Скорочтение для младших школьников. Плюсы и минусы. Уважаемые родители, всему свое время. Быстрое чтение полезно, но позвольте ребенку самому понять, что оно ему необходимо для дальнейшего развития. Реально важным это умение может быть в старших классах.

Многие люди слышали про курсы скорочтения, про обучение скорочтению. Если верить рекламе, то благодаря скорочтению вам больше не потребуется тратить много времени на то, чтобы прочесть нужную вам книгу или вызубрить словарь по иностранному языку, всё будет происходить в считанные минуты. По свидетельству современников, множество выдающихся личностей того или иного времени: Лев Толстой, Наполеон Бонапарт, Юлий Цезарь очень быстро читали, т.е. обладали навыками скорочтения. Можем ли мы надеяться, что тоже сможем после обучения обладать феноменальными навыками и использовать их во благо себе? Об этом сайт Otebe.info хочет рассказать в этой статье.

Феномен или навык?

Давайте немного приоткроем завесу и разберёмся в системе обучения скорочтению. В течение первых двух недель вы будете учиться читать не одно слово, а сразу несколько. Для этого вам придётся тренировать расфокусировку взгляда по несколько часов в день. Потом вас научат расширять кругозор и следующие две недели вы читаете как по горизонтали, так и по вертикали. Следствием такого метода становится умение «съедать» сразу кусок информации из книги. Совершенствуясь таким образом в нехитрых упражнениях с таблицами и схемами, ещё примерно через месяц вы научитесь читать целыми строками одновременно, и вот тогда, когда вы уже обрадуетесь тому, что у вас всё получается, вас и ждёт шок.

Оказывается это умение собственно и не нужно, так как использовать его вы не будете. И вот теперь вас научат основе основ – Граалю Скорочтецов: читать целыми страницами. Суть упражнений проста до безобразия, выработать в себе рефлекторное восприятие информации, даже не читая её. Путём долгих и упорных тренировок, некоторые таки выработали это умение, но, как оказалось, этих немногих оказалось немногим более 1% от общей массы учеников. И дело вовсе не в том, что одни ленились, а другие упорно тренировались, - все учились одинаково прилежно. Просто сама система обучения адаптирована на людей с определённым складом ума, более творческого характера и те, кто в большей степени в своей жизни руководствуются логикой, просто не в состоянии понять принципы работы с подсознанием, так как оные не имеют под собой почти никаких рациональных основ.

Делая выводы, можно сказать, что скорочтение и чтением то назвать нельзя, скорее околомеханической обработкой информации, которая осуществляется больше подсознательно, нежели сознательными волевыми усилиями. А это значит, что даже прочитав книгу таким методом, вы ничего не запомните из неё, но знания будут находиться в вашей голове и приходить к вам на помощь в состоянии стресса. Так давайте вернёмся к теме и разложим по полочкам все плюсы и минусы скорочтения.

Плюсы Плюсы скорочтения:

Феноменальная скорость чтения. Даже те, кто не окончил курс обучения, и не освоил фотографические свойства памяти, увеличили свои результаты в технике чтения в несколько раз.
«Прокачка» разума. Совершенствование зрительных навыков вкупе с огромными массивами информации, которыми вы нагружаете свой мозг, создают эффект, похожий на «пампинг» у бодибилдеров. Накачивая свой разум до отказа, вы развиваете его основные характеристики, такие как память, логическое мышление и так далее.
Богатый словарный запас. Когда вы читаете, ваше сознание как бы сливается с образами героев и учится у них, примеряя на себя их лексику, поведение жесты. Всё это вы сможете использовать в реальной жизни.
Минусы скорочтения:

Скука. Приготовьтесь к тому, что ваша жизнь станет скучнее. Приучив свой мозг находить и вычленять важную информацию самостоятельно, вы уже не сможете прочесть книгу от корки до корки, не поняв на середине, чем всё закончится. То же самое относится к кино и музыке, которая станет вам просто неинтересной. Представьте на минуту, что вы вдруг перестали ощущать вкус пищи – теперь вам всё равно, едите ли вы изысканный салат или просто пьёте протеиновый коктейль, важен результат.
Постоянная моральная усталость. Если вы постигните все постулаты скорочтения и сможете развить фотографическую память, то привыкайте к тому, что ваш мозг будет постоянно голоден, а в сытом состоянии он будет настолько переполнен, что вам будет просто наплевать на всё остальное.
Скорочтение, как и многие другие навыки, хорошо в меру. Никто не говорит о том, что читать это плохо, скорее наоборот, чтение выдаёт высокодуховного и умного человека, но превращать нечто приятное в настоящую манию, это значит впадать в бесполезную крайность…

Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.

