Путь к идеальной себе, саморазвитие и самосовершенствование личности. Необходимость саморазвития и самосовершенствования

ВВЕДЕНИЕ

Под саморазвитием понимают активно-творческое отношение к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, устранение несовершенств своей личности.

Саморазвитие - это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития; это сознательная и планомерная работа над собой с целью формирования определенных свойств и качеств.

Саморазвитие человека лежит в своеобразном самовоспитании или является целенаправленным действием личности по отношению к себе для дальнейшего развития. Зачастую люди стремятся развивать в себе позитивные качества соответственно собственным представлениям об идеале. саморазвитие самосовершенствование личность профессиональный

Можно выделить 6 основных этапов саморазвития. На первом этапе определяется цель саморазвития. Затем создается идеальный образ или идеальный результат действий по совершенствованию себя. Следующий этап заключается в определении временных границ реализации и выделении вторичных целей. А последующие этапы базируются на самопознании и самосознании, самоконтроле и саморегуляции.

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием: желание признания себя как личности; примеры окружающих; оценка окружающих; правильно организованный процесс воспитания.

Рассмотрим наиболее обобщенные аспекты саморазвития личности.

САМОРАЗВИТИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Развитие и самосовершенствование - это путь к успеху, достижению мечты, и к жизни, насыщенной интересными событиями. Это серьезная и кропотливая работа над собственной личностью, в процессе которой индивид ставит перед собой определенные цели, при этом приобретая новые знания и умения для воплощения мечты. Если вы считаете себя неуверенной личностью, регулярно сталкиваетесь с непреодолимыми преградами на жизненном пути, не получаете удовольствие и счастье от жизни, тогда вам следует заняться саморазвитием и самосовершенствованием.

Мотивацией к самосовершенствованию является гармония в душе, которая приводит к тому, что человек меньше болеет и становится более успешным.

С чего начать самосовершенствование? Самосовершенствование личности протекает на протяжении всей жизни. Оно характеризуется осознанностью и постоянностью, что формирует новые личностные свойства и качества. Немаловажно не забывать про нравственное и духовное самосовершенствование. Многие люди сегодня думают, что нет необходимости на это расходовать время. Издавна предки считали, что духовное и нравственное самосовершенствование - это внутреннее согласие и союз духа, личности и ума. Люди, идущие по пути развития не склонны к агрессии, они спокойные и уравновешенные.

Физическое самосовершенствование также является очень важным. Ведь недаром считается, что в здоровом теле будет здоровым дух. Так сложилось в процессе эволюции, что люди склонны вначале оценивать внешний вид, а только потом ум. Тело - это так называемое вместилище, храм для души. Именно поэтому важно ухаживать и следить за ним, не допуская его разрушения.

Личные взаимоотношения считаются самой плодородной почвой, с которой начинаются любые продвижения, успешность, все достижения в жизни. Поэтому взаимодействие с людьми следует всегда ставить на первое место.

Если вы всерьез решили заняться саморазвитием, то начните с чтения книги по самосовершенствованию. Окружающая обстановка также очень сильно воздействует на ход мыслей и сознание. Именно поэтому, если дом загрязнён и захламлён, то мысли будут такими же. Генеральные уборки раз в году не приведут к порядку. Введите для себя правило производить уборку регулярно. Вследствие чего и в мыслях будет всегда полный порядок и ясность. Так что самосовершенствование следует начинать с наведения вокруг себя порядка. Однако самым главным является, все-таки, порядок в собственной голове. Это означает определиться с целями, мечтами и сформулировать конечный итог, к которому следует двигаться каждый день. Попробуйте себе поставить 4-6 амбициозных целей, а затем определите шаги, которые необходимы для их достижения.

Пути самосовершенствования личности заключаются, прежде всего, в работе над своей личностью. Старайтесь больше читать, общаться с разными людьми, заниматься самопознанием, учиться любить и дорожить другими. Наряду с самосовершенствованием и саморазвитием стоит самовоспитание - вырабатывание личностью качеств, которые желает она сама. Это осознанные целеустремленные действия, на получение результата. Ведь каждый индивид мечтает выглядеть идеальным в своих собственных глазах и в глазах окружающих. В этом заключается проблема самосовершенствования. Ведь всему окружающему социуму не угодишь, так как каждый человек имеет свой идеал.

Самосовершенствованием можно назвать постоянную работу с вертикалью собственной жизни. В погоне за идеалом мы обычно не ориентируемся на внутренние, гармоничные ощущения, а следим за требованиями жизни. Самые частые вопросы, которые, задаем себе, редко имеют какую – то духовную ценность. Я справляюсь с требованиями жизни? Я достоин, хорошо жить?

На самом же деле совершенствовать себя можно в самых разных направлениях. Основные виды, которые мы используем это умственное, физическое и профессиональное самосовершенствование. Очень часто мы забываем о духовном и нравственном направлении нашего развития, ведь за такую работу нам никто платить не будет. Зачем тогда напрягать себя, занимаясь всякими пустяками?

Однако только кропотливая работа поможет каждому человеку, добиться каких – то результатов в самосовершенствовании. Развивать себя вполне возможно и самому, полагаясь только на собственные силы. Яркими примерами такой работы стали многие известные люди. Тот же Михайло Ломоносов из обыкновенного сельского паренька, благодаря своей настойчивости и огромному желанию к совершенствованию, стал известным ученым – естествоиспытателем. Большое количество известных людей стали известными без посторонней помощи. А чем же мы отличаемся от них? Совершенно ничем, кроме некоторых нюансов. На сегодняшний день мы можем быстрее и качественнее работать над своими проблемами. Ведь огромное количество более опытных людей, включая учителей и психологов, с готовностью помогут каждому в желании совершенствоваться.

Сами же желания работать над собой возникают у человека, только после появления на горизонте жизни различных проблем, с которыми можно бороться очень долго. Здесь нам стоит откинуть все негативы и просто записать свои желания на листочке бумаги. Записали? Просмотрели? А теперь за работу! Нужно чтобы эти желания обрели четкие формы и превратились в жизненные цели. Только обосновав конкретику поставленной задачи, разработав план и просчитав все этапы работы, можно смело двигаться вперед.

Однако движение вперед в одиночку – дело не простое. Детально работать над своим совершенствованием лучше опираясь на помощь близких людей и единомышленников. Они смогут во время указать правильное направление и подсказать верные решения проблем. Если по каким – то причинам у вас отсутствуют подобные люди, для поддержки подойдут и профессиональные психологические тренинги. Хороший и качественный подход специалиста может дать отличный результат.

В работе над собой каждому из нас могут помочь самые разнообразные приемы. Не отчаивайтесь если то, что помогло вашему другу не подошло вам. Каждый человек выбирает собственный путь к самосовершенствованию.

