Рыцарь 12 века. Рыцари - мир средневековья. История и распространение рыцарства

В ночь с 27 на 28 сентября 1994 года в Балтийском море произошла трагедия, которой суждено было стать последней морской тайной уходящего тысячелетия. Тайной, которая не разгадана и по сей день.

27 сентября 1994 в 19:15 по местному времени из Таллинского порта вышел паром «Эстония», на борту которого находились 989 пассажиров и членов экипажа. Паром совершал к тому времени уже ставший привычным рейс из Таллина в Стокгольм.

Несмотря на то, что погода была плохая и на море начинался шторм, никакого беспокойства не чувствовали ни те, кто оставался на берегу, ни те, кто отплывал на борту парома. Для судна, подобного «Эстонии», балтийский шторм, как считалось, никакой угрозы представлять не мог.

В 1:30 ночи «Эстония» передала краткий сигнал бедствия, вскоре после чего исчезла с радаров.

Утренние выпуски эстонских телеканалов повергли страну в шок: паром «Эстония» погиб, имеются многочисленные жертвы.

Как вспоминают очевидцы, тем утром растерянные, подавленные таллинцы шли в порт, к причалу, с которого ушла «Эстония» в последний рейс. Они стояли и смотрели на море, словно надеялись, что Балтика вернёт корабль и людей…

Обычный рейс

Паром «Эстония» был построен в 1979 году на западногерманской судоверфи Meyer Werft в городе Папенбурге по заказу финской компании Viking Line. Судно, получившее имя Viking Sally, курсировало на линии Турку - Мариехамн - Стокгольм. Судно сменило несколько владельцев и балтийских маршрутов, пока в январе 1993 года его не приобрело совместное шведско-эстонское предприятие «Эстлайн» для осуществления паромного сообщения между Таллином и Стокгольмом. После этого паром и получил своё последнее имя — «Эстония».

Никаких серьёзных происшествий во время рейсов «Эстонии» не было зафиксировано вплоть до 27 сентября 1994 года.

И в этот раз к 23:00 паром благополучно прошёл 350 км маршрута. Шторм усиливался, судно качало, однако никаких опасений ситуация не вызывала. Пассажиры спокойно ложились спать.

Около полуночи «Эстония» встретилась с паромом «Мариэлла», принадлежащим компании Viking Line, следовавшим встречным курсом. На «Маэрилле» обратили внимание, что «Эстония» идёт на высокой скорости, но это обстоятельство само по себе угрозы для корабля не представляло.

Ночной кошмар

Тем неожиданнее был сигнал бедствия, полученный с «Эстонии» всего полтора часа спустя. Из него следовало, что судно имеет опасный крен, а экипаж сиреной будит пассажиров.

К месту бедствия немедленно направилась не только «Мариэлла», но и ещё несколько паромов сообщения Хельсинки - Стокгольм.

Моряки увидели страшную картину: на плотах в холодном, бушующем море с трудом удерживались полуодетые, насмерть перепуганные, замёрзшие люди. Пассажирские паромы — не лучшие суда для ведения спасательных работ, тем более, в условиях шторма, поэтому поднять из воды всех, кто находился на поверхности, не удалось.

Около трёх часов ночи к месту гибели «Эстонии» прибыли вертолёты финских и шведских военных и спасателей, которые стали вытаскивать из воды тех, кому не могли помочь паромы.

Для некоторых помощь пришла слишком поздно — даже извлечённые из воды люди умирали от переохлаждения на борту кораблей и вертолётов.

Всего удалось спасти 137 человек, ещё 95 были официально опознаны как погибшие. 757 человек были объявлены пропавшими без вести.

Всё дело в визоре

Гибель парома «Эстония» оказалась самым крупным кораблекрушением в Европе, происшедшим в мирное время.

Что же стало причиной трагедии?

Официальная следственная комиссия, составленная из экспертов Финляндии, Швеции и Эстонии, пришла к выводу, что «Эстонию» погубил носовой визор — надводная часть парома, которая поднимается для приёма на борт судна автомашин и других грузов.

По мнению членов комиссии, на «Эстонии», построенной в 1979 году, технические требования к безопасности и надёжности носового визора не соответствовали более современным требованиям.

В условиях сильного шторма и при высокой скорости «Эстонии» её визор не выдержал ударов встречных волн, что привело к его срыву. После этого штормовые волны стали захлёстывать грузовой отсек. В течение нескольких минут это вызвало нарастающий крен на правый борт.

Когда команда поняла всю опасность происходящего и подала сигнал бедствия, было уже поздно — судно легло на правый борт, а ещё через несколько минут пошло на дно. «Эстония» погибла всего за полчаса.

Когда стало известно о выводах комиссии, на всех паромах идентичной конструкции стали намертво заваривать носовые визоры во избежание повторения катастрофы.

Немецкие судостроители, на которых, по сути, и возложили вину за катастрофу, с выводами не согласились. Проведя собственное расследование, они заявили, что носовой визор «Эстонии» был рассчитан на куда более серьёзные нагрузки, и срыв его мог быть только результатом преднамеренного взрыва.

Никаких доказательств взрыва на борту «Эстонии» предъявлено, однако, не было.

Экипаж занимался контрабандой наркотиков?

Если немецкие судостроители, говоря о возможном взрыве, не называют тех, кто мог бы за ним стоять, то другие альтернативные версии куда более подробны.

Все они так или иначе связаны с неким грузом, который перевозила «Эстония».

Некоторые исследователи утверждают, что перед самой отправкой парома в его последний рейс на борт без досмотра таможни заехали две фуры. Что за груз в них находился, остаётся неизвестным.

Согласно одной из самых популярных версий, «Эстонию» использовали для контрабанды наркотиков. Якобы и в своём последнем рейсе паром вёз очередную партию, но экипажу стало известно, что в Стокгольме их уже ожидает полиция. Тогда члены команды, замешанные в контрабанде, приняли решение открыть носовой визор и выбросить груз в море. Выполнив свой замысел, они, однако, не сумели закрыть визор, в результате чего судно заполнилось водой, легло на бок и затонуло.

