Тема XV. Россия в царствование Александра II (1855—1881 гг.). Эпоха Александра II. Великие реформы в России

Памятник Александру II

Царь-реформатор, царь-освободитель и самый нецарственный царь, как называли его современники, - российский император Александр II, памятник которому был разрушен в 1918 году, вернулся в Москву. Запечатленный в бронзе, отныне он будет стоять рядом с храмом Христа Спасителя. Реформы - судебная, военная и земская, окончание многолетней Кавказской войны и, конечно, главное, чем вошел в историю Александр II, - освобождение крестьян, отмена крепостного права. Но и первый политический теракт в российской истории - а всего император пережил семь покушений - тоже пришелся на его время, когда он стоял во главе государства.

Проведя задуманные великие преобразования во внутренней политике, император Александр II быстро вернул России и в делах внешних то положение, какое она занимала среди европейских держав до Крымской войны. Мы видим, что уже в 1863 году Россия чувствовала себя настолько сильной, что смело отказалась подчиниться требованию, предъявленному ей от имени европейских держав в защиту бунтовавшей Польши.

Император Александр II

После смерти императора Николая I вступил на престол его старший сын Александр, который неизгладимо запечатлел свое имя в истории освобождения крестьян от крепостной зависимости, важными внутренними преобразованиями, завоеваниями свободы от мусульманского ига многим христианам Турции и, наконец, своей мученической смертью.

Император Александр II родился в Москве 17 апреля 1818 года. Знаменитый поэт и будущий его воспитатель Жуковский приветствовал рождение царственного младенца стихами, в которых как бы предугадал его будущую судьбу:

Да встретит он обильный честью век,

Да славного участник славный будет,

И на чреде высокой не забудет

Святейшего из званий «человек»

Жить для веков в величии народном,

Для блага всех - свое позабывать

Вот правила царей великих внуку.

Крестным отцом будущего императора был его дядя - Александр Благословенный. Первые годы его жизни прошли в Аничковом дворце в Петербурге, где жил его отец великий князь Николай Павлович, и в Павловске под Петербургом, у августейшей его бабушки императрицы Марии Федоровны.

Когда мальчику пошел седьмой год, началось его военное воспитание под руководством боевого офицера - капитана Мердера, который был лично известен императору Николаю Павловичу своими высокими душевными качествами. Будущему государю не было еще восьми лет, когда наступили декабрьские события 1825 года. Отец-император вынес его во двор, который был занят гвардейским саперным батальоном, и передал на руки заслуженным старым солдатам. Гвардейские саперы восторженно приветствовали наследника престола. Так началась его тесная связь с войсками.

Обстановка, в которой проходило детство наследника, была простая. Император не желал окружать сына пышностью. Он говорил, что хочет воспитать в сыне прежде всего человека. Для этой цели император Николай Павлович в наставники своему наследнику выбрал поэта Жуковского. Выбор был как нельзя более удачен: Жуковский был благороднейший, умнейший и широко образованный человек. К своему высокому званию - наставника будущего царя России - Жуковский решил основательно подготовиться. Он испросил у государя отпуск за границу и, пользуясь здесь свободным временем, в течение года усиленно готовился. «Я весь, - писал Жуковский своим друзьям, - поглощен одною мыслию, и эта мысль, основанная на любви, оживляет все мое существование».

Прежде чем начать занятия с царственным воспитанником, Жуковский составил план учения. По его мысли, все воспитание и образование должны были направляться к укреплению в наследнике престола добродетели и к тому, чтобы дать ответы на вопросы, что его окружает, что он есть сам, чем он должен быть как человек и, наконец, к чему он предназначен. План Жуковского утвержден был государем. Жуковский являлся главным руководителем, а для преподавания наук были приглашены лучшие учителя того времени.

Два раза в год наследнику устраивались экзамены, часто в присутствии самого государя, который не раз после них выражал свое благоволение и Мердеру, и Жуковскому. После одного экзамена император писал Жуковскому: «Мне приятно сказать вам, что не ожидал найти в сыне таких успехов. Все у него идет ровно, все, что он знает, знает хорошо, благодаря вашему способу обучения и ревности учителей».

Еще в отроческих годах Александр Николаевич поражал своих воспитателей и учителей живостью характера, быстротой сообразительности и вместе с тем удивительной добротой. К обоим своим воспитателям он всегда питал самую сердечную привязанность; благородные же мысли Жуковского он впоследствии старался осуществить, будучи на престоле.

Когда общее образование царевича Александра было закончено, граф Сперанский ознакомил его в течение двух лет с наукой законодательства и управления государством, а другие лица познакомили его с тогдашними отношениями России к другим государствам, с наукой о народном хозяйстве, а также с высшими военными науками.

Весной 1837 года наследник для завершения образования отправился в путешествие по России. Его сопровождал Жуковский. Через Новгород и Тверь наследник проехал в Углич, Рыбинск, Ярославль и Кострому, а оттуда в Вятку, Пермь и Оренбург; посетил горные заводы в Верхнем Урале, а затем первым из лиц царского дома проехал по Сибири до Тобольска. На обратном пути из Сибири цесаревич посетил другие города по Волге, Центральной и Южной России, побывал на берегах Азовского и Черного морей и на южном берегу Крыма. Все путешествие совершалось на лошадях - железных дорог тогда еще не было; цесаревич часто останавливался в пути и посещал не только сельские церкви, но и крестьянские избы, где воочию знакомился с жизнью простого народа. Население всюду встречало его с восторгом.

Александр II и Царское Село

Совсем недавно в Царском Селе близ Санкт-Петербурга открылась экспозиция, посвященная Александру II. Эпоха Александра II, как никакая другая в отечественной истории, созвучна настоящему времени. Сейчас так же, как и в середине XIX столетия, наше общество находится в состоянии поиска выхода из кризисной ситуации, поиска пути, ведущего к прогрессу. Реформирование, война, разлад в экономике, терроризм, резкое общественное недовольство, всеобщая критика - приметы, являющиеся общими для характеристики времени царствования Александра II и нашей действительности. Общность проблем и необходимость их решения незримыми нитями связывают эти периоды русской истории, которые в одинаковой степени можно назвать эпохами перемен. В этом заключается основная причина повышенного интереса современного человека к России второй половины XIX века и к личности самого императора Александра II, от качеств которого как государя и человека зависело многое в судьбе Российской империи.

В летописи жизни Александра II Царскому Cелу уделено значительное место. Начавшая свою историю в 1710 году, царскосельская резиденция ко времени восшествия на престол Александра II являлась «имуществом короны», то есть принадлежала царствующему императору и играла роль официальной летней царской резиденции. К середине XIX века Царское Село уже сформировалось в грандиозный архитектурно-парковый ансамбль, доминантами которого были Екатерининский и Александровский дворцы с окружающими парками. При Александре II здесь не велось большого строительства, какое имело место в предыдущее столетие, но и в это время в облике Царскосельского ансамбля произошли изменения, отразившие как личные вкусы императора, так и характерные веяния эпохи.

На всех этапах жизни Александра II многие события личного и государственного характера (в жизни монарха трудно отделить одно от другого) происходили или были связаны с Царским Селом - любимой летней резиденцией императорской семьи. «Император и императрица очень любят это местопребывание... Их величества чувствуют себя здесь хорошо, они не связаны этикетом, стеснениями городской жизни, и душа их расправляется на свободе!» - писала фрейлина А.Тютчева, многие годы близко наблюдавшая жизнь царской четы.

