Томас мор высказывания. "Утопия" Томаса Мора. Основные идеи «Утопии» Томаса Мора

"Утопия" (греч. ои - "не" и topos - "место") - "место, которого нет". Уже у Платона в "Государстве" содержится нечто подобное в описании совершенного города, не существующего "никакой своей частью на земле". Необходимо было семантическое творчество Мора, чтобы восполнить этот лингвистический пробел. Огромный успех термина показывает, насколько дух человеческий испытывал в нем необходимость. Но отметим для себя, что Мор настаивал на определении "утопии" именно как "места, которого нет". Столица Утопии называется Амаурото (греч. amaur"os - "исчезающий"), что еще раз подчеркивает, что город ускользает и исчезает как мираж. Река Утопии называется Анидра (греч. anhydros - "лишенная воды"), т.е. не река воды, но река без воды; в то же время государя зовут Адем (а - частица отрицания и demos "народ"), что означает "правитель без народа". Очевидно, речь идет о лингвистической игре, подтверждающей напряжение между реальным и ирреальным, выражением чего и была Утопия.

Источники, которыми пользовался Мор, - Платон, учения стоиков, томизм и учение Эразма Роттердамского. В ярком свете представлена Англия со своей историей, традициями, с социальными драмами того времени (перестройка сельскохозяйственной системы, которая лишила земли и работы большое количество крестьян; религиозная борьба и нетерпимость; ненасытная жажда обогащения).

Критика феодального и раннекапиталистического общества "Утопия" написана в форме рассказа о путешествии, который ведется от имени вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части и в ней преобладают два круга тем: критика современного Мору общества; описание государственного строя на острове Утопия, затерянного в просторах Индийского океана.

"Существует большое число знатных, - пишет он, - которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса". Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на английской почве - "огораживанию", приводящему к тому, что "овцы пожирают людей".

Критика феодального и раннекапиталистического общества фокусируется на политике государства. По Мору, европейское общество само создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемы преступности в упразднении социальных контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т.п.

Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и наказания: о замене смертной казни принудительными работами.

Mop подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое призвание в завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной несправедливости Мор видит в частной собственности.

"Я полностью убежден, - говорит Гитлодей, - что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе уничтожив собственность... "

Идеальный общественный и государственный строй на острове Утопия нет частной собственности, денежного обращения, царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Все граждане осваивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два года. Чтобы не способствовать развитий собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами.

Коллективизм воспитывают также совместные трапезы граждан. Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов.Однако отсталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторый компромисс с принципом равенства. Для исполнения неприятных работ утопийцы прибегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно. Ими становятся военнопленные", граждане Утопии, осужденные за преступления (на острове запрещена смертная казнь).

Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на выборности всех должностных лиц - от филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно. Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного собрания. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.

Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии.

Главная забота государства - организация производства и распределения. Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечивает охрану страны от агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение мира. Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своим друзьям во имя защиты справедливости. Интернациональная солидарность утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.

Наиболее примечательна в этот период деятельность двух так называемых «социалистов-утопистов»: Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Они являются предшественниками научного социализма и их работы похожи между собой. Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в котором люди равны между собой, отсутствует частная и даже личная собственность, труд-обязанность всех, а разделение происходит по потребности.

Утопия: от греч. u-нет и typos-место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от йu-благо и typos-место, т.е. благословенная страна. Термин «Утопия» ведет происхождение от названия книги Т. Мора. Понятие «Утопии» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в расширенном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.

В истории человечества Утопия как одна из своеобразных форм общественного сознания воплощала в себе такие черты, как создание социального идеала, критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки представить будущее общества. Первоначально Утопия тесно переплеталась с легендами о «золотом веке», об «островах блаженных». В античности и в эпоху Возрождения Утопия приобрела преимущественно форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле, либо существовавших в прошлом; в XVII-XVIII вв. получили распространения различные утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ.

Книга «Остров Утопия» вышла в свет в 1516г. Книга написана в популярном в то время жанре «рассказа путешественника». Якобы некий мореплаватель Рафаэль Гитлодей побывал на неизвестном острове Утопия, общественное устройство которого его так поразило, что он рассказывает о нем другим.

Первая часть «Утопии» посвящена критике государственного устройства Англии. В целом английское общество осуждается за слишком далеко зашедшую имущественную поляризацию населения: на одной стороне «жалкая бедность», на другой «дерзкая роскошь».

Что предлагается взамен? Томас Мор изобразил общество, где ликвидирована частная и личная собственность, введено равенство потребления, обобществлено производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределения происходит по потребности, рабочий день сокращен до 6 часов; наиболее тяжелые работы выполняют рабы. Отсутствие частной собственности позволяет Т. Мору строить производственные отношения в Утопии по новому принципу: на основе сотрудничества и взаимной помощи граждан, свободных от эксплуатации.

Однако, проектируя справедливое общество, Мор оказался недостаточно последовательным, допустив в Утопии существование рабов. Рабы на острове-бесправная категория населения, обремененного тяжелой трудовой повинностью. Они «закованы» в цепи и «постоянно» заняты работой. Наличие рабов в Утопии в значительной мере, по- видимому, было обусловлено низким уровнем современной Мору техники производства. Рабы нужны утопийцам, чтобы избавить граждан от наиболее тяжелого и грязного труда. Чтобы стать рабом, нужно совершить тяжкое преступление (в том числе измену или распутство). Рабы до конца дней своих занимаются тяжелой физической работой, однако в случае прилежного труда могут быть даже помилованы. Всеобщее равенство может быть и у рабов: равенство между собой. Одинаково одеты, одинаково стрижены, одинаково бесправны. Не индивиды, а масса типичностей. О масштабах свободы даже для честных утопийцев можно судить по следующему пассажу: «Каждая область метит своих рабов собственным знаком, уничтожить который-уголовное преступление, равно как появиться за границей или же разговаривать о чем-либо с рабом из другой области». Причем для раба нет никакой возможности бежать (либо донесут, либо внешний вид выдаст). Причем доносы всячески поощряются, а молчание о побеге жестоко наказывается. «У рабов же не только нет возможности сговориться, но и им нельзя даже собраться поговорить или обменяться приветствиями». Правда, остается надежда на освобождение в случае прилежного труда. Наличие рабов, несомненно, слабая сторона утопической концепции Томаса Мора.

Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Ежегодно проходят выборы. Верховный орган государства-сенат, который учитывает все, что производится в отдельных районах государства и при необходимости осуществляет перераспределение произведенного. В сенат граждане избираются не реже, чем раз в год. Власть постоянно меняется, у руля пожизненно остается лишь один человек-князь. Впрочем, его тоже могут отстранить, если он захочет править единолично.

Основной хозяйственной единицей Утопии является семья. При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что семья у утопийцев необычная и формируется она не только по принципу родства. Главный признак утопийской семьи заключается в ее профессиональной принадлежности к определенному виду ремесла. Т. Мор неоднократно подчеркивает, что отношения в семье строго патриархальные, «во главе хозяйства стоит старейший. Жены услуживают мужьям, дети-родителям и вообще младшие старшим». Кроме того, в Утопии распространено почитание предков. Т. Мор перечисляет ремесла, которыми занимаются в отдельных семействах: это обычно «прядение шерсти или обработка льна, ремесло каменщиков, жестянщиков или плотников».

