Руперт Шелдрейк. Морфическое поле социальных систем. Морфогенетическое поле или откуда приходят наши знания? Морфогенные поля

Говорят, что сапёр ошибается только один раз. И это не преувеличение - особенно если он работает на минном поле, усеянном ужасными «сюрпризами» войны… Однако есть и другие опасные поля - например, всем известные электрические и радиоактивные. Что же касается морфогенных полей, дающих сюжетное и эмоциональное наполнение сновидений, то они относятся к числу сомнительных, мало изученных, а потому не способны кого-либо напугать. А зря! К настоящему времени собрано немало научных фактов, неопровержимо доказывающих: все наши страхи, опасения, сомнения, тяжёлые раздумья и негативные переживания, полученные в течение дня и закрепившиеся в подсознании, формируют такое же негативное морфогенное поле, возвращающее нам их ночью. Да еще с мультиэффектом, когда изначальный страх заметно увеличивается в размерах, а мелкая проблема приобретает характер настоящей жизненной драмы! Получается своего рода замкнутый круг - как циркуляция воды в герметичном лабораторном сосуде. Но вся проблема в том, что ни один человек не хочет брать на себя роль подопытного и бродить по морфогенному полю, чтобы ради науки изучить его свойства на себе… Каков же выход? Систематизировать факты, касающиеся этой проблемы - хотя бы косвенно.


Материалом, лежащим в основе морфогенного поля, выступают не только страхи; в конце концов, не всё же плохо. Здесь так же накапливаются образы, привычки, знания и идеи, социальные установки и правила - включая методы торговли! Так, в начале прошлого века в Европе молочники по утрам обходили дома и оставляли на порогах бутылки с молоком. Это было очень удобно не только для людей, но и для… синиц. Пионерами нового способа добыть себе пищу стали смышленые синицы из английского города Саутгемптон, которые проклёвывали крышки бутылок и лакомились молоком. Через какое-то время то же самое стали вытворять птицы за сотни километров от Саутгемптона, а к 40-м годам ХХ века уже все европейские синицы усвоили этот трюк. Но начавшаяся война заставила и людей, и птиц на время забыть о милой традиции доставки молока на дом. Молочники возобновили её лишь через восемь лет, и синицы… вновь принялись проклёвывать крышки. Но это было уже новое поколение птиц; ведь в среднем синицы живут три года! Как же им удалось за считанные месяцы освоить науку своих предков? Неужели через сны людей, переживших тяжёлое время только потому, что постоянно возвращались в ночных сюжетах в то самое старое и доброе?!
Автором теории морфогенных полей считают Руперта Шелдрейка, бывшего научного сотрудника Королевского общества при Кембриджском университете, директора лаборатории биохимических и молекулярных исследований в колледже Клэр (Кембридж), биолога с мировым именем. Шелдрейк заметил, что человек тем легче усваивает знание, чем большему числу людей оно известно. Однажды он предложил английским студентам разучить три японских четверостишия. При этом одно было просто набором слов (точнее, иероглифов), второе - сочинением незначительного современного автора, а третье - классическим образцом японской поэзии, известным в Стране Восходящего Солнца так же хорошо, как и в России: «Я помню чудное мгновенье». Именно классическое четверостишие студенты запоминали лучше всего! Заметьте, никто из них не знал японского и понятия не имел, какое из стихотворений - классика, какое - обычный опус, а какое и вовсе бессмыслица. То есть существует поле образов, общее для всех людей. В этом поле, наряду со множеством прочих, содержится и образ старинного японского четверостишия, которое А.С. Пушкин использовал не в качестве перевода, а неким гениальным наитием, соответствием личного таланта классическим канонам красоты и гармонии. Шелдрейк назвал это поле морфогенным, то есть таким, которое подобно коллективному сновидению, а потому связывает воедино мир грёз и реальности. И, как следствие, влияет на обстоятельства нашего мира, предопределяет выбор человечества, структуру или форму вещей.
Описание своей теории Руперт Шелдрейк изложил в книге с названием «Семь экспериментов, которые могут изменить мир». Она быстро стала бестселлером! Помимо эксперимента со студентами-англичанами, зубрившими японские стихи, в книге рассказывается и о других любопытных опытах. Так, биолог из Гарвардского университета Вильям Макдугалл пятнадцать лет занимался тем, что заставлял подопытных крыс искать выход из лабиринта. Данные, полученные в результате «долгоиграющего» эксперимента, оказались ошеломляющими: если первое поколение крыс, прежде чем найти выход, совершало в среднем 200 ошибок, то последнее ошибалось всего 20 раз. К ещё более сенсационным результатам привёл повтор опыта на другом конце света, в Австралии. Там крысы сразу же находили выход из лабиринта! А ведь они не были ни родственниками, ни потомками крыс-«первопроходцев», а значит, не могли усвоить знание о лабиринте на генетическом уровне. Откуда же австралийские грызуны узнали о правильном пути?!
Ещё один пример. В начале 60-х годов ХХ века пражский психиатр Милан Рыжл и его московский коллега Владимир Райков под действием гипноза заставляли испытуемых поверить в то, что они - реинкарнации реальных исторических личностей. Способности, открывавшиеся у «уверовавших», были феноменальны! Девушка, которую «убедили», что в прошлой жизни она была Рафаэлем Санти, научилась превосходно рисовать, хотя до того её художественные таланты были на нуле. А ведь состояние гипноза наиболее близко к состоянию сновидения и, находясь в нём, человек имеет прямой доступ к морфогенному полю. Значит, эволюция культуры и самого человека - это стремление к развитию, присущее природе вещей, глубоко «впечатанное» в такое поле.
Более того, если есть морфогенные поля, общие для людей и животных, то получается, что всё в мире взаимосвязано. Всякий раз, когда мы узнаем что-то новое, это узнаем не только мы, но и все люди, вся Вселенная. Наше знание становится общим. Прямо какой-то тотальный общий разум!
Общностью сознания Руперт Шелдрейк объясняет и различные паранормальные явления - такие, как телепатия или способность человека «чувствовать взгляд спиной» (то есть он просто улавливает мысль смотрящего ему в спину). Кстати, способность чувствовать взгляд можно развить. Оказывается, больше всего в этом поднаторели жители Восточной Европы. Шелдрейк объясняет это «натренированностью»; ведь во времена социализма было важно вовремя почувствовать, не следят ли за тобой органы безопасности… Кроме того, взгляд спиной хорошо чувствуют параноики, люди, находящиеся под действием наркотиков, и мастера боевых искусств.