В этой коротенькой статейке поговорим о самосовершенствовании , о том, что представляет собой самосовершенствование и почему столь важно выбрать путь самосовершенствования.

На самом деле, человек самосовершенствуется либо осознанно, либо неосознанно. Осознанное самосовершенствование - это когда человек намеренно начинает работать над собой, над своими талантами, способностями и навыками. Приобретение новых качеств - это тоже самосовершенствование. Неосознанное самосовершенствование - это когда человек делает что-либо по принуждению, в результате чего он приобретает новые навыки, качества, способности.

За примером осознанного самосовершенствования личности далеко ходить не надо. Например, человек решил посвятить себя музыки. Как Вы думаете, с чего ему следует начать? Конечно же с занятий по музыки. А если человек захотел приобрести лидерские качества, то чтобы бы Вы ему посоветовали сделать? Лично я бы посоветовал прочесть книги:

Начинается с принятия решения, с выбора. Чтобы развиваться, нужно сначала определиться в чем именно. К самосовершенствованию стремятся те люди, которые хотят достичь в этой жизни чего-то по-настоящему значимого. Это люди, которые хотят , чем есть они сейчас. Для самосовершенствования действительно нет предела и это, на самом деле очень хорошо.

Допустим, есть два художника, которые на конкурсе нарисовали настолько замечательные картины, что судья никак не могут определить, кто из них победитель. Они приглашают мудреца, чтобы тот помог им в выборе. Мудрец подходит к художникам и спрашивает первого художника, какие изъяны в своем творении он видит. Тот отвечает, что его творение идеально. Затем, мудрец подходит к другому художнику и задает ему тот же вопрос. Тот отвечает, что даже не знает с чего начать, ведь он столько недочетов обнаружил. Как Вы считаете, какому художнику больше повезло, который видит изъяны в своем творении или который видит идеал? По этой побеждает второй художник (который видит недочеты в своем творении). Так решил мудрец, потому что ему еще есть, куда расти, а другому нет. Этим я хотел донести до Вас мысль, чтобы Вы всегда искали возможности улучшить те или иные навыки, качества, способности.

Совершенствовать себя можно в любых направлениях. Существуют следующие направления: нравственное, физическое, интеллектуальное, эстетическое и профессиональное самосовершенствование. Еще есть личностное самосовершенствование. К нему относится самовоспитание, развитие необходимых личностных навыков, развитие силы воли, мышления и других психических составляющих.

Самосовершенствование – это Ваша работа. Вам за нее никто платить не будет. Но вознаграждение за свой труд Вы все равно получите. Например, сейчас Вы не очень хорошая певица или танцовщика, из-за чего Вас не берут в какую-либо группу или просто не хотят видеть Вас в дальнейших прослушиваниях. Если быть откровенным, оно и понятно. Вам отказывают потому, что Вы не достаточно хороши. Зачем Вас брать, если Вы не подходите? Первый и самый простой способ в такой ситуации это отказаться от затеи стать певицей или танцовщицей, что делает большинство. Второй способ это начать развивать свои навыки в пении и танцах и продолжать посещать прослушивания. Причем, будет лучше, если Вы каждый день будете совершенствоваться в своей деятельности. Я ведь не только о пении и танцах говорю. Может быть Вы хотите стать поваром или чемпионом по боям без правил. Если Вы будете заниматься каждый день хотя бы по часу, то Вы тем самым не только станете лучше в своем деле, но и разовьете чудовищную силу воли, а воля очень необходима в нашей жизни. Все это является осознанным самосовершенствованием.

Что касается неосознанного совершенствования себя, то могу сказать, что это менее приятный способ личностного развития. Рассмотрим пример неосознанного самосовершенствования. Вы студент и Вам не нравится Ваша специальность, но Вы вынуждены учиться, так как:

  1. Этого хотят Ваши родители,
  2. Вы не хотите, чтобы Вас отчислили,
  3. Боитесь, что без высшего образования Ваша жизнь полетит к чертям.

И вот, Вы целыми днями ломаете себя, чтобы начать, что-либо делать, Вы учите через не хочу, и в этот момент развивается Ваша . Вы об этом не знаете, но она действительно развивается, когда человек преодолевает себя. Человек растет, когда выкладывается не на 100%, а на 110%.

Короче, неосознанное совершенствование себя происходит через , разрешении ситуаций, деланий через не могу, вынужденный .

Развития себя начинается с вопроса - «Каким я должен стать, чтобы…» . Ответив на этот вопрос, Вы ясно уясните для себя, с чего Вам надо начать и над чем поработать, чтобы достичь тех или иных результатов.

Дальше от Вас потребуется - НАЧАТЬ. Я знаю, что Вас может напугать объем задач, который надо переделать, но главное начните. Путь в тысячу километров шестьсот метров начинается с шестидесятисантиметрового шага. Вы же не хотите потом всю жизнь жалеть о том, что не достигли желаемого лишь из-за того, что испугались сделать первый шаг?

Затем Вам потребуется постоянство и самодисциплина. Без этого самосовершенствование невозможно. Чтобы что-то было - нужно постоянно работать, а самое главное не отступать, когда возникают трудности.

Почему самосовершенствование очень важно? На самом деле оно важно для людей, которые хотят преуспеть в этой жизни. Для другой категории людей самосовершенствование не важно. Для Вас оно важно, потому что Вы сейчас читаете эти строки. И важно оно тем, чтобы не только достигать своих промежуточных целей, но и (как на примере с певицей или танцовщицей). Кроме этого самосовершенствование придает Вашей жизни смысл. Человек, который не развивается, рано или поздно начнет тонуть. Ведь жизнь тоже меняется, и с каждым годом ее требования меняются. Поэтому Вам просто необходимо осваивать что-то новое, чтобы держаться на плаву. Самосовершенствование помогает человеку адаптироваться к постоянно меняющимся условиям.

Например, сейчас стали развиваться компьютерные технологии и интернет. Мои родители не изучали и не изучают это космическое новшество, и если бы не мы (я и мой брат), то им бы пришлось очень туго в своем бизнесе. Без знания компьютера сейчас ой как не легко найти работу. Думаю Вы понимаете меня. Так что всегда учитесь и учитесь. Меня всегда привлекает что-то новенькое, поэтому я быстро осваиваюсь. Самосовершенствуйтесь!!!

Путь самосовершенствования начинается с желания, а заканчивается самодисциплиной и беспрерывным трудом. Вы либо развиваетесь, либо деградируете, третьего не дано. Желаю Вам успехов в развитии себя!!!

