Почему не могу выучить английский. “Почему я никак не могу выучить английский?!”. Самостоятельное обучение английскому языку обойдется дешевле

Здравствуйте, дорогие друзья! С вами Надя Экт. И сегодня я хотела бы с вами поговорить о том, почему же у вас никак не получается выучить английский язык. Давайте рассмотрим основные причины и конкретные шаги, которые вы можете сделать прямо сейчас.


You procrastinate

Вы просто прокрастинируете. То есть откладываете это дело на потом. Нет, вы, конечно, хотите, очень хотите выучить английский язык, но ничего конкретного для этого особо и не делаете.

Есть такие люди, которые налево-направо проповедуют, как важно знать английский язык: это и окно на запад, это и новые возможности, это и развитие каких-то умственных способностей и т.д. и т.п. Но когда дело доходит до вопроса: «А ты сегодня занимался английским?», то тут сразу на ум приходит что-то вроде: «Не, английский, конечно, учить надо, но у меня же вроде и работа, и дети, и то, и сё, да и времени особо нет. А если бы было, так я бы…» и т.д. Вы наверное не раз встречали таких людей, может быть и сами когда-то так думали.

Just Do It!

Допустим, вы не из таких. Решение принято – учить, нельзя откладывать. Тут начинается подбор ручек с тонким стержнем, блокнотов с завязочками, чуть ли не специальных ламп с функцией освещения специально для изучающих английский язык. А также самых-самых самоучителей и самых-самых пособий. Некоторые люди тратят больше времени на приготовление к изучению языку, чем на само изучение языка.

“Begin while others are procrastinating. Work while others are wishing.”

William Arthur Ward

Они специально идут в магазин, тщательно изучают прилавки с предложенными тетрадями, блокнотами, ручками, карандашами, искусно выбирая принадлежности для будущих занятий, и тратят на это все огромное количество времени и даже средств. Они проводят не один час в поисках самого рекомендованного словаря или самого рекомендованного, самого лучшего самоучителя.

Хотя, казалось бы, все просто, зашел в интернет, открыл окно со словарем, открыл скайп и практикуй. Причем словарей онлайн куча, причем бесплатных и много хороших. Обычно первые пять ссылок из поисковика вполне удовлетворяют вашей потребности. То же самое и с сайтами по изучению языка.

Просто нажимайте на первый попавшийся сайт, который выскочил в поисковике. Слушайте и отрабатывайте первый попавшийся урок. Результаты есть? Изучать вам было в удовольствие? Отлично! Тогда этот метод и эти материалы вам подходят. Не понравилось? Кликайте на следующую ссылку, слушайте другие подкасты. Главное, чтобы вы начали действовать , а не читать форумы по три часа в день, а когда дело доходит до практики, то вы уже устали сидеть перед компьютером.

Но некоторые из вас, конечно же, подумают: «Да не, не правда, я же занимаюсь английским, я совсем не откладываю. Я тут зубрю-зубрю, но в голову абсолютно ничего не лезет». Конечно, в каждой ситуации будет разный ответ, будут разные методы, но давайте предположим, что вы твердо решили заниматься английским языком и каждый день выписываете в тетрадочку по 10 слов или выражений из словаря. И первую неделю все идет отлично, вы чувствуете прилив гордости, любви к себе за такую продуктивность: аж 10 слов! И на второй день вы знаете уже 20 слов, на третий – 30. Предполагается, что к концу месяца вы будете знать целых 400 слов!

Теория теорией, но с каждым днем, вам приходится все труднее и труднее уложиться в план. Постепенно вы начинаете забывать материал, да и весь процесс уже не идет так складно и с таким удовольствием, как когда вы начинали. Новые слова уже не лезут в голову так быстро и легко, поэтому их туда приходится запихивать. В большинстве случаев получается так, что примерно к десятому дню вы помните около 8 слов, выученных в первый день. Плюс 10-15 разных слов из тех, которые возможно вам просто понравились, или на которые у вас был какой-то более сильный эмоциональный отклик.

И тут вы понимаете, правильнее будет сказать умозаключаете, что английский, зараза, все-таки очень трудный и что надо сидеть (почему-то большинство людей хотят обязательно сидеть, и почему-то обязательно ночами) и зубрить до изнеможения, а то без этого английский никак не выучишь.

Is there another way?

Почему вы решили, что учить английский надо, выписывая слова из словаря в тетрадь? Потому что вас в школе так учили? А ваши учителя следовали этому методу и именно поэтому безупречно знали язык? А почему вы решили, что чтобы заговорить на английском нужно обязательно выучить все правила грамматики? А вообще в каком году вы ходили в школу? Ведь наверняка только в годы железного занавеса, может быть выработана самая лучшая в мире методика изучения иностранных языков.

