Первые воспоминания детства. Рабочая тетрадь Нет ничего более живучего чем воспоминания психология


  • Самый лучший свидетель - это ребенок до двенадцати лет , если рядом нет его родителей.

  • Иногда в печати, чаще в художественной литературе мы сталкиваемся с феноменом ложных воспоминаний, когда человек в деталях и красках описывает , то чего в действительности с ним не происходило.

  • Опознавая человека по фотографии, т.е. когда из нескольких предложенных фотографий нужно выбрать изображение виденного ранее, правильный ответ дают только 30%. И в то же время , для составления фоторобота успешнее техника выбора из имеющихся элементов лиц, нежели рисование со слов свидетеля.

  • Если вас попросят написать новые слова из пройденного в прошлом году курса, они, скорее всего, легко уместятся в несколько строк , из чего можно сделать вывод, что Вы почти ничего не помните. Но если вам предложат тест, содержащий различные варианты ответов на вопросы по этому курсу, выяснится, что Вы помните гораздо больше, чем могло бы показаться.

  • В четырехлетнем возрасте мальчику на ночь каждый день в течение нескольких месяцев читали отрывок из книги на греческом языке, которого он не понимал. Затем в десятилетнем возрасте ребенка попросили найти в книге этот отрывок. Он не смог этого сделать. Но когда ему предложили выучить наизусть ряд отрывков, включая и тот, который он слышал в детстве, на заучивание «знакомого» отрывка у него ушло на 25% меньше времени чем на «незнакомые» отрывки.

  • Французский психолог Альфред Бине, в отличие от своей жены не был религиозен, но, чтобы не обижать ее, всегда присоединялся к ней за вечерней молитвой. Однако, повторяя за женой слова молитвы на протяжении многих лет, он их все же не запомнил и самостоятельно не мог их воспроизвести.

Задание 5. Проанализируйте приведенные отрывки. Со всеми ли высказываниями Вы можете согласиться? О каких характеристиках мышления идет речь в следующих отрывках? Как Вы считаете, не роднят ли они мышление с воображением ?


  1. Чтобы умно доказывать что-либо, одного ума недостаточно. (Ф. Честерфилд)

  2. В науке, как и в повседневной жизни, умственные операции не совершаются по правилам логики, а доказательству всегда предшествует представление некоторой истины, созерцание какого-нибудь процесса или причины явления, вы не приходите к заключительному выводу из предпосылок, а наоборот, этот вывод им предшествует, предпосылки же его только впоследствии разыскиваются как доказательство. (Ю. Либих)

  3. Если построить дом, не считаясь с законами механики и других наук , - он рухнет. Так и научное доказательство: если его построить, не считаясь с законами и правилами формальной логики, оно тоже рухнет. (С. Поварин)

  4. В мысленном эксперименте процессы развертываются как бы независимо от конкретной формы взаимодействия объекта исследования с теми окружающими условиями , которые не интересуют исследователя. Это возможно потому, что все действия производятся не над реальными объектами, а над мысленными, воображаемыми образами. Мысленно можно расчленить объект на отдельные элементы, а затем, учитывая действующие в данной предметной области причинные законы, синтезировать его различные элементы в одно целое или же рассматривать их вне привычного контекста, в новых комбинациях и связях. (А. Славин)

Задание 6. Попробуйте описать, как происходит мыслительный процесс, если:


  • Вам необходимо ответить на вопрос, есть ли у лягушки губы и хвост.

  • у Вас в ящике есть черные и белые носки, смешанные в пропорции 4 к 5, сколько носков Вам придется вытащить, чтобы убедиться, что у Вас есть пара одного цвета?

  • у Вас есть песочные часы , рассчитанные на 7 и на 11 минут, какой самый простой способ засечь 15 минут?

  • Вам необходимо посадить четыре маленьких дерева, так чтобы каждое из них находилось на одинаковом расстоянии друг от друга?

Задание 7. Прокомментируйте приведенные отрывки.


  • Три пути ведут к знанию: путь размышления – это самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий , и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций)

  • Умственный труд едва ли не самый тяжкий труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно. (К.Д. Ушинский)

  • Сущностью наших усилий понять мир является то, что мы стремимся с одной стороны, охватить великое и сложное множество сторон человеческого опыта, а с другой выразить его в простых и лаконичных формулах. Убеждение, что эти две цели совместимы, может быть в силу примитивности нашего научного знания – лишь делом веры. Не обладай я такой верой, я не мог бы иметь непоколебимого убеждения в самостоятельной ценности знания. (А. Энштейн)

  • Для реконструкции модели мира ученые используют приемы известные со времен Бэкона как «путь пчелы» и «путь паука». Первый из них предполагает кропотливый сбор и систематизацию накопленных наукой крупиц знания. Второму противопоказан скрупулезный анализ прошлого наследия; здесь отсутствует слишком сильная привязка к идеям предшественников, так как она может быть препятствием для выдвижения новых научных идей, подчас «безумных с точки зрения традиционных концепций. (Р.М. Грановская)

Задание 8 . Прокомментируйте следующие афоризмы. Какие известные сейчас закономерности и механизмы они иллюстрируют?


  • Нет ничего более живучего, чем воспоминания (Гарсиа Лорка)

  • Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным. (Самюэл Джонсон)

  • Метод – мать памяти (Томас Фуллер)

  • Забвение – непременное условие памяти (Жарри)

  • Кого редко видят, того скоро забывают. (Джон Хейвуд)

  • То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти. (Вольтер)

  • Мы забываем по необходимости, а не по своему желанию. (Мэтью Арнольд)

Нет ничего более живучего, чем воспоминания.

Фредерико Гарсиа Лорка, испанский поэт

Наверное, не сделаю открытия, если замечу, что такое известное фразеологическое сращение как «место, где ты родился и вырос», для степанакертцев имеет особое значение. В том смысле, что имеет значение сам Степанакерт. Как город. Родной. Неповторимый. Если повторить Зория Балаяна в очерке «Улицы родного города», то «непохожий как хачкар ни на какой другой населеннный пункт в мире». Конечно, фразеологизмы типа «каждый кулик свое болото хвалит», или «нет ничего милее родины» верны не только для степанакертцев. Они общие – для всех людей планеты. Однако Степанакерт на этой планете – один. Тем, наверное, и дорог, что один. Для степанакертца еще и тем, что свой. Где бы он не находился. Куда бы не забросила его дорога жизни – далеко ли, близко ли…

Словом, «дым отечества и сладок, и приятен». Только вот у Степанакерта дым этот какой-то уж очень особый. Чуть ли не в буквальном смысле. Почему? Может потому, что долгие годы в городе не был проведен газ, и печки в домах топили дровами, а дрова эти были тоже какими-то особенными, и запах дыма из печных труб вперемешку с запахом моросящего дождя или морозного воздуха, опять же, по-особому создавал в душе щемящее чувство ожидания – неизвестно чего, неизвестно какого…

Но и сегодня такое же чувство накатывает на тебя, стоит только каждый раз возвращаясь в родной город, пройтись поздно вечером по какой-нибудь безлюдной улице, еще хранящей в себе какие-то отголоски своего прошлого и твоей юности: белой акации у какого-нибудь дома, скрипучей калитки без засова и тусклого света в каком-то окошечке. Чувство, рожденное тем же обонянием запахов юности.

