Практическое обучение цели и формы его организации. Некоторые формы и принципы практического обучения. Методы проблемного обучения

Существуют разнообразные формы организации учебного процесса: урок, лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кру­жок, мастерская, студия, научное общество, олимпиада, курсовое проектиро­вание, дипломное проектирование и др.

В современной отечественной школе урок остается основной формой организации обучения. В форме урока возможна эффективная организация, не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности учащихся.

Урок - это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную И, иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенно­стей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспи­тания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

В каждом уроке можно выделить его основные компоненты (объяснение нового материала; закрепление; повторение; проверка знаний, умений, навыков),! которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся

Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять по­строение урока, взаимосвязь между этапами урока, т. е. его структуру.

Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Структура уро­ка зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, воз­растных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов.

Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, прежде всего сложно­стью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке.

Рассмотрим некоторые из существующих классификаций типов уроков.

1. Классификация уроков по двум критериям: содержанию и способу прове­дения (Казанцев И. Н.). По первому критерию (содержанию) уроки матема­тики, например, подразделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них - в зависимости от содержания препода­ваемых тем. По способу проведения учебных занятий уроки делятся на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д.

2. Классификация уроков по логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса (СВ. Иванов):

Вводный урок;

Урок первичного ознакомления с материалом;

Урок усвоения новых знаний;

Урок применения полученных знаний на практике;

Урок закрепления, повторения и обобщения;

Контрольный урок;

Смешанный, или комбинированный, урок.

3. Классификация уроков по цели организации, содержанию изучаемого ма­териала и уровню обученности учащихся (М. И. Махмутов). В соответствии с этим подходом выделяются пять типов уроков:

Уроки изучения нового учебного материала;

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков;

Уроки обобщения и систематизации;

Комбинированные уроки;

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

4. Классификация уроков по преобладающему компоненту урока (В. И. Жу­равлев). По этой классификации уроки подразделяются на смешанные (комбинированные) и специальные. Комбинированные в своей структуре содержат все компоненты урока. В структуре специальных уроков преобла­дает один компонент. К специальным урокам относятся:

Урок усвоения нового материала;

Урок закрепления;

Урок повторения;

Урок контроля, проверки знаний.

5. Классификация уроков по дидактической цели (Б. П. Есипов, И. Т. Ого­родников, Г. И. Щукина и др.):

Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний;

Урок закрепления знании;

Урок выработки и закрепления умений и навыков;

Обобщающий урок;

Урок проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок). Рассмотрим более подробно данную классификацию.

Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изуче­ния) новых знании. Это такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широ­кий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактиче­ской цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе учитель сам излагает новый материал или проводится самостоятельная работа уча­щихся под его руководством.

Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение пре­дыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объясне­ние учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

Урок закрепления знаний. Основным содержанием учебной работы на этом уроке является повторное осмысление ранее приобретенных знаний с целью их более прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмыслива­ют и углубляют свои знания по новым источникам, в других - решают но­вые задачи на известные им правила, в третьих - устно и письменно вос­производят ранее приобретенные знания, в четвертых - делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т. п. Структурно такие уроки предполагают прохождение сле­дующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и пись­менных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки и за­крепления умений и навыков. Процесс закрепления умений и навыков идет на нескольких уроках подряд. От урока к уроку материал должен услож­няться, чтобы действительно было видно, что учащиеся все успешнее справляются с данной учебной задачей.

На обобщающих уроках (обобщения и систематизации знаний) система­тизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях уча­щихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Такие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рас­сказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.

Уроки проверки знаний, умений и навыков (контрольные) позволяют учи­телю выявить уровень обученности учащихся в определенной области; установить недостатки в овладении материалом; наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме.

Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

В практике работы школы наибольшее распространение получили уро­ки, на которых решаются сразу несколько дидактических задач. Такой тип урока называется комбинированным, или смешанным. Примерная структура комбинированного урока:

Проверка домашней работы и опрос учащихся;

Изучение нового материала;

Первичная проверка усвоения;

Закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений;

Повторение ранее изученного в виде беседы;

Проверка и оценка знаний учащихся;

Задание на дом.

Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков яв­ляются организационный момент и подведение итогов урока. Организацион­ный момент предполагает постановку целей и обеспечение их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и установок на восприятие, осмысление, запоминание мате­риала. На этапе подведения итогов данного урока важно зафиксировать до­стижение целей, меру участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, оценивание работы учащихся и определение перспективы дальнейшей работы.

К любому типу урока предъявляются определенные требования, наиболее общими из которых являются следующие:

Единство образовательной, воспитательной и развивающей целей урока;

Использование новейших достижений науки, передовой педагоги­ческой практики;

Реализация на уроке в оптимальном соотношении дидактических принципов и правил;

Организационная четкость урока;

Целесообразный отбор учебного материала в соответствии с требова­ниями стандарта и учебной программы по предмету, а также целями урока, с учетом возраста и уровня подготовки учащихся;

Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обуче­ния, обеспечивающих разнообразную деятельность учащихся;

Формирование у учащихся на основе приобретенных знаний научно­го мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов;

Развитие психологических особенностей учащихся (мышления, па­мяти, внимания, воображения, эмоций и др.);

Формирование познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения зна­ниями;

Развитие творческой инициативы и активности учащихся.

Кроме урока, как было отмечено выше, существуют и другие организа­ционные формы обучения.

Организационные формы профессионального обучения и их проектирование

Классификация форм организации профессионально-образовательного процесса

В современной дидактике организационную форму обучения понимают как спе­циальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содер­жанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности обучающихся.

Процесс обучения и воспитания реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и вза­имодействие всех его компонентов. Совокупность этих форм составляет органи­зационную систему обучения 1 .

Выделяют следующие организационные формы обучения:

    фронтальные (работа со всем потоком);

    групповые (поток разбивается на группы);

    индивидуальные (работа с каждым обучающимся).

Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 2002. - С. 251.

С точки зрения решения целей образования и систематичности организацион­ные формы обучения делят на основные, дополнительные и вспомогательные.

В профессиональной педагогике выделяют три группы форм организации образовательного процесса (табл. 3).

Таблица 3

Формы организации образовательного процесса

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Контроль

Экскурсия

Самостоятельная работа Конференция

Консультация

Индивидуальное занятие

Лабораторная работа

Практическое занятие Дидактическая игра

Практика

Курсовое проектирование Дипломное проектирование

Контрольная работа

Машинный контроль

Аттестация

Формы теоретической подготовки

Основной формой обучения в учреждениях начального и среднего професси­онального образования является урок.

Урок - это организационная форма обучения, при которой преподаватель в те­чение точно установленного времени руководит познавательной деятельностью обучающихся в группе. Каждый урок имеет обучающие, воспитывающие и раз­вивающие цели и включает в себя в разных вариантах такие компоненты, как опрос, объяснение, закрепление, задание на дом.

Выделяют следующие типы уроков:

    уроки изучения нового материала;

    уроки закрепления нового материала;

    контрольные уроки;

» комбинированные, или смешанные.

Основными критериями оценки уроков являются: структурное решение уро­ка; эффективность и целесообразность использования методов, средств обуче­ния; соответствие содержания целям; активность обучающихся; дидактическое оснащение; степень достижения целей.

Лекция - основная форма обучения в вузе, представляет собой системное, монологическое изложение преподавателем учебного материала. Как правило, лекция имеет три части: введение, основная часть, заключение.

Выделяют такие разновидности лекций, как вводная, мотивационная, обзор­ная, установочная.