Я не хочу сказать, что такой метод изучения языка неэффективен. Я просто хочу сказать, что если он вам не доставляет особого удовольствия и не приносит хороших результатов, то может быть пора его сменить? Может пора спросить себя, а действительно ли это разумная трата времени и средств? А есть ли другие варианты? Может пора попробовать что-то другое? А сидеть, пыхтеть, изучая английский язык, совершенно не обязательно.

Вот мой любимый вариант. Закачать подкасты в МР3-плеер или в телефон и слушать по дороге на работу. Или просто во время прогулки по парку. Представьте, идете вы по парку, наслаждаетесь природой и при этом испытываете чувство гордости, что работа по изучению языка кипит. И вам от этого хорошо и радостно.

Re-think your method

Допустим вы решаете сменить метод изучения языка и тут вариантов быть может очень много.

Например, если ваша цель разговаривать и понимать повседневную речь, то учить по 10 слов в день может быть немного неоправданно, т.к. вообще повседневный запас разговорных слов в английском языке достаточно небольшой, и он довольно узкий. Нет смысла учить такое большое количество отдельных слов. Например, многие слова в английском языке очень многозначны и это позволяет вам передавать неимоверное количество информации, используя гораздо меньше слов. Например, глаголы to have или to take они имеют чуть ли не по 75 значений. Это значит, что вам нужно учить 150 разных слов? Нет, не нужно. Только пару слов. Пару глаголов. Понятное дело, что надо знать выражения с этими глаголами и основные, простые и короткие предложения. Но все равно это гораздо лучше, чем зубрить уйму разных совсем друг на друга не похожих отдельных слов. Да еще и не по теме.

Если ваша цель разговаривать и понимать повседневную речь, то есть смысл учить диалоги. Ну, например, по одной фразе в день или по одному диалогу в неделю. Обязательно слушая живую неадаптированную речь, тренируя восприятие на слух. И обязательно пытайтесь повторять за носителем языка. Чтобы научиться говорить нужно, говорить, нужно начать говорить. Пусть криво, косо, с ошибками – не важно. Просто нужно пытаться говорить.

“Obstacles are those frightful things you see when you take your eyes off your goals.”

Henry Ford

Вот подумайте, например, если иностранец будет каждый день выписывать или запоминать слова из словаря Ожегова, научиться ли он говорить по-русски? Если вы будете зубрить слова из Оксфордского словаря, то научитесь ли вы разговаривать по-английски? Скорее всего получится это не скоро. Зато вы будете наизусть знать весь словарь Оксфорда.

Я просто хочу, чтобы вы задумались над тем, что если у вас возникают трудности с прогрессом при использовании того метода, который вы используете в данный момент, то, может быть, стоит что-то поменять. И вместо того, чтобы останавливаться на каких-то негативных умозаключениях о трудностях изучения языка или о ваших способностях, стоит попробовать что-то другое. Вы можете идти к своей цели и шагами, и галопами, и советскими методами изучения, и пользуясь интернетом. Но, в любом случае, всегда прислушивайтесь к реакции вашего тела и ума во время занятий и экспериментируйте.

Eliminate your fears

Представим, что вы перепробовали разные методы, но все равно что-то английский не лезет, не идет. В чем же дело? Почему пропадает задор? Почему бесконечно возвращаются эти постоянные проблемы с самодисциплиной? Почему всегда возникают какие-то оправдания? И у всех они свои. На поверхности эти оправдания могут звучать очень даже логично и убедительно. Но давайте копать глубже, в чем же причина?

Тут я вижу две самые явные причины:

1. Вы боитесь выучить язык

Да-да, для многих это именно так. Многие просто бояться выучить язык. Возможно, вы удивитесь: как же я могу бояться выучить язык?! Совсем наоборот, я очень хочу выучить язык! Выучив язык, я устроюсь на новую работу, я буду получать кучу денег, уеду наконец-то из этой дыры. Ну, или выйду наконец замуж за иностранца и т.д. и т.п.

Хорошо, представьте, вы выучили язык до хорошего уровня, например, вы можете понимать так средне носителей и что-то там сами говорить. Теперь вы знаете язык на неплохом уровне, среднем уровне, и не применить эти знания было бы глупо, т.е. пора действовать без всяких извинений. Вы можете двигаться ближе к своей мечте, наконец-то, да? Теперь попытайтесь ответить себе на следующие вопросы, только честно.

“Fear is only as deep as the mind allows.”

