С4, С5. Тема поэта и поэзии в русской литературе
Тема поэта и поэзии привлекала многих творцов.
Однако не во все времена значимость поэта в мире искусства была одинакова. Например, в Древней Руси она была очень невелика: человек считался маленьким, смиренным перед Богом (истинным Творцом!) существом, и авторские имена в большинстве случаев не сохранялись.
В эпоху Просвещения поэты начали осознавать себя избранными, Творцами, все значимее для них становилась мысль о бессмертии собственных творений и своем собственном.
Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.
Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве; охватить ее в полном объеме невозможно, остановимся лишь на более значимых именах.
Тема поэта и поэзии нашла свое отражение в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение. Поэту свыше дана сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду. В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью. В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин по отношению к обывателям допускает такие выражения, как «чернь тупая», «бессмысленный народ» и «червь земли», тем самым еще более возвеличивая образ поэта-творца. Творец как бы отделяется от народа, он одинок по причине своего избранничества.
Другим поэтом, который тоже обращался к теме поэта и поэзии, был М.Ю.Лермонтов. Его «Пророк» является как будто бы продолжением пушкинского «Пророка». Однако если в стихотворении последнего поэт-пророк одинок по причине величия своей мудрости и миссии избранничества, то одиночество лермонтовского пророка объясняется его гордостью и презрением к остальным. Поэт стал не избранным, а изгоем в обществе («Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его!»). У Пушкина пророк «в пустыне мрачной влачился», а, обретя дар, пошел вершить волю Бога, у Лермонтова же пророк бежит обратно «через шумный град» в эту пустыню внутреннего мира – мира обиды и презрения.
Н.А.Некрасов в стихотворении «Элегия» (1876) также рассматривает проблему взаимоотношений поэта и народа, но, если у Пушкина и Лермонтова творец противопоставлялся толпе, то Николай Алексеевич пишет о том, что у поэта одна цель – служение народу («Я лиру посвятил народу своему…»). И пока народ не будет счастлив, поэт будет преследовать эту цель. Некрасов утверждает ценности гражданской поэзии, он пишет о союзе народа и поэта, о теме гражданскго служения искусства («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» («Поэт и Гражданин»)).
Еще одним поэтом, в стихах которого раскрывается тема поэта и поэзии, был А.А.Фет. В своем произведении «Одним толчком согнать ладью живую…» он пишет о поэте как об избраннике, обладающем даром, который отличает его от других людей. Однако в стихотворении Фета нет противопоставления поэта толпе, как у Пушкина, нет и слов об объединении поэта и народа, как у Некрасова, и поэт совсем не горд и не одинок из-за своей избранности, как у Лермонтова. Фет пишет лишь о поэзии как о даре, данном свыше, он изображает момент нисхождения этого дара на поэта и описывает то, что чувствует в этот момент сам творец – неслыханную мощь слова, воздействующего на душу человека:
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чём его и признак и венец.
В произведении Фета поэт наслаждается способностью ощущать жизнь во всей ее полноте благодаря своему дару.
Ворохобко Варвара, 11 класс, 2013
(5,1 Кб, 638 hits)
С4, С5. Тема поэта и поэзии в творчестве А.А.Блока и М.И.Цветаевой (эссе)
Осмысляя свое предназначение, поэт размышляет о себе и своей судьбе, о силе и значении слова в контексте не только собственной жизни, но и – как минимум – литературного процесса своего времени или даже культуры в целом.
«Поэта далеко заводит речь…»
Смыслы наполняют сознание, и многие поэты решают для себя, что станет их главенствующей темой, пытаются определить путь своего развития, пресловутую творческую эволюцию.
«Поэта – далеко заводит речь…»
Позиции сходятся – и расходятся, литературная критика развивается вместе с самой литературой, и проблематика взаимоотношений поэта и толпы, поэта и критики обостряется.
