Пятнадцать самых известных объектов всемирного наследия ‒ неприкасаемый фонд юнеско. Природные объекты, включенные в Список всемирного наследия
Любая наука может быть интересной, если ее преподать с лучшей стороны. Например, как объяснить учащимся, что такое географические объекты? Скорее всего, школьникам будет неинтересно слышать само словосочетание. Географические объекты - это все, что есть в окружающем мире: реки и моря, города и села, горы и долины, пустыни и джунгли.
Географический объект. Что это?
В географии это одна из самых интересных и простых тем. Почему? Запоминать никакой терминологии не нужно, достаточно понять, что можно подразумевать под этим словосочетанием. А примеров можно привести множество.
Любой ученик может назвать свои любимые места - географические объекты. Примеры он может привести даже самые распространенные. Этим летом запомнилась рыбалка на реке Ока или прогулка в заповеднике? Значит, объектами будут река Ока и заповедник.
Матушка Россия, ты самая красивая!
Во все времена наша страна считалась одной из красивейших. На сегодняшний день многие географические объекты России являются поводом для восхищения как для своих соотечественников, так и для туристов. Чтобы было проще понять, можно по порядку привести примеры. Логичнее начать с главных городов страны.
Столица России - это город Москва. Огромный мегаполис, в котором существует много удивительных мест: московский метрополитен (считается одним из самых крупных в мире), Третьяковская галерея, Кремль, Воробьевы горы, Храм Христа Спасителя. В Московской области также достаточно много достопримечательностей. Географическими объектами можно назвать любые города, поселки, деревни.
Санкт-Петербург - вторая столица. Славится своим местонахождением практически на острове, который окружает Финский залив. Окрестности города радуют глаз не только рукотворными объектами, но и природой, морским воздухом.
Кстати, Финский залив, Кронштадт (городской округ Санкт-Петербурга) - это тоже географические объекты. Примеры можно приводить многочисленные: памятник Петру Великому, крейсер "Аврора", Морской порт и так далее.
Объекты Земли на территории Российской Федерации
Природные географические объекты - это любые реки, озера, леса, горы, степи, даже пещеры и рудники.
Водоемы. Реки Волга и Лена, озеро Байкал, Черное и Баренцево моря, Северный Ледовитый океан, святой источник Серафима Саровского, водохранилища, водопады, родники. В России очень много рек и озер, которые не только дают воду для нужд людей, но и радуют красивыми местами. Множество людей приезжает на рыбалку, отдыхать, купаться. Без водоемов жить невозможно.
Горы, равнины, леса. Сибирь - вот что является нетронутым. Благодаря лютому климату природа сохранилась практически неизменной. Объектами в восточной части России считаются тундра, тайга. Стоит ещё напомнить о потрясающих горах в Алтайском крае.
Выше были приведены известные и самые крупные географические объекты России. Перечислять их можно до бесконечности.
Экзотические страны
В любой стране есть свои достопримечательности. Не стоит повторяться о том, что такое географические объекты. Это будет уже лишним. Ниже приведены лишь самые интересные места на планете.
Египет. Кто не знает о пирамидах в Луксоре (недалеко от столицы Египта Каира)? А о пустыне Сахара знают все ученики с 7 класса. Великая река Нил, которая является единственным источником питьевой воды для засушливой страны.
Польша, Австрия, Венгрия, Шотландия и другие европейские страны. Не только географическими, но и культурно-историческими объектами можно назвать готические сооружения, целые города, которые сохраняют по сей день атмосферу Средних веков.
Австралия. Очень далекая страна, которая находится в южном полушарии. Главные географические объекты Австралии - столица Сидней и два океана: Тихий и Индийский.
Индия, Китай, Вьетнам, Таиланд. Эти страны славятся тем, что жители государств буддисты. Очень много объектов связано с верой: Мекка, Непал. В горах индусы строят монастыри. Это тоже географические объекты, так как нередко туристы и любители восточных знаний считают такие места достопримечательностями, объектами посещения.
Стоит ли перечислять другие страны, чтобы привести массу примеров? Обо всех объектах можно найти любую информацию.
Необычные места и сведения о них
На Земле существует несколько удивительных мест, которые создала сама природа. Человеку остается только диву даваться. Ниже будут приведены сведения о географическом объекте, который остается загадкой для всех.
Бермудский треугольник . Таинственный объект, находящийся в одном из районов Атлантического океана. Пуэрто-Рико и Флорида - это географические объекты, которые являются по сути вершинами треугольника. Да, того самого знаменитого Бермудского треугольника! В этой зоне происходят необъяснимые явления: исчезают транспортные средства и люди. Не важно, в воздухе или в воде перемещается объект, он все равно исчезнет. До сих пор остается загадкой, как такое случается.
Есть и другие удивительные места на планете.
Афарская котловина . Данный географический объект Земли - это самое жаркое место. Некоторые люди называют адом на нашей планете. Находится котловина между Эфиопией (Афарский регион) и Эритреей.
Климат здесь самый жаркий и засушливый. На дне котловины может виднеться лава, способная расплавить камни, которые попадаются ей на пути. Туристам и жителям рискованно находиться в таком месте.
Памуккале в Турции . На юго-западе Турции в провинции Денизли существует удивительное место - это "хлопковые замки". Вода, стекающая с вершин горы, образует красивые стены, чаши благодаря известняку. Туристы, посетив раз в жизни это удивительное место, запоминают его на всю жизнь.
На Земле ещё очень много необыкновенных мест не только аномального характера, но и просто очень красивых.
Местонахождение объектов
Есть такое понятие, как объекта. Что это значит? Современные смартфоны и навигаторы, а также карты Google оснащены функцией ввода координат места назначения. Нужно ввести градусы, минуты, секунды.
На уроках географии в школе в 7 классе учеников знакомят с понятиями широты и долготы. Обязательно у них есть начало отсчета. считается Гринвич - долгота начинается с него. Возрастает в сторону востока.
Отсчет широты начинается с экватора, то есть там, где находится середина Земли между Южным и Северным полюсами. От экватора до Северного полюса - градусы с положительной величиной, а от экватора до Южного - с отрицательной.
Но ведь одних градусов будет недостаточно. Планета огромная, а нужный географический объект (точка назначения), скорее всего, очень маленький, поэтому вводят дополнительные величины - минуты и секунды.
Объекты нашей планеты
Как было рассказано выше, географическими объектами могут считаться любые места на планете. Но не упомянуто о том, что невидимые объекты тоже можно отнести к данной теме. Какие именно? Например, в океане находится целый или подводные пещеры. А может быть, кто-то знает о подземных муравьиных городах? Они тоже географические объекты. Это лишь небольшая часть примеров. Ученикам остается только самостоятельно размышлять на эту тему и назвать те объекты, что еще не упомянуты в статье.
Всемирное наследие - это природные или созданные руками человека различные объекты, которые необходимо сохранить для будущих поколений из-за их особой культурной, исторической или экологической значимости. По состоянию на 2012 год в этом списке числится 962 пункта, 754 из них являются культурными памятниками, 188 – природными и 29 – смешанными.
ЮНЕСКО учреждён в 1945 году и целью его является защита и сохранение мест особой ценности или физического значения для всего человечества. В 1954 году при строительстве Асуанской плотины под затопление попадал Абу-Симбел - рукотворный храм, высеченный в скале. Ответственная организация выделила деньги для того, чтобы строение было разобрано и перенесено в более высокое место. Эта беспримерная акция заняла четыре года, а для ее осуществления в короткий срок были привлечены высококлассные специалисты из 54 стран мира.
Сегодня на страницах Форум-Града мы будем обсуждать довольно занимательную тему – список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Атолл Альдабра
Атолл полностью состоит из кораллов и представляет собой группу из четырех островов, разделенных неширокими проливами. Расположен он севернее Мадагаскара в Индийском океане. Принадлежит государству Сейшелы.
Альдабра считается вторым в мире по размеру после Острова Рождества (Киритимати) в архипелаге Кирибати. Его размеры: 34 км в длину и 14,5 км в длину, высота над уровнем моря до 8 м. Площадь внутренней лагуны 224 кв. км.
С XVII века он использовался французами для охоты на гигантских морских черепах, так как их мясо считалось изысканным деликатесом. Долгое время в здешних местах хозяйничали и пираты, потому что атолл находится вдали от населенных мест.
В 1982 году этот райский уголок был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальный памятник природы. Это один из немногих островов на нашей планете, не затронутых цивилизацией. В настоящее время на нем обитает огромная популяция гигантских морских черепах (более 152 тысяч) и два совершенно уникальных вида летучих мышей. Въезд в данный природный заповедник жестко контролируется, а все подступы по морю охраняются.
Гигантская статуя в Китае
Огромный Будда Майтрея вытесан в скале у слияния трех рек – Миньцзян, Цинъицзян и Дадухэ недалеко от города Лэшань в Китае. Согласно древней легенде знаменитый монах по имени Haithong династии Тан, обеспокоенный частыми кораблекрушениями и гибелью людей в водовороте как раз напротив этой скалы, дал обет высечь каменную статую сидящего Будды. Он собрал средства и начал строительство, а его последователи завершили это дело. Самый большой памятник в мире строился на протяжении 90 лет - с 713 по 803 годы.