Japanese proverb

А вы не боитесь, что придется искать работу в другой стране? Вы не боитесь, что вас будут оценивать по совершенно новым стандартам? А что если вы недостаточно хороши? И вот, возможно, из детства вспоминается голос ваших родителей или учителей, что далеко не придает вам уверенности, а совсем скорее наоборот убивает всякое желание даже попытаться.

А что если вас не примут на эту работу? А вам не страшно приезжать со всей семьей в новую страну, не зная законов и имея только поверхностные знания о всем том, что может произойти? Возможно, вы сейчас чувствуете себя неудачником, а когда вы выучите язык, и не оправдаете своих надежд на светлое будущее, то как вы тогда себя будете чувствовать? Когда у вас откроется столько возможностей, сможете ли вы рисковать и морально быть готовым буквально ко всему? Возможно вы ответили да, я за вас очень рада. Возможно, кому-то из вас есть над чем поработать.

2. Выучить язык – не ваша цель

Другая причина, почему все не идет так ладно и складно в вашем процессе изучения языка, это лжецель. А что если цель выучить язык совсем не ваша? Что если вы оттого, что так часто слышали от всех вокруг, что английский учить надо, приняли это себе на веру? Это происходит везде и повсюду и не только с английским языком. И вы, наверное, сами сталкивались с этим постоянно.

Например, совершенно банальный пример, одной из современных диетических рекомендаций, которая пришла мне в голову, о том, что кашу надо есть. С пеленок мы впитали, что есть кашу полезно для здоровья. А когда на самом деле после этих каш организм протестует обострением остеопороза или образованием кариеса или каких-то других проблем с пищеварением, то на эти сигналы мы обычно закрываем глаза. Потому что все же говорят, что полезно. А раз все говорят, то это должно быть так. А если не так, то я что сумасшедший быть белой вороной?

То же самое происходит с английским. Все твердят кругом, что английский нужно знать. Поэтому лучше уж буду мучиться ночами, но язык буду знать. Буду и собой гордиться, и похвастаться могу перед другими. А там глядишь сваляться на меня все другие выгоды знания языка.

Not your goal?

Допустим, ваши родители искренне желают вам светлого будущего и поэтому очень хотят, чтобы вы вышли замуж за американца, ну или иностранца, который примчится к вам на белом Мерседесе и увезет вас на лучезарные берега Калифорнии в свой десятикомнатный особняк. И в связи с этим, ваши родители вам усиленно напоминают, что знание языка это возможности, это дорога к светлому будущему и т.д. Вы, конечно, это все понимаете головой, но ваше сердце лежит к простому русскому парню, с которым мило и хорошо. И лишь вы понимаете, что Америка это, конечно, клёво, но в душе вы так любите своего Ваньку, что заморских мужчин, быть может и очень даже хороших, вы готовы отодвинуть в сторону, и с вашим любимым пройти через все трудности до конца.

Или, например, вот выучились вы на инженера, и все вокруг вам говорят, что надо ехать в Калифорнию, потому что там инженеры нарасхват. И вы тоже, вроде, понимаете, что нужно ехать в Калифорнию. И, соответственно, для получения работы вам нужно учить язык. Но когда-то в детстве вы просто обожали сидеть на скамеечке рядом со своим дедом и смотреть, как ваш дед валяет валенки. И так ваш дед увлеченно валял эти валенки, и с такой радостью вручал их другим людям. И вам так нравилось наблюдать за всем этим волшебным процессом, что вы сидели на скамеечке и думали: «Вот вырасту и непременно буду тоже валять валенки, как мой дед. С таким же удовольствием, с такой же радостью буду вручать их. И сделаю валенки маме, папе и жене, и детишкам. Да я всем друзьям сделаю самые лучшие валенки на свете».

Choose a job you love and you will never have to work a day in your life.

Confucius

Вот сейчас, спустя уже много времени, вы – инженер, но до сих пор у вас в голове все крутится где-то эта картинка с дедом, валяющим валенки. И вы думаете, как же клёво было бы сидеть валять эти валенки, наслаждаться своей работой, видеть улыбки благодарных людей, когда вы будете им вручать эти валенки, да еще и будете получать за это деньги. Причем очень хорошие! Потому что ваши валенки очень ценятся. Потому что никто лучше вас и с таким удовольствием их не делает и валять так не умеет. И в то же время у вас в голове бесконечно крутится голос друзей, или жены, или родителей: «Учи английский! Езжай и учи язык! Уезжай из этой дыры!»

Каждый сам должен сделать выбор или в сторону «хочу» или в сторону «надо». И я надеюсь, что ваше «хочу» и «надо» совпадут. А некоторые учат язык, потому что хотят уехать из страны в поисках лучшей жизни. Их посещает мысль такого типа: «Здесь же полный дурдом, здесь же в этой дыре я даже не смогу, не хочу ничего начинать, здесь полная коррупция, развалюха, и т.д. Вот выучу язык и поеду в Америку, буду бизнесменом, буду иметь и дом, и машину, и трава у меня будет стриженая, и на улицах вокруг будет чисто».