Морские эксперты, однако, в такую возможность не верят. Подобный шаг в условиях шторма был равносилен самоубийству, и капитан не мог этого не понимать. Шведская тюрьма в любом случае лучше, чем неприветливое дно Балтики.

Ещё несколько версий сводятся к тому, что на борту «Эстонии» провозилось оружие, ранее принадлежавшее Советскому Союзу.

Такую возможность косвенно подтвердил один из руководителей таможенных органов Швеции Свен Петер Олссон , позднее признавший, что в 1994 году у таможни действительно была договорённость со шведской армией, согласно которой в порту Стокгольма не проверяли автомашины с грузом электроники, купленной у российской армии и доставленной из Таллина на пассажирском пароме «Эстония».

Правда, в 2005 году правительство Швеции опубликовало отчёт следственной комиссии, в котором говорилось, что никакого военного груза на «Эстонии» в день катастрофы не было.

Сторонники версии об оружии на борту «Эстонии» делятся на несколько групп. Первые полагают, что на «Эстонии» вывозилось некое секретное советское оружие, утечки которого на Запад не могли допустить российские спецслужбы, которые и устроили диверсию на борту. Вторые уверены, что диверсия на борту «Эстонии» — дел рук западных спецслужб, оказавшихся под угрозой разоблачения своих операций с оружием бывшего СССР и решивших в прямом смысле слова «спрятать концы в воду».

Почему не подняли затонувший паром?

Адепты наиболее радикальной версии гибели «Эстонии» убеждены, что на её борту перевозились радиоактивные материалы, возможно, даже компоненты ядерного оружия.

И, как ни странно, у этой версии есть косвенное подтверждение. Дело в том, что погибшее судно, по международному соглашению, было запечатано на дне бетонным саркофагом, а воды вокруг него являются запретной зоной, контроль за которой ведут финские ВМС.

Те, кто не согласен с официальной версией гибели «Эстонии», обращают внимание на то, что власти категорически отказались от попыток подъёма парома, притом что он лежит не на самой запредельной глубине — 83 метра.

Однако в 1995 году было эстонско-финско-шведское соглашение, запрещающее вести какие-либо работы в районе гибели парома «Эстония». К этому соглашению также присоединились Россия, Дания, Латвия, Литва, Польша и Великобритания.

Официально это сделано из уважения к памяти погибших. Оппоненты говорят — вокруг «Эстонии» существует международный заговор молчания, целью которого является сокрытие истинных причин происшедшей трагедии.

Дело закрыто, вопросы остались

Странностей в деле о гибели парома «Эстония» действительно более чем достаточно. Так, списки найденных и спасённых пассажиров и членов экипажа корректировались, и люди, которых вроде бы уже нашли и спасли, пропадали вновь. Например, второй капитан судна Аво Пихт сначала появился, а потом исчез из списка выживших. Всё бы ничего, мало ли бывает ошибок в такой обстановке, но дело в том, что существует видеозапись, сделанная во время доставки спасённых в порт. На ней в машине скорой помощи тележурналисты запечатлели человека, очень похожего на капитана Пихта. Куда же он исчез потом? И таких вроде бы выживших, а затем пропавших членов экипажа «Эстонии» насчитали несколько человек.

В начале 2009 года правительство Эстонии распустило комиссию по расследованию причин катастрофы после публикации её четвёртого по счёту отчёта. Выводы этого отчёта не отличались от тех, что были сделаны раньше — наиболее вероятной причиной гибели парома являются его конструктивные недостатки и тяжёлые погодные условия.

На этом официальное расследование катастрофы были окончательно закрыто.

А ответы на все вопросы сомневающихся, очевидно, не будут получены уже никогда.

Морских катастроф было много. По всей видимости, человечеству и в дальнейшем предстоит испытать другие самолетов, поездов и разной прочей техники, становящейся все быстрее и сложнее. Но каждый раз, когда происходит какое-либо ужасное событие, сопровождаемое многочисленными человеческими жертвами, его невольно сравнивают с уже случавшимися бедствиями. Крушение парома Эстония вызвало ассоциацию с гибелью «Титаника». Действительно, у этих двух катастроф есть нечто общее. В обоих случаях суда были большими и роскошными, утонуло много людей, и предвидеть этого никто не мог. Но все это только на первый взгляд. Обстоятельства, выявленные расследованиями, произведенными независимыми экспертами, оказались скандальными и красноречиво говорили о том, что этого крушения можно было избежать. Впрочем, версий событий высказано несколько.

Каким был паром

Паром «Эстония» был роскошным судном, предлагавшим своим пассажирам не просто утилитарное перемещение из одного порта в другой, а путешествие, полное удовольствий. Для этого на борту было все необходимое и множество излишеств, предназначенных для создания незабываемых впечатлений. Несколько кафе и ресторанов, клуб с дискотекой, бассейн, комната развлечений для детей, сауна, современный кинотеатр обеспечивали приятное времяпровождение на протяжении всего рейса. Фото парома «Эстония» было напечатано на почтовых открытках, продаваемых в сувенирных лавках здесь же, вместе с другими товарами, необходимыми в пути и покупаемыми просто на память. Но и о главном назначении плавсредства следует вспомнить. Невиданная для совсем еще недавно бывших советских граждан возможность попасть за границу вместе с собственным авто ощущалась как роскошь приобщения к европейской жизни. 460 мест для машин хватало всем желающим, имевшим деньги на оплату любого из них. Паром «Эстония» и выглядел роскошно, он был большим (длина более 155 метров, ширина - 24 м, водоизмещение 15,5 тыс. т). Построен он был в Германии, в 1980 году, на верфи «Мейер» для Норвежской судоходной компании, хотя тут же был перепродан «Викинг лайн». Тогда паром назывался «Сильвия Стар», но буквы на борту, обозначавшие фирму-судовладельца, пришлось неоднократно закрашивать и писать новые. В 1991 году судно приобрела компания «Васа Лайн», и его переименовали в «Васа Кинг». Затем произошло слияние фирм, и оно получило новое, на этот раз последнее имя - паром «Эстония». Гибель его в холодных водах Балтики потрясла в 1994 году весь мир.