Впрочем, все они и в самом деле будут отголосками памяти. Ибо в городе давно уже проведен газ, вместо поникшей акации разбит утопающий в зелени скверик, скрипучая калитка заменена на добротные и красивые железные ворота, и из евроокна, сквозь занавешенную драпировку, вместо тусклого света твое лицо осветит широкий луч шести или девятиламповой люстры.

А это значит, что Степанакерт живет своей жизнью. Пережив войну и все остальное, что случается после войны. Но при всех случаях не той жизнью, какой ты ее знал, когда город был административным центром автономной области. А той, которая заявляет о себе и железными воротами, и добротными домами, и многоквартирными жилыми пятиэтажками с драпированными евроокнами. Поэтому, не спеша прогуливаясь по улицам Степанакерта и присматриваясь ко всему новому, что появилось в городе после тебя и твоей юности; здороваясь с людьми – лица которых знакомы тебе с прошлых лет, но имена которых ты силишься вспомнить; сидя со старыми друзьями у них дома и запивая утром, за завтраком, стопку тутовки слабо сваренным домашним яйцом, а вечером сочный кусок жареной свинины стаканом красного вина; потом уже лежа в одиночестве в гостиничном номере и вспоминая все то, что некогда составляло и скрашивало твою жизнь в неразрывном единстве с жизнью города, ты отчетливо сознаешь, как важны для тебя воспоминания прошлого в тесной связке с днем сегодняшним…

Каждый человек, наверное, тоскует по городу своего детства, юности. Хотя слово тоска, видимо, не совсем то слово. Здесь больше подойдет слово ностальгия. Говорят, что она есть отрицание настоящего. Отнюдь. Ностальгия в природе вещей. А это вовсе не означает, что новое время хуже прошлых лет. И пусть у каждого поколения своя точка отсчета для будущей тоски по родному городу, при всех случаях тут важно видеть главное. И славное. То есть то, что непреходяще. То, что действительно ценно для всех поколений. То, что, если обратиться к вопросу о традициях, создает особый городской колорит и делает город городом, а горожанина горожаниным. В конечном счете то, что создает доброту отношений между людьми этого города.

Прошлое обогощает. Жить же мы должны настоящим. Именно так живет и Степанакерт.


1
2
А


1
2
1
Б


2
В


1
2
Г


1,2
Д
А) 1- психика, 2- память; Б) 1-отражение, 2 – память; В) 1-представление, 2- память; Г) 1- забывание, 2- память; Д) 1- сенсорная память, 2 – внимание; Е) 1-кратковременная память, 2- забывание; Ж) 1- отражение, 2 – воспоминание; З) 1 – воображение, 2 – мышление; И) 1- воображение, 2- талант; К) 1 - познание, 2 – отражение;

Л) 1- воля, 2 – психика; М) 1- воля, 2 – сознание; Н) 1-воля, 2 – знание;

Задание 2. Заполните пропуски в утверждениях:

Сохраняет информацию в виде образа или звукового эха, удерживая примерно ее от 2 до 20 секунд, ……………. память.

Память, которая ориентируясь на фонетический образ, сохраняет ограниченное количество информации от 20 секунд иногда до 20 часов, называется ………………………..

Если человек для запоминания многократно повторяет информацию, он реализует метод ………………… повторения.

Если человек, повторяя информацию, проясняет для себя какие-то вопросы и связывает новую информацию с уже знакомой ему, он реализует механизм …………………………… повторения.

Формула «сарай - каравай» характерна для …………………….. памяти.

Формула «сарай – гараж» характерна для …………………………. памяти.

Память, кодирующая информацию по смыслу, удерживающая ее от 20 часов и более, называется ………………..

Информация, которой сенсорная память не придает внимания, удаляется благодаря механизму ……………

Формула кратковременной памяти: …………………. ± две единицы информации.

Представления бывают ……….. и………

Составляющая мышления – психическая картина, это ……………………

Составляющая мышления, представляющая класс связанных объектов или событий, это …………………

Составляющая мышления, представляющая собой слова или символы, используемые для коммуникации, …………..

Характеристика мышления, выделяющая такие его параметры как быстрота, гибкость, необычность, креативность, а также способность эффективно справляться с окружающей средой …..

Позволяет ли высокий коэффициент интеллекта предсказать жизненные и творческие успехи?

Позволяет ли низкий коэффициент интеллекта предсказать сложности в обучении и социализации?

Задание 3. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

Мы или что-то помним или не помним? Существует ли частичная память? Какие способы оценки эффективности памяти Вам известны? Как реализуются на практике узнавание, припоминание и повторное обучение?

Какова структура памяти? Что Вам известно о ложных воспоминаниях? Что такое восстанавливающее воспоминание ?

Как Вы можете объяснить, что человек, забывший сколько ему лет, не узнающий своих родственников, продолжает, допустим, играть в карты или печатать на машинке, хотя ту часть жизни, когда он приобретал эти навыки, он не помнит? Что Вам известно о расстройствах памяти? Что характерно для ретроградной и антероградной амнезии?

Какие наблюдения позволили ученым предположить, что долговременную память можно представить в виде процедурной и декларативной, а декларативную в виде семантической и эпизодической?

Чем можно объяснить многократно описанный в литературе случай: человек, будучи выпивши, потерял бумажник и для того, чтобы вспомнить, где он находился, ему пришлось выпить вновь.

Какие механизмы усовершенствования памяти Вам известны?

Какие способы мышления, применяемые для разрешения проблем, Вам известны? В чем проявляется связь мышления и интеллекта?

Что вам известно о креативном мышлении? Какие его стадии можно выделить? Какие тактики усиления креативности Вам известны? Расскажите о тактике «мозгового штурма».
Задание 4. Прокомментируйте следующие суждения:

Самый лучший свидетель - это ребенок до двенадцати лет , если рядом нет его родителей.

Иногда в печати, чаще в художественной литературе мы сталкиваемся с феноменом ложных воспоминаний, когда человек в деталях и красках описывает то, чего в действительности с ним не происходило.

Опознавая человека по фотографии, т.е. когда из нескольких предложенных фотографий нужно выбрать изображение виденного ранее, правильный ответ дают только 30%. И в то же время, для составления фоторобота успешнее техника выбора из имеющихся элементов лиц, нежели рисование со слов свидетеля.

Если вас попросят написать новые слова из пройденного в прошлом году курса, они, скорее всего, легко уместятся в несколько строк , из чего можно сделать вывод, что Вы почти ничего не помните. Но если вам предложат тест, содержащий различные варианты ответов на вопросы по этому курсу, выяснится, что Вы помните гораздо больше, чем могло бы показаться.

В четырехлетнем возрасте мальчику на ночь каждый день в течение нескольких месяцев читали отрывок из книги на греческом языке, которого он не понимал. Затем в десятилетнем возрасте ребенка попросили найти в книге этот отрывок. Он не смог этого сделать. Но когда ему предложили выучить наизусть ряд отрывков, включая и тот, который он слышал в детстве, на заучивание «знакомого» отрывка у него ушло на 25% меньше времени чем на «незнакомые» отрывки.

