Размер школьной парты по санпину. Размещение на территории города. VIII. Требования к водоснабжению и канализации

Номера мебели,

Группа роста, мм

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья

по ГОСТу

оранжевый

фиолетовый

свыше 1750

В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потребности. Запрещается использовать табуреты и скамейки.

Школьники должны сами знать необходимые для них группы мебели. Для этого рекомендуется в вестибюле школы вывесить цветную мерную линейку, на которой соответственно группам мебели наносят цветные полосы.

Цвет Высота от пола, мм

оранжевый от 1000 до 1150

фиолетовый от 1150 до 1300

желтый от 1300 до 1450

красный от 1450 до 1600

зеленый от 1600 до 1750

голубой более 1750

По этой линейке школьники могут самостоятельно измерить свою длину тела и определить маркировочный цвет необходимой мебели.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.

Ширина рабочего места за столом должна равняться сумме двух предплечий с кистями плюс 3-4 см на свободу посадки. Крышка стола состоит из горизонтальной и наклонной частей. Рабочая поверхность должна иметь уклон в 30 0 . Наклонное положение крышки стола облегчает аккомодационную работу глаз при письме и чтении, так как при этом расстояние между глазом и любой строкой книги почти одинаково, и степень аккомодации глаз при чтении постоянная.

Высота стула должна равняться длине голени с прибавлением 2 см на высоту каблука. Рельеф сидения должен соответствовать форме бедра и ягодиц, сиденье должно иметь небольшой наклон назад. При такой форме сиденья учащийся не соскальзывает вперед. Глубина (передне-задний размер) сиденья должен равняться не менее 2/3 и не более ¾ длины бедра. При меньшей глубине сиденья уменьшается площадь опоры, и посадка учащегося становится менее устойчивой и более утомительной. При глубине сиденья более ¾ бедра край сиденья сдавливает сосудисто-нервный пучок в подколенной ямке.

Зная длину тела школьника (данные находятся в индивидуальной карте – форма № 26) и, прибавив к ней 2 см на каблук, можно определить необходимую для него группу парты или стола, стула.

Расстановка мебели и рассаживание учеников. Расстановка столов должна быть, как правило, трехрядной, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой мебели.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

    между рядами двухместных столов – не менее 60;

    между рядами столов и наружной продольной стеной – не менее 50-70 см;

    между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

    от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100;

    от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100;

    от первой парты до учебной доски – не менее 240;

    наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860;

    высота нижнего края учебной доски над полом – 70-90;

    расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300;

    угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м. до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м. В школах, расположенных в I климатическом районе расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием. Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

Парты, столы и стулья расставляются в классе по номерам: меньшие – ближе к учебной доске, большие – дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. В случае достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Школьников с ревматическими заболеваниями, часто болеющих (ангина, острые воспаления верхних дыхательных путей), необходимо рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

Оборудование учебных кабинетов также должно отвечать определенным требованиям. Оборудование кабинетов иностранного языка: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и технических средств обучения, лингафонные рецептивные установки.

Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, в которых предусмотрены пульты управления проекционной аппаратурой, подача воды, электричества, канализация. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол размещают на подиуме.

В зоне учащихся устанавливаются двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой воды, электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики).

Кабинет химии и лаборантская должна быть оборудованы вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

В настоящее время в школе используются классные доски нескольких видов: для письма мелом, фломастером, мелом с нотным станом (музыкальные), для объявлений (пробковые).

Удобными являются доски, изготовленные на основе стального эмалированного листа. В зависимости от цвета эмали используются доски для письма мелом (зеленого цвета) и фломастерами сухого стирания (белого цвета). Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Стеклоэмалевые доски могут иметь от 1 до 7 рабочих поверхностей, быть стационарными, переносными, одного цвета и комбинированными, а также разных размеров.

Учебные помещения и кабинеты могут быть оборудованы интерактивными досками. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м 2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма.

Столярные мастерские оборудуются верстаки, расставленными либо под углом 45 0 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в переднее-заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков – не менее 1 м, двухместных – 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 – 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды.

Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами. Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности. В существующих зданиях при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

Вопрос о количестве детей в классе является одним из самых распространенных среди родителей и педагогов. Родители при устройстве ребенка в школу нередко сталкиваются с отказом в связи с отсутствием свободных мест, задаваясь вопросом о предельной наполняемости класса. Для педагогов вопрос количества детей также немаловажный в связи с возможностями качественного обучения и организации индивидуального подхода к каждому ребенку. На сегодняшний день часто можно встретить классы, в которых и по 30 человек. Можно ли считать, что такое количество детей — это нарушение предельно допустимого количества обучающихся в классе? Есть ли нормативы, которые предписывают, какое количество учеников можно зачислить в один класс, а какое количество обучающихся является недостаточным?

Нормативная составляющая данного вопроса.

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Приказ от 30.09.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек (Приказ от 30.09.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»). Тогда почему почти в каждой школе есть классы со значительным превышением данного норматива? Согласно Конституции РФ и ФЗ РФ «Об образовании», каждому ребенку в нашей стране гарантировано право на получение образования. Это означает , что каждого ребенка, который достиг определенного возраста и имеет соответствующие документы, прикрепление к образовательной организации по месту регистрации директор обязан зачислить в школу и реализовать права ребенка гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с санитарными нормами количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

— не менее 2,5 м² на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

— не менее 3,5 м² на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Таким образом, если площадь учебного кабинета позволяет рассадить больше, чем 25 учащихся, то предельную наполняемость можно увеличить за счет возможностей классных кабинетов.

Существует даже ответственность за незаконное ограничение права на получение образования.

За невыполнение ст.5.57 гл. 5 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.08.2014) (30 декабря 2001 г.) предусмотрены штрафы, а именно: 1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Также бывают ситуации, когда площадь образовательного учреждения не позволяет выделить помещение для функционирования дополнительного класса. Эту проблему стараются решить за счет объединения школ в образовательные комплексы. Если места в школе для ребенка нет, родителям необходимо обратиться в местный орган управления образования, который подберет школу для ребенка.