Я не знаю, откуда у вас появился такой стереотип, что как только приезжаешь в США находишь работу, то тебе сразу начинают платить кучу денег, дают дом, машину и жизнь становится счастливее. Сейчас существует очень большое количество законов, которым нужно следовать, чтобы открыть свой бизнес. Зачастую очень много! Слишком много законов и достаточно жесткие штрафы, большие штрафы за их нарушения. Еще труднее удержать этот бизнес на плаву. За последние пять лет страна очень сильно изменилась во многих планах, поэтому сверяйте свои планы, которые у вас были со школы с настоящим временем. Так что, может быть, их стоит пересмотреть.

Возможно, вместо изучения языка с надеждами на лучшее будущее в другой стране стоит спрыгнуть с дивана, отложить учебник в сторону и начать воплощать свои бизнес идеи в жизнь прямо сейчас и прямо в своем городе. Я не хочу вас отвернуть от вашей мечты. Я думаю, что бояться и не действовать гораздо хуже, чем действовать и ошибаться. Я просто хочу, чтобы вы задумались по этому поводу. Моя задача в том, чтобы вы обратили на это внимание и наконец-то определились со своей целью. Для чего же вам нужен английский язык? Действительно ли он вам нужен?

Сразу вам скажу, что если вы решили учить, а сами не особо мотивированы, то работа предстоит вам не из легких. Если учить язык вам не в радость, то далеко и быстро вы наверное не продвинетесь. Поэтому очень важный пункт – разобраться со своими страхами и желаниями. А затем уж я вам помогу и с методом и с поддержкой, поддержка в группе тоже очень важна. Я хочу напомнить вам, что вы не одни на этой стезе.

Итак, подведем итог, почему же у вас никак не получается выучить язык?

Set your goals

Первое, что вам нужно сделать, это сначала понять, действительно ли вам нужно учить язык, и зачем именно.

Act

Второе – это перестать просто мечтать и начать уже действовать в направлениях ваших целей.

Ведь по суть английский это не цель, а средство достижения цели. И каждый раз, когда вы открываете какое-то пособие, спрашивайте себя, а приблизит ли это меня к цели? Как этот материал может мне помочь в достижении моей цели? Если, например, вы ищете работу, то нет смысла начинать с уроков про еду, начните с изучения простых диалогов с формальным языком, изучите правила составления резюме, выбирайте уроки, которые обсуждают рабочий этикет, например. Если хотите замуж за американца, ну или иностранца, не важно, то учитесь, как рассказывать о себе и как описывать какие-то качества характера, которые вы цените в мужчинах, как благодарить, как подбадривать мужчину, как прочитать рецепт пирожков, то как бронировать отели оставьте на потом. Я думаю ваш жених обязательно об этом позаботится.


(Оценок: 5 , средняя оценка: 5.00 из 5 )

Не секрет что наверно каждый, кто начинал изучать, английский язык самостоятельно задавался вопросом, почему я не могу выучить английский язык? Ответ на этот вопрос не сложен, главная причина, по которой вы не можете выучить английский язык это – ваша лень и с ней нужно бороться. Каждый может выучить английский язык главное мотивация, желание, и регулярность занятий.

А теперь поговорим о причинах мешающих нам в изучении нашего любимого английского языка. Во первых если вы живете не в стране с англоязычным населением то вам просто не хватает той среды где вы бы могли разговаривать и .

Поэтому самый лучший способ в изучении английского языка это жить и общаться с людьми в той стране, где этот язык является государственным. Вторая причина, по которой вы не можете выучить английский язык это не регулярность занятий.

Часто новички начинают изучать язык усердно учат грамматику, зубрят слова, слушают аудио уроки и через месяц все забрасывают, как вы понимаете результат от такого изучения английского языка будет не высоким. Желательно заниматься хотя бы по 40 минут в каждый день.

У вас должна выработаться, привычка учить английский, например как чистка зубов по утрам вы делаете, это не задумываясь.

Мы с вами выяснили самые главные причины по которым вы не можете выучить английский язык это:

Лень
Нет погружения в среду
Не регулярное выполнение занятий

Конечно, нам не обязательно жить в той стране, где проживает англоязычное население, чтобы выучить английский язык мы можем заниматься с репетитором, или посещать курсы английского и в итоге тоже сможем выучить английский, но потратим больше времени и денег на обучение. Если с финансами туго или нет времени на посещение курсов, то можно изучать английский язык самостоятельно.

