Приоритетные направления инновационной деятельности образовательных организаций. «инновационное образование в россии: проблемы, тенденции, перспективы» а.и.адамский, научный руководитель ано «институт проблем образовательной политики

Перспективные направления инновационной образовательной политики

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в 2016 году численность дошкольников в России составило порядка 6 млн. че-ловек, к сожалению, имеется тенденция уменьшения количества детей, уча-щихся в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Это является след-ствием, в первую очередь, уменьшения количества детских садов по всей России в связи с демографическим кризисом в 2000-е, однако в последние годы заметна тенденция прироста населения, а вот количество садиков по-всеместно уменьшается.

Анализируя качество дошкольного образования в России, можно сде-лать вывод, что органы федеральной и региональной власти тщательно ста-раются улучшать сложившуюся ситуацию, если сравнивать с образованием в 90-е, 2000-е, то образование качественно улучшилось, однако к уровню со-ветского дошкольного образования Россия пока не приблизилась.

Основными факторами, препятствующими достижению данной цели, являются, на мой взгляд:

Низкая заинтересованность молодежи в выборе дошкольной педагоги-ческой специальности, учитывая ее низкую престижность и малую заработ-ную плату. Согласно данным все того же Росстата средняя зарплата педаго-гов ДОУ по России в 2016 году составляла 16-17 тыс. руб., что ниже средней заработной платы по регионам. Есть, конечно, регионы-фавориты, такие как Москва со средней зарплатой педагогов ДОУ в 32000 руб. и Санкт- Петербург- 21000, но, учитывая более высокий уровень заработной платы в этих регионах, уровень обеспечения педагогов все равно ниже, чем у основ-ного количества населения. Учитывая высокий уровень ответственности, ко-торый лежит на педагоге ДОУ - такой уровень зарплат неприемлем. Если государство в ближайшее время не озаботится этим вопросом в сфере обра-зовательной политики, то количество педагогического состава так и будет уменьшаться, что приведет к закрытию еще большего количества садиков, это и актуально и для моего образовательного учреждения, где происходит постоянная потеря кадров, зачастую без своевременной замены, что крайне негативно сказывается на образовательном процессе, оставшиеся педагоги получают больше нагрузки, из-за чего их общая эффективность уменьшается.

Еще одним негативным фактором, сказывающимся на низком уровне образования в ДОУ является отсутствие конкуренции садиков между собой, учитывая огромные очереди в садики, ДОУ нет смысла заботиться о высоком уровне образования, детей к ним и так приведут, ведь выбора у родителей нет, либо в такие садики, либо никуда, а большинство родителей просто не могут позволить себе сидеть дома с ребенком, учитывая занятость на работе. Если увеличиться количество детских садов, уменьшатся очереди, рано или поздно они будут полностью ликвидированы, тогда садики будут макси-мально заинтересованы в повышении уровня предлагаемых воспитательных и образовательных услуг. Ведь от этого будет зависеть, наберет ли садик не-обходимое количество детей или нет.

Также крайне перспективным направлением инновационной образова-тельной политики в сфере дошкольного образования является увеличение количества грантовой поддержки ДОУ. Большинство садиков в современной России испытывают острую нехватку денежных средств для полноценного функционирования, из-за чего не могут предоставлять воспитательные и об-разовательные услуги в полном объеме. Однако просто выделить деньги на ДОУ было бы не логично, да и проблематично, учитывая экономический кризис в России, поэтому предлагается выделить определенную сумму денег на грантовую поддержку наиболее перспективных образовательных про-грамм, предлагаемых дошкольными образовательными учреждениями. Учи-тывая отсутствие инвестиций со стороны, садики максимально активизиру-ются, повысят образовательные и воспитательные стандарты, усилят взаимо-действие с детьми, начнут разработку новых современных образовательных программ. Лучшие из этих проектов получат грантовую поддержку на разви-тие, благодаря этого в ДОУ поступят денежные средства именно на развитие,а не просто так. При таком подходе денежные средства не будут похищены администрациями учреждений, что происходит довольно часто, анализируя количество возбужденных уголовных дел сотрудниками правоохранитель-ных органов в отношении педагогов и администраций ДОУ. В дополнение к этому направлению можно предложить региональные и федеральные кон-курсы профкомпетентности садиков между собой с денежными призами, ко-торые также послужат для улучшения состояния ДОУ. Это замотивирует са-дики не «сидеть ровно на месте», а активнее работать и получать новые ин-вестиции для развития.

Подводя итоги хотелось бы отметить, что дошкольное образование яв-ляется крайне важным направлением успешного развития России, поэтому оно постоянно требует модернизаций системы образования, что бы идти «в ногу со временем», это позволит создать здоровое и адекватное общество в ближайшем будущем, что крайне важно для нашей страны.

Список используемых источников

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образова-нии в Российской Федерации» // «Российская газета» от 31 декабря 2012 г.-№
  • Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // «Российская газета» от 11 октября 2000 г. - № 196.
  • Бутенко Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного обра-зования // Вестник Челябинского государственного педагогическо-го университета. - 2014. - № 4. - С. 23-32.
  • Лашкова Л.Л. Проблемы и перспективы развития системы до-школьного образования // Концепт. - 2013. - № 2. - С. 1-5
  • Смолеусова Т.В. ФГОС дошкольного образования: главное в структуре, содержании, преемственности // Вестник Новосибир-ского государственного педагогического университета. - 2015. - №5.-С. 7-13
  • Официальный сайт Федеральной службы государственной стати-стики // Электронный ресурс. : http://www.gks.ru/ (Дата об-ращения: 13.02.2017)

Направления инновационной деятельности

в системе образования .