Самосовершенствование, Самосовершенствование личности

Нравится
  • Что такое саморазвитие
    • Cила воли
    • Мотивация
    • Память
    • Планирование времени
    • Дисциплина
    • Психология
    • Самооценка
    • Уверенность в себе
  • Отношения
    • «Секрет»
    • «Заплати другому»
    • Лао-цзы «Дао Дэ Цзин»
  • Что такое саморазвитие

    Личность человека – величина непостоянная. С течением жизни она претерпевает множество изменений в зависимости от того, какие испытания мы выдерживаем и какие задачи ставим перед собой. И даже живя в одном ритме и придерживаясь стабильного графика, мы меняемся. Зачастую – не в лучшую сторону, поскольку отсутствие развития почти всегда тянет за собой деградацию.

    У многих в возрасте 30-35 лет начинается кризис личности. В эти моменты мы понимаем, что просто жить и работать – недостаточно. Что мы хотим от себя чего-то более глубокого и глобального, что минимумы нам не подходят, и что не все возможно измерять деньгами и прочими осязаемыми мерками.

    Кто-то приходит к этому раньше, кто-то позже, а кто-то и вовсе не приходит. Для одних людей пусковым механизмом служит потрясение, у других озарение происходит естественно и постепенно. В результате появляется желание стать на путь саморазвития, перестать предъявлять требования к миру и начать работать над собой, заниматься саморазвитием.

    Что такое саморазвитие? Это постоянный и комплексный процесс работы над собой, развития своих положительных качеств в разных сферах – физической, интеллектуальной, творческой, эмоциональной, духовной. Саморазвитие характерно добровольностью и самоконтролем, когда человек изучает новую информацию и применяет ее на практике безо всякого принуждения извне.

    Почему важно заниматься саморазвитием

    Действительно, зачем все эти мучения? Изучение новой информации, утомительные занятия спортом, постоянное напряжение… Ведь можно спокойно отдыхать на диване, смотреть сериалы и наслаждаться «ничегонеделанием». Но безделье – это мнимое счастье, обратная сторона которого чревато депрессией и разочарованием в жизни.

    Человек так устроен: он нуждается в постоянном росте, поиске нового. Прекращая двигаться (не только в физическом, но и в ментальном смысле), он начинает деградировать. Как пример можно привести плавание – для того, чтобы держаться на воде, мы должны прилагать усилия. Расслабившись и потеряв контроль, пловец сразу же идет ко дну.

    Оглянитесь вокруг и сравните счастливых и несчастных знакомых. Чем они отличаются? Счастливые открывают новый бизнес, учатся на тренингах, занимаются спортом, постоянно путешествуют, познают что-то новое. Несчастные десятилетиями работают на одной работе, развлекаются только с помощью пива и постоянно ищут виноватых в своих неудачах.

    Ответ на наш вопрос прост – необходимо заниматься саморазвитием для того, чтобы стать счастливым. Любой, кто ступил на этот путь, понимает, что наслаждение приносит и сам процесс, и результаты. И что этот ресурс неисчерпаем, ведь верхней планки совершенства просто не существует.


    С чего начать саморазвитие и самосовершенствование

    Самый-самый первый шаг, предваряющий всякое действие – это мысль. Желание, идея – называйте, как хотите. Они индивидуальны и у каждого формулируются по-разному. От расплывчатого «я больше не хочу так жить» до «я планирую выучить пять языков и зарабатывать минимум сто тысяч в месяц».

    Первое, что нужно сделать – это захотеть. Причем хотеть нужно долго, упорно и беспрерывно. Сначала вы не будете понимать, как вообще приступить к делу, сомневаться в своих силах, блуждать в потемках из-за отсутствия ориентиров…

    Потом начнут приходить ответы. Они проявляются в книге, которую кто-то подарил, в необычном человеке, в новых возможностях (например, отправиться в многодневный поход с палатками).

    В этот момент нужно принимать все конструктивные предложения и все неожиданные вызовы. Но и самому необходимо постоянно искать эти ответы, стремиться к ним, а не сидеть, сложа руки. Читать статьи в интернете, смотреть видео по теме саморазвития, искать книги, пробовать что-то из рекомендаций на практике. Из этого всего начнет вырисовываться методика, появятся первые результаты, и вы увидите свой путь.

    На это может понадобиться немало времени – все зависит от самого человека и его стартовой позиции. Кому-то хватит и месяца, а кто-то будет находиться в поиске год или два. Главное – не опускать руки и помнить, что поиск обязательно увенчается успехом.


    8 причин, почему люди не развиваются

    Вот, казалось бы, все просто – берешь и развиваешься. Купил книжку и читаешь. Или пошел в спортзал, взял штангу, и качай себе все что хочешь. Ан нет! Если было бы все просто, людей, занимающихся саморазвитием, было бы намного больше.

    Существует немало факторов, отсутствие которых мешает нам совершенствоваться.

    Cила воли

    Психологи долго спорили по поводу того, что такое сила воли, почему у одних она есть, а у других нету, и что с этим делать. Провели тучу экспериментов и исследований и пришли к выводу: сила воли – это такое личностное качество, которое можно развивать, как мышцу. А ее наличие в основном определяется воспитанием и привычками, заложенными в детстве. Повезло тем, у кого были дисциплинированные и волевые родители, развившие эти качество в своих детях. Если же в семье этого нет – что ж, путь будет долгим, но пройти его вполне по силам каждому.

    В определении силы воли как понятия важно вот что: благодаря этому качеству личности мы можем следовать своим решениям и делать все необходимое для достижения целей, не поддаваясь лени, нежеланию или прокрастинации.

    Как развить силу воли ? Есть две основных методики: делание и неделание. Делание – совершение неприятных или скучных, но полезных действий, например, зарядка по утрам. Неделание – сознательный отказ от действий, несущих вред. Например, от курения или переедания.

    К слову, церковный пост как раз и есть практикой, направленной на тренировку силы воли: через отказ от определенной еды мы учимся контролировать себя. Если копнуть еще глубже, то окажется, что во всех религиях есть подобные практики отказа – от еды, комфорта, имущества, определенных мыслей или действий. Все потому, что техника неделания укрепляет силу воли гораздо сильнее.

    Сила воли – духовное качество высшего сорта, одно из самых важных для человека. Развив его, можно радикально переменить свою жизнь. Слышали фразу: «Я знаю, как правильно, но почему-то делаю наоборот»? Так говорят люди с неразвитой силой воли.

    Мотивация

    Мотивация – могучая сила. Когда человек очень сильно чего-то хочет, он готов горы свернуть. Что-то не получилось? Значит, плохо хотели. Ведь, когда вы очень сильно хотите тортика, готовы идти за ним три километра в ночной супермаркет?

    Это что же, получается, нужно учить себя правильно хотеть? Именно! Наш хитрый мозг направлен на энергосбережение, так распорядилась матушка-эволюция. И он будет придумывать отговорки, чтобы отвадить своего хозяина от лишней работы: «Ну зачем это надо? Нам и так хорошо! О, смотри, новое сообщение в мессенджере! Смотри-смотри, котята на картинке!»