Плюсы в изучении английского языка самостоятельно в том, что вы сами планируете свое время, когда и сколько часов заниматься, а так же вы экономите большое количество денежных средств, которые в дальнейшем можно потратить на поездку в англоязычную страну. Для вас эта поездка будет отличной практикой в общении с иностранцами, и вы сможете намного улучшить свои знания английского.

Итак, давайте с вами подведем итог если у вас достаточно денег и времени то лучшей способ выучить английский это нанять хорошего репетитора и когда появиться базовые знания или возможность отправиться за бугор то, уехав в англоязычную страну самое главное как можно больше разговаривать с людьми на любые темы.

К примеру, если вы отправитесь, в Лондон и будете, целыми днями сидеть в своем номере и почти не с кем не будете говорить, то толку от этой поездки будет не много. Поэтому всегда и при любой подходящей ситуации старайтесь говорить на английском и у вас все получиться. Практикуйтесь со своими друзьями или коллегами устройте день английского языка.

Конечно это не все ответы на вопрос: Почему я не могу выучить английский язык? Но тем не мене это основное что нужно уяснить для себя. Всем успехов в изучении английского и помните у вас все получиться.

Не получается выучить английский? Не запоминаете иностранные слова? Не можете говорить на изучаемом языке? Возможно вам мешает ряд заблуждений и отговорок. Существует огромное количество отговорок, которые мешают учить английский язык: «нет способностей к языкам», «надо в детстве было начинать», «это нужно в Англию или Америку ехать…» и куча других. На самом деле это лишь мифы, которые мы решили развенчать.

Самые распространенные мифы, мешающие учить английский язык

Миф 1: Для изучения иностранного языка необходимы особые способности и высокий уровень IQ

В таких странах как Швеция и Нидерланды иностранным языком владеет большинство населения. Неужели там все без исключения родились со способностями к языкам? Конечно же нет! Более того, английским владеют практически все спортсмены международного уровня и продавцы сувениров, но далеко не все академики. Все потому, что во время изучения языка первоочередную роль играют мотивация, возможность для практики, вложенное время и усилия, а также выбор эффективного метода обучения.

Миф 2: Дети лучше изучают язык, чем взрослые

Существуют исследования, которые утверждают, что дети быстрее и легче взрослых изучают язык. Однако не потому, что они более способные – просто дети по-другому подходят к изучению языка.

В отличие от взрослых, они «поглощают» иностранный язык, не слишком задумываясь над правилами и логикой. Они меньше боятся говорить и ошибаться, и это является одной из причин, почему изучение языка дается им легче.

С другой стороны, ученые обнаружили, что благодаря дисциплинированности и систематическом подходе взрослые на самом деле быстрее прогрессируют в освоении языка. Они способны понять и использовать сложные грамматические структуры, изучить большее количество новых слов и быстрее пройти определенную тему. Поэтому опять же, ключевыми факторами при изучении языка является мотивация, возможность для практики, вложенное время и усилия, а также выбор эффективного метода обучения.

Миф 3: Проживание в иностранной стране гарантирует изучение языка

Так считают многие люди, однако – кое-где эмигрантов в Америке не владеют английским языком в совершенстве даже после 20 лет жизни там. Многие из них продолжает говорить с сильным акцентом и десятилетиями делает те же ошибки – например, “He help you?” вместо “Did he help you?” или “I call you” вместо “I will call you”.

Причина в том, что иммигранты за пределами повседневного общения часто не прилагают усилий для улучшения своих знаний. Они не чувствуют в этом потребности и их уровня английского вполне хватает на бытовом уровне. Этот пример свидетельствует о том, что для многих становится неожиданным открытием: проживание в иностранной стране не означает, что ты автоматически освоишь язык на высоком уровне и будешь иметь хорошую грамматику, произношение или большой словарный запас вне необходимого в быту.

Также важно помнить, что носители языка, с которыми ты будешь общаться, обычно не будут исправлять твои ошибки из вежливости. Поэтому, даже проживая в другой стране, нужно продолжать уделять внимание ее изучению.

Основные преимущества в изучении языка в другой стране в том, что там больше возможностей для практики и там есть языковая среда. Однако сейчас, имея достаточную мотивацию и доступ к интернету, ты можешь создать эти возможности и у себя дома.

Миф 4: Посещение языковых курсов достаточно для изучения языка

Освоение грамматики, произношения, словарного запаса, а также навыков аудирования и чтения требует значительного времени, повторений и практики, что просто невозможно в классе. Кроме того, разные ученики проходят материал с разной скоростью и требуют разное количество практики. Поэтому, если ты изучаешь английский язык в группе, советуем дополнить свое обучение современными технологиями. Компьютер – терпеливый и бесплатный репетитор, доступный в любое время.