ХХ век открыл новое, качественно иное понимание поэзии: некрасовский постулат «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» отвергается, как и многие тенденции XIX века. «Поэт в изгнанье и сомненье на перепутье двух дорог», – пишет Блок. Судьба нового пророка неизвестна – «чего желать, куда идти?». Риторические вопросы и лексический повтор («в изгнанье и в сомненье») подчеркивают напряженность поиска ответа на вопрос о пути поэта, который следует далее: но – «даль привидится ему». Какая же? Творить – ради самого слова, становящегося символом и, следовательно, смыслом, творить, соединяя себя с миром горним, миром великого Творца и его законами – вот новая, а на деле старая идея, имеющая долгую традицию в культуре.
Оппозиция «поэт – толпа» представлена в стихотворении Блока «Поэты» (1908), где речь идет о противопоставлении мира художника, поэта ценностям обывательским. На «горестной земле» тоскливо всем, а «вино и страсть» – реалии обоих миров. Однако – «по крайности, есть у поэта и косы, и тучки, и луг золотой, тебе ж недоступно всё это!»
Саркастичное обращение «милый читатель» позволяет нам провести параллель с «читателем газет» Цветаевой. «Глотатели пустот, читатели газет» – еще одно обращение к толпе.
Цветаева посвятила множество стихотворений взаимоотношениям поэта и толпы. В поэме «Крысолов», основанной на немецкой легенде, раскрывается конфликт между поэтом и мещанством. У нее мы встретим и тему судьбы поэта и его избранности – «поэтовы затменья не предугаданы календарем», . Её отношение к славе заключалось в коротком «За что мне сие?». Однако судьба стихов – важнее, дороже, значимее, и оттого еще в 1913 г. она пишет: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», обращаясь еще к одной традиционной теме – бессмертия поэтического слова.
Цветаева не единожды писала о том, что стихи сбываются – страшными, предвещающими недоброе символами. И все же – «Бог сохраняет всё, особенно слова прощенья и любви, как собственный свой голос».
Вдохновение – «вдох мгновенья душою немой», «не предугаданная календарем» стезя, жажда, «зависимость», как в Нобелевской лекции писал Бродский. Тема вдохновения – таинственного мгновения, иррационально-непостижимого в процессе творчества, привлекала этих поэтов.
Куда в своем «производстве смыслов» заведет речь сегодняшних молодых поэтов, как преломится в понимании поэтов слово – Бог весть…
Поскольку – «Поэта – далеко заводит речь…»
Пашина Ольга 11 класс, 2013
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Основные факты биографии Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855) - предшественника А.С. Пушкина, поэта раннего русского романтизма, родоначальника новой "современной" русской поэзии. Аникреонтические и эпикурейские мотивы в творчестве поэта.
презентация , добавлен 05.09.2013
Александр Сергеевич Пушкин - один из ярчайших поэтов "золотого века". Мир пушкинской поэзии: темы любви и дружбы, проблемы свободы и назначения поэта, философская лирика. Периоды жизни и характеристика творчества Пушкина, мировое значение его имени.
реферат , добавлен 24.04.2009
Развитие литературы и культуры казахского народа. Творчество Абая Кунанбаева – классика казахской литературы, композитора, выдающегося общественного деятеля. Самобытность и оригинальность творчества Абая. Идейная близость поэта к русской литературе.
доклад , добавлен 06.05.2009
Традиции поэтов русской классической школы XIX века в поэзии Анны Ахматовой. Сравнение с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, с прозой Достоевского, Гоголя и Толстого. Тема Петербурга, родины, любви, поэта и поэзии в творчестве Ахматовой.
дипломная работа , добавлен 23.05.2009
Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности "Поэт и гражданин" и "Элегия".
сочинение , добавлен 16.12.2002
Изучение жизненного и творческого пути В.А. Жуковского - великого русского поэта, учителя Пушкина и всех русских лириков не только первой, но и второй половины XIX века. Анализ элегии "Вечер". Лирика душевных состояний. От сентиментализма к романтизму.