Умение быстро читать (скорочтение) афишируется в определенной среде человечества, желающей получать много информации очень быстро. Казалось бы — научись этому делу, используя тренировки — и дело в шляпе. Теперь, обладая навыками скорочтения вы сможете стать обладателем энциклопедических знаний, да и просто интеллектуальн развитым человеком. Все это произойдет за небольшой промежуток времени. Но не все так просто…

Особенности чтения у человека имеют определенные ограничительные возможности и сам процесс чтения у всех людей одинаков. Происходит все примерно так: вы смотрите на слово или пару слов. Это называется фиксацией и требует приблизительно 0,25 секунды. Дальше вы перемещаете глаза на следующее слово или группу слов. Это называется скачком и занимает в среднем 0,1 секунды. После нескольких таких повторений вы делаете паузу, чтобы понять фразу, которую только что прочли. На это уходит примерно 0,3–0,5 секунды. И так по кругу. Таким образом в процессе нормального чтения происходит несколько видов необходимых задержек. В итоге получаем, что средний читатель осиливает около 200 слов в минуту .

Особенности техники скорочтения

Вся суть скорчтения заключается в том, что оно сокращает продолжительность задержек и их количество , за счёт чего и увеличивается общая скорость чтения.

Среди основных техник скорочтения обычно выделяют четвёрку наиболее распространённых.

  1. При методе беглого скольжения человек оценивает области текста и выделяет из них важные части. Несмотря на то, что такой подход причисляют к методам скорочтения, вы не учитесь читать быстрее, а тренируетесь в поиске отрезков текста, которые можно перескочить.
  2. При методе исключения регрессий человек ведёт свои глаза вдоль строк с определённым ритмом при помощи ручки (или без неё), исключая тем самым непроизвольное возвращение и перечитывание фраз.
  3. При методе расширения периферического зрения человек охватывает больший объём текста за один зрительный контакт, уменьшая количество переводов взгляда. Дополнительное преимущество этой техники - снижение нагрузки на глаза.
  4. При методе быстрой визуальной последовательности весь текст дробится на отдельные слова, которые одно за одним вспыхивают с большой скоростью посередине экрана любого электронного устройства. Движение глаз не происходит вообще.

Почему скорочтение не дает той пользы, на которую рассчитывают

Виной всему человеческие возможности. Анатомические и возможности мозга. Восприятие информации при чтении завист от анатомических возможностей глаз. Так вот, острота зрения и уровень сосредоточенности заметно снижаются, если вы стараетесь сразу охватить большой обен знаковой информации. Буковки и слова просто начинают сливаться, когда зрение слишком напряжено.

Вы можете натренировать себя и увидеть хоть 1000 слов за одну минуту, но оперативная память человеческогомозга тоже имеет предел: при скорчтении вы просто не будете усваивать, а тем более хорошо запоминать прочтенный материал. Увы. И это подтверждают исследования ученых. Например, это утверждают ученые-исследователи из группы когнитивных психологов из США под руководством Кейта Рейнера (Keith Rayner) - одного из самых авторитетных учёных в области изучения движений глаз, визуального восприятия и чтения.

Нужно ли использовать методы скорочтения и когда

Несмотря на недостатки скорочтения, оно имеет положительные стороны. Использовать его можно при изучении материалов, котороые не требуют глубокой мыслительной деятельности и тщательного запоминания содержания текста. Например новости из почти (газетной или электронной) — вы хорошо знаете предложенный материал и хотите уточнить лишь некоторые детали.

Постоянная практика чтения позволяет нам усваивать и запоминать новые слова — увеличивать словарный запас. В свою очередь, этот запас позволяет, без ущерба для усвоения прочитанного, быстрее изучать материал, тем самым увеличивая скорость чтения.

А вы практикуете скорочтение? Можете ли опровергнуть (или подтвердить) результаты исследований ученых?

