Потемкинские деревни миф или реальность. Потемкинские деревни. Как все было на самом деле. Откуда пошел фразеологизм

(см. Путешествие Екатерины II в Крым).

В недавно глухой местности императрица увидела множество строений, войска, процветающее население. Предстал её взору и Черноморский флот в Севастополе . Эти достижения удивили не только государыню, но и представителей иностранных дворов, которые путешествовали вместе с ней, а также присоединившегося к ним инкогнито австрийского императора Иосифа II .

В настоящее время авторство легенды приписывается саксонскому дипломату Георгу Гельбигу. Как считается, впервые легенда была опубликована анонимно, впоследствии - в книге-памфлете Г. А. Гельбига «Потёмкин Таврический» (русский перевод - «Пансалвин - князь тьмы»). В эта книга была издана на русском, вызвав возмущение ещё живых родственников Потёмкина . На самом деле рассказы о бутафорских деревнях, написанных на щитах, и поселянах, приведенных к «месту жительства» за много верст, встречаются в европейских сочинениях о России и Екатерине II задолго до издания указанного труда. Французский путешественник Форсия де Пилес, побывавший в России в 1791-1792 гг. и опубликовавший материалы спустя четыре года, кратко касаясь путешествия императрицы в Крым, в частности, писал, что, как любого государя, её часто обманывали, и в этом путешествии она всему радовалась и восхищалась, не зная, что «дороги были починены тогда только, когда сделалось известно об её отъезде; что оные многочисленные деревни, предмет её восхищений, были созданы для проезду её и разрушены в тот же день, и несчастные крестьяне, пришедшие за тридцать и сорок лье, чтоб стать по сторонам пути и жить в оных домах в продолжение нескольких дней, были отосланы восвояси. То было изобретение гения Потемкина, который сумел таковою хитростью нового рода убедить свою монархиню, что страна, почитаемая пустынею, процветает».

Спустя несколько лет вышло также французское произведение авторства Ж. Ш. Тибо (Лаво)"Тайные истории любви Екатерины II и её любовников". Это сборник фантастических историй о интимной жизни императрицы, и всерьез его воспринимать не стоит. Но в главе о путешествии в Крым автор сообщает опять о декоративных поселениях, написанных на холсте, мешках с песком, изображавших полные зерна амбары, и несчастных крестьянах, пригнанных на большое расстояние, чтоб изображать населенные деревни.

Предание о «потемкинских деревнях» могло[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] появиться благодаря использованию щитов, изображавших вымышленные сооружения, что вообще характерно для того времени (можно вспомнить украшения Царскосельской дороги на пути следования Генриха Прусского в 1770, изображавшие горы с извержением вулкана и архитектурные сооружения), удаленности маршрута от столичных городов, когда у зрелищ не было большого количества образованных зрителей, и большому количеству недоброжелателей Потемкина.

Выражение «потёмкинские деревни » прочно вошло в употребление в значении показного благополучия, скрывающего неблаговидное положение вещей.

Примеры организации «потёмкинских деревень»

[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

См. также

Напишите отзыв о статье "Потёмкинские деревни"

Примечания

Литература

  • / Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. - СПб.: Юна, 1999. - с. 462-475.
  • Елисеева О. И. Григорий Потёмкин (ЖЗЛ). - М., 2006.
  • Бессарабова Н. В. Путешествия Екатерины II по России. - М., 2005 (первое издание) или 2008 (второе издание)
  • Форсия де Пилес. Прогулки по Петербургу Екатерины Великой. Записки французского путешественника / Пер., сост., комм. А. Н. Спащанского. СПБ., 2014.

Ссылки

  • Максим Кавун .

