Творческие объединения различных направлений их функции таблица. Положение о творческом объединении. Творческое объединение "Юный журналист"

Мы живем в мире техники. Нас окружают различные машины, механизмы, конструкции. Как не потеряется в этом технологическом пространстве? педагог высшей категории, 20 лет отдавшая системе дополнительного образования, Л.Т.Алехина успешно обучает техническому моделированию Каширских мальчишек, которые занимаются у нее с увлечением. Она умеет найти подход к каждому из них и каждого научить. Ребята придумывают и создают летающие и плавающие модели, модели, технические игрушки. Этот вид творчества развивает фантазию, находчивость, творческую выдумку, а также конструкторские способности и техническое мышление. Что, несомненно, пригодится в жизни. Программа объединения содержитбогатую научно-методическую базу, снабжена интересными учебно- методичсеским комплексом. Лидия Тимофеевна обучает детей работе с ручными инструментами, изготавлению моделей различной сложности. Но работа ведется не только в кабинете. Ребята вместе с педагогом ходят на экскурсии, в походы. Где проводят запуски новых моделей. И каждую весну плывут по реке созданные детьми корабли и катера. И каждую осень взмывают в небо детские самолеты.

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

3. А. Каргина,

кандидат педагогических наук, доцент,

руководитель структурного подразделения

«Дополнительное образование детей» ГОУ Методический центр

Северного учебного округа г. Москвы


Продолжая серию публикаций по проблемам организации дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения, в этой статье рассмотрим некоторые подходы к организации воспитания в детском объединении.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).

Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.

В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях:

– основы профессионального воспитания;

– основы социального воспитания.

Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;

– культура организации своей деятельности;

– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;

– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;

– знание и выполнение профессионально-этических норм;

– понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).

Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

– коллективная ответственность;

– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;

– толерантность;

– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;

– стремление к самореализации социально адекватными способами;

– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).

Названные позиции носят достаточно общий характер (т. е. могут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют конкретизации для каждого детского объединения (т. е. доработки параметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности.

Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования (см. Приложение).

Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Рассмотрим каждую из них.


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым.

Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:

– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;

– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности учащегося;

– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании , создает каждому «ситуацию успеха»;

– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);

– формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;

– создает условия для развития творческих способностей учащегося.

К тому же педагогу необходимо отслеживать организационные вопросы: как регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо сделать звонок домой и уточнить причины), насколько он активен в учебном процессе и «вне-учебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими учащимися. От этих, на первый взгляд, мелочей во многом зависит успешность всего образовательного процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя.

Но самое главное, в ходе индивидуальной работы с каждым учащимся педагог реализует и анализирует результаты процесса профессионального и социального воспитания (о чем уже было сказано выше).


МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:

– вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;

– выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно:

Система оценок названных поведенческих проявлений :

0 баллов – не проявляется,

В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам (творческих объединений) - клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Основным способом организации детей в любом объединении является их включение в учебные группы и совместное обучение по единой образовательной программе в течение определенного времени. Каждый ребенок может участвовать в работе одной или нескольких групп.

Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. Отличительные признаки: 1. Приоритет предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности (учебному предмету). Ведущими являются репродуктивные методы работы и приоритет активности педагога. 2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это не означает отсутствия воспитательных задач. 3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом. 4. Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

Клуб Детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач: - организация досуга детей; - развитие коммуникативных умений; - развитие навыков самоуправления и самостоятельности; - освоение содержания той или иной предметной области. Отличительные признаки: 1. 1.Наличие органов детского самоуправления. 2. Творческие взаимосвязи в коллективе клуба. 3. Символика и атрибутика. 4. Наличие Устава или Положения о клубе5. «Ступени роста» для членов клуба. 6. Особые условия приема в клуб. 6. Особые условия приема в клуб. 7. Разновозрастные объединения детей в составе клуба (звенья, бригады, экипажи, советы и т. д.) Студия Детское объединение, чья деятельность связана с определенным видом искусства. Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая и т. д.