Сухие факты

Паром вышел из Таллина по расписанию, в четверть восьмого вечера 27 сентября. Погода была хорошей, но прогнозировалось ее ухудшение. Пассажиры развлекались, но к часу пополуночи большинство из них уже Когда паром «Эстония» проходил линию траверса Турку, люди, еще не успевшие уснуть, почувствовали толчок, довольно сильный, и услышали скрежет. Судно начало крениться, к полвторого ночи уклон палуб достиг 30 градусов и продолжал расти. Началась паника, но усилия к спасению большинства пассажиров оказались тщетными, выйти по коридорам уже было невозможно. Вода прибывала, и лишь обитатели верхней палубы имели шансы на жизнь. Сигнал бедствия был передан в эфир, но паром практически в тот же момент исчез с экранов радаров, - было это без десяти два ночи. Паром «Эстония» затонул на глубине примерно 80 метров в точке с координатами 59°22′ северной широты и 21°40′ восточной долготы. Утром скорбная весть облетела планету.

Спасение

Первым к месту катастрофы прибыл паром «Мариэлла», экипаж которого приступил к спасению терпящих бедствие. Шансы имели только сотни две человек, сумевших покинуть судно и удалиться от него. Всего на борту находились 989 членов команды и пассажиров. Разыгрался шторм, дул сильный ветер, затруднял обстановку туман. Спасательные шлюпки и плоты оказались бесполезными, их находили пустыми, большинство людей оказались в воде одетыми кто во что. Они переохлаждались и гибли. Примерно в три пополуночи в дело вступили вертолеты, но и они были бессильны, тросы на ветру не выдерживали нагрузки. Даже те, кого удалось поднять, умирали от холода. Героические усилия моряков привели к спасению 137 человек из всех, кого в Таллине взял на борт паром «Эстония». Погибло 95 членов команды и пассажиров, 757 некоторое время считались пропавшими без вести, но к семи утра стало ясно, что и их можно причислить к скорбному списку.

Официальная версия

Объяснить быструю гибель современного судна в довольно безопасном районе моря сразу никто не решался. Вскоре выяснилось, однако, что паром «Эстония» затонул потому, что ударами волн сорвало визоры (это такие элементы аппарели, при открывании которых машины получают возможность въехать на погрузочную палубу). Виновной стороной поспешно объявили немецкую верфь «Meyer», на что представители судостроительного предприятия возразили, что срок эксплуатации на момент катастрофы превысил 14 лет. Кроме этого, плавсредство вообще не было рассчитано на океанское или морское волнение и должно было совершать только прибрежные каботажные рейсы, например пересекать заливы. В любом случае причина катастрофы была названа. Но она объясняла не все обстоятельства. Возникали дополнительные версии.

Наркотики

Петли были сорваны, створки отлетели, их в дальнейшем нашли на значительном (около мили) расстоянии от места залегания на дно корпуса. Но исследование поднятых элементов конструкции показало, что крепления были мощными и теоретически могли выдерживать в закрытом состоянии большие нагрузки. Тогда возникла версия о том, что срыв петель случился по причине открытия створок на полном ходу. Сразу же с чьей-то легкой руки было сформулировано предположение о выбрасывании за борт партии наркотиков. Вроде бы кто-то смог предупредить контрабандистов о ждущей их засаде, и они в срочном порядке избавлялись от Версия, мягко говоря, была Даже если паром «Эстония» и перевозил недозволенные препараты, они не могли занимать большого объема, выбросить их за борт можно было без самоубийственного риска.

Взрыв?

Что же, если створки были закрыты, то можно все же предположить, что их крепления подверглись дополнительным нагрузкам, например, взрывным. Для проверки этого предположения в 2000 году было осуществлено поднятие со дна отвалившихся деталей, которые подверглись исследованию. Четкого ответа эти мероприятия не дали, но предположения не опровергли. Кому и зачем нужна была эта диверсия? По этому поводу сразу же возникли две взаимоисключающие гипотезы.

Двойная шпионская версия

После контроль количества хранимого на его территории оружия, в том числе и новейшего, был частично утерян. По крайней мере, так считают некоторые современные аналитики. Ставшие независимыми странами, бывшие советские республики стали обладателями внушительных арсеналов, в составе которых оказались новейшие образцы, в том числе относящиеся к специальным и ядерным. Вот тут-то и появилась почва для предположений о том, кто был заинтересован в уничтожении секретного груза. Вариант первый - паром «Эстония» потопили сотрудники ЦРУ, опасавшиеся разоблачения своих шпионских действий, и утопившие улики на дне. Вторая гипотеза совершенно противоположна, но по смыслу такая же. Агенты российской разведки, наследники «кей-джи-би», пресекли попытку вывоза советского секретного оружия.

Какая тайна загадочнее

Существует ряд обстоятельств, ставших достоянием общественности и до сих пор не нашедших объяснения. Компьютер, жесткий диск которого фиксировал параметры судна фактически в режиме самолетного «черного ящика», водолазы и спасатели так и не нашли, хотя искали старательно. Два большегрузных автомобиля, находившиеся на борту, по показаниям свидетелей, не проходили таможенного досмотра. Тайна гибели парома «Эстония» становится еще более туманной, если учесть, что капитан Пихт, пропавший по официальной версии без вести, был замечен в одной из медицинских машин, увозивших спасенных, и его даже сняли на пленку. После этого его больше никто не видел. Точно так же исчезли и несколько других пассажиров уже после их извлечения из холодных вод. Впрочем, все это можно объяснить крайней неразберихой, всегда царящей после большой беды.

