Произведение в жанре ода. Классицизм в литературе. Вопросы по докладу

Феодальная Европа - это сельский мир, все ее богатство основывалось на земле. Обществом управляли землевладельцы, пользовавшиеся одновременно и политической, и экономической властью, - сеньоры. Феодальный строй можно представить прежде всего системой отношений взаимозависимости этих сеньоров между собой, базировавшейся на двух основных «китах»: вассальном обязательстве и предоставлении феода (Феод (feodum, лат., flhu, fehu, др. герм. - поместье, имущество, скот, деньги + od - владение) - земельное владение, которое вассал получал от своего сеньора по ленному праву (то же, что лен), то есть при условии несения службы (военной), участия в суде, выполнении денежных и других повинностей. В отличие от бенефиция он был наследственным и мог быть отнят у вассала лишь по суду. - Примеч. пер.)

Вассалом мог быть более или менее слабый сеньор, посвящавший себя служению более могущественному сеньору по обязательству или по причине материальной заинтересованности. Вассал обещал хранить верность, и это обещание становилось предметом договора, определявшего уже взаимные обязанности. Сеньор предоставлял своему вассалу покровительство и содержание: защиту от врагов, помощь в судебных вопросах, поддержку своими советами, всяческие щедрые подарки, наконец, содержание при своем дворе или, чаще, предоставление ему земли, которая обеспечила бы жизнь его самого и его вассалов, - феода. В обмен вассал обязывался нести военную службу в пользу сеньора (ее разновидности закреплялись в договоре), оказывать ему политическую поддержку (различные советы, миссии) и юридическую помощь (помогать вершить правосудие, участвовать в его судебной курии (Курия (curia, лат.) - в Средние века - совет или суд при сеньоре, состоявший из его вассалов. - Примеч. пер.) , иногда выполнять домашние поручения, относиться к нему с неизменным почтением и, в некоторых случаях, оказывать денежную помощь. Таких случаев во Франции признавалось четыре: выкуп, снаряжение Крестового похода, свадьба старшей дочери, торжественное посвящение в рыцари старшего сына сеньора.

Вассальный договор редко закреплялся в письменном виде, за исключением разве что крупных сеньорий. Он служил поводом для проведения ритуальной церемонии, практически одинаковой во всех областях: сначала вассал на коленях произносил текст клятвы («Я становлюсь твоим слугой...»); затем, стоя, он клялся на священных книгах или мощах в верности своему сеньору; наконец, сам сеньор даровал ему феод, вручая предмет, символизирующий будущее владение (ветвь, траву, ком земли) или предоставляемую власть (скипетр, кольцо, жезл, перчатку, флаг, копье). Эту церемонию сопровождали коленопреклонения, обмен поцелуями, литургические жесты; иногда она совершалась лишь один раз и навсегда, иногда - периодически повторялась.

Сначала феод предоставлялся персонально и пожизненно; однако постепенно укоренился принцип наследования. В конце XIII века он распространился повсюду во Франции и в Англии. При смене владельца сеньор довольствовался правом получения налога на наследство. Часто феод не передавался старшему сыну, а разделялся между братьями. Отсюда раздробленность земельной собственности и обеднение вассалов.

На территории своего феода вассал осуществлял все политические и экономические права, как если бы он действительно принадлежал ему. За собой сеньор сохранял лишь право отобрать феод в случае пренебрежения вассалом своими обязанностями. И, наоборот, если вассал считал себя оскорбленным своим сеньором, он мог, сохранив землю, взять обратно свое обязательство и обратиться к сюзерену (Сюзерен (Suzerain, фр.)- в феодальную эпоху - высший сеньор по отношению к вассалам; верховным сюзереном обычно считался король. - Примеч. пер.) - это называлось «вызов».

Феодальная система действительно выглядела своеобразной пирамидой, где каждый сеньор одновременно являлся вассалом более могущественного сеньора. На ее вершине стоял король, который, впрочем, стремился занять обособленное положение по отношению к общей системе; на низших ступеньках самые незначительные вассалы, герои рыцарских романов, демонстрировавшие образцы верности, любезности и мудрости. Между ними существовала целая иерархия крупных и мелких баронов - от герцогов и графов до обладателей самых скромных замков. О могуществе сеньора судили по обширности его земель, числу его вассалов, размеру замка или замков.

В условиях постоянных войн ведущая роль в обществе принадлежала воюющим. Именно они владели большей частью земли, то есть тем, что было тогда главной ценностью. Земля, которую обрабатывали крестьяне, давала её собственникам богатство, власть и престиж. Вокруг неё строились отношения внутри сословия воюющих. Главную роль в них играл феод - форма условного землевладения, то есть наделения землёй на условии несения военной службы.

