Согласованные нераспространенные определения обособляются. Обособление распространенных согласованных определений. Материалы к интернет-уроку

В разделе на вопрос распространенное согласованное определение заданный автором Забросить лучший ответ это

Ответ от Двутавровый [активный]
Согласованное определение – это определение, связанное с определяемым существительным по способу согласования (когда зависимое слово принимает форму того же рода, числа и падежа, что и главное). Согласованное определение выражается прилагательными, причастиями, местоименными прилагательными и порядковыми числительными, например: зеленый чай, бегущий человек, моему папе, пятая колонна. Несогласованное определение – это определение, связанное с поясняемым словом по способу управления или примыкания, выражается существительными в косвенных падежах, наречиями и др. частями речи: улицы города, бумага в клеточку, обещание прийти.
Распространенное определение – это определение, имеющее при себе зависимые слова, например: бегущий за автобусом человек, обещание прийти сегодня. Обособленное определение – это определение, выделяемое знаками препинания.
Примером согласованного распространенного обособленного определения может служить причастный оборот, выделяемый запятыми: Не жаль мне лет, растраченных напрасно (Есенин). Паду ли я, стрелой пронзенный (Пушкин). По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наполненные черным виноградом (Л. Толстой)


Ответ от Ваня кириличеноко [новичек]
Сам хз


Ответ от Миша Ворожцов [новичек]
1


Ответ от Посохнуть [новичек]
Согласованное определение – это определение, связанное с определяемым существительным по способу согласования (когда зависимое слово принимает форму того же рода, числа и падежа, что и главное). Согласованное определение выражается прилагательными, причастиями, местоименными прилагательными и порядковыми числительными, например: зеленый чай, бегущий человек, моему папе, пятая колонна. Несогласованное определение – это определение, связанное с поясняемым словом по способу управления или примыкания, выражается существительными в косвенных падежах, наречиями и др. частями речи: улицы города, бумага в клеточку, обещание прийти.
Распространенное определение – это определение, имеющее при себе зависимые слова, например: бегущий за автобусом человек, обещание прийти сегодня. Обособленное определение – это определение, выделяемое знаками препинания.
Примером согласованного распространенного обособленного определения может служить причастный оборот, выделяемый запятыми: Не жаль мне лет, растраченных напрасно (Есенин). Паду ли я, стрелой пронзенный (Пушкин). По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наполненные черным виноградом (Л. Толстой)


Ответ от Николай Глухих [новичек]
спс


Ответ от Никита Усков [новичек]
..


Ответ от Паша шулепов [новичек]
Согласованное определение – это определение, связанное с определяемым существительным по способу согласования (когда зависимое слово принимает форму того же рода, числа и падежа, что и главное). Согласованное определение выражается прилагательными, причастиями, местоименными прилагательными и порядковыми числительными, например: зеленый чай, бегущий человек, моему папе, пятая колонна. Несогласованное определение – это определение, связанное с поясняемым словом по способу управления или примыкания, выражается существительными в косвенных падежах, наречиями и др. частями речи: улицы города, бумага в клеточку, обещание прийти.
Распространенное определение – это определение, имеющее при себе зависимые слова, например: бегущий за автобусом человек, обещание прийти сегодня. Обособленное определение – это определение, выделяемое знаками препинания.
Примером согласованного распространенного обособленного определения может служить причастный оборот, выделяемый запятыми: Не жаль мне лет, растраченных напрасно (Есенин). Паду ли я, стрелой пронзенный (Пушкин). По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наполненные черным виноградом (Л. Толстой)


Ответ от Вадя Антонов [новичек]
Согласованное определение – это определение, связанное с определяемым существительным по способу согласования (когда зависимое слово принимает форму того же рода, числа и падежа, что и главное). Согласованное определение выражается прилагательными, причастиями, местоименными прилагательными и порядковыми числительными, например: зеленый чай, бегущий человек, моему папе, пятая колонна. Несогласованное определение – это определение, связанное с поясняемым словом по способу управления или примыкания, выражается существительными в косвенных падежах, наречиями и др. частями речи: улицы города, бумага в клеточку, обещание прийти.


Обособление на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Обособление

Объём понятия на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Объём понятия

I. Обособляются определения , стоящие в постпозиции , т. е. после определяемого (или субстантивированного слова):

1. выраженные причастным оборотом .