Миф 5: Учебника достаточно для изучения языка

Любой учебник по General English содержит количество материала, достаточное для только для ознакомления с конкретной темой. Для того чтобы действительно изучить и отработать различные аспекты языка, нужно для каждого из них отдельно подбирать ресурсы и некоторые из них гораздо эффективнее для изучения, чем учебники.

Например, упражнение по грамматике лучше делать онлайн, чем в тетради, так как сайт автоматически его проверит и укажет на ошибки. Новые слова намного быстрее и удобнее учить с помощью мобильных приложений, а лектор с Youtube обычно объяснит тему по грамматике понятнее и интереснее, чем параграф в учебнике.

Миф 6: Лучший способ учить иностранный язык – просто говорить

На самом деле мы учим язык за счет чтения и слушания. Именно так мы получаем новые слова и грамматические структуры. Зато, через разговор и письмо язык мы практикуем и используем. Поэтому для того, чтобы хорошо и правильно говорить и писать, нужно сначала много читать и слушать.

Миф 7: Ошибки недопустимы

На самом деле все зависит от ситуации. В ситуации, где вы используете язык, например во время разговора с иностранцем, главным является передача информации. Поэтому лучше говорить с ошибками, чем заставить собеседника несколько минут ждать, пока вы правильно построите предложение и подсмотрите в словаре точный перевод слова. А вот в ситуации, где вы работаете над языком, например во время урока, следует в первую очередь думать, как сказать предложение правильно, ведь ошибки очень легко закрепляются и запоминаются.

Впрочем, это далеко не полный перечень ошибочных представлений об изучении языка, которые можно перечислить. Но мы уверены: если у тебя есть достаточная мотивация для изучения английского, ни один миф и стереотип не станет помехой!

За 2 года реально заговорить на иностранном языке. Пусть не как носитель, но на уровне, достаточном для поддержания беседы на общие темы, точно. Для этого необязательно жить в англоязычной стране, достаточно регулярно заниматься. Однако, многие учат английский годами: пробуют разные подходы, много раз начинают и забрасывают учебу, меняют курсы и репетиторов. Но в итоге остаются на уровне «учил когда-то в школе», попутно разочаровываясь во всех вышеперечисленных способах. Знакомо?

Важно усвоить одну вещь – лень и прокрастинация это не причины, по которым вы до сих пор не выучили английский, а следствие. Эти два врага продуктивности появляются, когда в вашей системе изучения английского что-то идет не так. Рассмотрим возможные причины подробнее:

Нет четкого понимания цели. «Все учат и я должен»

Поскольку все люди живут в определенном социальном кругу, они склонны подвергаться влиянию друг друга. Мысли бывают примерно такие: «Все мои друзья ходят на курсы английского или занимаются с репетитором. Я тоже должен». Кроме того, обилие языковых курсов и рекламы тоже несет определенный посыл «Все уже выучили английский и стали счастливыми! Чего ты ждешь?». И человек идет учить английский, просто потому что так делают все. Но смысла в этом не видит, поэтому периодически то бросает, то опять возобновляет занятия.

Цель слишком глобальная и недостижимая. «Хочу говорить на английском, как Шекспир»

Часто такие глобальные цели ставят себе как раз те, кто находится в самом начале изучения языка. Это приводит к чрезмерной активности на первых порах: выполняется масса упражнений, покупается много книг, человек записывается одновременно на курсы и ходит к репетитору. В итоге через разный промежуток времени, в зависимости от запаса сил учащегося, наступает истощение и разочарование.

Неправильно подобранная учебная программа

Тут все просто. Человек имеет определенный уровень грамматики, знает минимум лексики и ему пора активно практиковаться в разговорных навыках. Но ему вместо этого предлагается что-то другое: читать сложные тексты, переводить их, делать грамматические упражнения и, о ужас, учить диалоги наизусть. Или, наоборот, хочет идеально знать грамматику, а его заставляют только говорить на уроке, не отвлекаясь на грамматику в принципе. В обоих случаях, мотивация быстро падает, потому что смысла всех этих действий человек не видит.

Пассивность и перекладывание ответственности на преподавателя. «Пусть меня научат»

Часто бывает так: студент приходит на занятие, и с ожиданием смотрит на преподавателя – «Ты тут профессионал, вот и учи меня, а я пока подремлю». Очень важно понимать, что успех учебного процесса это результат совместных усилий, как преподавателя, так и студента. Если кто-то из них пытается перекинуть всю ответственность на другого, результата не будет.