Ст.6.3 гл. 6 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014) (30 декабря 2001 г.) поясняет, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Также глава XIII Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва (СанПиН 2.4.2.2821-10) предупреждает об ответственности руководителя образовательного учреждения за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в частности: — за выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения; — за создание необходимых условий для соблюдения санитарных правил. В итоге получается, что административная ответственность за ущемление права на получение образования гораздо выше, чем ответственность за неисполнение нормативов санитарно-эпидемиологических правил, что вполне объяснимо. Поэтому вопрос комплектования классов остается на усмотрение руководителя образовательного учреждения, который набирает классы, исходя из сложившейся ситуации в конкретной школе. Директор школы обязан принять каждого маленького гражданина в школу, чтобы каждый ребенок имел возможность учиться. Это первоочередная задача образовательного учреждения и государства. Также следует учитывать демографическую ситуацию. С каждым годом все больше и больше детей идет в 1-е классы школы. Если директор будет набирать в классы, установленные нормативом 25 учащихся, то многие дети могут не попасть в школу вообще.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о количестве детей в сельских школах . В малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов комплектов из обучающихся начального общего образования. оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования (п. 10.15 СанПиН 2.4.2.2821-10). При объединении обучающихся начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице. Вопросы связанные с малым количеством детей в школе и открытия классов в сельской школе должны решаться индивидуально в соответствии с решением местной администрации.

Наполняемость классов-комплектов

Не секрет, что в школах сейчас много обучающихся с ОВЗ, помимо этого есть много детей, которые испытывают трудности при освоении образовательной программы. Нередко дети с ОВЗ обучаются в обычных классах и нуждаются в особом подходе и повышенном внимании учителя, дополнительных разъяснениях. Но если в классе больше 30 человек сделать это бывает сложно.

Для особых детей предусмотрены иные нормативы наполняемости класса. Это связано с тем, что детям с ОВЗ нужен индивидуальный подход в обучении, персональное объяснение материала, внимание и знание физиологических особенностей каждого учащегося. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек (СанПиН 2.4.2.2821-10).

В соответствии с введением новых санитарных правил обучения лиц с ОВЗ вводится разграничение на комплектование классов для детей с различного рода особенностями.

Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15)

Данная таблица дает четкие пределы, которые определяют количество обучающихся в классах при инклюзивном образовании и в специализированных классах.

Превышение пределов наполняемости классов не должно повлечь за собой нарушение права ребенка на получение образования и невозможности зачислить ребенка в образовательное учреждение.

Проектирование школьных зданий и помещений. Характеристики классных помещений. Помещения специального назначения. Помещение многоцелевого назначения. Кабинеты физики и химии. Помещения для групповых занятий. Помещения общественного назначения. Помещения вспомогательного назначения. Виды классов. Конструктивное решение и инженерное оборудование школьного здания. Противопожарная защита. Защита от шума. Отопительные установки. Рекомендуемая температура школьных помещений. Установки энергоснабжения. Освещённость школьных помещений. Помещения для занятий трудом, мастерские, склады материалов. Помещения административного назначения. Проекты школьных зданий.

Классные помещения

Размеры классных помещений устанавливаются из расчета 2 м2 на одного учащегося, но минимальная площадь классного помещения должна быть ≥ 60 м2.

При стационарной расстановке классной мебели с расстоянием ее от классной доски ≥ 2 м расстояние от доски до последнего ряда стульев или скамей не должно превышать 9 м.

Устройство вешалок или гардеробов для верхней одежды в классных помещениях не разрешается. Устройства ступеней в классных помещениях следует избегать; возвышение перед классной доской (подиум) должно быть по возможности на всю ширину помещения. В специальных школах (для детей-инвалидов) устройство ступеней и подиумов в классных помещениях не разрешается.

Согласно гамбургским требованиям, к школьным зданиям для обучения 25 учащихся желательно иметь помещение размером 6,5 х 8 м, высотой 3,6 м. Дополнительно необходима площадь на открытом воздухе тех же размеров (со свободно передвигаемыми столами и стульями).

Помещения специального назначения:

помещение многоцелевого назначения (площадью примерно 80 м2), используемое в качестве резервного или комбинированного классного помещения и оборудованное эпидиаскопом и шторами для затемнения, с небольшим подсобным помещением для хранения проекционной аппаратуры;

кабинеты физики и химии;

специальные помещения с расположенными на наклонной плоскости постепенно возвышающимися рядами рабочих мест; высота верхнего прохода ≥ 0,25 м; ширина прохода между рядами рабочих мест 0,9 м. Площадь помещения ≥ 80 м2. Глубина помещения ≥ 8 м. Следует предусматривать демонстрационный стол с раковиной для стока кислот.

Следует предусматривать присоединения к газовой, водопроводной и электрической сетям с централизованной блокировкой.

По условиям безопасности такие помещения должны иметь раздельные выходы (не менее двух) в коридор.

Кабинеты физики и химии должны быть непосредственно соединены со своей лаборантской (площадью ≥30 м2), которая располагается за спиной учителя.

Помещения для групповых занятий должны, кроме входа из классных помещений и специализированных кабинетов, иметь еще и вторые входы (возможно допускается через гардеробную).

Помещения для практических занятий используются преимущественно только для указанной цели. Помещения для практических занятий по физике и химии, рассчитанные на 40 и более рабочих мест, требуют устройства раздельных выходов и установки быстродействующих спринклеров, а также устройства таких полов, физические характеристики которых не благоприятствуют накоплению электрических зарядов.

Помещения общественного назначения

Актовый зал предназначается для проведения собраний и демонстрации кинофильмов; предусматривается возвышение для проведения гимнастических упражнений (1,2 м над уровнем пола). Рядом с актовым залом предусматриваются помещения для переодевания. Площадь актового зала рассчитывается, исходя из нормы 0,6 м2 на одного учащегося. В актовых залах не допускается устройство сгораемой облицовки стен и перекрытий; ряды стульев закрепляются неподвижно.