Особое отношение к Царскому Селу сложилось у Александра II еще в детские годы: великий князь проводил часть лета и осени вместе со своими августейшими родителями - императором Николаем Павловичем (1796-1855) и императрицей Александрой Федоровной (1798-1860) в Александровском дворце. Именно с этим дворцом и окружающем его парком связаны первые годы жизни будущего Александра II в Царском Селе.

Для маленького великого князя и его сестер Марии, Ольги и Александры на территории собственного садика, разбитого у окон личных императорских покоев, посередине пруда на небольшом острове, названном Детским, был построен домик, обставленный миниатюрной мебелью. Здесь же находилась маленькая гавань для спуска на воду «игрушечного флота». Юный Александр и его сестры любили проводить время на острове, одну из частей которого великая княжна Ольга Николаевна в честь своего старшего брата назвала «Мысом доброго Саши». Другим любимым местом великого князя был уголок Александровского парка у Белой башни, где для него и братьев был устроен земляной бастион с мачтой и веревочной лестницей для гимнастических занятий.

Об обычном царском дне Александра Николаевича остались воспоминания его воспитателя К.Мердера (1788-1834), который писал, что «великий князь поутру гулял пешком и поливал цветы на острове; после обеда играл у башни и писал письма. Вечером ездил верхом; возвратясь, купался в своей купальне на большом пруде».

Но не только в играх и развлечениях проходила жизнь маленького Александра в Царском Селе. В это же время он много учился, направляемый воспитателем, капитаном лейб-гвардии Измайловского полка К.Мердером и наставником по обучению, поэтом и просветителем В.Жуковским (1783-1852). Александр Николаевич любил и ценил своих учителей и любовь к ним пронес через всю жизнь. По его повелению в 1854-1855 годах на Детском острове были установлены мраморные бюсты К.Мердера с надписью «Незабвенному Карлу Карловичу Мердеру» и В.Жуковского, на пьедестале которого было начертано стихотворение поэта «Царскосельский лебедь».

Образование наследника российского престола завершилось продолжительным путешествием за границу в 1838-1839 годах. Для великого князя это путешествие стало знаменательным. Оказавшись проездом в Дармштадте, он познакомился с дочерью великого герцога Людвига II Гессен-Дармштадтского принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией (1824-1880), которая с первого взгляда понравилась Александру Николаевичу. Наследник-цесаревич тут же известил родителей о том, что нашел себе невесту. 16 апреля 1841 года в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге состоялось бракосочетание Александра Николаевича и Марии Александровны, как стала называться после принятия православия Гессен-Дармштадтская принцесса. По окончании свадебных торжеств молодая чета уединилась в Царском Селе.

Свидетелем многих радостных и печальных событий семейной жизни стала царскосельская резиденция, где по уже заведенному обычаю цесаревич и цесаревна проводили весну и осень. Любовь Александра Николаевича к Царскому разделила и Мария Александровна. Апартаменты молодых супругов размещались в Зубовском флигеле Екатерининского дворца: цесаревича - на первом этаже, цесаревны - на втором, где ранее был покой императрицы Екатерины II. В Царском Селе появился их первенец: 18 августа 1842 года в Екатерининском дворце родилась великая княжна Александра, обряд крещения которой был совершен в дворцовой церкви 30 августа. Ее крестным отцом стал император Николай I. Со смертью отца, императора Николая Павловича, и вступлением на престол жизнь Александра Николаевича меняется, но неизменным остается его отношение к Царскому Селу. И в зрелые годы Александр II предпочитал проводить часть года в Царском Селе. Здесь он постоянно занимал одни и те же покои в Зубовском флигеле (с выходом в Собственный садик), представлявшие собой ряд сравнительно небольших комнат, просто отделанных и обставленных. Среди них единственным роскошно убранным интерьером была Азиатская комната, главным украшением которой стала коллекция оружия, которую начал собирать еще Николай I. С момента воцарения Александру II в Царском Селе приходилось вести почти такой же образ жизни, как в Санкт-Петербурге: принимать доклады министров, созывать совещания. В своем кабинете в Зубовском флигеле император обсуждал проведение реформ, принимал решения и подписывал важнейшие государственные документы.

В часы короткого досуга одним из любимых занятий Александра Николаевича в Царском Селе было выполнение рисунков, изображающих военную форму, занятие, которому он с увлечением предавался еще в юношеские годы. Подобные рисунки исполнялись им с большой любовью и тщательностью и впоследствии хранились в его рабочем кабинете в специальных альбомах. Свободное время Александр II также проводил в прогулках по Екатерининскому парку: утром, после завтрака, гулял пешком по аллеям в сопровождении своей любимой собаки, вечером часто катался в коляске.

В Царском Селе Александр II пережил и трагические события семейной жизни. Здесь он испытал горечь утраты близких людей: 29 июля 1844 года в Александровском дворце скончалась его сестра, великая княгиня Александра Николаевна; 20 октября 1860 года в этом же дворце умерла его мать, вдовствующая императрица Александра Федоровна; весной 1865 года император получил из Ниццы известие о смертельном заболевании своего старшего сына, наследника-цесаревича Николая Александровича, и выехал к умирающему сыну. Из Ниццы Александр II возвратился в Царское Село, где провел скорбные дни до погребения великого князя в соборе Петропавловской крепости. 22 мая 1880 года после продолжительной и тяжелой болезни скончалась императрица Мария Александровна, известие о смерти которой Александр II получил в Царском Селе. Сюда, в Царское, император уехал сразу после погребения императрицы.

С Царским Селом связано одно из последних важных событий в жизни Александра II - венчание с княжной Екатериной Михайловной Долгоруковой (1849-1922), состоявшееся 6 июля 1880 года. Венчание было тайным и произошло перед походным алтарем, установленным в одном из помещений Екатерининского дворца. После брака с императором Е.М.Долгорукова получила титул светлейшей княгини Юрьевской. У Александра II и Долгоруковой было трое детей: Георгий (1872-1913), Ольга (1872-1925) и Екатерина (1878-1959).

До конца жизни Александр II оставался верен Царскому Селу. Однако последние дни, проведенные в резиденции, и здесь были тревожными. Пережив несколько покушений, Александр II, за которым «охотились» террористы, находился в постоянном напряжении. Как вспоминал один из современников, в это время изменился облик Царского Села, резиденция выглядела угрюмой; закрытые дворцовые подъезды и ворота в сад, вокруг много полицейских. 1 марта 1881 года очередное покушение на жизнь императора оказалось роковым. Александр II был смертельно ранен от взрыва бомбы, брошенной И.Гринецким, на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге и вскоре скончался в Зимнем дворце.

Личность и роль Александра II в русской истории трудно переоценить. Человек и император, любимый и осуждаемый современниками, Александр II вошел в историю как «царь-освободитель» и «царь-мученик». Подробное жизнеописание императора Александра II и всесторонний рассказ о его царствовании, важнейшем периоде отечественной истории, достойны обстоятельного исследования. Задача нашей экспозиции значительно уже и локальнее: через повествование об Александре II, членах его семьи и лицах ближайшего окружения, которые жили или часто бывали в Царском Селе, через исторические события, происходившие здесь или нашедшие отражение в памятниках и произведениях искусства, хранящихся в музее-заповеднике, реконструировать несколько страниц прошлого, связанных с эпохой Александра II.