Любая школа не может развиваться никаким иным путем,

кроме как создавая или осваивая новую практику образования,

т.е. в результате организованного в ней и управляемого

инновационного процесса.

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

Основные направления инновационной и экспериментальной работы заданы национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: «На современном этапе развития образования актуальным становится развитие инновационного движения, направленного на реализацию современных государственных и региональных задач: переход на новые образовательные стандарты общего образования, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников».

Таким образом, основными направлениями инновационной деятельности являются разработка, апробация и отработка:

    нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебников, учебно-методических комплексов;

    новых механизмов управления образованием, направленных на его модернизацию;

    новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций (в том числе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и др.);

    систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся;

    новых форм государственно – общественного управления образовательным учреждением;

    новых направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров, специализаций, а также современных образовательных услуг;

    учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

1. Разработка, апробация и отработка нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебников, учебно-методических комплексов.

1.1. Переход на новые образовательные стандарты

Основные направления инновационной деятельности в применении ИКТ на этапе внедрения ФГОС второго поколения в начальной школе.

Одна из характеристик Школы Будущего – это школа с ИКТ-насыщенной и образовательной средой, обеспечивающей развитие ИКТ-компетенности всех пользователей образовательного пространства, школа полной информатизации.
В нашей школе созданы кадровые, материально–технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Инновационная деятельность по внедрению ФГОС в образовательном пространстве нашей школы включает несколько этапов:

1 этап - обучения учителей по программе «Информационно- коммуникативные технологии в деятельности учителя- предметника», освоение учителями компьютерной грамотности и использование ИКТ в учебном процессе.

2 этап - оптимальность проведения интегрированных уроков по предметам школьного цикла с использованием электронных учебных пособий и мультимедийных систем.

3 этап более полной интеграции с другими дисциплинами во внеурочной деятельности с использованием метода проектов.

4 этап - введение дистанционного компонента интегрированного обучения, позволяющие не только расширить рамки учебного процесса, но и перейти к пятому этапу - научно- исследовательской деятельности учащихся.

6 этап - участие в сетевых олимпиадах, творческих конкурсах, викторинах становится одной из форм проверки уровня освоения учебного материала.

Коллектив учителей начальных классов МКОУ «СОШ №6» в рамках внедрения ФГОС второго поколения ведет работу по основным направлениям инновационной деятельности в применении ИКТ. В этом направлении проходит работа по созданию ИКТ-насыщенной образовательной среды. В рамках краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010 -2013 годы» первые классы обеспечены всем необходимым ИКТ - оборудованием, получены АРМ, включающие в себя: электронные доски, ноутбуки с предустановленной операционной системой и комплексом всех учебных программ для начальной школы, многофункциональное устройство 3 в 1, мультимедийный проектор, электронные конструкторы – роботы, оборудование для проведения различных экспериментов на уроках окружающего мира и внеурочных занятиях, модульные системы экспериментов на базе цифровых технологий (комплект «Биология»), цифровой микроскоп. Современное оборудование используется учителями для моделирования урока, ведения индивидуальной работы, мониторинга знаний учащихся.
Введен курс «Информатика и ИКТ» для всех учащихся со 2 по 4-й класс, способствующий активному внедрению проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс, деятельности учителей по использованию ИКТ в своей работе.
Учителями начальных классов широко применяются инновационные формы организации учебного процесса – проектной и исследовательской деятельности с применением ИКТ. 88% преподавательского состава начальной школы прошли курсовую подготовку по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе. Большое внимание уделяется организации и поддержке самостоятельного изучения сотрудниками школы возможностей использования ИКТ, участию в обучающих семинарах.

Кроме того, новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Внеучебная деятельность в 1 классе школы представлена следующими направлениями:

1. Спортивно-оздоровительное направление - 2 часа в неделю; (Ступеньки здоровья, Ритмика).

2. Художественно-эстетическое направление – 5 ч в неделю; (Художественная аппликация, Кистевое письмо, Искусство сцены).

3. Научно – познавательное 1ч. (Риторика).

4. Военно – патриотическое 1 ч. (Юный патриот).

5. Общественно – полезное 1 ч. (Мир профессии).

Так же стандартом определены материально-технические условия, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса.

Одним из требований является водоснабжение: приобретены кулеры. Сделано новое освещение. Соблюдается воздушно- тепловой режим. Приобретена новая мебель (шкафы, гардеробные) за счёт родительских средств.

Созданы санитарно-бытовые условия. Созданы условия для учителей (оборудованы учительские, методкабинеты).

Соблюдаются требования охраны труда. Созданы игровые зоны.

Организовано двухразовое питание первоклассников, что согласно СаНПиНу позволяет находиться в школе до трёх часов дня.

Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет состав и структуру обязательных предметных областей и 5 – ти направлениям внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

2. Разработка, апробация и отработка новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций.

2.1. Расширение самостоятельности школ

Деятельность школы по этому направлению осуществляются в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования и Федеральной целевой программы Научные и научно–педагогические кадры инновационной России.

Одним из направлений педагогической инноватики является создание технологичных, открытых образовательных систем, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании. Ученикам с помощью сети Интернет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования.

