Сообщение о семье графы строгановы. Купцы строгановы

# 1 (2) январь 2002

ТРАДИЦИИ

СТРОГАНОВЫ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Одной из самых известных фамилий в истории российского предпринимательства являются Строгановы (до революции иногда встречается написание Строгоновы).
В исторической литературе есть две версии происхождения фамилии Строгановых. По семейной легенде, основанной на записках голландского путешественника начала XVII века Исаака Массы, род Строгановых вел свое происхождение от татарских князей. Согласно этой легенде, один из родственников татарского хана, возможно, даже его сын, был послан на службу к Дмитрию Донскому. В Москве он принимает христианство и при крещении получает имя Спиридон. Дмитрий Донской, "крещения же ради паче его возлюбил и одарил по достоинству многими дары", выдав за него замуж свою племянницу (по другой версии - дочь). Узнав об этом, хан потребовал возвращения своего родственника. Получив отказ, "сим ответом не быв доволен … послал на границы российские множество вооруженных татар и повелел разорить российские заселения огнем и мечом". В ответ Дмитрий Донской выслал против татар "знатный отряд"под командованием Спиридона. В ходе состоявшейся битвы русские были разбиты, а Спиридон взят в плен. Так как все попытки склонить его к возвращению в старую веру оказались безрезультатными, хан приказал "привязать его к столбу, тело на нем изстрогать, а потом, всего на части изрубя, разбросать", что и "делом было тотчас исполнено". Дата мученической смерти Спиридона в родословной Строгановых отнесена к 6903 году по старому летоисчислению (или к 1395 году по современному календарю). Родившийся после смерти Спиридона сын был назван Козьмой и ему была дана фамилия Строганов (от слова "строгать").
Первым сомнения в достоверности этой семейной легенды высказал известный русский историк Н. М. Карамзин. Позднее предание о татарском происхождении Строгановых было окончательно признано "несомненной басней". Согласно версии второй половины XIX века, род Строгановых берет свое начало от старинной новгородской фамилии Добрыниных. По крайней мере, несомненно, что в старинных новгородских районах, Устюжском и Сольвычегодском, семья Строгановых с незапамятных времен контролировала сбор оброка. Родоначальником же Строгановых был действительно некий Спиридон, живший во времена Дмитрия Донского.

АНИКА СТРОГАНОВ - ОСНОВАТЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДИНАСТИИ
Достоверно известно, что правнук Спиридона Федор около 1488 года переселился из Новгорода в Сольвычегодск. Вскоре после этого он с новым именем Феодосий ушел в монастырь, где и скончался в 1493 году.
Уже в начале XVI века основы семейного состояния заложил Аника (Иоанникий) Федорович Строганов. Как и отец, в конце жизни он стал монахом, в иночестве известным как Иоасаф.
Унаследовав от отца небольшой соляной промысел, Аника его значительно расширил. Сначала он действовал в Сольвычегодске, развивая собственное производство за счет соседейсолеваров. Одновременно он осуществлял и торговые операции. Еще одной статьей его доходов являлось наблюдение за торговлей английских купцов, что ему было поручено Иваном IV Грозным. Кроме того, по заказам царя и его приближенных А. Строганов приобретал у англичан различные иностранные товары, получая от подобных операций большую прибыль.
Со своей стороны, английские купцы особенно охотно покупали меха. Стремясь расширить торговлю ими, Аника Стро- ганов и его братья начинают все дальше и дальше проникать на восток, достигая реки Камы и Урала. В 1558 году Иван Грозный пожаловал среднему сыну А. Строганова Григорию "для всего рода"(так было сказано в царском указе) 3,5 млн десятин земли на Северо-Западном Урале.
В том же году, сразу после получения царской грамоты, Аника вместе с сыновьями Григорием и Яковом отправился на новые земли, и на правом берегу Камы основал город Камгорт (Канкор). В 1560 году на расстоянии одной версты от этого города Строгановы начали строительство монастыря во имя Преображения Господня, который позднее стал именоваться Пыскорским. Этому монастырю Строгановы для поминовения царского рода пожертвовали "ближние места"к нему - земли от реки Лысьва до реки Нижняя Пыскорка с различными угодьями и несколькими соляными варницами.
В конце XVI века в распоряжении Строгановых было уже более 10 млн десятин земли. Земли и промыслы Строгановых долгое время находились в совместном владении всего "рода", то есть всех потомков Аники Федоровича. Лишь в середине XVII века произошел раздел этого богатства между разными ветвями династии. Но в конце того же века все владения вновь оказались в руках единственного наследника - Григория Дмитриевича Строганова. Кроме 10 млн десятин земли, он владел 20 городами и "острогами", а также имел более 200 деревень и 15 тысяч крепостных мужского пола.
Первоначально земли жаловались Строгановым лишь во временное владение, но каждый новый государь при восшествии на престол неизменно подтверждал их права на прежние пожалования. В начале же XVIII века Григорий Дмитриевич Строганов получил от Петра I грамоту о вечном владении всеми пожалованными местами. Когда правительство через некоторое время осознало свою ошибку, оно само было вынуждено в интересах казны пойти на сложные и длительные переговоры со Строгановыми о воз- врате земли. В результате этих переговоров в начале XIX века государство получило назад около 4 млн десятин. Большая же часть пожалований осталась во владении Строгановых.
В XVI - XVII веках, обещая различные привилегии и льготы, Строгановы привлекали на свои территории переселенцев со всей России. На средства Строгановых по рекам Каме и Чусовой были основаны города и крепости, в которых находились вооруженные гарнизоны, состоявшие из "пушкарей, пищальников и воротников"для "бережения от ногайской и других орд", а также отряды для охраны соляных промыслов. Строгановы подлежали только личному суду царя, их владения были неподвластны воеводам и наместникам. Фактически сложилось что-то вроде "государства в государстве", со своей администрацией и вооруженными силами.
Именно Строгановы основали промыслы Соли Камской. Пользуясь правом беспошлинной торговли, фактически являясь монополистами-солепромышленниками в этом регионе, они в большом количестве поставляли соль в Казань, Нижний Новгород, другие города Поволжья и Центральной России. Вместе с тем, как и прежде, они вели активную торговлю пушниной, рыбой и иными товарами.