Отрывок, характеризующий Потёмкинские деревни

Когда ровно в шесть часов утра доктор Ингелявичус вошёл в палату, перед его глазами предстала чудесная картинка – на кровати лежала очень счастливая пара – это была моя мама и я, её живая новорожденная дочурка... Но вместо того, чтобы порадоваться за такой неожиданный счастливый конец, доктор почему-то пришёл в настоящее бешенство и, не сказав ни слова, выскочил из палаты...
Мы так никогда и не узнали, что по-настоящему происходило со всеми «трагично-необычными» родами моей бедной, настрадавшейся мамы. Но одно было ясно наверняка – кому-то очень не хотелось, чтобы хоть один мамин ребёнок появился живым на этот свет. Но видимо тот, кто так бережно и надёжно оберегал меня всю мою дальнейшую жизнь, на этот раз решил не допустить гибели ребёнка Серёгиных, каким-то образом зная, что в этой семье он наверняка окажется последним...
Вот так, «с препятствиями», началась когда-то моя удивительная и необычная жизнь, появление которой, ещё до моего рождения, готовила мне, уже тогда достаточно сложная и непредсказуемая, судьба....
А может, это был кто-то, кто тогда уже знал, что моя жизнь кому-то и для чего-то будет нужна, и кто-то очень постарался, чтобы я всё-таки родилась на этой земле, вопреки всем создаваемым «тяжёлым препятствиям»...

Время шло. На дворе уже полностью властвовала моя десятая зима, покрывшая всё вокруг белоснежным пушистым покровом, как бы желая показать, что полноправной хозяйкой на данный момент является здесь она.
Всё больше и больше людей заходило в магазины, чтобы заранее запастись Новогодними подарками, и даже в воздухе уже «пахло» праздником.
Приближались два моих самых любимых дня – день моего рождения и Новый Год, между которыми была всего лишь двухнедельная разница, что позволяло мне полностью насладиться их «празднованием», без какого-либо большого перерыва...
Я целыми днями крутилась «в разведке» возле бабушки, пытаясь разузнать, что же получу на свой «особый» день в этом году?.. Но бабушка почему-то не поддавалась, хотя раньше мне никогда не составляло большого труда «растопить» её молчание ещё до своего дня рождения и узнать какой такой «приятности» я могу ожидать. Но в этом году, почему-то, на все мои «безнадёжные» попытки, бабушка только загадочно улыбалась и отвечала, что это «сюрприз», и что она совершенно уверена, что он мне очень понравится. Так что, как бы я ни старалась, она держалась стойко и ни на какие провокации не поддавалась. Деваться было некуда – приходилось ждать...
Поэтому, чтобы хоть чем-то себя занять и не думать о подарках, я начала составлять «праздничное меню», которое бабушка в этом году разрешила мне выбирать по своему усмотрению. Но, надо честно сказать, это не была самая лёгкая задача, так как бабушка могла делать настоящие кулинарные чудеса и выбрать из такого «изобилия» было не так-то просто, а уж, тем более – поймать бабушку на чём-то невыполнимом, было вообще делом почти что безнадёжным. Даже самым привередливым гурманам, думаю, нашлось бы, чем у неё полакомиться!.. А мне очень хотелось, чтобы на этот раз у нас «пахло» чем-то совершенно особенным, так как это был мой первый «серьёзный» день рождения и мне впервые разрешалось приглашать так много гостей. Бабушка очень серьёзно ко всему этому отнеслась, и мы сидели с ней около часа, обсуждая, что бы такое особенное она могла бы для меня «наворожить». Сейчас, конечно же, я понимаю, что она просто хотела сделать мне приятное и показать, что то, что важно для меня – точно так же важно и для неё. Это всегда было очень приятно и помогало мне чувствовать себя нужной и в какой-то степени даже «значительной», как если бы я была взрослым, зрелым человеком, который для неё достаточно много значил. Думаю, это очень важно для каждого из нас (детей), чтобы кто-то в нас по-настоящему верил, так как все мы нуждаемся в поддержании нашей уверенности в себе в это хрупкое и сильно «колеблющееся» время детского созревания, которое и так почти всегда являет собой бурный комплекс неполноценности и крайнего риска во всём, что мы пытаемся пробовать, пытаясь доказать свою человеческую ценность. Бабушка это прекрасно понимала, и её дружеское отношение всегда помогало мне без боязни продолжать мои «сумасшедшие» поиски себя в любых попадавшихся жизненных обстоятельствах.
Наконец-то закончив составлять вместе с бабушкой свой «деньрожденческий стол», я отправилась на поиски папы, у которого был выходной день и который (я почти была в этом уверена) находился где-то в «своём углу», за своим любимым занятием...
Как я и думала, уютно устроившись на диване, папа спокойно читал какую-то очень старую книгу, одну из тех, которых брать мне пока ещё не разрешалось, и до которых, как я понимала, я пока что ещё не доросла. Серый кот Гришка, свернувшись тёплым калачиком у папы на коленях, от избытка переполнявших его чувств довольно жмурился, вдохновенно мурлыча за целый «кошачий оркестр»... Я подсела к папе на краешек дивана, как делала очень часто, и тихонечко стала наблюдать за выражением его лица... Он был где-то далеко, в мире своих дум и грёз, следуя за ниточкой, которую, видимо очень увлечённо плёл автор, и в то же время, наверняка уже расставлял получаемую информацию по полочкам своего «логического мышления», чтобы потом пропустить через своё понимание и восприятие, и уже готовенькую отправить в свой огромный «мысленный архив»...
– Ну и что же мы там имеем? – потрепав меня по голове, тихо спросил папа.
– А наша учительница сегодня сказала, что никакой души вовсе нет, а все разговоры о ней – это просто выдумки священников, чтобы «подорвать счастливую психику советского человека»... Почему они лгут нам, пап? – на одном дыхании выпалила я.
– Потому, что весь этот мир, в котором мы здесь живём, построен именно на лжи... – очень спокойно ответил отец. – Даже слово – ДУША – понемногу уходит из оборота. Вернее – его «уходят»... Смотри вот, раньше говорили: душещипательный, душа в душу, душегрейка, душераздирающий, душевный, открыть душу, и т.д. А теперь это заменяется – болезненный, дружно, телогрейка, отзывчивый, потребность... Скоро в русском языке совсем души не останется... Да и сам язык стал другой – скупой, безликий, мёртвый... Знаю, ты не заметила, Светленькая, – ласково улыбнулся папа. – Но это только потому, что ты уже родилась с ним таким, каким он является сегодня... А раньше он был необычайно ярким, красивым, богатым!.. По-настоящему душевным... Теперь уже и писать иногда не хочется, – папа на несколько секунд умолк, думая о чём-то своём и тут же возмущённо добавил. – Как я могу выразить своё «я», если мне присылают список (!), какие слова можно употреблять, а какие являются «пережитком буржуазного строя»... Дикость...