Учителями начальных классов начато использование электронных дневников в рамках внедрения системы открытого образования ( ). Эта система взаимодействия между школьным и родительским сообществом позволяет вовлекать образовательное учреждение в процесс электронизации хранения и обработки данных. Осуществляется постепенный переход от стандартных бумажных форм обеспечения учебного процесса на электронные. С помощью электронных дневников родители следят за успеваемостью ребенка: за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, прогулами, ведётся обратная связь родителей с классным руководителем Внедрение системы «Электронный журнал» позволило родителям принять непосредственное участие в образовательном процессе ребенка.

Современными реалиями нашей жизни стали такие понятия, как конкуренция образовательных учреждений, их конкурентоспособность, качество образования, социальный заказ.

С 2010 года Минобрнауки России ввелся в эксплуатацию электронный мониторинг реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (далее – мониторинг ННШ, ). Использование мониторинга помогает систематизировать аналитическую деятельность школы, способствует отслеживанию статистических показателей по разным направлениям работы школы.

В зависимости от задач инновационной деятельности (разработка, апробация, реализация, внедрение, отработка) на базе школы с 2011 гора работает районная экспериментальная площадка по теме: «Формирование универсальных учебных действий в условиях внедрения ФГОС». Её создание способствовало формированию банка контрольно – измерительных материалов, обмену опытом через проведение семинаров, методических недель.

Как правило, работа образовательного учреждения в инновационном режиме обуславливает изменения и в системе внешних (социальных) связей. Появляется необходимость в системном взаимодействии с другими школами. Таким образом, школа становится открытой развивающейся системой.

3. Разработка, апробация и отработка систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся.

Одним из направлений инновационной деятельности является:

3.1. Развитие системы поддержки талантливых детей

В настоящее время в России начала выстраиваться разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

В нашей школе систематизирована работа по программе «Одарённые дети», практика дополнительного образования, начата работа по учету индивидуальных достижений обучающихся.

Внедрена система поощрения учителей, благодаря которым школьник добился высоких результатов (стимулирующие выплаты).

Работа с одаренными детьми ведётся в соответствии с планом работы МКОУ «СОШ №6» на каждый учебный год, планами работы методических объединений учителей-предметников.

Администрацией школы, руководителями МО, учителями проводится большая работа по вовлечению учащихся в конкурсы, олимпиады и другие познавательные мероприятия как муниципального, так и краевого и федерального уровней.

4. Разработка, апробация и отработка новых направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров, специализаций, а также современных образовательных услуг.

4.1. Совершенствование учительского корпуса

В школе внедряется система моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства.

Система моральной поддержки – это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

Система материальной поддержки – это не только увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей. Администрацией школы ведётся работа по стимулированию эффективного и результативного труда педагогических работников. Участники районных конкурсов «Учитель года России» «Сердце отдаю детям» и пр. отмечаются денежной премией. За результативность и эффективность работы по итогам полугодий производятся выплаты стимулирующего характера педагогическим и другим работникам школы за счёт экономии по фонду оплаты труда.

Еще одним стимулом стала аттестация педагогических и управленческих кадров – периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. В нашей школе по новой форме уже аттестовались 6 учителей.

В настоящее время обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности.

Особое внимание уделяется вопросам повышения квалификации и роста профессионального мастерства руководителей и педагогов ОУ.

Стажировки уже работающих педагогов проходят на базе школ, успешно реализовавших свои инновационные программы, прежде всего, в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

В системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации распространяется опыт лучших учителей.

5. Разработка, апробация и отработка учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования

5.1. Изменение школьной инфраструктуры

В рамках реализации проекта модернизации были выделены средства, которые использовались на:

    приобретение спортивного оборудования

    приобретение компьютерного оборудования

    оборудование медкабинета,

    пополнение фондов библиотек

    повышение квалификации профессиональной переподготовки учителей и руководителей

    обновление программного обеспечения

    приобретение ЭОР

    осуществление мер, направленных на энергосбережение

6. Сохранение и укрепление здоровья школьников

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – все это влияет на улучшение их здоровья. С 2010 году введен новый норматив занятий физкультурой – не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям.

Соблюдаются гигиенические нормы организации учебно-воспитательного процесса:

а) особое внимание уделяется недельному объему учебной нагрузки;

б) продолжительности перемен;

в) продолжительности выполнения домашних заданий;

В школе идет планомерная работа по укреплению здоровья школьников. Для занятий физкультурой приобретен спортивный инвентарь. Организована работа по оптимизации спортивно-оздоровительной работы с учащимися. Ежегодно и в период каникул работает пришкольный оздоровительный лагерь.

Традиционными стали такие мероприятия: месячник оборонно-массовой и спортивной работы, месячник здоровья, конкурс на лучший спортивнй класс, самый здоровый класс, лучшего спортсмена, спортивные праздники, походы, массовые кроссы.

Подводя итоги можно сказать, что объем задач для нашей школы колоссален: изучить, разобраться, какие инновации необходимы, в чем их целесообразность; определить характеристики новых инновационных элементов; ресурсы; сформулировать новую инновационную цель; выяснить, какие следует принять решения, что необходимо сделать под эту инновационную цель; оценить свои возможности; определить механизмы запуска инновации; переосмыслить позиции, роли и др. Только в этой логике возможен переход к новому качеству образования.