Маршалова Ольга Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ,Звездочнинская СОШ"
Населённый пункт: п. Звездочка, Усть-Майский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Скорочтение: плюсы и минусы.
Дата публикации: 07.02.2017
Раздел: начальное образование

Звездочнинская средняя общеобразовательная школа Усть-Майского района РС Якутия Статья: <<>>. Автор: Маршалова Ольга Андреевна учитель начальных классов 2017г. 1
Умение читать, которым овладевает ребенок в процессе обучения в школе, - многогранное умение, и его первоосновой является прочный навык чтения. Без достаточно развитого навыка чтения невозможны ни самостоятельная работа с книгой, ни полноценное восприятие художественного произведения. Поэтому в современной школе наряду с формированием знаний и развитием умений работы с текстом произведения большое внимание должно уделяться развитию навыка чтения. Прежде всего договоримся о терминологии. Речь не будет идти о скорочтении, потому что скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту. Мы будем говорить об оптимальном чтении, то есть о чтении в темпе разговорной речи, в
оптимальном темпе
разговорной речи. Это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена, например, если ученик будет читать в темпе скороговорки (со скоростью 180 и более слов в минуту), то, естественно понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды. Диапазон же оптимального чтения (когда скорость чтения находится в пределах от 120 до 150 слов в минуту) – это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат. Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость по оценкам психологов на успеваемость, влияют более 200 факторов. Естественно, что все их учесть в нашей работе невозможно. Правда, существует утверждение, что в педагогике все важно. Это верно, но все важно в разной мере. 2
Опираясь на мнения учителей, а также на ряд исследований было установлено, что существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Это фактор – скорость чтения. Изложенный выше довод – не единственный в пользу техники чтения. Заинтересовавшись этой проблемой, я пообщалась со своими знакомыми учителями, которые преподают литературу в среднем звене школы. Я попросила их провести контрольное чтение в 7-9 классах. Получилось 10 школ. Это 28 классов. Цель: выявить самого слабо читающего ученика. Знакомьтесь… Денис Н., 8-а класс. Скорость чтения 38 слов в минуту. Это, конечно, единичный случай. Но есть и такие, которые показали результаты не на много выше Дениса. Такую скорость чтения обычно имеют ученики, обучающиеся в первом классе. В 8 классе домашнее задание на один день в среднем составляет восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 38. Получается приблизительно 170 минут, т. е. около 3 часов необходимо Денису, чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения, естественно, Денис за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а трижды – это уже 9 часов; еще прибавим 6 часов, которые Денис пробыл в школе, - получится 15-часовой рабочий день. Плюс время на письменные работы. Вывод очевиден. Таким образом, Денис обречен на неуспеваемость… Можно приглашать самых талантливых учителей, и, тем не менее, они ничем не смогут ему помочь. <<Что делать?>> --- это классический вопрос русской интеллигенции. Самое слабое звено – это начальные классы. Здесь мы, можно сказать, теряем 60-70процентовучеников. Далее они не могут учится на <<4>> и <<5>>. Уже в 5 классе увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не способствует ее усвоению. Поэтому вопрос <<что делать?>> применительно к проблемам школьного образования может быть сначала ограничен: <<Что делать в начальных классах?>>, а затем переведен в более 3
конкретную плоскость: <<С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?>>. Рассмотрим три существующие точки зрения на необходимую скорость чтения учащихся в конце начального обучения. Первая точка зрения принадлежит бывшему Министерству просвещения СССР. В Программе для начальных классов средней общеобразовательной школы было определено, что скорость чтения к окончанию начальной школы должна составлять 80-90 слов в минуту. Вторая точка зрения принадлежит Н.А. Лошкаревой, доценту Московского педагогического университета. Она рекомендует, желательно чтобы скорость чтения у учащихся, закончивших начальную школу, была 120 слов в минуту. И, наконец, третья точка зрения. Она принадлежит видному педагогу В.А. Сухомлинскому. В своей книге <<Разговор с молодым директором школы>> он пишет, что беглое чтение, нормальное чтение – это чтение в темпе150-300 слов в минуту. Если даже взять нижнюю грань этой рекомендации, то есть 150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадает с первой. Как же выпутаться практикам из этих противоречивых рекомендаций? В реальных условиях вряд ли в какой-то школе возможно, чтобы все дети учились на 5. Но с другой стороны, какой педагогический коллектив может удовлетвориться тем, что большинство учащихся занимаются на 3? Это является причиной отрицательного психологического заражения школьников по отношению к учебе. Очевидно, нас всех бы устроило такое положение, чтобы большая часть учеников занималась на 4. А для этого мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли это? Может быть, это лишь благие пожелания, а выйти на этот уровень нельзя? Ведь нельзя не принимать во внимание многие факторы обучения. Так, например, разные ученики имеют разный темперамент. Холерики, как правило, говорят и читают 4
в темпе не ниже 150 слов в минуту. Некоторые холерики, говоря даже в темпе скороговорки – 180 слов в минуту и более. Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным диапазоном 120-150 слов в минуту. Значит, сангвиники и холерики могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Для этих категорий учеников вряд ли достижима скорость чтения 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков. Такой подарок она преподнесла и нам, учителям. Дело в том, что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками. Флегматики и меланхолики составляют менее 10 процентов. Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать? Можно предложить восемь резервов обучения чтению, это те рекомендации, которые могут работать в любых условиях. Важна
не

