Средний балл сдачи егэ по обществознанию. Как отличаются баллы ЕГЭ по регионам: результаты школьников и региональное неравенство. Статистика результатов и особенности проведения

Cотрудникам ГИБДД вернут право проверять документы водителей вне стационарных постов. Соответствующий приказ МВД проходит финальные стадии согласования . Каковы будут последствия для водителей, и спровоцирует ли новый регламент «гаишный беспредел»?

«Назовите причину остановки…»

С этой фразы «грамотные» водители нередко начинают общение с инспектором ДПС. Пресловутый приказ №185 включает норму, которая якобы запрещает инспекторам ДПС останавливать автомобили вне стационарных постов без не дай бог какой причины. Так, по крайней мере, приказ трактуется многими водителями, провоцируя их сходу оспаривать законность остановки.

Ситуация усугубилась массовым закрытием в 2012 году постов ДПС по всей стране, которые вдруг посчитали неэффективными: дескать, преступник всегда найдет способ объехать пост, а инспекторы вместо работы отсиживаются в комфорте.

В сочетании с формулировкой приказа №185 это дало почву для регулярных конфликтов: водители нередко считали, что почти любая остановка незаконна.

Что может инспектор

Если внимательно читать приказ №185, он запрещает инспектору останавливать машину вне стационарных постов лишь для проверки документов. Но есть еще девять причин остановки, среди которых наиболее популярная – установление инспектором признаков нарушения.

Само правонарушение инспектор может выявить с помощью технических средств, например, радара, но может и заподозрить его. Этого вполне достаточно для остановки.

– Скажем, состояние алкогольного опьянения или степень затонированности автомобиля инспектор может установить только с использованием специальных приборов уже после остановки, – поясняет автоэксперт Юрий Панченко. – Однако выявить признаки нарушения визуально и остановить автомобиль для детальной проверки он вправе.

Впрочем, основанием для проверки документов водителя является уже выявленное нарушение, ориентировка или указания в рамках спецопераций. То есть нынешний регламент запрещает остановку и проверку документов совсем без причины, хотя к нарушителям это послабление не относится.

Нерабочая норма

В любом случае, запрет легко обходится, поскольку инспектор всегда может объяснить причину остановки законными основаниями, сославшись на ориентировки диспетчера или собственное подозрение.

– С 2006 года я отслеживаю интересные постановления судов, но только один раз в Архангельской области мне встретился прецедент, когда суд принял аргументы водителя, поскольку сам инспектор признался, что единственной причиной остановки стало желание проверить документы. Но если сотрудник ДПС себе не враг, он назовет или придумает множество других причин, – поясняет Юрий Панченко. – Более того, есть еще внутренний регламент (приказ №186), который разрешает инспектору назвать любую причину остановки, в том числе необходимость в проверке документов, если он подозревает водителя в совершении серьезного правонарушения.

Таким образом, на практике норма не действует, а из-за неверной интерпретации провоцирует водителей на заведомо проигрышный конфликт. Оспорить в суде законность остановки крайне проблематично.

Что изменится

О возможности изъятии запрета на проверку документов вне постов на недавнем совещании у президента соообщил первый замглавы МВД Александр Горовой. Норму он назвал ошибочной, подчеркнув, что транспортная логистика и география страны требуют иного подхода. Соответствующий приказ готовится уже не первый месяц и, по данным «Коммерсанта «, сейчас находится в стадии финального согласования.

В новом приказе прописано право сотрудников МВД останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа и другие документы. Согласно новой редакции, на вопрос о причинах остановки инспектор сможет сказать прямо: «Проверка документов». С одной стороны, это развязывает руки: сотрудники ДПС смогут остановить понравившуюся машину, проверить документы, включая полис ОСАГО, и отнять у водителя время, не изобретая сложных обоснований.

С другой стороны, при желании все то же самое делается и в рамках нынешнего регламента, а попытка водителя разыграть карту «причина остановки» не принесет ему осязаемых выгод, кроме затягивания спора.