Наравне с традиционными существуют такие нетрадиционные лекции, как" проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция-пресс-конференция, лекция-консультация, лекция-провокация, лекция-диалог и др. 1

Семинарское занятие - это коллективное обсуждение определенной темы по заранее подготовленным вопросам. Существуют разные формы проведения се­минаров: сообщения и доклады, дискуссии, пресс-конференции и др. Традиции!i но семинары имеют следующую структуру: вначале преподаватель сообщает те­му, цели занятия, затем идет обсуждение поставленных вопросов, и в конце под водятся итоги.

Экскурсия - форма обучения, связанная с посещением учебно-производствен ных участков. Основные этапы: подготовка плана, организация и проведение, подведение итогов.

Самостоятельной учебной работой принято называть овладение учащимися необходимыми знаниями и умениями путем чтения соответствующей литературы, подготовки докладов, сообщений, составления конспектов и т. п. Самостоятельная работа может выполняться в форме домашнего задания. В настоящее время роль самостоятельной учебной работы повышается, ей отводится все больше времени. На преподавателей возложена организация этой формы работы учащихся.

Конференция - это коллективное обсуждение определенной научно-практической проблемы Она требует большой подготовительной работы: определения темы, формирования проблем, круга участников, разработки плана проведения, подготовки сборника материалов (если планируется их издавать) и т. д. Обычно на конференциях проводятся пленарные и секционные заседания, принимаются практические рекомендации.

Консультация - форма учебного занятия, в процессе которого обучающийся получает ответы преподавателей на конкретные вопросы по теоретическим положениям или аспектам их практического применения. Консультация может быть индивидуальной или групповой.

Индивидуальные занятия проводятся с отдельными учащимися и студентами с целью повышения уровня их подготовки и развития индивидуальных творче­ских способностей. Они организуются по отдельному графику или заносятся в расписание.

Формы практической подготовки

Лабораторная работа – форма обучения, направленная на формирование необходимых профессиональных умений. На лабораторных занятиях обучающиеся под руководством преподавателя или самостоятельно выполняют практическую работу с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования. Лабораторный прак­тикум - важное звено в профессиональном становлении, предшествующее не­посредственной практике и являющееся связующим звеном между теорией 11 практикой. Виды лабораторных занятий: ознакомительные, экспериментальные, проблемно-поисковые. Оцениваются лабораторные работы как по балльной, так и по рейтинговой системе.

Практические занятия применяются при изучении дисциплин естественно­научного цикла, а также в процессе трудовой профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях, мастерских, учебных кабинетах, компьютерных классах, на учебно-опытных и производственных участках. Обычно практиче­ская работа выполняется звеном (3-5 учащихся), дуально (2 человека) или инди­видуально по специальной инструкции. Практические занятия могут быть свя­заны, например, с измерениями, сборкой схем, деталей, ознакомлением с прибо­рами и механизмами, проведением опытов и наблюдений и т. п.

Дидактическая игра - целенаправленная организация учебно-игровых взаимо­действий обучаемых в процессе моделирования ими целостной профессиональ­ной деятельности специалиста. В процессе игры осуществляется игровое моде­лирование в условиях воссоздания социального и профессионального опыта. 15 результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения, накопление опыта личности и ее развитие. Ядром дидактической иг­ры является игровая проблемная ситуация. Учебная игра выступает как вариа­тивная, динамично развивающаяся педагогически организованная форма целе­направленного взаимодействия всех ее участников.

И использовании игровой формы обучения можно выделить три этапа: подго­товка, проведение, подведение итогов игры. Подготовка предусматривает диаг­ностику ситуации, определение целей, задач, структуры, написание сценария. Проведение игры включает актуализацию проблемы, объяснение условий игры, стимулирование активности ее участников, создание проблемных ситуаций и т. п. 11 ри подведении итогов определяют степень достижения поставленной цели, вы- являют положительные и отрицательные моменты игры, намечаются пути ее дал i>i 1ейшего совершенствования.

Практика - получение обучающимися профессиональных умений и навыков в производственных условиях. Она осуществляется в процессе профессиональ­ной деятельности под организационно-методическим руководством преподава­тели и специалиста в данном направлении. Различают ознакомительную, учебную, производственную и преддипломную практику.

Курсовое проектирование - это процесс разработки проектов (курсовых ра­бот) но Основным учебным курсам как заключительного этапа дидактического цикла обучения по тому или иному предмету (или группе предметов). Целью такой формы обучения является углубление профессиональной подготовки обу­чающихся в процессе самостоятельного творческого применения полученных знаний для решения практических задач.

Введение

ГЛАВА 1 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1.1. Особенности формирования и развития систем производственного обучения в России стр. 12-22

1.2. Формы практического обучения и тенденции их развития стр.22-60

1.3. Эффективность учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования в контексте современной модернизации профессионального образования.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ стр. 69-70

ГЛАВА 2 ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

2.1 Традиционные и инновационные формы практического обучения в учреждениях начального профессионального образования стр. 71-114

2.2 Роль профессиональной компетенции мастера производственного обучения во внедрении эффективных форм практического обучения стр.134-136

2.3 Оценка эффективности инновационных форм организации практического обучения. Итоги педагогического эксперимента.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ стр.169

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 170-171

БИБЛИОГРАФИЯ стр.172-184

ПРИЛОЖЕНИЯ стр. 185-255

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена новыми социально-экономическими условиями в России, требующими значительного повышения качества профессионального образования работников, в том числе выпускников учреждений начального профессионального образования (УНПО). Формирующиеся в России рыночные отношения предъявляют высокие требования не только к качеству выполнения трудовых функций, культуре труда и межличностным коммуникациям современного работника, но и предусматривают его умения инициативно решать профессиональные проблемы.

Государственный образовательный стандарт НПО не учитывает, и
не может учитывать, многообразие требований, которые предъявляются к
квалификации работника в конкретном регионе, на предприятии, нэ
ориентирует инженерно-педагогический коллектив образовательных
учреждений на выявление путей реализации данных требований. Анализ
состояния практического обучения в учреждениях НПО показывает, что
достижение требований работодателя к качеству обучения в рамках только
традиционных форм и методов затруднено, они значительно исчерпали
себя. Профессиональная компетентность выпускников должна

обеспечиваться не только реформированием содержания

профессионального образования, но и развитием форм организации обучения, в первую очередь, практического.

Несмотря на разносторонность, обширность исследований в отечественной и зарубежной литературе, наличие опыта педагогов-новаторов, инновационные формы организации производственного обучения, в отличие от теоретического, в новых условиях образовательного процесса специально не исследовались и не рассматривались. Реализуемый в профессиональном образовании принцип вариативности дает возможность применения различных вариантов дифференцированной

работы учащихся, с дополнением, насыщением коллективных форм обучения элементами самостоятельной преобразующей деятельности.

Проведенные исследования показали, что внедрение нововведений в практическом обучении учреждений НПО происходит медленно, что обуславливается наличием противоречий между:

требованиями к квалификации выпускников УНПО со стороны работодателей и отсутствием современной производственной базы для организации практического обучения и производственной практики;

необходимостью формирования профессиональных компетенций учащихся и применением мастерами производственного обучения в основном традиционно сложившихся стереотипов организации урока;

Необходимостью развития форм практического обучения, создания учебно-производственных объектов (фирм, студий, ателье и т. д.) и отсутствием рекомендаций и методик по их внедрению;

Слабым влиянием работодателей на содержание образовательных
программ практического обучения и форм их реализации.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: развитие форм практического обучения и их перспективы в связи с модернизацией российского профессионального образования и потребностями экономики страны в квалифицированных работниках.