Главной производительной ячейкой в сельском хозяйстве Утопии является большая община, насчитывающая не менее 40 человек-мужчин и женщин и еще двух приписанных рабов. Во главе такого сельского «семейства» стоят «почтенные в летах» распорядитель и распорядительница.

Обращаясь к анализу этического аспекта «Утопии», нетрудно заметить, что главное в утопической этике-это проблема счастья. Утопийцы полагали, что «для людей все счастье или же его важнейшая доля» заключается в удовольствии, наслаждении. Однако, согласно этике утопийцев, не во всяком наслаждении состоит счастье человека, но «только в честном и благородном», основанном на добродетели и устремлении в конечном итоге к «высшему благу», к которому «влечет нашу природу добродетель». Ставя и решая эти «вечные» проблемы, Мор обнаруживает основательное знакомство с древнегреческой философией, в частности с сочинениями Платона и Аристотеля. Утопийцы считали свою этику наиболее разумной прежде всего потому, что она полезна для общества в целом и для каждого члена в отдельности, так как принципы этой этики, с их точки зрения, больше всего отвечали самому существу человеческой природы, проявлявшемуся в стремлении человека к счастью.

Религии утопийцев отличались друг от друга не только на своем острове, но и в каждом городе. Правда, общим для религий утопийцев было то, что они обязательно предписывали всем гражданам строгое соблюдение разумных и полезных для всего общества норм морали, а также установленных политических порядков, т.е. вместо того, что, с точки зрения Мора-гуманиста, представляло общечеловеческую ценность: человеколюбие, сочетание личных интересов с общественным благом, а также недопущение религиозных междоусобиц. Поддержание этих разумных моральных и политических норм лучше всего, по мнению Мора, обеспечивалось верой в бессмертие души. В остальном граждане Утопии пользовались полной свободой вероисповедания. Каждый мог пропагандировать свою религию «только спокойно и рассудительно, с помощью доводов», не прибегая к насилию и воздерживаясь от оскорблений других религий.

В отличие от философов античности и средневековья Мор исследует и решает этические проблемы на стыке философии, политики и социологии. Оригинальность Мора как мыслителя эпохи Возрождения-в том, что он ищет путь к совершенной этике в радикальном переустройстве общества на началах социальной справедливости, равенства и братства. При этом Мор не ограничивается порицанием человеческих пороков и провозглашением принципов этики, которыми должен руководствоваться некий абстрактный индивидуум, но выводит универсальный принцип совершенной этики индивидуума из коллективной этики бесклассового общества, моральным провозглашается то, что отвечает интересам большинства. Все, что противоречит благу большинства, объявляется аморальным. Автор «Утопии» не мыслит другого пути к решению морально-этических поблеем нежели через уничтожение частной собственности и переустройство всего общества на коммунистических началах. Именно это подразумевается Мором, когда он говорит об упразднении власти золота и отмене денег. Уничтожив собственность и деньги, Утопийцы добились коренного решения ряда этических проблем, над которыми тщетно бились поколения мыслителей античности и средневековья. Исчезли многие социальные пороки и конфликты: «обманы, кражи, грабежи, раздоры, возмущения, тяжбы, распри, убийства, предательства, отравления».

Всей своей книгой Томас Мор утверждает ту истину, что переустройству подлежит прежде всего порочная общественная система, поскольку источников нравственной испорченности людей (в том числе и самой гордыне, осуждаемой христианской моралью) является неравенство, вытекающее из частной собственности, без упразднения которой невозможна и справедливая социальная этика, достойная человека. Лишь государство, где уничтожена частная собственность, следует признать не только наилучшим, но и «единственным, какое по праву может притязать называться государством».

Имя: Томас Мор (Thomas More)

Возраст: 57 лет

Деятельность: юрист, философ, писатель-гуманист

Семейное положение: был женат

Томас Мор: биография

Томас Мор – это известный писатель-гуманист, философ и юрист из Англии, также занимавший пост лорд-канцлера страны. Наиболее известен Томас Мор произведением под названием «Утопия». В этой книге он, взяв в качестве примера выдуманный остров, изложил свое видение идеальной общественно-политической системы.


Философ также был активным общественным деятелем: ему была чужда эпоха Реформации, и он чинил препятствия распространению протестантской веры на английские земли. Отказавшись признать за Генрихом VIII статус главы английской церкви, он был казнен по Акту об измене. В XX веке Томаса Мора причислили к лику католических святых.

Детство и юность

Биография Томаса Мора начинается в семействе лондонского судьи Высшего королевского суда сэра Джона Мора. Томас появился на свет 7 февраля 1478 года. Его отец был известен неподкупностью, честностью и высокими моральными принципами, что во многом определило мировосприятие его сына. Первое образование сын прославленного судьи получил в грамматической школе Святого Антония.

В тринадцатилетнем возрасте Мор-младший получил должность пажа при кардинале Джоне Мортоне, в течение некоторого времени работавшем лорд-канцлером Англии. Мортону пришелся по вкусу веселый, остроумный и любознательный молодой человек. Кардинал заявил, что Томас непременно «станет изумительным человеком».


В шестнадцать лет Мор поступил в Оксфордский университет. Его преподавателями были величайшие британские юристы конца XV века: Вильям Гросин и Томас Линакр. Учеба давалась молодому человеку относительно легко, хотя уже в ту пору его начали привлекать не столько сухие формулировки законов, сколько произведения гуманистов того времени. Так, к примеру, Томас самостоятельно перевел на английский язык биографию и труд «Двенадцать мечей» гуманиста из Италии Пико делла Мирандола.

Спустя два года после поступления в Оксфорд Мор-младший, по указанию отца, вернулся в Лондон с целью добиться улучшения знаний в области английского права. Томас был способным учеником и с помощью опытных юристов того времени изучил все подводные камни английского законодательства и стал блистательным адвокатом. При этом он интересовался философией, штудировал произведения древних классиков (особенно – Лукиана и ), совершенствовал латинский и греческий и продолжал писать собственные сочинения, часть которых была начата еще во время учебы в Оксфорде.


«Проводником» в мир гуманистов для Томаса Мора стал Эразм Роттердамский, с которым адвокат познакомился на торжественном приеме у лорда-мэра. Благодаря дружбе с Роттердамским начинающий философ вошел в круг гуманистов своего времени, а также в кружок Эразма. Находясь в гостях в доме Томаса Мора, Роттердамский создал сатиру «Похвала глупости».

Предположительно, период с 1500 до 1504 годы молодой адвокат провел в лондонском картезианском монастыре. Однако он не захотел окончательно посвятить жизнь служению Богу и остался в миру. Тем не менее, с тех пор Томас Мор не оставлял привычек, полученных за время жизни в монастыре: он рано вставал, много молился, не забывал ни об одном посте, занимался самобичеванием и носил власяницу. Это сочеталось со стремлением служить и помогать стране.

