Постройте график изменения со временем температуры снега. Практическое занятие на местности в зимнее время. Годовой ход изменения метеорологических величин

| Графики и диаграммы

Урок 21
Графики и диаграммы

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5 - 7)







Зачем нужны графики и диаграммы

Невозможно быстро и качественно обрабатывать большие объемы однотипной информации, представленной в текстовой форме. Такую информацию гораздо удобнее обрабатывать с помощью таблиц. Но восприятие громоздких таблиц также оказывается затруднительным для человека.

Предположим, вы готовитесь к школьной географической:конференции, на которой вам поручено нарисовать климатический портрет месяца мая. В течение всего месяца вы собирали информацию о температуре воздуха, давлении, влажности, облачности, направлении и скорости ветра. Соответствующую информацию вы заносили в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось (файл Температура.doc из папки Заготовки):

Конечно, можно перечертить эту таблицу на большой лист ватмана и продемонстрировать одноклассникам этот впечатляющий результат. Но смогут ли они воспринять эту информацию, обработать ее и сложить представление о погоде в мае? Скорее всего - нет.

Вы собрали большое количество информации, она точна, полна и достоверна, но в табличном виде не будет интересна слушателям, так как совершенно не наглядна. Сделать содержащуюся в таблице информацию более наглядной и легко воспринимаемой (визуализировать информацию) можно с помощью графиков и диаграмм.

Наглядное представление процессов изменения величин

На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладывают представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой - независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси Х, или оси абсцисс), а зависимой величины - на вертикальной (оси У, или оси ординат). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с У при изменении Х. На графике значения изображаются в виде кривых, точек или и того, и другого одновременно.

График позволяет отслеживать динамику изменения данных. Например, по данным, содержащимся во 2-й графе, можно построить график изменения температуры в течение рассматриваемого месяца. По графику можно мгновенно установить самый теплый день месяца, самый холодный день месяца, быстро подсчитать количество дней, когда температура воздуха превышала двадцатиградусный рубеж или была в районе + 15 °С. Также можно указать периоды, когда температура воздуха была достаточно стабильна или, наоборот, претерпевала значительные колебания.

Аналогичную информацию обеспечивают графики изменения влажности воздуха и атмосферного давления, построенные на основании 3-й и 4-й граф таблицы.


Коротко о главном

Выбор того или иного вида информационной модели зависит от цели, ради которой мы эту модель создаем.

Диаграмма - графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений. Используется множество разнообразных типов диаграмм.

График - линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины (например, пути) от другой (например, времени). График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

Вопросы и задания

1. По графикам движения, приведенным на чертеже, определите скорость движения каждого объекта и запишите формулу, выражающую зависимость пройденного расстояния от времени движения объекта.

Какие объекты могут иметь определенную вами по графику скорость?

V=S/t a) V=100/0,5=200 км/ч (гоночный автомобиль); b) V=100/1=100 км/ч (автомобиль); c) V=100/4=25 км/ч (скутер); d) V=100/6≈17 км/ч (велосипед); e) V=30/6=5 км/ч (человек);

2. На рисунке изображен график движения семиклассника Миши Голубева по дороге в школу. Определите по графику:

Время выхода из дома; - скорость на всех участках пути; - продолжительность и время остановок; - время прибытия в школу.

Чем, по вашему мнению, могут быть вызваны остановка и увеличение скорости движения ученика?

Выход из дома: 8.00 - скорости: 8.00-8.05 - 2 км/ч; 8.05-8.10 - 4 км/ч; 8.10-8.12 - 0 км/ч; 8.12-8.13 - 5 км/ч; 8.13-8.20 - 2 км/ч - остановки: 8.10-8.12, 2 минуты - прибытие в школу: 8.20

2. Пользуясь графиком изменения работоспособности, найдите истинные высказывания:

Подъем работоспособности начинается в 8 ч; - утомление длится с 12 до 14 ч; - вечером работоспособность выше, чем утром; - наибольшая работоспособность с 10 до 12 часов утра; - работоспособность резко падает в 21 ч; - в 19 часов работоспособность низкая; - наивысшая работоспособность в 17 часов; - днем самая низкая работоспособность в 15 ч; - в день у человека два периода наивысшей работоспособности: с 8 утра и до 13 ч 30 мин, а также с 16 ч и до 20 ч; - начинать уроки надо в 7 утра; - выполнять домашнее задание лучше всего с 15 ч до 17 ч.

В таблице приведено расписание уроков на один учебный день для учеников 7 класса.

Соответствует ли это расписание состоянию работоспособности школьников? Как его можно улучшить с учетом изменения работоспособности школьников (график из предыдущего задания)? Предложите свой вариант.




Это графики. С ними работает любой учитель, проводя мониторинг успеваемости учащихся (наблюдение за качеством ваших знаний в течение нескольких лет). Если мы заболели, нам предлагают сделать кардиограмму, которую потом расшифровывает доктор и делает вывод о состоянии нашего здоровья. Вот и мы сегодня будем заниматься исследованием научимся читать и строить график.


Лабораторная работа №1

«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»


Цель работы:

исследовать изменение со временем температуры остывающей воды.


Осторожно! Горячая вода! Стекло! Будьте осторожны при работе с кипятком. Не разливайте воду – возможны ожоги. Будьте осторожны при работе с термометром. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Снимайте данные, не вынимая термометр из жидкости! На столе не должно быть никаких посторонних предметов.


Приборы и материалы:

сосуд с горячей водой (70 о С – 80 о С), стакан, термометр, секундомер, карандаш, линейка.

По ходу выполнения лабораторной работы вы будете вести записи, которые фиксируют протекание процесса. Перед вами находится форма отчета по данной работе, которую вы будете заполнять.


Выполнение работы.

1.Определите цену деления термометра.




Время,

Температура, tºС

t, мин.



При работе с термометром следует выполнять следующие правила:

1) для уменьшения погрешности измерений необходимо снимать показания, располагая термометр на уровне глаз;

2)помещать термометр непосредственно в вещество, температура которого измеряется;

3)снимать показания термометра после того, как установится температура.





Домашнее задание:

§ 9 (с. 22-25);

Упражнение 4 (с. 25).С.

Упражнение 9 (с. 29). Н.

Определите цену деления прибора




Рефлексия

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересным / неинтересным