Для удобства осмотра посетителями здесь построена специальная дорожка «Девяти поворотов», состоящая из 250 ступеней. Рядом с тропой есть павильон, где туристы могут отдохнуть и полюбоваться лицом исполина вблизи.
Почти до середины XIII века огромная семиэтажная конструкция из дерева закрывала статую от непогоды, но со временем она разрушилась, и сооружение осталось беззащитным перед природными стихиями. В подножии стал скапливаться мусор, оставленный туристами, воды трех рек подмывали основание в виде лотоса.
Местный департамент нанял 40 рабочих, чтобы восстановить былое величие уникальной статуи. В проект было вложено около 700 000 долл. и еще 730 000 долл. - в улучшение систем безопасности.
Ежегодно более 2 млн. путешественников со всего мира приезжают посмотреть на сидящего Будду и добавляют около 84 млн. долларов в бюджет департамента туризма города Лэшаня.
Хатра, или Эль-Хадр
Это древний разрушенный город в составе Парфянского царства, руины которого и ныне располагаются на территории Северного Ирака в провинции Найнава к Северо-западу от столицы страны города Багдад. Он основан в III веке, а расцвет его приходился на период II-I веков до нашей эры.
Общая площадь была около 320 гектаров, по форме он напоминал овал, обнесённый двойной линией высоких каменных стен с четырьмя воротами, ориентированными по сторонам света. Самая мощная оборонительная стена высотой в два метра была сложена из камня, за ней располагался глубокий ров шириной до 500 метров. На расстоянии 35 метров друг от друга находились 163 оборонительные башни.
Город принадлежал арабским принцам, которые исправно платили дань воинственным персам, и находился на перекрестке основных торговых путей того времени. В центре располагался дворцово-храмовый комплекс площадью около 12 000 кв. метров. Из-за своего транзитного расположения Эль-Хадр включал в себя религиозные постройки разных направлений, его даже называли «Домом Бога».
Благодаря хорошим оборонительным сооружениям и бдительной круглосуточной охране древний город устоял даже при нападении легионеров Римской Империи в 116 и в 198 годах уже новой эры, но в 241 году Хатра пала при осаде персидским правителем Шапуром и вскоре была разрушена и предана забвению.
Дом Шрёдер от Gerrit Thomas Rietveld
Этот дом в 1924 году был специально построен для 35-летней вдовы Truus Schröder-Schrader и ее троих детей в небольшом голландском городке Утрехт. Строение отличается новаторскими решениями в оригинальном и необычном по тем временам оформлении экстерьера, а также видом просторных балконов и огромных окон.
Разработал проект и всю внутреннюю планировку начинающий архитектор Gerrit Thomas Rietveld. Вдова предложила ряд необычных новшеств, которые также было решено воплотить в жизнь. Так, в кухне на первом этаже был построен лифт, в котором готовые блюда подавались наверх прямо к накрытому столу. Все интерьеры первого уровня довольно традиционные для того времени. Стены сделаны из старинного кирпича.
Но на втором этаже все пространство по задумке хозяйки дома осталось полностью открытым, и его в любое время можно разделить на несколько комнат с помощью раздвижных стен. Все шкафы и кровати являются трансформерами, собирающимися днем и раскладывающимися на ночь. Вместо привычных занавесок, как у всех соседей, использовались разноцветные фанерные щиты.
В настоящее время уникальный дом принадлежит Центральному музею города Утрехт и в нем проводятся экскурсии, которые занимают около часа.
Данное сооружение внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО, потому что оказало значительное влияние на дальнейшие архитектурные тенденции, а также стало первым домом с открытой планировкой в мировой истории архитектуры.
Крак де Шевалье
Крак де Шевалье (или Крак де л’Оспиталь) – это уникальное строение крестоносцев, расположенное в государстве Сирия на вершине утеса высотой в 650 метров. Ближайший город Хомс находится в 65 км восточнее замка.
Это одна из хорошо сохранившихся до наших дней крепостей ордена госпитальеров в мире. В X веке этот замок стал его штаб-квартирой, где во время крестового похода мог разместиться гарнизон в 2000 солдат и 60 рыцарей.
Кроме мощных стен было реконструировано и восстановлено много строений в готическом стиле. Это большой конференц-зал, емкости для хранения воды, часовня, внутренний акведук, складские помещения и две конюшни, в которых можно было содержать до 1000 лошадей. В скальной толще под зданием сделаны подземные хранилища продовольствия и запасов воды, которых могло хватить при длительной осаде на 5 лет.
В конце XII века во время очередного крестового похода неприступную крепость увидел король Англии Эдуард I, и вскоре в Уэльсе и Англии появились его замки, очень похожие по строению на Крак.
Монастырь города Алкобаса
Цистерцианский монастырь «de Santa Maria de Alcobaça», находящийся в португальском городе Алкобаса, основан королем Афонсу Энрикешем в 1153 году и в течение двух столетий служил усыпальницей для правителей Португалии. Собор - это первое здание в готическом стиле, построенное на территории древнего государства.
Исторически ценным является архитектура. Два крыла главного фасада выполнены в стиле барокко, а между ними находится церковь, фасад которой как бы соединяет эти два направления. Вверху расположен балкон, поддерживаемый четырьмя статуями, – они символизируют главные добродетели: справедливость, стойкость, благоразумие и трезвость.
В 1755 году всю страну потрясло большое Лиссабонское Землетрясение, которое было очень разрушительным, но храм выстоял – пострадала только ризница и часть служебных зданий. Однако первоначальный облик исторического места восстановить не удалось. Около входа в церковь расположен Зал Королей, где стоят статуи всех монархов Португалии, а на стенах написана история этого места с помощью сине-белых плиток азулейжос XVIII века.
После осмотра данного шедевра ранней готики другие интерьеры знаменитых соборов Европы кажутся сумрачными и не такими эстетическими. Эти здания демонстрируют совершенные навыки и преданность своему делу средневековых мастеров. А весь ансамбль «de Santa Maria de Alcobaça» является одним из прекраснейших памятников португальского искусства.
Монте-Альбан
По мнению видных ученых с мировым именем это довольно крупное поселение древних людей на юго-востоке Мексики, штат Оахака. Всего в 9 км от столицы штата на низком гребне горного хребта, проходящего через долину, раскинулось рукотворное плато. На нем находился самый первый во всей исторической области город, который выполнял значительную роль как социально-политический и экономический центр Сапотекской цивилизации.
В начале 30-х годов развалины этого древнего поселения были обнаружены мексиканским археологом Альфонсо Касо. Многие ученые мужи приравнивают это открытие к сенсационному обнаружению истинного места нахождения легендарной Трои.
«Мексиканская Троя» оказалась городом высокой культуры, здешние умельцы еще в 200 году до нашей эры уже могли обрабатывать горный хрусталь и делать уникальные ювелирные изделия из золота.
Во время раскопок были обнаружены 150 четырехкамерных склепов, дворцы и пирамиды, очень похожие на возводимые племенем майя, древняя обсерватория, гигантский амфитеатр со 120 рядами для зрителей, мощные каменные лестницы в 40 метров шириной, строение, напоминающее стадион и многое другое.
Стены зданий украшены фресками, рельефными изображениями человеческих фигур и каменными мозаиками. Обнаружены своеобразные погребальные керамические урны в виде богов и разных животных.
Впечатляющие руины центра древней цивилизации Монте-Альбан расположены таким образом, что видны из любой точки центральной части долины Оахака
Лалибэла
Это небольшой городок на севере Эфиопии, расположенный в регионе Ахмара на высоте 2500 метров над уровнем моря. Является центром паломничества всего населения страны, ведь почти все жители городка – христиане эфиопской православной церкви.
Лалибэла построен как Новый Иерусалим в ответ на захват мусульманами святыни христиан в государстве Израиль, поэтому многие исторические здания имеют названия и вид архитектуры аналогично древним зданиям Иерусалима.
По данным 2005 года население города составляло 15 тысяч человек, из которых большая часть (около 8 000) - женщины. Этот средневековый религиозный центр известен своими монолитными, высеченными в вулканическом туфе трехнефными церквями, построенными на рубеже XI – XIII веков. В барельефах и настенной живописи этих древних сооружений смешиваются христианские и языческие символы и мотивы.
Тринадцать храмов как бы растут из земли. «Бете Мариам» считается самой старинной, а «Бете Медхане Алеем» - самой большой церковью в мире, вырубленной в скале. По приданию в последней из высеченных в скалах церквей «Бете Голгофе» покоится прах короля Лалибэла.
Эти уникальные произведения зодчества древних умельцев являются и памятниками инженерной мысли средневековой Эфиопии – около многих из них находятся колодцы, которые наполняются водой с помощью сложнейшей системы, основанной на использовании артезианских скважин.
Восемьсот лет назад люди могли подавать воду на высоту 2500 метров!
Эллора
Это простая деревня в штате Махараштра, Индия, недалеко от города Аурангабад. Знаменита она тем, что рядом в скалах высечены пещерные храмы разных религий, создание которых относится к VI – IX векам уже новой эры. Из 34 пещер Эллоры 12 на юге – буддийские, 17 в центре посвящены индуистским богам, а 5 к северу – джайнские.