Устройство в школах помещений общественного назначения с числом мест 200 и более регламентируется требованиями, предъявляемыми к помещениям для общественных собраний. Если школьные помещения общественного назначения намечается использовать для проведения внешкольных мероприятий, то при проектировании следует предусматривать устройство дополнительных уборных и гардеробных.

Библиотека, читальный зал . Площадь помещения библиотеки ≥ 25 м2. В читальном зале следует устраивать звукопоглощающее, бесшумное покрытие пола. Освещенность мест для чтения должна быть ≥ 500 лк.

Рекреационные залы и дворы . Площадь помещения для пребывания учащихся во время плохой погоды назначается из расчета ≥ 0 0,5 м2 на одного учащегося. Это помещение может быть открытым только с одной стороны (по возможности, со стороны рекреационного двора). На открытой стороне, если пол зала выше уровня земли на 0,5 м и более, требуется устройство перил. В таком зале покрытие пола должно быть стойким к атмосферным воздействиям и безопасным для хождения. Высота рекреационных залов и проходов ≥ 2,25 м.

1. Целесообразные разбивки оконных проёмов, отвечающие размерам парт (столов). М 1: 200.

2. Размеры школьных классов, согласно Строительным правилам. М 1: 200.



3. Сопоставление различных требований к учетным помещениям в отношении их габаритов. М 1: 400.

4. Обычная ширина классных помещений, установленная исходя из ширины скамей. М 1:200.

5. Обычная расстановка школьной мебели (раздельная)

6. Расстановка рядами;



7. Расстановка при занятиях ручным трудом;

9. Расстановка на открытом воздухе в солнечные дни;

8. Расстановка при беседах.

Различают следующие виды классов : обычные классы, подобные упоминавшимся, и специализированные кабинеты. Классы делятся также на основные (стационарные) и «кочующие». При системе стационарных классов каждый учащийся имеет свое постоянное классное помещение, которое он покидает лишь изредка (уроки гимнастики, пения, занятия по труду и т.п.). При системе «кочующих классов» учащиеся меняют классные помещения, а учитель имеет свое постоянное классное помещение.


1. Классы с двусторонним освещением (с одной стороны оконные проемы над гардеробной и коридором). Благодаря местному расширению коридора обеспечен непосредственный доступ в два класса и расположенное между ними помещение для хранения учебных пособий. Архитекторы Норке, Розенберг. Мардаль.

2. Блок, состоящий из класса, класса на открытом воздухе и помещения для ручного труда. Типовое решение. Архитектор Нейтра.


3. «Пилообразная» планировка плана. Возможны взаимные помехи занятий. Архитектор Карбонара;

4. Класс дополнительно освещен сзади через высокорасположенное окно, недоступное для посторонних взглядов. Расширение коридора перед каждым классом, используется для размещения гардеробной и кладовой. Архитектор Карбонара;


5. Шестиугольные классы с изолированными помещениями для ручного труда треугольной в плане формы. Архитектор Брехбюлен.

6. Шестиугольные классы без коридора со входом через гардероб-тамбур; имеется проход под навесом. Архитекторы Готтвальд, Вебер.


7. Четыре класса с двусторонним освещением на каждом этаже. Классы имеют боковые треугольные ниши для проведения групповых занятий. Архитекторы Хэфели, Мозер, Штейгер.

8. Два класса с двусторонним освещением на каждой лестничной клетке многоэтажного здания. Архитектор Шустер.

Окна. Площадь окон должна составлять от 1/5 до 1/2 площади пола. В помещениях для занятий должно быть обеспечено постоянное проветривание без сквозняков (например, проветривание через щели).

Требуемая кратность обмена воздуха: в помещениях для занятий и практических упражнений - четырехкратный обмен воздуха, в электрокухнях - шестикратный, в кухнях другого типа и в помещениях для химических опытов - десятикратный обмен воздуха.

Коридоры (рис, 4 - 6). При наличии одного класса ширина коридора должна быть ≥ 2 м. При односторонней застройке ширина коридора должна быть ≥ 2,5 м; при двусторонней ≥ 3 м. Расстояние от полотна открытой двери до противоположной стены коридора (С) должно быть ≥1м,

на 0,7 м на каждые 100 чел. при обслуживании коридором 100 -500 чел.;

на 0,5 м на каждые 100 чел. при обслуживании коридором 500 -1000 чел.;

на 0,3 м на каждые 100 чел. при обслуживании коридором свыше 1000 чел.

Для зала вместимостью 1200 человек свободная ширина коридора С составит 5 0,7 + 5 0,5 + 2 0,3 = 6,6 м, что соответствует устройству двух коридоров шириной ≥ 3,3 м каждый.

Высота коридора должна быть 2,2 м. Желательная отделка стен коридоров, допускающая их мытье на высоту ≥ 1,3 м. Нормальная ширина коридоров 2,5 м. Ширина поперечных проходов и коридоров у помещений административного назначения 1,5 м.

Минимальная ширина коридоров не может быть сокращена за счет конструктивных элементов или встроенного оборудования. Коридоры должны иметь естественное освещение и вентиляцию. В коридорах, являющихся путями аварийного выхода, не разрешается устройство ступеней.

Тамбуры . Тамбуры должны отделяться от примыкающих к ним лестничных клеток и коридоров дверями, открывающимися в направлении аварийного выхода.

Двери . Ширина дверных проемов должна соответствовать максимальной интенсивности движения через них, но в любом случае должна быть не менее 1 м. Все двери должны открываться наружу.

В школьных зданиях с двусторонней застройкой коридоров двери противоположных помещений должны быть расположены «вразбежку», со взаимным смещением на две и более ширины дверного полотна.

Лестницы (рис. 7 и 8). Нормальная ширина лестничных маршей 1,25 м, но не более 2 м. Относительная величина подъемов (уклон лестницы): высота подступенков 17 см, ширина проступей 29 см; устройство забежных ступеней не допускается.

Перила устанавливаются на высоте 0,9 м; они не должны иметь открытых концов; перила и поручни для инвалидов должны быть непрерывными (рис. 7).

Проемы, ведущие из лестничных клеток к коридорам и другим помещениям, должны быть защищены от проникания дыма.