СТРОГАНОВЫ И ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ
Всем известный со школьных времен поход Ермака в Сибирь был также организован на деньги и по инициативе Строгановых.
Еще в 1574 году Григорий и Яков Строгановы были вызваны в Москву к Ивану Грозному. В результате состоявшихся бесед братья получили от царя грамоту, которая расширяла их владения на восточную сторону Урала и одновременно возлагала на них вопросы обороны и расширения восточных границ Российского государства. Об этом в грамоте говорится так: "Его царское величество, государь, царь и великий князь Иоанн Васильевич пожаловал им, Строгановым, все те места за Югорским Камнем, в Сибирской Украине, между Сибирью, Нагай и Тахчей и Тобол реку с реками и озерами с устья до вершин, где собираются ратные люди салтана Сибирского;на тех землях позволено им принимать всяких чинов людей, города и крепости строить, и на оных держать пушкарей и пищальников, а ясашных вогуличей от нападок и разъездов татарских защищать, да и в самом царстве Сибирском покорением онаго под Российскую Державу иметь старание;также по реке Иртышу и по Оби Великой людей населять, пашни пахать и угодьями владеть".
После смерти родителей их сыновья Максим Яковлевич и Никита Григорьевич были серьезно озабочены охраной своих владений. В 1579 году, узнав, что на Волге разбойничает шайка казаков (ограбившая в том числе и Карамышева, русского посла в Персию), они решили пригласить ее к себе на службу. В грамоте, посланной предводителям казаков, в числе которых был и Ермак Тимофеевич, говорилось, что они должны "быть не разбойниками, а воинами царя Белого и …примириться с Россией". "Имеем крепости и земли, - писали Строгановы дальше, - но мало дружины;идите к нам оборонять Великую Пермь и восточный край христианства". Казаки откликнулись на это приглашение и зимой этого же года прибыли к Строгановым.
В 1581 году Ермак Тимофеевич, снабженный Строгановыми всем необходимым, начал свой знаменитый поход в Сибирь. В одной из царских грамот утверждается, что Максим Яковлевич и Никита Григорьевич "на помощь ему, Ермаку, в товарищи ратных многих людей наймовали и всему войску помощь чинили, и деньги, и платье, и боевое ружье, и порох, и свинец, и всякий запас к воинскому делу из своих пожитков давали и дворовых людей с ними посылали, и тою службою, радением и посылкою Сибирское государство взяли и татар и остяков и вогулич под нашу (царскую. - Ю. Г.) высокую руку привели".
Однако в результате доноса действия Строгановых в Москве были оценены крайне негативно. К ним пришел приказ о том, что когда казаки вернутся из похода, их необходимо арестовать и выдать представителям московской власти. Если же этого не произойдет, то "в том на вас опалу положим большую, а атаманов и казаков, которые слушали вас и вам служили …велим перевешати". Это царское послание сильно напугало Строгановых. Вскоре, получив известия об успехах казаков в Сибири, они поехали оправдываться в Москву. В результате царский гнев был сменен на милость, а Строгановы были пожалованы правом беспошлинной торговли во вновь завоеванных землях.

ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНЕ
Отношения с государством на протяжении нескольких веков у Строгановых складывались поразному. С одной стороны, представители этой семьи оказывали помощь и московским князьям, и царям, и императорам. Так, по некоторым сведениям, внук Спиридона (основателя династии) Лука Кузьмич в 1445 или в 1446 году выкупил из татарского плена великого князя Василия Васильевича Темного "по великому к нему усердию, знатною суммою денег, не жалея своих пожитков".
В Смутное время начала XVII века Максим Яковлевич и Никита Григорьевич Строгановы оказывали денежную и военную помощь правительству Василия Шуйского. Финансовую помощь московским государям, особенно в период Смутного времени, когда в казне не было средств для выплаты жалования ратникам, оказывали и другие представители семьи Строгановых. В одной из грамот Петра I указано, что в период междуцарствия и правления Михаила Федоровича (первого царя из династии Романовых) Строгановы пожертвовали около 850 тысяч рублей, что по тем времеам считалось просто астрономической суммой.
С другой стороны, и российские самодержцы не забывали об оказанных услугах, предоставляя Строгановым все новые и новые привилегии. Уже Василий Шуйский пожаловал им особый титул "именитых людей" с правом называться с "вичем", то есть полным отчеством, что в то время разрешалось только представителям самых знатных княжеских и боярских родов.
В "Соборном Уложении" Алексея Михайловича, составленном в 1649 году и являющимся самым известным и обширным юридическим памятником того времени, права Строгановых были даже зафиксированы в специальной статье (ст. 94, глава X).

СТРОГАНОВЫ - АРИСТОКРАТЫ И БЛАГОТВОРИТЕЛИ
Во второй половине XVIII века предпринимательская деятельность Строгановых приходит в упадок. На внутренний рынок страны, особенно в Центральную Россию, в большом количестве начинает поступать соль из озер Нижнего Поволжья, которая была гораздо дешевле получавшейся в строгановских варницах. На Урале появляются новые хозяева. Попытки заняться металлургией (эта отрасль нарождавшейся отечественной промышленности была тогда очень популярна) особого успеха Строгановым не принесли.
В XVIII веке, когда начался процесс "одворянивания", то есть получения купцами дворянских званий, Строгановы одними из первых смогли совершить переход в привилегированное сословие. В 1722 году Александр, Николай и Сергей Григорьевичи Строгановы "за заслуги предков" были возведены в баронское достоинство.
Потомки Строгановых, используя свои богатства, получали титулы, делали карьеру на государственной службе, обзаводились имениями и крепостными, то есть вели типичную жизнь российской аристократии. Впрочем, Строгановых отличала одна характерная черта - покровительство представителям культуры. Уже в конце XVI и начале XVII века Строгановы поддерживали творчество наиболее искусных иконописцев, стремившихся к особому изяществу живописи, заказывая и приобретая их произведения для своих "горниц". В тот период сложилась "строгановская" художественная школа. В конце XVII века можно говорить и о строгановском стиле в архитектуре. Именно в этом стиле выполнена церковь Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде, построенная на средства Г. Д. Строганова.
В XVIII веке первый граф в роду Строгановых Александр Сергеевич (1733 - 1811) стал одним и из выдающихся русских меценатов в полном смысле этого слова. Он покровительствовал талантам как в искусстве, так и в литературе. Его поддержкой пользовались Державин, Бортнянский, Богданович, Крылов. С 1768 года А. С. Строганов являлся почетным членом Академии художеств, а в 1800 году был назначен ее президентом. В 1801 году графу было поручено наблюдение за строительством Казанского собора, проходившим под руководством архитектора Воронихина, который ранее был его крепостным. А. С. Строганов являлся также автором проекта открытия в Санкт-Петербурге Публичной библиотеки, директором которой он и был назначен.
Особой добротой в роду Строгановых прославилась графиня Наталия Павловна (1796 - 1872). Современники отмечали удивительную мягкость ее характера и сердечную кротость. "В особенности отличалась она состраданием к ближнему и вообще неимущим людям;вся ее жизнь вращалась в кругу своей семьи, деяний добра, и другого мира у нее не было. Так она начала свое существование, так и провела всю свою жизнь, так и отошла в вечность".
Еще один известный благотворитель и меценат - граф Сергей Григорьевич Строганов (1794 - 1882) - с 1835-го по 1847 год был попечителем Московского учебного округа и Московского университета. Этот период современники назвали "строгановским временем". Управляя университетом, Строганов умел находить и поощрять талантливых преподавателей. Грановский, Кавелин, Соловьев, Буслаев, Бодянский - вот только несколько профессоров, которые начали свою университетскую деятельность в это время, а впоследствии стали гордостью российской науки. Понимание С. Г. Строгановым необходимости развития в стране высшего образования сказалось на неприятии им ограничения доступа в университет лицам низших сословий и на его борьбе с цензурой. Он энергично выступал за улучшение состояния гимназий и начальных школ, подготовив "Положение о городских начальных училищах в Москве".
Именно С. Г. Строганову, большому любителю археологии, многим обязано Общество истории и древностей российских, в котором он был председателем на протяжении 37 лет (с 1837-го по 1874 год) и для которого он добился звания Императорского с государственным субсидированием (не забывая при этом и о постоянном собственном финансировании). Ему же своим появлением обязана Археологическая комиссия. Под его руководством и на его средства были напечатаны "Древности Российского государства"и целый ряд других изданий, в том числе и те, автором которых был он сам.
Большой любитель и знаток живописи и скульптуры, Сергей Григорьевич Строганов оставил о себе память и как основатель первой российской рисовальной школы. В 1825 году он организовал в Москве знаменитое ныне Строгановское училище.