Но почему корпус судна решили замуровать бетоном, это понять трудно. Глубина, на которой оно затонуло, не столь большая, чтобы исключить возможность подъема если не самого судна, то хотя бы тел жертв крушения. Тем не менее было принято решение навсегда скрыть от людских глаз под слоем бетона паром «Эстония». Погибшие остались в своей стальной могиле навеки. Как тут не поверить в «ядерную» версию?

Наиболее вероятная разгадка

Всего за полсуток до рокового рейса паром «Эстония» подвергся техосмотру. Беспристрастный взгляд специалистов на его состояние выявил ряд неисправностей, о которых было извещено руководство судовой компании. Несмотря на это, судно вышло в море. В числе неполадок инженеры указали и на нарушения конструкции запорных устройств аппарели. По всей видимости, эстонские бизнесмены, не обладая достаточными финансовыми ресурсами для ремонта техники, решили отложить починку, а пока заработать побольше. Это очень напоминает надежду на авось, приписываемую отчего-то одним лишь русским. В этом можно углядеть причину сокрытия многих фактов, повлекшее и возникновение малоправдоподобных версий. Интересы государства и его престижа, возможно, оказались приоритетнее правды. Море небрежности не прощает.

Балтика в конце сентября 1994 года была особенно неспокойной. Дул штормовой ветер, скорость которого достигала 20 метров в секунду, волны до 6 метров высоты набегали на берег, мешая швартоваться малым и средним судам. Метеосводка между тем не обещала улучшения погоды. Ветер усиливался, температура воды не превышала десять градусов.

И даже такой мощный паром, каким была "Эстония", высотой с шестиэтажный дом, рассчитанный на 2000 пассажиров, чувствовал заметное сопротивление волн. Он вышел из Таллиннского порта 28 сентября в очередной рейс в шведскую столицу Стокгольм. Сгущавшийся туман мешал видимости. Но судовождение при скверной погоде и высоких волнах - это забота капитана и экипажа корабля. Пассажиры (их было 1026 человек), находившиеся в теплых и уютных каютах, ресторанах и барах, на ветер и волны не обращали внимания. Одни еще танцевали и выпивали, другие (и их было подавляющее большинство) готовились ко сну: время приближалось к полуночи. Паром, совершавший рейсы в Стокгольм три раза в неделю, даже при такой высокой волне, которая была в этот раз в Балтике, не снижал скорости. Вот и сейчас он шел со скоростью примерно 30 узлов в час.

Корпус "Эстонии" слегка подрагивал, съемная носовая часть парома, удерживаемая мощными запорами, испытывала огромное давление. В двух специальных трюмах, располагавшихся на уровне ватерлинии, находились автомобили. Максимальная вместимость парома - примерно 460 легковых или 52 грузовых автомобиля. На стоянке они обычно заезжают в трюмы через поднятую носовую часть. Очень удобно: приехал в порт на своем автомобиле, погрузил его на паром, а сам перебрался в удобную каюту. На следующий день после прибытия в порт назначения садись в свою машину и кати дальше в нужном тебе направлении.

Сейчас в мире используется около 4500 судов такого типа. Правда, все они страдают одним общим изъяном - слабой устойчивостью. Высокие борта, надстройки, где в каютах располагаются пассажиры, и огромные (в две-три палубы) пустые трюмы, которые заполняются большей частью автомобилями. Они, естественно, должны основательно крепиться, ведь если в трюмах, не дай Бог, автомобили сместятся, это может привести к весьма трагическим последствиям.

За время эксплуатации судов этого класса двенадцать потерпели катастрофы именно по причине смещения центра тяжести. Это является очень высоким показателем. В 1987 году в бельгийском порту Зеебрюгге опрокинулся паром "Херальд оф фри Энтерпрайз". В ледяной воде тогда погибли 134 человека, совершавших однодневную увеселительную поездку. Через несколько лет в Северном море возле немецкого острова Рюген завалился на бок паром "Ян Хевелиус". У обоих опрокинувшихся судов возникли проблемы с погрузочными люками. Морская вода проникла через неплотно закрытые шлюзы и затопила погрузочные палубы. Автомобили, сорвавшись с креплений, перекатились на один борт, создали крен и привели к опрокидыванию.

"Эстония" была построена в 1980 году на немецкой верфи "Майер Верфт" в городе Папанбурге. Судно отвечало всем международным нормам. Для улучшения мореходных качеств его не раз обновляли, приделали даже подводные крылья. Затем "Эстонию" оснастили новейшими средствами автоматики и электроники, аппаратами для установления спутниковой связи. Команду нанимали строго по конкурсу, а возглавил экипаж капитан с 25-летним морским стажем - Арво Андерсен.

В трюмах "Эстонии" на этот раз находилось 30 грузовиков, 2 автобуса и легковые автомашины. До прибытия парома в Стокгольм оставалось еще несколько часов. Как раз столько, чтобы успеть выспаться и наутро привести себя в порядок. На верхней палубе в баре гремела музыка, разодетые в яркие маскарадные костюмы девушки из балетного ансамбля исполняли свою танцевальную программу, мужчины и женщины сидели за столиками и пили шампанское. Но качка становилась все сильнее, паром швыряло с волны на волну с каким-то неимоверным грохотом. Девушки из варьете теряли равновесие, падали на пол, а музыканты едва удерживались на своих стульях. Около двенадцати часов ночи, извинившись перед публикой, музыканты решили выступление закончить. Зрители и артисты уже покидали зал, мечтая выспаться и отдохнуть перед прибытием в порт.

Но девятьсот человек - пассажиров и членов команды - так и не попали в Стокгольм. Не вернулись они и в Таллинн. В ту сентябрьскую ночь паром "Эстония" стал для них железной гробницей, унесшей их на глубину 90 метров.