Остекления, устраиваемые на высоте 2 м и более, должны быть стойкими к механическим воздействиям. Лестничные клетки должны иметь прямое естественное освещение; на первом этаже должен быть устроен непосредственный выход наружу.


1. Окно классного помещения. Фасад М 1: 100.

2. Разрез по окну: обычное решение (а) и по швейцарским нормам (б).


3. Окно классного помещения. План М 1: 100.

5. Коридор, застроенный с двух сторон. Необходимые расстояния между дверями.

6. Коридор с односторонней застройкой. Требуемая ширина.

7. Разрез. М 1: 50.

8. План. При ширине >2м посередине маршей следует устраивать двойные поручни.

Помещения вспомогательного назначения

Гардеробные . Их размещение в учебных помещениях не допускается по гигиеническим соображениям. Возможно размещение гардеробов в коридорах (гардеробы-ниши).

Уборные следует располагать вблизи рекреационных дворов и рекреационных залов; в случае устройства больших централизованных уборных необходимо дополнительно предусматривать отдельные уборные на этажах. В специальных школах (для детей- инвалидов) уборные должны быть на каждом этаже. Уборные устраиваются раздельно для мальчиков и девочек, а также для учащихся и учителей; вытяжные воздуховоды из уборных не следует располагать под окнами помещений, где возможно длительное пребывание учащихся и учителей. Проход к уборным допускается исключительно через шлюзы с постоянным проветриванием (поперечное проветривание). Перегородки в уборных на высоту до 2 м следует торкретировать, они должны иметь моющуюся отделку или облицовку.

Двери уборных должны запираться изнутри с возможностью открывания их снаружи торцовым ключом.

Нормы расчета санитарных приборов:

на 40 учащихся (мальчиков): 1 унитаз, 2 писсуара или желоб длиной 1 м;

на 20 учащихся (девочек) 1 унитаз;

на 15-20 учителей: 1 унитаз, 2 писсуара или желоб длиной 1 м; на 5-10 учительниц: 1 унитаз.

Конструктивное решение и инженерное оборудование школьного здания

Противопожарная защита . Несущие стены, колонны, прогоны и перекрытия должны быть огнестойкими.

Облицовку стен и потолков в учебных помещениях и мастерских следует выполнять из несгораемых материалов.

Школьные здания с шестью и более классами должны иметь два отдельных выхода (двери открываются наружу).

По согласованию с соответствующими органами противопожарного надзора следует устанавливать устройства пожарной сигнализации и пожаротушения. В остальных случаях для школ с пятью и менее классами или рабочими помещениями следует иметь ручной огнетушитель.

Защита от шума . Учебные помещения и мастерские должны быть защищены от шума посредством таких конструктивных мероприятий, которые обеспечивают достаточную звукоизоляцию и хорошие акустические качества.

Следует избегать появления в здании источников шума. Существующие источники шума следует снабжать звукоизоляцией.

Полы должны быть надежными и легко очищаемыми. В учебных помещениях покрытия полов должны иметь минимальное число швов; при хождении не должно возникать ощущение охлаждения ног.

Отопительные установки . Система центрального отопления должна обеспечивать равномерное нагревание воздуха в помещениях; следует предусматривать возможность ее легкого регулирования. В основном рекомендуется применять системы отопления, способные быстро реагировать на изменение внешних условий.

Радиаторы должны легко очищаться; система их размещения в здании должна эффективно противодействовать таким влияниям, как холод и сквозняки.

Температура в помещениях:

умывальные, душевые и гардеробные 22°С;

помещения для занятий и практических упражнений, административные и общественные помещения и относящиеся к ним коридоры 20°С;

все остальные помещения 15°С.

При радиационной системе отопления максимальная температура теплоизлучающих конструктивных элементов должна быть 35°С.



1. Вешалка для верхней одежды с запирающейся цепочкой, продеваемой через пальто и т.п., и вешалка с крючками, размещенными вразбежку;

2. Разрез по школьному коридору М: 100;

3. Гардеробная, расположенная между двумя классами М 1: 200;

4. План коридора М 1: 100;



5. Одностороннее расположение кабин уборных. Двери открываются наружу;

6. Уборные с писсуаром;

7. Двустороннее расположение кабин уборной;

8. Уборная в угловой части здания. Проветривается свежим воздухом, идущим из окна в умывальной. Двери кабин открываются внутрь (более рационально);

9. Одностороннее расположение кабин уборной;

10. Уборная с писсуаром;

11. Двустороннее расположение кабин уборной;м

12. Американские душевые и уборные в школьных зданиях: для девочек (вверху), для мальчиков (внизу).

Вентиляционные установки не должны быть шумными и не должны служить причиной возникновения сквозняков. Каналы и шахты должны быть из несгораемых материалов. Огонь, дым, пыль, запахи и шумы не должны проникать из очага их возникновения в другие помещения и не должны оказывать вредного воздействия на строительные элементы и конструкции.

Установки энергоснабжения . В школьном здании, у его входов и на дорогах школьного участка должно быть обеспечено достаточно интенсивное электрическое освещение.

Школьное здание должно быть оснащено электрической аварийной сигнализацией (звонком), даже при наличии сигнальной установки. При числе классов, равном 10, обязательно наличие аварийного освещения на путях эвакуации.

Освещенность рабочих мест в учебных помещениях и лаборантских должна быть 250 лк, за исключением случаев, когда требуется большая освещенность в связи с выполнением работ специфического характера (см, отдельные описания помещений).

Чертежный зал . Площадь чертежного зала около 100 м. Зал по возможности должен быть ориентирован на север и оснащен эпидиаскопом и шторами для затемнения; при зале должно быть вспомогательное помещение для хранения чертежей и моделей.

Глубина зала в зависимости от освещения должна быть 6 - 8 м. Длина зала в зависимости от числа занимающихся в нем учащихся устанавливается в пределах 10 - 16 м (таким образом, площадь чертежного зала примерно равна площади двух классных помещений).