  • Город , разрушенный в центре , с кое-как прибранными и подметёнными улицами , утомлённо затихал.
  • (В. П. Астафьев)
  • Всё, связанное с железной дорогой , до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий.
  • (К. Г. Паустовский)

2. выраженные прилагательным с зависимыми от него словами.

  • Стоят и те трое, хмурые все.
  • (М. Горький)

II. Одиночные определения, стоящие после определяемого существительного, обособляются:

1. если перед определяемым существительным уже есть определение . *

  • Весь облик Аркадиева дяди , изящный и породистый , сохранил юношескую стройность.
  • (И. С. Тургенев)
  • Маленькая Анечка, нарядная и красивая , с нетерпением поджидала Деда Мороза.

3. если к одиночному определению относится сравнительный оборот .

  • Список литературы, огромный , как у настоящего старшеклассника , нужно было успеть прочитать за лето.

III. Обособляются распространённые или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным (в препозиции), если имеют дополнительное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное, временно́е).

  • Оглушённый тяжким гулом ,
  • Тёркин никнет головой.
  • (А. Т. Твардовский)
  • Взъерошенный , немытый , Нежданов имел вид дикий и странный.
  • (И. С. Тургенев)

Перед такими определениями можно поставить слово «будучи» или преобразовать их в придаточные обстоятельственные. (Ср.: Будучи оглушённым тяжким гулом, Тёркин никнет головой. Или: Тёркин никнет головой, так как он оглушён тяжким гулом.)

IV. Независимо от местоположения в предложении всегда обособляются распространённые или одиночные определения:

  • Она , невозмутимая и спокойная , долго готовилась к предстоящему разговору.
  • Полный раздумья , шёл я однажды по большой дороге.
  • (И. С. Тургенев)
  • А он , мятежный , просит бури,
  • Как будто в бурях есть покой!
  • (М. Ю. Лермонтов)

2. отделённые от определяемого существительного текстом.

  • Юные путешественники очень устали и, обессиленные , еле-еле плелись к своему ночлегу.
  • А на дворе, унылый и докучный ,
  • Раздался колокольчик однозвучный.
  • (М. Ю. Лермонтов)

V. Не обособляются распространённые (или одиночные определения):

1. стоящие в препозиции и не имеющие дополнительного обстоятельственного значения.

  • Простор равнины вливался в обвешанное редкими облаками небо .
  • (К. А. Федин)
  • Её большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду .
  • (М. Ю. Лермонтов)

3. выраженные сложной формой имени , т. к. такие формы не образуют оборота и являются неделимым членом предложения.

  • В кружке самом близком к невесте были её две сестры.
  • (Л. Н. Толстой)

* Примечание.

Если перед определяемым существительным определение отсутствует - обособление одиночных определений, стоящих в постпозиции , факультативно : определения обособляются, когда передают значение дополнительной характеристики, и не обособляются, если с определяемым словом имеют тесную интонационно-смысловую связь.

  • А запорожцы, и пешие и конные , выступали на три дороги к трём воротам.
  • (Н. В. Гоголь)
  • Под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное ...
  • (М. Ю. Лермонтов)

В первом предложении определения пешие и конные передают значение дополнительной характеристики; их можно опустить без существенного ущерба для смысловой структуры предложения.

Во втором предложении определения страстное и благородное тесно связаны по смыслу с определяемым словом сердце . Герой М. Ю. Лермонтова подчёркивает, что сердце умеет любить, а именно страстное, благородное сердце .

8 класс Дата:

Тема : Обособленное согласованное определение.

Цели урока :

– вспомнить полученные ранее знания об определении как члене предложения.

– дать понятие об обособленном определении;

– развивать письменную и устную речь учащихся;

– воспитывать эстетические чувства учащихся.

Оборудование : раздаточный материал, учебник, компьютер, проектор, «Памятка для начинающего бизнесмена», бланк «Банковский счет», сигнальные карточки, презентация.

Тип урока : урок-деловая игра.

Ход урока

І. Организационный момент. Сообщение темы, цели и задачи урока

– Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важные вопросы. Конечно же, вы поняли, что урок мы проведем в виде деловой игры, а именно: у нас будет заседание бизнес-клуба.

Уважаемые господа, приветствую вас, новое поколение начинающих бизнесменов, на заседании бизнес-клуба, которое состоится в гостях у компании «Обособленные члены предложения». Прошу вас всех внимательно вести деловые записи, быть честными и порядочными при выставлении заработанных баллов, как того требует этикет бизнесмена. А кто скажет, что такое бизнес? (Любой вид предпринимательской деятельности, который дает прибыль.)