Студия Отличительные признаки: 1.Основная цель – развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка. 2.Углубленное изучение содержания образования. В основе – доминирующий предмет, вокруг которого выстраиваются «смежные», сопряженные с ним. 3.Сочетание экспериментальных и практических пед. задач и форм работы. 4.Система деятельности по демонстрации детских практических достижений. 5. Специальные условия набора детей в студию. 6.Высокое качество творческого «продукта» детей. 6.Высокое качество творческого «продукта» детей. 7. Наличие ступеней обучения, завершенных по содержанию и времени. 8.Наличие общественного органа студии по оценке качества творческих достижений (худ. совет).

Ансамбль (от французского слова «вместе») - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений(музыкальных, хореографических), выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив. Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара. В учебном процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы. Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально- инструментальный ансамбль.

Театр Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Театр эстрадной песни», «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.

Мастерская Форма детского образовательного объединения, имеющая принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства и ориентированная на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий. Мастерская предполагает состав учеников, занимающихся у одного художника-педагога, развивающих в своем искусстве его творческие методы. Главной особенностью педагогических технологий считается не сообщение и усвоение информации, а передача способов работы, результат овладения которыми дает детям «творческие умения, формирующие личность.

Школа Форма образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения.

Школа Отличительные признаки: 1.Комплексность, сложность, масштабность пед. целей и задач. 2.Комплекс учебных предметов (не менее 3-х). 3.Наличие пед. коллектива. 4.Ступенчато-преемственный характер обучения. 5.Система пед. контроля, анализа и оценки результатов. 6.Четкие условия набора и обучения в школе 7.Вручение сертификата по окончании школы. 8. Наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Методы и формы взаимодействия учреждений дополнительного образования с родителями: родительские собрания, конференции, дни открытых дверей, концерты, соревнования, открытые уроки, вечера вопросов и ответов и др.

Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.

Ведущими методами взаимодействия могут стать:

Методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;

Методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;

Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;

Методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;

Метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый).

Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями:

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы - одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др.Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ воспитанников и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.

Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.

Классификация видов детских творческих объединений в учреждении дополнительного образования детей

Кружок

Кружок – одна из самых наиболее распространенных, традиционных, базовых форм добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. В организационной структуре УДОД кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому – либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.

Исторически кружок возник как самостоятельное объединение людей, а затем – как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Во внешкольных учреждениях прошлых лет кружок был основной формой добровольного объединения детей. В системе современного дополнительного образования кружки также продолжают существовать, но являются при этом одной из самых простых форм организации деятельности детей.

Сегодня кружок может существовать как начальный этап в реализации образовательной программы , на котором дети имеют возможность попробовать свои силы, проверить правильность выбора направления деятельности. Кружок – это среда общения и совместной деятельности , в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести « стихийное» желание в осознанное увлечение. Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, нов большей степени – от личных качеств педагога – руководителя.


Обучение детей в кружке проводится по образовательной программе, где четко регламентировано время учебных занятий для детей по годам обучения. Приоритетны для них предметно – практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т. е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог.

Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятии – диалога равных партнеров.

Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Студия

Для понимания студии как формы детского образовательного объединения полезно вспомнить перевод этого термина. С латинского «студия» - «усердно работаю, изучаю», а в переводе с итальянского «студия» - «изучение, комната для занятий». Отталкиваясь от итальянского перевода, студия – место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких – либо действий, знаний, умений.

Первый смысл слова « студия » таков: в нем доминирует процесс самостоятельной, усердной, старательной деятельности, учения, самодеятельности и др. Это означает, что объединение детей, называемое студией, организует свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.

Студия – творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений; это своего рода мастерская для подготовки детей, «специализирующихся» в различных областях искусства и спорта: артистов, художников, скульпторов, литераторов, спортсменов.

Студия обычно создается в художественно – эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т. п.) с целью развития художественных и иных творческих способностей учащихся, выявления ранней одаренности детей, ее поддержки и развития. Это может быть театр – студия, киностудия, музыкально – хореографическая или музыкально – фольклорная студия, студия моды и др. Такие студии часто становятся самостоятельным структурным подразделением учреждения, имеющим свою организацию учебного процесса (ступени, уровни обучения), орган по оценке качества творческих достижений (художественный совет). Часто в такие студии осуществляется конкурсный отбор с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к определенному профилю творчества (танцевального, литературного, музыкального и др.).