Крупных земельных собственников, владевших феодами и живших за счёт зависимых крестьян, историки называют феодалами. А поскольку феодалы господствовали в обществе, то и всё устройство жизни той эпохи называют феодализмом.

Сеньор наделяет вассала феодом. Миниатюра XV в

    В узком смысле понятие «феодализм» сводят к отношениям, связанным с наделением феодом (в этом случае феодализм имел место лишь в некоторых странах Западной Европы и представлял собой лишь одну сторону развития общества). В широком смысле в нём видят всемирно-историческую эпоху, через которую прошли самые разные страны и континенты.

Сеньор наблюдает за сбором винограда. Миниатюра XV в.

Чтобы располагать отрядом конных воинов, крупный феодал делил свой феод на части и раздавал их воинам - тоже в качестве феодов. Тот, кто наделял феодом, именовался сеньором, а получивший феод в обмен на военную службу - вассалом (по-латыни «вассус» - слуга). Вассал тоже мог раздать части полученного феода во владение своим людям. Тогда он становился для них сеньором, а они - его вассалами. Ступенькой ниже могло повториться то же самое. Получалось что-то вроде лестницы, где каждый мог быть одновременно вассалом и сеньором. Историки называют такой порядок «феодальной лестницей» (или феодальной иерархией).

Король Франции принимает вассальную клятву. Миниатюра XV в.

Высшим сеньором был государь, его прямыми вассалами обычно становились титулованные аристократы: герцоги, графы, маркизы. Следующие ступеньки занимали бароны, владельцы замков и, наконец, простые конные воины - рыцари. Дальше феод дробиться не мог, поскольку земли с крестьянами, оказавшейся в распоряжении рыцаря, ему едва хватало на то, чтобы содержать боевого коня и вооружение. А без этого он не мог бы владеть феодом! Сеньором он был только для своих крестьян, те же, не неся военной службы, находились вне «феодальной лестницы».

Рыцарь. Миниатюра XIV в.

Главная обязанность вассала состояла в военной конной службе сеньору - обычно в течение 40 дней в году. Вассал должен был также заседать в совете и в суде сеньора, оказывать ему денежную помощь (например, для выкупа из плена). Сеньор, в свою очередь, должен был защищать вассала и не лишать его феода. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор имел право отобрать феод, но сделать это было сложно. В случае конфликта вассал мог обратиться к суду пэров - других вассалов того же сеньора. Пэры часто заставляли сеньора идти на уступки непокорному вассалу.

Мечи. Рубеж XI-XII вв.

    Отношения между сеньорами и вассалами не были всюду одинаковыми. Так, в Англии и Германии все феодалы, от простых рыцарей до герцогов, обязаны были в какой-то мере подчиняться королю. Во Франции же действовало правило: «Вассал моего вассала - не мой вассал». В идеале вассалы верно служили сеньору, который щедро их награждал. Но бывали и несправедливые сеньоры, неверные вассалы, кровавые усобицы между ними. К тому же часто вассал получал феоды от разных сеньоров. В таких случаях было трудно понять, кому вассал должен служить в первую очередь. Вассалы в конфликтах с сеньорами часто брали верх, ведь многие из них были богаче своих сеньоров и к тому же нередко действовали против сеньора совместно.

Все члены средневекового общества, от короля до крестьянина, были связаны друг с другом отношениями зависимости. Однако характер зависимости крестьян и феодалов был совершенно различным.

Времена средневековья вошли в историю значительным числом характерных явлений, среди которых самыми известными являются Крестовые походы, рыцарские турниры, строительство замков и жестокость инквизиции. На фоне всех этих событий развились новые государственные взаимоотношения - вассалитет.

Определение вассалитета

Вассалитет - это институт отношений сеньоров и феодалов с личной зависимостью первых от воли вторых . Эпоха вассалитета припадает на VII-VIII вв. , а зародилась такая система взаимоотношений в землях франков.

В то время правители поняли, что необходимо заручиться поддержкой феодалов, рассчитывать на их верность, и в случае необходимости иметь возможность распоряжаться армией для сохранности своей власти.

В свою очередь, вассалами назывались подданные сюзерена или короля, владеющие значительными и не очень земельными наделами.

Вассал в переводе с древнего кельтского языка означает «слуга», который был подчинён сюзерену и нёс военную повинность . Он был полностью зависим от своего короля политически и экономически. Изначально вассал, в переводе с кельтского языка означал «несвободный слуга». Если вначале это были личные отношения, то уже с IX века такие отношения переросли в имущественные. За свои услуги и службу наградой была земля вассала (феод) и бенефиций.