Позвольте познакомить вас с «Памяткой для начинающего бизнесмена». (Обращение к висящему на доске плакату.)

    Досконально и всесторонне изучи дело.

    Воспитывай в себе лучшие человеческие качества: честность, порядочность, аккуратность.

    Расширяй свой собственный кругозор.

    Учись грамотно и дружелюбно общаться, работать энергично, творчески.

– Обратите внимание на банковский счет.

Банковский счет

– Вам необходимо напротив обозначенных в счете должностей записать фамилии, т.е. распределить роли. В банковский счет секретарь вносит баллы, заработанные во время игры, напротив фамилии соответствующего участника. Чтобы начать предпринимательскую деятельность, вам надо заработать как можно больше баллов. А зарабатывать их будете благодаря своим знаниям.

ІІ. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

    Внимание! Внимание! Начинаем «Аукцион знаний». Отвечает тот, кто первым поднимает сигнальную карточку. За правильный ответ – 1 балл.

Вопросы к учащимся:

– Какой член предложения мы называем определением?

– Какие типы определений мы знаем?

    согласованные,

    несогласованные,

    распространенные,

    нераспространенные,

    приложения.

– Что такое обособление?

– Какие члены предложения могут быть обособленными, чем они выражаются?

– Почему главные члены предложения не обособляются?

– Как обособленные члены предложения выделяются на письме и в устной речи?

2. Работа по повторению с использование стратегии «Под прямым углом». Работа рисунком и предложениями. У каждого учащегося 2 листа: первый – с данным ниже рисунком, второй – с дидактическим материалом.

Дидактический материал

    Уцелело висевшее в простенке зеркальце. (А. Пушкин)

    Дом Кожемякиных раньше был конторою господ Бубновых. (М. Горький)

    Мороз и солнце, день чудесный! (А. Пушкин)

    По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы. (А. Пушкин)

Задание:

– Заполните прямоугольник А на рисунке, запишите известные вам типы определений; в прямоугольник Б выпишите предложения из раздаточного материала, иллюстрирующие каждый тип определений.

Вопросы:

– Обратите внимание на одно из записанных предложений; чем оно отличается от остальных? Есть ли здесь определение? Чем это определение отличается от остальных? Обратите внимание на внешний признак.

(Определение выделено знаками препинания, обособлено.)

– Сформулируйте задачу, которую нам предстоит решить сегодня на уроке. Запишите вопрос урока в прямоугольник «Вывод» стратегии «Под прямым углом».

(Нам предстоит выяснить, когда определения обособляются ).

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

– Чтобы не ошибаться в постановке знаков препинания при обособлении определений, надо помнить правила. Используя различные типы определений, и обособленные в том числе, вы обогащаете свою речь, она становится выразительной, эмоциональной.

IV . Объявление темы и цели урока

– Запишите в рабочие тетради дату и тему сегодняшнего урока «Обособленное согласованное определение».

V І. Изучение нового материала.

– Чтобы любая компания процветала, нужно пополнять свои запасы. И мы с вами тоже это сделаем.

    Работа с учебником (теория А, Б).

– Закрепим изученную теорию.

    Работа у доски.

Практическая работа.

Запишите под диктовку предложения. Над определяемым словом поставьте значок х, причастный оборот выделите. Стоимоисть 1 задания – 2 балла.

Озорная тропа , выбитая босыми ногами, уходит в пшеницу. Поглощенный своими заботами, я иду по тропинке лесной. Испуганный внезапным появлением людей, тетерев шумно взлетел и растворился в кроне.

Вывод. Определения обособляются, если: 1) стоят после определяемого слова; 2) выражены причастными оборотами; 3) относятся к личному местоимению.

– Секретаря попрошу отметить работу членов компании.

3. Конструирование предложений

– Часто бывает, что компания нуждается в реконструкции. Что это значит? (Замена ). Мы с вами тоже должны этому научиться. Стоимость 1 задания – 2 балла.

Задание (слайд):

Преобразуйте данные предложения в предложения с обособленными определениями. Попутно объясните орфограммы, работу выполняйте по образцу, сделайте вывод.

1) В горящ…й костер мы стали класть тонкие сухие листья.