В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. При разных вариантах «авторства » программа обучения в студии составлена с учетом того, что детям преподаются несколько необходимых для творческой деятельности дисциплин. Содержание деятельности студии связано с определенным видом искусства или художественного творчества. В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

Среди педагогических задач объединения – создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях. Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных учебных курсов. Специфика организации состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность (проведение концертов, спектаклей, фестивалей, творческих вечеров и т. п.). Специфика обучения в студии заключается в сочетании:

учебных, экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей, изучение и использование новых приемов в искусстве), практических и производственных (показ спектаклей, оформление выставок, выпуск рукописных и печатных изданий, реализация изделий) задач

индивидуальных, групповых и коллективных форм организации занятий.

Студию отличает четкая ступенчатость по уровню подготовленности: младшие, старшие. В деятельности студии преобладает самостоятельная работа детей под руководством педагога и с его помощью. Во главе студии стоит мастер, который на высоком уровне может продемонстрировать свою работу. Помимо обучения в студии проводится большая общественно – полезная работа, учебные занятия сочетаются с творческой практикой. Деятельность студии отличает высокое качество творческого « продукта» детей. В организации деятельности студий может участвовать общественный коллегиальный орган (художественный совет). С понятием студия находятся в тесном соотношении понятия ансамбль и театр.

Ансамбль

Ансамбль (от французского слова «вместе») – объединение детей - исполнителей или небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений (музыкальных, хореографических и др.), выступающих совместно как единый творческий исполнительский художественный коллектив. В нем могут быть подструктуры и подгруппы, но сохраняется общая устремленность. В учебном процессе в ансамбле сочетаются групповые и индивидуальные формы обучения. Это могут быть ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный и др.

Театр

Театр – творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существуют фольклорные театры, театры моды, эстрадные театры песни и др. Обычно в театре существует разделение ролей, труда по видам деятельности в зависимости от индивидуальных способностей членов коллектива. Успеху способствует единое стремление всего коллектива добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.

Оркестр

Оркестр – группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Например, детский оркестр народных инструментов, детский духовой оркестр.

Класс

Класс в системе дополнительного образования – это группа учащихся, обычно одного возраста, занимающихся под руководством педагога по одной образовательной программе, или учебный коллектив изучающих определенный предмет. Например, класс вокала, рояля, скрипки, живописи, композиции и др.

Школа

Школа – это узкоспециализированное объединение, которое осуществляет профильное образование, сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения. В зависимости от учебной программы продолжительность обучения составляет один, два и более лет. Учащиеся школы объединяются в учебные группы (классы). Школу отличает помимо обязательной образовательной программы и учебного плана устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги, обязательная система оценивания успешности обучения. В школе возможна выдача итогового документа, подтверждающего полученное дополнительное образование.

Для школ характерны следующие отличительные признаки:

наличие концепции, представленной в Уставе, Положении и образовательной программе

решение комплексных и разноуровневых педагогических целей и задач

приоритетность системно организованного обучения (ступени обучения, преемственная связь между стадиями, уровнями, результатами обучения) при многообразии направлений деятельности

наличие системы педагогического анализа, контроля, оценки образовательных результатов

четко обозначенные условия набора и обучения

наличие сертификата или итогового документа об окончании (удостоверение, диплом, свидетельство и пр.)

организация и осуществление образовательного процесса педагогическим коллективом, а не одним педагогом

наличие прошедших экспертизу и лицензирование образовательной программы и учебного плана, устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги.

В практике дополнительного образования детей сложилось достаточно широкое разнообразие школ как образовательных объединений. Для их классификации используются разные основания, среди которых можно назвать:

приоритет педагогических задач (школы профессиональной или допрофессиональной подготовки, довузовской подготовки, социальной адаптации и реабилитации, творческой ориентации и др.)

степень выраженности профиля деятельности (профильные школы, многопрофильные по типу школ раннего развития, не имеющие четко выраженного профиля)

ориентация на особенности развития детей (школы для одаренных детей, детей – инвалидов)

В практике учреждений дополнительного образования детей наименование «школа» иногда используется в развивающих, досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации, школа раннего развития), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания, школа юного инспектора дорожного движения).

Мастерская

Мастерская. Чаще всего это слово употребляют при описании помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой – либо продукции или выполнением услуг. Когда речь заходит о мастерской в образовании, то выделяется имя мастера (творца, автора), создавшего свою, не имеющую аналогов, «школу – производство» учеников, последователей.

В учреждениях дополнительного образования детей этот смысл сохраняется. Вместе с тем отличительными признаками мастерской как формы детского образовательного объединения предлагается считать:

принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства (мастерская хореографии и др.)

приоритет целей обучения и предметно – практических задач

ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий

демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали и др.)

Мастерская – это объединение детей, важной особенностью которого является не только наличие широкого спектра изучаемых дисциплин, но и ориентация на создание под руководством педагогов предметов декоративно – прикладного творчества. В основе образовательного процесса – изготовление чего – либо (декораций для спектакля, его шумового оформления, костюмов и реквизита – если речь идет о театральной мастерской в составе большого коллектива детского театра) или формирование и оттачивание прикладных умений.

Лаборатория

Лаборатория – детское объединение преимущественно для коллективов технического профиля. Существенным признаком здесь является наличие исследовательской составляющей в творческой деятельности детей.

Проектирование – ведущий метод. Продуктом деятельности является создание ребенком под руководством педагога новых и усовершенствованных моделей. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа. Здесь воспитанниками проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования. Основная цель деятельности лаборатории – развитие умственных и изобретательских способностей детей и подростков. В ее состав входят преимущественно старшие подростки и старшеклассники. Педагог – направляющий, помощник, координатор исследования.

Секция

Секция – объединение детей, в работе которого обязательно присутствует и обучение, в результате чего ребятам прививаются определенные умения и навыки, и участие в соревнованиях, где эти умения и навыки проверяются.

Салон

Салон – объединение детей, в основе которого широко развернутое на социум общение детей и подростков: встречи с гостями, обсуждение различных вопросов, демонстрация и распродажа своих работ.

Клуб

Клуб – это объединение детей с целью общения по интересам, проведения совместных занятий и досуговой ориентации. Оно приемлемо для массового привлечения школьников к конкретному виду деятельности (клуб космонавтики, клуб моряков, книголюбов, туристический клуб и др.).

Клубы организуются с целью создания условий для общения, развития способностей и талантов детей, а также - для целенаправленной организации их свободного времени . Они успешно развиваются и достигают цели – развитие личности – только там, где преобладают социально – значимые потребности и возможности полностью раскрыть все свои качества и свободно реализовать себя.

Кроме того, клуб решает задачи:

удовлетворения разнообразных образовательных, культурных потребностей и интересов личности

расширения кругозора по широкому кругу проблем

предоставления неограниченных возможностей самореализации и самоутверждения личности в творческом процессе

В основе организации клубных объединений лежит интерес. Дети и подростки объединяются для совместной деятельности в сводное время. Клубы образуются в различных условиях, имеют различные цели и задачи, объединяют различные группы и слои общества, могут иметь и различное название. Анализ и учет интересов, потребностей, возрастных особенностей детей и молодежи – это главное, что должно определять выбор направлений деятельности клуба.

Главные принципы организации деятельности клуба

Добровольность членства

Самоуправление

Единство цели

Совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой)

Сочетание различных видов деятельности (обучение, воспитание, развитие)

Совместная деятельность (познавательная, творческая, практически – преобразующая, рекреационная)

Отсутствие взаимного давления

Особый дух сотворчества и содружества и доброжелательная атмосфера

Личностный комфорт

Ориентированность на перспективу

Широкие возможности для выбора единомышленников

В клубе занимаются обучающиеся разного возраста и пола, объединенные в секции или учебные группы. Члены клуба могут заниматься в одной или нескольких секциях (учебных группах). В клубе могут быть объединения детей по годам обучения (возрасту и опыту деятельности в клубе и т. д.), по интересам (творческие группы, творческие объединения и др.)