Руперт Шелдрейк (Rupert Sheldrake) - британский биохимик и физиолог растений, который в настоящее время занимается исследованиями и пишет о парапсихологии и других спорных вопросах. Его книги и работы связаны с теорией морфического резонанса и касаются таких тем, как развитие и поведение животных и растений, память, телепатия и восприятие.

Идеи Шелдрейка часто натыкались на враждебное мнение ученых, в том числе обвинения в участии в псевдонауке.

Руперт родился 28 июня 1942 года в городе Ньюарк-он-Трент. Он получил образование в Колледже Ворксоп, а затем изучал биохимию в Колледже Клер, в Кембридже, философию и историю в Гарвардском Университете.

В Кеймбридже он получил степень доктора наук в области биохимии.

Руперт Шелдрейк был научным сотрудником Королевского общества, а затем отправился в Индию, где занял должность основного физиолога растений в Международном научно-исследовательском институте сельскохозяйственных культур в полузасушливой тропической зоне.

В настоящее время Руперт Шелдрейк является руководителем проекта «The Perrot-Warrick».

Сайт автора - http://www.sheldrake.org

Семь экспериментов, которые изменят мир

В середине 80-х годов XX века английский биолог Руперт Шелдрейк выдвинул революционную теорию морфогенетических полей.

Согласно его гипотезе, все природные системы — от кристаллов до растений и животных, включая человека и весь человеческий социум, — обладают коллективной памятью, определяющей их поведение, строение и внешние формы.

"Эта книга доставляет огромное удовольствие. К тому же она представляет немалую научную ценность как интересный опыт в философии науки и, возможно, как неожиданный и глубокий взгляд на привычный материальный мир".
Семь экспериментов, которые изменят мир (скачать)
Семь экспериментов, которые изменят мир.doc

Физика ангелов

Ангелы... Кто они? И как в эпоху сверхразвитых технологий они могут помочь нам решать индивидуальные и глобальные проблемы мироздания?

Книга построена в форме диалога между известным английским биологом Рупертом Шелдрейком, автором революционной теории морфогенных полей, и богословом-визионером Мэтью Фоксом.

Масштаб их бесед поистине космический: от атомных частиц до супергалактик, от Библии до теории относительности, от шаманизма до квантовой физики.