Политика

В начале 1500-ых годов Томас Мор преподавал право параллельно с ведением адвокатской практики, а в 1504 году он стал членом Парламента от купечества Лондона. Работая в Парламенте, он не раз позволял себе открыто высказываться против налогового произвола, который чинил жителям Англии король Генрих VII. Из-за этого юрист впал в немилость в высших эшелонах власти и был вынужден на некоторое время отказаться от политической карьеры, вернувшись исключительно к адвокатской работе.


Одновременно с ведением судейских дел, в это время Томас все более уверенно пробует свои силы в литературе. Когда в 1510 году новый правитель Англии – Генрих VIII – созвал новый Парламент, литератору и юристу вновь нашлось место в высшем законодательном органе страны. В то же время Мор получил должность помощника городского шерифа Лондона, а через пять лет (в 1515 году) он стал членом делегации английского посольства, направленной во Фландрию для ведения переговоров.

Тогда Томас и начал работать над своей «Утопией»:

  • Первую книгу этого произведения автор написал во Фландрии и завершил вскоре после того, как вернулся домой.
  • Вторую книгу, основное содержание которой – повествование о выдуманном острове в океане, который якобы был недавно открыт исследователями – Мор, преимущественно, написал раньше, и по завершении первой части произведения лишь слегка подправил и систематизировал материал.
  • Третья книга была издана в 1518 году и включала в себя, помимо написанного ранее материала, «Эпиграммы» автора – обширное собрание его поэтических произведений, выполненных в жанре поэм, стихотворений и непосредственно эпиграмм.

«Утопия» была рассчитана на просвещенных монархов и ученых-гуманистов. Она оказала большое влияние на развитие идеологии утопистов и упоминала о ликвидации частной собственности, равенстве потребления, обобществленном производстве и т.д. Одновременно с написанием этого произведения Томас Мор работал и над другой книгой – «Историей Ричарда III».


Страна Утопия, описанная Томасом Мором

Король Генрих VIII высоко оценил «Утопию» одаренного адвоката и в 1517 году решил назначить его своим личным советником. Так знаменитый утопист вступил в Королевский совет, получил статус королевского секретаря и возможность работать над дипломатическими поручениями. В 1521 году он начал заседать в высшем английском судебном учреждении – «Звездной палате».

В то же время он получил рыцарский титул, земельные пожалования и стал помощником казначея. Несмотря на успешную политическую карьеру, он оставался скромным и честным человеком, о стремлении которого к справедливости знала вся Англия. В 1529 году король Генрих VIII пожаловал верному советнику высший государственный пост – должность лорд-канцлера. Томас Мор стал первым выходцем из буржуазии, которому удалось занять этот пост.

Произведения

Наибольшую ценность среди трудов Томаса Мора имеет произведение «Утопия», в состав которого входят две книги.

Первая часть работы представляет собой литературно-политический памфлет (произведение художественно-публицистического характера). В нем автор выражает свои взгляды на то, насколько несовершенна социальная и политическая система. Мор критикует смертную казнь, иронически высмеивает разврат и тунеядство духовенства, жестко выступает против огораживания общинных людей, выражает несогласие с «кровавыми» законами о рабочих. В этой же части Томас предлагает и программу реформ, призванных исправить положение вещей.


Во второй части представлено гуманистическое учение Мора. Основные идеи этого учения сводятся к следующему: главой государства должен быть «мудрый монарх», частная собственность и эксплуатация должны быть заменены обобществленным производством, труд обязателен для всех и не должен быть изнурительным, деньги могут быть использованы только для торговли с другими странами (монополия на которую принадлежит государственному руководству), распределение продуктов должно осуществляться по потребностям. Философия Мора предполагала полную демократию и равноправие, несмотря на наличие короля.


«Утопия» стала основой для последующего развития утопических учений. В том числе, она сыграла немалую роль в становлении гуманистической позиции такого известного философа, как Томмазо Кампанелла. Другим значимым произведением Томаса Мора стала «История Ричарда III», по поводу правдоподобности которой до сих пор ведутся дебаты: одни исследователи считают книгу историческим произведением, другие – скорее художественным. Утопист также написал немало переводов и стихотворных трудов.

Личная жизнь

Еще до того, как эпоха Возрождения пополнилась знаменитым произведением Томаса Мора и до того, как он начал занимать высокие посты в государстве, гуманист женился на семнадцатилетней Джейн Кольт из Эссекса. Это произошло в 1505 году. Она была тихой и доброй девушкой и вскоре родила мужу четырех детей: сына Джона и дочерей Сесиль, Элизабет и Маргарет.


В 1511 году Джейн скончалась из-за лихорадки. Томас Мор, не желая оставлять детей без матери, в скором времени женился на обеспеченной вдове Элис Мидлтон, с которой счастливо прожил до самой смерти. У нее также был ребенок от первого брака.

Смерть

Для Томаса Мора цитаты из его произведений были не просто художественным вымыслом – он глубоко верил во все положения своего учения и оставался религиозным человеком. Поэтому, когда Генрих VIII захотел расторгнуть брак со своей супругой, Мор настаивал, что сделать это может только Папа Римский. В роли последнего на тот момент выступал Климент VII, и он был против бракоразводного процесса.


В результате Генрих VIII разорвал связи с Римом и встал на путь создания англиканской церкви в родной стране. Вскоре была коронована , новая супруга короля. Все это вызвало настолько сильное возмущение у Томаса Мора, что он не только оставил пост лорда-канцлера, но и помог монахине Элизабет Бартон публично осудить поведение короля.

Вскоре Парламент принял «Акт о престолонаследии»: все английские рыцари должны были принести присягу, признавая детей Генриха VIII и Анны Болейн законными и отказываясь признавать какую-либо власть над Англией за исключением власти представителей династии Тюдоров. Томас Мор отказался произнести присягу и был заключен в Тауэр. В 1535 году его казнили за государственную измену.

В 1935 году он был причислен к лику католических святых.

В начале моего анализа мне кажется целесообразным коротко охарактеризовать личность автора «Утопии» Томаса Мора и его жизнь, в общих чертах описать исторический период начала XVI века для лучшего понимания произведения.

Томас Мор родился в зажиточной городской семье в Лондоне в 1478 году и получил блестящее образование. Начальное образование он приобрел в коллегии Святого Антония. До поступления в Оксфордский университет Мор находился в доме епископа кентерберийского, кардинала Мортона, где служил пажом. Кардиналу очень нравился молодой человек, он впервые предрек Томасу блестящее будущее. В Мор учился у выдающихся юристов - Вильяма Гроцина и Томаса Линакра. Именно в эти годы Мор входит в кружок гуманистов, выступающих против средневекового схоластического богословия и стремящихся на первое место поставить изучение самого человека. Однако отец Томаса не разделял его интересов и заставил полностью сконцентрироваться на изучении права. Благодаря этому, закончив обучение, Мор быстро приобрел славу отличного и порядочного адвоката, защитника обиженных и угнетенных.