Поскольку чертежи, укрепленные на демонстрационной доске достаточно различимы лишь с расстояния, не превышающего 9 - 11 м, в чертежном зале могут одновременно заниматься не более 25 учащихся. Исходя из этого оптимальная длина чертежного зала должна составлять 11,6 м.

Площадь оконных проемов должна быть равна 1/4 площади пола.

Зал для музыкальных занятий (рис. 3, 4). Этот зал располагают в стороне от учебных помещений. Его площадь равна площади 1,5 -2 обычных классов; ряды мест желательно располагать с подъемом (ступенями).

В качестве зала для музыкальных занятий во многих случаях может быть использован чертежный зал, оборудованный столами с откидными досками, при условии, что он отвечает акустическим требованиям (обычное соотношение сторон помещения 2:3).

Учебная кухня (рис. 8 и 10). Проход в учебную кухню должен быть предусмотрен только через шлюз (возможно используемый в качестве гардеробной), препятствующий прониканию запахов. Места вытяжки нельзя располагать под окнами учебных помещений. Учебная кухня должна быть непосредственно связана с кладовыми и комнатами для переодевания. В учебной кухне предусматриваются кухонные ниши с доступными с трех сторон столами, под которыми размещены шкафчики для хранения кастрюль, посуды и столовых приборов. Глубина помещений учебных кухонь 5 м и ≥ 8 м.

Помещение для ручного труда площадью ≥ 70 м2 должно иметь розетки для подключения швейных машин, а также для местного освещения у швейных машин.

Площадь оконных проёмов должна составлять 2/5 площади пола. Естественное и искусственное освещение рабочих мест ≥ 500 лк.

Учебная прачечная должна иметь непосредственный выход наружу. Выпускной кран в полу следует оснащать затвором, препятствующим распространению неприятных запахов; в помещении необходимо предусмотреть устройства для отвода газов и дыма.

Помещение гладильной должно находиться вблизи учебной прачечной с входом из коридора; при входе размещают контрольные лампы, сигнализирующие о включении и отключении электрических утюгов.

Помещение машбюро предусматривается в тех случаях, когда для данной цели не могут быть использованы другие помещения. Площадь помещения около 50 м2.

Тёмную комнату (проявочную) площадью 20 м2 целесообразно разделять на отсеки (для проявления, увеличения фотоснимков и наведения высокого глянца).

Мастерские (являющиеся источниками сильного шума) не должны мешать проведению учебных занятий в классах. К школьным мастерским предъявляются те же требования, что и к кустарным и ремесленным мастерским.

Склад материалов, используемых в этих мастерских, должен иметь по меньшей мере трудносгораемые ограждающие конструкции, а при хранении легко воспламеняющихся материалов - несгораемые конструкции.

1. Чертёжный зал;

2. Чертёжный зал с отдельными столами;



3. Зал для музыкальных занятий с откидными скамьями;

4. Откидная скамья местами для пяти чертёжников. План и разрез по a - b.

5. Переплётная мастерская;

6. Деревоотделочная мастерская;



7. Мастерская для занятий ручным трудом;

8. Учебная кухня;

9. Учительская;

10. Аксонометрия учебной кухни на рис.8.

Помещения административного назначения.

Кабинет директора школы следует располагать рядом с учительской, обеспечивая хороший обзор рекреационного двора. Площадь кабинета в зависимости от числа учащихся 25-30 м2. При кабинете должна быть предусмотрена приемная площадью около 25 м2.

Учительская не должна выходить окнами на рекреационный двор. Минимальная освещенность каждого рабочего места в учительской должна составлять 500 ж.

В учительских и примыкающих к ним гардеробных необходимо устанавливать умывальники. Кроме того, следует предусматривать достаточную резервную площадь для размещения учительской библиотеки.

Площадь учительской (в зависимости от числа классов) около 60 м2. В некоторых случаях возможно размещение в непосредственной связи с учительской рабочей комнаты площадью около 20 м2.

Комната коменданта школы , помещения для хранения уборочного инвентаря и умывальные для уборщиц.

Расположение: обязателен обзор зоны главного входа в школу. В некоторых случаях предусматриваются помещения для хранения и очистки уборочного инвентаря (с водоразборным краном и раковиной); в больших школах такие помещения устраиваются на каждом этаже. Необходимо одно помещение умывальной для уборщиц.

Кабинет школьного врача . Площадь кабинета должна обеспечивать возможность свободной установки одного шкафа и одной кушетки (носилок).

Техническое оснащение; рукомойник со смесителем и две розетки. Желательна непосредственная связь кабинета врача с приемной и комнатой для переодевания (для проведения массовых медицинских осмотров).

Комната для хранения учебных пособий . Площадь около 20 м2.

«Мокрые помещения » - умывальные и душевые - следует размещать вблизи бойлеров, с проходом через раздевальные. На высоту до 1,8 м обязательна облицовка стен глазурованными плитками или же их равноценная окраска. Для устройства полов следует применять рифленые керамические плитки или же керамические плитки с выступами. Отвод пара должен осуществляться без возникновения сквозняков.

Служебная квартира коменданта школы в принципе должна быть изолирована от учебной зоны, однако из нее должен быть виден школьный участок и в особенности вход на территорию школы.


1. План 2-гр этажа. Классы, расположенные по периметру здания, имеют одностороннее освещение;

2. План 1-го этажа с вестибюлем (финский проект). Центрально размещенный актовый зал с лестницами, ведущими на 2-й этаж (см. рис. 1), служит одновременно и гимнастическим; по периметру здания размещены специализированные кабинеты и помещения вспомогательного назначения;


3. Народная школа Munkegard в Дании с 20 нормальными классами, попарно размещенными в одноэтажном здании с небольшими озелененными двориками. В северной части здания двухэтажный блок со специализированными кабинетами. Архитектор Арне Якобсен.