Большинство древних святынь имеют свои имена, самый известный - «Kailas». Этот прекрасный, отлично сохранившийся образец древнейшего зодчества считается одним из самых драгоценных памятников в Индии. В гранитном навесе над входом в это святое для всех индусов место высечены колоссальные статуи Шивы, Вишну и других почитаемых в стране богов.
Далее следует огромная богиня Лакшми – она возлежит на цветках лотоса, а вокруг стоят величественные слоны. Со всех сторон храм окружают монументальных размеров львы и грифы, они застыли в разных позах, и охраняют покой небесных царей.
Одна из легенд гласит, что этот райский уголок был построен одним раджой – эличпурским Эду – в благодарность за исцеление водой из расположенного на территории храма источника.
«Vishvakarma» имеет многоэтажный вход и большой зал, в котором стоит скульптура Будды, читающего проповедь.
«Индра-Сабха» - это двухуровневый монолитный джайнский храм.
«Kailasanatha» является центральным местом всего священного комплекса, а за время строительства этого чуда в местечке Эллора было вынесено более 200 000 тонн скальной породы.
Древний строительный Комплекс в Wudang Mountains
Горы Уданшань в Китае знамениты своими древними монастырями и храмами, когда-то давно здесь был основан университет по исследованию медицины, фармакологии, систем питания, медитации и боевых искусств.
Еще во времена династии Тан (618-907 годы) в этой местности открыли первый религиозный центр – Храм Пяти Драконов. Большое строительство на горе началось в XV веке, когда император Юнлэ созвал 300 тысяч солдат и построил комплексы. В то время было возведено 9 монастырей, 36 скитов и 72 кумирни, множество беседок, мостиков и многоярусных пагод, образующих 33 архитектурных ансамбля. Строительство продолжалось 12 лет, а комплекс сооружений охватил главную вершину и 72 малых пика – протяженность составила 80 км.
«Золотой Зал» является одним из наиболее известных, на его изготовление понадобилось 20 тыс. тонн меди и около 300 кг золота. По мнению ученых, он был выкован в столице Китая городе Пекин, а потом по частям доставлен в горы Удан.
Храм «Пурпурного облака» состоит из нескольких залов – «Dragon and Tiger Hall», «Purple Sky Hall», «Восточный», «Западный» и «Родительский». Здесь хранятся святыни Ву Чжень со дня его основания.
В смутные времена Культурной революции в Китае (1966-1976 годы) многие места поклонений были разрушены, но позже восстановлены, и в настоящее время комплекс посещают туристы со всего мира.
Архитектура древнего комплекса Wudang Mountains сочетает в себе самые лучшие достижения китайских традиций за последние полторы тысячи лет.
«Долина китов» в Египте
40 млн. лет назад «Wadi Al-Hitan» была дном Всемирного океана, поэтому здесь и сохранились сотни скелетов древних млекопитающих. Эта уникальная долина находится в 150 км к юго-западу от столицы Египта - Каира. Многие останки китов относятся к исчезнувшему подотряду Archaeoceti, представляющие один из важнейших этапов эволюции: перерождение наземных многотонных чудищ в морских млекопитающих.
Ископаемые скелеты наглядно показывают внешность и образ жизни этих исполинов в их переходный период. К тому же они все находятся на удобной для изучения и, что немаловажно, бдительно охраняемой территории.
Кроме этого, там есть останки морских коров «Sirenia» и морских слонов «Moeritherium», а также доисторических крокодилов, морских змей и черепах. Некоторые экземпляры настолько хорошо сохранились, что можно изучать содержимое их обширных желудков.
Все вместе помогает ученым разгадать существующую до сих пор тайну эволюции этих самых больших на планете млекопитающих.
Первозданная экзотика тропических лесов
Национальный парк Керчин-Себлат является самым большим заповедником острова Суматра, его площадь около 13,7 тысяч кв. км. Здесь можно увидеть более 4000 видов растений, в том числе самый большой в мире цветок - Раффлезия Арнольда, его диаметр 60-100 см, а вес достигает до 8 кг. Кроме этого, в этой местности обитают около 370 разновидностей птиц и редких животных (суматринские тигры, слоны и носороги, малайский тапир). Также есть и горячие источники, самое высокогорное кальдерное озеро и самый высокий пик на острове. А недавно здесь видели оленя мунтжак, вид которого считался вымершим в еще в 30-х годах прошлого столетия.
Второй по величине – Гунунг-Лёсер, имеет площадь 7927 кв. км. Располагается в регионе Ачех и в районе местечка Букит Лаванг. Этот небольшой городок считается лучшей отправной точкой для прогулок по экзотическому месту. Экскурсии разрешены только в сопровождении обученного гида и при наличии специального разрешения.
В этом заповеднике самым интересным считается большая популяция человекообразных обезьян – орангутангов. В переводе с малайского языка это означает «лесной человек».
Третий по величине – Букит-Барисан-Селатан площадью 3568 кв. км, охватывающий провинции Лампунг, Бенкулу и Южную Суматру. Здесь можно встретить очень редких животных - суматринского слона и полосатого кролика.
Туристы ценят Суматра за тропические леса с сохранившейся в первозданном виде природой, за диковинные растения и удивительных представителей экзотической фауны. Кроме этого, здесь много красивейших и все еще активных вулканов.
«Сикстинская капелла первобытной живописи»
«Ласко» находится во Франции в 40 км от города Перигё и считается одним из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальной живописи древнего человека. Пещера была случайно открыта в 1940 году четырьмя подростками, которые заметили узкое отверстие в скале, образовавшееся от падения дерева. После обследования ученые определили, что возраст наскальных рисунков составляет более 17300 лет.
Пещера довольно небольшого размера, совокупность всех ее галерей около 250 метров, а средняя высота 30 метров. Посетителей пускали с 1948 по 1955 годы, но потом ее закрыли, так как системы вентиляции не справлялись с углекислым газом, скапливающимся внутри от дыхания многочисленных туристов, и наскальные рисунки могли быть повреждены.
Системы кондиционирования меняли несколько раз в прошлом веке, но все они были малоэффективны, и историческое наследие периодически закрывали для профилактических работ. И только уже в 21 веке были установлены мощные агрегаты, которые успешно справлялись с поставленной задачей.
Для сохранности настенной живописи решили скопировать все изображения и сделали бетонную копию, где представлены почти все наскальные рисунки в той же последовательности, что и у оригинала. Назвали пещеру «Ласко II», она находится всего в 200 метров от настоящей и впервые была открыта для путешественников в 1983 году.
Тахт-е Джамшид
Тахт-е Джамшид по-гречески «Персеполес» – развалины столицы Империи Ахеменидов. Это место считается одним из красивейших памятников истории государства Иран. Он находится на равнине Марвдашт у подножия горы Рамхат и был основан Великим царем персов Дарием I в 515 году до нашей эры.
Площадь этого каменного сооружения составляет 135 тыс. кв. метров, в его состав входят «Врата всех наций», «Дворец Ападана», «Тронный зал», могила «Царя царей», недостроенный дворец и казна. Строительство продолжалось около 45 лет и завершилось уже при правлении Ксеркса Великого – старшего сына Дария.
В Персеполесе сохранились в основном остатки дворцового комплекса и культовых сооружений. Наиболее знаменит из них «Ападана» с церемониальным залом и 72 колоннами. В пяти километрах находится царская гробница Накше-Рустам и скальные рельефы Накше-Рустам и Накше-Раджаб.
Здесь в те далекие времена уже существовал водопровод и канализация, а при строительстве не использовался труд рабов. Стены этого уникального комплекса имели толщину более пяти метров и высоту до 150 сантиметров. В город можно было подняться по парадной лестнице, состоящей из двух маршей по 111 ступеней из белого известняка каждый. Затем необходимо было миновать «Врата всех наций».
Но мощные стены не помогли, и в 330 году великий завоеватель Александр Македонский взял штурмом укрепленный комплекс и во время пира в честь победы сжег столицу Персидского царства дотла, возможно, в отместку за разрушенный персами в Афинах Акрополь.
Колыбель человечества
Исторический памятник находится в 50 км к северо-западу от Йоханенсбурга в провинции Гаутенг государства ЮАР на юге Африканского материка. Площадь его составляет 474 кв. км, в комплекс входят известняковые пещеры, в том числе и группа под названием Стеркфонтейн, где в 1947 году Роберт Блум и Джон Робинсон обнаружили ископаемые останки древнего человека - «Australopithecus africanus» возрастом 2,3 млн лет.
«Таунг-Скал-Фоссил-Сайт» - именно здесь в 1924 году был обнаружен знаменитый череп Таунга, принадлежащий древнейшему человеку. Долина Макапан известна обилием найденных в здешних пещерах археологических следов, подтверждающих существование людей около 3,3 млн. лет тому назад.
Ископаемые останки, обнаруженные здесь, помогли ученым сделать идентификацию образцов древних гоминид, датируемых периодом между 4,5 и 2,5 млн. лет тому назад. Эти же находки полностью подтверждают теорию, что огнем наши далекие предки стали пользоваться уже в период около миллиона лет назад.