Французский психолог Альфред Бине, в отличие от своей жены не был религиозен, но, чтобы не обижать ее, всегда присоединялся к ней за вечерней молитвой. Однако, повторяя за женой слова молитвы на протяжении многих лет, он их все же не запомнил и самостоятельно не мог их воспроизвести.

Задание 5. Прокомментируйте суждения:

Воображение рисует, разум сравнивает, вкус отбирает, талант исполняет. Левис.

Поскольку воображение создало мир, оно правит им. Бодлер.

Нарисованную корову доить нельзя. В. Штерн.

Воображение лукавый учитель. Б. Паскаль.

Воображение – «предтеча разума». И.В. Гете.

Безумцы прокладывают пути, по которым следом пройдут рассудительные. Досси.

Мечта могущественнее реальности. И может ли быть иначе, если сама она – высшая реальность? А. Франц.

Задание 6. Известно, что волевые усилия направлены в основном либо на побуждение к действию, либо на торможение его. Какие из описанных эпизодов иллюстрируют тормозящую функцию воли:

Ученик упорно стремится выполнить домашнее задание, так как иначе его не отпустят гулять с товарищами.

Студент, ограничивая себя во всем, стремится сдать сессию на «отлично», чтобы получить повышенную стипендию.

Маша третий день держит строгую диету, чтобы блеснуть на вечеринке в выходные.

Официант стойко переносит оскорбления подвыпившего клиента в надежде на чаевые.

Провалившийся абитуриент готовится к следующему поступлению с утроенной силой и энергией.

Задание 7. Прокомментируйте приведенные отрывки:

Антуан де Сент Экзюпери писал о своем товарище Гийоме: «Его величие – в чувстве ответственности. Он в ответе за самого себя , за почту, за товарищей, которые надеются на его возвращение. Он в ответе за судьбы человечества – ведь они зависят и от его труда… Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за все в ответе».

«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти» О. Бальзак (если трудно, то идти медленно, но ни в коем случае не останавливаться! От автора).

«У кого нет цели, тот не находит радости ни в одном занятии» Леопарди.

«Целеустремленный человек находит средства, а когда не может найти, создает их» Цицерон.

«Серьезное стремление к какой-либо цели – поистине половина успеха ее достижения» В. Гумбольдт.

«Единственной преградой осуществлению наших планов на завтра могут быть наши сегодняшние сомнения» Ф. Рузвельт.

«Воля не есть какой-то безличностный агент, распоряжающийся только движением, - это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения» И.М. Сеченов.

«Внушаемость – черта истерической личности, для которой характерны подражательские форы истерического поведения» А. Якубик.

«Внушаемость – черта личности, связанная с интеллектуальной недостаточностью, отрицательным отношением субъекта к самому себе, неуверенностью в своих силах, низкой самооценкой – определяющими ориентацию в поведении на мнения и оценки других людей» Е.Е. Сапогова.

«Внушаемость – относительная черта, проявляющаяся в значительной ситуации – личностно-значимое чаще принимается на веру» С.В. Кравков.

«Чтобы умно доказывать что-либо, одного ума недостаточно» Ф. Честерфилд.

«В науке, как и в повседневной жизни, умственные операции не совершаются по правилам логики, а доказательству всегда предшествует представление некоторой истины, созерцание какого-нибудь процесса или причины явления, вы не приходите к заключительному выводу из предпосылок, а наоборот, этот вывод им предшествует, предпосылки же его только впоследствии разыскиваются как доказательство» Ю. Либих.

«Если построить дом, не считаясь с законами механики и других наук, - он рухнет. Так и научное доказательство: если его построить, не считаясь с законами и правилами формальной логики, оно тоже рухнет» С. Поварин.

«В мысленном эксперименте процессы развертываются как бы независимо от конкретной формы взаимодействия объекта исследования с теми окружающими условиями, которые не интересуют исследователя. Это возможно потому, что все действия производятся не над реальными объектами, а над мысленными, воображаемыми образами. Мысленно можно расчленить объект на отдельные элементы, а затем, учитывая действующие в данной предметной области причинные законы, синтезировать его различные элементы в одно целое или же рассматривать их вне привычного контекста, в новых комбинациях и связях» А. Славин.

Задание 9. Попробуйте описать, как происходит мыслительный процесс, если:

Вам необходимо ответить на вопрос, есть ли у лягушки губы и хвост.

у Вас в ящике есть черные и белые носки, смешанные в пропорции 4 к 5, сколько носков Вам придется вытащить, чтобы убедиться, что у Вас есть пара одного цвета?

у Вас есть песочные часы, рассчитанные на 7 и на 11 минут, какой самый простой способ засечь 15 минут?

Вам необходимо посадить четыре маленьких дерева, так чтобы каждое из них находилось на одинаковом расстоянии друг от друга?

Задание 10. Прокомментируйте приведенные отрывки.

«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький» Конфуций.

«Умственный труд едва ли не самый тяжкий труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно» К.Д. Ушинский

«Сущностью наших усилий понять мир является то, что мы стремимся с одной стороны, охватить великое и сложное множество сторон человеческого опыта, а с другой выразить его в простых и лаконичных формулах. Убеждение, что эти две цели совместимы, может быть в силу примитивности нашего научного знания – лишь делом веры. Не обладай я такой верой, я не мог бы иметь непоколебимого убеждения в самостоятельной ценности знания» А. Энштейн.

«Для реконструкции модели мира ученые используют приемы известные со времен Бэкона как «путь пчелы» и «путь паука». Первый из них предполагает кропотливый сбор и систематизацию накопленных наукой крупиц знания. Второму противопоказан скрупулезный анализ прошлого наследия; здесь отсутствует слишком сильная привязка к идеям предшественников, так как она может быть препятствием для выдвижения новых научных идей, подчас «безумных с точки зрения традиционных концепций Р.М. Грановская.

Задание 11. Прокомментируйте следующие афоризмы. Какие известные сейчас закономерности и механизмы они иллюстрируют?

«Нет ничего более живучего, чем воспоминания» Гарсиа Лорка.

«Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным» Самюэл Джонсон.

«Метод – мать памяти» Томас Фуллер.

«Забвение – непременное условие памяти» Жарри.

«Кого редко видят, того скоро забывают» Джон Хейвуд.

«То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти» Вольтер.

«Мы забываем по необходимости, а не по своему желанию» Мэтью Арнольд.

1. Он взял один-два тюбика и выдавил немного краски на палитру. Сиена натуральная...