На выставке «Александр II и Царское Село» представлено около 600 экспонатов, основная часть которых происходит из собрания Государственного музея-заповедника «Царское Село». Некоторые из них экспонируются впервые или после длительного, более полувекового, перерыва. На выставке также представлены документы и произведения из Государственного архива Российской Федерации, Александровского исторического общества и частного собрания князя Г.А.Юрьевского. Диапазон экспонатов необычайно широк: живопись, графика, предметы из фарфора и стекла, мебель, оружие, костюмы, книги, фотографии, документы. Особую ценность и интерес представляют мемориальные вещи Александра II из его апартаментов в царскосельской резиденции - предметы, окружавшие императора, являющиеся материальными, историческими и художественными документами, характеризующими целую эпоху в отечественной истории, названную именами императора Александра II.

« Время правления Алексея Михайловича вошло в историю как « бунташное время» . Из всех

народных выступлений той эпохи самым разрушительным и кровавым был бунт Разина. Донской

атаман Степан Разин совершил разбойный поход на Каспийское море. Казачье войско разграбило

несколько провинций на южном берегу Каспия и нанесло поражение персидскому флоту. Разин

обещал народу волю и призывал к поголовному истреблению бояр и чиновников. Мятежных

казаков поддержали нерусские народности Среднего и Нижнего Поволжья. Восстание охватило

огромную территорию… Мятеж Разина сопровождался истреблением дворян и приказных людей.

В ответ власти казнили много тысяч повстанцев. Самозванческая интрига не получила развития в

движении Разина и не привела к расколу российского дворянства, из-за чего бунт казаков так и не

превратился в гражданскую войну» .

С 1. К какому веку относится описанное в документе событие? Что дало основание автору назвать

время правления Алексея Михайловича « бунташным временем» ?

С 2. На основе текста документа и знаний по истории назовите характерные черты выступления С.

Разина. Укажите не менее 3 черт.

С 3. Почему, по мнению историка, восстание не переросло в гражданскую войну? Назовите не

менее 2 причин

Назовите имя и кратко опишите.1)в историю он вошёл как "ВЕЛИКИЙ". Человек,завоевавший полмира,проигравший лишь однажды 2)Чем знаменит Заполните пропуски в предложениях.

5.1. Эпоха, обозначенная на карте, вошла в историю, как........................
5.2. Когда венецианцы узнали об открытии..........., совершенном.......... (имя) и обозначенном на карте цифрой3, то сказали, что не слышали давно такой плохой новости. 5.3. Король Фердинанд и королева Изабелла согласились снарядить экспедицию под командованием.........(имя), обозначенную на карте цифрой 1.
5.4. Путешествие флорентийского мореплавателя и астронома..(имя), обозначенное на карте цифрой 4, позволило ему во всеуслышание заявить об открытииНового света.
5.5. Португалец........(имя), сам не вернулся из возглавленной имэкспедиции, но его плавание, обозначенное на карте цифрой 2, вошло в историю как................... .
5.6. .....................(имя) называли самым удачливым пиратом своего времени, апосле успешного завершения плавания, обозначенного на карте цифрой 5, королева посвятила его врыцари.

Привет мне нужна помощь Можете помочь мне по Истории задали выполнить вопросы подруга говорить что вопросы лёгкие а сама у сестру

умоляла чтобы сделала за неё Историю Ну вот мои проблемы помогите пожалуйста;):
1.Что такое История?2.На какие периоды делится история?3.Докажите важность труда археологов.4.Выделите и назовите исторические источники,благодаря которым учёные открывают прошлого.5.Поясните,как гипотезы и научные споры учёных способствуют развитию исторической науки.И вот ешё два вопроса если хотите то отвечайте если не хотите и не надо 4 получу)) 1.Объясните,почему без знания истории невозможно понять настоящее.2.Что связывает науки археологию и антропологию? Спасибо большое вам за то что помогли заранее спасибо!))

«Д. А. Самородов Контрреформы Александра III: содержание и последствия Эпоха Александра II (1855–1881) вошла в историю как «эпоха великих реформ». Отмена в 1861 ...»

война с первых дней стала общим делом всего народа. Произошла

консолидация власти и народа, что, в общем, и предопределило победу в Великой Отечественной войне.

Д. А. Самородов

Контрреформы Александра III: содержание и последствия

Эпоха Александра II (1855–1881) вошла в историю как «эпоха

великих реформ». Отмена в 1861 г. крепостного права открыла целую полосу преобразований в различных сферах российской жизни.

Вводилось местное самоуправление земское (1864) и городское

(1870); была осуществлена судебная реформа, установившая ранее неизвестные российскому судопроизводству принципы независимости судей от администрации, гласности, публичности и состязательности суда; демократизация образования (1863–1864), реформа печати, выразившаяся, в частности, в ослаблении цензуры (1865).

По мнению ряда исследователей, завершающим этапом преобразований должно было стать превращение России из абсолютной монархии в парламентарную. В 1881 г. граф М. Т. Лорис-Меликов разработал «конституционный проект», предполагавший введение в состав Государственного совета – законосовещательного органа при монархе, членов которого назначал непосредственно император

– выборных представителей от органов местного самоуправления (губернских земских собраний и городских дум крупных городов) в количестве 10–15 человек, вне зависимости от их классового происхождения или имущественного положения. По мнению М. Т. ЛорисМеликова, такая мера позволила бы снять общественное напряжение, организовать диалог власти и общества, усовершенствовать систему государственного управления и стать первым шагом на пути создания в России общегосударственного представительного органа, каким были Земские соборы в XVI–XVII вв. Проект манифеста о преобразовании Государственного совета был доложен императору Александру II.



Однако 1 марта 1881 г. император Александр II погиб в результате покушения на него членов террористической организации «Народная воля». Новый император Александр III (1881–1894) после непродолжительных колебаний и лавирования между двумя противостоящими политическими группировками – «либеральной», выступавшей за продолжение конституционных преобразований (министр внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов «охранительной»

(обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев), выбрал последнюю. В марте 1881 г. конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова, предполагавший введение общероссийского представительного органа, был отклонен. В опубликованном 29 апреля 1881 г. царском манифесте «О незыблемости самодержавия» заявлялось о решимости «стать бодро на дело правления, с верой в силу и истину самодержавной власти», которую император призван «утверждать и охранять от всяких на нее поползновений для блага народного»1.

Формулировались основные принципы внешней и внутренней политики: сохранять порядок и крепкую власть, соблюдать справедливость и экономию, возвратиться к исконно русским началам и повсеместно обеспечивать исконно русские интересы2. Решающую роль в выборе курса сыграла напряженная внутриполитическая обстановка, вызванная террористической деятельностью народовольцев и прежде всего убийством Александра II, после которого большая часть общества была настроена на необходимость «наведения порядка».

Духовный наставник Александра III обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев считал парламентарную монархию английского образца категорически неприемлемой формой правления для России. Исторически обоснованной формой правления для России была, по мнению Победоносцева, абсолютная монархия.

Парламентаризм он называл «величайшей ложью нашего времени». Зло парламентского правления К. П. Победоносцев видел в том, что на выборах получается не отбор лучших, а только «наиболее честолюбивых и нахальных»3. Западные демократии, по его мнению, изначально порочны, поскольку постоянно обсуждают, толкуют и изменяют государственный закон в угоду времени, а также тех или иных групп людей. Между тем такие интересы могут быть временными и не всегда совпадают с интересами всего народа.

«Вместо неограниченной власти монарха, – отмечал К. П. Победоносцев, – мы получаем неограниченную власть парламента с тою разницей, что в лице монарха можно представить себе единство разумной воли; а в парламенте нет его, ибо здесь все зависит от случайности, так как воля парламента определяется большинством...