1 - кабинет металлообработки; 2 - мастерская; 3 - библиотека; 4 - читальный зал; 5- комната для занятий рукоделием (для девочек); 6 - озелененный дворик; 7 - гардеробная; 8 - класс; 9 - дворик для занятий на открытом воздухе; 10 - внутренний двор; 11 - учительская; 12 - уборная; 13 - кладовая; 14 - актовый зал; 15 - фойе; 16 - сцена; 17 - архив; 18 - контора администрации; 19 - крытый переход; 20 - двор; 21 - гимнастический зал; 22 - сушилка; 22 - раздевалка; 24 - душевая, умывальная; 25 - уборная для мальчиков; 26 - умывальная для мальчиков; 27- уборная и умывальная для девочек: 28 - место для контейнеров с мусором; 29 - детский сад.


1. (Входной) (1-й) этаж здания народной школы, верхние этажи которого решены по типу, предложенному Шустером. Архитекторы Крамер, Зейдель, Хаузман.

1 - библиотека; 2 - хранение учебных пособий; 3 - учительская; 4 - кабинет директора; 5 - приемная; 6 - класс; 7 - гардеробная; 8 - ванная; 9 - детская; 10 - кухня; 11 - спальня родителей; 12 - жилая комната; 13 - терраса; 14 - комната для переодевания; 15 - фойе; 16 - уборная; 17 - помост; 18 - гимнастический зал; 19 - умывальная; 20 - комната преподавателя гимнастики; 21 - храненле гимнастических снарядов и инвентаря;

2. План верхней галереи (к рис. 3).

3. Народная школа с центрально расположенным актовым залом (Хельсинки). Вход в школу расположен под гимнастическим залом. План 1-го этажа и разрез. Архитектор Я. Ярви.


4. Начальная школа в Ратерсвиле с 20 нормальными классами. Внутренний двор окружен с северной стороны гимнастическим залом и специализированными кабинетами (шумные помещения), с востока и юга - классами, и с запада зоной помещений церковного назначения (отдельная зона). Каждая из свободно расположенных на участке групп учебных помещений имеет свой открытый рекреационный зал. Архитекторы Хэфели, Мозер, Штейгер.

Народные школы с числом классов более трех кроме классных помещений должны иметь одну комнату для хранения учебных пособий площадью 15 - 20 м2, служащую одновременно учительской (в некоторых случаях предусматривается отдельный кабинет для директора школы).

При необходимости предусматриваются специальные классы для черчения, пения, ручного труда, шитья, обучения приготовлению пищи, а также душевые.

В школах с числом классов более пяти необходим, кроме того, гимнастический зал площадью около 200 м2 с комнатой для хранения спортивного инвентаря и принадлежностей при нем, раздевальной и подсобными помещениями общей площадью 100 м2, всего 300 м2.

Двухкомплектная народная школа (в больших городах) состоит из 1 2 х 16 нормальных классов и 2 х 4 классов размером 2/3 нормального класса; площадь классов (37 1/3 класса размером 54 м2) составляет всего 2000 м2.

Кроме того необходимы следующие помещения:

для занятий по черчению и труду
2 х 1 чертежных зала с встроенными шкафами (площадь одного чертежного зала равна площади двух классных помещений) 2 x 2 = 4 класса
2 х 1 вспомогательных помещения при зале 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 х 1 умывальные 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 x 2 помещения для занятий по труду 4 х 1 1/3 = 5 1/3 класса
2 х 1 помещения для профессиональной ориентации 2 x 1 = 2 класса
2 х 1 кладовые для хранения материалов 2 х 1/3 = 2/3 класса
для музыкальных занятий
2 х 1 зала для пения (по 108 м2 каждый) = 216 м2
2 х 1 помещения для хранения нот 2 х 1/3 = 2/3 класса
библиотеки, учительские и конторские помещения
2 х 1 библиотеки для учителей 2 х 2/3 = 1 1/3 класса
2 х 1 библиотеки для учащихся 2 х 2/3 = 1 1/3 класса
2 х 1 комнаты для заседаний и учебных занятий 2 х 1 1/3 = 2 2/3 класса
2 х 1 комнаты для учительниц 2 х 2/3 = 1 1/3 класса
2 х 1 помещения гардеробных 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 х 1 кабинета директора 2 х 2/3 = 1 1/3 класса
2 х 1 кабинета для заместителя директора 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 х 1 приемных 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 х 1 швейцарских 2 х 1/3 = 2/3 класса
2x3 комнаты для.хранення учебных пособий 6 х 1/3 = 2 класса
прочие помещения
1 школьная кухня 1 1/3 класса
1 помещение для хранения продуктов при кухне 1/3 класса
1 мойка 2/3 класса
1 учебная прачечная 1 класс
2 помещения для хранения велосипедов 100 м2
уборные для мальчиков 4 класса
уборные для девочек 4 класса
для учителей 1/3 класса
для учительниц 1/3 класса
1 кабинет школьного врача 1/3 класса
1 изолятор 1/3 класса
2 комнаты молодежного клуба 1/3 класса
2 х 1 вспомогательных помещения при клубе 2 х 2/3 = 1 1/3
2 уборные при клубе 2 х 2/3 = 1 1/3
Кроме того, 2 гимнастических зала и т.д......

Потребность в площадях для других народных школ устанавливается в зависимости от их типа и величины.

Средние школы (шестиклассные), кроме 6 классов, рассчитанных на 40 - 48 учащихся, каждый должны иметь: аудиторию с расположением мест амфитеатром и киноустановкой; 1 темную комнату; 1 помещение для хранения пособий по физике и химии; 1 кабинет биологии, одновременно являющийся рабочей комнатой; 1 чертежный зал; 1 учительскую; актовый зал, одновременно используемый для музыкальных занятий; гимнастический зал; библиотеку; 3 мастерские (слесарную, столярную, переплетную) и кладовую для хранения материалов.


1. Школьное здание с большой общей комнатой. Благодаря сокращению площади коридоров и переходов образована большая общая комната, предназначенная для хорового пения, игр, бесед, просмотра диафильмов и т.п. В комнате имеются ниши для занятий ручным трудом и рукоделием. Блоки классов выше, чем блок общей комнаты, что дает возможность их двустороннего освещения и сквозного проветривания. Разработан «Рабочей группой 4» Вена. М 1:500;

3. Объединённая в единый двухъярусный; зал помещения внутренних коммуникаций школы используются в качестве общешкольных помещений. Архитектор Шадер.