Последняя из рода Строгановых

Во Франции сейчас живет внучатая племянница Сергея Григорьевича – Елена Андреевна Строганова (баронесса Элен де Людингаузен). Уникальная женщина, она совмещает в себе необыкновенную Строгановскую страсть к искусству и прекрасному и великолепную коммерческую жилку. Долгое время баронесса работала в доме высокой моды у Ив Сен-Лорана. Сейчас же она полностью посвятила себя меценатской деятельности. Она основала Строгановский фонд, на средства которого в России реставрируются здания, церкви, музеи.

У нее нет детей, и она прекрасно понимает, что с ее кончиной история славного Строгановского рода окончательно прервется. Поэтому хочет сделать как можно больше, столько, сколько отведет ей судьба. Она часто бывает в России, навещая родовые имения, усадьбы, заводы, музеи и храмы. Прикладывает огромные усилия, чтобы что-то было отреставрировано, приведено в надлежащий вид. Но одной праправнучки слишком мало на такое грандиозное наследство, что оставили в России Строгановы.

Останутся книги, картины, дома, заводы, школы, рудники, останутся материальные свидетели великих свершений великих людей.

Думал ли тот мурза, принявший христианскую веру или Аникий Строганов, что их потомки, сделав столь много для страны, не выдержат самого главного – испытания временем, когда их страна отвернется от них, забудет, вычеркнет из памяти их имена и фамилии? Наверное, нет, не такое будущее они видели.

Сейчас имя династии Строгановых на слуху, их перестали клеймить крепостниками, угнетателями и капиталистами. У них учатся предпринимательской жилке, находчивости, любви к родине, к ее творениям – будь то необыкновенной красоты березовая роща, или построенный дом, усадьба, храм. Пришло время, когда история делает очередной поворот, и мы должны успеть вслед за ее шагами, чтобы не остаться позади, чтобы успеть сохранить то, что было оставлено нам предками.

Из книги Покорение Сибири: Мифы и реальность автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Появление Ермака у Строгановых Ермак - личность, так скажем, темная. О нем мало что известно, несмотря на пристальное внимание к нему летописцев и историков. Начнем с имени. Р. Г. Скрынников приводит доводы разных историков, которые утверждали, что это не настоящее имя

Из книги Священная Римская империя германской нации: от Оттона Великого до Карла V автора Рапп Франсис

Два рода в борьбе за власть. Лотарь III из рода Вельфов (1125–1137) Генрих V умер, не оставив после себя прямого наследника. Наследование престола не было очевидным фактом. При таком положении вещей найти решение должны были князья. И оно охотно взвалили на себя такой груз. Уже

автора

Из книги Сибирская одиссея Ермака автора Скрынников Руслан Григорьевич

ОПАЛА НА СТРОГАНОВЫХ Неслыханное обогащение пермских солепромышленников давно вызывало зависть столичной знати. Не только дворянские поместья, но и боярские вотчины далеко уступали по размерам тем землям, которыми фактически владели Строгановы.Царь Иван умер, и

автора

Из книги Невский проспект. Дом за домом автора Кирикова Людмила Александровна

Из книги Невский проспект. Дом за домом автора Кирикова Людмила Александровна

Из книги История Армении автора Хоpeнaци Мовcec

84 Истребление рода Слкуни Мамгоном из рода ченов Когда персидский царь Шапух отдохнул от войн, а Трдат отправился в Рим к святому Константину, Шапух, освободившийся от дум и забот, стал замышлять зло против нашей страны. Побудив всех северян напасть на Армению, он

автора Блейк Сара

Глава 1 Ханский мурза Великий день сегодня в Москве. Княжеские палаты ждут возвращения великого князя Дмитрия Ивановича с его крестным сыном Спиридоном. Кипят котлы на поварне, краснощекие девки вбивают крепкими руками тесто на пироги, раскладывают по блюдам запеченных

Из книги Очерки по истории географических открытий. Т. 2. Великие географические открытия (конец XV - середина XVII в.) автора Магидович Иосиф Петрович

Владения Строгановых и Кучумово царство Заметную роль в продвижении русских далеко за «Камень» и в присоединении Западной Сибири сыграли купцы Строгановы. Один из них, Аника, в XVI в. стал богатейшим человеком Соли Вычегодской, в стране коми-зырян, которые издавна

Из книги Хранители Грааля. Катары и альбигойцы автора Майорова Елена Ивановна

ПОСЛЕДНЯЯ ИЗ РОДА СЕН-ЖИЛЬ Но род графов де Сен-Жиль еще не пресекся полностью; еще жила дочь последнего правителя Окситании Жанна Ту- лузская (1220-25.8.1271). Графство оставалось ее достоянием, ее приданым, которым в силу римских законов, действовавших в этой стране, она могла

Из книги Строгановы. Самые богатые в России автора Блейк Сара

Глава 16 Наследие династии Строгановых Так что же оставили Строгановы России? Кажется, куда не посмотри – в литературе, музыке, живописи, архитектуре, географии, производстве и промышленности, нет-нет, да и всплывет имя одного из представителей этой великой

Из книги Хранители Грааля автора Майорова Елена Ивановна

ПОСЛЕДНЯЯ ИЗ РОДА СЕН-ЖИЛЬ Но род графов де Сен-Жиль еще не пресекся полностью; еще жила дочь последнего правителя Окситании Жанна Тулузская (1220-25.8.1271). Графство оставалось ее достоянием, ее приданым, которым в силу римских законов, действовавших в этой стране, она могла

Из книги Земной круг автора Марков Сергей Николаевич

Алферий-голландец у Строгановых Трудами русских мореходов и открывателей стремились воспользоваться иностранцы. Сообщая врагам Московии список мореходов и пиратов, которых можно привлечь для борьбы со страшным «московитом», Штаден упоминал о Симоне Ван-Салингене,

Из книги Российские предприниматели и меценаты автора Гавлин Михаил Львович

Происхождение Строгановых Наиболее ранняя версия происхождения рода Строгановых – от мурзы Золотой Орды – принадлежит голландскому бургомистру и ученому человеку Николаю Витзену который повествование о происхождении Строгановых в свою очередь заимствовал из

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Следы садов усадьбы Строгановых Во второй половине XVIII века Каменноостровский проспект, минуя стрелку Каменного острова, упирался в берег Большой Невки, на противоположной стороне которой, в Новой Деревне, раскинулась дача одного из богатейших Екатерининских вельмож,

Савва Иванович родился в 1841 году и скончался в 1918, уже после революции.