В названии этого населенного пункта присутствует фамилия одного из известнейших царедворцев и полководцев Екатерининской эпохи Григория Александровича Потемкина. Прежде чем заняться вопросами крестьянских поселений, этот человек успел:

  1. Получить отличное образование и прослыл очень неглупым человеком, и за время своего отсутствия на воинской службе сделать там себе карьеру. В XVIII в. это было возможно.
  2. Принять участие в дворцовом перевороте против Петра III. Императрица, занявшая престол после смещенного супруга, изначально оценила качества Потемкина как офицера - отважного и решительного. Позже их связала любовная история.
  3. С середины 1770-х гг. князь Потемкин отправляется в поход против Блистательной Порты. Его цель - завоевание Крыма. В ходе военных действий Григорий Александрович продемонстрировал храбрость, граничащую с безумием и полную бездарность в организации осады крепостей.

Пока отважный князь завоевывал к своей фамилии добавку Таврический, его возлюбленная императрица проводила время в компании столичных кавалеров. Слухи дошли до Потемкина, и у него появился план, как вернуть себе расположение Екатерины. Просвещенную и ратующую за благо Отечества даму нужно было заинтересовать ударными темпами освоения присоединенных к России земель.

Григорий Александрович в 1787 г. устроил для Екатерины II увеселительную поездку в Крым. По дороге они проезжали некогда усеянное пустырями приграничье - Новороссию. Императрица не узнавала местности - повсюду располагались цветущие хутора.