2. Школа с классами старшей ступени (на 2-м этаже), классами младшей ступени, детским садом и буфетом (на 1-м этаже). Архитектор Э. Нойферт. 1 - холл; 2 - учительская; 3 - классы; 4 - класс на открытом воздухе; 5 - конторские помещения; 6 - буфет; 7 - кухня: 8 - детский сад: 9 - гардеробная; 10 - уборная.

Название помещений

Площадь на одного ученика, м 2

Примечание

1. Помещения для школы I уровня (1-4 классы):

Помещения для учеников 1 класса:

 классная комната

 спальная комната

 игровая комната

 рекреационная

 туалеты

 гардероб

Помещения для учеников 2-4 классов:

 классные помещения

 помещение для дежурных учеников (при каждом классе)

шкаф для одежды 3 м 2 , шкаф для технических средств

 спальня для учеников с нарушениями состояния здоровья

 мастерская для трудового обучения младших школьников (на 25 мест с инвентарной)

 универсальный зал (для физической культуры, ритмики и хореографии с инвентарной)

 раздевалки для девочек и мальчиков (по 12-13 мест)

 душевые с туалетом

7 м 2 х 2 (по две душевых сетки, 1 унитазу и 1 умывальнику)

 рекреационная

 гардероб

 туалеты для девочек и мальчиков

 универсальные помещения для групп продленного дня

2. Помещения для школы ІІ–ІІІ уровня (5-12 классы):

Учебные кабинеты для предметов

общеобразовательного цикла для 5-12 классов:

 кабинет украинского языка и литературы

1 кабинет на 5 классов

 кабинет русского языка и литературы

 кабинет иностранного языка (на 12–13 мест)

На 50% классов

 кабинет истории и обществоведения

1 кабинет на 8 классов

 кабинет географии

1 кабинет на 15 классов

 кабинет математики

1 кабинет на 8 классов

 лаборантские на группы одноименных кабинетов

16 м 2 на 1 группу

 кабинет информатики и вычислительной техники (с лаборантской для ремонта техники)

на 1 рабочее место возле ЭВМ

(лаборантская – 9 м 2)

Лаборатории для естественных наук:

 из физики и астрономии

1 лабораторию на 8 классов

 из химии

1 лабораторию на 15 классов

 из биологии

1 лабораторию на 15 классов

 лаборантские из химии, физики, биологии, астрономии

16 м 2 на каждое помещение

Помещение для физкультурно-оздоровительной работы:

 физкультурно-спортивные залы

 раздевалки с душевыми и туалетами для девочек и мальчиков

(21 м 2 + 7 м 2) х 2

 инвентарные

16 м 2 и 33 м 2

Помещение для занятий допризывной подготовки:

 кабинет допризывной подготовки с препараторской и комнатой для хранения оружия.

6 м 2 + 6 м 2 + 6 м 2

Учебный тир с дистанцией стрельбы 25 м:

 зона для стрельбы

 комната для подготовки

 гардероб

 комната инструктора

 комната для хранения и чистки оружия

6 м 2 + 9 м 2

 туалет

Общешкольные помещения для проведения

коллективных внеурочных мероприятий и отдыха:

 эстрадная

 инвентарная для эстрадного инвентарю

 артистическая раздевальная

12 м 2 х 12 м 2

 киноаппаратная

 радиоузел, директорская, комната для ремонта аппаратуры

21 м 2 (12 м 2 + 9 м 2)

 комната психофизиологической разгрузки

6 м 2 на 25 % преподавательского состава

 зал для дискотек с инвентарной

108 м 2 + 6 м 2

Помещение для трудовой учебы и

профессиональной ориентации учеников 5–9 классов:

 мастерская по обработке металла, древесины с помещением для теоретических занятий и чертежа

 гардероб

 инструментальные комнаты мастеров

 складские помещения для сырья и изделий

 распилочная

 мастерская (кабинет труда) по обработке ткани и кулинарии с инвентарной и гардеробом

90 м 2 + 54 м 2 +9 м 2 +12 м 2

Административно-хозяйственные помещение:

 кабинет директора

 кабинет заместителей директора по учебной работы

12 м 2 , 2 рабочих места

 кабинет заместителей директора по воспитательной работы

12 м 2 , 2 рабочих места

 кабинет заместителя директора по хозяйственной работы

 методический кабинет-учительская с раздевалкой

8 м 2 на 1 рабочее место;

0,25 м 2 на 1 место

 кабинет психолога

 канцелярия

 аудитория для студентов средних и высших педагогических и медицинских учебных заведений с раздевалкой

2,5 м 2 на 1 место

 библиотека

267 м 2 на 34 тыс. единиц сохранения

 столовая на 33% мест от общего количества учеников в школе

0,85 м 2 на 1 место

 кафетерий на 10% мест от общего количества учеников в школе

0,85 м 2 на 1 место

 умывальня при столовой

24 м 2 (1 умывальник на 20 мест и 1 питьевой фонтанчик на 100 учеников)

 буфетный прилавок и кладовка буфета

Медицинский блок:

 кабинет врача с приемной

18 м 2 + 6 м 2 , одна из сторон не меньше 5 м

 процедурная и кабинет для проведения профилактических прививок

10 м 2 + 8 м 2

 физиотерапевтический кабинет

 кабинет врача-стоматолога

 кабинет логопеда

18 м 2 , занятие с группой

68 детей

Туалетные помещения:

 для персонала (на каждом этаже отдельно для мужчин и женщин)

 кабинет личной гигиены женщины

3 м 2 при туалетах для женщин

Необходимо отметить, что количество классов, учебных помещений, лабораторий и спортивных залов рассчитывают, исходя из количества часов занятий в одну смену и занятости последних не менее 75% от общей длительности учебного времени.

Стены учебных помещений должны быть гладкими, такими, чтобы было возможно проведение уборки влажным способом.

Пол помещений общеобразовательных учебных заведений должен быть изготовлен из древесины или линолеума на теплой основе, не иметь щелей, пол туалетных и умывальных комнат должен устилаться керамической или мозаичной шлифуемой плиткой. Запрещается использовать цементные и мраморные материалы для настила пола всех помещений.