    Поэтому нужно прилагать хитрость против установок собственного подсознания, ленивого и желающего только получать удовольствие.

    Как себя мотивировать на работу ? В первую очередь нужно ставить правильные цели, потому что даже самая лучшая мотивация не будет действовать, когда вы не понимаете, чего хотите, или ставите ложные цели, навязанные обществом. Например, деньги или статус. Прислушавшись к себе, вы можете вдруг обнаружить, что на самом деле хотите путешествовать автостопом или работать волонтером в Африке, а не крутиться как белка в колесе, чтобы удовлетворить чужие запросы.

    Итак, поставив правильную цель, мы ее конкретизируем и визуализируем. Бизнес – какой? Чем вы будете заниматься, целевая аудитория, идея, коллектив, слоган, тематические цвета? Дом – какой? Сколько этажей, есть ли гараж, подвал, сауна, сколько комнат?

    К примеру, вы хотите начать свое дело, но никогда не занимались бизнесом. Создайте условия, в которых вы сможете понять, насколько вам подходит такая деятельность: например, зарегистрируйтесь в бесплатной бизнес-игре «Твой старт» . Это симулятор бизнеса, где вы можете в увлекательной и безопасной игровой форме начать и развить свое дело, получив в процессе много полезной информации о предпринимательстве.

    После конкретизации и визуализации мы должны помнить о нашей цели и ее положительных эмоциональных компонентах. Постоянно представляйте, как вы будете заниматься интересными проектами в рамках бизнеса или выбирать шторы для спальни в своем доме. Думайте о хорошем.

    Не сомневайтесь в своих силах, верьте в победу и не предполагайте иных вариантов. У людей, добившихся в жизни высоких показателей, часто спрашивают: «Как вы смогли реализовать такой сложный проект?» В ответ многие из них говорят: «Я принял решение, что должен пройти этот путь до конца, каким бы он ни был».

    Память

    Память очень важна для гармоничной личности. Возможность запоминать информацию и оперировать ею нужны нам постоянно: в учебе, работе и даже развлечениях. Поддержать беседу можно лишь тогда, когда вы можете рассказать что-то интересное. А как это сделать, если в голове не держится ни сюжет прочитанной книги, ни перипетии собственного путешествия?

    Для успешной работы память – один из главных инструментов. Чем большего достигает человек, тем больший поток информации проносится сквозь него. Как с ним справиться, если «флешка» не удерживает большие объемы? Все записывать? Ну уж нет, это не выход.

    Память, как и все другие качества, можно развивать с помощью упражнений. Например, прочитать, как стать умнее за 15 минут в день , и применять эту информацию на практике.

    Планирование времени

    Невозможно выполнить сложную и многоэтапную работу, не спланировав все ее шаги. Это касается и саморазвития. У того, кто хочет изменить свою жизнь в лучшую сторону, должен быть план на год, месяц, неделю и день.

    Но планировать тоже нужно уметь. Не у каждого получается составлять реальные и выполнимые планы с первого раза. Поэтому рекомендуем изучить 25 правил планирования времени , чтобы этот навык облегчал работу, а не усложнял ее.

    Существуют секреты планирования, оптимизирующие работу настолько, что диву даешься – куда я раньше девал так много времени? Чтобы научиться грамотно использовать все 24 часа, пройдите бесплатный курс, который поможет повысить продуктивность .

    Дисциплина

    Дисциплина – еще один кит саморазвития, без которого никак не обойтись. Все практики, направленные на совершенствование, требуют постоянного и рутинного повторения. Один раз выйти на пробежку может любой, продержаться неделю – каждый третий, а превратить бег в неотъемлемую часть графика – единицы.

    Дисциплина необходима и для того, чтобы отказываться от вредных привычек, и для того, чтобы придерживаться режима дня, и для приучения себя к правильному питанию.

    Нужна дисциплина и для того, чтобы бороться с одним из злейших врагов развития – ленью. Найдя ответы на вопрос как побороть лень , мы становимся ближе к своим целям.

    Психология

    Наши результаты в значительной мере зависят от мышления и установок. Если думать «у меня все равно ничего не получится», то так и выйдет. Если считать всех богатых людей ворами и негодяями, то никогда не стать богатым – мы же не хотим быть плохими. Если быть уверенной, что «все мужики козлы», то такой спутник и повстречается.

    Как думать и что думать – зависит от нас. Узнайте, как мыслить эффективно – и вы сэкономите много времени и сил, которые тратили на самокопание, переживания и деструктивные эмоции.

    Самооценка

    Человек принимает лишь то, чего считает себя достойным. Уровень дохода, внимание противоположного пола и другие жизненные критерии каждый устанавливает для себя сам.

    Нереалистичная самооценка (завышенная или заниженная) мешает своему владельцу реализовывать себя в жизни. Мы совершаем нелогичные поступки и делаем выбор в пользу проигрыша, подсознательно считая, что такой должна быть наша судьба. Неудачи, страдания, общение с токсичными людьми – это все выбор человека с нездоровой самооценкой.

    Чтобы исправить ситуацию, необходимо понять причины низкой самооценки и постараться устранить их. Часто они кроются в глубоком детстве, связаны с разводом родителей или травлей в школе – такие вещи отпустить очень сложно, но необходимо.

    Уверенность в себе

    У меня все получится – твердят себе успешные люди. Они уверены в том, что способны достичь большего, и даже в случае неудач продолжают верить, что у них все получится, но в следующий раз.

    Самый главный ресурс человека – он сам. Нужно доверять себе, верить в себя, уважать себя и любить.

    А ведь как много людей ненавидят себя… Они даже не хотят купить себе красивую одежду, потому что «не заслужили». Прежде, чем начать развиваться, нужно найти ответ на вопрос: как полюбить себя ? Самосовершенствование без любви к себе невозможно…


    Гармоничная личность сильна одновременно во всех жизненных плоскостях. Чтобы развивать себя равномерно, нужно составить пошаговый план, куда будут включены все основные векторы роста.

    Этот план индивидуален для каждого. Один решает в уме интегралы, но еще не научился строить отношения с противоположным полом, второй кидает двухпудовую гирю одной левой, но при этом прочитал за всю жизнь только одну книгу. А третий может вообще прийти к пониманию, что толком ничего не умеет и не развил ни один из векторов.

    При построении плана нужно учитывать все направления, но при этом выполнять поддерживающую работу там, где уже достигли успеха (чтобы не пошел перекос в обратную сторону) и уделять больше времени тем сторонам, которые еще не развиты.

    Духовность – вопрос сложный и многогранный. Мы не будем сейчас говорить о религии и философии, это слишком сложные темы для того, чтобы сейчас их обсуждать. Поговорим о тех аспектах духовности, которые делают счастливым самого человека.