2) На дне реки были видны шевел…щиеся водор…сли.

3) Я пр…слушался к звукам журчащ…го ручья.

4) Проходившая девушка пок…залась мне знакомой.

какой? какой?

Слышен шум падающей воды. – Слышен шум воды, /падающей сверху/.

Проверка:

1) В костер, горящий ярко, мы стали класть тонкие сухие водоросли.

2) На дне реки были видны водоросли, шевелящиеся от течения.

3) Я прислушался к звукам ручья, тихо журчащего вдали.

4) Девушка, проходившая мимо, показалась мне знакомой.

Вывод. Чтобы определение стало обособленным, нужно его распространить и поставить после определяемого слова.

– Секретарь отмечает работу компании, а мы получаем следующее задание. Для дальнейшего развития компании нужно еще пополнить запасы знаний.

4. Работа с учебником (теория В)

– Какой солдат не мечтает стать генералом? Какой подчиненный не мечтает быть руководителем? А какой ученик не хочет попробовать себя в роли учителя?

5. Игра «Я учитель» (Слайд)

Задание: найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, запишите их правильно, объясните, в чём ошибка. Стоимость 1 задания – 2 балла.

    Измученный и продрогший, я едва добрался домой.

    Изумлённый, прохожий о чём-то спросил. (Запятая не нужна, т.к. определение не относится к личному местоимению и не имеет обстоятельственного значения)

    Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

    За синими морями забытый, он угасал один. (Не поставлена первая запятая, обособляющая одиночное определение «забытый», меняется смысл предложения)

V ІІ. Проверка домашнего задания

– Ребята, на прошлом уроке мы с вами знакомились с текстом «На далёком Севере» дома, помимо письменного упражнения, нужно было подготовить развёрнутый ответ об условиях жизни и быте ненцев, опираясь на текст, справочные пособия и Интернет.

– За это задание сотрудник тоже получает баллы (5 баллов).

V ІІІ. Закрепление материала .

– Вам понравился Север? Тогда мы продолжим знакомиться с культурой и бытом северных племен, потому что компания «Обособленного определения» нам это предоставляет.

1. Работа с учебником.

Выполнение упражнения 434. Выпишите определяемые слова вместе с обособленными определениями. По 1 баллу за каждое словосочетание.

– Рабочий день компании подходит к концу и у нас осталось еще одно задание.

2. Творческое задание (слайд). Работа с репродукцией картины молодой русской художницы Татьяны Юшмановой «Весной на Севере...»

Задание:

Составьте небольшой текст-описание с использованием обособленных согласованных определений. Вознаграждение – 5 баллов!

Можно воспользоваться подсказкой (дикий, весенний, задумчивый, пустой, зеленый, прозрачный) .

Сочинения зачитываются на уроке.

ІХ. Подведение итогов. Оценивание работ учащихся.

1. Тестовое задание на диагностику усвоения темы. (Слайд)

Запишите в тетрадях слово «Тест». Если вы согласны с утверждением, то пишете «Да», если не согласны, то «Нет». Оценивается в 5 баллов.

Задание: ответьте на вопрос: Согласны ли вы, что…

1) член предложения, выделяемый по смыслу и интонацией, называется обособленным? (Да)

2) на письме обособленные члены выделяются запятыми, реже тире? (Да)

3) обособляются определения, стоящие после определяемого существительного? (Да)

4) любое согласованное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется? (Нет)

5) всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению? (Да)

2. Беседа:

– Что вы узнали сегодня нового на уроке?

– Что повторили?

– Что предстоит узнать?

– Что вам больше всего понравилось?

Х. Домашнее задание (слайд).

Выучить теоретический материал занятия 48,49, упражнение 432 (письменно); прочитать текст на с. 263-264, упр.436 (устно).

По желанию: Написать отзыв о заседании бизнес-клуба: свои впечатления и размышления, используя предложения с обособленными определениями.

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Вне поля нашего внимания останутся очень важные для понимания языковой системы темы "Неполные предложения", "Утвердительные и отрицательные предложения", "Предложения по цели высказывания. Роль порядка слов, интонации и формы сказуемого в предложении". Сейчас акцент делается на непосредственной подготовке к ЕГЭ, но для целостного восприятия языка все, и эти, и другие неразобранные темы очень важны. Речь пойдёт об обособлении второстепенных членов, в частности согласованных определений.