На самом деле постройки в новых деревнях были сооружены по принципу театральных декораций. Крестьяне, встречавшие государыню, привозились из деревень Потемкина непосредственно к прибытию кортежа. После того, как деревенька скрывалась от взора царственной путешественницы, все ее обитатели грузились на телеги и отправлялись на север по домам.

Смысл фразеологизма

Потемкинской деревней называют иллюзорное процветание. Это красивая ширма, за которой скрывается истинное зачастую плачевное состояние вещей. Признаки, по которым можно на глаз определить Потемкинскую деревню:

  • ударные темпы возведения и обретения экономического благосостояния;
  • отсутствие причин вышеперечисленного взлета;
  • быстрое исчезновение.

В силу того, что у ответственных за масштабные проекты людей всегда было желание произвести впечатление на зрителя, выражение "Потемкинская деревня" прижилось. Так часто называют быстро и не до конца выполненные проекты. Создаваться таковые могут для проведения финансовых афер. Кроме того, Потемкинской деревней можно назвать город, или государство, где за внешним благополучием и красивой картинкой для туристов и местных правителей скрывается нищета и социальная незащищенность граждан.


Примеры предложений с фразеологизмом:

  • Эта строительная компания возводила потемкинские деревни до тех пор, пока ею не заинтересовалась прокуратура.
  • Эта потемкинская деревня была возведена специально для участников саммита.
  • Его быт был больше похож на потемкинскую деревню - за внешним лоском скрывалась разруха.

Не стоит путать потемкинскую деревню с полноценными городами, которые в определенный период своей истории были оставлены жителями и пришли в упадок. Потемкинская деревня возводится по случаю, и никто даже не предполагает длительное использование этой бутафории. После того, как нужда в создании красивой картинки исчезает, все, что может пригодиться в хозяйстве, или было одолжено у соседа, возвращается, а дешевые декорации сами собой разваливаются.

К сожалению, сейчас людям вспоминается не сам князь Потемкин и его поистине великий вклад в развитие государства, а «потемкинские деревни», происхождение которых сомнительно.

Откуда пошел фразеологизм

Трудно назвать выражение русского языка, имеющее более противоречивую историю. Как возникло выражение "потемкинские деревни"? Чтобы оно прижилось, потребовалось поверить в изрядно перевранный отрезок нашей истории. Выражение "потемкинская деревня" принято употреблять, когда ведут речь о показном блеске, обмане и очковтирательстве. Оно прочно вошло в русский язык. Об обманщике, втирающем очки, говорят, что он строит потемкинские деревни. Значение фразеологизма - "лучше говорить правду, чем приукрашивать неприглядную картину". Идиома родилась во времена, когда князь Потемкин был губернатором южных областей России и Крыма. Строительство городов на недавно присоединенных к России землях пожирало огромные деньги и вызывало критику недоброжелателей князя.

Инспекция Екатерины

Разберем, что же такое "потемкинские деревни", значение и происхождение фразеологизма. Екатерина II решила лично посетить полуостров Крым и южные области и ознакомиться с положением дел в Новороссии. Именно такое название получили только что присоединенные к России земли Причерноморья. Эту поездку, которая состоялась в 1787 году, императрица предприняла в сопровождении двора, самого князя Потемкина и множества иностранных послов. Часть из иностранных очевидцев поездки делилась впечатлениями об этом путешествии. Эту информацию использовали впоследствии зарубежные авторы, не принимавшие участия в вояже.

В некоторых из таких публикаций описывалась история про то, как Потемкин, желая ввести в заблуждение императрицу в ходе ее поездки, приказал в срочном порядке выстроить по пути ее следования фиктивные деревни. Якобы они состояли из одних только декораций, а увиденные на улицах люди согнаны были для видимости. Эта затея позволила князю укрепить императрицу в убеждении, что государство процветает, и за этим красивым фасадом скрыть от государыни многомиллионные растраты. Поговаривали, что самим Потемкиным присвоена сумма в три миллиона рублей.

Следуя по дороге, императрица видела радующие глаз картины. Солидные дома, нарядно одетые сельчане, радостно приветствующие кортеж. На полях пасутся коровьи стада, в амбарах полно зерна. Картина всеобщего благоденствия. Обрадованная и благодарная императрица осыпала покорителя Крыма Потемкина благодеяниями. Она не поняла, что все селения, мимо которых она проезжала, - на самом деле лишь декорации. Коровьи стада - в реальности одно стадо, которое перемещалось на новый участок, пока Екатерина спала. В мешках с зерном было не зерно, а песок. Всех сельчан красиво одели, а когда императрица проехала, они были вынуждены расстаться с пышными одеждами. Так появилась новая идиома. Выражение «потемкинские деревни» означает фикцию, то, чего на самом деле нет. Оно стало нарицательным. Каждая такая потемкинская деревня — пример мнимого блеска и показного благоденствия.

Растиражированная ложь

Документальные исследования показывают, что это фальсификация. Эту неправду про «картонные деревни» и «мошенника Потемкина» распространяют многочисленные опусы о не чуждой разнообразным удовольствиям императрице. Подобные рассуждения фигурируют и в исторических исследованиях, и даже в отечественных энциклопедиях. При этом, не имея достоверной информации, авторы заметок о Потемкине говорят «будто бы» и «якобы». Академик Панченко, проведя исследование множества описаний путешествий в те годы, не нашел ни одной ссылки на это явление.

Потемкин и Новороссия

Облеченный исключительными полномочиями, Потемкин начал воплощать в жизнь план освоения, обживания и укрепления военных рубежей южной части России. Он довольно быстро получил чин генерал-аншефа и вошел в Военную коллегию и Государственный совет, был пожалован княжеским титулом.

В 1775 г. Потемкин заложил основы запорожского казачьего войска, подчиняющегося короне Российской империи. В 1776 г. он становится, по сути, правителем юга России, генерал-губернатором Новороссийской, Астраханской и Азовской губерний. Потемкин раздумывает над возможностями борьбы с Турцией с амбициозной целью полной ликвидации турецкого государства и возрождения Византийской империи. В устье Днепра князь закладывает Херсон с верфью для строительства кораблей, осуществляет руководство строительством Екатеринослава (сейчас Днепропетровск), военными действиями России на Кавказе. Он управляет всем югом России, вплоть до Каспийского моря.

Имеется множество документальных свидетельств того, какой объем разноплановой работы был выполнен Потемкиным в рамках управления новыми территориями. Конечно, в его проектах порой ощущается некоторая поспешность, избыточная самооценка и постановка труднодостижимых целей. Он словно специально ставил себе планку, превышающую человеческие возможности:

  • строительство новых населенных пунктов;
  • завоз колонистов;
  • создание условий для занятия сельским хозяйством;
  • развитие виноградарства;
  • строительство школ, заводов;
  • кораблестроение.

Все эти проекты - далеко не полный список того, что предпринималось. Причем все делалось без детальной проработки в глобальных масштабах. Не давалось пощады никому, вкладывались значительные денежные и людские ресурсы. Кое-что не было доведено до конца, что-то так и осталось в планах. Воплотить удалось лишь небольшую часть поистине глобальных проектов Потемкина. Но все равно сделанное им поражает воображение.

Строительство Севастополя

Свершения князя Потемкина в Новороссии выдвигают его в ряд крупнейших политиков Европы XVIII века. Он был наиболее могущественным лицом России того времени. Многое из того, что было им создано, сохранилось до наших дней, поскольку в его деятельности было меньше всего показной мишуры. Инспекционная поездка в Севастополь была предпринята всего через три года после начала строительства города. А между тем участникам этой поездки были предъявлены порт и 40 военных судов, которые салютовали в честь Екатерины. Осмотр столь быстро появившихся укреплений, причалов, судостроительных верфей, а в городе - церквей, больниц и школ чрезвычайно поразил всех гостей.

Севастополь - лишь одна грань деятельности Потемкина. Он совершил целую череду деяний, которые достойны уважения и памяти.

Лишь малую часть запланированного удалось реализовать. Однако многое из того, что начал он, живо и поныне.