длительность,

частота
тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. Что же зачастую можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: <<Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи.>>. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час-полтора. Чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час-полтора очень трудной работы. Мама здесь допускает очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна 5
порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.
Жужжащее чтение
было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А. Сухомлинского. Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более двух минут. Таким образам, общий тренаж в течение урока составит 10х2=20(чел. х мин.) Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если в классе, например, сорок человек, тренаж идет в течение пяти минут: 40х5=200(чел. х мин.) Двести минут общей тренировочной работы. Мы получили увеличение тренажа в 10 раз, целенаправленно отведя для этого всего пять минут урока. Вряд ли необходимо комментировать эти результаты.
Ежеурочные пятиминутки чтения.
Здесь все очень просто. У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, пение, математика, рисование – начинается с того. Что дети открывают книгу, пять минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок. Что же получается? Если учитель работает в классе, где 30 учеников, а на чтение отводится 3 часа в неделю, то за неделю он, попытается опросить каждого ребенка хотя бы один раз. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего 1,5-2 минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей нормально читать. Хорошо, если ребенку повезло с семьей, - он компенсирует дома недоработки школы. А если ребенку с семьей не повезло? 6
Тогда весть тренаж по чтению сводится вот к этим двум минутам и естественно, что такой ребенок читать не научится. Очень часто мы слышим разговоры о генах, наследственность, способностях… Скорее всего здесь дело не в генах. Просто обучение чтению организованно не рационально. При двухминутной тренировке в неделю детей научить читать невозможно, какие бы гены у них не были бы. Что же дают ежеурочные пятиминутки за неделю: 5х4х5=100 (мин.) Даже если мы возьмем пять минут за урок, четыре урока в день, пять дней в неделю. Недельный тренаж получается в объеме 100 минут. Очевидно, если увеличилось время тренировки в 50 раз, с двух минут до 100 минут, то без всяких методических ухищрений что- нибудь хорошее да получится, несомненно будет положительный эффект. Очень хорошие результаты дает
чтение перед сном
. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Еще двести лет назад говорилось: <<Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон, грядущий>>, то есть учи так, чтобы это было последним событием дня. Если ребенок не любит читать, то необходим
режим щадящего