К. С. Алексеев-Станиславский был другом Саввы Ивановича с самого детства. Он дает верную ему характеристику в своей книге «Моя жизнь в искусстве».

«Я обещался,- пишет он,- сказать несколько слов об этом замечательном человеке, прославившемся не только в области искусства, но и в области общественной деятельности. Это он, Мамонтов, провел железную дорогу на Север, в Архангельск и Мурман, для выхода к океану, и на юг, к Донецким угольным копям, для соединения их с угольным центром, хотя в то время, когда он начинал это важное культурное дело, над ним смеялись и называли его аферистом и авантюристом. И вот он же, Мамонтов, меценатствуя в области оперы и давая артистам ценные указания по вопросам грима, жеста, костюма и даже пения, вообще по вопросам создания сценического образа, дал могучий толчок культуре русского оперного дела: выдвинул Шаляпина, сделал, при его посредстве, популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками, создал в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко» и содействовал этим пробуждению его творческой энергии и созданию «Царской невесты» и «Салтана», написанных для мамонтовской оперы и впервые здесь исполнявшихся. Здесь же, в его театре, где он показал нам ряд прекрасных оперных постановок своей Мамонтов С. И.режиссерской работы, мы впервые увидали, вместо прежних ремесленных декораций, ряд замечательных созданий кисти Поленова, Васнецова, Серова, Коровина, которые, вместе с Репиным, Антокольским и другими лучшими русскими художниками, почти выросли и, можно сказать, прожили жизнь в доме и семье Мамонтовых. Наконец, кто знает, может быть, без него и великий Врубель не смог бы пробиться вверх, к славе. Ведь его картины были забракованы на Нижегородской всероссийской выставке, и энергичное заступничество Мамонтова не склонило жюри к более сочувственной оценке. Тогда Савва Иванович, на собственные средства, выстроил целый павильон для Врубеля и выставил в нем его произведения. После этого художник обратил на себя внимание, был многими признан и впоследствии стал знаменитостью. Дом Мамонтовых находился на Садовой, недалеко от Красных ворот и от нас. Он являлся приютом для молодых талантливых художников, скульпторов, артистов, музыкантов, певцов, танцоров. Мамонтов интересовался всеми искусствами и понимал их. Раз или два раза в год в его доме устраивался спектакль для детей, а иногда для взрослых. Чаще всего шли пьесы собственного создания. Их писал сам хозяин или его сын…» О своем отце немало говорит и Всеволод Саввич Мамонтов в своей книжке «Воспоминания о русских художниках».

К характеристике Станиславского он прибавляет, что всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство. И в Мурманске, и в Архангельске, и в оживлении Севера было много жажды красивого, и в его философии и религии сквозило искусство, и в важном, таком страшном, толстом портфеле пряталось искусство.

С именем Саввы Ивановича и жены его, Елизаветы Григорьевны, урожденной Сапожковой, тесно связано одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства: знаменитое Абрамцево. Это имение, расположенное в 12-ти верстах от Троице-Сергиевской лавры, на берегу живописной речки Вори, было куплено Мамонтовым в 1870 году у Софьи Сергеевны Аксаковой, последней представительницы семьи автора «Детские годы Багрова внука». Это была аксаковская подмосковная усадьба. В новых руках она возродилась и скоро стала одним из самых культурных уголков России.

Об Абрамцеве много написано, и я не имею возможности останавливаться на нем подробно. Напоминаю только, что там был создан ряд мастерских и школ, которые дали мощный толчок развитию русского кус-таоного дела и популяризации всякого рода кустарных изделий.

У гостеприимных хозяев Абрамцева собирался весь цвет русского искусства: музыканты, певцы и особенно художники - Репин, Васнецов, Серов, Антокольский и др. «Направление старших,- пишет Н. В. Поленова в своих воспоминаниях «Абрамцево»,- не могло не отразиться на молодом поколении, на детях Мамонтовых и их товарищах. Под влиянием Абрамцева воспитывались художественно будущие деятели на разных поприщах искусства, оттуда вышли Андрей и Сергей Мамонтовы, их друг детства Серов, Мария Васильевна Якунчикова-Вебер и, наконец, Мария Федоровна Якунчикова, урожденная Мамонтова, племянница Саввы Ивановича, явившаяся преемницей в начатом Елизаветой Григорьевной деле художественного направления кустарных работ крестьян». Абрамцевым особенно занималась Елизавета Григорьевна Мамонтова, которой долгое время помогала художница Елена Дмитриевна Поленова. Но и сам хозяин немало вложил своего в эти начинания. Его, как скульптора, интересовала керамика, и он завел гончарную мастерскую, где наряду с другими художниками сам лепил.

В конце прошлого столетия С. И. Мамонтову пришлось пережить тяжелое испытание и глубокую внутреннюю драму: в постройке и эксплуатации Ярославской железной дороги были обнаружены злоупотребления и растраты, и Мамонтову, как и его коллегам по правлению, пришлось сесть на скамью подсудимых. Злоупотребления, несомненно, были, но, с другой стороны, вся эта «Мамонтовская панама», как тогда говорили, была одним из эпизодов борьбы казенного и частного железнодорожного хозяйства. Чтобы осуществить выкуп дороги, министерство финансов, скупавшее акции через Петербургский Международный банк, старалось сделать ответственным лишь Мамонтова за весь ход дела. В Москве общественные симпатии были на стороне Саввы Ивановича, и его считали жертвой. Оправдательный приговор был встречен бурными аплодисментами, но все-таки это дело разорило этого выдающегося человека.

Текст скрыт

Наследие династии Строгановых

Так что же оставили Строгановы России? Кажется, куда не посмотри – в литературе, музыке, живописи, архитектуре, географии, производстве и промышленности, нет-нет, да и всплывет имя одного из представителей этой великой династии.

Соледобывающий промысел. Основание городов, крепостей, монастырей и храмов

Сольвычегодск был основан в 14 веке жителями города Чернигова (то есть на реке Черной) в 1515 году. В 1515 году недалеко от двух маленьких городов – Чернигова и Выбора на реке У солке близ озера Солониха Аникий Строганов ставит первую соляную варницу. Само название «Сольвычегодск» произошло от того, что первоначально поселились у Соляного озера, отчего еще в XV веке назывался посад Усолье (или город Усольск). С конца 15 века этот город, имевший отличное расположение на торговом пути был привлекателен как для переселенцев, что искали здесь работы, так и для купцов и торговцев. Строгановы вложили немало средств в этот город, отстроив его.