Урок 25. Обособление второстепенных членов. Обособление согласованных одиночных и распространённых определений. Учимся создавать высказывания

Сравним предложения:

1) Свернувшиеся и почерневшие от мороза листья шуршат под ногами в берёзовой аллее. (И. Бунин)

2) Листья, свернувшиеся и почерневшие от мороза, шуршат под ногами в берёзовой аллее.

По структуре оба предложения совпадают. Вот составы подлежащего и сказуемого с распространёнными второстепенными членами:

листья (какие?) свернувшиеся и почерневшие от мороза ;

шуршат (где?) под ногами в берёзовой аллее .

Задание. Какие два основных однородных второстепенных члена в группе, входящей в состав подлежащего? Какой частью речи они выражены, какое зависимое слово имеют и как называется этот оборот?

Однако представленные предложения не совпадают по порядку слов - членов предложения, что ведёт к перераспределению логических и интонационных акцентов.

В первом предложении прямой порядок слов, интонация фразы нейтральная, небольшим логическим ударением выделяются подлежащее листья и обстоятельство аллее (проверьте!), никакие знаки препинания при этом не требуются.

Во втором предложении распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоит после подлежащего - определяемого слова. Это положение придаёт определению большую самостоятельность, добавочное сообщение, что в речи показывается логическим и интонационным выделением (проверьте!), а на письме - запятыми.

Менять своё местоположение, как мы знаем, могут любые члены предложения (по авторскому желанию, конечно), но при этом грамматическая основа всегда остаётся грамматическим центром высказывания, даже если на неё и не падает логическая нагрузка. Второстепенные члены предложения, которые при изменённом порядке слов или иных речевых условиях принимают особую логическую нагрузку, а на письме выделяются знаками препинания запятыми или тире, называются обособленными, а само смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения - обособлением.

Чтобы понять суть обособления определений, надо вспомнить:

а) какие второстепенные члены предложения относятся к определениям;

б) какие определения называются согласованными и какими частями речи могут выражаться;

в) какой главный член предложения распространяет определение;

г) какой частью речи выражено определяемое слово и какой вид синтаксической подчинительной связи между определяемым словом и согласованным определением;

д) а также суффиксы причастий

(все ответы есть в разобранных уроках).

Важно также, что определение обычно занимает место рядом с определяемым словом - до или после него, а нейтральное положение согласованного определения при прямом порядке слов - до определяемого слова: дикая собака .

Обособление согласованных определений - и одиночных, и распространённых - зависит прежде всего от местоположения определения по отношению к определяемому слову-предмету, а также от части речи, которой выражено определяемое слово.

Обособляются одиночные согласованные определения, выраженные прилагательными и причастиями, и распространённые, выраженные прилагательными с зависимыми словами и причастными оборотами.

Согласованное определение

Обособляется
1. Если определение, одиночное или распространённое, стоит после определяемого слова - имени существительного (то есть при обратном порядке слов). Например:
1) Шар, красный , оставался ярким пятном на голубом небе.
2) Марина, улыбающаяся , сидела у окна.

3) Балуев, столь сильный своей неотрывностью от жизни , был тускл и сер. (В. Вересаев)
4) Мы услышали глухой шум и увидели Терек, . (А. Пушкин)
Не обособляется
1. Если определение стоит перед определяемым словом - именем существительным, например:
1) Красный шар оставался ярким пятном в голубом небе.
2) Улыбающаяся Марина сидела у окна.
3) Столь сильный своей неотрывностью от жизни Балуев был тускл и сер.
4) Мы услышали глухой шум и увидели разливающийся по разным направлениям Терек.
2. Если распространённое определение стоит до определяемого слова - имени существительного и имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, условное и т. д.), например:
1) Сопровождаемый офицером , комендант вошёл в дом. (А. Пушкин)
2. Если распространённое определение стоит до определяемого слова - имени существительного и не имеет добавочного обстоятельственного значения, например:
Сопровождаемый офицером комендант вошёл в дом.
3. Если определение оторвано от определяемого слова имени существительного другими членами предложения, например:
И снова, отсечённая от танков огнём , залегла на голом склоне пехота. (М. Шолохов)
3. Если определяемое слово имя существительное без определения не выражает законченного смысла и поэтому нуждается в обязательном распространении, например:
Я боялся услышать для себя вещи довольно неприятные . - Сочетание боялся услышать вещи не имеет смысла без определения.
4. Если определяемое слово личное местоимение, то определение обособляется всегда, независимо от местоположения, например:
Убаюканный сладкими надеж-дами , он крепко спал. (А. Чехов)
Он крепко спал, убаюканный сладкими надеждами.
Он, убаюканный, крепко спал.
Убаюканный, он крепко спал.
4. Если определение относится к определяемому слову -определительному местоимению, то, как правило, оно не обособляется, например:
Все пришедшие на собрание сидели тихо.
Однако при наличии логической паузы возможно обособление:
Все, пришедшие на собрание , сидели тихо.