Неаполитанская желтая... Хорошие названия им дают. Они с Эдной были в Сиене, когда только поженились. Он вспомнил кирпичные стены розовато-ржавого цвета и площадь - как же называлась эта площадь? - где устраивались знаменитые скачки. Неаполитанская желтая. Они никогда не бывали в Неаполе. Увидеть Неаполь и умереть. Жаль, что они не так уж много путешествовали. Ездили они всегда в одно и то же место, в Шотландию, ведь Эдна не любит жару. Лазурь... Вызывает ли она мысли о темно-синем или светло-голубом? Лагуны в южных морях и летучие рыбы. Как празднично выглядят пятнышки красок на палитре... Он начал выдавливать краски из остальных тюбиков на вторую палитру и смешивать их, и теперь это было самое настоящее буйство красок - закаты, каких никогда не бывало и которых никогда не видали. Венецианская красная - не Дворец дожей, а маленькие капли крови, которые горят в мозгу и не должны пролиться, цинковые белила - чистота, а не смерть, желтая охра... желтая охра - это жизнь во всем изобилии, это обновление, это весна, это апрель в каком-то ином времени, в какомто ином месте...(Д. дю Морьё)

2. Б. Спиноза говорил: «...всякий переходит от одной мысли к другой, смотря по тому, как привычка расположила в его теле образы вещей. Солдат, например, при виде следов коня на песке тотчас же переходит от мысли о коне к мысли о всаднике, а отсюда - к мысли о войне и т.д. Крестьянин же от мысли о коне - к мысли о плуге, поле и т.д., точно так же всякий от одной мысли переходит к той или другой сообразно с тем, привык ли он соединять и связывать образы вещей таким или иным способом».

3. Марсель Пруст в романе «В поисках утраченного времени» описывает эпизод, когда он, обмакнув кусочек бисквита в чай, отправил его в рот. В момент, когда кусочек коснулся нёба, он испытал восхитительное и необычное чувство: настоящее со всей его скучной угрюмостью исчезло, а вкусовое ощущение потянуло за собой цепочку образов счастливого детства: «Вдруг в моем уме всплыла давняя картина. Вкус этот был тот же самый, что и у маленького кусочка бисквита, которым по воскресным утрам в Комбрее... угощала меня моя тетка Леони, после того как она обмакивала его в свой настоенный на травах чай». Длинное поэтическое описание своих воспоминаний Пруст закончил знаменитой фразой: «Весь Комбрей и его окрестности, все, что имеет форму и объем, город с его садами - все выплеснулось из моей чашки чая».

Задача 670». Сравните приведенные точки зрения. Какой из них и почему вы отдали бы предпочтение?

1. Функция памяти не может направляться волей или деятельностью человека, она детерминирована либо организацией самого материала, либо внешними ассоциациями по смежности, сходству и контрасту.

2. Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта... Наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия.

Задача 671». Объясните приведенный факт. Почему А. Бине так^ и не запомнил молитвы? Французский психолог А. Бине был не верующим в Бога человеком, а -, его жена, наоборот, была очень религиозна. Каждый день перед сном она читала молитву, того же требовала и от супруга. Бине, не желая обижать жену, покорно повторял за ней слова молитвы. Так продолжалось много лет. Однако после стольких повторений Бине все-таки молитвы не запомнил и самостоятельно не мог ее воспроизвести.

Задача 672». Как вы объясните описанные ниже факты?______,

1. Учащимся предлагают для запоминания два рассказа и предупреждают, что один из них должен быть рассказан на следующий день, а второй следует запомнить «навсегда». Через несколько недель производился опрос учащихся, и было установлено, что рассказ, прочитанный с установкой запомнить «навсегда», они помнят лучше.

2. Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль; во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное, как он сам выразился, «словно губкой стерло из памяти», и роль была забыта им совершенно. (А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая)

3. После ответственного диктанта некоторые ученики класса стремятся выяснить у учителя, как надо писать слово, вызвавшее у них затруднение. Получив ответ, они в дальнейшем, уже никогда не испытывают затруднений в написании этого слова... Если же отнести выяснение правильного написания слова к моменту работы над ошибками, то эффект будет иным. (Н. Ф. Талызина)

Задача 673». Найдите причину, по которой одна группа испытуемых лучше другой запоминает предложения.

Одной группе испытуемых давали шесть предложений, в пяти из которых были допущены грамматические ошибки. Испытуемые должны были прочесть предложения и исправить ошибки. Другая группа испытуемых также получала шесть предложений, в которых были допущены не грамматические, а смысловые ошибки. Испытуемые после прочтения каждой фразы должны были указать на ошибку. После окончания работы обеим группам испытуемых неожиданно предлагалось воспроизвести предложения.

Задача 674». Какие мнемотехнические приемы описаны в следующих примерах?

I- 1. Каждый школьник при запоминании последовательности цветов в радуге использует фразы «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» или «Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь»; при запоминании последовательности падежей - «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку»; числа π - «Это я знаю и помню прекрасно, пи многие знаки мне лишни, напрасны» и т.д. Ленинградцы для запоминания последовательности параллельных улиц, выходящих на Загородный проспект, используют фразу «Разве можно верить пустым словам балерины?», что соответствует названиям улиц Рузовской, Можайской, Верейской, Подольской, Серпуховской и Бронницкой.

2. Интересную систему запоминания создал греческий поэт Симонид. Когда ему нужно было чтото запомнить, он помещал информацию в комнаты хорошо знакомого дома. Например, ему требовалось подготовиться к выступлению с большой речью перед народом. Он делил сначала свое сообщение на несколько крупных частей и каждой части присваивал какой-либо знак (якорь, оружие, гончарный круг и т.п.). Затем он мысленно входил в комнату и раскладывал эти предметы на мебели. Когда Симонид произносил речь, он как бы собирал эти предметы, проходя по комнате. Этот способ очень стар - ему больше 2 тысяч лет; его использовали Цицерон, Квинтилиан, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Существует даже предание, как он возник: однажды греческий поэт Симонид был в гостях. Внезапно его вызвали по неотложному делу. Едва он вышел за порог, как раздался сильный подземный толчок, и дом, где он только что пировал, рухнул. Все гости оказались погребенными под обломками. Чтобы назвать всех погибших, Симонид мысленно представил себе план помещения, где шел пир, и тотчас в его памяти ожила картина, кто где сидел, и он смог указать, какие останки кому принадлежали. С тех пор все, что ему следовало запомнить, Симонид помещал в комнаты представляемых знакомых домов и по мере надобности извлекал оттуда запоминаемые объекты.

3. Великий математик Леонард Эйлер на вопрос короля Германии о том, где он так преуспел в математике, ответил, что этому он обязан долгому пребыванию в России. Постоянная величина е, названная в честь Л. Эйлера, равная 2,718281828, легко запоминается, если связать цифры 1828 с годом рождения Л. Н. Толстого.

4. При запоминании телефона 6695668 он разбивается на группы 66-95-66-8; при необходимости запомнить бессвязную группу слов типа «память, метод, муки, овладеть» поможет двустишие: «Чтоб муки памяти преодолеть, рациональным методом ты должен овладеть».

5. Чтобы запомнить, какие заряды имеют катод и анод, химики пользуются словами, имеющими соответствующее число букв - «минус» и «плюс».

6. Дуст (ДДТ) имеет очень сложную химическую формулу, запомнить которую химикам помогает повторение ее нараспев, создание ритмического строя: (дихлбр)(дифенйл)(трихл6р)(метйл) (метан). а п

Зада ча (>75«- Определите, в каких из перечисленных примеров речь идет о непосредственной (оперативной, мгновенной, сенсорной), кратковременной или долговременной памяти.

3. Человек, набирающий малознакомый номер в телефоне-автомате и держащий в руках сумку, букет и торт, не имеет возможности держать перед глазами записную книжку, и ему приходится мысленно повторять номер, пока набирает его. Если его прервать в момент, пока он дозванивается, номер исчезнет из памяти.