Позже Строгановы строят Орел-городок. Основание крепости-города произошло через шесть лет после получения ими знаменитой жалованной грамоты и строительства первого городка – Конкора-Пыскора, на берегу Камы, «против устья реки Яйвы», возникает «городок Орлов», первоначально называемый Кергеданом. Место было выбрано не случайно: рядом находились соляные промыслы, и деревянная крепость должна была защищать их от возможных набегов местного населения. В 1570 году гарнизон и жители Канкора переводятся в Орел-городок. Начинается история нового центра Уральской вотчины Строгановых. Построен городок был с умом: имел пять наугольных башен, две из которых были «глухие», без ворот, а три – «проезжие». Стены городка изначально были острожными, и позже три из них были заменены деревянными срубами, укрепленными земляной насыпью.

Орел-городок был мощной и защищенной крепостью. Дома здесь строились из толстых бревен, прочно и надолго. В окна вставлялись слюда или бычьи пузыри, потому в помещениях всегда был полумрак.

Избы ставились таким образом, чтобы препятствовать их потоплению водой, Кама была рядом и забывать о силе реки не стоило. В пределах Орла-городка, судя по письменным источникам, находилась «церковь строения деревянного собора во имя Похвалы Пресвятой Богородице с приделами, церковь Воздвижения Святого Животворящего Креста Господня, церковь Успения Пресвятой Богородицы».

Введенский монастырь в Сольвычегодске был основан сыновьями Аникия Строганова на бегу речки Усолки. Яков, Григорий и Семен – поставили в монастыре деревянный собор во имя Введения Богоматерии во Храм, после освящения собора сам Аника пожертвовал в собор икону «Введение». Лучшие годы монастырь переживал уже позднее, при Григории Дмитриевиче Строганове. Он самолично создал несколько хоров из крепосных крестьян, которые пели в храме при монастыре. В 1688 году случился пожар и вместо сгоревшего деревянного собора Григорий Строганов строит каменный, работы продолжались восемь лет. Это было первое сооружение в стиле, позже окрещенным историками «строгановским барокко». Резной семиярусный иконостас собора был изготовлен артелью московских резчиков во главе с мастером Григорием Ивановым. Иконы писал крепостной иконописец Строгановых Степан Нарыков, учившийся за границей и перенявший там манеру и технику письма.

Строгановская иконопись

Строгановская иконопись – совершенно уникальное явление для Руси. Зародилось оно под влиянием богатых богопослушных промышленников. Вера христианская была для Строгановых одной из основополагающих основ жизни. В любой крепости, что строили они в Сибири и на Урале обязательно должна быть церковь, а в ней должны быть обязательно иконы. Попросить прислать иконы из Москвы можно, но не всегда просьбы эти выполнялись. Поэтому здраво рассудили Строгановы вырастить иконописцев у себя, на своей земле.

Большинство лучших строгановских икон было написано для Максима и Никиты, тех самых, кто снарядили Ермака на покорение Сибири. Ученые считают, скорее всего, они решили создать собственные иконописные мастерские, где собрали лучших мастеров со всей страны. Иконы этого письма отличаются светлыми, чистыми красками, тщательной выписанностью деталей, «драгоценностью» письма, многофигурными композициями и пейзажными зарисовками. Строгановские иконописцы стали некими революционерами в таком традиционном искусстве, как иконопись, они стали дополнять изображения святых фантастическим пейзажем с диковинными растениями и причудливыми облаками на небе, бытовыми предметами. Люди и природа изображались весьма реалистично. Прокопий Чирин стал самым знаменитым иконописцем Строгановской школы. Из простого подмастерья он стал придворным царским иконописцем, и Строгановские иконы поселились в домах царской знати, в храмах Москвы. В Сольвычегодске продолжали работать не менее искусные мастера – Емельян Москвитин, Истома Савин и его сыновья – Назарий и Никифор.

Металлургия

Когда соль перестала приносить значительную прибыль, Строгановы переключили свое внимание на добычу и выработку железа и меди. Нужно сказать, что железо они лили практически с начала своего властвования в Сибири – надо же из чего-то было делать оружие, чтобы защищать свои владения. Позже металлургические мануфактуры стали приносить неплохой доход, и на них была сделана основная ставка. В 1726 году они строят на реке Таманке, в Соликамской вотчине, Таманский медеплавильный завод. В дальнейшем в Строгановских владениях появились семь железоделательных заводов: Билимбаевский, Юго-Камский, Кусье-Александровский, Домрянский, Очерский, Хохловский и Нытвенский. На Нытвенском заводе производилась также медь – в 1759 году баронесса М. А. Строганова получила разрешение Берг-коллегии построить здесь шесть медеплавильных печей. Но строительство заводов не было ограничено только пределами Строгановских земель. Алексей. Строганов в 1758 году основал Троице-Саткинский завод в верховьях реки Сатки, на земле, купленной его отцом у башкир. Потом, правда, этот завод был продан И. Л. Лугинину. К 1765 году Строгановы владели двенадцатью заводами, а всего в течение XVIII века ими было построено четырнадцать металлургических предприятий. К концу века в их руках оставалось только шесть заводов – Билимбаевский, Домрянский, Очерский, Кыновский, Екатерино-Сюзвинский и Елизавето-Нердвинский.

В числе дворян-предпринимателей Урала оказался и князь М. М. Голицын, женившийся на А. А. Строгановой, которая принесла ему в качестве приданого половину Кусье-Александровского завода. В 1760 году Голицын строит в Кунгурской провинции на реке Нытве новый Нытвенский железоделательный и медеплавильный завод, а в 1785 году – Архангело-Пашийский завод на реке Пашие. С приданого, взятого за баронессой В. А. Строгановой (часть Кусье-Александровского и Юго-Камский завод), вело свое начало и заводское хозяйство князя Бориса Шаховского. В 1780-е гг. это хозяйство пополнилось Лысьвенским и Бисерским заводами. Генетически со Строгановскими заводами были связаны также хозяйства сенатора и камергера В. А. Всеволожского и придворного ювелира И. Л. Лазарева: к первому в 1773 году отошел принадлежащий прежде Строгановым Пожвенский завод, ко второму – Чермозский и Хохловский заводы.

Меценатство, коллекционирование и поддержка людей искусства

Каждый из Строгановской династии имел необыкновенную страсть к искусству, при этом с невероятной прозорливостью они отличали величайшие творения от безделиц. Статуи, картины, гравюры, мебель, монеты, книги, эстампы привозились в Россию из-за границы, но и в своей стране постоянно поддерживались свои таланты.

Местом, где хранились великолепные коллекции, был Строгановский дворец, построенный Растрелли. Начало коллекции было положено бароном Сергеем Григорьевичем Строгановым, его сын Александр продолжил отцовское увлечение. Он не просто привозил из Европы прекрасные картины, статуи, керамику, но и выставлял их. Особенно славилась его картинная галерея, получившая широкую известность благодаря изданию каталогов, подготовленных самим коллекционером. В каталоге 1793 года упоминаются 87 картин пятидесяти пяти западноевропейских художников. В издании 1800 года в галерее уже было 116 произведений семидесяти двух живописцев. Собрание включало работы итальянских, французских, голландских, фламандских и испанских мастеров. Свое предпочтение граф явно отдавал итальянским живописцам, главным образом художникам Возрождения и академистам XVII века. В дальнейшем в собрании появились картины русских мастеров. Особый интерес в Строгановском дворце вызывал Минеральный кабинет. Здесь, по воспоминаниям современников, была собрана коллекция минералов, найденных на территории России и разных стран Европы, а также множество интереснейших окаменелостей: кораллов, моллюсков, рыб, черепах, растений.