Возможно, кому-то из читателей покажется, что в нашей теме очень много цифр, но ведь это история, причем, не какого-то отдельно взятого человека, а всей нашей цивилизации.
| Представление об объектах окружающего мира
Урок 5
Тема 6. Представление об объектах окружающего мира
Изучив эту тему, вы узнаете:
Что такое объект;
- что такое свойства, действия и среда объекта.
6.1. Что такое объект
В мире, в котором мы живем, нас окружает множество объектов . В детстве вы неоднократно слышали: «Посмотри - это дерево. Это солнце. Это дом». Так постепенно вы узнавали названия окружающих предметов. Каждый предмет имеет форму и состоит из того или иного вещества (материала). Это материальные объекты.
Посмотрите вокруг, и вы увидите многочисленные примеры одушевленных и неодушевленных предметов. Это представители живой природы - люди, животные, растения, а также объекты неживого происхождения - горы, звезды, озера. Большим разнообразием отличаются изделия, созданные руками человека: стол, шкаф, авторучка, компьютер, книга.
Перечисленные объекты материальны и имеют форму . Можно привести примеры объектов, которые не имеют определенной формы: снег, песок, вода, молоко и пр.
Объектом является также и то, что создается в результате умственной деятельности человека : стихотворение, музыкальное произведение. В школе вы часто сами создаете такие нематериальные объекты: на уроках литературы пишете сочинения, на уроках математики решаете задачи, на компьютере набираете текст или рисуете.
Человек сталкивается с различными природными явлениями , такими как молния, радуга, гололед, затмение. Они также являются объектами наблюдений и изучения .
Понятие «объект» связано с практической и познавательной деятельностью человека. Все, что человек использует, производит, изучает, является объектом.
Объект - некоторая часть окружающего мира, рассматриваемая человеком как единое целое.
Каждый объект обязательно как-то называется .
Имя - это основная характеристика, которая позволяет отличить один объект от другого.
Как правило, в обыденной жизни используется общее имя , обозначающее объекты с похожими характеристиками: комната, собака, река, песня. Однако при упоминании этих имен каждый из вас представляет конкретную комнату, знакомую собаку, речку, протекающую в вашем городе.
Многим объектам, чтобы конкретизировать их, дают имя собственное . Так, собственные имена есть у многих географических объектов: город Москва, река Волга, гора Арарат. Человек, собака, лошадь, а иногда и другие домашние животные имеют свои собственные имена. Имена дают кораблям, музеям, зданиям: крейсер «Варяг», Эрмитаж, Белый дом. Даже некоторые природные стихии получают свои имена. Страшный ураган, пронесшийся над странами Западной Европы 27 декабря 1999 года, вошел в историю под именем Лотар.
Конкретизировать объект можно не только именем собственным, но и с помощью уточняющих определений. Например, «дом, который построил Джек», «белая береза под моим окном», «Карлсон, который живет на крыше».
Посмотрите на рисунок и расскажите, что на нем изображено. Один скажет, что это памятник, другой назовет объект по
имени «Медный всадник», третий определит его как памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге. В первом случае объект назван самым общим именем, во втором он окажется выделен из всего многообразия памятников конкретным именем, а в третьем случае памятник характеризуется уточнениями (кому, где).
6.2. Свойства и параметры объекта
Наш мир очень разнообразен, и каждый объект в нем назван определенным словом (именем). Произнося знакомое слово, вы мысленно представляете себе соответствующий образ объекта.
А скажешь слово «листопад» -
И листья падают, летят.
И, словно наяву,
Ты видишь осень:
Желтый сад
И мокрую траву.
Агния Барто.
«Игра в слова»
А если имя объекта вам незнакомо? Тогда понадобятся дополнительные характеристики, которые позволят отличить данный объект от других, например форма, цвет, область использования, назначение и т. д. Чем более точно и подробно составлено описание объекта, тем легче его узнать.
Рассмотрим хорошо знакомый вам объект по имени «книга». Чтобы отличить книгу от других объектов (не книг), надо перечислить ее свойства. Каждую книгу можно охарактеризовать с количественной стороны: размер страницы (длина и ширина), количество страниц. Однако для книги более важны ее качественные характеристики: автор, содержание, оформление. По содержанию книга может быть художественной, научно-популярной, учебной, справочной и т. д. Можно назвать и другие характеристики книги. Например, если книга художественная, то можно указать ее жанр: детектив, исторический роман, фантастика...
Чтобы отличить одну книгу от другой, надо указать ее название, автора, количество страниц и другие характеристики. Иначе говоря, надо указать конкретные значения свойств объекта. Значения могут быть числовыми, например количество страниц (60, 300, 500), а могут быть качественными, например цвет (красный, желтый, зеленый).
Свойство объекта, которое может быть представлено конкретным значением, часто называют параметром. Параметры, описывающие количественные характеристики (вес, возраст, размер), называют величиной. Параметры, описывающие качественные характеристики объекта (цвет, форма, вкус, материал), называются признаками.
Параметр - признак или величина, характеризующая какое-либо свойство объекта и принимающая различные значения.
Рассмотрим примеры характеристик некоторых объектов.
В таблице 6.1 приведены конкретные значения параметров разных книг.
Таблица 6.1. Объект «книга»
Книги | Название | Автор | Размеры страницы, см | Количество страниц | Содержание |
---|---|---|---|---|---|
Правила дорожного движения | --- | 18х13 | 56 | Учебная | |
Сказки | А. Милн Р.Киплинг Л.Кэролл | 20,5х14 | 300 | Художественная | |
Словарь | В.Даль | 26х21 | 800 | Справочная |
Надо различать объект и конкретный экземпляр объекта. Объект характеризуется именем и параметрами без указания конкретных значений. Экземпляр имеет конкретные значения параметров, может обладать собственным именем и этим отличается от других, ему подобных объектов.
Таким образом, в таблице 6.1 представлены разные экземпляры объекта «книга» .
Посмотрите на рисунок. На нем изображены экземпляры объекта «собака»: такса и колли. Параметры, характеризующие собаку, - это кличка, порода, окрас, высота, длина, вес и т. д. В таблице 6.2 приведены значения параметров некоторых экземпляров объекта «собака».
Таблица 6.2. Объект «собака»
Разнообразные свойства имеют не только предметы живой и неживой природы, но и нематериальные объекты. Объект «песня» характеризуется следующими параметрами: название, композитор, поэт, музыкальный жанр. В таблице 6.3 приведены значения параметров некоторых песен.
Таблица 6.3. Объект «песня»
Текст, который вы сейчас читаете, а также любой другой тоже можно рассматривать как объект. Основными параметрами текста являются: тип (гарнитура) шрифта, размер (кегль), начертание, цвет, тип подчеркивания. В таблице 6.4 приведены примеры конкретных значений параметров образцов текста. С возможностями оформления текста на компьютере вы познакомитесь при изучении текстового редактора.
Таблица 6.4. Объект «текст»
Объект может характеризоваться некоторыми неизменными параметрами. Неизменной, например, является дата рождения человека, длина, ширина и высота комнат в построенном доме.
Некоторые параметры объекта могут меняться со временем. Например, меняются определенные физические характеристики человека, такие как рост, вес, цвет волос. Меняются скорость автомобиля при движении или размер клубка шерсти при вязании.
Любой объект всегда находится в каком-то состоянии . Например, человек может находиться в сонном, активном, болезненном, возбужденном состоянии. Состояние объекта характеризуется текущим значением его параметров. К примеру, состояние погоды в определенный день характеризуется значениями температуры и влажности воздуха, направлением и скоростью ветра, облачностью... Состояние спортсмена может характеризоваться текущими значениями температуры тела, давления, пульса.
В таблице 6.4 каждая строка отражает некоторое состояние объекта «текст».
Очень часто объект можно описать параметрами, значения которых связаны между собой. Например, площадь комнаты может быть получена по формуле S а х b. Длина (а) и ширина (b) комнаты могут быть какими угодно. Они не зависят друг от друга. Площадь зависит от обоих параметров. Связь в данном случае означает, что при изменении значения хотя бы одного параметра меняется и значение площади.
Другой пример показывает связь между высотой кирпичной стены (В), высотой кирпича (К) и количеством ря дов (Р): В = К х Р.
Эта и многие другие формулы, которые вам известны, выражают связь между параметрами.
Некоторые характеристики объектов не принято называть параметрами, потому что трудно определить их конкретные значения . Доброту, красоту невозможно взвесить или измерить. Каждый человек определяет их меру по-своему. Такие характеристики называют свойствами.
Характеристика объекта сама может являться объектом . Например, ваши родители при устройстве на работу, возможно, заполняли анкету, в которой были перечислены следующие характеристики: дата рождения, адрес, паспорт, дети... Здесь «паспорт» и «дети», характеризуя работника, являются в то же время самостоятельными объектами.
Другой пример: портниха, собираясь подшивать юбку модницы, сосредоточивает свое внимание на параметре юбки «длина». Она обсуждает эту длину с заказчицей, прикидывает на изделии, выравнивает слева и справа... Для портнихи в данный момент «длина» является объектом ее практической деятельности
Ведутся работы по представлению в Список следующих природных объектов: Дельта Волги , Дельта Лены , Зеленый пояс Фенноскандии , Курильские острова , Валдай - Великий водораздел ,Западный Саян, Берингия и Соловецкие острова.