реферат , добавлен 17.10.2011
Значение творчества А.С. Пушкина для русской литературы. Детство и лицейские годы поэта. Жизнь на Кавказе и в Одессе. Ссылка в Михайловское. Жизнь в Москве, самовольный отъезд на Кавказ. Болдинская осень, свадьба поэта. Дуэль и трагическая гибель поэта.
реферат , добавлен 23.04.2011
Ощущение "радостной свободы" в творчестве А.С. Пушкина в период Михайловской ссылки. Шпионство отца за сыном. Жизнь поэта в Михайловском после отъезда семьи. Рождение поэзии во время прогулок. Источник всяческого богатырства - родная земля, простой народ.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Б. Пастернак
Поэзия Бориса Пастернака не легка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли. Некогда поэт заметил, что философия - листва поэзии; читая его стихи, убеждаешься в этом вновь и вновь. Философская традиция в русской лирике представлена такими именами, как Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев. В своем творчестве они размышляли о вопросах бытия, жизни и смерти, человеческого предназначения и духовности, взаимоотношениях человека и мира, человека и природы. Идеалы Истины, Добра и Красоты находят свое выражение в произведениях всех великих художников вне зависимости от места и времени их существования, потому что именно эти ценности определяют человеческую жизнь в целом: они суть ее, первооснова.
Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу в детстве поэта. Его отец был известным художником, мать - одаренной пианисткой; гостями дома были Серов, Врубель, Скрябин, Рахманинов, Лев Толстой. Будущий поэт напряженно впитывает в себя все новое, постигает общую природу всего искусства и, в конечном итоге, всякой духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим итогом обобщающую философскую систему взглядов; для ее изучения молодой Пастернак решает стать профессиональным философом, поступает на философское отделение историко-филологического факультета, затем продолжает занятия в Марбурге. И хотя окончательный выбор его пал на поэзию (чему, на мой взгляд, следует только радоваться), поэт на всю жизнь остается "привязан" к философской тематике, которая органично входит в его поэзию, не подавляя, не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от такого сближения, обретая неслыханную глубину и силу воздействия.
Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения, - то, что она нигде не дана явно, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, спрятан особенно изощренно, на грани риска, что ленивый и нелюбопытный читатель не сможет его уловить. Что ж, значит, такой читатель стихам не нужен. Человек, читающий Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению: автор никогда не представляет явно "конечный вывод мудрости земной", ясный для него самого. Он дает исходный материал для напряженных мысленных исканий, впрочем, рассыпая тут и там намеки, вехи для указания пути. А основная философская позиция поэта остается как бы "за кадром".
Не претендуя на полноту и однозначную правильность истолкования, попытаемся описать основные принципы пастернаковского мировоззрения.
Основная философская проблема - проблема бытия. В каком-то смысле для Пастернака ее нет. У него мир существует - и все. Без всяких "почему" и "зачем":
Не надо толковать,
Зачем так церемонно
Мареной и лимоном
Обрызнута листва.
Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она - неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Потому что жизнь во всех ее многообразных проявлениях есть непреходящее чудо, чья необыкновенность настолько велика, что способна исцелить любую боль:
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.
Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. "Сестра моя - жизнь", - говорит он. И жизнь входит в его стихи как в свой дом: поэт с ней на "ты", меж ними нет дистанции, о чем свидетельствуют эти строки:
Со мной, с моей свечею вровень
Миры расцветшие висят.
Герой принимает мир, и жизнь в нем кажется ему простой и не отягощенной премудростями, созданными искусственно:
Легко проснуться и прозреть,
Словесной сор из сердца вытрястъ
И жить, не засоряясь впредь.
Все это - не большая хитрость.
Благоговение перед жизнью распространяется на все ее формы, без унижающего ее великий дух деления на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное:
"О Господи, как совершенны
Дела твои, - думал больной, -
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной..."