Александр Сергеевич Строганов покровительствовал талантам, как в искусстве, так и в литературе. Его поддержкой пользовались Державин, Бортнянский, Богданович, Крылов, Жуковский, Мартос.

При графе Сергее Григорьевиче Строганове собрание картин стало уже неким музеем. В дворце была создана одна из первых в России коллекция иконописи, в которой произведения мастеров Строгановской школы составляли большую и самую значительную часть коллекции. Но кроме этого в залах дворца выставлялись совершенно необыкновенные вещи: мебель, табакерки, вазы из цветного камня с бронзой, шандалы и канделябры, мелкие бронзовые статуэтки. Коллекционировал граф и русские, и византийские монеты. Именно собирательство монет стало увлечением жизни его сына – Александра. К концу жизни его коллекция насчитывала более пятидесяти тысяч монет. Еще один сын Сергея Строганова – Павел – начал свое коллекционирование с ранних итальянцев, причем это били не только картины, но деревянные статуэтки, мебель, керамика. Позже после его путешествий в собрании появились картины голландских и фламандских мастеров.

Строгановы были знакомы с семьей Пушкина, и именно граф Григорий Строганов взял на себя организацию похорон гениального поэта, а его жена сама лично дежурила у постели раненого поэта. Граф Строганов добился того, чтобы смерь на дуэли была признана убийством, а не самоубийством, и поэта отпевали в Исаакиевском соборе.

Вот что писал Жуковский по этому поводу: «Граф Строганов, которого уже нельзя обвинить ни в легкомыслии, ни в демагогии, как родственник, взял на себя все издержки похорон Пушкина; он призвал своего поверенного человека и ему поручил все устроить. И оттого именно, что граф Строганов взял на себя все издержки похорон, произошло то, что они произведены были самым блистательным образом, согласно с благородным характером графа. Он приглашал архиерея, и как скоро тот отказался от совершения обряда, пригласил трех архимандритов. Он назначил для отпевания Исаакиевский собор, и причина назначения была самая простая, ему сказали, что дом Пушкина принадлежал к приходу Исаакиевского собора; следовательно, иной церкви назначить было не можно; о Конюшенной же церкви было нельзя и подумать, она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особое позволение, в коем и нужды не было, ибо имели в виду приходскую церковь…».

Строганов взял на себя и дальнейшие заботы о семье поэта. Граф Григорий Строганов стал и опекуном над детьми поэта и его имуществом. Через его ходатайство семья Пушкиных ползши л а 150 тысяч рублей серебром от Государя.

Строгановы примечали талантливых людей, где бы они ни были. Живописец и архитектор Воронихин был крепостным Строгановых. Вначале талантливый юноша обучался в мастерской известного уральского иконописца Гаврилы Юшкова одной из художественных Строгановских школ. Самых способных учеников таких школ отправляли для продолжения обучения в крупные города. Мастерство крепостного привлекло внимание графа Александра Строганова и весной 1772 года Андрея Воронихина отправили учиться в Москву.

За четыре года усердного учения и пребывания на строительных работах Андрей Воронихин приобрел не только понятие об архитектуре как о науке, но и опыт в составлении планов отдельных частей и целых зданий. В то же время Андрей не оставлял и живописи. В часы, свободные от занятий архитектурой, он писал миниатюрные портреты на эмали, делал зарисовки архитектурных пейзажей. Позже Андрея отправляют в Петербург в распоряжение графа Строганова. Видя особые таланты молодого человека, граф, человек большой души, оказал ему почти отцовскую заботу. Воронихину отвели комнату для жилья в графском дворце и комнату для работы над чертежами и рисунками. Через несколько лет граф дал талантливому юноше вольную. И даже после этого Воронихин не оставил Строганова, некоторое время он жил во дворце, выполняя важные архитектурные работы. Позже именно ему граф доверил строительство Казанского собора – главного дела его жизни. По мнению современников, да и потомков, справился с этой почетной обязанностью Воронихин великолепно.

Биф а-ля Строганов

Биф Строганов, мясо по-строгановски, говядина по-строгановски, все это названия ставшего классическим кулинарного блюда – бефстроганов. Блюдо, получившее название в память о графе Строганове, оно стало известным и любимым во всем мире. При этом существует две легенды возникновения этого блюда.

Генерал-губернатор Новороссии Александр Григорьевич Строганов, известный меценат и собиратель, подаривший огромную библиотеку Томскому университету, основатель Одесского университета, был невероятно хлебосольным человеком. Он одним из первых держал в Одессе отрытый стол – любой человек прямо с улицы мог зайти отобедать у графа. Некоторые исследователи гастрономии, которым считают, что графские повара решили догадались нарезать говядину полосками и подавать в густом соусе просто для экономии – вырезкой и запеченной бужениной всю Одессу не накормишь! Другая версия возникновения этого блюда более прозаична, чем желание графских поваров сэкономить.

Известно, что генерал-губернатор особое значение придавал хорошему столу. Человек, поевший наскоро или невкусно, по мнению Строганова, не способен не то, что искусство воспринимать – он не может даже как следует пообщаться с собеседником! И, конечно же граф держал исключительно высококлассных поваров, выписывая их прямиком из Парижа. Денег на поваров граф не жалел, выплачивая им изрядное жалование. Но вот к старости повара у Строганова не задерживались, граф был весьма придирчивым, а многие из великих поваров считали его капризным. И лишь одному из французских поваров удалось удовлетворить запросы графа Строганова. Дело в том, что с зубами с графа к старости стало весьма плохо, признаваться в этом не хотелось, вот и менялись повара. А новый повар Андре Дюпон, порезав говядину на полоски и подав их с соусом, угодил графу так, что тот назвал это блюдо своим имением. Самое интересное заключается в том, что искусным поваром Дюпон не был, и рекомендации у него были липовые. Молодой человек отправился в Россию с непомерными амбициями на «авось пронесет». И, что называется, попал в нужное время и в нужное место.

Бефстроганов завоевал Россию, а потом начал свое начал триумфальное шествие по миру. Рецепт обогащался деталями согласно традициям разных стран. Еще до революции «русское жаркое» приобрело популярность в Париже, оттуда распространилось по ресторанам Европы. После революционного 1917 года, бефстроганов вместе с эмигрантами, через Китай перебрался в Америку. Там beef Stroganoff обязательно подают с рисом или макаронами. Кстати, изобретение Дюпона чрезвычайно популярно в скандинавских странах – шведы обожают свои «колбаски по-строгановски», а норвежцы готовят stroganoff из сушеного полуфабриката. И даже в далекой Бразилии есть много любителей мясного bestrogonofe. Рецепт блюда отличается от классического тем, что в соусе содержится большее количества томатной пасты, а говядина заменена на более традиционное в тех местах куриное мясо.