Решение указанной проблемы определило цель исследования: разработать и внедрить в практику УНПО инновационные формы организации практического обучения, изменяющие характер и способы учебно-производственной деятельности учащегося и интенсифицирующие деятельность мастера производственного обучения.

Поиск путей решения проблемы определил тему настоящего
исследования: «Развитие форм практического обучения в

учреждениях начального профессионального образования».

Основные понятия, используемые в диссертации.

Практическое обучение - компонент педагогического процесса (в учреждениях профессионального образования), основной целью которого является формирование основ профессионального мастерства учащихся в определенной области деятельности, развитие профессиональных компетенций. Понятие профессиональная компетенция рассматривается как категория, выходящая за рамки профессиональной квалификации. Она включает в себя способность мобильно действовать в определенной ситуации, применяя свой профессиональный опыт самостоятельного решения возникших задач.

Форма, вообще, есть способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи. Если рассматривать форму практического обучения, то можно определить ее как способ, характер взаимодействия мастера и учащихся, учащихся между собой и с учебным материалом. Принимая законченный характер, форма выражается в упорядоченности учебного процесса в отношении позиции его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, отрезков, единиц обучения по характеру деятельности и по времени (М.И. Махмутов, И.М. Чередов, П.И. Пидкасистый и др.).

Форма организации практического обучения непосредственно влияет на его продуктивность и, наряду с методами и средствами обучения, доступна для изучения, варьирования, совершенствования со стороны мастера производственного обучения.

Инновационные формы практического обучения - это совокупность процедур и средств, изменяющих и дополняющих традиционно сложившиеся стереотипы организации обучения, определяющие превращение педагогических идей в образовательные нововведения.

Развитие форм обучения - это постепенное их обновление, насыщение элементами самостоятельной познавательной и преобразующей учебной деятельности.

Объект исследования - организация практического обучения в УНПО.

Предмет исследования - формы организации практического обучения.

Гипотеза исследования:

Развитие форм организации практического обучения в учреждениях начального профессионального образования возможно при условии, если:

формы практического обучения предусматривают развитие индивидуальных способностей и творческой активности учащихся;

разработана модель внедрения инновационных форм практического обучения, проведен анализ их эффективности;

разработано методическое обеспечение инновационных форм обучения и осуществлено повышение квалификации мастеров производственного обучения по их применению.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1 . Определить степень разработанности в педагогической теории и на
практике форм организации практического обучения в образовательных
учреждениях начального профессионального образования.

2. Провести анализ зарубежного опыта по проблемам организации
практического обучения.

3. Теоретически обосновать необходимость развития форм
организации практического обучения для повышения качества
профессионального образования и конкурентоспособности выпускников
учреждений НПО.

4. Разработать и экспериментально проверить эффективность инновационных форм организации практического обучения в практике работы учреждения НПО.

Общей теоретико-методологической основой диссертационного
исследования явились труды, раскрывающие вопросы профессионального
образования, практического обучения, взаимодействия начального

профессионального образования и рынка труда, а так же теоретические разработки в области:

истории и стратегии развития профессионального образования (Анисимов В.В., Гершунский Б.С, Смирнов И.П., Скакун В. А.,Ткаченко Е.В., Кязимов К.Г., Новиков П.Н.);

образовательных систем различных государств (Вишнякова СМ., Федотова Г.А.);

Взаимосвязи содержания, форм и методов профессионального
образования (Монахов В.М., Скакун В.А., Сибирская М.П., Талызина Н.Ф.,
Чошанова М.А., Якиманская И.С., Якуба Ю. А.);

проектирования содержания профессионального образования (Грохольская О.Г., Лейбович А.Н., Рыкова Е.А., Федотова Л.Д., Читаева О.Б.,);

профессиональной компетентности выпускников (Беспалько В.П., Климов Е.А., Кон И.С., Туркина Т.М.);

адаптации молодежи к условиям рынка труда (Мухамедзянова Г.В., Никифорова И.Д., Чечель И.Д.);

инновационных педагогических технологий (Герасимов A.M., Гузеев В.В., Звягинский В.И., Логинов И.П., Пряжников Н.С., Макарова А.К., Михайлова Н.Н., Селевко Г.К., Канн-Калик В.А., Бодалев А.А., Платов В.Я., Рыбальский В.И.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической,

научно-педагогической, дидактической, методологической и методической литературы;

эмпирические: педагогическое наблюдение, собеседование, мониторинг, сравнительно-сопоставимый анализ, метод экспертной оценки, педагогическое моделирование, педагогический анализ инновационных форм организации производственного обучения;

Диагностические: анкетирование, тестирование, беседа, рейтинговое исследование; педагогический эксперимент, включающий внедрение инновационных форм организации уроков производственного обучения;

формирующие: проектирование и разработка организационных форм уроков производственного обучения, разработка форм производственной деятельности на базе учреждения начального профессионального образования;

методы обобщения результатов исследования, определение количественных и качественных показателей эффективности инновационных форм обучения с графическим предоставлением данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись учреждения НПО г. Курска ПУ№5, ПЛ №13, ПУ № 21. Особенностью организации исследования является непосредственное участие автора в учебном процессе названных учебных заведений, работа в должности старшего мастера в ГОУ НПО ПУ № 12, ПУ № 5 на протяжении 24 лет. Результаты экспериментальной работы обсуждались на методических советах, заседаниях предметно-цикловых комиссий учебных заведений, областных секциях преподавателей и мастеров производственного обучения УНПО, конференциях, кафедрах инновационных технологий Колледжа профессиональных технологий управления и права и Учебно-методического центра НПО г. Курска.

Организация исследования осуществлялась в три этапа: Первый этап (1998-2000г). Изучалась психолого-педагогическая, дидактическая литература, опыт инновационной деятельности педагогов-

новаторов России и зарубежный опыт по теме исследования. Сформирована рабочая гипотеза. Накоплен личный опыт в проведении инновационных уроков производственного обучения. Разработаны методические рекомендации по проведению инновационных уроков производственного обучения.

Второй этап (2000-2002г). Определялись инновационные формы и методы формирования профессиональных компетенций учащихся. Разрабатывалось содержание уроков производственного обучения с элементами инноваций, проблемных ситуаций, проблемного тестирования. Организованы занятия творческой лаборатории, направленные на повышение психолого-педагогической культуры и методического роста мастеров производственного обучения. Основное внимание уделялось определению структуры, содержательному накоплению основных компонентов урока как комплексного средства повышения компетентности учащихся. Проведен анализ материалов эксперимента, обобщены результаты работы.

Третий этап (2003-2004г.). Анализировалось соответствие форм организации практического обучения требованиям к качеству подготовки выпускников. Систематизированы исследовательские материалы. Завершено построение системы развития форм деятельности учащихся. Подведены итоги экспериментальной проверки, уточнены выводы, завершено исследование и оформление диссертационной работы.