Кроме того, особенного смысла злоупотреблять новой формулировкой, по сути, нет.

– Понимаете, пока инспектор проверяет документы у одного водителя, мимо проезжают еще четыре, – рассуждает Юрий Панченко. – Поэтому в любом случае инспктор настроен остановить машину, которая дает повод для подозрений или откровенно нарушает. По существу новая редакция законопроекта не изменит ничего, зато убавит пыл «умников», которые изначально не понимали суть приказа №185.

Каждый автолюбитель сталкивался с ситуацией, когда на дороге сотрудник ГИБДД взмахивает своей полосатой палочкой, требуя остановиться. Причина может быть разная. Каждый водитель просто обязан знать, на каком основании его могут остановить полицейские. Просто так делать это запрещено. Имеется Приказ МВД РФ, в котором оговариваются законные причины остановки транспортного средства. Лучше, если каждый водитель будет ознакомлен с этим документом, чтобы на дороге не возникало недоразумений.

Обоснованные причины для остановки машины

Если внимательно изучить Приказ МВД РФ № 185 от 2 марта 2009 года, то можно ознакомиться с обоснованными причинами, на основании которых инспектор имеет право остановить личный транспорт:

1. Если имеются явные нарушения правил дорожного движения со стороны водителя, которые зафиксированы при помощи прибора или визуально. Сюда можно отнести:

2. Причины остановки автомобиля порой непонятны водителям, но иногда у инспектора имеется информация, что в машине передвигаются подозреваемые в преступлении или совершении дорожно-транспортного происшествия.

3. Если по данным оперативной сводки автомобиль находится в розыске, то есть все основания его остановить.

4. При наличии у инспектора информации, что в автомобиле находится важный свидетель происшествия или преступления, с которого необходимо взять показания.

5. Причина остановки может быть необходимость использовать водителя в качестве понятого.

6. Необходимость осуществления регулировочных действий также может потребовать остановить машину.

7. Если срочно необходим автомобиль пострадавшим, медицинским работникам или сотрудникам полиции, то это тоже законная причина остановки транспортного средства 2016 сотрудниками ДПС.

8. Остановить машину сотрудники могут, если проводятся оперативные мероприятия. Но для этого у полицейских в обязательном порядке должны быть соответствующие документы, которые они могут предъявить водителям.

Согласно статистике, наиболее частая причина остановки транспортного средства (2016) сотрудниками - это проверка документов. Но автолюбители должны знать, что такая процедура обязательно проводится только на стационарном посту ДПС. Если остановка осуществляется в неположенном месте, то водитель вправе не предъявлять документы или потребовать ориентировку, согласно которой и проводится проверка.

Необходимо также помнить, что документы для проверки можно предоставлять только сотрудникам ДПС или ГИБДД, другие службы не вправе их требовать от водителя.

Как законная причина остановки ДПС транспортного средства может быть рассмотрена необходимость проверки багажника. Это вполне правомерно, но в процессе досмотра должен составляться протокол и необходимо присутствие понятых.

Что должен делать водитель после остановки

Согласно правилам, водитель обязан остановиться, если того требует сотрудник ДПС, причем причина остановки транспортного средства (2016 года правила это подтверждают) может быть любая. После остановки необходимо совершить следующие действия:

  1. Остановить машину таким образом, чтобы она не мешала движению других автолюбителей, если не указано точное место парковки полицейским.
  2. Необходимо не забыть включить сигнал правого поворота и припарковаться на обочине дороги.
  3. Если нет уверенности в правильном выборе места остановки, то можно включить аварийный сигнал, чтобы было оправдание в виде поломки транспорта для объяснения неправильной парковки, ведь полицейские могут придраться и к этому.
  4. Если водитель не рассчитал и остановился слишком далеко от инспектора, то он может сдать назад или подождать, пока сотрудник ГИБДД подойдет сам.