    Благодарность. Научившись быть благодарным за каждую мелочь, мы всегда испытываем радость даже в тяжелые времена. Благодарный человек сможет найти лучик надежды в трепетании весенних листьев и играх котенка. Он легко прощает недостатки близких, помня, что они были рядом, когда нужна была помощь. Благодарность – это богатство.

    Любовь. Любить бескорыстно, без собственнических замашек, безусловно, без требований – это высокое искусство. Оно дает радость, так же как игра на любимом инструменте или созерцание океана. Настоящая любовь не знает ни страха, ни боли.

    Духовный человек всегда чувствует ответственность за свои поступки, живет осознанно, стремиться быть лучше. Он не теряет веры и не позволяет себе впадать в отчаяние, стремится познавать мир и быть свободным от страстей, зависимостей и негативных мыслей.

    Что понимать под словами «личностный рост»? Это совершенствование показателей, отвечающих за интеллектуальную деятельность и богатство внутреннего мира, улучшение качества жизни на ментальном уровне. Достижение целей, позитивное мышление, развитие памяти и интеллекта – все это входит в понятие личностного роста.

    Чтобы было совсем понятно, скажу, что результаты личностного роста навсегда остаются с нами, даже если мы окажемся полным банкротом без крыши над головой. Зрелая личность будет иметь достаточно знаний и навыков, силы духа и мотивации, целеустремленности и уверенности в себе, чтобы выстоять в самой сложной ситуации. Человек с низкими личностными показателями зависим от материального имущества, поэтому живет в страхе потерять то, что имеет.

    Люди, прошедшие через болезни или утратившие трудоспособность, как никто остро понимают важность здоровья. Работать, учиться, развиваться, любить и познавать мир можно только имея на это силы.

    Молодые люди часто пренебрегают здоровьем. Им кажется, что они всегда будут сильными, независимо от того, как питаются, пьют ли алкоголь или курят. В зрелом возрасте, ощущая последствия своего легкомыслия, они хватаются за голову и кусают локти. Кто-то вовремя одумывается, и у него получается восстановить здоровье, но часто бывает поздно.

    Мы имеем достаточно информации и хорошо понимаем, как быть здоровым . Прекрасно знаем, что нельзя потакать вредным привычкам, переедать, работать до истощения, много нервничать. Но так ли часто используем эти знания на практике?

    Особенно часто встречается проблема современных загруженных людей – они не умеют правильно отдыхать. А ведь отдых – это залог продуктивной работы. Дыхательные упражнения, медитации, релаксация на природе, добровольное одиночество, качественный сон – моменты, которым нужно уделять достаточно внимания.

    Обязательно нужно внедрять в свою жизнь физические нагрузки, хотя бы прогулки в парке. Не говорим о профессиональном спорте – это скорее травмирующее занятие, чем полезное. А вот легкие физические нагрузки приводят организм в состояние бодрости и дают энергию. Пусть это будут танцы, бадминтон, велосипедные прогулки – все, что доставляет удовольствие. Главное, что они должны быть регулярными.

    Отношения

    С каждым – свой тип отношений. Они разные, но одинаково требуют постоянной работы: это выстраивание рамок, выражение любви, забота, совместное времяпровождение. Несчастен тот, кто зарабатывает много денег, но не видит, как растут его дети.

    Очень важны отношения с еще одним человеком – самим собой. Собственно, именно с них и начинается выстраивание всех остальных связей. Тот, кто уважает и любит себя, умеет уважать и любить других. Тот, кто не может найти общего языка с собой, никогда не подружится с остальными.

    Все люди нуждаются в том, чтобы реализовать свой потенциал в работе, приносить пользу другим и делать то-то, чем они гордятся. Это настолько глубинная потребность, что ее игнорирование делает человека несчастным, даже если внешне у него все идет хорошо.

    Поэтому важно выбрать для карьерного развития дело, которым заниматься увлекательно и приятно. Когда вы будете просыпаться с мыслью: «Ура, сегодня столько интересной работы!», вопрос денег и повышения решится сам собой.

    Конечно, не все в этом мире купишь за деньги, да и вообще, их роль уж слишком преувеличена. Но и без них никак. Имея финансовую свободу, мы чувствуем себя спокойно и уверенно, можем позволить себе путешествовать, тратить деньги на культурное и умственное развитие, правильно питаться, обеспечивать семью, помогать родителям.

    Большинство из нас работает по найму. На такой работе можно получать неплохой доход, а особенно если вы хороший работник и постоянно двигаетесь вверх по карьерной лестнице. Но так бывает далеко не всегда, и многие специалисты, достигнув карьерного потолка в какой-нибудь организации, приходят к тому, что пора уходить в свободное плавание. Нужно только понимать, как правильно стартовать.

    Для этого можно пройти бесплатный тренинг, который поможет начать свой бизнес . Работая на себя, мы можем достичь намного большего в финансовой сфере.

    Как вы проводите Новый год? Попробую угадать: ставите елку, накрываете стол, покупаете шампанское и под бой курантов звените бокалами, загадывая желания. Есть смельчаки, ломающие систему в пух и прах – они не готовят оливье и селедку под шубой.

    А почему бы не заказать квест для всей семьи? Или поехать в лес, разжечь костер и нарядить настоящую елку? Или сотворить еще какое-то безумие?

    И хотелось бы, но не знаем, как, правда? Вот и получается, что нашей фантазии хватает максимум на отказ от оливье за новогодним столом.

    Многие интересные приключения и небывалые затеи не требуют серьезных затрат, физической подготовки и большого количества времени. Просто у нас недостаточно идей. Для того, чтобы превратиться в богатого на выдумки человека, нужно знать, как развить креативное мышление .

    Сделать свою жизнь яркой не так сложно, как кажется. Это не блажь и не роскошь – наша душа и мозг нуждаются в эмоциях, впечатлениях, радости, восторге. Это все делает нашу личность богаче, подпитывает подобно сладкому эликсиру.

    В процессе саморазвития важен не только настрой, но и качество информации. В основном мы черпаем ее из книг и фильмов, о которых поговорим ниже.

    10 лучших фильмов для саморазвития

    Полезные для развития фильмы можно условно поделить на три категории: художественные, где кроется глубокая философия и мотивация, документальные, где можно узнать больше об окружающем мире, психологии человека и пути цивилизации; и биографические – о людях, с которых можно брать пример.

    Можно привести целый список биографических фильмов о выдающихся людях, но вспомню я лишь об одном: это документальный фильм ВВС о величайшем ученом, открывшем многие физические законы. Он разгадал природу света и подарил нам закон всемирного тяготения. Но какой личностью был Ньютон, что позволило ему стать самым просвещенным умом эпохи и какие тайны он скрывал?