4. Пожилой актрисе, работающей над мемуарами, кажется, что свои гимназические годы она помнит лучше, чем военные и перестроечные.

5. Авиадиспетчер на несколько минут сосредоточивает внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета ^у тут же забывает о ней, переключая внимание на следующую.

6. Писатель, работающий над историческим романом, помнит огромное число архивных данных, хотя далеко не все они войдут в повествование.

7. Ожидая на остановке автобус № 664, человек помнит номера других, прошедших до «своего», автобусов (№ 47, 57, 119, 117 и т.д.), но, дождавшись, тут же выбрасывает их из памяти.

8. Люди, окончившие школу даже 40-50 лет назад, сохраняют в па-п мяти имя первой учительницы.

9. Студент перед экзаменом помнит огромное количество цифр, дат, фактов, которые «улетучиваются» из головы, как только экзамен сдан.

10. Дошкольник, вспомнив летом о новогодних подарках, рисует Деда Мороза «по памяти».

11. На конференции с человеком пытается поболтать неинтересный ему собеседник. Высматривая в толпе знакомые лица, человек что-то отвечает на вопросы, как-то реагирует на реплики навязчивого собеседника, но, наконец избавившись от него, совершенно не помнит, о чем был разговор.

12. Малыш, проведший все лето в деревне у бабушки, может не узнать ее, когда зимой она приедет в город.

Задача 676». Обобщите приведенные примеры и определите, о развитии какого вида памяти в них говорится. Опишите путь становления этой памяти.

LB. Г. Арсеньев рассказывал, что в одном удэгейском селении жители просили его передать властям во Владивостоке, что местный купец их притесняет, и, провожая его, дали ему коготь рыси и велели положить в карман, чтобы он не забыл их просьбу. (По Р. М. Грановской)

2. «Первые запоминания, - говорит Жанэ, - суть запоминания вещей с помощью вещей же. Человек, который хочет заставить всплыть у себя воспоминание, берет в свою руку какой-нибудь предмет; так завязывают узелок на платке или кладут себе в карман маленький камешек, кусочек бумаги или лист с дерева. Это - то, что мы до сих пор еще зовемсувенирами».

3. «Жезлами вестников» называют снабженные нарезками круглые палки длиною в локоть или прямоугольные деревянные дощечки, которыми снабжаются отправляющиеся в путь передатчики сообщений между живущими далеко друг от друга лицами или племенами; эти вестники обычно отмечаются и другими знаками их профессии. Группы знаков на палке передаются отправителем и имеют отношение к передаваемому известию. Но эти нарезки не являются, как долго думали некоторые этнографы, условными знаками, понятными без дальнейших объяснений получателю или третьим лицам и состоящими из слогов или целых слов; они лишь пособия для памяти, предназначенные для вестников. (ПоК. Вейлэ)

4. Когда человек овладевает внутренней речью, он может использовать слово в качестве внутреннего сигнала-посредника и с помощью самоинструкции направлять и регулировать как активность запоминания, так и процесс припоминания.(Р. М. Грановская)

Задача 677». «Переведите» на язык современной психологической науки следующие афоризмы.

1. Нет ничего более живучего, чем воспоминания. (Гарсиа Лорка)

2. Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным. (Самюэл Джонсон)

3. Метод - мать памяти. (Томас Фуллер)

4. Забвение - непременное условие памяти. (Жарри) /■ "

5. Кого редко видят, того скоро забывают. (ДжонХейвуд) р^,"** 2**"

6. То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти. (Вольтер)

7. Мы забываем по необходимости, а не по своему желанию. (Мэтью Арнольд)

Задача 678*. Проанализируйте приведенные ниже данные экспериментального исследования динамики произвольной памяти у детей. Как вы думаете, сохранило ли в отечественной психологии свое значение следующее положение Л. С. Выготского: «Память в раннем детстве является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции»? Ответ аргументируйте.

1. Применение регрессионного анализа к результатам исследования А. Н. Леонтьева по развитию непосредственного и опосредованного запоминания показало, что, начиная с 4,5 лет, возможности второго всегда превышают возможности первого. В возрасте 2,5 лет опосредствованное запоминание позволяет удержать вербальной информации в 1,4 раза больше, чем непосредственное.

2. Результаты анализа показывают, что непосредственное запоминание вербального материала

(вдвое превышающего объем краткосрочной оперативной памяти) формируется у ребенка к двум годам, а опосредованное - к 3,5 годам. Опосредованное запоминание образной информации начинает формироваться с 4-месячного возраста.

3. Разработанная методика двойного обучающего эксперимента на основе опосредствованного образного запоминания (ассоциативной памяти) с применением регрессионного анализа позволила определить возраст критического периода развития такого запоминания в 4,5 года.

4. Показано, что дети 6,5 лет, страдающие заиканием разной степени тяжести, по возможностям опосредствованного запоминания и его динамике в обучающем эксперименте соответствуют здоровым детям 4 лет, т.е. находятся в докритическом периоде развития по этому показателю. Установленный факт определяет малую эффективность применяемых в настоящее время дедуктивных методик коррекции речи, опирающихся в основном на опосредствованное запоминание. Любые меры по восстановлению нормальной речи должны сопровождаться интенсивной активацией процессов памяти.

5. Полученные экспериментальные данные подтверждают положение о важной роли речевых функций в развитии опосредованного запоминания. Наглядно подтверждается знаменитый тезис А. Н. Леонтьева, что «именно в речи замыкаются необходимые для опосредствованного запоминания связи». (М. И. Лохов, И. И. Степанов, Т. А. Эдлина, Г. А. Вартанян)

Задача 679*. Попробуйте найти объяснение следующим фактам.

1. Студент на экзамене говорит преподавателю, что он «знал, но забыл» материал билета. Возможно ли такое?

2. Детей дошкольного возраста нельзя использовать как лжесвидетелей. Почему?

3. Имена людей, которых мы давно и хорошо знаем, часто «выпадают» из памяти, и, например, Галину Ивановну мы почему-то упорно называем Галиной Сергеевной.

4. В печати иногда появляется информация о «ложных воспоминаниях», когда человек подробно, в красках и деталях описывает места, в которых он никогда не был, людей, которых никогда не видел и не знал, и события, свидетелем которых он не был.

5. Когда требуется узнать человека по фотографии его лица, только

треть всех испытуемых делает это правильно, еще одна треть вовсе его не узнает, а остальные уверенно дают ошибочный ответ.

6. Известна история неграмотной женщины, жившей в XVIII в., которая, заболев лихорадкой, в бреду заговорила на греческом, латинском и древнееврейском языках. Врач, лечивший ее, был очень удивлен и произвел «расследование». Он установил, что еще девочкой эта женщина жила у пастора, который любил читать вслух книги на этих языках. Врач разыскал даже те места в книгах, которые в бреду цитировала больная.

Задача 680*. Почему американский психолог Прибрам давал следующий совет? На какие механизмы памяти он опирался?

Г~* Представьте себе, что вы только что познакомились с девушкой и она вам чрезвычайно понравилась. Вы делаете с ней несколько первых шагов, и вот неприятность! Она встречает какогото другого мужчину и дает ему свой домашний телефон. Что нужно делать в этом случае? Немедленно дать ему пощечину! Конечно, вы будете иметь неприятности от дамы сердца, но зато сможете спать спокойно. Если вы исполните эту акцию сразу, то я вам ручаюсь, что телефона он не запомнит, а если замешкаетесь, то такой надежности уже нет.