Количественный состав клуба может изменяться. В состав клуба могут приниматься коллективные члены (классы, творческие коллективы и др.), почетные члены (ветераны войны и труда, бывшие воспитанники клуба и др.)

Работой клуба руководит Совет клуба, избираемый на собрании членов клуба и действующий на основе Устава или Положения о клубе. В учреждении дополнительного образования детей обычно руководит работой клуба педагог, он же – председатель Совета клуба. Клуб – самодеятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением учащихся. При клубе может действовать Совет друзей клуба, в состав которого могут входить ветераны войны и труда, бывшие воспитанники и др.

Деятельность клуба осуществляется на основе одного из разработанных документов: Устава клуба, Положения, Программы деятельности.

Документ утверждается общим собранием членов и отражает: цели и задачи, структуру клуба, традиции, основные направления деятельности, права и обязанности членов клуба, материально – техническую базу.

Клуб считается созданным с момента регистрации Устава (или утверждения Положения), который является основным документом, регулирующим его деятельность.

В течение учебного года деятельность клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием членов клуба. С целью организации и проведения совместного досуга проводятся клубные дни – тематические вечера, игровые и конкурсные программы и др. Деятельность клуба сочетает и индивидуальные занятия, и работу в кружках, секциях, клубных командах, и общественно – полезные дела, организацию массовых праздников, походов, выставок, отчетных концертов, конференций. Планирование деятельности помогает целенаправленно решать задачи воспитания, обучения и развития детского коллектива, добиваться эффективности в организации клубной деятельности.

Планирование работы клуба – длительный и сложный процесс. Степень успеха в планировании зависит от верно выбранных целей, которые должны быть реальными, четко сформулированными и принятыми всеми членами коллектива.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

1 этап – анализ деятельности за прошедший период, который включает: выявление проблем (что не удовлетворяет в результатах деятельности?), выявление причин появления проблем, определение направления преобразований.

2 этап – постановка целей и задач на новый учебный год. Цель – образ желаемого результата, который можно достичь к определенному времени.

Цель должна обладать свойствами:

Полнотой содержания

Контролируемостью ожидаемого результата

Временной определенностью

Реальностью

Цель раскладывается на конкретные задачи – конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.

3 этап – определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.

4 этап – рассмотрение проекта плана, определение сроков исполнения и ответственных.

5 этап – утверждение плана на педагогическом или методическом совете.

Продуманная и целенаправленная организационная деятельность и общение в клубе (усилиями педагога, коллектива, учреждения и др.) как в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, ценность личной свободы и т. д.

Перспективной становится деятельность тех клубных объединений, где по каждому конкретному направлению соединяются самые разнообразные формы работы, учитываются и целесообразно используются возможности образовательных, культурно – просветительских, спортивных и др. учреждений.

Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба – быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.

Клуб имеет свои традиции и отличительные символы, атрибуты (название, песня, эмблема, значок, девиз, форма и др.). Работа клуба отражается в дневнике, летописи дел. Клуб может иметь свой печатный орган – информационный бюллетень , газету.

Клуб осуществляет связи с другими клубами соответствующего профиля, участвует в совместных программах и проектах, в соревнованиях и конкурсах и др.

Типология клубов еще полностью не разработана, но уже сегодня их можно классифицировать:

по масштабу деятельности: многопрофильные и однопрофильные. Клубы могут иметь одно направление работы: общественно – политическое, художественное, техническое, туристско-краеведческое, спортивное и др., могут объединять туристов, краеведов, киноведов, цветоводов и т. п. или быть многопрофильными, организующими одновременно несколько направлений деятельности детей, подростков, молодежи

по преобладающему виду деятельности: учебные, дискуссионные, творческие.

1) Учебные – лектории, клубы интересных встреч, т. е. инициатива организации, подготовки мероприятий принадлежит штатному аппарату или инициативной группе, предполагается зрительская активность.

2) Дискуссионные (бурные обсуждения, обмен информацией: молодежные клубы, дискотеки, клубы коллекционеров и др.)

3) Творческие (деятельностные)- активная индивидуальная, групповая, коллективная деятельность участников: агитбригада, передвижной музей и т. п. по степени организованности: официальные, неофициальные.

В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т. д.) как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, здоровья, традиций и истории, ценность другого человека, личной свободы, мышления и т. д.

Образовательная деятельность в системе ДОД осуществляется через различные объединения детей по интересам. Образовательное объединение учреждения дополнительного образования детей - это достаточно постоянно действующая форма, которая создается как минимум на один учебный год.

Детское объединение дополнительного образования - основное структурное звено (элемент) в системе дополнительного образования детей любого уровня: государственной, региональной, учреждения.

Детское творческое объединение - ключевое понятие для педагогики дополнительного образования детей. Характеризует сущность любой из устоявшихся ныне форм организации учебно-воспитательного процесса в УДОД. В социально - педагогическом плане - это объединение детей по поводу своего творческого самоопределения и развития{13}. При образовательных объединениях могут организовываться временные объединения детей, группы.

Учебная группа - основной способ организации деятельности детей в учреждении дополнительного образования

Основным способом организации деятельности детей является их объединение в учебные группы, т.е. группы учащихся с общими интересами. Учебная группа, в той или иной ее разновидности, является основным способом организации деятельности детей практически в любом виде детских объединений.

Понятие «группа» - универсально для общей характеристики социальных отношений. Оно универсально и по отношению к УДОД как социальному институту, в структуру которого входят самые разнообразные большие и малые группы детей, педагогов, смешанного состава.

С одной стороны, группа - это формальное объединение. Подобно тому, как в школе объектами управления являются классы, так и в УДОД объектами управления являются - группы или относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.

Инициатива в создании таких групп (предмету их деятельности, количеству участников) принадлежит самому учреждению. Дети, приходя первый раз в УДОД, не выбирают группу и не предлагают создать совсем новую, а ориентируются в имеющихся предложениях, соотносят их со своими интересами, записываются туда, где их привлекает вид занятий, профиль деятельности, изучаемый предмет или иной показатель. Часто таким ведущим показателем является мнение друга, родителей, а иногда - имя педагога, о котором известно много хорошего.

Для групп характерно наличие сходных интересов и потребностей в общении и совместной деятельности. Главный фактор, объединяющий группу, - совместная деятельность, а одним из основных признаков группы является способность участников осознанно и непосредственно включаться в согласованное действие (прямой обмен деятельностью и способностями, творческое сотрудничество), благодаря которому могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.

Кроме этого главного признака, традиционно выделяют и другие групповые показатели: установление определенных отношений между членами группы; внутренняя организация, включающая в себя распределение обязанностей, иерархию статусов и др. Регуляция отношений и разделение ролей в группе осуществляется в процессе саморегуляции, корректируемой руководителем (педагогом) или другим лидером группы. Основным средством, инструментом объединения малой группы можно назвать межличностное взаимодействие, которое имеет преимущественно эмоциональный характер и подчиняется закономерностям психологической совместимости и конфликтности (симпатии и эмпатии). Отношения внутри группы между ее членами влияют на эффективность деятельности, на возможность или невозможность реализации цели.

Следовательно, группа - это так же и неформальное сообщество детей и педагогов, особое добровольное самодеятельное объединение. Группа из объекта управления переходит в статус субъекта управления образовательным процессом учреждения. Именно УДОД более способны к построению и поддержке диалога с такими объединениями.

Процесс появления таких самоуправляемых, самодеятельных объединений не может быть жестко регламентирован и стандартизирован, формализован, что и гарантируется приоритетными идеями системы ДОД.

При этом особое значение придается педагогу, его педагогическому стилю, реализуемому в содержании авторской программы, в инновационном проектировании своей педагогической деятельности.

В рамках такого сообщества создается реальная возможность дать каждому ребенку опыт свободного демократического освоения культуры в системе диалогических отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми, детьми разного возраста как носителями иных смыслов, ценностей, норм.

Итак, группа - понятие, объединяющее множество разных форм УДОД на основании их сущностной принадлежности (тождественности) к данному типу образования.