Вассалами становились как крупные феодалы, владевшие замками, городами и деревнями, так и солдаты, которые служили в государственной армии и получили в качестве награды хозяйства. Такие наделы вассалы короля в большинстве своём могли передавать своим наследникам. А дети и внуки, в свою очередь, обязаны были также нести королевскую службу.

Вассал - лицо, обязанное более влиятельному сеньору службой и личной верностью.

Повинность вассала

За свои привилегии феодалы несли повинность и были обязаны по первому требованию короля:

  • явиться ко двору;
  • привести своих людей для формирования армии.

Из таких незначительных отрядов за небольшой промежуток времени можно было собрать значительное войско. На этом обязанности вассалов не заканчивались. Им вменялось платить налоги в казну, стоять на страже границ государства.

У вельмож имелась своя иерархия, которая отражала степень власти и милости короля.

Иерархия феодалов короля:

  • герцог - сильный и влиятельный вельможа;
  • граф - наделен меньшей власти, нежели герцог;
  • барон.

Рыцари пользовались уважением и с честью представляли свои фамилии, но в качестве имущества у них были лишь лошади и доспехи. Каждый рыцарь мечтал о милости короля и заветных наделах, которые он мог получить в награду после успешной военной компании.

В обязанности слуги входила повинность - обязательное несение военной службы в количестве 40 дней в году .

А также слуга был обязан оказывать материальную помощь своему сеньору, сохранять с ним тесную связь и присутствовать в его совете.

Обязательства сеньора

Сеньор же был обязан в случае необходимости защищать своих вассалов от внешних врагов и недружелюбных соседей.

Подобная взаимовыгодная система отношений существовала на протяжении нескольких веков.

Вначале западноевропейская система взаимных обязательств посодействовала стабилизации ситуации в европейских странах, но затем в её функционировании появились проблемы. Те, кто должен был рассчитывать на помощь своего сюзерена и быть обязанными ему своим положением, нередко сами получали немыслимую власть и обзаводились несметными богатствами.

В истории бывали случаи, когда знатные вассалы (герцоги и графы) имели богатств больше, нежели их король. Да и нельзя забывать о заговорах против монархов, во главе которых нередко стояла высшая знать.

Случались времена, когда власть короля была лишь условной, номинальной, а реальная сила была в руках знатных феодалов. Их власть была настолько велика, что они даже чеканили свою монету и занимались взиманием налогов. Такие процессы влияли на стабильность экономики государства, и провоцировала ссоры и распри между вельможами. Против короля выступало ещё одно устоявшееся правило тех лет: «вассал моего вассала - не мой вассал». Это означало, что власть короля могла распространяться на графов или герцогов, но не на их баронов.

Имея земли и власть, господа стремились к независимости. Вельможи не спешили надевать королевские мундиры, сами желали править.

Подобная ситуация не шла на пользу государству и провоцировала в нём междоусобные войны.

Вассальные отношения начинались с клятвы верности, которую феодал давал своему королю . Вначале этот ритуал был спонтанным, но спустя некоторое время, он стал ритуальным и обязательным. Завершался ритуал тем, что сюзерен передавал своему вассалу перчатку.

Средневековый слуга взамен на земельные наделы и титулы был обязан нести военную службу. Поступая на службу к более знатному вельможе, феодал передавал себя ему во власть. Такой процесс получил название «коммендации», а позже - «оммаж».