Задача 681*. Проинтерпретируйте следующие высказывания. Попытайтесь разрешить эти парадоксы.

^- 1. Память - это то, с помощью чего мы забываем. (А. Чейз)

2. Эрудиция - это память, а память - это воображение. (Жакоб)

3. Память располагает более вместительной кладовой, чем вымысел. (Монтень)

4. Человеческая память - страшный дар. (А. Цвейг)

5. Мы благодарны памяти за то, что она позволяет нам запоминать. Однако нужно быть признательным ей и за то, что она позволяет забывать. (Эррио)

6. Благодарность забывчивей всего. (Шиллер)

7. Мы забываем намного больше, чем вспоминаем. (Томас Фуллер)

Задача 682*. Проанализируйте следующий текст. О каком виде памяти здесь идет речь? Что это - достоинство или недостаток в развитии психических способностей человека?

Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия еще мог цитировать выдержки из нее. Он знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто стоек, кто пьяница, кто сообразителен.

Математик Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел от 2 до 100. Академик А. Ф. Иоффе пользовался таблицей логарифмов

по памяти, а великий русский шахматист А. А. Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами одновременно.

Несколько лет назад во Франции в Лилле в присутствии авторитетного жюри математик Морис Дабер соревновался с ЭВМ. Он заявил, что признает себя побежденным, если машина решит 7 арифметических задач раньше, чем он 10. Дабер решил 10 задач за 3 минуты 43 секунды, а ЭВМ 7 задач - за 5 минут 18 секунд.

Наш современник - феноменальный счетчик Чикашвили легко вычисляет, например, сколько слов и букв произнесут за определенный промежуток времени. Был поставлен специальный эксперимент: диктор комментировал футбольный матч. Требовалось посчитать число слов и букв, произнесенных им. Ответ последовал, как только диктор закончил: 17 427 букв, 1835 слов, а на проверку по магнитофонной записи ушло 5 часов. Ответ был правильный. (Р. МТрановская) Русский живописец Н. Н. Ге, французский художник Г. Доре прославились тем, что им достаточно было посмотреть на модель лишь в течение нескольких минут, после чего они могли продолжать работать над картиной в отсутствие модели, сохраняя в памяти ее образ со всеми деталями.Задача 683*. Ответьте на сакраментальные вопросы о памяти, достаточно часто встающие перед каждым. Объясните механизмы описанных фактов.

1. Как получается, что слова (названия, имена, даты и т.д.), которые мы не можем вспомнить в нужный момент, выскакивают откуда-то значительно позже?

2. Является ли память, подобно красоте, природным даром?

3. Почему иногда мы запоминаем незначительные детали, но забываем самое существенное?

4. Почему, когда мы хотим что-то выкинуть из памяти, оно упорно в ней остается?

5. Есть ли гарантия, что хорошая память с возрастом не превратится в плохую?

6. Почему иногда какое-то слово «вертится на кончике языка», но не вспоминается?

Задача 684*. Американский психиатр Ян Стивенсон издал трехтомную монографию с описанием 1300 случаев необычных deja voir (криптомнезий), которые он связывал с феноменом реинкарнации. В 1961 г. Фрэнк Эдварде выпустил книгу «Странные люди», где также приводились примеры необычных воспоминаний «прошлых жизней». Такие сообщения периодически появляются и на страницах современных газет. Попробуйте отыскать для приведенных ниже случаев рациональные объяснения.

1. Сварнлата Мишер родилась 2 марта 1948 г. в семье инспектора районной школы в Чхатарпуре, штат Мадхья-Прадеш (Индия). Как-то в возрасте трех с половиной лет она проезжала с отцом город Катни и сделала при этом ряд справедливых замечаний о доме, в котором она якобы жила. В действительности же семья Мишер никогда не жила ближе чем в ста милях от этого места. Позже Сварнлата рассказала друзьям и родственникам детали своей предыдущей жизни; она утверждала, что фамилия ее была Патхак. Кроме того, ее танцы и песни были не характерны для данного района, а сама она обучиться им не могла.

В возрасте 10 лет Сварнлата заявила, что новая знакомая их семьи, жена профессора колледжа, была в предыдущей жизни ее подружкой. Несколько месяцев спустя об этом случае узнал Шри X. Н. Беккерджи с кафедры парапсихологии университета в Джайпуре. Он встретился с семьей Мишер, а затем, руководствуясь указаниями Сварнлаты, разыскал дом Патхаков. Он обнаружил, что рассказы девочки весьма напоминают историю жизни Бии, которая была дочерью Патхаков и женой Шри Чинтамини Пандая. Бия умерла в 1939 г.

Летом 1959 г. семья Патхаков и родственники Бии по мужу посетили семью Мишер в Чхатарпуре. Сварнлата не только узнала их, но и указала, кто есть кто. Она отказалась признать двух посторонних людей, которых в экспериментальных целях пытались выдать за ее родственников. Позже девочку привезли в Катли. Там она узнала многих людей и места, отмечая перемены, происшедшие со времени смерти Бии.

Ян Стивенсон посетил обе семьи и попытался проверить достоверность этого случая. Он выяснил, что из 49 заявлений Сварнлаты только два не соответствовали действительности. Она детально описала дом Бии, соседние постройки в том виде, какими они были до 1939 г., описала доктора, лечившего Бию, а также подробности ее болезни и смерти. Она была способна припомнить такие случаи из жизни Бии, которые были известны далеко не всем родственникам. Она безошибочно находила среди присутствовавших своих давних близких друзей, родственников и слуг, несмотря на попытки сбить ее с толку. Интересно, что в отношениях с «братьями», которые были старше ее на 40 лет, она вела себя как старшая сестра.

2. В 1926 г. в Дели родилась Шанти Дэви, утверждавшая, что в прошлом рождении она жила со своим мужем Кедернатом в городе Муттре и умерла во время родов в 1925 г. Удалось разыскать этого Кедерната и с его помощью проверить эти утверждения. Несмотря на самые пристрастные допросы многочисленных исследователей, Шанти Дэви ни разу не ошиблась в интимных подробностях семьи, живущей в Муттре и не знакомой даже ее родителям. Ученые, принявшие участие в эксперименте и засвидетельствовавшие увиденное, были осторожны в выводах. Они согласились, что ребенок, родившийся в 1926 г. в Дели, каким-то образом помнит со всей ясностью и всеми подробностями жизнь в Муттре.

3. Вот одна из недавних сенсаций: 12-летняя Елена Маркард из Берлина, придя в себя после тяжелой травмы, заговорила на безупречном ита-

льянском языке, которого раньше не знала. При этом девочка утверждала, что зовут ее Розетта Кастельяни, жила она в Италии, родилась в 1887 г., а умерла в 1917 г. Когда девочку отвезли по указанному ею адресу, дверь открыла дочь давно умершей Розетты. Елена, узнав ее, сказала: «Вот моя дочь Франса».

Задача 685*. Какие механизмы памяти определяют поведение героев следующих ситуаций?