чтения
. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку… Можно вполне рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения. 7
Хорошо бы совместить четвертую и пятую рекомендации, то есть просмотр диафильмов проводить перед сном. Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой
оперативной памяти
. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из шести-восьми слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко. Он руководил лабораторией экспериментальной дидактики. Итак, каким же образом проводятся зрительные диктанты. В каждом из восемнадцати наборов, предложенных профессором И. Т. Федоренко, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова
ТАЕТ СНЕГ
– восемь букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из сорока шести букв, то есть из восьми-девяти слов. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две букве. Время работы со всеми восемнадцатью наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из сорока шести букв, то есть из восьми- девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать теперь ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишем шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице, приведенной ниже) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно не большое: от четырех до семи секунд. По истечение этого времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях… Возможно, что кто-то из учеников в процессе записи скажет: <<А я не запомнил предложение>>. Как быть в этом случае? Надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно сказать: <<Ну хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить>>. 8
Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение стерто, его также записывают в тетрадь. На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от пяти до восьми минут времени. Если учитель видит, что многие дети часто заглядывают в тетрадь соседа по парте, то есть не успевают запомнить предложения, на следующий день работу с данным набором предложений необходимо повторить. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору. Итак, в среднем на каждый набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – это пятьдесят четыре дня, около двух месяцев. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать – это уже ничего не дает. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают. Приведу здесь несколько измененные тексты восемнадцати наборов, разработанных И.Т. Федоренко. (Если предложения не будут соответствовать по содержанию теме урока, то их можно заменить равноценными предложениями с тем же количеством букв).
Тексты зрительных диктантов
. 9
10 № Предложения Число букв Время экспоз иции 1 2 3 4 5 6 Набор № 1 Тает снег. Идет дождь. Дует ветер. Небо хмурое. Запели птицы. Поле опустело. 8 9 10 11 11 12 4 4 5 5 5 6 1 2 3 4 5 6 Набор №2 Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берез. 12 13 13 14 14 15 6 6 6 7 7 8 1 2 3 4 5 6 Набор № 3 Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится. 15 16 16 16 16 17 8 8 8 8 8 8 1 2 3 4 5 6 Набор №4 Дятел долбит дерево. Я хочу посадить цветы. Иней украсил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель. 17 18 18 19 19 20 8 7 7 7 7 7 1 2 3 4 5 6 Набор №5 Солнышко светит и греет. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Киев Стоит на Днепре. В лесу собирают землянику. 20 21 21 21 22 22 6 6 6 6 6 6 Набор №6

упражнений:
1. Многократное чтение. 2. Чтение в темпе скороговорки. 3.выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмысленно учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечение минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на два, кто-то на три, кто- то на десять). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т.е. чтение в темпе скороговорки. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительному чтению здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны,проглатываться” учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более тридцати секунд. Затем учитель начинает треть упражнение, обращаясь к ребятам так: ,Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит 11
маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, прочитавший несколько раз один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не на долго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, две – три недели, чтение ребенка заметно улучшится. Подводя итоги вышеизложенному, необходимо обратить внимание на то, изменения в школьном образовании могут идти сверху и снизу. На верхних этажах просвещения пересматриваются цели, задачи, программы, учебники. На нижних этажах учителя должны позаботиться о качестве обучения. Первый шаг в усилении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению. Используемая литература: 1.Лошкарева Н.А. Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков. – Киев, 1984г. 2.СухомлинскийВ.А. Разговор с молодым директором школы. – М., 1982г. 3. Федоренко И.Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980г. 4.Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просв., 1991г. 5.Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения. – Начальная школа, 2001г., №5 6.Яшина Н.П. Учить детей трудно, но интересно. – Начальная школа. 2001г., №6 12
7.Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого-педагогическая коррекция младших школьников. – Начальная школа. 2003г., №6 8.Пальченко И.Г. Система упражнений для развития навыка скорочтения у детей. – Луганск, 2013 13

Плюсы и минусы скорочтения

Многие люди слышали про курсы скорочтения, про обучение скорочтению. Если верить рекламе, то благодаря скорочтению вам больше не потребуется тратить много времени на то, чтобы прочесть нужную вам книгу или вызубрить словарь по иностранному языку, всё будет происходить в считанные минуты. По свидетельству современников, множество выдающихся личностей того или иного времени: Лев Толстой, Наполеон Бонапарт, Юлий Цезарь очень быстро читали, т.е. обладали навыками скорочтения. Можем ли мы надеяться, что тоже сможем после обучения обладать феноменальными навыками и использовать их во благо себе?.

Феномен или навык?

Давайте немного приоткроем завесу и разберёмся в системе обучения скорочтению. В течение первых двух недель вы будете учиться читать не одно слово, а сразу несколько. Для этого вам придётся тренировать расфокусировку взгляда по несколько часов в день. Потом вас научат расширять кругозор и следующие две недели вы читаете как по горизонтали, так и по вертикали. Следствием такого метода становится умение «съедать» сразу кусок информации из книги. Совершенствуясь таким образом в нехитрых упражнениях с таблицами и схемами, ещё примерно через месяц вы научитесь читать целыми строками одновременно, и вот тогда, когда вы уже обрадуетесь тому, что у вас всё получается, вас и ждёт шок.