Достоверность и обоснованность положений, выводов, рекомендаций и результатов исследования обеспечена выбором методологической основы и комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования. Апробация основных теоретических положений и практических разработок, статистическая обработка и анализ данных (с общим охватом 880 учащихся учреждений НПО, 68 мастеров производственного обучения, 52 представителей предприятий -

социальных партнеров) подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

выделены и апробированы инновационные формы организации практического обучения и критерии оценки их эффективности;

разработанная модель внедрения инновационных форм практического обучения, включающая взаимодействие мастера и учащихся, педагогические технологии, адаптируемые к практическому обучению, виды уроков, создает основу для диагностики эффективности их внедрения в учебный процесс;

определен комплекс целеобразующих, организационно-деятельностных, методико-дидактических условий развития форм практического обучения, направленных на формирование профессиональных компетенций учащихся;

разработана структура организации уроков на основе инновационных форм практического обучения (урок - конкурс, урок-конкуренция, урок - имитационного моделирования и др.), учитывающая требования работодателей;

обоснованы взаимосвязи содержания и форм организации
практического обучения в УНПО, их влияние на качество

профессионального обучения и формирование заданного

диагностируемого уровня профессиональной компетенции выпускников. Практическая значимость исследования определяется тем, что: апробирована и внедрена в УНПО методика организации уроков производственного обучения с использованием инновационных форм (урок - конкурс, урок - конкуренция, урок - аукцион и т.п.);

разработаны варианты тестовых заданий по практическому обучению, учитывающие организационные формы уроков производственного обучения;

апробирована и внедрена в практику деятельности УНПО г. Курска методика организации производственного обучения в условиях созданных на базе образовательных учреждений НПО учебно-производственных ателье, салонов, фирм, а также формы организации выездного обслуживания;

Определено и экспериментально проверено содержание программы повышения квалификации мастеров производственного обучения («Мастер-класс»), по овладению инновационными формами организации уроков;

осуществлен анализ социальной и профессиональной адаптации выпускников по ведущей профессии «Портной» за 2001-2003 годы. На защиту выносятся:

1. Инновационные формы организации практического обучения в условиях
ученических фирм, участков, созданных на базе УНПО, дополняющие и
изменяющие традиционно сложившиеся формы практического обучения.

2. Модель внедрения инновационных форм практического обучения,
обеспечивающая повышение качества обучения при условии разработки
комплекса целеобразующих, организационных и дидактических условий
взаимодействия учащегося и мастера производственного обучения.

3. Критерии эффективности инновационных форм организации
практического обучения: полнота и самостоятельность действий;
выполнение работ творческого содержания; удовлетворенность процессом
учения; рост профессиональной компетенции; готовность учащихся к
профессиональному росту.

Апробация результатов исследования осуществлялась в работе с мастерами производственного обучения и методистами системы НПО путём публикации статей, методических рекомендаций по исследуемой теме, в выступлениях на семинарах и конференциях. Результаты исследования внедрены в работу курсов повышения квалификации мастеров производственного обучения УНПО г. Курска.

По проблемам исследования диссертант участвовала в прямом эфире «Час диалога» Курского телерадиокомитета на тему: «Инновации в профессиональном образовании» (март 2003г.), выступила с докладом на областной научно-практической конференции «Профессиональное становление и творческий рост личности в условиях инновационного построения практического обучения» (август 2002г).

Разработанные методические пособия по организации инновационных уроков использованы мастерами производственного обучения. Данные уроки продемонстрированы на областных методических секциях, на совместной межгосударственной презентации профессии «Парикмахер». Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Особенности формирования и развития систем производственного обучения в России

В современную эпоху образование является одним из важных элементов социальной инфраструктуры развитых стран мира. Интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют ту исключительность, которая была присуща им раньше. В новейших отраслях производства обнаруживаются тенденции к сближению труда значительного числа рабочих и инженерно-технического персонала. Меняется и содержание самого понятия квалифицированный рабочий. В прошлом под высокой квалификацией понимались, прежде всего, доведенные до высокой степени совершенства узкопрофессиональные навыки ремесленного типа; они накапливались и передавались по наследству, от отца к сыну. В настоящее время развиваются отрасли производства, не имеющие никакой генетической связи с ремеслом (69,134). Поэтому на предприятиях с современным оборудованием высокая квалификация рабочего предполагает овладение значительным кругом знаний. В.результате размываются жесткие границы между физическим и умственным трудом.

Все это обнаруживает несостоятельность традиционных представлений; складывается принципиально новое понимание роли человеческого фактора в современном производстве. Исторический опыт свидетельствует о том, что научно-технический прогресс движется не количеством работников, а качеством их профессиональной обученности и общеобразовательной подготовки (28,30). Поэтому вопросы повышения уровня подготовки кадров являются важной составной частью планов модернизации производства и создания новых технологий.

В последнее десятилетие неоднократно предпринимались попытки конкретно определить и количественно выразить степень экономической эффективности обучения профессии, и на этой основе предложить меры, реализация которых повысила бы коэффициент полезного действия системы образования.

С постепенным ходом развития человечества возрастает сложность душевного и умственного склада личности. Действие данной закономерности предопределяет инновационные подходы как принцип и функцию построения систем обучения. В этом отношении, сами инновационные процессы выступают закономерностью в развитии образования (33,59,85). Исторический опыт свидетельствует о том, что в социально - экономическом развитии выигрывают те страны и нации, которые создают лучшие, наиболее эффективные системы профессионального образования.

Необходимость реализации инновационного подхода в обучении и воспитании учащихся, должна предусматривать целостную личность учащегося с её эмоциональной и духовной сферой. Б. С. Гершунский писал: «Приходится признавать, что личностно - ориентированные ценности образования, которым столь большое внимание уделялось в религиозных, философских и педагогических работах ученых, и мыслителей дореволюционной России, в дальнейшем были во многом утрачены, гипертрофированны. Вполне естественно, что эти концепции отражали общие политические и идеологические установки социалистической и коммунистической ориентации, которые, несмотря на внешний камуфляж привлекательных лозунгов, деклараций (типа «все во имя человека», «все во благо человека»), в своей глубинной основе носили антигуманистический характер. Они игнорировали, по существу, саму ценность человека, вынужденного подчинять собственные интересы государственным и общественным интересам, конформистски приспосабливаться к господствующей моноидеологии и внешней социально - экономической среде. Тем самым человеческая личность низводилась до уровня примитивного «винтика» государственного общественного механизма со всеми вытекающими отсюда разрушительными и для общества последствиями» (30).

Системы производственного обучения в определенной степени характеризует и иллюстрирует историю развития форм организации профессионального образования в России. В этой связи, считаем уместным, проанализировать пути их совершенствования, уделив особое внимание на постоянно существующую необходимость не только в обучении, но и обновлении обучения.

Анализ исторического развития форм организации практического обучения показал, что долгое время индивидуальная форма организации обучения (ремесленное ученичество, предметная, операционная, операционно-комплексная системы, и др.) являлась приоритетной. Появление новых систем обучения приводило, в зависимости от потребностей общества, к ускоренной подготовке «частичного рабочего», резкому сокращению содержания обучения и, несмотря на некоторые положительные стороны, было направлено на овладение физической стороной труда, без учета умственных компонентов трудового процесса. Индивидуально-групповая форма обучения постепенно вытесняла индивидуальную но, по сути, это была та же, но совмещенная по месту и времени индивидуальная форма (14,32,40).

Следует отметить, что развитие практического обучения в России всегда было связано с ростом и укреплением городских поселений, торговых и промысловых центров. Постепенный рост производственных изделий из металла, дерева и кожи обусловил развитие в XI-XII веках ремесленного ученичества. Профессиональные школы, где ученики обучались «рукомеслу» появились одновременно с первыми образовательными школами в Киеве, Суздале. Наряду с мастерами грамоты (первыми учителями) возникла профессия искусника -мастерового человека для обучения ремеслу.

