Современная евгеника. Евгеника — этикопрактическая оценка возможности применения

ЕВГЕНИКА - ЭТИКОПРАКТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Мещеряков Александр Олегович

студент 1 курса, лечебного факультета, Оренбургской Государственной Медицинской Академии, РФ, г. Оренбург

Воробьев Дмитрий Олегович

научный руководитель, ассистент кафедры философии Оренбургской Государственной Медицинской Академии, РФ, г. Оренбург

Евгеника - совокупность социобиологических и политических мероприятий, направленных на улучшение наследственных характеристик человеческих популяций. Термин «евгеника» предложил в 1883 Френсис Гальтон. Согласно ему, евгеника - это наука, которая призвана разрабатывать методы социального контроля, которые «могут исправить или улучшить качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные» .

Истоком споров о евгенике является полемика о влиянии наследственности и воспитания на личность человека. Следует сразу отметить, что сами гены не закладывают никакой информации о социальном поведении (не существует генов, отвечающих за рождение хороших программистов, художников, строителей). Генотип (совокупность всех генов, которыми обладает данный организм) определяет совокупность белков, которые и являются основой признаков. Признаки могут модифицироваться под воздействием окружающей среды в определенных пределах, определяемых генотипом (норма реакции). Существуют признаки с широкой (количественные показатели: рост, вес и т. д.) и узкой (цвет глаз, волос и т. д.) нормой реакции. Совокупность генов определяет пределы развития некоторых признаков (допустим, степень развития некоторых видов памяти, цветового зрения или физической силы и выносливости), но в вопросах социального воспитания и меры развития этих способностей за окружающей средой остается последнее слово (способность программировать, наличие художественного вкуса или умение ровно укладывать кирпичи - заслуга общества) .

Введение в генетику .

Евгеника основывается на наследственных характеристиках человека, чтобы понять ее суть необходимо знать основы генетики.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Отцом генетики считается монах Грегор Мендель, который в работе «Опыты над растительными гибридами» (1865 г.) сформулировал три закона наследственности, т. н. «Законы Менделя», к которым относятся:

1. Закон единообразия гибридов первого поколения

2. Закон расщепления признаков

3. Закон независимого наследования признаков

Также Мендель показал, что некоторые наследственные задатки не смешиваются, а передаются от родителей к потомкам в виде дискретных (обособленных) единиц. Признаки, которые наследуются по законам Менделя, называются менделирующими (цвет глаз, некоторые наследственные заболевания, например серповидноклеточная анемия).

Достижения Г. Менделя были забыты вплоть до 1900 годов, когда исследования по изучению гибридизированных растений возобновились, показав справедливость законов Менделя.

Вскоре английский натуралист Уильям Бэтсон ввёл в употребление название новой научной дисциплины: генетика (в 1905 г. в частном письме и в 1906 г. публично). В 1909 году датским ботаником Вильгельмом Йогансеном введён в употребление термин «ген».

Важным вкладом в развитие генетики стала хромосомная теория наследственности

Хромосомная теория наследственности - теория, согласно которой передача наследственной информации в ряду поколений связана с передачей хромосом, в которых в определённой и линейной последовательности расположены гены

Она был разработана, прежде всего, благодаря усилиям американского генетика Томаса Хант Моргана и его учеников и сотрудников, избравших объектом своих исследований плодовую мушку Drosophila melanogaster . Изучение закономерностей сцепленного наследования позволило путем анализа результатов скрещиваний составить карты расположения генов в «группах сцепления» и сопоставить группы сцепления с хромосомами (1910-1913 гг.).

Эпоха молекулярной генетики начинается с появившихся в 1940-1950-х гг. работ, доказавших ведущую роль ДНК в передаче наследственной информации. Важнейшими шагами стали расшифровка структуры ДНК (Д. Уотсон, Ф. Крик, Х.Ф. Уилкинс), триплетного кода, описание механизмов биосинтеза белка, обнаружение рестриктаз и секвенирование ДНК .

Евгеника: за и против.

В настоящее время развитие генетики и методов генной инженерии сделали вопрос о применении евгеники снова актуальным. Современная наука предоставляет возможность изменять последовательность нуклеотидов в ДНК некоторых растений и животных. Так как человек является объектом живого мира, то возникает вопрос о возможности применения данных методов в отношении человека. С позиции большинства деятелей науки и искусства, евгенический подход может кардинально изменить облик современного человека, при этом нет никакой уверенности в том, что эти изменения будут благоприятны . Следует привести аргументы против евгеники, как с позиции современной генетики, так и с этико-моральной позиции:

1. Полимерные гены;

Еще во времена Г. Менделя было понятно, что не все признаки передаются из поколения в поколение согласно законам наследственности, которые объясняют наследование признаков с узкой нормой реакции, имеющих только один альтернативный признак (см. примеры выше). В последствие выяснилось, что многие признаки кодируются более чем одной наследственной единицей, например, многие количественные показатели с широкой нормой реакции: вес, рост и т. д. Характер их наследования гораздо удобнее исследовать статистически, чем аналитически. Таким образом, невозможно с достаточной точностью прогнозировать проявление этих признаков.

2. Сложность «уничтожения» рецессивных генов;

Многие мутантные признаки наследуются рецессивно, то есть при наличии рецессивного гена, отвечающего за дефект, и гена доминантного, отвечающего за традиционное проявление признака, фенотип будет «нормальным». Таким образом, в популяции образуется группа носителей мутантного гена, которые не проявляют никаких признаков мутации. Даже при использовании методов негативной евгеники, такого как ограничение репродукции обладателей «дефектных» признаков, полное исключение мутантного гена не гарантируется.

3. Сила гетерозигот.