Все произошло очень быстро. Публика еще поднималась на верхнюю палубу к своим каютам, когда от сильнейшей волны не выдержали, видимо, крепления носовой части - самое уязвимое место парома, испытывавшее наибольшие нагрузки. Образовался крен. По всей видимости, щель в носовой части уже была ранее и сквозь нее в трюм поступала вода. Уровень ее постепенно повышался и достиг 50 сантиметров, что превысило все допустимые нормы. Именно проникшая в трюм вода и стала создавать тот самый опасный крен. Плохо закрепленные автомобили и некоторые вообще не закрепленные грузовики, от неумеренной качки, сдвинулись с места и "поплыли". Перекатываясь на другой борт, они, очевидно, и добавили крен. Через несколько минут крен приближался уже к 30 градусам, а вскоре носовую часть парома совершенно сорвало и ледяная вода хлынула в трюм.

Опытный капитан Арво Андерсен надеялся выправить судно. Он отдал команду не снижать скорости, а "Эстония" еще больше зарывалась носом в воду. Четыре турбины общей мощностью почти 6000 лошадиных продолжали толкать судно вперед, и вода моментально заполнила все грузовые палубы.

Крен увеличивался очень быстро. Вскоре вода проникла в машинное отделение, через несколько минут моторы встали, а следом отключилось и аварийное освещение. Наступил полный мрак. Огромное судно закачалось в волнах, как легкая щепка. В этих условиях оставалось только одно - подавать сигнал "SOS" и спасать людей.

В 00 часов 24 минуты филиал финского морского пароходства на острове Уте, располагавшийся в 100 километрах от города Турку, неожиданно принял тревожные позывные: "Терпим бедствие! Окажите помощь!", "Нас заливает!". Передававший сигналы "SOS" паром "Эстония" сообщал, что у него неожиданно отказали все машины и отключилось электропитание. Это означало, что судно потеряло всякую способность к сопротивлению волнам и становилось их добычей. Долго ли оно могло продержаться на поверхности при волне высотой в шесть метров?

Расстояние до места катастрофы составляло примерно 35 километров. Ночь, на море шторм... Куда высылать спасательные суда? Как быстрее прийти на помощь? И тем не менее финны тотчас организовали спасение: в море отправились суда береговой охраны, в небо были подняты вертолеты. Были оповещены все корабли, находившиеся в это время в море. В Турку создали штаб для приема спасенных.

Прибывшие на место гибели парома суда и вертолеты смогли подобрать только 139 человек и 42 окоченевших трупа.

Несколько дней и ночей двенадцать судов и пять вертолетов обследовали местность в надежде найти еще некоторых спасшихся. Паром затонул на глубине примерно 90 метров, и больше никого в волнах обнаружить не удалось. Водолазы, внимательно обследовав оторванную носовую часть парома, предложили поднять ее на поверхность. С этим согласились и эстонские капитаны.

Восемнадцатого ноября 1994 года финскому ледоколу "Нордика" удалось поднять со дна оторванную носовую часть парома "Эстония". К ее изучению приступила группа экспертов. Они сразу обнаружили, что обе части - носовую и корпус - заклинило, в результате главный замок (который называют атлантическим) оказался нефункциональным. Но если бы капитан не отдал приказ двигаться полным ходом, предоставив тем самым волнам довести свою разрушительную работу до конца, то спасти можно было бы гораздо больше людей - практически всех. Ведь по всем техническим характеристикам это судно в случае аварии могло оставаться на плаву пять-шесть часов. И только начавшийся крен, стал для него губительным.

Автомобильный паром «Estonia » был одним из сотни паромов спущенных на воду в Гамбурге на верфи «Meyer Werft Papenburg » в 1980 году. Это судостроительное предприятие пользуется очень хорошей репутацией не только в Германии, но и мировом судостроении. Паром первоначально был построен для компании «Norwegian Shipping Company », но в последний момент руководство передало заказ фирме «Viking Line ».

автомобильный паром «Estonia» фото

Паром был принят в эксплуатацию 29 июня 1980 года как «Viking Sally » и назначен на маршрут Турку-Мариехамн-Стокгольм. В момент спуска на воду был ультрасовременным судном, предназначенным для перевозки легковых и грузовых автомобилей.

Паром - это своего рода «плавучий отель», рассчитанный на определенное количество человек с развлекательными комплексами. На борту такого судна находятся магазины, кафе, диско-бар, детская комната, конференц-зал, ночной клуб, кинотеатр, сауна, бассейн и рестораны.

В январе 1993 года, когда компания «Silja Line » и «Wasa Line » объединились, образовав фирму «Estline » «Wasa King » был переименован в «Estonia ».

Функциями грузопассажирского судна осталось регулярное осуществление автомобильных между портами Таллина и Стокгольма. На это морское сообщение возлагали большие надежды - автомобильный паром «Estonia » содействовал воссоединению Эстонии с западной Европой. Но с падением коммунистического режима через этот порт частыми стали контрабанды оружия, которое переправлялось в контейнерах, из Российской Федерации в Европу и пассажиры паромов даже не догадывались об этом, ведь для них это был лишь удобный способ добраться в Эстонию и обратно.

последний рейс парома «Estonia»

27 сентября 1994 года автомобильный паром «Estonia » готовился к очередному рейсу из Таллина в Стокгольм. Согласно метеорологическому прогнозу ожидался сильный ветер и большие волны, но когда пассажиры поднимались на борт, погода в тот день оставалась ясной. Грузопассажирское судно покинуло порт ровно в 19:00. Солнце клонило к закату был тихий и приятный вечер. Двигатели работали исправно. Курс судна пролегал через Финский залив. Первые признаки надвигающейся беды начали проявляться после 01:00 , когда пассажиры почувствовали первый толчок. Паром находился на траверзе порта Турку, когда послышался скрежет металла. Уже через 30 минут крен судна составлял от 30 до 40 градусов. Еще через несколько минут автомобильный паром начал опрокидываться. Пассажиры нижних палуб были обречены - крен сделал невозможным передвижение внутри корабля. Они были заперты в проходах. Возникла толчея. Только те, кто находился на верхней палубе, могли выжить. Пассажиры успевшие спастись на плотах, с ужасом наблюдали, как уходило под воду. В 01:50 сигнал грузопассажирского судна «Estonia » исчез с радаров других судов находившихся в этом районе.