«Строгановка»

Граф Сергей Григорьевич Строганов, основывая в 1825 году «Рисовальную школу в отношении к искусствам и ремеслам» и подозревать, наверное, не мог, что его детище станет впоследствии ведущим вузом России. Школа задумывалась как образовательное учреждение, которое будет давать российским предприятиям собственных специалистов по рисованию и росписи. Учебное заведение было абсолютно уникальным для своего времени, принимались туда дети и разночинцев, и крепостных. Основным критерием зачисления на учебу было не высокое положение родителей, а одаренность абитуриента, его способности к рисованию, художественному творчеству. «Цель данного заведения состоит в том, – писал С. Г. Строганов, – чтобы молодым людям (от 10 до 16 лет), посвящающим себя разного рода ремеслам и мастерствам, доставить случай приобрести искусство рисования, без которого никакой ремесленник не в состоянии давать изделиям своим возможное совершенство».

Через двенадцать лет существования учебного заведения Строганов передает школу Москве, она становится государственным учебным заведением по подготовке художников декоративно-прикладного искусства. Сейчас Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова ведет подготовку художников по пяти специальностям и семнадцати специализациям: проектированию интерьеров и мебели, разработке декоративных и мебельных тканей, готовит специалистов в различных областях дизайна, историков и теоретиков искусства, художников монументальной живописи и скульпторов, художников по изделиям из металла, керамики и стекла, реставраторов монументальной живописи, мебели и художественного металла.

Казанский собор

Павлом Первым изначально было принято решение строить храм по проекту Чарльза Камерона. Но при поддержке графа Александра Сергеевича Строганова, ответственного за строительство, работы были поручены Андрею Никифоровичу Воронихину. Его проект был утвержден Павлом 114 ноября 1800 года. Данное решение широко обсуждалось в обществе. Особенно указывалось на то, что Воронихин был бывшим крепостным Строгановых. Комиссию «О построении Казанской церкви» возглавил граф Строганов. Главной идеей стало возведение величественного храма, подобного римскому собору Петра и Павла, но исключительно русскими мастерами и из отечественных материалов.

В отделке Казанского собора использовались: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен – пудостский известняк (из карьера близ деревни Пудость, в восьми километрах от Гатчины). Всего понадобилось 12 000 кубометров этого камня. В каменоломнях близ Выборга были добыты 56 гранитных монолитов, из которых вытесали колонны для установки их внутри здания.

Зал Казанского собора выглядит как зал дворца. Воронихин возвел поистине уникальное сооружение. Иконы для Казанского собора были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым, Ф. Брюлло, К. Брюлловым.

Длина здания с запада на восток – 72,5 метра, с севера на юг – 56,7 метра. Казанский собор стал самым высоким храмом начала XIX века. Диаметр купола превышает 17 метров. Для него впервые в мировой строительной практике Воронихиным была применена металлическая конструкция.

В нишах северного портика расположили четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В. И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И. П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов). У ног последнего размещены меч со львом, символом Швеции. На льва опирается русский щит.

Граф Строганов, считавший строительство собора делом своей жизни сам лазил на леса, проверял прочность конструкции. Вместе с рабочими обсуждал ход строительства. А работали порой и на пятнадцатиградусном морозе.

15 сентября 1811 года состоялось торжественное освящение Казанского собора. Граф Строганов вручил Александру I ключи от храма. Тогда же Казанскую икону Божией Матери с крестным ходом обнесли вокруг собора и поместили в резном иконостасе. Все сколько-нибудь важные события в царской семье отмечались после этого именно в Казанском соборе богослужениями. В Казанском соборе венчали всех членов царской семьи. Торжественно праздновались «царские дни». Особенно пышно было отмечено трехсотлетие Дома Романовых.

Из книги Покорение Сибири: Мифы и реальность автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Появление Ермака у Строгановых Ермак - личность, так скажем, темная. О нем мало что известно, несмотря на пристальное внимание к нему летописцев и историков. Начнем с имени. Р. Г. Скрынников приводит доводы разных историков, которые утверждали, что это не настоящее имя

Из книги История Византийской империи автора Диль Шарль

I ГОСУДАРИ МАКЕДОНСКОЙ ДИНАСТИИ. УКРЕПЛЕНИЕ ДИНАСТИИ (867-1025) В течение ста пятидесяти лет (с 867 по 1025) Византийская империя переживала период несравненного величия. К счастью для нее, руководившие ею в продолжение полутора столетий государи почти все без исключения были

Из книги Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья автора Саггс Генри автора Скрынников Руслан Григорьевич

ОПАЛА НА СТРОГАНОВЫХ Неслыханное обогащение пермских солепромышленников давно вызывало зависть столичной знати. Не только дворянские поместья, но и боярские вотчины далеко уступали по размерам тем землям, которыми фактически владели Строгановы.Царь Иван умер, и

автора

Из книги Невский проспект. Дом за домом автора Кирикова Людмила Александровна

Из книги Невский проспект. Дом за домом автора Кирикова Людмила Александровна

Из книги Очерки по истории географических открытий. Т. 2. Великие географические открытия (конец XV - середина XVII в.) автора Магидович Иосиф Петрович

Владения Строгановых и Кучумово царство Заметную роль в продвижении русских далеко за «Камень» и в присоединении Западной Сибири сыграли купцы Строгановы. Один из них, Аника, в XVI в. стал богатейшим человеком Соли Вычегодской, в стране коми-зырян, которые издавна

автора Блейк Сара

Глава 15 Последняя из рода Строгановых Во Франции сейчас живет внучатая племянница Сергея Григорьевича – Елена Андреевна Строганова (баронесса Элен де Людингаузен). Уникальная женщина, она совмещает в себе необыкновенную Строгановскую страсть к искусству и прекрасному

Из книги Строгановы. Самые богатые в России автора Блейк Сара

Глава 16 Наследие династии Строгановых Так что же оставили Строгановы России? Кажется, куда не посмотри – в литературе, музыке, живописи, архитектуре, географии, производстве и промышленности, нет-нет, да и всплывет имя одного из представителей этой великой

Из книги Земной круг автора Марков Сергей Николаевич

Алферий-голландец у Строгановых Трудами русских мореходов и открывателей стремились воспользоваться иностранцы. Сообщая врагам Московии список мореходов и пиратов, которых можно привлечь для борьбы со страшным «московитом», Штаден упоминал о Симоне Ван-Салингене,

автора Гавлин Михаил Львович

Происхождение Строгановых Наиболее ранняя версия происхождения рода Строгановых – от мурзы Золотой Орды – принадлежит голландскому бургомистру и ученому человеку Николаю Витзену который повествование о происхождении Строгановых в свою очередь заимствовал из

Из книги Российские предприниматели и меценаты автора Гавлин Михаил Львович

Хозяйство дома Строгановых в XVII веке В развитии производительных сил Русского государства дом Строгановых в XVI–XVII веках играл очень заметную роль. Правительство царя Михаила Федоровича при определении суммы экстренных налогов с богатых людей во втором десятилетии XVII

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Следы садов усадьбы Строгановых Во второй половине XVIII века Каменноостровский проспект, минуя стрелку Каменного острова, упирался в берег Большой Невки, на противоположной стороне которой, в Новой Деревне, раскинулась дача одного из богатейших Екатерининских вельмож,

СТРОГАНОВЫ (Строгоновы) –род российских купцов и промышленников 16–20 вв., сыгравших видную роль в освоении территорий Зауралья и Западной Сибири, крупнейшие собственники и землевладельцы, многие из которых стали известными государственными деятелями, меценатами.