    Фильм с непревзойденным Джимом Керри в главной роли. Эта история о неудачнике по имени Карл Аллен, мимо которого проходит жизнь. Карл всегда отвечает «нет» на все предложения и довольствуется существованием отшельника, потому что боится даже выйти из квартиры. Но случается событие, вынуждающее Карла говорить «да» на любое, даже самое безумное предложение. И с этого начинается его новая жизнь.

    Комедийная лента о жизненных приоритетах и о том, как важно быть внимательным к своим словам. Особенный шарм привносит главный герой в роли Эдди Мёрфи – вот уж кто может болтать до нескончаемости и с огромной скоростью. Успешный литературный агент Джек МакКолл, умеющий уговорить даже мертвого, отодвигает на второй план семью и любовь, отдает все время карьере и деньгам. Но узнав, что в его жизни осталась лишь тысяча слов, и, сказав последнее, он умрет, Джек начинает задумываться о том, что для него важнее.

    - французская комедия о двух совершенно разных людях, встретивших друг друга в самый сложный момент жизни. Он рассказывает зрителям, что в темные дни нам могут помочь те, от кого мы этого не ожидали, и что не существует случайных встреч.

    - одновременно художественный и документальный фильм о планете Земля, нашем Доме. Его автор – фотограф Ян Артюс-Бертран, который однажды увлекся видеосъемкой с воздушного шара и смог запечатлеть множество прекрасных и неожиданных видов. Режиссер – Люк Бессон.

    Мы можем увидеть красоту дикой природы во всей ее масштабности, и следы освоения планеты человеком – такие маленькие с высоты птичьего полета, но так глобально изменившие облик нашего Дома навсегда. Кто мы, и какова роль каждого из нас в разрушении или созидании Земли? Готовы ли мы взять на себя ответственность за сохранения своей обители?

    «Секрет»

    «Секрет» - документальный фильм-интервью о том, как человек притягивает события c помощью мысли, о силе желания и материальности информации. Фильм состоит из серии интервью с разными людьми, излагающими философскую основу «закона притяжения» на примерах из собственной жизни.

    - художественный фильм-притча с красавчиком Джеймсом Марсденом в главной роли. Герой ленты Нил Оливер на свой день рождения загадывает желание «получить ответ на свою жизнь», и чудесным образом его исполняет оказавшийся поблизости волшебник. С этого момента разворачивается череда удивительных событий, выходящих за рамки привычного понимания и восприятия. Все, через что проходит герой, заставляет его переосмыслить свои установки, научиться доверять себе и принять главное решение: кем ему быть.

    - фильм о целях. Перед лицом смерти, когда уже нечего бояться, когда все условности и установки оказываются только пылью, человек может достичь любой поставленной цели. Мы живем так, будто бессмертны, постоянно откладывая жизнь на потом. Но в действительности у нас очень мало времени, и реализовывать мечты нужно прямо сейчас.

    «Заплати другому»

    «Заплати другому» - трогательный фильм о мальчике Треворе, который придумал интересную систему взаимопомощи. Он делал добрые дела абсолютно бескорыстно, но при этом просил «заплатить другому», то есть сделать добро незнакомому человеку. Так цепочка добрых дел разрасталась и вышла не только за пределы города, но и за пределы штата. Один ребенок изменил жизнь многих, и это заставляет задуматься: ведь мы тоже можем менять мир, нужно только захотеть.

    Мистическая и глубоко психологическая кинолента снята по одноименной книге Стивена Кинга. В ней рассказывается о последнем месте заключенных, где их готовят к казни. Смерть витает в воздухе, каждый становится настоящим перед ее ликом: кто-то демонстрирует благородство, кто-то – низость духа. Оставаться верным себе и помогать даже своим палачам – на это способен только сильный человек. Именно он и меняет мировоззрение всех, кто встречается с ним.

    10 лучших книг для саморазвития

    Известно, что самые успешные люди много читают, причем в основном специальную литературу – по психологии, саморазвитию, своей профессии. Художественные книги тоже нужно читать – они обогащают наш словарный запас и развивают воображение.

    Читать нужно много и регулярно – желательно составить себе график и обозначить нормы чтения на каждый день, чтобы работа двигалась в одном ритме. В вашем графике должны быть список книг по медитации , психологии, бизнесу и финансам, истории страны и мира, биографии, философская литература и мотивирующие книги.

    А для того, чтобы вы могли охватывать большие объемы информации без особого напряжения, рекомендуем пройти бесплатный курс «Реактивный мозг» . Его разработчики взяли за основу техники скорочтения и обогатили их упражнениями по ускорению мышления и структурированию информации.

    Автор книги самостоятельно прошел путь к успеху с нуля. Даже не доучившись в школе и начав свою работу с профессии чернорабочего, он стал вице-президентом компании. Исследуя собственный опыт и истории других людей, Брайан Трейси стал известным психологом и написал множество книг об успехе и способах его достижения.

    Вы когда-нибудь задумывались, сколько ресурса мы тратим на то, чтобы нервничать, переживать, страдать из-за неудач и волноваться, рисуя картины будущего. Наши нервы и эмоции тоже требуют энергии, и перестав переживать о неизбежном, мы высвобождаем очень много времени и сил для работы. Марк Мэнсон учит нас, как достигать цели, не тормозя себя лишними эмоциями, и двигаться дальше даже после самых эпических провалов.

    Давным-давно, в 1960-х годах на просторах Мексики антрополог Карлос познакомился с индейцем яки доном Хуаном, который оказался магом. Тот передал своему новому ученику все знания, а Кастанеда записал их в виде полевых заметок, изданных позднее в десяти томах. Все десять читать не призываем, но вот том третий, «Путешествие в Икстлан» - рекомендуем. В нем содержится выжимка философии дона Хуана – путь воина, взаимоотношения с миром и самим собой. Важным является понятие чувства собственной важности, замедляющего человека в достижении целей. Совет: воспринимайте саму книгу как сказку с моралью, поскольку главное в ней – философия, а не сюжет.

    Автобиографичная книга американской журналистки, сумевшей изменить свою жизнь и воплотить мечты в ситуации, из которой, казалось бы, нет выхода. Девочка из семьи, где было 11 детей, Регина прошла тяжелые испытания в жизни и сумела с ними справиться. Эти советы о том, как научиться жить со своим прошлым и отпускать обиды, двигаясь вперед.

    Роберт Кийосаки: «Богатый папа, бедный папа»

    Всегда интересно читать книги людей, проживших яркую жизнь. Роберт Кийосаки побывал и морским пехотинцем, и летчиком, и торговым агентом, и бизнесменом, и педагогом. Сегодня он успешный инвестор и писатель, чьи книги стали бестселлерами. Он учит не тому, как заработать деньги, а тому, как изменить свое мышление, ведь именно оно – главный ключ к богатству.