Термин «морфогенетические поля» был введен австрийским ученым П. Вейсом. В биологическом энциклопедическом словаре приведено следующее определение морфогенетического поля:

1. Области зародыша, в которых происходит развитие зачатков тех или иных органов или их систем. Например морфогенетическое поле зачатка конечности - территория, в пределах которой данный зачаток развивается в норме.

2) Векторные (градиентные) поля в пространстве, порождаемые развивающимися зачатками и определяющие их морфогенетические движения в ближайший период развития.

3) Векторные поля в фазовом пространстве, имеющие зоны структурной устойчивости, разделённые неустойчивыми «прослойками». Все интерпретации морфогенетического поля основаны на данных о регуляционном, структурно-устойчивом характере развития организма и о зависимости судьбы его частей от положения в целом. Морфогенетические поля следует рассматривать как теоретико-математические конструкции (иногда как математические модели), задача которых - дать возможно более общее и адекватное описание основных закономерностей морфогенеза. Иными словами, существует некое поле, которое «управляет» развитием этого эмбриона..

Ввел это понятие в биологию австрийский ученый П. Вейс. Он предположил, что вокруг эмбриона, или зародыша, образуется некое поле, которое он назвал МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИМ, которому подчиняются пассивные клетки. Оно как бы лепит из клеточного материала отдельные органы и целые организмы. Именно оно определяет последовательность образования отдельных клеток в пространстве и времени. В тридцатые годы ХХ века взгляды П. Вейса были развиты нашими соотечественниками А.Г.Гурвичем и Н.К.Кольцовым. Продолжаются исследования в этом направлении и в наше время, в частности они проводятся Ю.Г.Симаковым. В последней редакции концепция морфогенетического поля выглядит следующим образом. Каждая клетка организма обладает индивидуальным морфогенетическим полем , которое несет в себе всю информацию обо всем организме и программы его развития. Поля отдельных клеток объединяются в единое морфогенетическое поле, которое обволакивает и пронизывает весь организм, находится в постоянной связи с каждой клеткой и управляет всеми операциями по формированию и функционированию как каждой клетки, так и всего организма в целом. По этой концепции носителем наследственной информации является уже не ядро клетки, а ее морфогенетическое поле, а ДНК только отражает информацию, которую несет поле. Морфогенетическое поле постоянно меняется, отражая динамику развития организма. Таким образом концепция морфогенетических полей строится на тезисе внеклеточной информации, причем, предполагается "объемный" характер этого поля, поскольку оно должно охватывать все клетки организма.

Признание существования внеклеточной информации, как единого целого для всего организма, осуществляющей взаимосвязь со всеми его элементами и генетической памятью, является еще одним аспектом биокоммуникации.

Теория морфогенетического поля предполагает, что кроме химических факторов дифференциации клетки, существует и полевой фактор.

Нечто подобное есть и у П. Горяева в его теории волнового генома.

Всякое поле подразумевает использование информационных взаимодействий.

Все выше описанное так же относится к сфере биокоммуникации и является одним из механизмов реализации принципов биокоммуникации в природе.

Концепция морфогенетического поля в какой-то степени может объяснить и механизм хранения громадных объемов вновь приобретенной и воспроизведенной информации, которые сохраняются в течение жизни, а также такие, казалось бы совершенно невероятные явления, как сохранение памяти у человека, при почти полной утрате коры головного мозга (например, случай с Фенеасом Гейджем).

Откуда приходят наши знания? Казалось бы, ответить на этот вопрос просто. Мы все учимся в школе, потом, скажем, слушаем лекции в институте, читаем книги. Многое, сами того не замечая, узнаем в семье или от товарищей, черпаем из СМИ в конце концов. И вместе с тем вопрос об источниках знаний, которыми владеет конкретный человек, не так прост.

О синицах

В начале прошлого века в Англии молоко стали разносить в бутылках, закрытых картонными крышечками. Бутылки ставились перед дверью, у порога. В городке Саутгемптон местные синицы быстро использовали это новшество. Они легко проклевывали крышечки и пили молоко. Скоро эта ноу-хау стало известно синицам всей Британии, а потом и большей части Европы.

С началом Второй мировой войны, когда появились карточки на продовольствие, бутылки у порога молочники уже не оставляли. И только восемь лет спустя вернулись к прежней практике доставки молока. И что же? Синицы сразу же принялись дырявить картонные крышечки...

Казалось бы, что тут удивительного. Дело, однако, в том, что синицы живут в среднем три года. Значит, за восемь лет сменилось почти три поколения этих птиц. Каким же образом послевоенные синицы переняли опыт своих предков? Читать они, как известно, не умеют, да и пособий, как воровать молоко, для них никто не составлял.