Природные объекты, включенные в Список всемирного наследия |
||
Площадь | Состояние | |
Девственные леса Коми | 3,279 млн га | Включен в Список всемирного наследия (1995 г.) Критерии - N ii, iii |
1. Государственный биосферный заповедник "Печоро-Илычский" | 721 322 | |
2. Национальный парк "Югыд Ва" | 1 891 701 | |
3. Охранная зона заповедника | 666 000 | |
Озеро Байкал | 8,8 млн га | Включен в Список (1996 г.) Критерии - N i, ii, iii, iv |
1. Государственный биосферный заповедник "Байкальский" | 165 724 | |
2. Государственный биосферный заповедник "Баргузинский" | 374 322 | |
3. Государственный природный заповедник "Байкало-Ленский" | 660 000 | |
4. Национальный парк "Прибайкальский" | 418 000 | |
5. Национальный парк "Забайкальский" | 246 000 | |
6. Заказник "Фролихинский" | 910 200 | |
7. Заказник "Кабанский" | 18 000 | |
8. Национальный парк "Тункинский" (частично) | ||
Вулканы Камчатки | 3,996 млн га | Включен в Список (1996 г.). Расширен в 2001 г. Критерии - N i, ii, iii, iv |
1. Государственный биосферный заповедник "Кроноцкий" | 1 147 619,37 | |
2. Природный парк "Быстринский" | 1 368 592 | |
3. Природный парк "Налычевский" | 286 025 | |
4. Природный парк "Южно-Камчатский" | 500 511 | |
5. Заказник федерального значения "Южно-Камчатский" | 322 000 | |
6. Природный парк "Ключевской" | 371 022 | |
Золотые Горы Алтая | 1,509 млн га | Включен в Список (1998 г.) Критерий - N iv |
1. Государственный биосферный заповедник "Алтайский" | 881 238 | |
2. Государственный биосферный заповедник "Катунский" | 150 079 | |
3. Природный парк "Гора Белуха" | 131 337 | |
4. Природный парк "Укок" | 252 904 | |
5. Буферная зона "Телецкое озеро" | 93 753 | |
Западный Кавказ | 0,301 млн га | Включен в Список (1999 г.) Критерии - N ii, iv |
1. Государственный биосферный заповедник "Кавказский" с буферной зоной | 288 200 | |
2. Природный парк "Большой Тхач" | 3 700 | |
3. Памятник природы "Верховья рек Пшеха и Пшехашха" | 5 776 | |
4. Памятник природы "Верховье реки Цица" | 1 913 | |
5. Памятник природы "Хребет Буйный" | 1 480 | |
Куршская Коса (совместно с Литвой) | 0,031 млн га | Включен в Список (2000 г.) Критерий - C v |
1. Национальный парк "Куршская Коса" (Россия) | 6 600 | |
2. Национальный парк "Kursiu Nerijos" (Литва) | 24 600 | |
1,567 млн га | Включен в Список (2001 г.). Расширен в 2018 г. Критерий - N iv |
|
1. Государственный биосферный заповедник "Сихотэ-Алинский" | 401 600 | |
2. Национальный парк "Бикин" | 1 160 469 | |
3. Заказник "Гораловый" | 4 749 | |
Убсунурская Котловина (совместно с Монголией) | 0,883 млн га | Включен в Список (2003 г.) Критерии - N ii, iv |
1. Государственный биосферный заповедник "Убсунурская Котловина" (Россия) | 73 529 | |
2. Биосферный заповедник "Uvs Nuur" (Монголия) | 810 233,5 | |
Остров Врангеля | 2,226 млн га | Включен в Список (2004 г.) Критерии - N ii, iv |
Государственный природный заповедник ""Остров Врангеля"" | ||
Плато Путорана | 1,887 млн га | Включен в Список (2010 г.) Критерии - vii, ix |
Государственный природный заповедник "Путоранский" | ||
Ленские столбы | 1,387 млн га | Включен в Список (2012 г.) Критерии - viii |
Природный парк Республики Саха (Якутия) "Ленские столбы" | ||
Ландшафты Даурии (совместно с Монголией) | 0,913 млн га | Включен в Список (2017 г.) Критерии - (ix), (x) |
1. Государственный природный биосферный заповедник "Даурский" | 49 765 | |
2. Охранная зона Государственного природного биосферного заповедника «Даурский» | 117 690 | |
3. Заказник федерального значения «Долина Дзерена» | 111 568 | |
Общая площадь в Российской Федерации: | 279 023 | |
4. Строго охраняемая территория «Монгол Дагуур» | 110 377 | |
5. Буферная зона Строго охраняемой территории «Монгол Дагуур» | 477 064 | |
6. Природный заказник «Угтам» | 46 160 | |
Общая площадь в Монголии: | 633 601 |
Природные объекты, включенные в Предварительный список |
||
Объекты и входящие в их состав территории | Площадь | Состояние |
Валаамский архипелаг | 0,026 млн га | Включен в Предварительный список РФ 15.05.1996 г. |
Природный парк "Валаамский архипелаг" | ||
Магаданский заповедник | 0,884 млн га | Номинация подготовлена |
Государственный природный заповедник "Магаданский" | ||
Командорские Острова | 3,649 млн га | Включен в Предварительный список РФ 07.02.2005 г. Номинация подготовлена |
Государственный природный заповедник "Командорский" | ||
Большое Васюганское болото | 0,4 млн га | |
Государственный комплексный заказник Тюменской области "Васюганский" | ||
Красноярские столбы | 0,047 млн га | Включен в Предварительный список РФ 06.03.2007 г. |
Государственный природный заповедник "Столбы" | ||
Ильменские горы | 0,034 млн га |
Включен в Предварительный список РФ 11.08.2008 г. Номинация подготовлена |
Государственный природный заповедник РАН "Ильменский" | ||
Башкирский Урал | 0,045 млн га | Включен в Предварительный список РФ 30.01.2012 г. |
Природные объекты, перспективные для включения в Предварительный список |
||
Объекты и входящие в их состав территории | Площадь | Состояние |
Берингия | 2,911 млн га | Рекомендован МСОП к включению в Список |
1. Национальный парк "Берингия" (РФ) | 1 819 154 га | |
2. Национальный заповедник "Беринг-лэнд-бридж" (США) | 1 091 595 га | |
Дельта Волги | 0,068 млн га | критерием N iv. Номинация подготовлена |
Государственный природный биосферный заповедник "Астраханский" | ||
Дельта Лены | 1,433 млн га | Рекомендован МСОП к включению в Список в соответствии с критерием N iv. Номинация подготовлена |
Государственный природный заповедник "Усть-Ленский" | ||
Курильские Острова | 0,295 млн га | Номинация подготовлена |
1. Государственный природный заповедник "Курильский" и его буферная зона | 65 365 и 41 475 | |
2. Биологический заказник "Малые Курилы" | 45 000 | |
3. Заповедник областного значения "Остров Уруп" | 143 000 | |
Зеленый пояс Фенноскандии (совместно с Финляндией и Норвегией) | 0,541 млн га | Российская часть номинации подготовлена |
1. Государственный биосферный заповедник "Лапландский" | 278 436 | |
2. Государственный природный заповедник "Костомукшский" | 47 457 | |
3. Государственный природный заповедник "Пасвик" | 14 727 | |
4. Национальный парк "Паанаярви" | 104 354 | |
5. Национальный парк "Калевальский" | 95 886 | |
Валдай - Великий водораздел | 0,183 млн га | Номинация подготовлена |
1. Национальный парк "Валдайский" | 158 500 | |
2. Государственный природный биосферный заповедник "Центрально-лесной" | 24 447 |
Природные объекты, не включенные в Список |
||
Объекты и входящие в их состав территории | Площадь | Состояние |
Водлозерский Национальный парк | 0,58 млн га | |
1. Национальный парк "Водлозерский" | 404 700 | |
2. Заказник "Кожозерский" | 178 600 | |
Башкирский Урал | 0,2 млн га | Не включен в Список (1998 г.) |
1. Государственный биосферный заповедник "Шульган-Таш" | 22 531 | |
2. Государственный природный заповедник "Башкирский" | 49 609 | |
3. Национальный парк "Башкирия" (строго охраняемая территория) | 32 740 | |
4. Заказник "Алтын Солок" | 93 580 | |
Тебердинский заповедник (расширение объекта "Западный Кавказ") | 0,085 млн га | Не включен в Список (2004 г.) |
Государственный биосферный заповедник "Тебердинский" |
Россия, безусловно, богата неповторимыми и, что очень важно, не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам ученых, в нашей стране насчитывается около 20 территорий, достойных статуса объекта Всемирного природного наследия. Список наиболее перспективных территорий был определен в ходе совместного проекта ЮНЕСКО и Международного Союза Охраны Природы и природных ресурсов (МСОП) по бореальным лесам.
Глава 6. Активные и пассивные объекты духовно-нематериального мира как аналог живого и неживого материального мира.
«Все живо, но условно мы считаем живым только
то, что достаточно сильно чувствует».