Обоснование обособления (в порядке следования пунктов).

1. Определение, стоящее до определяемого слова (при обратном порядке слов), несёт особую логическую нагрузку добавочного сообщения, практически приближаясь по значению к ещё одному предложению (придаточному определительному) в составе основного высказывания, и всегда интонируется в речи. Особенно это характерно для распространённого определения, выраженного причастным оборотом, сравните с приведённым примером: Мы услышали глухой шум и увидели Терек, который разливался по разным направлениям .

Сравните изменение интонации и перенос логического ударения с определения на определяемое слово в синонимичных предложениях с прямым порядком слов без обособления во второй колонке.

2. Распространённое определение с обстоятельственным значением, выраженное причастным оборотом, можно заменить обстоятельством - деепричастным оборотом со словом будучи. Например, синонимичное предложение: Будучи сопровождаем офицером, комендант вошёл в дом.

Обстоятельственное значение в основном имеют определения, выраженные страдательными причастиями. Действительные причастия тяготеют к обстоятельственному значению, если стоят перед именами собственными, например: Раньше привлекающий внимание, Митя сейчас ничем особенным не отличался.

3. Определение, как мы знаем, должно находиться рядом с определяемым словом. Чтобы фраза не была построена неправильно, оторванное от определяемого слова определение нужно обособить, таким образом указав на его особую логическую нагрузку.

4. Пребывание определения при личном местоимении только в качестве обособленного объясняется морфологическими свойствами местоимения - указывать на предмет, не называя его. Поскольку определение должно характеризовать определяемое слово со стороны его качества или признака, а у местоимений нет ни того, ни другого, то определение и определяемое слово-местоимение синтаксически несовместимы.

Примечание. В предложениях с нулевой связкой между подлежащим и именной частью составного именного сказуемого к подлежащему в свою очередь может относиться обособленное согласованное определение. В таком случае на письме возникает необходимость постановки перед сказуемым одновременно двух знаков препинания - тире между подлежащим и сказуемым и запятой, закрывающей обособленное определение, например:

Этот забор , окружённый колючей проволокой, - самое неприятное место в городке.

Задание. В сочинении-рецензии есть предложение Автор-публицист использует лексические средства, свойственные художественной литературе и способствующие интересу читателя к занимаемой автором позиции . В этой фразе смысловой акцент смещён на обособленный причастный оборот, а значит, на "признаки предмета": рецензенту важно показать суть лексических средств, которые использует автор. Переставим оборот до определяемого слова: Автор-публицист использует свойственные художественной литературе и способствующие интересу читателя к занимаемой автором позиции лексические средства . Что - предмет или признаки предмета - выделены во фразе? Какой член предложения в конце фразы и потому занимает ударную позицию? Какая фраза - первая или вторая - более ясная и почему?

Не обособляются прилагательное в полной форме и причастие, если они входят в составное именное сказуемое. В этом случае данные части речи занимают место не рядом с определяемым словом, а после глагола-связки, обозначающего движение или состояние, и составляют с ним смысловое целое, например:

С вечеринки мы ушли довольные .

Суть сообщения - показать не процесс, а состояние субъекта, что подтверждается местоположением прилагательного после глагола, а не рядом с местоимением.

Сравните предложение с другим порядком слов: Довольные , мы ушли с вечеринки . Докажите, руководствуясь материалом урока, что при таком порядке слов прилагательное довольные обязательно будет обособленным определением.

Задание. Прочитайте предложение с обособленным определением. Составьте рядом синонимичное с необособленным определением. Обратите внимание, что при необособленном определении смысловой акцент делается на определяемом существительном (автору важен предмет), а при обособленном - на определении (важны признаки предмета).

Образец. Письмо, написанное мелким почерком, лежало на столе. - Написанное мелким почерком письмо лежало на столе.