Необходимость выйти из зоны комфорта и начать действовать. «А что дальше?»

Пока человек находится в состоянии «Я изучаю английский», он оправдывает свое бездействие недостатком знаний и навыков. Как только он «выучит» английский, придется что-то менять в жизни: попросить о повышении, сменить работу, подойти и заговорить с иностранцем в путешествии. Это стресс и нет гарантии, что успех будет достигнут. Пока человек находится в своей зоне комфорта «изучая» английский, с него меньше спрос. К примеру, провалить контракт с компанией из Белой Церкви не так страшно, как с компанией из Калифорнии?

  • Tutorial

Повсеместное увлечение английским и другими иностранными языками привело к тому, что количество методик преподавания уже трудно поддается подсчету. Большинство новых методик нацелено на быстрое освоение иностранного языка, и благодаря активной пропаганде коммуникативных и экспресс-подходов, где студент сразу учится говорить, все уверены, что тот же английский надо учить без помощи русского.

А вы помните, как вы выучили русский? Ведь процесс освоения языков един. Может, не стоит сбрасывать со счетов свое владение русским? Давайте разберемся вместе.


Вряд ли вы когда-либо задумывались о том, как вы выучили русский. «Знаю и все». Может, мама рассказывала какие-нибудь смешные оговорки или ваш оригинальный метод произношения каких-нибудь слов. Нам прекрасно известно, что мозг ребенка более пластичен и быстрее усваивает новые знания, чем мозг взрослого (для некоторых это служит оправданием не учить новые слова, мол, мозг уже старый). Но ученые уже давно выяснили, что мозг окончательно формируется к 25 годам, а некоторые его функции окончательно устанавливаются вообще ближе к 40. И еще один факт: мозг способен к обучению в течение всей вашей жизни. Впрочем, ребенок действительно способен быстро усвоить два и более языков, в то время как взрослому потребуется некоторое время. Но в этом плане время можно обмануть. Главное – знать, с чего все начинается.

Восприятие языка в раннем детстве

А начинается ваше освоение языка уже в утробе матери. Как только у плода развивается слуховая система, он способен воспринимать звуки извне. Чаще всего малыш, конечно, слышит маму. Британский лингвист Дэвид Кристал в одной из своих работ пишет, что еще не родившийся ребенок способен воспринимать интонацию, с которой говорит мама и люди вокруг нее. В дальнейшем это повлияет на языковое развитие ребенка и на его акцент (если мы говорим о языках со множеством диалектов, как, например, английский).

В первые месяцы жизни младенец гулит и издает односложные звуки. Если рядом положить двух малышей, одного, например, американца, и одного китайца, то гулить они будут с разной интонацией: потому что все то время, что работает их слуховая система, они слышали определенный язык и его интонационный строй. Когда ребенок переходит в стадию лепета, он начинает экспериментировать с интонацией в зависимости от того, что слышит. И уже к году начинает выдавать примерно 15 слов и сочетаний слогов для обозначения людей и вещей вокруг.

Как мы запоминали слова

Психолингвисты Ева и Герберт Кларк утверждают, что первые акты коммуникации между родителями и детьми происходят вообще без помощи слов. Мы просим повторить новое слово снова и снова, показывая на интересующий нас предмет пальцем. Обратите внимание на любую маму с коляской: малыш смотрит вокруг, показывает пальцем на что-нибудь интересное и издает звук. Мама тут же называет слово. После нескольких повторений ребенок начинает воспроизводить слово на свой манер (например, показывает на собаку и кричит «ав-ав!» или «абака!»), а потом учится произносить его правильно.

Никто из нас не начал сходу говорить красивыми предложениями. Наше развитие речи продолжается до младшего школьного возраста, когда мы начинаем усваивать сложные грамматические аспекты родного языка.

Сделаем важный промежуточный вывод : даже на освоение родного русского языка у вас ушел не один год. Вы шли от звуков к слогам, от слогов к словам, от слов к коротким предложениям, и уже от коротких предложений к длинным распространенным.

Освоение второго языка

Если вы не билингв и не слышали с рождения два языка, то ваше восприятие иностранного языка будет идти через призму родного. Чаще всего слова на родном языке вы запоминали через предмет или его картинку. В вашем мозге образовалась связь «картинка – слово». Когда вы добавляете слова на иностранном языке, ваш мозг добавляет новое звено в уже существующую связь: «картинка – слово на русском – слово на английском». В силу возрастных изменений процесс образования новой связи будет длиться дольше, однако это вовсе не значит, что вы не можете запомнить новые слова и объясниться. Существует огромное количество способов запомнить новые слова: от карточек до приемов мнемотехники. Но как удержать их в памяти? Как начать говорить предложениями?


Ответ прост: вернуться к истокам и если уж не погрузиться в язык полностью, переехав в страну, где на нем говорят, то хотя бы создать себе схожие условия.

Например, вам нужно выучить слово «микроволновка» на английском - “microwave” . Сама печка стоит у вас на кухне. Возраст уже не позволяет ткнуть в нее пальцем и громко сказать «а!», поэтому придется открыть словарь и посмотреть, как же микроволновка называется по-английски. После этого смело берите стикер, пишите на нем слово “microwave” и клейте его на печку. Теперь каждый раз, когда вы будете проходить мимо микроволновки, прочитывайте слово вслух. Спустя некоторое время ваш мозг создаст нужную связь, и вы запомните слово.

Теперь нужно будет расширять словарный запас. Ваша мама (или папа) наверняка мастерски проделывала с вами этот трюк, когда вам было года 3-4: «Это кошка. Что кошка делает? Как кошка говорит? Где у кошки глазки? Где у кошки ушки?». И вы послушно говорили, что кошка сидит, что кошка говорит «мяу», а потом показывали, где у нее глазки и ушки, потому что эти слова вы уже знали. То же самое теперь придется воспроизвести на английском. Что делает микроволновка? Где она стоит? Зачем она нужна? И так постепенно, вопрос за вопросом, слово за словом и понятие за понятием вы начинаете строить предложения: от простых к сложным.

Помните, что очень важно окружать слово контекстом, а не учить его изолированно, иначе вы будете знать слова, но не сумеете построить из них предложения.

От русского к английскому

От родного языка на первых этапах вам не избавиться никак, и все методики, которые утверждают, что вы должны с первого же занятия говорить исключительно на английском, вводят вас в заблуждение. Знакомо состояние, когда по-русски знаете, что сказать хочется, а по-английски слов не хватает? В таких случаях преподаватель предложит перефразировать предложение. Это, безусловно, прекрасный способ все же выразить свою мысль, несмотря на незнание слов, но он никак не работает на начальном этапе. Это все равно что просить двухлетнего ребенка говорить сложноподчиненными предложениями. Работайте от простого к сложному.

По такому же принципу, кстати, работает наш «Метод Тичера» , который начинается с алфавита и простых слов и постепенно набирает сложность. В нем вы смотрите короткий видеоурок («микрознание») и сразу закрепляете пройденное в упражнении, в конце темы проходите тест, в конце курса - экзамен. Курсы разделены по уровням владения языком.

Время на освоение второго языка

Можно ли научиться говорить быстро? Есть же курсы «Английский за три месяца», «Английский за неделю», «Английский за 16 часов»… Ответ на этот вопрос неутешительный. Перечитайте наш промежуточный вывод.

Разумеется, с возрастом вам не придется много времени тратить на осознание каких-то общих концептов, как это делают дети. Однако даже при интенсивном обучении два-три раза в неделю и безусловном (!) выполнении домашних заданий (в идеале языку нужно уделять время каждый день) вам потребуется не менее трех лет на освоение языка на высоком уровне (расчет мы делали в этой статье).

Стоит отдельно отметить, что любое знание из вашей головы способно улетучиться. Так уж работает наш мозг: выучил что-то новое – подзабыл что-то старое. Регулярно повторяйте выученное, проходите различные тесты и не отмахивайтесь от простых тем – их как раз проще всего забыть.

И заключительным способом улучшить свои познания можно назвать общение с носителями или людьми, которые владеют языком на высоком уровне. Иными словами, заведите себе language buddy (мы, кстати, об этом в блоге на нашем сайте). Банально, но факт: если вы будете хотя бы пару раз в неделю общаться на какие-то интересные вам темы, получать отклик и вступать в дискуссии, вам будет проще освоить новый для вас язык.

Вывод

Не стоит надеяться на то, что вы сможете выучить язык за пару недель или месяцев. На родной язык у вас ушли годы, и на иностранном вы не ограничитесь коротким промежутком времени. Все слова нужно изучать в контексте и в связке с соответствующими прилагательными и глаголами, чтобы вашему мозгу было проще создать новые связи и запомнить новые понятия. Пословица «Повторение – мать учения» существует не просто так: мы забываем то, что не используем в жизни. Регулярно повторяйте пройденный материал. А еще лучше будет применять полученные знания на практике, общаясь с носителем или кем-то, кто свободно изъясняется на языке, который вы учите.

Источники:

1. Г. Кларк, Е. Кларк. Как маленькие дети употребляют свои высказывания. // Психолингвистика. Сборник статей. Составитель А.М. Шахнарович. - 1984 - С. 353-354.
2. David Crystal «You Say Potato»