1. В рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.

2. В фильме «Огни большого города» герой Ч. Чаплина спасает пьяного миллионера от самоубийства. Всякий раз, когда миллионер в пьяном виде встречает Чарли, он обходится с ним как с лучшим другом и приглашает к себе в гости. Но трезвея под утро, он видит в Чарли лишь незваного гостя и быстро выставляет его за дверь.

3. Вспоминая о событиях, свидетелем которых он был, человек с расистскими взглядами склонен будет указать на «инородца» (негра, китайца, чеченца), сексуально озабоченный человек будет во многом видеть сексуальную агрессию, а человек с тревожно-мнительным характером будет убежден, что «так и должно было случиться».

4. Персонаж рассказа А. П. Чехова «Мальчик» девочка Маша, взглядывая на другого героя, Чечевицына, задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили». (По О. В. Турусовой) Задача 686*. А. Р. Лурия в течение нескольких лет наблюдал человека с феноменальной памятью. Познакомьтесь с некоторыми фактами, описанными в книге А. Р. Лурии, и определите недостатки интеллектуальной деятельности Шеришевского, вытекающие из особенностей организации его памяти.

1. Шеришевский мог без ошибок повторить последовательность из 400 слов через 20 лет. Один из секретов его памяти состоял в том, что его восприятие было комплексным, синтетическим. Образы (зрительные, слуховые, вкусовые и т.д.) сливались у него в единое целое. Шеришевский слышал свет ивидел звук, он воспринимал на слух слово и цвет. «У вас такой желтый и рассыпчатый голос», - говорил он. Композиторы Скрябин, Чюрленис обладали подобной синестезией: звук порождал у них переживание цвета, вкуса, прикосновения.

2. Шеришевский мог произвольно и точно вспомнить все, что запомнилось много лет назад. Помогало ему в этом умение ярко зрительно представить себе запоминаемое (например, семерку он воспринимал как человека с усами). Но это же создавало ему затруднения при чтении, поскольку каждое слово порождало яркий образ и это мешало пониманию.

2. Заполняя таблицу, письменно ответить на вопросы:

1). В чем суть и значение поведенческой психологии, или бихевиоризма?

2). Почему представители когнитивной психологии критиковали теорию бихевиоризма?

3). Как гештальтпсихология развивает идеи когнитивной психологии?

4). Какое влияние на развитие психологии личности оказал психоанализ 3.Фрейда?

5). В чем заключается основное отличие гуманистической психологии от бихевиоризма?

6). Каковы основные идеи теории самоактуализации личности А. Маслоу?

3. С точки зрения современной психологии прокомментируйте высказывания:

· «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней» Марк Аврелий.

· «Человек страдает не столько от того, что происходит, столько от того, как он оценивает происходящее» Мишель Монтень.

· «Страшно не то, что вас обманули или обокрали, страшно, если вы постоянно помните об этом» Конфуций.

· «Я был убит горем, потому что у меня не было туфель, до тех пор, пока не встретил человека, у которого не было ног» Гарольд Абботт.

· «Когда мы наслаждаемся отдыхом и, кажется должны чувствовать себя счастливыми, нас подстерегает дьявол беспокойства. Ведь именно в эти минуты мы задумываемся о том, чего не достигли в жизни, что топчемся на месте, становимся лысыми, некрасивыми и т.д.» Дейл Карнеги.



Практическое занятие № 2. Психические процессы

Задание 1. Ощущения и восприятие

1). В приведенных ниже задачах укажите, где речь идет о восприятии? По каким признакам Вы это установили?

Задача 1 . Необходимым условием достижения высоких спортивных

результатов является наличие у спортсмена хорошо развитых некоторых ≪чувств≫: чувство мяча у футболистов, чувство воды у пловцов, чувство планки у прыгунов в воду и т.д.

Задача 2. Князь Андрей... любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца.... Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их.

Задача 3. ... Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало

отражение его свечи, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Этот маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами...

2). Ответьте на вопросы психологии восприятия.

· Верно ли, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать?

· Почему в аэропорту, когда вы ждете прибытия определенного самолета, объявление по радио звучит так: «Самолет, прибывающий рейсом (что-то неразборчиво), опаздывает на (опять неразборчиво) минут» - самые нужные слова расслышать не удается?

· Почему в детстве время субъективно течет медленнее, чем в зрелом возрасте и старости?

· Почему на детских утренниках часто можно услышать «порою волк, сердитый волк, с лисою пробегал» вместо «рысцою пробегал»; а вместо «мороз снежком укутывал» - «мороз мешком укутывал»?

· Почему болевых рецепторов в 10 раз больше на пальцах, чем на ладонях?

3). Установите соответствие между закономерностями ощущений и их описанием.

1) Глухонемые люди помещают ладони на корпус а) адаптация

инструмента, чтобы ощутить музыку

2) После пребывания на кухне человек перестал б) компенсация

ощущать запах гари

3) У Римского-Корсакова был «цветной слух» в) взаимодействие

4) У разведчиков повышается острота зрения, г) контраст

когда они ведут наблюдения

5) Серый квадрат на черном фоне кажется более д) синестезия

светлым, чем такой же на белом фоне

6) Тихая музыка повышает остроту зрения е) сенсибилизация

Задание 2. Иллюзии восприятия

1). Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?

Как называется это явление?

2). Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими ?

3). Какой из горизонтальных отрезков длиннее? в зависимости от соотношения частей и целого могут возникать различные иллюзии восприятия

4). Восприятие глубины. Почему мы видим яму?

Задание 3.Внимание и память

1). На занятиях в институте один преподаватель в тех случаях, когда студенты ведут себя особенно шумно, стучит по письменному столу кусочком мела.

Вопрос: На какой вид внимания рассчитывает педагог? Как долго он может пользоваться приемом?

2). Нарисуйте в тетради усеченную объемную пирамиду (вид сверху). Такой рисунок называется ≪двойственное изображение≫. В течение нескольких минут, напрягая произвольное внимание рассматривайте данное изображение, стараясь увидеть по очереди обе видимые фигуры. Затем сосредоточте свое внимание на одной (выпуклой или вогнутой фигуре). Вам это не удастся. Каждый раз когда у вас будет ≪проскакивать≫ в сознании другая фигура, ударяйте по столу пальцем.

Попросите кого-нибудь записать сколько раз вы ударяли пальцем в течении 3-х минут. Сравните свои результаты с результатами других. Сделайте выводы.

Результаты исследования сопоставьте с типами нервной системы, которые вы определите, на занятии по теме ≪Темперамент≫ тестом Айзенка.

3). Требуется одновременно гладить себя по животу и чесать голову.

Постарайтесь не допускать ошибок в этом простом упражнении. Если ошибки возникают, дайте им объяснения.

4).Установите соответствие между названием и описанием свойств внимания.

1) Объем а) деятельность учителя сложна: он должен

одновременно видеть класс, следить за

ответами учеников и помнить план урока.

2) Распределение б) начинающий учитель не видит всех учеников,

только тех, кто сидит возле его стола.

3) Переключение в) дети полутора лет могут играть 14 минут,

а шестилетние – полтора часа, не отвлекаясь.

4) Устойчивость г) учитель настолько глубоко овладел вниманием

учеников, что никто не услышал звонок.