Оказывается это умение собственно и не нужно, так как использовать его вы не будете. И вот теперь вас научат основе основ – Граалю Скорочтецов: читать целыми страницами. Суть упражнений проста до безобразия, выработать в себе рефлекторное восприятие информации, даже не читая её. Путём долгих и упорных тренировок, некоторые таки выработали это умение, но, как оказалось, этих немногих оказалось немногим более 1% от общей массы учеников. И дело вовсе не в том, что одни ленились, а другие упорно тренировались, - все учились одинаково прилежно. Просто сама система обучения адаптирована на людей с определённым складом ума, более творческого характера и те, кто в большей степени в своей жизни руководствуются логикой, просто не в состоянии понять принципы работы с подсознанием, так как оные не имеют под собой почти никаких рациональных основ.

Делая выводы, можно сказать, что скорочтение и чтением то назвать нельзя, скорее околомеханической обработкой информации, которая осуществляется больше подсознательно, нежели сознательными волевыми усилиями. А это значит, что даже прочитав книгу таким методом, вы ничего не запомните из неё, но знания будут находиться в вашей голове и приходить к вам на помощь в состоянии стресса. Так давайте вернёмся к теме и разложим по полочкам все плюсы и минусы скорочтения.

Плюсы скорочтения:

  • Феноменальная скорость чтения. Даже те, кто не окончил курс обучения, и не освоил фотографические свойства памяти, увеличили свои результаты в технике чтения в несколько раз.
  • «Прокачка» разума. Совершенствование зрительных навыков вкупе с огромными массивами информации, которыми вы нагружаете свой мозг, создают эффект, похожий на «пампинг» у бодибилдеров. Накачивая свой разум до отказа, вы развиваете его основные характеристики, такие как память, логическое мышление и так далее.
  • Богатый словарный запас. Когда вы читаете, ваше сознание как бы сливается с образами героев и учится у них, примеряя на себя их лексику, поведение жесты. Всё это вы сможете использовать в реальной жизни.

Минусы скорочтения:

  • Скука. Приготовьтесь к тому, что ваша жизнь станет скучнее. Приучив свой мозг находить и вычленять важную информацию самостоятельно, вы уже не сможете прочесть книгу от корки до корки, не поняв на середине, чем всё закончится. То же самое относится к кино и музыке, которая станет вам просто неинтересной. Представьте на минуту, что вы вдруг перестали ощущать вкус пищи – теперь вам всё равно, едите ли вы изысканный салат или просто пьёте протеиновый коктейль, важен результат.
  • Постоянная моральная усталость. Если вы постигните все постулаты скорочтения и сможете развить фотографическую память, то привыкайте к тому, что ваш мозг будет постоянно голоден, а в сытом состоянии он будет настолько переполнен, что вам будет просто наплевать на всё остальное.

Скорочтение, как и многие другие навыки, хорошо в меру. Никто не говорит о том, что читать это плохо, скорее наоборот, чтение выдаёт высокодуховного и умного человека, но превращать нечто приятное в настоящую манию, это значит впадать в бесполезную крайность…

Стоит понимать, что собственно скорочтение - лишь один из бонусов, которые можно приобрести, обучаясь в такой школе. В первую очередь вам постараются увеличить объем памяти, умение быстро воспринимать прочитанный материал, а лишь потом будут учить быстро читать. Правда, как отметила руководитель самарского филиала школы скорочтения Л.Л. Васильевой Е.Самарская , бывают случаи, когда в некоторых школах идет гонка за количеством знаков, в ущерб пониманию прочитанного. При этом в расчет принимаются запятые, точки, тире - то есть, по сути, идет «накрутка» знаков.

Как отмечает Е.Самарская, очень важно, чтобы преподаватель в школе скорочтения имел филологическое образование, в идеале - имел также квалификацию логопеда. «Психологи, социальные педагоги, другие специалисты, не имеют таких знаний языка, не «чувствуют» его так, чтобы в должной мере научить слушателей», - рассуждает она.