В переломном для русского государства XVIII веке, с началом экономических реформ и преобразований, совершенствуется и «школьное дело». Создаются первые стационарные профшколы, в которых сочетаются элементы общей и ремесленной подготовки. Установившийся в длительном историческом развитии порядок приобретения профессии, когда ремесло, навыки передавались от отца к сыну, уже не мог удовлетворять растущую потребность развивающегося хозяйства. Долгое время ремесленное ученичество, как образец неприкрытой эксплуатации подростков, являлось главным направлением развития профессионального образования (13, 74,158).

Формы практического обучения и тенденции их развития

Современное производство, появление новых сложных профессий и специальностей обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования форм организации практического обучения. Основная цель процесса производственного обучения - формирование профессиональных умений и навыков определяет специфику средств осуществления этого процесса. Наряду с дидактическими средствами особое значение имеет учебно-материальное оснащение производственного оборудования, рабочие инструменты, контрольно-измерительные средства, оснастка, техническая и технологическая документация. Производственное обучение в учреждениях начального профессионального образования, в отличие от предметов теоретического обучения, это самостоятельная часть учебного процесса со своим специфическим содержанием, целеполаганием, логикой, педагогическими средствами осуществления. На практических занятиях не только изучается учебный материал, но формируются и совершенствуются приобретаемые навыки и умения. Профессиональное мастерство и возможности овладения ремеслом реализуются при непосредственном взаимодействии и творческом сотрудничестве мастера и учащихся (89,105,121, 161). Практическое занятие в УНПО имеет длительную протяженность, и поводится в течение шести часов учебного времени. Поэтому особенности содержания и форм учебно-производственной деятельности учащихся в процессе производительного труда, своеобразие руководства ими со стороны мастера производственного обучения придают иной смысл методам и формам организации производственного обучения в сравнении с методами теоретического обучения. Отличительной особенностью производственного обучения является возможность выделения в нем определенных периодов, каждый из которых характеризуется специфическими педагогическими средствами его осуществления - формами, методами, средствами (14,32,47).

Вводный период - предполагает ознакомление учащихся с содержанием будущей профессии, традициями учебного заведения, учебной мастерской (лабораторией), образцами учебно-производственных работ, условиями обучения, правилами внутреннего распорядка и др. При возможности учащиеся, в экскурсионном порядке, знакомятся с предприятием, на котором им предстоит работать после окончания учебного заведения.

Подготовительный период, основной целью которого является овладение учащимися основами профессии - трудовыми приемами, способами, операциями, из которых состоит целостный трудовой процесс работ, характерных для данной профессии. Выделение подготовительного периода носит чисто условный характер, он не имеет определенных временных рамок, выделение его обусловлено, прежде всего, содержанием и целью обучения. Как правило, в процессе производственного обучения изучение трудовых приемов, способов, операций сочетается с закреплением и отработкой их в процессе выполнения учебно-производственных работ комплексного характера, т.е. работ, включающих ранее изученные операции. Важность данного периода состоит в том, что в этот момент формируются первоначальные умения, закладываются основы мастерства, что требует особого педагогического подхода и требовательности.

Период освоения профессии является основном периодом производственного обучения, в ходе которого происходит становление, формирование, развитие профессиональных умений учащихся, совершенствуются их профессиональные навыки. По большинству профессии это происходит в учебных мастерских, лабораториях, в учебных хозяйствах, на учебно-производственных участках учебного заведения. В этот период учащиеся обучаются выполнять учебно-производственные работы с соблюдением необходимого ритма темпа, технических и других требований, развивается их самостоятельность в выполнении заданий, воспитывается чувство ответственности за порученное дело, развиваются навыки самоконтроля (124, 146,161).

Заключительный период (его чаще можно назвать периодом специализации учащихся) характерен выполнением учебно-производственных работ, соответствующих по содержанию и уровню сложности требованиям, определенным профессиональной характеристикой. Основной задачей его является не только закрепление полученных знаний, умений и навыков, но и их совершенствование, применение современного оборудования, технологии, технической и технологической остатки, освоение передовых приемов и способов труда (77,121,124,163).

Традиционные и инновационные формы практического обучения в учреждениях начального профессионального образования

Известно, что в основе достижения любого результата лежит процесс инновирования. Инновирование - это процесс создания и оптимизации поведения и деятельности различных субъектов (59). Данное обстоятельство предопределяет основу и цель всех нововведений в образовании. Как системный технологический феномен инновирование практического обучения интегрирует в себе единство процессов в трех основных сферах: образовательной, профессиональной и социальной. Опыт образовательных учреждений свидетельствует, что процесс внедрения инновационных технологий предопределяет необходимость использования инновационных форм обучения, наиболее адекватных специфике каждых из сфер инновирования (34,51).

Разрыв общего и профессионального образования приводит к длительному по времени и сложному с морально-психологической точки зрения адаптационному периоду, который проходит каждый выпускник школы, поступивший в учебное заведение профессионального образования. Особенно сложный адаптационный период бывает у школьников с низким уровнем общеобразовательной подготовки и самоорганизации в обучении.

Школа недостаточно ориентирует учащихся на будущую их практическую деятельность из-за перегруженности своего учебного плана. Темп обучения, форма организации учебного процесса в школе существенно иные, чем в профессиональном образовании.

В связи с этим реализация инновационных технологий позволяет сгладить «противоречия» образовательных ветвей, так как в большей степени учитывает индивидуальные способности и возможности обучающихся (69,145). В исследовании рассматриваются вопросы инноваций в профессиональной сфере: производственное обучение; обучение в процессе трудовой деятельности.

Планируя урок производственного обучения, мастер производственного обучения исключает в своей деятельности экспромты, мгновенные действия по интуиции, тем самым подчиняет деятельность своеобразной технологизации (35,90). Она предполагает упорядоченное, систематизированное воплощение на уроке производственного обучения заранее спроектированных действий. Воплощение спроектированного процесса обучения будет более результативным, если оно опирается на четкие знания инновационных методов, методических приемов и организационных форм достижения целей.

Применение современных технологий освобождает мастера от произвольности в построении педагогического процесса и дает возможность нацелено двигаться к прогнозируемому конечному результату (70,77,109). Что касается профессиональной подготовки учащихся УНПО, то она представляет собой систему знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности, то есть профессиональную культуру исполнителя.

В процессе производственного обучения, представляющем собой педагогические приемы, организационные формы обучения, реализуются различные технологии обучения. Условно их реализация на уроках производственного обучения представлена на схеме № 4, которая показывает, что целостность педагогической технологии обеспечивается разработкой и использованием таких компонентов, как методы, методические приемы и организационные формы процесса обучения, а также квалификацией мастера производственного обучения.

1. Понятие «организационная форма обучения». Под организационными формами обучения понимают способы организации учебного процесса, формы руководства деятельностью учащихся, а также структуру построения учебных занятий.

Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, охваченных дидактическим воздействием, характерными особенностями содержания разделов учебной программы, материально-техническим обеспечением обучения. Следовательно, выбор организационных форм зависит от различных факторов и только педагог профессионального обучения принимает решение, каким образом должна быть организована конкретная работа на данном занятии. Он должен ясно осознавать, в какой степени успех учебно-воспитательного процесса зависит от организационных форм.

2. Классификация форм организации учебной работы

В настоящее время в педагогическом процессе установи­лись три основные формы организации учащихся: фронтальная (фрон­тально-групповая); звеньевая (бригадная); индивидуальная.

Фронтальная форма организации обучения заключается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые зада­ния.