Литература и интернет-ресурсы:

    Закон Российской Федерации `Об образовании`

    Андреев А.А., Солдаткин В.И. Философия открытого образования. - М.: РИЦ `АЛЬФА` МГОПУ, 2002.
    Алексеев, С.В. Приоритетный национальный проект "Образование": к вопросу о некоторых проблемах педагогической инноватики и рискологии [Текст] / С. В. Алексеев // Петербургские педагоги в Приоритетном национальном проекте "Образование": опыт, достижения, проблемы / Ком. по образованию Правительства Санкт-Петербурга, С.-петерб. акад. постдиплом. пед. образования. – СПб.: СПб АППО, 2007. – С. 14-23.

    Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу [Текст] / Р.М. Баскаев // Инновации в образовании. – 2007. – № 1. – C. 10-15.

    Белкин, А.С. Инновационные процессы в образовании [Текст] / А.С. Белкин, И.О. Вербицкая // Образование и наука: изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования: журн. теорет. и прикладных исслед. – 2007. – № 1(43). – C. 113-121. Центр развития инноваций Института гуманитарного образования

12. образовательный портал «Инновации в образовании»

«ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ» А.И.АДАМСКИЙ, НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ АНО «ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ «ЭВРИКА»


МОМЕНТ ИСТОРИИ Может ли образование развиваться автономно? Раньше политическое, экономическое, социальное развитие общества, согласно историческому опыту, вело за собой развитие образования. Сейчас впервые образование может развиваться автономно и вести за собой развитие общества, т.к. знание и информация становятся экономическим фактором. Идея становится источником прибыли.


МОМЕНТ ИСТОРИИ Раньше экономика вела за собой образование, сейчас наоборот – образование приобретает ведущую роль. Инновационное образование выпускника предполагает, что неизвестны условия, в которых оно будет применяться, поэтому компетентность обустроить себе место для самореализации, становится ключевой




МОМЕНТ ИСТОРИИ Сейчас, когда идеальные нормы не сработали, многие пытаются институционализировать консервативные нормы. Если учебная деятельность (в терминологии развивающего обучения) становится стандартом, значит развитие есть, проект становится автономным. Если институционально учебной деятельности нет, то проект остается идеальной нормой, а институциональные нормы будет поставлять экономика.


МОМЕНТ ИСТОРИИ Суть актуального этапа модернизации - институционально оформить движения, прецеденты, которым уже 10, 20 лет. Важно не только признать вклад инициатив, реализующихся в течение многих лет, но и понять суть этого прорыва, направление вектора инициативы – в этом содержание социологического этапа модернизации.


МОМЕНТ ИСТОРИИ Различие в проектировании сегодняшнего дня и 30 лет назад заключается в том, что в то время не было опыта участия в проекте, основой проектирования выступали идеальные представления. Сейчас есть опыт, прожитая жизнь в проектной деятельности, поэтому следует другой этап – рефлексия приобретенного опыта.


МОМЕНТ ИСТОРИИ Институты вбирают в себя инновации. Институты могут развиваться на основе инноваций или на основе случайных или традиционных идей. Например, появление автономных учреждений и сохранение казенных учреждений – является показательным примером того, как сосуществуют инновационные и традиционные формы.






ВЫРАЩИВАНИЕ НОРМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Инновация – самый эффективный инструмент достижения стратегических целей (социально- экономических, социально-культурных, технологических), недоступных в рамках традиционных моделей. В новейшей истории впервые люди сознательно начали придумывать различные инновационные ходы, продумывать инновации как способ качественного изменения жизни. Соответственно встает вопрос о нормах инновационной деятельности.


ВЫРАЩИВАНИЕ НОРМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Компоненты: 1. Инициативный подход (субъект деятельности и субъект целеполагания – одно и тоже лицо). 2. Заданный сверху механизм поддержки инициатив – придание легитимности инициативным разработкам. 3. Деятельностное включение «клиентов», «потребителей» в процесс разработки, апробации и внедрения инноваций.


ВЫРАЩИВАНИЕ НОРМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Механизм развития образовательной политики и на региональном, и федеральном уровне – институционализация экспертно- профессиональных сообществ (сетей) Экспертом может быть только субъект, имеющий опыт: собственного целеполагания в сфере модернизации образования, реализации своей инициативы, придания результатам проектной деятельности легитимного характера (результатами проекта на законных основаниях пользуются другие люди/организации).


НОРМЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Для целеполагающей и рефлексивной деятельности необходимы нормы. Норма деятельности – ключевая проблема развития сегодня. Либо учитель становится носителем норм, либо ребенок вырастает «вне права». Может ли школа задать норму деятельности, норму жизни? Нормы, с которыми ребенок выходит из школы и есть качество образования.


НОРМА И СВОБОДА Ключевая образовательная задача начала 21 века в России: Как создать поле норм для свободной деятельности? Закон, стандарты, финансирование, оплата труда, оценка качества, общественное управление … в каждом поле – конфликт. Разрешение конфликта – институт легитимизации проектных инициатив. Ключевая проблема отсутствие технологий оформления новых норм.


ВЫЗОВЫ 21 ВЕКА 1. Все большее количество детей выше ценит внесистемные образовательные ресурсы, нежели системные. Cтановится важным вопрос: где протекает образовательная деятельность? Какими могут быть способы поддержки несистемной образовательной деятельности? 2. Предельной рамкой результативности, качества образования является социализация. Качество образования должно быть, прежде всего, связано с качеством жизнедеятельности. 3. Индивидуализация. Сегодня человеческий капитал не воспринимается суммарно. Важен капитал отдельно взятого человека. Общее благо зависит от самореализации каждого человека.


