Социальная стабильность. Факторы социальных изменений

Шовгенов Тембот Муратович
Адыгейский государственный университет
[email protected]

Аннотация

Формирование устойчивой социально-экономической системы должно базироваться на принципах устойчивого развития. Следует отметить тот факт, что сложившаяся в России экономическая ситуация, действующие механизмы формирования финансово-экономической базы регионов и муниципальных образований - все это противодействует реализации стратегий устойчивого развития. В статье рассматриваются разные подходы к оценке устойчивости социально-экономических систем.

Ключевые слова

социально-экономическая система, устойчивое развитие, регион, муниципальные образования, стратегия, устойчивость

Рекомендуемая ссылка

Шовгенов Тембот Муратович

Основные аспекты устойчивости региональных социально-экономических систем// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 1107. Дата публикации: 2007-09-29 . Режим доступа: https://сайт/article/1107/

Shovgenov Tembot Muratovich
Adyghe State University
[email protected]

Abstract

The formation of a stable socio-economic system should be based on the principles of sustainable development. It should be noted the fact that the current economic situation in Russia, the existing mechanisms of financial and economic base of regions and municipalities - all oppose the implementation of sustainable development strategies. The article discusses different approaches to assessing the sustainability of socio-economic systems.

Keywords

socio-economic system, sustainable development, region, municipalities, strategy, sustainability

Suggested Citation

Shovgenov Tembot Muratovich

Key aspects of the sustainability of the regional socio-economic systems. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #1107. Date issued: 2007-09-29. Available at: https://сайт/article/1107/


Российский регион — это сложная многоуровневая структура, обладающая внутренней динамикой и являющаяся важнейшим элементом национальной экономики. Для региональных экономических систем характерно сочетание социальной, экономической, экологической, информационной и других составляющих, наличие множества сложных элементов, большого числа разнообразных связей, циркуляция больших потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов. В России, являющейся федеративным государством, ключевыми являются проблемы экономической самостоятельности, безопасности и устойчивого развития регионов.

К социально-экономическим системам относят мировое сообщество, союзы государств, государства, административные единицы внутри государства, отрасли хозяйства, отдельные предприятия, группы людей.

Теория устойчивости социально-экономических систем , будучи производной от некоторых других ветвей знания (кибернетики, теории систем и др.), вобрала в себя ряд междисциплинарных категорий. Среди них «система», которая характеризуется иерархией организованных подсистем, движением отдельных частей и, в совокупности, развитием, наличием или недостатком ресурсов развития. Важным понятием является «структура», под которой понимают части одной системы, определенным образом вступающие во взаимоотношения. В каждой системе имеется потенциал (ресурс, капитал), способствующий ее развитию. Развитием называют изменения, происходящие в системе, принимающие структурную, качественно-количественную форму, либо это изменения, отражающие характер функционирования. Социально-экономическая система способна эволюционизировать из одного вида в другой, в частности в такой, при котором потребленные ресурсы восстанавливаются, воспроизводятся, заменяются на другие, минимизируется их расходование, если невозможно продолжить развитие без невозобновляемых ресурсов.

Устойчивость социально-экономической системы значительно отличается от технической, физической устойчивости. Поскольку главной характеристикой в ней выступает не некоторое равновесное состояние и способность возвращаться к нему в случае возмущающих воздействий, или сохранение заданной траектории движения в случае противодействующих сил, а способность эффективно использовать, автономно видоизменять ресурсы своего развития, непрерывно наращивать показатели своего положительного изменения, не увеличивая или минимизируя затраты базовых, невозобновляемых ресурсов.

Формирование устойчивой социально-экономической системы должно базироваться на принципах устойчивого развития , основными из которых являются:

    улучшение качества жизни;

    гарантированное здоровье людей;

    удовлетворение основных жизненных потребностей как населения, так и будущих поколений;

    борьба с бедностью;

    рациональные структуры производства и потребления;

    рациональное природопользование;

    сохранение экосистем, защита климата и озонового слоя;

    обеспечение экологической безопасности;

    устранение всех форм насилия над человеком и природой (предупреждение войн, терроризма и экоцида);

    глобальное партнерство.

В теории устойчивого развития можно выделить несколько подходов к оценке устойчивости социально-экономических систем. В качестве первого подхода можно определить методику расчета показателя «Истинных накоплений «(Genuine saving), разработанного исследователями Всемирного Банка для оценки устойчивости экономики. Он определяет благосостояние страны в более широком плане, чем национальные счета. Цель показателя — представить «стоимость чистого изменения в целом спектре активов, которые важны для развития: производственные активы, природные ресурсы, качество окружающей среды, человеческие ресурсы и иностранные активы». Коррекция валовых внутренних сбережений производится в два этапа. На первом этапе определяется величина чистых внутренних сбережений (NDS) как разница между валовыми внутренними сбережениями (GDS) и величиной обесценивания произведенных активов (CFC). На втором этапе чистые внутренние сбережения увеличиваются на величину расходов на образование (EDE) и уменьшаются на величину истощения природных ресурсов (DRNR) и ущерба от загрязнения окружающей среды (DME): GS=(GDS-CFC)+EDE-DRNR-DME.

Подход Genuine Saving имеет преимущества над многими другими типами национальных расчетов, поскольку дает странам единые, ясные, позитивные или негативные цифры. Постоянные отрицательные результаты могут быть интерпретированы как факт того, что страна идет по неустойчивому пути, что повлечет негативные эффекты в долгосрочной перспективе.

Следующий подход к оценке устойчивости предложен Йельским и Колумбийским Университетом для Всемирного Экономического Форума в Давосе — Расчет индекса устойчивости Окружающей Среды Environmental Sustainability Index . Значение индекса рассчитывается по 22 индикаторам. Каждый индикатор определяется усреднением 2-5 переменных, всего выделено 67 переменных. Формально все переменные получают равный вес при расчете индекса, поскольку отсутствуют общепризнанные приоритеты в ранжировании экологических проблем. В «десятку» наиболее устойчивых стран вошли Финляндия, Норвегия, Канада, Швеция, Швейцария, Новая Зеландия, Австралия, Австрия, Исландия, Дания и США.

Заслуживает внимания методика расчета Индекса устойчивого экономического благосостояния (Index of Sustainable Economic Welfare ), рассчитанный в 1989 г. Коббом и Дэли (США) и представленный европейским странам (Германии в 1991г., Великобритании в 1994 г., Австрии, Шотландии, Дании и Нидерландам). Он представляет собой размер ВВП на душу населения, скорректированный на сумму затрат на социально-экономические и экологические факторы. Разработка этого индекса — это попытка построения агрегированного монетарного индекса, напрямую сравнимая со стандартами национальных счетов с учетом важных моментов, которые отрицаются в других методах из-за их высокой агрегированности. При расчете ISEW учитываются такие переменные как стоимость загрязнения воды, воздуха, шумового загрязнения, потеря сельскохозяйственных земель, компенсации будущим поколениям за потерю невозобновляемых источников энергии и т.д.

В ряде стран, таких как США, Великобритания, Дания, Португалия и других, для оценки устойчивости социально-экономических систем используется целая система показателей-индикаторов. Одна из самых полных по охвату систем индикаторов устойчивого развития была разработана Комиссией по устойчивому развитию ООН (UN CSD) в 1996 г. Были выделены четыре области: социальная, экономическая, экологическая и институциональная. Отбор индикаторов осуществлялся по схеме: давление, состояние, реакция. Первоначальный список включал 134 индикатора, затем этот список был уменьшен до 60 и добавилась классификация по темам.

Широкое признание в мире получила система экологических индикаторов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Модель ОЭСР выявляет причинно-следственные связи между экономической деятельностью и экологическими и социальными условиями и помогает политикам и общественности увидеть взаимосвязь этих сфер и выработать политику для решения этих проблем.

Обилие терминов, описывающих понятие «устойчивого развития», при всей широкой палитре толкований сходятся в том, что оно учитывает необходимость учета и соотношения текущих и перспективных жизненных потребностей. Начавшаяся в середине 90-х годов в России мода на разработку региональных (и даже муниципальных) программ устойчивого развития, сохраняется до сих пор. В этих программах целевые установки имеют, как правило, региональную конкретизацию и непосредственно ориентированы на использование имеющихся предпосылок для стабилизации и улучшения социально-экономического положения соответствующих территорий. При этом практически открытым остается вопрос о показателях и критериях региональной устойчивости. Рекомендованные Минэкономразвития методики определения уровня социально-экономического развития регионов (с целью выявления асимметрии социально-экономического положения исследуемых административно-территориальных образований – АТО не устраняют дефекта универсального подхода, и требуют адаптивной корректировки. Следует отметить тот факт, что сложившаяся в России экономическая ситуация, действующие механизмы формирования финансово-экономической базы регионов и муниципальных образований — все это противодействует реализации стратегий устойчивого развития. Здесь воспроизводится «эгоистичная» модель поведения не отдельного человека, а территориального сообщества людей. Регионы вынуждены интенсифицировать эксплуатацию природных ресурсов как единственного, в некоторых случаях, источника формирования бюджета.

Таким образом, для продвижения России к устойчивому развитию необходима разработка и реализация последовательной и эффективной экономической, инвестиционной, экологической и региональной политики. Переход к устойчивому развитию — сложный и долговременный процесс, который затрагивает фактически весь комплекс проблем долгосрочного развития как страны в целом, так и её отдельных регионов.

Библиографический список:

  1. Adams R., Perfomans indicators for sustainable development, Accounting and Business, April, 1999.
  2. Meadows D.H., Meadows D.L., Randers J., Behrens W.W. The limiting to growth. N.Y.: Potomac, 1972.
  3. Бобылев В. Информационная и методологическая основа для расчета эколого-экономических индикаторов, МГУ, 2000.

References:

  1. Adams R., Perfomans indicators for sustainable development, Accounting and Business, April, 1999.
  2. Meadows DH, Meadows DL, Randers J., Behrens WW The limiting to growth. N.Y.: Potomac, 1972.
  3. V. Bobylev Information and methodological basis for the calculation of ecological and economic indicators , MSU, 2000.

Социальные изменения являются привычной стороной повседневной жизни людей - они происходят непрерывно и чаще всего незаметно для невооруженного глаза. Однако те же социальные изменения становятся подчас причиной грандиозных социальных потрясений, которые оставляют свой драматический отпечаток на судьбах целых народов. Отсюда понятно то особое внимание, которое философы, историки, социологи и политики проявляют к социальным изменениям, их видам, источникам, движущим силам, к их возможным человеческим, гуманистическим последствиям.

Современные представления о социальных изменениях формируются на стыке социологии и целого ряда философско-исторических и общенаучных концепций – социальной синергетики, современного социального эволюционизма, мир-системного анализа и др. Эти представления охватывают широкий круг вопросов, связанных с исторической макросоциологией, мы же ограничимся здесь разбором основных, базовых понятий применительно к отдельно взятому обществу.

В самом общем виде социальные изменения и социальная стабильность представляют собой две взаимосвязанные категории (процесса, состояния). Первая обозначает переход социальных систем (общностей, институтов, организаций и др.) из одного состояния в другое, вторая характеризует устойчивое состояние социальной системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий (изменений).

Понятие социальные изменения охватывает собой самые различные перемены в социальных системах, безотносительно к их направленности, скорости протекания, масштабу, механизму и многим другим параметрам. Существует большое количество разновидностей социальных изменений, которые выделяются по различным основаниям.

Так, в зависимости от исходного решающего фактора, различают технологические, социально-экономические, социально-политические и социально-культурные изменения.

В зависимости от социального уровня, на котором происходят изменения, выделяют социальные изменения на микроуровне (малые и первичные социальные группы), на макроуровне (большие социальные группы и общество в целом) и глобальные, охватывающие все человечество.

В зависимости от системного характерасоциальныхизмененийразличают структурные, функциональные, процессуальные и мотивационные социальные изменения.

В зависимости от субъекта выделяют индивидуальные, коллективные (когда индивиды действуют в составе группы и непосредственно взаимодействуют между собой) и массовые социальные изменения (когда большое количество людей действует индивидуально, а не в составе группы).

В свою очередь массовые социальные изменения в зависимости от степени осознанности и организованности (сопряженности) действий индивидов делят на социальные процессы и социальные движения.

Под социальным процессом понимается совокупность однонаправленных, но неорганизованных индивидуальных действий, которые имеют место тогда, когда большое количество людей действует индивидуально, а не в составе группы, например, переезжает с места на место, приобретает потребительские товары, участвует в политической борьбе и т.п. Социальный процесс представляет собой некоторую тенденцию, которая складывается из множества отдельных, но частично совпадающих между собой социальных изменений.

Социальные движения возникают тогда, когда действия больших масс людей становятся организованными, скоординированными и направленными или на поддержку определенных социальных изменений или против них.

В зависимости от формы различают направленные и ненаправленные социальные изменения. Первые определенным образом упорядочены, имеют определенную форму или траекторию, вторые – носят случайный, хаотический характер.

Направленные социальные изменения бывают нескольких видов:однонаправленные (рост научных, технических знаний, совершенствование орудий труда) и многонаправленные (например, различные социальные и культурные формы перехода слаборазвитых стран от общества традиционного к обществу индустриальному); направленные обратимые, или циклические, которые периодически проходят сходные стадии и по форме напоминают синусоиду (периодическая смена поколений людей, техники, колебания спроса и предложения на сырье и энергоресурсы на мировом рынке, подъемы и спады в бизнесе, политике, расцвет и закат целых цивилизаций); направленные необратимые, которые иначе называются социальное развитие.

Основными типами социального развития являются прогресс и регресс. Под прогрессом обычно понимается такое направленное изменение, которое поднимает социальную систему (индивида, социальную группу, общество в целом) на более высокий уровень, увеличивает степень ее организованности, самостоятельности. Регресс – процесс противоположный прогрессу, который связан, как правило, с понижением уровня социальной организации, с ослаблением и затуханием социальных функций, с застоем и, в конечном счете, распадом социальной системы; разновидностью регресса являются так называемые тупиковые линии развития, которые приводят к гибели тех или иных социокультурных систем (культур, цивилизаций).

Проблема социального прогресса, при всей ее внешней "простоте", всегда была дискуссионной и в социальной философии, и в социологии с момента ее возникновения. Различные концепции социального прогресса стали складываться в социологии уже в ХIХ в. в связи с различной трактовкой его критериев. Для О. Конта социальный прогресс совпадал с прогрессом разума, с установлением господства науки во всех сферах жизни общества. Г. Спенсер связывал его с возрастающей сложностью внутренней организации и функционирования социальных систем. Для К. Маркса социальный прогресс определялся непрерывным ростом производительных сил, который в сочетании с освободительной борьбой эксплуатируемых классов должен был привести в будущем к становлению бесклассового коммунистического общества. М. Вебер видел критерий социального прогресса во всепроникающей тенденции к рационализации общественной жизни, а Э. Дюркгейм – в повышении степени социальной интеграции, сплоченности общества как следствий растущего разделения труда.

Большинство современных социологов отрицают существование абсолютных или универсальных критериев общественного прогресса и выделяют целую иерархию таких критериев в соответствии с иерархией и разнородностью самих социальных явлений.

Существует группа социальных явлений, развитие которых однозначно оценивается как прогрессивное. Это развитие здравоохранения, улучшение условий труда, рост уровня жизни и связанное с ними увеличение средней продолжительности жизни людей; развитие средств передвижения, связи, рост знаний о мире. Другие социальные явления, такие как индустриализация, урбанизация и "технический прогресс" в целом, уже нельзя однозначно оценить как прогрессивные, поскольку они несут с собой побочные негативные эффекты, которые могут составить угрозу самому существованию человечества (например, проблема исчерпания природных ресурсов и загрязнения окружающей среды). Применение понятия прогресса к политическим, общественным порядкам оказывается еще более сложным – здесь все зависит от того, с позиций чьих интересов оценивается развитие того или иного явления. И, наконец, существуют сферы социальной жизни, по отношению к которым вообще нельзя применять понятие прогресса, хотя они и подвержены значительной эволюции. Это, прежде всего, сферы искусства, религии, философии.

Итак, понятие социального прогресса является многоплановым, неоднозначным и внутренне противоречивым. Источник этой противоречивости лежит в самой социальной действительности, и задача социологии состоит в том, чтобы выявить эту противоречивость путем анализа конкретных тенденций и форм развития.

Помимо прогресса и регресса выделяют и другие типы социального развития. В их числе: специализация – односторонний прогресс, с частичным регрессом или застоем на всех остальных направлениях развития (например, ориентация экономики на добывающие отрасли и импорт товаров широкого потребления, имеющая своим следствием усиление зависимости благополучия общества от конъюнктуры цен на мировом рынке); универсализация – развитие социальной системы одновременно по многим направлениям (такие возможности создаются в общественных системах, построенных на принципах плюрализма политических, экономических и других интересов); конвергенция – возрастание структурного и функционального сходства социальных систем (например, возникновение сходных черт в экономической, социальной областях, сферах образования, науки, культуры между развитыми странами Запада и СССР в 60-е годы в результате внедрения сходной техники и технологии); дивергенция – процесс обратный конвергенции, связанный с уменьшением структурного и функционального сходства между социальными системами; параллелизм – промежуточное между конвергенцией и дивергенцией состояние процесса развития, когда исходное соотношение между структурами и функциями двух или нескольких социальных систем сохраняется на протяжении определенного интервала времени.

В реальной общественной жизни различные виды социальных изменений тесно переплетены друг с другом, и их очень трудно выделить в чистом виде. В каждом конкретном случае мы имеем дело с результатом действия целой совокупности разнопорядковых социальных изменений, которые способны как поддерживать, так и нарушать стабильность общественной системы.

Общество как система всегда стремиться к стабильности, равновесию – устойчивому воспроизводству своих важнейших показателей. Вместе с тем, любая социальная система, какой бы устойчивой она не казалась, с течением времени выводится из равновесия под влиянием внутренних и внешних факторов. В тандеме «социальная стабильность – социальные изменения» последние всегда доминируют.

Социальная стабильность не является состоянием противоположным социальному изменению. Социальную стабильность можно определить как временное сочетание определенных социальных изменений, благоприятное для воспроизводства данной социальной системы.

Социальную стабильность нельзя отождествлять и с состоянием покоя или неподвижности. Внешнее отсутствие социальных изменений представляет собой лишь видимость, за которой всегда скрывается множество сил и тенденций, в том числе и социально опасных. Так было в период внешне благополучного «развитого социализма» 70-80-х гг. прошлого века - тогда, казалось бы, ничто не предвещало близкого краха всей общественной системы. Покой и неподвижность чаще всего являются признаком не стабильности, а застоя, который рано или поздно порождает кризисные явления в жизни общества – нарастание противоречий, конфликтов, социальной напряженности.

Итак, социальная стабильность представляет собой лишь момент, одну из форм проявления социальных изменений. Социальная стабильность всегда относительна, временна, а социальные изменения – абсолютны.

Но можно ли управлять социальной стабильностью? Можно ли намеренно вызывать, сохранять и продлевать состояние социального равновесия в обществе? Безусловно, да! Все изменения, происходящие в обществе, являются результатом деятельности людей, поэтому социальную стабильность можно поддерживать, если проводить нужные социальные изменения в нужное время и в нужном месте.

Какие факторы способствуют поддержанию социальной стабильности или, напротив, нарушают ее? Стабильность общества обеспечивается целой совокупностью факторов и механизмов, которые принадлежат к самым различным сферам его жизнедеятельности. Это – устойчивое функционирование экономической и политической системы, эффективное действие механизмов социального контроля, наличие единых для всех слоев общества культурных традиций, системы жизненных целей и ценностей и ряд других. Особо следует остановиться на двух условиях или факторах поддержания социальной стабильности, которые при неблагоприятном развитии событий попадают в сферу деятельности правоохранительных органов – это отсутствие или незначительные размеры среднего класса и дисфункция социальных институтов.

Наличие в обществе многочисленного среднего класса,заинтересованного в сохранении существующего порядка, служит надежной гарантией социальной стабильности. Если же средний класс мал, а центристские силы слабы, инициативу могут захватить крайние радикальные группы, что приведет к росту политической и социальной напряженности и повышению риска нестабильности.

Резкие социальные контрасты и большая доля бедных также не способствуют сохранению социальной стабильности. Особо серьезную угрозу представляет наличие в обществе значительных маргинальных слоев и деклассированных элементов (люмпенов). Направленность их деструктивных действий трудно предвидеть, поэтому в целях сохранения социальной стабильности необходимо всеми силами беречь общество от люмпенизации, вовремя разрабатывать необходимые социальные программы для поддержки социальных групп, попавших в трудное положение.

Для России, пережившей за два прошедшие десятилетия очень болезненные реформы, эта проблема является особенно актуальной. По результатам исследований, доля маргинальных слоев в составе трудоспособного населения России составляет сегодня 25% его общей численности. В России заканчивает свое формирование массовый низший класс (14-15% экономически активного населения), для представителей которого характерна временная или случайная занятость, постоянная угроза безработицы, семейная и жилищная неустроенность, низкий уровень жизни. В России, как и в других странах, имеется «социально дно» (бомжи, нищие, проститутки и беспризорники), которое по разным оценкам составляет от 5 до 10% городского населения.

Все эти категории российского населения являются потенциальным и реальным источником социальной нестабильности и нуждаются не только в адресной социальной помощи, но и в проведении эффективной социально-экономической политики, направленной на максимальное сокращение их численности.

Нарушать социальную стабильность может и дисфункция социальных институтов, которая возникает тогда, когда социальный институт не успевает перестроиться вслед за изменившимися общественными потребностями и выполнение им своих функций превращается в ритуальную деятельность, не связанную с реальными общественными проблемами. Дисфункция социальных институтов вызывает у людей стремление удовлетворить свои потребности в обход официальных законных структур, за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах такого рода активность может выражаться в противоправной деятельности. Так, большинство хозяйственных, имущественных, финансовых преступлений прямо связано с тем, что существующие государственные экономические и финансовые институты функционируют в отрыве от реальных общественных потребностей.

Правонарушения, возникающие в связи с дисфункцией социальных институтов, носят массовый характер и четко направлены к достижению определенной цели. Их отличают планируемость противоправной деятельности, систематичность, распределение ролей и т.п. Эта проблема приобрела особую остроту в нашем обществе в 90-е гг. Переход к рыночным отношениям сдвинул систему ценностных ориентаций населения в сторону достижения материального успеха. В то же время, кризисное состояние, в котором находилось тогда российское общество, не позволяло значительной части его населения добиться этого успеха законным путем. Результатом стало массовое уклонение населения от уплаты налогов, массовая уличная, в том числе организованная преступность, массовые злоупотребления государственных чиновников и т.п.

В современной социологии, наряду с понятием «социальная стабильность» используются понятия «безопасность социальной системы» или «национальная безопасность", которые конкретизируют «социальную стабильность» применительно к важнейшим сферам общественной жизни. Каждая из структурно-образующих подсистем общества - экономическая, политическая, духовная и др. - имеет некоторые устойчивые соотношения (элементов, параметров, связей), которые обеспечивают ее нормальное функционирование и которые можно оценить количественно в виде системы показателей. Приближение показателей развития основных подсистем к предельно-критическому уровню нарушает их нормальное функционирование и ведет к общей социальной нестабильности.

Вот примеры предельно-критических показателей по важнейшим сферам общественной жизни, полученных на основе обобщения опыта развитых западных стран.

В сфере экономики: уровень падения промышленного производства – 30-40%; доля импортных продуктов питания – 30%; соотношение минимальной и средней заработной платы – 1:3.

В социальной сфере: соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных – 10:1; доля населения, живущего за чертой бедности – 10%; уровень безработицы – 8-10%.

В политической сфере: доля граждан выступающих за кардинальное изменение политической системы – 40%; уровень доверия населения к центральным органам власти – 25%.

В духовной сфере: доля затрат на культуру в государственных расходах – 2,5%; доля государственных ассигнований на науку – 2%; доля студентов (на 100 тыс. населения) – 180 чел.

В демографической области: отношение числа умерших к числу родившихся – 1,0; коэффициент рождаемости – 2,14-2,15; доля лиц старше 65 лет к общей численности населения – 7%.

В сфере экологии: доля ВНП направляемая на экологическую безопасность – 5%.

В области поведенческих девиаций: преступность (на 100 тыс. чел.) – 5-6 тыс.; потребление алкоголя (на 1 чел. в год) – 8 литров; число суицидов (на 1000 чел.) – 20; распространенность психической патологии (на1000чел.) – 284.

Разумеется, перечисленные показатели не стоит абсолютизировать и применять механически. Многое зависит от уровня развития общества, сложившегося типа культуры и исторических традиций. Для стран слаборазвитых, мусульманских или, например, стран азиатского региона приведенная система показателей наверняка будет иметь другие значения.

Кроме этого следует иметь в виду, что и само общество представляет собой не механический агрегат, а сложную органическую систему с нелинейными зависимостями и многочисленными компенсаторными, кумулятивными и другими механизмами. Трудности в экономической жизни могут быть «скомпенсированы» позитивными внешнеполитическими процессами, благодаря которым (например, внешним инвестициям), экономика вновь заработает нормально, а всеобщий патриотический порыв способен «вытащить» общество из общенационального кризиса.

Не исключена, впрочем, и противоположная логика развития событий, когда незначительное превышение предельно-критических показателей в одной из сфер общественной жизни вызовет «цепную реакцию» во всех остальных сферах и приведет к структурному кризису. И все же, в большинстве случаев, приближение к предельно-критической величине и даже ее превышение не ведет автоматически к распаду всех связей и отношений, а говорит лишь о высокой степени вероятности подобного развития событий.

Очевидно, что степень криминализации общества оказывает самое непосредственное влияние на уровень его социальной безопасности и задача-минимум, которую призваны решать правоохранительные органы состоит в том, чтобы не дать уровню преступности подняться до величины его предельно-критических значений.

В реальной жизни бывает трудно отделить стабилизацию от дезорганизации - часто они выступают двумя сторонами одной медали. Причина в том, что каждая социальная система, прежде чем перейти на более высокую ступень развития, необходимо проходит стадию перестройки, которая всегда сопровождается элементами дезорганизации и потери управляемости. Российским реформам 1990-х гг. сопутствовало много ошибок, просчетов и злоупотреблений, но вряд ли стоило ожидать, что переход от административного регулирования экономики к рынку возможен без кризисных явлений вообще.

Способ существования человеческого общества связан с постоянным изменением окружающей природной среды и одновременной перестройкой социальных связей и отношений между людьми. Одним из универсальных механизмов поступательного развития общества и одновременно одним из наиболее фундаментальных видов социальных изменений является инновация (нововведение) .

Инновации (использование огня, приручение диких животных, изобретение колеса и т.п.) сопровождают всю человеческую историю, но само понятие "инновация" впервые вошло в науку в ХIХ в. при изучении процессов проникновения европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. Тогда оно использовалось как некоторая противоположность понятию "традиция". Позднее, уже в ХХ в. его стали применять при разработке фирмами стратегии продвижения новых товаров на рынок, а также при внедрении достижений научно-технического прогресса в производство и совершенствовании системы управления.

Постепенно, по мере накопления и обобщения опыта, стала сложилась самостоятельная теория нововведений, – инноватика, – предметом изучения которой стали универсальные закономерности создания, освоения и распространения различного типа новшеств, независимо от того, в какой сфере жизни общества это происходит.

Инновация представляет собой простейший вид целенаправленных, управляемых социальных изменений. Обычно различают инновации вещественные (новые орудия, средства труда, материалы и т.п.) и социальные (новые формы организации экономической, политической и культурной жизни). Кроме того, говорят о радикальныхили базовых нововведениях, связанных с внедрением чего-то принципиально нового, и нововведениях производных, модифицирующих. Существуют и другие типологии нововведений.

Процесс внедрения инноваций в общественную жизнь редко протекает гладко и безболезненно. Если технические нововведения можно проверить за несколько часов, то с социальными инновациями дело обстоит гораздо сложнее. Как правило, они сталкиваются с уже существующими социальными нормами, и, даже будучи приняты, доказывают свою полезность не сразу, а иногда лишь спустя десятилетия.

В том, насколько безболезненно приживаются нововведения в обществе и приживаются ли они вообще, важную роль играет их совместимость с существующей культурой.

Инновации могут вступать в конфликт с существующей культурой. В этом случае они либо просто отвергаются обществом, либо, уступая давлению, принимаются вместе с их конфликтными чертами, которые время от времени вызывают протест, что делает нововведения неустойчивыми. Так было, например, в период реформ Петра I, когда европейские обычаи и традиции силой внедрялись в российскую повседневную жизнь.

Инновации могут не иметь аналога в существующей культуре и, следовательно, не вступать в противоречие с действующими нормами, однако и в этом случае общество воспринимает нововведения очень медленно и осторожно, придавая им, часто бессознательно, формы, сходные со старыми. Так, первые формы демократии выглядели как привычный совещательный орган при монархе. Сюда же можно отнести введение "пожизненного института президентства" в ряде бывших советских среднеазиатских республик в прошлом десятилетии, как компромисс новых западных форм демократии и привычных мусульманских традиций.

Некоторые инновации, для того чтобы войти в существующую культуру, должны обязательно вытеснить из нее ряд прежних устаревших элементов. Мы прекрасно воспринимаем, например, западную эстраду или западные традиции свободы слова, однако воспринять западные формы цивилизованного бизнеса или демократии нам значительно сложнее, поскольку этому мешают, хотя во многом и отжившие, но привычные для нас образцы культуры.

Иногда параллельно с инновационными сдвигами, или под их именем появляются «псевдо-» или «квазиинновации». Примером таких псевдоинноваций могут служить, в частности, переход контроля над собственностью в постсоветских странах из рук партийно-хозяйственной элиты (номенклатуры) в руки чиновничье-олигархической элиты, или массовая культура современного шоу-бизнеса, которая претендует на роль высокого искусства, освободившегося, наконец, от идеологического контроля.

Социальный эффект инноваций определяется, прежде всего, типом самой инновации. Базовые или радикальные инновации дают множественные социальные последствия, которые порождают цепную реакцию в самых разных областях общественной жизни и охватывают значительные периоды времени. Таким было изобретение парового двигателя, электричества, автомобиля, персонального компьютера, которые изменили общество снизу доверху.

Иногда социальный эффект становится следствием конвергенции или совместного соединенного воздействия нескольких инноваций. Технические возможности средств массовой информации в сочетании с достижениями психологических наук дали жизнь пропаганде, которая стала эффективным средством управления общественным мнением; атомный реактор, ракета с жидкостным топливом и электронная система, будучи соединенными вместе, породили оружие массового уничтожения.

Современное индустриальное общество – общество динамичное, и в основе этой динамики лежит постоянный поиск и освоение нововведений. Сегодня научный, технический и социальный прогресс уже невозможны без непрерывного потока нововведений, и, хотя значительная их часть несет с собой не только позитивные, но и негативные социальные последствия - для многих стран остановка этого процесса равнозначна социальному катаклизму.


Похожая информация.


В реальной социальной жизни практически не бывает абсолютной стабильности. В любом обществе всегда имеют место нарушения равновесия внутри социальных систем и между ними, проявления реальной или потенциальной нестабильности. Под нестабильностью понимаются такие деформации структуры, функций или каких-либо процессов социальных систем (в том числе и социетальных), которые деформируют эти системы и угрожают их целостности. Такая нестабильность может быть и на уровне отдельных социальных систем (нестабильность экономики, государственной власти и т. д.), их взаимодействия друг с другом, наконец, на уровне всего общества.

Однако понятие нестабильности имеет и более широкий фундаментальный научный и философский смысл. Согласно современным представлениям, получающим все большее распространение среди ученых разных научных профилей, нестабильность в смысле неустойчивости является фундаментальной характеристикой всего мироздания. Такие представления можно отнести и к обществу. При этом под неустойчивостью следует понимать не социальный хаос, а незаконченность, незавершенность в каждый данный момент социальной эволюции, возможность и необходимость социальных изменений в той или иной точке социального бытия, даже непредсказуемость этих изменений, их конкретной направленности, времени и места возникновения.

В реальной социальной жизни нестабильность, как правило, является признаком каких-то нерешенных проблем, дисфункций и деформаций. Факторы нестабильности, как и факторы стабильности, могут быть внешними по отношению к социальной системе и внутренними. Внешние факторы, в свою очередь, могут быть подразделены на социальные (антропогенные)и природные. Воздействие внешних социальных факторов может существенно деформировать и даже разрушить социальную систему. Так, в период захватнических колонизаторских войн были разрушены многие общества в Африке, Азии, Америке, Австралии, уничтожены целые народы, нередко с высокой и уникальной культурой. Существенно нарушить стабильность социальных (социетальных) систем могут и природные катаклизмы. Под их воздействием нередко деформируются или совсем разрушаются некоторые социальные институты, например, экономика, система здравоохранения. Огромный ущерб народному хозяйству, различным системам жизнеобеспечения людей, их жизням наносят землетрясения, наводнения, тайфуны, цунами и т. д.

Внутренние социальные факторы нестабильности социальных систем также весьма многообразны. В целом можно сказать, что нестабильность системы -- это разрушение или по крайней мере нарушение ее целостности, деформация структуры и функций. Это положение подробнее можно проиллюстрировать на примере социальных институтов. Нестабильность деятельности социальных институтов проявляется прежде всего в существенном нарушении равновесия между структурными компонентами (например, дисбаланс отраслей народного хозяйства в экономике), в функциональной расстроенности вплоть до невыполнения необходимых общественных функций, деформации во взаимоотношениях между различными социальными институтами.

С социологической точки зрения социальная стабильность -- не синоним неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность является, как правило, не признаком стабильности, а признаком застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге к нестабильности. В бывшем СССР, например, в течение длительного времени, особенно в 1960- 1970-е гг., правительство старалось держать стабильными, т. е. неподвижными розничные цены на многие товары и услуги. Однако в итоге это привело к тому, что цены стали абсолютно не соответствовать затратам труда и сырых материалов на производство этих товаров, затратам труда на оказание услуг. В свою очередь такая ситуация привела к тому, что производить товары и оказывать услуги стало экономически невыгодно. В результате начало падать производство, затормозился научно-технический прогресс, стали расширяться области застоя. Так что неизменяемость каких-либо систем вовсе не означает их стабильности.

В социологическом смысле социальная стабильность - это такая устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех их изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность как таковых.

Она складывается из трех уровней:

§ внутренней стабильности социальных систем (институтов, организаций, сообществ и т. д.);

§ стабильности их взаимосвязей и их взаимодействий между собой;

§ стабильности всего общества, которую можно обозначить как социетальную стабильность.

Эта последняя уже будет включать в себя стабильность политическую, экономическую, идеологическую, культурную и т. д. на уровне всего общества. Стабильное общество -- это общество, развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен механизм изменений, сохраняющий его устойчивость, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию самих устоев общества. Соответственно, нестабильность также вызвана обществом и имеет способность устаиваться в течение длительного периода, а также иметь губительные последствия для всех слоев и строев социума. Во избежание ситуаций различной нестабильности я введу термин «социальная безопасность», и расскажу немного более подробно об этой теме.

Политическая нестабильность и отсутствие концептуальных стратегий в области развития внешних связей, национальных интересов, региональной политики России, недостаток выверенных социально-экономических программ приводят к неопределенности в сфере обеспечения безопасности российского общества.

Безопасность - социальная норма современного общества. Появление темы «безопасности» в горизонтах социологии нестабильности вызвано рядом обстоятельств. И среди них необходимо прежде всего выделить тесную связь и взаимообусловленность проблем обеспечения стабильного развития, социальных порядков общества и сохранения безопасности России. Далее немного раскроем тему социальной безопасности как ячейку в стабильном сосуществовании в нашей стране, и факторы, которые влияют на нее.

Социальная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности, семьи и общества от внутренних и внешних угроз. Ее объекты - все основные элементы социальной системы обеспечения качества и уровня жизни народа, которые регулируются национальной и социальной политикой. И в этом плане социальная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности. Как мы все помним, до недавнего времени в социальной политике отсутствовала стратегия социального развития. Следствием этого явились низкая продолжительность жизни, высокий уровень бедности, неоправданно высокая социальная дифференциация населения, региональная диспропорция в уровне жизни, снижение качества образования и здравоохранения, а также общего уровня духовности и культуры в нашем обществе. И, наконец, во весь рост обозначилась демографическая проблема.

Как известно, в 2005 году появились приоритетные национальные проекты, которые положили начало стратегическому повороту в социальной политике и послужили основой для формирования социальной стратегии в России. Важность этих проектов в том, что они были ориентированы на человека, на необходимость первоочередного решения проблем его образования, его здоровья, его благосостояния.

Для выработки принципов достижения долговременных целей социального развития, которые были провозглашены на известном заседании Госсовета Владимиром Путиным, были определены задачи выстраивания социально-экономической политики как политики управления будущим. И в этом плане необходимо, чтобы концепция социально-экономического развития нашей страны стала стратегией безопасного и устойчивого социального развития, направленного на совершенствование социальных отношений, обеспечение равных возможностей и социальной консолидации.

Это требует серьезных финансовых ресурсов и решения достаточно сложной задачи реализации двух взаимосвязанных, но вместе с тем разновекторных направлений - спроса на равенство и спроса на эффективность. Это требует, в свою очередь, одновременного накопления социальной мобильности и социальной справедливости внутри рыночной экономики, соответствующих уровню и темпу развития общества.

В этом плане социальная безопасность является ключевой гарантией сохранности и эффективности всех видов инвестиций в человеческий капитал. Для ее обеспечения нужны принятие и выполнение высоких социальных обязательств государства в рамках комплексной системы социальных стандартов.

Новая социальная политика требует постоянного создания и расширения для общества и для каждого гражданина инфраструктуры новых возможностей для самореализации, саморазвития собственных инвестиций граждан в свое будущее и будущее своей семьи. Это нужно осознать всем - и власти, и обществу, и каждому гражданину. Хотя на сегодняшний день существует и накапливается очевидный недостаток подобных возможностей, дефицит профессиональных инструментов: сберегать, страховать, накапливать и вкладывать.

Необходимость решения стратегических задач социального развития требует просчитанных, эффективных и обсужденных с обществом новых принципов финансирования социальной сферы, четкого представления о перспективах ее отдельных направлений, перестройки и повышенной ответственности правительства.

С этой целью, как мы знаем, Минэкономразвития был разработан проект Концепции социально-экономического развития до 2020 года, в котором недостаточно акцентируется внимание на преодолении дифференциации российского общества по качеству и уровню жизни, не предусматриваются обоснованные механизмы сокращения имущественных, территориальных, информационных и иных разрывов между слоями населения, расширения прав и свобод нуждающихся. В доработанном варианте концепции недостаточно обоснована политика доходов, жилищная политика, стандарты отнесения к среднему классу и возможности достижения его доли 50-60 % в общей численности населения страны.

Я считаю, что надо исходить из совершенно другой парадигмы: из признания равной значимости для общества социальной и экономической политики. Это принципиальное положение, которое присутствует в социальных системах тех цивилизованных стран, где во многом решены проблемы социального обеспечения граждан, где приняты социальные стандарты.

Человеческое творчество - слишком сложный феномен, чтобы редуцировать его лишь к социальным и культурным условиям. Но и игнорировать влияние этих условий на творчество нельзя, поскольку они имеют большое значение, представляя собой среду, под воздействием которой находится любая человеческая деятельность.

Динамичность социально-экономических систем, включающая стадии роста и стагнации, определяют значимость характеристики «устойчивость развития» территории как результата качества и результативности управления административно-территориальными образованиями. Оценка устойчивости как элемента системного определения результативности управления необходима как для ретроспективного анализа, так и для планирования программ развития территорий.

Известно множество толкований терминов стабильности, устойчивости, равновесия, используемых для физических, экономических и других систем. Их разнообразие затрудняет оценки адекватности применяемых методов и моделей их количественного измерения и, соответственно, управления этими явлениями в социально-экономической сфере.

Некоторые из определений приведены в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Различия в понятиях стабильности и устойчивости

Источник

Толкование

Социологический

словарь 18 "’

Стабильность является показателем того, в какой мере устойчивы и постоянны те причины, благодаря которым достигнут именно этот результат.

Социальная стабильность - непрерывность существования социальных и культурных моделей внутри общности или общества в целом без внезапных и резких изменений в каждом из главных сегментов этих моделей.

Устойчивость системы - свойство системы возвращаться к исходному состоянию после прекращения воздействия, которое вывело ее из этого состояния. У живых систем проявляется в их способности приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Стабильность и устойчивость - понятия, ассоциирующиеся с выражениями «стабильная неустойчивость» и «устойчивая нестабильность». Определяют состояние динамического равновесия.

Устойчивость - постоянное пребывание в одном состоянии.

Устойчивое развитие - сохранение равновесного состояния в течение длительного периода, достигаемое исключением мер, способных вывести развитие объекта из состояния динамического равновесия. Устойчивым признается развитие производственных объектов, не приводящее ни к неприемлемым для экономики непрогнозируемым скачкам объемов производства, ни к ломке гармонии природной среды. Устойчивое развитие, удовлетворяя потребности сегодняшнего дня, не ущемляет возможности будущих поколений

Толковый словарь

Стабильный (нем. 81аЫ1

Устойчивый - не подверженный колебаниям, стойкий

Н.Тимчук 199

Устойчивость территориальной системы - неизменность ее поведения до возникновения новых целевых установок.

Важнейший признак устойчивости заключается в «длительном сохранении условий для воспроизводства потенциала территории в режиме сбалансированности и социальной ориентации»

B. К.Петров,

Устойчивое развитие региона - такое состояние, когда население имеет возможности реально улучшать свое жизнеобеспечение, ощущать гарантии стабильности, уверенность за будущее своих детей

Основными характеристиками устойчивого развития являются надежность экономической конструкции региональных систем, адаптивность и эластичность регионального воспроизводства, когда наличествуют естественные вариации спроса и когда нет резких колебаний социально-экономических процессов

М.В.Глазырин 1У4

Модель устойчивости СЭР строится на принципах целостности, вариантности, примата экономической безопасности, преодоления кризиса и др.

Шевелева Р.Н.‘ УЬ

Устойчивость - длительное сохранение условий для воспроизводства потенциала региона (его социальной, природно-ресурсной, экологической, хозяйственной и др.составляющих) в режиме сбалансированности и социальной ориентации

Мибтахова М.Э..

Панасюк М.В.-

Стабильность социально-экономической системы как устойчиво негативное либо устойчиво позитивное колебание индикатора социально-экономического развития вдоль линии тренда (основной тенденции)

Чептыковцев

Устойчивость социально-экономической системы представлена в виде экономико-математической модели, представляющей собой катастрофу сборки

Лось В.А., Урсул

Устойчивое развитие - экономический рост, обеспечивающий удовлетворение материальных и духовных потребностей как настоящих, так и будущих поколений при сохранении равновесия исторически сложившихся экосистем

Татаркин А.И.,

Львов Д.С., Куклин

Устойчивое развитие - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Данилов-Данильян

Устойчивое развитие имеет и происхождение, и содержание по преимуществу экологическое.

Луссе А.В.-

Приводит четыре варианта перевода термина «устойчивость развития»:

  • 1) это термины «stability» и «stabilization»
  • (стабильность, стабилизация), применяемые при характеристике социально-экономической ста-
  • 194 Глазырин М.В. Производственно-социальные комплексы регионов и управление ими. М., Новгород, 1997. -С.77-79
  • 195 Шевелева Р.Н. К вопросу совершенствования методов оценки региональной устойчивости и регионального развития // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - №41. - С.42-51
  • 196 Мифтахова М.Э., Панасюк М.В. Вейвлет-анализ динамики региональной системы. // Ученые записки Казанского государственного университета. Т.151, кн. 1. - 2009. - С.247-262
  • 197 Чертыковцев В.К. Эконометрический метод исследования устойчивости социально-экономических систем // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2009. - №58. - С. 129-133
  • 198 Лось В.А., Урсул А.Д. Устойчивое развитие: Учебное пособие. - М.: Агар, 2000.-С. 16
  • 199 Татаркин А.И., Львов Д.С., Куклин А.А. и др. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. - Екатеринбург: Изд-во Урал.университета, 1999
  • 200 Данилов-Данильян В.И. Состояние окружающей среды в Российской Федерации и перспективы устойчивого развития // Экология и экономика: региональные проблемы перехода к устойчивому развитию. Взгляд в XXI век. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
  • 21 Луссе А.В. Конкурентоспособность экономики в условиях устойчивого и неустойчивого развития. Автореф. дисс. ... канд. экой. наук. - СПб., 1999. - С. 19.

бильности и стабильности экономического развития;

  • 2) это классический термин «equilibrium» (равновесие), применяемый в микро- и макроэкономическом анализе для характеристики спроса и предложения, динамического равновесия и устойчивого эффективного развития, а также «steady state» (устойчивое состояние, состояние стационарной устойчивости), введенный Р.Солоу;
  • 3) это термин «sustainable development» -устойчивое развитие, применяемый для характеристики типа экономического развития, обеспечивающего экологическую безопасность, воспроизводимость ограниченных ресурсов и качество экономического роста (справедливое распределение доходов) предложения;
  • 4) это термин «sustained positive economic growth» (устойчивый экономический рост), применяемый при характеристике динамического равновесия и устойчивого эффективного развития.

Понятия устойчивость и стабильность зачастую используются как синонимы с физической точки зрения, если выделить два вида устойчивости: резидентная устойчивость (стабильность) - способность оставаться в устойчивом (равновесном) состоянии под нагрузкой, и упругая устойчивость (собственно устойчивость) - способность быстро восстанавливаться при снятии нагрузки.

Общепринятого определения понятия «устойчивое развитие общественных систем» в настоящее время нет. Но поскольку все более остро общество ощущает нехватку природных ресурсов и ухудшение экологической ситуации, постольку наиболее распространено следующее определение устойчивого развития: это развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, но не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Именно таким образом определила устойчивое развитие Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию (комиссия Брундтланд) в докладе «Наше общее будущее»(1987; русский перевод 1989" 02). Концепция стабильного развития переносит акцент с количественных параметров развития на качественные, учитывая взаимосвязи между человеком, обществом и природой.

Предпосылкой стабильного развития человеческого общества является экологическая стабильность, т.е. способность экосистемы возвращаться в исходное состояние после снятия внешнего воздействия, выведшего ее из равновесия и сохранять свою структуру и функциональные свойства при воздействии на нее внешних факторов. Иными словами, это сохране- ние ненарушенных хозяйственной деятельностью человека естественных экосистем и восстановление нарушенных в необходимом для существования человечества объеме. Как экологическая, так и экономическая стабильность представляет собой в конечном счете социальную проблему; и то, и другое подразумевает переход к социально стабильному развитию .

Многообразие определений при отсутствии их классификации по объектам привели к формированию ряда специфических понятий устойчивости и стабильности общественного развития («устойчивость региона», «устойчивое развитие», «стабильность социально-экономического развития» и др.). Известно свыше 60 определений устойчивого развития, каждое из которых вносит свой вклад в конкретизацию этого термина. Распространено понимание устойчивого стабильного развития, но этот подход противоречит пониманию стабильности, не является синонимом устойчивости. Эти понятия неадекватны, т.к. стабильность развития определяется динамикой показателей, а не индикаторами ее статистического состояния (система может иметь стабильно неустойчивое положение) . При анализе устойчивости и стабильности социально-экономических систем важно учитывать их качество. Социальная стабильность, например, может трактоваться как состояние стагнации административно-территориального образования (не наблюдается резких изменений в графике развития, нулевые или низкие темпы роста, социальная напряженность, низкое качество экологии, высокий уровень преступности и др.). Уровень развития этого образования должен быть признан низким. Мы не анализируем подобное состояние территорий, поскольку управление социально-экономическим развитием - это своевременность и эффективность проводимых преобразований в экономической и социальной сфере, удовлетворенность населения этими реформами и качеством жизни в целом. Устойчивое развитие экономики предполагает положительные значения роста экономики. Устойчивый рост экономики лежит в основе устойчивого развития общества. Под экономическим ростом обычно понимают изменения экономической деятельности общества, тенденции основных элементов и индикаторов, их характеризующих (объем производства, цены, занятость, доходы и т.п.). Свое выражение рост находит в увеличении валового регионального продукта, возрастании национального богатства.

Проблема устойчивого развития территорий РФ впервые была поставлена в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», утвержденной Указом Президента РФ от 01.04.1996 №440. Были утверждены следующие критерии обоснования управленческих решений и результатов устойчивого развития:

  • - никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если вызываемый ей ущерб превышает получаемую выгоду;
  • - ущерб окружающей среде должен быть минимально возможным с учетом экономических и социальных факторов.

При этом устойчивое развитие должно обеспечивать безопасность России в экономическом, социальном, оборонном, экологическом и других сферах. К сожалению, этот Указ остался декларацией и не получил практической реализации в планах и программах социально-экономического развития страны. Теоретически принципы устойчивого социально-экономического развития находят определенное отражение в стратегиях развития отдельных регионов . Проблема устойчивости развития административно-территориальных образований РФ в настоящее время не исследована теоретически и практически не отражается в планах и управленческих решениях органов МСУ.

Понятие стабильного развития нельзя ограничивать лишь его социально-экономическими, экологическими или иными аспектами. Объективным может считаться лишь расширенное его толкование, например, как стабильное сбалансированное социально-экономическое развитие, не разрушающее окружающую среду и обеспечивающее непрерывный прогресс общества. Далее в качестве объекта исследования устойчивости и стабильности социально-экономического развития используется, прежде всего, регион как субъект Федерации, но разработанные методы оценки стабильности развития могут быть распространены и на другие административно-территориальные образования.

Стабильность и устойчивость социально-экономического развития) означают равновесие элементов социально-экономической системы, сохраняющееся определенный период времени. Но при этом равновесие не означает застой системы, наоборот, стабильность мы понимаем как стабильность развития социально-экономической системы, аналогично устойчивость есть устойчивость развития системы. Стабильно плохое состояние, либо долговременно сохраняющееся статическое состояние объекта исследования не является целью управления. Региональный менеджмент должен быть направлен на обеспечение стабильного, устойчивого роста, улучшение качественных и количественных характеристик уровня жизни населения. Не считая целесообразным выражать термин стабильности через устойчивость, и наоборот, а также, показав многообразие подходов к их определению, мы предлагаем считать их синонимами при оценке качества развития. Авторы данного тезиса не претендуют на его однозначность и допускают критику в адрес этой точки зрения, но, очевидно, что устойчивый рост и устойчивое развитие не противоречит стабильному росту и развитию, а их деление с позиции более узкого или широкого толкования процесса развития не является с позиций регионального управления принципиальным.

Что же касается понятия «экономическое развитие», то в литературе также существует множество его толкований, наблюдается чрезвычайно широкое употребление данного термина. Л. Бальцерович 20 ’, Г. Мюр-даль , Д. Кард и А. Крюгер связывают экономическое развитие с возрастанием благосостояния, доходов на душу населения, улучшением качества жизни, повышением степени удовлетворения главных потребностей всех членов общества. Д. Лукьяненко, А.М. Подпоручик, Л.Л. Антонюк акцентируют внимание на наиболее общих закономерностях экономического развития: его циклическом характере, связи с прогрессом и ростом, эволюцией и экспансией. Р. Нуреев , С. Энке, Г. Арндт делают акцент на комплексном, многомерном характере этого процесса, который включает в себя глубокие изменения в технических, экономических, социальных отношениях, политической, институциональной сферах, в области инфраструктуры, технологий, образования, а также в доминировании главных факторов производства: капитала, природных ресурсов, труда.

Выделяют также историко-философский аспект проблемы экономического развития (Б. Шаванс, А. Назаретян, В. Бранский), который трактуется как закономерное и многоразовое повторение (поочередность) порядка и хаоса в русле социальной синергетики или как процесс исторической обусловленности развития на основе революционных и эволюционных изменений.

Распространение термина «устойчивое экономическое развитие» свидетельствует о необходимости усиления внимания к качественным характеристикам, стоящим за экономической динамикой. В этом случае, по мнению Х.К. Рамперсада , к устойчивому экономическому развитию следует отнести нелинейный (скачкообразный и прерывистый) процесс нарастания сложности при переходе от одного качественного состояния к другому, так же как смену типов экономического роста.

Нельзя не согласиться с тем, что в условиях постиндустриального развития «устойчивый рост экономики означает четко выраженный вектор роста в пределах определенных колебаний в его темпах, имеющих положительное значение. Это дискретная величина, которая за определенный период времени переходит в устойчивое развитие. Устойчивое развитие сопровождается периодическими определенными перерывами в росте экономики, но вектор движения экономики за достаточно длительный период времени, несмотря на нулевые и отрицательные девиации, будет иметь в целом положительную направленность».

Необходимость разработки авторского определения продиктована несогласованностью известных экономической науке дефиниций. Каждое из них затрагивает, преимущественно, лишь конкретную сферу деятельности общества, но не дает полной характеристики. В дальнейшем под стабильным (устойчивым) социально-экономическим развитием региона нами будет пониматься совокупность характеристик, включаемых в следующее комплексное определение:

  • - это систематическое, долговременное и массовое улучшение количественных и качественных параметров жизнедеятельности социально-экономической системы региона на основе революционных и эволюционных изменений;
  • - это сбалансированное развитие, которое не приводит к разрушению экологической системы региона, но в то же время, удовлетворяет потребности населения региона без ущерба будущих поколений;
  • - это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий социально-экономический потенциал;
  • - это развитие «продолжающееся», допускающее отрицательные и нулевые значения темпов роста экономики, но за длительный период времени имеющее положительную направленность;
  • - динамика развития социально-экономической системы постоянно характеризуется приближением или удалением ее от состояния равновесия. В связи с тем что любая социально-экономическая система является открытой, она подвержена влиянию внешней среды, следовательно, состояние равновесия в данной системе носит относительный и временный характер.

Категория устойчивости социально-экономической системы связана с понятием «адаптируемости», сущность которой состоит в «... способности системы к поглощению внешних возбуждений без резко выраженных последствии для ее поведения в переходном или установившемся состоянии» . Абсолютизация устойчивости системы имеет негативные последствия для ее развития, т.к. чрезмерная адаптация к изменениям столь же опасна, как и неспособность к таковой. Поэтому процесс развития системы характеризуется наличием сложной взаимосвязи между явлениями устойчивости и изменчивости. Если изменение параметров региональной социально-экономической системы происходит в определенных пределах, то система способна адаптироваться. Если же изменение превышает возможности ее адаптивного развития, то теряется устойчивость системы.

Способность системы компенсировать возмущения определенного вида говорит об ее адаптивности к возмущениям такого рода без потери устойчивости.

В условиях воздействия негативно влияющих факторов, сохранению равновесия может способствовать запас устойчивости системы, который может быть в любой момент без дополнительных затрат вовлечен в деятельность системы. Состояние равновесия, в которое система способна возвращаться, называют состоянием устойчивого равновесия. Оно обеспечивает стабильно высокий результат функционирования.

Стабильность может характеризоваться непрерывным изменением наблюдаемого параметра в определенных пределах. Стабильность региональной социально-экономической системы можно считать стабильным, если в процессе ее функционировании в условиях воздействия возмущений показатель безопасности не будет выходить за пределы некоторой области, ограниченной требуемым значением этого показателя. Сложность управления стабильностью в этом случае состоит в том, как этот показатель безопасности определить количественно и как задать требуемые границы его значений.

Но устойчивость региональной социально-экономической системы нельзя определять в условиях принуждения всех ее элементов к функционированию в заранее заданном режиме. Рано или поздно такая искусственно созданная устойчивость системы нарушается и возникает дисфункция системных элементов. Естественная устойчивость региональной системы подразумевает такую структуризацию и взаимодействие элементов, при которой их согласованное функционирование осуществляется за счет внутренней способности к самоорганизации.

Рост устойчивости региональной социально-экономической системы в ряде случаев достигается повышением сложности систем. Сравнительно более устойчивой является система, содержащая большее количество элементов, если увеличение их числа не приводит к уменьшению структурной устойчивости системы. В общем случае устойчивость системы зависит не только от количества ее элементов, но и от способов их соче-

II. Экономическая нестабильность.

Рынок не всегда стабилен. Периоды нестабильности чреваты инфляцией, безработицей, другими тяжелыми социальными последствиями. В то же время нестабильность может быть на руку части компаний. Сам рынок, конечно, постепенно стабилизируется, но на это может уйти довольно много времени. Государство не может полностью устранить рыночные колебания, но в состоянии их сгладить, снизить социальную напряженность.

В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму.

III. Незаинтересованность рынка в решении социальных и глобальных проблем .

Рынок не станет заниматься социальными проблемами, так как это не приносит никакой выгоды. Только государство может за счет налогов выплачивать пособия, пенсии и т.д.

Рынок не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Всегда существовали такие виды производства, которые «отторгает» рыночный механизм. Прежде всего это производство с длительным сроком окупаемости капитала, без которых общество не может обойтись, а результаты которых нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, поддержание занятости населения на необходимом уровне, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механиз­мом повсеместно и ежечасно. Сам этот механизм совершенно не наце­лен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граж­дан.

Изменить ситуацию можно лишь путем регулирования доходов и бо­гатства. Решить столь сложную задачу под силу только государству. Ведь это требует создания мощных систем перераспределения доходов и ре­ализации иных форм социальной политики в масштабах всей страны.

Таким образом, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач (рис. 1):

1) устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенством) рынка;

2) смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Кроме того, необходимость государственного регулирования экономики обусловливается:

Обеспечением целостности территориального пространства хозяйствования;

Наличием естественных монополий;

Ограниченностью определенных ресурсов;

Созданием и поддержанием развитой инфраструктуры, особенно в условиях России;

Рисунок 1. Экономические функции государства

Обеспечением достоверности информации;

Обеспечением баланса экономических интересов субъектов хозяйствования;

§ правовым обеспечением функционирования рыночного механизма. Правовая защита производителей и потребителей является важнейшей функцией государства.

Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал. Большое внимание обычно уделяется антимонопольному регулированию. Высчитывается возможность отдельных фирм диктовать свои цены на рынке и навязывать другие условия сделок, и определяются меры борьбы с этими явлениями.

В случае с естественными монополиями государство может прибегнуть к установлению/фиксированию цен на товары такого монополиста.

Государство также стремится предотвратить нечестные методы ведения конкурентной борьбы, так называемую разрушительную или деструктивную конкуренцию . Например, может быть введен запрет на демпинг , то есть продажу товара по бросовым ценам обычно с целью вытеснения соперников с рынка. После ухода с рынка конкурентов фирма, занимающаяся демпингом, увеличивает свою рыночную долю и поднимает цены для получения сверхприбыли.

Практически во всех государствах мира существуют законы, защищающие исключительные права (авторские, изобретательские), что тоже можно отнести к мерам обеспечения честной конкуренции. Доходы от произведений, изобретений должны получать их создатели. В России пока процветает нарушение авторских прав.

Очень важное значение имеют и законы, посвященные защите прав потребителей, так как их интересы и интересы предпринимателей далеко не всегда совпадают. Актуален вопрос защиты потребителей и в России.

Качество многих товаров, а также уровень обслуживания не всегда находится на высоком уровне;

§ тем, что не все отношения между людьми находятся в пределах рынка. Так, освоения дальнего космоса, мирового океана требуют очень больших затрат, но они находятся за пределами рынка и регулируются государствами.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государ­ственными учреждениями с целью приспособления существующей со­циально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйство­вания.

Другими словами государственное регулиро­вание экономики – это целенаправленный координирующий про­цесс управленческого воздействия правительства на отдельные сег­менты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и мак­роэкономических регуляторов в целях достижения экономического роста и стабильности экономической системы.

К объектам регулирования относятся национальная и международная экономика, отдельные сектора, отрасли и регионы, где возникают проблемы, не разрешаемые посредством рыночных регуляторов.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.