Независимо от причины остановки машины сотрудник должен представиться и предъявить свои документы автолюбителю, а потом озвучить основание для остановки.

Правильный порядок остановки транспорта

Причины остановки ДПС могут быть разными, но имеются некоторые правила, которым должны следовать сотрудники полиции, когда останавливают транспортное средство:

  1. Отдавая сигнал к остановке, сотрудник ДПС должен указать место парковки. Остановка там должна быть разрешена.
  2. Водитель не имеет права останавливать машину в неположенном месте, но из этого правила есть исключения:
  • Экстренные ситуации, связанные с пресечением противоправных действий.
  • Регулировочные мероприятия.
  • Препятствие причинению вреда жизни и здоровья.
  • Патрульная машина может указать конкретное место.

3. Если сотрудники останавливают машину, то они не могут воспользоваться ею для погони за преступником. Они могут попросить оказать помощь, но управлять средством должен при этом только владелец.

Когда возможна принудительная остановка

Бывают принудительные причины остановки транспортного средства, тогда для этого сотрудники могут использовать:

  • Технические средства: дубинки, электрошокер, газовое оружие.
  • Сигналы светофора иди регулировщика, которые означают полную остановку движения.
  • Сотрудники могут заблокировать дорогу служебной машиной с включенной сигнализацией.
  • Если это позволяет ситуация сотрудники ДПС могут воспользоваться табельным оружием.

После полной остановки транспорта, сотрудник должен подойти к машине с водительской стороны и представиться, а также назвать причину остановки.

Какие документы надо предъявить сотруднику ДПС

После того как вас остановили, работник ДПС вправе потребовать предъявить следующие документы:


Все эти документы водитель имеет право предоставить через окно машины, выходить совсем не обязательно, независимо от причины остановки сотрудниками ДПС. Автолюбитель должен выйти из автомобиля, если:

  • Обнаружена в машине неисправность и ее необходимо срочно устранить.
  • Имеются признаки употребления алкогольных напитков.
  • Если необходим осмотр машины или сверка номеров на двигателе или других комплектующих.
  • Требуется оформить документы, фиксирующие нарушение.

Не обязан водитель садиться в патрульную машину, если полицейские этого требуют. Он не может отказаться только в том случае, если у сотрудников ДПС имеются основания для его задержания или ареста.

Управление транспортом в нетрезвом виде

На дорогах бывают случаи, когда сотрудники ДПС просто не могут не остановить автомобиль. Это управление в нетрезвом виде, что заметно по неуверенной езде, совершению нарушений правил дорожного движения.

Заподозрить наличие опьянения сотрудники после остановки могут по запаху алкоголя, невнятной речи, неадекватному поведению. Зафиксировать нарушение можно только после освидетельствования. Оно может проводиться в присутствии понятых или если осуществляется видеозапись. Если у сотрудников имеется алкотестер, то процедура проводится на месте остановки, при отсутствии такового водителя отправляют в медучреждение.

Если опьянение подтвердится, то водителю придется распрощаться со своим автомобилем, скорее всего, заплатить штраф и лишиться прав на некоторый срок, который определяется судом. Но если алкоголь не обнаружен, то сотрудники ДПС обязаны доставить водителя к его машине.

Когда автомобиль обязательно остановит инспектор

Когда сотрудник ДПС работает на дороге длительное время, то он уже интуитивно чувствует, какой автомобиль необходимо остановить в первую очередь. Эти признаки известны далеко не всем водителям, но ниже можно с ними познакомиться:

  1. Если автомобиль едет, виляя по дороге, резко тормозит или ускоряется, то на 100% можно быть уверенным, что машину остановят. Первым делом на ум инспектору приходит мысль, что водитель пьян, но так может вести себя человек, которому вдруг стало плохо. Тогда остановка может спасти ему жизнь, сотрудники вызовут скорую.
  2. Если автолюбитель, в надеже, что инспектор отвлекся и не смотрит в его сторону, совершает нарушение, то остановка неизбежна.
  3. Если инспектор видит, что автолюбитель перед постом делает резкую перестройку, то у него может возникнуть подозрение, что водитель избегает встречи с ДПС.
  4. Даже слишком осторожная езда вызывает подозрение у инспекторов, и это также распространенная причина остановки. Полицейские уже знают, что излишне осторожничают на дороге те, кто едет без прав или излишне перебрал накануне.
  5. Если номера плохо видны на машине, то практически в 100% случаев водителя остановят.
  6. Видимые повреждения также могут заставить инспектора вас затормозить.
  7. Остановке подлежат автолюбители, которые любят моргать фарами, предупреждая других о встрече с автоинспекторами.
  8. Если осуществляется буксировка автомобиля, то остановиться также могут потребовать, чтобы удостовериться, что не совершается угон.
  9. Если ваш автомобиль очень похож на тот, который числится в розыске, то остановка неизбежна.

Согласитесь, эти причины остановки транспортного средства сотрудниками вполне обоснованы.

Проверка документов на дороге

Довольно часто автолюбители встречаются с сотрудниками ДПС на дорогах, которые останавливают практически всех подряд, объясняя это плановой проверкой документов.

Водители должны знать, что такая процедура разрешается только на посту ДПС, если вас останавливают для этих целей в неустановленном месте, то это превышение полномочий, если только у полицейских нет очень важной для этого причины.

Автолюбитель имеет полное право не предъявлять документы, если проверка осуществляется в неположенном месте или нет специальной ориентировки, которую автоинспектор должен предъявить.

Нюансы в законодательстве 2016-2017 года

Хоть раз за весь свой водительский стаж автолюбитель сталкивался с сотрудниками полиции, которые одеты не по форме, а в повседневную одежду. Объяснялось это ведением скрытого патрулирования для выявления нарушений.

В 2017 году в законодательство внесена поправка, которая запрещает такой вид деятельности. Если осуществляется патрулирование, то сотрудник должен быть в форме. Если автолюбителя останавливает человек в штатской одежде и представляется сотрудником ДПС, то он имеет право не реагировать на его сигналы и ехать дальше.

Совсем другое дело, если автомобиль останавливает сотрудник в форме, а водитель не реагирует. Тогда он имеет право последовать за транспортным средством и применять световые или звуковые сигналы, чтобы заставить водителя остановиться. Если автолюбитель никак не реагирует, то автоинспектору разрешено использовать громкоговоритель или осуществлять принудительную остановку.

Законодательство регламентирует процесс остановки транспортного средства, было бы хорошо, если бы с ним были ознакомлены автолюбители, чтобы знать, какие могут быть причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС.

Имеется еще одно новшество. На трассах, проходящих за городом, сотрудники ДПС могут остановить автомобиль только в том случае, если они выполняют патрулирование на служебном транспорте с мигалкой и цветографической схемой.

Если патрулирование осуществляется скрытое, и автомобиль сотрудников полиции не имеет специальной окраски, то останавливать автолюбителей они не имеют права. Есть еще одно дополнение: если при проверке обнаружен истекший срок годности доверенности на управление транспортом, то сотрудники должны помочь добраться до города или другого населенного пункта.

Довольно часто, когда автолюбителя останавливает сотрудник ДПС, водитель начинает громко и раздраженно протестовать, возмущаться, что в корне неправильно. Вот некоторые рекомендации, которые помогут наладить общение независимо от того, какова причина остановки автомобиля:

  • Общаться необходимо спокойно и вежливо. Сотрудник находится при исполнении своих обязанностей, поэтому оскорбления могут быть чреваты применением дополнительных санкций.
  • Если на вас пытаются надавить или запугать, не поддавайтесь.
  • Отстаивайте свою правоту, если вы в ней уверены на все 100%, но делайте это спокойно.
  • Доказывая свою правоту, используйте понятия из правил дорожного движения, даже если вы их помните не совсем точно.
  • Никогда не стоит забывать о своих правах, но надо помнить, что сотрудники ДПС, выполняя свою работу, тоже их имеют.