Закладка Николаева

Свидетельством свершений князя стали записки некоей англичанки-учительницы Мери Гатри, объективно описывающей поездку по Южной России, которую обустраивал Потемкин.

До нас дошло ее описание Николаева через 5 лет после основания. Она высоко оценивает новые улицы города, поразительной длины и ширины, на которых помещалось шестьсот домов. Помимо этого, было множество хижин и построек для матросов. Очень красивое здание адмиралтейства с находящимися при нем доками.

Все, что нужно для постройки и содержания флота. Население города достигает почти 10 тысяч человек.

Откуда взялись лживые слухи

Измышления о том, что все созданное Потемкиным - сплошная "потемкинская деревня", появились через некоторое время после поездки императрицы в Крым.

А уже после ее смерти немецкий писатель И. Г. Зейме написал биографию Екатерины. В то же время вышла в свет и биография Потемкина, написанная в жанре пасквиля без авторства. Позднее оказалось, что автор - саксонский дипломат Гельбиг. Его лживые записки стали популярными и легли в основу клеветы, посмертно возводимой на Потемкина.

Его доброе имя смог защитить лишь спустя полтора века ученый Г. Соловейчик, написав первую правдивую биографию князя. Однако восстановленное доброе имя князя Потемкина, не строившего «потемкинские деревни», значение фразеологизма не поменяло.

Реакция завистников

Как случилось, что история с «картонными деревнями» вызвала доверие не только иностранцев, но и россиян, в том числе придворных? Ответ на это дает важное положение, занимаемое Потемкиным при дворе. Фавориты Екатерины никогда не испытывали недостатка в недоброжелателях. Особенно велика была ненависть к Потемкину, который влиял на российскую политику. Завистники надеялись, что Крымская командировка означает отставку. Однако, убедившись, что он не утратил влияния на Екатерину и многого достиг в своих начинаниях, враги воспылали еще большей злобой, поддерживая все наветы.

Реакция Екатерины

Екатерина не могла не видеть козней против князя Потемкина. Это положение вызывало у нее досаду, но нисколько не уменьшало благодарности Потемкину. Уже одна такая «потемкинская деревня», как Севастополь, способна утихомирить самых активных злопыхателей. После южного вояжа императрица еще много раз писала Потемкину благодарственные письма.

Которые якобы были выстроены по указанию князя Потёмкина вдоль маршрута Екатерины II во время её поездки в 1787 году в северное Причерноморье - Украину и Крым, которые были отвоёваны у Османской империи (см. Путешествие Екатерины II в Крым).

В недавно глухой местности императрица увидела множество строений, войска, процветающее население. Предстал её взору и Черноморский флот в Севастополе . Эти достижения удивили не только государыню, но и представителей иностранных дворов, которые путешествовали вместе с ней, а также присоединившегося к ним инкогнито австрийского императора Иосифа II .

В настоящее время авторство легенды приписывается саксонскому дипломату Георгу Гельбигу. Как считается, впервые легенда была опубликована анонимно, впоследствии - в книге-памфлете Г. А. Гельбига «Потёмкин Таврический» (русский перевод - «Пансалвин - князь тьмы»). В эта книга была издана на русском, вызвав возмущение ещё живых родственников Потёмкина . На самом деле рассказы о бутафорских деревнях, написанных на щитах, и поселянах, приведенных к «месту жительства» за много верст, встречаются в европейских сочинениях о России и Екатерине II задолго до издания указанного труда. Французский путешественник Форсия де Пилес, побывавший в России в 1791-1792 гг. и опубликовавший материалы спустя четыре года, кратко касаясь путешествия императрицы в Крым, в частности, писал, что, как любого государя, её часто обманывали, и в этом путешествии она всему радовалась и восхищалась, не зная, что «дороги были починены тогда только, когда сделалось известно об её отъезде; что оные многочисленные деревни, предмет её восхищений, были созданы для проезду её и разрушены в тот же день, и несчастные крестьяне, пришедшие за тридцать и сорок лье, чтоб стать по сторонам пути и жить в оных домах в продолжение нескольких дней, были отосланы восвояси. То было изобретение гения Потемкина, который сумел таковою хитростью нового рода убедить свою монархиню, что страна, почитаемая пустынею, процветает».