ВЫЗОВЫ 21 ВЕКА 4. Электронная среда больше не является способом освоения других сред, она сама стала образовательной средой. Интернет сегодня активно соперничает с другими, более закрытыми носителями культуры. И в этом смысле он гораздо привлекательнее для молодого поколения как образовательный ресурс, нежели иные менее активные статичные артефакты. 5. Автономия школы, свобода финансово- экономической деятельности становятся главными педагогическими факторами, обуславливающими поле, в котором развивается ребенок. Если ребенок в течении 10 лет получает опыт неспособности к принятию самостоятельных решений, то сам их принимать в дальнейшем он будет не в состоянии.


ТРЕБОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОСТИ ПРОДУКТОВ Актуальные вызовы задают комплексный характер необходимых преобразований. У имеющихся сегодня проблем в образовании нет простых решений (например, «отменить ЕГЭ» или «увеличить количество финансовых вливаний»). Требуются комплексные разработки на стыке привычных тематизмов


ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИП Конечно, актуальные лакуны для проектирования сохраняются и внутри привычных тематизмов. Некоторые из них зафиксированы в документе «Приоритетные направления деятельности сети ФИП»: Новое содержание образования Финансово-экономические модели управления образованием Модели государственно-общественного управления образованием Развитие сети образовательных учреждений Развитие системы поддержки талантливых детей Воспитание и здоровьесбережение в образовании Информационные технологии в образовании Новые модели и механизмы организации повышения квалификации


ПРОБЛЕМА ИНСТРУМЕНТАРИЯ Новые результаты деятельности требуют новые инструменты оценки. Если новая школа заявляет новые результаты, то и измерять их надо новыми инструментами. Отсутствие инструментов, которые могли бы замерить новые результаты, задает губительный сценарий для проекта. Тогда новые результаты будут измерять старыми инструментами, которые не смогут проявить новые достижения.


НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ совершенствование содержания образования, способов и форм организации образовательного процесса на всех ступенях школьного образования; совершенствование системы оценки результатов и качества образования на всех этапах школьного образования; совершенствование нормативно-правовой базы введения ФГОС общего образования на всех ступенях школьного образования; совершенствование системы повышения квалификации педагогов и управленческих кадров.


ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ разработка модели Государственного (Муниципального) 3адания, устанавливающего взаимосвязь между стоимостью услуги и показателями качества образования с учетом соблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы ФГОС; отработка механизмов привлечения инвестиций в сферу образования; обеспечение конкурентоспособности отечественных образовательных услуг на международном рынке (в т.ч. в условиях вступления в ВТО); становление системы диссеминации инновационных моделей в образовании (франчайзинг); развитие венчурных интеллектуальных фондов.


ГОСУДАРСТВЕННО- ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ разработка модели обучения представителей школьных органов, осуществляющих государственно-общественное управление в сфере образования, по вопросам оценки качества образования в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов ступени общего образования; разработка модели общественных институтов, осуществляющих экспертизу в сфере образования (аккредитация образовательных учреждений, аттестация руководителей, сертификация образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования), основанных на принципах саморегулирования; технологии прогнозирования рынка труда и корректировки программ развития и образовательных программ учреждений профессионального образования.


РАЗВИТИЕ СЕТИ ОУ Разработка нормативно – правовой базы уровня субъекта РФ, обеспечивающей эффективное внедрение моделей профильного обучения «старшая профильная школа», «школа ступеней образования»; Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся, созданных на основе моделей «старшая профильная школа», «школа ступеней образования»; Институционализация сетевого взаимодействия учреждений образования; Разработка подходов к разработке методики расчета норматива финансирования общеобразовательных программ в сети (в том числе в сети Интернет); Разработка параметров оценки оптимальности сети общеобразовательных учреждений муниципалитета; Эффективные модели выстраивания межвузовской интеграции, инженерных школ, развитие объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов; Разработка и апробация альтернативных образовательных и развивающих программ для дошкольных образовательных учреждений, а также развитие альтернативных форм предоставления услуг дошкольного образования (дошкольного содержания, присмотра).


РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ разработка образовательных программ, направленных на развитие творческого мышления детей и взрослых; разработка модели интеграции общего, профессионального и дополнительного образования, в т.ч. нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов; проектирование моделей дистантного образования для одаренных детей; разработка программ повышения квалификации в форме стажировки для педагогов, работающих с одаренными детьми; разработка механизмов привлечения представителей реального сектора экономики и инновационных бизнес- компаний в образовательные проекты, связанные с выявлением, отбором, развитием и поддержкой талантливых детей и молодежи.


ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕЖЕНИЕ разработка инновационных моделей и методик социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи как института социализации и воспитания ребенка; создание модели оценки качества воспитания и социализации детей; разработка механизмов создания сетевых сообществ просоциального характера и минимизации рисков негативного влияния педагогически неконтролируемых сообществ; разработка моделей здоровьесберегающего пространства обучения (возможности трансформации физического пространства школы в целях сохранения и укрепления здоровья детей).


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ разработка инструментария электронной образовательной среды; разработка моделей и систем показателей ситуационного центра оценки качества образования; разработка электронного инструментария моделирования сценариев развития качества образования в ОУ; разработка электронного инструментария обеспечения индивидуализации в обучении.