Если во время общения с сотрудником ДПС у вас появились сомнения в правомерности его действий, то необходимо попросить его предоставить служебное удостоверение. Регламентом установлено, что функции сотрудника ГИБДД может выполнять инспектор только на основании приказа руководства. Если такового нет, то его действия незаконны. Автолюбитель имеет право попросить номер телефона, чтобы позвонить дежурному и убедиться в наличии распоряжения относительно этого постового.

Заключение

Ни один водитель не застрахован на дороге от встречи с сотрудником ДПС. Чаще всего причина остановки - это предъявления штрафных санкций по поводу нарушения правил дорожного движения или совершения правонарушения на дороге. Если водитель управляет транспортным средством в трезвом виде, соблюдает все правила, является вежливым по отношению к таким же автолюбителям на дороге, то мала вероятность остановки ДПС.

Нелишним будет для каждого автолюбителя хоть немного просветиться в плане изучения своих прав, чтобы уметь противостоять незаконному натиску сотрудников полиции, а такое также случается. Выезжая на дорогу, каждый автолюбитель должен знать, что он берет на себя ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь пешеходов.

Сложно себе представить управление автомобилем без остановок госавтоинспекторами по самым различным причинам, которые иной раз назвать не может сам инспектор. Законодательство, регулируя правоотношения между автомобилистом и инспектором ГИБДД, разъясняет, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины.

Основания для остановки

Многие автомобилисты сталкивались с такой ситуацией, когда остановивший их инспектор не мог внятно объяснить основания для остановки, между тем, подобные действия со стороны сотрудника ГИБДД являлись незаконными, что зафиксировано в Приказе №185 МВД РФ, от 02 марта 2009 года.

Однако, в октябре 2017 года Приказом №644 с принятием нового Административного регламента были введены коррективы, отменившие прежнее положение и добавившие п.84, позволяющий останавливать автомобилиста в следующих обстоятельствах:

  1. Нарушение ПДД со стороны автомобилиста, при визуальной фиксации неправомерных действий, либо с использованием особой техники.
  2. Подозрение в причастности к ДТП, преступлению, иному правонарушению. Как правило, подобные остановки совершаются при наличии ориентировок, оперативной информации.
  3. Установление факта нахождения авто в розыске, согласно располагаемым госавтоинспектором сведениям.
  4. Выступление автомобилиста в роли свидетеля преступления, правонарушения или в качестве понятого.
  5. Потребность в использовании машины работниками ГИБДД или медиками.
  6. Наличие ограничений по эксплуатации машины.
  7. В целях оказания помощи пострадавшим.
  8. Выполнение действий согласно текущих распоряжений, для плановой проверки по перевозке запрещенных предметов, розыска определенных лиц, когда проверке подлежит каждое ТС в выделенной зоне.
  9. Возникновение на дорогах опасностей вследствие какой-либо чрезвычайной ситуации.
  10. Проверка законности права водителя эксплуатировать конкретное транспортное средство и перевозить груз.

Таким образом, представитель ГИБДД вправе проверить документы водителя, что делает возможным остановку не только на постах ДПС, но и вне их. Важно, чтобы инспектор, остановивший автомобиль, назвал причину проверки документов. В противном случае, его требование считается незаконным.

Поведение водителя при остановке представителем ГИБДД

Когда инспектор требует автомобиль остановиться, необходимо прекратить движение и уточнить об основаниях для проверки. Игнорирование требования ГИБДД является серьезным нарушением и дает право на задержание.

Инспектор подает специальный сигнал об остановке, в зависимости от ситуации на дороге и времени суток, однако только в тех зонах, где могут совершать остановку авто согласно ПДД. Исключение составляют случаи, когда представитель ГАИ намерен пресечь какое-либо преступление/правонарушение, либо в ситуациях опасности нанесения вреда иным участникам движения и их имуществу.

Алгоритм, что делать автомобилисту при разговоре с инспектором, выглядит следующим образом:

  1. Должностное лицо подходит к водителю и представляется, называя свое звание и ФИО.
  2. Водителю объясняют причину, побудившую остановить машину.
  3. По требованию автомобилиста, должностное лицо обязано показать удостоверение и сообщить свои данные.
  4. Инспектор требует передать документы и сообщает, какие права и обязанности имеются у автомобилиста, если предполагается привлечение в роли понятого.
  5. Выход из ТС неправомочен, если только нахождение рядом с машиной не несет риска для жизни представителя закона, либо при потребности в помощи при устранении технической неисправности, нарушения.
  6. В случае, если представитель ГАИ остановил транспорт и долгое время не подходит, водитель вправе продолжить свой путь, так как остановка для проверки производится только на короткий промежуток времени.

ВАЖНО! Выявление правонарушения влечет остановку инспектором с дальнейшим разъяснением, в чем конкретно заключается нарушение.

В стандартных ситуация проверка предполагает исключительно изучение документов на машину и удостоверения, однако, при подозрении серьезных преступлений или правонарушений, инспектор вправе обоснованно требовать представить авто к осмотру, досмотреть вещи водителя и пассажиров.

На видео об остановке сотрудником ГИБДД

Общение с представителем закона в процессе разбирательства должно быть вежливым, инспектор не вправе применять методы запугивания. Со своей стороны, водитель вправе отстаивать собственную позицию, при несогласии с мнением госавтоинспектора. Однако, при защите своих прав, не следует забывать о вежливости и чувстве такта.

Многие не знают, имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины движущуюся технику. На основании приказа Министерства РФ от 20.10.2017г. №644 инспектор может предпринять меры к задержанию машины на основаниях, перечисленных в документе. В иных ситуациях сделать этого он не имеет права, иначе это будет являться превышением полномочий.

В приказе №185 от 2009г. содержалась информация о том, что остановка автомобиля без явных на то оснований строго запрещена. На данный момент этот документ не действует. С 20 октября вступил в силу приказ №644, на основании которого был введен обновленный регламент. До этого он включал 270 пунктов, сейчас документ состоит из 344.

Причин для задержания ТС согласно обновленному регламенту существует множество. Сотруднику ГИБДД разрешено останавливать движущуюся машину в следующих случаях:

  • Автолюбитель нарушил правила ДД. Инспектор ГАИ может определить данный факт на взгляд или записать его посредством спецтехники.
  • Собственник техники или пассажиры – участники аварийной ситуации, правонарушения или преступного деяния. У сотрудника ГИБДД обычно имеется ориентировка.
  • ГАИ разрешено останавливать автотехнику для осмотра бумаг, если он предполагает, что данные граждане являются участниками преступления, разыскиваются полицией.
  • Автомобиль в угоне или разыскивается службами. Останавливать технику ДПС разрешено при наличии сведений о данном факте.
  • Чтобы гражданин предоставил информацию, если при нем была совершена авария.
  • Останавливать ТС сотруднику ГИБДД допустимо для обращения к водителю с просьбой выступить свидетелем.
  • Автотехника необходима работнику полиции для погони.
  • Для кратковременного запрещения или прекращения дорожного движения.
  • Сотруднику согласно регламенту допустимо останавливать ТС для ее предоставления работникам ГИБДД или врачам для оказания медицинской помощи.
  • Для осуществления мероприятий на основании спецактов, в рамках рейда (плановой проверки).
  • Для осмотра машины сотрудниками ГИБДД на транспортировку нелегальных грузов или граждан в розыске (на определенном участке).
  • Останавливать авто сотрудник ГИБДД может при аварийной ситуации, стихийном бедствии и иных ЧС, представляющих угрозу для движущейся техники.
  • Для изучения бумаг на право управления движимым имуществом и пользования им, паспортов на машину и груз.

В текущем году сотрудник Госавтоинспекции имеет право задерживать авто для проверки документов . Ранее инспектор мог это сделать исключительно на посту ГИБДД. Если он останавливает ТС, чтобы посмотреть бумаги, но не говорит основание (нарушение правил и иные), то автомобилист может не предъявлять документы .

Игнорировать «просьбы» сотрудника ГИБДД не следует. Может ли он останавливать машину, четко оговорено в законе №644. Но задержать ТС в неположенном месте он не имеет права. Есть только несколько вариантов, когда ему разрешено останавливать машину где угодно:

  • пресечение преступного деяния;
  • задержание ТС служебными авто с включенными маячками.

Работник ГИБДД подходит к машине, озвучивает свою должность, звание и инициалы, а также причину остановки. Чтобы убедиться в том, что перед водителем сотрудник ДПС, он имеет право потребовать соответствующий документ и приказ руководителя. В его отсутствии, его действия противоречат закону. Автолюбитель может уточнить данный факт у дежурного.

Из машины выходить сразу же не следует. Но, есть случаи, при которых водителю потребуется покинуть свое авто:

  • состояние опьянения;
  • уточнение технеисправности;
  • осмотр транспортного средства;
  • выполнение процессуальных действий;
  • сверка кодов агрегатов машины.

Если авто остановил сотрудник ГИБДД необходимо четко выполнять перечисленные действия. Что делать водителю зависит от ситуации и места задержания. Ночью останавливать транспортные средства могут инспектора на служебной машине, в противном случае гражданину разрешено не подчиняться их требованиям.

На основании рег. от 2017 года, инспектор должен выдать автомобилисту документ для ознакомления о проводимых мероприятиях. Но это не обязывает сотрудника ГИБДД держать при себе подобные бумаги, они могут находиться в отделении ГАИ или на посту ДПС. В данной ситуации работник полиции при необходимости должен предъявить их по месту нахождения.

Принудительное задержание проводится согласно регламенту:

  • применение спецсредств при наступлении опасности: пистолеты, баллончики с газом, дубинки;
  • останавливать авто допустимо при наличии спецсигналов: регулировщиков, светофоров;
  • блокировка движения посредством служебного авто с маячками;
  • при наличии серьезной опасности, тогда машину могут задержать с помощью оружия.

Останавливать автомобиль сотрудник ГАИ может, как в черте города, так и за его пределами при наличии веских причин, перечисленных в действующем регламенте.

Задержание в состоянии опьянения

Останавливать машину инспектор ГИБДД может при малейших подозрениях на злоупотребление спиртными напитками. А именно:

  • странное поведение;
  • несвязанная речь;
  • «аромат» изо рта.

Где могут сотрудники ГИБДД останавливать машину, не имеет значения, в любом случае они обязаны провести освидетельствование водителя . Оно должно осуществляться при наличии нескольких понятых на дороге, если нет специального тестера тогда на посту. Если участник движения не согласен с полученными результатами или гражданин не хочет проходить проверку, его направляют в медучреждение.

Если автолюбитель не употреблял спиртные напитки, тогда сотрудники ГИБДД должны доставить его обратно. При разговоре с ними разрешено применять записывающие устройства (обоим сторонам). Все материалы будут являться доказательством для судебных инстанций.

Останавливать технику сотрудники ГИБДД могут только при наличии веских причин, указанных в п. 84 рег. Министерства РФ от 2017г., приказа №664. Водителю рекомендуется иметь при себе перечень номеров дежурных отделов ДПС и телефонов горячей линии службы доверия относительно вопросов несоблюдения обновленного закона инспекторами ГИБДД.