Файл:Григорий Потемкин показывает Екатерине II мнимые поселения.jpg

Григорий Потемкин показывает Екатерине II мнимые поселения

Спустя несколько лет вышло также французское произведение авторства Ж. Ш. Тибо (Лаво)"Тайные истории любви Екатерины II и её любовников". Это сборник фантастических историй о интимной жизни императрицы, и всерьез его воспринимать не стоит. Но в главе о путешествии в Крым автор сообщает опять о декоративных поселениях, написанных на холсте, мешках с песком, изображавших полные зерна амбары, и несчастных крестьянах, пригнанных на большое расстояние, чтоб изображать населенные деревни.

Предание о «потемкинских деревнях» могло [ ] появиться благодаря использованию щитов, изображавших вымышленные сооружения, что вообще характерно для того времени (можно вспомнить украшения Царскосельской дороги на пути следования Генриха Прусского в 1770, изображавшие горы с извержением вулкана и архитектурные сооружения), удаленности маршрута от столичных городов, когда у зрелищ не было большого количества образованных зрителей, и большому количеству недоброжелателей Потемкина.

Потемкинская деревня — фальшь, очковтирательство, обман, показной блеск с целью скрыть недостатки
Происхождением фразеологизм обязан историческому факту путешествия русской императрицы Екатерины Второй в в 1787 году, во время которого главный организатор поездки и одновременно Екатеринославский, Таврический и Харьковский Генерал-Губернатор граф Г. А. Потемкин якобы представил Екатерине несуществующие достижения в освоении края как то: бутафорские селения, склады хлеба, где в мешках вместо муки был песок, тучные стада, ради чего одно и то же стадо, перегонялось по ночам с места на место, крепость в Херсоне, развалившаяся после первой грозы и т. п. Было ли так на самом деле, историки спорят до сих пор.

Одни утверждают, что рассказы о недобросовестности Потемкина («Потемкинских деревнях») — злопыхательства его многочисленных врагов и завистников как в окружении Екатерины, так и в среде европейских дипломатов, сопровождавших императрицу в поездке. Другие приводят свидетельства участников поездки — австрийского императора Иосифа Второго, участвовавшего в путешествии инкогнито под именем граф Фалькенштейна, французского дипломата Сегюра.

Правда, скорее всего, как обычно, по середине. Потемкину, конечно, хотелось представить себя и всё сделанное им в Новороссии самым лучшим образом. В этом нет ничего зазорного. Европейцы, для которых успехи России на юге были мало приятны, чтобы успехи эти нивелировать, могли кое-что приврать или приукрасить. Екатерина тоже не просто так пригласила с собой в поездку иностранцев. Надеялась показать им и своё могущество, и возросшую мощь возглавляемой ею державы. То есть, театр, устроенный Потемкиным, предназначался вовсе не ей, а её гостям, она же, как женщина умная, всё прекрасно видела, знала и, вполне возможно, была с Потемкиным в сговоре.

Так ли, иначе, но путешественников в что русских, что европейских «Потемкинскими деревнями» провести не удалось. Секретарь саксонского посольства при дворе Екатерины II Георг-Адольф Вильгельм фон Гельбиг, живший в Петербурге с 1787 по 1795 годы, но в поездке не участвовавший, собрал ходившие о ней в столице слухи и сплетни и в 1809 в Гамбурге тиснул книгу, содержащую 110 биографий известных русских людей, в том числе и графа Потемкина. В России книга сразу же получила известность, благодаря литературным журналам, перепечатывавшим из неё отрывки, но полностью, хотя и со множеством купюр по цензурным соображениям, появилась в России в 1887 году под заглавием «Русские избранники и случайные люди». Только в 1900 году в Германии была издана по-русски полностью. Гельбик и считается опосредствованным автором фразеологизма «Потемкинская деревня», но имя настоящего автора история не сохранила.