Об азбуке Морзе

Еще один пример, теперь уже из наблюдений над людьми. Психолог из США Арденн Мальберг предложил студентам освоить две одинаковых по сложности азбуки Морзе.

Секрет заключался в том, что один вариант был собственно азбукой Морзе (которой испытуемые не знали), а другой - подражанием этой азбуке, но совсем с другими соответствиями сигналов буквам. Все без исключения студенты быстрее и легче освоили общепринятую телеграфную азбуку, хотя и не знали, что именно этот вариант первоначальный.

Загадочные поля

Для объяснения этих феноменов известный английский биолог Руперт Шелдрейк выдвинул теорию морфогенетических полей. По его мнению, мозг человека или животного сам по себе не содержит ни памяти, ни знаний. Но весь окружающий нас мир пронизывают особые морфогенетические (формообразующие) поля.

В них накапливаются все знания, весь опыт человечества или животных. Желая что-нибудь «вспомнить», например таблицу умножения или какие-нибудь стихи, человек автоматически настраивает свой мозг на эту задачу и получает извне нужную ему информацию.

На первый взгляд, теория Шелдрейка кажется нелепой и даже безумной. Но не будем торопиться с выводами. Синицы, родившиеся во второй половине 1940-х годов, не могли обладать опытом своих довоенных предков. Однако, как только вновь появились молочные бутылки, синицы по всей Западной Европе сразу же стали с ними «справляться».

Даже если предположить, что в какой-то местности птицы заново открыли этот метод воровать молоко, их знание не могло бы так быстро распространиться на огромный птичий ареал. Значит, эта ценная для синиц информация пришла извне, она сохранилась от предков, которых птицы и в глаза не видели.

А почему студенты освоили общепринятую азбуку Морзе значительно быстрее, чем придуманный экспериментатором вариант? Видимо, в морфогенетическом поле общепринятый вариант был представлен в огромном количестве, он попросту «забил» версию экспериментатора.

Руперт Шелдрейк подметил, что человек тем легче усваивает знания, чем большему числу людей они известны. Однажды он предложил студентам разучить два японских четверостишия в английском переводе. Первое было малоизвестным даже в Японии, а второе знал каждый школьник Страны восходящего солнца. И именно второе стихотворение английские студенты запоминали гораздо лучше!

Заметим, чтобы «задать вопрос» информационному полю Земли, человек должен обладать определенными знаниями, то есть приобрести их путем обучения. Так что и по Шелдрейку получается, что наш мозг не просто «радиоприемник», а нечто большее.

Взгляд сзади

Много веков ученые пытались объяснить, как получается, что человек спиной чувствует чужой взгляд. Никакого разумного объяснения этому явлению так и не нашлось, хотя каждому из нас не раз случалось испытывать подобное на себе.

Шелдрейк утверждает, что человек чувствует не взгляд (у него нет на спине глаз), он улавливает мысль, намерение того, кто смотрит ему в спину. А мысль эта приходит к нему из морфогенетического поля.

Одной девушке под гипнозом было внушено, что она на самом деле великий итальянский художник Рафаэль, живший в конце XV - начале XVI века. И эта девушка стала прилично рисовать, хотя раньше таких способностей у нее не замечалось.

По всей вероятности, к ней, по Шелдрейку, поступила информация о человеке, который жил за 400 лет до того, и в какой-то степени девушке передалась способность к рисованию.

Голуби, собаки и лисицы

Однако вернемся к животным и птицам. Как известно, голуби находят свою родную голубятню порой и за тысячу километров. Как они это делают? Долгое время считалось, что они хорошо запоминают топографию местности. Когда это предположение не подтвердилось, стали считать, что они ориентируются по магнитным силовым линиям.

Но и эта гипотеза при строгой научной проверке отпала. В литературе описаны случаи, когда голуби находили свой родной дом, даже если их голубятню размещали на корабле в открытом море.

Давно замечено, что собака, находясь в квартире, чувствует, что хозяин собирается или уже идет домой. В радостном предвкушении она усаживается у двери. Человек в какой-то момент может изменить свои планы, где-то задержаться, и тогда собака отходит от двери, всем видом выражая разочарование. Конечно же, ни собачий слух, ни обоняние тут ни при чем. Работает какой-то иной канал информации.

Шелдрейк полагает, что между собакой и хозяином образуется «эластичная нить» морфогенетической природы. Такая же нить образуется между голубем и его родной голубятней. И, следуя этой нити, голуби возвращаются домой.