5) Сосредоточенность д) первоклассники долго не могут успокоиться

после перемены, поэтому учитель тратит

много времени на организационный момент.

5) Установите соответствие между видом памяти и его описанием.

1) Герой фильма «Сдвинутый» Александр а) зрительная

Алтайский забыл шифр сейфа, но рука

сама правильно набрала номер.

2) Математик Леонард Эйлер помнил шесть б) слуховая

первых степеней всех чисел до 100

3) Художник Айвазовский писал морские в) эмоциональная

пейзажи по памяти

4) Оглохший Бетховен писал музыку для оркестра г) двигательная

5) 80 % людей долго помнят обиды и только

20 % - радостные события д) вербальная

6). Установите соответствия между процессами памяти и их описанием.

1) «Это ты, Коля?» - обратился к прохожему человек а) запоминание

2) Ученик точно пересказал содержание параграфа б) заучивание

3) Таблицу умножения люди помнят всю жизнь в) воспроизведение

4) Школьник прочитал параграф, разделил его на г) узнавание

части, озаглавил их, выделил в них опорные д) сохранение

слова, составил опорную схему и стал учить

5) Школьник повторяет правило правописания

Задание 4. Мышление и речь

1). Попробуйте описать, как происходит мыслительный процесс, если:

· Вам необходимо ответить на вопрос, есть ли у лягушки губы и хвост.

· у Вас в ящике есть черные и белые носки, смешанные в пропорции 4 к 5, сколько носков Вам придется вытащить, чтобы убедиться, что у Вас есть пара одного цвета?

· у Вас есть песочные часы, рассчитанные на 7 и на 11 минут, какой самый простой способ засечь 15 минут?

· Вам необходимо посадить четыре маленьких дерева, так чтобы каждое из них находилось на одинаковом расстоянии друг от друга?

2) Тест Липпмана ≪Логические закономерности≫

Ход опыта. Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.

2) 6,9,12,15,18,21

3) 1,2,4,8,16,32

4) 4, 5, 8, 9, 12, 13

5) 19,16,14,11,9,6

6) 29, 28, 26, 23, 19, 14

7) 16; 3; 4; 2; 1; 0,5

8) 1,4,9, 16,25,36

9) 21,18,16,15,12,10

10) 3,6,8, 16, 18,36

3) Тест ≪Логичность умозаключений≫

Ход опыта. Испытуемым предъявляются на слух задания. В

каждом задании два связанных между собой суждения и вывод-

умозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие

заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы

правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого за-

дания - 10 с.

МАТЕРИАЛ:

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть- металл.

Следовательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед -

3. Некоторые капиталистические страны - члены НАТО.

Япония - капиталистическая страна. Следовательно, Япония -

член НАТО.

4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов - Герой Советского Союза.

5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к

уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.

6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов - студент вуза.

7. Некоторые работники 2-го управления - юристы. Фомин -

юрист. Следовательно, Фомин - работник 2-го управления.

8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

9. Все металлы куются. Золото - металл. Следовательно, золото куется.

10. Когда идет дождь - крыши домов мокрые. Крыши домов

мокрые. Следовательно, идет дождь.

11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс

выступает против войны. Следовательно, Джонс - коммунист.

12. Все коренные жители Конго - негры. Мухамед - негр.

Следовательно; Мухамед - житель Конго.

13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй

ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени.

Следовательно, Володя - студент 3-го курса.

14. Некоторые капиталистические страны входят в Общий

рынок. Австрия - капиталистическая страна. Следовательно,

Австрия входит в Общий рынок.

4) Роль представления в решении мыслительной задачи

Ход опыта. Предъявляются две задачи, которые необходимо

решить в течение нескольких минут.

1. В книжном шкафу стоят два тома собрания сочинений, в

первом томе 300 страниц. Во втором томе 200 страниц. В шкафу

завелся книжный червь и стал прогрызать книга. Он прогрыз от

первой страницы первого тома до последней страницы второго

тома. Сколько страниц прогрыз книжный червь?

2. От города А до города Б - 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу Б и шел без остановки со скоростью 30 км в час. В то же самое время из города Б по направлению к городу А вылетела ласточка, летевшая со скоростью 6 км в час. Она долетела до поезда, повернула обратно и полетела в

город Б. Долетев до города Б, она снова повернула по направлению к поезду к, долетев до него, опять повернула к городу Б и т, д. Так она летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город Б. Сколько километров пролетела ласточка?

5) Определите какие виды речи описаны в примерах: а) внешняя,

б) внутренняя, в) эгоцентрическая, г) диалогическая, д) монологическая,

е) невербальная, ж) вербальная, з) устная, и) письменная.

1) Учитель задает вопрос ученику, на который тот ему отвечает.

2) Аудитория с большим вниманием слушала выступление известного артиста.

3) Дети дошкольного возраста во время игры сопровождают свои действия их громким словесным описанием.

4) Колька заглядывал в окно и жестами показывал, что пора идти гулять.

5) Человек продумывает заранее свои действия и содержание разговора с руководителем.

6). Прокомментируйте следующие афоризмы. Какие известные сейчас закономерности и механизмы они иллюстрируют?

· Нет ничего более живучего, чем воспоминания (Гарсиа Лорка)

· Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным. (Самюэл Джонсон)

· Метод – мать памяти (Томас Фуллер)

· Забвение – непременное условие памяти (Жарри)

· Кого редко видят, того скоро забывают. (Джон Хейвуд)

· То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти. (Вольтер)

· Мы забываем по необходимости, а не по своему желанию. (Мэтью Арнольд)

Задание 6. Воображение

1. Определите, какие виды воображения описаны ниже: а) активное,

б) пассивное, в) воссоздающее, г) творческое, д) преднамеренное,

е) непреднамеренное, ж) мечта.

1) Открытие всегда наступает внезапно … За какие-то секунды мозг Андрея представил стружку в виде специальной обмотки, которую вот таким же способом можно растягивать, изменяя характеристику. (Д.Гарин. Искатели).

2) Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам … Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать сам те вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам. (К.Паустовский. Золотая роза).

3) И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером Генерального штаба, подающим большие надежды…(А. Куприн. Поединок).

4) Началось воспаление легких. Яше становилось все хуже. Вдруг он убедился, что находится внутри металлического шара, фантастического межпланетного корабля … Шар почему-то вращался, и Яшу с большой

силой прижимало к его гладкой раскаленной поверхности (Борис Фрадкин. Дорога к звездам).

5) Мастер по чертежу изготовил деталь

2. Определите, какой способ создания образов воображения использован в каждом

примере: а) агглютинация, б) гипербола, в) литола, г) акцентирование,

д) типизация.

1) Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него как у медведя, а пасть у него - как пасть льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть (Библия).

2) «Что сделаю я для людей»? - сильнее грома крикнул Данко. (М.Горький).

3) Художники при создании дружеских шаржей подчеркивают наиболее характерные признаки внешности человека или его функции.

4) Я видел такого маленького человечка, что, когда ему нужно было взобраться на песчинку, он приставлял к ней лестницу. (Американский анекдот).

5) Горький говорил: «Они (литературные образы) строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека, а берут тридцать - пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д.