Другое преимущество фронтальной формы - в мобилизации дидактических ресурсов самого коллектива учащихся. Если мате­риальная база позволяет организацию фронтального обучения, т. е. достаточно оборудования, инструментов и приспособлений, то такая форма способствует и перениманию одними учащимися удачного освоения приемов у других, а также тому, что выход из затруднительных ситуаций происходит за счет обмена опытом внутри группы.

Как и любая другая, фронтальная форма организации работы не идеальна. Ее недостатки являются оборотной стороной ее до­стоинств. Так, скажем, изначально не учитываются различия в развитии отдельных учащихся, вследствие чего - из-за неодина­кового темпа работы - фронтальность нарушается.

Звеньевая (бригадная) форма организации обучения предпола­гает разделение группы при выполнении работ на подгруппы. Ха­рактерно, что каждое звено выполняет свое задание

Естественно, что при групповом выполнении задания услож­няется руководство учебным процессом со стороны педагога, вни­мание которого дополнительно рассредоточивается.

Достоинства звеньевой (бригадной) формы очевидны. Она позволяет создавать правильное представление о современной организации труда на производстве. Звено может работать над более сложными объектами труда, решать более сложные производственные задачи, а это повышает интерес учащихся. Высока и воспитательная значимость работы в микроколлективе.

Наконец, эта форма, по существу, единственно возможный вариант для тех случаев, когда фронтальность не может быть обеспечена из-за недостатка оборудования.

Индивидуальная форма организации обучения экономически довольно дорога. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержа­ние и темп учебы, максимально развить способности индивида, проявить личностные качества каждого обучающегося.

3. Выбор организационных форм обучения

Выбор организационных форм определяется: 1. особенностями учебного предмета; 2 содержанием учебного материала; 3. особенностями учебной группы.

4. Организационные формы профессионального обучения.

В системе профессионального образования чаще всего используют такие формы учебных занятий как: урок, лекция, семинар, лабораторное и практическое занятие, курсовое и дипломное проектирование, учебная практика, производственная практика, консультации, самостоятельные занятия учащихся и др.

Формы организации обучения

Формы теоретического обучения

  1. Экскурсия
  2. Лекция
  3. Дополнительное занятие
  4. Экзамен
  5. Зачет
  6. Семинар
  7. Лабораторно-практическое занятие
  8. Консультация

Формы практического обучения

  1. Выпускной квалификационный экзамен
  2. Производственная практика
  3. Урок производственного обучения
  4. Лабораторное и практическое занятие
  5. Учебная, технологическая и преддипломная практика

Внеаудиторные формы профессиональной подготовки

  1. Кружки
  2. Факультативы
  3. Конференция
  4. Диспут
  5. Олимпиада

Самообразование

  1. Деятельность по интересам
  2. Самостоятельное изучение наук
  3. Наблюдение за окружающей жизнью

Заметим, что есть формы организации обучения, относящиеся как к одной группе выделенных нами форм, так и к другой. К примеру, курсовое и дипломное проектирование относится и к формам теоретического и к формам практического обучения.

Рассмотрим каждую форму организации обучения более подробно.

Урок – организационная форма, характеризующаяся постоянством отведенного на него времени, постоянством состава учащихся, проведением преимущественно в учебном кабинете, по расписанию, под руководством преподавателя.

В ходе урока решается комплекс дидактических задач: - сообщение новых знаний учащимся; - организация самостоятельного изучения нового материала; - повторение и закрепление пройденного материала; - обобщение и систематизация полученных знаний; - формирование практических умений; - контроль, анализ и оценка знаний учащихся; - развитие познавательной способности учащихся. Типы уроков: 1. Урок изучения нового материала; 2. Комбинированный урок; 3. учетно-обобщающий урок; 4. контрольно-учетный. Лекция - организационная форма, когда преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а учащиеся его активно воспринимают. При лекционной форме работы затрудняется индивидуализация обучения, позиция студента менее активна, ограничены возможности обратной связи между преподавателями и студентами, исключена возможность проверки усвоения знаний на практике. Типы лекций: 1. вводная; 2. установочная; 3. текущая; 4. заключительная; 5. обзорная. Структура лекции: вступление, основная часть, заключительная часть. В зависимости от способа проведения выделяются следующие типы лекций: - информационная; - проблемная; - лекция-беседа. Семинар - организационная форма, которая ориентирует учащихся на проявление самостоятельности в познавательной деятельности. Вопросы плана семинара должны быть краткими, четкими. Типы семинаров: 1. Семинар-беседа; 2. Семинар-заслушивание и обсуждение докладов и рефератов; 3. Семинар-диспут; 4. Смешанная форма семинара. Учебная экскурсия - организационная форма, которая позволяет изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях. Экскурсия позволяет установить связь обучения с жизнью.

Типы экскурсий: 1. вводная; 2. текущая; 3. заключительная. Учебная конференция - организационная форма, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и учащегося с максимумом самостоятельности, активности. Конференция направлена на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Она может проводится в связи с организацией производственной практики. Типы конференций: 1. вводная; 2. заключительная. Консультация - вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен, либо не усвоен совсем, изложение требований, предъявляемых к учащимся на зачетах, экзаменах. Виды консультаций: 1. Систематические; 2. Предэкзамеционные; 3. По курсовому и дипломному проектированию; 4. Консультации в период производственной практики. Консультации бывают индивидуальными и групповыми. Лабораторные занятия направлены на экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, опытная проверка расчетов. Практические занятия - организационная форма, цель которой формирование профессиональных умений у учащихся, практических умений. Особое значение эти занятия имеют при изучении специальных предметов. Содержание практических занятий составляют: изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ производственных ситуаций и т.д.

Производственная практика проводится поэтапно и состоит из учебной, технологической и преддипломной. Ее цель: формирование профессиональных умений, связь теории с практикой.

Курсовое проектирование применяется на заключительном этапе изучения учебного предмета. Работа выполняется в течение длительного времени наряду с ежедневной учебной работой. Курсовое проектирование завершается защитой курсовых работ.

Дипломное проектирование применяется на завершающем этапе обучения и заключается в выполнении дипломной работы на основании которой ГАК выносит решение о присвоении квалификации выпускнику.

Формы организации производственного обучения

К организационным формам практического обучения принято относить способы организации студенческого коллектива для учебно-производственной деятельности, формы руководства этой деятельностью, а также структуру учебных занятий.

Урок производственного обучения проводится в учебных мастерских, на базовых предприятиях и т. п. в течение 6 академических часов с целью формирования у студентов системы практических профессиональных навыков и умений посредством включения их в учебно-производственную деятельность. Уроки производственного обучения подразделяются - на типы и виды. В зависимости от целей обучения выделяют следующие типы уроков производственного обучения: - урок по изучению трудовых приемов и операций; - урок по выполнению комплексных работ; - контрольно-проверочные работы; - совмещенный урок практического обучения

На уроке по изучению трудовых приемов и операций достигаются цели формирования у обучаемых системы производственно-технических знаний и достижения первоначального уровня сформированности навыков и умений по выполнению изучаемых трудовых приемов и операций. На уроке по выполнению комплексных работ достигаются цели формирования у обучаемых высокоразвитых навыков и умений по выполнению ранее изученных трудовых операций; формирования первоначальных навыков и умений по выполнению их сочетаний, характерных для осваиваемой профессии; формирования скоростных навыков выполнения учебно-производственных работ. Контрольно-проверочный урок производственного обучения проводится с целью выявления уровня сфор-мированности практических умений и навыков у студентов. Совмещенный урок производственного обучения характеризуется синтезом деятельности преподавателя теоретической специальной дисциплины и мастера производственного обучения, направленным на взаимосвязь теоретических знаний и практических действий с целью формирования целостной системы знаний, необходимой для осознанной операционно-практической деятельности. Такой урок возможен при наличии сопутствующих межпредметных связей. В зависимости от степени самостоятельности выполнения учебно-производственной деятельности выделяют следующие виды уроков производственного обучения: 1. урок-упражнение, 2. урок самостоятельного выполнения учебно-произ-водственных работ, 3. комбинированный урок. Урок-упражнение используется на этапе первичного усвоения обучаемыми трудовых приемов и операций. Урок самостоятельного выполнения учебно-производственных работ реализуется на этапе закрепления и совершенствования усвоенных ранее навыков и умений использования обучаемыми трудовых приемов и операций.

Комбинированный урок включает в себя структурные элементы, свойственные всем видам уроков производственного обучения.

Поскольку единой универсальной классификации форм практического обучения пока не существует, можно определить групповую и индивидуальную формы организации труда. - Групповая форма или бригадная характеризуется тем, что все студенты одновременно выполняют работу на определенном участке производства, применяя для этого одинаковое сырье, инвентарь, работая на одинаковом оборудовании, используя одинаковые технические средства и технологическую документацию. Такая форма организации практики создает благоприятные условия для коллективного инструктажа студентов, контроля над ходом занятия, взаимопомощи между студентами. Современное производство требует не развитие одной личности, а коллектива в целом. Участвуя в коллективном труде человек, познает не только других, но и себя: кто он есть, что он представляет для окружающих, что он может. При выполнении заданий, используя групповую или бригадную форму организации производственного обучения, в процессе совместной работы происходит совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении студентов. Недостатками групповой формы практики являются необходимость больших площадей, большого количества однотипных рабочих мест, инвентаря, технических средств. - Индивидуальная форма способствует более рациональному и продуктивному использованию времени, отведенного на отработку упражнений; появляется возможность наилучшим образом учитывать личные качества каждого студента, определять его знания, постоянно следить за охраной труда и процессом приобретения умений и навыков. При индивидуальной работе каждый студент получает свое задание, которое он выполняет независимо от других. Также индивидуальная работа может применяться при работе с отстающими студентами.

Организационные формы практического обучения: понятие, сущность, характеристика Структура занятий практического обучения. Типы занятий. Возможности фронтального и индивидуального обучения.

Влияние особенностей профессии на выбор организационных форм производственного обучения.

Внеурочные формы приобретения навыков: предвыпускная производственная практика на штатном рабочем месте, внеурочная производственная деятельность.

Выпускные квалификационные экзамены. Пробные (квалификационные) работы. Письменные экзаменационные работы.

Лекция 12. Нетрадиционные формы организации учебных занятий в образовательных учреждениях профессионального образования(2ч.).

Недостатки традиционного занятия. Совмещенный (интегративный, бинарный) урок, его цели и задачи. Планирование и организация бинарного урока, его структура. Перспективы применения и недостатки интегративных уроков.

Комплексные лабораторно-практические работы по общеобразовательной и профессиональной подготовке. Характеристика недостатков традиционной организации лабораторного практикума. Цели и задачи совмещения лабораторных работ по различным предметам. Планирование и организация комплексных лабораторно-практических работ и перспективы их применения.

Лекция 13. Классификация и общая характеристика методов организации, мотивации и осуществления учебно-познавательной деятельности, применяемых при подготовке специалистов различных отраслей(2ч.).

Методы обучения: понятие, сущность, характеристика. Характеристика и возможности перцептивных (по источнику знаний), гностических (по организации познавательной деятельности учащихся) и логических (по способу изложения) методов. Особенности их применения при обучении специалистов различных отраслей. Факторы, влияющие на выбор методов обучения. Принципы и общий алгоритм деятельности педагога профессионального обучения по выбору методов обучения.

Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности. Специфика применения методов подготовки учащихся к восприятию нового материала, формирования и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности. Методы развития самостоятельности. Выбор методов мотивации и стимулирования.

Лекция 14. Характеристика, особенности, выбор и применение методов сообщения студентам учебного материала и управления учебно-познавательной деятельности на занятиях теоретического обучения(2ч.).



Методика устного изложения материала общепрофессиональных и профессиональных (специальных) предметов. Традиционные методы, проблемное изложение, поисковые методы.

Требования к речи преподавателя. Методика конспектирования и приемы запоминания учебного материала.

Возможности программированного обучения при изложении научных основ современных производства. Прогрессивная роль и негативное влияние средств вычислительной техники на развитие метода программированного обучения.

Методика руководства самостоятельной работой студентов с книгой.

Методика изучения нового материала с помощью экскурсий и других внеклассных форм учебных занятий.

Лекция 15. Характеристика, особенности, выбор и применение методов закрепления и совершенствования знаний по теоретическим предметам. Формирование интеллектуальных навыков и отработка умений выполнять учебно-производственные задания (2ч.).

Критерии прочности и систематичности знаний, навыков и умений. Система закрепления и совершенствования результатов обучения. Обоснование выбора элементов системы закрепления и совершенствования знаний, навыков и умений.

Основные виды упражнений по общепрофессиональным и профессиональным (специальным) предметам и требования, предъявляемые к ним. Методика разработки упражнений и руководство ими на занятиях.

Система повторения. Методика проведения различных типов повторения.

Домашняя учебная работа. Виды домашних заданий. Определение содержания и объема домашней работы. Методика выдачи задания на уроке и руководство выполнением его вне аудитории.

Лекция 16. Методика планирования, разработки и проведения лабораторно-практических работ по предметам теоретического обучения (2ч.).

Приемы подготовки к лабораторно-практическим работам. Инструктаж как метод руководства работами, виды инструктажа. Методика применения письменных инструкций (методических указаний). Назначение и методика целевых обходов и наблюдений.



Обучение студентов оформлению и интерпретации результатов лабораторно-практических работ. Подведение итогов выполнения работ.

Особенности методики руководства иллюстративными и исследовательскими, фронтальными и нефронтальными лабораторными работами.

Методика применения внеурочных форм обучения лабораторно-практического характера.

Лекция 17. Методика производственного обучения студентов (2ч.).

Приемы подготовки студентов к особенностям учебного процесса в условиях современного производства. Специфика инструктирования, наблюдения работой студентов и проверки работ при производственном обучении на предприятии.

Методы обучения студентов работе в коллективе. Приемы обучения их передовым высокопроизводительным способам работы, развития самостоятельности, формирования профессионально-трудовых привычек.

Методика производственного обучения на учебных участках. Руководство предвыпускной производственной практикой.

Лекция 18. Контроль хода учебного процесса, проверка знаний, навыков и умений студентов, оценка успеваемости, учет процесса и результатов обучения. Управление учебно-познавательной деятельностью (2ч.).

Контроль и коррекция усвоения: сущность, задачи и требования к контролю. Обучающее и воспитывающее значение контроля и оценки. Требования, предъявляемые к ним. Своевременность и систематичность контроля, его всесторонность и дифференцированность. Объективность и справедливость оценки. Типовые критерии оценок по теоретическому и производственному обучению.

Виды, формы, методы и средства контроля, методика разработки контрольного инструментария, анализ и оценка деятельности. Корректировка учебного процесса.