Классные комнаты (учебные помещения) для учеников 1–4 классов следует размещать только на первом этаже в отдельном блоке, который изолирован от помещений для учеников других возрастных групп.

Если в школе функционирует кабинетная система обучения, то она нуждается в размещении кабинетов в пределах одного-двух этажей таким образом, чтобы переход из кабинета в кабинет занимал не более 2 минут. Кабинеты предметов, которые чаще всего изучаются в школах, для 5–9 классов размещаются на первом этаже, для 10–12 классов  на третьем этаже. Оптимальное количество кабинетов в зависимости от вместимости школы составляет 2–4 кабинета на один учебный предмет.

Учебные помещения не должны быть проходными и должны быть изолированными от помещений, которые являются потенциальными источниками шума и посторонних запахов (мастерские, спортивный и актовый залы, пищеблоки и другие).

Помещения для трудового обучения (мастерские по обработке древесины, мастерские по обработке металла, комбинированные мастерские по обработке металла и древесины, кабинет обслуживающего персонала и другое) быть изолированными от других основных помещений и должны располагаться в отдельных блоках на первом этаже школы или в отдельных зданиях с гардеробом и туалетом. Для трудовой деятельности и профессиональной подготовки учеников 10–12 классов дополнительно предусматривается учебно-производственные мастерские или организовывается их учеба на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов и учебных цехов промышленных, а также сельскохозяйственных предприятий.

Спортивный зал размещается на первом этаже. Его размеры должны обеспечивать оптимальное выполнение программ физического воспитания и организации внеурочных спортивных занятий.

Вход в спортивный зал должен предусматривать проход либо непосредственно через раздевалку, либо через отделенный коридор. Инвентарная для спортивного оборудования должна соединяться со спортивным залом через двери или открытое отверстие размерами (2 м x 2,2 м). Пол в этом помещении должен находиться на одном уровне с полом спортивного зала. Из инвентарной или спортивного зала следует предусмотреть дополнительный выход на спортивную площадку. Высота спортивных залов должна быть не менее 6 м.

Актовый зал должен быть расположен на втором этаже. Использовать актовый зал как спортзал не рекомендуется.

Производственные помещения пищеблока проектируются с учетом особенностей размещения технологического оборудования. Кухонные плиты, работающие на твердом топливе, можно размещать только в сельских школах вместительностью не более 80 учеников. Кухни в школах должны быть рассчитаны на размещение оборудования для приготовления еды как из сырья, так и полуфабрикатов.

Площадь обеденного зала рассчитывается не менее 0,85 м 2 на одного ученика. Максимальная наполняемость обеденных залов составляет 350–490 мест. Следует предусмотреть наличие отдельного выхода на территорию двора из производственных помещений пищеблока.

Обеденные залы необходимо оборудовать столами на 4–6–10 мест и стульями или табуретами. Расстояние между столами и окном (дверьми) для раздачи еды и приема грязной посуды должно составлять 150–200 см, между рядами столов – 100–150 см, между столами и стеной – 40–60 см. Столы должны иметь покрытие, которое отвечает гигиеническим требованиям, легко моется, является стойким к влиянию горячей воды и дезинфицирующих средств. Умывальники следует устраивать, исходя из расчета 1 умывальник на 20 мест, электрополотенца – из расчета 1 электрополотенце на 40 мест.

Помещение для организации занятий на группе продленного дня для учеников общеобразовательных учебных заведений следует размещать, ориентируясь на необходимость обеспечения данной формой учебной работы до 20 % школьников от общего количества учащихся 14 классов и до 10 % школьников – от общего количества учащихся 59 классов.

Ширина рекреационных помещений в случае одностороннего размещения учебных помещений должна составлять не менее 2,8 м. Площадь рекреационных помещений рассчитывается для каждого этажа и должна быть не менее 2,0 м 2 на одного ученика. Во время строительства или реконструкции общеобразовательного учебного заведения следует предоставлять преимущество размещению рекреационных помещений зального типа.

Медицинский блок, который состоит из таких помещений, как кабинет врача площадью не меньше 18 м 2 и длиной 5 м (для определения остроты слуха и зрения учеников), кабинет врача стоматолога площадью не менее 15 м 2 , оборудованный вытяжным шкафом, процедурный кабинет площадью 10 + 8 м 2 и кабинет психофизиологической разгрузки площадью не менее 18 м 2 , следует размещать на первом этаже.

Гардероб размещается на первых этажах учебного заведения с обязательным оборудованием секций для каждого класса. В вестибюлях следует проектировать двойные тамбуры с тремя дверями для обеспечения надежной теплоизоляции внутренних помещений.

Для учеников 1–4, 5–7 и 8–9 классов в случае использования блочной системы застройки следует предусмотреть наличие самостоятельных входов в школу, во всех других случаях необходимо устроить не менее 2 выходов для постоянной эксплуатации.

Межэтажные лестницы обязательно должны иметь естественное освещение. Высота ступеньки должна составлять 15 см, ширина  30-35 см, угол наклона ступеньки  не более 30°. Не допускается горизонтальное размещение элементов ограждения ступенек. Высота ограждения ступенек должна составлять 1,5 м с перилами высотой 0,8 м. Ширина марша ступенек должна составлять 1,8 м.

Школа: основное, среднее общее образование

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций.

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15?. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1.

Размеры мебели и ее маркировка

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм – 750 мм, 1300-1450 мм – 850 мм и 1450-1600 мм – 950 мм. Угол наклона столешницы составляет – 15-172.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени образования – 15 минут.

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

  • между рядами двухместных столов - не менее 60;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;
  • от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
  • от первой парты до учебной доски – не менее 240;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
  • высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300;

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м. до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных организациях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками. ---- абз. 15 п. 5.6 иключен

Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающих гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 450 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся ( настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных организаций при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0-1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600Х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен – не менее 0,6 м, от отопительных приборов – 0,2 м, ширина прохода между кроватями – не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей – 0,3-0,4 м.