1. Стихи молодого поэта, изданные недавно, понравились читателям. 2. Ровной гладью распростёрлось перед нами море, золотистое в лучах солнца. 3. Деревня, ещё спящая в столь ранний час, показалась за поворотом. 4. Люди, изумлённые, стали как вкопанные. 5. Большую пользу принесла старшеклассникам экскурсия, организованная учителем истории. 6. Ветер, холодный и противный, забирался прохожим под пальто.

Если главные члены предложения - это основа, то второстепенные - это точность, красота и образность. Особенно следует обратить внимание на определения.

Определение как член предложения

Определение относится к слову с предметным значением и характеризует признак, качество, свойство предмета, который называет определяемое слово, отвечает на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "какие?" и их падежные формы. Существуют согласованное и несогласованное определение в русском языке.

Например, "Я любил наблюдать за большой красивой птицей белого цвета".

Определяемое слово - «птицей». От него ставится вопрос: "какой?"

Птицей (какой?) большой, красивой, белого цвета.

Определения характеризуют в этом предложении предмет по таким признакам: по размеру, по внешнему виду, по цвету.

Определения "большой, красивой" - согласованные, а "белого цвета" - несогласованное. Чем отличаются согласованные определения от несогласованных?

Определения "большой, красивый " - согласованные, они изменяются при изменении определяемого слова, то есть согласуются с ним в роде, числе, падеже:

  • птица (какая?) большая, красивая;
  • птице (какой?) большой, красивой;
  • птицу (какую?) большую, красивую.

Определение "белого цвета" - несогласованное. Оно не изменится, если изменить главное слово:

  • птица (какая?) белого цвета;
  • птицы (какой?) белого цвета;
  • птицу (какую?) белого цвета;
  • птицей (какой?) белого цвета;
  • о птице (какой?) белого цвета.

Таким образом, можно сделать вывод, что это несогласованное определение. Итак, мы выяснили, чем отличаются согласованные определения от несогласованных. Первые изменяются при изменении главного слова, а вторые не изменяются.

Несогласованные определения со значением материала, из которого сделан предмет

Несогласованные никогда не бывают выражены прилагательными, причастиями, согласуемыми местоимениями. Они чаще всего выражаются именами существительными с предлогами и без предлогов и имеют различные значения признака предмета. Одно из таких значений - «материал, из которого сделан предмет».

Несогласованные определения со значением назначения предмета

Очень часто нужно бывает указать, для чего существует предмет, тогда используются несогласованные определения, имеющие значение «назначение предмета».

Несогласованные определения со значением сопутствующего предметного признака

Если говорится о том, что что-то имеется или что-то отсутствует у предмета речи, то обычно используются несогласованные определения со значением «сопутствующий предметный признак».

Несогласованные определения со значением принадлежности предмета

Широко используются в языке несогласованные определения, выражающие принадлежность предмета или, точнее сказать, отношение предмета к другому предмету.

Разграничение несогласованных определений и дополнений

Так как несогласованные определения бывают выражены именами существительными, то возникает проблема разграничения определений и дополнений. Дополнения также выражаются существительными в и ничем формально не отличаются от несогласованных определений. Различать эти второстепенные члены возможно только с точки зрения синтаксиса. Поэтому необходимо рассмотреть способы разграничения несогласованных определений и дополнений.

  1. Дополнения относятся к глаголам, деепричастиям, причастиям, а определения - к существительным, местоимениям, указывающим на предмет.
  2. К дополнениям мы ставим падежей, а к определениям - вопросы "какой?", "чей?"

Несогласованные определения - местоимения

В роли несогласованных определений могут выступать В таких случаях ставятся вопросы: "чей?", "чья?", "чьё?", "чьи?" и их падежные формы. Приведём примеры несогласованных определений, выраженных притяжательными местоимениями.

В её окне зажёгся свет (в чьём окне?).

Его подруга не пришла (чья подруга?).

В их саду были самые вкусные яблоки (в чьём саду?).

Несогласованные определения - имена прилагательные в простой сравнительной степени

Если в предложении присутствует прилагательное в простой то оно является несогласованным определением. Оно обозначает признак предмета, который выражен в большей или меньшей степени, чем в другом каком-то предмете. Приведём примеры несогласованных определений, выраженных прилагательным в простой сравнительной степени.

Дед построил себе дом получше нашего.

Общество делится на людей умнее меня и на тех, кто мне не интересен.