Методы оперативной диагностики состояния учебного процесса. Текущее наблюдение. Индивидуальный и фронтальный опросы. Письменная текущая и тематическая проверка. Практическая проверка по теоретическим дисциплинам и производственному обучению. Программированный контроль, его преимущества и недостатки.

Виды учета хода учебного процесса и успеваемости студентов. Методика учета теоретического и производственного обучения, выполнения учебных планов и программ. Основные нормативные документы учета.

Лекция 19. Материально-техническое оснащение учебного процесса в учреждениях профессионального образования. Формирование педагогических средств в соответствии с выбранной методической системой (2ч.).

Средства обучения: понятие, сущность, функции. Средства осуществления учебного процесса и дидактические средства реализации методов обучения (расширенная и узкая трактовка понятия “средства обучения”).

Значение учебно-материальной базы и дидактических средств для повышения эффективности обучения. Зависимость организации занятий от выбранной системы и применяемой методики обучения. Нормативные и справочные материалы по оснащению и оборудованию учебных помещений профессиональных образовательных учреждений.

Основные педагогические требования к оснащению кабинетов. Санитарно-гигиенические требования к планировке кабинета и его оборудованию. Проектирование и планирование развития кабинета.

Лаборатория. Оборудование для лабораторно-практических работ.

Планирование и оснащение рабочих мест студентов. Организация, общее и специфическое оборудование и дидактическое оснащение рабочего места студента.

Выпускник вуза системы МВД России должен иметь не только глубокие теоретические знания, но и уметь применять их на практике. Именно поэтому большая роль в учебном процессе отводится практической направленности обучения курсантов и слушателей.

Практическое обучение курсантов и слушателей вносит значительный вклад в формирование профессиональных компетенций будущих сотрудников правоохранительных органов.

Практическое обучение - это, прежде всего, воспитание навыков и умений преломлять теоретические знания на решение практических задач. В рамках практического обучения должны моделироваться различные ситуации профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, отражающих реалии служебной деятельности. Основной целью практического обучения является углубление, закрепление и совершенствование теоретических знаний обучаемых, развитие у них специальных умений и навыков, проверка уровня их профессиональной подготовленности.

Многочисленны попытки разработать систему принципов практического обучения в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

  • - сознательности и активности;
  • - наглядности;
  • - систематичности;
  • - доступности.

Для качественного практического обучения необходимо выполнять следующие требования:

  • - обучать курсантов и слушателей в строгом соответствии с требованиями законов Российской Федерации, уставов, наставлений и руководств, определяющих их профессиональную подготовку;
  • - внедрять в учебный процесс научную организацию труда курсантов и слушателей, помогать им овладевать теорией и практикой научно-организованной деятельности, учить применять продуктивные и экономичные методы работы, анализировать, планировать и прогнозировать свою деятельность;
  • - строго соблюдать дисциплину учебного процесса, гибко сочетать теоретические и практические методы и формы обучения, выбирая в каждом конкретном случае наиболее эффективные;
  • - внимательно следить за развитием науки, техники и вооружения, совершенствованием способов их применения, всемерно использовать связь вузов системы МВД со структурными подразделениями силовых министерств и ведомств, в которых предстоит в дальнейшем проходить службу обучающимся;
  • - максимально использовать возможности учебного процесса для моделирования отдельных сторон будущей профессиональной деятельности специалистов;
  • - приближать учебную обстановку к реальной, обучать курсантов и слушателей в условиях контролируемого риска, не допуская упрощений и послаблений .

Основными задачами практического обучения являются:

  • - подготовка квалифицированных кадров для ОВД РФ в соответствии с требованиями современной правоохранительной системы;
  • - обучение курсантов грамотному и умелому применению теоретических знаний в процессе практического обучения;
  • - обучение курсантов умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных и боевых задач;
  • - совершенствование навыков курсантов и слушателей по внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы;
  • - формирование профессионального самосознания курсантов и слушателей, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства и др.

Необходимо отметить многоэтапность практического обучения курсантов и слушателей, предусмотренную рабочими учебными планами.

На каждом этапе практического обучения, в рамках которого необходимо осуществлять тесное сотрудничество с практическими органами МВД, курсанты и слушатели получают необходимый комплекс юридических знаний, в том числе прочно усваивают правовые основы применения практической деятельности полиции в процессе осуществления профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

Можно определить следующие перспективы практического обучения:

  • 1. Организация проведения практических занятий в специализированных лабораториях (аудиториях) и непосредственно в практических подразделениях.
  • 2. Привлечение к участию в учебном процессе наиболее квалифицированных практических работников.
  • 3. Изучение передового опыта работы сотрудников подразделений с целью его распространения и внедрения в учебный процесс.
  • 4. Анализ учебно-методической документации с целью ее усовершенствования, разработка конкретных предложений относительно улучшения качества обучения курсантов и слушателей, совместно с практическими работниками.

Из достаточного разнообразия действенных форм практического обучения к основным формам относятся:

  • 1. Проведение практических занятий и деловых игр по специализированным дисциплинами.
  • 2. Проведение выездных занятий в практических органах внутренних дел.
  • 3. Прохождение стажировок и практик курсантами и слушателями в комплектующих органах внутренних дел.
  • 4. Привлечение практических сотрудников к проведению учебных занятий и консультаций.

В целях успешного функционирования данной системы подготовки заключены договора с базовыми органами внутренних дел (как правило -комплектующие органы внутренних дел МВД России). Осуществляется непосредственное взаимодействие в ходе проведения практики, путем согласования и совместного планирования мероприятий, предусмотренных программой, что позволяет обеспечить непрерывный процесс формирования важнейших профессиональных качеств будущих специалистов органов внутренних дел .

Кратко характеризуя данные формы практического обучения, хотелось бы отметить, что каждая из форм его составляющих имеет важное значение.

Одной из эффективных форм практического обучения курсантов и слушателей является проведение выездных практических занятий в подразделениях ОВД с привлечением сотрудников этих подразделений. В ходе таких занятий курсанты и слушатели имеют возможность общения с практиками, непосредственно применяющими специальные технические средства в повседневной деятельности. Такие занятия, как правило, проходят с неподдельным интересом обучаемых.

Положительным моментом является именно ознакомление курсантов с работой сотрудников органов внутренних дел на реальных примерах решения оперативно-служебных задач стоящих перед службами и подразделениями. Кроме того, у курсантов имеется возможность познакомиться с техническими средствами, которые используются в профессиональной деятельности сотрудников, получить навыки их применения.

В системе профессиональной подготовки курсантов и слушателей практическое обучение играет важнейшую роль. Именно в ходе осуществления практического обучения преподаватели формируют будущего сотрудника органов внутренних дел, который сможет в полной мере выполнять поставленные перед ним задачи достаточно квалифицированно и правильно.

Практическое обучение направлено на решение образовательных задач и привитие учащимся навыков и умений применения теоретических знаний в реальной практической деятельности сотрудника полиции.

Реалии современной жизни и положение дел в системе Министерства внутренних дел приводят к необходимости дальнейшего повышения качества подготовки высококвалифицированных офицерских кадров, способных успешно решать задачи как по выполнению профессиональных задач, обучению и воспитанию подчиненных, так и по управлению вверенными им подразделениями в современной практической деятельности и повседневной жизни.

В этой связи повышается роль практического обучения, его дальнейшее совершенствование.

Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что тщательная подготовка к проведению практического занятия неизменно повышает уровень подготовки слушателей и курсантов. Так, например, специальная дисциплина «Специальная техника ОВД» носит прикладной характер, поэтому наибольший эффект в изучении данного предмета достигается именно на практических занятиях.