Как правило, в произведениях Пастернака тема смерти почти отсутствует в чистом виде. Смерть не нарушает законов и течения жизни, она тоже есть часть бытия. Смерть - это скорее переход к иному этапу существования. Герой не испытывает страха перед небытием, ибо небытия не существует. Об этом - стихотворение "Уроки английского". Обращаясь к героиням Шекспира, поэт повествует о том, как их смерть становится открытием новых миров, не концом, а началом жизни во вселенной.
Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь - не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном - это всеобщая связь всех явлений и вещей. В одном из стихотворений
поэт проводит параллель между любовью героя и жизнью морской стихии: герой привязан к своей возлюбленной, как море к берегу. В стихотворении "Давай ронять слова..." на вопрос о том, кто управляет миром, "кто велит", дается ответ: "Всесильный бог любви, Ягайлов и Ядвиг". Эти имена выбраны не случайно - некогда именно брак, сочетание польской королевы Ядвиги к литовского князя Ягайло дало начало новому государству.
Чувство любви роднит человека и мир:
И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
Мирозданье - лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.
Именно любовь дает человеку возможность понять мир. Проблема миропонимания очень важна для Пастернака, и единственное ее решение в поэзии автора - это полное принятие всех обликов жизни.
Свое определение смысла человеческой жизни поэт сформулировал в стихотворении, которое можно назвать программным для его творчества - "Во всем мне хочется дойти..." Человек должен жить, постигая законы этого мира - законы любви всего ко всему. В соответствии с ними должна строиться и его жизнь:
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
Труд при этом выступает как цель бытия и его форма: герой говорит о блаженстве "занятий", о том, что "праздность - проклятье". Таков для Пастернака "конечный вывод мудрости земной".
Философия Пастернака - жизнеутверждающая и оптимистичная. В этом мире много трагедий и невзгод, но они ведут нас к новым высотам понимания жизни, служат своего рода очищающим душу катарсисом. Нельзя сказать - "Мир прекрасен", но нужно - "Мир существует, и это прекрасно".
Им правит закон любви. Все это должен принять человек, принять и трудиться.
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова.
XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и многих других. Стихотворения этих творцов вносят в скучную, однообразную жизнь луч света и много радости, они помогают разобраться в очень сложных проблемах действительности.
В своем необъятном творчестве эти поэты затрагивали много тем, но особенно нужно выделить проблему поэта и поэзии. Я хочу начать свое сочинение с творчества А.С. Пушкина, так как он, один из первых, явился основоположником богатой русской литературы.
Пушкин всегда много думал о роли поэта в поэзии, о назначении слова в литературе, он посвящал этой теме множество своих лирических произведений. Наиболее яркое стихотворение - "Пророк", где Пушкин провозглашает божественную суть искусства, пророческое назначение творца. В нем рассказывается о превращении человека и пророка, говорится, что поэт наделен силой пророчества и все его поступки исходят от Бога.
Еще одно стихотворение, ставшее завещанием поэта, - это "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." В нем автор подводит итог творчества и считает своей заслугой то, что в "жестокий век" восславил свободу, то есть боролся против крепостного права и самодержавия за освобождение народа. В Этом поэтическом шедевре Александр Сергеевич чувствует превосходство над другими, он сам берется воздвигнуть себе памятник, и в этом совершенно прав, потому что, перечитывая его стихи, мы попадаем в удивительную сказку слов, которые демонстрируют мастерство Пушкина, он заложил основы русской литературы, определив ей жанрово-идейное своеобразие на много лет вперед.
Творчество великого поэта продолжил М.Ю. Лермонтов. Во всех его стихотворениях чувствуется трудное взаимопонимание общества и творца. Михаил Юрьевич очень переживал о будущем своей современности, которая не хотела принимать его таким, какой он есть. Лермонтов осуждал людей и обвинял их в смерти А.С. Пушкина. Этот конфликт очень ярко отразился в стихотворении "смерть поэта", написанном вскоре после гибели Александра Сергеевича.