В 26 лет он в первый раз был избран в парламент. Но он не поладил с королем Генрихом VII и отошел от активной политической деятельности вплоть до смерти короля в 1509 году. В этот период Мор несколько раз назначается королем по протекции английских купцов для переговоров с купцами с континента во Фландрию и Кале. Как раз во время одной такой поездки в 1516 году он и начал писать «Утопию». После удачного завершения его миссий Мор привлекает внимание короля. Генрих VIII приближает к себе Мора, высокие назначения следуют одно за другим. В 1521 году - докладчик прошений, поступавших на имя короля, в 1523 году - председатель палаты общин, в 1529 году - лорд-канцлер. Это было неслыханное по тем временам явление, так как впервые вторым лицом в государстве после короля стал человек из буржуазной, а не аристократической среды. Тем не менее слава не вскружила ему голову, и он в течение всей своей государственной деятельности следовал своим принципам, не занимался «соглашательством», был практически независим от короля, что приводило к частым конфликтам.

Роковым для Мора стало столкновение с королем на почве религиозной политики, хотя и раньше они сталкивались по вопросам бюджетной политики. Как известно, Мор был противником реформации, начавшейся в 1517 году в , и осуждал Мартина Лютера. Также был ее противником и Генрих VIII, но через несколько лет поссорился с папой Римским и решился на уничтожение власти Рима в Англии, так как видел в этом и политические, и финансовые преимущества (свобода от власти папы, богатые земельные владения). Но Мор не поддержал его в этом и жестоко за это поплатился.

В 1533 году король был провозглашен главой английской церкви и все подданные должны были принести ему присягу в этом. Мор отказался это сделать и попал в Тауэр. На следствии он смело отстаивал свою позицию и вел себя с достоинством, присущим его благородному характеру. Он был признан виновным и 7 июля 1535 года казнен в Лондоне. Так закончил свою жизнь этот великий человек, основоположник философии социализма.

Теперь стоит взглянуть и на политическую карту Европы того периода. Конец XV века-начало XVI века - это период постоянных войн и сменяющихся коалиций. На континенте господствуют Габсбурги во главе с императором Карлом V, с ним борется Франция, германские княжества, войны пылают по всей Западной Европе. Английский король, исходя из политической конъюнктуры, присоединяется то к одним, то к другим, тратит казну на все дорожающий походы в континентальную Европу. Борьба идет за каждый клочок земли, замок, городок. При такой обстановке очень важны дипломатические представители, ловко умеющие заключать и союзы, и перемирия. Томас Мор - один из таких достойных мужей. При этом любой из правителей отстаивает исключительно свои личные интересы, выгоды, а вовсе не народные или государственные. Это очень тонко чувствует и Томас Мор, что побуждает его написать «Утопию».

«Утопия» - книга, иллюстрирующая идеальную модель государства и устройства общества, к которой должны стремиться все люди и государства. Несомненно, что в своей книге он опирается на произведение Платона «Государство», которым всегда очень увлекался еще со студенческой поры. Но произведение античного мыслителя Мор использует лишь в качестве фундамента своей книги, добавляя в нее все современные ему реалии, в особенности, касающиеся зарождавшегося промышленного капитализма и его последствий.

Произведение написано в форме рассказа о путешествии в неведомую страну. Это было вызвано начавшейся эпохой Великих географических открытий, неслучайно описание ведется от лица одного из спутников Америго Веспуччи. Европейцы впервые знакомились с нравом, традициями и жизнью новых, ранее незнакомых народов, что подталкивало людей к осмыслению собственной жизни в рамках современного им общества. И Мор смело высказывает эти мысли, критикуя многие пороки и язвы того времени. Именно поэтому он делит свое произведение на две части, в первой он описывает современную ему социально-политическую и экономическую ситуацию в Европе, обнажает все проблемы и противоречия внутри и между народами, а во второй части он рисует идеалистическую картину жизни вымышленного народа Нового Света.

Этот яркий контраст необходим для того, чтобы привлечь внимание людей к современным язвам общества, заставить их осознать это и начать что-то менять, чтобы хоть что-то исправить, улучшить или искоренить. Ведь людям всегда нужен ориентир, к которому они будут стремиться. Такая структура философского произведения впервые была применена именно Мором. Он блестяще справился с поставленной перед собой задачей, так как его книга произвела громадный эффект в европейском мышлении, восприятии действительности. Теперь стоит перейти непосредственно к анализу самого произведения.

Первая книга

Первая книга начинается с описания исторической панорамы начала XVI века. Томас Мор прибыл в качестве посла во Фландрию для урегулирования спорных моментов между своим королем Генрихом VIII и его противником императором Карлом V. В Антверпене в промежутке между переговорами Мор через своего друга Петра Эгидия знакомится с очень интересным человеком, Рафаилом Гитлодеем, португальским путешественником.

Выясняется, что Рафаил участвовал в трех путешествиях Америго Веспуччи, во время которых многое повидал и изучил в касательно быта и государственного устройства местных жителей. Он кратко описывает, что ему удалось увидеть. Беседуя с ним, Мор и его друг удивляются, что при таких знаниях португалец до сих пор не стал советником какого-нибудь монарха для улучшения земель последнего. Для португальца полная невозможность этого очевидна. Рафаил вступает в спор со своими оппонентами с целью доказать им свою бесполезность для помыслов любого государя в области внешней и внутренней политики. Мор утверждает, что государь - благодетель народа, от которого должны исходить все полезные мероприятия для поданных. Но государей, по словам Гитлодея, больше волнуют войны, захваты новых земель и богатств, нежели благосостояние собственного народа. Это вполне объективное утверждение, в силу того, что в тот период начинается формирование абсолютизма, достигнувшего пика в последующие века.

Интерес государя был превыше всего, господствовало мнение, что монарху виднее, что полезнее народу и стране. К тому же при любом дворе господствуют фаворитизм, лесть, доносительство. Умному человеку с собственным мнением и определенными принципами так долго не продержаться, да и государь не потерпит, чтобы с ним часто не соглашались. Чтобы рассуждения были ближе к реальности, собеседники непосредственно обращаются к Англии и ее внутреннему устройству. Гитлодей приводит в пример беседу с кардиналом кентерберийским Мортоном. И вот к каким выводам пришел наш путешественник.

Вопрос коснулся бедняков, нищих и воров, причины их массового распространения в Англии. Как же к этому относится Рафаил? Такие явления обуславливаются несправедливым распределением обязанностей и доходов в государстве, неправильным расставлением приоритетов государственной политики. Существует огромный класс знати, живущей чужим трудом, при которой полно праздной челяди, не способной к полезной деятельности и привыкшей к легкой жизни. Также слишком много средств тратиться на искусственно обусловленные войны, следствием которых также являются разорение и огромное количество калек и инвалидов. Государство заботиться о крупных собственниках, которые в личных интересах обезземеливают крестьян с целью разведения овец (частный случай, характерный для английского сельского хозяйства), а государство этому не препятствует. Все эти обстоятельства и толкают людей на преступления, ведь им больше нечего предпринять для своего выживания, прокормления семьи. Несправедлива и система правосудия, основанная на применении схожего наказания при совершении кражи и убийства. Это гибельно для государства, так как побуждает людей совершать больше преступлений, имея при этом одинаковые риски. Во всех этих утверждениях кардинал находит зерно истины, хвалит португальца за его проницательность, ему нравятся аргументы Гитлодея; с этим мгновенно соглашается все окружение кардинала, которое в начале беседы было скептически настроено по отношению к путешественнику. Это снова доказывает, что угодничество существует даже и в среде священнослужителей, иерархов церкви. Такие интересные и нестандартные суждения заставляют Мора вновь удивиться, почему Рафаил не идет в советники к королю. Необходимо вновь обосновать бесполезность знаний Рафаила для королевских дворов, зайти с другой стороны в этом вопросе.

В этот раз португалец обращается в своем примере к французскому двору. Все королевские помощники заняты тем, что обдумывают различные внешнеполитические акции с целью захвата новых земель, новых войн, формирования выгодных кратковременных союзов. При этом неустроенным остается даже само французское королевство, не говоря уже о вновь приобретенных владениях. Следствием подобной политики служит ослабление государства, так как разоряются и истощаются и непокорные новые территории, и само государство в этой борьбе. Соответственно усидеть больше чем на одном стуле невозможно, и нужно заботиться исключительно о своем королевстве, не покушаясь на чужие территории.

Следующий вопрос - королевская казна и благосостояние народа. Практически любой государь стремится наполнить свою казну тем или иным способом, тут и пригождаются советники, способные извлечь налоги из чего угодно, да так, чтобы не вызывать слишком большого недовольства среди населения. Тем более эти царедворцы считают, что главный оплот власти заключается в том, чтобы не дать народу избаловать себя богатством и свободой. Нищета и недостаток якобы способны приучить к покорности и послушанию. Но король выбран подданными для соблюдения благополучия людей, он должен в первую очередь заботиться о народном благосостоянии. Ведь основные смуты всегда происходят из-за недовольства строем неимущих классов, стремящихся поживиться чем-нибудь. Вместо того, чтобы накапливать огромные богатства в казне, лучше пускать эти деньги на хорошие и полезные дела для государства, развитие системы социального обеспечения населения.

В ответ на все подобные примеры, Томас Мор возражает, говоря, что нужно стремиться «окольной дорогой» к благим целям без стремления сразу радикально все изменить, без максимализма. На это Гитлодей замечает, что он хочет говорить только правду, без этого от него не будет никакой пользы, льстецов много и без него. «Окольный путь» не приведет ни к чему хорошему, а только дополнительно навредит, испортив даже самого правильного человека с самыми благими намерениями при его соглашательской политике. Нет такого понятия как наименьшее зло, либо ты говоришь, то что думаешь, либо сам под воздействием испорченных людей меняешься в худшую сторону. Таков удел и истинного философа, поэтому ему нет места в государственном управлении, по мнению Рафаила, в современных реалиях жизни. Затем Рафаил подходит к главному своему выводу, основе современного ему общества, которая и губит людей. Это не что иное, как явление частной собственности.

Где есть частная собственность, там нет равенства и благополучия из-за постоянной вражды, стремления захватить как можно больше собственности, в том числе и за счет других людей. Все это ведет к поляризации общества на немногих имущих и многих бедных. Мор возражает португальцу, утверждая, что без частной собственности невозможно никакое развитии. В этом он прав, если учитывать, что без стимулов к труду у человека пропадает желание много и плодотворно работать, возникает лень, стремление переложить часть обязанностей на других. Трудно выработать принципы, стимулирующие человека без личного интереса. Гитлодей соглашается, что в процветающее общество без частной собственности трудно поверить; для этого нужно подробнее узнать об Утопии и ее порядках. Возникает резонный вопрос об уровне цивилизации утопийцев в сравнении с европейцами. Португалец сообщает нам, что европейцы талантливее, но утопийцы усерднее и трудолюбивее. Они быстро заимствуют полезные новшества других народов, при этом не портя своих образцовых порядков. А все дело в более разумной форме государственного управления, способствующей процветанию и развитию. После столь серьезных заявлений Мор просит Рафаила подробнее описать утопийские земли, не упустив ни одной важной детали. И мы, соответственно, теперь переходим непосредственно к анализу состояния утопийского государства, его законов, обычаев и традиций.

Вторая книга

Утопийское государство располагается на острове, защищенном с помощью природных преград, таких как мели, рифы, берега также надежно укреплены, так что остров представляет собой мощный оборонительный узел. В давние времена это был полуостров, но после победоносной войны правитель Утоп приказал укрепить его, прорыть канал между ним и сушей. Именно он довел дикий народ до высокой степени культуры и образованности. Такова краткая история этого государства. Далее Рафаил описывает административную структуру страны, основанную на равенстве городов, при главенстве одного, Амаурота, в центре государства. Кроме городов есть и деревни, в которых жители работают по очереди в течение двух лет. Никто не может избежать этой обязанности.

Сельское хозяйство острова очень производительно из-за того, что люди объединены в семьи по 40 человек, представляющие собой форму организации общества в виде небольших коллективов, ответственных за определенную часть работ. Далее португалец описывает город Амаурот с точки зрения его расположения на местности, внутреннего построения. Город очень сильно укреплен, красив, все здания типовые и не выделяются на общем фоне, жители даже каждые 10 лет меняю по жребию свои дома, так как нет такого понятия, как частная собственность. Это способствует равенству в обществе, отсутствию жадности и зависти. Все строения очень аккуратные, в них использованы последние достижения народа Утопии, не уступают аналогичным европейским.

Интересен и порядок определения должностных лиц в городе, которые отвечают в том числе и за поддержание этого образцового порядка. Ежегодно каждые 30 семейств выбирают должностное лицо, филарха. Возглавляет каждых десятерых таких филархов человек, именуемый протофилархом. Все эти чиновники выбирают князя, одного из 4 кандидатов, предложенных народом. Должность князя пожизненна, при условии отсутствия у него стремления к тирании и узурпации власти, что вполне разумно. Протофилархи избираются каждый год, что обеспечивает отсутствие всяких несправедливостей в управлении. Они всегда совещаются с князем для принятия наиболее эффективного решения. Любое решение по общественным делам может приниматься только при посредстве сената или народного собрания, что способствует пресечению любых попыток узурпации власти. Для того чтобы избежать поспешных выводов и решений со стороны сената, ни одно из предложений не рассматривается в день своего внесения.

Теперь подробнее поговорим о занятиях населения на острове. Общим для всех жителей является земледелие, никто от него не избавлен. Вдобавок к этому каждый обучается какому-то ремеслу, как правило, ремеслу своего отца. Если же он хочет изучать другое ремесло, то просто переводится в другую семью, в которой занимаются данной деятельностью. Подобная практика очень интересна, обеспечивает всеобщую занятость, заинтересованность в своем труде; филархи как раз и должны следить за тем, чтобы не было праздности. Но при этом нет никакого непосильного труда, так как у утопийцев довольно свободный день, с учетом 6 рабочих часов и 8 часов на сон.