Такое состояние неотразимо ведет к анархии, от которой общество Буровский А. М. Да здравствует «Застой»! М.: Яуза: Эксмо, 2010. С. 303.

Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей.

Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / гл. ред. М. Д. Аксенова. М.: Аванта+, 2000. С. 475.

спасается одною лишь диктатурою, то есть восстановлением единой воли и единой власти в парламенте»1. С точки зрения Победоносцева, идея российской самодержавной государственности, освященной самой Церковью, предполагает только один вариант толкования государственных законов – заботу о благе и спокойствии народа.

Особенно опасной парламентская демократия, по мнению К. П. Победоносцева, является в многонациональных государствах.

«Монархия неограниченная успевала устранять или примирять все подобные требования и порывы – и не одной только силой, а уравнением прав и отношений под одной властью. Но демократия не может с ними справиться, а инстинкты национализма служат для нее разъедающим элементом: каждое племя из своей местности высылает представителей – не государственной и народной идеи, но представителей племенных инстинктов, племенного раздражения, племенной ненависти – и к господствующему племени, и к другим племенам, и к связующему все части государства учреждению».

В качестве примера Победоносцев приводил парламент АвстроВенгрии. Судя по содержанию манифеста от 29 апреля 1881 г. и всей его дальнейшей внутренней политике, Александр III вполне разделял эту точку зрения.

14 августа 1881 г. было принято «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия». В соответствии с ним в любой губернии разрешалось вводить чрезвычайное положение «для водворения спокойствия и искоренения крамолы». Любого ее жителя могли подвергнуть аресту, сослать без суда на 5 лет, предать военному суду. Губернаторы получали право закрывать органы печати, торговые и промышленные предприятия, учебные заведения; приостанавливать деятельность земств и городских дум. Изданное как «временное» и фактически устанавливавшее в Российской империи режим чрезвычайного положения сроком на 3 года, это «Положение» постоянно возобновлялось и действовало до 1917 г. В. И. Ленин иронически назвал этот документ «действительной российской конституцией».

Мероприятия правительства Александра III, получившие название контрреформ, отстаивали незыблемость самодержавия и заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать.

Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II. М.: Эксмо, 2003.

Земство. По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. земство было преобразовано. Дворянство получило право избирать большую часть депутатов земств – гласных (около 57 % от их общего числа). Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю того или иного сословия участвовать в делах земских учреждений) понижался для дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право участвовать в выборах гласных, так как теперь их назначал губернатор из числа крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать в выборах.

Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жесткий контроль государства.

Фактически это перечеркивало главную идею земства – независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов нежелательных для правительства людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти.

Городское самоуправление. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный ценз, дававший право участия в выборах, повышался.

В результате число избирателей, например, в Москве, снизилось в три раза. Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. Правительство получило право официально не утверждать избранного городского голову – председателя городской думы. Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной службы.

Суд. Судебная система России не претерпела каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикация отчетов о политических процессах запрещалась. Из ведения суда присяжных, принципиальным противником которых был К. П. Победоносцев, были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц1.

Были в основном ликвидированы мировые суды, которые, помимо мелких дел, решали спорные вопросы между крестьянами и Кудинов О. А. История отечественного государства и права: практикум.

М.: Ось-89, 2006. С. 156.

помещиками (кроме городов Москвы, Петербурга и Одессы). Вместо них был введен институт земских участковых начальников, должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом.

Образование. Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства и рассадником революционных идей, новый университетский устав упразднил автономию университетов.

Был запрещен университетский суд, любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные учеными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения.

В 1882 г. по инициативе министра народного просвещения графа И. Д. Делянова был издан циркуляр «о кухаркиных детях». Этим документом рекомендовалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения сокращался прием лиц еврейской национальности.

Печать. В августе 1882 г. были утверждены новые «Временные правила о печати» (которые стали постоянными). Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы, лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. Редакции обязывались раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей. Усилилась цензура.

Итак, каков же итог 13-летней эпохи «контрреформ»? Историк И. Куликов справедливо отметил, что «все мероприятия, проводимые в противовес предыдущим реформам [Александра II – авт.], обладали одной ярко выраженной чертой. Государство, построенное по принципу пирамиды, вершиной которой является императорский трон, стремилось ничего не оставлять вне своего контроля.

Отсюда и всегдашнее стремление властей повсюду иметь за всем следящего и всем руководящего «государева человека», чиновника

– будь то губернатор, земский начальник, цензор или попечитель учебного округа. Это стало итогом развития российской самодержавной государственности, достигшей при Александре III своей вершины»1. К 1894 году – году смерти Александра III и воцарения последнего российского императора – Николая II, Россия оставалась абсолютной монархией. Это означало, что власть императора не была ограничена ничем (никакими законами) и никем (никакой Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей.

Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / гл. ред. М. Д. Аксенова. М.: Аванта +, 2000. С. 480.

политической партией, никаким государственным органом). Право издавать законы нераздельно принадлежало императору1. Интересно отметить, что к 1894 году – году смерти Александра III, из европейских держав парламента не имели, помимо России, только Турция и Черногория2. Высшим исполнительным органом власти фактически тоже был император. Формально существовавший Комитет министров представлял собой не полноценное правительство, а только своего рода межведомственное совещание. Должности председателя правительства Россия не знала. По существу, им был сам император. Все министры и главноуправляющие отдельными частями имели у него свой самостоятельный доклад. Императору были непосредственно подчинены генерал-губернаторы и градоначальники обеих столиц. Функции органов местного самоуправления (земств) ограничивались узким кругом хозяйственных задач – устройством сточных канав, ремонтом мостов на дорогах, выработкой правил содержания скота и собак, строительством фонарей для освещения улиц и т. д. К тому же земства имелись только в 34 из 50 губерний Европейской России. В итоге императору приходилось управлять буквально всем. Так, 15 мая 1895 г. император (уже Николай II) «соизволил дать свое согласие на создание в больницах города Нижний Новгород четырех коек, предоставляемых старикам, на сумму 6300 рублей, пожертвованных вдовой генерала Д. госпожой Катериной Д. В тот же день Его Величество дал свое согласие на создание стипендии в Первой Казанской гимназии на сумму 5000 рублей, пожертвованных вдовой дворцового советника, а также стипендии 300 рублей за счет выручки, получаемой этим городом».

Таким образом, в конце XIX – начале ХХ в. Россия имела систему управления, совершенно не отвечающую требованиям времени. Абсолютная монархия была терпима в XVIII – начале XIX в., когда сильный монарх, имея советников уровня Панина, Потемкина, Безбородко или Сперанского, мог непосредственно управлять министрами. Но к началу XX в. объем информации, доставляемой императору, во много раз возрос. Л. Н. Толстой язвительно писал в 1895 г.: «в кокандском ханстве все дела можно было рассмотреть в одно утро, а в России в наше время для того, чтобы управлять государством, нужны десятки тысяч ежедневных решений»3. К тому же при абсолютизме колоссальное политическое значение приобретаОльденбург С. С. Царствование императора Николая II. М.: Изд-во Эксмо,

Ольденбург С. С. Указ. соч. С. 11.

Широкорад А. Б. Русско-японские войны 1904 – 1945 гг. / под общ. ред.

А. Е. Тараса. Мн.: Харвест, 2003. С. 67.