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Михаил Юрьевич говорит о том, что люди не ценили своего жизненного учителя и нисколько не прислушивались к нему, но Лермонтов верит и знает, что есть "Божий суд", на котором всем им придется расплачиваться.
В другом стихотворении, названном "Пророк", Лермонтов вторит Пушкину, провозглашая божественную силу поэта: "С тех пор, как вечный судия мне дал всевиденье пророка..." М.Ю. Лермонтов говорит, что творец - это ангел, присланный к нам от Бога, чтобы творить добро и направлять человечество на истинный путь, но автор также подчеркивает, что люди совершенно не хотят слушать его голос.
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!..
И только природа понимает поэта:
... И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Лермонтовский герой полностью разочарован в своем существовании и одинок в людском окружении. Трагедия творца заключается в том, что его мечты и желания не соответствуют действительности. Не менее значительный поэт 19 века Н.А. Некрасов также затрагивал в своем творчестве тему поэта и поэзии. Николай Алексеевич трактует эту проблематику по-своему, так, как характерно для его времени.
В годы жизни Некрасова произошло столкновение двух литературных направлений: "чистого искусства" и гражданской поэзии. Сторонники "чистого искусства" считали, что поэзия должна описывать природу, прекрасные нежные чувства, а Николай Алексеевич считал, что стихотворения могут быть посвящены описанию жестокой действительности. И в своем творчестве показывая страдания русского мужика от холода и голода. Все стихотворения Некрасова были написаны простым языком, понятным народу, а не высокопарными фразами.
Именно все эти переживания о соотношения "чистого искусства" и гражданской поэзии отразились в сборнике стихов, под названием "Поэт и гражданин", принесшим Николаю Алексеевичу невиданный литературный успех.
Поэт-гражданин Некрасова глубоко переживает за безмолвие и долготерпение России, он борется за справедливость, пытаясь в своих стихотворениях показать народу его судьбу.
Все эти великие поэты - А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.А. Некрасов - служили народу, пытались убедить его в том, что он должен бороться за свое счастье, и истинным рупором борьбы является поэт и его поэзия.
Проблему силы поэтического слова в своём тексте рассматривает Виктор Петрович Астафьев, выдающийся российский писатель.
Автор, размышляя над проблемой от первого лица, задаётся вопросом: "почему так мало пели и поют у нас Есенина?". Он отмечает, что поэт мучается за всех людей недоступной им всевышней мукой. Кроме того, рассказчик испытывет воодушевление, слушая доносящиеся из приёмника строчки стихотворения великого поэта:поэзия заставляет его плакать, каяться, исповедоваться.
Проблему силы поэтического слова можно проследить на примере творчества великизх русских поэтов.Стихотворение А.А.Ахматовой "Мужество"-это крик души поэта, наставление гражданам не опускать руки и быть нравственными.
"Великое русское слово"-это то, что объединяло советских людей а такой тяжёлый период, как Великая Отечественная война. Поэтесса отмечает значимость русской речи. Защищая русскую речь, мы защищаем Родину. Вникая в строки стихотворения, читатель испытывает гордость за свою страну, родной язык, у него появляется сила идти дальше, осознание важности защиты родного края в случае опасности.
В качестве второго аргумента хочется привести в пример стихотворение А.С.Пушкина "Пророк". Пушкин хочет донести до читателя то, что поэт, подобно пророку, должен "глаголом жечь сердца людей". В этом его подлинное призвание.
В заключение хочется отметить:сила поэзии велика, она легко способна заставить нас прочувствовать "всевышнюю муку" и "грусть поэта". Я считаю, что у каждого человека должно быть своё любимое стихотворение, которое позволяет раскрыть душу и найти успокоение.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2017-06-06
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.