Остальное время они обычно тратят на занятия науками, саморазвитие. При этом в свободное время они никогда не играют в азартные игры, предпочитая более интеллектуальные и полезные занятия, такие как музыка и танцы, общественные лекции. Благодаря этому нравственное здоровье населения не подтачивается пагубными и порочными развлечениями. Такое удобное распределение времени было бы невозможно без вовлечения в процессы труда и производства практически всех категорий населения с учетом возможностей последних. Также важно указать и на причины освобождения от труда. Таким правом пользовались либо филархи, либо личности, освобожденные от труда по совету народа и духовенства для основательного прохождения наук. Учитываются способности и стремления людей к овладению знаниями. Из этой категории населения выбираются персоны для всех административных должностей в государстве (послы, правители, духовенство и т.д.). Благодаря бережному отношению людей к своим обязанностям, ничего не приходит в упадок, не запускается, а динамично развивается. Соответственно, все постройки и комплексы (здания, производственные площадки) не нуждаются в дорогостоящем ремонте.

Важен и тот факт, что в государстве утопийцев все находится в изобилии. Это способствует счастливой жизни в государстве, ведь у них считается, что обременительный труд вреден, необходимо работать столько, сколько достаточно для поддержания общественных нужд на приемлемом уровне. Это вполне здоровая и крепкая основа государства, зиждущаяся на благополучии всех граждан, а не отдельных личностей. Затем стоит сказать и о том, что утопийцы следуют принципу поддержания определенного количества жителей на уровне семьи, города, острова. Излишних людей они переселяют в колонии за пределами своего государства, а при необходимости возвращают оттуда. Вполне разумный принцип, поддерживающий стабильность в государстве, популяцию на определенном уровне, вполне себя действенный в случае нехватки продовольствия на острове, эпидемий и других неприятных событий.

Не менее необычен и процесс получения материальных благ жителями острова. Произведенные товары оседают на специальных складах, с которых каждый отец семейства может взять столько благ, сколько ему необходимо. Такой принцип кажется невозможным, ибо жадность и стремление к приобретательству укоренились в сознании европейского человека. Но ведь у утопийцев все в изобилии, нет смысла стремиться к накоплению в данном случае. Разительно отличаются от европейской реальности времен Мора и социальные услуги, проявляющееся в отличном медицинском обеспечении и продовольственном распределении в независимости от статуса человека.

В семьях царит гармония, младшие уважают старших, но при этом совместная жизнь разных поколений не заключается лишь в одних нравоучительных беседах, но и наполнена разными удовольствиями, только бы из них не происходило ничего неприятного. Ведь человеческая душа рождена для счастья, а не для суровой и аскетичной благодетели. При этом срабатывает и другой принцип, основанный на уважении и признании интересов других членов социума.

Противоестественных человеческой природе явлений, таких как пивная, публичный дом, винная лавка, не существует в утопийском государстве. Все это способствует здоровому духу жителей, отвращает их от лености и безделья, порочного поведения. Неизбежно из всех предыдущих фактов вытекает вывод о полной самообеспеченности острова утопийцев, что позволяет делать стратегические запасы на случай всяких непредвиденных ситуаций. И при этом остается еще много свободных товаров, которые посредством государства и под его контролем вывозятся в другие государства за умеренную цену.

Вывозя самые разные товары от сельхозпродукции до пурпура, они получают взамен необходимые им железо и благородные металлы, золото и серебро. Эти металлы находятся в изобилии в стране и потому практически не представляют ценности для утопийцев в отличии от европейцев, на все готовых ради таких сокровищ. Эти ценности необходимы для вербовки солдат в других странах, выставляемых вместо своих жителей, так как жизнь человека - самое дорогое для утопийцев. Либо золото используют для подкупа врагов и внесения раздора в их стан. Для того, чтобы жажда наживы не подтачивала общество, власти Утопии изобрели весьма деятельный способ его использования. Драгоценный металлы и камни идут на изготовление цепей для рабов, детских игрушек и посуды для самых грязных надобностей. Все это способствует тому, что отвращает жителей от желания обладать данными металлами.

Возносить человека по его богатству, а не уму или заслугам - сущая глупость. А вот пытливый ум, присущий утопийцам, в почете в государстве. Прилежание жителей проявляется в том, что они очень быстро усваивают информацию, что проявляется в быстром усвоении ими греческого языка и постижении сложных произведений древнегреческих классиков. Такую возможность граждане Утопии получили благодаря Рафаилу и его кипучей деятельности. Теперь стоит рассмотреть вопрос рабства в утопийском обществе. В рабов обращают либо своих граждан за совершение позорных деяний или представителей чужих народов, осужденных на смертную казнь и выкупленных утопийцами. Иногда трудолюбивые и бедные представители других народов добровольно идут в , к ним применяют мягкое обхождение, а вот с самими утопийцами, попавшими за плохие дела в рабство, обходятся вдвойне суровее. Ведь как можно при такой идеальной и благополучной жизни пойти на преступление? Этому нет никакого оправдания.

Не менее важно, на мой взгляд, рассмотреть такой гражданский институт общества, как брак и брачные отношения. Государство стремится отвратить людей от беспорядочного сожительства, жестоко карая за прелюбодеяние. Такое поведения расшатывает семью, ячейку общества, сеет разлад. При выборе себе пары утопийцы обращают внимание не только на духовные качества, но и на внешность, порой осматривая друг друга, словно покупщики лошадей. Чем же продиктовано такое поведение? Это вызвано тем, что у утопийцев возможно иметь только одну жену, соответственно, нужно взвесить все за и против прежде чем сделать выбор, ведь потом этот жребий нести всю жизнь. Развод возможен либо в случае прелюбодеяния, либо при нестерпимом характере, а также при обоюдном желании при согласии сената. Но такие случаи редки среди утопийцев, обладающих такими качествами, как долг, благородство, уважение и т.д.

Вообще утопийцы всячески культивируют благородные поступки, воздвигая в публичных местах памятники и статуи выдающимся государственным деятелям. Тем самым народ побуждается к созидательной и честной работе на благо всего общества. Хорошая мысль, действенная еще и благодаря суровым карам против тех чиновников, которые не отличались кристальной честностью. Также для поддержания основ государства существует небольшое количество законов, понятных каждому жителю острова. Существует и такой институт, как самостоятельная защита в суде, способствующая объективности расследования и принятию решений. Тем самым простодушные люди защищены от происков хитрецов и интриганов.

Слава о справедливости утопийских чиновников быстро разошлась по окрестным странам, особенно по тем, которые утопийцы силой освободили от тирании. Такие государства просят жителей свободного острова для себя в качестве должностных лиц. Такие народы являются союзниками Утопии. При этом в сознании утопийцев в вопросах друзей и союзников есть ключевое различие с европейской реальностью. В отличие от европейских монархов утопийцы не заключают никаких договоров, так как не доверяют этой форме соглашений. В Европе же величие такой вещи, как договор, нерушимо. И при этом они много раз нарушаются, так как какой-нибудь чиновник или государственный советник периодически находит лазейку в сложных и путанных формулировках соглашений. Утопийцы считают, что договоры приобретают в сознаниях народов слишком большое влияние после их заключения, что способствует разъединению и ожесточению людей, несмотря на их историческую и природною братскую общность. Тесно взаимодействуя с соседними странами и народами, утопийцы не могут избежать периодических боевых действий разной формы ожесточенности. Давайте подробнее остановимся на этом вопросе.