В XVI веке борзая гончая по кличке Цезарь добралась из Швейцарии во Францию, куда уехал ее хозяин, и нашла его и не где-нибудь, а в Версале, в королевском дворце. Во время Первой мировой пес Принц в поисках своего владельца даже переплыл Ла-Манш!

Биологи, изучавшие поведение лисиц, наблюдали однажды поразительную картину. Лисица-мать ушла очень далеко от норы, а лисята тем временем расшалились и даже выбрались наверх. Мать не могла ни слышать, ни видеть их.

Лиса присела, повернулась и стала пристально смотреть в сторону норы. И этого оказалось достаточно, чтобы лисята успокоились и спрятались. Обычные способы коммуникации, как и в описанных случаях с собаками, здесь не могли иметь место.

«Мозговое радио»

Получается, что нас окружает океан информации. И вся проблема заключается в том, как выйти в этот безбрежный информационный мир и настроить свое «мозговое радио» на нужную волну. Об этом в первой половине XX века писал академик Владимир Вернадский, когда формулировал свою теорию ноосферы, («ноос» по-гречески - «разум»).

Казалось бы, эта задача практически неразрешима. Но вот мы широко пользуемся мобильными телефонами. А их теперь на планете сотни миллионов. Однако мы находим в этом море информации единственный нужный нам номер, и нас тоже находят.

Теория морфогенетических полей, казалось бы, многое объясняет в природе тех явлений, которые долгое время оставались загадкой. Однако физики пока не обнаружили, не выделили самого этого поля. Конечно, это не значит, что такой субстанции в природе вообще не существует. Значит, надо искать...

Говорят, что сапёр ошибается только один раз. И это не преувеличение - особенно если он работает на минном поле, усеянном ужасными "сюрпризами" войны… Однако есть и другие опасные поля - например, всем известные электрические и радиоактивные. Что же касается морфогенных полей, дающих сюжетное и эмоциональное наполнение сновидений, то они относятся к числу сомнительных, мало изученных, а потому не способны кого-либо напугать. А зря! К настоящему времени собрано немало научных фактов, неопровержимо доказывающих: все наши страхи, опасения, сомнения, тяжёлые раздумья и негативные переживания, полученные в течение дня и закрепившиеся в подсознании, формируют такое же негативное морфогенное поле, возвращающее нам их ночью. Да еще с мультиэффектом, когда изначальный страх заметно увеличивается в размерах, а мелкая проблема приобретает характер настоящей жизненной драмы! Получается своего рода замкнутый круг - как циркуляция воды в герметичном лабораторном сосуде. Но вся проблема в том, что ни один человек не хочет брать на себя роль подопытного и бродить по морфогенному полю, чтобы ради науки изучить его свойства на себе… Каков же выход? Систематизировать факты, касающиеся этой проблемы - хотя бы косвенно.

Материалом, лежащим в основе морфогенного поля, выступают не только страхи; в конце концов, не всё же плохо. Здесь так же накапливаются образы, привычки, знания и идеи, социальные установки и правила - включая методы торговли! Так, в начале прошлого века в Европе молочники по утрам обходили дома и оставляли на порогах бутылки с молоком. Это было очень удобно не только для людей, но и для… синиц. Пионерами нового способа добыть себе пищу стали смышленые синицы из английского города Саутгемптон, которые проклёвывали крышки бутылок и лакомились молоком. Через какое-то время то же самое стали вытворять птицы за сотни километров от Саутгемптона, а к 40-м годам ХХ века уже все европейские синицы усвоили этот трюк. Но начавшаяся война заставила и людей, и птиц на время забыть о милой традиции доставки молока на дом. Молочники возобновили её лишь через восемь лет, и синицы… вновь принялись проклёвывать крышки. Но это было уже новое поколение птиц; ведь в среднем синицы живут три года! Как же им удалось за считанные месяцы освоить науку своих предков? Неужели через сны людей, переживших тяжёлое время только потому, что постоянно возвращались в ночных сюжетах в то самое старое и доброе?!

Автором теории морфогенных полей считают Руперта Шелдрейка, бывшего научного сотрудника Королевского общества при Кембриджском университете, директора лаборатории биохимических и молекулярных исследований в колледже Клэр (Кембридж), биолога с мировым именем. Шелдрейк заметил, что человек тем легче усваивает знание, чем большему числу людей оно известно. Однажды он предложил английским студентам разучить три японских четверостишия. При этом одно было просто набором слов (точнее, иероглифов), второе - сочинением незначительного современного автора, а третье - классическим образцом японской поэзии, известным в Стране Восходящего Солнца так же хорошо, как и в России: "Я помню чудное мгновенье". Именно классическое четверостишие студенты запоминали лучше всего! Заметьте, никто из них не знал японского и понятия не имел, какое из стихотворений - классика, какое - обычный опус, а какое и вовсе бессмыслица. То есть существует поле образов, общее для всех людей. В этом поле, наряду со множеством прочих, содержится и образ старинного японского четверостишия, которое А.С. Пушкин использовал не в качестве перевода, а неким гениальным наитием, соответствием личного таланта классическим канонам красоты и гармонии. Шелдрейк назвал это поле морфогенным, то есть таким, которое подобно коллективному сновидению, а потому связывает воедино мир грёз и реальности. И, как следствие, влияет на обстоятельства нашего мира, предопределяет выбор человечества, структуру или форму вещей.

Описание своей теории Руперт Шелдрейк изложил в книге с названием "Семь экспериментов, которые могут изменить мир". Она быстро стала бестселлером! Помимо эксперимента со студентами-англичанами, зубрившими японские стихи, в книге рассказывается и о других любопытных опытах. Так, биолог из Гарвардского университета Вильям Макдугалл пятнадцать лет занимался тем, что заставлял подопытных крыс искать выход из лабиринта. Данные, полученные в результате "долгоиграющего" эксперимента, оказались ошеломляющими: если первое поколение крыс, прежде чем найти выход, совершало в среднем 200 ошибок, то последнее ошибалось всего 20 раз. К ещё более сенсационным результатам привёл повтор опыта на другом конце света, в Австралии. Там крысы сразу же находили выход из лабиринта! А ведь они не были ни родственниками, ни потомками крыс-"первопроходцев", а значит, не могли усвоить знание о лабиринте на генетическом уровне. Откуда же австралийские грызуны узнали о правильном пути?!

Ещё один пример. В начале 60-х годов ХХ века пражский психиатр Милан Рыжл и его московский коллега Владимир Райков под действием гипноза заставляли испытуемых поверить в то, что они - реинкарнации реальных исторических личностей. Способности, открывавшиеся у "уверовавших", были феноменальны! Девушка, которую "убедили", что в прошлой жизни она была Рафаэлем Санти, научилась превосходно рисовать, хотя до того её художественные таланты были на нуле. А ведь состояние гипноза наиболее близко к состоянию сновидения и, находясь в нём, человек имеет прямой доступ к морфогенному полю. Значит, эволюция культуры и самого человека - это стремление к развитию, присущее природе вещей, глубоко "впечатанное" в такое поле.

Более того, если есть морфогенные поля, общие для людей и животных, то получается, что всё в мире взаимосвязано. Всякий раз, когда мы узнаем что-то новое, это узнаем не только мы, но и все люди, вся Вселенная. Наше знание становится общим. Прямо какой-то тотальный общий разум!

Общностью сознания Руперт Шелдрейк объясняет и различные паранормальные явления - такие, как телепатия или способность человека "чувствовать взгляд спиной" (то есть он просто улавливает мысль смотрящего ему в спину). Кстати, способность чувствовать взгляд можно развить. Оказывается, больше всего в этом поднаторели жители Восточной Европы. Шелдрейк объясняет это "натренированностью"; ведь во времена социализма было важно вовремя почувствовать, не следят ли за тобой органы безопасности… Кроме того, взгляд спиной хорошо чувствуют параноики, люди, находящиеся под действием наркотиков, и мастера боевых искусств.

Хорошо, если к Новому году морфогенное поле "подобреет" и выдаст человечеству что-то доброе, светлое. Впрочем, "чистка" этого поля требует усилий каждого человека; достаточно избавиться от дурных привычек и предчувствий. Обратите внимание на ночи на 1-ое декабря и с 1-го на 2-ое декабря, когда Луна, хозяйка сновидений, окажется в знаке Рака, с 8-го на 9-ое, с 9-го на 10-ое и с 10-го на 11-ое декабря, когда она пойдёт по мистическому Скорпиону, с 18-го на 19-ое и с 19-го на 20-ое декабря, когда она достигнет таинственных Рыб, и, наконец, с 26-го на 27-ое и с 27-го на 28-ое декабря, когда ночное светило вернётся в Рак. Именно тогда вы получите сновидения, которые генерируют "подобревшие" морфогенные поля!

Незримая сила 12,2007