Еще одним немаловажным маркером качественного образования, по ее мнению, является количество занятий, которые необходимо посетить. «За короткий срок невозможно дать качественные знания, но, правда, нужно учитывать методики, которые предусматривают большой объем домашних заданий, - добавляет она. - В целом, без тщательной подготовки домашних заданий скорочтению нельзя научится. В этом главная проблема. Обычно для работы требуется лишь полчаса в день, но и их бывает сложно найти как взрослым людям, которые начинают обучение, так и родителям для занятий с детьми». Впрочем, Е.Самарская отмечает, что в ее практике не было случаев, когда невозможно было обучить быстрому чтению. «Результат всегда был, - говорит она. - Но он всегда лучше у тех, кто выполняет все наши рекомендации и домашние задания».

А куда жаловаться, если уровень получаемых вами услуг очень низок? Большинство школ, которые работают в Самаре, действуют на основании франшизы и относятся к крупным федеральным сетям школ скорочтения. Соответственно, туда и следует направлять свои жалобы.

Что проходят на занятиях?

Разумеется, для детей и взрослых занятия проводятся по разным системам. Собственно скорочтение начинают преподавать уже подросткам. Конечная цель занятий - повышение техники чтения в 2-5 раз с полным пониманием и запоминанием прочитанного.

На самом деле секреты просты - их цитирует множество сайтов, которые легко найти в Интернете. Одним из главных «секретов» является отказ от мысленного проговаривания каждого слова, а также от возвращения взглядом к прежде прочитанному. Также специалисты рекомендуют развивать перефирическое зрение, чтобы сразу «охватить» взглядом больший объем текста, не заострять внимание на служебных словах, а также перед прочтением текста, изучить оглавление, чтобы сразу выяснить главное содержание книги. Кстати, для тренировки переферического зрения очень полезны так называемые Таблицы Шульте, которые также можно найти в Интернете, с подробным объяснением, как по ним заниматься.

Занятия с дошкольниками представляют собой подготовительные курсы, причем большое внимание уделяется развитию мелкой моторики и образной памяти. С детьми 7-11 лет преподаватели занимаются изучением синонимов, антонимов, пословиц, поговорок, скороговорок, анаграмм, ребусов, загадок, шарад.

Недешевое удовольствие

В интернет-школе скорочтения и развития памяти Д. Городниченкова продолжительность курса для детей - 24 часа. При этом родители обязаны присутствовать на первом и последнем занятии, чтобы вместе с педагогами протестировать ребенка. Кроме этого, родителям предоставляют специальные компьютерные программы, по которым можно заниматься дома с ребенком. Стоит такая программа 12,7 тыс. рублей, но «только сейчас» есть возможность приобрести по акции - за 6,8 тыс. рублей.

А вот для взрослых курс обойдется в 13,6 тыс. рублей. Стоит также учитывать, что немалая часть занятий проводится при помощи интернет-программ, то есть придется самоорганизовываться. Зато, если в процессе занятий возникнут проблемы, можно рассчитывать на помощь не только преподавателя, но и психолога (его услуги входят в стоимость). И, кстати, если все занятия были добросовестно пройдены, а улучшения не наступили, деньги вернут - пообещали в школе.

Недавние выпускники довольны

Стоит заметить, что отзывы на результаты обучения в школах в основном положительные, хотя речь идет лишь о тех, кто обучался сравнительно недавно, и еще не успел позабыть то, чему обучился.

«Мы попали в «Школу скорочтения, развития памяти Васильевой Л.Л.» благодаря моим знакомым, дети которых там занимались до этого. И, что особенно мне понравилось, детки, не умеющие читать, на выходе с курса имели хорошее беглое чтение с грамотным пересказом», - рассказывает С. Сомова .

«Обучение проходит в несколько этапов, на которых развиваются отдельные виды памяти, - рассказывает самарец М.Корицкий. - Результатов достиг: тексты читаются действительно быстрее, даже если сравнивать в ситуациях, когда с другим человеком одновременно читаешь одну и ту же страницу, память стала работать более эффективно, стало проще запоминать нужную информацию».

Полезные советы по развитию скорочтения включают в себя подчеркивание всего, что вам кажется важным, и пересказ текста по памяти, который сразу позволит связать все прочитанные факты воедино и надолго запомнить текст.