К.Циолковский
В материальном макромире, как известно, вещество (как один из видов материи) не находится в аморфном или хаотичном состоянии: материальный макромир в его вещественной части состоит из различных объектов, которые, несмотря на громадное многообразие, вполне классифицируются и образуют стройную иерархическую структуру вещественного мира. От распыленных масс газопылевых туманностей до сложнейших живых систем - все это составные части, составные элементы материального мира. Все эти элементы мы привычно объединяем общим термином «материальные объекты». И одним из естественно возникающих вопросов является вопрос о том, существует ли в духовно-нематериальном мире некий аналог объектов мира вещества со свойствами, напоминающими свойства материальных объектов.
Если сходство строения духовно-нематериального мира и мира материального действительно существует, то такой аналог вполне может быть найден. Но что же нам искать?..
Вещественные объекты материального мира мы отличаем от всяких иных материальных образований по следующим признакам: 1) материальные объекты данного рода представляют из себя, как правило, устойчивую единую систему элементов, связанных определенными взаимоотношениями в некое единое целое; 2) это целое способно существовать самостоятельно определенное время; 3) материальные объекты вещественной природы обладают свойством пространственной ограниченности, бывая порой весьма компактными образованиями и обуславливая дискретность вещественного мира (в отличие от континуального характера полевой формы материи).
При этом мы разделяем известный нам вещественный мир на две большие части по способности объектов гибко реагировать на внешнее воздействие и самим активно воздействовать на окружающие объекты: мы выделяем объекты живой и неживой природы.
Итак, есть ли в духовно-нематериальном мире аналог миру вещественному?.. Оказывается, что такой аналог не только есть, но и имеет весьма разнообразные формы, как разнообразны и материальные объекты. При этом за одним из видов духовно-нематериального аналога объектов материального мира не надо далеко ходить, - этот аналог уже не только описан в различных «первоисточниках», но и хорошо известен каждому из нас. Речь идет об образах (которые мы в дальнейшем разделим на две категории: собственно образы и мыслеобразы).
В реальном существовании образов с точки зрения нашего повседневного опыта вряд ли кто сомневается. На их использовании построено практически все наше сознательное и бессознательное мышление; с их помощью происходит наше восприятие информации об окружающей действительности и о нашем внутреннем мире. Но это с точки зрения субъективного восприятия, а объективное их существование долгое время добрая половина ученых начисто отрицала, относя понятие образа к реально несуществующим плодам нашего воображения, к неким абстракциям.
Но в наше время позиция такого слепого отрицания уже не согласуется с экспериментальными данными, поскольку появились факты, говорящие о том, что образы не только реально существуют, но и могут быть зарегистрированы . И хотя речь пока еще не идет о сугубо объективном исследовании образов, но достоверность их регистрации с помощью субъективного восприятия уже трудно подвергнуть сомнению (о методике исследования реальностей с учетом влияния субъективного фактора мы уже говорили ранее), хотя эксперименты с регистрацией образов и носят еще весьма экзотический характер.
Так эксперименты в Принстоне по телепатии (реальное существование которой уже не возможно отрицать, хотя и нельзя еще отнести к «повседневному» явлению), базировавшиеся на строго научном подходе, констатировали активное использование образов в этом явлении. И более того: был получен вывод, что телепатия, как таковая, базируется на приеме и передаче именно образов.
Вообще, практически во всех «первоисточниках» отмечается, что человек, как существо, имеющее возможность доступа в оба мира сразу, постоянно как бы «выбрасывает» в духовно-нематериальный мир различные образы. При этом «чистая» телепатия вносит лишь ничтожный вклад в ту совокупность образов, которая порождается человеком в повседневной деятельности.
«Третьей разновидностью формы рассматриваются образы восприятия, или иными словами - мыслеформы. Мозг оказывается органом, порождающим полевые волновые структуры, соответствующие формам окружающих человека живых и неживых объектов. Образом восприятия, с точки зрения их материального существования, выступает как реальности, подобные стоячим волнам, как некоторые полевые структуры, как формы в чистом виде, лишенные вещества. В процессе отражения предметов окружающего мира эти материальные и в то же время информационные образования входят во взаимодействие с формами воспринимаемых объектов. Именно такое полевое, волновое взаимодействие форм составляет основу процесса восприятия» (А.Мартынов, «Исповедимый путь»).
Точнее здесь следовало бы сказать «мыслеобразы» вместо «мыслеформы» и «продукт мыслительной деятельности» вместо «продукт мозга», так как форма - это лишь одна из характеристик образа, а мозг - это всего лишь физический инструмент мыследеятельности, используемый к тому же только при физической жизни человека…
В результате духовно-нематериальный мир буквально кишит различными порождаемыми человеком образами, которые постоянно взаимодействуют не только между собой, но и с материальным миром . В частности, например, существование в духовно-нематериальном мире образов в качестве объектов этого мира и способность человека выступать в роли как источника, так и приемника образов, вполне может являться причиной того известного явления, которое мы называем «витанием идей в воздухе», и которое приводит к фактам одновременных открытий, изобретений и решений задач. Так, скажем, заявку на патент на изобретение телефона Э.Грей сделал всего на два часа позже Г.Бэлла; Гильберт на пару недель позже Эйнштейна вывел уравнения гравитационного поля, устанавливающие связь между гравитацией и кривизной пространства-времени…
При этом реальны не только простейшие, жестко очерченные образы, но и такие расплывчатые объекты духовно-нематериального мира как, например, образы, составляющие критерии морали, нравственности, духовного совершенства человека, его внутренние ценности.
«В моем восприятии предмета как чего-то реально существующего подразумевается, что я признаю его реальность независимо от моего или чьего-либо восприятия. То же самое верно и в отношении предметов ценностного восприятия. Как только я постигаю какую-либо ценность, я автоматически осознаю, что эта ценность существует сама по себе , независимо от того, принимаю я ее или нет» (В.Франкл, «Человек в поисках смысла»).
«Определенное субъективное состояние, несомненно, является необходимым условием для того, чтобы те или иные ценности стали в принципе видимыми; несомненно, чтобы осознать эти ценности, человеку требуется… особая специфическая чувствительность. Но это ни в коей мере не опровергает объективность ценностей, а скорее подразумевает их. Как этические, так и эстетические ценности подобны предметам восприятия - в том смысле, что для их постижения требуются соответствующие действия; и в то же время эти действия обнаруживают несводимость всех этих предметов к тем действиям, которыми они выявлены, что и подтверждает их объективность» (там же).
Мыслеобразы постоянно то возникают, то исчезают в процессе сознательной и бессознательной мыслительной деятельности человека. Они чрезвычайно разнообразны, и их многообразие, пожалуй, ничем не ограничено.
«В «тонком» мире можно творить из тонкой материи своими мыслями все что угодно, что только человек желает. Чем богаче воображение человека, тем разнообразнее его творчество, и чем культурнее человек, тем прекраснее оно» (Ю.Иванов, «Человек и его душа. Жизнь человека в физическом теле и в астральном мире»).
«Художник мыслит зрительными образами, музыкант - звуками, ученый - абстрактно-логическими категориями» (В.Роттенберг, С.Бондаренко, «Мозг, обучение, здоровье»).
Анализируя свойства мыслеобразов, можно заметить их явно выраженный «пассивный» характер , который заключается в том, что мыслеобразы «не ведут» никакой активной деятельности, хотя и могут воздействовать на окружающие их объекты (как в духовно-нематериальном, так и материальном мире). В этом они весьма похожи на неживые объекты материального мира… Но в отличие от неживых объектов материального мира образы, порождаемые человеком (т.е. мыслеобразы) проявляют сильнейшую зависимость от объекта , их «породившего», - от человека.
При этом зависимость мыслеобразов от человека, их «породившего», простирается заведомо дальше их «индивидуальности»: мыслеобразы не только «порождаются» человеком, но и прекращают свое существование в зависимости от того, когда прекращается как бы «подпитка» человеком этого мыслеобраза. В этом мыслеобраз похож на мимолетный, неустойчивый мираж.
«Ряд образов, вызванных человеком, дает так называемые астральные миражи… Все произведения человеческого воображения являются в астрале в виде астральных миражей» («Оккультизм и магия»).
«Нельзя ли предположить, что образы, созданные религией, например, Иисуса Христа, Девы Марии и разных святых, независимо от их настоящих личностей, существуют в астрале. Рожденные воображением многих людей, они полностью и зависят от них, от их веры. Фантомы эти могут потерять свою силу и влияние, исчезнуть при исчезновении веры в них» (В.Сафонов, «Несусветная реальность»).
Но в определенных условиях мыслеобраз может перестать зависеть от мыследеятельности человека . Это происходит тогда, когда он посредством человеческой деятельности закрепляется в материальном объекте. Например, ученый может написать формулу, композитор - музыку, а скульптор - сделать скульптуру по имеющемуся у него мыслеобразу. Тогда мыслеобраз уже не исчезает, а трансформируется в некую иную сущность, трансформируется в образ . Точнее, правда, будет сказать, что мыслеобраз все-таки прекращает свое существование, а информация, заложенная в нем, переносится в соответствующий образ, значительно, как правило, при этом искажаясь, - так что реально воплощенный в материальный предмет образ вовсе не тождественен мыслеобразу, по которому он создан. Реальная картина никогда не является абсолютно точным воплощением замысла художника, а лишь неким приближением к нему.