Феодализмом именуют общественный строй, название которого происходит от слова "феод".
Феод - это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господином - сеньором (по-латински - "старшим") своему вассалу - подчиненному человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу. Вассал приносил сеньору клятву верности.
В некоторых странах отношения между владельцами феодов - феодалами можно представить себе в виде лестницы (так называемая феодальная лестница). На самом верху ее стоял король - верховный собственник всей земли в государстве; считалось, что свою власть он получил от Бога, который и был его сеньором. Ступенью ниже находились непосредственные вассалы короля. Часть пожалованных им владений они передавали собственным вассалам, стоящим еще одной ступенью ниже. А те в свою очередь выделяли из полученного феода земли для своих вассалов. Получалось, что почти каждый феодал (кроме тех, кто находился на нижней ступени лестницы) был и вассалом и сеньором одновременно.
Хотя над феодалом и главенствовал другой, более высокопоставленный господин, он не имел права вмешиваться в его отношения с вассалами. Так, во Франции действовало правило "вассал моего вассала не мой вассал". Это означало, что даже король был лишен возможности через головы своих вассалов - графов и герцогов - отдавать приказания их вассалам.
Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство. Такой феодал:
собирал налоги с населения;
имел право судить;
мог объявлять войну другим феодалам и заключать с ними мир.
Между сеньором и вассалом как бы заключался устный договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные междоусобные воины. Их целью был захват:
земель, населенных крестьянами;
знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение;
добычи (грабеж чужих крестьян, церквей и т. п.).
От междоусобных войн больше всего страдали крестьяне. У них не было укрепленных жилищ, где они могли бы укрыться от нападения.
За прекращение междоусобных войн, разбоев и бесчинств боролась церковь. Они призывала установить Божий мир, объявляла тяжким грехом нападение, совершенное, например, в праздники Рождества Христова и Пасхи. Иногда время с вечера субботы и до утра понедельника провозглашалось мирным. Греховным в любое время объявлялось нападение на безоружных - женщин, священников, крестьян, а также на тех, кто отправился в путь, чтобы посетить христианские святыни (этих людей называли паломниками). Нарушителям Божьего мира грозило церковное наказание.
Полностью прекратить междоусобные войны деятельность церкви не могла, но ее борьба за Божий мир способствовала проникновению в сознание феодалов христианской морали (призывы к милосердию, осуждение насилия). Постепенно враждующие феодалы начали договариваться между собой:
как бы ни ссорились, нельзя грабить храмы, земледельцев на полевых работах, разрушать мельницы во владениях друг друга. Жестокость военных действий пытались своими указами ограничить короли.
То время, когда европейские государства распались на феодальные владения, власть королей была невелика, а крупные землевладельцы в своих феодах обладали правами государей, называют временем феодальной раздробленности.

Ода - один из жанров классицизма. В отличие от французского клас­сицизма, трактующего оду как песню в широком смысле, русский класси­цизм вкладывал в это понятие более конкретное содержание: ода являлась жанром героической гражданской лирики, предполагающим "высокое" со­держание и торжественный стиль его выражения. Эпоха, связанная с раз­витием классицизма, характеризовалась утверждением национального са­мосознании, что диктовало приоритет государственных интересов над личными. Жанр оды, воспевающей важные события общенационального масштаба, как нельзя лучше соответствовал требованиям этого этапа в раз­витии России. Поэт-одописец ""бескорыстен; он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, он вещает правду и суд Промысла, торжест­вует о величии родимого края" (В.Кюхельбекер). Ода имела строгую фор­му. Обязательным был ""лирический беспорядок", предполагающий сво­бодное развитие, поэтической мысли. К обязательным элементам относи­лись похвалы определенному лицу, нравоучительные рассуждения, исто­рические и мифологические образы, обращение поэта к музам, природе и т.д. Ода должна была обладать значительной долей эмоционального воз­действия ("эмоциональный подъем, восторг", с точки зрения Г.А. Гуковского, является "единственной темой" поэзии Ломоносова). Построение оды было подчинено раскрытию главной идеи, главного чувства, что определяло композиционное единство всех ее частей-

В торжественных одах Ломоносов стремится выразить мысли и чув­ства нации в целом, поэтому в них нет места проявлению индивидуальных черт личности поэта. Его ода состоит из "основного рассказа от имени одописца, прерываемого монологами-вставками персонажей: бога, России, царей и парии" (Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова / И.З. Серман. - М.;Л., 1966. - С. 35). Обращаясь к царственным особам, давая уроки ца­рям, Ломоносов выступает от имени всей России. В творчестве Ломоносо­ва торжественная, похвальная ода превращается в поэтический жанр, су­мевший вобрать в себя всю идейную проблематику эпохи и выразить ее с огромной художественной силой. В своих одах Ломоносов излагает куль­турную и политическую программу преобразования России.

Каждая ода Ломоносова посвящена определенной теме. Он пишет о внешней и внутренней политике России, рассуждает о вопросах войны и мира, прославляет разум, науку, прогресс, человека, подчинившего себе природу и т.д. В композиции ломоносовских од, как показывает Серман, принят словесно-тематический принцип построения. Развитие поэтической идеи оды "осуществляется через конфликт, через столкновение двух по­лярностей, двух противоположностей... завершающееся, как правило, ко­нечной победой сил разума и добра" (Серман И.З. - С. 251. Контрастными началами, к примеру, могут быть мир и огонь, свет и тьма и др. Метафора и метафоризация становятся основными стилеобразующими элементами поэтической манеры Ломоносова. Принципами его поэтического стиля яв­ляются высота, великолепие, выразительность.

Система построения ломоносовских од не была поддержана многочисленными одописцами его времени. Сумароков выступал против неоп­равданных перерывов в логическом развитии основной идеи, не устраивал его и стилистический облик од, метафорическая усложненность и гипер­боличность. Ломоносовская ода была оценена новым поколением поэтов, видевших в ней выражение его личности, индивидуальности.