НОВЫЕ МОДЕЛИ ПК создание инновационных моделей организации повышения квалификации на муниципальном и региональном уровнях (в т.ч. создание инновационных центров и программ повышения квалификации); создание и отработка инновационных моделей профессионального педагогического образования (в т.ч. отработка технологии организации интернатуры для выпускников педагогических вузов); новые модели и технологии повышения квалификации и внутрифирменной подготовки персонала работодателями в условиях частно-государственного партнерства в образовании; разработка и внедрение систем независимой сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования; разработка, апробация и внедрение организационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки мигрантов и беженцев на базе учреждений профессионального образования.


ПРЕОДОЛЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ 1. Ограничение тематики проекта рамками одного направления из списка заявленных имеет риск «неполноценности» продуктов, а, следовательно, низкой эффективности транслируемых инновационных механизмов. 2. Ограничение проекта исключительно «образовательной тематикой» также имеет риск замыкания в рамках отрасли. Культура «продуктивности» (т.е. создания отчуждаемых востребованных продуктов) принципиально взращивается за счет «размыкания рамок» организации или отрасли и выстраивания отношений с клиентами Точка роста находится в пересечении областей проектирования и преодолении рамок образовательной отрасли - таковы сегодняшние требования к инновационному проекту




НА ПЕРЕКРЕСТКЕ Социализация станет ключевым результатом образования в том случае, если в структуре заработной платы будут учитываться все виды деятельности учителя. Выполнение принципа индивидуализации возможно только внутри цифровой образовательной среды. Реальное легальное сетевое взаимодействие возможно только при условии разработки и внедрения сетевого норматива финансирования. Работа с талантливыми детьми возможна только при условии разработки и внедрения эффективной оплаты внеурочных форм и перестройки образовательного процесса детей любого уровня способностей в деятельностном ключе. Здоровьесбережение возможно только при условии переформатирования целостного образовательного процесса (нелинейное расписание, внеурочные формы, новые технологии).


СОЦИАЛИЗАЦИЯ - КЛЮЧЕВОЙ СКВОЗНОЙ РЕЗУЛЬТАТ Ключевой параметр эффективности образования – это социализация учащихся. Это не только педагогическая, но и социально-экономическая проблема региона. Социализация ребенка заключается в его максимальной самореализации на благо других. Оценка уровня социализации – ключевой фактор оценки качества работы школы. Предстоит осуществить перевод акцента в оценке результативности школ с успеваемости и цифровых показателей на показатели социализации. Единственно возможная для современной школы логика: проба – успех – социализация


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДЫ – УСЛОВИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ Индивидуализация образования приводит к формированию индивидуалиста - миф Только через индивидуализированное образование можно достичь максимального развития личности и, соответственно, максимального вклада этой личности в развитие общества. Фронтальное воздействие опасно. Мы больше не можем позволить себе пренебречь одним, ради блага всех. Индивидуальность может развиваться исключительно в коллективном взаимодействии. Индивидуализация как норма отсутствует. Не ясно, как готовить педагога? Как педагогу строить свою работу? Индивидуализируется и образовательный процесс, и учительская деятельность.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДЫ – УСЛОВИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ Достигнуть индивидуализации образования вне электронной среды невозможно. Технологические особенности электронной среды не терпят фронтальных отношений. Электронная среда – универсальная среда, в которой учитель находит материал для урока, проводит лабораторные работы, организует виртуальные путешествия, собирает достижения учеников в ученическое портфолио, формирует свое портфолио учителя, – это все перетекает в систему оплаты труда и журнал ведется тоже только электронный.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДЫ – УСЛОВИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ Сегодня мы видим драматичные попытки учителей начальных классов догнать техническую среду. Это проблема и задача, которая может стать госзаданием для педагогических вузов. Сейчас среда уже развита настолько, что резко превышает возможности людей. Причем, чем мощнее среда, тем очевидней низкая способность учителей и управленцев превратить эту среду в содержание образования. Среда перестает быть системой технических средств обучения, а становится основным обучающим ресурсом.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДЫ – УСЛОВИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ «Еще год-два, и школьные ПК можно будет выбрасывать как не соответствующие времени. Ориентироваться нужно не на покупку дорогого оборудования, которое уже через полгода устареет, а на модель BYOD (Bring You Own Device - принеси свое устройство)»


САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ Опыт реализации КПМО показал, что 90% школ отказались от самостоятельного формирования фонда оплаты труда. Директора не хотят руководить автономными учреждениями. Но проблема не в том, как хорошо или нехорошо директору, а в том, какие плюсы это дает детям и стране в целом. ФГОС может быть реализован на основе самостоятельности школы, но ресурсно в настоящее время автономия не обеспечена. Методология расчета норматива, доведение до ОУ всего объема финансирования без изъятий и несметный характер финансирования то поле инновационных проработок, которое лежит в рамках экономического направления и требует своей реализации в рамках деятельности площадок.


САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ Один из самых сложных вопросов – вопрос о зарплате учителя. Есть факторы, которые очень важно учитывать и закладывать в расчет заработной платы педагога, но многие из этих факторов почти невозможно занормировать – «демократичная среда в классе», «отношение учителя с ребенком», «умение учителя не нарушать личное пространство ребенка». Как измерить уклад жизни в школе, может, в большей степени сохраняющий здоровье детей, чем уроки физкультуры? Как измерить деятельность учителя, который создает в классе творческую атмосферу? Решать такие вопросы надо, так как, если мы не сможем это занормировать, придется отказаться от такой системы оплаты труда. Нормирование должно быть занесено в муниципальное задание.


САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ Заработная плата связана с эффективностью и качеством работы. В связи с этим сегодня возникает понятие «производительность труда учителя». Производительность труда современного учителя низкая. Прежде всего, это связано с низким уровнем электронной инфраструктуры. Уровень «бумажной» отчетности должен быть равен нулю, – только в этом случае мы сможем сказать, что электронная среда создана и работает.


МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРТНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЕТИ ФИП – КЛЮЧЕВОЙ СУБЪЕКТ КОМПЛЕКСНЫХ РАЗРАБОТОК Обозначенные проблемы можно решить ТОЛЬКО с помощью разворачивания проектной деятельности на площадках. Ключевой субъект образовательной политики 21 века – институт экспертно- профессиональных сетей проектных команд


СЕТЬ ФИП Проект развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (сеть ФИП) работает в логике институционализации экспертно-профессиональных сообществ (сетей). Цель - преодоление обозначенных рисков модернизации и повышение качества образования


СЕТЬ ФИП Сеть федеральных инновационных площадок в регионе – механизм развития региональной образовательной политики Инфраструктура из межрегиональных тематических сетей ФИП – механизм развития федеральной образовательной политики Основание для сетевого взаимодействия – совместное преодоление объективно существующих разрывов в сфере образования

  • 2.1.1. Типология педагогических нововведений.
  • 2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности
  • 2.3. Структура инновационного процесса
  • Раздел 3. Движущие мотивы инновационной деятельности
  • 3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования
  • 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования
  • Раздел 4. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
  • 4.1. Цель, задачи и принципы инновационного менеджмента
  • 4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании
  • 4.3. Функции инновационного менеджмента
  • 4.4. Этапы инновационного менеджмента
  • Выбор стратегии внедрения инноваций в оу
  • Система управления персоналом как инновация
  • Прогнозирование будущего и проблемный анализ оу
  • Методы прогнозирования и анализа
  • Поиск, отбор и выработка проектной идеи
  • Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи
  • Современные практические приемы инновационного менеджмента
  • Организация работ по выполнению проекта (программы)
  • Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры.
  • Трансфер и диффузия инновации
  • Мониторинг (отслеживание) программ по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий
  • Контроль за выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. Корректировка приемов менеджмента инновации
  • 4.5. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности Особенности инновационного маркетинга в оу
  • Проблемное содержание и функции маркетинга Об/Ус
  • Методы маркетинга и проведение исследований
  • Маркетинг инноваций в оу
  • Раздел 5. Организационные формы инновационной деятельности в оу
  • 5.1. Инновационный потенциал оу
  • 5.2. Организационные инновации
  • 5.3. Организационные формы инновационной деятельности
  • Раздел 6. Инновационное предпринимательство и риски
  • 6.1. Инновационный проект и его виды
  • 6.2. Содержание инновационных проектов
  • 6.4. Финансирование инновационной деятельности
  • 6.5. Риск инновационных проектов и методы его снижения
  • 7. Глоссарий
  • 8. Использованная литература
  • Содержание
  • 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования

    Во всем мире инновации являются движущей силой соци­ально-экономического развития. В вопросах регулирования и сти­мулирования инновационной деятельности главная роль отво­дится государственным структурам управления. Функции госу­дарства заключаются в обеспечении благоприятных условий для инициирования, создания и трансфера инноваций с целью по­вышения их экономической, социальной и экологической эффек­тивности.

    Основы государственной инновационной политики РФ изложены в следующих концептуальных документах: 1) Концепция устойчивого развития. 2) Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. 3) Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. 4) Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

    Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

    Целью государственной инновационной политики нашей страны в области образования является его развитие и повышение эффективности, увеличение вклада науки в развитие образования, усиление роли образования в решении важнейших социальных задач.

    Задачами государственной инновационной политики являются:

    1) эффективное использование научного потенциала для обеспечения конкурентоспособности российской системы образования;

    2) расширение сфер участия системы образования в развитии экономики и народного хозяйства;

    3) повышение инновационной активности работников системы образования.

    В основные функции деятельности государственных органов в инновационной сфере образования входят: 1) аккумулирование средств на научные исследования и инновации, координация инновационной деятельности в образовании; 2) стимулирование инноваций в образовании и конкуренции в данной сфере; 3) создание правовой базы инновационных процессов, регулирование международных аспектов инновационных процессов.

    К основным принципам государственной политики в научной и инновационной деятельности относятся: свобода научного и научно-технического творчества, правовая охрана государственной собственности, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития, стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности, развитие международного научного сотрудничества.

    Важнейшими принципами государственной инновационной политики в сфере образования являются:

    Опора на наращивание отечественного психолого-педагогического научного потенциала;

    Свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики в сфере образования;

    Стимулирование развития фундаментальных научных исследований по проблемам образования;

    Сохранение и развитие ведущих отечественных психолого-педагогических научных школ;

    Создание рынка образовательных услуг, здоровой конкуренции в сфере образования, стимулирование и поддержка инновационной деятельности в системе образования;

    Интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней;

    Обеспечение работникам системы образования беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею;

    Развитие научно-исследовательской деятельности в учебных заведениях;

    Повышение престижности педагогического труда;

    Пропаганда современных достижений системы наук о человеке.

    Субъектами инновационной политики в образовании выступают: а) органы государственной власти (центральной и местной), б) общественные организации и фонды, в) сами научные работники и учителя-инноваторы.