Здесь мы уже выходим на следующую категорию объектов духовно-нематериального мира, свойства которых рассмотрим чуть позднее… Пока же ясно, что совокупность образов не ограничивается лишь теми из них, которые порождаются в результате сознательной и бессознательной деятельности человека.
Это подтверждается, в частности, многочисленными экспериментами по психодиагностике, основывающейся на экстрасенсорном восприятии. Данные эксперименты показывают, что сам человек как существо физическое (материальный объект) как бы «излучает» в духовно-нематериальный мир образ своего физического тела , качественно отличающийся от тех образов, которые порождаются мыслью человека. Именно с этим образом физического тела человека имеют дело экстрасенсы, диагностирующие других людей. Для этих экстрасенсов нет никаких сомнений в реальности существования таких образов, хотя они порой совершенно различным образом их интерпретируют.
«В моей практике, опытах и экспериментах… таким двойником выступает являющийся ко мне совершенно неожиданно и неосознанно фантом - что-то вроде туманного, но в то же время осязаемого очертания своего физического начала» (В.Сафонов, «Несусветная реальность»).
При этом следует отметить, что данный образ человека является двойником только лишь физического тела и не несет в себе информации о его «душе», о «духовной составляющей» человека, хотя создание этого образа наиболее сильно в период физической жизни человека (когда его «душа» еще имеет связь с телом физическим), о чем свидетельствуют, в частности, эксперименты с поиском пропавших и погибших людей, на анализе которых, впрочем, стоит остановиться подробнее…
Связь образа человека (его «фантома») именно с физическим телом подчеркивается абсолютным отсутствием в имеющихся экспериментах, во-первых, каких-либо описаний душевного (а не физического) состояния людей при их жизни и, во-вторых, каких-либо описаний и упоминаний о возможности определения в этих экспериментах судьбы «души» после физической смерти человека (которая, как мы увидим в дальнейшем, вовсе не обязательно заканчивает при этом свое существование). Правда, в «первоисточниках» немного сбивает с толку то, что при диагностировании удается получить информацию о состоянии физического тела, каким оно было лишь при жизни человека и спустя непродолжительное время после его смерти (предположительно, до момента окончательного отделения «души» от тела). Но это явление вполне объяснимо возможностью значительной разницы в интенсивности образов, излучаемых в духовно-нематериальный мир в одном случае физическим телом живого человека, а в другом - его хладным трупом.
Тем более, что те же эксперименты показывают возможность диагностирования состояния тела при жизни человека по его фотографиям, предметам пользования и даже просто по его имени (диагностирование болезней известных людей прошлого в опытах Сафонова), что говорит о существовании некоей «подпитки» образа человека, сформировавшегося при его жизни, с помощью предметов материального мира, к которым этот человек имел отношение при своей жизни. А эта «подпитка» в таком случае может быть способна, в принципе, поддерживать интенсивность образа человека на уровне, достаточно высоком, чтобы «перекрыть» образ, излучаемый его трупом или тем, что от него остается еще позже…
Этот образ физического тела по своей сущности гораздо ближе не к мыслеобразам (будем называть так все образы, которые непосредственно связаны с мыследеятельностью человека, отличая их от остальных видов образов), а к образам, которые , как оказывается, «излучает» в духовно-нематериальный мир каждый (даже неживой) материальный объект .
«Мне… сравнительно недавно казалось, что мы, люди, вершина эволюции, имеем монополию во всеобщем информационном поле. Теперь же я вижу, что это совсем не так, что в «банке памяти» хранится информация буквально обо всем, происходящем в нашем мире, и обо всем некогда в нем происходившем» (В.Сафонов, «Несусветная реальность»). Здесь под термином «банк информации» подразумевается духовно-нематериальный мир, несущий в себе информацию обо всем материальном мире, которая передается в духовно-нематериальном мире непосредственно в виде образов - своеобразных объектов духовно-нематериального мира.
Именно на восприятии образов неживых объектов базируются эксперименты экстрасенсов, например, по определению на расстоянии местонахождения этих объектов, «угадыванию» содержания запечатанных конвертов и прочтению скрытого от зрительного и осязательного восприятия текста. Информационный контакт в этих экспериментах устанавливается экстрасенсом не непосредственно с материальным объектом, а с его духовно-нематериальным образом . По этой информации, в частности удается даже определять повреждения, нанесенные неодушевленным предметам вне визуальной видимости экстрасенса. Механизм такого информационного контакта мы рассмотрим позднее, а сейчас - обратим внимание на некоторые свойства образов…
Упоминавшиеся ранее мыслеобразы, «трансформировавшиеся» в результате деятельности человека в образы материальных объектов, образ физического тела человека и «фантомы» материальных тел , воспринимаемые экстрасенсами, явно образуют самостоятельную группу объектов духовно-нематериального мира со своими специфическими свойствами .
Во-первых , они отличаются от мыслеобразов тем, что их существование не зависит напрямую от мыслительной деятельности человека. Даже те, которые «трансформировались» в образы из мыслеобразов, при этой «трансформации» теряют прямую зависимость от мыследеятельности их «автора», поскольку получают свое материальное выражение, с которым и становятся теперь связанными.
Во-вторых , образы (которые мы теперь отличаем от мыслеобразов) также в своем поведении, судя по всем «первоисточникам», проявляют свойства пассивных объектов духовно-нематериального мира. В этом (как и мыслеобразы) образы аналогичны неживым объектам материального мира.
В-третьих , при всей разнице между образами и мыслеобразами, и те, и другие являются объектами мира духовно-нематериального и проявляют свойства, соответствующие этому миру (в том числе и свойство находиться вне материального пространства-времени).
В-четвертых , духовно-нематериальные образы материальных объектов, как уже говорилось, несут в себе информацию об этих объектах. Более того, образ несет в себе абсолютно полную информацию о своем материальном «напарнике», и восприятие образа, например, при медитации позволяет в принципе получить эту информацию о материальном объекте (правда, для того, чтобы восприятие было адекватно заложенной информации, нужно обладать определенными знаниями и навыком). Именно этот процесс восприятия образа и информации о материальном объекте, заложенной в образе, можно встретить в описаниях «проникновения в суть вещей» и «получения абсолютного знания» при «выходе в астрал» (т.е. при выходе человеческого сознания в окружающий духовно-нематериальный мир).
Именно на этой же информационной связи объекта и его образа основано диагностирование различными целителями физического состояния людей, находящихся на удалении: диагностирование идет по образу, излучаемому человеком.
В-пятых , явно прослеживается (в том числе и на упомянутой информационной связи) взаимосвязь материальных объектов со своим духовно-нематериальными образами.
Следует отметить, однако, что остается открытым весьма принципиальный вопрос: как, собственно, связаны между собой материальный объект и его духовно-нематериальный образ. Теоретически может быть два варианта ответа на данный вопрос. В одном случае духовно-нематериальный образ порождается (именно порождается) самим материальным объектом. В другом - образ представляет собой как бы «вторую составляющую» единой сущности, «первая составляющая» которой является материальным объектом.
В пользу первого варианта свидетельствует факт возможности получения информации об объекте через его образ даже после того, как соответствующий материальный объект прекратил свое существование и в силу тех или иных причин разрушился (ссылки на это явление длительного сохранения информации о «уже ушедших» объектах материального мира весьма многочисленны в различных «первоисточниках»). Если образ и объект составляют единую сущность, то почему наблюдается данное явление?.. Ведь, по идее, при разрушении материального объекта должно происходить и разрушение его образа.
С другой стороны, вариант «порождения» образа материальным объектом противоречит взаимной направленности влияния двух миров друг на друга , которая совершенно явно прослеживается на микроуровне (когда виртуальные частицы «порождают» материальные частицы и наоборот) и ощущается на макроуровне (скажем, при воздействии сознания на материальные объекты). Проявления такой взаимной направленности влияния друг на друга двух миров на макроуровне должны в этом случае иметь вид процессов, в которых духовно-нематериальный образ «порождает» соответствующий ему материальный объект (причем данные явления должны были бы происходить и без вмешательства человека, даже в неживом мире), а подобных фактов не отмечается ни в каких «первоисточниках».
В этих условиях автор более склонен придерживаться той точки зрения, согласно которой материальный объект и его духовно-нематериальный образ представляют собой две составляющие единой сущности , поскольку попытка найти некие свидетельства «порождения» образом соответствующего ему материального объекта явно имеет меньше шансов на успех нежели попытка разумного объяснения «парадокса» сохранения информации о прекратившем свое существование материального объекта в виде его образа.