Каждый хочет отхватить кусок больше , чем у других.

Несогласованные определения - наречия

Нередко наречия выступают в качестве несогласованных определений, в таких случаях они имеют значение признака по качеству, направлению, месту, способу действия. Смотрим предложения с несогласованными определениями, примеры с наречиями.

Послушаем мнение вашего соседа (какого?) слева .

Чуланчик был маленький с дверью (какой?) наружу .

Горница была светлой с окном (каким?) напротив.

Несогласованные определения - инфинитивы

Инфинитив может быть несогласованным определением при существительных, имеющих отвлечённые понятия: желание, радость, необходимость и тому подобными. Смотрим предложения с несогласованными определениями, примеры с инфинитивами.

Каждый бы понял моё желание (какое?) запечатлеть эти волшебные картины.

В сердце неистребимо живёт необходимость (какая?) любить кого-нибудь.

Дивизия выступит с задачей (какой?) занять высоту на правобережье Днепра.

Каждый должен испытывать радость (какую?) чувствовать себя человеком.

У неё была привычка (какая?) беседовать с кем-то невидимым.

Обособление несогласованных определений в русском языке

Выделение несогласованных определений на письме запятыми зависит от занимаемой позиции и от их распространённости. Не склонны к обособлению несогласованные определения, стоящие непосредственно за определяемым словом - именем нарицательным.

На задворках сада стоял длинный сарай (какой?) из досок .

Старуха подала сметану в плошке (какой?) с отбитым краем .

Девушка (какая?) в голубом платье стояла у входа в парк, ждала кого-то.

В парке (каком?) с чисто выметенными аллеями было пусто и скучно.

Желание (какое?) выжить во что бы то ни стало владело им всё время.

Несогласованные определения, стоящие после главного слова - имени нарицательного, обособляются только в том случае, если необходимо придать ему особую смысловую значимость. Рассмотрим обособленные несогласованные определения (примеры).

В той самой кофте, из серой шерсти, она вышла из комнаты, будто и не было целого года разлуки.

Эту вазу, с отбитым горлышком, я помню с самого детства.

Если несогласованные определения стоят перед определяемым словом, то они чаще всего обособляются. Такие определения приобретают дополнительный обстоятельственный оттенок значения.

В длинном нарядном платье , сестра казалась выше и взрослее.

В длинной юбке и с обнажёнными руками , девочка стоит на сцене и поёт что-то тонким голосом.

Всегда обособляются несогласованные определения, если они относятся к и к имени собственному. Рассмотрим обособленные несогласованные определения (примеры).

Она, с косами до пояса , вышла на середину комнаты и поискала меня глазами.

Марья Ивановна, в белой крахмальной блузке , громко позвала прислугу и велела пришедшей девушке убрать разбросанные вещи.

Оно (солнце), с красно-оранжевым ободком , висело совсем низко от горизонта.

Практическое задание в формате ОГЭ

Среди экзаменационных заданий есть такое, для выполнения которого нужны знания о несогласованных определениях. Чтобы выполнить такое задание, требуется найти предложение, в котором есть несогласованное определение. Далее даётся текст с пронумерованными предложениями, среди которых нужно найти нужное.

Пример 1: Найдите предложение с несогласованным распространённым определением.

1) В комнате было тихо, и долгое время ни мальчик, ни мужчина не прерывали молчание.

2) Через некоторое время отец неожиданно сказал:

3) Слушай, Тимур! 4) Хочешь, я куплю тебе собаку? 5) Овчарку с чёрной полосой на спине.

Пример 2: Найдите предложение с несогласованным обособленным определением.

1) Мать встала совсем близко к Надежде.

2) Она вошла с улицы.

3) В плаще и в белом халате, она показалась Наде другой, чем была два месяца назад.

4) И Надежда, ещё не опомнившись, секунды три смотрела на мать, не узнавая.

5) Она увидела несколько новых морщинок, расходившихся от крыльев носа к уголкам губ.

6) Только взгляд матери остался прежним, таким же, как носила Надежда в сердце.

Пример 3: Найдите предложение с несогласованным необособленным определением.

1) Она сияла от радости.

2) Её сегодня назвали матерью.

3) Разве все соседки не слышали, как эта девочка с тёмными волосами кричала:

5) Девочка поняла, чему радуется тётя.

6) Только сама ещё не понимала, её ли она звала.

Ответы: 1(5), 2(3), 3(3).