    Государственная инновационная политика включает три этапа: 1) разработку научно-обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности на основе анализа состояния инновационного потенциала; 2) определение основных направлений поддержки инноваций; 3) осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.

    В инновационной политике выделяют две стороны: стратегическую и тактическую .

    Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны. Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и использования научного потенциала, установления главных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями.

    В соответствии со стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года для реализации инновационного развития образования целесообразно использовать:

    1. Стратегию «наращивания» - использование собствен­ных разработок для повышения конкурентоспособности ОУ;

    2. Стратегию «заимствования» - использование идей, ле­жащих в основе чужих разработок, и создание на их основе кон­курентоспособной продукции с использованием собственного по­тенциала.

    3. Стратегию «переноса» - использование современных зарубежных разработок.

    Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства – это финансирование исследований и проектных разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.

    Основные направления государственной поддержки инноваций в сфере образования включают:

    а) содействие развитию психолого-педагогических и др. (фундаментальных, поисковых, прикладных) исследований, прежде всего в перспективных направлениях;

    б) кадровое обеспечение инновационной деятельности в сфере образования на всех уровнях;

    в) содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности педагогов;

    г) формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие образовательные новшества, которые затем находят широкое распространение на рынке образовательных услуг;

    д) применение стимулирующих воздействий внешней среды, которые обуславливают необходимость и эффективность инновационных решений отдельных образовательных учреждений;

    е) участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки и стимулирование кооперации в области инновационных разработок между высшими и средними общеобразовательными учебными заведениями;

    ё) координация инновационной деятельности в образовании;

    ж) создание правовой инновационной деятельности в образовании;

    з) регулирование международных связей в области инновационных процессов в образовании.

    Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

    Высшая форма регулятивной деятельности – это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной образовательной деятельности.

    К э кономическим факторам государственного регулирования, способствующим созданию, освоению и распространению инноваций в образовании относятся: а) развитие рынка Об/Ус; б) расширение спроса на педагогические инновации; в) предоставление финансовой поддержки педагогам, осваивающим и распространяющим инновации; г) содействие модернизации учебного оборудования; д) пресечение недобросовестной конкуренции в сфере образования; е) продвижение отечественных педагогических новшеств на международном рынке образовательных услуг; ё) создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами отечественной экономики в сфере образования; ж) обеспечение эффективной занятости в инновационной образовательной сфере; з) развитие внешних связей в инновационной образовательной сфере.

    Организационные факторы государственного регулирования инновационной образовательной деятельности включают: а) государственную поддержку инновационных образовательных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы; б) содействие развитию инновационной инфраструктуры системы образования; в) кадровую поддержку инновационной деятельности в образовании; г) содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, осуществляющих инновационную деятельность; д) моральное стимулирование инновационной деятельности педагогов; е) информационную поддержку инновационной образовательной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной образовательной сфере, к сведениям о завершенных научно-педагогических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности в сфере образования, к данным о выполняемых и завершенных инновационных образовательных проектах и программах и т.п.); ё) содействие интеграционным процессам в сфере образования, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной образовательной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области; ж) защиту интересов российских субъектов инновационной образовательной деятельности в международных организациях (например, ЮНЕСКО).

    В группу ф инансовых факторов государственного регулирования инновационной деятельности в области образования входят: а) проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной образовательной деятельности; б) направление в инновационную сферу образования государственных ресурсов и повышение эффективности их использования; в) выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных образовательных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов; г) создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере системы образования; д) предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности в сфере образования; е) снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных образовательных программ и проектов.

    Нормативно-правовыми факторами государственного регулирования правовой деятельности являются: а) установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной образовательной деятельности; б) гарантирование охраны прав интересов и субъектов инновационной образовательной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности в сфере образования прав, как права интеллектуальной собственности.

    Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. Основой этого регулирования является правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые инновационные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

    Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной образовательной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров , а именно: а) договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-экспериментальных и технологических работ; б) договоров на выполнение проектных работ; в) договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности в сфере образования; г) договоров (контрактов) с инвесторами в сферу образования; д) и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.

    По характеру государственного воздействия на инновационную деятельность различают методы прямого и косвенного регулирования.

    Прямое регулирование включает в себя, прежде всего, бюджетное финансирование инноваций в сфере образования, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и др.).

    Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении учебных заведений, ориентированных на инновационную деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса и престижа образования и науки в общественном мнении.

    Таким образом, ключевым моментом реформирования системы государственного управления инновационной сферой в области образования становится совершенствование механизмов финансирования и организации научных исследований.

    Регулирование деятельности в сфере образования происходит на базе: а) инновационных прогнозов; б) инновационных стратегий; в) инновационных программ; г) инновационных проектов: д) программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

    Инновационный прогноз - это предвидение основных параметров инновационной образовательной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.). Инновационные прогнозы в образовании являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.

    Инновационная стратегия - это определение приоритетных направлений инновационной образовательной деятельности. Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.

    Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.

    На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.

    Государственная (федеральная) инновационная программа включает в себя: а) федеральные целевые информационные программы по важнейшим базисным инновациям в сфере образования; б) крупные инновационные проекты (например, национальный проект «Образование»); в) федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной структуры в системе образования.

    Инновационные образовательные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в этом отборе инновационные образовательные проекты подлежат обязательной государственной научной экспертизе, предметом которой является их новизна, психолого-педагогическая и социально-экономическая эффективность.

    Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.