В пользу данного вывода свидетельствует, скажем, практика археологии и палеонтологии, широко использующих закономерности соотношения частей и целого: по каким-то сохранившимся останкам материального объекта ученые в определенных случаях вполне могут реконструировать и воссоздать некоторые свойства целого этого объекта, поскольку части целого могут нести в себе отражение свойств самого целого, отражение его комплекс-качеств. Ясно, что если части материального объекта несут в себе некоторые комплекс-качества целого, то аналогичная картина может наблюдаться и в духовно-нематериальном мире, и часть образа может нести в себе отражение комплекс-качеств целого образа . Тогда при частичном разрушении единой системы (объект-образ) может сохраняться и определенный набор информации о свойствах целой системы, как за счет сохранившихся материальных частей, так и за счет сохранившихся духовно-нематериальных частей, несущих в себе комплекс-качества целой системы. Никто же не может гарантировать, что в описаниях получения информации о существовавших ранее материальных объектах через их духовно-нематериальные образы речь идет об объектах, разрушившихся на все сто процентов…
Какие конкретно комплекс-качества могут сохраняться таким образом, пока, к сожалению, определить невозможно, поскольку это зависит не только от законов материального и духовного мира, но и от слабо изученных законов взаимодействия этих миров между собой. На данной же стадии знания мы можем выявить лишь некоторые аспекты влияния на рассматриваемый процесс имеющегося взаимодействия двух миров.
Одним из результатов взаимодействия мира материального с духовно-нематериальным является феномен, который заключается в способности материального предмета накапливать в себе информацию о других материальных объектах, взаимодействовавших с ним, и тем самым поддерживать существование образов этих других материальных объектов даже после их разрушения (или смерти). Фактически, здесь мы сталкиваемся с сохранением информации о комплекс-качествах одного объекта в духовно-нематериальном образе другого объекта ; явлением, лежащим непосредственно в области взаимодействия мира духовного и мира материального.
Ясно, что тогда должна наблюдаться следующая закономерность: чем сильнее взаимодействие двух миров в рассматриваемой системе объектов и их образов, тем сильнее должна проявляться эта «подпитка» образа одного объекта другим. Поскольку же сфера деятельности человека является той областью, где взаимодействие двух миров (на макроуровне) максимально (по крайней мере на современном этапе знания), постольку наиболее заметной такая «поддержка» образа одного объекта другим объектом должна быть тогда, когда одним из материальных объектов является человек. И действительно, в реальности мы можем наблюдать два варианта данного эффекта.
В первом варианте сохраняется информация о человеке. Именно на этом эффекте основывается возможность диагностирования экстрасенсами людей по различным предметам , которыми пользовался человек, либо по предметам, имеющим какое-либо другое непосредственное отношение к этим людям (например, по фотографиям). Человек является настолько мощным «излучателем» информации о себе, что она способна сохраняться длительное время даже в предметах, имевших к нему лишь косвенное отношение (например, комбинация молекул чернил на бумаге, образующая имя этого человека).
В другом варианте человек является тем объектом, с помощью которого закрепляется информация о других материальных объектах (т.е. роли человека и объекта меняются). Человек в своей деятельности способен сохранять информацию о ранее существовавших объектах, фиксируя их комплекс-качества как в материальных продуктах своей деятельности (литературные или художественные произведения и документы, фото и киноматериалы и т.п.), так и в духовно-нематериальных (мифы, легенды, предания, передаваемые изустно; общественные представления и пр.). Какой бы из этих способов не использовался, все они сводятся к тому, что даже прекращение физического существования оригинала не будет уже сопровождаться исчезновением информации о нем (т.е. прекращением существования образа этого оригинала). Отметим только, что при такой «искусственной» поддержке существования образа прекратившего существование объекта неизбежно вносятся искажения в этот образ, которые ставят под вопрос точность соответствия воспринимаемой непосредственно из духовно-нематериального мира информации об образе реально существовавшему материальному объекту.
Различных соображений можно приводить еще много, но все они, к сожалению, пока не могут дать строгого однозначного ответа на вопрос о соотношении между материальным объектом и духовно-нематериальным образом. Поэтому мы принимаем версию о их сосуществовании в качестве единого целого лишь как наиболее вероятный и наименее противоречивый вариант реального положения дел. Заметим только, что приводимые раньше соображения относятся скорее к неживым объектам материального мира, частично - к живым объектам, и весьма условно - к человеку. Но здесь мы уже подходим к вопросу о существовании еще одной категории объектов духовно-нематериального мира…
Как оказывается, содержание духовно-нематериального мира не ограничивается лишь образами и мыслеобразами, относящимися к пассивным объектам этого мира. В нем выделяются такие объекты, которые весьма активно влияют на окружающие условия и способны гибко менять свою реакцию на внешнее воздействие. Поэтому, анализируя накопленные к настоящему времени данные об объектах духовно-нематериального макромира, можно провести их разделение на два основных вида , которые мы условно назовем « активным » и « пассивным ».
К пассивному виду относятся такие объекты, которые не способны самостоятельно порождать другие образы. К активному же виду относятся те объекты духовно-нематериального мира, которые сами способны порождать образы (так называемые «души» и «духи», о которых мы будем говорить чуть позже). Здесь мы можем проследить вполне четкую аналогию с делением материального мира на живую и неживую части …
Из книги Освобождение автораПричины явлений материального мира - движения энергоинформационных процессов Истинные причины болезней - не вирусы и микробы, не плохая экология и не жизненные невзгоды. Истинные причины - в нарушении течения энергетических потоков в человеческом теле. А значит,
Из книги Основы физики духа автора Скляров Андрей ЮрьевичРАЗДЕЛ I. ОБЩНОСТЬ ДВУХ МИРОВ ВСЕЛЕННОЙ. ИХ СТРОЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. Глава 1. Теория строения материального мира и теория происхождения Вселенной о… существовании духовно-нематериального мира и его связи с миром материальным. «И сказал Бог, да будет свет, И
Из книги Учение жизни автора Рерих Елена ИвановнаГлава 2. Симметрии законов двух миров. Основные отличия духовно-нематериального мира от мира материального. «Человеку не дано объединить то, что разделил господь» В.Паули Итак, мы полагаем, что духовный мир реально существует и является независимым от каких-либо
Из книги Учение жизни автора Рерих Елена ИвановнаГлава 4. Наиболее общие свойства и структура духовно-нематериального мира. «Различные формы Кришны распределены по всей вселенной, чтобы доставлять удовольствие преданным». Учение Шри Чаитанйи Итак, анализ свойств явлений в областях с сильным влиянием (и
Из книги Коды-ловушки для денег. Магия и привлечение автора Фад Роман АлексеевичГлава 7. Взаимодействие духовно-нематериальных объектов. Духовно-нематериальные поля. Эволюция как результат структурного духовно-нематериального взаимодействия. «Все относительно выделенные объекты Вселенной топологически сопряжены друг с другом на уровне
Из книги Крайон. 45 практик, чтобы научиться получать помощь Вселенной автора Лиман АртурГлава 9. Предсознание, сознание, самосознание. Смещение эволюции материального мира с развитием сознания в духовно-нематериальную область. «…чувствующее существо еще не есть существо мыслящее». Д.Дидро, «Разговор Даламбера и Дидро» Здесь нам следует остановиться и
Из книги Окно в невидимый мир, или Как управлять знаками судьбы автора Полынцова ВиолеттаГлава 10. Резонансно-диссонансное взаимодействие как аналог материального электромагнитного взаимодействия. «Люди ненавидят, как и любят, беспричинно». Теккерей Итак, анализ некоторых процессов в материальном мире приводит нас к выводу о наличии в мире
Из книги Контакты с другими мирами автора Гордеев Сергей ВасильевичГлава 24. Пассивные виды контактов человека с духовно-нематериальным миром. Ясновидение, телепатия, психодиагностика, медитация. «Многие мысли растут лучше, когда их пересаживают из той головы, где они проросли, в другую голову». О.Холмс Рассмотрим теперь, пожалуй, самую
Из книги Зачем работать. Великие библейские истины о вашем деле автора Келлер Тимоти Из книги Освобождение [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития. I ступень] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич[Символ сокрытия Матерью Мира Своего Лика от мира] Напомню Вам, что Матерь Мира скрыла Свой Лик от человечества также и в силу космических причин. Ибо, когда Люцифер решил унизить женщину для захвата власти над человечеством, космические условия благоприятствовали такому
Из книги автораГлава 5 Денежные магниты: активные и пассивные Для привлечения денег в вашу жизнь существует много ритуалов и вспомогательных магнитов. Давайте подумаем: зачем нужны ритуалы? Все очень просто. Последовательные, регулярно повторяющиеся действия укрепляют ваше намерение,
Из книги автораВажная задача человечества: повышать вибрации материального мира Крайон говорит, что нам даны все возможности и способности творцов реальности. Мы можем создать в своей жизни все то, что нам необходимо. Но почему же далеко не всегда нам это удается? Почему желания не
Из книги автораРеинкарнация – закон материального мира Тот, кто родился, несомненно, умрет. Тот, кто умер, несомненно, примет новое рождение, то есть вновь получит тело. Бхагавад-Гита Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса, Кто ни во что не верит, даже в черта назло всем. Хорошую
Из книги автора1.1 НАЧАЛО МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА 20 000 000 000 (двадцать миллиардов) лет назад в полнейшей темноте и безмолвии Вселенной что-то сильно взорвалось. Это был неизвестный объект с очень плотной и горячей массой. Большой взрыв был такой силы, что огромная масса неизвестного вещества