ли личностные особенности каждого из самодержцев, его умение подбирать себе грамотных помощников. В связи с этим уместно привести мнение министра иностранных дел А. П. Извольского:

«Можно сказать, что в течение первых пяти лет нового царствования [царствования Николая II – авт.] русская империя продолжала управляться почти буквально тенью умершего императора [Александра III – авт.]. Увы, с моей стороны не будет преувеличением сказать, что когда советники Александра III уступили свое место людям по выбору самого Николая II, империя совсем не управлялась или, вернее, управлялась неразумно»1.

Несовершенство формы правления в совокупности с нерешенностью социальных проблем (в частности, крестьянского малоземелья) привело к тяжелым социальным потрясениям. Их началом стали неурожай и голод 1891 г., а также последовавшая вскоре эпидемия холеры, которые обнаружили неспособность государства справляться с результатами стихийных бедствий, страшную и безысходную нищету народа. Основная их часть пришлась уже на царствование Николая II и повлекла гибель как самого императора, его семьи и многочисленных родственников, так и самой Российской империи.

–  –  –

Среди причин крупных неудач Красной армии в начальный период Великой Отечественной войны относительно малоизвестным фактом является серьезная нехватка артиллерийских боеприпасов, проявившаяся с ноября 1941 г. Некоторые современные исследователи считают, что главной проблемой при использовании боеприпасов в годы войны стала нехватка в ее начальный период как специальных видов снарядов, так и боеприпасов в целом. Это привело к массовым потерям в советских войсках во второй половине 1941 – начале 1942 г. Такое положение было устранено лишь в течение 1942–1944 гг., что считается одной из главных причин затягивания хода Великой Отечественной войны.

Широкорад А. Б. Русско-японские войны 1904–1945 гг. / под общ. ред.

А. Е. Тараса. Мн.: Харвест, 2003. С. 70.

§ 1. Великие реформы. Поражение в Крымской войне показало, что курс Николая I во внутренней политике оказался ошибочным. Более того, само поражение воспринималось правящими кругами как следствие «отсталости» России. Поэтому вступивший на престол в 1855 г. сын Николая I – Александр II – немедленно приступил к планированию реформ. Важнейшей из них справедливо считалась крестьянская.

После длительной подготовительной работы 19 февраля 1861 г. императором был подписан окончательный вариант крестьянской реформы, опубликованный в виде манифеста спустя две недели. Согласно этому документу, крестьяне, находившиеся в крепостной зависимости от помещиков, получили личную свободу. Отныне они могли распоряжаться своим имуществом и менять место жительства без согласия помещика. Таким образом, крестьяне становились юридически полноправными гражданами.

Со временем крестьяне могли выкупить часть земли: дом с приусадебным участком и земельный надел. Так как крестьяне не могли внести сразу всю сумму выкупного платежа, 80 % суммы вносило государство. Впоследствии крестьяне были вынуждены выплачивать долг, причем с учетом процентов. Несмотря на это, большая часть земельных владений оставалась в руках помещиков. Из-за безземелья крестьянам приходилось арендовать помещичьи земли.

Сложившееся положение оказалось невыгодным для всех, кого затронула реформа. Помещики лишились власти над крестьянами, и им пришлось приспосабливаться к новым экономическим условиям. Это удавалось не всегда, и нередко помещики разорялись; другие, не дожидаясь этого, распродавали земли и перебирались в города. Крестьяне, хотя и получили личную свободу, оказались лишены земли, которую всегда считали своей. Это породило земельный голод, в котором они считали виноватыми помещиков. Нередко происходили бунты, в ходе которых крестьяне стремились уничтожить помещичий дом и хозяйство и произвести справедливый, как им казалось, передел земли.

Важной особенностью реформы было то, что земля передавалась от помещиков не самим крестьянам, а крестьянской общине, которая сама распределяла землю между своих членов. С одной стороны, община не позволяла крестьянам разориться, с другой – не давала возможности разбогатеть. Чтобы «выбиться в люди», многие крестьяне выходили из общины, отказываясь, таким образом, от земли, и покидали деревню. Таким образом, крестьянская реформа, сняв одну проблему, породила другие.

В отличие от нее, судебная реформа оказалось наиболее последовательной. До ее проведения российский суд имел сословный характер. Это означало, что каждое сословие судилось отдельно, а сословное происхождение влияло на степень наказания. Кроме того, суды зависели от администрации, что противоречило принципу разделения властей и порождало злоупотребления; к тому же судебные заседания были закрытыми.

В 1864 г. были приняты новые судебные уставы, которые полностью изменили ситуацию. Отныне суды приобрели бессословный характер, то есть стали общими для представителей всех сословий. Судьи перестали зависеть от администрации, а судебные заседания стали открытыми. В основу самого судебного процесса был положен хорошо всем знакомый принцип состязательности: обвинение выдвигал прокурор, а защищали его присяжные поверенные (сейчас мы называем их адвокатами). Решение о виновности выносили присяжные заседатели. В случае, если подсудимый признавался виновным, меру наказания выносили судья и два члена суда.

Для разрешения менее важных дел функционировали мировые суды. Целью мировых судей было не вынесение наказания, а примирение сторон.

В 1864 г. в России началось проведение земской реформы , а в 1870 г. – городской реформы . Эти реформы касались местного самоуправления. Суть реформ сводилась к тому, что в уездах и губерниях формировались выборное самоуправление – земство. Выборы в земства проходили отдельно от помещиков, горожан и крестьян, причем последние выбирали по многоступенчатой схеме. Таким образом, руководящее положение в земствах получили помещики. Это подчеркивалось и тем, что председателем земского собрания являлся предводитель дворянства. На земских собраниях избирали исполнительные органы – губернские и уездные земские управы. В их компетенцию входило решение вопросов, связанных со здравоохранением (открывали больницы), образованием (содержали начальные школы), благоустройством (например, финансировали строительство мостов). Аналогичным образом строилось самоуправление в крупных городах.

Хотя земства не обладали политическими полномочиями, они сыграли важную роль в политическом воспитании России. Туда пошли те люди, которые рассматривали земства как первый этап своей политической карьеры. Они рассчитывали на то, что со временем реформы приведут к созданию представительных учреждений на всех уровнях, и они смогут быть избранными не только в земства, но и в парламент.

Проведение крестьянской реформы позволило провести важнейший этап военной реформы . В 1874 г. была отменена система рекрутских наборов, замененная всесословной воинской повинностью. В армию стали призывать представителей всех сословий, причем срок службы в пехоте был ограничен 6 годами, а во флоте – 7 годами (впоследствии был уменьшен до 3 и 4 лет соответственно). Предполагалось, что в течение этого времени новобранец проходит обучение, а затем увольняется в запас. В случае необходимости небольшая армия мирного времени пополнялась за счет уволенных в запас, что увеличивало ее численность в несколько раз. При этом лица, имевшие среднее и высшее образование, имели различные льготы по службе. Самое главное, что они служили меньшие сроки, так как предполагалось, что их уже не нужно учить тому, чему учат солдат без образования. Помимо изменения схемы комплектования армии, военные реформы выразились в преобразовании военного образования, издании новых уставов, создании военных округов и т. д.

Кратко коснемся также реформы в области образования . В России была упорядочена система учебных заведений: (1) начальные школы, в которых в течение 3 лет обучали чтению, счету и Закону Божию; (2) средние учебные заведения, которые подразделялись на классические гимназии (там давали гуманитарное образование) и реальные училища (в них акцент делался на технические дисциплины), в которых учили 7 лет; и (3) высшие учебные заведения – университеты и различные технические вузы. При этом выпускники могли без экзаменов поступать в университеты, а реальных училищ – в технические вузы. Начальные школы могли создаваться любыми общественными организациями или частными лицами, однако действовали они под контролем училищных советов. Что касается университетов, то они пользовались автономией, то есть вмешательство государства в их внутренние дела был ограничено.

§ 2. Внешняя политика и складывание границ. Александр II вошел в историю как Царь-освободитель. Это почетное имя он заслужил не только освобождением крестьян. Среди важнейших его деяний – освобождение Болгарии от шестивекового турецкого ига. Для этого в 1877-1878 гг. России пришлось выдержать тяжелую войну с Османской империей. В результате победы наша страна приобрела ряд территорий (об этом см. ниже); кроме того, Румыния, Сербия и Черногория получили независимость от Османской империи, а Болгария стала автономным княжеством, сделав первый шаг к полному суверенитету.

В правление Александра II завершилось складывание границ России, с которыми она вступила в XX век и которые в основном были унаследованы Советским Союзом. Рассмотрим их по регионам.

1) На Дальнем Востоке Россия граничила с Китаем и Японией. В 1858 и 1860 гг. были заключены два договора с Китаем, согласно которым Китай признал переход к России территории современных Хабаровского и Приморского краев. Началось освоение присоединенной территории, на которой стали строиться города, важнейшим среди которых стал Владивосток. В 1855 г. Россия заключила договор о дружбе с Японией. Среди прочих условий было решено, что Сахалин и Курильские острова будут находиться в совместном владении двух держав. В 1875 г. был заключен новый договор, согласно которому Курильские острова были признаны японскими, а Сахалин стал русским.

2) На Кавказе Россия к 1864 г. завершила Кавказскую войну, следствием чего стало включение Северного Кавказа в состав нашей страны. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Россия присоединила ряд земель в Закавказье с городами Карс и Батуми.

3) К началу 60-х гг. Россия завершила присоединение Казахстана. После этого в течение 1864-1873 гг. Россия взяла под свой контроль большую часть Средней Азии . Существовавшие там слабые государства – Кокандское и Хивинское ханства и Бухарский эмират – уступили России часть своих земель и признали ее верховную власть. Взамен местные правители сохранили внутреннюю автономию. Попытка кокандского хана нарушить соглашение с Россией привело к его изгнанию и ликвидации возглавлявшегося им государства. Таким образом, при Александре II вся Средняя Азия за исключением Туркмении вошла в состав России.

4) Важным позитивным итогом правления Александра II стала ликвидация последствий Крымской войны . В 1870 г. Россия отказалась соблюдать ограничения, наложенные на нее после поражения. После этого началось воссоздание Черноморского флота и военно-морской инфраструктуры на Черном море. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Россия вернула себе территорию в устье Дуная, уступленную в 1856 г. Румынии.

5) Помимо приобретений, правительство Александра II сделало одну уступку. В 1867 г. Россия уступила Соединенным Штатам свои владения на американском континенте – Аляску и Алеутские острова . Этот шаг был продиктован невозможностью поддерживать контроль над этими отдаленными землями и опасением, что в случае конфликта с Англией они попадут в ее руки. С Соединенными Штатами в то время поддерживались дружественные отношения, и переход к ним этой пустынной тогда территории (золото и нефть были найдены там позднее) не рассматривался россиянами как потеря.

§ 3. Революционное движение. Царствование Александра II было ознаменовано ростом общественного движения. Важным обстоятельством здесь было смягчение цензуры. Однако обратной стороной отказа от тотального контроля над обществом стал рост подпольного политического движения, которое вскоре приняло крайние, революционные формы.

В 1863 г. Россия была потрясена восстанием, организованным подпольными польскими организациями. Их целью было спровоцировать иностранное вмешательство и при помощи интервентов создать независимое государство, которое должно было включить в свой состав не только польские, но и белорусские, украинские и литовские земли. Действуя в основном партизанскими методами, польские «повстанцы» (именно после этих событий это польское слово вошло в русский язык) убивали представителей администрации и терроризировали поляков, оставшихся верными законной власти. Особенно жестоко они расправлялись с русскими солдатами, попавшими к ним в плен. Только в 1864 г. ценой жестоких репрессий восстание было подавлено.

Русские революционеры не имели таких возможностей, как их польские коллеги. Первоначально революционные организации пытались действовать в основном пропагандистскими методами. Они старались убедить крестьян, что их интересы требуют организованного восстания против правительства. Для этого они распространяли отпечатанную в тайных типографиях литературу, а также вели агитацию путем непосредственного «хождения в народ». Однако из-за полного непонимания крестьянской психологии все их пропагандистские мероприятия завершились ничем.

В 1876 г. основная масса революционеров объединилась вокруг организации, принявшей претенциозное название «Земля и воля». Вскоре среди части ее членов возобладало стремление перейти к террору. Они ошибочно полагали, что правительство, не имеющее опоры в обществе, будет полностью дезорганизовано несколькими удачными терактами. Жертвами террористов становились представители администрации, чем-либо скомпрометировавшие себя с точки зрения революционной морали. Одним из самых громких терактов стало убийство в 1878 г. петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Террористка, совершившая убийство, некая Вера Засулич, была оправдана судом присяжных, которые таким безответственным образом подчеркнули свое оппозиционное отношение к правительству.

В 1879 г. внутри «Земли и воли» произошел раскол по вопросу об отношении к террору. На ее основе возникли две новых организации – «Черный передел», члены которой стремились продолжить пропагандистскую деятельность, и «Народная воля», сделавшая ставку исключительно на террор. Народовольцы поставили своей целью любой ценой убить императора. Александр II пережил семь неудачных покушений, во время которых террористы пытались застрелить или взорвать его, однако до поры до времени судьба хранила Царя-освободителя. Роковым стало восьмое покушение, совершенное 1 марта 1881 г. Император был тяжело ранен и в тот же день скончался от полученных ран.

Однако смерть царя не стала радостью для революционеров. Виновные в подготовке и организации этого теракта были арестованы и понесли заслуженное наказание. Вскоре «Народная воля» фактически распалась. При этом самый главный удар по этой организации нанес русский народ, который отреагировал на гибель императора не восстанием, а всеобщей скорбью по одному из своих наиболее выдающихся лидеров. Главарей террористов со временем ждало забвение, а императору Александру II на средства, собранные по всенародной подписке, был возведен прекрасный памятник – храм Воскресения Христова, известный как Спас на Крови.

Н. Лавров "Русский император Александр II"

«Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался» (В.О.Ключевский).

Император всероссийский, царь польский и великий князь финляндский Александр Николаевич Романов – первый сын Николая I от брака с Александрой Федоровной, дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III, родился в Кремле, крещен в Чудовом монастыре и при крещении награжден высшим российским орденом Андрея Первозванного.

Воспитание

Его рождение – долгожданное событие в царской семье, т.к. старшие братья Николая не имели сыновей. В связи с этим он воспитывался как будущий наследник престола.

По традиции он сразу же был назначен шефом лейб-гвардии гусарского полка. В 7-летнем возрасте произведен в корнеты, а в 11 лет уже командовал ротой. Александру нравилась и военная служба, и военные игры, но ему, как наследнику престола, постоянно внушалась мысль о его особом предназначении – «жить для других».

Его систематическое домашнее образование началось с 6 лет. Отец выбрал ему наставников сам. Воспитателем был назначен поэт В.А. Жуковский, который составил «План учения» на 12 лет. В основе этого плана лежало всестороннее образование, соединенное с нравственностью. Жуковский являлся одновременно и учителем русского языка. Учителем Закона Божия и Священной истории стал протоиерей Г. Павский, военным инструктором — капитан К. Мердер, простой офицер, награжденный за храбрость при Аустерлице. Это был умный и благородный человек, работавший в юнкерской школе и имевший опыт работы с детьми. Законодательство преподавал М.М. Сперанский, статистику и историю – К.И. Арсеньев, экономику – Е.Ф. Канкрин, внешнюю политику – Ф.И. Бруннов, арифметику – академик Коллинз, естественную историю – К.Б. Триниус, известный немецкий и российский ботаник, академик Петербургской Академии наук.

Ф. Крюгер "Цесаревич Александр Николаевич"

В результате царевич получил хорошее образование, свободно владел французским, немецким и английским языками, с детства отличался отзывчивостью и впечатлительностью, живостью ума, хорошими манерами и общительностью.

Но вместе с тем воспитатели отмечали, что он вспыльчив и несдержан; пасует перед трудностями, не обладая твердой волей, в отличие от отца. К. Мердер отмечал, что иногда он действовал не из внутренней потребности, а из тщеславия или стремления угодить отцу, получить похвалу.

Николай I лично следил за образованием сына, два раза в год устраивал экзамены и сам присутствовал на них. С 16 лет он стал привлекать Александра к государственным делам: царевич должен был участвовать в заседаниях Сената, затем был введен в состав Синода, а в 1836 г. произведен в генерал-майоры и был причислен к свите царя.

Процесс образования цесаревича заканчивался путешествиями по России (май-декабрь 1837 г.) и за границу май 1838 г. – июнь 1839 г.). Перед поездкой по России Николай I подготовил сыну специальное «наставление», в котором говорилось: «Первая обязанность твоя будет все видеть с тою непременною целью, чтобы подробно ознакомиться с государством, над которым рано или поздно тебе определено царствовать. Потому внимание твое должно равно обращаться на все…дабы получить понятие о настоящем положении вещей».

Великий князь Александр Николаевич

Во время этого путешествия Александр посетил 28 губерний, воочию увидев всю неприглядность российской действительности. Он был первым из рода Романовых, посетившим Сибирь, где встретился с декабристами, в результате чего в нескольких письмах обращался к отцу «о прощении некоторых несчастных» и добился смягчения их участи. В путешествии цесаревича сопровождали генерал-адъютант Кавелин, поэт Жуковский, преподаватель истории и географии России Арсеньев, лейб-медик Енохин и молодые офицеры.

Позже он побывал даже на Кавказе, где отличился в бою при нападении горцев, за что был награжден орденом Св. Георгия 4 степени.

Перед отъездом за границу Николай I напутствовал сына: «Многое тебя прельстит, но при ближайшем рассмотрении ты убедишься, что не все заслуживает подражания; … мы должны всегда сохранять нашу национальность, наш отпечаток, и горе нам, если от него отстанем; в нем наша сила, наше спасение, наша неповторимость».

Во время зарубежного путешествия Александр посетил страны Центральной Европы, Скандинавию, Италию и Англию. В Германии он познакомился со своей будущей женой, Марией Александровной, дочерью великого герцога Людвига Гессен-Дармштадтского, с которой через два года произошло бракосочетание.

И. Макаров "Императрица Мария Александровна"

Мария Александровна любила музыку и хорошо в ней разбиралась, хорошо знала новейшую европейскую литературу. Широта ее интересов и душевные качества поражали многих, с кем ей довелось встречаться. «Своим умом она превосходит не только других женщин, но и большинство мужчин. Это небывалое сочетание ума с чисто женским обаянием и… прелестным характером», — писал поэт А.К Толстой. В России Мария Александровна скоро стала известна широкой благотворительностью – Мариинские больницы, гимназии и приюты были в ее поле зрения и распространялись, заслужив высокую оценку современников.

В 1841 г. Николай I назначил наследника членом Государственного Совета, что фактически явилось уже началом его государственной деятельности.

А с 1842 г. Александр исполнял уже обязанности императора во время его отсутствия в столице. На этом этапе деятельности он разделял консервативные взгляды своего отца: поддержал в 1848 г. предупредительные меры по ужесточению цензуры в связи с революционными событиями в Европе, касающиеся ограждения учебных заведений от «революционной заразы».

Начало царствования

Монограмма Александра II

Скоропостижная смерть Николая I, ускоренная трагическими событиями Крымской войны, естественным образом привела Александра к престолу. Перед Россией остро стоял ряд задач, которые не удалось решить Николаю I: крестьянская проблема, восточная, польская и др. проблемы, государственные финансовые проблемы, расстроенные крымской войной, международная изоляция России и др. Николай в последние часы своей жизни сказал сыну: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот».

Первым решительным шагом Александра было заключение Парижского мира в 1856 г. с условиями, не самыми плохими для России. Затем он посетил Финляндию и Польшу, где выступил с призывом местной знати «оставить мечтания», что укрепило его позицию как решительного императора. В Германии он закрепил с прусским королем (братом своей матери) Фридрихом Вильгельмом IV «двойственный союз», тем самым ослабив внешнеполитическую блокаду России.

Но, начав свое царствование с действенной поддержки консервативных взглядов своего отца, он под давлением обстоятельств вынужден был перейти к политике реформ.

Н. Лавров "Портрет императора Александра II"

Реформы Александра II

В декабре 1855 г. был закрыт Высший цензурный комитет и разрешена свободная выдача заграничных паспортов. Ко дню коронации (в августе 1856 г.) была объявлена амнистия политическим заключенным, ослаблен полицейский надзор.

Но Александр понимал, что крепостное право тормозит развитие государства, и это было основанием для того, чтобы снова вернуться к крестьянскому вопросу, который был главным на этот момент. Выступая перед дворянами в марте 1856 г. он сказал: «Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это не справедливо… Но не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого. Мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться… Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, чем снизу».

В 1857 г. для рассмотрения этого вопроса был составлен Секретный комитет из доверенных лиц императора, который начал разработку положений в отдельных регионах, чтобы объдинить их затем для всей России в «Положение» об отмене крепостного права. Члены комиссии Н. Милютин, Я. Ростовцев и др. пытались подготовить компромиссные решения, но постоянное давление дворянства на власть привело к тому, что проект защищал прежде всего помещичьи интересы. 19 февраля 1861 г. был подписан Манифест об освобождении крестьян, и таким образом были созданы условия для капиталистического производства (23 млн. помещичьих крестьян получили личную свободу, гражданские права), но многие пункты «Положения» ограничивали крестьян экономической и правовой зависимостью от сельской общины, контролируемой властями. По отношению к помещику крестьяне оставались «временнообязанными» до выплаты долга (в течение 49 лет) за предоставленные земельные наделы и должны были вести прежние повинности – барщину, оброк. Помещики же получили за собой лучшие участки и огромные выкупные суммы.

Но, несмотря на ограниченность крестьянской реформы, Александр II вошел в историю как царь-освободитель.

1 января 1864 г. была проведена Земская реформа . Вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания поручались выборным учреждениям - уездным и губернским земским управам. Выборы представителей были двухстепенными, но с преобладанием дворянства. Избирались сроком на 4 года.

В. Тимм "Коронация"

Земства занимались решением вопросов местного управления. В то же время во всем, что касалось интересов крестьян, земства руководствовались интересами помещиков, контролировавших их деятельность. То есть самоуправление явилось просто фикцией, и выборные должности замещались по указанию помещика. Земские учреждения на местах были подчинены царской администрации (в первую очередь губернаторам). Земство состояло: земские губернские собрания (законодательная власть), земские управы (исполнительная власть).

Реформа городского самоуправления. Обеспечила участие различных слоев населения в местном управлении, но при этом самодержавие по-прежнему оставалось как высшим законодательным, так и исполнительным органом, что сводило эти реформы на нет, так как отсутствие достаточных материальных ресурсов усиливало зависимость местного самоуправления от правительства.

Судебная реформа 1864 г. явилась крупным шагом в истории России к развитию цивилизованных норм законности, в основу их были положены принципы современного права:

  • независимость суда от администрации;
  • несменяемость судей;
  • гласность;
  • состязательность (в уголовных судах был введен институт присяжных заседателей, избираемых из населения; для юридической помощи населению – институт присяжных поверенных).

Но как только новые суды продемонстрировали свою работу в новом качестве, власть тут же стала подчинять их режиму. Например, судопроизводство политических дел осуществлялось не присяжными, а военными судами, сохранялись особые суды для крестьян, духовенства и др.

Военная реформа. Учитывая уроки Крымской войны, в армии были проведены серьезные преобразования в 1861-1874 гг. Были облегчены условия солдатской службы, улучшилась боевая подготовка, была упорядочена система военного управления: Россия разделилась на 15 военных округов. В 1874 г. утвержден Устав о всеобщей воинской повинности, сменивший рекрутчину.

Кроме этих реформ, преобразования затронули сферу финансов, образование, средства массовой информации, церковь. Они получили наименование «великих» и способствовали укреплению экономики страны и формированию правового государства.

Историки отмечают однако, что все реформы Александра II были проведены им не в силу его убеждений, а в силу осознаваемой им необходимости, поэтому современники чувствовали их неустойчивость и незавершенность. В связи с этим начал нарастать конфликт между ним и мыслящей частью общества, опасавшейся, что все сделанное «рискует погибнуть, если Александр II останется на престоле, что России грозит возврат ко всем ужасам николаевщины», — так писал П. Кропоткин.

С середины 60-х годов современники отмечают в поведении императора утомление и некоторую апатию, приведшую к ослаблению преобразовательной деятельности. Это связано как с несчастьями и неурядицами в семье, так и с многократными (всего 7) покушениями «благодарных» подданных на жизнь императора. В 1865 г. в Ницце умер от тяжелой болезни его старший сын Николай, наследник престола. Его смерть подорвала здоровье императрицы, и без того слабое. Рекомендации врачей воздерживаться «от супружеских отношений» усилили давно начавшееся отчуждение в семье: в короткий срок Александр сменил несколько любовниц, пока не встретил 18-летнюю Е. Долгорукую. Эта связь тоже повлекла неодобрение со стороны общества.

Покушения на Александра II

4 апреля 1886 г. произошло первое покушение на императора. Стрелял Д. Каракозов, входивший в тайное общество «Ад», примыкавшее к «Земле и воле», когда Александр II направлялся к своей карете, выйдя из ворот Летнего сада. Пуля пролетела мимо императора – стрелявшего толкнул крестьянин О. Комиссаров.

25 мая 1879 г. во время визита на Всемирную выставку в Париже в него стрелял поляк А. Березовский. Пуля попала в лошадь.

2 апреля 1879 г. член «Народной воли» А. Соловьев у ворот Зимнего дворца сделал 5 выстрелов, но император остался невредимым – стрелявший промахнулся.

18 и 19 ноября 1879 г. члены «Народной воли» А. Желябов, А. Якимова, С. Перовская и Л. Гартман безуспешно пытались взорвать царский поезд, следовавший из Крыма в Петербург.

5 февраля 1880 г. народоволец С. Халтурин подготовил взрыв в Зимнем дворце, погибли солдаты охраны на первом этаже, но никто из царской семьи, находившейся на третьем этаже, не пострадал.

Покушение произошло, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже. При взрыве первой бомбы он не пострадал и мог бы уехать с набережной Екатерининского канала, где произошло покушение, но он вышел из кареты к раненым – и в это время Гриневицкий бросил вторую бомбу, от которой погиб сам и был смертельно ранен император.

Александр II с женой. Фото Левицкого

Итог царствования

Александр II вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование

  • отменено крепостное право;
  • введена всеобщая воинская повинность;
  • учреждены земства;
  • проведена судебная реформа;
  • ограничена цензура;
  • проведён ряд других реформ;
  • империя значительно расширилась за счёт завоевания и включения среднеазиатских владений, Северного Кавказа, Дальнего Востока и других территорий.

Но М. Палеолог пишет: «Порой им овладевала тяжелая меланхолия, доходившая до глубокого отчаяния. Власть его более не интересовала; все то, что он пытался осуществить, кончалось неудачей. Никто из других монархов не желал более счастья своему народу: он уничтожил рабство, отменил телесные наказания, провел во всех областях правления мудрые и либеральные реформы. В отличие от других царей, он никогда не стремился к кровавым лаврам славы. Сколько усилий потратил он, чтобы избежать турецкой войны… И после ее окончания он предотвратил новое военное столкновение… Что получил он в награду за все это? Со всех концов России поступали к нему донесения губернаторов, что народ, обманутый в своих чаяниях, во всем винил царя. А полицейские донесения сообщали об угрожающем росте революционного брожения».

Единственное утешение и смысл жизни Александр II обрел в любви к Е. Долгорукой – «человеку, думающему об его счастье и окружавшему его знаками страстного обожания». 6 июля 1880 г., через полтора месяца после смерти супруги императора Марии Александровны, они заключили морганатический брак. Е. Долгорукая получила титул светлейшей княгини Юрьевской. Этот брак также увеличил раздоры в царской семье и при дворе. Существует даже такая версия, что Александр II намеревался провести задуманные преобразования и отречься от престола в пользу сына Александра и уехать с новой семьей жить в Ниццу.

Так «первое марта трагически пресекло и государственные преобразования, и романтические мечты императора о личном счастье… Он имел смелость и разумность отменить крепостное право и приступить к строительству правового государства, но при этом оставался фактически пленником той системы, фундамент которой начал упразднять своими реформами», — пишет Л. Захарова.

Император Александр II с детьми. Фото 1860 г.

Дети Александра II от первого брака:

  • Александра (1842-1849);
  • Николай (1843-1865);
  • Александр III (1845-1894);
  • Владимир (1847-1909);
  • Алексей (1850-1908);
  • Мария (1853-1920);
  • Сергей (1857-1905);
  • Павел (1860-1919).

От брака с княжной Долгорукой (узаконены после венчания):

  • светлейший князь Георгий Александрович Юрьевский (1872-1913);
  • светлейшая княжна Ольга Александровна Юрьевская (1873-1925);
  • Борис (1876-1876), посмертно узаконен с присвоением фамилии «Юрьевский»;
  • светлейшая княжна Екатерина Александровна Юрьевская (1878-1959).
    • Помимо детей от Екатерины Долгорукой, имел несколько других внебрачных детей.

По настоянию Александра III Долгорукая-Юрьевская вскоре покинула Петербург со своими детьми, рожденными еще до брака. Она умерла в Ницце в 1922 году.

В память о мученической смерти императора Александра II на месте его убийства построили храм.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883-1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Храм выполнен в «русском стиле» и несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строился 24 года. 6 августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящён как храм Спаса-на-Крови.

Храм Спаса-на-Крови