    Брюс Ли «Путь опережающего кулака»

    Кто не слышал о легендарном Брюсе Ли? Мы знаем, что он был мастером единоборств и известным актером, но забываем, что он также был философом и реформатором в области боевых искусств. Его записки были изданы в 1975 году, уже после смерти автора. Кажется, что они посвящены единоборствам, но в действительности полны глубоких размышлений о развитии личности воина.

    Мы с вами уже говорили о силе воли и ее важности для развития, а теперь давайте возьмем в руки книгу о методике воспитания этого свойства в самом себе. Психолог и преподаватель Келли Макгонигал тщательно изучала этот вопрос и пришла к выводу, что в попытках развить силу воли мы часто руководствуемся ложными представлениями и пребываем в плену стереотипов. В книге рассказывается об исследованиях экспериментах, о людях, применявших советы Келли на практике и результатах, которых они смогли добиться.

    Лао-цзы «Дао Дэ Цзин»

    Эта книга не зря стоит в самом конце – неокрепшим умам с ней лучше не связываться. Лао-цзы – древнекитайский философ, которому приписывают авторство трактата о двух жизненных началах: Дао и Дэ. Читать его лучше понемногу, по несколько предложений в день. Лао-цзы можно изучать всю жизнь, но так и не понять до конца. Поэтому не пугайтесь, если поначалу его изречения будут казаться сущей белибердой. Даже одна осмысленная идея из трактата принесет много практической пользы читателю – например, о недеянии как важной составляющей деятельности.

    ПЕДСОВЕТ «Самообразовательная деятельность учащихся как шаг к самосовершенствованию личности».

    Если наши дети хотят быть людьми на самом деле образованными,

    они должны приобретать образования самостоятельными занятиями.

    Чернышевский М. Г.

    Сегодняшний педсовет посвящен одной из актуальных проблем образования – проблеме организации самообразовательной деятельности учащихся, развитию их самообразовательной компетентности. Почему именно этому вопросу? Потому что задача современной школы - это развитие каждого ребенка как неповторимой индивидуальности. Учитывая это, большое значение имеет формирование у учащихся творческого потенциала, стремление к самостоятельной познавательной деятельности, умения ставить и решать новые проблемы, использовать приобретенные знания, умения и навыки в незнакомых, нестандартных ситуациях.

    Педагогическое стимулирование развития творческих способностей на практике произойдет в условиях изменения представлений о характере отношений между учителем и учеником, утверждении стиля доверия, сотрудничества и сотворчества. Этому способствует вера учителя в творческий потенциал, способности и возможности ученика, учет индивидуальных психических и интеллектуальных особенностей каждого воспитанника, опора на стремление ученика самовыразиться и самореализоваться среди других личностей как индивидуальность. Для этого нужно, чтобы учитель создавал доброжелательную атмосферу на уроках, давал ребенку возможность выражать свои мысли без оценочных суждений, обеспечивал толерантность, давал каждому ученику право на ошибку. Для достижения этой цели приоритетными являются технологии, направленные на внедрение в учебный процесс компьютерной техники, различных систем развивающего, индивидуального и дифференцированного обучения; гуманизация учебного процесса. Они способствуют созданию таких условий, при которых ученик занимает позицию субъекта учебно-воспитательной деятельности; вследствие этого у него развиваются качества творческой личности: инициативность, стремление к самообразованию, самообучению.

    Для начала работы я предлагаю такое задание: игра «Ассоциативный куст»

    1. Каждой группе на бумаге записать слова, с которыми ассоциируется понятие „самообразование учащихся”.

    2. Представитель презентует ответ группы.

    (работа в группах 5 мин .)

    (САМООБРАЗОВАНИЕ: потребность, удовлетворение, инициатива, результат, заинтересованность, активность, выбор, интерес, познание).

    Теперь обратим внимание на такие понятия, как образование, самообразование, самостоятельная учебная работа.

    ОБРАЗОВАНИЕ – процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, направленных на формирование мировоззрения или процесс и результат завершенного обучения.

    САМООБРАЗОВАНИЕ – специфический вид деятельности, в ходе которой благодаря самостоятельному определению целей личность удовлетворяет свои познавательные потребности или совершенствует собственные способности, качества и свойства. САМООБРАЗОВАНИЕ – часть непрерывного образования, это активная познавательная деятельность, которая происходит по личной инициативе человека в форме коллективной или индивидуальной самостоятельной работы по овладению знаниями.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – разнообразные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности, которая осуществляется на учебных или внеклассных занятиях по заданию учителя, под его управлением, однако без его непосредственного участия.

    Н. В. Бухлова предлагает рассматривать самообразовательную деятельность как совокупность нескольких «САМО»:

    Самооценка – умение оценить свои возможности;

    Самоучёт – умение принимать во внимание наличие своих качеств;

    Самоопределение – умение избрать свое место в жизни, в обществе, осознать свои интересы;

    Самоорганизация – умение найти источник познания и адекватные своим возможностям формы самообразования, планировать, организовывать рабочее место и деятельность;

    Самореализация – реализация личностью своих возможностей;

    Самокритичность – умение критически оценивать преимущества и недостатки собственной работы;

    Самоконтроль – способность контролировать свою деятельность;

    Саморазвитие – результат самообразования.

    Именно, формируя эту совокупность «само», можно предвидеть сознательно самообразовательную деятельность учащихся.

    В зависимости от сформированности навыков различаются разные уровни самообразования.

    Первый уровень – наиболее гибкий – ученики отдают предпочтение своей работе под руководством учителя. Формирование познавательных интересов заставляет ученика прибегать к чтению книг, просмотра отдельных телепередач, прослушивания определенных лекций. Содержание такой деятельности случайно, а организация стихийная. Учащиеся не владеют умениями самостоятельно работать.

    Второй уровень – относительно самостоятельная деятельность ученика; имеет свою цель, содержание и организацию. Меняется содержание самообразовательной деятельности, в центр которой перемещается самостоятельное познание. Оно становится более узким, строго целенаправленным; выделяется новый круг познавательной деятельности и вместо пассивного выполнения заданий ученик теперь вдумчиво читает, определяет главное, составляет план, делает заметки. При этом уровень познавательных умений повышается, ученик проявляет настойчивость, старательность, борется со своим неумением. Содержание самообразования становится более направленным, спектр источников и форм работы разнообразится. Организационные навыки остаются на низком уровне.

    Третий уровень – отличает четкость действий и реальность задач самообразования. В результате систематической самостоятельной познавательной деятельности вырабатываются навыки самоанализа выполненной работы, соотношение ее результатов с поставленными задачами, более экономного использования времени, отвержение или упрощение лишних и трудоемких видов работы. На этом этапе ученик выбирает 2 – 3 источника информации и такие формы работы, которые могут удовлетворить полностью его познавательные интересы. Он становится хозяином всей своей познавательной деятельности, организует ее в соответствии с конечной целью.