В некоторых случаях организмы, имеющие как рецессивный, так и доминантный ген, более выражено проявляют какой-либо признак. Эти организмы получили название гетерозиготных. Примером могут служить гибридные сорта кукурузы, полученные от двух чистых линий, имеющие более крупные початки, чем у их предков. Последующие поколения гибридной кукурузы имеют уже меньшие размеры початков, так как их потомки уже имеют в своем генотипе либо все доминантные гены, либо все рецессивные. Это явление было названо «сверхдоминированием». Примером сверхдоминирования у человека является проявление серповидноклеточной анемии, возникающей в результате мутации гена 16-й хромосомы в локусе, контролирующем синтез гемоглобина. У пациентов, имеющих оба рецессивных гена, проявляются признаки этого заболевания, но у людей, гетерозиготных по этой паре генов, симптомы заболевания проявляются только в условиях гипоксии, но при этом обладатель такого генотипа становится устойчивым к малярии. В районах, неблагополучных в отношении малярии, примерно 80% человеческой популяции имеют гетерозиготный генотип. Как и в предыдущем случае, попытка ограничить репродукцию гомозиготных организмов не приведет к стабильному результату.

4. Ген - основа белка, а белок - основа признака;

Основным структурным компонентом любого живого существа на Земле является белок. Белки выполняют большое количество функций, и именно информация о последовательностях аминокислот (компонентах белков) в различных протеинах содержится в ДНК. Совокупность белков образует организм и влияет на проявление присущих ему признаков. Проблема изучения и контроля признаков заключается в том, что влияя на геном человека, мы влияем не на признак, а на белки, контролирующие его. Например, один белок может влиять сразу на несколько признаков (см. предыдущий пункт), но в тоже время, один признак может контролироваться множеством белков.

5. Не всегда генотип полностью определяет фенотип.

Как уже было указано выше, не все признаки (особенно поведенческие) полностью зависят от генотипа. В некоторых случаях, обладатель определенного генотипа может не проявлять признака, который должен был проявиться в данном случае: в качестве примера можно привести полидактилию или многопалость, зависящую от доминантного гена. В 20 % случаев обладатели доминантного гена многопалости имеют нормальное количество пальцев на руках. Самое главное, что признак, зависимый от генома, может проявляться различным образом. Например, трехцветность кошек, определенная их генотипом, может проявляться в самых разнообразных цветовых узорах.

6. Норма реакции

Проявление признака варьирует в пределах, заданных генотипом и степень проявления этого признака зависит в некоторой мере от воздействия окружающей среды. Пределы проявления признака, зависимого от генотипа, называют нормой реакции. Некоторые признаки обладают широкой нормой реакции и сильно зависят от условий окружающей среды. В среднем, несмотря на весьма разнообразные генотипы, дети блокадного Ленинграда ниже, чем их потомки, жившие в условии продовольственного достатка.

7. «Кто хочет стать демиургом?»

Особо жаркие дискуссии возникают при осуждении вопроса о том, какой организации делегировать право на изменение человеческого генома: государству, крупным корпорациям, исследовательским институтам или частным лицам? В любом случае, организация-творец будет стараться извлечь из своего весьма выгодного положения максимальную пользу.

8. «Предопределенность» человеческой судьбы и существования.

Внося в геном человека определенные изменения, мы напрямую влияем на судьбу человека, если не детерминируем ее. Хорошо, если мы наградим человека нечеловеческой мощью, интеллектом или ловкостью, но как объяснить сильному и выносливому морлоку, что он был лишен интеллектуальных способностей Эйнштейна или талантов Паганини во имя интересов общества.

С другой стороны, сторонники евгеники утверждают, что она, как метод и научная дисциплина демонизирована применением ее с целью достижения «расовой чистоты» в период правления А. Гитлера в 1933-1945 годах. Предполагается, что снятие запрета на внесение изменений в геном человека позволит увеличить приспособленность человека (как индивидуума, так и общества в целом) к воздействиям окружающей среды. К основным аргументам в пользу евгеники относятся:

1. Снятие генетического груза;

Вследствие развития медицины и науки качество жизни человека улучшилось, и благотворное влияние естественного отбора снизилось. В результате чего появились так называемые «болезни цивилизации», такие как ожирение, ишемическая болезнь сердца, гипертония, язвенная болезнь желудка и т. д. Следствием улучшения условий существования человека является накопление в популяции мутантных генов, которые проявляются у потомков в виде неблагоприятных признаков и генетических заболеваний.

2. Возможность влиять на геном человека

Благодаря методам евгеники у человечества появляется возможность контролировать собственное биологическое развитие в том направлении, которое будет казаться ему наиболее оптимальным.

3. Улучшение соматических характеристик человека;

Прекрасная память, продолжительная молодость, физическая сила и выносливость - все это, гипотетически, генетика способна подарить человеку уже сегодня.

4. Генотерапия и предотвращение развития генетических заболеваний;

Замена определенных генов позволила бы уже в перинатальном периоде полностью избавить человека от таких заболеваний, как хорея Гантингтона, синдром Дауна, транслокационных лейкозов, синдрома Марфана и других генетических заболеваний, причем внесение изменений в человеческий геном сделало бы бессмысленным аборт по причине наличия у плода генетических аномалий.

5. Увеличение приспособленности человека как биологического вида к окружающей среде;

В мудрых руках евгеника позволила бы человечеству быстро и эффективно подстраиваться к меняющимся условиям окружающей среды.

Евгеника «положительная» и «отрицательная»:

Методы евгеники условно делят на:

1. «Положительную» евгенику. Содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие и высокий интеллект).

2. «Отрицательную» евгенику. Прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают расово, физически или умственно неполноценными.

В настоящий момент к практикуемым методам негативной евгеники можно отнести перинатальную диагностику и практику абортов.

Исторические примеры применения евгеники

Античный мир

Базовые принципы селекции были известны еще в древности. На основе опыта разведения домашних животных и выращивании растений зародилась идея применения методов селекции в отношении человека. Особенно ярким примером практического осуществления данных принципов является древняя Спарта, славившаяся своими бесстрашными войнами. Спартанцы умерщвляли физически неполноценных детей, являясь, в некоторой мере, первооткрывателями негативной евгеники.

Платон, описывая идеальное государство, писал, что не следует растить детей неполноценных, либо рожденных от родителей, имеющих какие-либо дефекты. Он предлагал запретить оказание помощи людям с врожденными уродствами и тем, кто был изувечен в силу собственных пороков, а морально неполноценных ожидала смертная казнь.

Американская мечта

В 1904 в штате Индиана был издан закон о принудительной стерилизации преступников-рецидивистов. В течение тридцати лет «индианский метод» был введен еще сорока штатах. В какой-то мере он был даже гуманным (не идет ни в какое сравнение со спартанскими методами или ужасами холокоста): после стерилизации человек был способен получать удовольствие от полового акта, хотя и не имел возможности дать потомство. Уклонистов ожидали 3 года заключения, либо штраф в размере 1000$. Стерилизация сохраняла жизнь человеку, давая ему шанс на реабилитацию, но при этом исключала его влияние на генофонд популяции. В последствие, «индианский метод» распространился не только на преступников, но и на душевнобольных, проституток, представителей андеркласса и даже на лиц, состоящих в неосвященном в церкви браке (в результате чего стерилизации подверглось значительное количество индейцев). В результате этого программа потерпела фиаско, так как с помощью методов селекции предполагалось избавиться от «язв на теле общества», при этом не учитывались причины появления «неблагополучных элементов», среди которых были не только наследственные, но и социальные.

Впрочем, для США индианский опыт не является первым случаем применения евгеники. Южане, например, с помощью методов селекции пытались создать «породы» сильных и послушных рабов.

Нацистская германия: программа Т-4, проект « Lebensborn ».

Преступления нацистов 1933-1945 в корне изменили отношение к евгенике. В этот период применялись самые жестокие и аморальные методы «очищения арийской расы». В качестве примера можно привести программу Т-4: недееспособные, больные психическими и неврологическими заболеваниями, такими как шизофрения, БАР, эпилепсия, различные формы слабоумия, подвергались стерилизации, а спустя некоторое время программа стала предусматривать их полное уничтожение. Если говорить об эффективности этих мер, то уже к 60-ым годам XX века количество лиц, страдающих психическими заболеваниями, достигло уровня 20-ых годов. Все неарийцы признавались «недочеловеками» и подлежали умерщвлению, в целях расовой гигиены.

В тоже время проводилась программа увеличения рождаемости среди обладателей «расово чистых» жителей германии: семьям немецких полицейских выдавались дополнительные выплаты за рождение детей, а действующая программа “Lebensborn” (нем. «Источник жизни») была направлена на патронат «расово чистых» немецких детей и их родителей. На территории нацистской Германии создавались Дома матери и Дома ребенка, в которых производилось воспитание немецких детей и «германизация» детей, насильно вывезенных из оккупированных территорий.

Победа союзников в 1945 году поставила крест не только на преступлениях национал-социалистов, но и на самой евгенике (всей, не только негативной): само слово «евгеника» стало табуированным, а об идеи ее практического применения не шло и речи.

Перспективы развития евгеники как метода.

Евгеника, безусловно, послужила одним из стимулов зарождения и развития генетики человека и ее важной части – медицинской генетики. Поставленные евгеникой цели - освободить генотип человека от вредных наследственных задатков и обогатить его ценными для физического и умственного развития генами - полностью актуальны и теперь. Однако для этого еще не наступило время. Академическая стадия развития евгеники, о которой говорили ее основоположники, еще не завершена.

Факторами, лимитирующими развитие методов изменения генотипа человека, являются:

1. Недостаточное развитие генетики человека. Статистическое прогнозирование развития генетических заболеваний и признаков. Детальное изучение генетики человека, биохимии и физиологии позволило бы точно уяснить влияние генотипа на формирование фенотипа (совокупности признаков).

2. Отсутствие методов массового генетического скрининга. Скрининг - стратегия в организации здравоохранения, направленная на выявление заболеваний у клинически бессимптомных лиц в популяции. Еще не существует методов быстрого и недорогостоящего секвенирования человеческого генома (совокупности всех генов организма). Генетический скрининг позволил бы расширить понятия о генофонде (совокупности всех генов популяции) человечества и взаимовлиянии генов.

3. Табу на изменение генома человека. В наши дни основная задача медицинской генетики и медиков в целом - управлять проявлением наследственных изменений в ходе развития ребенка - создавать адаптивную среду (климат, диета, лекарства, профессиональные вредности) для исключения или снижения заболеваемости, нетрудоспособности и смертности, обеспечивать высокое качество жизни для каждого человека в соответствии с его генотипом . Однако болезнь легче предупредить, чем лечить. В аспекте предотвращения генетических заболеваний инициативу евгеники перехватывает фетальная генетическая терапия - совокупность генноинженерных (биотехнологических) и медицинских методов, направленных на внесение изменений в генетический аппарат клеток человека в целях лечения заболеваний .

О возможностях евгеники говорят результаты последних опытов по улучшению генома мышей:

· существенное улучшение некоторых видов памяти

· улучшение цветового зрения

· существенное продление периода активной молодости

· усиление регенерации тканей

· увеличение физической силы и выносливости

· снижение риска раковых заболеваний

· снижение риска ожирения

Таким образом, возможности современной генетики и современное законодательство ставят под вопрос использование евгеники в настоящий момент. Недостаточность знаний о геноме человека и невозможность аналитического прогнозирования генных, хромосомных, геномных и мультифакториальных заболеваний не позволяет прогнозировать влияние изменения генома определенного индивидуума на дальнейшее развитие человеческой популяции. Возможно, дальнейшее развитие генетики и генной терапии позволит изменять геном человека и прогнозировать влияние этих изменений на генофонд человечества. Развитие «позитивной» евгеники позволило бы избежать проблемы применения абортов с целью предотвращения рождения детей с генетическими заболеваниями.

Список литературы:

  1. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. М.: Высш. шк., 1988 г. - 424 с.
  2. Гершензон С.М., Бужиевская Т.И. Евгеника: 100 лет спустя. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/MEN/HERSH.HTM (дата обращения 3.05.2014).
  3. Дубинин Н.П. «Общая генетика» М., 1976. - 592 с.
  4. Закон РФ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» Статья 2. Основные понятия. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.garant.ru/10135402/ . (дата обращения 3.05.2014).
  5. Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику. М., 1964. - 490 с.
  6. Galton F. Inquiries Into the Human Faculty. L., 1883. - p. 305

И Мириам и Аарон говорили против Моисея,
потому что взял себе в жены египтянку;
ибо он взял в жены женщину из Египта.

Ветхий Завет. Книга Чисел. 12:1

«…Детей же низшего сорта, а также любых, рожденных с дефектами, они, как и следует, удалят в потаенное, неизвестное место…» - писал Платон в своём знаменитом труде «Государство».

Так что же такое евгеника ? В общем - это раздел социальной философии, учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств, что настоящее время решается в рамках генетики человека.

Однако почему евгенику многие до сих пор считают наукой фашиствующей, вспоминая доктора Менгеле, «решение еврейского вопроса» и план «Ост» фашистской Германии?

Фрэнсис Гальтон - ученый или расист?

Основателем евгеники (от греческого «ευγενες» - «породистый») считается двоюродный брат самого Чарльза Дарвина, английский психолог Фрэнсис Гальтон.

В году в статье «Наследственный талант и характер», а затем в книге «Наследование таланта» в году, и окончательно в конце года, в капитальном труде «Исследование человеческих способностей и их развития» им были сформулированы основные принципы евгеники - он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений - одаренность, умственные способности, здоровье. А в 1904 году Ф. Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы» .

Однако в дальнейшем Ф. Гальтона окрестили расистом, так как он считал, что некоторые расы являются неполноценными и «…слабые нации мира неизбежно должны уступить дорогу более благородным вариететам человечества…». Ему вторил и Герберт Спенсер, известный философ и социолог, основоположник позитивизма. «…Вскармливание ни на что не годных, за счет годных есть крайняя степень жестокости. Это - намеренное накопление несчастий для будущих поколений. Нет большего проклятья потомкам, чем оставить им в наследство растущую популяцию имбецилов…» - писал он в своём труде «Принципы социологии» в 1881 году.

Евгеника Платона

Однако ни Ф. Гальтон, ни Г. Спенсер не были первыми в вопросах евгеники. Ещё Платон, ученик Сократа и учитель Аристотеля, писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей, жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. А с другой стороны, идеальное общество, объяснял Платон, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство. В Спарте неполноценных по тем или иным критериям детей, с отклонениями от норм , принятых в Спарте, бросали в пропасть.

Кстати, и у народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых как неспособных выжить в суровых условиях тундры; индейцы Америки оставляли стариков умирать в одиночестве как не способных к дальним переходам. Папуасы некоторых племен Новой Гвинеи также убивали стариков, в основном, правда, мужчин, т.е. воинов, уже не способных сражаться. Это ли не «практическая», «негативная» евгеника?

«Улучшение рода человеческого»?

Таким образом, евгенику можно определить как некоторое научное направление, науку изучающую улучшение генного материала вида Homo sapiens человеческого вида - «позитивная евгеника» или устранения так называемого «генного мусора» - «негативная евгеника». В начале ХХ столетия евгеника представлялась как моральный императив, некая селекция человека, улучшение «человеческого рода».

Однако теории и даже практика евгеники нашли последователей и даже «практиков» во многих странах.

В Нью-Йорке в году, на Международном Конгрессе по вопросам евгеники, было заявлено, что «…если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90% преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации…».

Программы по «улучшению человеческого вида» через обязательную стерилизацию преступников и лиц с асоциальным поведением - насильников, «половых извращенцев», бродяг, алкоголиков осуществлялись в 1920-1930 годах во многих штатах США (Вашингтон, Калифорния, Невада, Айова, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Северная Дакота, Канзас, Мичиган, Северная Каролина, Алабама, Монтана, Юта, Миннесота, Мэн и др.), в 1930-1970 годах в Швеции, кроме того закон о стерилизации преступников, кроме США и Швеции одобрили также и правительства Норвегии, Дании, Финляндии, Эстонии, Швейцарии, Англии, Канады, Мексики, Японии и конечно, Германии.

Евгеника «в действии». Фашистская Германия. 1933-1945

Однако, после прихода к власти фашистов в 1933 году и осуществления «программ» по стерилизации, а затем и полному уничтожению«неполноценных лиц и лиц низших рас»: психически больных и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных («Программа эвтаназии Т-4»), уничтожение евреев, цыган , славян, а также гомосексуалистов, в большинстве стран эти программы были свернуты. А план «Лебенсборн» предполагал создание «сверхчеловека» арийской расы, зачатие, а затем воспитание в детских домах детей от тех немцев, которые прошли строгий расовый отбор, «не содержали примесей» еврейской и вообще любой не арийской крови у их предков. По непроверенным данным, «евгенических детей» к концу войны в Германии насчитывалось более 10 тысяч и об их дальнейшей судьбе достоверные сведения отсутствуют. Есть мнение, что многие из них были переправлены в Южную Америку.

А знаменитый биолог и этнолог Конрад Лоренц, сторонник «практической» евгеники, после Второй мировой войны стал «персоной нон грата » во многих странах.

«Свободная» Швеция - страна «негативной генетики»

Тем не менее, в Швеции, закон о стерилизации «неполноценных» действовал до… 1970 года! А последняя операция по стерилизации умственно отсталой шведки прошла в 1976 году, и, как и все предыдущие 60 тысяч стерилизаций, она не привлекла никакого внимания шведской общественности. Для большинства шведов порядок стерилизации умственно неполноценных людей был таким же естественным, как правила дорожного движения. Однако через всего через 10 лет, когда умственно отсталые и больные стали считаться полноправными членами общества и шведские власти, и сами шведы постарались об этом законе благополучно забыть.

Итак, ещё в 1934 году в Швеции был принят закон, согласно которому стерилизация «неполноценных» жителей была желательной, но исключительно «добровольной» процедурой, и так как добровольцев не нашлось, через год под давлением социал-демократов, и, в частности, Альвы Мюрдаль, ведущего идеолога партии, был опубликован манифест, в котором эта дама призвала и требовала коренным образом изменить подход к стерилизации «неполноценных» жителей страны: «Общество заинтересовано в том, чтобы свобода размножения неполноценных была ограничена… Даже если оставить в стороне долгосрочные преимущества - улучшение генофонда нации - общество уже вздохнет спокойнее, когда такие особи перестанут появляться на свет…». Отметим, что 1982 году за «гуманитарные заслуги перед человечеством» Альва Мюрдаль стала …лауреатом Нобелевской премии мира!

Евгеника в СССР

В СССР евгенику «благословил» сам Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920), призывая своих коллег-биологов к проведению евгенических экспериментов (не будучи, правда, уверенным в их моральных последствиях). Но главным организатором евгеники в СССР стал Николай Константинович Кольцов (1872-1940) - выдающийся советский биолог и организатор науки, основоположник отечественной экспериментальной биологии. В 1920 г. он организовал в Москве «Русское евгеническое общество», труды общества выходили в «Русском евгеническом журнале».

Н.К. Кольцов занялся изучением генеалогии таких выдающихся людей, как А.М.Горький, Ф.И.Шаляпин, С.А.Есенин и сделал общий вывод о богатстве «русского генофонда» и огромном разнообразии русских генотипов. Он писал: «Величайшей и наиболее ценной особенностью любой человеческой расы является именно огромное разнообразие её генотипов, обеспечивающее прогрессивную эволюцию человека… Но недостаточно, родиться от здоровых и одарённых родителей, требуется, чтобы каждый ребенок был поставлен в такие условия воспитания и образования, при которых его специфические наследственные особенности нашли бы наиболее цельное и наиболее ценное выражение в его фенотипе…». А в 1927 году он писал, что: «…в начале ХХ века возникает мысль о возможности научно влиять на размножение человека с целью предохранить человеческий род от возможности вырождения и путём отбора наиболее ценных производителей улучшить человеческую породу так же, как улучшаются путём искусственного отбора породы домашних животных и культурных растений…».

Однако вскоре евгеника была признана несовместимой с «нормами социалистической морали», хотя в 1929 г. известный генетик А.С. Серебровский и уверял, что «…евгеника могла бы в относительно быстрые сроки дать поколение людей, которые смогли бы выполнять пятилетний план социалистического строительства за 2,5 года…». В том же году деятельность «Русского евгенического общества» в СССР была прекращена.

Противником евгеники был ученик Н.К. Кольцова, Николай Петрович Дубинин, позднее возглавлявший Институт общей генетики. «…Практика по переделке генов для современного человечества была бы губительной…», писал он, «…в случае же попыток такого рода без преувеличения можно сказать, что на человечество обрушились бы демонические силы невежественной науки. Потребовалось бы разрушение семьи, высоких чувств любви, поэтическая сущность бытия человека была бы уничтожена. Человечество превратилось бы в экспериментальное стадо…». Отметим, тем не менее, что и без евгеники СССР, а затем и Россия превратилось в «экспериментальное стадо» по формированию «новой общности - советского человека», а затем, после 1991 года - в «экспериментальный материал» для различного рода политиков и экономистов.

Евгеника сегодня

Тем не менее, развитие генетики выдвинуло евгенику на передний план возможности если не «улучшения человека», то, по крайней мере, предупреждения ряда генетических заболеваний и получения здорового потомства. Именно принципы евгеники реализуются в рекомендациях по желательной или нежелательной беременности, а в ряде стран уже доступна дородовая диагностика эмбриона, развившегося в результате искусственного оплодотворения (при числе клеток всего около 10!). При этом определяется около 6000 (!) наследственных заболеваний, после чего и решается вопрос о целесообразности имплантации эмбриона в матку. Именно этот позволяет иметь собственного ребёнка парам, ранее рисковавшим из-за высокого риска наследственных генетических заболеваний.

В настоящее время развиваются методы лечения большинства генных, наследственных болезней, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. И когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, позитивная евгеника полностью потеряет смысл.

«…Сейчас евгеника - это прошлое, притом сильно запятнанное », отмечает доктор медицинских наук, профессор Т.И. Бужиевская, «…А цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед…».

А.А. Каздым
Кандидат геолого-минералогических наук
Академик Международной Академии наук

Дарвина, написанного еще в 1859 году, распродавались в считаные дни, а споры о путях эволюции и возможностях на нее повлиять не утихали ни на минуту. За несколько десятилетий, что ученые интенсивно исследовали эволюционный подход, появилось много направлений в биологии, некоторые из которых предлагали активное воздействие на ход эволюции человека.

Евгеника - что такое?

На протяжении всей своей истории человечество использовало селекцию для того, чтобы повышать урожайность сельскохозяйственных культур и производительность домашних животных. Таким образом, история евгеники имеет свои корни в самом желании человека максимально повышать производительность не только животных, но и своего собственного вида.

Отдельной дисциплины, занимающейся научной этикой в XlX веке еще не существовало, поэтому роль главного ограничителя и препятствия на пути улучшения человеческого вида взяла на себя церковь, которая активно критиковала всякие попытки вмешаться в устройство божественного творения.

Таким образом, идеи евгеники состоят в том, чтобы путем целенаправленного отбора произвести улучшение человеческого вида, осуществляя контроль над деторождением и брачными союзами.

Популярность и сомнительная репутация

В первые десятилетия XX века она приобрела такую популярность, что некоторые государства стали задумываться о применении на практике ее основных положений. Так состоялся союз Германской нацистской науки и евгеники. Именно при получили наиболее ужасное распространение такие меры, как принудительная стерилизация, эксперименты над живыми людьми и уничтожение целых групп населения, признанных правительством нежелательными.

Однако евгенические законы применялись и далеко за пределами нацистской Германии. Например, в США в некоторых штатах беднякам и людям с низким IQ предлагали вознаграждение за прохождение добровольной стерилизации. Предполагалось, что люди с нежелательными качествами могут испортить генофонд самим фактом рождения детей.

В первую очередь евгеника - изучающая искусственный отбор, главным объектом которого становится человек. Существуют два способа осуществлять контроль над таким отбором: так называемая позитивная евгеника концентрируется на стимулировании браков, в результате которых рождаются дети с востребованными чертами; негативная генетика основана на исключении рождения детей с дефектами развития или чертами, нежелательными для общества. С развитием диагностических медицинских технологий в арсенале евгеники оказались такие способы контроля рождаемости, как генетические тесты и УЗИ-диагностика.

Вернувшаяся евгеника

Что такое евгенические принципы, становится понятно, если взглянуть на проблему ретроспективно. В первую очередь стоит разобраться со значением самого слова. В переводе с древнегреческого слово переводится примерно как "благороднорожденный". Так зародилось учение евгеника. Что такое искусственный отбор, стало понятно в 1883 году, когда ученый Ф. Гальтон опубликовал свой фундаментальный труд "Исследование человеческих способностей и их развитие".

Главной опорой ученых-евгеников была идеология генетической детерминированности. Суть учения Гальтона сводилась к тому, что ни воспитание, ни образование не влияют радикальным образом на манеру поведения, но ведущую роль имеет наследственность, которая определяет, в том числе и социальное поведение.

С публикации этой книги началось победное шествие евгеники по университетам Европы. Новая наука заслужила себе место в академической среде.

Евгеника как наука. Основные положения

В 1907 году в Британии было создано Общество Гальтона, в котором занимались разработкой положений новой науки и поиском инструментов для применения их на практике. В США аналогичное общество появилось в 1921 году и получило название Американского Евгенического Общества.

История евгеники неразрывно связана с понятием социального дарвинизма, который основан на том, что только определенные классы и сословия, а также люди с некоторыми антропологическими признаками достойны продолжить свой род.

Этика евгеники основывается на том, что люди не рождаются равными, только самые достойные вправе контролировать ход эволюции человека, вмешиваясь в репродуктивный процесс. Таким образом, евгеника - изучающая селекцию человека.

Критика современников

Несмотря на победное шествие новой науки по университетам и правительственным кабинетам, далеко не все интеллектуалы поддерживали ее методы. Убежденными противниками евгенических методов были писатель Честертон, американский социолог Лестер Уорд, а также биологи Фишер и Холдейн, которые выразили сомнение в том, что стерилизация "дефективных" может привести к исчезновению из человеческой популяции нежелательных признаков.

Самый многочисленный и мощный лагерь последовательных противников принудительной стерилизации и искусственной селекции состоял из представителей религиозных организаций. Несмотря на то что на первых порах некоторые религиозные деятели с интересом отнеслись к новой науке, уже после 1930 года поддержка прекратилась. Так как против применения евгенических законов высказался папа Пий Xl, который ясно заявил, что светские власти не имеют права распоряжаться телами своих подданных.

Нацизм и понижение уровня исследований

Репутационные проблемы у евгеники как науки начались в 1930 годах, когда нацистский генетик Эрнст Рудин взялся использовать ее для оправдания преступлений Третьего рейха. К тому моменту уже было примерно понятно, как работает естественный отбор и евгеника. Что такое нацистская медицина станет понятно немного позже, но эта связь бесповоротно испортит репутацию евгенической науке.

Ближе к концу Второй мировой войны репутация евгеники была окончательно испорчена. Замечательно иллюстрацией к эволюции взглядов на методы искусственной селекции служит история Герберта Уэллса, которой из последовательного сторонника принудительной стерилизации превратился за тридцать лет в убежденного борца за права человека. В том числе он утверждал, что никто не имеет права калечить человека, каким бы тяжелым ни было его заболевание, но, напротив, общество должно брать на себя заботу о нем. Но, несмотря на сопротивление некоторых представителей общественности, в Швеции, например, принудительная кастрация "неполноценных" осуществлялась до 1976 года.

Возрождение интереса

После разоблачения преступлений нацистской Германии, вдохновленных евгеническими исследованиями, репутация науки была, казалось, окончательно испорчена. Однако после долгого забвения интерес к экспериментам вновь вернулся и теоретическим исследованиям над геномом вновь возродился, но уже в виде респектабельной генетики.

Оплотом новой евгенической революции стали США, где существует достаточное количество высокотехнологичных исследовательских центров, занимающихся генетической инженерией, клонированием и пренатальной диагностикой, занимающей особое место в данном научном направлении. Так идеи евгеники нашли свое продолжение в генной инженерии.

В 2003 году Таня Симончелли, работавшая на тот момент помощником директора по криминологии при правительстве США, заявила, что пренатационная генетическая диагностика открывает новую эру евгеники, которая, в отличие от нацистской, должна не служить человеконенавистнической идеологии, а отвечать спросу рядового населения.

Реабилитация учения

Британский эволюционный биолог заявил в своей газетной статье в 2006 году, что евгеника - наука будущего. Он также заявил, что из-за того, что науку в своих интересах использовали нацистские лидеры, на ней лежит тень, препятствовавшая на протяжении нескольких десятилетий проведению объективных исследований в этой области.

Исследователь добавил, что, по его мнению, подобный подход мало чем отличается от селекции в сельском хозяйстве. Разумеется, в своем оправдании евгенического подхода ученый основывается на том, что со времен Третьего Рейха этика науки не стояла на месте и сможет дать ответ на многие сложные вопросы и помочь найти решение в неоднозначных ситуациях.

Однако подход Докинза существенно отличается от его предшественников. Он не столько предлагает влиять на результат беременности и заниматься искусственным отбором, сколько настаивает на том, что евгеника поможет человеку больше узнать о самом себе. Например, после прохождения генетических тестов родители не станут тратить время на обучение ребенка музыке, если тесты не покажут соответствующих способностей. Предполагается, что подобные тесты помогут улучшить достижения в спорте, если люди будут знать свои сильные и слабые стороны. По мнению Докинза, решением многих проблем современного мира может стать генетика и евгеника.

Предлагает вспомнить Международный комитет по биоэтике, члены которого считают, что такой подход открывает дорогу дискриминации и стигматизации и ставит под сомнение идею всеобщего равенства людей.

Несмотря на то что современные сторонники евгеники всячески избегают сравнения с практиками двадцатого века, используя слова "репродуктивная генетика" и "зародышевый выбор", фактически все эти исследования являются частью селекции человека.

Одна из наиболее распространенных сегодня медицинских процедур - пренатальный скрининг - тоже может рассматриваться как форма реализации евгенического подхода. С медицинской точки зрения, такой скрининг может предупредить рождение ребенка с серьезными генетическими отклонениями и наследственными заболеваниями.

Современная евгеника: проблемы с эффективностью

Впервые о сложностях с реализацией генетического отбора способами евгеники заявил в 1915 году который считал, что личностные характеристики не могут передаваться по наследству он, например, сомневался, что склонность к насилию и преступности может передаваться от родителей детям и указывал на то, что наследование происходит социальным путем через воспитание, а не через геном.

Кроме того, он привел результаты наблюдений за мухами, которые свидетельствовали о том, что негативные факторы - такие как лишние пары глаз или лап - появляются у дрозофил не только в результате наследования, но и как следствие мутаций.

Однако сегодня наука евгеника опирается на более совершенные технологии. Например, тесты, которые семейные пары проходят, прежде чем зачать ребенка, позволяют определить, существует ли риск рождения ребенка с генетическими отклонениями и, соответственно, отказаться от рождения в таком случае. Но и про этот высокотехнологичный тест нельзя сказать, что он дает стопроцентную защиту от ошибки: известны случаи, когда пары, решившие все же зачать ребенка несмотря на отрицательный результат тестирования, рождали здоровых детей.

Потеря генетического разнообразия

Специалисты по генетике и эволюционной биологии бьют тревогу из-за того, что чрезмерная увлеченность селективной политикой может привести деградации человеческой популяции подобно тому, как деградируют популяции, проживающие в очень маленьких ареалах или на островах.

Эдвард Миллер настаивает на том, что любому поколению надо дать возможность внести свой маленький вклад в эволюционное развитие вида и указывает на то, что даже явления, которые могут казаться нам отрицательными, в конечном счете имеют огромное значение для биологического развития.

Оппозиция к евгенике

Большинство противников евгеники указывают на то, что какими бы благими ни были намерения исследователей, в конечном счете все это приведет к действиями противоречащим этике. К таким действиям противники евгеники относят принудительную стерилизацию, генетическую дискриминацию, сегрегацию и, возможно, геноцид.

В свое основополагающей статье об эволюции Лори Эндрюс утверждает, что злоупотребление возможностью вмешиваться в ход эволюции приведет к появлению так называемого постчеловека, который может отличаться от современного непредсказуемым набором качеств. Кроме того, он рекомендует не вмешиваться в такие фундаментальные процессы, как старение и продолжительность жизни, которыми как раз и заинтересована евгеника.

Что такое человеческая жизнь? Каков ее смысл и может ли человек брать на себя роль творца? Этими вопросами задаются многочисленные специалисты по биоэтике. Ответов на данный момент существует множество, но все они не кажутся убедительными, а это значит, что над решением этических задач будет биться не одно поколение биологов, этиков, философов и богословов. Проблемы евгеники достойны того, чтобы им уделяли самое пристальное внимание.

В истории науки в вопросе соотношения биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии человека, или в его онтогенезе, встречаются самые различные точки зрения. Так, немецкий биолог Э. Геккель, много сделавший для утверждения учения Дарвина, полагал, что развитие человека и общества определяется главным образом биологическими факторами, а двигателем общественного развития и эволюции человека являются борьба за существование и естественный отбор. Поэтому возникновение социал-дарвинизма, стоящего как раз на подобной точке зрения, часто связывают именно с именем Геккеля.

Двоюродный брат Ч. Дарвина - Ф. Гальтон в 1869 г. впервые сформулировал принципы евгеники. Он предложил изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умственные способности, одаренность) будущих поколений. При этом прогрессивные ученые ставили перед евгеникой гуманные цели. Однако ее идеи нередко использовались для оправдания расизма, как это произошло с фашистской расовой теорией. Окончательное отвращение общественности от идеи усовершенствования человеческой породы произошло после полномасштабных акций по эвтаназии неполноценных. В Германии, где евгеника стала частью официальной идеологии правящего национал-социалистского режима.

В нацистской Германии (1933-1945) использовалась стерилизация и умерщвление по отношению к «неполноценным лицам»: психическим больным, гомосексуалистам, цыганам. Затем последовало их уничтожение, а также тотальное уничтожение евреев.

Нацистские евгенические программы, которые проводились в рамках предотвращения вырождения немецкого народа, как представителя «арийской расы»

Так, Гальтон в 1870 г. в книге «Наследственный гений» утверждал превосходство северной (нордической) расы людей (в том числе и умственное), а также белых над неграми. Он полагал, что представители превосходящей расы не должны вступать в брак с представителями отсталой. Гальтон был расистом и считал африканцев неполноценными. В своей книге «Тропическая Южная Африка» он писал: «Эти дикари напрашиваются на рабство. У них, вообще говоря, отсутствует независимость, они идут за хозяином, как спаниель». «Слабые нации мира неизбежно должны уступить дорогу более благородным вариететам человечества…» Он также считал, что бедные и больные недостойны иметь потомство.

В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках медицинской генетики.

Однако и по сей день появляются работы, в которых говорится о генетических различиях между расами, о более низком негров и т.п., т.е. делается вывод о том, что коэффициент умственных способностей определяется прежде всего наследственностью и расовой принадлежностью. В действительности самые серьезные и тщательные исследования показывают, что особенности генотипа проявляются не на расовом, а на индивидуальном уровне. У каждого человека генотип уникален. А различия обусловлены не только наследственностью, но и средой.

В современной литературе существует два различных подхода к решению проблемы о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека.

Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Данная концепция получила название пансоциологизм. Рассматривая эту проблему, следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии человека различаются два периода - эмбриональный и постэмбриональный. Первый охватывает промежуток времени с момента оплодотворения женской яйцеклетки мужским сперматозоидом и до рождения ребенка, т.е. период внутриутробного развития человеческого эмбриона (зародыша).

«В эмбриональный период, - пишет академик Н.П. Дубинин, - развитие организма происходит по жестко закрепленной генетической программе и сравнительно слабом (через организм матери) влиянии окружающей физической и социальной среды». Уже на самой ранней стадии развития эмбриона начинается реализация генетической программы, полученной от родителей и закрепленной в хромосомах ДНК. При этом развитие человеческого эмбриона и эмбрионов в других позвоночных очень сходно, особенно на ранних стадиях. А длительно сохраняющееся сходство эмбрионов человека и обезьян свидетельствует об их филогенетическом родстве и единстве происхождения.

Каждый человек является носителем специфического, индивидуального набора генов, вследствие чего он, как уже говорилось, генетически уникален. Свойства человека, как и других живых существ, во многом детерминированы генотипом, а их передача от поколения к поколению происходит на основе законов наследственности. Индивид наследует от родителей такие свойства, как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз и волос, химическую активность клеток. Многие также говорят о наследовании способности к вычислению в уме, склонности к тем или иным наукам и т.д.

На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способности, как таковые, а лишь их задатки, в большей или меньшей степени проявляющиеся в условиях среды. Генетическим материалом у человека, как и у других млекопитающих, является ДНК, которая находится в хромосомах.

Хромосомы каждой клетки человека несут в себе несколько миллионов генов. Но генетические возможности, задатки реализуются только в том случае, если ребенок с раннего детства находится в общении с людьми, в соответствующей социальной среде. Если, например, у человека нет возможности заниматься музыкой, то его врожденные музыкальные задатки так и останутся неразвитыми.

Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, он угаснет, не успев реализоваться. Ярким примером этого могут служить многочисленные случаи, когда младенцы силой обстоятельств попадали в джунгли и проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное, овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались психические функции человека. Это свидетельствует о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.

Введение

    Понятие евгеника

    Виды евгеники

    Евгеника и современность

    Заключение

    Литература

Введение

Не так давно в нашей науке слова «евгеника» и «генетика» были ругательными. С генетики проклятие со временем сняли, а вот евгеника – наука об улучшении человеческого рода – так и остается чем-то сомнительным, связанным с бесчеловечными экспериментами нацистов и другими опытами того же толка. Евгеника – это что-то вроде "больного вопроса" для человечества. Поэтому поговорить о ней не только интересно, но и полезно.

Это учение в современном его понимании зародилось в Англии, его лидером был Френсис Гальтон - двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника».

В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека. В связи с быстрым развитием генетики вообще и геномики в частности евгеника как самостоятельная наука утратила свой смысл.

Понятие евгеника

Евгеника (от греч. – «хорошего рода», «породистый») – учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств. В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

Первый, кто поставил перед собой этот вопрос, был Фрэнсис Гальтон - двоюродный брат Чарльза Дарвина. Гальтон намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии».

Хорошо известны предложения Платона по евгеническому устройству общества. Он считал, что не следует растить детей с дефектами или рожденных от неполноценных родителей.

Виды евгеники

Различают «позитивную» и «негативную» евгенику (хотя грань между ними условна).

В позитивной евгенике во главу угла ставится вопрос о содействии воспроизводству людей с генетическим кодом, не загрязненным наследственными заболеваниями, а также людей с высоким интеллектом.

В негативной евгенике большее внимание уделяется прекращению воспроизводства физически или умственно неполноценных людей, а также людей, имеющих опасные наследственные заболевания. Негативная евгеника требует, чтобы "негодный человеческий материал" более не размножался. Из данных генетики был сделан вывод, что люди так же, как и растения и животные, должны быть отделены от своих менее полезных членов посредством принудительной стерилизации, тогда как размножаться могут только самые здоровые особи.

Широкую реализацию получила негативная евгеника: во многих странах мира быстро завоевала популярность «научно обоснованная» стерилизация людей, объявленных в конкретном обществе неугодными.

В Китае, Индии широко практикуют диагностику пола плода и часто абортируют девочек. В Германии были объявленные неполноценными евреи и цыгане, несущие угрозу политическому строю представители других политических партий, душевно больные люди, а также гомосексуалисты; в США стерилизации и кастрации подвергались половые извращенцы и коммунисты.

Евгеника и современность

Доводы «За»

Предполагается, что в развитых странах растет т. н. генетический груз. В том числе это может быть результатом сохранения маложизнеспособных особей. Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденные генетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям.

Доводы «Против»

Во-первых, слабо изучено наследование многих признаков, которые рассматриваются в современном обществе как отрицательные и положительных.

Во-вторых, лица, страдающие врожденными соматическими дефектами могут обладать интеллектуальными качествами, ценными для общества.

Заключение

Итак, евгеника безусловно послужила одним из стимулов зарождения и развития генетики человека и ее важной части - медицинской генетики. Поставленные евгеникой цели - освободить генотип человека от вредных наследственных задатков и обогатить его ценными для физического и умственного развития генами - полностью актуальны и теперь.

Как бы ни были гуманны побудительные мотивы евгеники - сделать человечество более здоровым, красивым, одаренным и, в конечном счете, более счастливым, - в самой ее сути есть какой-то изъян. Она не вписывается в сложную структуру человеческого общества, сотканного из противоречий не только биологических, но и юридических, социальных, психологических, религиозных.

Литература

    http://ethology.ru/

    http://www.13min.ru/

    http://www.53l.ru/

    http://ru.wikipedia.org