Спасшихся пассажиров окутал густой туман, а затем волны стали подбрасывать шлюпки как щепки. Вокруг них бушевал безжалостный шторм. Люди вокруг гибли. У некоторых пассажиров постепенно стали проявляться первые признаки переохлаждения.

маршрут парома и место катастрофы

крушение парома

безжизненный плот

С первыми лучами рассвета десять судов и семь вертолетов спасательной службы направились к месту катастрофы. Около 200 человек боролись за свои жизни. Из 989 человек находившихся на борту автомобильного парома «Estonia » только 137 были спасены.

К 07:00 утра для них уже все было позади. Совсем скоро известия об этой катастрофе потрясли балтийские страны.

В мирное время в Европе это стало самой крупной катастрофой. Все люди были повергнуты в состояние шока. Масштабы этой трагедии поразили правительства скандинавских стран - в их истории такого не было. Через некоторое время Эстония, Финляндия и Швеция создали совместную комиссию по расследованию причин катастрофы. Первым решением комиссии было поднятие всех тел с затонувшего судна.

В район катастрофы было направлено научно-исследовательское судно с эхолокатором «Ocean Explorer 6000 » на борту. Уже через несколько часов эхолокатор бокового обзора обнаружил останки судна в 30 км от побережья Швеции. лежал на правом борту на глубине 80 м. Специалисты сообщили, что раскрытая носовая аппарель судна отделилась и лежит на дне моря рядом с паромом. Но уже через несколько дней они сообщили другие данные - отделившаяся аппарель находится в 1,5 км от затонувшего судна.

В ноябре шведское правительство приняло решение поднять аппарель для проведения исследования, чтобы понять какого рода были повреждения. Также руководство страны отдает приказ не поднимать тела погибших из-за дороговизны операции. Это вызвало волну возмущений со стороны родственников погибших пассажиров и уже ставило под сомнения реальные причины катастрофы. Разумеется, их близкие пребывали в глубокой скорби. Они хотели, чтобы их родственников похоронили, но правительство не пошло на это, а у людей пропала возможность возложить цветы на могилу погибших людей.

автомобильный паром «Estonia» на дне

Через три года совместная комиссия предоставила отчет о причинах катастрофы парома «Estonia ». В результате удара волной у парома была оторвана носовая аппарель, началось поступление воды. Через некоторое время вода дестабилизировала судно и оно пошло на дно.

Из 989 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, только 137 удалось спасти. 852 жизни: 501 граждан Швеции, 280 эстонцев, 23 латышей, 10 финнов и 19 других национальностей погибли в результате переохлаждения. Температура воды в море на тот момент составляла 11 градусов по Цельсию. Только 92 тела было обнаружено.

Судостроителям верфи «Meyer Werft » стали предъявлять претензии в том, что петли аппарели не были рассчитаны на такие нагрузки. Это подтверждало исходную теорию комиссии. Но немецкая судостроительная компания создававшая судно уже не несла ответственность за него, ведь паром эксплуатировался уже на протяжении 14 лет.

Таким образом, никто не был приведен к суду, и дело ограничилось лишь упреками и все возможные виновники трагедии избежали наказания.

Представители комиссии надеялись, что дело закрыто, но компания «Meyer Werft » желая сохранить свое доброе имя, выступило с обоснованной критикой официального отсчета. Представители компании утверждали, что паром «Estonia » изначально нельзя было ставить на линию Стокгольм-Таллин. Он не был предназначен для эксплуатации в открытом море, его стихия - прибрежная зона и это роковое решение было принято эстонской морской ассоциацией. Этот факт в отсчете не упоминался.

Также проведенное независимое расследование показало, что судно было не пригодно для эксплуатации. За 12 часов перед отплытием на пароме «Estonia » был проведен технический осмотр. В отчете говорится о повреждении аппарели и целом ряде других нарушений. Не возникает никаких сомнений в том, что техническое обслуживание судна являлось реальной проблемой.

Представив не полный отчет, комиссия по расследованию создала информационный вакуум и как часто случается стали возникать многочисленные версии гибели парома . Чтобы определить настоящую причину затопления требовалось погружение в районе катастрофы без участия шведских представителей. Но попасть туда было трудно. По инициативе шведского правительства место катастрофы автомобильного парома «Estonia » было объявлено местом захоронения тел пассажиров и даже планировалось создать бетонный саркофаг под водой. Это наводит на мысль, что руководство пытается что-то скрыть.

Оставалось провести независимое расследование. Свои силы объединили журналист Ютта Рабе и миллионер Gregg Bemis, который на миссию выделил 400 тысяч долларов. Они предполагали, что причина трагедии связана с перевозкой секретной военной техникой.

В 2000 году исследователи подняли с затонувшего судна кусок металла. Он был подвержен тщательному анализу, в результате которого предположение было подтверждено факту взрыва на борту судна. Ученный утверждает, что в трюмах автомобильного парома «Estonia » транспортировался секретный груз из России. Операция проходила под патронатом ЦРУ.

Погружения 2000 года так и не смогли возобновить новое расследование, но эти данные стали оказывать серьезное давление на политиков, которые хотели поскорее забыть об этом инциденте.

Гибель парома «Estonia » одна из самых страшных морских катастроф конца XX века. Согласно официальному отчету причиной крушения стала оторвавшаяся аппарель. Но сегодня эксперты с уверенностью заявляют, что эта версия ошибочная. Чтобы заставить шведское правительство изменить свое мнение необходимо давление ос стороны мировой общественности.

мемориал погибшим пассажирам и членам экипажа парома «Estonia» в городе Стокгольме

мемориал погибшим пассажирам парома «Эстония» в Таллине

С момента гибели парома «Estonia » прошло 16 лет, но катастрофа вызывает больше вопросов, чем ответов. Пока шведское правительство будет хранить молчание, и препятствовать расследованию обстоятельства трагедии не будут раскрыты. А все ответы таятся на дне Балтийского моря.

Технические данные автомобильного парома «Estonia»:
Водоизмещение - 15566 тонн;
Длина - 155,4 м;
Ширина - 24,2 м;
Осадка - 5,5 м;
Количество палуб - 9;
Ледовый класс - 1;
Силовая установка - четыре дизельных двигателя типа «MAN» 8L 40 /45 мощностью 23671 л. с.;
Скорость хода - 21 узел;
Количество пассажиров - 1190 человек;
Количество автомобилей - 460 единиц;

Темная, сырая, холодная комната. Посередине комнаты на стуле сидит привязанный парень.Вдруг в комнату входят 3 парней:
-Ну наконец-то мы тебя поймали, долго же ты прятался, я не буду тратить на тебя время просто выбирай: Первое)ты выкладываешь нам всю информацию об убийствах и о похищении и мы убиваем тебя быстро или Второе)Ты молчишь,упрямишься защищая своего боса, а мы тебя убиваем медленно и мучительно. Выбор за тобой.
-Ну уж нет Аим, я все равно хочу убить его медленно и помучаю немного, он сделал ей больно, она ходить не могла из-за него, я это так просто не оставлю.
-Аамон не надо, он этого не стоит, в аду все равно с ними разберутся. Спор так бы и продолжался если бы парень не подал голоса:
-Я вам ничего не скажу, и не мечтайте. Хоть пытайте, но информации от меня вы не дождётесь.
-Ладно, тогда умри. Сказав это, парень достал старинный кинжал и ударил парня в горло. Глаза парня на миг загорелись желтым светом это говорилось о том, что парень мертв.
-Аамон ты мог бы и быть сдержанным.
-Зато он больше не тронет её. И я буду убивать всех, кто причинит моей девочке боль. Пойдёмте отсюда. Молодые люди вышли из комнаты оставив мертвое тело на растерзания адским псам.

(Месяц спустя)
Дэни уже почти поправилась, и она уже могла прыгать и бегать, что не могло ее радовать. Но она все так же отлёживалась не выходя из дома:
-Адри, давайте выйдем погулять, я уже устала сидеть дома. Зайдём в салон, я хочу перекрасить волосы. Прокричала Дэни, запрыгивая на шею подруге.
-Дэни, ты меня убьёшь такими способами. Ладно мы пойдём, но сначала ты должна поесть. Быстро за стол.
-О, кто у нас тут в строгую мамочку играет. Смеясь подошла к ним Мэл.
-Не смешно, вообще у неё постельный режим. Этот разговор продолжился бы дальше если бы не звонок в дверь:
-Я открою, интересно кого же к нам принесло. Открыв дверь Мэл улыбнулась, на пороге стояли Марк, Дэн, Джейс, Макс, Ник и Денис.
-Хеей Мэл, как вы тут?-Спросил Марк заходя в дом. - Где Адри и Дэни?
-Я Даниель вообще-то. К ним подошла Дэни и посмотрела на них безразличным взглядом. Она им не доверяла, и даже сама не знала почему.
-Привет Даниель. А почему нам нельзя называть тебя кратко Дэни?
-Потому что, Джейс, ее называть так могут только избранные. К ним уже подошла Адри с апельсиновым соком и протянула его Дэни. Она взяла в руки стакан пошла снова на кухню, а за ней и пошли остальные:
-А зачем вы пришли?
-Ну мы зашли чтобы узнать как ты себя чувствуешь и пригласить вас погулять по городу. Сегодня просто прекрасная погода для прогулки. А вечером пойдём в клуб. Как вы на это смотрите девчонки?
-Ну в общем то не плохая идея Денис. Я как раз уговариваю их, она указала пальцем на подруг- пойти гулять. Я задолбалась сидеть дома. Мне нужен свежий воздух.
-Ладно, ладно идёмте гулять. Сейчас мы только переоденемся, а вы ждите в гостиной- Адри посмотрела на парней, после чего поднялась к себе в комнату. За ней пошла и Мэл, а Дэни и не спешила, она сидя за столом жевала свои хлопья пока в дверь не постучались. Дэни встав со стула открыла дверь:
-Сэм, привет, рада тебя видеть. С улыбкой произнесла Дэни обнимая друга.
-Привет Дэни, я тоже рад тебя видеть. Как ты? Сэм вошёл в гостиную следуя за девушкой. И увидел парней.
-О, вы тоже здесь, рад вас видеть парни.
-Мы тоже Сэм, какими судьбами ты здесь? Ник посмотрел на него с некой угрозой. А Сэм лишь ухмыльнулся:
-Да так, зашёл проведать Дэни, и принёс ей это. - Он поставил подарочную коробку на стол и подвинул в сторону Дэни.-Это тебе.
-Ухты! Что это?
-А ты посмотри.
-Это ведь шоколадный торт. Ты сам его испёк? С удивление проговорила Дэни рассматривая торт.
-Да, надеюсь тебе понравится. Я узнал, что ты любишь шоколад. Тем более он полезен.
-Спасибо большое! Кстати мы идём на прогулку ты пойдёшь с нами? Мэл и Адри будут рады тебя увидеть.
-Присоединюсь с удовольствием.
-Отлично, тогда я переодеваться, девочки наверно уже готовы. Дэни зашагала в сторону комнаты.
Она решила одеть черные, короткие джинсовые шорты, такого же цвета топ, а на неё сетчатую майку, черный длинный кардиган, лакированные ботинки, чёрную сумку и подвязку на шею. На глаза нарисовала стрелки. Волосы она распустила и вышла из комнаты. Она спустилась с лестницы и увидела девочек. Одеты они были по своему стилю. На Адри был черный топ в клеточку, чёрная юбка полу-солнце выше колена, кожаная чёрная куртка, волосы она распустила и надела чёрную шляпу. На ноги черные капроны, и криперсы с рисунками цветов. К этому стилю она добавила кожаную темно-коричневую сумку. Мэл была одета можно сказать не обычно: светло-серая кофта заправленная в шотландскую юбку выше колена. Черный рюкзак и на ноги она надела чёрные Dr.Martins. Волосы она собрала в высокий хвост. Вообщем они были готовы к прогулке, увидев их парни присвистнули, давая им понят,ь что выглядят они неплохо. Они вышли на улицу и решили пройтись пешком. Марк и Адри говорили о своём, Денис и Мэл о чем то спорили. Ник, Джейс и Макс обсуждали что-то, Дэн говорил по телефону. А Дэни все время болтала с Сэмом отставая от компании. К ним не раз подходил Ник, влезая в разговор и пытаясь отвлечь их друг от друга. Но это было бесполезно, но он продолжал мешать им, пока не получил от Дэни грозный взгляд. Дойдя до центрального парка, они решили временно разделиться. Девушки идут в салон, а парни по своим делам, и договорились встретиться на том же месте у фонтана через 3 часа. Но Дэни и Сэм решили пойти отдельно вдвоём по своим делам. Адри и Мэл пошли в салон красоты, так как Адри тоже решила поэкспериментировать над волосами. А Мэл лишь подровнять кончики. Через час, процедуры Адри были закончены и Мэл потащила подругу в тату-салон:
-Ну зачем тебе ещё одна татуировка? Я не понимаю.
-Адри, я не возражала когда ты решила перекрасить волосы не так ли? Так вот теперь и ты помолчи, я хочу себе новую тату. Кстати цвет тебе идёт.
-Я знаю, но, спасибо. Я сначала хотела вообще... Так стоп ты давай мне тут зубы не заговаривай, все же, я против татуировки. Недовольно поморщилась Адри, но все же пошла с Мэл.
В это время Дэни и Сэм зашли в салон красоты, Дэни хотела изменить что то в своей внешности и решила начать с волос. Сэм ей в этом помогал, после салона красоты, она с Сэмом пошли в кафе:
-Так и знал что тебе этот цвет подойдёт, тебе бы ещё и одежду посветлее подобрать, Дэни, а почему ты одеваешься всегда в чёрное?
-Просто, я люблю этот цвет. Меня просто манит все чёрное, но сейчас не об этом. Мы виделись несколько раз, ты спас мне жизнь, а я про тебя почти ничего не знаю, расскажи о себе. Или ты хочешь остаться загадкой.
-Мне 22 года, жил и учился в Канаде, пока не решился переехать в Калифорнию. Ну а где я работаю, живу и как меня зовут ты уже знаешь.
-Ухты! Канада это круто, кстати сколько сейчас времени?
-16:40, через 20 минут мы уже должны быть у фонтана так что лучше идём, не будем опаздывать. Взяв за руку Дэни, они вышли из кафе и пошли в сторону парка. У фонтана уже все собрались и увидев новую причёску Дэни все были в шоке:
-Твои волосы, они... они розовые. С шоком произнёс Марк.
-И они стали короткими. С таким же лицом произнёс Дэн.
-Ваау, а тебе идёт Дэни. Круто.
-Спасибо, Адри но твои волосы, синий цвет-это что то новенькое.
-Ну а у тебя что Мэл? Спросил Сэм.
Мэл просто огалила плечо, а там красовалась татуировка. Она была овальной формы, а внутри был нарисован пейзаж. Смотрелось это необычно и красиво.
-Воооу Мэл, это круто. Мне нравится. Рассматривая рисунок Дэни улыбнулась.
Парни были в шоке от татуировки и вообще новому образу девушек: Дэни постригла волосы и теперь её длина была чуть выше плеч, покрасила иx в светло-розовый цвет. Смотрелось очень мило, ведь цвет волос соответствовал бледноте на лице девушки.
Адри же покрасила концы волос в синий цвет до середины, а остальная часть волос была светло-серого цвета. Да Адри могла соединить два любимых цвета. А Мэл же во внешности ничего не меняла, но вот страсть к татуировкам парни оценили.
-Вы встречаетесь? С безразличием спросил Ник увидев держащихся за руки Сэма и Дэни.
-Что? А не,т с чего ты это взял. Посмотрела она на Ника, а потом и на Сэма.
-Тогда отпустите руки, мне это не нравится. С угрозой произнёс парень.
-А чего тут такого, я не могу держать подругу за руку. Вскинув левую бровь посмотрел на него Сэм. Ник подошёл впритык к Сэму, и посмотрел ему в глаза с некой злобой:
-Нет. Не можешь.
Парни были уже на грани драки, пока Адри не подала голос:
-Парни вы чего? С ума сошли? А ну отошли друг от друга, не хватало только этого.
-Адри права, мы вышли погулять так давайте мирно погуляем. Подойдя поближе к Сэму и Нику, она встала между парнями и посмотрела на них с укором.
-Пойдёмте домой, скоро клуб откроется Джон будет ждать нас там, а вы наверное хотите переодеться для похода в клуб.
-Да верно, Джейс идемте домой. Тихо произнесла Дэни и вышла вперёд, она понимала что происходит с Ником. Она его чувствовала, его беспокойство, его боль, его полное состояние. Она помнит его, она помнит всех их...
И знает кто они на самом деле...