. Функции левого и правого полушарий контролируют разные действия. За что отвечает левое полушарие мозга? Почему бытует мнение, что люди, у которых развито именно левое полушарие головного мозга, отличаются аналитическим мышлением, развитой логикой?

    Правое полушарие головного мозга развито сильнее у представительниц слабого пола. Именно такое мнение бытовало у многих врачей и психотерапевтов. На самом деле всё немного не так. Ведь сколько существует женщин, которые имеют чисто аналитический склад ума, и сколько существуют представителей сильного пола с прекрасно развитой интуицией. Получается, нельзя проводить разделение действий, руководствуясь гендерным признаком. Дальше – больше. Учёные определили, что люди используют всего лишь 3 – 5 % своего мозга, хотя могут развить два полушария мозга. Это значит, что у человечества появится шанс читать мысли на расстоянии, чувствовать настроения других лиц, выполнять сложнейшие вычисления без помощи машин. Есть возможность перейти на совершенно иной уровень жизни, избавиться от присутствия техники, научиться понимать друг друга.

    Учёные Средневековья полагали, что мозг человека подобен всполохам огня. Восточные мудрецы той же эпохи сравнивали разум с цветком лотоса. Естественно, это только аллегории. На самом деле мозг напоминает плод грецкого ореха. Но это звучало как-то некрасиво, поэтому до наших дней дошло множество изображений жизненно важного органа в виде необычных вещей. Учёные древности не задумывались о связи между разумом и действиями. Всё сводилось к религии: если так происходит, значит, так велел Бог. Первым, кто попытался детально изучить строение главного органа, найти взаимосвязь между левым и правым полушарием, был Леонардо да Винчи. Гениальный живописец, изобретатель, мистик. Впрочем, перечисление заслуг может занять несколько страниц. Он первый, кто мог детально изобразить мозг, все его части. Второй, не менее гениальный творец эпохи Возрождения, – Микеланджело – создал картину «Сотворение Адама». Долгое время она имела лишь художественную ценность. И лишь в XIX веке люди увидели скрытый код: – изображение творца на облаке точно повторяет разрез мозга. Там же детально изображены его мелкие части, удачно замаскированные под различные детали.

    Вскоре обнаружилось много картин, скрывающих тайные коды и знаки. Но, что интересно, человечество смогло рассмотреть их спустя сотни лет. Что же мешало заметить интересные подсказки, почему люди порой не видят очевидного? Ответ кроется в голове. Строение главного органа действительно напоминает орех: извилинки, две доли полушарий, перемычка, соединяющая их. Всё так же и в голове: большие полушария, мозжечок, ствол мозга. Это три основных «отдела, отвечающие за людскую жизнь. Большие части, покрытые оболочкой, соединяются между собой мозолистым телом – своеобразным мостом. Зона коры больших полушарий ответственна за все мысли, действия, совершаемые человеком. Строение больших полушарий головного мозга включает в себя разные области, ответственные за выработку гормонов, рост органов, зрение, слух, – одним словом, без главного органа люди были бы подобны простому камню.

    Большие части делятся на лобную, затылочную, височную и теменную доли. Каждая из областей по-своему уникальна и несёт ответственность за следующие действия. Итак, функции больших полушарий головного мозга:

    • лобные участки поддерживают вестибулярный аппарат. Благодаря их правильной работе, люди стоят, ходят, выполняют действия. Фактически это центр управления, мозговой «главпункт». Любые нарушения, повреждения, травмы тотчас ведут к нарушению работы: человек меняется, появляются отклонения в развитии, странности поведения. Правая часть ответственна за мысли, мечтания, эмоции, левая – за речь, дикцию, движения;
    • височные части отвечают за память, это своеобразный «жёсткий диск». Травмы, приходящиеся на виски, могут отправить потерпевшего в длительную амнезию. Левая часть отвечает за конкретику: названия, цифры, имена, даты. Правая часть хранит воспоминая, образы, мечты. Если случается травма, сбой, болезнь именно в этой области, то потерпевший перестаёт понимать речь. Поражение левой области полностью заблокирует распознавание, смысл говора. Травма противоположной височной части нарушит эмоциональное восприятие речи, полутона, подтекст;
    • теменная часть ответственна за все ранки, порезы, ссадины, точнее, за боль, причинённую ими. Правый теменной отдел поможет ориентироваться в пространстве, определяет близость, дальность нахождения вещей. Его противоположный «коллега» отвечает за чтение, память. Дислексия – заболевание, ограничивающее способность учиться. Возникает из-за нарушения в левой теменной доле головы;
    • за что отвечают затылочные части? Благодаря их правильной работе, глаза воспринимают, обрабатывают, передают образы. Развитая левая часть подмечает детали, мелкие части. Правая доля передаёт богатство красок, колорит;
    • задача коры больших полушарий головного мозга сводится к контролю за поведением индивидуума, к способности мыслить, созерцать.

    Большие полушария головного мозга могут быть развиты одинаково, однако такое наблюдается редко: в основном доминирует одна из частей. Данное мнение бытовало раньше. Теперь люди изменились: всё больше рождается детей индиго, способности мозга человека развиваются. Возвращаясь к самому началу, можно найти ответ на вопрос, почему люди раньше не замечали скрытых кодов картин и произведений. Чтобы расшифровать гениальные головоломки, следует задействовать обе доли больших полушарий, иметь развитую интуицию и отличное аналитическое мышление.

    Распределение обязанностей

    За что отвечает левое полушарие мозга и почему оно доминирует над своим собратом? Функции левого полушария головного мозга таковы:

    1. Понимание речи, способность говорить.
    2. Логика.
    3. Запоминание событий, дат, имён, действий.
    4. Действия правой стороны тела.
    5. Способность мыслить по цепочке, выстраивать логические ряды.
    6. Аналитические способности также подвластны левому полушарию.

    Именно благодаря этой части человечество совершило технологическую революцию. Все научные открытия сделали люди с доминирующей левой стороной. За что отвечает левое главное полушарие головного мозга и можно ли на него списать неправильные действия, убийства, насилия? Для начала стоит понять, что все действия диктует мозг. Если человек совершает насилие, он отдаёт себе отчёт в действиях, однако вопрос в другом: как он их воспринимает?

    Учёные провели ряд исследований с маньяками, убийцами, людьми-изуверами. Результат поразил: большинство подопытных считало, что они совершали правильные деяния, кроме того, они тщательно готовились к будущим преступлениям. То есть их левая доля мозга спланировала все действия, по полочкам разложив порядок преступлений, очерёдность действий. Маньяки скрупулёзно выискивали своих жертв, мозг методически определял нужные детали, выделяя обречённых из толпы. Казалось бы, всё просто: заболевания провоцируют сбои в работе головы – отсюда и преступления. Однако исследования томографии показали, что у многих преступников развиты оба полушария большого мозга, отсутствуют опухоли, травмы. Где же та «кнопка», отвечающая за весь негатив? Ответ пока не найден.

    Другой интересный факт: многие одарённые учёные, математики, физики, химики отчаянно невезучи в амурных делах. Романтические свидания под луной, походы в кафе они игнорируют, им гораздо интереснее посидеть над нерешенной задачей или вывести очередной закон. Почему? За романтику, любовь, эмоции отвечает правое полушарие, а люди, конкретно избравшие научную стезю, развивают противоположную часть мозга, постоянно подавляя правую. Как же быть «ботаникам», как развить правое полушарие? Работа полушарий головного мозга в идеале должна быть одинаковой, однако для этого необходимо постараться.

    Функции левого и правого полушарий очень разнятся. У эмоциональных людей лучше развито правое полушарие, однако это не означает, что они не могут решать алгебраические примеры. Просто такие люди наделены музыкальным даром, могут сопереживать, развитая интуиция позволяет им избегать непростых ситуаций. Художественный дар, литературные способности – всё это про гуманитариев. Они развивают свои возможности, иногда подавляя функции левого мозга. Повторяется ситуация с «влюблённым ботаном» с точностью до наоборот. Полушария большого мозга могут работать в тандеме. Яркий пример тому – люди индиго, одарённые личности. Тот же Леонардо да Винчи был гениальным живописцем, «технарём», медиком, пророком, предугадавшим изобретение многих технических устройств. Интересно, какое полушарие мозга у него было развито сильнее? Хотя именно благодаря равноценной работе правого и левого полушарий мозга получилась знаменитая «Мона Лиза», в глазах которой учёные прочитали цифровой код. Расшифровать его пытаются лучшие умы, однако пока безрезультатно.

    Большинство сталкивалось с маленькой проблемой: невозможностью вспомнить элементарную вещь, название города, имена бывших одноклассников. Пожилые люди часто сетуют на угасание памяти, однако и более молодые люди порой забывают названия улиц, событий, дат. Это может говорить об изменении в структуре мозга, возможно, требуются упражнения для мозга. Кроссворды, викторины, аналитические игры типа «Монополия» прекрасно освежают левую часть. Но, что интересно: чем сильнее угасает левая сторона мозга с аналитической памятью, тем сильнее и ярче становятся воспоминания, прошлые мгновения жизни. Развитие правого полушария мозга начинается с новой силой. Это заметно на примере людей в возрасте: они становятся более эмоциональными, их очень легко обидеть. Эффект дежавю, когда люди видят некоторые моменты не один раз, является своеобразным сигналом из правого полушария головного мозга. Одни учёные считают это сбоем, нарушением, а вот парапсихологи говорят о расширении функций правой доли.

    Стать суперчеловеком

    Развитие полушарий имеет огромное значение. Люди смогут перейти запретную грань, освоить неизведанные территории, заглянуть в глубины космоса. Сейчас рождается новое поколение, способное выполнить такую задачу. Мышление у них развивается вместе с интуицией. Они способны решать труднейшие задачи, вместе с тем могут быть эмпатами.

    А как быть с теми, кто живёт сейчас? Ведь нет предела совершенству, синхронизация полушарий мозга доступна любому. Как развить левое полушарие мозга? Достаточно каждый день проводить умственную гимнастику, тренировать зрительную память. Те же сканворды, числобусы, судоку подойдут для начальных занятий: они хорошо влияют на память, «оживляют» нейроны коры мозга. Наибольший эффект приносит решение математических задач. Два-три упражнения из учебника 6 класса помогут освежить память, знания и положительно скажутся на работе главного органа. Полезно чтение. Именно самостоятельное прочтение книги, по исследованиям учёных, помогает восстанавливаться людям, перенесшим травмы головы.

    Развить правое полушарие мозга помогут уроки рисования, прослушивание разнообразных стилей музыки. При этом следует заучить исполнителей, год выпуска композиции, интересные факты о произведении. Тренировку следует проводить ежедневно. Десять минут каждодневных занятий обернутся ошеломляющим эффектом через пару месяцев. Аудиокниги рекомендованы людям, перенесшим стрессы, страдающим депрессиями. Наполненный красками голос диктора будет рисовать воображаемые картины, тем самым стимулируя правую часть головы. Несколько часов в неделю – и воображение будет создавать целые киноленты.

    Для развития двух частей головы подойдут совмещённые упражнения: создание кроссворда с личными иллюстрациями, выполнение цветного оригами, вязание. Да, именно последнее занятие положительно сказывается на работе всего тела: развивается моторика рук, идёт подсчёт рисунка, петель, а воображение рисует будущий шедевр. Три в одном, даже четыре, ведь итогом станет прекрасная вещь.

    Двумя полушариями мозга могут оперировать не только гении. Развить в себе экстрасенсорные способности может любой. Ежедневные упражнения гарантируют развитие аналитического склада ума, необходимо лишь работать над собой.