    В развитии самообразовательных умений выделяют несколько уровней:

    1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ . Это умения осуществлять первичную обработку учебного материала, составлять планы, конспектировать, наблюдать, измерять, ставить эксперименты с прямыми указаниями учителя.

    2. ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – умение выбрать способ действий (из уже известных) и применить его для работы над дополнительным источником. Формируется данное умение по мере возникновения у ученика ситуативного интереса к дополнительному материалу, способам деятельности.

    3. ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – умение осуществлять самообразовательные действия в поисковой познавательной деятельности. Это умение видеть проблему, найти гипотезу, доказать ее, сделать выводы. Формируются данные умения по мере возникновения у учащихся устойчивого интереса к дополнительным источникам, способам деятельности.

    4. ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – владение навыками поисковой (творческой) самообразовательной деятельности, которая. осуществляется на основе изучения материала и широкого привлечения дополнительных источников. Это умение самостоятельно видеть проблему, сформулировать и предложить пути решения, реализовать разработанный план, делать выводы и обобщения. Подготовительный и первый уровни развития умений способствуют репродуктивной познавательной деятельности учащихся. Второй и третий уровни относятся к продуктивной самообразовательной деятельности учащихся.

    А теперь я хочу, чтобы мы поработали в группах . У нас на доске великолепная елка. Но какая – то она не праздничная. Сейчас мы с вами ее украсим. Первой группе я даю снежинки, второй группе – новогодние игрушки, третьей группе – звезду . І группа (учителя начальных классов) : пишут на снежинках мотивы, которые на их взгляд, побуждают учащихся к самообразованию. ІІ группа (учителя естественно - математического цикла): пишут на новогодних игрушках факторы, которые на их взгляд, мешают самообразовательной деятельности учащихся. ІІІ группа (учителя общественно - гуманитарного цикла): пишут на звездочке наши с вами действия, которые на их взгляд, мы с вами способны и обязаны сделать, для того, чтобы помочь ученикам осуществлять их самообразовательную деятельность.

    (работа в группах 15 мин .)

    ВЫСТУПЛЕНИЕ І ГРУППЫ .

    В работах Громцевой А. К. дается подробная характеристика мотивов самообразования:

    1) Социально значимые мотивы (идеалы и жизненные планы учащихся).

    2) Побудительная сила познавательного интереса.

    3) Потребность личности в самосовершенствовании.

    4) Всевозможные формы увлечений.

    Раскроем направления самообразовательной деятельности :

    1) Политическое самообразование (мировоззрение, взгляды на современные проблемы).

    2) Общее самообразование (углубленное изучение отдельных предметов согласно склонностей и интересов).

    3) Самообразовательная деятельность, направленная на ознакомление с профессией.

    4) Самообразовательная деятельность, связанная с развитием своих способностей.

    5) Самообразовательная деятельность, связанная с увлечениями.

    6) Самообразовательная деятельность, связанная с самовоспитанием.

    ВЫСТУПЛЕНИЕ II ГРУППЫ.

    Вы назвали такие проблемы, которые возникают во время самообразовательной деятельности или мешают самостоятельной работе учащихся: отсутствие времени, отсутствие желания, отсутствие цели, отсутствие поощрения, отсутствие информационного обеспечения, отсутствие веры в свои силы, отсутствие навыков самообразовательной деятельности.

    ВЫСТУПЛЕНИЕ III ГРУППЫ.

    Какие же действия учителя по устранению проблем. То есть те действия, которые мы с вами в состоянии выполнить: нетрадиционные методы обучения, изучение интересов современного школьника, интерес, эвристичность, создание благоприятного психологического климата между всеми участниками учебно – воспитательного процесса гимназии, что способствует взаимопониманию между ними, обеспечивает атмосферу творческого роста и стремления к самореализации, яркость материала, задания опережающего характера, ситуация успеха, ситуация собственного выбора.

    Давайте с вами посмотрим на результаты анкетирования учащихся по самообразовательной деятельности.

    АНКЕТА УЧЕНИКОВ.

    Всегда тебе достаточно знаний, полученных на уроке?

    Не всегда

    Занимаешься ли ты самообразовательную деятельность?

    Иногда, если интересный предмет

    Что побуждает тебя к самообразованию?

    Мечта поступить в ВУЗ

    Желание обеспечить свое будущее

    Желание знать больше школьной программы

    Заинтересованный рассказ учителя на уроке

    Непонятное объяснение учителя

    Какие учителя поощряют тебя к самообразованию?

    Проблемы, возникающие во время самообразовательной деятельности и те, которые мешают самостоятельной работе учащихся

    отсутствие времени

    отсутствие желания

    отсутствие цели

    отсутствие информационного обеспечения

    отсутствие поощрения

    отсутствие веры в свои силы.

    отсутствие навыков самообразовательной деятельности

    ИНСТРУМЕНТАРИЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Составление опорных конспектов.

    2. Проблемные вопросы, задачи.

    3. Задача на поиск других способов решения.

    4. Практические, лабораторные работы.

    5. Самостоятельные работы.

    6. Проведение уроков – практикумов, конференций.

    7. Домашние работы.

    8. Подготовка сообщений, докладов,

    9. Защита творческих работ.

    10. Долгосрочные домашние задания.

    11. Подготовка к теоретическим зачетам. Их сдача.

    В заключении я бы хотела, чтобы каждая группа за 5 минут сочинила небольшое стихотворение – призыв к ученикам, который побудил бы их к самообразовательной деятельности.

    Как писал выдающийся украинский педагог В. А. Сухомлинский, «цель учителя не в том, чтобы уложить в голову учеников как можно больше фактических знаний, а в том, чтобы развить силы их ума, привить детям умение использовать приобретенные знания в жизни, для приобретения новых знаний и труда».

    К сожалению, современный выпускник общеобразовательной школы не всегда отвечает требованиям жизни, в частности, в таких сферах, как умение организовывать свое образование, развивать компетентности, действовать самостоятельно в различных критических ситуациях. Только готовя личность, способную к самообразованию, современная школа может реализовать модель выпускника, способного самостоятельно решать собственные и глобальные проблемы, способного к творчеству, саморазвитию и самореализации.

    Расширение кругозора, поиск новых знаний, развитие умений самостоятельного добывания информации стали насущной потребностью современности. Однако отсутствие некоторых практических навыков, неумение использовать разнообразные приемы самостоятельной учебной работы очень затрудняют самообразовательную деятельность школьников.

    Следовательно, потребностью современной школы является создание условий, при которых каждый ученик имел бы возможность учиться самостоятельно добывать необходимую информацию, используя ее для собственного развития, самореализации, для решения существующих проблем.