В целом они не переносят войны как явления и начинают ее только в нескольких исключительных случаях: нападение на их пределы, нападение на владения их друзей, попрание торговых и других интересов их друзей, спасение какого-то народа от тирании. Победы, достигнутые ценой больших кровопролитий, не вызывают у них радости, ведь нет ничего дороже человеческой жизни в сознании утопийцев. В то же самое время победы достигнутые любым другим путем, хитростью или обманом, у них почитаются как весьма героические и достойные деяния. В такой ситуации применяется интеллект, особенность человека, не присущая любому другому живому существу. К подобным методам относится и внесение раздора в стан врагов, как например, предложение взяток, вознаграждений за предательство, выдачу руководителей государства и самых важных чиновников, живыми или мертвыми. Тем самым, алчность народов позволяет утопийцам без труда и особых усилий дезорганизовывать сопротивление прочих народов путем внесения раскола тем или иным способом. Смерть небольшой части представителей верхов таких государств позволяет сохранить жизни многих простых людей, участвующих в войне не по своей воле. Благодаря обилию драгоценностей утопийцы имеют возможность вести подкупы на самом верху властной лестницы, сталкивая вельмож в борьбе за вожделенную для них власть, тем самым боевой потенциал противника сводится к минимуму. Но для ведения боевых действий все равно необходимы воинские контингенты, хоть и ограниченные. Для этих целей есть несколько источников: это либо солдаты стран-союзниц, либо солдаты, навербованные в других государствах за деньги, наемники. Сами же утопийцы выступают в качестве стратегов, управленцев в войсках. Но иногда приходится сражаться и рядовым гражданам Утопии в качестве солдат. Благоразумно они избегают ненужных и второстепенных сражений, но при необходимости и неизбежности битвы упорно сражаются до последней возможности.

Утопийцы соблюдают все моральные правила при ведении боя, зря не калечат и не убивают людей, охотно берут пленных. Какой контраст с любым европейским театром военных действий, где никто не щадит человеческую жизнь, и кровь всегда льется рекой. Вдобавок к этом они свято чтут перемирия, заключенные с врагами, не уничтожают инфраструктуру, сельхозугодия в стране противника. Захваченные села и города не подвергаются разграблению, мирные жители не терпят никаких обид и притеснений. Ничего подобного нельзя представить, например, в во время боевых действий между французами и испанцами, где больше всего страдало ни в чем не повинное местное население. Военная добыча, взятая у руководства государства, передается утопийским союзникам, сами же жители острова не берут себе ничего, так как обеспечены всем в изобилии. Единственной формой приращения капиталов Утопии при войнах - приобретение части имений оппозиционных им местных вельмож в собственность утопийским государством. Такие доходы позволяют держать под контролем данные территории, поддерживать там мир и стабильность.

Теперь стоит обратить внимание на последний аспект, характеризующий Утопию. Это религия и ее особенности. Первая важная особенность - это разнообразии в пантеоне богов, практически в каждом городе своя религия, а государство не навязывает какой-то одной для всех жителей. Но все эти представления о боге сходятся в том, что их природа едина, проста проявляется в разных сущностях. Можно исповедовать свою религию без всяких опасений, но при этом нельзя массово агитировать за нее, поносить прочие верования, тем самым сея смуту среди народных масс. Обращать в свою религию можно, но только исключительно мирным путем, благодаря убеждению и доказательствам. Человек неверующий у утопийцев не мыслится человеком в принципе, так как отсутствие веры трактуется, как отвержение высшей природы человеческой души. Ведь такой человек не боится ничего, кроме законодательства, которое он при желании сможет обойти. А это значит, что он крайне ненадежен, важных дел ему не доверишь. Очень интересно и отношения граждан к смерти. Смерть у них считается переходом души в высшее блаженство. Те, кто расстаются с этим миром со страхом, боятся конца из-за того, что их душа обременена какими-то нехорошими делами. Остальные же люди умирают бодрыми, так как уверены, что идут по зову бога и ничего плохо в том мире им не грозит. Не свойственны им и различные суеверия. Немногочисленные священники отличаются всеобщим уважением, так как выбираются народом на основе голосования. Священники занимаются тем, что следят за людскими нравами, занимаются воспитанием мальчиков и юношей. При этом есть совершенно немыслимое для явление: священниками могут быть и женщины. Уважение к ним питают и другие народы, благодаря их заступничеству и миротворчеству во время боевых действий, способствованию мирным соглашениям. Вообще религия утопийцев максимально рационализирована и гуманизирована, избавлена от различных суеверий и пережитков прошлого.

Заключение

Произведение Томаса Мора «Утопия» - одно из величайших философских произведений в истории человечества. Оно сформулировало самые передовые идеи того времени, раскрыло главные противоречия периода зарождения капитализма в Европе, несоответствие интересов элит и обычных граждан, указало на самые насущные проблемы простых людей, такие как бедность, голод и т.д., призывало общество того периода стать более справедливым и здоровым. Мор стремился установить четкие границы и соотношения между религией и разумом, сделать общество более гуманистическим и открытым в своей модели, избегая и полного отрицания религии, и разнообразных суеверий. И хотя это лишь идеальная модель, но она отражает идеи и положения, к которым должно стремится каждое государство в своем развитии, основанное на большей социальной справедливости и всеобщем благополучии. Он стремился выделить внутреннюю политику как более приоритетную над внешней, нужно в первую очередь беспокоится о жизни собственных граждан, их благополучии.

Толчком к написанию данной книги послужили несомненно и впечатления Мора и от деревенской жизни населения Англии, трудной и незавидной, и от нравственного состояния современного ему городского и высшего общества, пропитанного неправильной и косной моралью, искаженного чрезмерным вмешательством схоластической философии в сознание людей. Также на его взгляд основная проблема разделения и отчужденности людей заключается в наличии частной собственности, разжигающей жажду наживы и приобретательства. Схема Мора указывает нам не готовый рецепт того, как стоит перестроить общество, а примерно намечает путь, способный вывести людей к счастью и благоденствию. Не случайно Мор написал свое произведение в дискуссионном виде. «Утопия» стала предтечей социализма, в последствии получившего не только теоретическое обоснование, данное Мором, но и практические пути и принципы реализации, действительно осуществимые в рамках социума. Именно поэтому роль данной книги трудно переоценить.

Томас Мор поистине стал родоначальником такого течения в философии, как утопический социализм, которое до него трудно было себе представить. Тем самым он навсегда вписал свое имя в историю человечества, одним из первых рассмотрев столь подробно и детально вопросы социального неравенства и несправедливости в обществе.

"Утопия" Томаса Мора, краткое содержание которой приведено в этой статье, - знаменитое произведение английского писателя и юриста, чье название стало нарицательным для всего жанра. Книга была впервые издана в 1516 году. Ее полное название - "Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове "Утопия".

Первая книга

"Утопия" Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, начинается со своеобразного вступления. Томас Мор пишет письмо своему другу Петру Эгидию, в котором просит прочесть свое произведение и подсказать ему, не упущены ли какие-то важные детали.

Рафаил знает множество обычаев и законов, которые существуют в других странах. Рассказывает о тех, которые, по его мнению, можно было бы применить в европейском государстве. Петр советует мореплавателю применить свои знания, устроившись к государю советником. Но Рафаил категорически против. Он считает, что цари слишком много внимания уделяют военному делу, стремясь приобрести новые земли, вместо того, чтобы заботиться об уже имеющихся.

При этом те советники, которые у них есть, как правило, поддерживают владыку, чтобы не уронить свое имя и не впасть в немилость. Рафаил же категорически осуждает войну, считая ее абсолютно бессмысленной. Его возмущает, что убийство и мелкое воровство наказывают одинаково - человека могут отправить на эшафот. При этом толстосумы блаженствуют в роскоши, а обычные люди много работая, нищенствуют, а это способствует развитию преступности.

Как стать успешным государством?

В "Утопии" Томаса Мора, краткое содержание которой перед вами, отмечается, что каждое государство стремится иметь сильную армию и неограниченное количество золотых запасов, которые необходимы для содержания войск. Война же агрессорам необходима только для того, чтобы дать солдатам опыт в бою.

Рафаил ведет себя как истинный философ, отмечая, что всегда хочет говорить только правду, поэтому он предпочитает воздержаться от государственных дел. При этом мореплаватель с удовольствием рассказывает о государстве, чьи нравы, обычаи и законы пришлись ему по душе больше всего.

Вторая книга

Вторая книга "Утопии" Томаса Мора, с кратким содержанием которой вы можете познакомиться в этой статье, начинается с описания вымышленного острова. Он назван Утопия в честь его основателя - Утопа.

На этом острове существуют 54 города. Везде одинаковые учреждения, нравы и законы. Это обязательное правило. Центральное поселение - город Амаурот. Все земли на острове поровну распределены между областями. А городские и сельские жители раз в два года меняются местами. В деревню постоянно приезжают те семьи, которые до этого еще не работали на земле.

Вокруг Амаурота огромный и глубокий ров, сам город окружен башнями и бойницами. Он выделяется красотой и чистотой. Возле каждого дома разбит сад, при этом частная собственность упразднена до такой степени, что раз в десять лет жители Утопии меняются домами. Кому где жить выбирают по жребию.

Из произведения Томаса Мора "Утопия", краткое содержание на брифли есть, но вы его можете найти и в этой статье, мы узнаем, как организована система управления. Каждыми тридцатью семьями руководит филарх, а над десятью филархами стоит протофиларх. Всего на острове 200 протофилархов, которые выбирают себе князя для руководства страной. Он правит на протяжении всей жизни. А вот на всех остальных должностях перемены происходят ежегодно.

Занятия утопийцев

В "Утопии" Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, утверждается, что все утопийцы поголовно занимаются земледелием. В дополнение к этому у каждого есть какое-то свое уникальное ремесло, которое он передает детям и внукам по наследству.

При этом никого не заставляют заниматься чем-то определенным. Если ремесло, которое культивируется в его семье, ему не по душе, его переводят в семейство с нужным ему занятием.

Рабочий день на острове Утопия продолжается шесть часов. Все остальное время его жители посвящают изучению наук или домашним делам. Те, кто проявляет в науках особое усердие, выдвигается в разряд ученых. Только из этих людей выбирают представителей духовенства, дипломатов, послов и руководителей государства.

Быт жителей острова

В книге "Утопия" Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, описывается, что во время работы все жители острова одеваются в шкуры. А на улицы выходят в плащах. При этом их цвет и крой у всех одинаков. Каждому выдается ровно одно платье на два года. В семье все слушаются старейшего.

Когда выясняется, что город перенаселен, то часть граждан отправляют в колонию, то же самое происходит в обратном случае. В центральной части каждого города расположен рынок. На него свозятся все товары и продовольствие. В любой день каждый желающий может взять себе все, что ему заблагорассудится. Всего и так в изобилии. Во дворцах регулярно проводятся общественные ужины и обеды.

Переезжать из города в город жители Утопии могут только с разрешения траниборов и сифогрантов. За самоволие в этом вопрос им грозит суровое наказание, а в случае повторного нарушения даже рабство.

Деньги и товары

В книге Томаса Мора "Утопия", читать краткое содержание вы можете в этой статье, описывается, что на острове есть все необходимое в нужном количестве и даже в избытке. Часть даже отдают малоимущим в другие страны, а остальное продают.

Деньги утопийцы применяют только во внешней политике, их они берегут на случай войны. При этом драгоценные металлы, например, золото и серебро, презирают. Из них делают кандалы, в которые заковывают рабов, а сами ими вообще не пользуются. В драгоценные камни играют дети, пока остаются маленькими. Повзрослев, они их оставляют.

Больших высот и успехов жители острова добились в искусствах и науках. Когда к ним приезжают в гости жители других государств, те подробно и детально знакомятся с их научными достижениями и культурой. Быстро все осваивают и развивают на своей территории.

В "Утопии" Томаса Мора, краткое содержание по главам есть в этой статье, утверждается, что вся жизнь жителей острова наполнена удовольствиями для тела и духа, а также добродетелями. Все отношения построены на справедливости и честности, во главу угла ставится помощь больным и немощным. Одно из главных удовольствий для утопийцев - здоровье. В тоже время они ценят силу, красоту и проворство.

Рабство в Утопии

В тоже время на острове существует рабство. В него обращают жителей острова, совершивших какие-либо позорные деяния, либо приговоренных к казни представителей других народов, оказавшихся в Утопии. Один из основных принципов состоит в том, что труд рабов приносит больше пользы, чем их казнь.

Тяжелобольные граждане редко решаются на самоубийства, потому что жизнь для них - основное удовольствие. Такой поступок здесь все считают большим грехом. Строго карается и супружеская измена.

Утопийцы хоть и копят деньги на возможную войну, но сами любое вооруженное противостояние считают недопустимым зверством. Для победы во внешних делах предпочитают использовать дипломатию и хитрость, часто подкупают приближенных государя-противника. Только когда эти методы не оказываются действенными, они решаются на военные сражения.

Войну Утопия ведет с помощью иноземных солдат, которым щедро платят. Собственные граждане назначаются на руководящие должности в армии. При этом Утопия готова не только защищаться на международной арене. Страна оставляет за собой право вступиться за угнетаемые народы, но только в том случае, если сражения будут происходить на чужих землях.

Религия

В Утопии все жители вольны выбирать любую религию. Запрещено кого-то насильственно обращать в ту или иную веру. Большинство поклоняется единому богу, которого зовут Митра. При этом никто не страшится смерти. В "Утопии" Томаса Мора, краткое содержание с цитатами есть в этой статье, говорят, что "новая, еще более счастливая жизнь сулит встречу с богом".

Так заканчивает свой рассказ о далеком идеальном государстве Рафаил.