Если у автолюбителя имеются подозрения относительно действий сотрудников Госавтоинспекции, он может не подчиняться их указаниям, пока не убедится в их правомерности. Для этого ему должны быть предоставлены соответствующие бумаги.

Основания для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД полностью описаны в Приказе МВД от 2 марта 2009 г. N 185. Начитавшись разной сомнительной литературы в интернете юный (а иногда и не очень) неискушенный водитель частенько искренне думает, что сотрудники ГИБДД его не могут остановить иначе как на стационарном посту, поклониться и предъявить основания для остановки транспортного средства. Причем, некоторые и вовсе уверены, что останавливать могут только полосатым жезлом.

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

20) останавливать транспортные средства , если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы ,

Итак, сотрудник ГИБДД остановить вас, конечно же, может и в чистом поле и на посту и даже за километр до поста, причем, останавливать могут разве что не ногой… шучу конечно, ногой остановить не могут - могут рукой. Все в том же Приказе МВД от 2 марта 2009 г. N 185 есть по предметный список средств для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД:

64. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

И конечно же для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД должны быть основания, все они перечислены в п. 63 (в ред. Приказа МВД РФ от 31.12.2009 N 1023)

Остановка транспортного средства

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров ().

82. Основаниями для проверки документов , необходимых для участия в дорожном движении, за исключением документов на перевозимый груз, являются выявление нарушения правил дорожного движения , ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС.

Обратите внимание на последний пункт 63 статьи, это как раз то основание, по которому ваше транспортное средство не может быть остановлено сотрудниками ГИБДД нигде кроме как на стационарном посту ДПС. Причем, в соответствии с п. 67 Приказа МВД N 185 сотрудник ГИБДД должен сообщить основания для остановки транспортного средства:

67. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации (Статьи 25.6, 25.7 Кодекса)

Но бывает и так: Не остановился случайно (действительно не заметил, не успел...). Или темный лес, один в машине и без видимых оснований для остановки транспортного средства вас тормозят сотрудники ГИБДД. Водитель, прочитав все выше написанное и решив, что т.к. он ничего не нарушил и останавливать ему не зачем. И вообще он уже все знает, 185 наизусть выучил. Да не все так просто. Крайне не рекомендую не останавливаться по требованию сотрудника ГИБДД. Ситуации бывают разные, и я постоянно пишу, что не надо вступать в конфликт с сотрудником полиции. Это Регламент есть внутренний документ МВД, ни права ни обязанности водителей он не регламентирует. А вот в ПДД четко сказано (п 2.1.1), какие документы водитель обязан иметь и предъявлять по требованию сотрудника милиции. Кроме того, есть закон "О полиции". В случае не остановки вас все равно «догонят» и тут уже придется очень долго объяснять, что вы ничего не нарушили.

72. В случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке; визуальном установлении признаков преступления, административного правонарушения при отсутствии возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства; получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения; получения указания от дежурного, руководителя подразделения о необходимости остановки транспортного средства в зависимости от конкретной обстановки сотрудником могут быть приняты меры по: передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников; (Приказ МВД от 2 марта 2009 г. N 185)

А останавливать могут и с применением специальных средств вплоть по применения оружия:

для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке; (ст. 21 «Закон о Полиции»)

Разрешение применения оружия для других целей (статья 23, часть 3 «Закон о Полиции»):

Для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

Ну а если ситуация все же кажется подозрительной и приняли решение не останавливаться, езжайте к ближайшему посту ГИБДД и говорите, что какие-то неизвестные люди вас пытались остановить и вам показалось что это не сотрудники полиции. И не забывайте, что сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (Ст. 18 Закон о Полиции)

На дороге каждый решает за себя, остановиться или нет, ругаться с инспектором (по сути, мелочиться) или составив протокол, потом цивилизованно обжаловать действия инспектора, в случае если основания для остановки транспортного средства у сотрудников ГИБДД не было.