По легенде, один из родственников ордынского хана согласился служить московскому князю Дмитрию Донскому , в связи с чем он принял христианство и имя Спиридон. Затребованный ханом и не пожелавший вернуться в Орду, Спиридон был якобы схвачен татарами и подвергся жестоким пыткам за нежелание вернуться в ислам: хан приказал «изстрогать на нем тело, а потом, всего на части изрубя, разбросать». Так легенда объясняет происхождение фамилии Строгановых от мученической смерти прародителя.

Однако в действительности род Строгановых ведет свое происхождение из Великого Новгорода. Родоначальник Спиридон – новгородец, современник Дмитрия Донского . Его внук Лука Кузьмич имел право сбора податей с Двинской земли. Сын Луки Кузьмича, Федор Строганов с сыновьями, начав осваивать новые угодья, перебрался в Сольвычегодск.

Его младший сын Аникей (Иоаникий, Аника) Федорович (1497–1570), учредив в 1515 на р.Вычегде соляные варницы, начал торговлю солью на берегах р.Оби. Путем неэквивалентного обмена на производимую соль с местными жителями и использования на варницах их дешевого труда скопил огромное состояние. Яков (?–1605), Григорий и Максим (?–1620) Аникеевичи продолжили дело отца и деда, построив укрепленные поселения на рр. Чусовой и Сылве (городки, остроги), принимая на работу беглых и «разбойный народ»; они становились на их варницах вольными работными людьми. В 1566 Строгановы сами попросили Ивана IV взять их земли в опричнину , чтобы захваченные ими участки находились в обработке. Сыновья Якова, Григория и Семена расширяли фамильные владения за счет земель башкир, черемисов и остяков, давали средства на снаряжение отрядов Ермака , направленного царем против войска сибирского хана Кучума. Снаряжение обошлось им в 20 000 руб., что тогда было не под силу государственной казне, истощенной опричниной и Ливонской войной .

Благодаря Ермаку, Строгановы расширили владения в Западной Сибири. Иван IV пожаловал им в награду за финансовое участие в покорении новых земель местечки Большая и Малая Соль на Волге, а также все пустующие земли по обе стороны Уральского хребта. В результате Строгановы стали богатейшими людьми страны, освобожденными от пошлин на своих землях, имеющими право суда без царских наместников, право беспошлинной торговли. Кроме того, они могли содержать войско, возводить крепости и даже освобождались от обязанности возить и кормить послов, когда таковые появлялись в их сибирских владениях. В отличие от других богатых людей, Строгановы, давая заклады государю, не принимали назад своих денег, ««прибыли себе не искали, а служили и работали великому государю и всему Московскому государству верою и правдою во всем». За это в 1610 Василий Шуйский повелел всем Строгановым и их потомкам писаться с «-вичем» (то есть по имени-отчеству) и даровал им звание «именитых людей».

От Аники Федоровича пошли 3 родовые ветви, но жизнеспособной оказалась лишь одна, от Максима Яковлевича: его внук Даниил Иванович Строганов упомянут как бывший в большом почете при дворе царя Алексея Михайловича . Слава же объединителя всех владений рода принадлежит его родственнику – Григорию Дмитриевичу (1656–1715).

В годы Северной войны 1700–1721 Строгановы оказали большую денежную помощь правительству Петра I . В 1712 трое из фамилии получили от царя за заслуги предков баронские титулы. При Петре впервые представители рода оказались на государственной службе: Александр Григорьевич Строганов женился на княжне Шереметевой, а посаженым отцом на свадьбе был сам царь. Через замужество дочерей Александра Строганова фамилия породнилась с кн. Голицыными и Шаховскими. В 18 в. Строгановы основали несколько железоделательных и медеплавильных заводов на Урале.

Сергей Григорьевич Строганов (1707–1756) играл важную роль в правление Елизаветы Петровны . Его сын Александр Сергеевич (1733–1811) участвовал в работе комиссии по составлению проекта нового уложения при Екатерине II . В конце 18 – нач. 19 в. он был президентом Академии художеств, директором Публичной библиотеки, членом Государственного совета.

Особая школа подготовки художников декоративно-прикладного искусства, основанная в 1825 правнуком – тезкой прадеда, также гр. Сергеем Григорьевичем Строгановым (1794–1882) – ныне Московский художественно-промышленный институт им. С.Г.Строганова, получила наименование «строгановского училища». Она была основным средним художественным учреждением в начале 19 в. Имя Сергея Строганова, участника Бородинской битвы и русско-турецкой войны 1828–1829, ставшего в начале 1830-х военным губернатором в Риге, затем в Минске, а с1835 – попечителем московского учебного округа – связано с самой блестящей эпохой для Московского университета. В эти годы в нем преподавали профессора – Т.Н.Грановский, Ф.И.Буслаев, С.М.Соловьев. Разлад с министром народного просвещения гр. С.С.Уваровым повлек за собой отставку Строганова, и он сосредоточился на издательской деятельности. Под его руководством были изданы Древности Российского Государства (1849–1853), а также множество монографий по истории, правоведению, искусствознанию. Много содействовал развитию археологии Причерноморья, поднял научный интерес к русской нумизматике, составил богатейшую коллекцию русских монет. В 1859–1860, со сменой императора, вновь оказался на государственной службе, стал московским военным генерал- губернатором, в 1863–1865 – председателем комитета железных дорог и одновременно главным воспитателем великих князей Николая, Александра, Владимира и Алексея Александровичей.

Гр. Павел Александрович Строганов (1772–1817) – сторонник либеральных преобразований, близкий императору Александру I , был одним из инициаторов создания и затем членом Негласного комитета при самодержце. Его брат, Григорий Александрович (1770–1857) прославился как дипломат, почетный член Петербургской АН (1832). В 1812–1816 – посланник в Стокгольме, в 1816–1821 в Константинополе, защищавший православных, проживавших на территории Турции. С 1827 был членом Государственного совета.

Существующей в современном искусствоведении стиль русской иконописи кон. 16 – нач. 17 в. (мастера Прокопий Чирин, Истома и др.) носит наименование «строгановской школы», поскольку большинство икон, написанных этими авторами, были написаны по заказу Строгановых. Для «строгановской школы» характерны миниатюрное письмо, изысканный цветовой строй, грациозное изящество поз и жестов.

В источниковедении русской истории особое место занимает т. наз. Сибирская летопись , составленная в 17 в. в одной из вотчин Строгановых, подробно излагающая участие Строгановых в организации похода Ермака.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева